Интеграция общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся учебного комплекса: На примере предметов исторического цикла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Арефьева, Светлана Муллануровна

  • Арефьева, Светлана Муллануровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 216
Арефьева, Светлана Муллануровна. Интеграция общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся учебного комплекса: На примере предметов исторического цикла: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2002. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Арефьева, Светлана Муллануровна

Введение.

Глава 1. Теоретическое обоснование осуществления интеграции в учебном комплексе

1.1. Предпосылки интеграции содержания общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся.

1.2. Исторические и методологические основы построения интеграции общеобразовательной и допрофессиональной подготовки учащихся.

1.3. Опыт интеграции общеобразовательной и допрофессиональной подготовки учащихся в педагогической практике.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка модели интеграции содержания общеобразовательной и допрофессиональной подготовки в учебном комплексе (на примере предметов исторического цикла)

2.1. Диверсификационность интеграции общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки.

2.2. Воспитание творческой инициативы и импровизационности как выражение интегрирующей логики.

2.3. Синтез содержания общеобразовательной и допрофессиональной подготовки как перспективный уровень его интеграции.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеграция общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся учебного комплекса: На примере предметов исторического цикла»

Актуальность исследования. Сложившаяся в настоящее время новая социокультурная ситуация обусловливает внесение корректив в систему образования, которая учитывает потребности не только государства, но и запросы личности. Обновление образовательной парадигмы предполагает подготовку кадров высокой квалификации, обладающих нравственно-эстетической культурой, способных быстро адаптироваться в меняющемся мире.

Однако становление рыночных отношений в стране происходит в условиях, когда в обществе исказились представления о высших нравственных ценностях, порождая необузданный произвол эгоизма, распад социальных связей, преступность, моральную деградацию. Наступление массовой низкопробной культуры, возрождение религиозного сознания при сохранении светского образования, возрастание информационного потока требует воспитания профессионала, который рождается в процессе поисков путей эстетического совершенства, когда необходимые требования того или иного способа деятельности становятся внутренними побуждениями субъекта. Уже сейчас в полной мере проявилась зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются образованием. Поэтому внимание общественности обращено к учреждениям этой системы, т. к. оттого, что происходит в ее стенах, в изначальной степени зависит будущее страны.

Таким образом, характер общественных отношений и естественные потребности людей выдвигают необходимость подготовки конкурентоспособной личности, адекватной изменившимся условиям.

Конкурентоспособная личность - это не одно качество, а интегральная характеристика, отмечают Андреев В.И., Суворов В. С. (7, 179). Она должна включать в себя желаемый набор качеств, которые придадут ему статус активного участника обновления хозяйственного механизма, а также позволят в будущем определить свое место в обществе. Их условно можно объединить в две группы: познавательно-праксеологического и духовного потенциала. К первой группе относятся: общенаучные, философские, общекультурные знания и система знаний будущей профессии, способность к ассоциативному мышлению, умений учебного труда (самостоятельному наращиванию знаний, общеобразовательных и профессиональных умений). Вторую группу составляет духовный потенциал и коммуникативная гибкость личности, творческое отношение к делу, стремление к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию. Сюда включается весь арсенал богатства духовных ценностей - от человеческой чести до искусства, от гражданского достоинства до традиций национальной культуры. Волович JI. А. обращает внимание на то, что «. .потеря личностью функции каждого из элементов культуры или даже ее притупление тут же сказывается на ее качественном состоянии как целостности». (48, с. И).

Именно на этом фоне соединение реальной экономики с духовной сферой способствует преодолению стереотипов в мышлении, оплодотворяет рыночные отношения идеями красоты и добра. Потому сегодня необходим стереотип личности нового типа, динамичный социокультурный, определяемый всем характером общественных отношений и отвечающий естественным потребностям людей.

Так как именно учреждения образования занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения, то в процессе становления, развития личностных качеств ей отводится одна из ведущих ролей. Самое существенное здесь - положительные изменения в развитии личности. Это характеризуется конкретным вкладом в

- образовательную подготовку (систему знаний, специальных и общеучебных умений, навыков);

- воспитание устойчивых качеств личности (основ мировоззрения, мотивации, способностей, как основы деятельности, поведения, общения, социальных навыков, основ самовоспитания);

- развитие психических функций (интеллекта, эмпатийности, воли, психомоторики);

- развитие творческих способностей;

- укрепление здоровья, здорового образа жизни.

Стремление к воплощению в практике принципа максимального учета психолого-педагогических, интеллектуальных возможностей и запросов подрастающего поколения, а также потребность в создании условий для его становления; привели к необходимости осуществления интеграции между различными учебными заведениями для решения социально значимых задач. На сегодня выделены два основных типа комплексирования:

- на организационном уровне, когда происходит слияние в единый учебный комплекс двух и более образовательных учреждений при самостоятельном выполнении ими своих функций, но при совместном или согласованном управлении;

- на содержательном уровне, когда осуществляется взаимосвязь учебных предметов на различных уровнях. Причем, не только между предметами общеобразовательного цикла, либо между предметами профессиональной подготовки? но и при реализации сквозных учебных программ.

Республика Татарстан, по мнению социологов, «представляет собой весьма развитый и в то же время типичный для страны регион».(175, с.11). Здесь большинство образовательных учреждений стараются учитывать потребности не только государства, учащихся, но также потребности области т. к. сегодня не каждый выпускник средней школы способен выехать за пределы региона для продолжения обучения, а равно и после, при становлении профессиональной карьеры.

Высокий уровень требований производства побуждает школы, в рамках ранней профессиональной ориентации, осуществлять углубленное изучение предметов, при недостаточности собственных ресурсов - объединяться с учреждениями дополнительного образования, которые реализуют свои образовательные программы во время досуга учащихся.

Город Набережные Челны - один из наиболее молодежных в республике: средний возраст примерно 31 год. В учебных заведениях обучается более 18 тыс. студентов, 95 тысяч школьников (143, с.6). Здесь функционирует 90 общеобразовательных школ, 16 школ дополнительного образования. Формально оставаясь самостоятельными юридическими лицами, они функционируют в рамках единого нормативного и организационного пространства. Несмотря на то, что относятся к разным типам образовательных учреждений, где сохраняется своя специфика содержания образовательного процесса, их деятельность направлена на развитие личности учащихся в едином целом социуме.

Анализ педагогического опыта, на примере взаимодействующих между собой общеобразовательной школы № 51 и художественной школы № 2 г. Набережные Челны Республики Татарстан, составляющий учебный комплекс, выявил противоречия, касающиеся многих сторон процесса обучения, воспитания подрастающего поколения и содержания образования. Среди них более острыми считаются противоречия:

- между потребностью проведения интеграции в учебном комплексе и отсутствием разработки ее педагогической системы на практике;

- между необходимостью формирования у учащихся системы знаний и целостного мировоззрения, удовлетворения их познавательных потребностей, мотивов учения, труда и отсутствием системности в самом предметном преподавании, где имеется разобщенность естественных и гуманитарных знаний, а также отсутствие взаимосвязи между всем циклом общеобразовательных предметов с циклом дисциплин профессиональной подготовки и т. д.

Все это порождает дублирование материала в учебном содержании и как следствие - перегрузку учащихся, что, разумеется, ухудшает их здоровье и мешает мотивации учения. Совершенно очевидно, что решать названные проблемы следует не за счет эксценсификации, т.е. увеличения количества часов на прохождение предметных материалов, а через интенсивный путь, через интеграцию содержания предметов. Один из базовых ресурсов - исторический раздел образования.

Необходимость создания интегрированной программы между историческим и художественным блоком образования возникла из осознания сложности становления личности, главное место в котором - формирование мыслительной функции. Потому предметам исторического цикла в этом процессе отводится ведущая роль. На этих занятиях, при непосредственном общении через систему сложившихся оценок, выявленных закономерностей, формируется мировоззрение учащихся. Однако в условиях политизированности общества и идейного вакуума общественного сознания, когда неизмеримо вырос интерес к истории, в художественных классах учебного комплекса материал курса «История изобразительного искусства» раскрывала лишь одну сторону содержания: учащимся сообщались сведения из истории пластически искусств. Второй стороне, связанной с жизнью общества и формирующей задачи искусства, не уделялось должного внимания.

В свою очередь, содержание общеобразовательных предметов исторического цикла не учитывало необходимости развития образно-исторического мышления учащихся учебного комплекса, как источника побуждения к творчеству и изобразительных способностей, средства формирования духовной культуры и эмоционально-ценностного, эстетического отношения к действительности.

Знания формально-логического происхождения представляют сухие определения, схемы, понятия, факты. Лишенные эмоциональной окраски они не становятся личностно значимыми, - отмечалось педагогами, исследователями, художниками. Отмечая образовательную, воспитательную, эстетическую функции искусства, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, В. Н. Шацкая и др. настойчиво рекомендовали использовать его возможности для оживления исторического материала.

Особенно это важно для становления художника, т. к. специфика подготовки его личности требует формирование и развитие наглядно-образного и абстрактно-теоретического мышления, выступающими неразрывно. Это отражает суть образно-исторического мышления. Отсюда надобность в коренном обновлении содержания программного материала «Истории изобразительного искусства» в художественной школе, дающей допрофессиональ-ную подготовку, возросла: ибо чтобы выбирать актуальные темы, разбираться в сложных явлениях жизни, он должен много знать и постоянно обогащать свой ум знаниями из различных областей науки и практики.

В настоящее время мы находим понимание роли искусства как духовного источника и способа развития целостного мышления учащихся, т. к. оно, обладая художественно-образным методом познания, вытекающим из его эмоционально-образной природы, несет в себе духовное здоровье. Целостное мышление формируется при включении художественно-образных методов в другие образовательные области, что означает их интеграцию в единое образовательное пространство. При этом четко разделяются понятия «межпредметная связь» и «интеграция». Здесь имеет место принципиальное различие - их целевые установки. В межпредметной связи целью, как правило, является изучение основ наук (знания, умения, навыки). В интегративной - целью становится сам ученик, его мировосприятие, мироощущение, миропонимание. Но смещение акцента с предмета на личность не принижает роли знаний. Это значит, что на смену пассивному объекту, подвергающемуся внешнему воздействию, который должен усваивать готовые знания, приходит учащийся - активный субъект, приобретающий образование в форме личностного знания. Именно в этом случае происходит запуск механизмов самопознания, саморазвития. А знания из цели превращаются в средство становления человека-творца.

Организация интегративных связей между историческим циклом дисциплин помогает понять роль искусства в истории как фактора, формирующего мировоззрение человека и отображающее через субъективное восприятие исторические события. В то время как образовательная система, построенная на формально излагаемых сведениях по отдельно взятым предметам, не дает возможности для развития полнокровной, многосторонней личности даже при расширении и углублении этих знаний.

Отсюда, очевидна необходимость создания такой системы интеграции общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся, которая способна развивать их образно-историческое мышление.

Однако на сегодняшний день совсем не многие педагоги-практики могут осуществлять интеграцию. Причин тому много:

- слабая разработанность на методическом уровне;

- малая издаваемость научных исследований данного направления для практики;

- неподготовленность педагогов к проведению интеграции и др.

- консервативность администраций школ, преподавательского состава.

Вышеотмеченное выявляет проблемы нашего диссертационного ис-вания.' как осуществить интеграцию предметов общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки? что необходимо для ее организационного обеспечения?

Недостаточная разработанность обозначенных проблем и стремление определить пути разрешения названных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Интеграция общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся учебного комплекса (на примере предметов исторического цикла)». общеобразовательная и допрофессиональная художественная подготовка учащихся в системе учебного комплекса.

Йредме^ интеграция общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся, ориентированная на развитие их образно-исторического мышления.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке модели интеграции общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся в учебном комплексе.

Гипот^^ интеграция общеобразовательной и допрофессиональной подготовки будет успешной, если:

- разработанная модель педагогической системы интеграции содействует обогащению художественной культуры учащихся и формированию их образно-исторического мышления;

- определены педагогические условия подготовки преподавательских кадров для осуществления интегративных процессов;

- выбор педагогических технологий способствует организации интегрированного обучения в учебном комплексе.

1. Разработать теоретико-прикладную модель интеграции содержания общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки на примере цикла исторических дисциплин.

2. Разработать и обосновать содержание интегрированного курса «История изобразительного искусства» для школ с углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин, способствующего развитию образно-исторического мышления учащихся.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, необходимые для подготовки педагогических кадров, способных осуществлять интеграцию общеобразовательной и допрофессиональной подготовки в учебном комплексе.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют:

- ведущие положения гуманистической философии о роли художественной культуры в развитии конкурентноспособной личности (Э. А. Бал-лер, В. С. Библер);

- системно-структурный, личностно-деятельностный, социокультурный подход в организации педагогического процесса (А. А. Кирсанов, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова и др.);

- теория педагогической интеграции (М. Н. Берулава, Ю. С. Тюнников);

- Теория интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки (JI. А. Волович).

- теория педагогического проектирования (В. П. Беспалько, В. С. Леднев, М. И. Махмутов);

- педагогические концепции гуманизации и гуманитаризации образования, воспитания и самовоспитания (Ш. А. Амонашвили, Г. В. Мухаметзянова, П. Н. Осипов);

- идеи теоретиков-художников о роли художественной культуры в гармоническом развитии детей (А. В. Бакушинский, А. Г. Венецианов, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, П. П. Чистяков, Б. П. Юсов и ДР-).

В работе применялись следующие методы исследования:

-теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по теме;

-изучение программ и учебников, методических материалов по истории общества и искусства;

-социологические методы: беседы, интервьюирование, анкетирование, наблюдение за учебной деятельностью учащихся и анализ их творческих работ;

-обобщение педагогического опыта;

-опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование образно-исторического мышления в ходе проведения эксперимента на материале интегрированного курса «История изобразительного искусства»;

-методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе учебного комплекса г. Набережные Челны, объединяющего общеобразовательную школу № 51 и художественную школу № 2, на базе художественно-графического отделения Лениногор-ского педагогического училища Республики Татарстан. Оно осуществлялось в три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (1996-1997 гг.) изучалась научная, педагогическая литература по данной проблеме, разрабатывался категориальный аппарат, осуществлялась опытно-педагогическая работа.

На втором этапе (1997-1998гг.) разрабатывалась модель педагогической системы интеграции содержания общеобразовательной и допрофессио-нальной художественной подготовки в учебном комплексе. Проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (1998-2000гг.) осуществлялся формирующий эксперимент. Анализировались и статистически обрабатывались, полученные экспериментальным путем данные; обобщались результаты исследования;

Научная новизна исследования заключается в том, что

- разработана модель интеграции содержания дисциплин гуманитарного цикла общеобразовательной школы и учреждений допрофессиональ-ной художественной подготовки, которая диктуется необходимостью становления динамичной социокультурной личности, рассматриваемой как интегральное образование;

- определено содержание и технологии осуществления интеграции между общеобразовательным предметом «История» и предметом допрофес-сиональной подготовки - «История изобразительного искусства» как педагогической базы развития образно-исторического мышления учащихся;

- выделены педагогические условия подготовки педагогических кадров для реализации разработанной модели в практику учебного комплекса (ориентация на личностный потенциал, непрерывность становления художественной деятельности, преемственность всех ступеней обучения, тесная связь субъектов образовательного процесса, целостность культуры личности и художественного мышления, обусловленность изобразительной деятельности историей).

Практическая значимость исследования:

- разработано содержание интегрированного курса «История изобразительного искусства» для школ с углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин;

- подготовлены и изданы методические рекомендации, раскрывающие суть реализации интегрированного обучения в на предметах истори-ко-художественного цикла.

На защиту выносятся следующие положения;

- теоретико-прикладная модель педагогической системы интеграции общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся школ с углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин;

- интегрированное содержание курса «История изобразительного искусства» для школ с углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин, способствующего развитию образно-исторического мышления учащихся;

- поливариативная программа реализации разработанной модели педагогической системы интеграции в учебных заведениях общего среднего и среднего профессионального образования.

Логика исследования и последовательность решения поставленных задач определили структуру диссертации: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 208 экземпляров и 8 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Арефьева, Светлана Муллануровна

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Изложенное нами во второй главе позволяет сделать выводы:

1. Результаты педагогического эксперимента позволяют констатировать достоверные позитивные изменения личностных качеств учащихся экспериментальной группы: на уровне общеобразовательных и художественных знаний; умений воспринимать произведения искусства во взаимосвязи с исторической обусловленностью; на уровне опыта применение изученного исторического опыта на практике; на уровне отношений развиты качества трудолюбия и культуры труда. У студентов экспериментальной группы создается целостная картина профессиональной деятельности.

2. Становление образно-исторического мышления при интегрированном обучении проходит поэтапно:

- при репродуктивной деятельности - на уровне междисциплинарности.

- на уровне эвристическом - интеграция осуществляется как содержательно-информативная.

- креативный деятельность предполагает интегративно-развивающее построение обучения.

4. Диверсификация образования требует принципиально новых позиций содержания и структуры образовательного процесса:

- позиция первая - понимание учащегося как носителя особого культурного мира;

- вторая позиция - построение образовательного процесса на основе предложенной модели интеграции общеобразовательной и допрофессиональной подготовки, как модели социокультурного пространства;

- третья позиция - понимание педагога как носителя педагогического творчества, обладающего интегративной логикой мышления.

5. Интеграция общеобразовательной и допрофессональной художественной подготовки в учебном комплексе обусловлена спецификой формирования динамичной социокультурной личности художника или педагога-художника, обладающей образно-историческим мышлением, предполагает следованию ряда принципов:

- личностной адаптивности к постоянно обновляющемуся учебному материалу;

- доступности содержания учебного материала для всех участников учебно-воспитательного процесса, порождающего осознанную мотивацию;

- использование социокультурного компонента для вписывания в логику многоуровневости и вкусовых предпочтений; внедрения в мировые процедуры всего веера образовательных действий;

- соблюдение стандартов;

- преемственность и непрерывность образования.

6. Содержание интегрированной программы «История изобразительного искусства» для школ с углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин может быть реализована в процессе художественной подготовки в учебных заведениях общего среднего и среднего профессионального образования при помощи адекватной деятельности преподавания и обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из актуальных проблем на сегодня в практике, является осуществление интеграции общеобразовательного и профессионального образования и создание единой учебно-воспитательной системы. Органичное сочетание в нем структурных компонентов создает реальную основу для формирования совершенно нового типа социально-педагогической среды, способствующей формированию динамичной социокультурной личности, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата, стимулирующего постоянный творческий рост.

Совершенно очевидно, что интегрированное образование - это процесс, выявляющий ближайшие перспективы развития вариативного образования, а также социальных образовательных институтов, в том числе общеобразовательных и профессиональных. Оно выступает в качестве дидактического принципа построения содержания, структуры и процесса обучения, устраняющего перегрузку учащихся и побуждающего преподавателя к творчеству и педагогическому сотрудничеству.

На примере учебного комплекса г. Набережные Челны, объединяющего общеобразовательную школу № 51 и художественную школу № 2 мы смогли отметить его основные признаки: наличие организованной структуры учебного процесса, обеспеченное программным целевым направлением. Построение основывается на методологии систематического и последовательного обучения; предметной и групповой форме, не исключающий и индивидуального; конкретизация профессиональной ориентации и возможности профессионального роста и карьеры в виде дальнейшего повышения образования в высших и средних учебных заведениях. Таким образом, органичное сочетание различных типов учебных заведений (общеобразовательных, профессиональных) в единый комплекс создает реальную основу для формирования динамичной социокультурной личности; служит средством обеспечения комплексного подхода к обучению, согласованию учебных программ по различным предметам.

При проведении эксперимента исходным исследования явилось положение, что введение в процесс обучения интеграции в учебном комплексе определяется научно-техническим прогрессом, политикой, социокультурными, социально-экономическими, психологическими предпосылками.

Особенностью разработанной нами модели педагогической системы интеграции общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки в учебном комплексе является то, что она не ограничивается рамками содержания, методов, форм организации обучения и обладает весьма значительным потенциалом: Они глубоко затрагивают структуру учебного процесса, т. к. ориентированы на личность. С точки зрения значимости интеграция служит:

- условием обеспечения систематизации знаний, развития интересов, познавательных способностей и мыслительной деятельности обучающихся (делают обучение личностно значимым для многих, стимулируют их учебно-исследовательскую активность, повышают мотивацию к обучению);

- средством обеспечения комплексного подхода к обучению, согласования учебных программ по различным предметам;

- выступают в качестве дидактического принципа построения содержания, структуры и процесса обучения, устраняющего перегрузку обучающегося и побуждающего преподавателя к творчеству и педагогическому сотрудничеству.

Интегрированное содержание курса «История изобразительного искусства» для школ с углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин содействует художественному развитию личности, формирует их образно-историческое мышление обусловленности изобразительной деятельности историей.

Оценивая результаты исследования мы пришли к следующим выводам. Ученики художественных учреждений, обучающиеся по интегрированным программам проявляют повышенный интерес к историческим предметам. Они стремятся больше узнать об особенностях той исторической эпохи, которую изображают в своих композициях, о жизни, быте людей с протекцией на себя, становятся более внимательными к своему внешнему виду и манере поведения.

Реальное соприкосновение учащихся с процессом творчества, интегрируемого с теоретическими знаниями, формирует у них готовность и привычку к творческой деятельности. Именно поэтому ученики так активно включаются в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

Совместные мероприятия, осуществляемые учащимися совместно с педагогами, как творческие выставки, «Творческие дачи», творческие конкурсы, помогает учащимся увидеть в них людей творческих, разносторонних. Совместно они переживают ситуацию успеха, повышают самооценку и свой статус в глазах окружающих сверстников, педагогов, родителей.

Занятость детей в режиме учебного комплекса, где осуществляется интеграция дисциплин, содействует укреплению самодисциплины, самоконтроля, самоорганизованности, появление содержательного проведения досуга, создание благоприятных возможностей для расширения межличностного взаимодействия учащихся разного школьного возраста и сплочению учащихся в единый школьный коллектив. Данный аспект воспитательного воздействия исключительно важен для школ-новостроек с контингентом разнородных социальных слоев.

Своеобразие подходов к подготовке учащихся художественной школы учебного комплекса определила сущность образования, требующая определения не только предметных знаний, сколько деятельностных методов мышления, обеспечивающих проектирование нестандартных решений, посему учитывающих преемственность образовательного процесса.

- В ходе получения учащимися допрофессиональной подготовки практическое образование преобладает над теоретическим. Здесь формируется трудовые знания, умения и навыки, а теория объясняется эту практическую деятельность.

- При средней профессиональной подготовке теоретическая подготовка равна практической. Способствует интеллектуальному развитию и определению, профессиональному кругозору.

- В условиях высшего образования теория преобладает над практической деятельности ввиду способности студента преобразовывать теоретические знания в практические и самостоятельно решать их на практике.

Основные положения интегративного подхода к проектированию содержания художественно педагогической подготовки не противоречат общедидактическим принципам обучения в средней и высшей школы. Создает возможности для формирования специалистов, когда профессионально ориентирует и дает учащимся начальные профессиональные знания, формирует умения; создает условия для проникновения в мировой художественный опыт и становления вариативного мышления, воспитывает личность через интеллектуально-художественное общение.

Анализ роли допрофессинальных учебных заведений в системе непрерывного образования показал, что выпускники учебного комплекса художественного профиля практико-ориентированы и достаточно быстро включаются в профессиональную деятельность, чем выпускники без допрофессиональной подготовки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Арефьева, Светлана Муллануровна, 2002 год

1. Алексашкина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование №1, 2001 г.

2. Алексашкина Л. Н. Стандарты по истории: путь в школу. // Педагогика. № 4, 2000 г.

3. Алехин А. Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1994 г.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн. Университетское, 1990 г. - 560 с.

5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во КГУ, 1988 г. - 236 с.

6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. Казань: Изд-во КГУ, 1998 г. - 317 с.

7. Андреев В.И. Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. -* М.: 1995 г.

8. Арнаутов В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов. // Педагогика. №1, 1998 г.

9. Ю.Аргайл М. Психология счастья. М.: 1990 г., 169 с.

10. П.Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модульное обучение .- Алма-Ата: Мэктэп, 1980 г.

11. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономер-— ные основы и методы М., 1980 г.

12. Архипова М. П., Волович Л. А., Ибрагимов Г. И. Педагогические технологии в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студентов профессиональной школы гуманитарного профиля. Казань: ИССО РАО, 1997 г.

13. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: 1976 г.

14. П.Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980 г.

15. Багавиев И. И. Регионализация содержания исторического образования. //Профессиональное образование. №3 (8), 1997 г. 96 с.

16. Баллер Э. JI. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1960 г. -294 с.

17. Батышев С. Я. Проблемы взаимосвязи общего и профессионально-технического обучения учащихся в средних профтехучилищах. //Советская педагогика. № 4, 1983 г.

18. Батышев С. Я. Подготовка рабочих по группам профессий. //Советская педагогика. № 4, 1987 г.

19. Баженова JI. М. Формирование художественных взглядов подростков в процессе обучения. Автореф. дисс. к. п. н. М.: 1982 г., 17 с.1. V л

20. Бахарева JI.H. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. //Начальная школа. №8, 1991 г.

21. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Совершенство, 1998 г.

22. Берулава М. Н. Теоретические основы интеграции образования. М.: Совершенство, 1998 г.

23. Берулава М. Н. Интеграция содержания общего и профессионального об-•) * разования в профтехучилищах. Томск, Изд-во Томского университета,1988 г.

24. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977 г.-304 с.

25. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989 г.-190 с.

26. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век - М.: 1990 г.

27. Библиотека программ по искусству и эстетическому воспитанию. Программа «Живой мир искусства» /под рук. Проф. Б. П. Юсова. М.: 2000 г.

28. Богомолова М. И. Индивидуальный подход к детям в историческом развитии. Набережные Челны: ГКИ КамАЗ, 1996 г. - 76 с.

29. Ботвинников А. Д. Организация и методика педагогических исследований. -М.: 1981 г.-43 с.

30. Бородина Н. В., Эрганова Н. Е. Основы разработки модульной технологии обучения. Екатериенбург: 1994 г.

31. Бурмина Е. Я. Путь длиною в века: Беседы о преподавании художественной культуры: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994 г. - 175 с.

32. Браже Т. Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. Диагностические и обучающие методики. Вып. 1. СП., ИОВ РАО, 1996 г.

33. Вариативный подход в системе гуманитарного образования в ССУЗ (Сб-к научных трудов). М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1995 г.

34. Вербицкий А. А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий. //Среднее профессиональное образование, № 1, 1998 г.

35. Взаимодействие искусств в современном художественном процессе: сб-к по уч.-метод. вопросам (Акад. Художеств СССР). Л.: 1988 г. - 81 с.

36. Взаимосвязь общего и профессионального образования работающей молодежи /под ред. О. Ф. Федоровой. М.: Педагогика, 1978 г.

37. Войцехович А. Опыт начертания общей теории изящных искусств. М.: 1823 г.

38. Волков Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. -М.: 1988 г.-239 с.

39. Волков Е. В. Творческие методы и художественные системы. М.: 1989 г.-253 с.

40. Волович Л. А., Архипова М. П., Богоутдинова Р. 3. Многофакторная модель формирования гуманитарной культуры личности студента. Казань: 1993 г.-117 с.

41. Волович Л. А. Педагогическая культурология. Программа интегрированного курса для высших педагогических учебных заведений. КГПУ, 1995 г.-40 с.

42. Волович Л. А. Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан. Казань: 1995 г. - 35 с.

43. Волович Л. А., Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. Казань: ИССО РАО, 1997 г.-36 с.

44. Волович Л. А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в Средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. Казань: ИССО РАО, 1997 г.

45. Волович Л. А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО,1999 г.-56 с.

46. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965 г. - 379 с.

47. Высоцкая Л. О себе и своей работе: об опыте художественного воспитания и образования школьников. //Искусство в школе. № 3, 1994 г.

48. Гаженкова С. М. Интегрированный подход к организации обучения в начальной школе как средство развития младших школьников. Дисс. к. п. н. -Казань, 1999 г.

49. Гельман 3. Программа интегрированного курса истории науки и культуры //Народное образование № 12, 1991 г., № 5, 6, 10, 1992 г.

50. Гончарова Т.И. Уроки истории уроки жизни //Педагогический поиск (сост. И.Н. Баженова). - М.: Педагогика, 1990 г. -500 с.

51. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л. Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. № 1,2000 г.

52. Гребенюк О. С., Сабиров Н. Ш. Дидактические условия интеграции целей и содержания процесса обучения в СПТУ. // Сб-к научных трудов М.: 1989 г.

53. Гуружапов В., Матис Т. Грозит ли «перепроизводство художников», или как учат изобразительному искусству в московской школе № 91 // Искусство в школе. № 4, 1996 г.

54. Дайри Н. Г. Основное усвоить на уроке: книга для учителя. М.: 1987 г.

55. Даль В. И. Толковый словарь, т. 4. М., 1955 г.

56. Данилюк А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции // Педагогика. №2, 1988 г.

57. Денисенко Н. В. Интеграция физического и эстетического воспитания студентов средней профессиональной школы. Дисс. к. п. н. Казань, 2000 г.

58. Дик Ю. И., Пинский А. А. Усанов В. В. Интеграция учебных предметов. // Советская педагогика. № 9, 1987 г.

59. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: методическое пособие М.: 1990 г.

60. Дымина Е. В. Проблемы мировой художественной культуры в истории русского искусства. 4.1. // Эксперимент в школьной практике М.: 1991 г.

61. Дырин С. П. Ориентация выпускников средних школ на получение высшего образования. Набережные Челны, Институт управления, 1996 г.

62. Дудов В. Ф. Дополнительное образование в системе единого образовательного пространства Каширского района. // Дополнительное образование. № 1, 2000 г.бб.Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования.-М.: 1981 г., 160 с.

63. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981 г.

64. Зверева В. И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000 г. - 170 с.

65. Ибрагимов Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе. -Самара: 1994 г., 227 с.

66. Ибрагимов Г. И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе. Казань: ИССО РАО, 1997 г., 60с.

67. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х томах (сост. В.П. Шеста-ков). -М.: Искусство, 1973 г.

68. Изобразительное искусство: Типовая программа для 1-6 классов. Проект, /под ред. Б.П. Юсова. М.: 1976 г., 102 с.

69. Изобразительное искусство: Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями 1-7 кл., 8-ой класс (факультативный курс), /под ред. Б. М. Неменского М.: Просвещение, 1988 г., 137 с.

70. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс: Книга для учителя. /Неменский Б. М., Фомина Н. Н., Гросул Н. В. и др. М.: Просвещение, 1991 г. - 192 с.

71. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 класс: Книга для учителя, /сост. Фомина Н. Н. М.: Просвещение. - АО Учебная литература, 1995 г.-272 с.

72. Изобразительное искусство: 1-9 класс: Программы общеобразовательных учреждений. М.: Агар, 1996 г. - 160 с.

73. Ильенко JI. П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. // Начальная школа. № 9, 1989 г.

74. Интегративные процессы в науке: История и современность. // Диалектика как основа интеграции научного знания. Выпуск XII JL: 1884 г.

75. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс, /под ред. М. А. Розанова М.: Изд-во Московского университета, 1989 г.

76. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, уровни. Казань: ИССО РАО. 1996 г. -116 с.

77. История, литература и культура родного края. Программа для 1-11 классов русских школ Республики Татарстан, /сост. Маликов Р. Ш., Шакирова Ф. X., Калимуллина Р. Ш. Набережные Челны: Изд-во КамАЗ, 1992 г. -80 с.

78. Квятковский Е. Стандарт художественного образования социальный заказ общества в школе. // Искусство в школе. № 4, 1994 г.

79. Кирсанов А. А. Общее среднее образование в профессиональной школе // Советская педагогика. № 10, 1990 г.

80. Кирсанов А. А., Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности учащихся. -Казань, 1995 г. 103 с.

81. Коложвари И., Сеченникова J1. Как организовать интегрированный урок? // Народное образование. №1, 1996 г.

82. Колягин Ю. М., Алексеенко О. J1. Интеграция школьного обучения. // Начальная школа. № 9, 1990 г.

83. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956 г.

84. Коновалова Е. О. Актуальные проблемы художественно-эстетического воспитания (школьников) по стр. фр. печати. // Советская педагогика. № 1, 1991 г.

85. Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2 тома, 1958 г., 1961 г.

86. Корчагин Е. А. проблемы профессиональной подготовки студентов ССУЗ в условиях стандартизации образования. Казань, Форт-Диалог, 2000 г.

87. Кочетов А. И. Педагогическое исследование. Рязань: РГПИ, 1975 г.

88. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара: 1994 г. - 165 с.

89. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический аспект. М.: Педагогика, 1977 г.

90. Крылова Н. Б. Интеграция как важная составляющая учебного процесса. // Химия в школе. № 2, 1997 г.

91. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990 г. - 140 с.

92. Крупник Е. П. Формирование художественного отношения школьников к искусству. // Советская педагогика. №6, 1988 г.

93. Кузин В. С. Психология. Учебник. М.: АГАР, 1997 г. - 304 с.

94. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1972 г. -270 с.

95. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 3-е изд. - М.: «Ось - 89», 1999 г. - 208 с.

96. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980 г.

97. Ларин А. Е. Эстетическое воспитание в профессионально-технических училищах. Минск, Вышэйшая школа, 1973 г.

98. Ларин А. Е. Формирование личности молодого рабочего. Минск, Вышэйшая школа, 1982 г.

99. Ларин А. Е. Воспитание творческой активности учащихся в профессионально-техническом училище. Автореф. дис. д. п. н. Казань: 1985 г. -38 с.

100. Левченко О. А. Педагогические условия художественно-творческого развития личности учащихся в школе художественно-музыкального профиля. Автореф. к. п. н. М.: 1995 г. - 16 с.

101. Леднев В. С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. -М.: Педагогика, 1980 г.

102. Леднев В. С. Содержание образования. М.: 1989 г.

103. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981 г. - 186 с.

104. Лернер И. Я. Базовое содержание общего образования. // Советская педагогика. № 11, 1981 г. 186 с.

105. Лернер И. Я. Развитие мышления у учащихся в процессе обучения истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982 г. - 191 с.

106. Лихачев Б. Г. Цели воспитания личности. // Советская педагогика. № 4, 1991 г.

107. Лихачев Д. С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. №4, 1990 г.

108. Ломакина Т. Ю. Диверсификация базового профессионального образования Дисс. д. п. н. - М., 2001 г.

109. Лук А. Н. Мышление и творчество М: Политиздат, 1976 г. - 144 с.

110. Майзель И. А. Интегративные процессы в науке: история и современность. // Диалектика как основа интеграции научного знания. Вып. XII-Л.: 1984 г.

111. Майорова Н. П. Отношение школьников к производительному труду. // Педагогика. 1993. № 5.

112. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения (книга для учителя). М.: Просвещение, 1984 г.

113. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., Просвещение, 1987 г.

114. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: 1972 г.-551 с.

115. Махмутов М. И. Взаимосвязь общего и профессионального образования. // Советская педагогика. № 6, 1986 г.

116. Махмутов М. И. Единая, но не стандартная. // Народное образование. № 12, 1987 г.

117. Махмутов М. И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: 1993 г. - 72 с.

118. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности -М: Знание, 1981 г.-96 с.

119. Мельникова Л. Эстетическое воспитание учащихся: из опыта работы школы и внешкольных учреждений Ленинградской области. // Воспитание школьников: № 1, 1988 г.

120. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986 г. 256 с.

121. Методика комплексного эксперимента по исследованию взаимосвязи общего и профессионального образования в процессе обучения в среднем ПТУ (ред. А.А. Кирсанов). М.: АПН СССР, 1988 г. - 173 с.

122. Методические рекомендации и планы практических занятий по курсу «Художественная культура народов Татарстана». Казань: КГПИ, 1993 г.

123. Мойнова М. Сохранить желание рисовать: (о развитии творческих способностей младших школьников: ст. из Болгарии). // Искусство в школе. №2, 1994 г.

124. Молева Н. М., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. -М.: Искусство, 1963 г.

125. Молева Н. М. Выдающиеся художники-педагоги: кн. Для учителя М.: Просвещение, 1991 г. -416 с.

126. Мочалова Н. М. Эффективность процесса обучения школьников. Авто-реф. дис. док. пед. наук. Казань: КГПУ, 1996 г. - 43 с.

127. Мухаметзянова Г. В., Масленникова В. Ш., Ширшов В. П. Теория и практика подготовки выпускников ССУЗ к социокультурной и социопеда-гогической деятельности в регионе. Казань: 1996 г. - 112 с.

128. Мухаметзянова Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань: 1996 г. - 328 с.

129. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: 1981 г.

130. Назаренкова Г. Н., Иванюк Н. С., Борзенко И. А. Модель выпускника школы. // Педагогика. № 1, 1998 г.

131. Научно-технический прогресс. Словарь. М.: 1987 г.

132. Неменский Б. М. Культура. Искусство. Образование. М.: 1993 г. -80 с.

133. Новиков А. М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя 2-е изд. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996 г. - 112 с.

134. Осипов П. Н., Вагапова Н. А., Шимрова JI. А. Социально-психологический портрет студента средней профессиональной школы. -Казань: ИССО РАО, 1998 г. 56 с.

135. Осипов П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся Казань, Карпол, 1997 г.-216 с.

136. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования. //1 сентября. 1997 г. (19 августа, с. 5)

137. Один год из жизни города. Цифры и факты. // Межрегиональная деловая газета Бизнес-класс. № 5 (55), 2000 г.

138. Орлова Т. Диагностика эффективности. // Директор школы. № 3, 1998 г.

139. Орлов В. И. Методы обучения в Средней специальной школе, ч. 1, 2. -М.: 1993 г.

140. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед М.-Л.: 1949 г.

141. Панфилова В. М. Политехнические основы проектирования интегра-тивного содержания специальных дисциплин. Дисс. к. п. н. Казань, 1993 г.

142. Педагогическая энциклопедия, т. 1-4. М.:

143. Педагогика искусства и школа. Сборник статей. М.: Сов. Художник. 1982 г.-293 с.

144. Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя (тезисы докладов республиканской Научно-практической конференции). Тула: Тульский Гос. пед. инс-т им. J1.H. Толстого, ч.2, 1994 г. - 258 с.

145. Потехина В. П. Создание интегративного психолого-педагогического блока. // Специалист. № 9, 1996 г.

146. Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ: сб-к научных трудов. /под ред. М. И. Махмутова. М.: АПН СССР, 1989 г.

147. Программа Е. В. Сорокиной для 5-6 классов общеобразовательной школы. //Искусство и образование. №1 (11), 2000 г.

148. Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство 1-9 классы. /Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. Шорохов Е. В. и др. -М.: Изд-во АГАР, 1996 г. 160 с.

149. Программы для общеобразовательных учреждений: История с древнейших времен до наших дней, /под рук. Богданова А. П. М.: Просвещение, 1997 г.-96 с.

150. Профессиональное образование как фактор развития личности /под ред. В. П. Комарова. Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1877 г. - 76 с.

151. Родыгина Т. А. Диагностика начального уровня обученности студентов: Автореф. Дисс. к. п. н. Ижевск, 1996 г.

152. Розина Н. М., Семушина JT. Г. Проблемы интеграции высшего и среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. №4, 1998 г. 50 с.

153. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980 г.

154. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию (русская и советская школа рисунка). М.: Просвещение, 1982 г.

155. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. -М.: Изобразительное искусство, 1983 г. 288 с.

156. Рылова JI. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика (учебное пособие). Ижевск, Изд-во У дм. Университета, 1992 г. -310 с.

157. Роль искусства в развитии способностей школьников, /под ред. Е.К. Чухман. М.: Педагогика, 1985 г. - 144 с.

158. Савенков А. Детская одаренность: история и теория. //Детское творчество. № 1, 1998 г.

159. Сапожников А. П. Курс рисования. СПб, 1879 г.

160. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. № 5, 1990 г.

161. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: 1989 г.-224 с.

162. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980 г.

163. Смирнова JL П. Личностно-деятельный подход к формированию личности в учебном процессе. // Среднее профессиональное образование. № 1, 1998 г.

164. Сироткин Л. Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Самара: 1991 г. - 224 с.

165. Соколова Н. Д. Гуманизация воспитания учащихся (методические рекомендации к спецкурсу). Шадринск, изд-во Шадринского пед. инс-та, 1996 г. - 30 с.

166. Соколова Т. Е. История это интересно. Из опыта работы учителя. -Обнинск: Духовное возрождение, 1998 г. - 72 с.

167. Сокольникова Н. М. и др. Искусство: Программа интегрированного курса 1-9 кл. М.: Рекорд, 1997 г. - 288 с.

168. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999 г. - 368 с.

169. Социальное и национальное. Опыт этносоциологического исследования по материалам Татарской АССР. М.: Наука, 1973 г.

170. Социокультурные ценности и адаптационные механизмы их использования в системе гуманитарной подготовки в СПШ специалистов нового поколения. Казань: ИСПО РАО, 1999 г. - 104 с.

171. Справочные материалы Министерства Образования республики Татарстан за 1994, 1999, 2000 г.

172. Среднее профессиональное образование на рубеже веков, /под рук. Г.В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 1999 г.

173. Суворов В. С. Формирование конкурентоспособного специалиста в профессиональной школе (на примере подготовки специалистов для сферы торговли и общественного питания). Автореф. к. п. н. К.: 1999 г. -16 с.

174. Терентьева Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроке музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: МГПУ, 1990 г.

175. Трудовая школа в свете истории и современности. .: 1925 г.

176. Тюнников Ю. С. Теоретическое обоснование интеграции содержания общего и профессионального образования (политехнический аспект). -М.: АПН СССР, 1989 г.

177. Ушинский К. Д. Собр. соч. т. 5. С. 28, 355.

178. Учебно-методические материалы изучения гуманитарных дисциплин в средних специальных учебных заведениях. Вып.2. Казань: ИСПО РАО, 1998 г.-84 с.

179. Хабриева О. А. Понятийно-терминологическое обеспечение эстетического воспитания. // Новые исследования в педагогических науках. М.: АПН СССР, № 1, 1990 г.

180. Харисов Ф. Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса. Автореф. дис. д. п. н. Казань: 1999 г. - 42 с.

181. Хайдаров Я., Соибов Я., Межпредметные связи в структуре политехнической подготовки студентов. // Среднее специальное образование. № 5, 1998 г.

182. Художественная культура. Понятия, термины. Справочник, /сост. JI. Н. Дорогова. М.: Знание, 1978 г.

183. Фомина Н. Центральный дом художественного воспитания детей: из истории эстетического воспитания (30-е годы). // Искусство в школе. № 3, 1994 г.

184. Фомина Н. История детского рисунка. Детский рисунок как феномен художественной культуры (программа). //Искусство в школе. № 3, 1997 г.

185. Фомина Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры. // Искусство в школе. № 2, 3, 4, 1997 г., № 2, 1998 г.

186. Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков. Спб, 1911 г.

187. Чепиков М. Г. Интеграция науки (философский очерк). М.: Мысль, 1975 г.

188. Черепанов В. С. Экспертные методы в педагогике: учебное пособие. -Пермь, ПГПИ, 1988 г. 84 с.

189. Чибирева Е. М. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников. Дис. к. п. н. Казань: 1998 г. - 140 с.

190. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М.: Народное образование. 1996 г. - 160 с.

191. Чухман Е. Творчество восприятие - творчество: (о развитии художественного воспитания школьников). // Искусство в школе. № 6, 1993 г.

192. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура. // Педагогика. № 1, 1998 г.

193. Р. В. Шакиров. Казанская педагогическая школа во второй половине XX века Казань, 1999 г.

194. Шакуров P. X. Психология руководства педагогическим коллективом. М.: Изд-во Магистр, 1995 г.

195. Шарафутдинов 3. Т. Преемственность в развитии образования в Татарстане. Набережные Челны, 1998 г. - 302 с.

196. Шишова Г. Б. Цели и содержание допрофессиональной подготовки школьников к предпринимательской деятельности. Дис. к. п. н. Казань: 1998 г.-227 с.

197. Шуртакова Т. В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства: Автореф. дисс. д. п. н. Казань: 1992 г. - 43 с.

198. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ). // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1992 г.

199. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764 -1914 (сост. Кондаков С. А.)

200. Юон К. О живописи. М.: 1937 г.

201. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 1996 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.