Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Цикунов, Сергей Юрьевич

  • Цикунов, Сергей Юрьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Саратов
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 171
Цикунов, Сергей Юрьевич. Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Саратов. 1997. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Цикунов, Сергей Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Психолого-педагогическая сущность интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры.

1.2. Личность в системе художественной культуры.

1.3. Психолого-педагогические условия интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры.

ГЛАВА И. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В

СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Методика исследования.

2.2. Результаты констатирующего эксперимента. 2.3. Технология интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры»

Необходимость разработки новых, реалистических и ориентированных на практическое наращивание и расширение культурного пласта перестройки российского общества подходов, требует, прежде всего, избавления от стереотипов старого, догматического мышления. Одним из его проявлений в педагогической и культорологической теории и особенно в практике интеллектуального и эмоционально-чувственного развития личности было фактическое (скорее молчаливое, чем открыто декларируемое) признание в качестве "работающей" и достаточно абстрактно-просветительской и нормативно-волюнтаристской модели воздействия художественной литературы на интелектуально-эмоциональное развитие человека. Самой художественной культуре в этой модели отводилась роль служебного, по отношению к внехудожественным сферам идеологии, морали, научно-мировоззренческого знания и произвольно конструируемого, согласно заранее заданным в этих сферах целям и задачам, средства или инструмента воспитания и формирования личности. Такая точка зрения на воспитательную и формирующую роль художественной культуры, а она существовала в "подправленном" виде и в годы застоя - глубочайшим образом связана с командно-административными методами управления художественным процессом и казенно-бюрократической системой эстетического и ходожественного воспитания.

Чтобы преодолеть подобные взгляды, необходимо рассматривать формирование личности, интеллектуально-эмоциональное ее развитие на только как результат извне направленного на нее воспитательного и формирующего воздействия, но прежде всего как детермированный общественной закономерностью, условиями и способом жизнедеятельности личности процесс ее саморазвития и самовоспитания. Единство самовоспитания, саморазвития, самодеятельности и извне направленного воздействия художественной культуры общества образуют в жизни личности особую социо-культурную реальность -пространство и время ее интеллектуально-эмоционального развития. Ибо только такое понимание представляет возможность избрать наиболее эффективные способы целенаправленного воздействия на процесс интеллектуально-эмоционального развития личности во всей его жизненной полноте и многообразии, с присущими ему противоречиями объективного и субъективного характера. Не абсолютизация просветительско-нормативного подхода к организации интеллектуально-эмоционального развития в системе художественной культуры, не формирование личности по заданному унифицированному образцу, а на основе реального многообразия потребностей, вкусов и идеалов субъектов развития, различия между которыми определяются социально-групповыми и индивидуальными различиями в образе жизни, их менталитете, плюрализме не только мышления, но и чувствования, только творческая свобода выбора способов и форм самореализации личности, в том числе и особенно в интеллектуально-эмоциональной сфере. Это, во-первых. Во-вторых, интеллектуально-эмоциональное развитие средствами искусства достигает цели только тогда, когда оно одновременно является нравственным, эстетическим, духовным развитием, когда эмоционально - чувственная сфера развивается в единстве с его интеллектом и волей.

Возрастание роли искусства, художественной культуры в жизни общества и конкретного человека - факт очевидный и общепризнанный. Об этом ярко свидетельствуют работы Б.В.Астафьева, Ю.Н.Тынянова, М.М.Бахтина, Д.С. Лихачева, А.Ф.Лосева, С.С.Аверинцева, Ю.Н.Давыдова, А.В.Михайлова, М.С. Кагана, Г.Д.Гачева и многих других. Отечественная эстетика, искусствоведение, социология искусства сегодня достигли значительных успехов в изучении отечественной художественной культуры как источника возвышения духовных потребностей человека, формировнаия его личности. За последние годы накоплен ^ громадный фактический материал, характеризующий роль художественной культуры в системе духовных, эстетических потребностей различных социальных и возрастных групп населения нашей страны (А.Н.Семашко, Н.А.Победа, Ю.У.Фохт-Бабушкин). результаты этих исследований дают подробное описание интенсивности контактов современного человека с явлениями художественной культуры, представляют эмпирическую базу для построения количественной типологии художественного потребления. Подавляющее большинство научных публикаций в % этой области посвящено анализу внутренних взаимосвязей, присущих функционированию художественной культуры и ее ■ институтов. В целом вся исследовательская работа в этой области ведется двумя основными способами. Первый представляет собой i хаотический штурм проблемного поля разными науками с неизбежно сопутствующим ему упованием на волшебную силу новейших методов" потому только, что они созвучны формальной I технологии мышления второй половины XX века. Второй связан с последовательным теоретическим осмыслением проблемы, трансфорацией исходных исследовательских установок, сменой самих способов понимания.

В условиях современной художественной культуры XX века, обильно насыщенной продуктами массового искусстав, суррогатными формами духовности, позиция педагогики может выступать - и действительно выступает!- в качестве механизма и одновременно критерия отделения подлинного искусства от неподлинного, собственно духовной продукции, имеющей творческий характер, от разного рода подделок и иммитаций.

Анализ существующих научных разработок при наличии многообразных подходов не может служить основой для целостной теоретической системы развития интеллектуально-эмоциональной сферы личности старшеклассника средствами искусства по причине отсутствия системного подхода к исследованию проблемы, недостаточной степени ее разработанности в педагогике в исследуемом аспекте и несоответствия имеющихся разработок реалиям общественного бытия.

Современные концепции и тенденции интеллектуально-эмоционального развития личности старшеклассника в системе художественной культуры не являлись до сих пор предметом специального исследования в педагогике, что противоречит необходимости корректировки процесса подготовки духовно развитой личности в общеобразовательных учреждениях, отсюда формируется комплексная проблема данного исследования: каковы дидактические концепции и тенденции интеллектуально-эмоционального развития личности старшеклассника в системе художественной культуры?

Цель исследования - разработать педагогическую систему и механизм интеллектуально-эмоционального развития старшеклассника средствами искусства.

Объектом исследования был избран процесс обучения в общеобразовательной школе, ориентированный на развитие интеллекта и эиоционально-чувственной сферы личности старшеклассника.

Предметом исследования является интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассника в системе художественной культуры.

В ходе исследования возникла, а затем была сформулирована следующая гипотеза:

Поскольку интеллектуально и эмоционально развитая личность - это личнотсь с художественно-образным мушлением, со знанием языка искусства, умеющая анализировать художественные произведения, адекватно выявлять, вскрывать художественные идеи и концепции, создавать и понимать целостное единство их содержания и формы, постольку внутренние качественные изменения личности, ее восхождение по ступеням культуры, духовная эволюция происходит под влиянием искусства.

Развитие духовных сил: эмоционально-учувственных сторон, творческой активности личности, непрерывное самообновление осуществляется в процессе творческой художественно-музыкальной деятельности старшеклассников.

Знания и личный опыт, потребность в искусстве, интерес к нему стимулирует художественный поиск произведений, адекватных щ своим запросам, нуждам, собственному внетреннему развитию, духовному росту школьников.

Интеллектуально-эмоциональное развитие личности осуществляется успешно, если старшеклассники самостоятельно осваивают художественную культуру, художественные ценности не просто как предметы созерцательного наслаждения, но и как носители опыта и знаний, помогающие осозновать силы внутреннего развития и овладения ими,подкрепляющие волю человека к движению вперед, совершенствованию, обогащению своих сил и способностей.

В ходе исследования решались следующие основные задачи:

1. Построение системы понятий, раскрывающей сущность интеллектуально-развитой личности.

2. Характеристика структурных компонентов системы художественной культуры.

3. Анализ психолого-педагогического опыта и научно-теоретических подходов к разработке механизма интеллектуально-эмоционального развития личности старшеклассника.

4. Теоретическое обоснование, методическая разработка и апробация технологии развития интеллектуальной и эмоционально-чувственной сферы личности, проверка эффективности разработанной технологи в опытно-экспериментальной работе.

Теоретико-методологической основой исследования являются методологические предпосылки использования положений о социальной обусловленности формирования и развития личности; ее поведения и деятельности, активности самой личности в процессе развития, теоретических положений и концептуальных идей, нашедших отражение в отечественной философской и психолого-педагогической литературе по формированию творческой личности (В.И.Андреев, Г.И.Железовская, Ю.А.Кустов, М.И.Махмутов,

Т.А.Трапезникова); по проблемам творческой деятельности (Л.В.Выготский, А.И.Загвязинский, Н.Ю.Посталюк, Н.М.Таланчук, М.Г.Ярошевский); по организации самостоятельной работы (Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская, О.Б.Капичникова,

П. И. Пидкасистый).

Основными оригинальными источниками данной работы явились законодательные, официальные документы по вопросам образования в зарубежных странах, материалы конференций,симпозиумов и педагогических исследований, проводимых по проблемам организации учебного процеса в общеобразовательной школе и образовательных учреждениях инновационного типа, методические руководства, учебные планы, программы, научные статьи, диссертации, материалы личных бесед, данные полученные по результатам посещения занятий, зачетов, экзаменов.

Комплексная организация данного исследования опирается на методологию системного подхода, когда раскрытие структуры, формирования и функционирования технологии организации самостоятельной художественной деятельности школьников, ориентированной на их интеллектуально-эмоциональное развитие, основано на системогенетическом анализе.

Логика и этапы исследования:

Исследование велось в течение 4 лет и состояло из 3 этапов.

Первый этап ( 1994-1995гг.). Выбор проблемы научной работы, ознакомление с отечественными и зарубежными источниками по проблеме, разработка категориального аппарата, наблюдение за учебно-воспитательным процессом в щколе-интернате №№ 1, 2, СШ №№ 18, 37 г.Саратова, СШ №№ 1, 2 п.Татищево Саратовской области, анализ педагогического опыта, изучение педагогической документации.

Второй этап (1995-1996гг.). Расработка методического аспекта исследования, постановка целей и задач исследования, отбор и систематизация теоретического материала по данной проблеме, обобщение результатов исследования.

Третий этап (1996-1997гг.).Построение гипотезы исследования, дополнительный сбор материала, выдвижение основных теоретических положений, теоретическое обобщение результатов работы, литературное оформление исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Выявлены современные дидактические концепции и тенденции интеллектуально-эмоционального развития школьников средствами искусства.

2. Осуществлен дидактический, психолого-педагогический и философский анализ структурных компонентов системы художественной культуры, т.е. параметров, которые позволяют установить ее специфическое содержание.

3. Выявлены и систематизированы факторы, обусловливающие интеллектуально-эмоциональное развитие личности старшеклассника. Наиболее значимыми являются развивающая образовательная среда, аудиовизуальная, вербальная и графическая наглядность; мотивация учебной художественной деятельности, которая способствует мобилизации духовного, интелектуального и эмоционального потенциала учащихся, увлекает их на создание неординарных, абстрактных художественных образов, включает в процесс творческого поиска новых интеллектуальных решений в стандартных ситуациях осуществления творческой художественной деятельнсти.

4. Разработана и спроектирована педагогическая система интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников.

5. Выявлены уровни, определены показатели интеллектуально-эмоционального развития обучаемых.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке и решени вопросов развития интеллекта и эмоционально-^ чувственной сферы учащихся в системе художественной культуры, при чтении спецкурсов по педагогике развития для работников общеобразовательных учрежедний в системе повышения их квалификации, могут быть включены в лекции и беседы по организации системы интеллектуально-эмоционального развития школьников.

Апробация работы и внедрение ее результатов в практику.

Основные положения результатов исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики Саратовского госуниверситета, ^ Самарского педагогического университета, областных, городских заседаниях методобъединений учителей Фрунзенского, Октябрьского, Ленинского районов г.Саратова (1990-1997г.г.), городских конференциях г.Саратова.

Результаты исследования использовались при составлении методических рекомендаций для учителей и указаний для учащихся по самовоспитанию и саморазвитию. На основе исследования были разработаны творческие индивидуальные и коллективные задания для учащихся. Результаты исследования внедрены в учебный процесс СГУ, института повышения квалификации работников образования

Саратов, Казань), СГ № 18, 37, гимназию № 3, школу-интернат № 1, 2.

На защиту выносятся следующие теоретические положения, отражающие дидактические концепции и современные тенденции развития интеллекта и эмоционально-чувственной сферы личности старшеклассника:

1. Понятийное обеспечение проблемы интеллектуально-эмоционального развития личности старшеклассника.

2. Комлпекс педагогических условий и средств эффективного формирования и развития интеллекта и эмоционально-чувственной сферы.

3. Механизм освоения художественной культурой как средством развития художественно-образного мышления, усвоения знания языка искусства развития творческой активности личности.

3. Модель педагогической системы и технология интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Цикунов, Сергей Юрьевич

Результаты исследования позволяют разработать программу "Интеллектуально-эмоциональное развитие обучаемых в системе художественной культуры", адресованную учителям и другим работникам образования, методистам в системе повышения квалификации учителей, преподавателей высших учебных заведений.

Проведенное исследование не исчерпывает полностью даную многофакторную проблему. Из многих направлений дальнейший исследований в качестве приоритетных выступают:

- создание общегосударственной программы комплексного развития личности шольника и студента средствами искусства;

- разработка модели интеллектуально-эмоционального развития обучаемых в системе среднего и высшего образования и программно-методического обеспечения этого процесса; создание новой структуры и содержания обучения художественно-творческой деятельности;

- создание многоуровневой учебной программы, направленной на развитие творческих способностей обучаемых;

- разработка инновационных методик преподавания предметов художественно-эстетического цикла;

- разработка ведущих направлений совместной деятельности школы и внешкольных учреждений, направленных на комплексное развитие личности средствами искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение проблемы интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры позволяет нам подвести итоги опытно-экспериментальной работы и сделать психолого-педагогические выводы, подтверждающие верность гипотезы нашего исследования.

Проблема подготовки интеллектуальной элиты в нашей стране приобрела особую актуальность в современных социально-экономических условиях. Развитие личности обучаемых, активизация их интеллектуальной и эмоциональной активности в процессе изучения различных предметов способствует реализации идей личностно-ориентированной педагогики, представляет важнейшую задачу гуманитарного образования настоящего; в истории философской педагогической мысли она связана с именами выдающихся ученых.

Проблема исследования восходит к философским категориям рационального и иррационального восприятия и отражения явлений окружающего мира в соответствии с двумя направлениями: рационализмом, признающим разум основой сознания и поведения и иррационализмом, ограничивающим или отрицающим возможность разума в процессе познания. Взаимосвязь рационального и иррационального познания мира была подчеркнута в трудах величайшего представителя философской науки Э.Канта.

Виднейшие представители педагогической науки указывали на существующую зависимость эмоционального и интеллектуального развития личности обучаемых. Объединение интеллектуального и эмоционального познания мира через общение с искусством в процессе обучения характеризует исследования ряда современных авторов.

Интеллектуально-эмоциональное развитие обучаемых трактуется в диссертации как освоение рациональных и иррациональных способов проникновения в мир художественных ценностей на основе понимания всеобщей связи явлений, социокультурной детерминации художественных процессов и формирование эмоциональной способности и интеллектуальной готовности учащихся к самостоятельному освоению художественной культуры. Система художественной культуры трактовалась как созданная человеческим трудом среда обитания, его эстетическое отношение к природе, людям, механизм осуществления деятельности по удовлетворению потребностей, способ освоения мира. Элементами структуры художественной культуры мы рассматривали произведения искусства, нормы (законы искусства, эстетические принципы), и учреждения, обеспечивающие ее функционирование.

Проводимое экспериментальное обучение предполагало организацию первоначального эмоционального восприятия и последующего логического осмысления произведения искусства, сочетание в учебном процессе интеллектуальных и эмоциональных компонентов на аудиторных занятиях и во внеаудиторной художественно-творческой деятельности.

В диссертации выявлена зависимость интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры от ряда педагогических условий, наиболее значимыми из которых являются:

- развивающая образовательная среда,

- положительный мотивационный, интеллектуальный фон художественной, учебной творческой деятельности,

- характер восприятия учащимися информации на занятиях и вов неучебное время,

-комплексное использование аудиовизуальной, вербальной и графической наглядности,

- организация усвоения старшеклассниками педагогического образца,

- самостоятельная художественная, творческая деятельность обучаемых.

Экспериментальные результаты исследования позволили определить основные компоненты творческой активности старшеклассников: 1. интерес, склонность к творческой деятельности, 2. степень владения мастерством интерпретационного и эстетического анализа, 3. готовность к проектной художественно-эстетической деятельности, 4. развитие интеллектуально-эмоциональных способностей.

В ходе констатирующего эксперимента выявлены основные критерии, отражающие сущностную и результативные стороны интеллектуально-эмоционального развития сгаршекласнников в системе художественной культуры: система ценностных ориентаций, уровень общения, объективность самооценки, эмоциональная отзывчивость, а также сами уровни интеллектуально-эмоционального развития обучаемых (высокий, средний и низкий).

Определены стержневые личностные качества, составляющие ядро интеллектуально-эмоционального развития школьников в системе художественной культуры:

- восприимчивость как способность адекватно реагировать на информационно-художественные явления культуры, науки, искусства;

- способность к творческому созиданию;

- способность к концентрации внимания в разных видах художественно-творческой деятельности;

- эстетический вкус, предполагающий ориентацию на истинно-ценные произведения искусства;

- культура общения, предполагающая уважительное отношение к оценке художественного произведения собеседниками; интеллектуально-эмоциональная оценка как умение всестороннего взаимосвязанного интеллектуального и эмоционального восприятия и осмысления художественных достоинств искусства.

Организация процесса интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников представлена в диссертации в виде целостной, непротиворечащей педагогической системы; разработана ее модель. Структура экспериментальной ПС интеллектуально-эмоционального развития школьников представляет совокупность следующих инвариантных элементов: цель и задачи воспитания (интеллектулаьно-эмоциональное развитие старшеклассников); содержание воспитания (программный материал по предметам художественного цикла, произведения искусства); дидактические процессы, направленные на интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников: старшеклассники, учителя,родители, кураторы; организационные формы интеллектуально-эмоционального развития школьников - уроки (включающие лекционную, самостоятельную и творческую части), внеклассные занятия (инновационные формы их проведения на встречах с деятелями искусства в филармонии, консерватории, кинозале, театре, при проведении экскурсий, просмотре и обсуждении кинофильмов, исполнительская музыкальная и литературная деятельности), развивающий досуг.

Функциональными компонентами, связывающими основные структурные компоненты экспериментальной ПС были определены: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский. В диссертации раскрыто взаимодействие структурных и функциональных компонентов экспериментальной ПС, направленной на интеллектуально-эмоциональное развитие сграшеклассников в системе художественно культуры.

Двумя важнейшими звеньями экспериментальной ПС определены: дидактические задачи и педагогическая технология, понимаемая как проект процесса интеллектуально-эмоционального развития личности старшеклассников в системе художественной культуры. Дидактические процессы разработанной ПТ включали три взаимосвязанных компонента: мотивационный, собственно-познавательной художественно-творческой деятельности учащихся и управления этой деятельностью диссертантом, учителями, родителями, кураторами. Экспериментальная ПТ представлена как совокупность дидактических, психологических и педагогических процедур, которые способствовали реализации цели и задач интеллектуально-эмоционального равзития старшеклассников, формирования их творческой художественной деятельности. Наряду с закономерностями и принципами традиционной педагогики особую значимость в ПТ приобрели принцип личностной ориентированности, предполагающий максималоьное раскрытие художественных способностей старшеклассников, принцип свободы выбора, а также принцип целостности, в соответствии с которым ПТ рассматривалась как система цели, методов, средств, психолого-педагогических условий интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников.

Эффективность экспериментальной ПТ определялась в соответствии с экспериментальной методикой и выявленными критериями. Сопоставление результатов констатирующего и формирующего экспериментов позволяет говорить об эффективности ПТ, которая существенно повысила уровень интеллектуально- эмоционального развития старшеклассников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Цикунов, Сергей Юрьевич, 1997 год

1. Аболина Т.Г., Миропольская Н.Е. Эстетическое воспитание в школе. - Киев: Вища шк., 1987. - 95с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать 2-е изд., испр. и доп. М., 1985.-448с.

3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. - 487с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 338с.

5. Анисимов В. П. Влияние характера эстетической ориентировки в произведениях искусства на формирование нравственных взглядов учащихся: Дис. канд. пед. наук. М., 1994. -175с.

6. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 221с.

7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: 1980. - с. 117.

8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Д.: Музыка, 1973. - 144с.

9. Асеев В.Г. Мотивация и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - с. 158.

10. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. - 192с.

11. Басхаков Э. Экранная депрессия. Искусство кино, 1983, № 3.

12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

13. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 168,(2)с.

14. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. -М., 1915.

15. Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. М.% 1989. - с.95.

16. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 206 с.

17. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. - 188с.

18. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. - 39с.

19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464с.

20. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сб. статей / под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. - 351с.

21. Божович Л.И. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1987. - 96с.

22. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М.: Известия АПН РСФСР, 1955. - с. 9-12.

23. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1975. - 270с. 24. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: Опытпрочтения "Медного всадника". М., 1981.

24. Брылина В.JI. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками: Дис. канд. пед. наук. -Киев, 1985. 155с.

25. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры (Методологические основы дискуссии в эстетике). М.: Искусство, 1975. - 175с.

26. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985.

27. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Учебное пособие. JI., 1980. 80с.

28. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: 1990. - 290с.

29. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для пед. инст-тов / Под ред. А.В.Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. - 288с.

30. Воспитание самостоятельности нравственно-эстетических оценок и суждений подростков средствами киноискусства: Метод, рекомендации / М-во просвещения БССР, НИИ педагогики; (Подготовила Н.Н.Яковлева). Минск: НИИП, 1987. - 50с.

31. Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1978.- 1985.-т.3- 1983.-368с.

32. Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1978.- 1985.-т.4- 1984.-432с.

33. Выготский Л.С. Психология искусства./Под ред. М.ГЛрошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

34. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.-93с.

35. Выготский Jl.С. Педагогическая психология ./Под ред.

36. B.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480с.

37. Вяткин Л.Г. Сущность и логика педагогического исследования. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1991.1. C. 14-22.

38. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд. доп. и перераб. Мн.: Нар. асвета, 1988. - 128с.

39. Гарифьянов Р.С. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитания студентов. Казань: изд-во КГУ, 1978. -180с.

40. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982. - 224с.

41. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1.: Мир. 1996. с.261.

42. Гончаренко Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. Киев: "Наукова думка", 1980. - 379с.

43. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. -128с.

44. Гребешок О.С. Формирование мотивации и труда учащихся средних профтехучилищ // Советская педагогика 1985. № 1, с. 93-96.

45. Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопр. психол. 1991. - №6. - 14с.

46. Давыдова С.Д. Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства: (на лит. и муз. материале гражд. направленности): Дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 269с.

47. Даниилов Г. Не убить Моцарта: (О нравственном воспитании в семье и школе): Пер. с болг. / (Предисл. А.Лиханова). -М.: Педагогика, 1986. 127с.

48. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз. - 1960. - с.117.

49. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. -191с.

50. Егоров А.И. Проблемы эстетики. М.: Прогресс, 1977. - 463с.

51. Егоров Г.И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время. Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1978. - 187с.

52. Золотухина Аболина В. В. О функциях культуры/Методологический аспект// Философ.науки. 1984. № 2. - с 43.

53. Зосимовский А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей. Советская педагогика, 1973, N10, С. 12-21.

54. Иванов В.Н., Бабакаев С.В. Социально-политическая ориентация и жизненные ценности учащейся молодежи: (По материалам социол. исследования)//Социал. полит, науки. - 1991, N6. - С.79-83.

55. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте: Сб. науч. тр./АПН СССР, НИИ худож. воспитания детей и подростков; (Редкол.: Т.Н.Сухова (отв.ред.) и др.). М.: АПН СССР, 1987. 94с.

56. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А.К.Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 288с.

57. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. В 5т. Т. 1. - М.: Изд-во Акад. худож. СССР, 1962. - 682с.

58. Каган М.С. Социальные функции искусства. JL: Знание, 1978.-36с.

59. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. JI.: Знание, 1984. - 32с.

60. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328с.

61. КантЭ. Соч. в 6 т., т.З М.: Мысль, 1970.

62. Квятковский Е.В., Фохт-Бабушкин Ю.У. Исследование художественных интересов школьников. М.: Педагогика, 1974.-160с.

63. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. - 224с.

64. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество: (О проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе). М.: Знание, 1984. - 112с.

65. Кле М., Психология подростка: (Психосексуальное развитие) / Пер. с франц. М.: Педагогика, 1991 - Пер. изд.: Бельгия, 1986. -176с. 66. Клингберг Л. Проблемы теории обучения // Пер с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256с.

66. Клюткин Ю.М. Мотивация познавательной деятельности. Л.: 1972, 147с.

67. Ковалев А.Г. Психология личности 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1970. - 391с.

68. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. - 256с.

69. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 193с.

70. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание.

71. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1972. - 175с.

72. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367с.

73. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. - 207с.

74. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание М.: Политиздат, 1984. - 335с.

75. Конникова Т.Е. Проблемы воспитания подростков. М.: Знание, 1972. - 32с.

76. Корчак Януш. Воспитание личности: Кн. для учителя: (Перевод) / Сост., авт. вступ. ст. (с.8-30) и коммент. В.Ф.Кочнов. -М.: Просвещение, 1992. 285,(2)с.

77. Кочетов А.И. Воспитай себя. Минск: Нар. асвета, 1982.48с.

78. Крупская Н.К. Собр. пед. соч., т.З: Обучение и воспитание в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - 798с.

79. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1986.- 303с.

80. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. - 335с.

81. Кузнецов Г.А. Возраст раздумий и тревог: (О воспитании подростков). Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1988. - 109с.

82. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: 1982. с. 172.

83. Культура и мироотношение: Межвуз. сб. науч. статей (Петрозаводский гос. университет им.О.В.Куусинена; Ред. кол.: А.С. Молчанова (отв. ред.) и др. Петрозаводск, 1990. - 1 Юс.

84. Лаанемяэ А.Л. Формирование духовной культуры: Опыт и проблемы. Таллин: Ээсти раамат, 1988. - 223с.

85. Леви В.П. Искусство быть другим. М.: Знание, 1981. - 207с.

86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304с.

87. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - 584с.

88. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Просвещения. -1971.

89. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. -159с.

90. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Уч. пособие по спецкурсу для сгуд. пед. инст. М.: Просвещение, 1985. - 176с.

91. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Высокая классика. -М.: Искусство, 1974. 600с.

92. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-559с.

93. Макаренко А.С. Воспитание культурных навыков. Собр. соч., т.4 М.: Изд-во АПН, 1960. - 552с.

94. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 65с.

95. Маркс К. Введение: Из экономических рукописей 1857-1858 годов//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 12. - С.707-728.

96. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1858 годов//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.46, ч.1. - С.3-48.

97. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. 4-е изд.доп. - М.: Искусство, 1983. -т.1-2.

98. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96с.

99. Мерлин B.C. Лекции по философии мотивов человека. -Пермь, 1971. 120с.

100. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. - 206с.

101. Моносзон Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. М.: Знание, 1986. - 78,(2)с.

102. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 48с.

103. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О пробл. эстетич. воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 253с.

104. Нестьев И.В. Классическое наследие и современность (музыкального искусства)//Страницы истории советской художественной культуры, 1917-1932 М., 1989. С.61-69.

105. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя/(Ю. Б.Алиев и др.); Под ред. Н.А.Кушаева. М.: Просвещение, 1986. - 238,(1)с.

106. Петрушин В.И. Музыкальная пропаганда: принципы и методы.//Сов. музыка. 1990. - №7. - с.53-58.

107. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Дис. д-ра пед. наук-М., 1991.-382с.

108. Поличко Г.А. Межпредметные связи литературного курса и факультатива по основам киноискусства как средство эстетического развития старшеклассников: Дис. канд. пед. наук М., 1987. - 199с.

109. Полуянов Ю.А. Влияние изобразительной деятельности на нравственное развитие младших школьников: Автореф. канд. пед. наук.-М., 1971. 19с.

110. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.-96с.

111. Потапова Т.Э. Эстетическое воспитание учащихся школ РСФСР средствами театрального искусства 1917 начало 30-х гг.: Дис. канд. пед. наук. - М., 1991. - 200с.

112. Прасолова E.J1. В союзе с красотой: (Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе): Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. - 240с.

113. Проблема управления процессом формирования личности: Сб. научных трудов/Под ред. Л.И.Рувинского и др. Курск, 1974. -158с.

114. Проблемы философии культуры/Под ред. В.Ж.Келле, М.: 1984. -с.114.

115. Проблемы эстетического развития личности школьника/Е.В.Квятковский, А.И.Буров, Л.П.Печко и др./Под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского. М.: Педагогика, 1987. - 96с.

116. Психологический словарь. М.: Политическая литература. 1990. 494с.

117. Разин А.В. Воспитание красотой: (Эстетическое воспитание в сельской школе. Из опыта работы). Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. - 79с.

118. Роль духовной культуры в активизации человеческого фактора: Межвуз. сб. науч. тр./Ленинградский гос. пед. ин-т им. А.И.Герцена; Редкол.: А.В.Воронцов (отв. ред.) и др. Л.: ЛГПИ, 1989. - 150с.

119. Роль культуры в формировании личности/Е.М.Бабосов, Г.Н.Соколова, А.П.Ждановский и др.; Науч. ред. Е.М.Бабосов. М.: Наука и техника, 1980. - 192с.

120. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. - 328с.

121. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: 1958.-с.147.

122. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. -т.1, 488с.

123. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 416с.

124. Руднев Н.А. Художественная культура и коммунистическое воспитание. Моногр. М.: Высш. шк. 1985. 119с.

125. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264с.

126. Скатерщиков В.К. Искусство как форма общественного сознания. М.: Музгиз, 1961. - 32с.

127. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловое образование в психологической структуре личности: Автор . дис. докт. псих. наук. М., 1992. - 20с.

128. Социальная динамика и духовная культура: Сб. науч. тр./Твер. гос. ун-т; Редкол.: В.Н.Расторгуев (отв.ред.) и др. Тверь: ТГУ, 1991.-119с.

129. Социологические проблемы образования и духовной культуры. Сб. ст., Свердловск,/М-во просвещен. РСФСР. Свердловск, пед. ин-т. Науч. труды. Сб. 275/вып.2 95с.

130. Столович J1.H. Жизнь творчество - человек: функции худож. деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415с. (Над чем работают, о чем спорят философы).

131. Строганова Т.В. Программа "Экология духовности" как попытка объединения рационального, эмоционального и духовного познания мираУ/Дидактика и методика обучения. Новосибирск. 1995, с.24-26.

132. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.

133. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд. 2-е. Киев.: Рад. школа, 1973. - 288с.

134. Сухомлинский В. А. О воспитании (Вступ. очерки С.Соловейчика 5-е изд.) М.: Политиздат, 1985. - 270с.

135. Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч.:в 3 т., т.1.

136. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1982. - 160с.

137. Теория эстетического воспитания. (АН СССР. Ин-т философии; Отв. ред. Н.И.Киященко, H.JI.Лейзеров. М.: Искусство, 1979. - 255с.

138. Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. М.: 1945, с.205-206.

139. Ушинский К.Д.Пед.соч.: в 6 т. М.: 1988-90., т.З, с. 17.

140. Ушинский К.Д. Собр.соч. М-Л., 1948 -1950. т.2. с.506.

141. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Собр. соч., т.9 М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 628с.

142. Файзулаев А.А. Принятие мотива личностью // Психологический журнал т.6, 1985, № 4, с. 87-96.

143. Федь A.M. Воспитание прекрасным. М.: Мол. гвардия, 1984. - 191с.

144. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания ребенка. М.: Знание, 1978. - 48с.

145. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. Пер. с англ. М.: Просвещение, 1974. - 624с.

146. Формирование духовного мира человека: Межвуз. сб. науч. тр. Горький: ГГПИ, 1983. - 160с.

147. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: 1982.

148. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с фран./Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б.Л.Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. - 304с.

149. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравственно-эстетическому воспитанию школьников. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 159с.

150. Химик И.А. Как преподавать художественную культуру. М.: 1996.

151. Художественная культура и развитие личности. М.: наука,197.

152. Художественная культура и эстетическое развитие личности/В.И.Мазепа, А.В.Азархин, В.П.Михалев и др. Киев: Наук .думка, 1989. - 296с.

153. Художественная культура и искусство. Методологические проблемы./Сб.научн.трудов. Ленинград, 1987.

154. Художественна культура: проблемы и суждения: Сб. ст. -М.:Знание, 1982. 64с.

155. Цуккерман B.C. Музыка и слушатель. М.: 1972.

156. Чернявский Р.Х. Социолого-педагогические аспекты воспитательного воздействия искусства на личность школьника: (По материалам обследования моек, старшеклассников). Дис. канд. пед. наук. - М., 1983. - 184с.

157. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977. 144с.

158. Чупров В.И. Социальный портрет молодежи.//Сов. педагогика. 1988. - №7. - с. 11-16.

159. Шаляпин Ф.И. Сборник: в 3-х т. 3-е изд. испр. и доп./Ред.-сост. Е.А.Грошева. - М.: Искусство, 1976-1979. - Т.2. - Воспоминания о Ф.И.Шаляпина. - 1977. - 600с.

160. Шпильчак В.А. Эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов средствами архитектуры: (На материале школ Прикарпатья с углубл. изуч. изобразительного искусства): Дис. канд. пед. наук. -М., 1991.- 169с.

161. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 352с.

162. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя./Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров, М.С.Каган и др. М.: Просвещение, 1983. - 303с.

163. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. 84с.

164. Яковлева Н.Н. Формирование эстетических оценок у подростков средствами киноискусства: (На материале деятельности классного руководителя). Дис. канд. пед. наук. Минск, 1988. - 193с.

165. Bold W., Yall М. Educational Research. N. Y. L; 1984.

166. Miller Y.R., Nicolson H.E. Communication inquiry a perspective on a prozesse. Reading (Mass): e.a. Addison Wesley publ. со., 1986, XII - 260p.

167. Smith T.B. Thematic Structure and Complexity. Style, 1975, vol.9, №1, P.32-54.

168. Szekely L. Knowledge and thinking Acta psychologica, 1956,vol.7

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.