Информационно-технологические методы проектирования в архитектурном формообразовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Волынсков, Владимир Эдуардович

  • Волынсков, Владимир Эдуардович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 202
Волынсков, Владимир Эдуардович. Информационно-технологические методы проектирования в архитектурном формообразовании: дис. кандидат наук: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2012. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Волынсков, Владимир Эдуардович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. «Революционный перелом в архитектурном проектировании»

Раздел 1. Анализ проектной деятельности с 1970- х по 2000-е годы

Раздел 2. Специфика форм в архитектуре, созданной при помощи компьютерных

технологий

Раздел 3. Особенности формообразования архитектурных объектов, созданных с

использованием компьютерных средств

Глава!!. «Новые методы компьютерного формообразования»

Раздел 1. Компьютерные методы проектирования в архитектуре

Раздел 2. Геометрические методы

Раздел 3. Параметрические методы

Раздел 4. Алгоритмические методы

Раздел 5. Применение методов на примерах сложных объектов

Глава III. «Новые тенденции в современном архитектурном проектировании»

Раздел 1. Новации в архитектурном проектировании

Раздел 2. Родственные сферы деятельности и её проектирование

Раздел 3. Опыт архитектурных школ в сфере компьютерного проектирования и рекомендации по развитию методической базы преподавания компьютерного архитектурного проектирования

Заключение

Библиографический список

Приложение. Иллюстративная часть

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Информационно-технологические методы проектирования в архитектурном формообразовании»

Введение.

Актуальность исследования.

Сегодня процесс архитектурной деятельности претерпевает сильные изменения в связи с развитием компьютерных технологий. В ходе поиска выразительных форм зданий и сооружений архитекторы привлекают весь арсенал современных научных и технических достижений, философских концепций и художественно-стилистических инноваций. Современные информационные технологии взяли на себя роль определяющих в организации процессов практической профессиональной деятельности. Многочисленные компьютерные программы по виртуальному моделированию влияют на процессы проектирования формы архитектурных объектов. Современные архитекторы активно используют возможности 1Т в поиске новых архитектурных форм и, как следствие, вырабатываются новые подходы в проектировании и строительстве. Проектировщики вооружаются новыми инструментами, связанными с новыми возможностями ЗБ-моделирования в построении архитектурных форм. Процесс внедрения информационных технологий и компьютерных устройств в повседневную жизнь людей произошёл и продолжается столь стремительно и революционно, что до сих пор ещё не произведены анализ и оценка случившегося и его влияние на развитие культуры профессиональной деятельности.

Информационно - технологический взрыв конца 20-го - начала 21-го века предопределил различные направления взаимодействия архитектора с компьютером при решении различных профессиональных задач. С помощью языков программирования и скриптовых интерфейсов, которые в большом количестве предлагаются современными разработчиками в сфере моделирования объектов окружающей среды, в процессы проектирования внедряются автоматизированные процедуры, которые предназначены помочь

пользователю достичь искомых решений быстрее и эффективнее. Не смотря на то, что компьютер «не понимает» эстетики, он способен выполнять миллионы созидательных операций и визуализировать результат на каждой операционной стадии. При условии правильного определения задачи проектирования, компьютерные программы способны обрабатывать огромное количество данных и экспортировать адекватные искомому решению результаты. С привлечением компьютерных средств и программ архитектор получает дополнительную возможность расширения сферы формотворчества в аспектах сложности построения, варьирования, модифицирования, трансформации и экономии времени. Изученность проблемы и научный контекст исследования.

Вопросам формообразования в нелинейной архитектуре посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов. В первую очередь новое архитектурное формообразование в современной архитектуре основано на новых философских доктринах, которые позволили обосновать необходимость развития информационно-технологических инноваций и их внедрение практически во все сферы человеческой деятельности. Эти доктрины представлены такими именами как Ж. Деррида, Ж. Делёз, М. Фуко, Р. Барт, К. Леви-Стросс, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, П. Рикер, М. Мерло-Понти. Философское истолкование топологических представлений о структуре форм и освоение математических теорий её описания опирается на работы Ж.Делёза, предложившего понятие «складки» как отражение идей о самоорганизации материи. Новая концепция Ж.Делёза, в отличие от прежних морфологических, не предписывает основы формообразования, а предлагает «тактику поиска новизны». Нелинейный способ организации целостности, предложенный Ж.Делёзом и Гваттари, следуя философии постмодерна, опирается на идеи о децентрации мира, видения его как хаоса, лишенного порядка, устойчивости и направленности изменений. Понятие целостности произведения, ключевое для классической композиции, является объектом

«деконструкции» в философии постмодернизма, в особенности в философии архитектуры деконструктивизма.

Переосмысление места и роли человека в окружающем его мире рассматривается в работах философа Ж.Бодрийяра, который выдвигает тезис о трансформации в эпоху постмодернизма понятия «реальность» в понятие «гиперреальность» - термин, означающий сращивание актуальной реальности - естественного природного и рукотворного мира, созданного человеком, - с виртуальной реальностью, в которой осуществляется значительная часть жизнедеятельности общества.

Вопросами осмысления проявлений новых технологий в проектировании и новых «нелинейных» форм в архитектуре занимались И.А.Добрицына, Н.В.Касьянов, H.A. Рочегова, Е.В. Барчугова, Э.В. Хайман, Г.И. Ревзин, A.A. Асанович, В.А.Юзбашев и др. Вместе с новейшими информационными технологиями в сознание и обыденную практику людей вошли идеи о «нелинейности» мира. Проникнув в архитектуру, эти идеи послужили основанием для новых подходов в формообразовании - так называемого «нелинейного», «органического» созвучного современной модели мира как «живого организма» и утверждающего эстетику свободной формы.

Систематизированное научное изучение механизма рождения новых концепций и методов формообразования в отечественном архитектуроведении имеет свою традицию. Основными представителями, работавшими в этом направлении были С.О.Хан-Магомедов, А.И.Каплун,

A.Г.Раппапорт, И.А.Азизян, А.В.Иконников, А.В.Рябушин, А.Н.Шукурова,

B.Л.Хайт, а также конструктивисты - H.A. Ладовский, Н. Красильников,

A.A.,В.А.,Л.А.Веснины, И.А.Голосов, И.И.Леонидов. Интенсивный поиск

«матриц проектного мышления», «проектного языка», разработка программ

«автоматизированных средств проектирования объектов строительства»

(АСПОС), «систем автоматизированного проектирования» (САПР) - нашли

отражение в работах Л.Н.Авдотьина, Л.Д.Бронера, Э.П.Григорьева,

5

А.Э.Гутнова, Н.Н.Ноткина, Е.П. Костогаровой, В.И. Ретинского, А.П.Рома, Д.Н. Яблонского.

Неоавангардные течения, связанные с приходом информационно-технологической эпохи, периода 1970-2000годов, активно рассматривались западной наукой и архитектурной критикой. Первой и главной опорой такого рода исследований являются труды Чарлза Дженкса, Р.Бродбента, Л. Марча и Ф.Стидмана. Большое значение для понимания поворотов инновационной мысли имеют труды П.Эйзенмана, Г.Линна, В. Митчелла, Дж.Кипниса, С.Квинтера, С.Аллена, Б.Чуми, Л. Спайбрука, М.Новака, С.Переллы, С.Бэлмонда, Э.Зенгелиса. Полнота картины требует отметить тесное

соприкосновение теоретической мысли неоавангарда на рубеже веков с исследованиями, инициированными технической сферой компьютерного моделирования, осваивающей представления современной математики и биологии. В этой области наметилось несколько линий поиска, в частности, развитие компьютерной грамматики формы (В.Митчелл, Дж. Фрейзер, И.Г.Лежава, М.В.Шубенков, К.С.Чу, Х.Лалвани, Ц.Содду). В работах М.В. Шубенкова изучаются структурные закономерности пространственного формообразования архитектурных объектов, определяющих их целостность и возможность существования в качестве архитектурно-пространственных систем. Общие принципы конструирования формы отражены в категориях геометрии и топологии, предусматривающие наличие систем дискретных пространственных элементов, соединённых по определённым правилам.

Большой интерес к компьютерной архитектуре также придал большой импульс теоретическим изысканиям. Для 1980-х и 1990-х годов были характерны интерес к теории литературы и континентальной философии, далее философская мысль направилась в сторону структуралистской логики, ранних постмодернистских поисках, где известными авторами являются Чарльз Дженкс и Роберт Вентури. Далее идёт поворот к постструктуралистской логике, со значительным вкладом в этом направлении

работ Жака Дерриды в теории и Питера Эйзенмана в практике. Из

б

вышеперечисленного видно, что первое десятилетие 21-го века характеризуется увеличением интереса к научным дискурсам. Такую позицию архитектурной теории не одобряет Майкл Спикс, который утверждает, что мы стали свидетелями «смерти теории». «Это анти-теория теории, потому что она не в состоянии выйти за пределы теории».[117]. Любая форма практики должна сопровождаться теоретическими импульсами, даже если это позитивистское направление, которое не принимает теорию. В данном случае мы являемся свидетелями господства нового раздела теории, который связан с наукой, технологиями и даже свойствами строительных материалов. Таким образом, можно наблюдать ослабление интереса к литературной теории и литературной основе философии, и увеличение интереса к научному мышлению и пониманию материальных процессов. В подтверждение этому работы таких философов как Жак Деррида и Жиль Делез становятся все более популярными. Их работы прошли через вторичное осмысление таких авторов, как например, Мануэль Деланда, который доказывал актуальность философии Делеза и всячески распространял его идеи в архитектурных кругах.

Деланда придумал новый термин для новой теоретической

парадигмы: «Новый материализм». В отличие от «Диалектического

материализма» Маркса в этом случае модель расширена за пределы одних

лишь экономических соображений, чтобы охватить всю культуру, но в то же

время принцип мышления Маркса остается тем же. Здесь мы могли бы

обозначить производимый продукт не в символических терминах, а с точки

зрения материальных выражений. Это не вопрос о том, что «символизирует»

культурная ценность, а главная задача в постмодернистских поисках

толкования и смысла это понять то, что она выражает. Главное - это понять

культуру с точки зрения материальных процессов. В такой новой ситуации

экономист, ученый и инженер это персонажи, расширяющие наш кругозор, и

такие фигуры, как Сесиль Бальмонд стали новыми «философами

материализма», использующими новый термин, принятый Деланда -

7

«Новый материализм». В некоторой степени такое развитие событий в архитектурных кругах может быть воспринято как положительное, так как в областях науки и технологии долгое время пренебрегали историей и теорией, рассматривая в основном позитивистские области, в настоящее время такой подход переосмысливается и признается в качестве актуальной и перспективной области интеллектуального развития. Но это не просто материалистическая философия, которая захватила воображение теоретиков архитектуры. Такое научное мышление само находит свое место в архитектурных учебных программах, начиная от ранних наблюдений Д'Арси Томпсона о развитии и форме, к последующим теориям - таким, как «Возникновение», популяризированное Стивеном Джонсоном и Стэфэном Вольфрамом и освещенное в работе «Новый вид науки». Если мы добавим к этому увеличивающийся интерес к вычислительной методологии - возможность написания скриптов, алгоритмическое моделирование с учетом результатов генеративных технологий, таких как генетические алгоритмы - мы можем констатировать огромный теоретический и практический сдвиг, который имеет свои проявления в прогрессивных архитектурных школах и, соответственно, начинает распространяться в основу архитектурной культуры.

«Новый Материализм» - этот термин ввел Мануэль Деланда, философ, который работал над интерпретацией работ Жиля Делеза, и который оказал большое влияние на архитектурное мышление, работая в должности преподавателя в архитектурных школах на Восточном побережье Америки. Деланда использует этот термин для определения новой теоретической парадигмы, которая работает как ретроспективный манифест, генеалогия которого уходит корнями в работы биолога Венворта Томпсона, философа Анри Бергсона, а также включает научный опыт, приобретённый в последние годы в центрах междисциплинарных научных исследований, таких как MIT Media Lab и Институт Санта-Фе.

Деланда фактически определил новую парадигму в своих собственных

теоретических трудах. В таких книгах как «Тысяча лет Нелинейной истории»

описывается вся история роста городов в рамках материальных процессов.

Работа в этом направлении продолжалась и в других книгах, таких, как

«Интенсивная наука и Виртуальная философия», которая исследует роль

научной теории в трудах Делеза. В рамках архитектуры Деланда написал

серию статей, посвященных объяснению понятия Делеза «Готический дух»,

и изучил его значение для мышления в терминах «Материального

поведения». [75]. В своей серии статей о «Новом Материализме» в журнале

«Domus» он рассматривает биомиметику, интеллектуальный материализм и

другие современные проблемы материализма.

Новый материализм можно сравнить с диалектическим материализмом Карла

Маркса. В некотором смысле он опирается на тот же основной принцип

марксистских взглядов - то, что мы видим на поверхности - продукт более

глубинных процессов. Но Маркс рассматривает этот принцип только на

экономической арене мировой культуры. Новый поворот Материализма в

том, что акцент сегодня делается не на символы, а на выражение

материализма. С точки зрения М.Деланды мы должны понимать наши

города как сплетение экономических, социальных и политических сил, а

архитектурное проектирование должно пониматься с точки зрения

материальных процессов.

Новый Материализм до сих пор не определен даже как философское

понятие. Действительно, если мы хотим найти определение этого термина,

лучше всего сделать это, вычленив это понятие из сочинений Деланды. Тем

не менее, ясно, что термин «Материализм» объединяет работы

прогрессивных архитектурных кругов, таких объединений как Atelier

Manferdini, Matsys, Toyo Ito and Associates, ОМА, LAVA, OCEAN and

Material Ecology, а также публикации различных влиятельных изданий,

которые работают с центральными темами «Нового Материализма» без

использования самого этого термина. Это находит своё отражение в

9

увеличении интереса к инновационным строительным конструкциям в работах Сесиля Бальмонда, Ханифа Кара и Матсуро Сасаки, а также в цифровых процессах производства, таких как фрезерные станки, лазерная резка, 3D печать, которые играют все более важную роль в архитектурных изысканиях во всём мире, особенно в школах, таких как АА, ETH Zurich и Гарвардском Университете. А это в свою очередь провоцирует повышенный интерес к нематериальным процессам, таким как скрипты, программирование и параметрическое моделирование, которые обогащают сам процесс проектирования. Новый Материализм может быть использован в качестве термина для описания новой совокупности работ, которые предлагают мощный ответный удар образам постмодернизма.

Самое адекватное объяснение конфликта, наблюдаемого на сегодняшний день в парадигме архитектуры постмодернизма, может предложить, как ни странно, философия. Подтверждением тому могут служить работы Джона Райхмана. Они отнюдь не являются манифестом, призывающим к разработке новых архитектурных организаций, а, скорее, отвечают возникновению множественной комплексности в работах одного отдельно взятого архитектора. Его работы рассматривают, прежде всего, инновации в области организации пространства в контексте куда более широких культурных проблем. Райхман обращается к работам Эйзенмана, что принуждает его пересмотреть концепцию Jle Корбюзье об организации пространства барокко с точки зрения альтернатив, предлагаемых в проекте Парка Ребстока. Главный аспект, который привлек внимание Райхмана, была возможность использования диаграмм катастроф Рене Тома в процессе проектирования.

Несмотря на кажущуюся абсурдность такого предположения, логика

катастроф Рене Тома уже нашла свое отражение в проектах таких

архитекторов как Карстен Жуль-Кристиансен, Питер Эйзенман, Джеффри

Кипнис и Баграм Ширдель в виде формальной техники. Вполне вероятно, что

большинство философов и архитекторов уже один этот факт сочтут чем-то

ю

близким к катастрофе, однако то, что как минимум несколько известных архитекторов использовали диаграммы Тома в качестве инструмента описания сложностей в организации пространства, подтверждает право такого подхода на существование. Однако комплексность, описанная при помощи диаграмм Тома, в корне отличается от комплексности Вентури или других апологетов деконструктивизма. Геометрия топологии и диаграммы катастроф олицетворяют абсолютно разные по своей природе инструменты. Примененные на единой поверхности или в рамках одной общности, они демонстрируют возможность возникновения системы с открытыми связями.

Топология предполагает наличие неких суперструктур с такой поверхностью, которая способна к непрерывным изменениям с точки зрения формы, как наиболее общей характеристики для каждого объекта. В качестве материала принимается некое условное покрытие имеющее способность к почти 100% деформации без повреждения внутренней структуры. Геометрия подобная этой использует вязкость в качестве инструмента стабилизации при воздействии извне. Можно предположить, что, обращаясь к логике и диаграммам катастроф, архитекторы ищут интересные конфликты и противопоставления. Однако, по их собственному мнению, они ищут и находят новые формы баланса и стабильности. Такой интерес к диаграммам Тома также можно объяснить желанием быть причастными к тем событиям, которые невозможно предсказать заранее. Главным новшеством стало геометрическое моделирование множественности одновременно возможных событий в любой отдельно взятый момент времени. Морфогенез Тома связывает, казалось бы, абсолютно независимые события математически обоснованной

вероятностью.

У всех этих событий есть одно общее качество - абсолютная

невозможность предсказать момент, когда именно произойдет катастрофа.

Однако недостаток точности восполняется множественностью

вероятностных факторов. Такие диаграммы способны более или менее точно

11

предсказать катастрофы не при помощи точных цифр, а основываясь на целых диапазонах решений. Также как и самые примитивные графики, диаграммы Тома оперируют осями абсцисс и осями ординат на плоскости с двумя шкалами значений. Однако если обычный график предполагает только одну точку пересечения, то многомерная геометрия Тома делает возможным бесконечное количество потенциальных точек пересечения.

Если у французского слова «Pli» и существует какая-либо главная характеристика - так это абсолютная невозможность перевести его одним словом ни на один язык мира. Получив свое формальное воплощение в динамической поверхности, для архитектуры данный термин мог бы стать синонимом катастрофы. Однако стоит отметить, что успех архитекторов, обращающихся к теории катастроф, не должен заключаться только лишь в их способности четко выразить ее в форме. Топологическая геометрия и олицетворяемые ею возможные события представляют гибкую систему организации диаметрально противоположных элементов в рамках непрерывных пространств. Стоит отметить, что эти системы отнюдь не однородны, а весьма дифференцированы при помощи диапазонов значений и зон сосуществования. Использованная Эйзенманом при проектировании Парка Ребстока диаграмма полностью пересматривает подход к расположению и совмещению зданий и поверхности. Диаграмма катастроф в проектах Кипниса и Ширделя реализуется в форме двоякого пространства, которое одновременно существует и внутри и за пределами конструкции.

Еще до внедрения в архитектуру теорий Делеза или Тома,

неоднородность использовалась как инстинктивный ответ на вопросы,

возникающие ввиду чрезмерно быстрых темпов развития торговой

застройки. В своих книгах Генри Кобб неоднократно выражал точку зрения

по этому вопросу, говоря, что абсолютно необходимо каким-либо образом

разделять огромное и однородное полотно застройки для того, чтобы

получившиеся составные части имели возможность вступать в здоровый

диалог с окружающей городской средой. Первым и основным принципом

12

является сглаживание всех элементов на единой поверхности. Примером такого подхода может служить фасад башни Джона Хэнкока, поверхность которой сглажена настолько, что позволяет всему зданшо растворяться в окружающем контексте не путем мимикрии а при помощи отражения этого контекста (рис.1).

Рис.1. Башня Джона Хэнкока. 1976г. Бостон, США.

В любом случае, любые попытки мимикрии были бы изначально обречены на провал, хотя бы из-за тех объемов полезной площади, которые затребовала компания девелопер, и из-за необходимости выстроить оболочку здания из стеклянных панелей.

Таким образом, несмотря на большой интерес к вопросам привлечения информационно-технических достижений в сфере архитектурного формообразования остается невыясненным вопрос о направленности развития и характере методов, наработанных в практике архитектурного

1 - Мимикрия (подражание, маскирование, фр mimetisme, англ. mimicry) — выражение, введённое в зоологию первоначально для обозначения некоторых особенных случаев чрезвычайного внешнего сходства между различными видами животных, принадлежащих к различным родам и даже семействам и отрядам; обыкновенно, однако, этим же именем обозначают все резко выраженные случаи подражательной окраски и сходства животных с неодушевлёнными предмегами.

проектирования формы на основе дигитальных технологий. Объем накопленного теоретического материала и постоянное обновление компьютерных технологий в проектной практике и многочисленные образцы дигитальной архитектуры, имеющие всё большую популярность, могут служить основой для выявления сложившихся закономерностей в сфере информационно-технологических методов проектирования архитектурных форм.

Объектом данного исследования являются информационно-технологические программные средства, применяемые в современном архитектурном проектировании, и обеспечивающие переход проектной и учебной архитектурной деятельности на новый профессиональный уровень.

Предметом исследования являются методы архитектурного проектирования формы, основанные на профессиональных компьютерных программах и технических средствах.

Цель исследования заключается в выявлении новых информационно-технологических методов и особенностей их использования в проектной архитектурной деятельности, связанных с современным компьютерным формообразованием.

В работе выдвинута рабочая гипотеза о том, что современная творческая деятельность архитектора неразрывно связана с информационно-технологическими средствами и ее результат предопределен характером привлекаемого информационно-технологического инструментария, представленного методами компьютерного проектирования архитектурных форм.

Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:

1) Выявление этапов компьютеризации современной проектной деятельности, качественных изменений в ее инструментарии, а также изучение проблематики, связанной с появлением новой стилистики в архитектурном формообразовании, получившей название

14

«нелинейной» (дигитальной, компьютерной, фрактальной, параметрической архитектуры);

2) Выявление наиболее эффективных методов современного компьютерного формообразования, сложившихся в архитектурном проектировании;

3) Раскрытие существенных характеристик новых методов и сфер их применения в проектировании;

4) Определение возможных направлений использования новых методов компьютерного формообразования в современном проектировании и профессиональном образовании.

Границы исследования определены рассмотрением проектной деятельности архитектора, связанной с формообразованием и привлекаемыми информационно-технологическими ресурсами, обеспечивающими проектирование архитектурных форм. Кроме того, в границы исследования входит изучение формальных характеристик строения современных архитектурных объектов, причисляемых к архитектуре, созданной при помощи компьютерных технологий. Границы исследования не касаются культурологических и социально-психологических аспектов восприятия архитектуры.

На защиту выносятся:

- теоретическое объяснение революционных изменений, произошедших в современном архитектурном проектировании в связи с развитием информационных и компьютерно-технологических инноваций;

- информационно-технологические методы проектирования и их роль в архитектурном формообразовании;

сформулированные существенные характеристики методов проектирования архитектурных компьютерных форм, заключающиеся в приёмах их создания;

- рекомендации по использованию определенных компьютерных программ на соответствующих этапах образовательной и практической архитектурной деятельности.

Методологической базой исследования_послужили работы в области

философских, геометрических и информационно-технологических направлений. В области философских направлений это работы Ж.Бодрийяра, Ж.Дерриды, Ж.Делёза; в области геометрических направлений - работы И.Ш. Шевелёва, Ж. Зейтуна, Р.Х. Зарипова, Шубникова A.B., Копцика В.А.; в области информационно-технологических направлений это работы Г.Линна, Ч. Дженкса, П. Эйзенманна, В. Митчелла, Дж. Фрейзера, И.Г.Лежавы, М.В.Шубенкова, И.А.Добрицыной, Н.В.Касьянова, H.A. Рочеговой, Е.В. Барчуговой, Л.Н.Авдотьина, Е.П. Костогаровой, Д.Н. Яблонского.

Методика работы включает в себя :

- анализ развития проектной деятельности и выявление перелома, связанного с развитием компьютерных технологий и их вовлечением в проектное производство, повлекшего за собой появление новых методов работы с формой;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Волынсков, Владимир Эдуардович, 2012 год

Библиографический список :

Отечественные источники

1. Азизян, И. А. Теория композиции как поэтика архитектуры [Текст] / И. А. Азизян, И. А. Добрицына, Г. С. Лебедева. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. -568 с.

2. Аль-Кинди. Книга о пяти сущностях [Текст] / Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. - М.: Искусство, 1971

3. Аристотель. Категории [Текст] / Собр. соч. - Мн.: Литература, 1998

4. Архитектурное формообразование и геометрия [Текст] / И.А. Бондаренко, Г.В. Есаулов, Ю.Л. Косенкова [и др.]; под ред. Н.В. Касьянова. М.:ЛЕНАНД, 2010

5. Ахундов, Н. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы [Текст] /М.: Наука, 1983

6. Барабанов, A.A. Клод-Николя Леду. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству [Текст] в 2 т./ Екатеринбург: Архитектон-Изд. УралГАХА, КАНОН, 2003

7. Бруно, Дж. Диалоги [Текст] / М.: Просвещение, 1949

8. Брунов, Н. И. Очерки по Истории архитектуры [Текст]: в 2 т. / под ред. С.Л.Рыкова. - М. - Ленинград, 1937

9. Бунин, А. В. История градостроительного искусства [Текст]: в 2 т. / A.B. Бунин, Т.Ф. Саваренская . -М., Стройиздат, 1979

10. Вейль, Г. Симметрия [Текст] /М.: Наука, 1968

11. Витрувий. Десять книг об архитектуре [Текст]: Пер. Петровского Ф.А.. -М. : Изд-во всесоюзной архитектуры, 1936

12. Волков, Г. Н. У колыбели науки [Текст] - М.: Молодая гвардия, 1971

13. Высокотехнологичная архитектура. DigitalBakery.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://digitalbakery.ru/category/parametric/.

14. Галиулин, Р. В. Двумерные дискретные группы с конечной

фундаментальной областью, их физический и гуманитарный смыслы [Текст]

181

/ Журнал вычислительной математики и математической физики, 2005. т. 45. №8.

15. Глазычев, В. Л. Зарождение зодчества [Текст] - М.: Стройиздат, 1983.

16. Глазычев, В. Л. Социально-экономическая интерпретация городской среды [Текст] - М.: Наука, 1984.

17. Глазычев, В. Л. Проект и время [Текст]/ Сб. Проблемы дизайна - №2. -М., 2004.

18. Глазычев, В. Л. Обновление как постоянство [Текст] / Сб. Проблемы дизайна. : М., 2004, №3

19. Делёз, Ж. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения [Текст] -Миннеаполис, У-Фактория, Астрель, 2010 г.

20. Деррида, Ж. Голос и феномен, и другие работы по теории знака Гуссерля [Текст] / Пер. с фр. С. Г. Кашиной и Н. В. Суслова; Серия ОаШстшт. — СПб.: Алетейя, 1999. — 208 с.

21. Деррида, Ж. О грамматологии [Текст] / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. — М.: А(1 Маг§тет, 2000. — 512 с.

22. Добрицына, И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки [Текст] / И. А. Добрицина. - М.: Прогресс - Традиция, 2004.

23. Зарипов, Р. X. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса [Текст] —М.: Наука, 1983.

24. Зейтун, Ж. Организация внутренней структуры проектируемых архитектурных систем [Текст] - М, Стройиздат, 1984

25. Какабадзе, 3. М. Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля [Текст] — Тбилиси, 1966.

26. Корниенко, В. Толковый словарь современного английского языка для продвинутого этапа. // Специальное издание для СССР в 2т. - М.: «Русский язык», 1982.

27. Корухов, В. В. Методологические проблемы исследования структуры пространства [Текст]: В.В. Корухов, A.J1. Симанов, О.В. Шарыпов, М., 1985

28. Красильников, Н. Проблемы современной архитектуры [Текст] / Н. Красильников // Современная Архитектура, 1928, №6

29. Кузин, Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. [Текст]: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Под ред. Абрамова В.А. - 3-е изд., доп. - М. : Ось-89, 2008. - 448с.

30. Ле Корбюзье. Архитектура XX века [Текст] : сборник / Ле Корбюзье ; пер. с французского под ред. и с послесл. К. Т. Топуридзе. - 2-е изд. - Москва : Прогресс, 1977. - 303 с. - Б. ц.

31. Лежава, И. Г. Структурные особенности формирования архитектурных объектов [Текст] / В сб. Города и системы расселения. - М., 1985 - №6

32. Лежава, И. Г. Функция и структура формы в архитектуре [Текст]: Дис. на соискание ученой степени доктора архитектуры. - М. Мархи, 1987

33. Лежава, И. Г. Проблема выявления пространственных инвариантов в архитектурных объектах [Текст]: И.Г. Лежава, М.В. Шубенков / В сб. Города и системы расселения. - М. 1985 - №6

34. Мандельброт, Б. Фрактальная геометрия природы. [Текст]: М., 2002

35. Раевский, А. А. Архитектура: область компетенции или область профессии. Семантика архитектурного стиля [Текст] // сборник статей по семиотике «Семиотика пространства»/ «Архитектон». - Екатеринбург: изд-во УралГАХА «Архитектон». 2002

36. Рикёр, П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. [Текст] : М., 1997.

37. Смолина, Н. И. Традиции симметрии в архитектуре [Текст] : М, 1990

38. Солнцев, О.Н. На пляже с Захой Хадид [Текст] / О.Н. Солнцев // Made in future. - 2007. - №1. - С. 82-83.

39. Студия архитектурной цветопластики [Электронный ресурс].URL:

183

http://www.cvetoplastika.org.ru/home/nasi-stati/digitalnaa-arhitektura-kak-metafora-celoveceskogo-organizma.

40. Ткачев, В. Н. История Архитектуры [Текст]: М., «Высшая школа» 1987

41. Точка Ветвления. Параметрическая архитектура: лекции, воркшопы, исследования [Электронный ресурс]. URL: http://branchpoint.ru/.

42. Федоров, Е. Правильное деление плоскости и пространства [Текст]: JI. 1979

43. Форма. Архитектура и дизайн для тех, кто понимает [Электронный ресурс]. URL: http://www.forma.spb.ru/magazine/digital-forms.shtml.

44. Фридман, И. Научные методы в архитектуре [Текст]: М., Стройиздат 1983

45. Хан-Магомедов, С. О. Николай Ладовский (пионеры советской архитектуры) [Текст]: М., 1984

46. Шевелев, И. Ш. Метаязык живой природы [Текст]: М. «Воскресенье» 2000

47. Шевелев, И. Ш. О формообразовании в природе и искусстве. [Текст]: В кн. «Золотое сечение» М., Стойиздат 1990

48. Шуази, О. История Архитектуры [Текст]: в двух томах под ред. Ю.К. Милонова и Проф. А.А.Сидорова Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры. М.1937

49. Шубенков, М. В. Структура взаимодействия пространств жилой среды [Текст] // Дисс.на соиск. уч. ст. канд. арх. — М.: МАрхИ, 1986 .

50. Шубенков, М. В. Организация архитектурного пространства. // «Архитектура СССР». - 1988, июнь.

51. Шубенков, М. В. К вопросу исследования морфологии архитектурно-пространственных образований [Текст]: Архитектурная наука в МАрхИ.— М., 1999.

52. Шубенков, М. В. Статистико-вероятностный подход к исследованию

закономерностей формообразования архитектурно-пространственных

систем [Текст] // Архитектурная наука в МАрхИ. - М., 1997.

184

53. Шубенков, М. В. Морфологическая оценка архитектурно-планировочной организации городских образований [Текст] // Архитектурная наука в МАрхИ. Инф. выпуск 1. — М., 1996.

54. Шубенков, М. В. Жизнеспособные городские системы: Опыт работы конференции в Токио в мае 2003 года [Текст] //Архитектурная наука и образование. — М., 2004.

55. Шубенков, М. В. Градостроительный потенциал [Текст]: Научно-исследовательская работа по программе РААСН, 2000-2003 гг.

56. Шубенков, М. В. Геометрические закономерности формообразования архитектурных объектов [Текст]: Отчет о научных исследованиях за 2005 г. Библиотека ВНИИТАГ.

57. Шубенков, М. В. Грамматика архитектурных форм [Текст] // Статья в сборнике. — Белосток, Польша, 2006.

58. Шубенков, М. В. Синтаксис архитектурного пространства [Текст] // Архитектура и строительство Москвы. — М., 2006.

59. Шубенков, М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования [Текст]: Учеб. Пособие. - М., Архитектура-С, 2006 -320с., ил.

60. Шубников, А. В. Симметрия в науке и искусстве [Текст]: Шубников A.B., Копцик В.А.— М.: Наука, 1972

61. Яцюк, О.Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект [Текст] : автореф. дис. ...д-р иск. : 17.00.06 / О.Г. Яцюк. - М., 2009. - 64 с.44

Иностранные источники

62. Allen, S. Diagrams Matter [Текст] // ANY 23 (1998), №17.

63. Alexander, С. Notes on the Synthesis of Form [Текст]: Harvard: Harvard University Press, 1964.

64. Alexander, C. A City is not a Tree [Текст]// Design. Feb, 1966.

65. Alexander, C. A Pattern Language, which Generates Multi-Service Centres

185

[Текст]/NY, 1968.

66. Architectural Association School of Architecture [Электронный ресурс]. URL: http://www.aaschool.ac.uk/.

67. Argan, G. C. On the Typology of Architecture [Текст] // Architectural Design, №33, 1963.

68. ARUP [Электронный ресурс]. URL: http://www.arup.com/.

69. Bertol, D. Designing digital space. Textbook for the architect to design a virtual reality. [Текст]// John Wiley and Sons. New York, 1997

70. Bissell, M. How does the extracellular matrix direct gene expression? [Текст]/ Journal of Theoretical Biology, 1982. - p. 31.

71. Bucci, E. J. Genetic Algorithms and developing the virtual space. Designing digital space. Textbook for the architect to design a virtual reality. [Текст]. John Wiley and Sons, New York, 1997.

72. Chu, K.S. The Virtual Anatomy of Hyperstructures [Текст] // Architectural Design, Issue on Architects in Cyberspace, No. 118, Londres, 1996

73. Colquhoun, A. Essays in Architectural Criticism: Modern Architecture and Historical Change [Текст]// MIT Press, 1981, 42-81.

74. Dawkins, R. The Blind Wachmaker [TeKCT]//Penguin books, 1991, pp. 43-74.

75. De Landa, M. Intensive Science and Virtual Philosophy. [Текст] // New York: Continuum International Publishing Group, May 2002, 256 p.

76. Digital Architecture [Электронный ресурс]. URL: http ://www. digitalarchitecture. com/aboutus .php.

77. Digital Architecture London [Электронный ресурс]. URL: http://www.digital-architecture. org/london/.

78. Durand, J.N.L. Precis des lecons d'architecture donnees a l'ecole Royale Polytechnique, trans. David Britt [Текст]// Getty Research Institute, 2000, p74.

79. Eisenman, P. Diagram Diaries [Текст]// Thames and Hudson, 1999, p.30

80. Fraser, D. Architecture Evolution, [Текст]// AA, London, UK, 1995, pp. 12, 60, 101- 103

81. Gehry Partners, LLP [Электронный ресурс]. URL: http://www.foga.com/

82. Greg LYNN Form [Электронный ресурс]. URL: http://glform.com/

83. Hoberman's Olympic effort / Clare Barrett (Retractable ceremonial arch for the Medals Plaza at the Salt Lake City Winter Olympics, designed by Chuck Hoberman in World Architecture (102) February 2002 / p. 10

84. Husserl, E. The Origin of geometry Edmund Husserls Origin of Geometry [Текст] //An Introduction by Jacques Derrida: Lincoln University of Neoraska Press, 1989.

85. IAAC. Institute for advanced architecture of Catalonia. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iaac.net/

86. Jenks, C. Architecture jumping universe. [Текст]. Academic Press, London, UK, 1995, pp. 50-51

87. Kelly, K. What Technology Wants [Текст] // Viking Press, 2010

88. Kipnis, J. Re-originating Diagrams, in Peter Eisenmann: Feints, Skira [Текст] 2006, 196.

89. Kokkugia. Architecture+Urbanism [Электронный ресурс]. URL: http://www.kokkugia.com/.

90. Kolarevic, B. Architecture in the Digital Age: Design and Manufacturing and Performative Architecture: Beyond Instrumentality // Journal of Architectural Education, 2006, pp. 67-68.

91. Le Ricolais, R. Things Themselves are Lying, And So Are Their Images. [Текст] // Via, 88-91. University of Pennsylvania, 1973.

92. Leach, N. Digital Cities [Текст] // Architectural Design, 2009

93. Lee, C.M. Typological Formations : Renewable Building Types and the City [Текст] // Lee C.M., Jacoby S. - AA Publications, 2007.

94. March, L. A Boolean description of a class of built forms. [Текст]// In: The Architecture of form. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

95. March, L. The Architecture of Form [Текст] - Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

96. March, L., Steadman, P. The Geometry of Environment. [Текст]// R.I.B.A.

187

Publications., 1971.

97. March, L. The smallest interesting world. [Текст] // Environment and planning B: Planning and Design. — C., 1996.

98.March, L. Architectonics of proportion: a shape grammatical depiction of classical theory [Текст]// Environment and planning B: Planning and Design. — C., 1999.

99.March L., Stiny G. Spatial systems in architecture and desing: some history and logic [Текст] // Environment and planning B: Planning and Design. — C., 1985.

100. Meier, R. Architect, Rizzoli, New York 1992

101. Moneo, R. On Typology [Текст]: Oppositions, 13, 1978, p.35.

102. MVRDV [Электронный ресурс]. URL: http://www.mvrdv.nl/.

103. NSO. The Nonlinear Systems Organization at Penn Design. [Электронный ресурс]. URL: http://nonlinearsystems.org/

104. Object-e Architecture [Электронный ресурс]. URL: http://object-e.blogspot.com/2007/08/voronoi-study-part-3-algorithmic-body.html.

105. ОМА [Электронный ресурс]. URL: http://oma.eu/.

106. Perella, S. Hypersurface Architecture // Architecture Digest, 1998, pp. 133

107.Pratt Institute [Электронный ресурс]. URL: http://www.pratt.edu/.

108. Quatremere de Quincy. Type [Текст]// Encyclopedie Methodique, Vol 3, trans. Samir Younes, reprinted in the Historical dictionary of Architecture of Quatremere de Quincy, Papadakis Publisher, 2000

109. Reichlin, B. Type and Tradition in the Modern [Текст]// Casabella 509/510 January/Febrary, 1985

110. Reichman, J. Diagrams of Sensation: Deleuze and Aesthetics // Film-Philosophy, Vol. 12, No.l, pp. 85-96, 2008

111. Rossi. A. The Architecture of the City [Текст]// trans. Diane Ghirardo and Joan Ockman, MIT Press, 1984

112. Rowe, C. Collage City // Mit Press, 1983.

113. Sacks, R. Parametric 3D Modeling in Building Construction with Examples

188

from Precast Concrete, Automation in Construction, Elsevier Science B.V., 2003 Vol. 13 No. 3 pp. 291-31

114. Shea, K. Exploration in using an Aperiodic Spatial Tiling as a Design Generator // Design computing and cognition, 2004 pp. 137-156.

115. Schumacher, P. The Diagrams of Architecture // AD Reader, John Wiley&Sons, London 2010

116. Somol, R.E. 12 Reasons to Get Back in Shape. // In Content, edited by Office of Metropolitan Architecture and Rem Koolhaas. Köln: Taschen, 2004.

117. Speaks, M. After theory: debate in architectural schools rages about the value of theory and its effect on innovation in design [Текст] //Architectural Record vol.193 №6 June, 2005, p.72-75

118. Steadman, Ph. Graph - theoretic representation of architectural arrangement [Текст] // In.: The architecture of form. Ed. By L. March, London, 1973.

119. Steadman, Ph. The Evolution of Designs: Biological Analogy in Architecture and the Applied Arts [Текст] - Cambridge: Cambridge University Press, 1979.

120. Theorizing a new agenda for architecture: an anthology of architectural theory 1965-1995 [TeKCT]/Kate Nesbitt, editor. Princeton Architectural Press, New York, 1996

121. Thevermany. Practice/Lab/Factory [Электронный ресурс]. URL: http://www.theverymany.net/2008/01/080121consulting-polygons-frame.html.

122. Vidier, A. The Third Typology in Kate Nesbitt (ed.), Princeton Architectural Press, 1996, 260-3.

123. Weiss, P. Experiments on cell and axon orientation in vivo: the role of colloidal exudates in tissue organization. // Journal of Experimental Zoology, 1945. — P.337.

124. Wigley, M. The architecture of deconstruction. [Текст] //London: The MIT Press, 1997.

125. Wigley, M. Graduate School of Architecture, Planning and Preservation of

Columbia University, [Текст]// NY 2010

189

126. Zaera-Polo, A. Phylogenezis: FOA's Ark // Actar&ICA, 2004.

127. Zaha Hadid Architects [Электронный ресурс]. URL: http://www.zaha-hadid.com/.

Приложение. Иллюстративная часть.

Информационно-технологические методы проектирования

в архитектурном формообразовании.

Объект исследования •

Методологический аппарат исследования

информационно-технологические программные средства, применяемые а современном архитектурном проектировании, и обеспяивающие переход проектной и учебной архитектурной деятельности на новый профессиональный уровень.

Предмет исследования - методы архитектурного проектирования формы, основанные на

профессиональных компьютерных программах и технических средствах.

Цель исследования - выявление новых информационно-технологических методов и особенностей их использования в проектной архитектурной деятельности, связанных с современным компьютерным формообразованием.

Гипотеза исследования - современная творческая деятельность архитектора неразрывно связана с информационно-технологичесхими средствами и ее результат предопределен

характером привлекаемого информационно-технологического инструментария, __________ „ . „ ,

представленного методами компьютерного проектирования архитектурных форм. 4) определение возможных направлении использования новь« методов компьютерного формообразования _______в современном проектировании и профессиональном образовании.__

Задачи исследования:

1) выявление этапов компьютеризации современной проектной деятельности, качественных изменений в ее инструментарии, а также изучение проблематики, связанной с появлением новой стилистики в архитектурном формообразовании, получившей название «нелинейной» (дигитальной, компьютерной, фрактальной, параметрической архитектуры);

2) выявление наиболее эффективных методов современного компьютерного формообразования, сложившихся а архитектурном проектировании;

3) раскрытие существенных характеристик новых методов и сфер их применения в проектировании;

Предшествующие исследования

/

Философские направления

I

Геометрические направления

Информационно-технологические направления (IT)

Философские направления

Э.Гуссерль

Феноменология (дескриптивная, трансцендентальная,

генетическая) Принцип очевидности Теория знака

Ж. Делёз, М. Фуко, Р. Барт, К. Леви-Стросс, Ж. Бодрийяр,

Ж. Деррида

Постструктурализм Деконструкция

Ф. Гваттари, Ж.Лакан, М. Мерло-Понти

Структурализм Постструктурализм Постмодернизм

Фердинанд де Соссюр

Структурная лингвистика

_ _ .. Структурализм

П. Рикер

Герменевтика

Феноменология

Гэометрические направления

Г. Вейль Шубников A.B.

Философия Математики Копцик В.А.

Алгебраическая теория чисел Симметрия в биологии

Симметрия Симметрия в науке и искусстве

Шевелёв И.Ш.

Геометрическая гармония Природа геометрической основы Пропорции Архитектуры

Зарипов Р.Х.

Транспонирование Машинный алгоритм

Фёдоров Е.

Кристаллография Минералогия Математика

Зейтун Ж.

Теория решёток Регулярная организация пространства на семействах кривых Порождающие структуры Решётки-графы

March L. Stead man P.

Геометрия окружающей среды Пропедевтика Теория сложности Алгоритмов Применение Теории Графов

Грамматика форм Генеративные процессы в проектировании

Антисимметрия

Кринский В.Ф

Рационализм Архитектурная

Колмогоров А.Н.

Топология, Геометрия Математическая логика

Инсрормаиионно - технологические направления

И.А.Добрицына, Н.В.Касьянов, H.A. Рочегова, Е.В. Барчугова,

Э.В. Хайман, Г.И. Ревзин, A.A. Асанович, В.А.Юзбашев -

Вопросы осмысления проявлений новых технологий

В. Митчелл, Т. Найт, Дж. Гипс, -

Компьютерная реализация грамматики форм,

Л. Марч, Дж. Стини, Ф. Стидманн

Преобразование языков проектирования, Булево описание строительных форм, Формальные приёмы в проектировании

в проектировании и новых «нелинейных» форм в архитектуре

Л.Н.Авдотьин, Л.Д.Бронер, Г. Линн - Н.Н.Ноткин, Е.П. Костогарова, В.И. Ретинский, А.П.Ром,

Исследования возможностей цифровых технологий Д-Н. ЯблОНСКИЙ.

В.Митчелл, Дж.Фрейзер, И.Г.Лежава, М.В.Шубенков, К.С.Чу, Х.Лалвани, Ц.Содду -

Компьютерное автоматизированное проектирование, самосборные и автоматически трансформируемые структуры и модели зданий

К. Александер -

Паттерны и Шаблоны проектирования, Структурно-семиотический подход

Р. Бон -

в создании архитектурных форм

Интенсивный поиск «матриц проектного мышления», «проектного языка», разработка АСПОС.САПР

f

Морфологические закономерности роста живых организмов применительно к архитектурному проектированию

Основания для возникновения новых принципов формообразования в архитектуре

7

Г

а|эхит

Гуманитарные основания

Математические основания

Информационно-Технологичческие основания

Булева Алгебра Геометрия (Лобачевского, Римана, Сферическая, Геометрия многообразий) Топология

Развитие цифровых технологий Компьютерное моделирование Новые методы работы с формой

Глава 1. Революционный перелом в архитектурном проектировании.

(Начало)

Освоение технического инструментария

Культура проектного мышления к

2000-е годы XX века

ОМА, Casey Reas, Contour crafting, Djgerber, Kokkugia, Mada S.P.A.M.,Neilleach, New territories, Nick Pisca, Pet-lab, Span, Suckerpunch, Theverymany, Zaha hadid architects, SOM, Gregg Lynn, Cecil Balmond

З.Хадид

90-е годы XX века

Современное определение Возвышенного

1988-1990 Питер Айзенман Энтони Видпер _ вк

Sabm&Jones Studio. Роланд Снукс. Бернард Чуми. Ларе Спайбрук. Маркое Новак. Карл Чу. Нил Спиллер

Выр

1983-1991

Витторио Гре"глщ Марко Фраскари Кенннет Фрэмптон

Штаб-квартира швейцарской страховой фирмы 2003 г.

80-е годы XX века

Постструктурализм и Деконструктивизм

1986-1988 Жак Деррида Бернард Чуми Питер Айзенманн

Теория Урбанизма Контекстуализм

1975-1993 Кояин Роу Робе^ьВентури ТомасТл^уахер Рэм Кулх:

Серьёзные технологические решения

70-е годы XX века

Феноменология

1976-1986

Кристиан Норберг-Шульц Кеннет Фрэмптон

Семиотика и Структурализм

1973-1977 Диана Агрест Джефри Бродбент

Типология и Трансформация

1963-1976

Джулио Карло Арган Алан Колкун Энтони Видлер

60-е годы XX века

Центр Помпиду в Париже 1977г.

Постмодернизм

1965-1977 Роберт Вентури Питер Айзенман Майкл Грейвз Роберт Стерн

Стадийное проектирование:

ПП - предпроектные предложения П - разработка проекта РП - рабочее проектирование в связке с авторским надзором за процессом строительства

■е.*

- л- Х

L *

J. X ■

А * ± .а £

Grasshopper Алгоритмические методы

_ Rhinoceros

Составление кластерной цепочки параметров

дигитапьного проектирования Языки ПрОГраММНОГО проектирования -

BASIC, Common LISP, Фортран, JavaScript, Паскаль, Perl, GDL, MEL, XML

Возможность создания любой по сложности формы MESH технологии

и контроль всего её жизненного цикла вплоть BIM ПроекТИрОВа|Же

до строительной площадки.

Программы параметрического и алгоритмического проектирования

I CAMUJ IUI v\v\

ею^ров^ие

Программы

Визуализаторы

компьютерные программы, позволяющих создавать объёмные модели физических тел 3D Studio Мах, Maya,

Lightwave 3D, Softimage, Sidefx Houdini, Maxon Cinema 4D, Rhinoceros 3D, ZBrush, Catia

Системы Автоматизированного Проектирования

(САПР)

IL*- -r

Родственные сферы

Мультипликация

Военные тренажёры ■

Кинематограф

и

Компьютерные игры

Ш

Интерфейс первых версий CAD программ 1982г

Л/СП.САО

AutoCAD. ArcniCAD. SolidWorks, Kompas. T-Flex CAD. Pro-ENGINEER III II 1:11 <111

HlnVlVlTbLIUK

Автоматическая диспетчеризация

Машиностроение, авиастроение судостроение

Xerox Alto

Проектная документация выпускается через компьютерные средства - ксероксы, принтеры, рабочие чертёжные станции, программное обеспечение,^ плоттеры.

Марк-1'

Традиционные инструменты черчения, регламентируемые составы чертежей

я

/ \ Ч

Использование при построении геометрических поверхностей 2-го и 3-го порядка Ынимальное использование прямого угла Использование новых технологий, которые позволяют использовать новые типы конструкций и новейшие строительные материалы

Глава 1. Революционный перелом в архитектурном проектировании.

(Окончание)

Традиционная архитектура

н

Новый Инструмент (Компьютерные технологии)

Традиционный уровень освоения геометрических знаний о поверхностях

Новый уровень знаний

Поверхности »торого поо»л«и

IIIII

£ Y Гяпврвопви

¡Л V V.

V П

Методика построения объектов с использованием типологии геометрических поверхностей

с» ».'©С ч^ У "Т ||i" А. ACr'LCt

ЪГС i? Hlc^ ■<• с»

vCC )

се

iiii'

Минимальное использование прямого угла

_ _,

Ах<а»»чц>«^-ии< .»иг.

Мииимдльмип) поверхности

Поверхности прямого переноса

ООФ ш oto©

Хадид 3 ШлипюдеунМаШук В*-на 1994

Новые технологии, используемые для создания новых типов конструкций. Новейшие строительные материалы

Супергород в Японии - СуперСталь, СуперСтекло, СуперБетон

Попмй типы нОнс-1 pyi

Новсйшио строит«

| Новый тйхмопогии Стротш1>.ною проидподства |

НОВЫЕ ФОРМЫ

Формообразование архитектурных обьокгои

Поверхности 2-го и 3-го порядка

Криоонинейность

Ч

Уникальность оломонтной базы архитектурных форм

Архитектурный объект как неприрывно развивающееся пространственное образование

Методы описания нелинейного формообразования

Модель эволюции методов проектирования

Проекционное черчение план, фасад, разрез

I

Появление компьютерных технологий и как следствие сложных форм

Оперирование геометрическими формами как таковыми, без их математической прописки формулой Геометрия типизирована по характеру поверхности

I

Работа с параметрами в динамике

Описание форм с помощью методов параметрического проектирования Форма обладает свойствами. Эти свойства характеризуются параметрами. Параметры описывают в цифровой форме явление геометрии.

I

В процессе изменения параметров алгоритма происходит генерация (рождение) формы

Геометрические методы

Параметрические методы

Алгоритмические методы

1

\

I

/

Выводы главы 1

1. В результате проведённого анализа предшествующих исследований по трём направлениям -философскому, геометрическому и информационно-технологическому выявлены основания для возникновения новых принципов формообразования в современной архитектуре.

2. В результате анализа проектной деятельности с 1970х годов по настоящее время выявлены особенности развития культуры проектного мышления и области освоения технического инструментария архитектора.

3. Выявлено качественное инструментальное перевооружение архитекторов, связанное с развитием компьютерных технологий и их вовлечением в проектное производство, повлекшего за собой появление новых методов работы с формой.

I «о

Глава 2. Новые методы компьютерного формообразования.

(Начало) Геометрические методы

Геометрические методы дигитального формообразования связаны с оперированием геометрическими «идеальными» формами и их сопряжениями и трансформациями. Здесь происходит работа с геометрическими целостными телами ( куб, параллелепипед, конус, пирамида, сфера).

Симметрия

Герман Вейль

Колцик В.А Шубников А.В Федоров Е. Колмогоров А.Н

Компоновка

Жан Звйгу* Зар««к» РХ ©ритмами V, Коистоомо Лпександер

ПадОвс*** Н

Хам-Ма;ом«аой С О

Л

Кринсшй В,

Конфигурация

Стефан Маршалл Жан Зейтун Шевелев И.Ш.

Строение узла

Стефан Маршалл Жан Зейтун Лайнелл Марч Филипп Стидманн

Пляжный отель Санта Моника 1987

Городской центр бриджпорт Бриджпорт.Коннектикут

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.