Историческая память как регулятив современной культуры: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Синицина, Наталья Алексеевна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Синицина, Наталья Алексеевна
Введение.
Глава 1. Социологическая проблематизация феномена исторической памяти.
1.1. Интерпретация и операционализация понятия исторической памяти.
1.2. Историческая память как феномен жизненного мира и общественного сознания.
1.3. Историческая память и культура: механизмы взаимного влияния.
Глава 2. Историческая память современного российского общества: от культурного изоляционизма к межкультурной интеграции.
2.1. Социологическое измерение исторической памяти.
2.2. Историческая память и потенциал межкультурной интеграции (на примере южно-российских регионов).
2.3. Историческая память в структуре интегративной модели культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Межкультурная интеракция в условиях современного российского мультикультурализма: социологический анализ2009 год, кандидат социологических наук Шмыгалева, Полина Владимировна
Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса2010 год, доктор философских наук Нанаева, Борят Балаудиновна
Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея2009 год, кандидат социологических наук Шадже, Азмет Аскерович
Идеологические и прагматические детерминанты развития современного общества: философский анализ2009 год, кандидат философских наук Ступкина, Анна Валентиновна
Коммуникативные процессы в полиэтничном социокультурном пространстве2005 год, доктор философских наук Волова, Людмила Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историческая память как регулятив современной культуры: социологический анализ»
Актуальность темы исследования. Феномен исторической памяти является одной из самых малоисследованных сфер общественного сознания применительно к социологии культуры, с точки зрения их взаимодействия в процессе социокультурной интеракции. Существующее положение дел вряд ли может считаться приемлемым, особенно в ситуации, когда российский социум пребывает в состоянии интенсивного поиска путей сохранения собственной культурной идентичности при одновременном поиске возможностей интеграции в мировое социокультурное пространство. Без ясного осознания того, каким образом осуществляется детерминация культуры историческим сознанием, каковы возможности и перспективы культурного строительства в исторически детерминированном социуме, невозможно никакое рациональное целеполагание, никакое социокультурное проектирование и прогнозирование.
Особую актуальность заявленной в диссертации проблеме придает ускоряющаяся динамика трансформации исторического сознания, испытывающего интенсивное воздействие, как со стороны трансформирующейся эмпирии, так и со стороны интенсифицирующихся информационных потоков. Социологическая проблематизация феномена исторической памяти подразумевает поиск ответов на большое числа сложнейших вопросов теоретико-методологического порядка, касающихся эксплицитных процедур, коррекции наличного концептуального аппарата, компаративистики соответствующих социологических концептуализаций, способов описания и т.п.
Одновременно тематизация воздействия исторической памяти на культуру обнаруживает себя и как проблема, имеющая бесспорное практическое измерение, связанное с необходимостью оптимизации социальной практики, выработки научно обоснованных управленческих решений, выявления социального самочувствия россиян, содействия обретения последними своей культурной идентичности.
Продуктивный научный поиск в очерченном когнитивном пространстве предполагает выявление диалектики, связывающей ретроспективное содержание общественного сознания и наличную социокультурную практику. Здесь принципиально важно установить те детерминанты, которые формируют не только культуру в целом, но и формы повседневной жизнедеятельности людей. Принципиально важно установить тот алгоритм социокультурного развития, который напрямую зависит от ретроспективы человеческого сознания и, соответственно, соподчинен ретроспективной логике исторического, этнического, социокультурного, политического и экономического факторов.
Еще одним основанием для актуализации проблематики диссертации-является потребность в сохранении целостности отечественного духовного пространства, выработки в обществе устойчивого иммунитета против вероятностной угрозы разрушения существующей культурной идентичности, чреватыми самыми серьезными издержками в общественном развитии.
Кроме того, важнейшей задачей современной социологии является * разработка такой интегративной модели культуры, которая основывалось бы на синтезе сущего и должного, идеального и эмпирически достижимого, рационального и архетипического, национального и интернационального, ретроспективного и антиципативного. Позитивный образ прошлого способен оказать стимулирующее воздействие на развитие культуры, на содержание жизненных стратегий, стать ведущей движущей силой цивилизационного развития в целом.
Степень разработанности проблемы. Первичная рефлексия проблематики исторической памяти была осуществлена в рамках социальной философии. Однако и в настоящее время философия продолжает лидировать в разработке обозначенного в диссертации круга вопросов.
Обнаруживается очевидная нацеленность социологической науки на исследование настоящего с точки зрения будущего, но никак не с позиций ретроспективной составляющей общественного сознания. Тем не менее, с описанием современной культуры как конфликтного поля столкновения прошлого и настоящего мы встречаемся в уже ставшей классической работе О. Тоффлера «Футурошок». Различные методологические аспекты исследования культуры (метод исторической аналогии) разрабатывались Т. Гордоном, О. Гелмером, Б. де Жувенельем, Дж. МакГейлом, и некоторыми их коллегами.
Алармистское содержание исторической памяти артикулировано в трудах Г. Гендерсона, Дж. Найсбитта, И. В. Бестужев-Лады, Т. Стивенсона, Л. Колдуэлла, Р. Фолка, Д. Дьюдни, М. Фергюсона, Дж. Мейси, К. Роджерса, Дж. Визнера, С. Хофмана. Р. Барнета, П. Гудмена, О. Флехтгейма и их многочисленные коллеги, представляющие различные отрасли социальных наук.
Глубокая и всесторонняя компаративистика понимания детерминации социокультурных процессов исторической памятью представлена в фундаментальном исследовании П. Хаттона «История как искусство памяти» (1993). Понимание сложности и масштабности проблемы продемонстрировано в работах ведущих отечественных ученых Б. Г. Капустина, А. С. Панарина, В. М. Межуева, С. С. Неретпной, В. С. Добряинова, И. Т. Фролова, И. В. Бестужева-Лады, В. В. Кузина, А. К. Уледова, Н. С. Розова, М. А. Чешкова, И. М. Савельевой, А. В. Полетаева, В.В. Ильина, Н. И. Цымбаева и многих других.
Междисциплинарные аспекты диссертации потребовали привлечения работ отечественных и зарубежных социологов, в числе которых М. К. Горшков, В. Э. Шляпентох, В. А. Ядов, С. С. Фролов, В. И. Добреньков, Г. В. Осипов, Л. Г. Ионин, В. И. Курбатов, А. Г. Здравомыслов, Ю. Г. Волков, Ю. А. Левада, Т. Парсонс, Р. Дарендорф, Л. Козер, П. Бергер, Э. Гидденс, Дж. Хоманс, Р. Арон, У. Томас, Ю. Хабермас, Р. Мертон, Г. Блумер, Н. Луман, Н. Элиас, У. Бек.
Бесспорный интерес, с точки зрения уточнения и конкретизации отдельных положений диссертации, представляют работы Т. И. Афасижева, С. А. Ляушевой, X. М. Казанова, В. А. Авксентьева, А. В. Дмитриева, С. И. Самыгина в которых поднимаются вопросы межкультурной интеграции российских этносов, перспектив их культурного наследия, взаимодействия с культурами иных народов. Вместе с тем, представленный выше перечень серьезных ученых, каждый из которых является автором многочисленных фундаментальных исследований, отнюдь не может служить свидетельством достаточной изученности поднятых в диссертации проблем. Феномен исторической памяти не исследован как инструмент, позволяющий оптимизировать социокультурную практику, как эффективный регулятив жизненного мира.
Объектом исследования является историческая память современного российского социума.
Предметом исследования выступает характер воздействия образа прошлого на современную культуру и общее состояние духовной жизни.
Цель исследования состоит в выявлении характера влияния исторической памяти на процессы, происходящие в сфере культуры, а также в обнаружении потенциала оптимизации такого влияния. Реализация поставленной цели осуществлялась путем решения следующих задач:
• выявления диалектической зависимости между содержанием исторической памяти и развитием культуры современного российского социума;
• исследования когнитивного статуса исторической памяти в социологической науке;
• уточнения роли и места исторической памяти в социологической науке;
• описания механизма взаимного влияния исторической памяти и социокультурных реалий;
• определения консистенции традиции и новации в социокультурном проектировании;
• анализа феномена исторической памяти как средства сохранения культурной идентичности;
• исследовании исторической памяти как условия функционирования интегративной модели культуры.
Основная гипотеза исследования. Историческая память представляет собой такой феномен общественного сознания, который обеспечивает трансляцию культурного наследия, его интеграцию в современные социокультурные реалии, диалектический синтез традиции и новации, регулирование социокультурной практики. Доминантное содержание исторической памяти современных российских этносов ориентировано на дальнейшее углубление межкультурного взаимодействия, на актуализацию интегративных факторов при одновременном элиминировании факторов культурной дезинтеграции. Длительное пребывание в поликультурном пространстве, предполагает возможность полноценного участия в интенсивно развивающимся диалоге культур, реализуемом на международном уровне.
Методологической и теоретической основой диссертации являются труды, как классиков мировой социологии, так и современных социологов. Диссертант опирался на результаты, полученные ведущими отечественными и зарубежными представителями общегуманитарной мысли, связанные с раскрытием сущностных характеристик феномена исторической памяти, ее культурообразующего потенциала. Для обеспечения наиболее полного анализа влияния исторической памяти на актуальное состояние культуры, автор использовал исходные положения системного подхода, принципа «дополнительности», структурно-функционального и качественного анализ. К разновидностям последнего может быть отнесен символический интеракционизм, этнометодология, эвристические элементы теории коммуникативного действия и теории структурации. Совокупное использование указанных методологических принципов призвано было обеспечить надежный теоретический фундамент диссертационного исследования.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты опросов, проведенные в ряде южно-российских регионов (20052007гг.). Выборочная совокупность опрошенных составила 2070 респондентов. Респондентами выступили представители русского, карачаевского, черкесского, кабардинского и балкарского этносов, а также региональное казачество. Кроме того, анализ состояния исторической памяти осуществлялся в различных стратификационных и референтных группах по квотной выборке. В диссертации использованы данные, полученные социологами Ставрополья в рамках исследовательского проекта «Интеграция вынужденных переселенцев в местное сообщество» (2002-2006гг.), статистические данные, а также контент-анализ региональных СМИ и мониторинг управленческих решений в сфере культуры и межнациональной политики.
Научная новизна работы состоит в следующем:
• выявлен характер зависимости между содержанием исторической памяти и состоянием современной культуры;
• обобщен опыт исследования исторической памяти средствами социологического инструментария;
• описан механизм обратного влияния социокультурных реалий на состояние исторической памяти;
• описана диалектика традиции и новации в социокультурной практике;
• установлена зависимость между константностью исторически заданного и сохранением культурной идентичности;
• установлены корреляты трансформации исторической памяти и социокультурного пространства современной России;
• историческая память исследована как условие построения иптегративной модели культуры в полиэтничном регионе.
Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие положения:
1. Историческая память представляет собой сложный феномен сознания, существующий как на социетальном, так и на индивидуальном уровнях, выступающая как регулятив межкультурной коммуникации, инструмент социокультурного познания, средство идентификации и самоидентификации, интегративный фактор, ценностный ориентир, условие ретрансляции культуры. Сущностной характеристикой исторической памяти является ее одновременная устойчивость и мобильность, стремление к межкультурному диалогу и желание остаться в рамках доминантной социокультурной парадигмы. Рефлексивно осмысленная эмпирия культуры создаёт предпосылки для разработки нормативных социокультурных проектов, призванных оптимизировать функционирование общества в целом.
2. Историческое сознание и историческая память, в качестве его атрибута, есть результат сложного диалектического взаимодействия самых разнообразных факторов и детерминант, где случайность соседствует с закономерностью, а предустановленность нейтрализуется разнохарактерным внешним воздействием. Глубина исторической памяти в полной мере определяет способность общественного самосознания реагировать на социокультурную трансформацию и возникновение новых реалий культуры, подвергать анализу сущность, масштабы и значимость происходящих изменений, а, соответственно, объективно оценивать глубину и остроту создаваемых данными изменениями проблем, а так же возможности и пути их решения.
3. Коммуникативное сообщество, равно как и его духовная надстройка, принадлежат к таким феноменам, которые социология определяет в качестве предписанных факторов. Воспроизводство и социализация последовательно сменяющих друг друга поколений происходит в изначально существующей социокультурной среде, чьё актуальное бытие воспринимается каждой новой волной субъектов социальной интеракции как нечто необходимое, как некий социокультурный инвариант. Таким образом, культура оказывается детерминированной всей полнотой исторического процесса, испытывает на себе влияние всех без исключения коллизий и катаклизмов последнего. Операционально культуру можно представить как своего рода симбиоз ценностей, поведенческих стереотипов, деятельностных моделей, социокультурных предпочтений и праксеологических горизонтов.
4. Гибкость и подвижность исторической памяти позволяют различным народам забывать взаимные обиды и помнить все то позитивное, что было в их общей истории. Высшие интересы россиян состоят в признании приоритетности межэтнически универсального перед изоляционистски локальным. Если замкнутость традиционного общества и могла строиться на догматическом понимании своего прошлого, то в настоящее время приходит понимание необходимости, во имя общей пользы, коррекции исторической памяти, ее приведения в соответствие с императивами современности.
5.Основными условиями успешности дальнейшего развития отечественной культуры, может стать синтез апробированных традиций и передовых новаций, с одной стороны, и интегративность, обеспечивающая социокультурное единство всех субъектов исторического процесса, с другой. Конкретный индивид в своем мировоззрении и реальных поступках должен творить собственную, индивидуальную историю, соотносимую при этом с другими индивидуальными историями, что, в конечном итоге, составит единое пространство культурного будущего России.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание позволяет получить более полное представление о том влиянии, которое оказывает историческая память на формирование социокультурных реалий. Положения и выводы диссертации способны выступить теоретическим материалом для дальнейших исследований в области социологии культуры, использоваться при разработке методологии комплексных исследований социологической проблематики, создании специализированных программ и технологий.
Полученные результаты могут найти свое применение в практике социального управления, способствовать проведению конструктивной культурной политики, использоваться при разработке базовых и факультативных курсов по социологии и философии.
Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и были обсуждены на ряде внутривузовских и межвузовских методологических семинаров, Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы современного общества» в Северо-Кавказском социальном институте (Ставрополь, 2007), 15-ом годичном научном собрании СКСИ (Ставрополь, 2008), 4-й Межрегиональной научно-практической конференции «Экономическое, правовое п социальное развитие регионов: этапы становления, взаимосвязи, современное положение и перспективы» (Элиста, 2008). Некоторые аспекты диссертации были включены в разработку спецкурса по социологии в Северо-Кавказском социальном институте. Диссертация принята к защите на заседании кафедры философии, социологии и социальных технологий СКСТ4. Материалы исследования изложены в пяти научных статьях, одна из которых в издании, рекомендованном ВАК России.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, а также списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Память, язык и сознание в диалоге России и Франции XVIII - нач. XX вв.2005 год, кандидат философских наук Морозова, Ирина Валерьевна
Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества2005 год, кандидат социологических наук Дмитриева, Марина Григорьевна
Локальные идентичности в контексте социокультурной динамики российских регионов2011 год, доктор культурологии Дзякович, Елена Владимировна
Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве2006 год, кандидат философских наук Хохлова, Елена Анатольевна
Социокультурная традиция: онтология и динамика2006 год, доктор философских наук Полонская, Ирина Нисоновна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Синицина, Наталья Алексеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные диссертантом в ходе проведенного исследования результаты свидетельствуют, в первую очередь, об острой злободневности всего круга вопросов, связанных с историческим сознанием и исторической памятью и их ролью в культурообразующих процессах. Магистральное движение социологической мысли является наиболее убедительным аргументом в пользу неизменной актуальности исследования исторической памяти в ее соотнесенности с культурой, с тем, чтобы применять полученные знания в эмпирии социокультурного пространства. Тем более, что потребность в такого рода знаниях значительно возрастает в современных условиях, характеризующихся беспрецедентным ускорением всех без исключения социальных процессов, ускорением научно-технического прогресса, ускорением культурного развития в целом, усилением взаимного влияния культур.
Одним из следствий роста социокультурной динамики стала утрата обществом исторических ориентиров, «размытость» образов прошлого, неясность культурных приоритетов и культуротворческих стратегий. Рост значимости исторической памяти происходит на фоне глубокого разочарования в познавательных возможностях собственно исторической науки с ее претензиями на абсолютную объективность, исключающей всякую социолого-историческую интуицию.
Вместе с тем, мнемонический скептицизм отнюдь не тождественен отказу от попыток «заглянуть» в прошлое посредством обращения к собственной памяти, поскольку это противоречило бы самой природе человека разумного, стремящегося не только будущее или настоящее, но и прошлое превратить в рационально постигаемое культурное пространство. Человек как субъект культуры с необходимостью нуждаются в знании хотя бы общих тенденций и закономерностей исторического процесса, в знании того, на что они могут надеяться и чего в праве ожидать. Известная ограниченность исторической памяти не снимает с повестки дня культурную эвристику как таковую, а всего лишь обуславливает перенос акцентов с вопросов конкретно-эмпирического порядка на вопросы социетального уровня, где они проявляются как проблемы экзистенциальные. Иными словами, человек обречен, действовать исходя из тех или иных представлений прошлом, вне зависимости окажутся они реалистичными или иллюзорными. И если наука не в состоянии обеспечить его достаточно ясным видением прошлого, то он будет действовать интуитивно, опираясь на собственные представления и понимание, в том числе и на свою историческую память.
В рамках проведенного диссертационного исследования не ставилась задача разрабатывать методологию или инструментарий социокультурной ретроспекции. В нем не предлагалась, какая либо концепция культурных перспектив социума, не осуществлялся компаративистский анализ, ограничивающийся выявлением степени релевантности тех или иных концептуальных подходов. Диссертант ставил перед собой иную задачу — установить характер влияния представлений о прошлом на актуальные формы культуры и социокультурную практику в целом. Анализируя феномен исторической памяти, автор работы пришел к его пониманию в качестве сложного, ретроспективно обусловленного, мировоззренчески и экзистенциально детерминированного явления, чьими атрибутами являются рациональность и коммуникативность.
Вместе с тем, очевидно, что одни представления о прошлом оказываются более соответствующими действительности, чем другие, а одна разновидность социокультурной практики в большей степени эффективна, чем ее противоположность. Таким образом, диссертация стремилась акцентировать проблему извлечения пользы из представлений о прошлом, лишь контекстуально касаясь собственно проблемы прошлого. В работе сформулирован ряд предложений, направленных на совершенствование практических усилий, предпринимаемых как властными структурами, так и частными лицами в их культурных предпочтениях. При этом не давалось конкретных советов, каким образом следует поступать в той или иной ситуации, а, скорее, выдвигались самые общие принципы социокультурных предпочтений, с необходимостью учитывающих сам фактор прошлого, а также информативность исторических аналогий. Диссертант не претендовал на разработку некой «ретроспективной методологии», а предложил определенные результаты исторической рефлексии, артикулирующей те моменты, на которые следует обращать первоочередное внимание в процессе принятия решений, выделяющей наиболее предпочтительные позиции, предлагающей способы ухода от вероятностных ошибок, аналогичных ошибкам прошлого, или способы повторения в будущем былых успехов.
Историческая память ставит перед каждым участником социальной интеракции ряд априорных вопросов, которые обычно задают апостериори. В их числе: почему мы были убеждены в этом?; что составляло основу наших ожиданий?; на чем основывалось наше ожидание, что иные субъекты социальной практики поступят именно так? и т. п. С другой стороны, существенным недостатком ретроспективного мышления является его стремление гипертрофировать принцип исторической аналогии, подогнать будущее под шаблоны прошлого.
Одновременно в диссертации неоднократно подчеркивалась открытость культуры будущего, ее полисценарность и полиипостасность, указывающие на наличие пределов исторической памяти. Никакое видение перспективных культурных стратегий не может рассматриваться как монопольное. Появление новых деталей, даже на уровне нюансов, едва заметная перестановка акцентов и тому подобные коррективы предустановленного сценария способны самым радикальным образом повлиять на общие перспективы культуры. Поэтому одними из основных императивов исторической памяти должны быть провозглашены императивы конструктивной свободы творчества.
Историческая память, если она стремиться быть максимально адекватной, должна совмещать в себе как минимум два интерпретационных принципа: каузальный и теологический. Причем каузальность в данном случае не есть продолжение научной теории, она скорее является объясняющим фактором применительно к культуре. Достоинство каузального типа интерпретации исторической памяти, состоит в его предельном соответствии представлениям о рациональном, существующим в рамках той или иной культурной традиции. В свою очередь, телеологический подход к осуществлению исторической рефлексии отрицает представления о высокой степени детерминированности культурного развития и приоритетным видит свободное, осознанное целеполагание.
Весьма перспективным, учитывая существующие ныне тенденции в области культуры, видится также и применение деятельностного подхода, наиболее разработанного в различных направлениях прагматизма. Согласно последнему, историческая память не является априорным конструктом, но только продуктом человеческих интересов. При этом речь не ведется о простом утилитаризме, скорее о глобальном культурном, прогрессе всего человечества.
Особое внимание в диссертации было уделено социологическому осмыслению будущего отечественной культуры, что имело не только теоретическую, но и практическую обусловленность. Рассмотрение проблемы антагонизма между различными культурами этносов, строилось в рамках концептуальной схемы взаимной ответственности и взаимных обязательств, были определены условия оптимизации продуктивного межкультурного диалога. Драматизм и противоречивость исторического прошлого России обусловили тематизацию природы негативной каузальности, интерпретированную как результат эмпирической и культурно - ментальной детерминации.
Основное содержание отечественной исторической памяти определено как ретроспективное самооправдание, связанное с экспликацией смыслов и поиском общецивилизационных культурных аналогов.
Функциональность исторической памяти, как было доказано, строится на двух разновидностях диалектики:
- диалектической дополнительности (гетерогенности) социокультурных составляющих, обеспечивающих большую устойчивость и функциональность системы;
- компенсаторной диалектике, согласно которой один негативный феномен социокультурного порядка нейтрализуется воздействием на него феномена противоположного свойства.
Касаясь будущего российской культуры, диссертант отметил сложность ее структуры, многообразие питающих ее источников, специфику геополитического положения страны как места притяжения самых различных сил. Была доказана первостепенность достижения синтеза традиции и новации в обозримом будущем российского общества. Основным прогностическим выводом, касающимся культурных перспектив России, явился вывод о существовании в настоящее время всех предпосылок, для обретения государством лидирующего положения в мировой культуре. Проведенные в этой области изыскания обеспечили достаточно материала для подтверждения соответствующей авторской гипотезы.
Обобщая полученные в ходе настоящего исследования результаты, можно сделать вывод о детерминирующем влиянии исторической памяти на содержание и способы осуществления социокультурной практики. Пребывание в ретроспективном модусе обеспечивает человеку устойчивость в социально-онтологическом плане, предлагает ему надежные поведенческие ориентиры, укрепляет коммуникативные связи, способствует осуществлению культурной самоидентификации.
Несмотря на значительный объем проделанной работы, автор видит в ней только начало долгого исследовательского пути, на котором должны быть получены ответы на те вопросы, которые остались за рамками -настоящего исследования или оказались не до конца раскрытыми. В частности дальнейшие разработки могут быть осуществлены по следующим направлениям:
- поиск новых оснований консенсуальных начал исторической памяти, посредством выделения общих фундаментальных принципов и подходов к пониманию прошлого и его детерминирующего воздействия на культуру;
- установление роли и места ретроспективной детерминации социокультурной практики в числе других детерминант культурообразующих процессов;
- разработка мер, направленных на преодоление стереотипов и заблуждений исторической памяти, снижению степени аберрированности исторического сознания.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Синицина, Наталья Алексеевна, 2008 год
1. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. - 1992. -№ 10.
2. Арендг X. VITA ACTTVIA или о деятельной жизни. С.-Петербург: Алетейя, 2000.
3. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М. - С.-Петербург: Университетская книга, 2000.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.
5. Батыгин Г. С. Метаморфозы утопического сознания// Квинтэссенция: Философский альманах. М.: М.: Политиздат, 1992.
6. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996.
7. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. - № 3.
8. Бахаскар Р. Общества // СОЦИО-ЛОГОС. М.: Прогресс, 1991.
9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М: Прогресс - Традиция, 2000.
10. Беккер Д.В. В обществе об обществе // СОЦИО-ЛОГОС. М.: Прогресс, 1991.
11. И. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.
12. Белл Д. Культурные противоречия капитализма // (Фрагмент из книги) Эстетическая мысль. М.: Политиздат, 1990.
13. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: ВЛАДОС, 1998.
14. Бергер Б., Бергер П., Коллинз Р. Личностью ориентированная социология. -М.: Академический проспект, 2004.
15. Бергер П. Понимание современности // Социс. 1990. - №7.
16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.17.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.