Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве: на материале уроков музыки в школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Смотрова, Елена Владимировна

  • Смотрова, Елена Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 158
Смотрова, Елена Владимировна. Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве: на материале уроков музыки в школе: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2014. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Смотрова, Елена Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ)

Введение

Глава 1. Сущность ннтегративного подхода к формированию целостного представления об искусстве у младших школьников

1.1 .Педагогическая интеграция как методологическая категория в формировании целостного представления об искусстве у младших школьников

1.2.Философское содержание музыки как основа формирования целостного представления об искусстве у младших школьников

1.3.Целостное представление об искусстве как проблема воспитания личности младшего школьника на уроках музыки

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки

2.1.Разработка методов формирования у младших школьников целостного

представления об искусстве: интегративный подход

2.2.Ход опытно-экспериментальной работы (констатирующий и формирующий эксперименты)

2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки (контрольный эксперимент)

Выводы по второй главе

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве: на материале уроков музыки в школе»

Введение

Актуальность исследования. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в образовательной области "Искусство", характеризуется разнообразием подходов, форм и методов введения детей в мир художественной культуры. В этом многообразии - залог неугасания созидательной энергии педагогического поиска в сфере преподавания искусства. Сегодня эта сфера в начальной школе выглядит как «сумма» сведений, полученных школьниками на уроках искусства. Такое суммирование не обеспечивает понимания искусства как части мировой художественной культуры и целостного наследия человечества. Более того, изначально задается эмпирический путь познания, что не соответствует воспитанию тех способов мышления школьников, которые сегодня востребованы.

Освоение искусства в современной школе предусматривает своего рода «выборочную специализацию» детей в определённых его видах и оборачивается негативной стороной, поскольку обязательное развитие заложенных в человеке многообразных способностей именно в детском возрасте (что возможно только на занятиях всеми видами искусства) оказывается не реализованным.

Несмотря на то, что в начальной школе наметилась интеграция искусств на уроках музыки, анализ уроков показывает, что интеграция сводится, в основном, к иллюстрированию одного вида искусства другим или несколькими. В этом случае о целостном представлении об искусстве говорить не приходится. Другой проблемой преподавания искусства в современной школе является несоответствие методов и способов познания искусства, вхождения в него - его глубинному содержанию. Попытки модернизации не дают результата, если осуществляются в рамках традиционного для преподавания искусства метода -

эмпирического.

Наболевшей проблемой остается нравственное воспитание сегодняшних младших школьников, которое, по мнению Ю.К. Бабанского, является доминирующим: дети овладевают необходимыми нормами нравственности, учатся их различать и следовать им в различных ситуациях. Роль нравственного воспитания возросла и в связи с увеличением в объеме и усложнением содержания образования. Педагогам хорошо известно, что нравственно обусловленные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Роль урока музыки в начальной школе обусловлена тем, что он является целенаправленным процессом реализации содержания, форм, методов и приемов, обеспечивающих нравственное воспитание младших школьников. Отсюда - современная концепция урока музыки призвана решить важную проблему: построить процесс усвоения знаний так, чтобы он одновременно с воспитанием ума и способности мыслить был направлен на нравственное воспитание. В этом заключается важнейшая задача не только музыкального образования, но и педагогики искусства в целом. В условиях реализации ее актуальных задач всё более острыми становятся противоречия между:

- необходимостью целостного осмысления искусства, освоения его уникального нравственно-воспитательного потенциала и недостаточной разработанностью интегративного подхода к реализации этой задачи на уроках музыки в школе;

- содержанием искусства и способом его познания, не адекватным художественно-образной природе искусства и представлению о нем как целостности.

С позиции данных противоречий вырисовывается проблема и тема исследования: «Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве (на материале уроков музыки в школе)», потребовавшую многоаспектного анализа.

Высший аспект, философско-эстетический (И.А. Бирич, В.И. Вернадский,

Г. Гегель, А.И. Герцен, Э.В. Ильенков М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К. Маркс, A.A. Мелик-Пашаев, С.Х. Раппопорт, H.H. Рубцов, В. С. Соловьев, А.Н. Сохор, Л.Н. Столович, Н.Ф. Федоров, Л. Фейербах, Ф. Энгельс и др.) дает возможность содержательно рассмотреть понятие «интеграция», выявить подлинный смысл интегративного подхода в отличие от комплексного, проанализировать сущность целостного представления об искусстве и условия его воспитания. Этот аспект должен обеспечить теоретическую базу для разработки технологии преподавания искусства на уроках музыки в начальной школе. Особое значение в этом контексте приобретают основные положения философии. Именно они помогают выстроить логику воспитания младших школьников, раскрывают фундаментальные условия применения интегративного подхода к формированию у них целостного представления об искусстве.

Психолого-педагогический аспект, прежде всего представителей отечественной науки (Р. Арнхейм, Ю.К. Бабабанский, A.C. Белкин, Н.И. Болдырев, В.М. Букатов, О.С. Булатова, Л.С .Выготский, В.В. Давыдов, А.Я. Данилюк, А.П. Ершова, И.Д. Зверев, П.Ф. Каптерев, В.А. Караковский, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Максимова, С.Л. Рубинштейн, Л.Г. Савенкова, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов и др.) занимает особое место в настоящем исследовании. Он позволяет понять отношение между эмпирическим и теоретическим способами познания, глубже проникнуть в психологические механизмы мышления школьника, формирования у него целостного представления об искусстве. Этот аспект позволяет также раскрыть сущность теории развивающего обучения, без которой невозможно полноценное преподавание искусства в школе и эффективное функционирование образования в целом.

Музыковедческий аспект (Б.В. Асафьев, В.В. Ванслов, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.Г. Нейгауз и др.) дает возможность раскрыть сущность и художественно-образную специфику музыкального искусства и тем самым определиться с содержательной стороной для разработки технологии интегрированного подхода на основе музыки.

Собственно музыкально-педагогический аспект представлен работами Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Е.А. Бодиной, Е.Ю. Глазыриной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Г.М. Цыпина, Л.В. Школяр, В.А. Школяра и др., где раскрываются теоретико-методологические и методические основы музыкальной педагогики как части складывающейся в настоящее время педагогики искусства.

Объект исследования: формирование у младших школьников целостного представления об искусстве.

Предмет исследования: интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель исследования: разработать теоретико-методологические и методические основы интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки в школе.

Гипотеза исследования:

Интегративный подход обеспечит формирование у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки, если:

- предметом исследования станет мировоззренческая сущность искусства, а приоритетным направлением анализа - философское содержание музыки, отражающее ее духовно-нравственную сущность;

- формирование целостного представления об искусстве на уроках музыки будет реализовываться как технология его познания, а ведущим методом станет интонационное переосмысление различных видов искусства;

- условиями эффективности применения интегративного подхода для формирования у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки станут отказ от «педагогического минимализма», опора на интуицию и мыслительную состоятельность детей, их самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы, можно сформулировать следующие задачи исследования:

1) определить сущность интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве;

2) выявить педагогические условия его реализации на уроках музыки в общеобразовательной школе;

3) разработать и апробировать технологию, методы и критерии эффективного применения интегративного подхода для формирования у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки в школе.

Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения философии, эстетики, педагогики, психологии о познавательной, воспитательной и культуросозидательной роли искусства, в частности, музыки; идеи целостности культуры, аккумулирующей общечеловеческие нравственные ценности; основные положения теории развивающего обучения; интонационная теория Б.В.Асафьева; теория двойственности музыкальной формы В.В.Медушевского; концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского; теоретико-методологическая концепция развивающего музыкального образования Л.В.Школяр, В.А.Школяра.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ программно-методических материалов по музыке; синтез, сравнение и обобщение опыта преподавания музыки в начальных классах и собственного 20-летнего опыта работы учителем музыки; педагогическое наблюдение; беседа; опрос, тестирование и интервьюирование учащихся и педагогов; анализ результатов учебно-творческой деятельности младших школьников на интегрированных уроках музыки; опытно-экспериментальная работа; педагогическая интерпретация её результатов.

База исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2013 гг. на базе ГБОУ ЦО «Измайлово»№ 1811 и ГБОУ СОШ №273 г. Москвы. Экспериментальным исследованием было охвачено более 500 учащихся.

Этапы исследования.

На первом этапе - (2001-2003 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования, обобщался передовой педагогический опыт и собственный опыт работы учителем музыки общеобразовательной школы, разрабатывались методологические основы исследования. Теоретически обобщался эмпирический материал, связанный с преподаванием интегрированных уроков музыки в начальной школе.

На втором этапе (2003-2005 гг.) разрабатывалась теоретическая концепция интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки, определялись основные аспекты анализа, формулировались теоретико-методические положения исследования, осмыслялись пути их апробации и внедрения в практику.

На третьем этапе (2005-2013 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, анализировались ее результаты, осуществлялось внедрение разработанной теоретико-методической концепции в практику проведения уроков музыки и оценивалась ее эффективность; осуществлялась итоговая обработка результатов исследования - их систематизация, обобщение и литературное оформление в виде текста диссертации, формулировались соответствующие выводы.

Научная новизна исследования:

• разработан интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве в процессе совместной исследовательской деятельности педагога и учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе;

• доказана эффективность опоры на философское содержание музыки (с учетом ее процессуальности, непосредственности и глубины эмоционального воздействия, символичности, способности моделировать человеческие эмоции и их развитие) для формирования у учащихся целостного представления об

искусстве; выявлена приоритетная роль интегративного подхода как основы постижения общечеловеческих ценностей, воплощенных в искусстве;

• дана авторская интерпретация понятий: «целостное представление об искусстве», «целостное представление об искусстве у младших школьников», «интегративные возможности музыки», «интонационное переосмысление», «голографичность восприятия»; уточнены и дополнены мировоззренческие принципы педагогики искусства: целостность, образность, эмоциональность, ассоциативность, вариативность, интонационность, уподобление, моделирование художественно-творческого процесса и др.;

• сформулировано научно-теоретическое положение о том, что интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки реализуется как инновационная технология, предполагающая применение специфических методов: акцента на диалектическом единстве содержания и формы, интонационного переосмысления, коллективного необсуждения и «анонимности» музыкального произведения;

• раскрыты педагогические условия реализации интегративного подхода к формированию у учащихся целостного представления об искусстве (отказ от «педагогического минимализма», опора на интуицию и мыслительную состоятельность детей, их самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность), предполагающие современную педагогическую установку на обучение на высоком уровне сложности;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем конкретизированы теоретико-методологические основания и возможности интегративного подхода к формированию у учащихся целостного представления об искусстве на уроках музыки; обоснованы правомерность и посильность для младших школьников философско-педагогического анализа искусства; выявлены особенности педагогической интеграции, направленной на формирование целостной личности младшего школьника на уроках музыки; разработан педагогический инструментарий, обеспечивающий формирование у учащихся целостного представления об искусстве на основе интегративного подхода. Это

способствует повышению эффективности музыкального образования в начальной школе, углубленному пониманию учащимися содержания искусства, постижению его специфической художественно-образной природы, общечеловеческих нравственных ценностей.

Практическая значимость исследования:

Теоретические положения исследования, разработанные в нем технология, методы и педагогические условия, практические рекомендации автора могут быть применены для совершенствования деятельности учителей искусства общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования; в процессе чтения учебных курсов «Методология педагогики музыкального образования», «Теория музыкального образования», «Технологии и методики музыкального образования» «Профессиональное мастерство учителя музыки», «Теория и методика музыкального воспитания» и др., а также в курсах переподготовки и повышения квалификации учителей искусства системы общего и дополнительного образования, преподавателей педколледжей и других образовательных учреждений различного уровня.

Достоверность, исследования обеспечена исходным теоретико-методологическим подходом к решению избранной проблемы; структурной и содержательной целостностью исследования, применением методов и средств, адекватных поставленным задачам и логике исследования; результатами опытно-экспериментальной работы, их качественным и количественным анализом; репрезентативностью, воспроизводимостью и апробированностью в процессе многолетней практической работы исследователя в качестве учителя музыки общеобразовательной школы.

Апробация и внедрение осуществлялись в практической деятельности учителя музыки в ГБОУ ЦО «Измайлово» №1811, в ГБОУ СОШ №273 г. Москвы, на педагогических семинарах Института новых технологий г. Москвы, мастер-классах в ГБОУ ЦО «Измайлово» №1811: «Современная начальная школа» для учителей г. Ижевска; для выездной Коллегии Департамента образования г. Москвы; для членов Британского совета «Широкое использование и изучение

информационных технологий»; для представителей комитета образования г. Санкт-Петербурга и министра связи и информатики Реймана Л.Д.; для психологов ЦСПА «Генезис»; на выездных семинарах: «Школа сотрудничества» в Национальном лицее г. Минска и русскоязычной школе Г.Хельсинки (Финляндия); участия во Всероссийском конкурсе «Учитель года 2002»; участия в выставке-ярмарке «Образовательная среда на рубеже XXI века» в КВЦ «Сокольники»; на занятия со студентами старших курсов МГПУ и педколледжа №5 в рамках проведения педагогической практики. Апробация также нашла своё отражение в публикациях, отражающих основные положения исследования в межвузовских сборниках, научно-методических журналах и изданиях ВАК.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из краеугольных проблем модернизации художественного образования становится придание ему интегративного характера, способствующего формированию и развитию целостной личности, ее эффективной творческой самореализации. С этих позиций интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки востребован и актуален, поскольку аккумулирует громадный воспитательный потенциал искусства и обеспечивает постижение содержащихся в нем общечеловеческих нравственных ценностей. Это становится важной задачей, решение которой на основе интегративного подхода способствует реализации стратегических целей педагогики искусства.

2. Музыке свойственны уникальные интегративные возможности, обусловленные ее философским содержанием, диалектическим характером развития, обобщенностью образов, динамичностью интонационной природы, символичностью, непосредственностью эмоционального воздействия и способностью моделировать человеческие эмоции. Это превращает музыкальное искусство в специфическое по природе и универсальное по значению средство передачи общечеловеческих ценностей, глубокого осмысления окружающего мира и внутреннего мира личности. В этом плане формирование и развитие личности младшего школьника в процессе постижения музыкального искусства

можно рассматривать с позиции накопления им жизненных сил и уникального духовного опыта.

3. Целостное представление об искусстве как результат интегративного подхода - это такое понимание любого произведения искусства, при котором раскрывается его художественно-образная сущность, а содержание составляют общечеловеческие нравственные ценности. Формирование у учащихся целостного представления об искусстве способствует его мировоззренчески обусловленному освоению, постижению философского содержания. Интегративный подход к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве реализуется на уроках музыки как технология его познания, предполагающая применение следующих методов: акцент на диалектическом единстве содержания и формы, интонационное переосмысление, необсуждение и анонимность музыкального произведения.

4.Формирование у учащихся целостного представления об искусстве оптимизирует педагогические возможности обучения искусству в начальной школе и позволяет организовать его на высоком уровне сложности - с учетом доступности для младших .школьников углубленного постижения искусства, осмысления его общечеловеческих идей, нравственной направленности, а также разработанных в исследовании следующих педагогических условий: отказ от «педагогического минимализма», опора на интуитивное постижение художественных образов искусства в процессе выявления его философского содержания, опора на мыслительную состоятельность детей и их самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность.

5. Критериями эффективности интегративного подхода к формированию у младших школьников целостного представления об искусстве на уроках музыки являются: голографичность восприятия искусства, способность учащихся к интонационному переосмыслению, а также постижение общечеловеческих ценностей как содержательной основы искусства. Опора на совместную исследовательскую деятельность педагога и учащихся - с учетом разработанных методов и педагогических условий - позволяет решить основную задачу:

сформировать у младших школьников целостное представление об искусстве и тем самым способствовать формированию и развитию их многомерной целостной личности.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Сущность ннтегратнвного подхода к воспитанию целостного представления об искусстве у младших школьников

1.1 Педагогическая интеграция как методологическая категория в формировании целостного представления об искусстве у младших школьников

Интеграция в процессе познания - понятие общенаучное. Интеграция возникла закономерно как противоположность дифференциации и в философии их отношения представляют собой неразрывное процессуальное диалектическое единство. Будучи противоположностями, они одновременно являются средством содержательного наполнения друг друга: интеграция - своё-иное дифференциации и наоборот.

Философия - «мать всех наук» [160, с.98] в определённом смысле сама является примером интеграции, т.к. поле её деятельности — многообразие всего сущего и общественно-исторический опыт человечества, и её предметом являются общие законы развития природы, общества, мышления. Изучая мир в целом, исторически она складывалась как особая форма общественного сознания и познания мира, это роднит её с искусством: «предмет науки и искусства ни око не видит, ни зуб неймёт» [35, с. 14].

Путь развития философии и накопленные ею знания привели к тому, что ещё античный философ Аристотель предложил некоторую научную дифференциацию, в результате которой единая наука философия стала подразделяться на теоретическую, практическую и творческую. Последующие модернизации единого знания (Бэкон, Дидро, Конт, Сен-Симон) привели к фундаментальной классификации Гегеля. «Философию природы» он подразделяет на физику, органическую физику и механику. «Философия духа», имеющая свои подразделения, включает в себя искусство, религию, право, мораль, психологию, антропологию и др.

Философское знание, представляющее собой целостное и теоретически обоснованное мировоззрение, является синтезом всех человеческих знаний. Будучи единым по предмету (предельно общее знание о мироустройстве), современное философское знание структурировано на отдельные науки - логика, этика, эстетика.

История русской философии - это поиск целостности и единства всех сторон жизни (В.С.Соловьёв, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев, Н.А.Бердяев и др.). На рубеже 19-20х веков отечественная религиозная философия представляла собой интегративное единство научного, философского и религиозного, богословского осмысления духовно-нравственного опыта русской культуры. Автором первой оригинальной системы всеединства, где отражены «нравственная философия» и теория морали совершенного добра, является В.С.Соловьёв.

В попытках реализовать социальный заказ и создать универсальную образовательную модель, современная педагогика обращается к методологии, которая помогает приблизиться к решению назревших проблем. Реформирование образовательного процесса идёт по сложной траектории интеграции передовых отечественных и зарубежных педагогически значимых философских воззрений. В частности, на этот процесс оказывает значительное влияние, экзистенциализм (К. Ясперс, Ж-П. Сартр, Н.А.Бердяев, М. Хайдеггер и др.), в основе которого -индивидуальное бытие человека, с его уникальным «Я». В результате активизируется стремление педагогов к индивидуализации обучения. В рамках этой тенденции создаются тьюторские практики в школах, призванные решать проблему создания и коррекции индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося. Также последствием развития этой тенденции является выбор изучаемых предметов и сдача, наряду с обязательными, экзаменов «по выбору».

Одновременно с этим, всё чаще обозначается стремление педагогов организовать дискуссию на уроке с целью формирования у учащихся и высказывания ими своего мнения. Однако такой обмен мнениями на практике чаще всего представляет собой не глубокий и разносторонний анализ

исследуемой проблемы, а лишь способствует транслированию «своего мнения» на уровне первого, что пришло в голову, таким образом, считать это «высказыванием своего мнения» преждевременно. Вначале «своё мнение» следует сформировать как осознанный результат общения с интересными людьми, произведениями искусства, осмысления личного жизненного опыта в форме впечатлений, наблюдений, умозаключений и т.д. Задачей педагога в этом случае является организация таких условий на уроке, в которых от учащихся потребуется активизация нравственно-личностных функций: искать и выводить смысл произведения, сопоставлять его с другими, давать критическую оценку, предлагать вариант разрешения найденного противоречия, размышлять о значимости проблемы и т.п.

Только когда ответы детей, высказывающих свое мнение, будут начинаться со слов «мне кажется», «возможно», являясь размышлениями вслух, тогда завязавшаяся на уроке дискуссия будет являться условием формирования своего -обоснованного - мнения, которое может возникнуть на основе анализа всех высказанных предположений. Так рождается новое знание, которое, будучи взятым за основу, и будет являться «личным мнением». В этом случае «мнение» закономерно превращается в «позицию», которую можно аргументировать, доказывать и отстаивать. Это повышает ответственность за все высказанное, предваряет слово мыслью, организовывает «форму» через содержание. Только в этом случае можно и уважать чужое мнение, и говорить о толерантности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Смотрова, Елена Владимировна, 2014 год

Литература

1.Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336с.

2.Актуальные проблемы нравственности: Сборник материалов международной научно-практической конференции 9-16 мая 2009г. Институт гуманитарного образования и информационных технологий. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www■igumo■ш/flles/nauch/konf-nravstverulost■pdf

3.Актуальные проблемы художественного образования (по материалам диссертационных исследований). Гл.ред.: Л.Г.Савенкова. -М.: ИХО РАО, 2005. -160с.

4.Алиев, Ю.Б. Дидактический феномен предметности и его значения для процесса приобщения школьников к искусству в эпоху постиндустриального общества/ Ю.Б.Алиев [Электронный ресурс] режим доступа: http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep рес1аео£юа1/ког^ 1егпег/А1 ¡еу УЦ.В..рс^

5. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. / Ю.Б.Алиев. - М.: Владос, 2000. - 335с.

6.Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства. / Р.Арнхейм, перевод с англ. Крейдлина Г.Е. - М.: Прометей, 1994. - 352с.

7.Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. / Б.В.Асафьев. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144с.

8.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс./ Б.В.Асафьев. - 2-е изд. -Л.: Музыка, 1971. - 376с.

9.Бабаева, Э.С. Психолого-педагогические особенности проектирования программ неформального образования./ Э.С.Бабаева// Мир науки, культуры, образования, 2013. - №3(40).

Ю.Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций./ Бабанский Ю.К. - М.: Просвещение, 1988. - 478с.

11 .Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) / Ю.К.Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192с.

12.Банфи, А. Философия искусства./А.Банфи, пер. с итал. Г.П. Смирнова,

предисл. К.М.Долгова. - М.: Искусство, 1989. - 384с.

13.Безрукова, B.C. Интеграционные процессы в теории и практике/ В.С.Безрукова - Екатеринбург, 1994. - 152с.

14.Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.С.Белкин. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.-192 с.

15.Бирич, И.А., Ломоносова, М.Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов./И.А. Бирич, М.Т. Ломоносова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -Кн.1.- 160с.

16.Бодина, Е.А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского / Е.А. Бодина. Моногр. ч.1 - М.: МГПУ, 2013. - 247с.

17. Бодина, Е.А. Формирование духовно-нравственной культуры личности. Учебно-методическое пособие. /Е.А.Бодина. - М.: МГПУ, 2013. - 76с.

18.Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников./ Болдырев Н.И. -М.: Просвещение, 1979. - 290с.

19.Болыпой Энциклопедический Словарь - сборник электрон, словарей. [Электронный ресурс] режим доступа: http://slovorus.ru/index. php?ID=25198&pg=0&w=%C8%CD%D2%C5%C3%D0%C0%D6%C8%DF&s=%E8%ED%F 2°/oE5%E3%F0%E0%F6%E8%FF&a=

20.Бондаренко, Т.И. Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя музыки: дисс. ...канд.пед.наук: 13.00.08 / Бондаренко Татьяна Ивановна. - М., 2007. - 178с.

21.Борисова, И.Н. Русский разговорный диалог: Проблема интегративности: дис. д-ра филол. наук : 10.02.01.[Электронный ресурс] / Борисова Ирина Николаевна - Екатеринбург, 2001.- 430с. режим доступа: http ://www.dslib.net/russkii -i azyk/russkij -razg ovornyj -dialog-problema-integrativnosti.html).

22.Букатов, B.M. Педагогические таинства дидактических игр. Учебно-

методическое пособие. / Букатов В.М. Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта», - М.: 2003, - 151 стр.

23.Булатова, О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С.Булатова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.

24.Ванслов, В.В. Изобразительное искусство и музыка. / В.В.Ванслов - изд. 2-е, доп. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - 400с.

25.Ванслов, В.В. К методологии анализа содержания и формы в искусстве / В.В.Ванслов, //Философия искусства в прошлом и настоящем. - М.: Искусство, 1981.-280с.

26.Вернадский, В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения/ В.И.Вернадский - М.: Наука, 1987. - 340с.

27.В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствознанию, эстетике, педагогике и психологии искусства. М.: Искусство в школе, 2001. -381с.

28.Вольнов, В. Феномен музыки./ В.Вольнов. - Личный веб-сайт Вячеслава Вольнова. [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://www.v-volnov.narod.ru/SmallWorks/PhenomenonOfMusic.htm

29.Восприятие музыки: сб. статей / под ред. В.Н.Максимова. - М.: Музыка, 1980.-256с.

30.Выготский Л.С. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили (Антология гуманной педагогики.- 1996. - 224с.

31 .Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. - М.: Искусство, 1986. -572с.

32.Выготский, Л.С. Психология развития человека./ Л.С.Выготский. - М.: Смысл; Эксмо. - 2005. - 1136с.

33.Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы VI международной научно-практической конференции; М.: РУДН, 18-19 апреля, 2013 / научн. ред. В.И.Казаренков. -М.: РУДН, 2013. - 806с

34. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. / Г.В.Ф.Гегель [общ.ред. М.Лифшица]. -

М.: Искусство, 1973. - т.4. - 675с.

35.Герцен, А. И. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы / А.И.Герцен // Собрание сочинений: в 30-ти т. - М.: Академия наук СССР, 1954. -Т.З. - 361с.

36.Глазырина, Е.Ю. Освоение музыки как художественного явления мира в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.02 / Елена Юрьевна Глазырина. - М., 2001. [Электронный ресурс] Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. Режим доступа:

http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciva-osvoenie-muzyki-kak-hudozhestvennogo-vavleniva-mira-v-obscheobrazovatelnov-shkole#ixzz2oEnTguRu

37.Горюнова, Л.В., Маслова, Л.П. Урок музыки - урок искусства. Книга для учителя./ Л.В.Горюнова, Л.П.Маслова. - М.: Педагогика, 1972. - 424с.

38.Грибкова, О.В. Теория и практика формирования профессионаной культуры педагога-музыканта: автореф. дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.02 / Ольга Владимировна Грибкова. - М., 2010. - 44с.

39.Давыдкина В.В. Художественные знания, умения, навыки в

профессиональной деятельности педагога искусства: дис. ... канд. пед. наук:

< - ,

13.00.02 / Давыдкина Валентина Викторовна. - М., 2004. - 159с.

40.Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. / В.В.Давыдов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480с.

41.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов - М.: Интор, 1996.-544с.

42.Данилюк, А. Я. Три принципа организации образования / А.Я.Данилюк // Научно-педагогические школы Юга России: теория и история развития. [Электронный ресурс] режим доступа: http://rspu.edu.rU/university/publish/schools/2/6.html

43.Ершова, А.П., Букатов, В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя /Ершова А.П., Букатов В.М. — 2-е изд., исп. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. — 232 с.

44.Ершова, А.П., Букатов В.М. Театральные подмостки школьной дидактики / [Электронный ресурс] режим доступа: ЬИр://Ь1ЬПо1екаЛеа1г-obraz.rU/node/6107

45.Ефимова Е.М. Отдельные тенденции развития системы образования как предпосылки формирования технологий развлекательного образования. [Электронный ресурс] / Е.М.Ефимова. Интернет-журнал «Науковедение», 2012. -№ 1. Режим доступа:, http://naukovedenie.ru/sbornikl 0/10 19.pdf

46.3агвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. / В.И.Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982. - 160с.

47.3верев, И.Д., Максимова.В.Н. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н.Максимова - М.: Педагогика, 1981. - 160с.

48.3еленский, В. Словарь аналитической психологии / Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.vocabulary.ru/dictionary/ll/word/integraciia

49.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебн. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н.Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304с.

50.3ись, А.Я. Философское мышление и художественное творчество. / А.Я. Зись. - М.: Искусство, 1987. - 255с.

51.3ицер, Д., Зицер, Н. О сущности НО. [Электронный ресурс] / Д.Зицер, Н.Зицер. Режим доступа: веб-сайт Института Неформального Образования ЬЦр\Птл сег!по .сот/^пёех .рКр?орйоп=сот_соп1еп1&1а5к=у1е^&1 ё=21 &Кегт ё=40.

52.Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В.Ильенков - М: Политиздат, 1974. - 271с.

53.Ильенков, Э.В. Школа должна учить мыслить. / Э.В.Ильенков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. - 112с.

54.Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы международной научно-практической конференции «Инновации в современном музыкально-художественном образовании». Екатеринбург, 28-30

октября 2008г. / Гл.ред. - Е.Ю.Глазырина. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008.-305с.

55.Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Материалы педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике : методология, методы, технологии», 4-9 февр., 2002. - М., - 355с.

5 6.Информационные технологии в художественном образовании: Материалы международной научно-практической конференции

«Информационные технологии в художественном образовании». - Екатеринбург, 20-22 ноября 2007г./ Гл.ред. - Е.Ю.Глазырина. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. - 194с.

57.Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя / Д.Б.Кабалевский. -М.: Просвещение, 1981. - 120с.

58.Кабалевский, Д.Б. Выступление на семинаре в ЦИУУ в декабре 1968г./Д.Б.Кабалевский. [Электронный ресурс] режим доступа: http://muzruk.info/?p=3024

59.Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д.Б.Кабалевский. -3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. - 190с.

60.Кабалевский, Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. / Д.Б.Кабалевский. -М.: Молодая гвардия, 1977. - 192с.

61 .Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. / Д.Б.Кабалевский [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/plan_muzika_nach.pdf.

62.Кабкова, Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства: автореф. дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.02 / Кабкова Елена Павловна. - М., 2005. - 54с.

63.Кабкова, Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе. / Е.П.Кабкова. - М.: ИХО РАО, 2005. - 261с.

64.Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. / М.С.Каган. -изд. 2-е. Л.: Издание Ленинградского университета, 1966. - 216с.

65.Казаренков, В.И. Основы педагогики: Интеграция урочных и

внеурочных занятий школьников: Учеб. пособие. / В.И.Казаренков. - М.: Логос, 2003.-96с.

66.Каптерев, П.Ф. Педагогика - наука или искусство? / П.Ф.Каптерев // Избр. пед. соч., под ред. А.М.Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982 - 704с.

67.Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности-основа целостного учебно-воспитательного процесса. / В.А.Караковский. - М.: Творческая педагогика, 1993. - 80с.

68.Кара-Мурза, С.Г. Потерянный разум / С.Г.Кара-Мурза [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.kara-murza.ru/books/Razum/Razum004.html

69.Кашекова, И.Э. Педагогические технологии построения интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства: автореф. дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.08 / Кашекова Ирина Эмильевна. - М., 2007. - 48с.

70.Клинберг, Л. Проблемы теории обучения. / Л.Клинберг (пер. с нем.) -М.: Педагогика, 1984. - 256с.

71 .Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли. / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос, 2003. - 223с.

72.Колесов, Д.В. За что судят побеждённых, или Совесть - это не химерд! / Д.В.Колесов. [Электронный ресурс] Эл.журнал «Развитие личности», 2006г. -№2. Режим доступа: http://rl-online.ru/articles/rl02 06/534.Ытп1

73.Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. / Я.А.Коменский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 297с.

74.Кондаков, И.М. Психологический словарь./ И.М. Кондаков, 2000. [Электронный ресурс] режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionarY/478/word/predmetnost-vospriiatiia

75.Кононенко, Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: справочное учебное пособие / Б.И.Кононенко. - М.: Щит-М, 1999. - 406с.

76. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. [Электронный ресурс] режим доступа: http://standart.edu.ш/catalog■aspx?CatalogId=985

77.Концепция художественного образования как фундамента системы

эстетического развития учащихся в школе.// М.: Искусство в школе, 1991. - №1.

78.Копылова, A.B. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики. / А.В.Копылова. - М.: Тач Маркетинг, 2004. -279с.

79. Коротеева, Е.И. Система развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.02 / Коротеева Елена Ивановна. - М., 2006. - 48с.

80.Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ. / В.В.Краевский. - М.: Педагогика, 1977. - 264с.

81 .Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей./ В.В.Краевский. - Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2001. - 244с.

82.Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. J1.H. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ.: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.

83.Кропочева, Т.Б. Система подготовки будущего учителя к активизации образовательного процесса в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.08 / Кропочева Татьяна Борисовна. - М., 2010. - 42с.

84.Кудрявцев, В.Т., Слободчиков, В.И., Школяр, JI.B. Культуросообразное образование: концептуальные основания / В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, JI.B. Школяр // Известия Российской академии образования. - М., 2001. - №4.

85.Кучерук, И. В. Трансформация современного отечественного образования в контексте диалога культур России и США: автореф. дис. д-ра культурологи: 24.00.01/ Ирина Владимировна. - Саратов, 2011. [Электронный ресурс] режим доступа: http://dissers.rU/avtoreferati-dissertatsii-kulturologiya/l/а8-1-рЬр.

86.Лао-Цзы. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили (Антология гуманой педагогики.- 2001. - 224с.

87.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.-304с.

88.Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания. / Б.Т.Лихачёв. - М.: Прометей, 1995.-282с.

89.Лосев, А.Ф. Музыка как предмет ложки./ А.Ф.Лосев. Электронная библиотека «ЛибЮО» [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://lib 1 OO.com/book/philosophi/muzic logic/

90. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. / А.Ф.Лоеев. - М.: Искусство, 1976. - 363с.

91.Лосев, А.Ф. Философия имени/А.Ф.Лосев. // Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль. -1993. - 961с.

92.Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. / Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис, 1992. -

272с.

93. Лотман, Ю.М. Чему же учатся люди? (из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990) [Электронный ресурс] режим доступа: URL: httD://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/LQTMANO 1 .HTM

94.Малый академический словарь. - М. г Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А.П. 1984

95.Медкова, Е.С. Возможности обогащения преподавания МХК методами гуманитарных наук./ Е.С.Медкова // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. (Ежегодник Института художественного образования РАО). - М., 2003.- 306с.

96.Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки. / В.В.Медушевский. -М.: Композитор, 1993. - 262с.

97.Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки./В.В.Медушевский. -М.: Музыка, 1976. -254с.

98.Мелик-Пашаев, A.A. Искусство в школе или тюрьма 12+?/ A.A. Мелик-Пашаев //Искусство в школе. - 2013. - №2

99.Мелик-Пашаев, A.A., Новлянская, З.Н., Адаскина A.A., Чубук Н.Ф. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие: методическое пособие / A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, A.A. Адаскина, Н.Ф.Чубук. -Дубна.: Феникс+, 2006. - 112с.

ЮО.Методика преподавания предметов художественно-эстетического цикла на профильном и предпрофильном уровнях. Ежегодник НОУ «Школа XXI века». Вып. 7 - Отв. ред. Е.С.Медкова. - М^ 2008, - 110с.

101.Методологическая культура педагога-музыканта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова и др.: Под ред. Э.Б.Абдуллина. - М.г Издательский центр «Академия», 2002. - 272 е.

102.Методология и методы музыкального образования: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной памяти В. А.Школяра. - М. г МГЛУ, 2013. - 254с.

103 .Мир искусства и мир детства: интеграция в современном художественном образовании детей / Е.А.Ермолинская, Е.П.Каюкова, Л.Г.Савенкова, Р.М.Чумичева; под общ. ред. Л.Г.Савенковой. - М.:- ООО «ТИД 2Русское слово -РС», 0 2010. - 176с.

104. Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях / Ред. - сост. Е.А.Бодина. - М. г МГЛУ, 2009. - 246с.

105 .Музыка и этика: Сборник материалов международной научно-практической конференции. -М.: МГЛУ, 2008. - 170с.

106. Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития? материалы международной научно-практической конференции / Ред. колл.: Е.А.Бодина, Е.Г.Артемова. - М.: МШУ, 2011. - 284с.

10?. Музыкальный энциклопедический словарь. / Гл.ред. Г.В.Келдыш. - М.г Советская энциклопедия, 1990. - 672с.

108.Мун, Л.Н. Синтез искусств в художественном образовании. / Л.Н.Мун. - М.: Издательский дом Российской академии образования, 2008. - 294с.

109.Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции./ Е.В.Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319с.

ИО.Научные школы педагогики искусства в современном образовании: сборник научных трудов. - М,: ИХО РАО, 2012. - 308с.

Ш.Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры (записки педагога) / Г.Г.Нейгауз. - М. Государственное музыкальное издательство, 1958. - 320с.

112.Николаева, E.B. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X - середина XVII столетия: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. / Е.В.Николаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208с.

ПЗ.Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов A.A. 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280с.

114.Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции-съезда, состоявшейся 18-19 декабря 2006г. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. - 240с.

115.Орлова, Н.П. Образование как феномен культуры и культурфилософский подход к образованию./ Н.П.Орлова // Междунар. научн. журнал «Мир науки, культуры, образования». - 2013. - №4 [40]. - с.391.

116.Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич - МН.: Современное слово, 2005, - 720с.

117.Педагогика искусства и интеграция: Материалы Международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России» - Москва, 29янв.-4февр. 2001г. - М.: ИХО РАО, 2001.-440с.

118.Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Материалы I международной научной сессии (29 - 31 мая 2007г.) - в 2-х ч. - М.: ИХО РАО, 2007. - ч.1 - 224с., ч 2 - 228с.

119.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие. / Под ред. С.А.Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 283с.

120.Педагогический словарь под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю.Коджаспирова-М.: Академия, 2001, - 176с.

121 .Печко, Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности. / Л.П.Печко. - Ульяновск: Ул.ГТУ, 2008. - 363с.

122.Платон. Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224с.

123.Плеханов, Г.В. Письма без адреса / Г.В.Плеханов [Электронный ресурс] режим доступа: http://az.lib.ru/p/plehanow g w/text 1899 pismabez adresa.shtml

124.Пономарёв, Я. А. Психология творчества и педагогика. / Я. А. Пономарёв. - М.: Педагогика, 1976. - 278с.

125.Послание Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента Российской Федерации. Стенограмма 5ноября 2008г. Режим доступа: http://xn--dlabbgf6aiiy.xn--р 1 ai/transcripts/1968

126.Программы дополнительного художественного образования детей / Ред. - сост. Н.И.Кучер, Е.П.Кабкова. - М.: Просвещение, 2005. - 240с.

127.Программы общеобразовательных учреждений. «Музыка». Под рук. Д.Б.Кабалевского, 1-8 классы. - изд. 4-е. - М.: Просвещение, 2007. - 224с.

128.Развитие идей Д.Б.Кабалевского в современном музыкальном образовании: Сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой 105-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского / Ред. коллегия: Е.А.Бодина, Е.Г. Артёмова. - М.: МГПУ, 2010 - 208с.

129.Раппопорт, С. X. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт .- Изд. 2-е, доп. -М.: Музыка. - 1972. - 166с.

13 О.Решетникова, Т.К. Массовая музыкальная культура как этико-педагогическая проблема: учеб. пособие / Т.К.Решетникова. - Саранск, 2009. -136с.

131 .Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: в 2-х т. / С.Л.Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. -2 т. - 323с.

13 2.Рубцов, H.H. Символ в искусстве и жизни: философские рассуждения./Н.Н.Рубцов. - М.: Наука, 1991. - 176с.

133.Савенкова, Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание / Л.Г. Савенкова. - М.: ИХО РАО, 2012.-318с.

134.Семченко, Е.Е., Алимова, Н.К. Цивилизационные аспекты развития

системы образования. [Электронный ресурс] / Е.Е.Семченко, Н.К.Алимова. Интернет-журнал «Науковедение» - 2012. - №1. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornikl 0/10 12.pdf

135.Симпозиум «Художественное образование: состояние и перспективы» 20-21 октября, 1989. - М.: Институт Художественного Образования РАО. - 281с.

136.Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И.Слободчиков. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. -230с.

137.Словарь русского языка : в 4-х т./ РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П.Евгеньевой - 4-е изд., стер. - М.: Рус.яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1 -702с.

138.Словопедия. Большой Энциклопедический Словарь. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.slovopedia.eom/2/200/228240.html

139.Смирнова, О.В. Эмоциональная драматургия урока искусства как основа педагогической технологии учителя музыки : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Смирнова Ольга Владимировна. - М., 2006. - 22с.

140.Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. А.М.Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 1600с.

141.Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О.Хеффе, В.С.Малахова, В.П.Филатова при уч. Т.А. Дмитриева. Ин-т философии. - М.: Культурная революция, 2009. - 392с.

142. Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования в контексте Буровской научной школы. Сборник научных трудов. К 90-летию со дня рождения А.И.Бурова. / Под общ. ред. Л.П.ИХО РАО, 2009. - 336с.

143. Современные методы и технологии музыкального образования: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Ред.колл.: Е.А.Бодина, Е.Г.Артемова. -М.: МГПУ, 2012. - 172с.

144. Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б.Кабалевского: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 24 декабря 2004г. - М.: МГПУ, 2005. - 182с.

145.Современные проблемы педагогики искусства: Материалы научно-практической конференции, посвящённой памяти педагога и учёного Л.В.Горюновой / Ред.-сост. Е.А.Бодина. - М.: МГПУ, 2007. - 162с.

146.Современные тенденции в художественном образовании российских регионов: Сборник статей и материалов II Всероссийской научно-практической конференции в рамках проекта «Жигулёвская палитра - 2004» - IX Всероссийский художественный фестиваль молодых дарований» / Ред.-сост. Г.А.Рубан. - Самара: ООО «Офорт»; ГУК «Агенство социокультурных технологий», 2004. - 208с.

147.Солертовская, Н.К. Гуманистическая направленность обучения младших на занятиях музыкой: автореф. дис. ... канд.пед.наук : 13.00.02 / Солертовская Наталья Константиновна. - М., 2011. - 30с.

148.Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- С.78-91.

149.Сохор, А.Н. Статьи о современной музыке. / А.Н.Сохор. - Л.: Музыка, 1974.-213с.

150.Столович, Л.Н. Жизнь - Творчество - Человек. / Л.Н.Столович. - М.: Издат. политической литературы, 1985. - 415с.

151.Столович, Л.Н. «Золотое правило» нравственности как общечеловеческая ценность./ Л.Н.Столович. [Электронный ресурс]. Русский Журнал. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/zvezda/2008/2/stl4.html

152.Стукалова, О.В. Современные концепции гуманитарного знания в высшем профессиональном образовании. / О.В.Стукалова. Монография. - М.: Издательство «Эльф И11Р», 2010. - 272с.

153.Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. -М.: Флинта: Наука, 1998. - 336с.

154.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.Т. Теплов. -М.: Наука, 2003. - 379с.

155.Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов А.Белояра. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.politike.ru/dictionary/472/word/obschechelovecheskie-cenosti

156.Торшилова, Е.М. Общая одарённость и педагогика искусства. / Е.М.Торшилова. - М.: ИХО РАО, 2009. - 74с.

157.Уколова, JI.H. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: автореф. дис. ...д-ра пед.наук: 13.00.08 / Уколова Любовь Ивановна. - М., 2008. - 55с.

158.Уколова, Л.И. Музыкальная среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения. Монография. / Л.И.Уколова. - М.: Издательство АС-Траст, 2007. - 194с.

159.Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании. / К.Д.Ушинский [Электронный ресурс] режим доступа: http://az.lib.m/u/ushinskii_k_d/text_0050. shtml).

160.Фейербах, Л. О начале философии // Л.Фейебах Избранные философские произведения: в 2-х т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — Т.1.— 676с.

161.Фёдоров, Н.Ф. Как может быть разрешено противоречие между наукой и искусством?/ Н.Ф.Фёдоров // Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 365с.

162.Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией A.A. Ивина. 2004. [Электронный ресурс] режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/470/%D0%98%D0%Al%D0%9A%D0% A3 %D0% А1 %D0%A 1 %D0%A2%D0%92%D0%9E

163. Философия образования: словарь. / Сост.: В.М.Кондратьев, М.И. Яскевич; под ред. Б.Н. Бессонова, В.М. Кондратьева. - М.: МГПУ, 2011. - 208с.

164.Философская энциклопедия / Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] режим доступа:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc рЫ1о8орЬу/2360/%Р0%98%Р0%9Р%Р0%А2%Р0%95%Р0%93 %Р0%А0%Р0%90%Р0%А6%Р0%98%Р0%АР

165.Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.

166.Цыпин, Г.М. Исследование в области музыкальной культуры и педагогики / Г.М.Цыпин. - М.: Прометей, 2012. - 28с.

167.Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. / Г.М.Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994. - 384с.

168.Чиназирова, А.Р. Дидактический принцип проблемности в музыкальном воспитании школьников. / А.Р.Чиназирова. // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - №2.

169.Шацкий, С.Т. Бодрая жизнь. / С.Т.Шацкий. Избранные пед. сочинения. - М.: Учпедгиз. - 1958. - 432с.

170.Шеллер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей./ М.Шеллер. [Электронный ресурс]. Сайт Института дистанционного образования Российского университета дружбы народов. Режим доступа: http://www.ido.rudn.rU/ffec/philos/clirest/gl5/sheler.html#sheler3

171.Школяр, В.А. Восприятие музыкальной классики как психолого-педагогическая проблема / В.А.Школяр. Методологическая сюита в шестнадцати частях на тему: «Научная школа Д.Б.Кабалевского в педагогике искусства». -М.: ИХО РАО, 2011.- 206с.

172.Школяр, Л.В. Гуманитарное пространство. / Международный альманах, т.1, Прилож.5, Музыка в системе развивающего обучения. 4.2, - М., 2012. - 170с.

173.Школяр, Л.В. Интегративный курс по искусству - необходимость или дань моде?/ Л.В.Школяр // Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б.Кабалевского. - М.: МГПУ, 2005.

174.Школяр, Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (В системе развивающего обучения): автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/ Школяр Людмила Валентиновна. - М., 1999.

175.Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике: учебное пособие. / Ю.А.Шрейдер. -М.: МИРОС, 1994. - 136с. 100.

176.Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология. Редакторы-составители: А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. — М.: Школа культурной политики, 1997. [Электронный ресурс]. Центр гуманитарных технологий. Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5484

177.Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и Е.А.Ефрона [Электронный ресурс] режим доступа:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz efron/95452/%D0%Al%D0%BE%D0%B2%D0%B5 %D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8С

178.Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Владос, 1999.-360с.

179.Энгельс, Ф. Анти-Дюринг / Ф.Энгельс -М.: Политиздат, 1983; - 483с.

180.Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании. Сборник научных трудов и материалов научно-практической конференции. Вып.1. / Под общ. ред. Л.П.Печко. - М., ИД «Секрет фирмы», 2004. - 135с.

181 .Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО). - М.: 2001.- 280с.

182.Юсов, Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство». / Б.П.Юсов и др. // Виды искусства и их взаимодействие (пособие для учителя).-М.: ИХО РАО, 2001.-211с.

183.Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурологических факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» / Юсов Б.П. Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. - М.: ИХО РАО. Компания Спутник, 2004 г. - 252 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.