Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Рябова, Светлана Владимировна

  • Рябова, Светлана Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Уфа
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 164
Рябова, Светлана Владимировна. Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Уфа. 2001. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рябова, Светлана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К

ПРЕПОДАВАНИЮ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1.1. Методологические основы применения интегративного подхода к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе.

1.2. Интегративная характеристика преподавания мировой художественной культуры как элемента системы обучения.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

2.1. Типология дидактической интеграции как основа моделирования преподавания мировой художественной культуры в средней школе.

2.2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности комплексной и системной моделей преподавания курса

Мировая художественная культура».

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе»

Актуальность темы исследования обусловлена направленностью современной школы на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ художественной культуры. Совершенствование личности тем эффективнее, чем более рационально построено обучение, в котором преподавание играет ведущую роль. Поэтому актуальным становится исследование условий и средств, способствующих рациональной организации познания культурного опыта в рамках средней школы. Одним из них является интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры.

С другой стороны, обращение к проблеме преподавания мировой художественной культуры актуально в русле педагогической интеграции в целом, являющейся перспективной областью современных научных исследований. Интеграция деятельности учителя является исходным звеном соответствующей тенденции в деятельности учащихся и отражается на личностном уровне в развитии способности к самостоятельному обобщению, систематизации знаний, умений и навыков деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Обобщающие работы, в которых всесторонне раскрывалась бы сущность интегративного подхода к преподаванию мировой художественной культуры как средства повышения эффективности обучения в средней школе, в известной нам научно-педагогической литературе отсутствуют. Однако, существует большое количество публикаций по смежным темам и областям знания, на которые мы опирались.

В отечественной литературе разработаны сущность и закономерности педагогической интеграции (В.С.Безрукова, В.И.Загвязинский, Ю.С.Тюнников, Н.К.Чапаев, И.П.Яковлев и др.), изучены интеграционные процессы в содержании общего и профессионального образования (Н.С.Антонов, А.П.Беляева, М.Н.Берулава, И.Д.Зверев, В.С.Леднев, М.И.Махмутов, Г.М.Романцев, М.Н.Скаткин, Е.В.Ткаченко, Г.Ф.Федорец и др.), выявлена роль межпредметных связей в содержании образования (И.К.Журавлев, И.Д.Зверев, Л.Я.Зорина, А.Ф.Елисеев, Д.М.Кирюшкин, П.Г.Кулагин, Н.А.Лошкарева, В.Н.Максимова, И.И.Петрова, Р.З.Тагариев, В.Н.Федорова и др.).

В качестве основы формирования теории преподавания мировой художественной культуры изучены процессы гуманизации, гуманитаризации в системе обучения и личностной ориентации образования (Н.А.Алексеев, К.Ш.Ахияров, Д.А.Белухин, Э.Ф.Зеер, А.А.Касьян, В.И.Купцов, В.А.Лекторский, Э.Ш.Хамитов и др.), различные аспекты концепции современного гуманитарного образования (В.И.Купцов, Б.Г.Мещеряков, Э.Мирский, Н.С.Розов, А.В.Рубцов, В.Ф.Шаповалов, Б.Г.Юдин и др.), характеристика преподавания в системе обучения (Ю.К.Бабанский, А.С.Белкин, В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Г.И.Хозяинов, Г.И.Щукина и др.), педагогическое творчество учителя (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов и др.).

В плане интересующей нас проблемы существует значительное количество научных работ, в которых освещена педагогическая сущность художественного воспитания и образования (А.В.Бакушинский, А.А.Мелик-Пашаев, В.В.Неверов, Б.М.Неменский и др.), рассмотрены общие проблемы эстетического воспитания школьников (С.А.Аничкин, А.И.Буров, В.Г.Бутенко, М.С.Каган, Н.И.Киященко, И.А.Конников, Н.А.Кушаев, Г.С.Лабковская, В.И.Лейбсон, Н.Л.Лейзеров, И.Л.Любинский, Б.Т.Лихачев, В.К.Скатерщиков, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.Н Шацкая и т.д.), разработаны основные методы, принципы и формы воспитания эстетической культуры школьников (М.А.Верб, Б.Т.Лихачев, П.В.Соболев, Г.П.Шевченко и др.), раскрыто воздействие искусства на личность учащегося (Э.Г.Ардаширова, В.В.Ванслов, Л.С.Выготский, Д.Б.Кабалевский, Б.П.Юсов и др.).

В исследовании мы также опирались на практический опыт преподавания художественной культуры, накопленный и обобщенный в трудах специалистов по методике преподавания дисциплин эстетического цикла (В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Н.М.Сокольникова и др.), в работах методистов-историков, занимавшихся вопросами преподавания истории культуры (Л.Н.Алексашкина, А.А.Вагин, В.М.Васильева, Г.М.Донской, Г.Р.Косова, Н.С.Мичурина, А.И.Стражев, Л.С.Трубникова и др.), а также в исследованиях специалистов по методике преподавания интегрированных курсов по мировой художественной культуре (Л.Г.Емохонова, Г.И.Данилова, О.В.Дивненко, Д.М.Зарецкая, А.В.Копылова, О.Б.Лисичкина, В.Г.Мирецкая, О.Б.Островский, Л.М.Предтеченская, Т.В.Себар, Ю.А.Солодовников, Л.А.Рапацкая, Ю.С.Рябцев, И.А.Химик, П.А.Юхвидин и др.).

Приведенные исследования касаются отдельных методологических, теоретических или методических аспектов интеграции как в педагогике в целом, так и в обучении мировой художественной культуре как дидактической системы в частности. Отсутствие теории интегративного подхода к преподаванию мировой художественной культуры создает противоречие в практике современной средней школы между формированием и внедрением новых технологий обучения мировой художественной культуре, способствующих воспитанию эстетической культуры личности учащихся, и их низкой эффективностью в связи со слабой научной обоснованностью.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему синтеза всех научных представлений о процессе преподавания мировой художественной культуры в средней школе с точки зрения интегративного подхода, что позволит повысить эффективность обучения, способствующего образованию, воспитанию и развитию сущностных сил личности учащихся. В соответствии с этим мы определили тему данного исследования - «Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе».

Цель исследования: определить специфику интегративного подхода к преподаванию мировой художественной культуры в процессе обучения школьников.

Объект исследования: преподавание мировой художественной культуры в средней школе.

Предмет исследования: сущность интегративного подхода к преподаванию мировой художественной культуры в системе обучения школьников.

Гипотеза исследования. Добиться повышения эффективности преподавания мировой художественной культуры на основе интегративного подхода в общеобразовательной средней школе возможно, если:

- учтена сущность интегративного подхода к преподаванию мировой художественной культуры, состоящая во взаимосвязи и взаимодействии его методологических, теоретических и практических элементов;

- выявлены условия, стимулирующие применение интегративного подхода к преподаванию мировой художественной культуры, и факторы, обеспечивающие его реализацию в системе обучения;

- теоретически разработаны и реализованы в практике разнообразные интегративные модели преподавания в соответствии с целью образования, воспитания и развития личности учащихся.

Названная цель и гипотеза исследования предполагают решение следующих задач:

- исследовать сущность интегративного подхода к преподаванию мировой художественной культуры в системе обучения школьников;

- определить условия, стимулирующие применение интегративного подхода к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе, и факторы, обеспечивающие его реализацию в практике обучения;

- описать модели преподавания художественной культуры на основе существующих типов и форм дидактической интеграции;

- выявить эффективность моделей преподавания экспериментального курса «Мировая художественная культура» на основе интегративного подхода.

Теоретической и методологической основой работы являются произведения классической педагогической литературы (И.Ф.Гербарт, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и др.), теория интеграции и системный метод исследования в науке (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, Б.М.Кедров, Г.П.Коротков, М.Г.Чепиков и др.), комплексный и системный подходы в педагогике (Ю.К.Бабанский, Л.К.Балясная, В.С.Леднев, Э.И.Моносзон, Е.В.Ткаченко и др.), деятельностная концепция сущности культуры и художественной культуры как её составляющей (Э.А.Баллер, Н.С.Злобин, М.С.Каган, Л.Н.Коган, В.В.Межуев и др.), теория педагогической деятельности в системе педагогической культуры общества (Р.М.Асадуллин, В.Л.Бенин, Г.Е.Зборовский, И.Ф.Исаев, В.В.Кузнецов, К.М.Левитан, В.А.Сластенин и др.), теория педагогической интеграции (В.С.Безрукова, В.И.Загвязинский, Ю.С.Тюнников, Н.К.Чапаев, И.П.Яковлев и др.), теория обучения (Ю.К.Бабанский, А.С.Белкин, В.П. Беспалько, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.), теория эстетического воспитания школьников (И.Буров, М.А.Верб, Н.И.Киященко, Н.А.Кушаев, В.И.Лейбсон, Н.Л.Лейзеров, Б.Т.Лихачев, В.К.Скатерщиков, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.), психологическая теория воздействия искусства на личность (Р.Арнхейм, Л.С.Выготский, П.М.Якобсон и др.), теория деятельности и способностей личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

В исследовании мы также опирались на концепцию педагогической культуры, разработанную специалистами кафедры культурологии и социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета (В.Л.Бенин, Р.М.Фатыхова, В.П.Федяшин и др.)

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), метод моs делирования, индукция и дедукция, изучение результатов деятельности учащихся, устный и письменный опрос, педагогическое наблюдение, самоанализ.

База исследования: лицеи № 5/6, 60, средняя школа № 118 г. Уфы.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 1994 по 2000 гг.

На первом этапе (1994-1995 гг.) изучались методологические основы проблемы, определялись тема и понятийный аппарат исследования.

На втором этапе (1995-1997 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование предмета исследования, обобщался накопленный опыт, разрабатывалась методика констатирующего и формирующего экспериментов.

На третьем этапе (1997-2000 гг.) проводились констатирующий и формирующий эксперименты, анализ, обработка и обобщение полученных данных, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования определяется следующим:

- рассмотрена специфика интегративного подхода к дидактической системе преподавания мировой художественной культуры в средней школе на основе теории педагогической интеграции;

- выявлена, теоретически обоснована, опытно-экспериментально проверена степень эффективности комплексной и системной моделей преподавания мировой художественной культуры в процессе образования и развития личности.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что:

- с точки зрения интегративного подхода уточнены сущность и особенности преподавания мировой художественной культуры как элемента системы обучения, позволяющего повысить его эффективность;

- предложен вариант типологии дидактической интеграции, включающий интегративные формы взаимосвязи, межпредметных связей, комплекса и системы в обучении, что дает возможность формирования соответствующих моделей преподавания мировой художественной культуры в средней школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- определена система интегративных принципов деятельности учителя в процессе обучения, сочетающая требования эстетического и гуманитарного циклов, что позволяет повысить эффективность обучения, воспитания и развития учащихся средствами мировой художественной культуры;

- разработана и внедрена в учебный процесс модель преподавания интегрированного курса «Введение в мировую художественную культуру» для учащихся 10 класса.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических концепций, совокупностью методов исследования, адекватных сущности исследуемого объекта, репрезентативностью результатов экспериментальной работы, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, опытно-экспериментальным подтверждением правомерности сделанных выводов.

В результате проведенного исследования, на защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность интегративного подхода к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе состоит в образовании единства его методологических, теоретических и практических элементов с целью приобщения учащихся к системе формирования, развития и реализации сущностных сил человека в художественно-практической деятельности.

2. Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в условиях средней школы определяется природой объекта изучения, гуманизацией и гуманитаризацией системы образования, системным характером обучения. Его осуществление стимулируется взаимодействием ограниченного учебного времени с расширяющимся объемом содержания образования.

3. Модели преподавания мировой художественной культуры определяются типологией дидактической интеграции. В междисциплинарном типе интеграции устанавливаются сущностные взаимосвязи эстетического и гуманитарного предметных циклов в содержании образования, методах и формах обучения. Внутрипредметный тип интеграции характеризуется как сущностными, так и структурными взаимосвязями и взаимодействиями основных элементов обучения двух предметных циклов в рамках одного курса.

4.Эффективность комплексной и системной моделей преподавания интегрированного курса по мировой художественной культуре определяется степенью устойчивости сущностных и структурных взаимосвязей в интегра-тивной форме обучения. Системный вариант формирует способность учащихся к самостоятельному обобщению, систематизации полученных знаний и способствует развитию их образного мышления в большей степени, чем комплексный.

Апробация результатов основных положений диссертации осуществлялась в публикациях автора, а также в выступлениях на всероссийских научно-практических конференциях «Ценностные ориентации в подготовке специалистов» (Уфа, 1997), «Образование на Урале и проблемы подготовки учителя истории» (Екатеринбург, 1998), «Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI вв.» (Екатеринбург,2000), межвузовских научно-практических кбнференциях «Преподавание культурологии в высших учебных заведениях» (Уфа, 1997), «Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания и образования» (Уфа, 1998), XXVI, XXVII, XXVIII, XXIX, XXX ежегодных итоговых научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Башгоспедуниверситета (Уфа, 1995-2000 гг.). Основные положения исследования обсуждались на заседаниях и теоретических семинарах кафедры культурологии и социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Рябова, Светлана Владимировна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всесторонне изучив предлагаемые в современной научной литературе типологии дидактической интеграции, а также проблему сущности межпредметных связей, мы пришли к следующим выводам.

I. Типология дидактической интеграции определяется её результатом - интегративной формой в силу выполняемой ею функции организации взаимодействующих элементов и наибольшей устойчивости по сравнению с другими составляющими этого процесса - источниками и факторами. Критериями определения интегративной формы являются качественный состав компонентов, характер взаимосвязей и взаимодействий между ними. В процессе дидактической интеграции устанавливаются сущностные связи внутри каждого из компонентов процесса обучения (содержание образования, методы и формы обучения) и структурные связи между ними. В соответствии с этим можно выделить два типа интеграции по критерию локализации интеграционных процессов и четыре интегративные формы. Для междисциплинарного типа интеграции характерны формы взаимосвязи и межпредметных связей, образующихся на основе сущностных взаимодействий внутри компонентов процесса обучения. На более высоком внутрипредметном организационном уровне образуются интегративные формы комплекса и системы на основе структурных связей между элементами. Данные интегративные формы обучения являются основой формирования соответствующей модели преподавания МХК.

II. Простейшей интегративной формой обучения является взаимосвязь, которая представляет собой соединение двух однородных элементов (содержание образования, метод или форма обучения) из двух предметных циклов. Её применение в преподавании МХК ограничено рамками отдельных уроков эстетического и гуманитарного циклов в качестве средства повышения эффективности усвоения знаний учащимися путем привлечения возможностей других дисциплин.

III. На основе взаимосвязей складывается следующая по степени взаимодействия элементов интегративная форма обучения - межпредметные связи, также относящиеся к типу междисциплинарной интеграции в учебном процессе. Данная форма представляет собой совокупность нескольких видов взаимосвязей общих по сущности компонентов обучения (содержания образования, методов или форм), которая является устойчивой и применяется в системе преподавания двух или более предметных циклов в рамках каждого из них. В преподавании МХК осуществляются межпредметные связи эстетического и гуманитарного предметных циклов с целью формирования целостного представления учащихся об объекте во взаимодействии с другими. Интегративная форма такого рода устанавливается между системами преподавания близких по содержанию дисциплин, изучение которых требует систематического соотнесения с другими предметами на основе обобщения знаний и как средство формирования целостного мировоззрения учащихся.

IV. Третьей интегративной формой представляется комплекс как соединение нескольких содержательных компонентов образования, и соответствующих им методов и форм обучения из разных предметных циклов в одну дидактическую целостность с установлением структурных взаимосвязей - интегрированный курс. Такая интегративная форма обучения складывается на основе межпредметных связей, поэтому в соответствующей комплексной модели преподавания МХК взаимодействие элементов содержания образования эстетического и гуманитарного предметных циклов, принципов и форм его трансляции учащимся развивается по индуктивному варианту и в силу этого является неустойчивым. В содержании курса в ходе детального изучения отдельных блоков строится представление о художественной культуре как специфической сфере деятельности общества. При этом эффективность содержательной интеграции в целом зависит от целостности методических и формальных элементов, реализующихся в деятельности учителя.

V. Система по сравнению с комплексом представляет собой более развитую интегративную форму со сложившимися сущностными связями внутри каждого компонента и структурой с четким функциональным взаимодействием элементов обучения. В преподавании МХК содержательные блоки эстетического и гуманитарного циклов сливаются в одну целостность с четкой логической структурой, как правило, на основе одного научного подхода по дедуктивному принципу - от целостного представления картины развития художественной деятельности общества к отдельным деталям по странам, народам и эпохам. В силу этого система обладает большей устойчивостью, но меньшей гибкостью в применении разнообразия методических и формальных элементов преподавания по сравнению с комплексом.

VI. Проверка комплексной и системной моделей преподавания в ходе опытно-экспериментальной работы выявила большую эффективность последней в процессе обучения, что подтверждается активным совершенствованием образного мышления и способности личности к самостоятельному обобщению и систематизации полученных знаний. На этом основании результаты констатирующего и формирующего экспериментов позволяют считать системную модель преподавания МХК более совершенной интегративной формой по сравнению с комплексом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью исследования был проведен анализ философских и педагогических научных концепций, составляющих методологический уровень нашего исследования и определяющих сущность интегратив-ного подхода к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе. Первой методологической основой является представление об интеграции как процессе соединения нескольких компонентов или объектов, характеризующимся установлением взаимосвязей и взаимодействий между ними. В соответствии с этим сущность интегративного подхода к изучаемому объекту состоит в его рассмотрении как определенной целостности, состоящей из нескольких элементов, стремящихся к единству. Применение данного подхода позволяет рассматривать структуру объекта как соответствующую структуре интегративного процесса, которая определяется источниками, способствующими его началу, и составом основных взаимодействующих компонентов, а также факторами, создающими условия для образования целостности. В результате интеграции складываются интегративные формы, различающиеся по составу и функциям основных компонентов, по характеру и структуре устанавливающихся взаимосвязей и взаимодействий. Комплекс как интегративная форма представляет собой совокупность компонентов одинаковых по качеству или выполняющих сходные функции. Здесь отсутствует четкая структурная иерархия относительно центра-инте-гранта и каждый элемент может существовать отдельно от целостности. Система является единством компонентов разной природы, выполняющих качественно разные функции и подчиненных строгой иерархии в зависимости от центра.

Другой весьма значимой методологической задачей выступает сущность педагогической интеграции, которая является формированием единства когнитивно-познавательных, эмоционально-оценочной и духовно-нравственной сфер личности учащихся в условиях педагогического процесса. В соответствии с этим специфику дидактической интеграции составляет установление взаимосвязей и взаимодействий элементов обучения с целью формирования целостной сущности личности учащихся. С учетом данной методологической позиции интегративный подход к преподаванию МХК как компонента системы обучения определяют следующие условия: 1) объект, определяющий содержание социального опыта для его трансляции в рамках средней школы - целостная природа МХК как системы формирования, развития и реализации сущностных сил общества и человека в художественно-практической деятельности с целью познания окружающей действительности; 2) метод изучения социального опыта - гуманитарный научный подход, состоящий в познании действительности в соответствии с ценностными установками субъекта, и складывающиеся на его основе процессы гуманизации и гуманитаризации образования; 3) организация передачи социального опыта - системный характер обучения, состоящий во взаимодействии деятельности преподавателя и учащихся в рамках учебного процесса.

Условия реализации интегративного подхода к преподаванию МХК в практике создают факторы ограниченности учебного времени в рамках средней школы при постоянном увеличении потока информации, а также влияние личности учителя.

Опираясь на категориальное поле интеграции, общую структуру интегративного процесса, сущность педагогической и дидактической интеграции мы сформулировали специфику интегративного подхода к преподаванию МХК. Ею является образование единства методологических, теоретических и практических элементов с целью приобщения учащихся к системе формирования, развития и реализации сущностных сил человека в художественно-практической деятельности.

Данная методологическая система позволила перейти к анализу теоретической основы преподавания МХК в средней школе. Главной целью стала его интегративная характеристика как самостоятельной дидактической системы. К основным компонентам такой системы относятся цель, сущность и принципы деятельности преподавателя, реализующиеся в процессе обучения. В сущностной характеристике данных элементов был применен инте-гративный подход, предполагающий единство всех теоретических источников, так или иначе отражающих проблему преподавания мировой художественной культуры - дидактики, теории эстетического воспитания школьников, теории педагогической культуры, теории педагогической деятельности, психологии искусства, комплекса гуманитарного знания. Проведенный научный анализ позволил сформулировать представления о системе преподавания МХК в современной средней школе.

Сущность преподавания МХК определена как специфический вид педагогической деятельности учителя в системе педагогической культуры, выполняющий интеграцию функций трансляции исторического опыта развития художественной деятельности общества школьникам, воспитания эстетической культуры и развития их личности путем организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Целью преподавания мировой художественной культуры в средней школе является воспитание эстетической культуры и развитие личности учащихся на основе овладения ими системой гуманитарных знаний о человеке, обществе и культуре, выраженной в художественной форме, а также способами создания и эмоционально-чувственного освоения общественного художественного опыта. Поставленная цель отражается в принципах деятельности учителя по мировой художественной культуре, которые в соответствии с выполняемыми функциями делятся на две группы. В первую группу входят принципы формирования содержания образования, способствующие соотнесению художественного опыта с условиями конкретного процесса обучения: 1) принцип межпредметных связей эстетического и гуманитарного блоков знаний при формировании содержания курса; 2) принцип преемственности в раскрытии вопросов культуры с опорой на жизненный опыт учащихся; 3) принцип взаимосвязи национальной и мировой культур, познание через них общечеловеческих ценностей; 4) принцип взаимодействия всех видов искусств в преподавании художественной культуры.

Вторую группу составили принципы трансляции художественного опыта, способствующие усвоению содержания курса и формированию эстетической культуры личности учащихся: 1) принцип организации познания культурного опыта учащимися от конкретных явлений к пониманию целостного развития мировой художественной культуры в ходе их сравнения; 2) принцип формирования навыков общения с художественным произведением в ходе его восприятия и самостоятельного творчества; 3) принцип формирования взаимосвязи образной и рациональной форм мышления в процессе обучения и познание художественного образа от непосредственного восприятия к художественному анализу; 4) принцип формирования творческой активности учащихся в разнообразных видах деятельности в процессе преподавания мировой художественной культуры и возможности выбора учащимися форм и способов творческой деятельности; 5) учет специфики искусства и психологии его воздействия на развивающуюся личность; 6) принцип взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания в процессе преподавания; 7) принцип художественно-педагогической драматургии, предполагающей построение урока по логике художественного произведения (вступление - завязка - развитие действия - кульминация - вывод); 8) принцип преодоления мировоззренческого барьера школьниками при изучении культуры прошлого через обращение к знаково-символической сущности культурных явлений, освоение языка художественных средств.

Данная система принципов преподавания реализуется на двух уровнях, в соответствии со спецификой предметного цикла. В эстетическом предметном цикле (изобразительное искусство, музыка, литература) преподавание общественного художественного опыта осуществляется преимущественно через самостоятельную творческую деятельность учащихся в русле определенного вида искусства. Гуманитарный цикл (история, обществозна-ние, мировая художественная культура и т.п.) дает возможность обобщения и систематизации знаний учащихся об отдельных видах художественной культуры в системе соответствующей гуманитарной науки. Поэтому деятельность учителя приобретает здесь интегративный характер и требует соединения содержания образования эстетического и гуманитарного циклов, а также методики его преподавания.

Означенные теоретические представления о сущности, цели, принципах деятельности преподавателя, а также уровни их реализации в обучении стали основой моделирования практического уровня преподавания МХК с точки зрения интегративного подхода. Существующие варианты типологии дидактической интеграции в педагогической литературе были рассмотрены относительно специфики преподавания МХК в средней школе.

Два типа дидактической интеграции выделены по критерию локализации интегративного процесса - междисциплинарный и внутрипредметный, в рамках которых существуют четыре интегративные формы, различающиеся по составу взаимосвязанных и взаимодействующих элементов обучения (содержание образования, методы и формы обучения). В междисциплинарном типе интеграции на основе нескольких предметных циклов, начальной интегративной формой является взаимосвязь. Она характеризуется соединением двух дидактических элементов по общей сущности из нескольких предметных циклов. Её применение в преподавании МХК осуществляется в рамках отдельных уроков эстетического и гуманитарного предметных циклов и является средством повышения эффективности усвоения знаний учащимися путем привлечения возможностей других дисциплин. Высшей интегративной формой в междисциплинарном типе мы считаем межпредметные связи-совокупность нескольких видов взаимосвязей общих по сущности компонентов обучения (содержания образования, методов или форм), которая является устойчивой и применяется в системе преподавания двух или более предметных циклов в рамках каждого из них. В преподавании МХК осуществляются межпредметные связи эстетического и гуманитарного предметных циклов с целью формирования целостного представления учащихся о системе художественной деятельности общества.

В следующем типе дидактической интеграции - внутрипредметном, вместе с сущностными взаимосвязями внутри компонентов процесса обучения, действуют структурные связи между компонентами. Здесь можно выделить высшие интегративные формы, которые характеризуются устойчивыми и интенсивными взаимосвязями. Комплекс - соединение нескольких содержательных, методических и формальных элементов обучения из разных предметных циклов в одну дидактическую целостность (интегрированный курс). Такая интегративная форма обучения складывается на основе межпредметных связей, поэтому в соответствующей комплексной модели преподавания МХК взаимодействие элементов содержания образования эстетического и гуманитарного предметных циклов, принципов и форм его трансляции учащимся развивается по индуктивному варианту и в силу этого является неустойчивым. В сравнении с комплексом система (традиционный предметный курс) представляет собой целостность со сложившимися устойчивыми сущностными взаимосвязями внутри каждого из компонентов обучения, четкой структурой и их функциональным взаимодействием. В соответствующей модели преподавания содержательные блоки эстетического и гуманитарного циклов сливаются в одну целостность с четкой логической структурой, как правило, на основе одного научного подхода по дедуктивному принципу. В силу этих особенностей комплекс является более гибкой интегративной формой и, по сравнению, с системой позволяет шире применять разнообразие методов, средств и форм преподавания мировой художественной культуры.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила выявленные теоретически различия комплексной и системной моделей с точки зрения интегративного подхода на примере эффективности преподавания интегрированного курса «Мировая художественная культура». Его преподавание по системному варианту в большей степени, чем по комплексному, способствует формированию способностей учащихся к самостоятельному обобщению и систематизации полученных знаний по МХК и развитию навыков образного мышления. Системный вариант преподавания МХК представляет собой уровень повышенной трудности для учащихся и может быть реализован в условиях гимназий, в то время как комплексный вполне приемлем в рамках обычной средней школы.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований могут стать изучение специфики интегративного подхода к преподаванию других гуманитарных дисциплин, методическая разработка проблем преподавания мировой художественной культуры по комплексной и системной моделям, определение специфики интегративного подхода к деятельности учащихся. I

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рябова, Светлана Владимировна, 2001 год

1. Аавиксоо В.А. Факультатив по истории изобразительного искусства// Преподавание истории в школе.-1971.- №5 - С. 102-106.

2. Абрамова Н.Т. Интегративные тенденции в современной науке и техническое знание// Философские вопросы технического знания/ Отв. ред. Н.Т.Абрамова. М.: Наука, 1984. - С.85-98.

3. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Наука, 1976.- 188с.

4. Алексашкина JI.H. Изучение культуры новейшего времени// Преподавание истории в школе 1984 - №6.

5. Аничкин С.А. Индивидуальность личности педагога и младшего школьника в эстетическом образовании// Образование и наука.- 1999.- № 2(2).-С. 11-25.

6. Антология культурологической мысли. М., 1996 - 352с.

7. Антонов Н.С. Интегративная функция обучения. М.: Просвещение, 1989.-304с.

8. Арнольдов A.M. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М., 1992,-237с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Сокр. пер. с англ. В.Н.Самохина. Общ. ред. и вст. ст. В.П.Шестакова.- М., 1974- 392с.

10. Асадуллин P.M. Сущность и особенности педагогической деятельности// Педагогическая культура и её формирование при подготовке учителя-Уфа: БашГПИ, 1998.- Вып.З. С. 13-21.

11. Асадуллин P.M., Бенин В.JI. Антропологические основания педагогического образования М.-Уфа: БашГПИ, 2000 - 96с.

12. Асимов М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции наук// Вопросы философии-1981.-№ 3.-С.57- 67.

13. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Наука, 1990 - 368с.

14. Ахияров К.Ш., Соловьянюк В.Г. Профессиональная направленность образовательного процесса в средних учебных заведениях Уфа: Изд-во БГУ, 1998.-104с.

15. Ахияров К.Ш., Хамитов Э.Ш. Теоретические проблемы гуманизации высшего педагогического образования. Уфа: БашГПИ, 1996 - 54с.

16. Ахлибининский Б.В. Категориальный аспект понятия интеграции// Диалектика как основа интеграции научного знания/ Под ред. А.А.Королькова и И.А.Майзеля. Л.: Наука, 1984 - 126с.

17. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе-М.: Просвещение, 1985.-208с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса- М.: Просвещение, 1982,- 192с.

19. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся (В вопросах и ответах).-Киев: Родяньска школа, 1985 256с.

20. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание// Бакушин-ский А.В. Исследования и статьи. М.: Искусство, 1981- С. 48-77.

21. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX XIX вв.: Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: Издательский центр A3, 1997. - 256с.

22. Баллер Э.А. Социальный процесс и культурное наследие. М., 1987-158с.

23. Батурина Г.И. Пути интеграции научно-педагогических знаний// Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания.- М.: Высшая школа, 1983 С.4-21.

24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979-423с.

25. Безрукова B.C. Педагогика: Проективная педагогика: Учебник для учащихся индустр.-пед. техникумов.- Екатеринбург, 1996.- 344с.

26. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход// Образование и наука.- 1999-№2(2).- С.34-44.

27. Белкин А.С. Тенденции развития образования в гуманистическом обществе XXI в. (Психолого-педагогический аспект)// Образование и наука — 1999.-№ 1(1).- С.69-76.

28. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики- М.Воронеж: Издательство «Институт практической психологии», 1997.

29. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. -208с.

30. Беляева А.П. Интеграция профессиональной подготовки// Советская пе-дагогика.-1987.-№7.- С.67-70.

31. Беляева А.П. Научные основы межпредметных связей в средних профтехучилищах-JI.: ВНИИ профтехобразования, 1986 112с.

32. Бенин В.Л. Педагогическая культура: её содержание и специфика- Уфа: БашГПИ, 1994,- 190с.

33. Бенин В.Л. Педагогическая культура: постановка проблемы// Человек-общество-культура. Екатеринбург, 1993- С.20-23.

34. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ.- Уфа: БашГПИ, 1997.- 131с.

35. Бенин В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры. Автореф. . докт. пед. наук. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996. - 40с.

36. Бенин В.Л., Романко В.Г. Гуманитаризация образования: новая панацея или.?// Труд. Успех. Здоровье. -1998. -№ 1-2.- С.82-86.

37. Берулава М.Н. Интеграция общего и профессионального образования// Советская педагогика-1990- № 9. С. 57-60.

38. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции содержания образования-М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- 192с.

39. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М., 1989.- 190с.

40. Буров А.И., Печко Л.П. и др. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. М., 1980.

41. Бутенко В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству// Советская педагогика-1990.-№5 -С.57-60.

42. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968-438с.

43. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Искусство, 1963.

44. Васильева В.М. Эстетическое воспитание на уроке истории (VIII класс) // Преподавание истории в школе.-1984 №6 - С. 43-46.

45. Вашкявичюс С.С., Завбулис Г.Г. Роль искусств в развитии личности // Советская педагогика. -1990 №7-8 - С. 33-37.

46. Верб М.А. Актуальные проблемы изучения и формирования эстетической культуры школьников/ Искусство и художественное развитие учащихся: Сб. науч. тр.-Л., 1977-С.3-9.

47. Верб М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций. СПб., 1997.- 142с.

48. Выготский Л. Психология искусства. -Мн.: «Современное слово», 1998-480с.

49. Выготский JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1967.

50. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999 - 224с.

51. Гальперин С.В. Кризис гносеологии и интеграционные процессы в образовании// Интеграционные основы проектирования педагогических технологий- Екатеринбург, 1993,- С.7-10.

52. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: Гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа)-М.: Московский психол.-соц. ин-т, 1997.

53. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании// Педагогика 1992. -№ 5-6.- С.3-13.

54. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Индия. Китай. Япония: Учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. М.: Издательский центр A3, 1997.-312с.

55. Гребенюк О.С., Сабиров Н.Ш. Дидактические условия интеграции целей и содержания процесса обучения в средних ПТУ// Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ: Сб. науч. тр. / Редкол. М.И.Махмутов М.: Изд-во АПН СССР, 1989.- С. 71-83.

56. Гуманизация и гуманитаризация образования: итоги обсуждения// Вестник МГУ.-Серия 12. -1991.-№2.

57. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-350с.

58. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.- 573с.

59. Дивненко О.В. Методическое пособие по эстетике. М.: Издательский центр A3, 1995. - 190с.

60. Дивненко О.В. Эстетика: Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гуманитарных лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля М.: Издательский центр A3, 1995. - 280с.

61. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. Скаткина М.Н. М.: Просвещение, 1982.- 319с.

62. Донской Г.М. Эстетическое воспитание на уроках истории средних веков// Преподавание истории в школе 1987 - №1.-С.43-50.

63. Елисеев А.Ф. Межпредметные связи между образовательными и специальными предметами Киев: Вища школа, 1978.- 92с.

64. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1998-448с.: илл.

65. Жукова Е.Д. Формирование педагогической культуры учителя в процессе изучения мировой художественной культуры: Дисс. . канд. пед. наук. -Оренбург: ОГПУ, 2000.- 151с.

66. Журавлев И.К. Дидактические основы построения учебного предмета. -М.: Просвещение, 1989.

67. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку.- Екатеринбург, 2000-301с.76.3верев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977.- 64с.

68. Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема// Советская педагогика.-1974.-№12 С. 10-16.

69. Зорина Л.Я. Программа-учебник-учитель. -М.: Знание, 1989 80с.

70. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя/ Под ред. П.И.Пидкасистого-М.: Просвещение, 1984,- 144с.

71. Иванов В.Г. Междисциплинарная интеграция общего и специально-технического образования в средней профессиональной школе (на примере изучения физики и специально-технических дисциплин). Дисс. . канд. пед. наук. Уфа: БГПУ, 1999 - 204с.

72. Идеи эстетического воспитания. Антология: В 2-х т. М., 1973.

73. Изобразительное искусство и художественный труд I-VIII классы. Программа с краткими методическими рекомендациями. М.: Просвещение, 1990.- 144с.

74. Ильин В.В. О специфике гуманитарного знания// Вопросы философии-1985.-№7.

75. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. -М.: Просвещение, 1984- 795с.

76. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования: Сб. науч. тр./ Ред.кол. Г.И.Батурина (Отв. ред.) и др.- М.: Изд-во АПН СССР, 1983.- 96с.

77. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс/ Под ред. М.Н. Розова.- М.: Изд-во МГУ, 1989. 224с.

78. Интеграция современного научного знания: Методологический анализ/ Н.Т.Костюк, В.С.Лутай, В.Д.Белогуб и др.- Киев: Вища школа, 1984-194с.

79. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1993,- 40с.

80. Искусство и эстетическое воспитание: Тезисы докладов к Всероссийской конференции «Методологические проблемы эстетического воспитания учащихся» (апрель 1973 г.).-М., 1973 184с.

81. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушкина и Е.К.Чухман М., 1980.- 122с.

82. История искусств: Учеб. пособие для учащихся худож. школ и училищ/ Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.- Мн.: Современный литератор, 1999. 608с.

83. История художественной культуры. Программа учебного курса для школ и классов гуманитарной ориентации (VIII—IX классы)/ Сост. О.Б.Островский, И.Ю.Островская, М.В.Каменева, А.Е.Погодин// Преподавание истории в школе-1998.-№№ 5, 7; 1999. -№№ 2, 3.

84. Иткина И.С., Амиров А.Ф., Фролов Ю.В. Гуманизация высшего образования в современных условиях: проблемы и перспективы.- Уфа: Баш-ГПИ, 1997.- 100с.

85. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.- 192с.

86. Кабанова Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1968-288с.

87. Каган М.С. Гуманитарные науки и гуманизация образования// Возрождение культуры России: Гуманитарные знания и образование сегодня. -СПб., 1994.- 134с.

88. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике М., 1977.-766с.

89. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения искусства Л., 1972 - Ч. I-IV- 440с.

90. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Л., 1997 - 974с.

91. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур-М., 1994 158с.

92. Казакова Т.М. Культура моего народа: Программа курса мировой художественной культуры для общеобразовательных школ и школ нового типа. Воронеж, 1995.

93. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество- М.: Просвещение, 1990-140с.

94. Касьян А.А. Понятие гуманитаризации образования: поиск смысла// Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред. М.А.Галагузова. Екатеринбург: УППУ, 1997 - Вып. 3- С.53-64.

95. Кедров Б.М. Классификация наук: Прогноз К.Маркса о науке будущего. М.: Наука, 1985. - 543с.

96. Кезин А.В. Стандарты научности в гуманитарном познании// Вестник МГУ. -Серия 7.- 1992.- №2.- С.75-87.

97. Киященко Н.И., Конников И.А. Пути и средства эстетического воспитания.-М., 1989.-192с.

98. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М., 1981-64с.

99. Коган Л.Н. Теория культуры Екатеринбург, 1993.- 160с.

100. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание — М., 1979.-63с.

101. ИЗ. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1955 -651с.

102. Комплексный подход к воспитанию школьников: сб. ст./Сост. Л.И.Филатова, Т.В.Сорокина. Под ред. Л.К.Балясной М.: Просвещение, 1982,-208с.

103. Копылова А.В. Планирование уроков по мировой художественной культуре.- М.: Издательский центр A3, 1999- 72с.

104. Коротков Г.П. Принципы целостности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-27с.

105. Косова Г.Р. Изобразительное искусство в преподавании истории М.: Искусство, 1966 - 176с.

106. Косова Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР. М.: Просвещение, 1987.

107. Краткий словарь современных терминов. М., 1995- 510с.

108. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Искусство, 1977-207с.

109. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 114с.

110. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981-96с.

111. Купцов В.И. Гуманитаризация образования// Преподавание истории в школе. -1989.- №2.- С. 9-19.

112. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

113. Леви-Строс К. Первобытное мышление.- М.: Республика, 1994- 382с.

114. Левитан К.М. Педагогическая деонтология- Екатеринбург, 1999 — 272с.

115. Левитан К.М. Педагогический реализм как адекватный подход к решению проблем образования// Образование и наука- 1999- №2(2).-С.44-53.

116. Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989-359с.

117. Лейбсон В.И. Аспектный подход к организации эстетического образования// Магистр. -1991 .-№1.

118. Лекторский В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход к образованию// Вопросы философии 1997. №2 - С. 3-5.

119. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977 - 305с.

120. Лернер И.Я. Базовое содержание общего образования// Советская педагогика. -1991.- № 11.

121. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981.- 185с.

122. Лийметс А.Х. Формирование исторического сознания и развитие личности учащихся // Советская педагогика. -1991- №8. С. 50-56.

123. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Учебное пособие для старших классов средней школы. СПб.: «Специальная литература», 1997.-320с.: илл.

124. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982 - 191с.

125. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: «Юрайт», 1998 - 464с.

126. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985 - 175с.

127. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.- 524с.

128. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1993.

129. Лошкарева Н.А. О понятиях и видах межпредметных связей// Советская педагогика-1972.-№ 6-С.48-56.

130. Макарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

131. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы-М.: Просвещение, 1987 16с.

132. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1984 - 143с.

133. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, студентов и преподавателей вузов.-М., 1997.

134. Махмутов М.И., Артемьева Л.А. Вопросы интегративного потенциала дидактики// Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ/ Под ред. М.И.Махмутова и др.- М.: Изд-во АПН СССР, 1989.- С.4-44.

135. Махмутов М.И., Шакирзянов А.З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в ПТУ: Методическое пособие- М.: Высшая школа, 1985.-207с.

136. Махмутов М.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования// Советская педагогика 1984-№4-С.31-37.

137. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1985.-96с.

138. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ/ Сост. Ю.С.Тюнников М., 1986 - 46с.

139. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1978.- Ч. I, И.

140. Методические рекомендации к школьным программам по новому Базисному учебному плану на 1998-1999 учеб. год. Раздел 20. Мировая художественная культура/ Башкирский институт развития образования. -Уфа, 1998. С.106-123.

141. Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании// Человек. -1996.- №6.- С. 52-58.

142. Мирецкая В.Г. Взаимосвязь уроков музыки и литературы в совершенствовании образного восприятия подростков// Медпредметные связи в преподавании искусства в школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Е.В.Квятковского-М.: Искусство, 1981-С. 24-30

143. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры Обнинск: Титул, 1996.

144. Мировая художественная культура. 10 кл.: Учебник для общеобраз. учеб. заведений/ Г.И.Данилова и др.- М.: Изд-во «Интербук»,1999. -248с.: илл.

145. Мировая художественная культура. 11 кл.: Учебник для общеобраз. учеб. заведений/ Г.И. Данилова и др.-М.: Изд-во «Интербук»,1999. -256с.: илл.

146. Мирский Э. Заметки о гуманитарном образовании// Человек. -1995. -№6,-С. 154-166.

147. Мичурина Н.С. Роль учителя истории в эстетическом воспитании школьника// Преподавание истории в школе. -1964- №3 С. 31-36.

148. Моносзон Э.И. Комплексный подход к воспитанию важнейшее условие всестороннего развития школьников// Советская педагогика. -1977.- №4.

149. Неверов В.В. Педагогические принципы преподавания искусства// Искусство и школа. -М.: Просвещение, 1981.- С.33-50.

150. Неверов В.В. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе// Межпредметные связи в преподавании искусства в школе: Сб. науч. тр./Подред. Е.В.Квятковского-М.: Искусство, 1981.-С.3-8.

151. Недоскина Н.В., Пастухова В.А. Изучение истории культуры: инте-гративный подход// Преподавание истории в школе 1999.- №2.- С.23-26.

152. Неменский Б.М. Вненаучные формы познания// Советская педагогика. -1991.- № 9.- С. 40-45.

153. Неменский Б.М. Единство и многообразие// Изобразительное искусство и художественный труд I-VIII классы. Программа для средней школы. М.: Просвещение, 1990-С.138-142.

154. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Искусство, 1987 - 253с.

155. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении М., 1996. - 130с.

156. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С.Полат и др.- М.: ACADEMIA, 1999.

157. Основы искусствознания. Экспериментальное учебное пособие для учащихся 5 классов гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. -М.: Издательский центр A3, 1997.

158. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс/ Под ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова. -М., 1979 302с.

159. Основы эстетического воспитания/Под ред. А.К.Дремова М.: Просвещение, 1975.-327с.

160. Основы эстетического воспитания/Под ред. Н.А.Кушаева- М.: Просвещение, 1986-238с.

161. Павлов И.П. Избранные произведения М.: Наука, 1951.

162. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1977 - 283с.

163. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов и пед. колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1995.- 638с.

164. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. зав./ В.А.Сластенин и др. М.: Просвещение, 1998 - 512с.

165. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов/ Ю.К.Бабанский и др. М.: Просвещение, 1988 - 479с.

166. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, реализация: Методическая разработка/ Сост. В.С.Безрукова-Свердловск, 1987 50с.

167. Педагогическая культура и её формирование при подготовке учителя. -Уфа: БашГПИ, 1995.-Вып. 1.-98с.

168. Педагогическая культура и её формирование при подготовке учителя. Уфа: БашГПИ, 1996.- Вып.2 - 99с.

169. Педагогическая культура и её формирование при подготовке учителя. -Уфа: БашГПИ, 1998.-Вып.З.- 121с.

170. Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966 - T.I-IV.

171. Педагогический словарь. М.: Изд-во АПН СССР, 1960.

172. Пеня Т.Г. Взаимодействие видов искусства как средство художественно-творческого развития первоклассников// Медпредметные связи в преподавании искусства в школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Е.В.Квятковского-М.: Искусство, 1981- С. 8-24.

173. Пешикова Л.В., Предтеченская Л.М. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура». Рекомендации дляпроведения аттестации учителей мировой художественной культуры — М.: Книголюб, 2000.- 72с.

174. Петрова И.И. Педагогические основы межпредметных связей М.: Высшая школа, 1985 - 79с.

175. Пидкасистый П.И., Портнов M.JT. Искусство преподавания.-М.: Педагогическое общество России, 1999.

176. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение - ВЛАДОС, 1996.- 630с.

177. Предтеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. -М.: Просвещение, 1978 167с.: илл.

178. Проблемы интеграции содержания общего и профессионального образования. М.: Наука, 1989. - 302с.

179. Проблемы эстетического развития личности школьника/ Под ред.

180. A.И.Бурова, Е.В.Квятковского.-М.: Педагогика, 1986 96с.

181. Программы восьмилетней и средней школы. История. М.: Просвещение, 1979.-С.11-13.

182. Ризз Г.И. Размышления о педагогической культуре, деятельности, мышлении// Педагогика.-1995.-№4. С. 115-117.

183. Розов Н.С. Архивариусы и новаторы// Вестник высшей школы.-1990.- Ноябрь.-С.41-47.

184. Романцев Г.М., Ларионов В.Н., Ткаченко Е.В. Интеграция науки и образования: фундаментальные знания в подготовке профессионально-педагогических кадров// Образование и наука 1999-№ 1(1).- С.77-97.

185. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред.

186. B.В.Давыдов.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 Т.1.- 608с.

187. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание М., 1957 - 328с.

188. Рубцов А.В., Юдин Б.Г. Новые ориентиры гуманитарного образования// Человек. -1995.- №2, 3, 4.

189. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие для школы.-М.: ВЛАДОС, 1997.

190. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт X VIII-XIX вв.: Учебное пособие для школы.- М.: ВЛАДОС, 1997.

191. Рябцев Ю.С. Методическое пособие и программа школьного курса по истории русской культуры XI- XIX вв.- М.: ВЛАДОС, 1998 208с.

192. Рябцев Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура// Преподавание истории в школе.- 1997 №7. - С.3-8.

193. Самарин Ю. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 504с.

194. Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.- 365с.

195. Сахаров A.M. Значение истории культуры в коммунистическом воспитании учащихся// Преподавание истории в школе. -1975.- №3- С. 1424.

196. Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Б.Я.Табачникова-М.: ТЦ «Сфера», 2000. -224с.

197. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования.-М.: Педагогика, 1986 112с.

198. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование// Педагогика. -1994 № 5. - С.47-53.

199. Система эстетического воспитания школьников/ Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский, А.И.Буров и др. М.: Просвещение, 1983.- 264с.

200. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследова-ний.-М.: Педагогика, 1986.- 150с.

201. Скаткин М.Н. Проблемы советской дидактики-М.: Педагогика, 1980-96с.

202. Скульский Р.П. Учиться быть учителем.-М.: Педагогика, 1986.

203. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста// Магистр 1991. -№1. - С. 16-25.

204. Смирнова Н. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии// Общественные науки и со временность-1993 №1- С. 78-87.

205. Соболев П.В. Художественная культура личности.-Л., 1986 31с.

206. Современный словарь-справочник по искусству/ Науч. ред. А.А.Мелик-Пашаев. М.: ОЛИМП: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.-816с.

207. Современный философский словарь/ Под ред. В.Е.Кемерова.- Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск/ «ПАНПРИНТ», 1998.- 1064с.

208. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: в 4-х частях.- Обнинск: Титул, 1996.

209. Солодовников Ю.А. Методическое пособие к учебнику -хрестоматии «Человек в мировой художественной культуре»: 6 кл.- М.: Просвещение, 1999.- 63с.

210. Стражев А.И. Методика преподавания истории.-М.: Просвещение,1964-287с.

211. Тагариев Р.З. Реализация межпредметных связей в политехнической подготовке сельских школьников// Советская педагогика.-1984.-№6. -С.28-31.

212. Теория содержания общего среднего образования и пути ее построения. Сб. науч. ст./ Под ред. В.В.Краевского.-М.: Высшая школа, 1978.-108с.

213. Теория эстетического воспитания / АН СССР, Ин-т философии; Отв. ред Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров.-М.: Искусство, 1979.-255 с.

214. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992 - 736с.

215. Трубникова Л.С. Факультативные занятия по истории общественной мысли и искусства (из опыта работы)// Преподавание истории в школе. -1973,-№4.-С. 45-50.

216. Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательном процессе. М.: Изд-во АПН СССР, 1986.- 280с.

217. Устюшкин Ю.М. Культура и гуманизация общества// Вестник МГУ. -Серия 7.- 1992.-№6.-С. 19-26.

218. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1988.

219. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие Д.: Лен. гос.пед. ин-т им. А.И.Герцена, 1983.- 88с.

220. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения: Предпосылки. Опыт- JL: Лен. гос.пед. ин-т им. А.И.Герцена, 1989. 93с.

221. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972. - 152с.

222. Философия образования. Материалы заочного круглого стола// Вопросы философии 1995-№1-С. 4-35.

223. Философия, культура и образование (материалы «круглого сто-ла»)//Воросы философии. -1999.-№3.-С. 3-54.

224. Философский энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА, 1997.

225. Фохт-Бабушкин Ю.У. Об эффективности художественного воспитания// Искусство и школа: Книга для учителя/ Сост. А.К.Василевский-М.: Просвещение, 1980. С.17-32.

226. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие.-Мн.: Изд-во Бел. унта, 1990.-576с.

227. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1992. 160с.

228. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя М.: Педагогика, 1988 - 166с.

229. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студ. пед. инст./ Сост. и авт. вст. ст. А.И.Пискунов.- М.: Высшая школа, 1981 -528с.

230. Чапаев Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистски-педагогический аспект// Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург: УГППУ, 1995. - Вып. 1. - С. 6177.

231. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции. Дисс. . докт. пед. наук.-Екатеринбург: УГППУ, 1998-462с.

232. Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учеб. пособие-Екатеринбург: УГПУ, 1998-280с.

233. Чапаев Н.К. Основные позиции интегративно-целостного подхода// Образование и наука.- 1999 № 2(2).- С. 134-142.

234. Чепиков М.Г. Интеграция науки. М.: Наука, 1988 - 135с.

235. Шаповалов В.Ф. О специфике гуманитарного знания// Общественные науки и современность. -1994-№1.-С. 85-92.

236. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: Педагогика, 1955.

237. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. Киев: Радяньска школа, 1985 - 144с.

238. Шпенглер О. Закат Европы.-М., 1993 584с.

239. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пединститутов М.: Просвещение, 1979.- 160с.

240. Эксперимент в школе: Организация и управление: Рекомендации для руководителей школ и учителей/ Под ред. Н.М.Поташника М.: Педагогика, 1992.

241. Энциклопедический словарь по культурологии/ Под общ. ред. проф. А.А.Радугина. М., 1997.

242. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.- 447с.

243. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учит./Сост. Г.С.Лабковская. М., 1983.-303с.

244. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Б.Т.Лихачева. М., 1981.- 136с.

245. Эстетическое воспитание молодежи/ Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона. М., 1981 -272с.

246. Эстетическое воспитание школьников/ Под ред. А.И.Бурова.-М.,1974.-303с.

247. Юдин Э.Г. Понятие целостности в структуре научного знания// Вопросы философии. -1970-№ 12 -С.82-90.

248. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии// Теория эстетического воспитания. М., 1975. - Вып. III.

249. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура: От истоков до XVII века в лекциях, беседах, рассказах. М.: Новая школа, 1996. - 288с.

250. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие// Художественное восприятие-Л., 1967-С. 66-74.

251. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе.- Л., 1980-113с.

252. Eliot W. Eisner. Toward a New Era in Art Education// "Studies in Art Education", NAEA, vol. 6, No 2, Spring, 1965 pp. 58-64.

253. Mc Fee June King. Preparation for Art. Belmont: Wads-Worth Pablish-ing Company Inc., 1964 - 238p.

254. Read H. Education through Art New York, 1956 - 308p.

255. Stanly G. Wold and Raid Hastie, From Research and Theory to Teaching Practic 64th Yearbook, Part II, NSSE, 1965.- pp. 326-346.

256. Spranger. E. Gesammelte Schriften.- Heidelberg, 1969. Bd. III.- 346p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.