Интертекстуальность и пародия в творчестве Джона Барта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Волков, Игорь Васильевич

  • Волков, Игорь Васильевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 224
Волков, Игорь Васильевич. Интертекстуальность и пародия в творчестве Джона Барта: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Ростов-на-Дону. 2006. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Волков, Игорь Васильевич

Введение.

Глава 1. Интертекстуальность как элемент игровой поэтики

Дж.Барта.

1.1. Генезис понятия и его основные трактовки.

1.2. Интертекстуальность в эпоху постмодернизма.

1.3. Роман Дж. Барта «Козлоюноша Джайлз» как игровой интертекстуальный комплекс.

1.3.1. Постановка проблемы.

1.3.2. Обманчивая фабула и «поверхностная» интертекстуальность.

1.3.3. Трактат Дж. Кэмпбелла «Тысячеликий герой» как основной интертекст романа «Козлоюноша Джайлз».

1.3.4. Некоторые специфические особенности использования интертекстуальности в романе.

1.4. Полигенетичность произведений Дж. Барта (на примере романа «Творческий отпуск»).

1.5. Выводы.

Глава 2. Пародия в творчестве Дж. Барта.

2.1. Традиционное понимание пародии.

2.2. Пародирование в современной метапрозе.

2.3. Пародия как инструмент идеологической полемики в романах

Дж. Барта «Плавучая опера» и «Конец пути».

2.4. Пародирование жанровых моделей в романе Дж. Барта

Торговец дурманом».

2.4.1. Постановка проблемы.

2.4.2. Основная сюжетная линия романа «Тороговец дурманом» и ее связь с традицией английского романа XVIII века.

2.4.3. Прием «текст-в-тексте» в «Торговце дурманом».

2.5. Использование мифов и традиционных сюжетов в произведениях

Дж. Барта «Заблудившись в комнате смеха» и «Химера».

Глава 3. Автоинтертекстуальность в творчестве Дж. Барта.

3.1. Специфика феномена автоинтертекстуальности.

3.2. Повторяющиеся мотивы в творчестве Дж. Барта.

3.3. Автоинтертекстуальность как основной принцип структурирования текста (роман «Письма»).

3.3.1. Формальная усложненность романа «Письма».

3.3.2. Автоинтертекстуальные образы и их функции в романе «Письма».

3.3.3. Фигура Автора в романе «Письма».

3.4. Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интертекстуальность и пародия в творчестве Джона Барта»

Предметом исследования в настоящей диссертации избраны романы одного из наиболее значительных ныне живущих американских писателей второй половины XX века Джона Барта (р. 1930). Первый его роман «Плавучая опера» (The Floating Opera) вышел в свет еще в 1956 г., и с тех пор он планомерно публиковал всё новые и новые романы и сборники рассказов -«Конец пути» (The End of the Road, 1958), «Торговец дурманом» (The Sot-Weed Factor, 1960), «Козлоюноша Джайлз» (Giles Goat-Boy, 1966), «Затерянные в комнате смеха» (Lost in the Funhouse, 1968), «Химера» (Chimera, 1972), «Письма» (Letters, 1979), «Творческий отпуск, 1982» (Sabbatical: A Romance, 1982), «Тайдуотерские рассказы» (Tidewater Tales, 1985), «Последнее путешествие Некоего Морехода» (The Last Voyage of Somebody the Sailor, 1991), «Жили-были» (Once upon a Time, 1995), «История продолжается» (On with the Story, 1996), «Выходит в свет!!!» (Coming Soon!!!, 2001) и «Десять и одна ночь» (The Book of Ten Nights and the Night, 2004). Без преувеличения можно утверждать, что многие произведения Дж. Барта стали событиями в новейшей англоязычной словесности. Кроме того, он принадлежит к генерации писателей — профессиональных филологов, которые преподают литературу в университетах, пишут ученые труды литературоведческого, культурологического и философского характера и не мыслят художественного творчества вне связи со всей сферой гуманитарного знания. Дж. Барт не только плодовитый литератор, но и автор многочисленных литературно-критических статей и эссе, собранных в сборниках «Friday Book» (1984) и «Further Fridays» (1994). В них находят отражение его теоретические выкладки, комментарии к собственным произведениям, размышления о развитии современной литературы. Самая знаменитая статья «Литература истощения» (Literature of Exhaustion, 1969) стала своеобразным манифестом постмодернистской метапро-зы.

Знакомство с произведениями Дж. Барта предполагает наличие у читателя (и тем более исследователя) значительной эрудиции и глубоких представлений об истории мировой культуры. Как и другие видные постмодернисты, он сознательно играет с фактами из истории литературы и нашей цивилизации, пародирует множество знаменитых предшествующих текстов, в собственных создает насыщенное и предельно многообразное интертекстуальное поле.

О прозе Дж. Барта написано немало, причем не только в англоязычных странах. На Западе уже сложилось «бартоведение»; достаточно назвать имена авторитетных литературоведов, занимающихся изучением его творчества - таких, как П. Тобин, И. Кристенсен, X. Циглер, М.Ф. Шульц, Р. Скоулз, Дж. О. Старк, А. Линдсей и др. К сожалению, до недавних пор писатель не был оценен по достоинству в России. Лишь A.M. Зверев уделил определенное внимание его ранним произведениям в монографии «Модернизм в литературе США», где констатировал его принадлежность к школе «черного юмора». В авторитетном отечественном справочнике Дж. Барт характеризуется как «глашатай американского постмодернизма в его философского-антропологическом, окрашенном «черным юмором» варианте» [118, 29]. В России его обычно упоминают в одном ряду с Т. Пинчоном, Дж. Хоуксом, К. Воннегутом, Дж. Хеллером и другими американскими писателями, заявившими о себе на стыке 1950-1960-х гг. и воспринимаемыми в контексте школы «черного юмора».

Следует, однако, отметить, что лишь два первых романа Дж. Барта написаны под ощутимым влиянием названной школы. Сам же он считает своими учителями Х.Л. Борхеса, В. Набокова и С. Беккета, а у западных литературоведов его имя ассоциируется с постмодернистской метапрозой как явлением мирового литературного процесса последних десятилетий. В одной парадигме с ним оказываются (помимо названных американских авторов) Дж. Фаулз, М. Спарк, С. Рушди, А. Роб-Грийе, Н.Саррот, К.Симон, М. Бютор, Г. Грасс, П. Хандтке, X. Кортасар, Г. Гарсиа Маркес, И. Кальвино, У. Эко,

М. Павич, М. Кундера, А. Битов, В. Пелевин и многие другие прозаики, чьи имена знакомы сегодня всем профессиональным исследователям литературно-художественной жизни второй половины XX в. Для всех без исключения романов Дж. Барта характерны явная или скрытая игровая установка и постмодернистский инструментарий.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации - изучить и описать специфику использования интертекстуальности и пародии в постмодернистских метатекстах Дж. Барта. Для реализации данной цели основные произведения писателя были проанализированы с опорой на теорию игровой поэтики. Потребовалось также решить ряд конкретных, частных задач:

- исследовать специфику игрового интертекстуального комплекса (на примере романа «Козлоюноша Джайлз»);

- изучить своеобразие полигенетичности в творчестве писателя (на материале романа «Творческий отпуск»);

- изучить пародирование жанровых моделей экзистенциалистского философского романа (на примере произведений «Плавучая опера» и «Конец пути»), английского просветительского романа XVIII в. (на примере «Торговца дурманом») и мифов и традиционных сюжетов (на примере «Химеры» и «Заблудившись в комнате смеха»);

- выявить возможности использования приема «текст в тексте» в пародийном метатексте (на примере «Торговца дурманом»);

- проанализировать повторяемость основных мотивов в прозе Дж. Барта (в масштабах всего его творчества);

- доказать значение автоинтертекстуальности и автопародии как основного структурообразующего принципа (на примере романа «Письма»).

Научная новизна работы заключается в опыте комплексного описания интертекстуальных (и в особенности пародийных) элементов в творчестве Дж. Барта с привлечением аппарата теоретической и исторической поэтики. Избранный для исследования автор принадлежит к числу малоизученных в отечественной американистике; кроме того, весьма малочисленны работы по системному анализу используемых им формальных, в том числе нарративных, приемов. Диссертация представляет собой первую в отечественном литературоведении попытку комплексного исследования романов Дж. Барта в избранном аспекте. Результаты исследования специфики интертекстуальности и пародии в творчестве Дж. Барта служат созданию литературоведческой базы для дальнейшего изучения творчества писателя, игровой постмодернистской метапрозы, а также для уточнения ряда положений теории интертекстуальности и теории игровой поэтики.

Методологической основой исследования служит сплав нескольких литературоведческих и эстетических подходов. Учитываются как достижения отечественной литературной теории (начиная с М. Бахтина и заканчивая И. Ильиным, С. Липовецким, Н. Маньковской и др.), так и методики анализа постмодернистских текстов вообще (К. Нэш, П. Во, JI. Хатчеон, Р. Имхоф и др.) и произведений Дж. Барта в частности (X. Циглер, П. Тобин, М. Шульц, А. Линдсей, Дж. О. Старк и др.). Диссертация также опирается на широкий круг исследований, посвященных теории интертекстуальности (Ю. Кристева, Д. Лодж, Ж. Женетт, У. Бройх, А. Жолковский, М. Пфистер, М. Ямпольский, Н. Фатеева и др.) и пародии (Ю. Тынянов, В. Пропп, М. Роуз, Л. Хатчеон и др.). Существенным элементом методологической базы данной работы является теория игровой поэтики, разработанная A.M. Люксембургом.

Материалом исследования послужили прежде всего романы Дж. Барта 1950-1990-х гг., наиболее ярко раскрывающие специфику интертекстуальности и пародии в творчестве писателя. Для детального анализа выделено 8 произведений («Плавучая опера», «Конец пути», «Торговец дурманом», «Козлоюноша Джайлз», «Заблудившись в комнате смеха», «Химера», «Письма» и «Творческий отпуск»), каждое из которых призвано проиллюстрировать определенный аспект изучаемого феномена интертекстуальности. Функционирование игрового текста как сложного многоуровневого интертекстуального комплекса показано на примере романа «Козлоюноша Джайлз». Явление полигенетичности раскрывается на примере «Творческого отпуска». «Плавучая опера» и «Конец пути» иллюстрируют использование пародии как инструмента идеологической полемики с французским экзистенциализмом. Проблема пародирования жанровых моделей рассматривается в связи с романом «Торговец дурманом». «Заблудившись в комнате смеха» и «Химера» анализируются с точки зрения пародирования в них мифических и известных сюжетов. Наконец, «Письма» позволяют изучить автоин-тертекстуальность в бартовских текстах. Другие произведения писателя также привлекаются в сопоставительных целях. Использованы теоретические и литературно-критические статьи Дж. Барта. Как материал для сравнительно-литературоведческого анализа выборочно привлекались тексты мировой литературы (Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Э.А. По, Дж. Джойс, В. Набоков), Х.Л. Борхес и др.). В процессе работы широко использовалась теоретическая и критическая литература о творчестве Дж. Барта, труды по истории и теории литературы, культурологические исследования по мифологии и др.

Теоретическое значение исследования. В диссертации был разработан и опробован достаточно дифференцированный инструментарий, который, при условии его дальнейшего совершенствования, может служить моделью анализа игровых повествовательных метатекстов.

Научно-практическое значение исследования. В задачи настоящей работы входило комплексное историко-литературное и теоретическое описание текстов. Ее результаты могут использоваться как тема для историко-литературного курса («Творчество Джона Барта»), специального курса по прозе Дж. Барта, специального теоретического или историко-литературного курса по нарративной поэтике, теории интертекстуальности, теории и истории метапрозы, теории игровой поэтики.

На защиту выносятся следующие положения:

- романы Дж. Барта являются игровыми интертекстуальными комплексами;

- писатель пародирует в своих текстах различные жанровые модели, творчество конкретных писателей, их произведения, теоретические идеи современного литературоведения, и все это вместе взятое определяет жанровое своеобразие его прозы;

- в позднем творчестве Дж. Барта (начиная с романа «Письма») резко возрастает роль автоинтертекстуальности и автопародирования; он переходит к моделированию герметичных, интеллектуально насыщенных игровых текстов, построенных из многократно варьируемых комбинаций одних и тех же элементов историко-литературного материала и собственных предшествующих произведений;

- в произведениях Дж. Барта 1980-2000-х гг. превалирует эссеистиче-ская составляющая; их фабула обманчива и маскирует лежащую в основе текста интеллектуальную дискуссию о различных этапах истории мировой культуры, принципах конструирования игрового метатекста и совокупности творчества самого писателя.

Апробация диссертации. Основные результаты работы отражены в 9 публикациях и в выступлениях на 5 научных конференциях.

Структура, композиция и объем работы. Структура работы подчинена характеру ставящихся в ней задач и призвана содействовать раскрытию проблемы использования интертекстуальности и пародии в произведениях Дж. Барта.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении мотивируется актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, показывается научная новизна и практическая ценность работы, демонстрируется принцип отбора материала, формулируются положения, выносимые на защиту.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Волков, Игорь Васильевич

3.4. Выводы

Развитие автоинтертекстуальных тенденций в творчестве Дж. Барта впервые четко обозначается в романе «Письма». Ранее можно было говорить лишь о повторяющихся мотивах, возникавших в различных текстах, в частности, связанных с темами Шахерезада и «Сказки тысячи и одной ночи», сравнительная мифология и теория мифологического героя Дж. Кэмпбелла, Мэриленд и водная стихия, преломление автобиографических элементов в художественном повествовании.

В романе «Письма» писатель взял установку на синтез своего творчества в единое целое. Это текст, где сведены воедино ситуации, коллизии, проблематика, персонажи всех его предшествующих книг. В рамках грандиозного метаповествования, главной проблемой которого является профессиональное обсуждение художественного мира Барта-романиста, используемых им повествовательных стратегий, игровых приемов и т.п., пародируются 6 его ранее написанных книг.

Автопародия, хотя и обладает порой некоторой комедийной окраской, является, по сути, формой эстетического самоанализа романиста. Перебирая различные возможные варианты конструирования собственных текстов, Дж. Барт рецензирует книги, разбирает в деталях их структуру и идейное содержание, предлагает иные варианты развития их сюжетов и пути разрешения коллизий. Автопародирование совмещено в романе с пародированием жанрового канона эпистолярного романа XVIII в., иных жанровых моделей, практики различных литературных направлений, творчества конкретных писателей и их произведений. Наиболее очевидна формальная увязка с пьесой Л. Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Шесть протагонистов предшествующих произведений Дж. Барта общаются напрямую со своим Творцом, критикуя его и предлагая ему способы модифицирования сюжетов, в которые встроены их фиктивные жизненные пути. А сам Автор, также подвергшийся процедуре фикционализации, в чем-то соглашается с ними, что-то оспаривает, не забывая попутно комментировать действия всех вымышленных участников творческого процесса и сам процесс. Эта изощренная автопародийная игра становится описательным метапрозаическим аналогом тех творческих импульсов, за счет которых формируется художественное пространство текста в сознании как фиктивного Автора — персонажа романа, так и реального автора «Писем» Дж. Барта.

Попутно в романе создается грандиозное интертекстуальное аллюзий-ное поле, охватывающее всю мировую культуру. По-видимому, это отражает намерение творца текста акцентировать включенность собственного (семича-стного на тот момент) метатекста в глобальный художественный контекст.

В последующих произведениях писателя: «Творческий отпуск», «Тай-дуотерские рассказы», «Последнее путешествие Некоего Морехода» - опробованные в «Письмах» принципы компоновки текста получили дальнейшее развитие. Все они являются иносказаниями о конструировании текста, в каждом из них происходит синтез романистической и эссеистической традиций, наблюдается калейдоскопическое мелькание известных по предшествующим книгам Дж. Барта сюжетных, проблемно-тематических, смысловых, историко-литературных и автопародийных элементов. Писатель демонстрирует здесь четко оформленную установку на конструирование нового художественного материала только за счет заново аранжированного старого. Это следует трактовать не как показатель кризиса творчества, а как результат сознательного художественного расчета. Дж. Барт явно тяготеет к тому взгляду на повторяемость тем и мотивов в культуре, который отражен в эссе Х.Л. Борхеса «Четыре цикла».

Последние бартовские повествования: «Жили-были: плавучая опера», «История продолжается», «Выходит в свет!!!» и «Десять и одна ночь» доводят интертекстуальную игру и автопародироание до логического предела. Они не лишены привлекательных эстетических свойств, в них много остроумных художественных решений и творческих находок. Однако это герметичные, лабораторные тексты, адресованные преимущественно узким специалистам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование произведений Дж. Барта позволило установить следующее:

1. Игровые тексты писателя обладают исключительно сложной интертекстуальной структурой. Анализ романа «Козлоюноша Джайлз» доказывает, что они могут трактоваться как игровые интертекстуальные комплексы. Так, первый (исторический) уровень интертекстуальности связан с проецированием писателем элементов современной ему действительности на систему конвенций англо-американского университетского романа. Однако обманчивое превалирование отсылок к данному феномену лишь маскирует более глубокие пласты интертекстуальности, учитываемые читателем-интеллектуалом. Это, в частности, соотнесенность жизненного пути протагониста с теоретической моделью, описанной в трактате Дж. Кэмпбелла «Тысячеликий герой», основном интертексте романа.

Наряду с этим на страницах «Козлоюноши Джайлза» обнаруживаются многочисленные привязки и к другим значимым для культуры новейшего времени претекстам. В их числе поэма Т. С. Элиота «Бесплодная земля» (а также мотив поисков Святого Грааля в элиотовской интерпретации), а также «Эдип-царь» Софокла (позволяющий писателю внедрить в текст сложную систему игровых соответствий с фрейдовским психоанализом).

2. В творческой практике Дж. Барта почти отсутствует игра с отдельными, изолированными претекстами. Более того, писатель сознательно соединяет, увязывает в весьма непростые комбинации многие десятки взаимосвязанных и взаимообусловленных прецедентных текстов. Вот почему в связи с произведениями Дж. Барта уместно рассуждать о полигенетичности (термин П. Тамми). Роман «Творческий отпуск» может рассматриваться как пример того, что каждый пародийный интертекстуальный элемент у Дж. Барта столь многопланов и разносоставен, что выделение одного претекста, изолированного от множества других, принципиально невозможно. В структуре произведения возникают сложные «мотивно-структурные интертекстуальные комплексы» (термин A.M. Люксембурга), полноценное изучение которых реально лишь с использованием категорий и принципов «игровой поэтики».

3. Пародия, трактуемая как основная форма интертекстуальной игры в постмодернистском романе, выступает как инструмент идеологической полемики в «Плавучей опере» и «Конце пути». В обоих текстах Дж. Барт отталкивается от структурных элементов и идеологом экзистенциалистской прозы Ж. П. Сартра и А. Камю. Повествование Дж. Барта амбивалентно, рассчитано на разные уровни восприятия, и только читатель-сообщник в полной мере ощущает, что и «Плавучая опера», и «Конец пути» не «обычные реалистические романы», а пародийные метапрозаические повествования, доводящие до абсурда некоторые экзистенциалистские клише и вместе с тем комментирующие изнутри их смысл и специфику.

4. Исследование романа «Торговец дурманом» позволяет выявить установку писателя на пародирование различных жанровых моделей. Основная сюжетная линия здесь связана с традицией английского романа XVIII в. И если «наивный» читатель, не знакомый с историей литературы, может ошибочно воспринять развитие событий в романе как нелогичное, то читатель-интеллектуал автоматически соотнесет фабулу бартовского текста с «Историей Тома Джонса, найденыша» Г. Филдинга, «Приключениями Родерика Рэндома» и «Приключениями Перегрина Пикля» Т. Смоллета, из которых Дж. Барт заимствует основные событийные элементы английского просветительского романа. Изучение детства и юности героя, женских образов и приключений поэта Эбенизера Кука позволяет насытить общие наблюдения конкретным эмпирическим материалом. Пародийная связь с претекстом проявляется и в специфике использования приема «текст в тексте».

5. Обращение к бартовским произведениям «Заблудившись в комнате смеха» и «Химера» позволяет констатировать использование писателем мифов и традиционных сюжетов. В обоих случаях он создает своего рода эталонные образцы их пародийного обыгрывания в постмодернистской литературе. Сложность внутреннего устройства «Химеры» понятна лишь в том случае, если произведение рассматривается как игровой лабиринт, в котором читателю следует умело и своевременно перескакивать с одного уровня на другой. В этом тексте актуализируется проблема авторского присутствия, причем между автором и персонажами возникает ситуация «двустороннего партнерства». И в «Химере», и в сборнике «Заблудившись в комнате смеха» Дж. Барт ожидает от читателя уже не только (и даже не столько) узнавания конкретных объектов пародирования, сколько понимания нарратологических принципов, лежащих в основе пародийности как свойства игрового текста. Писатель, используя беллетристические средства, переизлагает теоретические постулаты современного литературоведения (в том числе и свои собственные).

6. Изучение интертекстуальности и пародии в творчестве Дж. Барта подтвердило закономерность развития у авторов игровых текстов склонности к автоинтертекстуальности. Жонглирование повторяющимися образами, мотивами, претекстами позволяет рассматривать художественное пространство различных и самостоятельных, на первый взгляд, произведений как единый людический метатекст. Перебор вариантов одних и тех же тем и их разработки акцентирует условный, экспериментальный, лабораторный характер создаваемых художественных конструкций, и их полную подчиненность капризам фантазии автора-творца. Наиболее часто варьирующиеся в прозе Дж. Барта мотивы связаны с такими литературными претекстами, как «Сказки тысячи и одной ночи» и трактат Дж. Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Дж. Барт регулярно возвращается к этим текстам из романа в роман, отыскивая все новые возможности их философского осмысления и художественного обыгрывания и побуждая профессионального читателя к сопоставлению всех версий, зафиксированных в его книгах.

7. Наиболее значимым в художественном отношении экспериментальным текстом Дж. Барта, структура которого обусловлена автоинтертексту-альностью и автопародированием, стал роман «Письма». По своей изощренности он сопоставим с «Улиссом» Дж. Джойса и «Адой» В. Набокова. Шесть предшествующих художественных произведений Дж. Барта критически анализируются здесь в ходе эпистолярной полемики между их протагонистами, а также каждым из протагонистов и подвергшимся фикционализации Автором, alter ego реального писателя Дж. Барта, введенного в число действующих лиц. Использование автоинтертекстуальности, постоянное пародирование известных читателю романных структур, коллизий, событий, образов, идей, мотивов, художественных приемов и т.д. позволяет романисту совместить в пределах романа «Письма» несколько взаимодополняющих художественных задач. Здесь доказывается, что моделирование герметичного, интеллектуально насыщенного, культурологически ориентированного игрового текста принципиально возможно без привлечения нового эстетического, идейного и историко-литературного материала. Варьируя в различных комбинациях элементы различных жанровых клише, произведений известных литераторов и философов предшествующих эпох и современности, а также собственные прецедентные тексты, Дж. Барт составляет из них различные новые изощренные художественные и интеллектуальные конструкции. Создание новых художественных и интеллектуальных конструктов является и поводом для самоанализа художника. Писатель словно развивает тезис, согласно которому в игровом пространстве метатекста принципиально отсутствует граница между чисто художественной и биографической составляющими. «Реальная» биография (в том числе и творческая) самого писателя подвергается фикционализации, сплетаясь с вымышленными биографиями его персонажей.

Роман «Письма» - это гибрид игрового художественного текста и эссе, посвященного теоретическому осмыслению данного феномена. Его основными персонажами, на первый взгляд, являются действующие лица всех предшествующих книг Дж. Барта и подвергшийся фикционализации Автор. Однако реальными участниками многостраничного творческого диспута становится мировая историко-литературная традиция и совокупность творчества Дж. Барта, вступающие в активный творческий диалог друг с другом.

8. В последовавших за «Письмами» художественных текстах писателя соотношение между интертекстуальностью и пародийностью в широком смысле слова и автоинтертекстуальностью и автопародийностью еще более модифицируется в пользу второй пары понятий. В этом убеждает обращение к книгам «Творческий отпуск», «Тайдуотерские рассказы», «Последнее путешествие Некоего Морехода» и в еще большей степени - к новейшим книгам Дж. Барта «Жили-были: плавучая опера», «История продолжается», «Выходит в свет!!!» и «Десять и одна ночь». Эти автопародийные, людиче-ские, метапрозаические, бартологические вариации примерно столь же далеко отстоят от его изначальных художественных ориентиров, как джойсовские «Поминки по Финнегану» от «Улисса».

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Волков, Игорь Васильевич, 2006 год

1. Barth J. A Floating ARIA; On water messages, remembered and imagined // The Washington Post, August 7, 1994. P. 12.

2. Barth J. Chimera. - Greenwich: Fawsett, 1972. - 320 p.

3. Barth J. Coming Soon!!! - London: Atlantic Books, 2002. - 396 p.

4. Barth J. Further Fridays: Essays, Lectures, and Other Nonfiction.

5. Barth J. Giles Goatboy. - Harmondsworth: Penguin Books, 1967.813 p.

6. Barth J. LETTERS. - N. Y.: G. P. Putnam's Sons, 1979. - 772 p.

7. Barth J. Lost in the Funhouse. - Harmondsworth: Penguin Books, 1968. - 198 p.

8. Barth J. Once upon a Time. - Boston etc.: Back Bay Books, 1994.398 p.

9. Barth J. On with the Story.

10. Barth J. Sabbatical: A Romance. - Harmondsworth: Penguin Books, 1982.-366 p.

11. Barth J. The Book of Ten Nights and a Night: Eleven Stories. - London: Atlantic Books, 2004. - 295 p.*

12. Barth J. The End of the Road. -N. Y.: Avon Books, 1958.-206 p.

13. Barth J. The Floating Opera. - N. Y.: Bantam, 1967. - 247 p.

14. Barth J. The Friday Book. - Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1997. - 286 p.

15. Barth J. The Last Voyage of Somebody the Sailor. - N. Y.: Anchor Books, 1991.-573 c.

16. Barth J. The Literature of Exhaustion // Metafiction. Ed. by M. Currie. -N. Y.: Longman, 1995.- P. 161-171.^ 17. Barth J. The Sot-Weed Factor. - Manchester: Panther Books, 1965. 795 p.

17. Barth J. The Tidewater Tales. -N. Y.: Fawsett, 1987. - 536 p.

18. Барт Дж. Заблудившись в комнате смеха: рассказы, роман. - СПб: Симпозиум, 2001. - 538 с.

19. Барт Дж. Плавучая опера. - М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1993.-272 с.

20. Барт Дж. Химера. - СПб: Симпозиум, 2000. - 382 с.

21. Анастасьев Н.А. Одинокий король. - М.: Центрполиграф, 2002.526 с.

22. Анастасьев Н.А. Обновление традиций. - М., 1984.

23. Анастасьев Н.А. Разочарования и надежды. -М., 1984.

24. Анастасьев Н.А. У слов долгое эхо (К спорам о постмодернизме) // Сквозь шесть столетий: Метаморфозы литературного сознания. - М.: МГУ, 1997.

25. Анастасьев Н.А. Фантомы // Вопросы литературы. 2004, № 4. С. 21-38.

26. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр: Свободное сознание и XX век. -М.: Моск. рабочий, 1994. - 333 с.

27. Андреев Л.Г. Литература конца XX века и современное литературоведение // Литературоведение на пороге XXI века: Материалы международной научной конференции (МГУ, 1997, май). - М., 1998.

28. Андреев Л.Г. От «заката Европы» к «концу истории» // «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности. - М.: ЭКОН, 2000.-240-255 с.

29. Андреев Л.Г. Художественный синтез и постмодернизм // Вопросы литературы. 2001, № 1. С. 3-38.

30. Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм) // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. - М.: Высшая школа, 2001. - 292-334 с.

31. Аржанова О. Функции цитат, реминисценций и аллюзий в сюже-тообразовании прозаического произведения. Автореф. дис. канд. филол. наук. - Самара, 2002. - 16 с.

32. Барт Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. - М., 1997.

33. Барт Р. Мифологии. - М., 1996.-314 с.

34. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. - М.: 1994.616 с.

35. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1978. - 565 с.

36. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - 320 с.

37. Бахтин М. Собрание соч. в 7 т. -М.: Русские словари, 1997. Т. 5.

38. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 424 с.

39. Берн Э. Игры, в которые играют люди: (Психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры: (Психология человеческой судьбы). - М., 1988.

40. Борхес Х.Л. Проза разных лет. - М.: Радуга, 1984. - 320 с.

41. Вайнштейн О.Б. Философские игры постмодернизма // Апокриф. — 1994.-№2.-С. 12-30.

42. Вейман Р. История литературы и мифология. - М., 1975.

43. Великовский С. В поисках утраченного смысла. - М.: Худож. литература, 1979. -294 с.

44. Великовский С. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, эс-сеистика, эстетика А. Камю. - М.: Искусство, 1973. - 240 с.

45. Бенедиктова Т.Д. В опровержение слухов о конце литературной истории//ИЛ. 1998, №6.

46. Бенедиктова Т.Д. Литература на пороге «века толп»: «новый» человек как читатель и писатель // «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности. -М.: ЭКОН, 2000. - 117-132 с.

47. Бенедиктова Т.Д. Новые профили «словесности» // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2004, № 6. С. 64-71.

48. Бенедиктова Т.Д. Роман воспитания - 90-е (США)// ИЛ. 1999,

49. Бенедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX века // Зарубежная литература второго тысячелетия. 10002000. -М.: Высшая школа, 2001. - 186-220 с.

50. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М., 1989.

51. Владимирова Н. Категория интертекстуальности в современном литературоведении // Литературоведение на пороге XXI века: Материалы международной научной конференции (МГУ, 1997, май). -М., 1998.

52. Гройс Б. Вечное возвращение к новому // Искусство. - 1989 - №10.

53. Давыдов С. "Тексты-матрешки" Владимира Набокова. - Мюнхен, 1982.-247 с.

54. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. -М., 1990.-107 с.

55. Днепров В. Идеи времени и формы времени. - Л., 1980.

56. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. - Л., 1970.

57. Долгов К. От Киркегора до Камю. - М.: Искусство, 1991. - 399 с.

58. Егорова Л.П. Постмодернизм: Программа и проблемы изучения // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. Ставрополь, 1998. С. 4 -16.

59. Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. - М.: Наука, 1966.-472 с.

60. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. -М.: Мгаёа, 2004. - 560 с.

61. Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г.К. - М., 1984.

62. Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы.-М., 1984.

63. Затонский Д.В. Постмодернизм: гипотезы возникновения. // ИЛ. -1996. - № 2. - С. 26-28.

64. Зверев А. Модернизм в литературе США. - М.: Наука, 1979.318с.

65. Зверев А. Склеенная ваза. Американский роман 90-х: ушедшее и текущее//ИЛ. 1996, № 10.

66. Зверев А. Смеющийся век // Вопросы литературы. 2000, № 4. С.3.37.

67. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. - М.: Интрада, 1998.-255 с.

68. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. - 255 с.

69. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. - М., 2001.

70. Ильин И.П. Проблема личности в литературе постмодернизма: Теоретические аспекты. // Концепция человека в современной литературе, 1980-е годы. - М., 1990. - С. 47 - 70.

71. Ильин И.П. Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты // Проблемы современной стилистики: Сб. научно-аналитических трудов. -М., 1989.

72. Калугина Т. Постмодернистская парадигма как защитный механизм культуры //Вопросы искусствознания. 1996. № 1.

73. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Изд-во полит, литературы, 1990.-415 с.

74. Карпов А. Русский постмодернизм в отечественной науке о литературе // Филологические науки. 2002, № 1. С. 12-20.

75. Кортасар X. Игра в классики. -М.: Худож. лит., 1986. - 574 с.

76. Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) // Проблема жанра в литературе Средневековья. - М., 1994.

77. Косиков Г.К. Структурализм versus постструктурализм // «На гра-* иицах». Зарубежная литература от средневековья до современности. - М.:1. ЭКОН, 2000.-207-239 с.

78. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. - М., 1980. -360 с.

79. Кузнецов И. Бессмертие путника ( Милан Кундера и Итало Каль-вино среди любимых призраков). // ИЛ. - 1995. -№ 6. С. 204-213.

80. Кузьмина H.A. Интертекст и интертекстуальность: к определению понятий // Текст как объект многоаспектного исследования: Сб. статей научно-методического семинара «TEXTUS». - Вып. 3. - Ч. 1 / под ред. К.Э. Штайн. - Спб., Ставрополь. С. 27 - 35.

81. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. - М., 2001.

82. Кушкин Е. Альбер Камю: ранние годы. - Л.: ЛГУ, 1982. - 182 с.

83. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. - М.: ACT, 1997. - 384 с.

84. Левин Ю. О частотном словаре языка поэта // Русская литература, 1972.-№2.-С. 5-36.

85. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна - СПб.: Алетейя, 1998.160 с.^ 87. Липовецкий М. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997. - 318 с.

86. Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987.

87. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970.

88. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. - М., 1994.

89. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семи-осфера — история. - М., 1996.

90. Люксембург A.M. Амбивалентность как свойство набоковской иг-4 ровой поэтики // Набоковский вестник. №1 - СПб, 1998. - С. 16-26

91. Люксембург А. М. Англо-американская университетская проза: История, эволюция, проблематика, типология. - Ростов-на-Дону, 1988. -258 с.

92. Люксембург A.M. Вивиан Дамор-Блок и вивисекция слова: Английская проза Владимира Набокова // Набоков В.В. Американский период. Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1997. Т. 1. С. 9-23.

93. Люксембург A.M. Лабиринт как категория игровой поэтики // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. № 1. С. 70 - 75.

94. Люксембург A.M. Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики (на примере романа «Бледное пламя») // Набоковский вестник. Вып. 4. СПб., 1999. С. 5-11.

95. Люксембург A.M. Набоковский интертекст в сфере теории игровой поэтики // Текст. Интертекст. Культура. Материалы международной научной конференции (Москва 4-7 апреля 2001 года). - М., 2001.

96. Люксембург A.M. Отражения отражений: Творчество Владимира Набокова в зеркале литературной критики. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004. - 640 с.

97. Люксембург A.M. Поэтика метапрозы и проблемы структурной организации игрового текста // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2000. С. 15-16.

98. Люксембург A.M. Структурная организация набоковского мета-текста в сете теории игровой поэтики. М.: Азбуковник, 2001. С. 319-330.

99. Люксембург A.M. Структурные игры и игровые структуры: организация метапрозаического текста как проблема игровой поэтики // Филологический вестник РГУ, 2001. № 1. - С. 5 - 9.

100. Люксембург А. М., Рахимкулова Г. Ф. Магистр игры Вивиан ван Бок: Игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура. -Ростов-на-Дону, 1996. - 200 с.

101. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000.

102. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М.: Наука, 1986.

103. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

104. Мелетинский Е.М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. -М., 1983.

105. Мельвиль Ю. Пути буржуазной философии XX века. - М.: Мысль, 1983.-247 с.

106. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М., 1999.

107. Минц 3. Понятие текста и символистская поэтика. // Материалы всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. Т. 1. -Тарту, 1974.-С. 134-41.

108. Мирошниченко О. Поэтика современной метапрозы (на материале романов А. Битова). Автореф. дис. канд. филол. наук, М., 2001.-26 с.

109. Мифы народов мира. - М.: Российская энциклопедия, 1994. - Т. 2. -719с.

110. Млечко A.B. Пародия как элемент поэтики романов В.В. Набокова: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Волгоград, 1998.

111. Млечко A.B. Игра, метатекст, трикстер: пародия в «русских» романах В.В. Набокова. - Волгоград, 2000.

112. Олизько Н. Интертекстуальность как системообразующая категория постмодернистского дискурса на материале произведений Дж. Барта. Автореф. Дис. канд. филол. наук. Челябинск, 2002.

113. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и др. работы. - М.: Радуга, 1991.-640 с.

114. Пахсарьян Н. «Ирония судьбы» эпохи Просвещения: обновление литературы или литература, демонстрирующая исчерпанность старого? // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. - М.: Высшая школа, 2001.-69-116 с.

115. Пигулевский В. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. — Ростов-на-Дону: Фолиант, 2002. - 418 с.

116. Писатели США. Краткие творческие биографии. - М.: Радуга, 1990.-624 с.

117. Постмодернизм и культура (материалы "круглого стола"). // Вопр. философии. 1993. № 3. С. 3 - 17.

118. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. 2-е изд. - СПб., 1997.

119. Рахимкулова Г.Ф. Игровая поэтика и игровая стилистика // Филологический вестник РГУ, 2000, № 1. С. 5 - 11.

120. Руднев В. Морфология реальности: Исследования по философии текста. - М., 1996.

121. Руднев В. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. - М.: АГРАФ, 2000. - 432 с.

122. Руднев В. Словарь культуры XX века. - М.: АГРАФ, 1997.382 с.

123. Сартр Ж.П. Стена. Избранные произведения. - М.: Изд-во полит, литературы, 1992. - 480 с.

124. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм// Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-345.

125. Словарь иностранных слов. - М.: Русский яз., 1980. - 624 с.

126. Смирнова H.A. Тезаурус Джона Фаулза. - Нальчик: Полиграф-сервис и Т, 2000. - 360 с.

127. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.

128. Современный словарь-справочник по литературе. - М.: Олимп: ООО ACT, 2000. - 704 с.

129. Соловьева H.A. Вызов романтизму в постмодернистском британском романе // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2000, № 1. С. 7-23.

130. Соловьева H.A. XIX век: романтическое сознание эпохи // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2001, № 1. С. 7-22.

131. Соловьева H.A. Развитие повествовательной техники в английском романе переходного периода - от просвещения к романтизму // «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности. -М.: ЭКОН, 2000. - 57-64 с.

132. Солодуб Ю. Интертекстуальность как лингвистическая проблема // Филологические науки. 2000, № 2. С. 51-57.

133. Струков В. Художественное своеобразие романов Питера Акрой-да. - Воронеж: Полиграф, 2000. - 182 с.

134. Тамми П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997. С. 514-529.

135. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. - М., 1997.

136. Тодоров Ц. Теория символа. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.-408 с.

137. Толмачев В.М. В моем конце мое начало.: О культурологическом парадоксе XIX-XX веков // Литературоведение на пороге XXI века: Материалы международной научной конференции (МГУ, 1997, май). - М., 1998.

138. Толмачев В.М. Где искать XIX век? // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. -М.: Высшая школа, 2001. - 117-185 с.

139. Толмачев В.М. Романтизм: культура, лицо, стиль // «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности. - М.: ЭКОН, 2000.-104-116 с.

140. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.574 с.

141. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. - Красноярск, 1987.

142. Тюпа В.И. Фуксон Л.Ю., Дарвин М.Н. Литературное произведение. Проблемы теории и анализа. - Кемерово, 1997.

143. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искуства. М., 1995. С. 9-220.

144. Фатеева H.A. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов. - М., 2000.

145. Филиппов Л. Философская антропология Ж.П. Сартра. - М.: Наука, 1977.-287 с.

146. Фокин С. А. Камю. Роман. Философия. Жизнь. - СПб.: Алетейя, 1999.-384 с.

147. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 2000. - 536 с.

148. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -М., 1991.

149. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания и сексуальности. -М., 1996.

150. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - М.,1994.

151. Хализев В.Е. Мифология XIX-XX веков и литература // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2002, № 3. С. 7-21.

152. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2000.398 с.

153. Халипов С. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. № 1. С. 239-245.

154. Хейзинга Й. Homo ludens. — М.: Прогресс, 1992. - 464 с.

155. Хоум Г. Основания критики. - М.: Искусство, 1977.

156. Эйхенбаум Б. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. -Л.: Государственное искусство, 1924.

157. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностр. лит. - М., 1988. - № 10.-С. 88- 104.

158. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 с.

159. Эко У. Имя розы. - М., 1989. - 486 с.

160. Эко У. Роль читателя. - СПб: Симпозиум, 2005. - 502 с. 163.Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. - М.,2000.

161. ЮнгК.Г. Архетип и символ. -М., 1991.

162. Юнг К.Г. Душа и мир: Шесть архетипов. - Киев, 1996.

163. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. - М.: Культура, 1993. - 464 с.

164. Ямпольский М. Беспамятство как исток (Читая Хармса). М., 1998.384 с.

165. Allen W. The Modern Novel in Britain and the United States. - N. Y.,1964.

166. Adams R.M. Afterjoice: Studies in Fiction after Ulysses. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1977.-234 p.

167. Ahlers M. Die Stimme des Menelaos: Intertextualität und Metakommunikation in Texten der Metafiction. - Würzburg: Könighausen und Neumann, 1993.-232 p.

168. Alter R. Partial Magic: The Novel as Self-Conscious Genre. - Berkeley: Univer. of California, 1975. - 324 p.

169. Ammann D. David Lodge and the Art-and-Reality Novel. - Heidelberg, 1991.-172 p.

170. A Postmodern Reader / ed. by Natoli J. and Hutcheon L. - New York, 1993.-572 p.

171. Arlart U. 'Exhaustion' and 'Replenishment': Die Fiktion in der Fiktion bei John Barth. - Heidelberg, 1984. - 125 p.

172. Bergonzi B. The Situation of the Novel. - London, Pittsburgh: Mac-millan, Univ. of Pittsburgh Press, 1970.

173. Birringer J. Theater, Theory, Postmodernism. - Bloomington, Indianapolis, 1991.

174. Boehm B. A. A Rhetoric of Metafiction. - Athens: Ohio Univer., 1987.-264 p.

175. Booth W. C. The Rhetoric of Fiction. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1983.-232 p.

176. Bradbury M. Possibilities. Essays on the State of the Novel. - Oxford Univ. Press, 1973.

177. Bradbury M. The Modern American Novel. - N.Y.: Oxford Univ. Press, 1983.-209 p.

178. Brink A. The Novel. - London: MacMillan Press, 1998. - 358 p.

179. Brooke A. 'Opera' Sings Constant Praise to its Own Composition // The Washington Times, May 8, 1994. P. B8.

180. Brooke-Rose C. A Rhetoric of the Unreal: Studies in Narrative and Structure, esp. of the Fantastic. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981. -450 p.

181. Brooke-Rose Ch. The Dissolution of Character in the Novel // Reconstructing Individualism: Autonomy, Individuality and the Self in Western Thought. - Stanford, 1986. - P. 184 - 186.

182. Brooks P. Reading for the Plot: Design and Intention in Narrative. -N. Y., 1984.

183. Burgess A. The Novel Today. - Lnd.: Longmans, Green and Co.,1963.

184. Burgess A. The Novel Now: A Guide to Contemporary Fiction. -N. Y.: W.W. Norton, 1967.

185. Burke R. E. The Game of Poetics: Ludic Criticism and Postmodern Fiction. -N.Y.: Peter Lang, 1994. - 200 p.

186. Burn S. On with the Story: John Barth continues his long flirtation with deferment and closure // TLS, March 11, 2005. P. 19.

187. Cailois R. Les jeux et les hommes. - Paris, 1958.

188. Christensen I. The Meaning of Metafiction: A Critical Study of Selected Novels by Sterne, Nabokov, Barth and Beckett. - Bergen, Oslo, 1981. -168 p.

189. Couturier M. Nabokov ou la tyrannie de l'auteur. - Paris: Seuil, 1993. - 420 p.

190. Crane R.S. Critical and Historical Principles of Literary History. -Chicago: Chicago Univ. Press, 1971. - 244 p.

191. Cuddon J.A. A Dictionary of Literary Terms. Rev. ed. - Harmonds-worth: Pengin, 1982.

192. D'haen T. Postmodernisms: From Fantastic to Magic Realist // International Postmodernism. Theory and Literary Practice. Ed. by Bertens H. and Fokkema D. - Amsterdam; Philadelphia, 1997.

193. Dickstein M. Gates of Eden: American Culture in the Sixties. - N.Y.: Basic Books, 1977. - 145 p.

194. Dictionnaire de la Psychologie / Ed. by N. Silamy. - Paris: Larousse, 1994.-274 p.

195. Eagleton T. Literary Theory: An Introduction. - Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1983. - 196 p.

196. Eco U. The Role of the Semiotics of Texts. - Bloomington, 1985.

197. Esslin M. The Theatre of the Absurd. - N.Y.: Doubleday, 1969.278 p.

198. Fiedler L. Love and Death in the American Novel. - N. Y.: Criterion Books, 1960.

199. Fokkema D. Literary History: Modernism and Postmodernism. - Amsterdam: John Behjamins, 1984. - 348 p.

200. Fokkema D. The Semantic and Syntactic Organisation of Postmodernist Texts // Approaching Postmodernism, 21-23 Sept. 1984, Univ. of Utrecht / Ed. by Fokkema D., Bertens H. - Amsterdam, Filadelphia, 1986. - P. 81 - 98.

201. Fokkema D. The Semiotics of Postmodernism // International Postmodernism. Theory and Literary Practice. Ed. by Bertens H. and Fokkema D. -Amsterdam; Philadelphia, 1997.

202. Fraser G. The Modern Writer and His World. Rev. ed. - Harmonds-worth: Penguin Books, 1964.

203. Gardner J. On Moral Fiction. - N.Y.: Basic Books, 1978. - 166 p.

204. Gass W. B. Fiction and the Figures of Life. - N.Y.: Alfred A. Knopf, 1970.-230 p.

205. Genette G. Palimpsestes. - Paris: Éditions du Seuil, 1982. - 456 p.

206. Gibson S. Self-reflexive Noodling Stirs Up Stunning Fictional Arias // The Houston Chronicle, July 17, 1994. P. 21.

207. Glaser-Wöhrer E. An Analysis of John Barth's Weltanschauung: His View of Life and Literature. - Salzburg: Univ. of Salzburg, 1977.

208. Graff G. Literature Against Itself: Literary Ideas in Modern Society. -Chicago, 1979. -346 p.

209. Griffin J. The Mirror of Myth. Classical Themes and Variations. -London, Boston, 1986.

210. Hall J. The Lunatic Giant in the Drawing Room: The British and American Novel since 1930. - Bloomington, Lnd.: Indiana Univ. Press, 1963.

211. Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodern Literature. 2nd edn. Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1982. - 243 p.

212. Hassan I. The Question of Postmodernism // Romanticism, Modernism, Postmodernism. Ed. by Garvin Harry R. - London, Toronto, 1980.

213. Hassan I. The Right Prometean Fire: Imagination, Science and Culture Change. - Urbana: Univ. of Illinois Press, 1980.

214. Hassan I. Paracritisism: Seven Speculations of the Times. - Urbana: Univ. of Illinois Press, 1975.

215. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism. - New York and London: Routledge, 1988.-268 p.

216. Hutcheon L. A Theory of Parody: The Teachings of 20th-Century Art Forms. — London: Methuen, 1985. - 148 p.

217. Hutcheon L. Irony's Edge. The theory and politics of irony. - N.Y., 1995.-486 p.

218. Hutcheon L. Narcissistic Narrative: The Metafictional Paradox. - New York: Methuen, 1984. - 542 p.

219. Hutcheon L. The Politics of Postmodernism. - New York, 1989. -202 p.

220. Hutchinson P. Games Authors Play. - London and N. Y.: Methuen, 1983.- 132 p.

221. Imhof R. Contemporary Metafiction: A Poetological Study of Metafic-tion in English since 1939. - Heidelberg, 1986. - 328 p.

222. Intertextuality / Ed. by Plett H. F. - Berlin and N. Y.: de Gruyter, 1991.-270 p.

223. Intertextuality and Contemporary American Fiction / Ed. by O'Donnel P. and Con Davis R. - Baltimore and London: the Johns Hopkins Univ. Press, 1989.

224. Intertextuality: Theories and Practices / Ed. by Worton M. and Still J. -Manchester andN. Y.: Manchester Univ. Press, 1990. - 194 p.

225. Jameson F. The Political Unconsciousness: Narrative as Socially Symbolic Act. — Ithaca: Cornell Univ. Press, 1981.

226. Jocipovici G. The World and the Book: A Study of Modern Fiction. -London: Macmillan, 1971.- 256 p.

227. Karl F. R. American Fictions 1940-1980. - N.Y.: Harper and Row, 1983.-424 p.

228. Kazin A. Bright Book of Life: American Novelists and Storytellers from Hemingway to Mailer. - Boston: Atlantic Press, 1973. - 334 p.

229. Kellman S.G. The Self-Begetting Novel. - N.Y.: Colombia Univ. Press, 1980.-264 p.

230. Kennedy L. A Not Quite the Story of a Lifetime // The Boston Globe, May 15, 1994. P.B15.

231. Kenner H. A Homemade World: The American Modernist Writers. -N.Y.: William Morrow, 1975.-210p.

232. Klinkowitz J. Literary Subversions: New American Fiction and the Practise of Critisism. - Carbondale: Southern Illinois Univ., 1984. - 250 p.

233. Klinkowitz J. The Self-Apparent World: Fiction as Language/Language as Fiction. - Carbondale: Southern Illinois Univ. Press, 1984. -256 p.

234. Krauss R. The Originality of Avant-garde and Other Modernist Myths. - Cambridge, Mass.: MIT Books, 1980. - 206 p.

235. Kristeva J. Postmodernism? // Romanticism, Modernism, Postmodernism. Ed. by Garvin Harry R. - London, Toronto, 1980.

236. Lasch C. The Culture of Narcissism. - N.Y.: Warner Books, 1979.196 p.

237. Lehan R. The Tidewater Tales: A Novel // Los Angeles Times Book Review, June 28, 1987.

238. Leitch V.B. Deconstructive Critisism: An Advanced Introduction. -N.Y.: Columbia Univ., 1983. - 196 p.

239. Lindsay A. Death in the FUNhouse: John Barth and Poststructuralist Aesthetics. -N. Y.: Peter Lang, 1995. - 180 p.

240. Lodge D. The Art of Fiction. - London: Penguin Books, 1992.240 p.

241. Lodge D. The Modes of Modern Writing: Metaphor, Metonimy, and the Typology of Modern Literature. - London: Edward Arnold, 1977. - 220 p.

242. Lodge D. The Novelist at the Crossroads and Other Essays on Fiction and Critisism. - Lnd.: Rootledge a. Kegan Paul., 1971.th

243. Lodge D. Working with Structuralism: Essays and Reviews on 19 and 20th Century Literature. - Lnd., 1981.

244. MacCaffery L. The Metafictional Muse. - Pittsburg: Univ. of Pittsburg Press, 1982.-234 p.

245. Malmgren C. D. Fictional Spase in the Modernist and Postmodernist American Novel. - Lewisburg, Pa.: Bucknell Univ. Press, 1985. - 236 p.

246. Martin W. Recent Theories of Narrative. - Ithaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1986.-258 p.

247. McHale B. Constructing Postmodernism. - London: Rootledge, 1992. -342 p.

248. McHale B. Postmodernist Fiction. - New York and London: Methuen, 1987.-263 p.

249. Metafiction / Ed. by M. Currie. - London and N.Y.: Longman, 1995.252 p.

250. Moore S. John Barth:Ceaselessly into the Past // The Washington Post, May 8, 1994. P. X4.

251. Motte W. Playtexts: Ludics in Contemporary Literature. — Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1995. - 233 p.

252. Nabokov V. Lectures on Literature. - N.Y.: Harcourt Brace Jovano-vich, 1981.-385 p.

253. Nash C. World-Games: The Tradition of Anti-Realist Revolt. - London and New York: Methuen, 1989. - 625 p.

254. Newman C. The Post-Modern Aura: The Act of Fiction in the Age of Inflation. - Evanston, 111.: Northwestern Univ. Press, 1985. - 423 p.

255. Norris C. The Contest of Faculties: Philosophy and Theory After De-construction. - London: Methuen, 1985. - 246 p.

256. Olderman R. M. Beyond the Waste Land. The American Novel in the 1960s. - New Haven: Yale Univ. Press, 1976. - 258 p.

257. Olsen L. Circus of the Mind in Motion: Postmodernism and the Comic Vision. - Detroit: Wayne State Univ. Press, 1990. - 172 p.

258. Pasco A. H. Allusion: A Literary Craft. - Toronto: Univ. of Toronto Press, 1994.-248 p.

259. Parrinder P. The Failure of Theory: Essays on Critisism and Contemporary Fiction. — Lnd., 1987.

260. Phelan J. Worlds from Words. Chicago: Chicago Univ. Press, 1981.198 p.

261. Poe E.A. The Complete Tales and Poems. - London: Penguin Books, 1982.- 1026 p.

262. Poirier R. The Politics of Self-Parody // Partisan Review. - N. Y., 1968. - Vol. 35, № 3. - P. 327 - 342.

263. Postmodern Fiction in Europe and the Americas / Ed. by D'haen T. and Bertens H. - Amstardam: Rodopi, 1988. - 208 p.

264. Postmodernism: A Reader / Ed. by T. Dogherty. - N.Y.: Columbia Univ. Press, 1993.-528 p.

265. Price M. Forms of Life: Character and Imagination in the Novel. -New Haven: Yale Univ. Press, 1983.

266. Richter D.N. Fable's End: Completeness and Closure in Rhetorical Fiction. — Chicago: Univ. of Chicago Press, 1974. - 222 p.

267. Rose M. A. Parody / Metafiction. - London: Croom Helm, 1979.198 p.

268. Rubin L.D. Jr. The Teller and the Tale. - Seattle: Univ. of Washington Press, 1967.-284 p.

269. Russel C. Poets, Prophets, and Revolutionaries: The Literary Avantgarde from Rimbaud through Postmodernism. - N.Y. a Oxford: Oxford Univ. Press, 1985.-458 p.

270. Sacks S. Fiction and the Shape of Belief. - Berkeley: Univ. of California Press, 1964.- 158 p.

271. Scholes R. Fabulation and Metafiction. - Urbana: Univ. of Illinois Press, 1980.-222 p.

272. Schulz M.F. Black Humour Fiction of the Sixties. - Athens: Ohio Univ. Press, 1973.- 156 p.

273. Schulz M. F. The Muses of John Barth. - Baltimore: John Hopkins University, 1990.-220 p.

274. Scott A.F. Current Literary Terms. - London: Macmillan, 1979.486 p.

275. Scott S. D. The Gamefulness of American Postmodernism. - N. Y.: Peter Lang Publishing, 2000. - 177 p.

276. Shechner M. John Barth's Meandering Postmodernist Tour of Life // Buffalo News (New York), May 29, 1994. P. 7.

277. Spanos W.V. Repetitions: The Postmodern Occasion in Literature and Culture. - Bloomington, 1987.

278. Stark J. O. The Literature of Exhaustion: Borges, Nabokov and Barth. - Durrham: Duke Univ. Press, 1974. - 196 p.

279. Stevick P. Alternative Pleasures: Postrealist Fiction and Tradition. -Urbana: University of Illinois, 1981.-356 p.

280. Stonehill B. The Self-conscious Novel. - Philadelphia: Pensilvania Univ. Press, 1988.-221 p.

281. Stuart D. Nabokov: The Dimensions of Parody. - Baton Rouge, Lnd: Louisiana State Univ. Press, 1978.

282. Suleiman S. Naming and Difference: Reflexions on "modernism versus postmodernism" in Literature // Approaching Postmodernism, 21-23 Sept. 1984, Univ. of Utrecht / Ed. by Fokkema D., Bertens H. - Amsterdam, Filadel-phia, 1986.-P. 81-98.

283. Surfiction / Ed. by R. Federman. - Chicago: Swallow Press, 1975.544 p.

284. Szilagui S. Brilliant, Dopey Barth Owes Us // Plain Dealer (Cleveland, Ohio), May 15, 1994. P. 12.

285. Tammi P. Problems of Nabokov's Poetics: A Narcological Analysis. - Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1985. - 390 p.

286. Tanner T. City of Words: American Fiction 1950-1970. - New York: Harper a. Row, 1971. - 356 p.

287. Taranovsky K. The Problem of Context and Subtext in the Poetry of Osip Mandel'shtam. // Slavic Forum: Essays in Linguistics and Literature. The Hague: Mouton, 1974. - P. 149-69.

288. Thiher A. Words in Reflection: Modern Language Theory and Postmodern Fiction. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1984. - 326 p.

289. Thurley G. Counter-Modernism in Current Critical Theory. - London: Macmillan, 1983.-168 p.

290. Tobin P. John Barth and the Anxiety of Continuance. - Philadelphia, 1992.-187 p.

291. Understanding John Barth. - Univ. of South Carolina Press, 1990.242 p.

292. Walker S. Take a Trip Inside Writer's Head John Barth Reads from His Novel // The Toronto Star, May 31, 1994. P. E6.

293. Walzer P. Barth Can't Stay Afloat for All the Off-target Tangents // The Virginian-Pilot (Norfolk), June 5, 1994. P. C2.

294. Watt J. The Rise of the Novel. - Berkeley: University of California, 1957.-275 p.

295. Waugh P. Metafiction. The Theory and Practice of Self - Conscious Fiction. - London: Methuen, 1984. - 278 p.

296. Weber R. The Literature of Fact: Literary Nonfiction in American Writing. - Athens: Ohio Univ. Press, 1980. - 298 p.

297. Wilde A. Horizons of Assent: Modernism, Postmodernism and the Ironic Imagination. - Baltimore: John Hopkins Univ. Press, 1981. - 454 p.

298. Ziegler H. John Barth. - London and N. Y.: Methuen, 1987. - 96 p.

299. Zimmermann J. Metafiktion im anglokanadischen Roman der Gegenwart. - Trier: WVT, 1996. - 300 p.il

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.