Индейцы резерваций в современной хозяйственной жизни США тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат исторических наук Стельмах, Владислав Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Стельмах, Владислав Геннадьевич
Введение.
Глава I. Сельское хозяйство в экономике резерваций . 2,
§ I, Современный уровень развития агропроизводства.
§ Сельское хозяйство как источник жизнеобеспечения .4%
Глава П. Несельскохозяйственное использование земельной базы резерваций.
§ I. Разработка минерального сырья резерваций
§ 2U Самостоятельная предпринимательская деятельность резервационного населения
Глава Ш. Наемный труд - важнейший фактор хозяйственной жизни индейцев.
§ I. Резервационное население и рынок труда
§ Проблемы жизнеобеспечения за счет работы по найму. 12,
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Этнокультурные процессы в резервациях индейцев США в современный период.1986 год, Чешко, С. В.
Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века: На материале индейцев и латинос2005 год, кандидат исторических наук Базанова, Екатерина Николаевна
Американские индейцы в этно-культурной политике США конца XX - начала XXI вв.2006 год, кандидат культурологии Данчевская, Оксана Евгеньевна
Проблемы трансформации традиционной культуры индейцев североамериканских прерий под влиянием европейской цивилизации2014 год, кандидат наук Фильчиков, Сергей Сергеевич
Проблема обретения идентичности в романах Л. Эрдрик2014 год, кандидат наук Егорова, Ирина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Индейцы резерваций в современной хозяйственной жизни США»
Актуальность проблемы
Изучение положения этнических меньшинств в государствах с гетерогенным составом населения является одной из основных задач советской этнографии. В ряде многонациональных капиталистических государств, где сложились системы этнической стратификации, положение меньшинств во многом определяется их местом в структуре экономических и социальных связей этих стран. Если обратиться к США, то нетрудно определить, что низшие места в сложившейся там системе социальной иерархии обычно занимают наиболее обездоленные в экононическом плане меньшинства (выходцы из Мексики, Пуэрто-Рико и т.д.). На подобную корреляцию этнических градаций общества с социально-экономическим положением национальных групп, из которых оно состоит, неоднократно указывали советские ученые'1'.
Данная взаимосвязь подтверждается и на примере общин индейцев Соединенных Штатов. Начавшийся в 70-е гг. XX в. качественно новый этап борьбы коренных американцев за свои права, который был отмечен ростом их этнического сознания и невиданным ранее усилением политической деятельности, "превратившей индейцев в самостоятельную активную силу внутри американского общества**, явился реакцией на их нелегкое положение. Оно, справедливо подчеркивалось в новой программе компартии США, было обусловлено недостаточным уровнем развития производительных сил на индейских территориях и капиталистической эксплуатацией их материальных и людских ресурсов. "Следствием действия всего государственно-монополистического капитализма является почти неописуемая нищета индейцев, безработица и лишение их социальных и культурных прав", -отмечалось в специальном разделе этого документа "Освобождение g американских индейцев" .
Несмотря на продолжающиеся более 200 лег контакты с евро-американским населением, большинство племенных групп индейцев США не ассимилировались. Племена, живущие в резервациях, продолжают существовать как особые этнические общности с присущими им культурными ценностями, традициями, социальной спецификой. Осознание роли, которую играет та или иная община в экономике страны, может между тем содействовать укреплению этнического сознания ее членов^. Исследования американских социологов, проведенные в различных резервациях, показали, что уровень этнического сознания индейцев обычно выше там, где экономическая ситуация была более благополучной^. Иными словами, успешное развитие хозяйства резервации во многом способствует консолидации живущего в ней племени. Этими факторами обуславливается актуальность всестороннего изучения проблемы хозяйственной жизни индейского населения, которая, как мы увидим далее, является сложным комплексом как социально-экономических, так и чисто этнических вопросов.
В настоящее время индейцы США представляют собой этнодис-персные группы, расселенные по всей территории страны. Вследствие происходивших в 50-е-60-е годы ми1раций значительное количество индейцев оказалось в американских городах и так называемых урбанизованных районах. Однако более 50$ их по-прежнему продолжает жить в сельской местности на территории резерваций. Основной целью нашего исследования является изучение хозяйственной жизни резервационного индейского населения, владеющего собственной земельной базой, сохранившего, хотя бы формально, общинную структуру, имеющего особый юридический статус. Проблемы городских индейцев, зачастую порвавших связи со своими общинами и утративших при этом статус, требуют особого рассмотрения; особый круг вопросов составляет и изучение положения индейцев Аляски, во многом отличающегося от положения коренных жителей основной территории Соединенных Штатов.
Резервационное население не является этнически гомогенным. Оно относится почти к 500 племенам, говорящим на языках 5 лингвистических семей. "Коренные американцы, - подчеркивалось в заявлении авторитетной индейской организации Национальная ассоциация председателей советов племен , - представляют конгломерат из сотен различных племен, каждое из которых имеет свою культуру, с язык, исторические традиции" . Вместе с тем индейцы резерваций, справедливо отмечала советский этнограф И.А.Золотаревская, представляют собой особую этносоциальную общность, правда своеобразную, так как главным связующим ее моментом послужила общность исторических судеб разрозненных племенных групп: переселение в резервации, противодействие ассимиляторской политике правящих кругов США, борьба за экономическое и гражданское равноправие и т.п., что способствовало началу формирования общеиндейского сознания . В интересующем нас аспекте оно выражается в осознании индейцами общности проблем, стоящих перед населением всех резерваций. "По сути дела все мы сталкиваемся с одинаковыми проблемами. Это - алкоголизм, наркомания, нищета и попытки найти свое место в жизни в условиях засилья чуждой нам культуры", - подчеркивалось многими жителями резерваций в ходе их опроса, проведено ного в 1984 г. газетой "Ныосдей" . В этой связи при определении места резервационного населения в современной хозяйственной жизни США представляется целесообразным рассматривать его как совокупный отряд индейского населения страны, отмечая, где это возможно, хозяйственную специфику отдельных племен.
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Основой нашей работы послужил широкий круг документов, которые можно условно сгруппировать в три раздела - материалы, исходящие непосредственно от индейских общин; официальные публикации, затрагивающие экономику резерваций, и американская периодическая печать.
Среди источников, входящих в первый раздел, целесообразно выделить следующие группы: I. Документы массовых индейских организаций: Национального конгресса американских индейцев (НКАИ) , Национальной ассоциации председателей советов племен (НТКА)ХХ^; Совета племен, владеющих энергетическими ресурсами (СЕРТ)300^. К данной группе тесно примыкают документы различных ассоциаций, объединяющих индейцев по роду экономической деятельности: Национальной ассоциации индейцев-скотоводов (НАИКА);хххх)Комиссии по развитию туризма в резервациях (АИТК)ххххх)и др.9 Материалы этой группы дают возможность изучить общую позицию коренного населения США в отношении хозяйственного развития их резерваций и курс, выработанный индейским руководством, с целью решения проблемы адекватного жизнеобеспечения и полноценного участия в экономике страны.
Информацию о конкретной экономической ситуации в отдельных общинах, об источниках жизнеобеспечения их жителей в недавнем прошлом и настоящем несут источники группы И - документы советов индейских племен и выступления руководителей данных общин, котох) National Congress of American Indians. xx) National Tribal Chairmen Association.
XXX) Connsil of Energy Resource Tribes.
XXXX)National American Indian Cattlemen Association.
XXXXX)American Indian Travel Comunission. рае, как мы увидим, в связи с проблемой разработки минеральных ресурсов резерваций, могут отличаться от позиции, занятой лидерами той или иной массовой индейской организации. Работая с источниками групп I и П, следует иметь в виду, что в настоящее время, как общее, так и местное руководство индейского населения настроено конформистски относительно политической и социально-экономической системы США. На этот конформизм прямо указала газета "Нью Йорк Тайме", подчеркнувшая их стремление действовать в рамках американской системы.® И хотя в этих документах можно найти немало критических высказываний о федеральной индейской политике и фактов, свидетельствующих о бедственном положении в экономике резерваций, программы хозяйственного развития, предлагаемые лидерами аборигенов, объективно нацелены не столько на кардинальное улучшение экономических условий существования коренного населения, сколько на облегчение конкуренции для мелких и средних индейских производителей. Уместно подчеркнуть, что документы групп I и П опубликованы в дебатах конгресса США и в особенности в так называемых слушаниях на уровне комитетов - специального комитета сената по делам индейцев, комитета палаты представителей по внутренним делам и комитета по делам экономики обеих палат конгресса.
Мнение широких масс резервационного населения по проблемам хозяйственного развития отражают источники группы Ш - документы радикальной организации Движение американских индейцев (АИМ)^ провозгласившей своей целью борьбу за истинное равноправие коренных жителей страны.К сожалению, эти материалы оказались для нас малодоступными, за исключением манифестов участников марша на Вашингтон 1978 г., организованного АИМ. х) American Indian Movenent
Так же труднодоступной была и 1У группа источников - индейская периодическая печать. Нам удалось ознакомиться лишь с двумя изданиями: журналами "Индиэн рекорд" и "Индиэн трус". Первый из них - своего рода индейский "официоз", являющийся рупором тех слоев коренного населения, которые активно сотрудничают с правительственными органами. Второй журнал - орган либерально настроенной интеллигенции индейского происхождения, и публикации "Индиэн трус" носят критический характер в отношении федеральной индейской политики. В основном индейская печать публикует материалы о политико-правовом положении и юридическом статусе аборигенов, однако источники этой группы позволили нам уточнить ряд фактов, связанных с осуществлением тех или иных планов индейцев в области развития экономики.
Воссоздание картины современной хозяйственной жизни резерваций невозможно без привлечения источников второго раздела - официальных публикаций. Среди них следует выделить: I-статистические источники (переписи населения США 1950-1980 гг.; переписи сельского хозяйства США 1964, 1974 и 1978 гг.; переписи предпринимательской активности национальных меньшинств страны 1972 и 1978 гг.). Эти материалы дают весьма детальную характеристику экономики индейских общин. Однако необходимо указать на ограниченность данных этих источников. Переписи учитывают лишь те индейские промышленные и сельскохозяйственные объекты, годовой объем прибыли которых больше или равен установленному минимальному показателю. Поэтому масса мелких производителей-индейцев остается вне статистического учета, поскольку минимум этот для них слишком высок. Кроме того, отсутствие единого принципа классификации количественных материалов (например, произвольная группировка категорий доходов коренных жителей) затрудняет сопоставление данных более ранних и последних переписей. о,
Немало сведений по экономике резерваций и положению индейцев на рынке труда содержится и в документах правительственных органов, которые составляют П группу официальных источников. Это и дебаты конгресса США, и материалы перечисленных выше комитетов, и документы исполнительных органов власти: министерства сельского хозяйства, министерства труда и, самое главное, Бюро по делам индейцев (БДИ) при министерстве внутренних дел. К сожалению, информация, сообщаемая этими публикациями, имеет порой весьма тенденциозный характер: показатели экономической активности коренного населения в них преувеличиваются, уровень безработицы дается без учета скрытых ее форм, а столь одиозные явления, как дискриминация индейцев в сфере трудовых отношений и вовсе игнорируются.
Скорректировать и дополнить эти данные позволяют источники Ш группы - документы хотя и созданных правительством, но в известной мере находящихся под контролем общественности организаций: ЭДА - управления по делам экономики; СБА - управления по делам мелкого предпринимательства; комиссии по гражданским правам, комиссии по равным возможностям трудоустройства. Сопоставляя материалы этих организаций, приводящие многочисленные данные о неблагоприятной ситуации в экономике общин,с официальной информацией, можно получить довольно точное представление об уровне развития хозяйства резерваций.
Последний, третий раздел источников представлен американской периодической печатью - буржуазной (как консервативной, так и либеральной) и коммунистической, которая в последние годы уделяет определенное внимание проблемам индейского населения. Общая характеристика этой категории источников неоднократно давалась в соТР ветской исторической литературе. - Важность этих: материалов для нашей работы заключалась еще главным образом и в том, что на страницах американских газет и журналов выступали индейские лидеры, в высказываниях которых содержится дополнительная информация о развитии резервационной экономики в современный период.
Методологической основой работы служили труды классиков марксизма-ленинизма и документы коммунистической партии США.
В советской этнографии накоплен определенный опыт изучения хозяйства индейских общин США. Основной вклад в него внесла выдатч ющийся ученый Ю.П.Аверкиева. Из ее многочисленных трудов особый интерес представляет работа "Род и община у алгонкинов и атапасков американского Северав которой рассмотрение процесса адаптации хозяйства коренных жителей к капиталистической экономике США, в отличие от перечисленных выше работ, доводятся до начала нашего столетия. Вместе с тем нужно указать, во-первых, на региональные рамки этого исследования, охватывающего только северо-восток Соединенных Штатов, и, во-вторых, на то, что хозяйство общин не является в ней предметом непосредственного изучения, а рассматривается в связи с эволюцией социальных отношений аборигенов.
Отдельные аспекты хозяйственной жизни резерваций анализировала и другой видный этнограф-индеанист И.А.Золотаревская в работах о современном положении индейского населения США-^. Но ее в основном интересовало развитие традиционных промыслов и ремесел коренных американцев в условиях рыночной экономики.
В статьях последних лет, посвященных различным современным проблемам американских индейцев, не могли не затрагиваться воптб росы о месте резерваций в экономике страны ; однако современные отрасли хозяйства индейских общин, а также участие их жителей в экономической жизни США в советской этнографической науке не были предметом специального исследования.
Вплоть до начала 70-х гг. современное хозяйство индейских резерваций практически не привлекало внимания американских учееых: как писал исследователь-марксист С.Тэлбот, данный вопрос оказался как бы на стыке этнографического и собственно историчес
Т7 кого изучения индейцев США . Весьма немногочисленные попытки исследования экономики индейских общин, предпринятые в 60-е гг. то
М.Брэдфилд, Х.Уилсоном, Э.Кеннардом, Д.Доунзом и У.Эдемсом , ограничивались рассмотрением лишь одного из ее направлений - сельским хозяйством. Работы указанных авторов основаны на многолетних полевых наблюдениях и поэтому сообщают крайне интересные подробности об условиях развития современного сельского хозяйства резерваций, созфанившихся коллективистских традициях его организации, роли земледелия и животноводства в повседневной жизни коренных американцев. Вместе с тем, этим исследованиям присущ общий недостаток. Их авторы, особенно Ш.Брэдфилд и Д.Доунз, справедливо отмечая недостаточный уровень развития сельского хозяйства индейцев и невысокую его рентабельность, порой преувеличивают его архаичность, характеризуя его как полунатуральное. Это противоречит приводимым ими же статистическим данным, которые показывают его т9 коммерческую ориентацию . Исключением среди работ того периода
СП стала книга экономиста К.Джилбрита^у в которой он исследовал мелкое производство и торговлю в резервации Навахо. Джилбрит впервые показал, что в современный период определяющей отраслью экономики этой общины стало мелкое и среднее промышленное производство, тесно связанное с капиталистическим рынком США. Его положение о том, что резервации, слабо развитые в хозяйственном отношении районы, полностью интегрированы в экономику страны, прочно вошло в научный обиход изучающих индейскую проблему. К сожалению, то же произошло и с неверным, на наш взгляд, тезисом автора, что основной причиной отсталости резервации Навахо является недостаточное развитие современных отраслей экономики, к которым он, поот мимо промышленного производства, относит сервис и торговлю . Нетрудно понять, что при такой формулировке следствие выступает в качестве первопричины.
Трагические события 1973 г. в Вундед Ни и последовавшая затем активизация борьбы коренного населения за свои права, которую газета "Вашингтон пост" назвала "возрождением индейского нэ-ционзлизма" , вызвали, по справедливому мнению специалиста по историографии индейского вопроса в США Р.Торнтона, потребность анализа подоплеки этих явлений и в особенности ее экономического аспекта, поскольку связь многих социокультурных проблем индейцев с недостаточным уровнем развития экономики их резерваций стала
ПО очевидной . Хозяйство общин привлекло внимание ученых различных специальностей - этнографов, социологов, экономистов, работы которых увидели свет в недавно вышедших сборниках, посвященных сов
24 ременному экономическому развитию индейских земель .
Изучение данной проблемы в 70-е гг. стало более комплексным. Во-первых, научному анализу подверглась связь хозяйства резерваций с рыночной (т.е. капиталистической - B.C.) экономикой страны; во-вторых, предметом изучения, наряду с сельским хозяйством, стал и промышленный сектор экономики общин, значение которого в деле жизнеобеспечения индейцев все более возрастает; наконец, были предприняты попытки определить основные факторы, "препятствующие успешной эксплуатации индейцами имеющихся у них экономических ресурсов"^. В ходе этих исследований среди американских ученых наметилось два подхода в связи с наиболее важной, по нашему мнению, проблемой - пути преодоления упадка (застоя) экономики резерваций. Первый из них, представителями которого являются Д. Бойл, Э.Хендерсон, Ф.Риноу, Б.Фонтана и Р.Де Мейли, можно условно назвать модернизационным. Вслед за Джилбритом ученые этой/ группы считают, что ключ к решению индейского вопроса лежит в модернизации экономики резервации - в развитии там современного промышленного производства; в ликвидации сохранившихся до настоящего времени ограничений на разработку их жителями собственных планов экономического прогресса и т.п. . Этой концепции соответствуют и предполагаемые ими конкретные меры, в частности налоговая альтернатива Д.Бойла (замена рентных отчислений за разработку корпорациями месторождений ископаемых в резервациях на долю в их прибылях) или предлагаемая Р.Де Мейли реорганизация органов племенного самоуправления, якобы навязывающих своим общинам не
Р7 верную, устаревшую систему ценностей .
Такие взгляды справедливо оспаривают представители другого подхода - традиционалистского - Л.Раффинг, Л.Бин, Э.У;эрхэфтинг, Р.Ортиз, К.Келли, Л.Лэмфир, подчеркивающих, что в условиях рыночной экономики, где господствует жесточайшая конкуренция, эти по попытки заведомо обречены на провал . Эти ученые полагают, что в будущем экономическое развитие индейских резерваций должно в первую очередь опираться на сельское хозяйство, которое нужно реконструировать так, чтобы технические инновации гармонично сочетались с традициями социокультурной жизни индейского нэселеpQ ния .Данную точку зрения во многом разделяет ученый индейского происхождения В.Делориа, отметивший, что прогресс индейских племен идет тем успешнее, "чем меньше экономические нововведения чп сбивают с толку общину" . Впрочем, ученые-традиционалисты понимают, что в условиях недостаточности земельной базы индейских общин реорганизация сельского хозяйства на современной техничесчт кой основе - проблема более чем сложная .
Завершая краткий обзор буржуазной историографии вопросов хозяйственной жизни резерваций, нельзя не указать на наиболее общий ее недостаток. За исключением В.Делории, американские ученые рассматривают индейцев только с точки зрения пригодности их к жизни в доминирующем обществе. Поэтому из их поля зрения выпадают такие важные проблемы, как собственно индейские взгляда на развитие резервационного хозяйства и, самое главное, планы коренных американцев относительно его дальнейшего прогресса, в которых объективно проявляется стремление сохранить племена как особые этнические и социальные общности.
К сожалению, вплоть до самого последнего времени перечисленные выше сюжеты оставались вне поля зрения американских ученых-марксистов. Тем ценнее в этой связи становится недавно вышедшая книга С.Тэлбота, в которой предпринимается попытка изучения экономической основы индейского вопроса в масштабе всех Соединенных Штатов. Анализ этой монографии, сделанный нами ранее, избавляет от необходимости более подробной характеристики этой интересной работы^.
Таким образом, обзор историографии проблемы современного хозяйства резерваций показывает, что они разработаны далеко не полностью. Это во многом определяет конкретные задачи нашего исследования. Во-первых, необходимо рассмотреть круг вопросов, связанных с определением общих и специфических тенденций развития экономики индейских общин на основной территории США и выявить современный уровень развития отраслей резервационного хозяйства и роль их в процессе жизнеобеспечения коренного населения. Во-вторых, - проанализировать отношение индейцев к стоящим перед ними экономическим проблемам, подвергнуть изучению собственно индейские планы преодоления кризисных явлений в резервационной хозяйстве. В-третьих, - впрочем, эта задача,безусловно, носит подчиненный характер, - выявить новейшие демографические и социальные характеристики индейского населения, конкретизировать категорию "статус индейца в США" и, наконец, дать картину общего состояния земельной базы резерваций, в частности определить терминологически понятия - племенные земли, индивидуальные владения г, аллоты), аллоты унаследованные (дробные) и т.п. Необходимость всего этого определяется как отсутствием систематизации подобных сведений в советской научной литературе, так и разрозненностью данных на этот счет, публикуемых в американских источниках.
Современная демография и социально-экономические условия жизни индейцев в США
На территории США в настоящее время (1980 г.) проживает 1,418 млн. индейцев, что составляет около 0,6% населения стра
QD ны . Наиболее примечательной чертой демографии индейского населения является быстрый рост его численности. В 1950 г. в США насчитывалось 857,4 тыс. коренных жителей, в I960 г. - 573,5 тыс.,, в 1970 г. - 763,5 тыс.34, а в 1980 г. - почти 1,5 млн.
Особый интерес в этой связи вызывает двукратное увеличение числа аборигенов, произошедшее за последнее десятилетие. Безусловно, в первую очередь это было вызвано факторами объективного порядка: высоким - 30,5% темпом естественного прироста (у белого населения - ок. 15%) и относительно низким - 18,2% уровнем детсост кой смертности (у белых - 16,1%) . Однако авторитетный американский этнограф У.Стертевант справедливо полагает, что столь значительное увеличение числа индейцев, зафиксированное переписью 1980 г., во многом связано с факторами социокультурного характера - ростом национального сознания коренных американцев, вследствие которого многие лица, имеющие генетически весьма отдаленное отношение к индейским этносам или скрывающие в силу каких-либо
46 причин свое происхождение, стали называть себя индейцами .
Благодаря высоким тешам естественного прироста возрастная структура индейского населения отличается от аналогичной у белых жителей США. Средний возраст аборигенов в настоящее время равен 21 году ( белых - 28 лет). Среди них преобладают лица молодого возраста. По данным на 1982 г., молодежь до 20 лет составляла 51,3% индейцев, тогда как лица старше 65 лет - всего 5,4% (у белых эти группы составляют соответственно 18,6 и 10%). Индейские сёмьи более многодетны: в среднем они насчитывают 4,9 чел., а у
47 евроамериканцев - 3,5 чел.
Индейское население расселено дисперсно по всей территории Соединенных Штатов, однако наиболее крупная часть его - 77% живет на юге и юго-западе страны. На северо-западе живет 17,5 индейцев и на северо-востоке - лишь 5,5%. Региональные перемещения крайне незначительны и направлены к юго-западу^. Саше крупные группы индейцев проживают в штатах (в тыс.чел,): Калифорния - 201,3; Оклахома -116,5; Аризона - 152,9; Нью-Мексико - 104,8; Вашингтон -60,8; Ш.Дакота - 45,1; Миннесота - 35,О39.
Коренные американцы становятся все более урбанизированной группой населения (см.табл.1), Столь интенсивные миграции были
Таблица I
Численность и доля индейцев, живущих в городах США40
Год 1950 I960 1970 * 1980 тыс. чел. 56,2 145,6 340,3 627,0
16,4 27,8 44,5 44,2 связаны с политикой релокации (то есть перемещения индейцев из сельской местности в города с целью облегчения их трудоустройства), проводимой федеральным правительством в конце 50-х - начале х) Для сравнения: в I960 г. на юго-западе США проживало около 70% индейцев, а в 1970 г. - около 75%38.
60-х гг. В результате этого в городах Лос-Анджелесе, Чикаго, Кливленд, Денвер, Нью-Йорк, Сан-Диего, Солт Лейк-сити и др. появились
4Т ^ весьма значительные группы индейского населения . В последнее время, однако, перемещения село-город практически остановилось. Есть основания полагать, что обратные миграции стали превалирующими: согласно последним данным (1980 г.), доля городских жителей среди коренного населения уменьшилась на 0,3%. При этом важно подчеркнуть, что отъезд из города отнюдь не всегда связан с неудачной попыткой адаптации к новому окружению, как это часто придя нято упрощенно трактовать .
Итак, по-прежнему большая часть индейцев - ок. 56%, или 800 тыс.чел. (1980 г.) - живут в сельской местности на территории резерваций или приравненных к ним по статусу поселениях отдельными, официально зарегистрированными общинами. Резервационное население состоит из 493 индейских племен, по лингвистическому признаку относимых к пяти языковым семьям: на-дене, хока-сиу, алгон
44 кино-моссанской, ацтеко-таноанской и пенути . Самые крупные племенные группы это (тыс.чел.) - навахи - 151, крики - 26, чироки -23, папаго - 15, чокто и оглала - по 12, оседжи - 10, апачи уайт-маунтин - 9, тетон и апачи хила-ривер - по 8^. Положение резервационного населения США имеет ряд специфических черт, о которых стоит рассказать.
Прежде всего индейцы владеют земельной базой. В настоящее время в США существует 267 федеральных, то есть созданных правительством страны, и 24 штатных, то есть созданных легислатурами отдельных штатов, индейских резерваций^. Они представляют собой особую категорию земель, являющихся собственностью соответствующей общины и находящихся под управлением ее совета. Их отчуждение или продажа невозможны без санкции совета племени, подтвержденной министерством внутренних дел страны. Индейские земли, конечно, не компактная этническая территория, а скорее остатки существовавшей почти до конца 19 в. "индейской страны". В резервациях теперь может жить как одно племя (навахи), так и несколько (пима и марикопа в общине Хила Ривер); иногда племя расселялось дисперсно по нескольким резервациям (дакота, например, живут в лп
II резервациях)^ . Однако, отмечала американская исследовательница М.Костелло, "земля во всех случаях выступает как синоним ин
47 дейской общины" .
В литературе об аборигенах сложилось упрощенное мнение, будто индейские земли сокращаются. Зто требует уточнения. Их площадь в современный период, напротив, имеет тенденцию к некоторому увеличению: в начале 60-х гг. она составляла 52,1 млн. акров, в до
1978 г. - 52,2 млн. акров . Это происходило главным образом за счет передачи общинам дополнительных угодий из общественного земельного фонда. Особенно крупные передачи произошли в 1978-1980 гг., когда племена, по данным АИМ, в общей сложности получили
49 ок. 600 тыс. акров земли . Однако федеральное правительство продолжает удерживать незаконно отторгнутые им части территорий резерваций, представляющие собой обычно наиболее ценные, богатые ископаемыми районы индейских земель. Классический тому пример -отказ вернуть племени оглала бывшую часть их резервации, называемую Блэк Хиллз, где были обнаружены месторождения урана. Кроме того, несложные подсчеты показывают, что при одновременном росте численности индейского населения за тот же срок произошло уменьшение принадлежащих ему земель в расчете на душу: если в начале 60-х гг. на жителя резерваций приходилось в среднем по 91,4 акра, то в конце 70-х гг. - лишь по 37 акров. При этом следует учитывать, что резервационные земли распределены среди общин крайне неравномерно. Площадь самой крупной резервации - Навахо - составляет около 14 млн. акров (равна территории штата Зап.Вирджиния), между тем в Калифорнии имеется ряд резерваций, чья территория не превышает 10-15 акров. В целом по стране 138 резерваций (51% от общего количества) имеют площадь менее I тыс. акров^. Малоземелье, подчеркивалось в этой связи в отчете министерства сельского хозяйства США, является в настоящее время одной из наибо
5Т лее серьезных проблем коренного населения .
Важно также подчеркнуть, что недостаточность земельной базы усугубляется специфическим фактором - дробностью части индейских земельных владений. Дело в том, что в резервациях существует две категории земель: племенные, являющиеся коллективной собственностью всего племени (ок. 80% общей площади), и аллоты, или индивидуальные, находящиеся в личной собственности отдельных членов общины (ок. 20%)^. Проблема дробности владения связана со второй категорией. Согласно действующему в стране с 1934 г. индейскому законодательству, аллот, хотя и является полной собственностью своего хозяина, не подлежит формальному разделу между его наследниками. В результате естественного увеличения числа потомков владельцев тога? времени, количество наследников, которые считаются совладельцами данного аллота, постоянно возрастало. Обследование, проведенное в 1969 г. социологом С.Лэнгоном, установило, что из 76,7 тыс. индейских аллотов 40 тыс. (площадь ок. 6,4 млн. акров) находились в собственности многочисленных совладельцев. Иными словами, почти 12% всей площади индейских земель оказалось в состоянии дробного владения. Это стало серьезным препятствием для их хозяйственного использования, ибо, по словам американского ученого, "невозможно использовать, например, одну трехтысячную долю 80-акрового участка земли" . Данная проблема, обостряющаяся год от года, в 1980 г. стала предметом специального обсуждения в конгрессе США, в ходе которого было выявлено рекордное количество совладельцев одного аллота в резервации Стэндинг Роксиу-379 чел.! В целом, по уточненным данным, в настоящий момент 10% аллотов имеют свыше 20 совладельцев; 46% - от 5 до 20; 38% - менее 5 и только 6% аллотов принадлежат одному владельцу^4.
Другой специфической чертой положения резервационного индейского населения является особое место, занимаемое им в социальной структуре Соединенных Штатов Америки. Хотя с 1924 г. индейцы и являются формально американскими гражданами, в действительности их судьбы вершат чиновники БДИ, которые, подчеркивалось в специальной резолюции ХХП съезда компартии США, "управляли резервациями скорее как центрами апартеида, а не свободными национальными зонами"*^. Что же касается так называемого легального индейского статуса, дающего аборигенам незначительные налоговые льготы, то даже буржуазные средства информации вынуждены признать, что на trg практике наличие статуса не приносит им никакой выгоды .
Наконец, важнейшей характеристикой резервационного населения является его общинная организация. В американской литературе современная индейская община в США традиционно рассматривается как институт сугубо политический. В частности историк Р.Барш утверждал, что она представляет муниципию, посредством которой на основании принятых в 30-е гг. общинных конституций, хартий и законов, через выборные исполнительские органы - советы племен, осуществля
57 ется индейское самоуправление . Конечно, общины в лице своих советов наделены многими управленческими функциями: осуществляют контакты с федеральными инстанциями, ведают вопросами налогооб
58 ложения в пределах резервации, вершат в ней правосудие . К числу важнейших прерогатив советов относится также их право распоряжаться общими фондами племен. Эти фонды начали создаваться еще в начале прошлого столетия как компенсация за уступленные "добровольно" земли, которые индейцы потеряли в результате проводив
CQ шейся в 30-е гг. XIX в. политики их переселения . К сожалению, наиболее точные данные о величине индейских фондов, которыми мы располагаем, относятся к 1970 г. В это время они составили ок. 60
330 млн.долл. . Фонды играют важную роль в жизни племен. Во-первых, они являются источником личных доходов индейцев. Банковский процент с них распределяется ежегодно "пер капитв" между членами соответствующей общины. Этот вид поступлений называется ежегодными платежами. Их размер в зависимости от величины фонда и числа членов племени колеблются в настоящее время от 50 до 1000 долл. 6Т в год . Во-вторых, основной капитал фондов может быть использован общиной для финансирования ее разнообразных экономических начинаний. Однако значение племенных фондов как источников денежных средств не следует преувеличивать. Прежде всего из 267 общин собственные фонды имеет только 177, или же ок. 66%. Кроме того, их величина крайне различна: 64 племени имеют фонды менее 10 тыс. долл.; 41 - от 10 до 100 тыс.; 47 - от 100 тыс. до I млн.; 20
6? rrt от I до 5 млн.; и 5 - более 5 млн. долл. Иначе говоря, лишь 3% племен, владеющих фондами, обладают капиталом свыше 5 млн.долл. Естественно, что при современном уровне развития экономики, требующем огромных капиталовложений, сами по себе фонды племен не могут быть основным источником финансирования хозяйственного развития общин, не говоря уж о том, что на практике советы не могут принимать решения без санкции БДИ.
Итак, община может рассматриваться лишь как придаток к политической системе Соединенных Штатов. Однако вместе с тем она осуществляет важные социальные функции. К числу важнейших из них относится регулирование своего членства. В большинстве случаев принадлежность к индейской общине ограничивается происхождением: ее членами могут быть лица, являющиеся индейцами не менее чем gn на 1/4 . Поскольку под давлением на традиционную культуру индейских этносов культуры доминирующего евроамериканского общества нивелируется ряд отличий в быту коренных жителей, и они постепенно переходят на английский язык, принадлежность индивида к общине может выступать в качестве важного этноопределительного признака
64 индейского населения .
В условиях ассимиляторской политики, проводимой правительством США по отношению к коренным американцам на протяжении всей истории страны, индейские общины стали инструментом сохранения этнокультурной специфики различных племен. В пределах общины обычно в различных формах происходит передача из поколения в поколение самобытных традиций индейских культур, проводятся ритуальные празднества пау вау, которые в настоящее время являются "не только фольклорными фестивалями, но и способом церемониального подgc тверждения индейской принадлежности" . В этой связи большое значение приобретает проблема контроля общины над просвещением и образованием индейской молодежи. К 1983 г. из 427 тыс. детей школьного возраста 243 тыс. учились в школах, находящихся в резерваци
66 ях в ведении советов общин . Это, по словам руководительницы центра по обучению коренных жителей г.Милуоки Р.Аззолини, "позволило воздвигнуть барьер на пути государственной политики "амнезии культуры", цель которой - вытравить из памяти детей осознание ими
67 своей индейской принадлежности, превратив их в безликих роботов". Но это - незначительный сдвиг. По-прежнему половина всех резерва-ционных индейцев не заканчивает и 8-и классов, а высшее образование для них практически недоступно: осуществляя политику "культурного геноцида", правительство США недавно упразднило в университетах программы для коренных жителей. Твким образом, современные индейские общины правильнее рассматривать как специфический этносоциальный институт резервационного населения США, посредством которого осуществляется национальная автономия, правда,сильно урезанная, и сохраняется культурная самобытность и традиции индейских племен. И можно признать справедливым мнение американского социолога Р.Шредера: "Община для индейцев теперь, как и в прошлом, срердце их существования. Вне ее не существует индейской культуры, поэтому основная цель коренного населения - соэфа
68 нение общинной структуры" .
В социальном отношении население резервации не может рассматриваться как гомогенная группа. Процесс классового расслоения, шедший в индейских общинах в течение длительного времени, привел к тому, что в настоящий момент основную массу их жителей составляет промышленный и сельскохозяйственный пролетариат. Буржуазные слои среди индейцев в количественном плане невелеки. Они представлены в основном владельцами мелких и средних предприятий, еконцен
69 трированных в сфере сервиса и торговли . Точнее определить современную классовую структуру общин очень сложно: американская статистике обычно группирует их жителей не по классовому признаку, а по типам доходов. По данным переписи 1970 г., 89% резервационных индейцев было "наемными работниками", 7% - "предпринима
70 теляш" и 4% - "фермерами" . При такой классификации в категорию "наемные работники" попадают, например, высокопоставленные представители так называемой индейской бюрократии, работающие в органах индейского самоуправления, которые и по социальному положению, и по образу жизни не отличаются от попавших в категорию "предприниматели", тогда как положение мелких "фермеров" может ничем не отличаться от положения многих "наемных работников".
Несмотря на наличие среди них буржуазной прослойки, жители резерваций в настоящее время являются одной из наиболее нуждаю
71 щихся групп населения, считают многие американские экономисты.± Табл. 2 иллюстрирует разницу уровня жизни коренных и белых американцев.
Индикаторы благосостояния индейского и белого населения в 80-е гг. (в
Таблица 2 72 индейцы белые
1. Категории среднегодовых доходов семьи (тыс.долл.) менее 5 5-10 10-20 20-35 более 35
2. Семьи, живущие ниже уровня бедности
3. Семьи, получающие социальную помощь, пособия и т.п.
16,0 20,4 32,0 23,9 7,9
33,3 18,8
5,6 11,9 29,6 35,1
17.6
10.7
5,3
Уровень полной безработицы у индейцев, достигавший в 1980 г. 37%, почти в 5 раз превышал общеамериканский; 75% индейцев, получивших работу, зарабатывали в год ок. 7,5 тыс.долл., то есть примерно в 1,6 раза меньше среднегодовой заработной платы в США. Если принять во внимание, что резервационное население гораздо моложе остального, то данное обстоятельство сулит в самом ближайшем будущем обострение и без того сложной проблемы его занятости. Согласно прогнозу министерства труда, вскоре возрастная группа от
73
18 до 21 года составит 44% самодеятельного индейского населения .
Крайне остро стоит в резервациях и жилищный вопрос: 60 тыс. семей в настоящее время нуждаются в получении новых домов и 32
74 тыс. - в капитальной реконструкции старых . Хотя с момента создания ИСЗ улучшилось медицинское обслуживание резервационного населения, и смертность среди них от туберкулеза понизилась на 86%, желудочно-кишечных заболеваний - на 38%, простудных и инфекционных - на 57%, матерей при родах - на 54%, здравоохранение индейцев по-прежнему вызывает серьезную тревогу: смертность от диабета, скарлатины (у детей) и от алкоголизма почти в 3 раза превышает национальные показатели. В результате средняя продолжительность жизни коренных жителей - 60,7 лет у мужчин и 71,2 - у женщин - короче соответственно на 7,1 и 3,6 лет, чем у белых американцев75"76.
Индейцы в настоящее время не желают мириться со своим угнетенным положением и ведут борьбу с государственно-монополиетиче-ским капитализмом. Они увидели и экономические корни стоящих перед общинами социальных проблем. "Ни одно общество не в состоянии решать проблемы своего повседневного существования, если оно, будучи изувеченшм слаборазвитой экономикой, не может обеспечивать себя самостоятельно", - отметил лидер резервации Стен
77 динг Рок. П.Маклафин . И молчавшее ранее меньшинство стало активно разрабатывать собственные планы решения индейского вопроса. "Единый голос их протеста, сопровождаемый конкретными акциями,. становится все более заметным явлением в жизни американской на
78 ции", - подчеркивалось в этой связи в дебатах конгресса . Все это лишний раз указывает на важность изучения хозяйственной жизни резерваций в современный период.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционализма, 70-80-е годы ХХ в.1992 год, кандидат наук Лютова, Светлана Николаевна
Политика Континентального конгресса и первых администраций США по формированию и развитию торговых отношений с индейцами: 1775-1809 гг.2005 год, кандидат исторических наук Нелин, Тимур Владимирович
Интеграция индейского населения штата Юкатан в экономическое и социокультурное пространство Мексики (1910-1940-е гг.)2021 год, кандидат наук Молодчикова Татьяна Сергеевна
Роль женщины в культурном диалоге на американском фронтире2012 год, кандидат исторических наук Якушенкова, Оксана Сергеевна
Межкультурное взаимодействие на территории Аляски в период российской колонизации: 1741 - 1867 гг.2007 год, кандидат исторических наук Питерская, Елена Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Стельмах, Владислав Геннадьевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 NCIA statement. 1979. - In: IEDP, pt 2, p;66.
2 Ibid., pt 2a, p.91.
3 Новая программа коммунистической партии США. - США: экономика, политика, идеология, 1983, № 2, с.126.
4 U.S.News and world report, 1982, mar.15, N 10, p.68.
5 Nation, 1983, feb. 12, p.178.
6 См.: Political Affairs, 1975, N 12, p.52-59; Talbot S. Op.cit., p.175-177.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Стельмах, Владислав Геннадьевич, 1984 год
1. Произведения классиков марксизмат документы коммунистической партии США
2. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн.собр.соч.,т.24,с.113-150.
3. Ленин В.И. Новые данные о законах развития капитализма в земледелии. Выпуск I. Капитализм и земледелие в Соединенных Штатах Америки. Полн.собр.соч.,т.27, с.129-227.
4. Народ против власти монополий. Новая программа коммунистической партии США. США: экономика, политика, идеология, 1983, № 1-4. - Раздел "Освобождение американских индейцев", № 2,с.120-126.1. U.S.Congress
5. Congressional record. 85-97 congress, vis. 104-124. -Wash.: GPO, 1958-1980.
6. House of Representatives Commettee on appropriations
7. Department of interior and related agencies appropriations for 1984. Hearing. 98 congr., 1 sess. Wash.: GPO, 1983. -Pt 9: Bureau of Indian affairs, Indian helth, etc., 535 p.
8. Committee on interior and insular affairs
9. Consolidated tribal government programs. Oversight hearing. 97 cong., 1 sess., 31.3.1981. Wash.: GPO, 1981. - 200 p.
10. Indian economic development programs. Oversight hearing. 96 congr., 1 sess., 10.6-27.11.1979. Wash.: GPO, 1979-1980. -pt 2, 233 p.; pt 2a, 97 p.; pt 3, 146 p.1. Senate
11. Committee on small business
12. Federal minority business development program. Hearing. 98 congr., 1 sess., 24.3.1983. Wash.: GPO, 1983. - 147 p.
13. The state of small business. Hearing. 97 congr., 2 sess., 31.3-1982. Wash.: GPO, 1982. - 98 p.
14. Select committee on Indian affairs.
15. Army acquisition of subordination of Osage mineral rights. Hearing. 97 congr., 1 sess., 23.11.1981. Wash.: GPO, 1981. -52 p.
16. A bill to make small business owned by American Indian tribes eligible for SBA 8(a) program. Hearing. 98 congr.,1 sess., 11.5.1983. Wash.: GPO, 1983. - 74 p.
17. Conveyance of federal land to Mountain Ute tribe. Hearing. 96 congr., 2 sess., 26.2.1980. - Wash.: GPO, 1980. -51 p.
18. Devils Lake sioux tribe land Transactions. Hearing. 97 congr., 1 sess., 22.9.1981. - Wash.: GPO, 1981. - 30 p.
19. Disbursal of Lac Courte Oreilles band trusf funds. Hearing. 97 congr., 1 sess., 9.12.1981. Wash.: GPO, 1982. - 61 p.
20. Disbursment of BIA funds for study of Blackfeet reservation irrigable land. Hearing. 98 congr, 1 sess., 12.4.1983. -Wash.: GPO, 1983. 144 p.
21. Economic development of Indians and Indian organizations. Hearing. 92 congr., 2 sess., 1.8.1972. Wash.: GPO, 1972. -82 p.
22. Establishment of Siletz Indian reservation. Hearing. 96 cong., 1 sess., 30.1.1980. Wash., GPO, 1980. - 183 p.
23. Federal aging programs oversight. Hearing. 97 congr.,2 sess., 9.12.1981. Wash.: GPO, 1981. - 146 p.
24. Fiscal year 1984 budget. Hearing. 98 congr., 1 sess., 2325.2.1983. Wash.: GPO, 1983. - 823 p.
25. Inheritance of trust and restricted land on Standing Rock
26. Sioux reservation. Hearing. 96 cong., 2 sess., 17.4.1980. -Wash.: GPO, 1980. 14 p.
27. Indian mineral development. Hearing. 97 cong., 2 sess., 12.?.1982. Wash.: GPO, 1982. - 199 p.
28. Indian programs evaluation and needs assessment. Hearing. 95 cong., 1 sess., 17.4.1978. Wash.: GPO, 1978. - 166 p.
29. Land authority and trust lands for Rama hand of the Navajo tribe. Hearing. 96 congr., 1 sess., 20.11.1979. Wash.: GPO, 1980. - 268 p.
30. Leases involving secretary of interior and Northern Cheyenne Indian reservation. Hearing. 96 cong., 2 sess., 28.3.1980. -Wash.: GPO, 1980. 46 p.
31. Native American programs act of 1981. Hearing. 97 cong., 1 sess., 10.23.6.1981. Wash.: GPO, 1981. - 210 p.
32. Navajo BLM land exchange. Hearing. 97 cong., 1 sess., 30.7.1981. - 35 p.
33. Oil and gas leases on Indian lands. Hearings. 97 congr., 1 sess., 27.2.-1.6.1981. Wash.: GPO, 1981. - Pt 1, 117 p.;pt 2, 382 p.; pt 3, 396 p.
34. Oil removal from Blackfeet tribes. Hearing. 97 cong., 1 sess., 10.8.1981. Wash.: GPO, 1982. - 63 p.
35. Operation bootstrap. Hearing. 96 cong., 2 sess.,22.5. 1980. Y/ash.: GPO, 1980. - 59 p.
36. Oversight of BIA and IHS 1983 budget submissions. Hearing. 97 congr., 2 sess., 26.2.1982. Wash.: GPO, 1982. - 326 p.
37. Oversight of economic development on Indian reservations. Hearing. 97 cong., 2 sess., 29.4.1982. Wash.: GPO, 1982. -141 p.
38. Oversight of Indian programs budgets. Hearing. 97 cong., 1 sess., 23.3.1981. Wash.: GPO, 1981. - 175 p.
39. Relocation of sertain Navajo and Hopi Indians. Hearing. 96 cong., 1 sess., 15.5.1979. Wash.: GPO, 1979. - 342 p.
40. Restoration of Tule river Indian reservation. Hearing. 96 cong., 1 sess., 5.2.1980. Wash.: GPO, 1980. - 141 p.
41. Trade between Indians and federal employees. Hearing. 96 cong., 2 sess., 21.1.1980. Wash.: GPO,1980. - 21 p.
42. Trust lands for Washoe tribe of Nevada and California. Hearing. 97 congr., 2 sess., 8.3.1982. Wash.: GPO,1982. -267 p.
43. Water claims of the Papago tribe. Hearing. 97 congr., 2 sess., 31.3.1982. Wash.: GPO, 1982. - 96 p.1. Joint economic committee.
44. Key business rations of minority owned business. Hearing. 96 cong., 1 sess., 31.11.1979. Wash.: GPO, 1980. - 65 p.
45. Minority employment opportunities 1980-1985. Hearing. 96 cong., 1 sess., 9.10.1979. Wash.: GPO,1980. - 126 p.
46. Tavard economic development for native American communities. Compendium of papers. 91 cong., 1 sess. Wash.: GPO, 1970.566 p.
47. U.S.Department of Agriculture.
48. Agricultural economic report N 1. Wash.: GPO, 1961.-42 p.
49. Agricultural economic report N 63.- Wash.: GPO, 1964.-46 p.
50. Agricultural economic report N 101.-Wash.:GP0,1966. 123 p,
51. Agricultural economic report N 149.-Wash.:GP0,1968.- 74 p.
52. Agricultural economic report N 167«-Wash.:GP0,1969. 27 p.
53. Agricultural economic report N 229.-Wash.:GP0,1970. 14 p.
54. Agricultural economic report N 283.-Wash.:GP0,1975. 37 p.
55. Pactbook of U.S.Agriculture. 1978. -Wash.:GPO,1978. -120 p.
56. Our land aud water resources. Miscellanions publications. N 1290. Wash.: GPO, 1974. - 54 p.
57. Statistical bulleten IT 461. Wash.: GPO, 1971. - 211 p.1. U.S.Department of Labor.
58. Bureau of labor statistics. Bullet. N 2080: Employment projections for the 1980's. Wash.: GPO, 1979. - 106 p.1. U.S.Bureau of census.
59. Census of agriculture. 1964. General report, vl.2, chap. 8: colour, race and tenure of farm operators. Wash.: GPO, 1968. - 904 p.
60. Census of agriculture. 1974. Statistics by subject, vl.2, pt 3, chap. 3: Operator characteristics. Wash.: GPO, 1978. -188 p.
61. Census of agriculture. 1978. Summary, vl.1, pt 51: Unated States. Wash.: GPO, 1981. - 5Ю p.
62. Census of population. 1950, vl. 2: characteristics of population, pt 1: U.S. summary. Wash.: GPO, 1953» - 485 p.
63. Census of population. 1960, vl. 1: characterstics of population, pt 1: U.S.Summary. Wash.* GPO, 1964. - 833 p.
64. Census of population. 1960. Subject report PC(2) -1С: Honwhite population by race. Wash.: GPO, 1963. - 255 p.
65. Census of population. 1970. Subject report PC(2) 1 F: American Indians. - Wash.: GPO, 1973- - 192 p,
66. Census of population. 1980. Supplementary report PC 80 -S 1 8: Detailed occupation . for civilian labor force by sex, race and spanish origin. - Wash.: GPO, 1983. - 30 p.
67. Minority owned business. 1972. Special report MB 72 3: American Indians and others. - Wash.: GPO, 1975. - 173 p.
68. Minority owned business. 1977» Special report MB 77 3: Asian Americans, American Indians and others. - Wash., 1980.
69. Statistical abstract of the U.S. 1981. Wash.: GPO, 1982. - 180 p.
70. U.S. Bureau of Indian affairs.
71. Annual reports. 1953-1964. Wash.: GPO, 1953-1965.
72. Annual report of Indian land. 1978. Wash.: GPO, 1978» -65 p.
73. The American Indians. Auswers to 101 questions. 1974. -Wash.: GPO, 1975. 60 p.
74. Auswers to your questions about American Indians. 1970. -Wash.: GPO, 1970. 42 p.
75. Answers to question about American Indians. 1963» Wash.: GPO, 1963- - 38 p.
76. Indian industrial development program: a new industrial opportunity. Wash.: GPO, 1964. - 12 p.69 1983 buyer's guide to products manufactured on American Indian reservation. Wash.: GPO, 1983."- 62 p.
77. U.S. Commission on civil rdghts.
78. American Indian civil reghts handbook. Wash.: GPO, 1980.71 p.
79. Hearing. Window Rock, Arizona, oct. 22-24, 1973. Wash.: GPO, 1974. - 1455 p.
80. Indian tribes. A continuing quest for survival. Wash.: GPO, 1981. - 192 p.
81. Minority group employment in federal government. Report.1970. Wash.: GPO, 1970. - 575 p.
82. Minority group employment in federal government. Report.1971. Wash.: GPO, 1972. - 138 p.
83. Minority group employment in federal government. Report. 1974. Wash.: GPO, 1976. - 531 p.
84. Minorities and women as government contractors. Report. -Wash.: GPO, 1975. 189 p.
85. Nonrefferal unions and egual employment opportunity. -Wash.: GPO, 1982. 116 p.
86. Southwest Indian report. Wash.: GPO, 1973. - 171 p.
87. U.S. Equal employment opportunity commission
88. Minorities and women in private industry. 1975. Research report N 54. Wash.: GPO, 1977. - 37 p.
89. Minorities and women in private industry. 1978. Wash.: GPO, 1978. - 685 p.
90. Minorities and female membership in refferal unions. 1974. Research report К 55. Wash.: GPO, 1977. - 37 p.
91. U.S. Small buseness administration
92. Economic research on small buseness. Wash.: GPO, 1981. -200 p.
93. U.S. Economic development administration
94. Annual reports. 1967-1978. Wash.: GPO, 1967-1978.
95. EDA Handbook. Wash.: GPO, 1977. - 72 p.
96. Jobs through economic development. Wash.: GPO, 1979. -106 p.
97. Public worksprogram. An evaluation. Wash.: GPO, 1970. -256 p.1. Miscelanious
98. Brill Ch. Indian and free. A contemporary portrait of life on Chippewa reservation. Minneapolis: Univ. of Minnesota,1974* - 144 p.
99. Embry C. America's concentration camps. The facts about our reservations. N.Y.: Mc Kay, 1956. - 242 p.
100. The Indian: unfinished America's business. Report of the commission on rights, liberties and responsibilities of American Indian. Norman: Univ. of Oklahoma, 1967. - 236 p.
101. Minority community resources conference. Report of discussions. Wash.: GPO, 1958. - 72 p.1. Newspapers
102. Daily World (N.Y.) 1964-1983.
103. International Herald Tribune (P.) 1964-1983.
104. Journal of commerce (N.Y.) 1978-1980.94 Monde (P.) 1980.*^
105. New York Times (N.Y.) 1964-1983.96 Observer (L.) 1975-1983.
106. People's World (San Francisco) 1980-1981.*)
107. Washington Post (Wash.) 1964-1980.
108. Wall Street Journal (N.Y.) 1964-1983.1. Magazines
109. American Journal of economics and sociiogy (N.Y.) 19801981
110. American Federationist (Wash.) 1966. 1
111. Annales of American Academy of Political and Social Scien-ses (Philadelphia) 1957-1980.
112. Commerce Today (Wash.) 1970-1975.
113. Current History (N.Y.) 1974. }
114. Business Week (N.Y.) 1970-1980.
115. Daedalus (Boston) 1980-1981.107 Economist (L.) 1970-1983.108 Express (P.) 1977.*^
116. Editorial Research Report (Wash.) 1972-1980.
117. Industry Week (L.) 1971.*^
118. Mond Diplomatique (P.) 1981*^
119. Monthly Labor Review (Wash.) 1963-1983.
120. New Republic (Wash.) 1965-1968.114 Nation (N.Y.) 1963-1983.115 Newsweek (N.Y.) 1978.*)1. Отдельные номера.
121. New Univercity Thought (Detroit) 1966-1971.
122. Political Affairs (N.Y.) 1964-1983.
123. Progressive (Madisson) 1973-1976. J
124. Ramparts (Berkeley) 1970-1975.
125. U.S. News and World Report (Wash.) 1963-1983.
126. Indian Record (Wash.) 1970-1971.*^
127. Indian Truth (Philadelphia) 1958-1965.1. ЛИТЕРАТУРА
128. Аверкиева Ю.П. Борьба индейцев в Вундед Ни. США: экономика, политика, идеология. 1973, № 6, с.66-68.
129. Ее же. Индейское кочевое общество 18-19 вв. М.: Наука, 1970. - 176 с.
130. Ее же. Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. М.: Наука, 1974. - 348 с.
131. Ее же. Индейцы США вчера и сегодня. США: экономика, политика, идеология, 1973, № I, с.53-61.
132. Ее же. Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки. М.: Из-во АН СССР, 1961. - 272 с.
133. Ее же. Род и община у алгонкинов и атапасков американского севера. В кн. Разложение родового строя и формирование классового общества. - М.: Наука, 1968, с.3-64.
134. Арутюнов С.А. Японцы в Бразилии. Расы и народы, 1972, вып.2, с.256-264.
135. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.-412 с.
136. Его же. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М.: Наука, 1981. - 390 с.
137. Голованова Г.А. Некоторые аспекты взаимоотношения двухпар1 Отдельные номера.партийной системы и современных средств массовой информации. -В кн. Политические партии США в новейшее время. М.: Из-во МГУ, 1982, с.230-246.
138. Золотаревская И.А. Индейцы коренное население США. - В кн. Национальные процессы в США. - М.: Наука, 1973, с.96-157.
139. Колосова Ю.А. Программирование развития индейских резерваций США. Сов. этнография, 1974, № 4, с.129-132.
140. Козлов В.И. Этнос и экономика. Сов. этнография, 1970,№ 6, с.47-60.
141. Мейер У. Коренные американцы. Новое движение сопротивления индейцев. М.: Прогресс, 1974. - 95 с.
142. Мойкин Н.П. Индейцы США сегодня. США: экономика, политика, идеология, 1977, № 5, с.34-44.
143. Народы Америки. В 2-х т./Под ред. Ефимова А.В., Токарева С.А. М.: Из-во АН СССР, 1959. - т.1, 670 с.
144. Рассадина Е.М. Самый длинный переход. США: экономика, политика, идеология, 1978, № 12, с.53-56.
145. Стельмах В.Г. Политика переселения индейцев США в 30-е гг. 19 в. Сов. этнография, 1983, № 2, с.51-61.
146. Его же. Профессор С.Тэлбот об экономических и идеологических аспектах индейского вопроса в США. Американский ежегодник, 1982, с.299-303.
147. Его же. Рец. на книгу: Talbot Roots of oppression American Indian question. Сов. этнография, 1983, № I, c.161-164.
148. Его же Совещание, посвященное формированию паниндейской общности в США. Сов. этнография, 1984, № 3, с.160-161.
149. Его же. Хозяйство индейцев США на рубеже 19-20 столетий. -Сов.этнография, 1984, № 4, с.41-53.
150. Тишков В.А. Индейцы Канады во второй половине 20 в. Сов.- 178 "этнография, 1982, № 3, с.40-53.
151. Цеханская К.В. Индейцы в городах США. Расы и народы, 1980, вып.10, с.73-85.1.
152. Adams W. Shonto: A Story of the role of trader in a modern Navajo Community* Wash.; GPO, 1963. - 330 p.
153. American Indian: rising ethnic force. N.Y.: Wilson, 1973. -188 p.
154. American Indian today. /S.Levine and H.Lurie, ed. Baltimore: Penguin books, 1970. - 352 p.14p American Indian economic development. /S.Stanley, ed. -P.: Mouton, 1978. 609 p.
155. Barsh R. Henderson J. The road: Indian tribes and political liberty. Berkeley - L.: Univ. of California, 1980. - 301 p.
156. Bee R. The politics of American Indian policy. Cambridge (Mass.): Schenkman, 1982. - 240 p.
157. Breadfield M. The Changing pattern of Hopi agriculture. -L.: Claves and sons, 1971. 66 p.
158. Downs J. Animal husbandry in Nqurajo society and culture. -Berkeley: Univ. of California, 1964. 104 p.
159. Economic development in American Indian reservations. /Ortiz R., ed. Albuquerque: Univ. of New Mexico, 1979. - 157 p.
160. Eggan P. The American Indian. Perspectives for study of social change. Chicago: Aldine, 1966. - 193 p.
161. Pay G. Chapters, constitutions and by-laws of the Wisconsin Indian Tribes. Journal of Wisconsin Indians research Institute, Oshkosh, 1967, vl. 3, N 1, 124 p.
162. Gilbreath K. Red capitalism. An analisis of the Navajo economy. Norman: Univ of Oklahoma 1973» - 157 p.
163. Guillenin J. Urban renegades. The cultural stategy of American Indians. N.Y. - L.: Columbia Univ. press, 1975. - 336 p.
164. Haggen E. On the theory of social Change, How economic growth begins. Homewood: Dorsey press, 1962. - 557 p.
165. Iverson P. The Navajo nation. Westport: Greenwood press, 1981. - 275 p.
166. Jones S. Federal programs of assistance to American Indians. Wash.: GPO, 1981. - 345 p.
167. Kennard E. Post war chnges among the Hopi. Seattle: Univ. of Washington, 1965» - 139 p.
168. Mc Elwain T. Our Kind of people. Indentity, community and religion on Chestnut Ridge. A study of Native Americans in Appa-lachia. Stoskholm: Almquist and Wiksell, 1981. - 156 p.
169. Mc Nickle D. The Indian tribes of the U.S. Ethnic and cultural survival. N.Y. - L.: Oxford Univ. press, 1964. - 79 p.
170. Modern Sioux. Social sistems and reservation culture. /Nurge E., ed. Lincoln: Univ. of Nebraska, 1975. - 352 p.
171. Native American today. Indian voises. A report of the 2- nd convocation of American Indian Scholars. San Francisco: Indian historian press, 1974. - 244 p.
172. Success and failure. Indians in urban society. /Stanburh W., ed. Vancover: Univ. of British Columbia, 1975. - 415 p.
173. Thornton R. Sociology of American Indians. A Critical bibliography. Bloomington: Indiana Univ. press, 1981. - 113 p. 163 Wax M. Indian Americans. Unity and diversity. - Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1971. - 236 p.
174. Williams A. Navajo political process. Wash.: Smithonian Inst, press, 1970. - 75 p.
175. Wilson H. Jicarilla apache political and economic structure. - Berkeley: Univ. of California, 1964. - 360 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.