Имена собственные в поэзии М.В. Исаковского: структурно-семантический и функциональный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Курс, Ксения Юрьевна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат наук Курс, Ксения Юрьевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
1.1. Из истории литературной (поэтической) ономастики
1.2. Основные особенности литературной (поэтической) ономастики
как направления ономастических исследований
1.3. Вопрос о терминологии исследования
1.4. Функции имен собственных в художественном тексте
1.5. Роль заглавий в художественном тексте
1.6. Коннотативный фон имен собственных
1.7. Вопрос о классификации имен собственных в литературной (поэтической) ономастике
1.8. Основные характеристики Смоленской поэтической школы и творчества М.В. Исаковского в свете ее положений (ономастический аспект)
1.9. Особенности идиостиля М.В. Исаковского как народного поэта-песенника
Выводы
ГЛАВА И. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В ПОЭЗИИ М.В. ИСАКОВСКОГО
2.1. Общая характеристика ономастикона М.В. Исаковского
2.2. Антропонимы в поэзии М.В. Исаковского: структурно-семантический и функциональный аспекты
2.2.1. Количественная характеристика антропонимикона
2.2.2. Структурно-семантический анализ антропонимов в поэзии
М.В. Исаковского
2.2.3. Функциональный анализ антропонимов в поэзии
М.В. Исаковского
2.3. Воплощение понятий Большая и Малая родина в топонимах поэзии М.В. Исаковского
2.3.1. Количественный анализ топонимов
2.3.2. Топонимы довоенного периода творчества М.В. Исаковского (1923-1940)
2.3.3. Топонимы военного периода творчества М.В. Исаковского (1941-1945)
2.3.4. Топонимы послевоенного периода творчества М.В. Исаковского (1946-1972)
2.4. Ономастический фон поэзии М.В. Исаковского
2.4.1. Общая характеристика ономастического фона
2.4.2. Ономастический фон поэзии М.В. Исаковского довоенного периода (1923-1940)
2.4.3. Ономастический фон поэзии М.В. Исаковского военного периода (1941-1945)
2.4.4. Ономастический фон поэзии М.В. Исаковского послевоенного периода (1946-1972)
2.5. Анализ заглавий поэтических текстов М.В. Исаковского
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Биографический очерк «М.В. Исаковский: жизнь и творчество»
Приложение 2. Вопрос о выделении Смоленской поэтической школы
Приложение 3. Таблицы, не вошедшие в основной текст диссертации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Имена собственные в лирике Н.И. Рыленкова2008 год, кандидат филологических наук Сивцова, Анастасия Александровна
Имена собственные в романе О.Н. Ермакова "Знак зверя"2012 год, кандидат наук Волкова, Светлана Николаевна
Имена собственные в лирике поэтов Смоленской поэтической школы2009 год, кандидат филологических наук Иванова, Ольга Викторовна
Имена собственные в лирике С.А. Есенина: коннотативный аспект2021 год, кандидат наук Гунтарева Елена Евгеньевна
Ономастическое пространство поэм С.А. Есенина2011 год, кандидат филологических наук Бунеева, Елена Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Имена собственные в поэзии М.В. Исаковского: структурно-семантический и функциональный анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина XX века - начало XXI века характеризуется становлением антропоцентризма как приоритетного направления в научных исследованиях, повышением внимания к изучению человеческой личности во всех научных сферах. В частности, в языкознании данный подход проявляется в изучении языковой личности и языковой картины мира. Ономастические исследования получают поддержку, так как имена собственные (ИС) аккумулируют разноуровневую информацию о мире, окружающем человека [Воркачев 2001].
Среди ономастических направлений весьма заметно активизировалась литературная (поэтическая) ономастика, то есть изучение ИС в художественных текстах (Н.В. Васильева [2009], В.В. Вязовская [2007],
A.Н. Деревяго [2008], С.А. Зинин [1968; 1974; 1980], Л.И. Зубкова [2008],
B.М. Калинкин [1999; 2008], Ю.А. Карпенко [1986], Г.Ф. Ковалёв [2004; 2005; 2006; 2009; 2012], A.A. Кожин [2003; 2004; 2005], И.А. Королева [2008; 2009; 2009а; 2010], С.А. Коротких [2004], О.С. Крюкова [1999], Э.М. Левина [2003], Э.Б. Магазаник [1967; 1978], В.Н. Михайлов [1956; 1965; 1981; 1987], Е.С. Отин [1998; 2003; 2006], A.B. Пузырев [1981], С.А. Скуридина [2007], В.И. Супрун [2000], A.A. Фомин [2003; 2004; 2009], О.И. Фонякова [1990] и др.).
Исследование языковой личности писателя, его идиостиля невозможно без изучения ономастикона, то есть совокупности имен собственных, которые отражают мировоззрение и личностные характеристики автора, его литературные вкусы и пристрастия, факты его биографии. Художественный текст — это фрагмент индивидуально-авторской картины мира, представленной через систему художественных образов. В создании этих образов, естественно, участвуют имена собственные. Анализ онимов художественного текста — это особый вид лингвистического исследования, в нем выявляется художественно-
эстетический потенциал онимов, актуализируются воспринимаемые читателями ассоциативные связи, раскрывается роль ИС различных разрядов в реализации идейно-тематического содержания произведения. Для полного, комплексного ономастического анализа необходимо исследование всех уровней ономастической системы произведения: имен литературных персонажей, географических объектов, заглавий, имен исторических лиц, писателей, художников, названий произведений искусства и др.
Поэтические тексты требуют специальной методики работы, особенно тексты лирических стихотворений, в которых не так много онимов, но у больших мастеров слова все они функционально значимы. В советской поэзии A.B. Македоновым [1960] выделено литературное объединение - Смоленская поэтическая школа (СПШ) и названы имена трех ее основоположников — М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова. Имена собственные в поэмах и лирике А.Т. Твардовского исследованы в работах Н.В. Никитиной [2005] и И.А. Королевой [2010]. Ономастикон текстов Н.И. Рыленкова рассмотрен A.A. Сивцовой [2008]. В 2010 году защищена кандидатская диссертация О.В. Ивановой, в которой проанализированы ИС в поэзии других представителей школы (И.И. Василевского, Д.П. Дворецкого, Д.Д. Осина, И.В. Рыжикова, С.А. Фиксина).
Можно констатировать, что на фоне указанных выше работ по изучению ИС в творчестве названных представителей Смоленской поэтической школы ономастикон старшего ее основоположника, известного советского поэта-песенника М.В. Исаковского, не исследован. Кроме того, в целом мало изучено все его творчество, как в литературоведческом, так и в лингвистическом аспектах. Об этом свидетельствует небольшое количество монографий и статей, которые были изданы во второй половине XX века (В.Б. Александров [1950], Э.С. Литвин [1955], А.К. Тарасенков [1956], A.A. Поликанов [1976; 1989], А.Т. Твардовский [1981], Я.Р. Кошелев [1995]). В последние годы обзорно рассматривают биографию поэта и историю его песен (A.B. Запартыко [2004], М.Н. Левитин [2011] и др.). В смоленских сборниках изредка
появляются статьи, в которых затрагиваются отдельные вопросы, связанные с творчеством Исаковского.
Мы считаем, что сегодня необходимо привлечь внимание к языковой личности М.В. Исаковского, так как, хотя имя его, судя по обзору работ, исследуется далеко не достаточно, стихи и песни не устаревают, отражая важную проблематику: внимание к простому человеку, воспевание его духовно-нравственного начала, любовь к родным местам, ответственность за родину и ее судьбу, патриотизм в лучшем понимании этого слова.
Настоящее диссертационное исследование завершает цикл работ об ИС в поэзии представителей СПШ и является одним из первых лингвистических исследований творчества М.В. Исаковского.
Объектом изучения является корпус имен собственных в поэтических произведениях М.В. Исаковского.
Предметом исследования стали структурные, семантические, функциональные особенности выделенных имен собственных в поэтических текстах М.В. Исаковского, что позволяет определить на ономастическом уровне особенности авторского идиостиля и показать его принадлежность СПШ.
Цель диссертационного исследования - выявить специфику употребления имен собственных в поэзии М.В. Исаковского как одного из основоположников Смоленской поэтической школы в структурно-семантическом и функциональном аспектах, сравнить употребление рассмотренных ИС с использованием их другими представителями СПШ.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) составить картотеку имен собственных, выбранных из поэтических текстов М.В. Исаковского, распределить по разрядам собранный материал в соответствии с авторской классификацией;
2) рассмотреть структуру, семантику, функциональные особенности, коннотативный потенциал, эстетический характер ИС в проанализированных текстах;
3) показать специфику функционирования ИС в текстах М.В. Исаковского в свете положений СПШ и сопоставить полученные данные с употреблением ИС в творчестве других поэтов СПШ;
4) рассмотреть связь ономастикона М.В. Исаковского с его биографией.
Источники исследования - тексты поэтических произведений
М.В. Исаковского разных периодов творчества. Были использованы следующие издания:
1. Исаковский М.В. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Художественная литература, 1981.-Т. 1-3.
2. Исаковский М.В. Собрание сочинений в 4 т. — М.: Художественная литература, 1968.-Т. 1-2.
3. Исаковский М.В. Собрание сочинений в 2 т.- М., 1956. - Т. 1-2.
4. Исаковский М.В. Сто песен / вступительная статья Кошелев Я.Р., составление и подготовка текста Меркин Г.С. - Смоленск: СГПУ, 2000.
Обращаясь к разным источникам, мы ставили цель выявить расхождения в использовании ИС при перепечатке стихотворений, опубликованных в 50-е и 80-е годы XX века.
Материалы исследования. Авторская картотека онимов, составленная путем сплошной выборки ИС из практически всех изданных сборников поэтических текстов М.В. Исаковского, - 672 единицы (словоформы, словоупотребления). Выбирались слова, означающие именование человека, название географических объектов, предметов духовной и материальной культуры, при этом пишущиеся с большой буквы.
Методы исследования. Методология ономастических исследований разработана в трудах авторов A.B. Суперанской [1973], М.В. Карпенко [1976], В.Н. Михайлова [1981], В.Д. Бондалетова [1983], В.М. Калинкина [1999], а также в коллективной монографии «Теория и методика ономастических исследований» [2009]. В настоящей работе использованы основные ономастические методы:
1. Сравнительно-сопоставительный метод.
2. Структурно-семантический метод.
3. Метод комплексного анализа текста.
4. Статистический метод.
5. Описательный метод.
6. Метод контекстуального анализа.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
- впервые выявлена в полном объеме и комплексно проанализирована система ИС поэтических текстов М.В. Исаковского, основоположника и старшего представителя Смоленской поэтической школы, в семантическом, структурном и функциональном аспектах;
- работа завершает цикл исследований по изучению имен собственных в творчестве представителей СПШ, что позволило провести сравнительно-сопоставительный анализ ономастиконов смоленских поэтов, выявить общее и различное в нем;
- изучение имен собственных в поэзии М.В. Исаковского и его сподвижников позволило подтвердить на ономастическом уровне существование СПШ.
Теоретическую базу работы составляют:
- общеономастические труды (A.A. Белецкого [1972], В.Д. Бондалетова [1983], М. Гарвалика [2007], В.А. Лукина [2009], А.К. Матвеева [2005], В.А. Никонова [1974], A.B. Суперанской [1973; 2008; 2009], В.И. Супруна [2000] и др.);
- исследования по литературной (поэтической) ономастике (Н.В. Васильевой [2009], И.Б. Вороновой [2000], С.А. Зинина [1968; 1974], В.М. Калинкина [1999, 2006], М.В. Карпенко [1976], Ю.А. Карпенко [1986], Г.Ф. Ковалева [2004], Э.М. Левиной [2003], Э.Б. Магазаника [1978],
B.Н. Михайлова [1956, 1965, 1981, 1987], A.A. Фомина [2004], О.И. Фоняковой [1990] и др.);
- лингвистические работы по идиостилю писателя (Л.В. Алешиной [2000],
C.А. Коротких [2004], В.В. Леденевой [2000] и др.);
- исследования в области лингвокраеведения и региональной ономастики (И.А. Королевой [2010]), С.А. Попова [2003], Л.В. Шулуновой [1995] и др.);
- литературоведческие работы по исследованию творчества М.В. Исаковского и выделению Смоленской поэтической школы (B.C. Баевского [2006], В.В. Ильина [1990, 2000], A.B. Македонова [1960, 1986], O.A. Новиковой [2006, 2010] и др.).
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что исследование расширяет представление о литературной (поэтической) ономастике как особом направлении; дает новый материал для изучения функций ИС в художественном тексте (в частности, поэтическом). Также подтверждается на ономастическом уровне существование СПШ и выявляется через анализ имен собственных роль М.В. Исаковского в ее становлении и деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные результаты и выводы могут найти применение в вузовском преподавании (в частности, при чтении общих и специальных курсов по ономастике (общей и литературной), анализу художественного текста, стилистике, лексикологии, русской литературе, литературному краеведению). Сравнительный анализ ИС в творчестве поэтов СПШ может стать основой монографии, подводящей итог теоретическому обоснованию принципов школы с точки зрения лингвистики (ономастики). Диссертационное исследование будет способствовать систематизации и популяризации сведений о М.В. Исаковском, чье имя известно через песни военных лет и включено в образовательные программы по литературе. Несомненно, материалы диссертации найдут применение в лингвокраеведении, а также будут востребованы учителями школ и средних специальных учебных заведений для реализации регионального компонента в обучении.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Ономастикон М.В. Исаковского реалистичен, все ономастические единицы являются значимыми, системно организованными и доказывающими основные положения Смоленской поэтической школы. Среди разрядов
наиболее частотны антропонимы и топонимы, позволяющие представить нового народного героя-труженика, его поступательное движение вперед, выбор нового пути в жизни, любовь к Большой и Малой родине.
2. Анализ имен собственных в поэзии М.В. Исаковского в структурно-семантическом, функциональном и коннотативном аспектах показал, что выбор онимов не случаен, характеризует идиостиль поэта; дает возможность с помощью сравнительно-сопоставительного метода выявить на ономастическом уровне общие черты у Исаковского как основоположника Смоленской поэтической школы и у основных ее представителей.
3. Культурно-ономастический фон поэтических текстов Исаковского -это реальный ономастикон советского времени. С помощью имен действующих лиц, мест, объектов человеческой деятельности создается определенный советский хронотоп, воспроизводящий новую социалистическую реальность, в которой живет поэт и которую воспевает.
4. Выбор определенного имени собственного обусловлен жизненным и литературным опытом автора. Трактовка ономастикона с позиции биографии поэта позволяет объективно представить его языковую личность, углубить характеристику художественных образов и еще раз подтвердить его место в рамках СПШ.
Апробация результатов исследования проводилась в виде докладов на международных научных конференциях: IX Поливановские чтения (Смоленск: СмолГУ, 2-3 октября 2009 г.), X Поливановские чтения (Смоленск: СмолГУ, 45 октября 2011 г.), «Культура и письменность славянского мира» (Смоленск: СмолГУ, 24 мая 2008 г.), А.Т. Твардовский и Смоленская поэтическая школа (Смоленск, 5-7 октября 2010 г.), «Славянский мир: письменность и культура» (Смоленск: СмолГУ. 24-25 мая 2010 года), «Актуальные проблемы приграничных районов Беларуси и Российской Федерации» (Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011 г.), «Культура и письменность славянского мира» (Смоленск: СмолГУ, 23 мая 2009 г.) «Славянский мир: письменность и культура» (Смоленск: 24 - 25 мая 2011 г.); на международной научно-
практической конференции «Регионы России: проблемы инновационного развития и управления» (Смоленск, 22 марта 2012 г.); на всероссийской научно-практической конференции «Авраамиевские чтения» (Смоленск: СГУ, 2010 г.); на межвузовских научно-практических конференциях «Ономастика в Смоленске: проблемы и перспективы исследования» (Смоленск: СмолГУ, 27 мая 2008 года; Смоленск: СмолГУ, 15 марта 2013), «Язык и стиль Н.И. Рыленкова» (Смоленск: СмолГУ, 2 февраля 2009 г.), «Русский язык в современном мире» (Смоленск: ВА ВПО ВВС РФ, 2009 г.), «Русский язык и духовно-нравственное состояние общества» (Смоленск: В А ВПО ВВС РФ, 2010 г.); на XX военно-научной конференции «Компетентностная парадигма современного образования: проблемы теории и практики» (Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2012); на первом областном краеведческом фестивале «На холмах смоленских» (Смоленск, 10-11 декабря 2008 г.); на международном методическом семинаре «Витебщина и Смоленщина в языковых и культурных контактах: история и современное состояние» (Смоленск: СмолГУ, 1 декабря 2011 года).
Отдельные положения диссертации обсуждались на лингвистическом семинаре, проводимом на кафедре русского языка в 2009-2012 году, на кафедре русского языка обсуждалась работа в целом. Основные положения диссертации изложены в 20 публикациях, включая статью в журнале, рекомендованном ВАК РФ.
Структура диссертации. Общий объем работы 217 страниц. В структуру входят Введение, две главы, Заключение, Библиографический список и три Приложения.
Во Введении описываются основные позиции, требующиеся для обоснования диссертационного сочинения: актуальность, предмет, объект, цели, задачи, теоретическая и практическая значимость, методология, основные положения, выносимые на защиту, апробация.
Первая глава - «Художественный потенциал имен собственных» — посвящена изучению литературной (поэтической) ономастики и ее проблем:
истории и особенностям; вопросу о терминологии, функциональному аспекту изучения ИС; роли заглавий в художественном тексте; коннотативным свойствам ИС, классификации ИС. Также в ней рассмотрены основные характеристики СПШ и творчества М.В. Исаковского в свете ее положений; исследованы особенности идиостиля народного поэта-песенника.
Вторая глава - «Структурно-семантический и функциональный анализ имен собственных в поэзии М.В. Исаковского» - представляет собой качественно-количественный анализ ИС в текстах поэта, включающий структурно-семантический и функциональный аспекты.
В Заключении суммируются основные результаты исследования.
Библиографический список содержит 173 наименования, из них 22 словаря и справочника.
В Приложении 1 представлен биографический очерк о М.В. Исаковском с использованием последних биографических исследований. В Приложении 2 рассмотрен вопрос о выделении Смоленской поэтической школы. Приложение 3 содержит таблицы, не вошедшие в основной текст исследования.
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
1.1. Из истории литературной (поэтической) ономастики
В настоящее время среди направлений ономастических исследований наиболее актуальным становится изучение имени собственного в художественном тексте.
Ведущий современный ономатолог A.B. Суперанская в своей основополагающей монографии «Общая теория имени собственного» отмечает, что «... в произведениях используются социальные имена в данную эпоху; употребление имен зависит от жанра произведения; имя является важнейшим маркером авторской оценки, своеобразным смысловым ядром образа» [Суперанская 1973, с. 30]. Имя (в широком значении это любое ИС, входящее в ономастикон текста) обладает потенциальной возможностью нести в себе закодированную разноплановую информацию, является средством достижения художественной выразительности.
Имена собственные в художественном тексте рассматриваются особой областью ономастических исследований - литературной (поэтической) ономастикой, которая является пограничной: с одной стороны, она относится к лингвистике, с другой - к литературоведению. Именно поэтому длительное время литературная ономастика интересовала ученых как прикладная дисциплина, востребованная при составлении комментариев к произведениям или словарей собственных имен, частотных словарей писателей. Примером такого подхода может служить одна из первых работ в этом направлении -статья Е.В. Барсова «Критические заметки об историческом и художественном значении "Слова о полку Игореве"», опубликованная в «Вестнике Европы» в 1878 году. В ней автор использует имена собственные для доказательства русского происхождения «Слова»: оним Боян как имя сказителя сопоставляется
с имеющимися русскими названиями улицы Бояна, волости Бояна; дается подробная характеристика имен славянских языческих богов (Велес, Хоре, Стрибог, Дажбог), с их значением, историей существования, после чего приводятся топонимы, образованные от этих имен [Барсов 1878, сс. 797, 801, 807, 809,810].
В настоящее время раздел ономастики, который занимается изучением специфики онимов в художественных текстах, выделился в самостоятельную научную дисциплину, имеющую комплексный, смежный характер; исследования проводятся в различных направлениях: лингвистическом, литературоведческом, семиотическом, психологическом, социологическом, культурологическом и др.
Первые работы, посвященные непосредственно изучению имен собственных и в лингвистическом (стилистический аспект), и в литературоведческом (компонент литературного произведения) планах, появляются в начале XX в. Они имеют частный практический характер, обычно посвящены исследованию отдельных ИС в конкретных произведениях. Примером тому следует назвать статью А.Г. Горнфельда, который рассматривает фамилию Халтюпкина у JI.H. Толстого [Горнфельд 1912].
В 1930-1940-е гг. начинается активное изучение литературной ономастики. В Париже в 1932 году А.О. Соловьев опубликовал статью о фамилиях в творчестве Ф.М. Достоевского и фамилии самого писателя [Соловьев 1932]. В Болгарии A.JI. Бем также выпустил статью, но о личных именах у Достоевского [Бем 1933], и представил словарь личных имен в творчестве писателя [Бем 1933]. В 1937 году A.A. Слонимский выпустил Словарь мифологических имен в творчестве A.C. Пушкина [Слонимский 1937].
Литературоведы также включили собственные имена в объект своих исследований. В 1946 году опубликована статья Ю.Н. Тынянова «Сюжет "Горя от ума"». В этой статье автор анализирует сопоставление фамилий главного героя Чацкого и реальной личности П.Я. Чаадаева, проводя параллели между литературным и историческим персонажами [Тынянов 1946]. Однако во всех
литературоведческих работах имя собственное выступает как дополнительный материал для других аспектов исследования.
Своеобразным обобщающим этапом развития литературной ономастики стала защита первой кандидатской диссертации В.Н. Михайлова «Собственные имена персонажей русской художественной литературы XVIII - первой половины XIX веков и их функции и своеобразие» [Михайлов 1956]. Работа положила начало теоретическому аспекту изучения имен собственных в художественном тексте.
Начиная со второй половины 1950-х годов наиболее активный интерес вызывает изучение антропонимов, как личных именований, особенно имен с коннотативным компонентом в семантике и социально маркированных. Активизируется разработка общих вопросов и основных теоретических понятий поэтики имени собственного (М.И. Привалова [1952]; Р.П. Шагинян, Э.П. Магазаник [1958].
В 1970-1980-е годы литературная ономастика пополняется целым рядом интересных индивидуальных исследований. Выходит работа М.С. Альтмана об именах в творчестве Достоевского [Альтман 1975]. З.Д. Блисковский посвящает свою монографию проблеме заголовка художественного текста [Блисковский 1972]. Исследования В.Д. Кулешовой [Кулешова 1978] и В.Н. Михайлова [Михайлов 1965] касаются стилистической стороны литературных имен.
К популяризующим литературную ономастику работам относятся ономастические этюды М. Горбаневского [Горбаневский 1988]. В качестве прикладного направления можно выделить составление ономастических словарей одного автора и одного произведения [Федоров, Фонякова 1975].
Особо отметим ставшие классическими работы Э.Б. Магазаника, представляющие собой объединение лингвистических и литературоведческих взглядов на литературный оним [Магазаник 1967]; в частности, в них подробно рассматривается функционирование «говорящих имен» [Магазаник 1978].
Имена в художественной литературе в теоретическом плане исследует М.В. Карпенко [Карпенко 1976]. В 1981 В.Н. Михайлов публикует учебное
пособие по лингвистическому анализу ИС в тексте [Михайлов 1981]. Интерес вызывает работа A.B. Пузырева «Собственные имена в поэтической речи» [Пузырев 1981].
В 1990-е годы XX века литературная ономастика находится на подъеме. Появляется большое количество монографий, научных статей; активно защищаются диссертации.
В этот период одной из первых попыток систематизации возможных составляющих функционального потенциала имен собственных в художественном тексте может быть признана работа О.И. Фоняковой «Имя собственное в художественном тексте», которая до настоящего времени является одной из основополагающих [Фонякова 1990]. Литературная ономастика вводится в круг смежных лингвистических дисциплин, разрабатывается методология исследования ИС в художественном тексте.
Значимые работы этого периода отражают поиск новых путей развития литературной ономастики, показывают многоаспектность ее интересов, целей и задач. А.Б. Пеньковский [Пеньковский 1999] исследует функционирование в художественных текстах антропонима Нина. В Европе выходит работа С.П. Ильева о символических значениях собственных имен иноязычного происхождения в романах Андрея Белого [Ильев 1991]. Теоретические положения литературной (поэтической) ономастики рассмотрены в монографии украинского ученого В.М. Калинкина «Поэтика онима» [Калинкин 1999]. В ней предлагается описание литературного имени, его функций, семантики.
Появляется ряд работ, продолжающих исследование ИС в отдельных произведениях: О.С. Крюкова анализирует систему ИС романа A.C. Пушкина "Евгений Онегин" [Крюкова 1999]; Н.В. Кузина изучает ономастикон О. Мандельштама и Б. Пастернака [Кузина 1995]; В. Полухина, Ю. Пярли составляют словарь тропов И. Бродского [Полухина, Пярли 1995].
Итогом исследований 90-х годов следует считать докторскую диссертацию в форме научного доклада В.И. Супруна «Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал» [Супрун 2000], где автором
рассматривается ядерно-полевая структура литературной ономастики, ее функции.
Начало XXI века (современный этап развития ономастики) характеризуется активным развитием трех главных направлений литературной ономастики: теоретическое, рассматривающее терминологию, общие вопросы (A.A. Кожин [Кожин 2003], Э.М. Левина [Левина 2003], И.Б. Маслова [Маслова 2002], В.И. Супрун [Супрун 2000], A.A. Фомин [Фомин 2004]); исследующее ИС в творчестве одного писателя, поэта или отдельного произведения (Л.В. Алешина [Алешина 2000], Г.А. Бунеев [2011], В.В. Вязовская [Вязовская 2007], Л.И. Зубкова [Зубкова 2008], Г.Ф. Ковалев [2004, 2009, 2012], H.A. Королева [2010], С.А. Коротких [Коротких 2004], Т.А. Самсонова [Самсонова 2009], С.А. Скуридина [Скуридина 2007]); изучающее отдельный разряд онимов в литературе (Е.В. Бодрова [Бодрова 2008], М.И. Мальгасова [Мальгасова 2004], О.Ю. Устьянцева [Устьянцева 2002]) и др.
Проблема литературного онима в тексте, приобретение им особых поэтических функций рассматривается в монографии Н.В. Васильевой «Собственное имя в мире текста» [Васильева 2009].
Итак, можно констатировать, что приведенный обзор показал динамическое развитие литературной (поэтической) ономастики, которая в настоящее время может быть выделена в самостоятельную область исследований и активно развивается. Она имеет свой объект изучения, методы анализа, является смежной областью знания, пограничной с лексикологией, семиотикой, стилистикой, поэтикой и лингвистикой текста, литературоведением.
1.2. Основные особенности литературной (поэтической) ономастики как направления ономастических исследований
Антропоцентрический подход в языкознании подразумевает ориентацию на человека как автора, героя, читателя. В рамках литературной ономастики исследователи определяют эту проблему как соотношение понятий «писатель-
имя-текст» [Ковалев 2004]. Для выявления коннотаций имен собственных, их художественно-эстетического потенциала, для понимания ономастической творческой лаборатории автора важна подготовка читателя, так как именно он воспроизводит в своем сознании художественный ономастический мир, поэтому цепочку «писатель-имя-текст» следует продолжить введением понятия читатель, для которого и создается художественный текст [Королева 2013, с. 159].
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Прецедентные и аллюзивные имена собственные в ранних романах А.О. Белянина2018 год, кандидат наук Родионова Лариса Петровна
«Ономастический код художественных текстов Ф.М. Достоевского»2020 год, доктор наук Скуридина Светлана Анатольевна
Антропонимическое пространство англоязычного творчества В.В. Набокова: на материале романов "Истинная жизнь Севастьяна Найта", "Лолита", "Пнин"2011 год, кандидат филологических наук Яковенко, Наталья Степановна
Ономастическое пространство поэзии А.Т. Твардовского2006 год, кандидат филологических наук Никитина, Наталья Викторовна
Антропонимы в поэзии Николая Алешкова: структурные и функционально-семантические характеристики\n\n2016 год, кандидат наук Павлова Виктория Геннадиевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Курс, Ксения Юрьевна, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Александров В.Б. Михаил Исаковский. Краткий биографический очерк. - М.: Советский писатель, 1950. - 124 с.
2. Алешина Л.В. Ономастическое пространство идиостиля Н.С. Лескова (на материале инновационных онимов и деонимов). - Орел: ОГУ, 2000. - 104 с.
3. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имён. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1975. - 280 с
4. Апресян Ю.Д. Коннотация как часть прагматики слова // Ю.Д. Апресян Избранные труды. - М.: Языки русской культуры: Вест. лит. РАН, 1995. - Т.2. -470 с.
5. Апресян Ю.Д. О коннотации как основе метафоры: Коннотация как часть прагматики слова (Лексикографический аспект) // Русский язык: Проблема грамматической семантизации и оценочные факторы в языке. -М.: Наука, 1992.-С. 45-64
6. Баевский B.C. Смоленская поэтическая школа в портретах. — Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. - 136 с.
7. Барсов Е.В. Критические заметки об историческом и художественном значении Слова о полку Игореве // Вестник Европы, 1878. - T.V (LXXIII). Кн.10. - С.767-812.
8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
9. Белецкий A.A. Лексикология и теория языкознания (ономастика). -Киев: Издательство Киевского ун-та, 1972. - 207 с.
10. Бем А.Л. Личные имена у Достоевского // Сборник въ честь на проф. Л.Милетичъ за седемдесетгодишнината отъ рождението му (1863-1933). — София, 1933.-С. 409-434.
11. Бем А.Л. Словарь личных имен у Достоевского // О Достоевском. Прага, 1933.-Т. 2.-С. 1-81.
12. Блисковский З.Д. Муки заголовка. -М.: Книга, 1972. - 160 с.
13. Бодрова Е.В. Система антропонимов в художественном творчестве Людмилы Стефановны Петрушевской // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — Челябинск, 2008. - № 9. -С. 203-211.
14. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М.: Изд-во «Просвещение», 1983.-224 с.
15.Бунеев Г.А. Ономастическое пространство романа В.Я. Шишкова «Угрюм-река» и повести «Тайга»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Воронеж, 2011.- 19 с.
16. Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 224 с.
17. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. Для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд., испр, и доп. -М.: Изд-во «Просвещение», 1989. - 143 с
18. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. -М., 2001. -№ 1. - С. 107-112.
19. Воронова И.Б. Текстообразующая функция литературных имен собственных (на материале эпических произведений Х1Х-ХХ вв.). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2000. - 24 с.
20. Вязовская В.В. Ономастика романа Н.С. Лескова «Соборяне». -Воронеж: Научная книга, 2007. - 174 с.
21. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.-139 с.
22. Гарвалик М. К вопросу о современной ономастической терминологии // Вопросы ономастики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2007. — №4.-С. 5-13.
23. Говердовский В.И. Коннотемная структура слова. - Харьков: Выща школа при ХГУ, 1989. - 95 с.
24. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе: Филологические этюды. - М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1988. -87 с.
25. Горнфельд А.Г. Об одной фамилии у Льва Толстого // О русских писателях. - СПб., 1912. - Т.1. - С. 255-261.
26. Григорьев В.П. Ономастика Велимира Хлебникова (индивидуальная поэтическая норма) // Ономастика и норма: Сборник научных трудов / отв. ред. Л.П. Калакуцкая. - М.: Наука, 1976. - С. 181-200.
27. Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. - М.: Изд-во МГУ, 1999.-152 с.
28. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. -М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 288 с.
29. Дворецкий Д.П. Дорогие сердцу имена... - Смоленск: Моск.рабочий. Смоленское отделение, 1987. - 143 с.
30. Дениченко Н.С. Имя собственное в лирике А.Т. Твардовского, (магистерская диссертация, рукопись) - Смоленск, 2012.- 126 с.
31. Зайцева К.Б. Некоторые вопросы стилистической ономастики // Ономастика Поволжья - 3. - Уфа, 1973. - С. 398-401.
32. Запартыко A.B. «Мне всегда было приятно переводить стихи белорусских и украинских поэтов». Письма М.В. Исаковского Е.С. Мозолькову. 1942-1969 гг. // Исторический архив. - М.: РОССПЭН, 2004. - № 6. - С. 106-115.
33. Зинин С.И. Из истории лексикографирования собственных имен художественной литературы // Сборник научных трудов Ташкентского ун-та. -Ташкент, 1980. - №629. - С. 83-89.
34. Зинин С.И. Изучение поэтической ономастики в вузах (Опыт программы специального курса) // Труды Самаркандского ун-та. - Самарканд, 1974. - Вып. 264. Вопросы ономастики. — С. 72-76.
35. Зинин С.И. О «Словаре личных имен русской художественной литературы XVIII века» // Научные труды Ташкентского ун-та. - Ташкент, 1968.-Вып. 319.-С. 40-42.
36. Зинин С.И. Введение в поэтическую ономастику. [Электронный ресурс]. URL: http://planeta-imen.narod.m/litonomastika/term_poet_onom.html; http ://planeta-imen.narod.ru/litonomastika/klasspoetonim.html (дата обращения: 10.08.2009).
37. Зубкова Л.И. Русское имя второй половины XX века в лингвокультурологическом аспекте (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина и В. Шукшина). - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. -411 с.
38. Иванова О.В. Имена собственные в лирике поэтов смоленской поэтической школы: дис. ... канд. филол. наук. - Смоленск, 2009. - 280 с.
39. Ильев С.П. Символические значения собственных имен иноязычного происхождения в русской прозе начала XX века (на материале романов Андрея Белого) // Wien Slawistischer Almanach. - 1991. - Bd.27. - С. 109-117.
40. Ильин B.B. «Лирика родных мест». А.Т. Твардовский и Смоленская поэтическая школа // Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи (Смоленский период деятельности). Учебное пособие к спецкурсу. - Смоленск: СГПИ, 1990. - 104 с.
41. Ильин В.В. Не пряча глаз. Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи. - Смоленск: Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2000а. - 400 с.
42. Ильин В.В. Смоленская поэтическая школа в действии. Кануны. Свершения. Перспективы // Творчество М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Сборник материалов научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М. Исаковского, 90-летию со дня рождения А. Твардовского и Н. Рыленкова. -Смоленск: СГПУ, 2000. - С. 3-16.
43. Имя собственное в художественном тексте: учебно-методическое пособие / авт.-сост. А.Н. Деревяго. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008.-195 с.
44. Калинкин В.М. От литературной ономастики к поэтонимологии // Логос ономастики. - № 1. - 2006. - С. 81-89.
45. Калинкин В.М. Поэтика онима. - Донецк: Изд-во Донецкого гос. ун-та, 1999.-408 с.
46. Калинкин В.М. Поэтика собственных имен в произведениях романтического направления: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Одесса, 1988.- 16 с.
47. Калинкин В.М. Поэтонимология: из заметок о метаязыке науки // Логос ономастики. - № 2. - 2008. - С. 96-100.
48. Калинкин В.М. Поэтонимосфера: поиски новых путей в теории литературной ономастики // Ономастика Поволжья. Тезисы докладов IX Международной конференции. Волгоград, 9-12 сентября 2002 года / отв. ред. В .И. Супрун. - Волгоград: Перемена, 2002. - С. 38-41.
49. Калинкин В.М. Теория и практика лексикографии поэтонимов (на материале творчества А.С. Пушкина). - Донецк: Юго-Восток, 1999. - 247 с.
50. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. -261 с.
51. Карпенко М.В. Ономастика в художественной литературе // Ономастика. Проблемы и методы (Материалы к ХШ Международному ономастическому конгрессу). - М.,1976. - С. 169-188.
52. Карпенко М.В. Русская антропонимика. Конспект лекций спецкурса. -Одесса, 1970.-42 с.
53. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки - М. «Высшая школа», 1986. - № 4 (154). - С. 34-40.
54. Ковалев Г.Ф. Автобиографизм ономастики М.А. Булгакова // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Межвузовский сборник
научных трудов. Выпуск 24. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 1999. - 206 с. - С. 64-75.
55. Ковалев Г.Ф. Аспекты изучения имен собственных в художественных произведениях (Русская литература) // Библиография ономастики русской литературы. - Воронеж: ВГУ, 2006. - С. 3-21.
56. Ковалев Г.Ф. Ономастическое комментирование на уроках русской словесности. Учебное пособие для учителя русского языка и литературы. -Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2005. - 214 с.
57. Ковалёв Г.Ф. Писатель. Имя. Текст. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 340 с.
58. Ковалёв Г.Ф. Пушкин и имя. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. -218 с.
59. Ковалев Г.Ф. Пушкин. Ономастический комментарий. Книга для учителя. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012.-278 с.
60. Кожин A.A. Именование в мире литературных персонажей // Русский язык за рубежом. - 2004. - № 4. - С. 52-55.
61. Кожин A.A. Художественный потенциал имени собственного в русской прозе второй половины XIX века: автореф. дис. ... докт. филол. наук. - Москва, 2005.-38 с.
62. Кожин A.A. Экспрессивный потенциал имени в текстах художественной прозы второй половины XIX века: монография. - М.: РУДН, 2003.-355 с.
63. Королева И.А., Данилова И.В., Соловьев А.Н. Имена на Смоленщине: история и современность. Учебное пособие по спецкурсам «Русская антропонимика», «Имена смолян: прошлое, настоящее, будущее» / отв. ред. И.А. Королева. - Смоленск: СГПУ, 2005. - 196 с.
64. Королева И.А. А.Т. Твардовский и Смоленская поэтическая школа: через призму имен собственных. Работы последних лет. - Смоленск: ООО Книжное издательство «Смядынь», 2010. - 156 с.
65. Королева И.А. «Малая родина» в именах собственных: анализ ключевых микротопонимов в стихах А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, М.В. Исаковского // Культура как текст: сборник научных статей. Выпуск VIII. — М.: ИЯ РАН; Смоленск: СГУ, 2008. - С. 414-427.
66. Королева И.А. Имена собственные в заглавиях стихов Н.И. Рыленкова. // Язык и стиль Н.И. Рыленкова: материалы межвуз. науч.-практ. конф.: Смоленск, 2 февраля 2009 года / отв.ред. И.А. Королёва. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009.-С. 38-43
67. Королева И.А. Общая характеристика лирики А.Т. Твардовского послевоенного периода (уровень имен собственных) // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: история и современность. Выпуск I. - М.: МГОУ, 2013. - С. 157-159.
68. Королева И.А. Оценочность русских имен и фамилий // Оценки и ценности в современном научном познании: сб. науч. тр. / под ред. С.С. Ваулиной, В.И. Грешных. - Ч. 2. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009а.-С. 61-65.
69. Королева И.А. Семиотика личных имен как модификаторов дистанции между коммуникантами // Семантико-дискурсивные исследования языка: эксплицитность/имплицитность выражения смыслов: Материалы международной научной конференции / под ред. С.С. Ваулиной. -Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. - С. 212-219.
70. Коротких С.А. Ономастика романа «Братья Карамазовы». - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. - 199 с.
71.Котова Э.Л. Истоки гипотезы о смоленской поэтической школе // А.Т. Твардовский и Смоленская поэтическая школа. Сборник статей по материалам докладов и сообщений международной научной конференции. Смоленск, 5-7 октября 2010 года. - Смоленск: Книжное издательство «Смядынь», 2010. - С. 4-13.
72. Кошелев Я.Р. М.В. Исаковский и М.И. Погодин // Проблемы творческих связей (А. Твардовский, М. Исаковский, Н. Рыленков). - Смоленск: СГПИ, 1983.-С. 3-17.
73. Кошелев Я.Р. М.В. Исаковский. Страницы жизни и творчества. -Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1995. - 110 с.
74. Крюкова И.Ф. Функциональная нагрузка периферийных онимов в современном художественном тексте // Материалы юбилейной конференции, посвященной 60-летию филологического факультета ВГУ. - Выпуск 1. Языкознание. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2002. - С. 96-102.
75. Крюкова О.С. «Ономастикон романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин»». - М.: МИК, 1999. - 150 с
76. Кузина Н.В. Имя собственное и поэтический мир (О.Мандельштам и Б.Пастернак) // Русская филология. Тарту, 1995. - Вып.6. - С. 135-138.
77. Кулешова В.Д. Имя собственное как стилистическая единица речи в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы русской филологии. — Алма-Ата, 1978.-С. 169-177.
78. Левина Э.М. Ономастическое пространство в художественной речи: учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - С. 45-52.
79. Левитин М.Н. Моя весна. Неизвестные страницы биографии М.В. Исаковского. - Смоленск: Маджента, 2011. - 408 с.
80. Леденева В.В. Особенности идиолекта Н.С. Лескова. Монография. -М.:МПУ, 2000.-185 с.
81. Литвин Э.С. Поэзия Исаковского и народное творчество. - Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1955. - 203 с.
82. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. - М.: Издательство «Ось-89», 2009. - 2-е изд. - 560 с.
83. Магазаник Э.Б. Ономапоэтика или «говорящие имена» в литературе. -Ташкент: Фан, 1978. - 146 с.
84. Магазаник Э.Б. Ономастика поэтическая // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1968. - Т. 5. - С. 441442.
85. Магазаник Э.Б. Поэтика имен собственных в русской классической литературе. Имя и подтекст: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самарканд, 1967.-24 с.
86. Магазаник Э.Б., Ройзензон Л.И. Ономастилистика и ономапоэтика // Труды Самаркандского ун-та. - Самарканд, 1974. - Вып. 264. - С. 7-10.
87. Магазаник Э.Б., Ройзензон Л.И. Поэтическая ономастика и фонетическая экспрессия (К интерпретации собственных имен в русской художественной литературе) // Труды Самаркандского университета. -Самарканд, 1971. - Вып. 214. - С. 60-72.
88. Македонов A.B. Здесь я получил вторую специальность // «И дружбы долг, и честь, и совесть»: Материалы Седьмых Твардовских чтений. -Смоленск: Маджента, 2012. - С. 301-311.
89. Македонов A.B. Итоги и задачи изучения творчества А.Т. Твардовского // Проблемы типологии творчества (А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, Н.И. Рыленков). Республиканский сборник научных трудов. -Смоленск, 1981.-С. 3-19.
90. Македонов A.B. Михвас // Воспоминания о М. Исаковском: сборник. -М.: Советский писатель, 1986. - С. 77-102.
91. Македонов A.B. Очерки советской поэзии. - Смоленск: Смоленский рабочий, 1960.-243 с
92. Максимчук H.A. Нормативно-научная картина мира русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении. - Смоленск: СГПУ, 2002.-Часть 1.-184 с.
93. Мальгасова М.И. Теонимическая лексика в русском языке (на материале художественной литературы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Ставрополь, 2004. - 24 с.
94. Маслова В.А. К построению психолингвистической модели коннотации // Вопросы языкознания № 1. - М.: Наука, 1989. - С. 108-120.
95. Маслова И.Б. Ономастические процессы в пространстве художественного текста (к вопросу о семантике поэтонима) // Ономастика Поволжья. Тезисы докладов IX Международной конференции. Волгоград, 9-12 сентября 2002 года. / отв. ред. В.И. Супрун. - Волгоград: Перемена, 2002. -С. 97-99.
96. Матвеев А.К. Ономастика и ономатология: терминологический этюд // Вопросы ономастики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. -№2.-С. 5-10.
97. Михайлов В.Н. Лингвистический анализ ономастической лексики в художественной речи: учебное пособие. - Симферополь: Изд-во Симферопольского гос. ун-та, 1981. -28 с.
98. Михайлов В.Н. Собственные имена как стилистическая категория в русской литературы. - Луцк, 1965. - 56 с.
99. Михайлов В.Н. Собственные имена персонажей русской художественной литературы XVIII - первой половины XIX веков и их функции и своеобразие: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М, 1956. - 20 с.
100. Михайлов В.Н. Специфика собственных имен в художественном тексте // Филологические науки. - 1987. - № 6. - С.78-82.
101. Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007. - 207 с.
102. Немировская Т.В. Некоторые проблемы литературной ономастики // Актуальные вопросы русской ономастики. Сборник научных трудов. - Киев, 1988.-С. 112-122..
103. Никитина Н.В. Ономастическое пространство А.Т. Твардовского: дис. ... канд. филол. наук. - Смоленск, 2005. - 262 с.
104. Никонов В.А. Имя и общество. - М.: Наука, 1974. - 278 с.
105. Новикова O.A. Смоленская поэтическая школа. Теоретическое обоснование вопроса (A.B. Маке донов, В.В. Ильин) // Культура и письменность
славянского мира: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 24 мая 2005 года. - Смоленск: СмолГУ, 2006 - Т. 6. - С. 28-35.
106. Новикова O.A. Теоретические основы Смоленской поэтической школы // А.Т. Твардовский и Смоленская поэтическая школа. Сборник статей по материалам докладов и сообщений международной научной конференции. Смоленск, 5-7 октября 2010 года. - Смоленск: Книжное издательство «Смядынь», 2010. - С. 99-106.
107. Отин Е.С. Коннотативные онимы Пушкин и Болдинская осень в современной русской речи // A.C. Пушкин: филологические и культурологические проблемы изучения. - Донецк, 1998. - С. 185-187.
108. Отин Е. С. Стилистические функции собственных имен в рассказах В. М. Гаршина // Отин Е. С. Избранные труды по языкознанию. - Донецк: Донеччина, 1999. - Т. 2. - С. 227-236.
109. Отин Е.С. Коннотативные онимы и их производные в историко-этимологическом словаре русского языка // Вопросы языкознания № 2. -М.: Наука, 2003. - С. 55-72.
110. Пеньковский А.Б. Нина: Культурный миф золотого века русской литературы в лингвистическом освещении. - М.: Издательство «ИНДРИК», 1999.-519 с.
111. Поликанов A.A. М. Исаковский. - М.: Просвещение, 1989. - 121 с.
112. Поликанов A.A. Песенное сердце. - М.: Московский рабочий, 1976. - 144 с.
113. Попов С. А. Региональная ономастика // Борисоглебское Прихоперье: учебно-методическое пособие по курсу специализации 032909 — Литературное и лингвистическое краеведение. — Борисоглебск, 2003. - С.76-89.
114. Привалова М.И. Функции личных имен и фамилий в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина // Ученые записки ЛГУ. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1952. -№ 161.-С. 129-148.
115. Пузырев A.B. Собственные имена в поэтической речи: автореф. дис. ...канд. филол. наук. -М., 1981. - 14 с.
116. Рут М.Э. Антропонимы: размышления о семантике // Известия Уральского государственного университета. - 2001. - № 20 - С. 59-64. [Электронный ресурс]. URL: http://proceedings.usu.ra/?base=mag/0020(01_04-2001 )&xsln=showArticle.xslt&id=a08&doc=../content.j sp (дата обращения 08.09.2009).
117. Рыленков Н.И. Традиции и новаторство. Статьи о поэзии. -М.: Изд-во «Советская Россия», 1962. - 135 с.
118. Сабурова Н.В. Заголовочная игра слов как смыслоформирующий механизм текста (на примере англоязычной публицистики): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2007. - 19 с.
119. Сальмон JI. Личное имя в русском языке. Семиотика, прагматика перевода. - М.: Издательство «ИНДРИК», 2002. - 160 с.
120. Самсонова Т.А. Художественная функция литературных имен в лирике A.A. Ахматовой // Филология и человек. Научный журнал. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2009. - С. 153-160.
121. Сивцова A.A. Имена собственные в лирике Н.И. Рыленкова: дис. ... канд. филол. наук. - Смоленск, 2008. - 230 с.
122. Сидельников В.М. Народно-песенные традиции в творчестве современных лириков. Литературные очерки. - Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1957. - 56 с.
123. Силаева Г. А. Антропонимия художественных произведений Л.Н. Толстого Учебное пособие к спецкурсу. — Рязань, 1986. - 75 с.
124. Сильницкий Г.Г. Семантика. Грамматика. Квантитативная и типологическая лингвистика. - Смоленск: ФГУ «Смоленский ЦНТИ», 2006. -Т.1.-255 с.
125. Скуридина С.А. Поэтика имени у Ф.М. Достоевского (на материале романов «Подросток» и «Братья Карамазовы»): монография - Воронеж: Научная книга, 2007. - 302 с.
126. Смольников С.Н. Мифологема-топоним "Китеж" в поэтической системе Н.А.Клюева // Клюевский сборник / Вологод. пед. ун-т / отв. ред. JI. Г. Яцкевич. - Вологда: Легия, 1999. - Вып. 1. - С. 88-108.
127. Современный русский язык. Учеб. лля студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» в 3 ч. Ч / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 4.2. - 256 с.
128. Соловьев А.О. О фамилиях у Достоевского и о фамилии Достоевского // «Россия и Славянство» - Париж, 1932. - 13 февр. - № 168. -С. 56-63.
129. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного / отв. ред. A.A. Реформатский - изд. 3-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. -368 с.
130. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973.-366 с.
131. Суперанская A.B. Ономастика начала XXI века / отв. ред. Н.В. Васильева. - М.: Институт языкознания РАН, 2008. - 80 с.
132. Суперанская A.B., Сталтмане В.Э., Подольская Н.В., Султанов А.Х. Теория и методика ономастических исследований / отв. ред. А.П. Неподкупный. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 256 с.
133. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 122 с.
134. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: дисс. в виде научного доклада ... докт. филол. наук. - Волгоград, 2000. - 76 с.
135. Супрун В.И. Фамилии в рассказах В.М. Шукшина // Шукшинские чтения: Материалы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.М. Шукшина. - Волгоград: Перемена, 1999. - Вып. 2. - С. 63-70.
136. Сухарев Н. Исаковский // Годы. Исторический, литературно-художественный, культурологический и информационно-аналитический журнал. - 2000. - № 1 (9). - С. 3.
137. Тарасенков А.К. О поэзии М.В. Исаковского // М. Исаковский Сочинения в 2 тт.-М.: Гослитиздат, 1956.-Т.1. -С. 3-31.
138. Твардовская В.А. «Смоленская поэтическая школа в контексте реальности» // «И дружбы долг, и честь, и совесть»: Материалы Седьмых Твардовских чтений. - Смоленск: Маджента, 2012. - С. 6-55.
139. Твардовский А.Т. О родине большой и малой // Жизнь и творчество И.С. Соколова-Микитова / сост. К.А. Жехова, A.C. Соколов. - М.: Детская литература, 1984.-С. 15-18.
140. Твардовский А.Т. Поэзия Михаила Исаковского / Исаковский М.В. Собрание сочинений. В 5 т.- М.: Художественная литература, 1981. - Т. 1. -431 с.
141. Тынянов Ю.Н. «Сюжет "Горя от ума"» // Литературное наследство. М., 1946. - Т. 47-48. - С. 147-188.
142. Устьянцева О.Ю. Антропонимия прозы М.А.Булгакова: (На материале романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2002 г. - 19 с.
143. Фатеева H.A. Заглавие и текст в русской поэзии конца XX века: параллельная динамика // Текст. Интертекст. Культура: сб-к докл. междунар. научн. конф. (Москва, 4-7 апреля 2001 г.) / ред.-сост. В.П. Григорьев, H.A. Фатеева. - М.: Азбуковник, 2001. - С. 395-411.
144. Фомин A.A. Всегда ли литературная ономастика тождественна поэтической ономастике // Вопросы ономастики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2009. - № 7. - С. 57-67.
145. Фомин A.A. Имя как прием: реминисцентный оним в художественном тексте // Изв. Уральского гос. ун-та. Гуманитарные науки. Вып. 6. Языкознание. -2003. -№ 28. - С. 167-181.
146. Фомин A.A. Литературная ономастика в России: итоги и перспективы // Вопросы ономастики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2004 -№1. - С. 108-121.
147. Фонякова О И. Имя собственное в художественном тексте. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 104 с.
148. Шагинян Р.П., Магазаник Э.П. Экспрессия собственных имен в русской художественной литературе // Труды Узбекского ун-та им. А.Навои. Самарканд, 1958.-Вып. 93.-С. 103-126.
149. Шулунова Л.В. Ономастика Прибайкалья. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1995. - 207 с.
150. Шурыгина Л. Первые шаги. (Литературная жизнь Смоленского периода революции и первых лет советской власти) - Смоленск, Смоленское книжное издательство, 1963. - 68 с.
151. Щетинин Л. М. Слова, имена, вещи // Очерки об именах. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1966. - С. 126-132.
Список словарей, справочников и их условных обозначений 152. Административно- Административно-территориальное деление
территориальное деление 1981
153. Ахманова 1966
154. Добровольский 1914
155. Кузнецов 2000
156. ЛЭС 1987
Смоленской области. Справочник. — М.: Московский рабочий, 1981.-416с. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. - 608 с. Добровольский В.И. Смоленский областной словарь. - Смоленск, 1914.
Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. -1536 с.
Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1987. - 752 с.
157. Отин 2006
158. Петровский 1966
159. Подольская 1978
160. Подольская 1988
161. Полухина, Пярли 1995
162. Русская грамматика 1980
163. ССГ1974
164. ССГ1982
165. Слонимский 1937
166. Смолицкая 2002
Отин Е.С. Словарь коннотативных собственных имен. - М.: ООО «А Темп», 2006. - 440 с. Петровский H.A. Словарь русских личных имен: Около 2600 единиц. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. - 384 с.
Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / отв. ред. A.B. Суперанская. -М.: Наука, 1978.-198 с.
Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / отв. ред. A.B. Суперанская. -М.: Наука, 1988.- 192 с.
Полухина В., Пярли Ю. Словарь тропов Бродского. Тарту, 1995. 342 с.
Русская грамматика АН СССР. В 2 т. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология / под ред. Н.Ю. Шведовой, Н.Д. Арутюновой и др. - М.: Наука, 1980. - 783 с. Словарь смоленских говоров / под ред. А.И. Ивановой. - Выпуск 1 (А-Б). - Смоленск, 1974. -310с.
Словарь смоленских говоров / под ред. А.И. Ивановой. - Выпуск 3 (Г-Д). - Смоленск, 1982. -161 с.
Словарь мифологических имен и названий в стихотворениях A.C. Пушкина / под. ред. A.A. Слонимского // Стихотворения A.C. Пушкина. -Л, 1937.
Смолицкая Г.П. Топонимический словарь Центральной России. - М.: Армада-пресс, 2002. -
416 с.
167. СЭС 1986
168. Суперанская 2010
169. Тихонов и др. 1995
170. Даль 1956
171. Топонимический словарь 2009
172. Федоров, Фонякова 1975
173. Энциклопедический словарь 2005
Советский энциклопедический словарь. / гл. ред. A.M. Прохоров. - 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986.- 1600 с.
Суперанская A.B. Словарь народных форм русских имен. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. -368 с.
Тихонов А.Н., Бояринова Л.З., Рыжкова А.Г. Словарь русских личных имен. - М.: Школа-Пресс, 1995.-736 с.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. — в 4 т. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - Т. 2.-780 с.
Топонимический словарь Смоленской области / авт. и сост. Д.И. Будаев и Б.А. Махотин. - Смоленск: ООО Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2009. - 352 с.
Федоров A.B., Фонякова О.И. Словарь автобиографической трилогии М. Горького. Имена собственные (личные имена, географические названия и заглавия литературных произведений) -Л.: Наука, 1975.-412 с.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений: более 4000 статей / авт.-сост. В. Серов. - 2-е изд. - М.: Локид-Пресс, 2005. - 880 с.
160 Источники
1. Исаковский М.В. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Художественная литература, 1981. - Т. 1. - 431 с.
2. Исаковский М.В. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Художественная литература, 1981. - Т. 2. - 590 с.
3. Исаковский М.В. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Художественная литература, 1981. - Т. 3. - 567 с.
4. Исаковский М.В. Сто песен / вступ. статья Кошелев Я.Р., сост. и подгот. текста Меркин Г.С. - Смоленск: СГПУ, 2000. - 208 с.
5. Исаковский М.В. Собрание сочинений в двух томах - М.: Гослитиздат, 1956. - Т. 1.-312 с.
6. Исаковский М.В. Собрание сочинений в двух томах - М.: Гослитиздат, 1956.-Т. 2.-376 с.
7. Исаковский М.В. Собрание сочинений в 4 т. - М.: Художественная литература, 1968. - Т. 1. - 407 с.
8. Исаковский М.В. Собрание сочинений в 4 т. - М.: Художественная литература, 1968. - Т. 2. - 335 с.
9. Исаковский М.В. О поэтическом мастерстве. М.: Советский писатель, 1952. 102 с.
10. Твардовский А. Избранные стихи и поэмы. - Гос. изд-во худ. лит. -Москва, 1947, с. 7-8.
11. Твардовский А.Т. Избранные сочинения / Вст.ст. А. Туркова. -М.: Худож.лит., 1981. - 671 с.
12. Твардовский А.Т. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1980.
13. Твардовский А. Т. Избранные произведения. - В 3 т. - М., 1990. - Т. 1. - 495 с.
14. Рыленков Н.И. Собрание сочинений. - В 3-х т. - М.: Современник, 1985.-Т.1.-447 с.
15. Рыленков Н.И. Собрание сочинений. - В 3-х т. - М.: Современник, 1985.-Т.2.-527 с.
16. Василевский И. Лирика. С чем сердце накрепко сжилось. - Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1961. - 207 с.
17. Дворецкий Д.П. Звонкое наследство: Стихи. - Смоленск. Московский рабочий. Смоленское отделение, 1987. - 64 с.
18. Осин Д. Катя-Катерина. - М.: Советский писатель, 1941.-81 с.
19. Рыжиков И.В. На Смоленщине моей. - Смоленск: Смоленское издательство, 1952. - 50 с.
20. Фиксин С. В добрый час: Стихи. - М.: Советский писатель, 1979. - 215
с.
162
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.