Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Лученко, Ксения Валерьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лученко, Ксения Валерьевна
Введение.
Глава 1.
Теоретические подходы к исследованию информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в пространстве Интернета.
§ 1. Религия в информационном обществе.
§ 2. Основные характеристики информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в России.
§ 3. Характер и уровень религиозности граждан России.
§ 4. Интернет и его специфические свойства в контексте религиозных коммуникаций.
Глава II. Религиозные сайты Рунета: классификация и специфика.
§ 1. Обзор религиозных сайтов Российского Интернета.
§ 2. Классификация религиозных сайтов.
§ 3. Тематические и жанровые характеристики содержания религиозных сайтов.
Глава III. Тенденции развития религиозных ресурсов российского Интернета.
§ 1. Развитие религиозного сегмента Рунета в перспективе медиаконвергенции.
§ 2. Религиозный сегмент Рунета и реализация концепции Веб 2.0.
§ 3 Перспективные направления освещения религиозных событий в российском Интернете.
§ 4 Новые модели структурирования контента на примере религиозных сайтов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Интернет-СМИ Рунета: системные характеристики2005 год, кандидат филологических наук Сухов, Павел Викторович
Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в блогосфере Рунета2010 год, кандидат филологических наук Лазуткина, Екатерина Валерьевна
Научно-популярные сайты в системе СМИ: типологические и профильные особенности2013 год, кандидат филологических наук Макарова, Елена Евгеньевна
Радиовещание в Интернете: теория, типология, специфика журналистской деятельности2009 год, кандидат филологических наук Карпенко, Ирина Ивановна
Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на развитие СМИ Китая2007 год, кандидат филологических наук Ван Чжунминь
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России»
Актуальность исследования
Возрождение религиозной жизни, начавшееся в России в последнее десятилетие XX века, хронологически совпало со становлением во всем мире информационного общества и появлением новой информационно-коммуникационной среды - Интернета.
Это совпадение не случайно. По мнению многих западных исследователей, секуляризация была одной из характерных черт индустриального общества, но теперь, в период становления и развития информационного общества, когда этнокультурная — национальная и религиозная - идентичность оказывает все большее влияние на социальные и политические процессы, во многих странах мира начался процесс десекуляризации. Эти две тенденции — незавершившаяся секуляризация и начавшаяся десекуляризация — характеризуют религиозно-общественную жизнь на настоящем этапе.
В России, где долгое время господствовал государственный атеизм, стали активно развиваться религиозные организации и объединения. Приобрели особую актуальность вопросы толерантности, межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Параллельно шел поиск новых форм отношений религии и общества, религии и государства.
Одним из центральных вопросов во всем мире становится доступ религиозных организаций к средствам массовой информации и использование СМИ для распространения своего мировоззрения, для информирования общества о своей деятельности.
К началу XXI века в России постепенно складывается система религиозных СМИ, которая объединяет печатную периодику, радиостанции, а также отдельные телеканалы и телепередачи. Особое место в этой системе занимают религиозные интернет-ресурсы.
На сегодняшний день Интернет является одним из основных каналов распространения информации о религии, важной площадкой информационно-коммуникационного обмена внутри религиозных организаций и одним из средств для осознания индивидуумом своей культурной и религиозной идентичности.
Религиозный сегмент Интернета оказывает все большее влияние на религиозную жизнь общества и постепенно занимает в системе религиозных СМИ равноправное место, наряду с печатью, радио- и телевещанием. Кроме того, изучение развития СМИ различных религиозных организаций на современном этапе невозможно без исследования интернет-изданий соответствующей религиозной принадлежности.
Надо отметить, что появление и формирование религиозных интернет-ресурсов, происходило одновременно с бурным развитием самого Интернета и возвращением религии в жизнь общества. Оба эти процесса развивались довольно хаотически, что затрудняет работу исследователей.
Объектом исследования являются интернет-сайты религиозного содержания, расположенные в доменной зоне «ru».
Предмет исследования — специфика различных групп религиозных сайтов, их структурно-функциональные особенности.
Хронологический период исследования ограничен рамками 1996 — первой половины 2008 года. Первые сайты религиозного содержания в доменной зоне «ru» появились в 1996 году. К 2008 приостановился активный количественный рост сайтов религиозного содержания. Основной массив эмпирических данных получен в период 2003 - 2007 годов.
Цель диссертационной работы - проанализировать информационно-коммуникационную деятельность религиозных организаций как субъектов российского интернет-пространства.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи исследования: определить влияние религиозного фактора на развитие современного общества
- определить роль и значение религиозных органиазций как субъектов российского интернет-пространства
- выявить социальные функции религиозных ресурсов Интернета
- разработать методику классификационного анализа религиозных сайтов Рунета
- описать содержательные модели религиозных сайтов Рунета, их жанрово-тематическую структуру
- изучить основные тенденции развития религиозных ресурсов Рунета
Научная новизна. Впервые проведено комплексное и многоуровневое исследование нишевого религиозного сегмента Интернета, охарактеризованы типологические модели данного типа контента, осуществлен анализ структурно-функциональных и жанрово-тематических особенностей сайтов религиозного содержания, выявлены основные тенденции и перспективы развития данного сегмента Рунета.
Степень разработанности исследуемых проблем в научной литературе
Для рассмотрения информационной и коммуникационной деятельности религиозных организаций в Интернете автор обращался как к литературе, анализирующей комплексные проблемы функционирования современных медийных систем, так и к трудам, посвященным различным аспектам использования СМИ религиозными организациями.
Ведущие теоретики информационного общества, такие как Норберт Винер, Герберт Маршалл МакЛюэн, Элвин Тоффлер, Дэниэл Белл, Джон Нейсбит, Юрген Хабермас, Никлас Луман, Жан Бодрийар, Жан-Франсуа Лиотар, Пьер Бурдье не только создали научную базу для изучения общества нового типа, но и затрагивали в своих работах проблематику взаимовлияния масс-медиа и религии.
Важную роль в изучении информационных процессов в современном обществе сыграли труды отечественных теоретиков в области журналистики - Я.Н. Засурского, Л.М. Земляновой, Е.Л. Вартановой, Е.П. Прохорова, М.В. Шкондина. С.М. Гуревича и др.
Особенности функционирования Интернета как информационного канала рассматриваются в работах Я.Н. Засурского, И.Д. Фомичевой, М.М. Лукиной, Л.А. Кохановой, О.В. Смирновой. Вопросы медиаконвергенции широко освещаются в исследованиях Е.Л. Вартановой, И.И. Засурского. Основополагающая работа о социальных функциях Интернета — «Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» американского социолога Мануэля Кастельса.
Первые исследования религии в пространстве Интернета были опубликованы в середине 1990-х годов. Это работы Дэвида Лочхэда, Стивена О'Лири и других исследователей. В последние годы этой проблематикой занимаются Брэнда Брэшер, Лорн Доусон, Мортен Хойсгаард. Публикации упомянутых европейских и америкаснких ученых были изучены автором при написании первой главы диссертации.
Исследование религиозных ресурсов Интернета невозможно без изучения религиозных средств массовой информации в их историческом и типологическом аспектах. Ведущим отечественным специалистом в этой области является Л.В. Кашинская, автором был рассмотрен ряд ее работ. Свой вклад в разработку типологии религиозных изданий внесли М.И. Пискунова, H.A. Костикова, О.В. Бакина, Т.Н. Иванова.
Методы исследования
В диссертационной работе для достижения поставленных задач автор использует совокупность методов анализа, обобщения, индукции, синтеза.
С помощью этих методов были обработаны данные, полученные: а) в ходе мониторинга религиозных сайтов Рунета; б) контент-анализа содержания этих сайтов; в) в результате глубинных интервью с экспертами.
Мониторинг более 100 сайтов религиозного содержания был проведен на основе методики изучения интернет-СМИ, разработанной группой исследователей факультета журналистики МГУ совместно с Региональным общественным Центром интернет-технологий (РОЦИТ). Мониторинг был проведен в период с 1998 по 2008 гг. и включал элементы контент-анализа. Для уточнения классификационных параметров религиозных сайтов автор использовал также типологический подход, принятый для изучения традиционных СМИ, особенно печати. Эмпирические данные, полученные в ходе мониторинга, были дополнены глубинными интервью с широким кругом экспертов, занимающихся информационной деятельностью, отражающей религиозную жизнь социума.
Эмпирическая база исследования. В связи со значительным объемом и многоплановостью объекта диссертационного исследования представилось необходимым определить его границы, выборку религиозных сайтов, которые следует включить в рамки исследовательских процедур. В своих решениях мы опирались на Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях от 19 сентября 1997 года, в преамбуле к которого сказано, что традиционными религиями для России являются христианство, ислам, иудаизм и буддизм.
Автор ограничил область своего исследования организациями, относящимися к этим четырем религиозным традициям. Термины религиозные организации» и «централизованные религиозные организации» также использованы автором в соответствии с определениями, данными Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях от 19 сентября 1997 г.
В связи с очевидным количественным преобладанием на территории России членов Русской православной церкви и степенью разработанности ее информационной политики, а также — количеством сайтов, в десятки раз превосходящем количество сайтов других религий и конфессий (оба тезиса раскрываются соответственно в первой и второй главах работы), в качестве эмпирического материала исследования взяты сайты православных организаций. Однако в тех аспектах, в которых это представляется возможным, подробно рассматриваются и исламские, и иудаистские сайты, а также сайты различных христианских деноминаций.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Религиозные организации широко используют Интернет и онлайновые технологии в информационно-коммуникационной деятельности, направленной на: а) информирование общества о своей деятельности; б) создание и поддержание единого информационного пространства в религиозных общинах в) популяризацию своего учения в разных слоях современного российского общества.
2. Интернет в большей степени, чем другие типы СМИ, соответствует удовлетворению информационно-коммуникационных потребностей религиозных организаций на основе использования специфических свойств Интернета — мультимедийное™, гипертекстуальности, интерактивности и трансграничности.
3. Возможность с помощью Интернета создавать и поддерживать горизонтальные социальные связи способствует развитию и информационно-коммуникационному взаимодействию как традиционных религиозных общин, так и неформальных экстерриториальных религиозных групп.
4. Вместе с тем, межрелигиозный диалог в Интернете представлен незначительно, члены каждой религиозной организации формируют собственный, чаще всего автономный сегмент Рунета, не связанный с ресурсами других религий и конфессий.
5. В типологической структуре религиозных ресурсов сформированы типы сайтов: по религиозной принадлежности, по характеру учредителя/создателя, по характеру контента и др.
6. Наиболее развитым и превосходящим по охвату аудитории типом сайтов в религиозном сегменте являются сайты средств массовой информации.
7. Перспективное развитие религиозных интернет-ресурсов осуществляется в соответствии с основными тенденциями развития Интернета: медиаконвергенцией и реализацией концепции Веб 2.0.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании на российском материале особенностей функционирования религиозных интернет-ресурсов, использования российскими религиозными организациями Интернета для реализации своих информационных и коммуникационных потребностей.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленные результаты могут быть применены в научной и учебно-методической работе при комплексном изучении информационной и коммуникационной деятельности религиозных организаций. Также основные положения и выводы данной работы могут быть использованы в практической деятельности интернет-СМИ широкой общественно-политической тематики при освещении проблем, связанных с религией и деятельностью религиозных организаций, и разработке соответствующих рубрик. Кроме того, результаты исследования могут применяться религиозными организациями при формировании или корректировании своей информационной политики и информационно-коммуникационной деятельности.
Выводы и положения диссертации были апробированы и реализованы в ходе выступлений автора на научных конференциях, в том числе на конференциях «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития», «Журналистика в 2004 году: СМИ в многополярном мире» (январь 2004 и 2005 гг.), XIV и XV Рождественских образовательных чтениях (февраль 2007 и 2008 гг.), электронной научно-практической конференции «Человек. Религия. Интернет», организованной Московским религиоведческим обществом при участии Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Основные выводы, научные положения и результаты исследования отражены в опубликованных работах. По теме диссертации опубликовано 8 работ в печатных и электронных изданиях общим объемом 2,9 п.л.
Автор диссертации также является автором справочника «Православный Интернет», выпущенного Издательским Советом Русской православной церкви (первое издание 2004 г., 6 п.л., второе издание, переработанное и дополненное 2006 г. 8 п.л.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Онлайновая журналистика в России: становление, тенденции и перспективы развития2004 год, кандидат филологических наук Кихтан, Валентина Вениаминовна
Актуальные аспекты интернетизации современного телевидения2012 год, кандидат филологических наук Латенкова, Вера Михайловна
Инновационная журналистика и власть в современном медийном пространстве2012 год, доктор филологических наук Кравцов, Владимир Владимирович
Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности2011 год, кандидат исторических наук Лапкина, Наталья Андреевна
Студенческая жизнь в новейшей российской интернет-литературе2010 год, кандидат филологических наук Розанов, Кирилл Андреевич
Заключение диссертации по теме «Журналистика», Лученко, Ксения Валерьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях становления информационного общества роль религии в политической, культурной, общественной жизни возрастает. Об этом процессе, называемом десекуляризацией или «отступлением секуляризма», с разной степенью подробности пишут большинство теоретиков информационного общества, давая ему как положительную, так и негативную оценку. Между тем глобальные общественные трансформации, характеризующиеся возрастающей ролью медиа, затрагивают и религиозную сферу жизни социума, воздействуют на функционирование религиозных организаций, религиозность граждан. Религии и медиа находятся в ситуации взаимовлияния, а религия как общественный институт является сложной коммуникационной системой.
Специфика российской ситуации связана с тем, что религия в течение нескольких десятилетий XX века существовала на полулегальном положении, а возрождение религиозных организаций совпало по времени со становлением новой системы СМИ и вхождением страны в информационное общество.
Религиозные организации, к которым причисляет себя большинство граждан России, с разной степенью активности используют все типы печатных и электронных СМИ — издают газеты и журналы, создают теле-и радиоканалы, присутствуют на страницах общественно-политических изданий и в эфире федеральных и региональных теле- и радиоканалов. Основными субъектами российского религиозного информационно-коммуникационного поля являются Русская православная церковь и Духовные управления мусульман России, также в нем присутствуют Римо-католическая церковь, еврейские организации и различные протестантские объединения.
Интернет как медийный канал оказывается наиболее адекватен информационным нуждам религиозных организаций, благодаря своим уникальным свойствам — мультимедийности, гипертекстуальности и интерактивности. Гибкость форматов представления информации, способность формировать и поддерживать горизонтальные связи, возможность создания персонифицированного контента - эти свойства Интернета используются для передачи религиозных смыслов, распространения информации религиозного характера, миссионерской коммуникации и внутреннего взаимодействия членов религиозных организаций.
Несмотря на активное формирование в Интернете виртуальных религиозных сообществ, не связанных с реальными территориальными общинами, говорить о феномене «киберрелигии» применительно к российской религиозной действительности преждевременно. Однако Интернет способствует созданию религиозно-общественных движений, зарождающихся и долгое время функционирующих в Сети, а потом выходящих в реальную жизнь. Таким образом, появился целый ряд антиглобализационных проектов, призывающих к отказу от электронных документов и противостоянию властям - как государственным, так и церковным.
Религиозные организации уделяют много внимания деятельности, способствующей распространению своего мировоззрения, в Интернете, однако предпочитают создавать сайты-СМИ, преимущественно распространяющие информацию. Интерактивность задействована в меньшей степени.
История религиозного сегмента Рунета начинается в 1996 году, то есть он проходил все этапы становления, характерные для Рунета в целом. Постоянным спросом аудитории религиозного сегмента Рунета пользуется информация новостного, календарного и культурологического характера. Самыми посещаемыми являются разделы о религиозной жизни на сайтах информационных агентств, а также православные сайты. На сегодняшний день наибольшее количество сайтов (около 3000) относятся к православию.
Для классификации религиозных сайтов Рунета выработаны критерии, которые учитывали бы и разработки по типологизации интернет-ресурсов, и принятую классификацию религиозных СМИ. В работе предложены варианты классификации по религиозной принадлежности, по типу учредителей/создателей, по характеру контента, позволяющие систематизировать многообразие религиозных ресурсов Рунета и выявить присущие им специфические характеристики.
Отдельная группа сайтов - религиозные онлайновые СМИ — наиболее востребованная аудиторией, и являющаяся «лицом» религиозного сегмента Рунета. Эту группу сайтов можно классифицировать по основаниям, принятым для всех интернет-СМИ: по степени связи с офлайном, по типу контента, по условиям доступа пользователя к содержанию и т.д. Однако есть и признаки, отличающие религиозные интернет-СМИ: специфический рубрикатор, связанный с особенностями тематики, значительная доля вторичной информации, наличие цензуры и положительное к ней отношение.
Основные тематические и жанровные особенности сайтов в меньшей степени зависят от религиозной принадлежности и в большей — от целевой аудитории, от типа сайта по характеру контента
Помимо традиционных, как для печатных СМИ, так и для интернет-изданий жанров — интервью, репортажа, обзорной статьи, рецензии и т.д., здесь встречаются специфические жанры, характерные для религиозной прессы, такие как проповедь, житие. Кроме того, распространены жанры, характерные для интернет-СМИ — мониторинг публикаций в Интернете, обзоры интернет-сайтов.
В целом приоритетными тематическими направлениями религиозных интернет-изданий являются различные аспекты культуры повествования об исторических личностях, рецензии на книги и фильмы, просветительские и аналитические материалы об искусстве, различных культурных феноменах и тенденциях), семейная жизнь и проблемы нравственности, благотворительность и социальная деятельность.
Тематика полирелигиозных онлайновых СМИ определяется текущей информационной повесткой дня, которую каждое из них освещает, расставляя акценты в соответствии с концепцией издания. Также религиозные сайты Рунета характеризует жанровое разнообразие. Используются и традиционные для печатных и онлайновых СМИ жанры (новости, интервью, репортаж, обзорная статья, рецензия), и специфические жанры, присущие религиозной прессе — проповедь, житие.
Религиозный сегмент Рунета развивается по тем же законам, что и Интернет в целом. Перспективные тенденции развития -медиаконвергенция и реализация концепции «Веб 2.0» — характерны и для религиозного сегмента. Религиозные теле- и радиоканалы успешно вещают в Интернете, на многих сайтах существуют разделы «видео» и «аудио», используются подкасты и виджеты. Это примеры использования конвергентных технологий и развития в направлении разноформатной подачи информации. В блогосфере и социальных сетях также присутствуют религиозные проекты, как миссионерские, так и направленные на консолидацию членов религиозных организаций. Характерно, что в блогосфере в основном действуют православные пользователи, а строительством социальных сетей занимаются преимущественно мусульмане.
Роль религиозной тематики в информационном пространстве российских СМИ возрастает. Освещение в Интернете при взаимодействии церковных и общественно-политических СМИ крупных религиозных событий 2008 - 2009 гг. - Архиерейского собора Русской православной церкви, кончины Патриарха Алексия II и избрания
Поместным собором нового Патриарха - может рассматриваться как пример интеграции различных информационных платформ и конвергентного освещения религиозной жизни. Таким образом, можно утверждать, что сложившаяся схема онлайнового освещения крупных религиозных событий будет применяться и впредь.
Дальнейшее развитие религиозного сегмента Рунета, по всей вероятности, будет происходить в направлении конвергенции и наращивания присутствия в социальных сетях, то есть усилении коммуникационной составляющей, тогда как чисто информационные потребности пользователей Сети в религиозной сфере удовлетворены существующим многообразием сайтов.
Данное диссертационное исследование представляет комплексное изучение религиозного сегмента Рунета, основанное на десятилетнем наблюдении и анализе. Однако ситуация динамично меняется и требует дальнейшего более углубленного изучения. Наиболее целесообразным видится исследование развития информационной религиозной среды, конвергентных онлайновых СМИ и их роли в информационной деятельности религиозных организаций, а также - феномена виртуальных религиозных общин, горизонтальных связей, так как они способны повлечь существенные изменения в социальной роли религиозных общин.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статьи в ведущих рецензируемых изданиях:
1. Лученко К. В. Интернет и религиозные коммуникации в России // \vww.mediascope. - Выпуск № 1. - 2008 г. -http://www.mediascope.ru/node/32 - 0420800082\0003
2. Лученко К.В. Освещение религиозных событий онлайновыми СМР1 // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика.- 2009/ - № 2. - в печати Статьи:
3. Лученко К. В. Религиозный сегмент Рунета. Основные характеристики // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире: Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. Ч. I. С. 201— 203.
4. Лученко К. В. Интернет в информационной деятельности религиозных организаций // Журналистика в 2005 году. Трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. С. 432^34.
5. Лученко К. В. Журналист в блогосфере: за и против // Меди@льманах. 2006. № 2 (13). С. 72-78.
6. Лученко К. В. Религия в Интернете: миссия в информационном обществе // Человек. Религия. Интернет: Материалы электронной научно-практической конференции. Волгоград, 2008.
7. Лученко К. В. Интернет в системе церковных коммуникаций // Церковь и время. 2004. № 3 (28) С. 126-138.
8. Лученко К. В. Блоги: новая корпоративная угроза http://www.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/blog/
9. Лученко К. В. Интернет по-православному // Русский журнал. 2003. 16 декабря, http://www.russ.ru/netcult/20031216luchenko.html
10. Лученко К. В. Православные создают единое информационное пространство // Cnews. 2004. 5 января. http://www.cnews.ru/reviews/articles/index.shtml72004/01/05/153591 Книги
11. Лученко К. Православный Интернет: Справочник-путеводитель. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. 128 с.
12. Лученко К. Православный Интернет: Справочник-путеводитель. М.: Издательский Совет РПЦ, 2006. 184 с.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лученко, Ксения Валерьевна, 2009 год
1. Arthur С. Religion and the media. Oxford, 1993. 302 p.
2. Babin P. The New Era in Religious Communication. Minneapolis, 1991. 248 p.
3. Brasher В. E. Give me that online religion. New Jersey; London, 2004. 203 p.
4. Ethics in Internet. Vatican: Vatican press, 2002. 28 p.
5. Lochhead D. Shifting realities: Information Technology and the Church. Geneva: WCC Publications, 1997. 110 p.
6. O'Leary S. D. Cybespace as Sacred Space: Comunicating Religion on Computer Networks // Journal of the American Academy of Religion. 1996. № 64 (4).
7. Religion and cyberspace. Edited by Hojsgaard M. New York, 2005. 207 P
8. The Church and Internet. Vatican: Vatican press, 2002. 28 p.
9. The Orthodox parish in America: faithfulness to the past and responsibility for the future. Edited by A. C. Vrame. Brookline; Massachusetts, 2003. 278 p.
10. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру, Приходским советам города Москвы. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. 80 с.
11. Бакина О. В. Современная православная журналистика России. Киров, 2003. 250 с.
12. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2004. 188 с.
13. Бусалаев П. Г., Лепахин В. В., Чапнин С. В. Язык священного и современный мир: Сборник статей. М.: Изд-во братства святителя Тихона, 2004. 160 с.
14. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2003. 448 с.
15. Вера и слово: Сборник документов I Международного фестиваля православных СМИ. М.: Издательский Совет РПЦ, 2005. 256 с.
16. Винтерхофф-Шпрук П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков, 2007. 286 с.
17. Волчинская Е. К., Терещенко Л. К., Якушев М. В. Интернет и гласность. М.: Галерия, 1999. 184 с.
18. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры / Пер. с англ. СПб.: Алетейя, 2004. 278 с.
19. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. 425 с.
20. Делягин М. Мировой кризис: Общая теория глобализации, М., 2003. 768 с.
21. Деяния Архиерейского собора 2004 года. М., 2005.
22. Журналистика Церковь - Просвещение: Сборник статей / Под ред. Г. В. Жиркова СПб.: СПбГУ, 2002. Вып. 2. 141 с.
23. Журналистика и религия в современной России: Сборник статей / Под ред. Р. В. Жолудя, Н. С. Сапелкина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. 72 с.
24. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.301 с.
25. Иванова Т. Н. Современная русская православная печать: типология, основные направления, жанровая структура: Дис.канд. филол. наук. М., 2003. 175 с.
26. Игнатенко А. А. Ислам и политика: Сборник статей. М.: Институт религии и политики, 2004. 256 с.
27. Интернет в общественной жизни / Галстон А., Геринг В. и др. М.: Идея-пресс, 2006. 160 с.
28. Информационная политика / Под общ. ред. В. Д. Попова. М.: Издательство РАГС, 2003. 463 с.
29. Информационное общество / Сост. А. Лактионов. М.: АСТ, 2004. 507 с.
30. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с.
31. Кастелъс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
32. Кашеваров А. И. Печать Русской Православной Церкви в XX веке: Очерки истории. СПб.: Роза мира, 2004. 162 с.
33. Кашинская Л. В. Печать Русской Православной Церкви. М., 1996. 80 с.
34. Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997. 305 с.
35. Кырлежев А. И. Власть Церкви: Сборник статей. М.: Медиасоюз, 2003. 190 с.
36. Лукина М. М, Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. 87 с.
37. Луман Н. Медиакоммуникации / Пер. с нем. М.: Логос, 2005. 275 с.
38. Лученко К Православный Интернет: Справочник-путеводитель. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. 128 с.
39. Лученко К. Православный Интернет: Справочник-путеводитель. М.: Издательский Совет РПЦ, 2006. 184 с.
40. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2003. 464 с.
41. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2004. 656 с.
42. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона; Пер. с англ. М.: Аспект-пресс, 2004. 379 с.
43. Морозов А. О. Религия и политическая модернизация России: Сборник статей. М.: Ключ-С, 2004. 120 с.
44. Национальные модели информационного общества / Под ред. Е. Л. Вартановой, Н. В. Ткачевой. М.: Икар, 2004. 412 с.
45. Пискунова М. И. Православие в журналистике и православная журналистика (конец 80-х начало 90-х гг. XX века): Дис.канд. филол. наук. М., 1993.
46. Почепцов Г. Г, Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003.384 с.
47. Прутцкова А. С. Современная религиозная печать России (1990— 2006): Каталог. М., 2007. 209 с.
48. Пупар П. Церковь и культура. Милан, 1993. 253 с.
49. Раскладкина М. К. Интернет как средство организации информационно-политического пространства России: Дис. .канд. полит, наук. СПб., 2006. 198 с.
50. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура воздействует на наше сознание. М.: УльтраКультура, 2003. 383 с.
51. Религиозная сфера и интеллектуальные ресурсы глобального человеческого развития: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М.: Ин-т микроэкономики, 2003. 68 с.
52. Религиозные практики в современной России: Сборник статей / Под ред. А. Агаджаняна, К. Русселе. М.: Новое издательство, 2006. 400 с.
53. Религия в информационном поле российских СМИ / Под ред. Л. В. Кашинской, М. М. Лукиной и Л. Л. Реснянской. М.: Медиасоюз, 2003. 142 с.
54. Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко, С. Филатова. М.: Московский центр Карнеги, 2005. 342 с.
55. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России: Сборник статей / Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. СПб.; М.: Летний сад, 2002. 488с.
56. Силантьев Р. Ислам в современной России: Энциклопедия. М.: Алготирм, 2008. 576 с.
57. Синелина Ю. Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане: суеверное поведение россиян. М.: Наука: ИСПИРАН, 2006. 112 с.
58. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект-пресс, 2001. 259 с.
59. Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М.: ПСТБИ, 2003. 448. с.
60. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена, Д. Е. Фурмана. СПб.; М.: Летний сад, 2000. 248 с.
61. Стечкин И. В. Эволюция социально-функциональных ролей журналиста в Интернет-СМИ: автореферат дис.канд. филол. наук. М., 2007. 24 с.
62. Сурова Е. Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности. СПб.: Центр изучения культуры, 2005. 352 с.
63. Сухов П. Интернет-СМИ Рунета: системные характеристики: Дис.канд. филол. наук. М., 2005. 199 с.
64. Типология периодической печати / Аникина M. Е., Баранов В. В., Воронова О. А. и др.; Под ред. М. В. Шкондина, JI. JI. Реснянской. М.: Аспект-пресс, 2007. 236 с.
65. Тоффлер Э. Метаморфозы власти / Пер. с англ. М., 2004. 672 с.
66. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. 783 с.
67. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М.: Аспект-пресс, 2004. 400 с.
68. Фомичева И. Д. Социология Интернет-СМИ. Сер. Интернет-журналистика. М., 2005. Вып. 2. 79 с.
69. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000. 377 с.
70. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004. 640 с.
71. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2002. 576 с.
72. Чеснокова В. Ф. Воцерковленность: феномен и способы его изучения. М., 2000. 133 с.
73. Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетике / Пер. с англ. М., 1963. 827 с.
74. Щипков А. В. Во что верит Россия? СПб., 1998. 297 с.
75. Щипков А. В. Соборный двор: Сборник статей. М.: Медиасоюз, 2003. 320 с.1. Статьи и доклады
76. Dawson Lome L. The mediation of religious experience in cyberspace I I Religion and cyberspace. New York, 2005. P. 15-38.
77. Hojsgaard Morten T. Cyber-religion: on the cutting edge between the virtual and the real // Religion and cyberspace. New York, 2005. P. 50-65.
78. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. Русская Церковь на рубеже веков // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. М., 2001. 424 с.
79. Алшров Р. Мусульманские СМИ в российском пространстве // http://www.keroor.ni/ru/mero/7/477.html
80. Аммосов Ю. Паутина номер два // Эксперт. 2006. № 7 (501 ).
81. Архангельский А. Церковь должна более активно воздействовать на общество // Фома. 2006. № 6/38.
82. Базаров Р. Духовные сферы сетевого бытия // Религия и СМИ. 2006. 06 января http://www.religare.ru
83. Баландин, иеромонах Спиридон. Миссионерство на «Одноклассниках.ру» // Церковный вестник. 2007. № 24 (273).
84. Баранников В. П., Матронина Л. Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // Социологические исследования. 2004. № 9.
85. Барлоу Дж. П. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети // Русский журнал. 1999. 26 марта. http://www.russ.rU/netcult/99-03-26/barlow.htm#I
86. Вартанова Е. Л. Новые неравенства большой Европы // Информационное общество. 2003. № 5.
87. Вартанова Е. Л. Саморегулирование в информационном обществе // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2006. № 3.
88. Василий, епископ Сергиевский. Интернетом заражены многие, но лишь некоторые не смогли устоять // Церковный вестник. 2004. № 1-2.
89. Вигилянский В. Сколько в России православных? // Церковный вестник. 2005. № 9 (310).
90. Давыдов И. Массмедиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский журнал. 2000. 28 сентября, http://www.russ.ru
91. Делицын Л. Измерения интернет-аудитории // Реклама и жизнь. 2002. № 1.
92. Егозарьян В. Президент России мусульманин? // Эксперт. 2005. № 27 (474).
93. Жуковская Е. Е. Церковь в информационном пространстве Интернета. Ведущие электронные СМИ Российской Федерации о церковной жизни российского общества в 2007 году // Церковь и время. 2008. № 1 (42). С. 40-58.
94. Засурский И. И. Реконструкция России. Массмедиа и политика в 90-е годы. М.: Изд-во МГУ, 2001. 288 с.
95. Засурский Я. Н. Интернет и мобильное общество будущего // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2006. № 3.
96. Засурский Я. Н. Информационное общество в России: парадоксы Интернета // Информационное общество. 2003. № 5.
97. Зверева Г. Националистический дискурс и сетевая культура // Pro et Contra. 2005. № 2 (29). С. 25-40.
98. Землянова JI. М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура//Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1999. № 2.
99. Интернет в России: Справка // Отечественные записки. 2003. № 4 (13).
100. Kapp Н. Бездушность Веб 2.0 // Компьютерра. 2005. 21 ноября, http ://www. computerra.ru/think/239597/
101. Кашинская Л. В. Система религиозной прессы в России // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1995. № 3.
102. Корытникова Н. В. Социальные последствия развития Интернет как средства производства сетевых коммуникаций //Социологические исследования. 2007. № 2.
103. Костикова Н. А. Структура, функции и типологические характеристики православной печати // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Научные труды МГИ им. Е. Р. Дашковой. М., 2003.
104. Костыгова Ю. Сетевые СМИ: занимательная типология // Мир Internet. 2002. № 4 (67).
105. Кузнецов М. М. Философия Маршалла Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета // http://testpsy.chat.ru/litra/2-mclw.htm
106. Лосева Я. Г. Эффективность управления интернет-проектами: Выступление в Издательском Совете РПЦ. 2006. 10 апреля.
107. Лукина М. М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 6.
108. Лункин Р. Н. «Русские» регионы России: степень православности и политической ориентации // Социологические исследования. 2008. № 4.
109. Мазуренко И. Православный Интернет сегодня // http://www.hristianstvo.ru/stat2005 .php# 1
110. Морозов А. Вера в мире коммуникаций // Религия и СМИ http://www.religare.ru от 16.10. 2002.
111. Мусульманское сообщество и интернет-технологии // http://umma.Su/action/viewarticle/4/
112. Мухаметов Абдулла Ринат. Журналистика как инструмент реализации своей миссии на Земле. Беседа с Р. Хуснутдиновым // http://www.islam.ru/pressclub/gost/jukanid
113. Носик А. Самиздат, Интернет и профессиональный читатель // Отечественные записки. 2003. № 4 (13).
114. О'Реши Тим. Что такое Веб 2.0? // Компьютера. 2005. № 37.
115. Омелин МТипология сайтов: Доклад на традиционной международной научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире» на факультете журналистики СПбГУ. СПб., 2005. 20-21 апреля.
116. Привалов К., Смирнов А. Прости, Господи! // Итоги. 2006. № 1 (499-500).
117. Митрохин Н. Захожане. Кто и как в стране посещает Церкви // Политический журнал. 2005. № 15 (66).
118. Ринкявичус Л., Буткявичене Э. Теория информационного общества и меняющееся понятие общины в виртуальном пространстве // Социологические исследования. 2007. № 7.
119. Сафронов С. Ислам: поиски организационных форм и места в политической жизни (1997-1998 гг.) // Регионы России в 1998 г. М.: Московский центр Карнеги, 1999.
120. Свешникова М. Ринат Мухамедов: «Никто не принимает ислам путем нажатия кнопки на сайте. Мусульманский интернет-ресурс отмечает пятилетний юбилей» // Страна.ру. www.strana.ru от 06.09.2005.
121. Семина Е. Web 2.0: аудитория социальных сетей (результаты исследования Universal McCann): Доклад на конференции «1-СМИ». 2007. 16 октября.
122. Силантьев Р. Краткий обзор методик подсчета численности основных религиозных групп России // Интерфакс-религияhttp ://www. interfax-religion.ru/?act=analy sis&div=2
123. Силантьев Р. Некоторые мысли об исламофобии // Церковный вестник. 2004. № 22 (299).
124. Сляднев С. Типология сайтов // http://www.cyberinfo.ru/
125. Типология сайтов // Сайт компании «Евровеб» http://www.euroweb.ru/pages/177
126. Тульский М. В России живет 40 млн мусульман, каждый десятый из них хочет стать участником исламской кредитно-финансовой системы. // Портал Кредо-ру. http://www.portal-credo.ru от 11.07.2003.
127. Урина К В. Ватикан и СМИ: смена понтифика // Меди@льманах. 2006. № 1.
128. Урина Н. В. Церковь online: вечное и виртуальное // Портал научных исследований и методик журналистского образования «Медиаскоп» от 20.09.2006 http://www.mediascope.ru
129. Фомичева И. Д. Мультимедийность: новые возможности для решения старых проблем // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери, стратегии развития. М., 1995.
130. Фомичева И. Д. СМИ среди социальных коммуникаций в Интернете // Лукина М. М, Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернет. Сер. Интернет-журналистика. М., 2005. Вып. 1.
131. Чаплин В. Единственный способ обеспечить церковный авторитет в сети — качество работы тех, кто делает церковные интернет-ресурсы // Справочник-путеводитель «Православный Интернет». М., 2004. С. 24.
132. Чапнин С. В. Доклад на учебном семинаре «Религия и СМИ». Н. Новгород, 2001. 17 марта.
133. Чапнин С. В. Православие в информационном обществе: богословские и коммуникативные проблемы // Материалы научной конференции «Государство, Церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы». М.: ИВИ РАН, 2005. С. 42-47.
134. Чапнин С. В. Церковь и массмедиа: особенности коммуникации в современном мире // Церковь и время. 2008. № 1 (42). С. 27—39.
135. Шишкин Н. Э. Типология интернет-ресурсов в свете классификации традиционных СМИ // Информационное пространство Тюменской области. 2006. Вып. 4.http://media.utmn.m/libraryviewbook.php?chapternum:=15&bid=431
136. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. № 32.
137. Статистические и справочные материалы
138. Живой журнал в цифрах: Отчет отдела исследований компании «Суп» // http://www.sup.com/statautumn07.pdf
139. Журнал № 64 Заседания Священного Синода РПЦ от 16.07.2005 http://www.mospat.ru/text/decisions/id/9730.html
140. Интернет в России: Справка // Отечественные записки. 2003. № 4 (13).
141. Итоги Всероссийской переписи населения России 2002 года // www.perepis2002.ru
142. Население и общество: Электронная версия бюллетеня http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0133/barom01.php
143. Пресс-выпуск ВЦИОМ. № 517. 2006. 24 августа.
144. Состав и количество религиозных организаций, содержащихся в реестре Министерства юстиции РФ. http://www.interfax-religion.ru
145. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях от 26 сентября 1997 года.
146. Электронная справочная система СМИ России // http://www.fapmc.ru/smi/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.