Идея народности в отечественном образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Елкин, Сергей Михайлович
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Елкин, Сергей Михайлович
Введение.
Глава I. Сущность и основные этапы развития идеи народности.
1.1. Источники и содержательные ориентиры развития идеи народности.
1.2. Развитие идеи народности в истории педагогической мысли России.
1.3. Ориентация на национальные ценности как процесс, результат и критерий развития вдШ'йародности.
Выводы по I главе.
Глава II. Реализация идеи народности в современном отечественном образовании (на примере Новгородского региона).
2.1. Реализация идеи народности в содержании отечественного образования.
2.2. Диагностика ориентации учителей и учащихся старших классов на национальные ценности.
2.3. Формирование ориентации школьников и будущих учителей на национальные ценности.
Выводы по II главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы1999 год, доктор педагогических наук Харитонов, Михаил Григорьевич
Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия)1998 год, кандидат педагогических наук Борисов, Михаил Иванович
Этнопедагогическая подготовка учителя технологии: На народных трудовых традициях калмыков2000 год, кандидат педагогических наук Беляева, Балюта Иринденевна
Этнопедагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников на осетинских народных традициях2008 год, кандидат педагогических наук Юдина, Елена Валерьевна
Этнопедагогика "кут-сюр" в воспитании и развитии личности ученика якутской школы1999 год, доктор педагогических наук Портнягин, Иосиф Семенович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея народности в отечественном образовании»
Актуальность. Современная духовная ситуация в России характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых ориентиров развития культуры и образования. Возрастает интерес к отечественной истории, народной культуре, национальным традициям, фольклору.
В связи с активизацией процесса возрождения культурно-исторического наследия различных этносов в России становится весьма актуальным изучение народной педагогики с ее богатым опытом воспитания. Это связано с расширением и углублением исторически сложившихся межкультурных связей народов многонациональной России, а также многовековым взаимодействием русской культуры с культурами других народов.
Сегодня на волне социального обновления, стремления к открытому обществу и интеграции в мировое и европейское культурно-образовательное пространство, к сотрудничеству в различных областях науки и искусства наблюдается тенденция универсализации культур, способствующая осознанию людьми принадлежности не только к своей стране, определенной цивилизации, но и общепланетарному культурному сообществу. Наряду с этим, усиливающийся процесс «вестернизации», влияние на молодежь отдельных образцов западной массовой культуры таят в себе опасность утраты народами России некоторых национальных ценностей.
В результате существенней деформации подвергается ментальность русского народа, у части молодежи сформировалась социальная апатия, энтяпатрмот^зм; этнически нивелированное сознание, что грозит потерей национальной самобытности.
На этом фоне весьма актуальным становится развитие в отечественном образовании идеи народности, обращенной к истокам народной культуры и опирающейся на ее национальное своеобразие и особенности менталитета русского народа.
На сегодняшний день данная проблема актуальна не только в педагогическом смысле, но имеет в некоторой степени и политическое звучание. Возникновение различных националистических течений в обществе, межэтнические войны и конфликты, приведшие к человеческим трагедиям и многочисленным жертвам, побуждают более глубоко осмыслить необходимость сочетания национальных и общечеловеческих ценностей в образовании. Народной педагогике необходима четкая гуманистическая направленность, обеспечивающая воспитание толерантности и уважения к другим народам и культурам и исключающая различные формы этноцентризма и этнической нетерпимости.
В психолого-педагогической литературе представлены исследования отдельных аспектов развития народности, народной культуры и народной педагогики. Так, истоки идеи народности в образовании отражены в трудах классиков русской педагогики М.В.Ломоносова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого. Свое развитие освещение данной проблемы получило в оаботах В.Г.Белинского,
A.Н.Радищева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Н.Ф.Бунакова,
B.И.Водовозова, В.Н.Сороки-Росинского и др.
В современной литературе философско-педагогический аспект развития идеи народности раскрывается в исследованиях А.И.Вдовина, Б.С.Гершунского, Г.Д.Марциновской, Н.И.Шириповой, О.Г.Усенко, Н.Г.Ломакиной, А.Я.Зарипова, П.И.Гнатенко и др. Проблема межэтнического взаимодействия - в работах М.Ч.Амерзаева, Т. М.Бари новой, В.П.Комарова, З.Ф.Мубиновой и др.
Роль традиционной культуры как источника и средства воспитания рассматривается в трудах А. С. Метеля ги на, Н.М.Волокитина,
A.Р.Батыриной, Е.Г.Гудковой, А.М.Леонова, Н.Н.Макарцевой, Р.Е.Тимофеевой и др. Проблеме национальной школы посвящены исследования И.Ф.Гончарова, М.Н. Борисова, А.Л.Данилюк, Е.П.Жиркова, М.Н.Кузьмина, А.П.Орловой.
Представителями отечественной науки исследовались различные вопросы народной педагогики (Г.И.Березина, Т.С.Буторина, Н.С.Иванова, Н.В.Ивочкина, Е.П.Кондратьева, Г.В.Лунина, А.П.Орлова,
B.И.Прокопенко, С.М.Шакарян). Теоретико-методологические аспекты народной педагогики рассмотрены в работах Г.Н.Волкова, А.Э.Измайловой, Ю.А.Рудь, Е.Я.Христовой, З.П.Васильцовой, А.Ф.Некрыловой, Е.П.Белозерцева и
ДР
В русле ориентационного подхода изучены: ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков (З.О.Кикеева), формирование культурно-национальной ориентации студентов в педагогическом процессе (Л.Я.Вавилова); с позиций культурологического подхода исследовались развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе (Т.Ю.Нагорная), теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя (В.А.Николаев).
В проанализированных нами отечественных источниках отсутствуют работы, в которых развитие идеи народности является самостоятельным предметом исследования.
Анализ состояния изученности проблемы в психолого-педагогической литературе позволил выявить противоречие между потребностью образовательной практики в конкретных вариантах реализации идеи народности в общеобразовательном процессе и недостаточностью научных разработок данного вопроса.
Таким образом, в научно-теоретическом плане актуальность исследования обусловлена необходимостью определения сущности идеи народности, выявления источников, критериев, условий ее развития в отечественном образовании. В социально-практическом плане актуальность заключается в определении основных вариантов реализации идеи народности при осуществлении инновационного поиска в школах России.
Объект исследования - теория и практика отечественного образования.
Предмет исследования - развитие и реализация идеи народности в отечественном образовании.
Цель исследования - раскрыть сущность идеи народности и показать ее развитие в истории отечественной педагогики, а также реализацию в современной образовательной практике.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
• дать содержательную характеристику идеи народности, а также лежащим в ее основе понятиям «менталитет», «народная культура», «народная педагогика»;
• выявить и охарактеризовать основные этапы и особенности развития идеи народности в истории отечественного образования;
• определить критерии продуктивности развития идеи народности в современном образовании;
• рассмотреть различные варианты реализации идеи народности в содержании отечественного образования;
• провести диагностику ориентации учащихся и учителей на национальные ценности;
• разработать и апробировать программы по фольклору и этнопедагогике, способствующие формированию ценностного отношения школьников и студентов к национальной культуре.
Методологической основой исследования являются:
• положения аксиологического и ориентационного подходов к изучению социальных и педагогических явлений (Г.П.Выжлецов, В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, З.И.Васильева);
• концепции народной педагогики (З.П.Васильцова, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, Е.Л.Христова, А.Э.Измайлов, Ю.А.Рудь) и формирования этнопедагогической культуры (В.А.Николаев, Г.А.Станчинский, Г.Ю.Нагорная);
• теоретические положения о сущности, содержании и функциях национального самосознания (А.Я.Зарипов, З.Ф.Мубинова, Ю.С.Тюнников, Г.Ф.Хасанов, Р.И.Гайнутдинов);
• концепция диалога культур (М.М.Бахтин, В.С.Библер);
• теоретические положения о сущности и многообразии культуры (М.А.Верб, Д.С.Лихачев, З.Казбекова, Л.М.Кашапова, Г.П.Кулешова, В.А.Юдин);
• диспозиционная теория личности (В.А.Ядов).
Основными методами исследования были: теоретический анализ философской и педагогической литературы по исследуемой проблеме, анкетирование учащихся школ и учителей, беседы с учащимися и учителями, контент-анализ школьной документации, компаративные и номотетические методы, эксперимент. Для обработки эмпирических данных использовались статистические методы: процентное распределение, ранжирование.
Гипотеза исследования:
1. Идея народности получит свое развитие в отечественном образовании, если:
• образовательный процесс будет учитывать особенности менталитета народа и опираться на традиции народной культуры и народной педагогики;
• в его основе будут лежать гуманистические подходы в педагогике, рассматривающие национальные ценности в контексте общечеловеческих и направленные на формирование толерантности, уважительного отношения к другим странам, культурам и народам;
2. Позитивные изменения в отношении учителей и учащихся к народной культуре произойдут, если:
• будут разработаны и освоены различные варианты реализации идеи народности, сочетающие возможности основного и дополнительного образования;
• будет реализована программа изучения фольклора в школе, отражающая региональные особенности;
• при подготовке будущих учителей будет использована программа по этнопедагогике, способствующая формированию у студентов ориентации на национальные ценности.
Этапы и база исследования.
На первом этапе (1996-1997 годы) изучались различные источники по проблеме исследования, разрабатывались его исходные позиции, осуществлялось изучение основных вариантов реализации идеи народности в образовательном процессе, проводились беседы с учителями и школьниками. Базой исследования явились образовательные учреждения города Новгорода и Новгородской области.
На втором этапе (1997-1998 годы) проведено комплексное диагностическое исследование ориентации учителей и страшеклассников на национальные ценности в десяти школах г. Новгорода и г. Боровичи.
На третьем этапе (1998-1999 годы) разработаны и апробированы программы по Фольклору и этнопедагогике, способствующие формированию ориентации школьников и студентов на национальные ценности.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается надежностью методологических и теоретических оснований, разнообразием методов, адекватных поставленным целям и задачам, репрезентативностью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа, внедрением результатов исследования в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость.
Дано теоретическое обоснование идеи народности как идеи воспитания учащихся в духе народной культуры, отражающей особенности менталитета народа.
Раскрыт историко-педагогический аспект идеи народности, выявлены основные этапы и особенности развития данной идеи в истории педагогической мысли России.
Определены и теоретически обоснованы основные критерии продуктивности развития идеи народности в современном образовании: ориентация учителей и учащихся на национальные ценности и сформированность этнического самосознания.
Сформулированы основные условия развития идеи народности в современном образовании: опора на традиции народной культуры и народной педагогики, изучение национальных ценностей в контексте общечеловеческих, диалог различных культур и признание культурного плюрализма.
Практическая значимость.
Выявлены различные варианты реализации идеи народности в содержании образования (предметно-базисный, аддитивно-предметный, аддитивно-деятельностный, интегративный), которые при сходных условиях могут быть использованы в образовательных учреждениях различного типа.
Разработана и апробирована программа по фольклору, отражающая социокультурные особенности развития региона.
Предложена программа по этнопедагогике, способствующая формированию у студентов ценностного отношения к народной культуре.
Результаты исследования могут быть использованы для обогащения содержания образования в высшей и средней школе.
Апробация результатов исследования.
Содержание и результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие личности как проблема педагогического образования», на научно-практической конференции ИНПО НовГУ «Актуальные проблемы образования и развития личности», на научной конференции «Педагогическое образование: история, проблемы, перспективы»,обсуждены на заседаниях кафедры педагогики НовГУ и аспирантских семинарах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Идея народности является динамично развивающимся историко-педагогическим феноменом, отражающим менталитет народа и особенности народной культуры.
2. В основе современного понимания идеи народности в образовании лежит диалектическое единство национального и общечеловеческого, гуманистические подходы в педагогике, отстаивающие необходимость воспитания толерантности и уважения к другим народам и культурам.
3. Критериями продуктивности развития идеи народности в современных условиях является ориентация учителей и учащихся на национальные ценности и сформированность этнического самосознания.
4. Основными вариантами реализации идеи народности в современном образовании являются предметно-базисный, аддитивно-предметный, аддитивно-деятельностный, интегративный.
5. Продуктивными способами формирования ценностного отношения к народной культуре являются программа по фольклору для учащихся школ, учитывающая региональные особенности, а также программа по этнопедагогике для студентов, способствующая формированию у будущих учителей ориентации на национальные ценности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников: На примере Республики Саха (Якутия)2000 год, доктор педагогических наук Мордовская, Анна Васильевна
Этнопедагогическая культура алтайцев2001 год, доктор педагогических наук Беловолова, Светлана Павловна
Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогической культуре Северо-Западного Кавказа2004 год, доктор педагогических наук Айбазова, Марина Юсуфовна
Развитие этнорегиональной идентичности учителя начальной школы в процессе высшего педагогического образования2007 год, кандидат педагогических наук Щербина, Елена Николаевна
Развитие принципа народности воспитания в педагогике России второй половины XIX - начала XX веков2009 год, кандидат педагогических наук Дридгер, Клавдия Александровна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Елкин, Сергей Михайлович
Выводы по I главе
1. Идея народности является идеей воспитания и образования детей в духе народной культуры. В широком смысле этого слова народная культура как культура, ориентированная на национальные ценности включает в себя совокупность продуктов материальной и духовной деятельности народа, выработанных им на протяжении его исторического развития, а также привнесенные извне культурно-исторические обоазцы, которые соответствуют духу народа, а потому принятые народом, осмысленные и присвоенные им. В узком смысле этого слова народная культура является сферой духовной и материальной деятельности людей, в основе которой лежат традиции, обычаи и привычки, имеющие для народа ценностный смысл. Важным компонентом народной культуры является народная педагогика.
2. Наряду с народной культуоой важным источником и содержательным ориентиром развития идеи народности является менталитет народа. С одной стороны, идея народности опирается на особенности, стереотипы, архетипы социального поведения, мышления и мировоззрения, формирующиеся у народа в пооцессе исторического развития; с другой стороны, идея народности выполняет менталеообразующую функцию, т.е. активно влияет на формирование изменение, преобразование и коррекцию менталитета, учитывая его принципиальную подвижность и подвижность по времени.
3. Идея народности как историко-педагогический феномен имеет поэтапное развитие, обусловленное рядом социально-исторических причин и отражающее различную степень теоретического обоснования и практической реализации данной идеи в образовательном процессе. Генезис развития идеи народности в историко-педагогической мысли позволил выявить 4 этапа в развитии идеи народности: начало теоретической разработки идеи народности; пик развития, период расцвета идеи; период неравномерного развития идеи народности; период возрождения и многоаспектного развития идеи народности. Таким образом, как социальная ценность идеи народности актуализируется в стоого определенные периоды развития России, и чаще всего, выходит на поверхность в его кризисные моменты.
4. Развитие идеи народности, направленное на качественное изменение образовательного процесса на целевом, содержательном и процессуальном уровнях, предполагает обращенность образования к ценностям народной культуры с учетом современных тенденций ее развития, соответствующих образовательным потребностям страны и региона. Динамика развития идеи народности, обеспечивается соблюдением ряда условий: освоением национальных ценностей в контексте общечеловеческих, диалоге культур как по горизонтали (диалог современных культур), так и по вертикали, когда происходит преемственное взаимодействие традиционной культуры с новой, то есть диалог традиций и новаций.
Идея народности не только обобщает опыт предшествующего развития знания в области народной педагогики, но служит основой, синтезирующей это знание в некую целостную систему, в частности теорию народного воспитания, называемую этнопедагогикой.
5. Основными критериями, позволяющими судить о степени развития идеи народности в современном образовании, является сформированность национально-этнического самосознания и ориентация школьников и учителей на национальные ценности.
Как процесс ориентация на национальные ценности есть формирование ценностного отношения индивидумов и социальных групп к народной культуре в широком и узком понимании этой категории.
Как результат ориентация - это интегративное индивидуально-личностное качество, представляющее взаимосвязь осознания значимости и необходимости объекта с активностью субъекта в деятельности, направленной на достижение обозначенных ориентиров.
Глава II. Реализация идеи народности в современном отечественном образовании ( на примере Новгородского региона).
В этой главе мы делаем попытку описать и проанализировать развитие идеи народности в образовательном процессе школ г.Новгорода и г. Боровичи. В первом параграфе раскрываются основные варианты реализации идеи народности в содержании образования.
Второй параграф данной главы освещает результаты диагностического исследования сформированное™ у учителей и старшеклассников ориентации на национальные ценности.
В третьем параграфе раскрывается специфика программ по фольклору и этнопедагогике, способствующих сформированию ценностного отношения к народной культуре и народной педагогике.
Сущностью представленного во I! главе исследования явился поиск ответов на следующие вопросы оаботы:
1.Каким образом идея народности отражена в учебных планах и учебных программах школ?
2. Как прослеживается логическая взаимосвязь основного и дополнительного образования в реализации идеи народности?
3.В какой мере у учителей и старшеклассников сформировано ценностное отношение к народной культуре и народной педагогике?
4.Каково влияние апробируемых программ по фольклору и этнопедагогике на процесс формиоовэния ориентации у учащихся и будущих учителей на национальные ценности?
2.1. Реализация идеи народности в содержании отечественного образования.
В данном параграфе представлен анализ эмпирического материала, отражающего основные способы и варианты реализации идеи народности в Федеральном и, главным образом, в региональном компоненте основного и дополнительного образования. Рассматривая региональный компонент образования, мы опирались на работы С.Д. Намсараева, Т.С. Буториной, Т.А. Полуниной и др. исследователей. Как отмечает Т.А. Полунина единого понимания региональности до сих пор не сложилось не смотря на то, что практически все существующие программы и концепции развития образования называются региональными. Чаще всего под региональностью подразумевается лишь формальная принадлежность разрабатываемого документа к тому или иному географическому месту (158, 11). Регионализация образования, как полагает Т.С. Буторина, есть принцип, направленный на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона. Опора на данный принцип способствует более глубокому осознанию явлений, происходящих в регионе и в России, формирует целостное представление о мире.
Национально-оегиональное образование не является целью, а служит средством решения основных задач образования. Ввиду отсутствия четкого определения понятия «национально-региональный компонент в образовании», мы используем следующий вариант: национально-региональный компонент в образовании есть совокупность природных, экономических, экологических, историко-социокультурных, демографических, медицинских, этнопсихологических особенностей региона, отраженных в содержании образования (30, 4-5). Таким образом, с содержательной стороны национально-региональный компонент включает основы краеведческих знаний, дополняющих и конкретизирующих общеобразовательную структуру федерального компонента (158, 22).
Отмечая приоритетность национально-регионального компонента в реализации идеи народности, следует сказать, что развитие этой идеи - широкий процесс, который находит отражение как в федеральном, так и школьном компонентах, как инвариантной, так и вариативной частях содержания образования: федеральный компонент обеспечивает знания о культурно-исторических ценностях страны; национально-региональный компонент знакомит с социокультурными особенностями края, региона; школьный компонент раскрывает специфику региона, города, села, деревни.
Как уже отмечалось выше, содержание национально-регионального компонента во многом детерминируется социокультурными особенностями региона, что в свою очередь определяет содержательное наполнение идеи народности в образовательном процессе. В этом плане благоприятными условиями и возможностями располагает Новгородский регион, имеющий древнейшую культуру и историю, являющийся, по словам В.Г.Белинского, «прототипом русской цивилизации и вообще форм общественной и семейной жизни древней Руси», источником «русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни» (9, 401).
Для выявления способов реализации идеи народности в школе нами было проанкетировано 150 учителей г. Новгорода. Респондентам было предложено ответить на открытый вопрос анкеты: «Каким образом Вы соприкасаетесь с национальной культурой и приобщаете к ней Ваших учеников?»
В результате анализа ответов учителей мы зафиксировали следующие способы реализации идеи народности в содержании образования: через предметное содержание традиционных дисциплин (литература, история, родной язык и др.), через внеурочную и внеклассную деятельность (экскурсии, праздники, кружки, факультативы) и через преподавание специальных дисциплин, не предусматриваемых базисным учебным планом («Риторика», «Светочи России», «Православие в России» и др.)
Результаты анкетирования учителей отражены в следующей таблице № 1
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Елкин, Сергей Михайлович, 1999 год
1. Краеведение 46 33 38 19 38 31 23 23 23 12 6 8
2. Фольклор 23 14 11 24 38 26 31 44 39 22 25 24
3. Христианок ая нравственн ость 17 12 14 33 35 34 29 33 32 21 19 20
4. Народные ремесла 30 24 26 40 44 43 22 23 23 8 9 8
5. Народные игры 33 32 32 32 39 36 21 23 22 1 46 10
6. Школы, делающие акцент на изучение культуры своего народа
7. Школы, не делающие акцента на изучение культуры своего народа1. Условные обозначения:1 родной язык и литература2 история России3 краеведение4 фольклор в школе5 христианская нравственность6 народные ремесла7 народные игры
8. Я раздражает, сохраняя 43% уважительное отношениераздражаетравнодушны29%
9. Таким образом, школам разного типа можно порекомендовать сосредоточить свое внимание на воспитании толерантности как приоритетной задаче.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.