Исследование и разработка средств подбора цветовых координат в процессе выполнения дизайнерских работ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.13.17, кандидат технических наук Карпинский, Михаил Романович

  • Карпинский, Михаил Романович
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2007, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ05.13.17
  • Количество страниц 140
Карпинский, Михаил Романович. Исследование и разработка средств подбора цветовых координат в процессе выполнения дизайнерских работ: дис. кандидат технических наук: 05.13.17 - Теоретические основы информатики. Красноярск. 2007. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Карпинский, Михаил Романович

Список сокращений.

Введение.

1 Анализ моделей и методов подбора цветовых координат для выполнения изобразительных дизайнерских работ.

1.1 Обзор методик подбора значений ЦК.

1.1.1 Методика подбора цвета в классическом процессе работы художника при создании живописной картины.

1.1.2 Методика подбора ЦК в графических ПП.

1.1.3 Анализ методик.

1.2 Классификация методик.

1.2.1 Классификация методик подбора цвета (MCS).

1.2.2 Критерии и шкалы.

1.2.3 Маркировка.

1.2.4 Индекс эффективности методики (МС S .Index).

1.3 Обзор моделей интерфейсов пользователя.

1.3.1 Структура ИП.

1.3.2 Элементы управления.

1.4 Выводы по разделу 1.

2 Модель пользовательского интерфейса и методика подбора цветовых координат.

2.1 Методика подбора ЦК.

2.1.1 Указания по методике.

2.1.2 Требования к интерфейсу пользователя.

2 Л .3 Описание методики.

2.2 Модель пользовательского интерфейса.

2.2.1 Иллюстрированный сценарий прецедента.

2.2.2 Граничные классы.

2.2.3 Прототип интерфейса пользователя.

2.3 Выводы по разделу 2.

3 Экспериментальные исследования разработанного методического и программного обеспечения.

3.1 Цели и задачи экспериментального исследования.

3.2 Описание программной системы.

3.3 Описание программно-аппаратной системы для проведения эксперимента.

3.4 Исследование индекса эффективности.

3.5 Оценка скорости работы с системой, методика GOMS.

3.5.1 Определение области исследования.

3.5.2 Процедурная часть.

3.6 Экспертный опрос.

3.6.1 Методологический раздел программы опроса.

3.6.2 Процедурный раздел программы опроса.

3.6.3 Результат исследования.

3.7 Выводы по разделу 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теоретические основы информатики», 05.13.17 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование и разработка средств подбора цветовых координат в процессе выполнения дизайнерских работ»

Художественная деятельность в современном мире проникает во множество сфер деятельности человека: издательство, СМИ, реклама, производство промышленных товаров, архитектура, искусство [45]. Традиционный подход к созданию изображений трудоемок, содержит много физического, рутинного труда [8,83,87], зависит от материалов. Этим обусловлено привлечение информационных технологий в работу дизайнеров, художников. Формируется новое направление в изобразительном искусстве: цифровая живопись [39].

В процессе создания изображения художник (дизайнер) постоянно решает две задачи: создание рисунка (формы).

• подбор цвета.

Это - две принципиально разные и, вместе с тем, глубоко взаимосвязанные задачи: форма влияет на восприятие цвета, а цвет - на восприятие формы. Сосредоточим внимание на подборе цвета. Цвет есть психофизиологическое ощущение человека, информация о цвете описывается цветовыми координатами (ЦК) в определенном цветовом пространстве (RGB, CMYK, HSL, Lab и др.) [2, 11, 13, 20, 56-59]. В данной работе использовано цветовое пространство HSL (рисунок 1.1), так как оно наиболее близко для понимания человека.

RGB

HSL G L i

Цветовая чоопдинэга и ! н

Рисунок 1.1 - Цветовые пространства RGB и HSL

Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содержание. Однако глаза и мозг могут придти к чёткому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету — чёрному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической» [1].

Восприятие цвета человеком субъективно, на него влияют такие факторы, как размер цветового пятна, окружающие цвета, адаптация восприятия и др. [2, 14, 15, 16, 27-29]. При потере фокуса внимания с визуализации ЦК цветовое ощущение пропадает [2].

Современные средства подбора значений ЦК осуществляют подбор последовательно: вначале подбор значения ЦК, затем - анализ цветового ощущения. Такая методика подбора ЦК не позволяет решать задачу подбора цвета в целом. Решение о завершении поиска осуществляется на основе сознательного анализа, а не на основе цветового ощущения. Результат подбора будет неточным. Кроме того, в методиках человекомашинного общения современных средств подбора ЦК присутствуют избыточные действия, что снижает эффективность труда.

Основной акцент в компьютерных инструментах для работы с графикой поставлен на инструменты создания рисунка, формы. В то время как более наукоемкая сторона - работа с цветом, в которой соприкасается множество наук: физика, физиология, математика, психология, химия, философия, довольствуется простейшими реализациями. Инструменты подбора цвета, точнее говоря, цветовых координат, так как подбирается не сам цвет, цветовое ощущение или пигмент, а информация о нем, не удовлетворяют потребностям художников и дизайнеров по эффективности поиска цветовых координат, функциональности, эффективности человекомашинного взаимодействия.

Обеспечение работы с цветом в графических программах (ГП) сводится к предоставлению возможности выбора цветовых координат из полного множества возможных значений. Средства визуального анализа подбираемой цветовой координаты фактически отсутствуют. Слабо проработаны средства для сохранения значений подобранных цветовых координат (ЦК), что затрудняет их повторное использование.

В программных продуктах, специализированных на подборе ЦК с расширенными возможностями, в частности, поддержка цветовых аккордов [7] (Col-orlmpact, Color Wheel Pro), также присутствуют вышеописанные недостатки, к тому же отсутствует важное звено между подбором и применением ЦК - подсистема хранения, поиска и предоставления к использованию найденных ЦК. В связи с чем, применение данных программных продуктов (ПП) ограничено начальным этапом работы над изображением, появление данного класса ПП, специализированных исключительно на процессе подбора ЦК, подтверждает слабое развитие в области работы с цветом в современных графических редакторах.

В инструментах подбора цветовых координат делается акцент на ввод значений цветовой координаты, в то время как восприятие цвета есть субъективное ощущение. Главной задачей при подборе ЦК является визуализация ЦК с учетом всех субъективных и физиологических свойств человеческого зрения. Кроме того, цветовое ощущение является очень кратковременным и исчезает при уходе концентрации внимания с элементов визуализации [1,2]. Поэтому очень важны эргономические свойства методики подбора ЦК и интерфейса пользователя, обеспечивающие минимальные потери концентрации и цветовых ощущений [3, 5, 53,61].

В этой связи в настоящее время актуальна задача разработки новых алгоритмов и методики взаимодействия «человек-компьютер», обеспечивающих подбор цветовых координат с учетом психофизиологических факторов восприятия цвета человеком, с большей функциональностью перед традиционным методом, за счет использования интерактивных возможностей, предоставляемых информационными технологиями.

В последние годы активизировалась работа над совершенствованием программных инструментов подбора цветовых координат [17, 18], в связи с чем актуальна задача разработки системы критериев для накопления информации об инструментах подбора ЦК, а также количественной оценки функциональных возможностей моделей систем (что позволит оценивать системы еще на стадии проектирования).

Целью диссертационной работы является исследование и разработка алгоритмов и методики человекомашинного общения при подборе цветовых координат в программных инструментах, предназначенных для выполнения изобразительных дизайнерских работ.

Достижение цели связано с решением следующих задач:

1. Исследование алгоритмов и методик подбора цветовых координат, применяемых в современных графических программных продуктах, предназначенных для подбора цветовых координат.

2. Исследование моделей пользовательских интерфейсов, применяемых в современных графических программных продуктах, предназначенных для подбора цветовых координат.

3. Разработка системы оценки методик подбора цветовых координат (ЦК), позволяющей анализировать функциональные и нефункциональные возможности, характеристики методики подбора ЦК.

4. Разработка модели человекомашинного интерфейса при подборе цветовых координат, учитывающей психофизиологические факторы восприятия цвета человеком.

5. Разработка алгоритмов и методики подбора цветовых координат, учитывающих психофизиологические факторы восприятия цвета человеком.

Методы исследования. В диссертационной работе использовались методы и понятия теории графов, теории алгоритмов, диаграммы графического языка UML (Unified Modeling Language), объектно-ориентированные методы построения программных систем, методика оценки эффективности интерфейсов пользователя GOMS.

Научная новизна. В ходе проведенных исследований автором получены следующие результаты:

1. Разработана оригинальная система классификационных признаков, позволяющая оценивать функциональные и нефункциональные характеристики методик подбора ЦК.

2. Разработана новая модель человекомашинного интерфейса, обеспечивающая в процессе взаимодействия минимальное количество состояний внимания пользователя и визуализацию, учитывающую психофизиологические факторы восприятия цвета человеком.

3. Разработана оригинальная методика подбора цветовой координаты, обладающая функциональной полнотой и эффективно совмещающая процессы подбора, хранения и визуализации цветовых координат за счет организации доступа к основным функциям без потери фокуса внимания с элементов визуализации в процессе создания изображения.

Практическая ценность. Автором, разработана программная система для подбора цветовых координат «Кларенфил». Применение данной системы позволяет повысить эффективность подбора цветовых координат. Данный результат достигается реализацией научных результатов данной работы, а именно, модели пользовательского интерфейса и методики подбора цветовых координат. Программная система «Кларенфил» внедрена и применяется в рекламно-производственной фирме ООО «5-я Высота» (г. Москва) и в полиграфическом предприятии «Ситалл» (г. Красноярск, Красноярский край).

Публикации. По материалам исследований опубликовано семь статей, две из которых опубликованы в сборниках, рекомендованных ВАК.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на следующих конференциях: всероссийская научная конференция "Наука. Технологии. Инновации", г. Новосибирск, НГТУ, 2005г.; межрегиональная научно-практическая конференция "Инновационное развитие регионов

Сибири", г. Красноярск, КГТУ, 2006 г.; всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодежь и наука: Начало XXI века", г. Красноярск, КГТУ, 2005 г; Международная научная конференция «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук», г. Магнитогорск, МаГУ, 2006 г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и 1 приложения. Работа содержит 136 страницы текста, 71 рисунка и 11 таблиц. Список литературы содержит 99 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теоретические основы информатики», 05.13.17 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теоретические основы информатики», Карпинский, Михаил Романович

3.7 Выводы по разделу 3

В ходе исследований выяснилось следующее. На основании исследования подобранных гамм, наборов ЦК можно сделать вывод о полноте методики для подбора ЦК, об обеспечении необходимой визуализации и системы хранения ЦК, о достаточности модели интерфейса пользователя, обеспечивающей контекстно-зависимый подбор ЦК и полноценное функционирование методики.

Классификация позволяет быстро и достаточно полно оценивать возможности методики, а индекс позволяет оценивать общую эффективность исследуемой методики.

Заключение

Получены следующие научные и практические результаты работы:

1. Разработана система классификационных признаков методики подбора цветовых координат (ЦК), позволяющая оценивать функциональные и нефункциональные характеристики методик подбора ЦК.

2. Разработана модель человекомашинного интерфейса, обеспечивающая в процессе взаимодействия минимальное количество состояний внимания пользователя и визуализацию, учитывающую психофизиологические факторы восприятия цвета человеком.

3. Разработана методика подбора цветовой координаты, обладающая функциональной полнотой и эффективно совмещающая процессы подбора, хранения и визуализации цветовых координат за счет организации доступа к основным функциям без потери фокуса внимания с элементов визуализации в процессе создания изображения, обеспечивающая контекстно-зависимый подбор цветовых координат.

4. Разработана программная система для подбора цветовых координат, реализующая полученные научные результаты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Карпинский, Михаил Романович, 2007 год

1. Иттен, И. Искусство цвета Текст.: [пер. с нем.] / Иттен Иоханнес. -3-е изд. М.: Д. Аронов, 2004. - 96 с. - Перевод изд.: The art of color / Johannes Itten. - 3000 экз. - ISBN 5-94056-009-1 (в пер.).

2. Lin, С. Color in Computer Graphics Текст. / С. Lin, F. Hewitt, W.T.H., Howard. Sheffield : CVCP/USDTU, 1993. - ISBN 1-85889-022-5.

3. Раскии, Д. Новые направления в проектировании компьютерных систем Текст. / Джеф Раскин : Символ Плюс, 2003. - 272 с.

4. Головач, В. Дизайн пользовательского интерфейса Электронный ресурс. / Влад Головач. 2003. - Режим доступа www.uibookl .ru.

5. Круг, С. Не заставляйте меня думать! / Стив Круг, перевод с англ. -М.: Символ-Плюс, 2001.- 195 с.-ISBN 5-93286-021-9.

6. Крэг, JI. Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования / Крэг Ларман, Пер. с англ. -М.: Вильяме, 2007. 736 с.

7. Уилан, Б. Гармония цвета. Новое руководство по созданию цветовых комбинаций Текст. / Брайд Уилан. М : ACT, 2005. - 160 с.

8. Трейнен-Пендарвис, Ш. Painter-это великолепно! Текст. / Трейнен-Пендарвис, Ш. КУДИЦ-ОБРАЗ, М, 2005. 528 с.

9. Галисеев, Г. В. Компоненты в Delphi 7 Текст. / Галисеев Г.В.: Профессиональная работа М: Диалектика, 2004. - 624 с.

10. Боец невидимого фронта (Специалист по web-usability) Текст.: Мир Интернет / Ярослав Перевалов : Мир Интернет, №5 (56), 2001.

11. Фрилинг, Г. Человек Цвет - Пространство. Текст. / Фрилинг Г., АуэрК.:-М, 1973.

12. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Текст. / Ядов В.А. М., 1995.

13. Джадд, Д. Цвет в науке и технике Текст. / Джадц Д., Вышецки Г. -М.: Мир, 1978.-285 с.

14. Измайлов, Ч.А. Психофизиология цветового зрения Текст. / Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов A.M.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. -206 с.

15. Кравков, С.В. Цветовое зрение. Текст. / Кравков С.В. М.: АН СССР, 1951.- 175 с.

16. Пэдхем, Ч. Восприятие света и цвета. Текст. / Пэдхем Ч., Сондерс Дж.-М.: Наука, 1978. 175 с.

17. Color-wheel-pro Электронный ресурс. Vancouver : 2006. - Режим доступа: www.color-wheel-pro.com.

18. Tigercolor Электронный ресурс. Kolbotn : 2006. - Режим доступа: www.tigercolor.com/Featuresl .htm.

19. Юрченко, A. Painter 8 Текст. / Артем Юрченко: Издательский Дом ITC 2003. - Режим доступа www.itc.ua.

20. Метрология цвета Текст.: Компьютерра / Серж Скаут. -1999, №16 (294). М.: ИД "Компьютерра". -1999.

21. Boyle, С. Color Harmony for the Web Текст. / Cailin Boyle. USA.: Rockport Publishers, 2001. -192 c.

22. Wyszecki, G. Color science Текст. / Wiley. Sydney : 1967.

23. Bevan, N. Guidance on Usability / Nigel Bevan. 1994. Режим доступа : usability.ru/sources/iso9241-l 1 .htm.

24. Улетный интерфейс Текст.: Компьютерра /Юрий Герасимов. -1998, №16 (294). М.: ИД "Компьютерра". -1999.

25. Пользовательский интерфейс Текст.: PC Magazine Russian Edition / Донской M. -1996, №10. - М.: СК Пресс. -1999.

26. Автоматическая диагностика цветового зрения. Текст.: Психологический журнал / Соколов Е.Н, Зимачев М.М., Измайлов Ч.А. и др. -1980. Т.1. Вып. 3. С. 58-84.

27. Демидов, В. Как мы видим то, что мы видим. Текст. / Демидов В. -М.: Знание, 1987.-138 с.

28. Пэдхем, Ч Восприятие Света и Цвета. Текст. / Пэдхем Ч., Сондерс Ж. -М.: Мир, 1978.-255 с.

29. Тонквист, Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы. Текст. /Г. Тонквист, АЛ.Митькин,Н.Н.Корж.-М.:Наука, 1993.

30. Цоллингер, Г. Биологические аспекты цветовой лексики. Текст. / Цоллингер Г. М.: Мир, 1995.

31. Магазанник, В. Д. Человеко-компьютерное взаимодействие. Текст. / Магазанник В. Д., Львов В. М.: Учебное пособие для вузов. Тверь : Триада, 2005.-200 с.

32. Сатин, Д. Проектирование пользовательских интерфейсов. Текст. / Дмитрий Сатин, Режим доступа: dmitrysatin.livejournal.com

33. Горшкова, М. К. Основы прикладной социологии. Текст. / М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. -М.: Интерфакс, 1996.

34. Белановский, С.А. Метод фокус-групп. Текст. / Белановский С.А. -М.: Магистр, 1996.

35. Богомолова, Н.Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. Текст. / Н.Н. Богомолова, Т.В.Фаломеева. -М.: Магистр, 1997.

36. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования. Текст. / Бутенко, И.А. М.: Тривола, 1998.

37. Завгородний, А.И. Методика эмпирических исследований в социологии. Текст. / Завгородний А.И., Шахматова Н.В : Учебное пособие. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1995.

38. Добреньков, В.И. Методология и история. Текст. / Кравченко А.И. : Социология. М.: Инфра-М, 2000.

39. Демерс, О. Цифровое текстурирование и живопись. Текст. / Оуэн Демерс. М.: Вильяме, 2002. - 336 с.

40. Гренберг, Ю. И. Технология станковой живописи. Текст. / Ю. И. Гренберг. М.: Изобразительное искусство, 1982. - 320 с.

41. Кириленко, А. П. Описание КНИГА Photoshop CS2 стань профессионалом! : Самоучитель. Текст. / Кириленко А. П. - СПб.: BHV, Питер, 2006. - 477 с. - ISBN 5-469-01129-1.

42. Мертон, Р. Фокусированное интервью. Текст. / Р. Мертон, М. Фиске, П. Кендал. Пер. с англ. -М.: Институт молодежи, 1991.

43. Ельмеев В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. Текст. / Ельмеев В. Я. СПб.: Петрополис, 1995.

44. Головач, В. Прототипирование интерфейсов в Adobe InDesign. Текст. / Владислав Головач. Режим доступа: http://usethics.ru/. - 2004.

45. Яцюк О.Г. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. Текст. /Яцюк О.Г., Романычева Э.Т. СПб.: БХВ-Петербург, 2001.

46. Кобурн, Ф. Эффективная работа с Corel DRAW 9. Официальное руководство. Текст. / Кобурн Ф., Маккормик П. СПб.: Питер, 1999.

47. Паульсон, Э. Использование Corel DRAW 5. Специальное издание. Текст. / Паульсон Э. Киев : Диалектика, 1996.

48. Миронова, JI.H. Цвет это что? Текст. / Миронова JI.H. - Режим доступа http://mironovacolor.org/. - 2004.

49. Калиновский, А.И. Юзабилити: как сделать сайт удобным. Текст. / Калиновский А.И. М.: Новое знание, 2005. - 220 с.

50. Хомской, Е.Д. Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия. Текст. / Хомской Е.Д., Москвина. В.А.// Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Оренбург : ООИПКРО, 2000. С. 76-93.

51. Кораблин, М.А. Информатика поиска управленческих решений. Текст. / Кораблин М.А. М.: Изд-во "СОЛОН-Пресс", 2003. - 191 с.

52. Кормен, Т. X. Алгоритмы: построение и анализ. Текст. / Томас X. Кормен : 2-е изд. М.: Вильяме, 2005. - ISBN 5-8459-0857-4, - ISBN 0-07013151-1.

53. Мунипов, В. Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды : Учебник для вузов. Текст. / Мунипов В., Зинченко В. М.: Логос, 2001. - ISBN 5-94010-043-0.

54. Joseph, S. D. A Practical Guide to Usability Testing. Текст. / Joseph S. Dumas, Janice C. Redish. UK : Intellect, Ltd, 1999. - ISBN 1841500208.

55. Rubin, J. Handbook of Usability Testing: How to Plan, Design, and Conduct Effective Tests. Текст. / Jeffrey Rubin. USA : Wiley, 1994. - ISBN 0471594032.

56. Шашлов, Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. Текст. / Шашлов Б.А. -М.: Мир книги, 1995.

57. Ивенс, Р. М. Введение в теорию цвета. Текст. / Ивенс Р. М.: пер. с англ. -М. -1964;

58. Кустарев, А. К. Колориметрия цветного телевидения. Текст. / Кус-тарёвА. К.-М.- 1967;

59. Гуревич, М. М. Цвет и его измерение. Текст. / Гуревич М. М. М.1950;

60. Ломов, Б. Ф. Человек и техника : Очерки инженерной психологии. Текст. / Ломов, Б. Ф. -М. 1966.

61. Панова, Д. Ю. Инженерная психология. Текст. / Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко. М. - 1964.

62. Ломов, Б. Ф. Основы инженерной психологии : Уч. для вузов. Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Высшая школа. - 1986.

63. Душкова, Б. Основы инженерной психологии: Уч. для вузов. Текст. / Душкова, Б. Екб.: Акад. прект. - 2002.

64. Берж, К. Теория графов и ее применения. Текст. / Берж К. М.: Изд-во иностр. лит. - 1962.

65. Евстигнеев, В.А. Применение теории графов в программировании. Текст. / Евстигнеев В.А. М.: Наука. - 1985.

66. Евстигнеев, В.А. Теория графов: алгоритмы обработки деревьев. Текст. / Евстигнеев В.А., Касьянов В.Н. Новосибирск : Наука. -1994.

67. Ершов, А.П. Введение в теоретическое программирование : Беседы о методе. Текст. / Ершов А.П. М.: Наука, 1977.

68. Зыков, А.А. Теория конечных графов. Текст. / Зыков А.А. Новосибирск : Наука, 1969.

69. Касьянов, В.Н. Оптимизирующие преобразования программ. Текст. / Касьянов В.Н. М.: Наука, 1988.

70. Касьянов, В.Н. Методы построения трансляторов. Текст. / Касьянов В.Н., Поттосин И.В. Новосибирск : Наука, 1986.

71. Кнут, Д. Искусство программирования для ЭВМ.: Сортировка и поиск. Текст. / Кнут Д. М.: Мир, 1978.

72. Кристофидес, Н. Теория графов. Текст. / Кристофидес Н.: Алгоритмический подход. -М.: Мир, 1978.

73. Емеличев, В.А. Лекции по теории графов. Текст. / В.А.Емеличев, О.И.Мельников, В.И.Сарванов и др. М.: Наука, 1990.

74. Липский, В. Комбинаторика для программистов. Текст. / Липский В. М.: Мир, 1988.

75. Майника, Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах. Текст. / Майника Э. М.: Мир, 1981.

76. Рейнгольд, Э. Комбинаторные алгоритмы : Теория и практика. Текст. / Рейнгольд Э., Нивергельт Ю., Део Н. М.: Мир, 1980.

77. Свами, М. Графы, сети и алгоритмы. Текст. / Свами М., Тхуласира-ман К. М.: Мир, 1984.

78. Успенский, В.А. Теория алгоритмов: основные понятия и приложения. Текст. / Успенский В.А., Семенов А.Л. М.: Наука, 1987.

79. Харари, Ф. Теория графов. Текст. / Харари Ф. М.: Мир, 1973.

80. Berge, С. Graphs (second revised edition). Текст. / Berge C. North New York: Oxford, 1985.

81. Bondy, J.A. Graph theory with applications. Текст. / Bondy J.A., Murty U.S.R. -New York : Oxford, 1976.

82. Golumbic, M. C. Algorithmic graph theory and perfect graphs. Текст. / Golumbic M.C. New York : Academic Press, 1980.

83. Карпинский, M. P. Образное восприятие. Текст. / M. Р. Карпинский // Системы искусственного интеллекта: Сборник студенческих научных статей. Под ред. Г.С. Киряковой. Красноярск, ИПЦ КГТУ 2002, 112с., С. 91-94;

84. Карпинский, М. Р. Компьютерный инструмент подбора цветовых координат. Текст. / М. Р. Карпинский, Ю. А. Маглинец // Вестник КГУ: журнал. 2006. - 9 (25).- Красноярск: РИО КГУ, 2006. - С. 202 - 207.

85. Кувшинов, М. CIP3 PPF. Текст. // Журнал "Publish / дизайн, верстка, печать", №9,2001 г.-М.: Издательство "Открытые системы", 2001.

86. Фергюсон, Р. Б. Модель связывает процессы. Текст. / Рене Буше Фергюсон // Компьютерная неделя, 23-31 марта, 2003, №10 (376), М., 2003.

87. Буч, Г. Язык UML. Руководство пользователя. Текст. / Г. Буч, Дж. Рамбо, А. Джекобсон М.: ДМК Пресс, 2000 - 432 с.

88. OMG Unified Modeling Language Specification. Текст. / Version 1.3 March 2000.

89. Шукла, Д. АОП: Более эффективная инкапсуляция и повторное использование кода. Текст. / Д. Шукла, С. Ф. К. Селлз // MSDN Magazine Русская редакция. 2002. Спецвыпуск №1.

90. Якобсон, А. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения Текст. / А. Якобсон, Г. Буч, Дж. Рамбо СПб: Питер, 2002 - 496 с.

91. Фаулер, М. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования. Текст. / М. Фаулер, К. Скотт / Пер. с англ. А. М. Вендров /под ред. JI. А. Калиниченко М.: Мир, 1999 - 191 с., ил.

92. Cook, S. Designing Object Systems: Object-Oriented Modeling with Syn-tropy. Текст. / Steve Cook, John Daniels. Prentics Hall, 1994.

93. Cooper, A. About Face. Текст. / Cooper, Alan. Foster City : IDG Books Worldwide, 1995.

94. Eriksson, H. UML (Unified Modeling Language) Toolkit. Текст. / Eriksson, H., P. Magnus. New York: John Wiley & Sons, 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.