Иезуиты в России второй половины XVIII в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Лушпай, Владимир Борисович
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Лушпай, Владимир Борисович
Введение
Глава I. Историография и источниковая база исследования.
1. § Историография темы.
2. § Анализ использованных источников.
Глава II. Иезуиты в Российской империи при Екатерине П.
1. § Сохранение «Общества Иисуса» в белорусских губерниях.
2. § Иезуиты Восточной Белоруссии в политике самодержавия.
Глава III. Иезуиты и Павел I.
1. § Рост влияния иезуитов в Российской империи.
2. § Иезуиты и правящая элита России на рубеже
XVIII-XIX вв.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Деятельность "Общества Иисуса" в России, конец XVI - начало XIX вв.1999 год, кандидат исторических наук Хлопова, Ирина Юрьевна
Римско-католическая и Евангелическо-лютеранская церкви в России: сравнительный анализ взаимоотношений с государством и обществом: XVIII - начало XX вв.2005 год, доктор исторических наук Лиценбергер, Ольга Андреевна
Общество Иисуса: история и современность2013 год, кандидат наук Свиридова, Наталья Владимировна
Католицизм и общество в России XVIII в.2004 год, кандидат исторических наук Андреев, Александр Николаевич
Проблема человека в философской концепции иезуитов2016 год, кандидат наук Коротков, Владислав Олегович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иезуиты в России второй половины XVIII в.»
История взаимоотношений государства и церкви относится к числу вопросов, сохраняющих непреходящую актуальность в сфере гуманитарного знания. Границы подобных исследований, суженные в советской исторической науке рамками формационного подхода, за первое постсоветское десятилетие существенно расширились. Если прежде, за счет предвзятого отношения к церкви и религии в целом, деятельность церковных организаций полагалось рассматривать как неотъемлемую часть государственной идеологии, то на современном этапе отечественная историография придает особое значение самостоятельной роли государства и церкви в едином контексте политической и духовной культуры. Влияние государственной власти во все времена подкреплялось авторитетом духовенства, а на основе общих интересов складывалось политическое сотрудничество церковных и светских кругов, успех которого, в силу значимости преследуемых целей, мог совершенно не зависеть от различий вероисповедания. Одному из ярчайших примеров такого взаимодействия и посвящено предлагаемое нами исследование.
В первой четверти XVIII века православная церковь в России была безоговорочно подчинена влиянию светской власти, превратившись в составную и неотъемлемую часть государственного аппарата. Возведение веротерпимости в ранг государственной политики предопределялось как общим политическим господством светской власти, так и обширными территориальными приобретениями второй половины XVIII века, добавившими Российской империи миллионы иноверных подданных. Именно в это время Россия дает пристанище двум католическим орденам - "Обществу Иисуса" (более известному как орден иезуитов) и Ордену святого Иоанна (иначе - иоаннитов, или
Мальтийскому). Но если второй пострадал в результате военной агрессии - занятия Мальты войсками Наполеона, то первый задолго до наполеоновских войн подвергся гонениям со стороны всей католической Европы и был официально упразднен самим папой римским - главой католической церкви.
Ни один монашеский орден не проявлял такой активности и изворотливости, не получал столь мощной поддержки и столь же мощного отпора со стороны правящих кругов, как «Общество Иисуса» - самый влиятельный из всех католических орденов. Возникший в 1534 г., орден был официально учрежден лишь в 1540 г. Промежуток в шесть лет объясняется тем, что Ватикан не торопился с учреждением нового ордена, так как еще в ХШ в. католические церковные соборы (Четвертый Латеранский 1215 г. и Второй Лионский 1274 г.) запретили учреждать новые ордена. «Лучше уничтожить все ордена или, по крайней мере, уменьшить их число, чем распложать монахов, которые, как всем известно, принесли папскому престолу более вреда, чем пользы», - заявил в 1539 г. на заседании комиссии, рассматривавшей проект «Общества Иисуса», один из кардиналов1. Однако в следующем году проект был утвержден папой Павлом П1, и вскоре орден иезуитов занял ведущее место в папской политике, направленной на борьбу с Реформацией. Ставя своей ключевой задачей всемерное укрепление позиций католической церкви, члены «Общества» в ходе активной миссионерской и преподавательской деятельности внедрялись в среду состоятельных слоев населения, аристократии, энергично подбираясь к правящим кругам и руководящим политическим деятелям. Именно иезуиты помогли Ватикану лучше приспособиться к изменившимся условиям экономической, политической и культурной жизни, вызвавшим у различных европейских народов движение за реформу церкви, и не только выстоять, но и расширить свое влияние. Не случайно понятие «контрреформация» («католическая реакция») связывается, главным образом, с деятельностью иезуитов. Чем же предопределялась исключительность этого ордена?
Общество Иисуса» принципиально отличалось от других орденов католической церкви. Иезуиты не возводили для себя монастырей с кельями и высокими стенами, отгораживающими от внешнего мира, поскольку ни уход от действительности, ни проповедь аскетизма никогда не играли в деятельности ордена значительной роли («орден людей действия, не орден созерцателей и аскетов»2). Ради борьбы с Реформацией и атеизмом папство возложило на иезуитов обязанность входить во все сферы хозяйственной, политической и культурной жизни, в связи с чем им разрешалось носить вместо рясы гражданскую одежду, а в необходимых случаях, особенно при выполнении секретных поручений Ватикана, скрывать свою принадлежность к ордену. Целью Игнатия Лойо-лы, когда он набрасывал устав «Общества», было создание подчиненной Ватикану клерикальной организации военного типа, так что новый орден изначально замышлялся как полумонашеская, полувоенная организация, которой предстояло заниматься больше политикой, чем вопросами религии.
Во главе «когорты» (таким было первоначальное название ордена) стоял генерал. Военная терминология подчеркивала в глазах европейцев милитаристский характер новой организации. Члены ее, согласно законам «Общества», дают публичные обеты и тем самым, как говорится в Кодексе канонического права, «стремятся к евангельскому совершенству». Одним из обетов, приносившихся вступающим в ряды «Общества», являлся обет беспрекословного подчинения Понтифику - папе римскому. Этот новый обет, не имевший аналогов в уставах других орденов, изначально обратил на себя внимание папской курии и самым существенным образом повлиял на ее решение утвердить предложенный Лойолой проект нового ордена.
Устав «Общества» предписывал строгую субординацию, требовал от нижестоящих членов слепого повиновения вышестоящим. Если начальник приказывал подчиненному совершить «смертный грех», последний должен был выполнить приказ без колебаний. Рассуждения о целесообразности поступающих свыше приказов строго-настрого запрещались. «Будем, насколько возможно, готовы сразу же отозваться на голос начальника, как бы это был голос нашего господа Иисуса Христа», - значилось в правилах «Общества»3. Орден специально разработал теорию «пробабилизма», которая позволяет любой случай или поступок истолковывать как угодно, причем всегда со ссылкой на соответствующие авторитеты, тексты, цитаты из Священного Писания, поучения святых отцов и т.д. А один из моралистов ХУП в., иезуит Г. Бузенбаум, открыто заявлял: «Так как цель дозволена, то и средства дозволяются»4.
Превосходство иезуитов в образованности по сравнению с представителями других монашеских орденов, как и эффективность иезуитского воспитания, были широко известны еще со времен расцвета «Общества» - почти с самого учреждения его папой. Но это культурное превосходство всегда и везде сочеталось с превосходством в активности, проявляемой иезуитами во всех сферах общественной жизни.
Предмет преподавания у иезуитов сам по себе не отличался от того, что изучали в семинариях другие духовные лица. Существо идей, концепций было тем же. Все сводилось к «рациональному доказательству» католической доктрины: утверждалось, что она представляет собой единственно правильное истолкование христианства и вообще единственную истину. Это «универсальная система», которая все охватывает, объясняет, разрешает и из которой поэтому вытекает единственное истинное мировоззрение. Мы не ошибемся, если укажем, что своим преподаванием отцы-иезуиты преуспели именно в «степени рациональности доказательства универсальности католической доктрины».
Итак, «Общество Иисуса» - воинствующая организация католической церкви, активнейший пропагандист папской власти, ее надежда и оплот - в эпоху «просвещенного абсолютизма» официально упраздняется, а членов его изгоняют из всех европейских государств, в том числе и католических. Однако прибежищем для них становятся восточно-белорусские земли, перешедшие в 1772 г. от Польши под власть русского правительства. «Именно в царской России, - писал немецкий историк-марксист Э. Винтер, - этот орден просуществовал в тяжелое для него время, чтобы затем, в 1814 году, как феникс из пепла, возродиться под победоносным знаком политической и церковной реакции в Европе для всего католического мира»5.
Исторический парадокс налицо: православная держава, вопреки требованиям Рима и наперекор собственной политической традиции, в эпоху канонического уничтожения «Общества Иисуса» не только сохранила у себя его членов, но и позволила им окрепнуть настолько, что в первой четверти XIX в. орден был официально восстановлен сначала в России, а затем и по всей Европе. «О нем, - отмечал французский историк Габриель Моно, - почти никогда не говорили спокойно и беспристрастно. Нет ничего труднее, чем точно исследовать его историю»6. Как бы подтверждая собственные слова, Моно заявлял: «Удивительно постоянство, благодаря которому они (иезуиты. - B.JJ.) в XVIII веке предпочли временную смерть всякому изменению.»7. Но эта «временная смерть» была для них весьма относительной, так как Екатерина П не позволила иезуитам «умереть» в ее владениях, а Павел I вообще добился от папы официального признания «Общества Иисуса» в Российской империи, предопределив тем самым возрождение ордена в мировом масштабе. «Россия, - писал Влодомир Ледуховски, генерал «Общества» в 191542 гг. - сохранила искру Общества во время бури и, когда она прошла, дала этой искре возможность вновь разгореться ярким пламенем - и этого члены Общества никогда не забудут»8.
Причины сохранения «Общества Иисуса» в России освещались на страницах как отечественной, так и зарубежной историографии, но наиболее значительный вклад в разработку данной проблемы был внесен русскими авторами XIX века - Ю.Ф. Самариным, М.Я. Морошки-ным, А.Н. Поповым, обратившими внимание на стремление Екатерины П противостоять вмешательству Рима в дела российских подданных-католиков (иными словами, во внутреннюю жизнь Российской империи) и связывавшими эту политику с общим внутриполитическим курсом самодержавия9. Поскольку упразднение ордена состоялось при папе Клименте XIV, личность этого деятеля вызывала особый интерес, получая в некоторых работах (М.Я. Морошкин, А. Ильин) самую положительную оценку, ибо ликвидация «Общества» расценивалась в них как большой личный подвиг Понтифика, осмелившегося покончить со своими «янычарами», которые давно скомпрометировали себя и папский престол в глазах всего цивилизованного мира10. Впрочем, отдавая должное личным качествам папы Климента XIV и признавая упразднение иезуитского института важнейшим событием всей церковной истории XVIII в., русская историография XIX - начала XX вв. уделяла не меньшее внимание политической подоплеке этого чрезвычайного и во многом драматичного события. Ведь один тот факт, что официальное упразднение «Общества Иисуса» не предшествовало изгнанию иезуитов из большинства католических стран Европы (Франции, Испании, Португалии, Королевства обеих Сицилий), а последовало за ним, наводит на мысль о вынужденном характере этого шага со стороны римской курии и лично Климента XIV. Если сам Ледуховски утверждал, что «Общество Иисуса» было упразднено «по проискам Бурбонских Дворов»11, то могло ли это представлять тайну для императрицы Екатерины II, игравшей в событиях тех лет одну из ключевых ролей?
Екатерининская церковная политика в целом изучена слабо, хотя некоторые ее аспекты рассмотрены в историографии более или менее подробно. «Враг всякой ломки, - указывал биограф Павла I Е.С. Шумигорский, - государыня чутко прислушивалась к пульсу государственной и народной жизни и, ничего не навязывая народу, давала простор удовлетворению его потребностей, поскольку это не мешало в данную минуту крепости и силе государства»12. Основное внимание уделялось веротерпимости, столь характерной для государственной и церковной политики Екатерины II. «Как и почти всякий человек XVIII века, - отмечает А.Б. Каменский, - она была религиозна, но к институту церкви с его
17 внешней обрядностью особого пиетета не испытывала» (так, отвечая на жалобу Синода о мечетях, строящихся в Казани по соседству с православными церквами, императрица заявляла: «Как всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то и она (Екатерина. - B.JI.) из тех же правил, сходствуя Его святой воле, и в сем поступает, желая только, чтоб между подданными ее всегда любовь и согласие царствовали»14). Видя в церкви, как и Петр I, одно из орудий управления страной, Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику веротерпимости. При этом она не забывала о господствующей роли православия, оставаясь стойкой защитницей позиций государственной религии и обеспечивая достойное существование прочим - «терпимым» - исповеданиям. Оказывая поддержку «Обществу Иисуса», Екатерина бросала вызов не только Риму, но и всей Западной Европе, единодушие которой по вопросу об иезуитах явилось решающим фактором, приведшим папу Климента XIV к ликвидации «Общества». Этому сугубо политическому моменту в настоящем исследовании уделено особое внимание. В качестве основного источника нами использован текст роковой для иезуитов папской грамоты «Dominus ас Redemptor noster», которая в отечественной литературе не публиковалась и детально не рассматривалась.
Другим фактором, обусловившим упразднение «Общества Иисуса», являлось противостояние главы католической церкви и «черного папы» - генерала, представляющего в своем лице сильнейший из всех католических орденов. Корень этого противостояния был заложен в самом Уставе «Общества», так как расплывчатость некоторых приводимых в нем формулировок допускала возможность проявления орденом инициативы без предварительного согласования с курией. Исключительное положение «Общества» в католическом мире подтверждалось и папским законодательством XVI века. В это время важнейшей задачей курии являлась борьба с реформационными течениями, ради успешного ведения которой иезуитам были предоставлены большие привилегии. Так, буллой от 14 марта 1543 г. генералу «Общества Иисуса» разрешалось самостоятельно изменять статьи Устава, делая из членов своего тайного совета послушных исполнителей его собственных распоряжений (чем в полной мере воспользовался И. Лайнес, второй после И. Лой-олы генерал ордена). «Увенчавшая» привилегии иезуитов грамота папы Григория XIV от 28 июня 1591 г. гласила, что все полученные орденом права не могут быть отменены или уменьшены ни одним папским декретом, кроме постановлений, направленных против ордена в целом. Одновременно папа заранее аннулировал некоторые виды привилегий, которые могли быть запрошены иезуитами для себя, и запретил своим «янычарам» ходатайствовать перед куриеи о правах, расходящихся с их собственными правилами.
Таким образом, бреве Климента XIV об упразднении «Общества» было законным, так как подразумевало не частичную, а полную ликвидацию иезуитского института. В странах Западной Европы иезуиты никакого сопротивления папскому бреве не оказали, поскольку их позиции к тому времени были основательно подорваны светской властью. Однако на землях Восточной Белоруссии, перешедших к России в ходе первого раздела Польши, их влияние, по воле светской власти, было не только сохранено, но и усилено. Здесь противодействие Риму вылилось в открытый конфликт, растянувшийся почти на три десятилетия, и конец ему положила папская грамота от 7 марта 1801 г. об официальном восстановлении «Общества Иисуса» в пределах Российской империи. Все усилия европейской дипломатии склонить русскую власть к изгнанию опального ордена успеха не принесли: Екатерина II оказывала белорусским иезуитам поддержку, ссылаясь на их преподавательские способности, а Павел I, правление которого пришлось на начало наполеоновских войн, энергично способствовал расширению иезуитского влияния в России, видя в «Обществе Иисуса» надежную опору для «всякого благоустроенного правительства».
Сопротивление, оказанное белорусскими иезуитами булле Климента XIV, в значительной мере базировалось на особенностях идеологии «Общества». Авторитет генерала, как и любого вышестоящего орденского лица, был непоколебим: подчиненным надлежало считать старшего свободным от человеческих заблуждений и слабостей, ибо начальнику все всегда виднее, и совершать какой-либо важный шаг самостоятельно, без приказа начальника, член «Общества» не мог. Таким образом, совесть подчиненного, совершившего «смертный грех», остается чистой, поскольку данный шаг предпринят им по приказу начальника, устами которого якобы говорит сам Христос. Неудивительно, что при такой суровой дисциплине, основанной на строгой иерархичности, роль папы быстро трансформировалась, приняв декоративный характер: ведь во всем «Обществе» никто, кроме генерала, папе напрямую не подчинялся и не мог подчиняться. Когда же «Общество Иисуса» было упразднено, никаких распоряжений насчет роспуска от генерала не поступило, так как он и его ближайшие сотрудники были немедленно арестованы и заключены в тюрьму. Изоляция генерала предоставила иезуитам возможность самостоятельно решать свою судьбу на местах, уповая при этом на снисхождение со стороны светской власти. Если западноевропейские правители избавились от членов «Общества» еще до появления буллы Климента XIV, то на востоке Европы, где, вопреки папской воле, влияние иезуитов было сохранено, негласное правило иезуитской практики - приоритет светской власти - всплывает со всей очевидностью. Вопрос о приоритете в деятельности «Общества Иисуса» не духовной, а именно светской власти также относится к числу аспектов, рассматриваемых в настоящей работе.
На землях Восточной Белоруссии, перешедших в 1772 г. под власть России, иезуиты первыми принесли присягу русскому правительству и пользовались с тех пор неизменным покровительством Екатерины II и ее окружения. Наряду с преподаванием, важной стороной их деятельности была пропаганда, направленная на обоснование правомерности сохранения их русской властью. Эта пропаганда носила ярко выраженный антипапский характер и являлась хорошим подспорьем в деле укрепления русской власти на новых территориях. Вопрос о пропаганде белорусских иезуитов почти не освещен в историографии, так что данное исследование уделяет ему повышенное внимание. Нами впервые предпринята попытка дать этому фактору объективную оценку с учетом как насущных, так и второстепенных задач екатерининского правительства по устройству церковной жизни в белорусских губерниях.
В период правления Павла I иезуиты резко расширили свое влияние в империи, чему активно способствовал сам государь, питавший искренние симпатии к католичеству в целом и к «Обществу Иисуса» в частности. Эти симпатии подогревались военными событиями в Европе, перед лицом которых духовная роль иезуитов - ревностных сторонников единоначалия - обретала в глазах правящих кругов совершенно особый смысл. Церковная политика Павла Петровича заметно отличалась от принципов церковной политики его матери, но за внешней вспыльчивостью императора и категоричностью его действий нередко скрывался трезвый политический расчет. В наибольшей степени это относится к периоду 1796-1799 гг., когда Павел еще не подпал под исключительное влияние иезуитов, чья инициативность в церковных делах намного превосходила его собственные намерения. В то же время идея церковной унии, так занимавшая русского царя в последние месяцы его правления, являлась его личной инициативой, которую члены «Общества» подхватили и всячески поддерживали.
Итак, предмет нашего исследования - церковная политика самодержавия второй половины XVIII века, объект - «Общество Иисуса» и его представители, оказавшиеся под властью русского правительства. Цель исследования - изучение взаимоотношений русских правящих кругов с членами этого ордена как части общего курса конфессиональной политики самодержавия второй половины XVIII века. Задачи исследования сводятся к освещению следующих вопросов:
1) противостояние папы и генерала «Общества Иисуса» как одна из причин упразднения иезуитского института (основной источник -Устав «Общества»);
2) внешнеполитическая подоплека сохранения «Общества Иисуса» в Российской империи (основной источник - булла папы Климента XIV «Dominus ас Redemptor noster");
3) приоритет в деятельности «Общества» светской власти (на примере иезуитов Восточной Белоруссии);
4) антипапская пропаганда иезуитов и ее значение в свете насущных и второстепенных задач правительства Екатерины II по устройству католической церкви в России (особое внимание уделено положению белорусских униатов второй половины XVIII в. - аспекту, никогда не освещавшемуся историографией в непосредственной связи с деятельностью "Общества Иисуса");
5) идея унии православия с католичеством (1800-начало 1801 гг.) и роль иезуитов в ее разработке.
Хронологические рамки исследования - 1772 - март 1801 гг. (от первого раздела Польши до канонического восстановления «Общества Иисуса» в России). С учетом того, что понятие «век» не предусматривает строгого деления на трети по годам, мы предпочли ограничиться в заглавии пределами второй половины XVIII столетия. Работа охватывает периоды правления Екатерины П и Павла I, не касаясь «дней Александровых», так как уже в самом начале XIX в. - в марте 1801 г. - орден был официально восстановлен папой в границах Российской империи, а в 1814 г. последовало его возрождение и в общеевропейском масштабе. Таким образом, диссертация посвящена времени его «неофициального» существования, шире - периоду совершенной зависимости ордена от светской власти.
Методическую основу работы составили главные принципы научного исследования - историзм, объективность, системность, что позволило представить исследуемый материал в проблемно-хронологической и систематической последовательности, изучая процессы и события в их конкретно-исторической обусловленности и раскрывая связи, объективно существующие между различными фактами и явлениями. Нами также используются историко-сравнительный и исто-рико-генетический методы (первый был применен для анализа изменений, происходивших в принципах и направлениях деятельности «Общества Иисуса» в России, а также для выяснения тенденций в политике русского абсолютизма второй половины XVIII в.; последний - для выявления тенденций в деятельности «Общества», раскрытия причинно-следственных связей между теми или иными явлениями в его истории). При работе с источниками важнейшее значение придавалось методологии А. С. Лаппо-Данилевского, согласно которой исторический источник - продукт культуры, возникающий в результате деятельности человека -составляет основу строгой научности гуманитарного познания. В связи с этим принципиальным положением цель проводимого нами источниковедческого анализа заключалась как в получении максимально полной и достоверной информации, так и в воссоздании источника как целостного явления культуры своего времени.
Научная новизна работы определяется совокупностью перечисленных выше вопросов, поскольку именно они оставались наименее изученными (или вовсе не изученными) в отечественной и зарубежной историографии, связанной с деятельностью «Общества Иисуса». Привлечение широкого круга письменных источников (в том числе и новых архивных материалов), сопоставление и систематизация мнений и концепций авторов конца XVIII-XX вв. определяют степень объективности исследования, характеризуемого нами как очередной шаг в области теоретического и конкретно-исторического освоения данной темы. Руководствуясь тезисом М.М. Бахтина, гласящим, что "новые открытия материальных носителей смысла вносят коррективы в наши смысловые концепции и могут даже потребовать их существенной перестройки"15, мы не стремились к "загромождению" нашего исследования фактическим материалом, отбирая из обилия "материальных носителей смысла" все, что имеет определяющее значение для освещения интересующих нас вопросов.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выводы исследования могут использоваться в учебном процессе и обобщающих работах по церковной политике самодержавия второй половины XVIII в., а также при разработке отдельных проблем истории «Общества Иисуса», российско-ватиканских отношений, духовной жизни России конца XVIII - начала XIX вв. Привлечение отдельных вопросов, рассмотренных в исследовании, возможно и в спецкурсах по истории международных отношении, истории мировых религии. В нынешних политических условиях, когда в России активно реанимируются различные конфессиональные течения и растет приток зарубежных миссионеров, в том числе и представителей «Общества Иисуса», опыт взаимоотношений правительства и церкви необходимо изучать деятелям церковных и культурных организаций, а также профессиональным политикам, заинтересованным в налаживании диалога с церковными кругами.
Структура диссертации определена в соответствии с целями и задачами исследования. Диссертация включает введение, три главы, заключение, примечания, список использованных источников и литературы, приложения. Глава I посвящена анализу историографии и источни
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке2008 год, кандидат юридических наук Булавина, Мария Александровна
Политика Российской империи по отношению к религиозным меньшинствам на Юге и Юго-Востоке в XVIII в. (старообрядцы, мусульмане, католики)2021 год, доктор наук Ряжев Андрей Сергеевич
Иезуитская миссия в Новой Франции в первой половине XVII в.2018 год, доктор наук Федин Андрей Валентинович
Религиозное течение католицизма в контексте политического курса Александра I1999 год, кандидат исторических наук Кирьянов, Александр Александрович
Социальные и этические вопросы католической и православной церковно-учительской литературы Речи Посполитой XVII в.1998 год, кандидат исторических наук Корзо, Маргарита Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Лушпай, Владимир Борисович, 2002 год
1. Белоголов И.М. Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению римско-католической церкви в России. Изд. неофиц. Пг., 1915. - Т.1. - 2,483 с.
2. Корнилов И.П. (сост.) Сборник материалов для истории просвещения в России, извлеченных из Архива Министерства народного просвещения. СПб., 1893. Т.1; 1897. Т.2; 1898. Т.З.
3. Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов. -СПб., 1897. Т.1; 1907. Т.2.
4. Сборник документов, касающихся административного устройства СевероЗападного края при императрице Екатерине П (1792-1796). Вильно: Виленск. ко-мис. для разбора древних актов, 1903. - XXXVIII, 350 е.: ил.
5. Хрестоматия по всеобщей истории: Новая история в отрывках из источников / Сост. П.Н. Ардашев в сотрудничестве с Н.И. Никифоровым и др. Киев, 1914. -Т. 1. Эпоха гуманизма и реформации. - 228 с.
6. Хрестоматия по истории средних веков: Пособие для преподавателей ср. школы / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. М.: Учпедгиз, 1950. - Т.З. -348 с.
7. Шмурло Е.Ф. (сост.) Россия и Италия: Сборник исторических материалов и исследований, касающихся сношений России с Италией. СПб., 1910. Т.1, вып.2; JL, 1927. Т.4.
8. Nonciatures de Russie d'apres les documents authentiques par M.J. Rouet de Journel, S,J. Citta del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1952. - I: Nonciatured'Archetti 1783-1784; 1957. -V: Interim de Benvenuti 1799-1803.* *
9. Полное Собрание Законов Российской империи. 1830. - Т.5,19-25,33,37.* *
10. Merkwiirdige Nachrichten von den Jesuiten in Weissreussen. In Briefen. Aus dem1.alienischen. Zwente Auflage. Frankfurt und Leipzig, 1786.* *
11. Бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в Государственном архиве Министерства иностранных дел. 1744-1796 // Сборник Рус. ист. о-ва. СПб., 1874. Т.13; 1880. Т.27; 1885. Т.42.
12. Екатерина II и Г.А. Потемкин: Личная переписка, 1769-1791 / Подгот. Лопатин B.C. М.: Наука, 1997. - 989, 1. е.: ил.
13. Записки императрицы Екатерины II: Пер. с фр.: Репринт, воспроизведение, 1859, Лондон / Отв. ред. Е.Л. Рудницкая. М.: Наука, 1990. - VIII, 227, 1. с.
14. Конисский Г. Слова и речи. Могилев, 1892.
15. Лунин М.С. Сочинения, письма, документы / Вступ. ст. Н.Я. Эйдельмана, с. 3-78; Коммент. И.А. Желваковой, Н.Я. Эйдельмана. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988.-566, 1. е.: ил.
16. Переписка по делу об открытии в Белоруссии иезуитского новициата // Сборник Рус. ист. о-ва. СПб., 1867. - Т.1. - С.421-539.
17. Письма Екатерины II к графу Стакельбергу // Русская старина. 1871. - Т.З.-Февр. С.310-325,474-484,605-627, 689-699.* *
18. Записки о том, как было сохранено в Белоруссии Общество Иисуса: Публикация // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. 1991. М., 1991. -С.163-171.Источники неопубликованныеАрхив внешней политики Российской империи при МИД РФ (АВПРИ)
19. Ф.10. Духовные дела иностранных исповеданий. Оп.2. Д. 18,22.
20. Ф.78. Сношения России с римскими папами. Оп.2. Д.1.
21. Ф.79. Сношения России с Польшей. Оп.6. Д.654, 762, 781,1042, 1132.Российский государственный архив древних актов (РГАДА)
22. Ф. 10. Кабинет Екатерины И. On. 1. Д. 183.
23. Ф. 11. Переписка разных лиц. On. 1. Д.915.
24. Ф.12. Дела о Польше и Литве. Оп.1. Д.178,182.
25. Ф.16. Внутреннее управление. Оп.1. Д.770.
26. Ф.248. Сенат и его учреждения. Оп.64. Д.5607; Оп.65. Д.5742, 5793, 5824; Оп.66. Д.5826, 5879, 5921.Российский государственный исторический архив (РГИА)
27. Ф.931. Князья Долгоруковы. Оп.З. Д.38.
28. Ф.970. Корнилов И.П. Оп.1. Д. 1074.
29. Ф.1101. Документы личного происхождения, не составляющие отдельных фондов (коллекция). Оп.1. Д. 195.
30. Ф.1374. Генерал-прокурор Сената. Оп.1. Д.2428.
31. Ф.1661. Сербинович К.С. Оп.1. Д.46, 405-407.Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) 32. Ф.73. Бильбасов В.А. и Краевский А.А. Д.208.Литература
32. Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи XVI начало XIX века / Рус. ист. о-во. Моск. отд-ние. - М.: Рус. панорама, 1998. -281 е.: ил.
33. Анищенко Е.К. Землеустройство церковных имуществ в ходе Генерального межевания восточно-белорусских губерний (1783 1785 гг.) // Наш Радавод. - Гродно, 1992. - Кн. 4, ч. 3. - С. 582-590.
34. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Ко-жинов. М.: Худож. лит., 1986. - 543 с.
35. Белецкий А.В. Заботы императрицы Екатерины II о распространении образования в Полоцкой и Могилевской губерниях. Вильно, 1905.
36. Бемер Г. Иезуиты / Введ. и прим. Г. Моно; Пер. и предисл. Н. Попова. М.: М. и С. Сабашниковы, 1913. - 456 е.: ил.
37. Бильбасов В.А. История Екатерины Второй.-ВегИп: Stuhr,1896.-T. 12, ч. 1-2.
38. Блинова Т.Б. Иезуиты в Белоруссии. Минск.: Беларусь, 1990. - 108, 2.с.
39. Блинова Т.Б. Источники по истории ордена иезуитов в Белоруссии в XVI -XVHI вв. // Актуальные вопросы научного атеизма и истории религии: Сб. науч. тр. -Гродно, 1985.-С. 66-71.
40. Блинова Т.Б. Обеспечение крестьян землей в имениях ордена иезуитов в Белоруссии в XVII-XVIII вв. // Исследования по общественным и гуманитарным наукам: Сб. науч. тр. Гродно, 1978. - С. 223-234.
41. Блинова Т.Б. Положение крестьян в имениях ордена иезуитов в Белоруссии в XVI XVIII вв. // Исследования по общественным и гуманитарным наукам: Сб. науч. тр. - Гродно, 1978. - С. 208-223.
42. Быков А. А. И. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность / Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова. СПб., 1890. - 106 е.: ил.
43. Великович Л.Н. Черная гвардия Ватикана. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1985.-271 е.: ил.
44. Виноградов А.А. Значение царствования императрицы Екатерины II для Северо-Западного края: Краткий исторический очерк. Вильно, 1900. - 33 с.
45. Винтер Э. Папство и царизм / Пер. с нем. Р.А. Крестьянинова и С.М. Рас-киной; Предисл. и ред. В.Т. Пашуто и М.М. Шейнмана. М.: Прогресс, 1964. - 533 с.
46. Вишленкова Е.А. Принципы российской политики в отношении католической церкви на бывших польских землях (вторая половина XVIII начало XIX в.) // Сподвижники Великой Екатерины: Тез. докл. и сообщ. конф. Москва, 22-23 сент. 1997 г.-М., 1997. - С.15-19.
47. Гетгэ В. История иезуитов, составленная по подлинным, отчасти неизданным документам. М., 1912. - Т. 1.
48. Гризингер Т. Иезуиты: Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени / Пер. со 2-го нем. изд. СПб.; М.: Вольф, 1868-1869.-Т. 1-2.
49. Губер Ж. Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии / Пер. с 6-го изд. В.И. Писаревой. СПб.: Ф. Павленков, 1898. - 320 с.
50. Демьянович А. Иезуиты в Западной России (в 1569-1772 гг.) // Журнал Министерства народного просвещения. 1871. - № 8. - С. 181-236; № 9. - С. 23-46; № 10.-С. 250-279; №11,- С. 40-86; №12. - С. 181-231.
51. Елисеева О.И. Геополитические проекты Г.А. Потемкина // Сподвижники Великой Екатерины: Тез. докл. и сообщ. конф. Москва, 22-23 сент. 1997 г. М., 1997. - С. 26-31.
52. Жукович П. Сословный состав населения Западной России в царствование Екатерины П // Журнал министерства народного просвещения. Пг., 1915. - Ч. 55. -№ 1. - С. 76-109; №2.-С. 171-321.
53. Жукович П. Школьное дело в Западной России в царствование Екатерины II // Журнал министерства народного просвещения. Пг., 1915. - Ч. 60. - № 12. - С. 296-344.
54. Ильин А. Иезуиты и их влияние на историю человечества. М., 1905.
55. Ильяшевич М. Русская политика на землях бывшего Белорусско-литовского государства в правление Екатерины II и Павла I (1772-1801): На белорус, яз. Вильно, 1933. - 24 с.
56. История Польши: В 3 т. / Под ред. В.Д. Королюка и др.. 2-е изд., доп. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. - Т.1. Первобытно-общинный строй и период феодализма до 1846 г. - 706 с.
57. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. 1989. - № 3. - С. 62-88.
58. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М.: Знание, 1997. - 287, 1. е.: ил.
59. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: Опыт целост. анализа / Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1999. - 575 с.
60. Каменский А.Б. «Под сению Екатерины.»: Вторая половина XVIII в. -СПБ.: Лениздат, 1992.-447, 1. е.: ил.
61. Кирьянов А. Духовной жаждою томимые . // Родина. 1994. - № 6. - С. 3135.
62. Козловский П.Г. Землевладение и землепользование в Белоруссии в XVIII -первой половине XIX в. / Ред. Н.Н. Улащик. Минск: Наука и техника, 1982. - 206 с.
63. Корнилов А.А. Русская политика в Польше со времени разделов до начала XX века: Исторический очерк. Пг.: Огни, 1915. - 93 е., 1 л. карт.
64. Коялович М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен. СПб., 1873. - 400 с.
65. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1910-1913. -Вып. 1-2.
66. Маккавеев П. Религиозно-церковные воззрения Екатерины II // Странник: Духовный журнал современной жизни, науки и литературы. 1904. - № 12. - С. 785799.
67. Мараш Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1596-1795). -Минск: Вышэйшая школа, 1971. 272 с.
68. Мараш Я.Н. Из истории идеологической экспансии католической церкви в Белоруссии в XVIII веке // Исследования по истории и философии: Сб. ст. Гродно, 1966.-С. 94-134.
69. Мараш Я.Н. Очерки истории экспансии католической церкви в Белоруссии XVIII века. Минск: Вышэйшая школа, 1974. - 288 с.
70. Мартынов И.Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. -М.: Книга, 1981.-176 с.
71. Михневич Д.Е. Очерки по истории католической реакции (Иезуиты). 2-е изд., доп. и испр. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. - 408 с.
72. Морошкин М.Я. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. СПб., 1867-1870. - 4.1-2.
73. М.Я. Морошкин: Некролог // Русская старина. 1870. - Т.1, изд. II. - С. 579585.
74. Мусхелишвили H.JI. К проблеме сопоставления Умного делания и системы «духовных упражнений» Игнатия Лойолы // Синергия: Проблемы аскетики и мистики Православия: Науч. сб. М.: ДИ-ДИК, 1995. - С. 230-248.
75. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины Второй: Просвещенный абсолютизм в России. М.: Юрист, 1993. - 428 е.: ил.
76. Омельченко О.А. Церковь в правовой политике «просвещенного абсолютизма» в России // Историко-правовые вопросы взаимоотношений государства и церкви в истории России: Сб. науч. тр. М., 1988. - С. 24-92.
77. Перроа А. Святой Игнатий Лойола // Символ: Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. 1991. - № 26. - С. 135-194.
78. Пирлинг П. Исторические статьи и заметки. СПб.: Башмаков, 1913.-192 с.
79. Пичета В.И. Восточная Белоруссия под властью царизма (1773-1796) // Ученые записки МГУ. Сер. Ист. М., 1946. - Вып. 93, кн.1. - С. 20-42.
80. Попов А.Н. Екатерина II и иезуиты // Вестник Европы. 1869. - Т. I. - Янв. -С. 357-395.
81. Попов А.Н. Разбор сочинения М. Морошкина «Иезуиты в России с царствования Екатерины П и до нашего времени». Ч.2-я. СПб., 1870. СПб., 1872.
82. Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви: Курс лекций, прочит, для студентов Моск. Дух. Акад. М.: Духовная б-ка, 1998. - 318, 2. с.
83. Руло Ф. Святой Игнатий Лойола и восточная духовность // Символ: Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. 1991. - № 26. -С. 195-205.
84. Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношение к России: Письма к иезуиту Мартынову. 3-е изд. - М., 1870. - 510 с.
85. Сапунов А.П. Заметка о коллегии и академии иезуитов в Полоцке. Витебск, 1890. - 4, 34 с.
86. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. М.: Мысль, 1995. - Кн. 15: История России с древнейших времен. Т.29. - 704 с.
87. Сосно В.А. Конфискация церковных имений на Беларуси при включении ее в состав Российской империи // Наш Радавод. Гродно, 1992. - Кн. 4, ч. 3. - С. 577581.
88. Танненберг Г. Жизнь Екатерины II, императрицы и самодержицы Всероссийской, описанная Бароном Танненбергом / Пер. с нем. Иван Тимковский. СПб., 1804.-203 е.: ил.
89. Тарасова В.М. Н.И. Тургенев «Люттерот»? (К вопросу об авторстве) // История СССР. - 1964. - № 1. - С. 144-148.
90. Тарле Е.В. Ж. Губер. Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии: Рецензия // Начало. 1899. - Янв.-февр. - С. 240-242.
91. Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1876. - Т. 1-2.
92. Тонди А. Иезуиты / Пер. с итал. Ред. и вступит, ст. Ф.Н. Олещука. М.: Изд. иностр. лит., 1955. - 332 с.
93. Фарузи Ф. Иезуит: Семантическая эволюция этого слова // Символ: Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. 1991. - № 26. - С. 207-211.
94. Филатова Е.Н. Судьба трех митрополитов: С. Сестренцевича-Богуша, И. Булгака, И. Семашко // Наш Радавод. Гродно, 1992. - Кн. 4, ч. 3. - С. 628-632.
95. Фридберг Л. Книгоиздательская деятельность Н.И. Новикова в Москве (1779-1792) // Вопросы истории. 1948. - №8. - С. 23-42.
96. Хлопова И.Ю. Деятельность «Общества Иисуса» в России (конец XVI -начало XLXвв.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Ставрополь, 1999. - 25 с.
97. Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: Забытое прошлое российского либерализма. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 184 с.
98. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. / Под общ. ред. В.Я. Кирпо-тина. М.: Худож. лит., 1949. - Т. 14. - 899 е.: ил.
99. Чистович И.А. Очерк истории западнорусской церкви. СПб., 1882-1884.4.1-2.
100. ЧуркинаИ.В. Иезуиты в России (1772-1820 гг.) // Вопросы истории. 1996. -№ Ю. - С. 144-150.
101. Шлафли Д. Иезуиты в России в царствование Екатерины П, Павла I и Александра I // Родина. 1993. - № 12. - С. 16-19.
102. Шумигорский Е.С. Император Павел I: Жизнь и царствование. СПб., 1907.-214, 38 е.: ил.
103. Эйдельман Н.Я. Лунин. М.: Молодая гвардия, 1970. - 352 е.: ил.
104. Яковенко С.Г. Брестская церковная уния: политические и идеологические аспекты (вторая половинаXVI в.): Автореф. дис. . канд. ист. наук / АН СССР. Ин-т истории СССР. М., 1988. - 22 с.
105. Яковенко С.Г. Иезуиты в России: «Записки» по истории Общества Иисуса в царствование Екатерины П // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. 1991. -М„ 1991.-С. 154-162.
106. Barthel М. The Jesuits: Legend and Truth of the Society of Jesus. Morrow,1984.
107. Boudou A. Le Saint-Siege et la Russie. Paris, 1922. - Vol. 1.
108. Clancy Th. H. An Introduction to Jesuit Life: The Constitutions and History through 435 Years. Institute of Jesuit Sources, 1976.
109. Grafenauer B. Zgodovina slovenskega naroda. Ljubljana, 1962. - Zv.V.
110. Hollis Ch. A history of the jesuits. London, Weidenfeld and Nicolson, 1968. -284 p.: map., ill.
111. James W.A. Paul I and the Jesuits in Russia. Ann Arbor, 1977.
112. James W.A. The Jesuits role in founding schools in late Tsarist Russia // Religious and Secular Forces in Late Tsarist Russia. London, 1992. - P. 48-64.
113. Lutteroth H. La Russie et les jesuites de 1772 a 1820: D'apres des documents la plupart inedits. Paris, 1845. - 112 p.
114. Malachi M. The Jesuits: The Society of Jesus and the Betrayal of the Roman Catholic Church. New York, 1987.
115. Notatka о akademii i szkolach iezuitow w Polocku. Poznan, 1884.
116. PierlingP. La Russie et le Saint-Siege: Etudes diplomatiques. Paris, 1912.Vol.5.
117. Pollard A.F. The Jesuits in Poland. Oxford, 1892
118. Simon C. SY. Les jesuites et la Russie: Les etapes historiques // Plamia 81. -1991.-P.5-23.
119. Winter E. Russland und das Papsttum. Berlin, 1960-1961. - T. 1-2.
120. Zaleski S. Jezuici w Polsce. Krakow, 1908.
121. Zatko J.J. The Organisation of the Catholic Church in Russia, 1772-1784 // The Slavonic and East European Review. 1965. - Vol.XLIII, № 101. - P. 303-313.Организация «Общества Иисуса»1. Верховная власть1.. Устройство на местах
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.