Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Новикова, Екатерина Борисовна

  • Новикова, Екатерина Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 151
Новикова, Екатерина Борисовна. Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2012. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Новикова, Екатерина Борисовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Онтология импровизации

§1. Импровизация в философской традиции

§2. Импровизация в литературе, хореографии и театре

§3. Импровизационный модус музыкального бытия

Глава II. Философско-антропологический смысл импровизации

§1. Игровое бытие импровизации

§2. Специфика субъекта импровизации

§3. Креативность импровизации

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы»

Введение

Актуальность темы исследования определяется динамизмом и быстротечностью культурных и социальных процессов современной эпохи. Фундаментальные изменения, которые в настоящее время претерпевает культура в целом, в том числе культура философской и научной мысли, ведут к тому, что планирование становится проблематичным, опора на традиции уже не способствует выживанию. Современному человеку при выборе жизненного пути часто приходится импровизировать. В связи с этим, философское осмысление импровизации приобретает чрезвычайную актуальность, так как востребовано самой жизнью и является ответом на вызов времени.

В динамичную эпоху востребованы энергичные, креативные люди, способные быстро принимать решения, действовать не по заранее составленному плану, а спонтанно, импровизационно, что определяет актуальность философско-антропологического осмысления импровизации.

Импровизация представляет собой деятельность, осуществляемую без предварительной подготовки. Она имеет место в художественном творчестве, в научной, технической, образовательной практике, а также и в различных сферах повседневности. Представляя собой квинтэссенцию свободы, импровизационная деятельность альтернативна планируемой и подчас соперничает с ней в результативности ценностного смысла. Результат импровизационной деятельности представляется независимым от плана и проекта, а связывается с вдохновением, озарением, бессознательным, трансцендентным, что ведёт к ускользанию феномена импровизации из сферы рациональной рефлексии.

В разрезе бурных социальных изменений требуются новые подходы и

методы практики, в ряду которых импровизация всё более заявляет о себе не

только как сущностная характеристика современной культуры, но как

объективная универсальная составляющая человеческой практики и требует

осмысления. Однако до настоящего времени рефлексия импровизации не

выходила за рамки искусствоведения и художественного творчества. В связи с

этим, исследование сущности импровизации и её философско-

3

антропологических смыслов представляется востребованным для прояснения многих вопросов об инновационных тенденциях в современной культуре, рассматриваемых с позиций онтологии и гносеологии, философии культуры, философской антропологии. Исследование импровизации может обогатить постнеклассическое познание дополнительными данными о специфике философского конструирования в художественном познании об импровизационном пути к истине.

Чрезвычайно актуально философское осмысление импровизации в аспекте художественного познания, творческой деятельности, креативности субъекта, для развития искусствознания, художественного творчества, а так же культурной и социальной практики в целом. Исследование сущности импровизации, как она объективирована в философии и в искусстве, а так же её философско-антропологических смыслов, актуально с позиций художественной театральной, музыкальной (инструментальной и вокальной) и хореографической практики, где импровизация становится образовательной и творческой стратегией, нуждающейся не только в эмпирических накоплениях, и частных научных теориях, но и в методологическом обосновании.

Учитывая, что импровизация осмыслялась в основном в рамках частного научного знания, назрела необходимость соотнести практическое, искусствоведческое, художественное понимание импровизации с философским взглядом на данную проблему, рассмотреть импровизацию как универсалию, выявить её сущностные характеристики и ценностный смысл, что представляется возможным в рамках философского исследования.

Степень разработанности проблемы. Отправной точкой в исследовании

феномена импровизации было обращение к классической философской

традиции, к работам, в которых представлена имплицитная и явная рефлексия

феномена. В высказываниях Диогена, Фалеса, Эпикура, в трудах Платона и

Аристотеля есть указание на наличие импровизации в ораторском искусстве и в

поэзии, на связь речи, не подготовленной заранее, с истиной. У Августина,

Боэция, Дионисия Ареопагита, Ф. Петрарки, Н. Кузанского, А. Ринуччини, М.

Монтеня обращение к импровизации носит скорее имплицитный, чем явный

4

характер и связано с осмыслением душевной жизни человека и художественной специфики музыки. Р.Барт, Ж. Батай, Ж. Бодрийар, Г.В.Ф. Гегель, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Б. Спиноза, П. Тейяр де Шарден, И. Тэн, М. Хайдеггер, Й. Хейзинга Ф.В.Й. Шеллинг, О. Шпенглер, касались проблемы импровизации в связи с анализом искусства, не делая её непосредственным предметом рефлексии. В целом обращение к импровизации в философской традиции носит имплицитный характер и нуждается в экспликации сущностных характеристик феномена с привлечением современного научного и практического знания.

В произведениях В.Ф.Одоевского, А.С.Пушкина, A.B. Тимофеева, И.С. Тургенева представлены художественные образы импровизации, не получившие дальнейшего философского осмысления. Представленность импровизации в хореографии и театре носит не рефлексивный, а прагматический характер, что выражено в наличии школ и направлений контактной и театральной импровизации, связанной с именами Б.Брехта, Е. Вахтангова, Ф. Дзеффирелли, В.Мейерхольда, С.Новак, С. Пэкстона, K.M. Станиславского. Импровизация имела место в хореографической практике Д. Баланчина, М.Барышникова, А. Бурновиля, Ю. Григоровича, А. Дункан, Р. Пети, М. Петипа, М. Фокина, Б. Эйфмана.

В театральных и хореографических системах продуцируются импровизационные образы, развиваются импровизационные стратегии обучения мастерству и импровизационные исполнительские практики, основанные на закрытой цеховой художественной культуре, интуитивном выявлении сущностных характеристик феномена импровизации без подкрепления импровизационной практики философской рефлексией. Анализа импровизации с точки зрения её универсального смысла в данных системах не обнаружено.

Музыкальное бытие рассматривается в трудах Августина, Г. В. Ф.Гегеля,

JI. да Винчи, А. Ф. Лосева, Ф. Ницше, И. Тэна. Исследования в области

музыкальной джазовой импровизации осуществлены в работах Е. Барбана, Ю.

Кинуса, А. Козлова, O.K. Королева, Е. В. Овчинникова. Практика

5

импровизации представлена в творчестве Л. Армстронга, Д. Брубека, Д. Гиллеспи, К Джаррета, К. Кожевниковой, Ж. Лузьера, Б. Макферрена, С. Манукяна, Ч. Паркера, Э. Фитцджеральд. Однако методологии осмысления импровизации через модус её музыкального бытия ни в теоретических трудах музыковедов, ни в вокальной и инструментальной образовательной практике не обнаружено.

Категория субъекта широко изучена в философском аспекте. Субъект исследован в системе категорий активности, разумности, свободы, автономности, в трудах И. Фихте, Э. Фромма, М. Хайдеггера. Субъект исследован как часть процессов познания и деятельностного влияния на объект у Р.Декарта, С.Ф. Денисова, И. Канта, В.А. Лекторского, К.Н. Лобутина, Д.В. Пивоварова. Субъект рассмотрен, как носитель психических характеристик Б. Г. Ананьевым и С.Л. Рубинштейном. У Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В.Й. Шеллинга, И. Тэна, Ф. Ницше, Г.-Г. Гадамера, X. Ортеги-и-Гассета, Й. Хейзинги, М. Хайдеггера, Р.Барта, А. Данто, Д. Дьюи, рассмотрена проблема художественного творчества, выявлен субъект-художник, но отсутствует типология субъекта импровизации.

Категория игры осмыслена в работах Г.-Г. Гадамера, Ф. Ницше, X. Ортеги-и-Гассета, Й. Хейзинги. Оппозиция порядка и хаоса развёрнута в эстетике Г.В.Ф. Гегеля и рассмотрена И. Пригожиным, И. Стенгерс, однако ни категория игры, ни порядок и хаос как единая методология в рефлексии импровизации не применялись; позиции указанных авторов не были прежде синтезированы в исследовании философско-антропологических смыслов импровизации.

Креативность субъекта отмечена в философской рефлексии искусства Г.В.Ф. Гегеля, А.Ф. Лосева, Ф.Ницше, И. Тэна, Ф.В. Шеллинга, О.Шпенглера, тем не менее, она не рассматривалась с позиций философско-антропологических смыслов импровизации.

В связи с этим, проблема, подлежащая исследованию, выражается в

отсутствии единого основания, объясняющего феномен возникновения

импровизации, выявляющего её сущностные характеристики и философско-

антропологические смыслы. В связи с назревающей концепцией импровизации

6

как основы всего современного творчества, как универсального метода, встает вопрос о необходимости осмысления её структуры с философских позиций, что нашло выражение как поиск ответа на вопросы: В чём сущность импровизации? Каковы её философско-антропологические смыслы?

Целью исследования является философское осмысление феномена импровизации, выявление её сущностных характеристик и философско-антропологических смыслов. Для достижения цели исследования необходимо решение следующих взаимосвязанных между собой задач:

1. Исследовать осмысление импровизации в философской традиции.

2. Рассмотреть специфику импровизации в искусстве.

3. Выявить импровизационный модус музыкального бытия.

4. Установить сущностные характеристики импровизации.

5. Обосновать субъектную природу импровизации.

6. Раскрыть философско-антропологические смыслы импровизации.

Методологической основой диссертации являются:

Диалектический метод, позволяющий исследовать парадоксальную

природу импровизации. Диалектика ориентирует на рассмотрение противоречивости, а значит непосредственного взаимного влияния свободы и стандарта, переходов одного в другое в импровизационной деятельности.

Феноменологический метод, позволяющий раскрыть сущностные характеристики импровизации, её бытие, структуру, интенциальность, универсальное и уникальное в ней.

Герменевтический метод, позволяющий через техники истолкования, вчувствования и реконструкции дать философское понимание импровизационных текстов, эмпирики импровизации в различных видах искусства.

Сравнительно-исторический метод, адекватный проблеме изучения феномена импровизации, позволяющий обозначить исторически сложившиеся и складывающиеся тенденции её осмысления.

Системный подход, дающий возможность осмыслить ключевые аспекты

осмысления импровизации с точки зрения науки и культуры в целом, на

примере полипредметного дискурсивного единства, включая философскую, музыковедческую рефлексию, а так же художественную эмпирику импровизации

Научная новизна исследования.

1. На основе философского и художественного осмысления импровизации, а также импровизационных образовательных стратегий и практики импровизации в искусстве выявлены её особенности и определена единая структура импровизации.

2. Выявлен импровизационный модус музыкального бытия.

3. Обоснованы сущностные характеристики игрового бытия импровизации: свобода, наличие пространственно-временного континуума, состязательность, существование в границах порядка и хаоса.

4. Проанализирована философско-антропологическая специфика субъекта импровизации, с позиций его основности в импровизационном бытии; разработана типология субъекта импровизации, выявлена его креативность и интенция к трансцендентному.

Положения выносимые на защиту:

1. Общая структура импровизации, представленная в различных искусствах: установление (тема) и выход за его пределы, предполагает метакоммуникацию импровизатора с трансцендентным, в которую включается реципиент.

2. Импровизационный модус музыкального бытия характеризуется подвижностью, изменчивостью, возможностью конструирования и деконструкции, трансцендентностью.

3. Синтез концепции игры и оппозиции порядок и хаос позволяет обосновать сущностные характеристики импровизации: свобода, порядок, отсутствие целеполагания, напряжённость, пространственно-временной континуум, стремление к красоте.

4. Типология субъекта импровизации включает конструктора, творца, инноватора, которые в импровизационной деятельности выходят за пределы

существующего. Они дифференцированы по степени свободы, и едины в своей креативности и способности осуществлять метакоммуникацию.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы позволяют глубже раскрыть метафизическое содержание базовых принципов и ключевых категорий импровизации, осознать её универсальные характеристики. Они могут быть использованы как в дальнейшем научно-философском дискурсе, в том числе в культурологии и искусствоведении, в художественной педагогике, а так же в искусстве и в социальной практике.

Исследование подходов к осмыслению импровизации в философском дискурсе, рассмотрение её во временных искусствах, в том числе в музыке, выявление её сущностных характеристик, субъектного смысла, креативной и трансцендентной составляющих могут послужить материалом для разработки учебных пособий и рабочих программ по основным и факультативным философским дисциплинам, а так же использоваться в практике преподавания соответствующих курсов и спецкурсов.

Исследование модуса музыкального бытия импровизации представляет интерес для онтологии искусства, а исследование форм интерпретации импровизации в русской и западной философии, позволяет увидеть конструирование данной проблемы в истории философии:

Философии искусства исследование импровизации предлагает данные о креативном субъекте, поскольку импровизация субъектна и наиболее широко репрезентирована в художественном творчестве: её философское осмысление открывает новые ракурсы видения творчества и художника.

Исследование имеет актуальность и в музыкально-теоретическом направлении, уже обращённом к исследованию специфики музыкальной импровизации, но попавшем в тупики невыразимости её смысла, поскольку до настоящего времени музыковедение не имело философских оснований исследования импровизации.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась автором во время чтения лекций по дисциплинам «история

9

джазовой музыки», «основы импровизации», «методика преподавания джазового вокала». Основные разработки в ходе исследования были изложены во время очного и заочного участия в научных и научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней: «Реальность. Человек. Культура» (ОмГПУ, Омск 2008, 2010, 2011), «Мультикультуральная современность» (Екатеринбург. Гуманитарный ун-т, 2009), «Визуальная культура» (ОмГТУ, Омск 2009, 2010, 2011), «Искусство, архитектура, дизайн : весь мир - театр» (ОмГТУ, Омск 2009), «Декабрьские диалоги» (ООМИИ им. М. А. Врубеля, Омск 2010), «Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства» (МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва 2010), «Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны» (Ом.Гос ун-т. Омск, 2010), «Православие и русская культура» (Слав, печат. дом, Тобольск, 2011).

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в журналах «Омский научный вестник» и «Ценности и смыслы», рекомендованных ВАК.

Структура диссертационного исследования подчинена общему замыслу работы, логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых, отражая различные аспекты поставленной проблемы делится на три параграфа, заключения и списка литературы. Работа представлена на 151 странице, список источников включает 233 наименования.

Глава I. ОНТОЛОГИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ §1. Импровизация в философской традиции

Прежде чем приступить к раскрытию сущностных, бытийных свойств

импровизации, обратимся к этимологии этого слова. Этимологическая

рефлексия является основой для понимания сущностных характеристик

феномена, в философском дискурсе. Слово-понятие «импровизация», хотя и

определено в своём лексическом значении в искусствознании, но не осмыслено

с философской точки зрения. В культурный обиход оно пришло из

итальянского языка от - 1тргоуу18а2юпе —сочинение стихов, музыкальной

10

пьесы или речи в момент исполнения, без предварительной к этому подготовки1. Морфологическая форма слова «импровизация» указывает на субстантивированное действие, закреплённое в каком-то результате. Действие — импровизировать - сочинять стихи, музыку или произносить речь без предварительной подготовки2 также происходит от итальянского — improvvisare - improvviso - непредвиденный, внезапный и восходит к латинскому - improvisus — неожиданный, внезапный. Понятие импровизации закрепилось в европейских языках, а в конце XVIII века было заимствовано русским языком и прижилось в русской художественной литературе3 XIX века, будучи прямо связано с поэзией и с художественным творчеством в целом. У В.Даля «импровизировать...говорить стихами; сочиняя стихи, <...> говорить речь не готовясь, не сочинив, не написав её наперёд, говорить с ума, с думки, читать с мыслей»4. Импровизация понималась как особый дар, а импровизатор казался существом не от мира сего. Слово «импровизация» функционирует уже более двух столетий в качестве межъязыкового международного понятия. Оно прочно закрепилось в музыковедении, хореографии и театроведении, поскольку отражает специфику художественной исполнительской практики в этих видах искусства, где импровизация становится, с одной стороны, приёмом творчества, а с другой - обучением художественному творчеству. Очевидная возможность и даже неизбежность импровизации в музыке, танце, актёрской игре, её несомненное участие в развитии этих видов искусства акцентируют в её осмыслении особенное, специальное, характерное для данных видов искусства и редуцируют в искусствоведческой рефлексии её универсальный характер.

Философское исследование предполагает выявление сущностных характеристик феномена импровизации, её оснований, которые, так или иначе, нашли отражение в языковой сфере. Так, фиксация именно в итальянском языке слова-понятия - improvvisazione - указывает на высокий уровень

1 Словарь иностранных слов. Под ред. И.В.Лёхина и Ф.Н. Петрова. Государственное изд-во иностр. и нац-х словарей. М., 1954. - С.267.

2 См.: Там же.

3 См.гПушкин A.C. Египетские ночи // Собр. Соч. Т.5. М., 1960, Гос. Изд-во Худож. Лит-ры. - С 270285., Одоевский В. Ф. Импровизатор / Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989 - С. 70-83.

4 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Терра, 1994.- Т.2. С.43.

11

развития художественного мастерства в Италии, говорит о свободе и виртуозности итальянских художников, поэтов, музыкантов, чему подтверждением является итальянское Возрождение - самое раннее в Европе. Италия - прямая наследница античных образцов, а импровизацию как приём художественного творчества упоминал ещё Аристотель в «Поэтике», и римские ораторы им успешно пользовались. Видимо, на прагматическом уровне импровизационность осознавалась как необходимая творческая компонента мастерства, что нашло закрепление и в языке. Не требуя, казалось бы, каких-либо особых пояснений, понятие импровизации раскрывает некоторые особенности своей семантики, укореняясь в европейских языках. Так французское - improviser - и английское — improvise - означает: 1. Импровизировать, сочинять экспромты. 2. Поспешно оборудовать, соорудить, устроить без подготовки. 3. Временно назначить, приставить к делу, использовать, случайно стать кем-то1. Показательным в смысле отражения в слове «импровизация» сущностных характеристик феномена импровизации является префикс im-, означающий а) отрицание смысла, заложенного в основе слова, б) указание на движение внутрь чего-то. Основа слова — provisoire (франц.) - провизорный, временный, переходное состояние. Она встречается в provisionnel - предварительный, предварительная частичная уплата налога2. Provision - (англ.) - заготовление, заготовка, снабжение, обеспечение, съестные припасы, провиант, постановление, мера предосторожности. Провизор -аптечный работник, готовящий должное снадобье по инструкции; во французском языке провизор - должностное лицо, например, директор лицея. Таким образом, получается, что импровизатор, в отличие от провизора -субъект, создающий продукт без инструкции, без рецепта, свободно. В гнездо родственных слов попадают слова: provisional - провизорный временный, предварительный3, prove - доказывать, испытывать, пробовать, утверждать,

1 Гак В.Г. Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь. М., Изд-во «Русский язык». 1998. С.561.

2 См.: Там же С. 879.

3 См.: Анлю-русскийслюварь.Сосг.ВД АракинМ, Гос. Изд-ю иностр. и нац. Словарей. 1962.С.673.

удостоверять. Префикс im- даёт корню (prove) новый смысл - улучшаться, усовершенствоваться, воспользоваться случаем, повышаться в цене1.

Этимологический анализ понятия импровизации позволяет увидеть в его семантике некоторое отрицание утверждённого, доказанного, испытанного, установленного, опробованного, созданного по инструкции, должного. В русском языке нет исконного аналога понятию импровизации; слово было заимствовано, как обозначение диковинного феномена импровизирования, пришедшего из Европы . И феномен, и слово мыслились в основном как не имеющие русской почвы. Однако в русском языке существует основа -готовить, та же, что европейском слове - prove. Готовка, готовить — собирать, припасать, снаряжать, беречь или держать в исправности к сроку, ладить, делать, прилаживать, устраивать. Именно эта семантика отрицаема в понятии импровизации приставкой im-. Так, русское «готовка» идентично европейскому «provision» - заготовка, снабжение, обеспечение, предусмотрение, предвидение, предвосхищение, а импровизация - отказ от заготовки, обеспечения, предвидения.

Этимология раскрывает, что, во-первых, понятием импровизации язык фиксирует актуальное действие, осуществляемое внезапно, неожиданно. Во-вторых, в этом актуальном действии есть семантика отрицания подготовки -préparation — препарирования - разбора структуры и содержания действия, а также семантика отрицания - (provision) готовки, припаса, обеспечения, необходимого для совершения действия. Таким образом, действие мыслится словно совершаемое, само собой, по наитию, вдохновению. В-третьих, бытие самой импровизации как результата действия, осуществляемого без подготовки, пребывает в модусе возможного, а не должного. Это объясняет, почему данное слово-понятие закрепилось, прежде всего, в искусстве, где подлинное творение уникально, творческий акт неповторим, неожидан и пребывает в модусе возможного, а не должного. Если говорить о фундаментальных категориях культуры - пространстве, времени, движении, то

1 См.: Англо-русскийсловарь.Сост.В.Д Аракин.М.С. 440.

2 См.: Пушкин А.С. Египетские ночи. Однако и в русской православной музыке импровизация имела место, хотя и не осознавалась как таковая в силу сложившейся системы её записи.

13

феномен импровизации объективирует движение в действии-акте непосредственного творчества в актуальном настоящем времени. Импровизация - действие, в котором есть отрыв от подготовленного, установленного пространственно сложившегося начала.

В значении слова импровизация актуализировано настоящее время. Действительно^ в искусствознании, и в художественном творчестве: в музыке, хореографии, театральном, поэтическом искусстве - подчеркивается настоящее время импровизации. В музыке импровизация - одновременное сочинение и исполнение произведения. Импровизатор берет тему, на основе которой он создаёт импровизацию1. В поэзии импровизация указывает на наличие особого дара, предполагает виртуозное владение техникой стиха и, как правило, уступает в качестве поэтическому тексту, созданному обычным способом. В театральном и хореографическом искусстве импровизация осваивается как особое направление и определяется через выявление таких принципов как: идея, партнёр, изменения, свобода, честность, творчество, игра, эксперимент2.

В античной философии импровизация выявляется в имплицитно-практической форме. Импровизационность как действие отрыва от подготовленного, установленного пространственно-временного сложившегося начала, является общей характеристикой, объединяющей различных представителей античной философии.

Сократ видел в импровизации аргумент, подтверждающий искренность высказывания, поскольку импровизированная речь не готовится заранее, а, следовательно, правдива и проста. Философ критиковал ораторов, выступавших с подготовленной речью: «Они, повторяю, не сказали ни слова правды, а от меня вы услышите её всю. Только уж, клянусь Зевсом, афиняне, вы не услышите речи разнаряженной, украшенной, как у этих людей, изысканными выражениями, а услышите речь простую, состоящую из первых попавшихся слов. Ибо я верю, что то, что я буду говорить, - правда» .

1 См.: Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.- С-Пб., 2000. С.101.

2 Стив Пакстон, Нэнси Старк -Некоторые принципы контактной импровизации_ Синтия Новак (Cynthia Novack).mht

3 Платон. Диалоги Платона. Апология Сократа. 17 Ь, с.

14

Благодаря импровизации, сформулированная в античной философии диалоговая форма дискурса, оказалась возможной1. Импровизационность определяла как вопрос, так и ответ, независимо от степени их эксплицированности. Вопрос оппоненту мог быть неожиданным, звучать как риторический, однако всегда находился и неожиданный ответ. Так Фалес, по свидетельству Диогена Лаэртского, «сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. - «Почему же ты не умрешь?» - спросили его. «Именно поэтому», -сказал Фалес. На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: «Ночь - раньше на один день»2. Импровизационный характер этих мгновенных ответов ощущается и через тысячелетия. Развёрнутые размышления древних, например, о сущности Эрота в «Пире» Платона также носят импровизационный характер. Импровизация имела место в практике ораторского искусства, в частности, невозможно было запланировать общение с аудиторией и строго следовать плану. Поэтому наряду с развитием риторики, которая включала подготовку содержания речи и технику её исполнения, развивалась импровизационная практика общения. Приёмы вовлечения в импровизацию слушателей, сформированные ещё в древности, и сегодня находят применение в речевой и музыкальной исполнительской практике. Как видно, в античной философии рефлексия импровизации носила имплицитный и практический характер, (хотя в философии и употреблялся термин «импровизация»). Причина прагматической направленности рефлексии определялась задачами развития античной культуры: коммуникационной и гносеологической. Если предположить, что вопросно-ответная форма импровизаций вытекала в целом из необходимости и потребности общения, то в философских импровизациях, втягивающих всех собеседников в дискурс, очевидны вопрошание и поиск истины. Импровизация была атрибутом повседневной жизни философов, позволяя мгновенно реагировать на происходящие вокруг события, вовлекая в

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Новикова, Екатерина Борисовна, 2012 год

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдуллазаде Г. Философская сущность музыкального искусства. Баку, 1985.-284 с.

2. Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть первая, книга вторая / Пер. с нем. К. К. Саквы. - М.: Музыка, 1988. - 608 с.

3. Августин Аврелий. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. - 335 с.

4. Адорно Т. Введение в социологию музыки. М.: 1973. Вып 1. - 144 с. Вып. 2 -155 с.

5. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: 1998. — 169 с.

6. Адорно Т. Философия новой музыки - М.: Логос, 2001. - 344 с.

7. Алексеев А. история фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2. -2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. - 415 с.

8. Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада - концептуальное и дискретное: Владивосток, Изд-во Дальневосточного ун-та, 1999. - 126 с.

9. Альбрехт фон М. К пониманию музыки в Confessiones Августина / Древний мир и мы: классическое наследие в Европе и России / Отв. ред. А. К. Гаврилов. - СПБ.: Изд-во «Алетейя» 1997. - С. 42-57.

10. Англо-русский словарь. Сост. В.Д. Аракин, З.С.Выгодская, Н.Н.Ильина. М.: Гос. Изд-во иностр. и нац. словарей. 1962. - 987 с.

11. Антонова O.A., Кузнецова З.М. Музыкальное искусство и религия / Философско-исторический очерк. Томск: ТГУ, 1986. - 192 с.

12. Апрелева В. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. - 327 с.

13. Апрелева В. Очерки по гносеологии и психологии музыкального процесса. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. 1999. - 178 с.

14. Аристотель. Поэтика // Аристотель Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 21-80.

15. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. -М.: Библос, 1992. - 168 с.

16. Аркадьев М.А. Креативное время, «археписьмо» и опыт Ничто // М.: Логос, 1994. №6.С. 164-178.

17. Артоболевский Г.В. художественное чтение. Книга для учителей и руководителей худож. Самодеятельности. М.: Просвещение, 1978. -240 с.

18. Ахиезер A.C. Проблема субъекта: человек-субъект // Вопросы философии, 2007. № 12. С. 3-15.

19. Баланчин Д. Выше всех мастеров // Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи. Ленинград, изд-во «Искусство», 1971. - С. 277-282.

20. Барбан Е. Джазовая импровизация: К проблеме построения теории (Советский джаз: Проблемы. События. Мастера. Сборник статей) Сост. и ред. А. Медведев и А. О. Медведева. — М.: Советский композитор, 1987. — с. 162-183.

21. Барбан Е. Джазовые опыты. - СПБ.: Композитор • Санкт-Петербург, 2007. -336 с.

22. Барбан, Е.С. Черная музыка, белая свобода. - СПБ.: Композитор • Санкт-Петербург, 2007. - 284 с.

23. Барт Р. Смерть автора // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика : М., «Прогресс», 1994. - С. 384-392.

24. Батай Ж. Литература и Зло // Батай Ж. Теория религии. Литература и Зло. Мн.: Современный литератор, 2000. - 352с.

25. Баташёв А. Искусство джаза в музыкальной культуре (Советский джаз: Проблемы. События. Мастера. Сб. статей) Сост. и ред. А. Медведев и А. О. Медведева. — М.: Советский композитор, 1987. — с . 80 - 95.

26. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою http://www.gumer.info/№

27. Бахтин ММ К философии поступка // httpy/www.pMosophy.r^

28. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975.-С. 6-71.

29. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе (очерки по исторической поэтике) // Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000. С 9-139.

30. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. // Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М., «Искусство», 1986. - С. 361-373.

31. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. -СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

32. Белинский В.Г. Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах, под общ. ред. Ф. М. Головенченко. Т. 1. Статьи и рецензии 1834-1841. - Москва, 1948. - С 300390.

33. Бердяев H.A. Духовное состояние современного мира. // Н. А. Бердяев. Смысл творчества: опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - С 655-670.

34. Бердяев H.A. Конец ренессанса и кризис гуманизма // Н. А. Бердяев. Смысл творчества: опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - С 529-544.

35. Бердяев H.A. Самопознание // Н. А. Бердяев. Русская идея / Сост., вступ. ст. и примеч. М. А. Блюменкранца. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - С 249-606.

36. Бердяев H.A. Спасение и творчество // Н. А. Бердяев. Смысл творчества: опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - С 629-654.

37. Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев : худож-офор. Б.Ф. Бублик. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 668 с.

38. Бержеро Ф., Мерлин А. История джаза со времён бопа. Пер. с фр. М. Чернавиной. — М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд - во ACT», 2003.— 160 с.

39. Вернадская Ю.С. Трансцендентное и его поэтическая иетерпретация. Автореферат дисс. на соискание уч. степ. канд. филос. наук. Омск, 2002. — 20 с.

40. Бондаренко В., Дроздов Ю. Энциклопедия популярной музыки. — Минск: Изд. центр «Экономпресс», 2002. — 416 с.

41. Боэций С. Комментарий к Порфирию / Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л.И. Яковлева и др. - М.: ООО «Изд-тво Асгрель»: ООО «Издательство ACT» 2003. - С.449-458.

42. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 1981. -336 с.

43. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. Для фортепиано. Учеб. Пособие. -М.: Советский композитор, 1987. - 104 с.

44. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Соч. в 2 т, - М.: Искусство, - СПб.: Инапресс, 1999. - Т. 1: Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - 416 с.

45. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. 2-е, испр. Т. 1. -М., Мысль, 1977. С. 81-525.

46. Бэкон Ф. Орфей или философия // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. 2-е, испр. Т. 2. -М., Мысль, 1978. С. 259-261.

47. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебника для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство Лань, 2001. -192 с.

48. Вейс Д. Убийство Моцарта: Пер. с англ. Н. Ветошкиной и Э. Питерской. -М.: Правда, 1991.-416 с.

49. Верменич Ю. И весь этот джаз. — Воронеж: «ИНФА», 2002. - 376 с.

50. Верменич. Ю. Джаз. История. Стили. Мастера. - СПб.: Издательство Лань; Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. - 608 с.

51. Виндельбанд В. О свободе воли. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 208 с.

52. Витгенштейн Л. Философские исследования. // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М.: Гнозис, 1994. С. 75-319.

53. Власов BP. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства В Ют. -Спб.: Азбука-классика, 2004-2009. Т. Ш: Г — 3. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 752 с ht^://sbvari.ymde>aiy^^

54. Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М. : ACT, Мн. : Харвест, Современный литератор, 2002. -976 с.

55. Выготский JI. С. Психология искусства. Ростов н/Д., Феникс, 1998. - 480 с.

56. Гадамер Г. Актуальность прекрасного - М.: Искусство, 1991. - 368 с.

57. Гадамер, Г.-Г. Игра искусства / Пер с нем. А. В. Явецкого // Вопросы философии. -2006. -№ 8. - С. 164-168.

58. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы филос. Герменевтики. Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

59. Гак В. Г., Ганшина К. А. Новый французско-русский словарь. - 4-е изд. -М. : Рус. Яз., 1998.- 1195 с.

60. Гаспаров М. J1. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика. - СПб.: Азбука, 2000.-480 с.

61. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах. Том 3-й. / Г. В. Ф. Гегель. - Москва: изд-во Искусство, 1971г. — 624 с.

62. Гессе Г. Игра в бисер. М.: Аста Пресс, 1977 - 489 с.

63. Глинка М. И. Записки / Подготовил А. С. Розанов. - М.: Музыка, 1988. -222 с.

64. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 1991. — 432 с.

65. Горват И., Вассербергер И. Основы джазовой импровизации. — Киев: Музыка Украина, 1980. — 120 с.

66. Григорович Ю. Уроки балетмейстера // Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи. Ленинград, изд-во Искусство, 1971. - С 282-287.

67. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.

68. Гуревич А.Я. Средневековый Мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство. 1990. 396 с.

69. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2002.-438 с.

70. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского словаря. Т.2. М.: ТЕРРА, 1994-784 с.

71. Даниэль Лепкофф. Суровая реальность джема, и как в нем выжить. http://www.contact-piter.ru/stati/dlepkoff-survival

72. Данто А. Аналитическая философия истории. М.: Идея-Пресс, 2002. -292 с.

73. Деке Д. Американская популярная музыка. Пер. с англ. Ю. Верменича. — Воронеж: «ГИД», 1980. — 104 с. На правах рукописи.

74. Денисов С. Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.-216 с.

75. Денисов С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды: монография. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. - 206. С.

76. Денисов С.Ф. История и философия науки: учеб. пособие. Ч. 1.: Наука и ее институциональная специфика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 292 с.

77. Денисов, С. Ф. Сциентизм в метафизике : монография. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2011.-298 с.

78. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. МН., «Современный литератор», 1999 - 832 с.

79. Джазовая мозаика. Составитель Ю. Чугунов. — М.: ЗАО РИФМЭ, 1997 -128 с.

80. Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М.: Искусство, 1976. — 280 с.

81. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. - 576 с.

82. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.- СПб., 2000. - 448 с.

83. Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля / Пер. с лат. и древнегреч. - М.: ООО «издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. -829 с.

84. Древний мир и мы: классическое наследие в Европе и России / Отв. ред. А. К. Гаврилов. - СПБ.: Алетейя, 1997. - 298 с.

85. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. / Пер. с англ. Л. Е. Павловой. — М.: Республика, 2003 - 494 с.

86. Ершов П. М. Сочинения: В 3-х т. / Отв. ред. В. М. Букатов. - М., ТТО «Горбунок», 1991. - Т.1 : Технология актерского искусства. — М., 1992. — 288 с.

87. Жбиковская О. А. Нормирование в культуре: тендерный и национальный аспект ( на материале сравнительного анализа русской и французской культуры) Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Омск, 2008. — 19 с.

88. Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. - СПб.: Азбука-классика, 2001.-496 с.

89. Жирмунский История западно-европейской литературы - М.: Гос. уч. пед. изд-во министерства просвящения РСФСР, 1947. - 616 с.

90. Зайцева 3. Н. М. Хайдеггер: Язык и Время. // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Сборник. М.: Высш. Шк., 1991. С 159-177.

91. Зиммель Г. Созерцание жизни // Зиммель Г. Избранное в 2-х т., Т. 2. -М.: Юрист, 1996.- 608 с.

92. Зубец О. П. Одной любви музыка уступает // Этическая мысль: Научн.-публицист. Чтения/ Редкол.: А.А. Гусейнов и др. - М.: Политиздат, 1990. -С 89-105.

93. Ивин А. Философия: Энциклопедический словарь. — Изд-во Гардарики, 2004. - 1072с.

94. Ильин А.Н. Субъект в массовой культуре (на материале китч-культуры) Автореферат дисс. на соискание степени кандидата фил ос. наук.. Омск, 2009. - .23 с.

95. Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений / Сост. и автор комментариев Карпов А. А.; авт. вступит. Статьи Маркович В. М. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 560 с.

96. История западноевропейской литературы. Раннее средневековье и возрождение. Под общ. ред. В.М. Жирмунского. - Москва: Гос. уч. пед. изд-во., 1947. - 616 с.

97. История философии. Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. -732 с.

98. Каган М. С. Философия культуры. - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996. - С. 416.

99. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - СПБ.: «Наука», 1999.-С. 129-467.

ЮО.Касавин И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М., 2008. - 544 с.

Ю1.Кемпбелл Дж. Тысячеликий герой. Пер с англ. -М.: «Рефл-бук». «ACT». К. : «Ваклер», 1997. - 384 с.

102.Кинус Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 188, [1] с. — (Музыкальная библиотека).

ЮЗ.Книгин А. Н. Учение о категориях: Учеб. Пособие. - Томск: Изд-во Том. Ун-та., 2002. - 292 с.

104.Козлов А. Об искусстве импровизации./AJRL: http:// www. dj embuka.ru/music/improvisation.php

105.Кокер Дж. Джазовая импровизация. Пер. с англ. Ю. Верменича, ред. М. Пасынкова. — Воронеж: «ГИД», 1977. — 98 с. На правах рукописи.

Юб.Коллиер Дж. JI. Становление джаза. Популярный исторический очерк. Пер. с англ. — М.: Радуга, 1984. — 392 с.

107. Кондрашев В. А. Новейший философский словарь / В. А. Кондратов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина; под общ. ред. А. П. Ярещенко. - Изд. 3-е -Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 668 с.

108. Конен В. Рождение джаза. — М.: Советский композитор, 1984. — 312 с.

109.Королёв О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. - М.: Музыка, 2006. - 168 с.

ПО.Кузанский Н. Наука незнания / Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. ЛИ. Яковлева и др. - М.: ООО «Изд-тво Асгрель»: ООО «Издательство ACT» 2003. - С. 640-669. Ш.Кузанский Н. О богосыновстве / Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. ЛИ. Яковлева и др. - М.: ООО «Изд-тво Асгрель»: ООО «Издательство ACT» 2003. - С. 669-671.

112.Кундера М. Нарушенные завещания: Эссе. Спб., «Азбука-классика», 2006. -320 с.

113.Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. М. ACT, 2997. - 384 с.

114. Леви-Стросс К. Первобытное мышление М., «Республика», 1999. - 392 с.

115. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Духовность, художественное творчество, нравственность (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1996. №2. С. 31-35.

116.Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1985. - 344 с.

117.Лифшиц Д. Феномен импровизации в джазе. Диссертация. — Н. Новгород, 2003. — 165 с. На правах рукописи.

И8.Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. // Лосев, А. Ф. Форма -Стиль - Выражение. М.: Мысль, 1995. - С. 5-297.

119. Лосев А.Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. М.: Наука, 1991.-221 с.

120.Лосев А.Ф. Два мироощущения // А. Ф. Лосев. Форма - Стиль -Выражение: сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. -М.: Мысль, 1995. - С. 623-636.

121.Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина // А. Ф. Лосев. Форма - Стиль -Выражение: сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. -М.: Мысль, 1995. - С. 733-779.

122.Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // А. Ф. Лосев. Форма - Стиль -Выражение: сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1995. С. 405-481.

123.Лосев А.Ф. О музыкальном ощущении любви и природы // А. Ф. Лосев. Форма - Стиль - Выражение: сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1995. - С. 603-621.

124.Лосев А.Ф. Очерк о музыке // А. Ф. Лосев. Форма - Стиль - Выражение: сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1995.-С. 637-667.

125.Лосев, А. Ф. Форма - Стиль - Выражение / А. Ф. Лосев : сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1995. -944 с.

126.Лосский Н.О. история русской философии / Н.О. Лосский. - М.: академический Проект, 2007. - 551 с.

127.Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. -283 с.

128.Максапетян А.Г. Языки описания и модели мира (постановка вопроса) // Вопросы философии. 2003. № 2. С. 53-65.

129.Максименко Л.А. Космология в культуре: философско-антропологическое осмысление. Автореферат дисс. на соискание уч. степ. .докт. филос наук. Омск, 2011.-42 с.

130.Мандельштам О.Э. Разговор о Данте // Мандельштам О. Э. Избранное - М.: СП Интерпринт, 1991. - С. 220-276.

131.Мартишина Н.И. Реальность и её конструирование. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009. - 172 с.

132.Менегетти А. Искусство? - Да, если это искусство жизни // Ценности и смыслы, М.: 2011. № 6 (15) - С 149-156.

133.Мережковский Д. С. Акрополь: Избр. Лит.-критич. Статьи. - М.: Кн. Палата, 1991.-352 с.

134.Микешина Л. А. Новые образы познания и реальности М., «РОССПЭН», 1997.-238 с.

135.Мифологический словарь /Гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - 736 с

136. Многообразие жанров философского дискурса: Коллектив. Монография: Учеб. Пособие // Под общ. ред. д-ра филос. Наук В. И. Плотникова - Екатеринбург. Банк культурной информации, 2001.-276 с.

137. Монтень М. Опыты // Антология мировой философии: Возрождение. - Мн.: Харвест; ML: ООО «Издательство ACT», 2001. - С. 569-671.

138.Монтень М. Опыты: кн. 1. Пер. с фр. A.C. Бобовича. - Москва.: ООО «Издательство» ACT; Харьков: Издательство «Фолио», 2002. - 624 с.

139.Моррис. У. Цели искусства // У. Моррис. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. - Москва; «Искусство», 1973. - С. 58-75.

140.Моэм У. С. На китайской ширме // Моэм У. С. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5: Пьесына китайской ширме; Подводя итоги; Эссе: Пер с англ. - М.: Худож. Лит., 1994. - С. 143-260.

141.Моэм У. С. Театр // Моэм У. С. Малый уголок; Театр: Романы/Пер. с англ. Г. Островской. - Мн.: Мает, лгг., 1979 - С. 172-367.

142.Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 с.

143.Музыкальная культура и искусство: наблюдения, анализ, рекомендации: выпуск 6. - Новосибирск: ИИЦ «Вестник НРСООО», 2007. - 160 с.

144.Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб пособие. Вып. 7 / Сост. И. Гивенталь, Л. Щукина, Б. Ионин. - М.: Музыка. - 2000. - 448 с.

145.Мураками X. Джазовые портреты: Эссе / Пер с яп. И. Логачева. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.-240 с.

146.Мысовский В., Фейвртаг В. Джаз. Краткий очерк - Л.: Гос. муз. изд-во, 1960.-68 с.

147.Нефедова Л. К. Философский смысл детства: Монография. - Омск: «Амфора», 2010. - 204 с.

148.Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ф. Ницше. По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М. : Изд-во ЭКСМО-пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2002. С. 11-294.

149.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М. : Изд-во ЭКСМО-

пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2002. - 848 с.

144

150.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки: Предисловие к Рихарду Вагнеру // Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - С. 57-157.

151.Новак. С. Аутентичное движение как форма танцевального ритуала http://www.authentic-movement.by/wp-conteniyuploads/am-as-a-ritual-dlowell.pdf

152.Новак. С. Некоторые принципы контактной импровизации http://www.contactimprovisation.ru/articles/podrobnee.php ?nomer=40

153.Новак. С. Обучение контактной импровизации http://www.urban-tao.com/rus/ci-article 1 .htm

154.Новак. С. Размышления о танцевальной импровизации. http://www.psitren.rU/articles3/l 15-sintiyanovak.html

155.Овчинников Е. Джаз как явление музыкального искусства: К истории вопроса — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 64 с.

156.Овчинников. Е. Архаический джаз - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - 56 с.

157.Овчинников Е. История джаза. Учебник: В 2 вып. Вып. 1. — М.: Музыка, 1994.-240 с.

158. Овчинников. Е. От классического джаза к свингу - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987 - 64 с.

159. Овчинников. Е. Традиционный джаз- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986 - 40 с.

160. Одоевский В.Ф. Импровизатор / Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений. - JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.-С. 70-83.

161.Одоевский В.Ф. Себастьян Бах / Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.- С. 84-121.

162.Ожегов С.И. Словарь русского языка, второе издание исправленное и дополненное, 52000 слов под общей редакцией академика С.П. Обнорского / С.И. Ожегов. - Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва, 1952.- 848 с.

163.0ртега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // X. Ортега-и-гассет. Восстание масс - М.: ООО Издательство ACT, 2001. - С. 209-268.

164. Ортега-и-Гассет X. Размышление о рамке // X. Ортега-и-гассет. Восстание масс - М.: ООО Издательство ACT, 2001. - С 482-490.

165.Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс: Сб.: Пер с исп. / X. Ортега-и-Гассет. -М. : ООО Издательство ACT, 2001. - 509 с.

166.0синцева Надежда Владимировна. Танец в аспекте антропологической онтологии : дисс. на соискание уч. степ. канд. филос. наук : 09.00.01 Тюмень, 2006. - 167 с.

167.Переверзев JI. Импровизация versus композиция. Вокально-инструментальные архетипы и чёрно-белый дуализм джаза. — М., 2004. -34 с. На правах рукописи.

168.Петрарка Ф. Книга о делах повседневных / Антология мировой философии: Возрождение. - Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - С. 4-33.

169.Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986. - 605 с.

170.Платон. Пир. / Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля. -М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков. Фолио, 2003. - С. 36-90.

171.Покровский. Б. А. Сотворение оперного спектакля: Шестьдесят коротких бесед об искусстве оперы. Худ. Б. Чупрыгин. - М.: Дет. Лит. 1985. - 144 с.

172.Поупкин Ричард, Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник / Под общ. редакцией И. Н. Сиренко. - М.: Серебряные нити, 1998. - 512 с.

173.Пушкин A.C. Египетские ночи / Собр. Соч. Т.5. М., 1960, Гос. Изд-во Худож. лит-ры. - С 270-285.

174.Пушкин A.C. Собрание сочинений в десяти томах. Т.5. М.: Худож. лит., 1960.-664 с.

175.Пэкстон Стив. Заметки о внутренней технике http://www.arira.ru/zametki-o-vnutrennei-tekhnike.htm

176.Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: В трех книгах.

Издание 6-е, стереотипное. - М.: Академический Проект, Деловая книга, 2008.-1008 с.

177.Рахамимова Е. И. Диалектико-феноменологическая специфика субъектного вопрошания.. Автореферат дисс. на соискание уч. степ канд. фил ос наук.Омск, 2008. - 19 с.

178.Риккерт. Г. Философия жизни. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 240 с.

179.Розанов В. В. Уединенное: Сборник. М., «Эксмо», 2006. - 960 с.

180.Руссо Ж. Ж. Исповедь: М.: 2004. - 804 с.

181.Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / Пер. с англ. М. Рудковской и В. Ерохина. - М.: Музыка, 1987. - 296 с.

182.Сац Н. И. Новеллы моей жизни. М.: Искусство, 1973. - 360 с.

183.Словарь иностранных слов под редакцией И. В. Лёхина и проф. Ф. Н. Петрова. - М.: 1954г. - 856 с.

184. Словарь искусств. Пер. с англ. — М.: Изд-во ТОО «Внешсигма», 1996. -536 с.

185.Соболева А. П. Вызовы и ответы современного эстетического образования // Наука и научное познание в контексте развития культуры: сборник научных трудов / под ред. М. П. Волкова. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - С. 62-66.

186. Содружество наук и тайны творчества. Сборник статей. - М.: Искусство, 1968.-451 с.

187.Соловьев. B.C. Общий смысл искусства // В. С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика . — М.: Искусство, 1991. - С 73-89.

188.Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика . - М.: Искусство, 1991.-701 с.

189.Социальная психология. Словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

190. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей // Б. Спиноза. Этика / Пер. с лат. Я. М. Боровского, Н. А. Иванцова. - Спб.: Азбука, 2001. - С. 45-348.

191.Станиславский К. С. Мое граждансое служение России. Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек. - М.: Правда, 1990. -656 с.

192.Степин B.C. Научная рациональность в гуманистическом измерении / B.C. Степин // О человеческом в человеке. М., 1991. - С. 138-166.

193.Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки / B.C. Степин. М.: Высшая школа, 1992. — 191 с.

194.Стерне М. История джаза. Пер. с англ. Ю. Верменича. — Воронеж: «ГИД», 1968. - 177 с. На правах рукописи.

195.Столович JI. Н. Жизнь. - творчество - человек: Функции худож. Деятельности. — М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

196. Театр импровизации Санкт-Петербург http://www.teatrmir.ru/improvis.html

197.Тейяр де Шарден П. Божественная среда // Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе: Пер. с фр. - М.: ООО «Издательсво ACT», 2002.-С. 7-132.

198.Тейяр де Шарден П. Феномен человека // Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе: Пер. с фр. - М.: ООО «Издательсво ACT», 2002. - С.133-430.

199.Тимофеев. А. В. Художник / Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений. - JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.— С. 237-320.

200.Тоффлер Э. Третья волна: Пер с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 776 с.

201.Тургенев.И. С. Певцы / Миньона: Музыка в русской прозе: вторая половина XIX века / Сост. А.. Трейстер, послесловие и коммент. М. Рахмановой. -М., Музыка, 1991. С. 3-20.

202. Тэн И. Философия искусства / Подгот. К изд., общ. ред. и послесл. А. М. Микиши; вступ. ст. П. С. Гуревича. -М.: Республика, 1996. -351 с.

203.Уильяме М. Краткая история джаза. Пер. с англ. О. Феофанова. — Ростов н/Д: «ГИД», 1975. - 17 с. На правах рукописи.

204.Фейертаг В. Джаз на современной эстраде. Эстрада: что? где? зачем? — М.: Искусство, 1988. - С. 201 - 220.

205.Фейертаг В. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. — СПб.: Изд-во «Скифия», 2001. - 564 с.

206. Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. М.: Прогресс, 1993.-400 с.

207.Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя. Изд 3-е. М., Политиздат, 1972.-496 с.

208.Фитцджеральд С. Отзвуки века джаза / Избранные произведения в 3-х т. Т.З. - М.: Художественная литература, 1977. - С. 397-408.

209. Фихте И. Г. Назначение человека // Фихте И. Г. Шопенгауэр А. немецкая классическая философия. Том 2. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 2000. - С. 75-151.

210. Флоренский П.А. Обратная перспектива «1919-1922» // Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. - М.: Прогресс, 1993. — С. 247-264.

211. Фрагменты ранних греческих философов // От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. -М.: Наука, 1989. - 576 с.

212.Фридеричиа А. Август Бурнонвиль. Пер с датского. - М.: Радуга, 1983. -272 с.

213.Фэзвр /1. Книга о джазе. / Пер. с англ. Ю. Верменича. — Воронеж: «ГИД», 1961. — 157 с. На правах рукописи.

214.Хайдеггер М. Время картины мира. // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., Республика, 1993. - С. 41-62.

215.Хайдеггер М. Исток искусства и предназначение мысли. // Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический проект, 2008. - С. 440-454.

216.Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: «Академический проект», 2008. - С. 77237.

217. Хайдеггер, М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер; пер. с нем. Михайлова A.B. - М.: Академический Проект, 2008. - 528 с. -(Философские технологии: философия).

218.Хейзинга Й. Homo Ludens / Пер. с нидерланд. В. Ошиса. - М.: ООО Издательство ACT, 2004. - 539 с.

219.Хоружий С. С. Конституция личности и эдентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя // Вопросы философии, № 1, 2007. -С. 75-77.

220.Художественная культура и образование: теория, история, методика / [сост. А. М. Лесовиченко]. Новосибирск, 2008. - 188 с.

221.Честертон Г. К. Вечный человек / Перевод с английского. - М.: Изд-во Эксмо, СПб.: Мидгард, 2004. - 704 с.

222. Шабалина Т. Импровизация театральная http://www.kmgcsvetr^^ JJdnoAMPROVIZATSIYAJIEATR ALNAYAhtml?pageF0,l

223.Шеллинг В.Ф. Философия искусства / Под общ. ред. М. Ф. Овсянникова; Пер с нем. П. С. Попова. - М.: Мысль, 1999. - 608 с.

224.Шеллинг Ф.В.И. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметов // Кант И. Гегель Г. В. Ф. , Шеллинг Ф. В. И. Немецкая классическая философия. Том 1. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2000. - С. 667-747.

225.Ширинкина Т.Г. История зарубежной философии (XIX - XX вв.): Учебное пособие по курсу «Философия» для студентов высших учебных заведений: В 2 частях. Часть II. - Омск: Омск. гос. ун-т. 2001. - 135 с.

226.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. -М.: Мысль, 1993. - 663 с.

227.Эллингтон Дюк и европейский джаз: Материалы научной конференции. — СПб.: СПб ГУЛ, 2000. — 60 с.

228. Эмерсон Р. Нравственная философия. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 384 с.

229.Юнг К. Г. Психологические типы / Пер с нем.: Под общ. ред. В. В. Зеленского. - Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 656 с.

230.Яковлев Е. Г. Эстетика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 464 с.

231 .Feather L. The Book of Jazz. From then till now. - New York: 1965. - 290 p.

232.Finkelstein S. Jazz A People's Music. - New York: International Peblishers, 1988. -180 p.

233.Hodeir Andre. Jazz: its evolution and essence.- Grove press, New York, 1956. -268 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.