Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области "Технология" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шаймердянова, Гузель Рушановна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 253
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шаймердянова, Гузель Рушановна
Введение.
Глава Научно-методический анализ игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды.
1.1. Моделирование и его компоненты: связь с проектированием, конструированием и педагогической наукой.
1.2. Роль игрового моделирования в активизации познавательной деятельности учащихся.
1.3. Игровое моделирование в профессиональном самоопределении и при оценке сформированности технологической культуры в образовательной области «Технология».
1.4. Модель методики применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды на основе профессионального самоопределения
Глава 2. Методика применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды в образовательной области «Технология» и в подготовке будущих учителей технологии.
2.1. Место игрового моделирования в образовательной области «Технология».
2.2. Принципы отбора содержания обучения при применении игрового моделирования.
2.3. Содержание и методика применения игрового моделирования в образовательной области «Технология» при преподавании раздела «Информационные технологии» и «Профессиональное самоопределение и карьера».
2.4. Содержание и методика проведения спецкурса «Игровое моделирование с использованием информационных технологий» для будущих учителей технологии.
Глава 3 Экспериментальная проверка методики применения игрового моделирования в рамках образовательной области «Технология» со школьниками и в профессионально-методической подготовке будущих учителей технологии.:.
3.1. Экспериментальная проверка применения игрового моделирования со школьниками старших классов в образовательной области «Технология».
3.2. Экспериментальная проверка включения игрового моделирования в систему в профессионально-методической подготовки будущих учителей технологии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Игровые программные средства в информационно-технологической и методической подготовке учителя технологии2003 год, кандидат педагогических наук Четверикова, Людмила Геннадьевна
Система формирования информационной и коммуникационной компе-тентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе2011 год, доктор педагогических наук Зайцева, Светлана Анатольевна
Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования2008 год, доктор педагогических наук Надолинская, Татьяна Васильевна
Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин2007 год, кандидат педагогических наук Югфельд, Ирина Александровна
Профессиональная подготовка студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера на уроках русского языка2003 год, кандидат педагогических наук Уланова, Юлия Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области "Технология"»
На современном этапе развития образования прослеживаются тенденции формирования обучающей среды на основе активной познавательной деятельности учащихся. Одним из условий ее развития-является активная» обучающая среда. В положениях Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2015 года, а также в современной'модели образования, ориентированной на решение инновационных задач экономики (Модель 2020), указываются базовые компетенции современного человека - коммуникационная, информационная, компетенции самообучения и саморазвития. Новые условия формирования обучающей среды, направленные на удовлетворение запросов конкретных потребителей образовательных услуг, определяют для субъектов процесса обучения развитие данных компетенций и, как следствие, включенности их в активную совместную деятельность. Определение новых целей образования, разработка новых технологий реализации этих целей и потребность в совершенствовании подготовки педагогов в современных условиях порождают необходимость поиска современных способов формирования активной обучающей среды (АОС).
Анализ методической и психолого-педагогической литературы показал, что использование метода игрового моделирования (ИМ) достаточно часто рассматривается как один из способов создания активной обучающей среды (И.М. Быстрова, H.H. Булгакова и другие авторы). В контексте исследования игровое моделирование рассматривается как метод, позволяющий имитировать тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности с использованием разнообразных социальных и профессиональных ролей в условиях решения познавательных задач, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.
При выборе игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды ориентиром является одна из базовых компетенций современного человека, в частности, информационно-коммуникативная. В рамках данного-исследования при анализе; и разработке игровых моделей рассматривались содержательные: аспекты-, образовательной области: «Технология»^ в; частности, разделы «Информационные: технологии» и «Профессиональное самоопределение и карьера». "
Использование информационных технологий; при обучении конкретным? предметам- отражено? в работах ряда, ученых:- — А.Х. Зайнутдинова, М.А. Овчинникова, И.Б. Горбунова, Т.М. Черногорова, И.А. Кувардина, В.И. Пугач идр. Методика и практика обученияшнформаци-онным технологиям в вузах- отражена в работах В.В. Алейникова, Е.М. Разинкинощ А.Е. Н1ухмана;.Н:Н: Диканской, В;А. Смирнова и др.
Исследованиями в области профессиональной ориентации? учащихся»-были посвящены работы Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой, М:В. Кларина, Е.А. Климова, ВД. Симоненко; И.Д1, Чечель, В!Ф: Сахар'ова,. Н.Ф. Родичева, Т.В: Девяткиной и,др.
Технология: является; основным практико.-ориентированным учебным предметом общеобразовательной школы, осуществляющим' согласно Концепции профильного обучения подготовку по новым, для школы направлениям трудовой деятельности — в сфере информационных и мультимедийных технологий, телекоммуникаций, материально-технического обеспечения. Поэтому в: процессе изучения технологии имеется возможность показать, учащимся применение современных информационных технологий в производственной1 и коммерческо-финансовой деятельности. В рамках: настоящего' исследования вышесказанное осуществляется посредством метода игрового моделирования, который является одним из способов создания активной обучающей среды (АОС). Понятие «активная обучающая среда» рассматривается в ряде диссертационных исследований, и, обобщая его, можно сказать, что АОС — это реализация определенных дидактических условий, в которых удовлетворение познавательных потребностей каждого учащегося осуществляется одновременно с увеличением темпов прироста их знаний и умений за счет поддержания, адекватного уровня мотивации (Е.В. Погодина, P.A. Хабиб и другие авторы).
Теоретические представления о дидактических возможностях игры* отражают общую сферу научно-педагогического сознания. В' педагогических поисках прочно утвердилась идея о том, что1 игра, представляет собой'модель социального^ взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных установок. Она-является уникальным механизмом аккумуляции и передачи, социального опыта, как практического - по овладению средствами решения задач; так и этического, связанного с определенными нормами и правилами поведения в различных ситуациях.
Имитация (имитационное или игровое моделирование) - это «живое» изображение основных черт реальности, в которых существенным является: способ анализа конкретных ситуаций как глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации, выполняемое для того, чтобы выявить ее частные или общие характерные свойства [102]. Включение в учебный процесс способа анализа конкретных ситуаций в дидактических разработках последних десятилетий все более связывается с имитационным (предметно-содержательным) и игровым (социально-ролевым) моделированием.
Игровое моделирование имеет большие возможности, поскольку игра как модель объективной реальности делает более понятной ее структуру и вскрывает важные причинно-следственные связи. Исходя из этого факта, игры как модели определенной предметной деятельности широко используются* в области обучения и образования. В игре успешно моделируются профессиональный и социальный контексты деятельности, которые мотивируют, как познавательную, так и профессиональную направленность.
Исследованиям в области использования игровых технологий и игрового моделирования были посвящены работы ряда ученых: A.A. Вербицкого, A.M. Новикова, М.В. Кларина, М.В. Ментса, В.А. Трайнева, П.М. Ершова, Д. Мида, Д. Брунера, А.П. Панфиловой, JI.C. Выготского,
М.М. Бирнштейна, O.G. Газмана, Е.А. Ямбурга, В.В. Давыдова, И.Б. Новика, Э. Эддинала, Ф. Персивала и др.
В рамках настоящего исследования игрового моделированиякак способа^ создания;активной; обучающей средьг было выявлено, что:
•» в исследованиях мпогих авторов развиваются представления о широких возможностях использования? современного программного ' обеспечения, и игрового моделирования для активизации познавательной деятельности учащихся;:
• важным фактором активизации деятельности' на уроках технологии является формирование: познавательного интереса, и мотивации к обучению при использовании игровых методов;
• в результате анализа анкетирования учителей технологии и информационных технологий« были выявлены сложности, связанные с отсутствием: четких представлений о способах, внедрения игр в учебный; процесс для активизации познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, выявляются следующие противоречия между:
• необходимостью подготовки школьников к профессиональному самоопределению в процессе активизации их познавательной деятельности и существующими в технологическом образовании специальными педагогическими методиками, не позволяющими решать-данную задачу в процессе обучения;
• широкими возможностями применения игрового моделирования и современного программного обеспечения для активизации познавательной деятельности учащихся в образовательной области «Технология», с одной стороны, и недостаточно высокой методической готовностью педагогов к выбору и обоснованию способов создания активной обучающей среды и отсутствием необходимого методического обеспечения по использованию игровых методов в образовательной области «Технология».
Противоречия определили актуальность и проблему исследования, заключающуюся в ответе на вопрос, какова методика применения игрового моделирования в качестве способа создания активной обучающей среды с опорой на использование современного программного обеспечения в образовательной области «Технология».
Объектом исследования является процесс технологической подготовки школьников.
Предмет исследования - методика применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды при обучении разделам образовательной области «Технология» — «Информационные технологии», «Профессиональное самоопределение и карьера» в основной и средней (полной) школе.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики применения игрового моделирования для создания активной обучающей среды на уроках технологии.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если методика применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды на уроках технологии будет включать компоненты игрового моделирования (имитационный, деятельностный, содержательный, коммуникативный, инновационный) и опираться на современное программное обеспечение, то это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся и получению высоких показателей обучения школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи:
1. Изучить степень разработанности проблемы настоящего исследования игрового моделирования в теории и практике школьного, высшего образования и уточнить понятие «игровое моделирование» как способа создания активной обучающей среды на уроках технологии.
2. Обосновать целесообразность применения игрового моделирования^ при' изучении разделов «Информационные технологии» и «Профессиональное- самоопределение и карьера» в образовательной области «Технология» как способа создания! активной-обучающей среды и необходимость его1 использования-в процессе подготовки будущих учителей технологии к применению игрового моделирования.'
3. Разработать модель методики применения игрового моделирования1 как способа создания*активной обучающей среды на основе разделов образовательной области «Технология» - «Профессиональное самоопределение и карьера» и «Информационные технологии».
4. Разработать учебно-методический комплекс по применению игрового моделирования« для учащихся общеобразовательной школы на уроках технологии, а также методическое сопровождение по подготовке будущих учителей технологии к применению игрового моделирования.
5. Осуществить экспериментальную проверку гипотезы исследования.
Теоретико-методологической основой исследования* являются фундаментальные работы философов, психологов и педагогов, посвященные теории игры (Й. Хейзинга, Х.Г. Гадамер и др.); теории деятельности (А.Н. Леонтьев; Л.С. Рубинштейн, Г.И. Щукина); общей теории моделирования (А.Н. Дахин, Л.М. .Фридман и др.); теории игрового моделирования (A.A. Вербицкий, А.П. Панфилова и др.); современным разработкам педагогической науки в области организационных форм обучения (В.В. Краевский, В.И. Загвязинский и др.); теории игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.В. Кларин и др.); созданию активной обучающей среды (P.A. Хабиб, Е.В. Погодина и др.); общедидактическим принципам обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.); научным разработкам по педагогике и дидактике высшей школы (A.C. Белкин, Н.О. Вербицкая, Н.К. Чапаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.); компетентностному подходу в обучении (A.C. Белкин, Э.Ф. Зеер, A.B. Хуторский и др.); теории и методике профессионально-педагогического образования (Г.Д. Бухарова, Г.Н. Жуков, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко и др.); личностно-ориентированному походу в педагогике (A.B. Петровский, JI.M. Фридман, И.Я. Зимняя--и др.); деятельностному подходу в* педагогике (JI.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина-и др.); теории готовности к профессиональной деятельности (Г-Н. Жуков, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин и др:), профессиональному самоопределению (Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.).
Для решения, поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования и виды деятельности:
• Теоретические - историко-логический, теоретический и сравнительный анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение и систематизация фактов, анализ государственных образовательных стандартов общего и высшего профессионального образования и других методических документов;
• Эмпирические - педагогическое проектирование и моделирование, анализ личного педагогического опыта; наблюдение, беседа, методы диагностического исследования (интервьюирование, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение и мониторинг), педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования и продуктов деятельности.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе (2004-2005гг.) изучалось состояние проблемы в научной и методической литературе, педагогической теории и практике высшего и школьного образования, в диссертационных исследованиях, изучались и анализировались нормативные документы. Проводился анализ психолого-педагогической, методической, философской литературы по проблеме исследования. Определялись содержание исследования, его логика и структура, проводилась диагностика проблем преподавания технологии в современной школе и ВУЗе. На основе проведенного анализа были выявлены предпосылки для совершенствования образовательного процесса в школе с помощью применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды и актуальные направлениям подготовке студентов факультета «Технологии и предпринимательства».
На втором этапе (2005-2007гг.) были определены основные методологические позиции; обосновывающие необходимость изучения учебного материала с применением игрового моделирования и создания активной обучающей среды в преподавании разделов «Информационные технологии» и «Профессиональное самоопределение и карьера» в образовательной области «Технология», в системе профессионально-методической подготовки будущих учителей технологии. Разработана методика применения игрового моделирования на уроках технологии, а также методическое сопровождение по подготовке будущего учителя- технологии, включающая содержание, программу спецкурса «Игровое моделирование с использованием информационных технологий», методические рекомендации к курсу и контрольно-диагностические задания.
На третьем этапе (2007—2010гг.) осуществлялось применение игрового моделирования при изучении разделов «Информационные технологии» и «Профессиональное самоопределение и карьера» в образовательной области «Технология» в школе, а также анализ влияния игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды на результаты обучения. Проводилась апробация спецкурса «Игровое моделирование с использованием информационных технологий» со студентами факультетов технологии и предпринимательства. Уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• Дано обоснование целесообразности применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды в образовательной области «Технология», определяющее значение и роль игрового моделирования в активизации познавательной деятельности учащихся, а также обоснование необходимости подготовки будущих учителей технологии к применению игрового моделирования для активизации познавательной деятельности учащихся.
• Разработана- модель методики применения игрового моделирования как способа создания- активной обучающей' среды, обеспечивающая на формирующем- и содержательном уровнях активизацию познавательной деятельности учащихся и их профессиональное самоопределение. В модели-определены. компоненты игрового моделирования как способа создания' активной обучающей среды на уроках технологии (имитационный компонент -обеспечивающий моделирование конкретной ситуации; деятельностный компонент — определяющий последовательность действий учащихся при освоении содержания обучения; содержательный компонент — определяющий необходимый набор знаний и умений учащихся; коммуникативный компонент — определяющий взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем в рамках тех или иных имитаций (конкретных ситуаций); инновационный компонент - определяющий вариативность и новые требования к проектированию содержания обучения).
• Обоснована методика и разработан учебно-методический комплекс по применению игрового моделирования на уроках технологии, включающий учебные программы, игровые ситуации, направленные на создание имитации будущей профессиональной деятельности, методические рекомендации для педагогов и контрольно-диагностические задания для школьников.
• Разработано методическое сопровождение для подготовки будущих учителей технологии к применению игрового моделирования, включающее в себя учебную программу, ее содержание, рекомендации для студентов и преподавателей, диагностические задания для будущих учителей.
Теоретическая значимость исследования
Результаты исследования вносят вклад в развитие- теории и методики обучения технологии за счет: уточнения- понятия, «игровое моделирование», которое предложено рассматривать как способ, позволяющий имитировать тот или- иной- аспект целенаправленной человеческой деятельности с использованием разнообразных игровых и профессиональных ролей в условиях решения познавательных задач, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся;
• определения компонентов игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды на уроках технологии;
• разработанной модели методики применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды с применением профессионального самоопределения для активизации познавательной деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования
Разработана методика применения игрового моделирования для активизации познавательной деятельности учащихся, включающая учебно-методический комплекс, состоящий из:
• программы, планов-конспектов учебных занятий с применением игрового моделирования в образовательной области «Технология» с опорой на современное программное обеспечение;
• игровых ситуаций, направленных на создание имитации будущей профессиональной деятельности, а также рекомендаций по их проведению;
• контрольно-диагностических заданий, позволяющих изучить степень активизации познавательной деятельности учащихся при обучении с применением игрового моделирования.
Разработан комплект учебно-методических и информационных материалов для подготовки будущих учителей технологии к применению игрового моделирования, включающий в себя: „
• учебную программу спецкурса «Игровое моделирование с использованием информационных технологий», содержание и методические рекомендации^ его проведению;
• диагностические материалы, направленные на выявление готовности будущих учителей к применению игрового моделирования.
Выводы и рекомендации, представленные в исследовании, могут иметь практическое применение при освоении, содержания обучения, образовательной области «Технология» и при осуществлении профессионально-методической подготовки будущих учителей технологии.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры общетехнических дисциплин и методики преподавания ОТД и ТО Mili У (2004-2010); на международных, региональных и научно-практических конференциях: Брянск, БГУ им. ак. Петровского, XI Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование школьников», 2005; Мурманск, МГГУ, региональная научно-практическая конференция «Современные тенденции профессионального образования в XXI веке», 2011; Тула, ТГПУ, II Международная научно-практическая конференция «Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы», 2011; Новокузнецк, КузГПА, Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Проблемы модернизации профессионального образования в XXI веке», 2011; на испытательных мероприятиях в рамках Московского городского конкурса «Учитель года-2005».
Положения, выносимые на защиту
1. Игровое моделирование является одним из способов создания активной обучающей среды на уроках технологии посредством формирования учебных ситуаций, направленных на имитацию будущей профессиональной деятельности; создания реалистичных отношений между участниками игрового процесса; персонифицированной логики поведения участников игры; использования игровых ролей, характеризующие характер взаимодействия учащихся.
2. Модель методики применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды с использованием профессионального самоопределения, включает следующие компоненты:
• имитационный компонент, обеспечивающий моделирование конкретной ситуации;
• деятельностный компонент, определяющий последовательность действий учащихся при освоении содержания обучения;
• содержательный компонент, определяющий необходимый набор знаний и умений учащихся;
• коммуникативный компонент, определяющий взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем в рамках имитационных ситуаций;
• инновационный компонент, определяющий вариативность и новые требования к проектированию содержания обучения. ь
3. Методика применения игрового моделирования как способ создания активной обучающей среды с опорой на современное программное обеспечение в рамках образовательной области «Технология» может быть реализована при использовании специально разработанного учебно-методического комплекса (учебные программы, игровые ситуации, направленные на создание имитации будущей профессиональной деятельности, методические рекомендации для педагогов и контрольно-диагностические задания для школьников).
4. В условиях интенсивного развития информационных технологий, раннего освоения социальных и профессиональных ролевых функций, необходимым условием формирования ключевых компетенций личности является специальная подготовка будущих учителей технологии, основанная на усвоении ими игрового моделирования как способа активизации познавательной деятельности обучаемых.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 235 наименований и 11 приложений. Диссертация содержит 203 страницы основного текста, 3 рисунка, 15 таблиц, 12 диаграмм.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование у будущих учителей технологии профессиональной компетентности по руководству творческой деятельностью школьников средствами исторического моделирования2011 год, кандидат педагогических наук Хаулин, Алексей Николаевич
Методическая подготовка будущего учителя физики к обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач2013 год, кандидат педагогических наук Дергунова, Олеся Юрьевна
Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества2003 год, доктор педагогических наук Оспенникова, Елена Васильевна
Обучение студентов педагогического вуза применению компьютерных технологий в организации деятельности учащихся по решению физических задач2008 год, кандидат педагогических наук Оспенников, Андрей Анатольевич
Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности2002 год, кандидат педагогических наук Григорьева, Элеонора Игоревна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шаймердянова, Гузель Рушановна
Результаты исследования
Результаты опроса Таблица 2x2
ДА НЕТ ДА НЕТ
1 опрос 8 12 1 опрос А= 8 В= 2
2 опрос 15 5 2 опрос С=7 Б=3
А = числу студентов, дважды ответивших ДА
В = числу студентов, на 1 опрос, давших ответ ДА, а на второй опрос, давших ответ НЕТ
С = числу студентов, на 1 опрос, давших ответ НЕТ, а на 2 опрос, давших ответ ДА
Б = число студентов, дважды ответивших НЕТ
В соответствии с полученными результатами (В+С<20), таким образомг используя критерий Макнамары, вычислим значения величины статистики критерия Т2 =гшп (В,С)=2, т.к. п<20 (п=В+С=2+7=9, 9<20)
По таблице вероятностей для биноманального распределения вероятность появления значения Тг<2 при п=9 равна 0,090 [177, с. 294].
Если уровень значимости проверки гипотезы р=0,05, то р/2=0,025 и верно неравенство 0,090>0,025, следовательно, гипотеза находится в зоне значимости и она верна.
Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:
1. Большинство студентов 4-х, курсов ТиП считают, что игровые методы способствуют лучшему усвоению? учебного материала и они более эффективны по сравнениюс традиционными;методами (91%);
2. Учитель технологии должен: уметь разрабатывать или адаптировать разработанные игровые методы. и - эффективно ■ их использовать в, профессиог нальной деятельности (63 %):
3: 54% опрошенных считают необходимым включить в систему методической подготовки учителя технологии изучение игровых методов обучения в расширенном виде.
Исходя из результатов тестирования, можно сделать вывод о. сформированной готовности студентов к реализации ИМ в учебном процессе школы. Таким образом, изучение метода игрового моделирования в методической подготовке будущих учителей технологии позволяет сформировать их компетентность по применению ИМ; что подтверждает гипотезу настоящего исследования.
При организации мониторинга качества преподавания дисциплины учитывались следующие аспекты [13]: объективность, надежность измерений и оценок; полезность оценок для субъектов образования. Анализ проведенного исследования «Определение качества учебного занятия» [13] (среди студентов 4-х курсов педагогического ВУЗа) показал, что: 92% студентов удовлетворены уровнем владения учебным материалом преподавателя, 83% отмечают использование ненасильственных приемов обучения, 75% отмечают стремление педагога поощрить инициативу и самостоятельность студентов;, 64% удовлетворены учетом уровня понимания студентами учебного материала.
На диаграмме № 12 выявлена предполагаемая возможность студентов к дальнейшему использованию игрового моделирования в своей педагогиче другими активными методами обучения. Применяя игрового обучение учитель должен учитывать дидактические, психолого-педагогические, эргономические условия.
4. Педагогический эксперимент, проведенный в рамках исследования, подтвердил необходимость выполнения сформулированных условий повышения качества подготовки школьников, будущих учителей технологии и предпринимательства и эффективность способов их реализации.
Заключение
В ходе исследования было установлено, что в ситуации интенсивного развития информационных технологий, раннего освоения социальных и профессиональных ролевых функции формирование ключевых компетенций' личности с помощью интенсивных педагогических инструментов крайне актуально. Важным инструментарием для достижения этого является* игровое моделирование и создаваемая активная обучающая среда. Эти технологии позволяют учителям более эффективно использовать учебное содержание предмета и следовать тенденциям современного общества. В процессе обучения придается существенное значение используемым средствам информационных технологий, которые также способствуют более эффективному усвоению учебного материала. Разработанные учебно-методические материалы направлены на организацию профессиональной ориентации школьников.
Подготовка будущих учителей технологии по формированию знаний и практического опыта к применению игрового моделирования формирует перспективы на будущее. Она направлена на овладение способами применения игрового моделирования в педагогической практике. Проведенное исследование показывает, что будущие учителя могли бы применять в педагогической практике инновационные методы, если бы еще на этапе методической подготовки в вузе была сформирована компетентность в этом вопросе. Рек зультаты экспериментальной проверки показывают возросший интерес к процессу обучения у будущих учителей, а также сформированную готовность к применению игрового моделирования.
Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, современные школьники способны активно интересоваться и усваивать учебную информацию посредством проводимых игр, а также гибко реагировать на качественные изменения в содержании обучения, например, на профессиональную ориентацию, реализуемую в процессе обучения учителем.
Педагогический эксперимент подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу о том, что, если выявить и реализовать педагогические условия, обеспечивающие создание активной обучающей среды на уроках технологии с опорой на использование современного программного обеспечения, а также включить в методическую подготовку будущего учителя технологии изучение способа применения игрового моделирования, то это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию профессионально-методической компетентности будущих учителей по применению игрового моделирования.
Одним из возможных перспективных направлений развития настоящего исследования является применение игрового моделирования с опорой на современные компьютерные средства при изучении других разделов образовательной области «Технология», а также изучение их методического потенциала.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шаймердянова, Гузель Рушановна, 2011 год
1. Абульханова-Славская, К.А; Стратегия жизни. — М. Мысль, 1991. 299с.
2. Актуальные вопросы образовательной области «Технология». Материалы IV Международной электронношзаочной научно-практической ¡конференции. Изд-во: «Комсомольск-н/А. гос. пед. ун-та», 2005. - С.74-83.
3. Анимация Flash. М: Дрофа, 20041 - 630 с.
4. Анцыферова, Л.И. Принцип связигсознания и деятельности! и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969. -316 с.
5. Аристова, Л. А. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук / Л. А. Аристова. Казань: Изд-во «Таткнигоиздат», 1963. - 54 с.
6. Аристотель Метафика: Переводы. Комментарии. Толкования. Сост. и подготов. текста С.И. Еремеев. М.: РГБ, 2006. - 365 с.
7. Арутюнов, Ю.С., Борисова, Н.В. О классификации методов активного обучения // Тезисы докладов V Межведомственной школы семинара по акьтивным методам обучения. — Рига: Изд-во Латвийского университета, 1983. — С. 21-23
8. Асмолов, А. Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры Текст. / А. Г. Асмолов. М.-Воронеж: МОДЭК, 1996. 549 с.
9. Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
10. Атаулова, О.В. Проектирование и реализация системы методической подготовки будущего учителя технологии: монография / О.В. Атаулова. -Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2009. — 660 с.
11. Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. М: Изд-во «Знание» , 1985. - 80 с.
12. Атутов, П.Р., Кожина, O.A., Овечкин, В.П., Симоненко, В.Д., Хотунцев ЮЛ. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство. — 1999. №1. — С.5-12.
13. Афанасьева, М.П., Клейман, И.С., Козлова, С.А., Сверук, А.И. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. - №1. - С. 35-38.
14. Бабанский, Ю.К. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов физико-математических специальностей в структуре многоуровнего педагогического образования: Автореферат, дис. док. пед. наук.-М., 1996.-70 с.
15. Бадмаев, Б. Ц. Партийное образование: активные формы и методы //'Политическое самообразование. 1983. — № 4. - С. 13.
16. Балаев, A.A. Активные методы обучения. М.: Изд-во «Профиздат», 1994. - 193 с.
17. Балакова, С. В. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности старшеклассников в процессе изучения предметов естественно-математического цикла: Дис. канд. пед. наук. -Брянск, 2001. 270 с.
18. Баранов, П.В., Сазонов, Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М., 1989. - 155с.
19. Башкирова, И.Ю. Дидактические условия формирования технологической культуры у будущих учителей: Дисс. кан. пед. наук. Тула, 2001. - С. 59-60.
20. Беличева, С. А., Подольская, Т. А. Деловые игры как активный метод обучения социальных работников // Вестник психосоциальной и коррекцион-но-реабилитационной работы. 1995. — № 3. — С. 16-19.
21. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд-во: «Академия», 2000. — 314 с.
22. Бельчиков, Я.М., Бирнштейн, М.М. Деловые игры. Рига, 1989. - 213с.I
23. Беспалько, В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
24. Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М.: Высшая школа, 1970. 300 с.
25. Бибарцева, Т.С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами: Учеб. пособие. СПб., 1995. - 170 с.
26. Бирнштейн, М.М. Производственные игры // Экономика и организация промышленного производства. 1978. - № 6. - С. 55-69.
27. Богатырев, А.Н., Волохов, A.B. Современные информационные технологии в перспективных направлениях предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МПГУ, 2004. - 90 с.
28. Богатырев, А.Н., Коптелов, A.B., Некрасова, Г.Н., Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях: Учебн. пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998 - 124 с.
29. Богатырев, А.Н., Некрасова, Г.Н., Четверикова, Л.Г. О применении компьютерных игр в учреждениях дополнительного образования // Дополнительное образование. 2001. - № 9 - С. 52-60.к
30. Богомолова, H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 183-204.
31. Богомолова, H.H., Петровская, JT.A. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. Общение и деятельность. Прага, 1981. -110 с.
32. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Изд-во «Высшая школа», 1991. - 135 с.
33. Вербицкий, A.A. Игровые формы контекстного обучения. М., 1883. -117 с.
34. Вербицкий, A.A. Психолого-педагогические особенности'деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Изд-во Наука, 1987. - С. 78-100.
35. Винайкина, Н. П. Основы моделирования познавательной деятельностикучащихся: Практ.-ориент. учеб. пособ. Текст. / Н. П. Винайкина. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 206 с.
36. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
37. Выготский, JI. С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. М.: Изд-во Педагогика, 1991. - 479 с.
38. Выготский, JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. -№ 6. - С. 74.
39. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Сов. Пекдагогика. 1982. - № 9. - С.60-64.
40. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. с № 1. — С. 16-24.
41. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в русской психологии. М.: Изд-во Наука, 1966. - С. 236-277.
42. Ганелин, Ш.И. Дидактический принцип сознательности / Ш.И.Ганелин. — Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. 222 с.
43. Гейн, А.Г. Методика преподавания современного курса информатики //к
44. Информатика. № 42. - 2003. - С. 35-38.
45. Герасимов, Б.Н. Методы активного обучения в педагогической деятельности: Введение в классификацию. Понятийный аппарат. Самара, 1994. -102 с.
46. Гессе, Г. Игра в бисер. М.: Изд-во «Фолио», 2003. С. 223-230.
47. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. С. 23.
48. Гидрович С.Р., Сыроежин, И.М. Игровое моделирование экономических процессов. -М.: Изд-во Экономика, 1976. 116 с.
49. Горячев, A.B., Юнерман, H.A. Задачник-практикум по информационным технологиям. М.: Изд-во Лаборатория Базовых Знаний. - 1999. - 190 с.
50. Грановская, P.M. Элементы практической психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-964 с.
51. Григорьев, В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков. М.: Изд-во Просвещение, 2000. — 256 с.
52. Гришаева, А.П. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения информатике: Дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000.-255 с.
53. Гроос, К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.-С.28.
54. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Изд-во «Знание», 1995. - 136 с. 1
55. Гущина, Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. М.: Изд-во АРКТИ, 2007. — 120 с.
56. Давыдов, В.В., Варданян, А.У. Учебная деятельность и моделирование. — Ереван: Изд-во Луис, 1981. 220 с.
57. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Изд-во Педагогика, 1972.-423 с.
58. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 217-218.
59. Дахин, А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.
60. Де'Калуве JL, Маркс, Э., Петри, М. Развитие школы: модели и изменения. Калуга: Изд-во Калужского института социологии, 1993. - 240 с. k
61. Джексон, П. Импровизация в тренинге: Пер. с англ. СПб., 2002.
62. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н Скаткина. Изд. 2-е. М., 1982. -С. 124-125.
63. Дилтс, Р. НЛП: управление креативностью: Пер. с англ. СПб., 2003.
64. Добудько, Т.В. Проект образовательного стандарта подготовки учителя информатики. Самара: Изд-во СГПУ, 1999. - 36 с.
65. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. JL: 1985.- 167 с.
66. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов, учебнике, 4-ое издание, исправленное. М.: Изд-во «Флинта», 2006. - 335с.
67. Ершов, А.П. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. - М.: 1988. - 187 с.
68. Ершов, А.П. Человек и машина. М.: Изд-во Знание. 1985. — 255 с.
69. Ефимов, В.М., Комаров, В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Изд-во Наука, 1980. - 272 с.
70. Ефимов, В.Н. Имитационная игра для системного управления экономикой. -М., 1988.
71. Жук А.И., Кошель, H.H. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. -Мн.: Изд-во «Аверсэв», 2003. С. 336.
72. Жуков, В.Ф. Исследование операций в деловых играх. Д.: Изд-во ИПК СП, 1980.-83 с.
73. Жуков, Г.К. Воспоминания и размышления. — М.: Изд-во «Печать и новости», 1972.-700 с.
74. Игры народов СССР: Сборник материалов / Сост. В.Н. Всеволодовский-Гернгросс и др. -М.; Л., 1933. 187 с.
75. Каган, М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. — М., 1974.-328 с.98'. Кант, И. Критика способности суждения. М.: Изд-во РГБ, 2005. — 433 с.
76. Камаева, Г.И. Театрализованная игра: ее влияние на воспитание старшеклассника: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1983. - 20 с.
77. Каракозов, С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информати: ки в контексте информатизации образования: дис. докт.пед. наук / С.Д. Каракозов. Барнаул, 2005. — 254 с.
78. Картёжников, Д.А. Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей: Дис. канд. пед. наук. Омск, 2007. - 196 с.
79. Кларин, М. В. Игра в учебном процессе Текст. / М. В. Кларин // Советская педагогика. — 1985. № 6.
80. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта / Рига: Изд-во «Эксперимент», 1998. 180 с.
81. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. М.: Изд-во «Просвещение», 1990.-59 с.
82. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2007. - 352 с.
83. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. — М., 1982.- 156 с.
84. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783. — Министерство образования Российской Федерации и Российская академия образования, 2002.
85. Котляров, И.В. Теоретические основы социального проектирования. -Минск, 1989.-С.10.
86. Коффка, К. Проблема развития в структурной психологии. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. -М.: Изд-во «Педагогика», 1982. С. 238-290.
87. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: Учебн. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во «Академия», 2008. - 400 с.
88. Кривко-Апинян, Т.А. Мир игры. М., 1990.
89. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства: Пер. с англ. СПб., 2001. -136 с.
90. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии. — М., 1972.
91. Крутова, В.М. Деловая игра по экономике с использованием информационных технологий // Информатика и образование. 2002. - № 11. - С. 4851.
92. Крэм, Д. Программированное обучение и обучающие машины. М.: Изд-во «Мир», 1965. - 274 с.
93. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.: Изд-во «Высшая школа», 1990.-316 с.
94. Куприянов, Б. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография Текст. / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская / Под ред. И. И. Фришман. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. - 120 с.
95. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении. — М.: Изд-во «Просвещение», 1966. С. 115-136.
96. Лапчик, М.П., Рагулина, М.И., Самылкина, H.H., Семакин, И.Г., Хеннер, Е.К. Теория и методика обучению информатике. — М.: Изд-во «Академия», 2008. 592 с.
97. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: «Академия», 2001. - 272 с.
98. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Изд-вс «Политиздат», 1977. - 304 с.
99. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Из^-во «Педагогика», 1981. 184 с.
100. Лившиц, В.И. Управление познавательной деятельностью учащихся в компьютерном классе // Педагогическая информатика. — 1999. — № 2. С. 88-90.
101. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебн. пособ. для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Изд-во «Прометей, Юрайт», 1998.-464 с.
102. Малкова, И.Ю. Проектирование содержания образования в школах: ценностные и методические основы // Наука и школа. 2007. — № 1. - С. 5-7.
103. Мандель, Б.Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования. — 2009. № 2. - С. 62-68.
104. Маршев, В.И., Попов А.К. Управленческие игры как метод подготовки хозяйственных кадров и исследования проблем управления // Материалы на-учн.-метод. конфер. Рига: Изд-во Латв. ун-та, 1974. - С. 72—84.
105. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Изд-во «Просвещение», 1977. - 240 с.
106. Махотин, Д.А. Технология как феномен // Актуальный вопросы развития образовательной области «Технология», Мат. IV Международной Электронной заочной научн-практ. конференц. — Комсомольск-н/А., 2005. 37 с.
107. Мелехина, С. И. Основы проектной деятельности учащихся 8—9-х: учебно-методическое пособие 1-я часть Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2008. -224 с.
108. Мелехина, С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности: Монография. Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2006. - 232 с.
109. Менте, М. В. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб.: Изд-во «Питер», 2002. 207 с.
110. Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных статей, материалы Всероссийского семинара по методологии / Под ред. В.М. Полонского. М.: Изд-во ИТИП, 2006. - 252 с.
111. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Изд-во «Высшая школа», 1987. 316 с.
112. Модель развития 2015 // Народное образование. 2001. - № 9. - С. 203279.
113. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование — современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. — 2001. -№5. С.75-89.
114. Муравьева, Е.Г. Проектирование технологий обучения. — Иваново: изд-во ИПКиПГЖ, 2001. 124 с.
115. Немов, P.C. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. 3-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики. -632 с.
116. Новая философская энциклопедия. Т.2. -М.: Мысль, 2001. — С. 67.
117. Новик, И.Б. О моделировании сложных систем. — М.: Изд-во «Мысль», 1965.-257с.
118. Новиков, A.M. Методология образования. Издание второе. М.: Изд-во «Эгвес», 2006. - 488 с.
119. Обязательный минимум содержания образования (Проект) // Народное образование. 2001. - № 9. - С. 203-279.
120. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -4-е изд., доп. М.: Изд-во «Азбуковник», 1999. - С. 235.
121. Оконь, В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М.: Изд-во «Педагогика», 1990. - 256 с.
122. Опыт работы учителей технологии Липецкой области, приложение к журналу. Липецк: Управление образования и науки Липецкой обл. Институт развития образования, 2007. - 117 с.
123. Осинцева, Н.В. Педагогический эксперимент при изучении общетехнических дисциплин в педвузе: Учебн. пособ. — М., 2000. 46 с.
124. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагогач 2-е изд. М.: Изд-во «Академия», 2007. - 363 с.
125. Панфилова, А.П. Игротехнический менеджмент: интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учеб. пособ. — СПб., 2004.-312 с.
126. Педагогическая энциклопедия, СПб.: Изд-во «Питер», 2003. - 192 с.
127. Петровская, Л.А. Активные методы обучения. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.-265 с.
128. Петровский, В.А. Психология неадаптивной личности. М.: Изд-во РОУ, 1992.-240 с.
129. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. -192 с.
130. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Изд-во Рос. Пед. Агентство, 1996. - 268 с.ь
131. Платон. Соч. В. Зт. Т 3. Ч 2. -М.: Мысль, 1972. 678 с.
132. Платонова, Н.С. Создание компьютерной анимации в Adobe Flash CS3 Professional. M.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2009. — 166 с.
133. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное иссл. -М.: Изд-во «Педагогика», 1980. 240 с.
134. Пименова, Л. М. О формировании у старшеклассников самостоятельности активности как черты личности студентов // Советская педагогика — №5. -1959.-С. 63-71.
135. Погодина, Е.В. Активные методы обучения в системе методической подготовки учителей информатики: Дис. канд. пед. наук. — Череповец, 2005. -243 с.
136. Полат, Е.С., Моисеева, М.В. Дистанционное обучение М.: Изд-во «Владос», - 1998. - 192 с.
137. Половникова, H.A. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации // Советская педагогика. -1986. №3. - С.75.
138. Попова, Ю.А. Активизация учебно-познавагельной деятельности студентов вуза средствами игрового моделирования: Дис. канд. пед. наук. -Нижний Новгород, 2008. 186 с.
139. Порховник, Ю.М. Активные методы в области дистанционного обучения // Дистанционное образования. 1997. - № 1. - С. 44-47.
140. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во «Академия», 2008. - 496 с. '
141. Психология развития. Словарь / Под. ред. Венгера А.Л. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. Петровского A.B. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2006. -176 с.
142. Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М.Г. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Политиздат», 1990. - С.127-128.
143. Пучков, П.В. Имитационная игра как активный метод обучения гуманитарным дисциплинам: дис. канд. пед. наук. — Саратов, 1998. — 215 с.
144. Разумный, В. А. Эстетическое воспитание. -М., 1969. С. 127.
145. Рай, JI. Развитие навыков эффективного общения: Пер. с англ. СПб., 2002.-С. 56-61.
146. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в обучении^ дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1994.- 13 с.
147. Рубинштейн, C.JI. Базы общей психологии: В 2-х т. Т.1. М.: Изд-во «Педагогика», 1989.-322 с.
148. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. - 328 с.
149. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: НИИ школьных технологий. 2005. 208 с.
150. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ., М.: Изд-во «Народное образование», 1998. — 53 с.
151. Сердюк, Г. В. Моделирование как средство развития познавательной деятельности студентов в процессе изучения педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 18 с.
152. Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. М. № 1. - 2000. С. 21-25.
153. Сидоренко, Е.В Методы математической обработки в психологии: Практическое руководство для исследователей. СПб: Изд-во «Речь», 2000. -220 с.к
154. Симоненко, В.Д., Матяш, Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: Изд-во «Вентана Граф», 2000. — 175 с.
155. Симоненко, В.Д. Методические рекомендации по внедрению педагогических профориентационных игр в процессе подготовки учащихся 5-6 класксов к выбору профессии: в помощь студентам индустриал.-пед.фак. Брянск: Изд-во БГПИ, 1988. - 39 с.
156. Ситаров, В.А. Дидактика / под ред. В.А. Сластенина, М.: Изд-во «Академия», 2002. 364 с.
157. Скаткин, М.Н., Краевский, В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы // Серия: Педагогика и психология. N 7. 4. М. — М., 1981.
158. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Изд-во «Просвещение», 1976. -160 с.
159. Словарь / Под общ. Ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
160. Смирнова, C.B. Учебное проектирование как средство профессионального самоопределения старшеклассников: Дис. канд пед. наук. СПБ., 2007. -182 с.
161. Смит, Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности: Пер. с англ. СПб., 2001. - С.41-45.
162. Смолкин, A.M. Методы активного обучения. М.: Изд-во «Высшая iîiko-ла», 1991.-207 с.
163. Спенсер, Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Пер. с англ. Лазаревой М.А. М.: Изд-во УРАО, 2003. - 287 с.
164. Столин, В.В. Самосознание личности. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 156 с.
165. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Академия», 1999.-288 с.
166. Технология. Трудовое обучение: Учебное пособие. — М.: Изд-во «Просвещение», 2008. 239 с.
167. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. Т.2. / Под ред. Д.Н. УшакЬва. -М., 2000.-С. 111.
168. Трайнев, В.А., Матросова, Л.Н., Трайнев, И.В. Интенсивные педагогические технологии и информационные технологии. Сборник методов и учебных игр. Т. 3. - М.: Изд-во «Прометей», 2001. - 140 с.
169. Трайнев, В.А., Трайнев, И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебн. пособие. 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009; - 280 с.
170. Узнадзе, Д.Н. Теория игры // Педагогика и психология игры. -Новосибирск: Из-во Новосиб. пед. ин-та, 1985. С.4-13.
171. Управление персоналом. Практикум: ролевые и деловые игры / Под ред. М.Н. Кулапова. М., 2003. - 214 с.
172. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 8 т. Т.8. -М.; Д., 1950. С. 439.
173. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии // Школа и производство. 2004 - №4 - С. 3-18.
174. Федеральная целевая программа: Электронный ресурс. Режим доступа. - http://mon.gov.ru/press/news/8286/
175. Фрадкин Ф.И. Психология игры в раннем детстве: Дис. канд. пед наук. -М., 1948.
176. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении М.: Изд-во «Знание», 1984. - 80 с.
177. Фромм, Э. Человек для себя. Минск: Харвест, 2004. - С. 100-116.
178. Хабиб, P.A. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. -М.: Изд-во «Педагогика», 1979. 176 с.
179. Хамитов, И. С. Формирование технологической культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. — 2007. -187 с.
180. Хейзинга, Й. Гомо Люденс. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. -М.: Изд-во «Прогресс», 1992. — 464 с.
181. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. Т. 2. М., 1986. - 486 с. ,
182. Хотунцев, Ю.Л. Дубровская, Л.И. Преподавание образовательной области «Технология» в 2010/2011 учебном году. М.: Изд-во МИОО, 2010.144 с.
183. Хотунцев, Ю.Л., Симоненко, В.Д., Кожина, O.A., Орлов, Б.И. Проекты вкшкольном курсе «Технология» // Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. М.: Изд-во «Эслан», 2007. -243 с.
184. Хотунцев, Ю.Л. Тезаурус Технологии // Технологическое и экологичекское образование и технологическая культура школьников. — М.: Изд-во «Эслан», 2007. 243 с.
185. Черепанов, В.С Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Изд-во «Педагогика», 1989. — 152 с.
186. Чистякова, С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. - №1. — С. 19-26.
187. Шакуров, Р.Х. «Мир человеческих отношений и образование». Изд-во: КГТУ, 2006 г.-222 с.
188. Шацкий, С.Т. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2. -М.: Педагогика, 1980. 200с.к
189. Шиллер, Ф. Собрание сочинений. В. 8 т. Т 6. Статьи по эстетике. М.: Изд-во худ. лит-ры, 1957. - 791 с.
190. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Изд-во «Новая школа», 1994. - 240 с.
191. Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. — М.: Изд-во «Новая школа», 1994. 76 с.
192. Штерн, В. Умственная одаренность // Одаренный ребенок. 2002 — №3. -С. 49.
193. Штофф, В. А. Моделирование и познание Текст. Минск: Изд-во «Наука и техника», 1974. - 211 с.
194. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Изд-во «Просвещение», 1979.-267 с.
195. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. 3-е изд. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2006. - 215 с.
196. Эддинал, Э., Персивал, Ф. Игры и имитации и социальная значимость науки // Импакт: наука и общество. 1984. № 2. - С. 77—78.
197. Эльконин, Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 349 с.
198. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. - 560 с.
199. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступ. статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. С. 308.
200. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Изд-во «Центр», 1997.-С.139.
201. Ю.Л. Юрова, М.: Педагогика, 1978. 349 с.
202. Ясвин, В.Я Образовательная среда: от моделирования к проектированию, -М.: Изд-во «Смысл», 2001. 146 с.
203. Ямбург, Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Изд-во «Новая школа», 1996. — 352 с.
204. Янушевский, В.Н. Педагогическое моделирование профессионального развития студентов-филологов в вузе: Дис. канд. пед. наук. — Ульяновск, 2007. 285 с.
205. Apter, М. The experience of motivation. N.Y.: Acad. Press, — 1982.
206. Avedon, E. Sutton S.E. The study of Games. New York: John Wiley&Sons. 1971.-p. 112.
207. Diversifying instruction and assessment // The education forum. 1994. -№1. — P. 47-52.
208. Mead, J. H. The Social psychology: selected writing. Chicago, 1956. - p. 98.
209. The Essential Piaget / Ed. by H.E. Graber, J.J. Voneche. N. Y.: 1977.
210. Venger, A., Rotenberg V., Desiatnikova Y. Evalution of search activity and other behavioral attitudes in indefinite situations // Dynamic Psychiatry. 1996. -№ 160/161.I
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.