Игра как средство личностной социализации студентов: Социально-философский аспект исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гущин, Вячеслав Алексеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гущин, Вячеслав Алексеевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Ц ТЕОРИИ ИГР.
1.1. Различные виды игр: основные системы классификации.
1.2.Социально - философский аспект игры.
1.3. Определение игры.
1.4. Функции игровой деятельности.
1.5. Игра как общение (социально - философский аспект).
ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
2.1. Подходы к определению понятия «личность».
2.2. Духовно - нравственный потенциалы личности.
2.3.Сущность социализации: овладение нормами, присущими социуму.
ГЛАВА III. ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ.
ЛИЧНОСТИ (ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ).
3.1. Значение и роль игры в механизме социализации (homo ludens).
3.2. Ролевое поведение как инструмент социализации.
3.3. Ролевые игры в процессе социализации.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Специфика игрового начала в молодежной ролевой субкультуре2011 год, кандидат философских наук Лосинская, Анна Юрьевна
Социальный феномен игры в контексте деятельностного подхода2002 год, кандидат философских наук Казанова, Наталия Витальевна
Философский смысл игры в моделировании социальной реальности2004 год, кандидат философских наук Мазрова, Наталья Александровна
Игра в моделировании социальной реальности: социально-философский аспект2009 год, кандидат философских наук Михайлова, Эльвира Рифкатьевна
Фэнтези и социализация личности: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Помогалова, Наталья Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игра как средство личностной социализации студентов: Социально-философский аспект исследования»
Игровая деятельность в качестве ритуалов, обрядовых действий, различных празднеств, средства обучения и воспитания существует с незапамятных времен. Представление об игре как феномене человеческой культуры было впервые сформулировано в древнегреческой философии.
Игра со времен античности использовалась как метафора человеческого существования, как процесс осуществления жизни. Так, Платон и Аристотель использовали понятие игры для рассмотрения реальных социальных взаимодействий в различных сферах общественной жизни - политике, экономике, искусстве. В «игровой» методологии раскрывалась многомерность общественного процесса, сама возможность его познания1.
Начиная со второй половины XX века, понятие игры становиться одним из фундаментальных в истолковании структур социального бытия, приобретает статус методологического обоснования в выстраивании, функционировании и дальнейшем развитии форм человеческих взаимоотношений. Особое значение игра приобретает в понимании необходимости согласованного социального бытия и поддержке индивидами подобной согласованности в стандартах личностного поведения.
Универсальный характер игры проявляется в ее «сквозной» протяженности через все существование индивида, начиная с раннего детства. Игра становиться средством понимания и осуществления всей совокупности отношений между людьми, между людьми и естественными и искусственными
1 Платон. Законы, I, (664 - 645а) VII, (803 - 804Ь). Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1974.-С. 524. системами, важнейшим средством социализации и функционирования человека в качестве социального существа.
Современные исследования игровой стороны человеческой деятельности в различных аспектах (философия, социология, педагогика, психология, антропология, культурология и политология и др.) составляют одно из главных направлений современной философской науки.
В настоящее время существует широкий диапазон взглядов на проблему игры, ее происхождение и сущность. Игра как социально-философский феномен рассматривается в органическом единстве с различными сферами человеческого бытия, сопрягается с основным вопросом антропологии -«Что есть человек?». Изучая ответ на этот вопрос, мы приходим к выводу, что игровой аспект рассмотрения человеческого бытия тесно связан с процессом социализации, овладением различными формами жизнедеятельности, т.е. приобретением индивидом человеческих свойств и качеств.
Актуальность темы исследования определяется как особенностями современного социального развития общества, так и состоянием современной философской науки.
Переходный период, переживаемый современным российским обществом, усложнил процессы социализации. Отказ от прежних социально-экономических и нравственных приоритетов, отсутствие устоявшихся традиций во вновь возникших социальных институтах затрудняют процессы социализации личности.
Выработка стратегии по успешному разрешению этих проблем невозможна без всестороннего научно обоснованного понимания места и роли человека в современном мире. В решении проблем, связанных с социокультурным развитием общества и человека, все более широко используется теория игры как социального феномена, прослеживаемого с древнейших времен. Универсальный характер игры объясняет то внимание, которое ей уделяется в различных общественных науках - философии, социологии, культурологии, педагогики, нарратологии и др. Познавательный потенциал теории игр позволяет расширить возможности социального осмысления общества и человека, обеспечить значительный прирост нового знания.
Объектом исследования выступает теория игр, связанная с процессом социализации. Аналитическому рассмотрению подвергаются игровые отношения, функционирующие в системе социальных взаимодействий в качестве средств социализации. Особое значение приобретает анализ социальных ролей, которые свободно и избирательно выполняет отдельная личность. Поэтому важным моментом социализации является целенаправленное формирование ролевой ориентации личности.
В качестве предмета .исследования избран один из важнейших составляющих процесса социализации - игра, которая исследуется в качестве средства социализации личности будущего специалиста высшей квалификации.
Автором предлагается в качестве рабочей гипотезы исследования происхождение игры как одного из аспектов жизнедеятельности человека, возникающий в процессе его становления. Пытаясь вырваться из мира зависимости и неопределенности, человек создает "для себя особый мир игры, доступный его действиям, послушный его воле и желанию, мир, в котором он находит гармонию с собой, с людьми и ситуацией.
Целью диссертационного исследования является анализ существующих теорий игр в разнообразных сферах человеческой деятельности, определение места и роли игры в качестве средства личностной социализации студентов, философско - концептуальное освещение проблемы теории игр.
Основными задачами исследования являются:
• определение игры, ее значимость в процессе личностной социализации;
• описание функций социализации как многостороннего процесса взаимодействия личности и общества;
• социальные роли как основа игровых технологий.
Степень разработанности проблемы. Бытие игры в мире, как бытие в культуре, в истории, в сознании, в языке, в общении подробно описаны в литературе. Различные аспекты игры изучались представителями различных научных дисциплин и научных направлений. Исследование игры в качестве средства личностной социализации содержится в трудах античных, средневековых и современных авторов.
Античная философия представляла игру как идею гармонии человека с космосом, как способ его бытия.
Средневековые философы усматривали в игре созидательное начало в человеческом теле и духе.
Эпоха Возрождения считала игру важнейшей характеристикой творческих потенций человека.
Многочисленные аспекты игры нашли свое выражение в философских исследованиях. Это понятие игры как феномена культуры (Й. Хейзинга), как способа коммуникации (Э. Берн), как способа эстетизации человека (Ф. Шеллинг), как лингвистической реальности (JL Витгенштейн), математического алгоритма (JL Кэрролл) и т. д. Среди философов, рассматривавших вопросы игры, наметились две тенденции в описании онтологической сущности данного феномена — одни считают ее принадлежащей исключительно антропологической реальности (Ф. Шиллер, Э. Финк и др.), вторые расширяют границы ее бытия до животного сообщества (3. Фрейд, Й. Хейзинга и др.), третьи рассматривают игру в качестве космической всеобщности (Платон, Г. Гегель, Г. Гадамер и др.). Столь разные исследовательские подходы к игре, противоречивые толкования свидетельствуют о бытийной значимости игры и онтологическом статусе самого понятия.
Игра в интерпретации X.- Г. Гадамера, например, предстает как некая онтологическая реальность, не исходящая из субъекта («игрока»), а определяющая субъекта как игрока. Х.-Г. Гадамер описывает способ бытия игры как саморепрезентацию. Объективизация игровых процессов лежит в основе и платоновской трактовки игры, однако Платон никогда не ставил перед собой задачи исследования игровой реальности и выявления ее процессуальных характеристик. Э. Финк, переносит онтологические корни игры в мир человеческого бытия и рассматривает игру как уникальное антропологическое явление.
О структуре игры высказываются Х.-Г. Гадамер и Ю.А. Левада. Для Ю.А. Левады игровая структура — это социокультурный феномен, а для X.-Г. Гадамера преобразование в структуру есть акт ее подлинного воплощения. Э. Берн отмечает, что игра аксиологична по сути и не существует вне ценностной ориентации субъекта. По мнению Ф. Шиллера человеку присуще стремление и способность к самоопределению и самосознанию, ибо он способен, как мыслящий и чувствующий субъект, создать воображаемую действительность, которая составляет основание игровой реальности. Можно сказать, что игра — это колыбель всего нового в человеческом мире. Как утверждает И. Хейзинга, все элементы, существующие в культуре, прошли свое становление в игре. По мысли Ю. Хабермаса «Играние» как акт придания смыслов и значений явлениям действительности имеет субъективную природу, объективирующуюся в коммуникации. В основе понимания игровых процессов Ж.П. Сартр видит интерсубъективное взаимодействие, которое базируется на моделировании искусственной реальности внутри подлинной. Разумеется конкретные игровые процессы не поддаются безусловной унификации. Мы понимаем под игрой способ самообъективации субъекта через искусственно конструируемую реальность.
Общетеоретической и методологической основой диссертационного исследования является совокупность таких приемов и принципов научного познания как объективность, историзм, системность. Источниками исследования послужили философские, социологические, психологические и педагогические научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам игры и личностной социализации, а также материалы исследований, проведенных автором по темам «Игра как прототип культуры, социального поведения и действия», «Ролевые игры как средство управления процессами целенаправленной социализации», «Философские и педагогические основания игры и ее проявления в языковой и речевой деятельности».
Научная новизна исследования:
1. Выявлена роль игры в развитии культуры и личностной социализации студентов.
2. Описаны функции социализации как многостороннего процесса взаимодействия личности и общества.
3. Определены подходы к применению игровых технологий в процессе социализации студентов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Игра это способ самооценки, развития свободы творчества, самореализации, самопрезентации будущих специалистов.
2. Игра представляет собой один из наиболее действенных принципов познания и понимания социальной действительности. Возрастает роль игры как коммуникации и особого продукта общения, процесса, ориентированного на взаимопонимание, направленного, на раскрытие и взаимодополнение личностного опыта в профессиональном и духовно-нравственном становлении студенческой молодежи.
3. Развитие игровых тактик и стратегий применительно к студенческой познавательной активности позволяет выявить перспективы их использования в формировании личности специалиста высшей квалификации.
Структура диссертации определяется целями и задачами исследования игры как средства личностной социализации студентов и состоит из введения, 3 глав, 11 параграфов, заключения, библиографического списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Игра как социокультурный и педагогический феномен2005 год, доктор педагогических наук Репринцева, Елена Алексеевна
Онтология игры1998 год, доктор философских наук Ретюнских, Лариса Тимофеевна
Философия игры в европейской мысли: Историко-проблемное рассмотрение2002 год, кандидат философских наук Сарычев, Олег Викторович
Роль игры в конструировании социальной реальности2007 год, кандидат социологических наук Придатченко, Мария Викторовна
Педагогика формирования игровой культуры досуга2005 год, доктор педагогических наук Пономарев, Валерий Дмитриевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гущин, Вячеслав Алексеевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ролевые игры способствуют тому, что в сознании молодежи происходит сложный процесс переоценки ценностей, изменение таких взаимосвязанных структур сознания как потребности, интересы, мотивы и установки деятельности. Мотивационная функция ролевой игры заключается в том, что игры в единстве с потребностями и интересами формируют жизненные интересы индивида, воздействуя на его поступки и поведение. Проблема, которая легла в основу исследования, заключается в недостаточной изученности ролевой игры как средства личностной социализации студентов с учетом интересов, потребностей, установок и ориентаций современного молодого поколения. В ролевых играх осознание значимости иностранных языков происходит не только на индивидуальном, но и на надличностном уровне, на уровне определенных социальных групп.
Для установления значимости ролевой игры в процессе личностной социализации студенческой молодежи и наличия интереса молодежи к овладению иностранными языками, было проведено интервью со студентами вузов. В ходе проведенного интервью была подтверждена актуальность исследования значимости игры как средства личностной социализации студентов вузов и установлено, что у студентов в силу изменяющейся социокультурной ситуации существует устойчивый интерес к изучению и овладению иностранными языками в ролевых играх. Выявлено наличие потребности в использовании ролевых игр в процессе изучения иностранных языков, зафиксировано возникновение новых мотивов. Была определена мотивационная функция ролевой игры, заключающейся в том, что она в единстве с интересом и потребностями формирует также и ценностные ориентации современной молодежи в процессе реализации жизненных планов.
Ролевые игры развивают у студентов способность лучше адаптироваться к новым условиям. Наряду с трудолюбием, честностью, интеллигентностью, воспитанностью и так далее, студенты высоко ценят и образованность. Фактором, поддерживающим престиж образования, является потребность значительной части молодежи получения образования высокого качества, позволяющего использовать новые возможности освоения социального пространства.
1. Основной тенденцией в отношении к ролевым играм является уси- " ление их значимости как средства личностной социализации студентов.
2. Причиной изменения отношения к ролевым играм являются факторы социокультурного характера, проявляющиеся в изменении политической и экономической ситуации в стране.
3. Доминирующими мотивами участия студентов в ролевых играх является необходимость ознакомления в играх с будущей профессиональной деятельностью, знакомство с культурой стран изучаемого языка, возможность установления деловых контактов с зарубежными партнерами и т.д.
4. В современной социокультурной ситуации ролевые игры являются ' одним из инструментальных средств для адаптации в реальном мире. '
Проведенный анализ подтвердил роль и значение игры в процессах социализации. Современное понимание игры тесно связано с многообразными социальными процессами в повседневной жизни общества.
Игровой подход к анализу совокупности общественных отношений позволяет учитывать общие социокультурные характеристики личности, но и, что особенно важно, уникальные стороны конкретного индивида, его интересы, потребности, творческий потенциал, способности к свободной самореализации.
Игра как одна из форм социальной жизнедеятельности приобретает в XX - XXI вв. фундаментальное значение и становиться одним из наиболее действенных принципов познания и понимания социальной действительности. Возрастание значимости игрового подхода в педагогических, философских, социологических исследованиях связано с пересмотром традиционного (картезианского) рационализма, жестко разделяющего реальность на объект и субъект.
Представление о субъекте тождественном разуму перестало удовле- . творять современным социально-природным вызовам. Нарастание экологических и социальных глобальных проблем требует нового подхода к социальным процессам, органически взаимосвязанных в универсальной эволюции с развитием природы. Возрастают требования к человеку, его морально-нравственным и деловым качествам. Для того, чтобы адекватно учитывать новые обстоятельства необходима и новая концепция человека, преодале-ваюшая «гносеологизм» традиционного понимания субъекта и учитывающая всю совокупность социокультурных характеристик личности - сознание, самосознание, телеологическую направленность, волю, ценностную ориента-. цию, всю совокупность ее эмоционального и экзистенциального мира.
Игровой подход к социальным отношениям позволяет наиболее полно учитывать в деятельности субъекта весь состав социокультуры, рассматривать личность со стороны ее творческих возможностей, возрастающей свободы и ответственности в сотворении собственного бытия. Развитие игровых технологий и проведение социально-философских исследований по ролевой тематике применительно к вузам выявляет новые перспективы вузовской педагогики в деле формирование личности специалиста высшей квалификации.
Не манипулирование личностью посредством игротехник, а адекватное раскрытие подлинных потребностей и творческих интересов личности в целях создания условий для их максимальной самореализации - главная цель разработки и использования различных игр и игровых технологий в процессе социализации личности.
Исследования представленные в диссертации могут послужить основой для дальнейших теоретических разработок в сфере применения ролевых игр в качестве средства личностной социализации студентов, а также для осознания необходимости приведения существующих государственных образовательных стандартов изучения гуманитарных дисциплин и, в частности, изучения иностранных языков, в соответствие с требованиями времени.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гущин, Вячеслав Алексеевич, 2005 год
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Андреева Г.М. Методологические проблемы социально психологического исследования // Вопросы психологии. — 1970. — №2.
3. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1974.
4. Аристотель. Политика // Соч. в 4-х Т.-Т.4- М., 1984.
5. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России) Т.2. — Теория и методология. Словарь. - Новосибирск: «Сибирский хронограф». 1998.
6. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.
7. Бекон Ф. Новый органон. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека // Антология мировой философии. В 4-х т.- Т.2-М., 1969.
8. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
9. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: Алеф, 1992;
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб-М.,1998.
11. Бурдье П. Социология политики-М., 1993.
12. Вентцель Е.С. Исследование операций задачи, принципы, методология.-М.: Наука, 1980.
13. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994,
14. Волков ЮГ., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты Ростов н/Д, 1994.
15. Всемирное писание: сравнит. Антология священных текстов. М., 1995. Современная философия: Словарь и хрестоматия-Ростов н/Д, 1995.
16. Вунд В. Этика. СПб., 1887.
17. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // "Вопросы психологии"-1966 N 6. . *
18. Игра в педагогическом процессе Новосибирск 1989; Игра и обучение // Вопросы образования" 1987.-№ 4.
19. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основа философской герменевтики / Пер. с нем.-М., 1988.
20. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.
21. Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры. М., 1985.
22. Гумилев Л. Н., Панченко А. Чтобы свеча не погасла // Диалог. — М.,1990.
23. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
24. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. — Т.2.-М., 1979.25. Делез Ж. Ницше. М., 1998.
25. Демин М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности // v Философские науки. 1983. - № 2.
26. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже XXI в. // Вестник Московского университета. Серия 18. — Социология и политология. — 1999.
27. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1996
28. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских.-М., 1982.
29. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. Статьи и докла-" ды 90-х годов.-М.: Наука, 1999.
30. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура.-М., 1991.
31. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. - 1996.
32. Кальве Л. -Ж. Игры в обществе // "Апокриф", 1993 -№ 2.
33. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность М. 1987; Этнопси-холингвистика/ Отв. ред. Ю.А. Сорокин-М., 1988,
34. Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы // Культурология XX века. Антология. -М.: Юрист, 1995,
35. Кашкин В.Б. Теория коммуникации. Лекция 3// http: ka-chine.narod.ru/Comm Theory/ 3/ Web Comm 3. html.
36. Кудрявцев B.T., Уразалиева Г.К. Развитие деятельности и ее самодетерминация // Вопросы философии. 2001. - № 3.
37. Кузанский Н. Игра в шар // Соч. в 2-х т. Т.2.- М.,1980.
38. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996-№ 5.
39. Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия// Системные исследования: методологические проблемы. Ежегодник. — М., 1984.
40. Левин Г. Л. Свобода роли. Совр. взгляд // Вопросы философии-2000. -№ б.
41. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
42. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2. изд. М.: 1977.
43. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф М., 1982.
44. Маркс К., Энгельс Ф.Собр. сочинений. Т.2. Т.З.
45. Мертон Р.К.Явные и латентные функции//Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
46. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты М., 1994.
47. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
48. Мид Дж. Интернализированные другие и самость //Американская социологическая мысль: Тексты М., 1994.
49. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру. -М., 1958.
50. Овчинников В.М. Корни дуба. М., 1983.
51. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1964.
52. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. Дегуманиза- . ция искусства и другие работы.- М., 1991.
53. Парыгин Д.Б. Общественное настроение. М., 1966.
54. Петров Н.И. Герменевтические игровые феномены. М. ИНИОН-1993,
55. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1960.
56. Большая Российская Энциклопедия-М., 1993. -Т. 1.
57. Платон. Законы, 1,(664 645а) VII, (803 - 804Ь).
58. Плеханов Г.В. Письма без адреса // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: Сочинения в 5 т. Т. 5. М., 1958.
59. Поченцов Г.Г. Теория коммуникации.-М., Киев, 2001.
60. Рикёр Поль Время и рассказ. Т.2. Конфигурация в вымышленном рассказе. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
61. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972.
62. Сигов К.Б. Игра // Современная западная философия Словарь М, 1991.
63. Сигов К.Б. Человек вне игры и человек играющий//Философская и социологическая мысль. — Киев, 1990. — № 4.
64. Сорокин П. Общество, культура, личность: их структуры и динамика // Человек, цивилизация, общество. — М., 1992.
65. Стеббинс Р.А. Свободное время: К оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социс 2000. - №7.
66. Марков Б.М. Философия антропология: очерки истории и теории. -СПб., 1997.
67. Маркова О.Ю. Тендерные измерения современного общества/Zhttp:// anthropology .ru/ru/texts/markova/ markova. html. •
68. Медвецкий И. Игра ума. Игра воображения.// Октябрь. -1992. — №1.
69. Микешина JI.A., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М.,РОССПЭН, 1997.
70. Тарасов JI.B. Мир, построенной на вероятности. М., 1984.
71. Тейлор Э.Б. Первобытная культура.- М., 1989.
72. Токарев С.А. Ранние формы религии. -М., 1990.
73. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесловие. П.С. Гуревича. -М., 1988.
74. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопр. Философии 1989. -№2.
75. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977.
76. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
77. Хейзинга И. Homo ludens // Homo ludens; Статьи по истории культуры -М., 1997.
78. Шахалова О.И. "Я" и "Другие" как философская проблема. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук-Ростов н/Д , 1995.
79. Шелер М. Человек и история // Человек: образ и сущность. Вып.2-М.:ИНИОН,1991.
80. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988;
81. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Собрание соч. в 7 т. Т.б. — М., 1957.
82. Элен П. Философия "Мы " у C.JI. Франка//Вопросы философии 2000.-№2.
83. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
84. Ядов В. Л. Личность как предмет изучения // Социальная психология. — Л., 1979.
85. Apel К. — О. Sprechaktteorie und transzendentale Sprachpragmatik zur Frage ethischer Normen в кн.: Apel К. О. Auseinandersetzungen in Erprobung des transzedentalpragmatischen Ansatzes/ FaM. 1998.
86. Armstrong P. Conflictiry Readings Variety and Validity of Interpretation. Chapel Hill, 1990.
87. Brown H. Douglas. Principles of language learning and teaching — Engle-wood Cliffs, N.Y.:Prentice-Hall, 1987.
88. CailliosR. Man, Play and Games. L., 1962,
89. Godbey G. Leisure in your life: An Exploration. Fourth Edition. Venture Publishing, Inc. State College, Pennsylvania, 1999.
90. Gross K. Die Spiele der Menshen. Lend, 1899.
91. Kando Thomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V.Mosby Co., 1980.
92. Kelly I.R. & L. Godbey, G. The Sociology of leisure. State College, PA, Venture Publishing Inc. 1992.
93. Kluckholm C. Mirror for Man. Greenwich: CT: Fawcett, 1965.
94. Kraus R. Recreation and Leasure in Modern Society. New York: Appleton-Century-Crofts, 1971.
95. Mitchell E.D., Mason B.S. The Theory of Play. N. Y., 1935.
96. Rowe M. The Definition of Game// Philosophy, v. 67, № 262, 1992.
97. J.B.Thompson. Studies in Theory of Ideology. Polity PressV 1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.