Идея природы в поэтических онтологиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Дорожкин Егор Леонидович
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 225
Оглавление диссертации кандидат наук Дорожкин Егор Леонидович
Введение
Глава 1. Концептуализация поэтического дискурса природы
§1. Парадигмальные очертания поэтических онтологий
§2. Господствующие идеи природы: модерная Вселенная и античный Космос
§3. Романтические истоки другой идеи природы
§4. Мутация романтического в дионисийской философии
Глава 2. Поэтическая онтология природы
§1. Природа как непосредственность единичного
§2. Геофилософия как новая философия природы
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Поэтическая рациональность и основания гуманитарного знания2001 год, кандидат философских наук Файбышенко, Виктория Юльевна
Социальный смысл онтологии эстетического2008 год, доктор философских наук Шатунова, Татьяна Михайловна
Концепции поэтического языка в эстетике двадцатого века: Хайдеггер, Гадамер, Бадью2015 год, кандидат наук Козлова, Мария Владимировна
Герменевтика поэтического текста: философско-антропологический аспект2019 год, кандидат наук Мусеев Николай Александрович
Феномены власти в бытии человека2011 год, доктор философских наук Соловьева, Светлана Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея природы в поэтических онтологиях»
Введение
Актуальность темы исследования. В философском словаре устоялось представление, что современное понятие «природа» восходит к античной греческой («фшц») и классической модерной («natura») трактовкам, принципиально отличным друг от друга. Для русскоязычной традиции основной вклад в их исследование внес Анатолий Валерианович Ахутин, опиравшийся в первую очередь на работы Мартина Хайдеггера и Робина Джорджа Коллингвуда. Однако если «природа» оказывается полисемичным понятием, в котором мы исторически вычленяем две принципиально различные идеи, нельзя ли предположить, что есть и нечто третье, несводимое по своему концептуальному содержанию ни к античному, ни к модерному? Осуществлять подобного рода поиски альтернатив можно различными путями. Примеры обнаруживаются в исследованиях восточной философии и ее синтеза с европейскими философскими и религиозными концепциями; в изменениях смысла объективности в математическом естествознании; в развитии коэволюционных и синергетических подходов на стыке философии науки и традиционных областей философского знания и т.д. Этим исследованиям посвящено большое количество академической литературы, что демонстрирует их востребованность в рамках определенных целей. Однако гипотеза нашей диссертационной работы заключается в том, что недооцененными на предмет обнаружения идеи природы, выступающей альтернативой оппозиции модерного сциентистского и античного холистического взглядов, оказались философские проекты Мартина Хайдеггера, Жиля Делеза и связанных с ними авторов. Вслед за Аленом Бадью мы предлагаем называть эти проекты «поэтическими онтологиями».
Французский мыслитель использовал данное понятие скорее в полемических целях, по причине чего мы даем свою интерпретацию, не противоречащую основной мысли Бадью. «Поэтическое» берется не в значении
«поэзии» (стихосложения) или «поэтики» (теории литературы), хотя и подразумевает смежное с ними толкование языка. «Поэтическое» здесь указывает на «ло^ак;» в его отношении к «фшк;», как это трактовал Хайдеггер, т.е. как «про-из-ведение», приведение к явленности в отличие от приведения к соответствию («adaequatio»). Поэтико-онтологическая мысль оперирует языком не в качестве уже готовой совокупности знаков и значений, где смысл гарантирован, а производит его «деструкцию» в поисках встречи с событием смысла. Отсюда аналогия с поэзией как таковой, поскольку налицо сходство операций - поэтическое слово звучит необычно, оно не предписано никакими словарями, формальной логикой или здравым смыслом, но тем не менее оно не бессмысленно. Следовательно, значение слова «поэтическое» в поэтических онтологиях, действительно включает в себя «художественное творение», но выходит далеко за его пределы. Оно одновременно возвращается к изначальным смыслам древнегреческого «notnoiq» и продвигается к новой онтологической трактовке поэтической функции слова и аффекта, освобождающей их от психологизма и гносеологизма. Означающее «онтологическое» также берется не в расхожем, а в конкретизированном содержании, характерном для фундаментальной онтологии, где «бытие» не «есть» в качестве сущего, не совпадает с объективной (метафизической) данностью, а раскрывается в его ускользающих модальностях - временности, отсутствия, экзистентности. Таким образом, поэтико-онтологическая философия вопрошает о дорефлексивном (доязыковом производстве языка и доантропологическом производстве человека), дабы, по выражению Хайдеггера, предоставить «слово самому бытию». В поэтических онтологиях, истолкованных подобным образом, обнаруживается специфическая идея природы, которую, как правило, оставляют без должного внимания и редуцируют к одному из двух общепринятых значений («фшц» и «natura»). Она будто колеблется между ними или, точнее, полноценно раскрывает свой смысл в том объемном пространстве, что создается их критическим
различением. Экспликации этой неочевидной поэтико-онтологической идеи и посвящено настоящее исследование.
Актуальность постановки и решения вопроса об альтернативных толкованиях природы заключается не только в пополнении философского понятийного словаря, позволяющего более тонко подходить к вопросам доксографии. Первые десятилетия XXI века продемонстрировали онтологический поворот в ряде философских и социально-гуманитарных наук, основы которого были заложены еще в 1980-е - 1990-е гг. в работах Жиля Делеза, Бруно Латура и некоторых других. Он существенно отличается от онтологического поворота первой половины XX века, связываемого с именами Николая Гартмана и Мартина Хайдеггера и отмеченного противопоставлением экзистенциальных вопросов гносеологизму. Одной из господствующих черт новейшего поворота является направленное против антропоцентризма обращение к нечеловеческому, к «природным» акторам как к полноценным участникам различных процессов. Прежде всего это связано с рефлексией экологических проблем современности, но не только. В действительности мы наблюдаем назревшую необходимость переосмысления представлений о природе вообще, уходящую корнями во множество проблем XX столетия и модерности как таковой - экзистенциальных, метафизических, социокультурных, политических. В этом контексте появляется множество новых проектов материализма и новых философских онтологий, основополагающие вопросы которых могут быть прояснены исследуемой нами альтернативной идеей природы. Сюда относится трансцендентальная геология Иэна Гамильтона Гранта, геотравматизм Ника Ланда, готический материализм Марка Фишера, спекулятивный материализм Квентина Мейясу, витальный материализм Джейн Беннет, объектно-ориентированная онтология Грэма Хармана, плоская онтология Леви Брайанта, темная экология Тимоти Мортона и даже космотехника Юка Хуэя. Для них всех характерны попытки переосмысления природы и ее отношений с человеком, обществом и техникой.
Вместе с тем, как бы это парадоксально ни звучало, одной из популярных стратегий в этом вопросе является отказ от самого понятия «природа». Таким авторам, как, например, Тимоти Мортон, оно представляется антропоцентричным, метафизическим и просто излишне абстрактным. Подобное недовольство, на наш взгляд, связано с интерпретацией природы в рамках господствовавшей в философии XX века оппозиции модерной сциентистской и античной холистической идей, действительно слишком абстрактных в свете новых философских вопросов. Необходим поиск альтернатив, причем таких, которые не требуется ни искусственно конструировать, ни смиренно ждать, которые уже содержатся в некоторых несвоевременных онтологических проектах европейской философии последних двух столетий. Экспликация и прояснение смысла альтернативной идеи природы позволит расширить концептуальный аппарат современных дискуссий, более полно представляя возможности, которые содержит в себе традиция и которые были критически настроены к разрушительным последствия модерной идеи задолго до развернувшегося в начале XXI века экологического и политического кризиса.
Как мыслить человека вместе с природой и мыслить природу вместе с человеком? И как при этом не сводить все ни к метафизике Единого, обнаруживаемой во многих популярных стратегиях, претендующих на альтернативные толкования (например, в некоторых религиозно-эзотерических философиях), ни к отрицанию природы или человека (например, в трансгуманизме)? На наш взгляд, идея, обнаруживаемая в поэтических онтологиях, может служить одной из возможных попыток ответа на эти вопросы. Классическая модерная «natura» легла в основу эксплуатации. Древнегреческий «фшц» - это одновременно и имя античного понимания природы, и зачаток последующей модерной истории, и начало ее критического переосмысления в XIX-XX веках. Результатом именно этого переосмысления во многом и стали поэтические онтологии, содержащие концептуальные
инструменты для построения иных отношений с природой. Отношений, предполагающих открытие природы в человеке и человека в природе по ту сторону представляющего мышления, с характерными для него трактовками субъективности и объективности. Поэтико-онтологическая идея природы - это онтология завершенного Просвещения, где человек стремится к истинному совершеннолетию, подразумевающему не подростковый бунт бесконечных представлений, а мужество принимать их подвижные границы и открывать непосредственность сущего в его уникальном бытии. В условиях современного экологического кризиса и меняющихся представлений о человеке и обществе это как никогда актуально.
Степень разработанности научной проблемы. Прежде в русскоязычных философских публикациях понятие «поэтические онтологии» фигурировало только в 2003 году в кандидатской диссертации С.Л. Тюкиной «Понятие поэтической онтологии как проблема философского знания». Использовалось оно в буквальном широком значении - онтология, которую можно обнаружить в поэтических произведениях. Это не предполагало концептуализацию философских онтологий определенного типа, которую предлагаем мы. В интересующем же нас смысле понятие «поэтические онтологии» появляется на французском языке в фундаментальной работе Алена Бадью «Бытие и событие» (1988 год). Его цель была исключительно полемической - критически дистанцироваться от предшественников в лице Жиля Делеза и Мартина Хайдеггера. Тем не менее данное понятие оказалось выходящим за узкие полемические рамки, подразумеваемые французским мыслителем. Воспользовавшись этим несоответствием, мы обоснованно предлагаем «поэтические онтологии» в качестве понятия, концептуально объединяющего философские проекты М. Хайдеггера, Ж. Делеза, Ф. Ницше и, что иронично, самого А. Бадью. Одновременно с французским понятие «поэтические онтологии» появилось и на итальянском языке в работе Антонио Негри «Цветок пустыни: Поэтическая онтология Джакомо Леопарди», где в
качестве синонима также разрабатывается концепт «поэтического материализма». Данная интерпретация во многом согласуется с нашей, но, в свою очередь, мы не рассматриваем Дж. Леопарди отдельно, поскольку, как будет показано дальше, истоком поэтико-онтологической философии является романтизм в целом, к которому и принадлежит исследуемый Негри автор. На английском языке разработка понятия «поэтических онтологий» появляется значительно позже, в 2016 году в работе американского философа Глена Мазиса «M. Мерло-Понти и лицо мира: молчание, этика, воображение и поэтическая онтология». Несмотря на ряд существенных различий, его интерпретация также близка нашей, в свете чего, помимо упомянутых Хайдеггера, Делеза и Ницше, к поэтическим онтологиям следует отнести тексты Мориса Мерло-Понти, а также Анри Бергсона и, вероятно, Гастона Башляра. Из русскоязычных авторов с данной традицией в том или ином смысле можно связывать имена Л. Шестова, П.А. Флоренского, Г.Г. Шпета, Я.Э. Голосовкера, М.К. Мамардашвили, В.В. Бибихина, В.А. Подороги и Й. Регева.
Специфическое толкование природы характеризует подобные онтологии в целом, вне отношения к конкретному автору, но наибольшее внимание осмыслению самого понятия «природа» уделял именно Хайдеггер. Осуществляется это во многих работах, таких как «Исток художественного творения», «О событии», «Вопрос о технике», «Время картины мира», в большинстве текстов, посвященных толкованию поэтических произведений и, конечно же, «О существе и понятии фшк;». Однако мыслитель прежде всего сосредоточивался на критике нигилизма модерной идеи («natura») с точки зрения содержаний, обнаруживаемых в греческом «фшк;», и не выделял в отдельное понятие ту перспективу, которая формируется в результате подобной критической и герменевтической работы. При чтении Хайдеггера может сложиться впечатление, что есть лишь две общепризнанные современным философским словарем трактовки природы - модерная и античная, - хотя в
действительности это не так. Хайдеггер сам дает понять, что осуществляет критическую работу с целью обнаружения «другого начала», а не простой дескрипции древнегреческой мысли.
Поисками непосредственно другого толкования природы, выступающего альтернативой как классическому модерному, так и античному греческому смыслам, занимались такие зарубежные авторы, как А.Н. Уайтхед, М. Мерло-Понти, И.Г. Грант, Б. Вударт, М. Мардер, С. Шавиро, Ф. Дескола, А. Ротундо, Д. Наддаф, Л. О'Брайен, Т. Мортон, В. Оствальд, Р. Модиано, С.К. Левин и др. Следует признать их высокую значимость в разработке проблемного поля нашего исследования. Вместе с тем, давая различные ответы и формулировки, никто из них не возводил исследование к общей перспективе поэтических онтологий, рассматривая романтическую натурфилософию, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Ж. Делеза или проблемы нового материализма в отрыве друг от друга. Также следует отметить некоторых русскоязычных авторов. Помимо уже упомянутого А.В. Ахутина исследованиями философских трактовок природы занимались А.Ф. Лосев, Т.В. Васильева, С.В. Месяц, В.В. Бибихин, В.М. Розин, Д.Р. Яворский и др. Некоторые авторы касались интересующей нас идеи через смежные темы. Например, В.П. Визгин, исследуя различные типы рациональности в истории естествознания и за его пределами; П.П. Гайденко, изучая опыт времени и бытия в экзистенциализме и феноменолого-герменевтической традиции; Й. Регев, разрабатывая способы аналитики избытка и данности неданного; Т.Х. Керимов в своем исследовании философии различия, важной составляющей поэтических онтологий; А.Н. Фатенков при рассмотрении поэтической философии и экзистенциальной онтогносеологии;
A.Э. Савин, исследуя критику натурализма с позиций феноменологии и экзистенциализма; Э.А. Тайсина, разрабатывая понятие экзистенциального материализма; Г.В. Мелихов, при исследовании парадоксальной связи избытка и минимализма в экзистенциально-феноменологической философии;
B.Г. Косыхин, изучая онтологические проблемы нигилизма; С.М. Малкина,
занимаясь вопросами постметафизического мышления; Н.Д. Субботина, рассматривая соотношения «естественного» и «социального»; Р.С. Карпинская, развивая коэволюционный подход к осмыслению отношений природы и общества. При всей неоспоримой значимости данных исследований, как для академического сообщества в целом, так и для нашей работы в частности, их также нельзя считать исчерпывающими, поскольку ни в одном из них не обнаруживается рассмотрение идеи природы в единой перспективе поэтических онтологий, что и проблематизируется настоящим исследованием.
Объектом диссертационного исследования являются поэтические онтологии, предметом - идея природы, конститутивная для поэтических онтологий.
Цель и задачи диссертационного исследования. Определяющей целью является экспликация идеи природы в поэтических онтологиях как альтернативы господствовавшей в европейской философской литературе XX века оппозиции модерного сциентистского и античного холистического взглядов на природу. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать авторское определение поэтических онтологий как концептуального поля текущего исследования и обозначить особый характер присущего им понятия природы.
2. Произвести обзор господствующих парадигмальных трактовок понятия «природа», выявив тем самым толкование, конститутивное для поэтических онтологий.
3. Рассмотреть истоки формирования поэтико-онтологического толкования природы и установить его концептуальные предпосылки.
4. Эксплицировать концептуальный переход от истоков поэтико-онтологической традиции толкования природы к поэтическим онтологиям в собственном смысле.
5. Раскрыть определение понятия природы и его функцию в поэтических онтологиях.
6. Обосновать самостоятельность выделенной поэтико-онтологической идеи природы, обнаружив основанную на ней актуальную философию природы.
Методологическая и теоретическая база исследования. В процессе исследования использовались общенаучные методы познания: дедукция, индукция, абдукция, анализ, синтез, системный и сравнительный методы. При интерпретации текстов различных авторов с целью поиска неочевидных концептуальных перспектив применялся герменевтический метод. Для вынесения за скобки господствующих представлений о природе и мире в исследовании тонкостей необходимых смыслов понятия «природа» применялся феноменологический метод. Общую методологию исследования, в контексте которой осуществлялся выбор и интерпретация конкретных методов, следует обозначить как экзистенциально-феноменологическую, что обусловлено самим объектом исследования - поэтическими онтологиями и характерной для них трактовкой природы.
Теоретическую базу составили идеи авторов, формировавших поэтические онтологии или формировавшихся в связи с ними, а также общефилософская литература по вопросам, связанным с данными онтологиями. Не менее важную роль сыграли теоретические положения, выработанные в общих исследованиях понятия «природа».
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Предложена авторская интерпретация понятия поэтических онтологий, не представленного в русскоязычной академической литературе прежде и лишь намеченного в немногочисленных зарубежных публикациях. Оно обладает высоким эвристическим потенциалом, позволяющим лучше понимать взаимосвязи в истории европейской философии ХХ-ХХ1 веков и в характерной
для нее онтогносеологической проблематике. Содержание поэтических онтологий определено как философское стремление дать «слово самому бытию». Это значит оперировать понятиями не в качестве готовой системы значений, где смысл был бы гарантирован, а мыслить сквозь них навстречу допонятийным событиям смысла. Как своего рода философское удивление и остранение, эти события открывают «сцену», на которой только и возможна встреча с природой в том специфическом понимании, которое является предметом поэтических онтологий.
2. Выявлена господствующая в философской литературе оппозиция модерной сциентистской природы-вселенной («natura») и античной холистической природы-космоса («фшк;») и показана ее ограниченность. Обе являются трактовками сущего в целом и основаны на идее актуального присутствия этого Целого, в то время как смысл природы, намеченный интерпретацией поэтических онтологий, указывает на нечто иное, скорее на экспрессию разрывов и событий, чем на целостность, подчиненную категориальному единству. Следовательно, для экспликации намеченного смысла необходима формулировка альтернативной идеи.
3. Установлено романтическое происхождение трактовки природы, конститутивной для поэтических онтологий. Сам же романтический поворот в интерпретации природы был раскрыт как переосмысление системы Бенедикта Спинозы, осуществленное ранними немецкими романтиками. Они извлекли спинозистское учение из галилео-картезианского механицизма, соединив с витализмом и новым художественным мировосприятием, что, в свою очередь, было вдохновлено Античностью и утвердило эстетическую деятельность в качестве органона философии. Наиболее емким обозначением сформированной таким путем концепции является виталистический монизм, в котором природа мыслится как организм, как динамическое одушевленное целое. Сама по себе данная концепция не совпадает с поэтико-онтологической идеей, но формирует для нее необходимые предпосылки.
4. Эксплицировано понятие «чистой природы» в дионисийской философии Фридриха Ницше. Оно занимает неочевидное на первый взгляд место, в связи с чем ему не уделялось должного внимания прежними исследователями. Мы обнаруживаем в понятии «чистой природы» развитие романтико-спинозистского поворота, выраженное идеей вечного возвращения. Сама идея вечного возвращения определяется как теория свободных единичностей, т.е. как попытка сохранить виталистическую трактовку природы, и в то же время освободить ее от идеи Целого. Именно в ней поэтико-онтологическое толкование впервые обретает свою ясную форму.
5. Раскрыто содержание поэтико-онтологической идеи природы как непосредственной различающей силы единичного, т.е. утверждение свободы и непосредственности единичных событий, обоснованных в чистом онтологическом различии и обусловливающих экспрессивную трактовку бытия. Единичное рассматривается здесь не в качестве формально-логической категории или объективно (метафизически) данного индивидуума, а как то, что становится, случается. В таком статусе свобода единичного означает необходимость, нередуцируемость и эксцентричность, т.е. сингулярность, несводимую к категориям субъекта или объекта. Говоря иначе, природа, понятая подобным образом, - это экспрессия бытия как опыт различий, не достигающих уровня понятийного тождества и производящих неадекватность бытия здесь-и-сейчас любому понятийному мышлению. Это имя сил, что наполняют все вещи жизнью и делают их уникальными.
6. Выявлено, что поэтико-онтологическая идея природы находит свое применение в геофилософии как одном из актуальных проектов философского исследования природы. Геофилософия рассматривает землю не в качестве твердого галилеевского объекта и нейтрального основания картезианского субъекта, а как череду синтезов, обусловленных различающей силой единичного, что восходит к поэтико-онтологическому взгляду на природу.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. В современной философии обнаруживается такая парадигма, как поэтические онтологии, суть которых заключается в стремлении дать «слово самому бытию», т.е. оперировать понятиями не в качестве готовой системы значений, где смысл гарантирован, а мыслить сквозь них навстречу событиям смысла. Становление и функционирование данных онтологий непосредственно связано со специфическим толкованием природы.
2. Господствующая в философской литературе оппозиция модерной сциентистской природы-вселенной («natura») и античной холистической природы-космоса («фшц») является недостаточной. Она ограничена идеей сущего в Целом, в то время как смысл природы, конститутивный для поэтических онтологий, не может быть сведен к ней. Следовательно, для его экспликации необходима формулировка другой, поэтико-онтологической идеи, открывающей одну из возможных альтернатив в философских исследованиях природы.
3. Истоком толкования природы, конститутивного для поэтических онтологий, является философия раннего немецкого романтизма, а точнее, романтическая интерпретация спинозизма, получившая название виталистического монизма и противопоставляющая модель организма, как динамического одушевленного целого, модели механизма, лишенного качественных характеристик временного и чувственного.
4. Идея вечного возвращения в дионисийской философии, понятая как теория свободных единичностей и развивающая романтико-спинозистское толкование природы, является трансформацией романтических предпосылок в отчетливое основание поэтических онтологий.
5. Идея природы, конститутивная для поэтических онтологий, отличается как от античной холистической (аристотелевской), так и от модерной сциентистской (галилео-картезианской). Ее специфическим содержанием является утверждение свободы и непосредственности единичных событий, обуславливающее экспрессивную трактовку бытия. Эта непосредственность
обоснована в чистом онтологическом различии, т.е. в различающей активности единичного как экспрессии бытия, находящейся ниже уровня понятийного тождества и открывающей возможность встречи с единичным как события, а не как представления. Если наиболее емким именем античной холистической идеи природы выступало слово «Космос», а модерной сциентистской «Вселенная», то для раскрытой нами идеи природы таким именем может выступить слово «Земля» - не сущее в Целом, а непосредственное, гетерогенное и находящееся в становлении основание.
6. Поэтико-онтологическая идея природы, как идея свободного и производящего характера единичных событий, не является простой историко-философской схоластикой, а способна инициировать новые натурфилософские проекты. Проекты, мыслящие землю не твердым галилеевским объектом и нейтральным основанием картезианской субъективности, а чередой синтезов единичного и в единичном. Такого рода новой философией природы является геофилософия, разрабатываемая некоторыми современными авторами и содержательно связанная с поэтическими онтологиями.
Степень достоверности положений подтверждается применением общенаучных и специально-философских методов, используемых диссертантом в работе, анализом и толкованием большого количества зарубежных и отечественных источников, как классических, так и современных; апробацией результатов исследования на международных и всероссийских конференциях; и в целом - общей непротиворечивостью рассуждений и выводов автора.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении различий между смыслами природы, неочевидными для общеупотребительного словаря, что позволяет выделять новые предметные области не только философских, но и трансдисциплинарных исследований. Открываются возможности новых подходов к проблемам интерпретации современных философских онтологий. Формируется доксографическая карта, позволяющая
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Эстетические основания философской онтологии2004 год, доктор философских наук Найман, Евгений Артурович
Концепт “событие” в философии М.К. Мамардашвили: историко-философские аспекты2020 год, кандидат наук Рындин Дмитрий Геннадьевич
Истина бытия в поэтическом взаимодействии2002 год, кандидат философских наук Пермяков, Илья Владимирович
Перспективы онтологии в оптиках Хайдеггера и Делеза2006 год, кандидат философских наук Корецкая, Марина Александровна
Онтологический нигилизм и перспективы развития онтологии2005 год, кандидат философских наук Соловьев, Ростислав Евгеньевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дорожкин Егор Леонидович, 2023 год
Список литературы
1. Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4-х т. Т.1 / Аристотель ; ред. В. Ф. Асмус. - Москва : Мысль, 1976. - С. 63-367.
2. Аристотель. Поэтика // Сочинения. В 4-х т. Т.4 / Аристотель ; ред., вступ. ст. А. И. Доватур, Ф. Х. Кессиди. - Москва : Мысль, 1983. - С. 645-680.
3. Аристотель. Физика // Сочинения. В 4-х т. Т.3 / Аристотель ; ред., вступ. ст., примеч. И. Д. Рожанский. - Москва : Мысль, 1983. - С. 60-262.
4. Ахутин, А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / Анатолий Валерианович Ахутин. - Москва : Наука, 1988. - 208 с.
5. Бадью, А. Делёз «Шум бытия» / Ален Бадью ; пер. с фр. Д. Скопина. - Москва : фонд «Прагматика культуры», Логос-Альтера / Ecce homo, 2004. - 184 с.
6. Бадью, А. Малое руководство по инэстетике / Ален Бадью ; пер. с фр. Д. Ардамацкой, А. Магуна. - Санкт-Петербург : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. - 156 с.
7. Батай, Ж. О Ницше : воля к удаче // Сумма атеологии: Философия и мистика / Жорж Батай ; сост., общ. ред. и вступ. ст. С. Н. Зенкина коммент. О. В. Тимофеевой, Т. В. Вайзер. - Москва : Ладомир, 2016. - С. 385-525.
8. Башляр, Г. Избранное: Поэтика грёзы / Гастон Башляр; пер. с фр. -Москва : Российская политическая энциклопедия, 2009. - 440 с.
9. Бенвенист, Э. Общая лингвистика : [пер. с фр.] / Эмиль Бенвенист ; под ред., с вступ. статьей и коммент. Ю. С. Степанова. - Москва : Прогресс, 1974. - 449 с.
10. Беньямин, В. Теория искусства ранних романтиков и Гёте / пер. с нем. Сигурдура Инголфссона, при участии О. В. Никифорова // Логос. -1993. - № 4. - С. 151-158.
11. Бергсон, А. Возможное и действительное // Мысль и движущееся : статьи и выступления / Анри Бергсон ; пер. с фр. И. И. Брауберга. -Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - С. 77-89.
12. Бергсон, А. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Перевод с французского. - Москва : Московский клуб, 1992. - 336 с.
13. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Наум Яковлевич Берковский. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2001. - 512 с.
14. Бибихин, В.В. Лес / Владимир Вениаминович Бибихин. - Санкт-Петербург : Наука, 2011 - 425 с
15. Бибихин, В. В. Ранний Хайдеггер о Дунсе Скоте // Ранний Хайдеггер : материалы к семинару / Владимир Вениаминович Бибихин. -Москва : Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2009. - С. 471-492.
16. Брэдшоу, Д. Аристотель на Востоке и на Западе : метафизика и разделение христианского мира / Дэвид Брэдшоу ; пер. с англ. А. И. Кырлежева, А. Р. Фокина. - Москва : Языки славянских культур : издатель А. Кошелев, 2012. - 384 с.
17. Васильева, Т. В. Божественность «под игом» бытия. М. Хайдеггер о понятии фшк; // Семь встреч с М. Хайдеггером / Татьяна Вадимовна Васильева. - Москва : издатель Савин С. А., 2004. - С. 205-220.
18. Васильева, Т. В. Стоическая концепция природы и поэма Лукреция «О природе вещей» // Эллинистическая философия (современные проблемы и дискуссии). - Москва : Ин-т философии, 1986. - С. 66-84.
19. Васильева, Т. В. Философия и поэзия перед загадкой природы // О природе вещей / Тит Лукреций Кар ; пер. с латинского Ф. Петровского. -Москва : Художественная литература, 1983. - С. 5-24.
20. Вебер, М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма : [пер. с нем.] / Макс Вебер ; сост. Ю. Н. Давыдов. - 4-е изд. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 656 с.
21. Визгин, В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля / Виктор Павлович Визгин. - Москва : Наука, 1982. - 429 с.
22. Визгин, В. П. Химическая революция как смена типов рациональности // Исторические типы рациональности Т.2 / Отв. ред. П.П. Гайденко. - Москва : ИФ РАН, 1996. - С. 173-205.
23. Вольф, Н. Каспар Давид Фридрих, 1774-1840 : художник спокойствия / Норберт Вольф ; пер. с англ. А.А. Бряндинский. - Москва : АРТ-Родник ; [Köln] : Taschen, 2006. - 96 с. : цв. ил.
24. Вудард, Б. Динамика слизи : зарождение, мутация и ползучесть жизни / Бен Вудард ; пер. с англ. Дианы Хамис. - Пермь : Гиле Пресс, 2016. -124 с.
25. Вударт, Б. О(бо)снования и безосновности геологического разума / Бен Вударт ; пер. с англ. Екатерины Исаевой, Николая Смирнова. - Текст электронный // Syg.ma. - 2021. - 10 окт. - URL : https://syg.ma/@geograf-smirnoff/bien-vudard-o-bo-snovaniia-i-biezosnovnosti-ghieologhichieskogho-razuma (Дата обращения: 25.04.2022).
26. Габитова, Р. М. Философия немецкого романтизма: Фр. Шлегель, Новалис / Римма Михайловна Габитова. - Москва : Наука, 1978. - 289 с.
27. Габитова, Р. М. Философия немецкого романтизма: Гёльдерлин, Шлейермахер / Римма Михайловна Габитова. - Москва : Наука, 1989. -160 с.
28. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод : Основы философской герменевтики : [пер. с нем.] / Ханс-Георг Гадамер ; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - Москва : Прогресс, 1988. - 704 с.
29. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки : становление и развитие первых научных программ / Пиама Павловна Гайденко. - Москва : Наука, 1980. - 569 с.
30. Гайденко, П. П. Время. Длительность. Вечность : проблема времени в европейской философии и науке / Пиама Павловна Гайденко. - Москва : Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.
31. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному : новая онтология XX века / Пиама Павловна Гайденко. - Москва : Республика, 1997. - 495 с.
32. Гайм, Р. Романтическая школа / Рудольф Гайм ; пер. с нем. В. Неведомского ; под ред. В. Ю. Быстрова ; вступ. ст. Ю. В. Перова. -Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 893 с.
33. Гаман, И. Г. Философия чувства и веры / И. Г. Гаман, Ф. Г. Якоби ; пер. с нем. С. В. Воложина. - Санкт-Петербург, 2006. - 487 с.
34. Гаше, Р. Геофилософия: о книге «Что такое философия?» Жиля Делёза и Феликса Гваттари / Родольф Гаше ; пер. с англ. А. Е. Чёрного ; под ред. С. А. Фёдорова. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2022. - 262 с.
35. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. 1 / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - Москва : Мысль, 1970. - 501 с.
36. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. 2 / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - Москва : Мысль, 1971. - 248 с.
37. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х томах. Т. 2 / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - Москва : Искусство, 1969. - 328 с.
38. Гераклит Эфесский. Все наследие: на языках оригинала и в русском переводе / Гераклит Эфесский ; подгот. С. Н. Муравьев. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2012. - 416 с.
39. Гессе, Г. Степной волк ; Игра в бисер: романы. Рассказы и очерки : [пер. с нем.] / Герман Гессе. - Москва : ACT, 2004. - 749 с.
40. Гёльдерлин, Ф. Гиперион. Стихи. Письма : [пер. с нем.] / Фридрих Гёрдерлин. Письма Диотимы : [перевод] / Сюзетта Гонтар ; [к сб. в целом]: изд. подгот. [и примеч. сост.] Н. Т. Беляева. - Москва : Наука, 1988. - 720 с.
41. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для прикладного бакалавриата / Владимир Ефимович Гмурман. -12-е изд. - Москва : Юрайт, 2014. - 479 с.
42. Грант, И. Г. Химия тьмы / Иэн Гамильтон Грант ; пер. с англ. Дианы Хамис // Логос. - 2020. - Т. 30, № 5. - С. 57-79.
43. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / Арсений Владимирович Гулыга ; послесл. А. Ф. Лосева. - Москва : Рольф, 2001. -416 с.
44. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Эдмунд Гуссерль ; пер. с нем. С. Гессена // Избранные работы / сост. В. А. Куренной. - Москва : Издательский дом «Территория будущего», 2005. - С. 185-239.
45. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Эдмунд Гуссерль ; пер. с нем. Д. В. Скляндев. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2004. - 401 с.
46. Делёз, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Жиль Делёз, Феликс Гваттари ; пер. с фр. Д. Кралечкина. - Екатеринбург : У-Фактория, 2008. - 672 с.
47. Делёз, Ж. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / Жиль Делёз, Феликс Гваттари ; пер. с фр. Я. И. Свирского. - Екатеринбург : У-Фактория : Астрель, 2010. - 895 с.
48. Делёз, Ж. Что такое философия? / Жиль Делёз, Феликс Гваттари ; пер. с фр. С. Зенкина. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. - 288 с.
49. Делёз, Ж. Критика и клиника / Жиль Делёз ; пер. с фр. О. Е. Волчек, С. Л. Фокина. - Санкт-Петербург : Machina, 2002. - 240 с.
50. Делёз, Ж. Лекции о Лейбнице / Жиль Делёз ; пер. с фр. Б. Скуратова. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2015. -376 с.
51. Делёз, Ж. Лекции о Спинозе / Жиль Делёз ; пер. с фр. Б. Скуратова.
- Москва : Ад Маргинем Пресс, 2016. - 216 с.
52. Делёз, Ж. Логика смысла / Жиль Делёз ; пер. с фр. Я. И. Свирского.
- Москва : Академический Проект, 2011. - 472 с.
53. Делёз, Ж. Мая 68-го не было : тексты из сборников: «Необитаемый остров: тексты и беседы» и «Два вида безумия» : [пер. с фр.] / Жиль Делёз. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2016. - 96 с.
54. Делёз, Ж. Ницше и философия / Жиль Делёз ; пер. с фр. О. Хомы. -Москва : Ад Маргинем, 2003. - 392 с.
55. Делёз, Ж. Переговоры 1972-1990 / Жиль Делёз ; пер. с фр. Б. Ю. Быстрова. - Санкт-Петербург : Наука, 2004. - 236 с.
56. Делёз, Ж. Различие и повторение / Жиль Делёз ; пер. с фр. Н. Б. Маньковской, Э. П. Юровской. - Санкт-Петербург : Петрополис, 1998. -384 с.
57. Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Жиль Делёз ; пер. с фр. Б. М. Скуратова. - Москва : Логос, 1997. - 264 с.
58. Делёз, Ж. Спиноза и проблема выражения / Жиль Делёз ; пер. с фр. Я. И. Свирского. - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2014. - 320 с.
59. Делёз, Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму ; Критическая философия Канта: учение о способностях ; Бергсонизм ; Спиноза / Жиль Делёз ; пер. с фр. Я. И. Свирского. -Москва : Per Se, 2001. - 480 с.
60. Деррида, Ж. О грамматологии / Жак Деррида ; пер. с фр. и вступ. ст. Наталии Автономовой. - Москва : Ad Marginem, 2000. - 512 с.
61. Дескола, Ф. По ту сторону природы и культуры / Филипп Дескола ; пер. с франц. О. Смолицкой, С. Рындина. - Москва : Новое литературное обозрение, 2012. - 584 с.
62. Джонстон, Э. Случайность, чистая случайность: контингентность в гегелевской логике : [пер. с англ.] // Логос. - 2016. - Т. 26, № 2. - С. 2954. Дорожкин, Е.Л. Бросок костей: Ницше о чистом понятии «природа» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2022. - Вып.2 - С. 208-220.
63. Дорожкин Е.Л. Геофилософия: краткое введение в «поэтическую» философию природы // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. - 2022. - № 5. - С. 96-100.
64. Дорожкин Е.Л. Граница природы и культуры в романтической и постромантической перспективе // Международный журнал исследований культуры. - 2019. - №2. - С. 31-39.
65. Дорожкин Е.Л. К определению поэтических онтологий // Философская мысль. - 2020. - №1. - С. 13-21.
66. Дорожкин Е.Л. Музыкальное в пространстве мысли М. Хайдеггера // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2012. -№4 (25). - С. 59-63.
67. Дорожкин Е.Л. Призракология (хонтология) как философский поиск другой современности // Философская мысль. - 2022. - №3. - С. 4250.
68. Дорожкин Е.Л. Эстетизация природы - реализм или дереализация? // Восьмой Российский Философский Конгресс - «Философия в полицентричном мире». Секции (I). Сборник научных статей. - М.: Российское философское общество; Институт философии РАН; МГУ им. М.В. Ломоносова; Издательство "Логос", 2020. - С. 26-29.
69. Досс, Ф. Жиль Делёз и Феликс Гваттари : перекрестная биография / Франсуа Досс ; пер. с фр. И. Кушнарёвой. - Москва : Издательский дом Дело, 2021. - 672 с.
70. Долгов, К. М. Эстетика природы / [К. М. Долгов, П. Д. Тищенко, Т. Б. Любимова и др.]. - Москва : ИФРАН, 1994. - 230 с.
71. Дунс Скот, И. Трактат о первоначале / Иоанн Дунс Скот ; пер. с лат., вступ. ст. и коммент. А. В. Апполонова. - Москва : Издательство Францисканцев, 2001. - 182 с.
72. Дюрер, А. Дневники. Письма. Трактаты. Том 1 / Альбрехт Дюрер ; пер. с ранневерхненем., вступ. статья и коммент. Ц. Г. Нессельштраус. -Ленинград ; Москва : Искусство, 1957. - 228 с.
73. Евстропов, М. Н. Опыты приближения к «иному»: Батай, Левинас, Бланшо / Максим Николаевич Евстропов. - Томск : Изд-во Томского унта, 2012. - 346 с.
74. Евстропов, М. Н. Шлет и Делёз: логики смысла // История философии. - 2016. - Т. 21, № 2. - С. 5-19.
75. Емельянов, А. С. Геофилософия и онтология различия Мартина Хайдеггера // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 9. - С. 139-146.
76. Жирмунский, В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / Виктор Максимович Жирмундский. - Санкт-Петербург : Тип. Т-ва А. В. Суворина «Новое время», 1914. - 208 с.
77. Игнатенко, А. С. Интерпретация идей Фридриха Ницше во французской философии второй половины XX века: Фуко, Делёз, Деррида : специальность 09.00.03 "История философии" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Игнатенко Антонина Сергеевна. - Москва, 2008. - 23 с.
78. Карпинская, Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. - Москва : Издательство Интерпракс, 1995. - 350 с.
79. Кассирер, Э. Философия символических форм. Том 2 : Мифологическое мышление / Эрнст Кассирер ; пер. с нем. С. А. Ромашко. - Москва ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2002. - 208 с.
80. Кастру, Э. В. де. Каннибальские метафизики : рубежи постструктурной антропологии / Эдуарду Вивейруш де Кастру ; пер. с фр. Д. Ю. Кралечкина. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2017. - 200 с.
81. Кауфман, В. Ницше : философ, психолог, антихристианин / Вальтер Кауфман ; пер. с англ. В. А. Сухаревой. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2016. - 655 с.
82. Керимов, Т. Х. Бытие и различие: генеалогия и гетерология / Тапдыг Хафизович Керимов. - Москва : Фонд «Мир» : Академический проект, 2011. - 256 с.
83. Керслейк, К. Об основании Делёза : [пер. с англ.] / Кристиан Керслейк // Логос. - 2020. - Т. 30, № 4. - С. 89-109.
84. Клагес, Л. Человек и земля. Сборник статей / Людвиг Клагес ; пер. с нем. А. М. Иванова. - Москва : Тотенбург, 2020. - 242 с.
85. Кляйн, М. Детский психоанализ / Мелани Кляйн ; пер. Ольги Бессоновой. - Институт Общегуманитарных Исследований, 2010. - 160 с.
86. Козаржевский, А. Ч. Учебник древнегреческого языка / Андрей Чеславович Козаржевский. - 4-е изд., испр. - Москва : Греко-латинский кабинет, 2002. - 456 с.
87. Койре, А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной : [пер. с англ.] / Александр Койре . - Москва : Логос, 2001. - 288 с.
88. Корецкая, М. А. Перспективы онтологии в оптиках Хайдеггера и Делеза : специальность 09.00.03 "История философии" : диссертация на
соискание ученой степени кандидата философских наук / Корецкая Марина Александровна. - Самара, 2006. - 192 с.
89. Коротков, Д. М. Отношение Ницше к романтизму : специальность 09.00.03 "История философии" : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Коротков Дмитрий Михайлович. -Санкт-Петербург, 2011. - 161 с.
90. Косыхин, В.Г. Хайдеггер, нигилизм и завершение онто-исторического проекта модерна // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 17, Вып. 4. - С. 393397.
91. Косыхин, В.Г., Малкина, С.М. Метафизика и реализм: контексты возвращения // Эпистемология и философия науки. - 2021. - № 2. -С.216-224.
92. Лавджой, А. Великая цепь бытия: история идеи / Артур Лавджой ; пер. с англ. В. Сафронова-Антомони. - Москва : Дом интеллектуальной книги, 2001. - 376 с.
93. Латур, Б. Где приземлиться? : опыт политической ориентации / Бруно Латур ; пер. с фр. А. Шестакова. - Санкт-Петербург : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. - 202 с.
94. Левин, С. На пути к поэзной экологии // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. - 2020. - Т.1, №1.
95. Леви-Стросс, К. Жан-Жак Руссо - основатель гуманитарных наук / пер. с фр. М. К. Рыклина // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. 2, вып. 1. - С. 223-232.
96. Лейбниц, Г. В. Сочинения. В 4-х т. Т.1 / Готфрид Вильгельм Лейбниц ; ред., сост., вступ. ст., примеч. В. В. Соколова. - Москва : Мысль, 1982. - 636 с.
97. Лёвит, К. От Гегеля к Ницше : революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор / Карл Лёвит ; пер. с нем. К.
Лощевского. - Санкт-Петербург : Фонд «Университет» : Владимир Даль, 2002. - 672 с.
98. Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, М.А. Эстетика природы : природа и ее стилевые функции у Ромена Роллана / А.Ф. Лосев, М.А. Тахо Годи. -Москва : Наука, 2006. - 419 с.
99. Ляйэлль, Ч. Основные начала геологии, или Новейшие изменения земли и ее обитателей. В 2-х т. Т. 1 / Чарльз Ляйэлль ; пер. с англ. А. Мин. - Москва : Издание книготорговца А. И. Глазунова, 1866. - [4], IX, [3], VI, 339 с.
100. Малларме, С. Бросок костей никогда не отменит случай : поэма / пер. с фр. Кирилла Корчагина // Число и сирена. Чтение «Броска костей» Малларме / Квентин Мейясу. - Москва : Носорог, 2018. - С. 183-206.
101. Малкина, С.М. Постметафизические стратегии философии Жиля Делеза // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2012. - № 17 (97). - С. 33-43.
102. Малкина, С.М. Проблема критики метафизики и постметафизическое мышление: специальность 09.00.01 "Онтология и теория познания" : диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Малкина Светлана Михайловна. - Саратов, 2017. -376 с.
103. Мардер, М. Вне единого: политика растительного мира // Фонарь Диогена. - 2016. - №2. - С. 264-271.
104. Мардер, М. Лес и выживание // Неприкосновенный запас. - 2022. -№3. - С. 42-49.
105. Матвиевская, Г. П. Альбрехт Дюрер - ученый, 1471-1528 / Галина Павловна Матвиевская ; отв. ред. Ю. А. Белый. - Москва : Наука, 1987. -240 с.
106. Мах, Э. Познание и заблуждение : очерки по психологии исследования : [пер. с нем.] / Эрнст Мах. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 456 с.
107. Мейясу, К. Число и сирена. Чтение «Броска костей» Малларме / Квентин Мейясу ; пер. с фр. С. Лосевой, К. Саркисова. - Москва : Носорог, 2018. - 224 с.
108. Мелихов Г.В. Избыточность (О «философской вещи») // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. -
2018. - №1. - С. 3-9.
109. Мелихов Г.В. Философский минимализм // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. - 2015. - №1. - С. 3-9.
110. Мерло-Понти, М. Око и дух / Морис Мерло-Понти ; пер. с фр. А. В. Густыря. - Москва : Искусство, 1992. - 63 с.
111. Месяц, С. В. Природа : [словарное определение] // Античная философия : энциклопедический словарь. - Москва : Прогресс-Традиция, 2008. - С. 616-624.
112. Михайловский, А. В. Хайдеггер и Аристотель о techne и physis. Статья первая. Герменевтическое значение Аристотеля для формирования хайдеггеровской мысли о технике // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2016. - № 3. - С. 37-51.
113. Михайловский, А. В. Хайдеггер и Аристотель о techne и physis. Статья вторая. «Подлинная техника» // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2017. - № 1. - С. 36-46.
114. Морозов, А. Материалы к нефилософии природы как введение в изучение этой утопии // Логос. - 2020. - Т. 30, № 5. - С. 79-102.
115. Мортон, Т. Гиперобъекты : Философия и экология после конца мира / Т. Мортон ; пер. с англ. В. И. Абраменко. - Пермь : Гиле Пресс,
2019. - 284 с.
116. Московичи, С. Эссе о человеческой истории природы. Естественный вопрос / пер. с фр. Анны Коневой // Международный журнал исследований культуры. - 2015. - № 1. - С. 128-129.
117. Негри, А. Антисовременность Спинозы / пер. с фр. Михаила Позднева // Логос. - 2007. - Т. 17, № 2. - С. 101-115.
118. Нилов, И. «Великое здоровье» Ф. Ницше. Опыт разделенного сознания // Опыт и чувственное в культуре современности : философско-антропологические аспекты. - Москва : ИФРАН, 2004. - С. 56-69.
119. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (черновики и наброски из наследия Фридриха Ницше 1883-1888 годов в редакции Элизабет Фёрстер-Ницше и Петера Гаста) / Фридрих Ницше ; пер. с нем. В. Бакусева, А. Гараджа, В. Седельника, И. Эбаноидзе. -Москва : Культурная революция, 2016. - 824 с.
120. Ницше, Ф. К генеалогии морали / пер. с нем. К. Свасьяна // Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 5. - Москва : Культурная революция,
2012. - С. 229-381.
121. Ницше, Ф. Несвоевременные размышления : [пер. с нем.] // Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 1. Ч 2. - Москва : Культурная революция,
2013. - С. 7-332.
122. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / пер. с нем. Н. Полилова // Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 5. - Москва : Культурная революция, 2012. - С. 7-227.
123. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 4. Так говорил Заратустра : книга для всех и ни для кого / Фридрих Ницше ; пер. с нем. Ю. М. Антоновского. - Москва : Культурная революция, 2007. - 432 с.
124. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 9. Черновики и наброски 1880-1882 годов / Фридрих Ницше ; пер. с нем. А. А. Карельского, А. А. Моисеенковой, М. Селисской. - Москва : Культурная революция, 2013. - 688 с.
125. Ницше, Ф. Рождение трагедии / пер. с нем. Г. Рачинского // Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 1. Ч. 1. - Москва : Культурная революция, 2012. - С. 7-143.
126. Ницше, Ф. Философия в трагическую эпоху греков / пер. с нем. Л. Завалишиной // Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 1. Ч. 1. - Москва : Культурная революция, 2012. - С. 301-366.
127. Ницше, Ф. Ecce homo : как становятся собою / пер. с нем. Ю. Антоновского, И. Эбаноидзе // Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 6. -Москва : Культурная революция, 2009. - С. 185-284.
128. Новалис. Гейнрих фон Офтердинген / Новалис (Фридрих фон Гарденберг) ; пер. с нем. З. Венгеровой, В. Гиппиуса ; вступ. ст. З. Венгеровой. - Петербург : Гос. изд-во, 1922. - 175 с.
129. Новалис. Ученики в Саисе / пер. с нем. А. Габричевского // Немецкая романтическая повесть. В 2 т. Т. 1. Шлегель, Новалис, Вакенродер, Тик. - Москва ; Ленинград : ACADEMIA, 1935. - С. 109-144.
130. Новалис. Фрагменты / Новалис ; пер. с нем. А. Л. Вольского. -Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2014. - 319 с.
131. Новосёлов, М. М. Логика абстракций : (Методол. анализ). Ч. 1 / Михаил Михайлович Новосёлов. - Москва : ИФРАН, 2000. - 191 с.
132. Оствальд, В. Философия природы / Вильгельм Фридрих Оствальд ; пер. с нем. О. А. Давыдовой ; под ред. и с предисл. Э. Л. Радлова. -Санкт-Петербург : Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1903. - VI, IV, 326 с.
133. Панофский, Э. Перспектива как «символическая форма» ; Готическая архитектура и схоластика / пер. с нем. И. В. Хмелевских, Е. Ю. Козиной ; пер. с англ. Л. Н. Житковой. - Санкт-Петербург : Азбука-Классика, 2004. - 336 с.
134. Паскаль, Б. Мысли / Блез Паскаль ; пер. с фр., вступ. статья, коммент. Ю. А. Гинзбург. - Москва : Изд-во имени Сабашниковых, 1995. - 480 с.
135. Паткуль, А. Б. Воображение и временность в контексте обоснования онтологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. - 2003. - Вып. 4. - С. 39-43.
136. Паткуль, А. Б. Идея философии как науки о бытии в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера / А. Б. Паткуль. -Санкт-Петербург : Наука, 2020. - 810 с.
137. Платон. Сочинения. В 4-х т. Т. 3. Ч. 1. : [пер. с древнегреч.]. / Платон ; под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета : Из-во Олега Абышко, 2007. - 752 с.
138. Плахов, А. С. Проблемы специфики современного естественнонаучного познания в свете философских концепций Жиля Делеза : специальность 09.00.08 "Философия науки и техники" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Плахов Андрей Сергеевич. - Москва, 2015. - 22 с.
139. Подорога, В. А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре Х1Х-ХХ веков; 2-е изд. Перераб. И доп.; ред. Л.Б. Кульчицкая / Валерий Подорога. - Москва :«Канон+» РООИ «Реабилитация», 2021. - 552 с.
140. Подорога, В. А. Егесйо. Гео-логия языка и философствование М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. - Москва : Наука, 1991. - С. 102-121.
141. Пригожин, И. Философия нестабильности / пер. с англ. Я. И. Свирского // Вопросы философии. - 1991. - № 6. - С. 46-52.
142. Пруст, М. Обретенное время / Марсель Пруст ; пер. с фр. А. Смирновой. - Санкт-Петербург : Амфора, 2007 - 476 с.
143. Регев, Й. Невозможное и совпадение : О революционной ситуации в философии / Пер. с иврита М. Макаровского; пер. с англ. П. Хановой. -Пермь : Гиле Пресс, 2016. - 146 с.
144. Рожанский, И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности : ранняя греческая наука «о природе» / Иван Дмитриевич Рожанский. -Москва : Наука, 1979. - 485 с.
145. Розин, В. М. Природа : понятие и этапы развития в европейской культуре / Вадим Маркович Розин ; Институт философии РАН. - Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2017. - 234 с.
146. Руссо, Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3 т. Т. 1 : [пер. с фр.] / Жан-Жак Руссо ; сост. и вступ. ст. И. Е. Верцман. - Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1961. - 852 с.
147. Савин, А. Э. Критика натурализма и трансцендентальный поворот в феноменологии // Vox. Философский журнал. - 2016. - Вып. 21. - С. 112. - URL: https://vox-journal.org/content/Vox%2021/Vox21-Savin.pdf. (дата обращения: 05.04.2021). - Текст: электронный.
148. Савин, А. Э. Мартин Хайдеггер и диалектический материализм // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2018. - Т. 19, Вып. 4. - С. 87-97.
149. Сафрански, Р. Ницше: биография его мысли / Рюдигер Сафрански ; пер. с нем. И. Эбонидзе. - Москва : Издательский дом Дело, 2016. - 456 с.
150. Сафрански, Р. Хайдеггер: германский мастер и его время / Рюдигер Сафрански ; пер. с нем. Т. А. Баскаковой при участии В. А. Брун-Цехового ; вступ. ст. В. В. Бибихина. - 2-е изд. - Москва : Молодая гвардия, 2005. - 614 с.
151. Сафронова, Н. Д. Истолкование поэзии Фридриха Гёльдерлина в поздней философии Мартина Хайдеггера : специальность 09.00.03 "История философии" : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Н. Д. Сафронова. - Москва, 2019. - 295 с.
152. Свасьян, К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона / Карен Араевич Свасьян. - Ереван : АН Армянской ССР, 1978. - 120 с.
153. Свирский, Я. И. Нелинейный мир постнеклассической науки и творческое наследие Жиля Делеза : специальность 09.00.08 "Философия науки и техники" : диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Свирский Яков Иосифович. - Москва, 2004.
154. Симондон, Ж. Индивид и его физико-биологический генезис / Жильбер Симондон. - Москва : ИОИ, 2022. - 484 с.
155. Смирнов, А. Е. Сингулярность: к анализу онтических конституций // Фонарь Диогена: человек в многообразии практик. - 2016. - Т. 2, № 2. -С. 186-204.
156. Спектр антропологических учений. Вып. 4 / отв. ред. П. С. Гуревич. - Москва : ИФРАН, 2012. - 159 с.
157. Спиноза, Б. Этика / перевод с латинского Н. А. Иванцова // Избранные произведения в двух томах. Т. 1 / Бенедикт Спиноза ; общ. ред. и вступ. ст. В. В. Соколова. - Москва : Госполитиздат, 1957. - С. 359-618.
158. Субботина, Н. Д. Социальность и смысл в обществе и природе // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. - 2013. - № 2. - С. 54-59.
159. Тайсина, Э. А. Проблема истины в классической гносеологии и современном экзистенциальном материализме // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 154, кн. 1. - С. 188-207.
160. Тайсина, Э. А. Философия науки с точки зрения экзистенциального материализма // Философские науки. - 2012. - № 6. - С. 82-97.
161. Тюкина, С. Л. Понятие поэтической онтологии как проблема философского знания : специальность 09.00.01 "Онтология и теория познания" : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Тюкина Светлана Львовна. - Москва, 2003. - 158 с.
162. Уайтхед, А. Н. Избранные работы по философии : перевод с английского / Альфред Норт Уайтхед ; общ. ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя. - Москва : Прогресс, 1990. - 720 с.
163. Ф. Ницше и русская философия : материалы II Всероссийской научной заочной конференции, Екатеринбург, апрель-июнь 2000 г. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 206 с.
164. Фалев, Е. В. Эволюция метода в философии Мартина Хайдеггера : специальность 09.00.03 "История философии" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Фалев Егор Валерьевич. - Москва, 2015.
165. Фатенков, А. Н. В арьергардных боях за бытие (вслед поэтической философии Эрнста Юнгера) // Человек. - 2018. - № 2. - С. 29-43.
166. Фатенков, А. Н. Жиль Делёз и фантомы анти-диалектики // Философские науки. - 2016. - № 9. - С. 92-102.
167. Фатенков, А. Н. Субъект: парадигма возвращения // Человек. -2011. - № 5. - С. 5-20.
168. Фатенков, А. Н. Экзистенциальная онтогносеология: отпор методологическому посредничеству // Гуманитарный вектор. - 2018. - Т. 13, № 2. - С. 123-131.
169. Федин, А. В. Идея «благородного дикаря» в «Иезуитских реалиях» XVII в. // Диалог со временем : альманах интеллектуальной истории / Ин -т всеобщей истории, Центр интеллектуальной истории, Российское о-во интеллектуальной истории ; [гл. ред.: Л. П. Репина]. - Москва : ИВИ, 2010. - Вып. 32. - С. 65-93.
170. Федотова, Е. Ю. Онтологическая сущность поэзии в философии Мартина Хайдеггера // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. - 2016. - № 3. - С. 15-22.
171. Философия природы в Античности и в Средние века : [сборник статей] / Российская академия наук. Институт философии ; общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. - Москва : Прогресс-Традиция, 2000. - 608 с.
172. Фуко, М. Слова и вещи : археология гуманитарных наук / Мишель Фуко ; пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. - Санкт-Петербург : Л-саё, 1994. - 408 с.
173. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне : двенадцать лекций / Юрген Хабермас ; пер. с нем. М. М. Беляева и др. - 2-е изд., испр. -Москва : Весь Мир, 2008. - 416 с.
174. Хайдеггер, М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. - Санкт-Петербург : Наука, 2006. - XII, 451 с.
175. Хайдеггер, М. Время и бытие : статьи и выступления / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. - Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 621 с.
176. Хайдеггер, М. Исток художественного творения : избранные работы разных лет / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. А. В. Михайлова. - Москва : Академический Проект, 2008. - 528 с.
177. Хайдеггер, М. К философии (О событии) / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. Э. Сагетдинова. - Москва : Изд-во Института Гайдара, 2020. - 640 с.
178. Хайдеггер, М. Ницше. Т. 1 / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. А. П. Шурбелева. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2006. - 604 с.
179. Хайдеггер, М. Ницше. Т. 2 / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. А. П. Шурбелева. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2007. - 458 с.
180. Хайдеггер, М. О поэтах и поэзии : Гёльдерлин. Рильке. Тракль / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. и послесл. Н. Болдырева. - Москва : Водолей, 2017. - 240 с.
181. Хайдеггер, М. О существе и понятии фшц : Аристотель, «Физика», B 1 // Семь встреч с М. Хайдеггером / Т. В. Васильева. - Москва : Издатель Савин С.А., 2004. - С. 119-182.
182. Хайдеггер, М. О существе основания : [пер. с нем.] // Философия в поисках онтологии : сборник трудов Самарской гуманитарной академии / отв. ред. Н. Ю. Воронина. - Самара : СаГА, 1998. - Вып. 5. - С. 78-130.
183. Хайдеггер, М. Положение об основании. Статьи и фрагменты / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем., глоссарий, послесловие О. А. Коваль, предисловие Е. Ю. Свирцева. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 290 с.
184. Хайдеггер, М. Разъяснения к поэзии Гёльдерлина / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. Г. Б. Ноткина. - Санкт-Петербург : Академический проект, 2003. - 320 с.
185. Хайдеггер, М. Тождество и различие / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. А. Денежкина. - Москва : Гнозис/Логос, 1997. - 64 с.
186. Хайдеггер, М. Шеллинг. О сущности человеческой свободы (1809) / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. А.П. Шурбелёва. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2023. - 372 с.
187. Харман, Г. О замещающей причинности / пер. с англ. А. Маркова. -Текст электронный // Новое Литературное Обозрение. - 2012. - № 2. -URL: https: //magazines.gorky. media/nlo/2012/2/o-zameshhayushhej -prichinnosti.html (дата обращения: 05.04.2021).
188. Харман, Г. Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего» / Грэм Харман. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2021. - 272 с.
189. Харман, Г. Спекулятивный реализм: введение / Грэм Харман ; пер. с англ. А. А. Писарева. - Москва : РИПОЛ классик : Панглосс, 2019. - 496 с.
190. Харман, Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / Грэм Харман ; пер. с англ. А. Морозова, О. Мышкина. -Пермь : Гиле Пресс, 2015. - 152 с.
191. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения : философские фрагменты / Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно ; пер. с нем. М. Кузнецова. - Москва ; Санкт-Петербург : Медиум : Ювента, 1997. - 312 с.
192. Черняков, А. Г. Онтология времени : Бытие и время в онтологии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера / А. Г. Черняков. - Санкт-Петербург : Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.
193. Чиров, М. В. Реконструкция концепта «Вечное Возвращение» в философии М. Хайдеггера и Ж. Делёза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Философия. - 2013. - № 2. - С. 124-129.
194. Шавиро, С. Вселенная вещей // Логос. - 2017. - №3. - С. 127-153.
195. Шалагинов, Д. Дикая геофилософия, или Земля против государства // Неприкосновенный запас. - 2020. - № 3. - С. 156-173.
196. Шеллинг, Ф. В. Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки / Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг ; пер. с нем.
A. Л. Пестова. - Санкт-Петербург : Наука, 1998. - 518 с.
197. Шеллинг, Ф. В. Й. О мировой душе // Сочинения. В 2 т. Т. 1 / Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг ; пер. с нем. М. И. Левиной ; сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга. - Москва : Мысль, 1987. - С. 89-181.
198. Шеллинг, Ф. В. Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Сочинения. В 2 т. Т. 2 / Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг ; пер. с нем. М. И. Левиной, А.
B. Михайлова ; сост., ред., А. В. Гулыга. - Москва : Мысль, 1987. - С. 86158.
199. Шестов, Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии) // Шестов Л. Избранные сочинения. - Москва : Ренессанс, 1993. - С. 159-327.
200. Шиллер, Ф. Собрание сочинений. В 7 т. : пер. с нем. Т. 6. Статьи по эстетике / Фридрих Шиллер ; послесловие В. Ф. Асмус ; комментарии Л. Лозинской. - Москва : Гослитиздат, 1957. - 793 с.
201. Шкловский, В. Б. Искусство как прием // Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933) / Виктор Шкловский. - Москва : Советский писатель, 1990. - С. 58-72.
202. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 1 / Фридрих Шлегель ; пер. с нем. Ю. Н. Попова. - Москва : Искусство, 1983. - 479 с.
203. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 2 / Фридрих Шлегель ; пер. с нем. Ю. Н. Попова. - Москва : Искусство, 1983. - 448 с.
204. Шмитт, К. Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum / Карл Шмитт ; пер. с нем. К. Лощевского и Ю. Коринца под ред. Д. Кузницына. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2008. - 669, [2] с.
205. Шмитт, К. Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Земли и Моря // Основы геополитики : геополитическое будущее России / Александр Дугин. - 4-е изд. - Москва : АРКТОГЕЯ-центр, 2000. - С. 325-356.
206. Шпет, Г.Г. Внутренняя форма слова // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. - Москва : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - С. 49-261.
207. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении // Миф о вечном возвращении : переводы с французского : [избранные сочинения] / Мирча Элиаде ; научные редакторы В. П. Калыгин, И. И. Шептунова. - Москва : Ладомир, 2000. - С. 23-124.
208. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии / Мирча Элиаде ; [пер. с англ. А. П. Хомика]. - Москва : REFL-book ; Киев : Ваклер, 1996. - 288 с.
209. Яворский, Д. Р. Социокультурные импликации понятия "природа" в европейской философии : специальность 09.00.13 "Философская антропология, философия культуры" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Яворский Дмитрий Ромуальдович. - Волгоград, 2013. - 45с.
210. Яворский, Д. Р. PAX NATURALIS (социокультурные импликации понятия «природа» в европейской философии) : монография / Д. Р. Яворский. - Волгоград : Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. - 232 с.
211. Allen, W. S. Ellipsis: Of Poetry and the Experience of Language after Heidegger, Hölderlin, and Blanchot / William S. Allen. - New York : State University of New York, 2007. - XIII, 239 p.
212. Aristoteles. Physica : [Ф^КНХ AKPOAXEQD (in Ancient Greek)] / Aristoteles ; ex recensione Immanuelis Bekkeri. - Berolini : Typis et impensis Ge. Reimeri, 1843. - 182 p.
213. Badiou, A. Being and Event / Alain Badiou ; translated by Oliver Feltham. - New York : Continuum, 2005. - XV, 527 p.
214. Beiser, F. C. The Romantic Imperative: The Concept of Early German Romanticism / Frederick C. Beiser. - Cambridge : Harvard University Press, 2006. - 262 p.
215. Woodard, B. On An Ungrounded Earth : Towards A New Geophilosophy / Ben Woodard. - New York : punctum books, 2013. - 105 p.
216. Bonta, M. Deleuze and Geophilosophy: A Guide and Glossary / Mark Bonta, John Protevi. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2004. - X, 214 p.
217. Collingwood, R. G. The Idea of Nature / Robin George Collingwood. -Oxford : Clarendon Press, 1945. - 191 p.
218. Deleuze, G. What Is Grounding? / Gilles Deleuze ; translated, introduced, and annotated by Arjen Kleinherenbrink. - Grand Rapids : &&& Publishing, 2015. - 185 p.
219. Derrida, J. Of Spirit: Heidegger and the Question / Jacques Derrida ; translated by Geoffrey Bennington, Rachel Bowlby. - Chicago: The University of Chicago Press, 1991. - 148 p.
220. Frank, M. The Philosophical Foundations of Early German Romanticism / Manfred Frank ; translated by Elizabeth Millan-Zaibert. - Albany : State University of New York Press, 2003. - 287 p.
221. Gare, A. The Roots of Postmodernism: Schelling, Process Philosophy and Poststructuralism // Process and Difference: Between Cosmological and Poststructuralist Postmodernisms / edited by Catherine Keller, Anne Daniell. -New York : State University Of New York Press, 2002. - P. 31-55.
222. Grant, I. H. Everything is primal germ or nothing is: The deep field logic of nature // Symposium. - 2015. - Vol. 19(1). - P. 106-124.
223. Grant, I. H. Philosophies of Nature after Schelling / Iain Hamilton Grant. - London ; New York : Continuum, 2006. - XI, 232 p.
224. Heidegger, M. Die Kategorien- und Bedeutungslehre des Duns Scotus // Gesamtausgabe. 1. Abteilung: Veroffentlichte schriften 1914-1970. Band 1 : Frühe Schriften / Martin Heidegger ; herausgegeben von Friedrich-Wilhelm von Herrmann. - Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1978. - P. 189412.
225. Heidegger, M. Poetry, Language, Thought / Martin Heidegger ; translated and introduction by Albert Hofstadter. - New York : HarperCollins, 2001. - 256 p.
226. Jacobi, F. H. Main Philosophical Writings and the Novel Allwill / Friedrich Heinrich Jacobi ; translated with an Introductory Study, Notes, and Bibliography by George di Giovanni. - Revised edition. - Montreal & Kingston ; London ; Buffalo : MQUP, 1995. - XIV, 690 p.
227. Klossowski, P. Nietzsche and the Vicious Circle / Pierre Klossowski ; translated by Daniel W. Smith. - Chicago: The University of Chicago Press ; London : The Athlone Press, 1997. - 283 p.
228. Koerner, J. L. Caspar David Friedrich and the Subject of Landscape / Joseph Leo Koerner. - Second Edition, explanded and updated. - London: Reaktion Books, 2009. - 328 p.
229. Kovaka, K. Transcendental Geology: The Relation between Nature and History in Merleau-Ponty's Ontology // Res Cogitans. - 2011. - Vol. 2. - P. 229-235.
230. Latour, B. On the Modern Cult of the Factish Gods / Bruno Latour ; translated by Heather MacLean, Cathy Porter. - Durham, N.C. : Duke University Press, 2010. - X, 158 p.
231. Lessing, G. E. Philosophical and Theological Writings / Gotthold Ephraim Lessing ; translated and edited by H. B. Nisbet. - Cambridge : Cambridge University Press, 2005. - XV, 269 p.
232. Marder, M. Plant-Thinking. A Philosophy of Vegetal Life. New York : Columbia University Press, 2013. - XX, 224 p.
233. Mazis, G. M. Merleau-Ponty and the Face of the World: Silence, Ethics, Imagination, and Poetic Ontology / Glen A. Mazis. - Albany : State University of New York Press, 2016. - XXXVIII, 386 p.
234. Merleau-Ponty, M. Nature: Course Notes from the Collège de France / Maurice Merleau-Ponty ; compiled and with notes by Dominique Séglard ; translated from the French by Robert Vailler. - Evanston : Northwestern University Press, 2003. - XX, 293 p.
235. Modiano, R. Coleridge and the Concept of Nature / Raimonda Modiano. - Softcover reprint of the hardcover 1st edition. - Gainesville : University Presses of Florida, 1985. - XIV, 257 p.
236. Naddaf, G. The Greek Concept of Nature / Gerard Naddaf. - Albany : State University of New York Press, 2005. - X, 265 p.
237. Negri, A. Flower of the desert : Giacomo Leopardi's poetic ontology / Antonio Negri. - New York : Suny Press, 2015. - XXXII, 416 p.
238. O'Brien, L. Dehumanization of the beast / Lychlein O'Brien. - Dublin : UCD Press, 2007. - 213 p.
239. Rotundo, A. Conception of nature as foundation of a non-fundamental ontology: Merleau-Ponty between the «Nature lectures» and «The Visible and
the Invisible» // Metodo. International Studies in Phenomenology and Philosophy. - 2013. - Vol. 1(2). - P. 185-196.
240. Shapiro G. Beyond Peoples and Fatherlands: Nietzsche's Geophilosophy and the Direction of the Earth // Journal of Nietzsche Studies. - 2008. - № 35/36. - P. 9-27.
241. Shaviro S. Twenty-two theses on nature // Yearbook of Comparative Literature. - 2012. - volume 58. - pp. 205-210.
242. Schelling, F. W. J. First Outline of a System of the Philosophy of Nature / Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling ; translated and with an introduction and notes by Keith R. Peterson. - Albany : State University of New York Press, 2004. - XXXVIII, 266, [2] p.
243. Speculative Realism : [A One-Day Workshop] / Ray Brassier, Iain Hamilton Grant, Graham Harman, Quentin Meillassoux // Collapse. Volume III : Unknown Deleuze and Speculative realism / edited by Robin Mackay. -Falmouth : Urbanomic, 2007. - P. 307-449.
244. Trigg, D. The Role of the Earth in Merleau-Ponty's Archaeological Phenomenology // Chiasmi International. - 2015. - № 16. - P. 255-273.
245. Tuinen, S. van. Difference and Speculation Heidegger, Meillassoux, and Deleuze on Sufficient Reason // Gilles Deleuze and Metaphysics / edited by Alain Beaulieu, Edward Kazarian, Julia Sushytska. - Lanham : Lexington Books, 2014. - P. 63-90.
246. Whitehead, A. N. Process and Reality : an essay in cosmology / Alfred North Whitehead ; edited by David Ray Griffin and Donald W. Sherburne. -New York : Free Press, 1978. - 413 p.
247. Whitehead, A. N. The Concept of Nature : the Tarner lectures delivered in Trinity College, November 1919 / Alfred North Whitehead. - Cambridge : Cambridge University Press, 2015. - 132 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.