Идея единства математики, музыки и космологии в философии А.Ф. Лосева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Григорьева, Елена Алексеевна

  • Григорьева, Елена Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Курск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 186
Григорьева, Елена Алексеевна. Идея единства математики, музыки и космологии в философии А.Ф. Лосева: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Курск. 2011. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Григорьева, Елена Алексеевна

Введение.3

Глава 1. Взаимосвязь математики, музыки и космологии в истории философской мысли: ретроспективный анализ.14

1.1 Пифагорейская триада «Математика-Музыка—Космос» в полифонии философских идей античности.15

1.2 Взаимосвязь математики, музыки и космологии в философских концепциях средневековья и Возрождения.36

1.3. Разрушение пифагорейской триады «Математика-Музыка~Космос в новоевропейской философской традиции.58

Глава, 2. Математика; музыка, космос в философии А.Ф. Лосева: восстановление единства в контексте культурных трансформаций конца

XIX - начала XX вв.80

2Л. Взаимосвязь математики, музыки и космологии в философской рефлексии русских мыслителей XIX - XX вв.81

2.2. Диалектико-феноменологический метод А.Ф. Лосева как способ раскрытия идеи единства математики, музыки и космологии.95

2.3г. Реконструкция пифагорейской триады «Математика-Музыка-Космос» в философии А.Ф. Лосева.101

2.4. Своеобразие лосевской-идеи единства математики, музыки и космологии в философии.112

Глава 3. Место лосевской идеи единства математики, музыки и, космологии в современной культуре.133

3 .1. Влияние идей А.Ф. Лосева на русскую и зарубежную мысль XX начала XXI века.133

3.2. Идея единства математики, музыки и космологии в контексте современных тенденций в науке и философии.148

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея единства математики, музыки и космологии в философии А.Ф. Лосева»

Взаимосвязь математики, музыки и космологии, являющаяся^ предметом исследования в предлагаемой работе, выражает одну из основньрс тенденций современной духовной культуры стремление к: междисциплинарному синтезу, диалогу различных форм человеческой деятельности. Дифференциация научного и: философского знания, характерная? для европейской культуры; начиная5 с ХуН века, способствовала утрате целостного взгляда на. мир. Деление науки на все более: узкие и специализированные области оказалось эффектйвным лишь на первых этапах становления и развития различных дисциплин; Однако постепенно культура превратилась в совокупность самодостаточных^ замкнутых в себе областей человеческой деятельности, что послужило препятствием для: конструктивного диалога не только/ между представителями естественнонаучной. и гуманитарной культуры^ но и между специалистами, работающими в разных разделаходнойитой же науки. Сосредоточенность на; решении частных вопросов приводит к;неспособн(рсти смотреть на проблему с позиции целого^ к утрате: связей! между различными? областями? культуры^ и самой действительностью. Мир: современного человека распадается; на дискретные специализированные области, что влечет за собой взаимное непонимание и отчуждение.- В современном мировоззрении утрачивается целостный образ мира как места, где. человек мог бы благостнр и надежно себя устраивать. «Современность возжаждала синтеза более,, чем всякая другая эпоха. Философская мысль расплачивается теперь своей беспомощностью и тоской по высшему синтезу за слепое самоот^ание технике и «открытиям» XIX века, за. долгое блуждание в лабиринте гарсерлогическрй- схоластики, за безрелигиозность, под знаком*, которой протекла вся1 новая культура. Утомленные, подошли мы к XX веку все с тем же вековечным вопросом: что есть истина?»1 н- эти слова А.Ф. Лосева как нельзя лучше отражают духовную ситуацию начала третьего тысячелетия.

В; этой связи становится понятным повышенный интерес к философии А.Ф; Лосева, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Благодаря своим фундаментальным работам в самых разных областях, в том числе в истории культуры Античности, Средневековья» и Возрождения, А.Ф. Лосев стал крупнейшим ученым мирового значения. . Равновеликое внимание к различным сторонам бытия сделало произведения А.Ф. Лосева привлекательными в глазах многих российских и зарубежных исследователей, особенно в последние десятилетия, когда стали доступны труды А.Ф. Лосева 20-х - начала 30-х годов XX века: «Античный: космос и современная наука», «Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика числа у Плотина», «Очерки античного символизма», «Диалектика мифа» и др. Однако следует отметить, что обширное и мнргрпланрвое. наследие мыслителя до сих пор остается малоизученным.

Из многих произведений А.Ф. Лосева-явствует, что мыслитель не принимает образ Вселенной; предложенный новоевропейскрй наукой, указывая, прежде всего, на. его бесформенность, невыразительность, нерельефность, - в том мире человеку неуютно. «Механика Ньютона построена на относительности и нигилизме, при котором нет ничего абсолютного ни в чем, и все растекается и рассыпается в бесконечное число друг другу враждебных и уходящих в бездну нигилизма жалких монад»2. Согласно точке зрения Лосева^ мир надо видеть живым и осмысленным, что было характерно для античности и ее понимания космоса как прекрасного живого существа. Подчеркивая глубинную взаимосвязь математики, музыки и космологии в античной культуре, мыслитель выдвигает идею современности античного космоса. Именно в древнегреческой культуре формулируется

1 Лосев А.Ф. Эрос у Платона // А.Ф. Лосев. Бытие - Имя - Космос. - М., 1993. - С. 32.

1 Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // А.Ф. Лосев. Бытие - Имя - Космос. -М., 1993.-С. 498. виденье мира как. «роднрго дома человеческого бытия». Прежде всего; это мир, который не.игнорировал бы судьбы человека и был бы гуманистическим, который ценил бы каждый ивдивидуум и спасал бы его, давая ему абсолютное место. Согласно Лосеву; исследования античной культуры, могут способствовать, восстановлению утраченного новоевропейской наукой целостного образа Вселенной.

Таким образом, идея единства математики,, музыки и космологии, предложенная: в философии А.<1>;. Лосева,'- звучит современн9 и своевременно. Системная? реконструкция?данной идеи способна послужить более полному и адекватному осмыслению современных тенденций в науке, теории музыки и философии:

Степень научной разработанности проблемы, поставленной в настоящем исследовании, определяется, совокупностью- результатов! полученных в работах, так или иначе касающихся- идеи единства математики,. музыки и космологии. Выделим несколько тематических групп, которые составляют проблемное поле предлагаемой диссертации.

1. Работы по историю античной философии, затрагивающие проблему взаимосвязи математики; музыки и космологии в античности, среди которых можно выделить труды П. Адо, В.Ф. Асмуса, А.В. Волошина, В;П. Гайденко, Т. Гомперц, Д.В. Джохадзе, Д. Диллона, Л.Я. Жмудь, Р.В: Светлова, МЖ); Симакова; Э. Целлера, А.Н(. Чанышева и др., где под различными углами зрения- дан анализ влияния идей пифагореизма на последующие философские учения, в ходе которого раскрываются пифагорейское понимание математики; музыки.и космологии.

2. Работы: по истории западной философии, рассматривающие взаимосвязь математики, музыки и космологии в истории западной философии от средневековьяг до начала XX века; среди которых стоит отметить исследования Л.М. Баткина, Н.Я; Берковского, Р:М. Габитовой, Е.В. Герцмана, А.Х. Горфункеля, М.А. Гуковского, Ю.К. Евдокимова,

H.A. Симакова, A.B. Койре, Б.Г. Кузнецова^ F.F.Майоров'а, Б. Рассела и др. Прежде всего в этих- .работах. прослеживается-- влияние античньк учений;, в частности^ пифагорейских й^ещ на философские концепции мыслителей средневековья^ Возрождения, немецкого романтизма.

3. Труды по историй русской философий, касающиеся вопроса взаимосвязи математики, музыки? и космологии, среди которых, можно выделить работы H.A. Бердяева.; А:В: Гулыги, И.А. Ильина, В.В. Калиниченко, Ю.А. Кремлева, В.В. Мороз, G.JI. Франка^ С.С. Хоружего и др. Стоит отметить,, что в работах по русской философии основное внимание, сосредоточено на категории*. Всеединства^ которая; становится ключевой, начиная с философии В- Соловьева; Работы Ю-А. Кремлева, C.CV Хоружего* посвящены осмыслению: вопроса; взаимрсвязи математики и музыки в концепциях русскихмыслителей.

4. Историко-философские работы, затрагивающие проблему взаимосвязи! математики и музыки, принадлежащие таким авторам,: как Г. Абдулладзе, Э;Ансерме;. М^А. Аркадьев; Р. Вагнер, A.B. Волошин, Р:Х. Зарипов, Ю.А. Кремлев, Л;А.~ Мазель,' В!Ш Марутаев^. И.Б. ГГясковский, Э.К. Розенов, В.К: Суханцева, В.П. Шёстаков и др. Кроме того, в работах В.К. Суханцевой и В .П. Шестакова обращаем внимание на проблему взаимосвязи музыки и космологии. Работы Г. Абдулладзе, Э. Ансерме, JI.A. Мазель.знакомят нас ссущностью щзык^ьного искусства, что является необходимым при рассмотрении проблемы взаимосвязи математики и музыки.

5. Исследования;, посвященные вопросам диалектики • и феноменологии, позволяющие раскрыть диалектико-феноменологи'ческий метод,. предложенный: А.Ф: Лосевым, содержащиеся в трудах таких отечественных и зарубежных авторов, как Т.В. АдЬрно, Э. Берти, О.С. Зелькина, В .Г. Кузнецов, И:С. Нарский и др.

6. Работы, посвященные исследованию философского наследия А.Ф; Лосева, таких авторов^ как С.С. Аверинцев, В.В. Бибихин, В.В. Бычков,

Л.А. Гогртишвили,. Э.М. Сороко, A.A. ТахсъГоди, Е.А. Тахо-Годи, В .П. Троицкий, М. Хагемейстер, С.С. Хоружий, С.К. Шаумян и др. Следует отметить, что научный интерес к трудам А.Ф. Лосева, который возник в зарубежной литературе в ЗОгх; гг. прошлого столетия, в отечественной литературе приходится на 90-х гг. XX века. В настоящее время существует достаточно большое количество литературы, посвященной . философии

A.Ф: Лосева. Однако осмысление идеи; единства математики, музыки и космологии, представленной в творчестве мыслителя, остается за рамками данных: исследований. • •

7. Исследования^ отражающие современное состояние проблемы взаимосвязи математики; музыки и космологии, а также работы по философии: науки.и философии музыки, касающиеся вопросов взаимосвязи математики и космологии,,музыки и математики, космологии и музыки,, таких авторов, как,

B.В. Бычков, Mi Бристигер, Н. Васютинский, В.З; Войцехович,

C. Губайдулина, В.Н. Князев; T.F. Мдивани, А. Моль, И. Стравинский,. М. Узелац, В. Фукс, Ю.Н. Холопов, С.В. Яковлев и др.

BI указанной® литературе под разными углами зрения? дан историко-философский* анализ; проблемы взаимосвязи: математики;; музыки, и космологии, выявлены различные аспекты взаимосвязи математики и музыки, музыки и космологии, космологии и математики. Вместе с тем в них слабо или совсем не раскрыты взгляды А.Ф. Лосева на указанную проблему.

Таким образом, ни в отечественной* ни в- зарубежной литературе нет отдельного исследования, специально и системно рассматривающего идею единства математики, музыки и, космологии в философии А.Ф. Лосева. Попытка такого исследования впервые: предпринимается в настоящей диссертации.

Целью, настоящего исследования является содержательное раскрытие идеи единства математики, музыки и космологии в философии А.Ф. Лосева через выявление ее историко-философских предпосылок, особенностей, а также; определение ее места в контексте современных тенденций в науке и философии.

Достижение-цели диссэдтащш ^ебует выявление' духовных истоков; и идейных предпосылок идеи единства математики, змузыки и космологш! в истории философской мысли; экспликация диалектико-феноменологической методологии как способа раскрытия: идеиг единства математики, музьпш и космологии: в. философии; А.Ф. Лосева; реконструкция« идеи; единства^ математики^ музыки! и космологии в философии А.Ф. Лосева и выявление ее особенностей; -. определение места; лосевской идеи единства математики, музыки и-космологии? в? историко-философском процессе, и в контексте современных тенденций в науке и философии.

Решение поставленных задач и реализация цели;; исследования? потребовали применения комплексной методологии- Для прояснения вопроса о связи математики, музыки и; космологии; в. философии А.Ф. Лосева-необходимо; с: однош стороны,, реконструировать-. пиф;агорейскре!:- учениег о взаимосвязи- математики, музыки ш. космологии^ проследить его развитие в истории философской мысли; вплоть до начала XX века. С другой стороны, необходимо подвергнуть логическому анализу различные философские концепции, раскрывающие проблему взаимосвязи математики, музыки и космологии; в том или ином аспекте. Такое сочетание исторического и логического анализам позволяет раскрыть характер взаимосвязи математики, музыки и космологии в философском учении: А.ф1' Лосева. Как историческая, так- и логическая реконструкция идеи единства математики, музыки и космологии осуществлялись на основе тщательной текстологической работы, включающей в себя методики: первичного (при изучении источников) и вторичного (при привлечении различного рода критической литературы) исследования при сборе данных. В диссертации использовались методы 8 имманентного интерпретирующего анализа (при анализе той или иной философской концепции) и компаративистского анализа (при сравнении различных концепций), метод синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве:

Источниковую базу исследования составляют произведения античной философии (Платон, Аристотель, Прокл, Плутарх, Ямвлих и др.), средневековых мыслителей (А. Августин, С. Боэций и др.), философов Возрождения и Нового времени (Н. Кузанский, Н: Коперник, И. Кеплер, Р. Декарт, Б. Спинозы, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель и др.), русских мыслителей, взгляды которых повлияли на мировоззрение А.Ф. Лосева и становление его идеи единства математики; музыки и ' космологии (В. Соловьев, П. Флоренский; В. Одоевский и др.), и идеи которых оказались созвучными лосевским представлениям. (Б. Яворский, Б. Асафьев, Г. Конюс), значительная часть трудов А.Ф. Лосева. В диссертации использовались труды современных отечественных и зарубежных специалистов^ в области философии, математики, философии музыки, истории философии, современной космологии, исследователей творческого наследия А.Ф. Лосева.

В4' ходе исследования было привлечено большое1 число работ А.Ф. Лосева различного характера. В соответствии с задачами диссертации их можно условно разделить на три группы:

- работы, являющиеся* фундаментальными? в< творчестве Лосева и позволяющие исследовать идею единства математики, музыки и космологии («Музыка как предмет логики», «Античный* космос и современная наука», «Античная музыкальная эстетика», «Очерки античного» символизма и мифологии», «Основной вопрос философии музыки», -«О музыкальном ощущении любви и природы», «Очерк о музыке», «Эллинистически-римская эстетика», «Эстетика Возрождения», восемь томов «Истории античной музыки»);

- произведения Лосева, по которым можно судить о влиянии на его творчество концепции цельного знания В. Соловьева и идеи цельного мировоззрения П. Флоренского («Вл. Соловьев», «Вл. Соловьев и его время», «Страсть к диалектике. Литературные размышления философа», «Термин «Магия» в понимании П.А.ФлЬренского»), а также других мыслителей, каковыми явились Пифагор; Платон, Вагнер, Скрябин и другие («Платон. Аристотель», «Платон. Жизнеописание», «Эрос у Платона», «Аристотель. Жизнь и смысл», «Мировоззрение Скрябина», «Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера», «Исторический смысл эстетического мировоззрения-Рихарда Вагнера»);

- философско-математические сочинения Лосева («Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Хаос и структура»).

Использовались и другие произведения Лосева, которые сложно отнести к какой-либо из выше обозначенных групп. Однако они содержат важные мысли Лосева, без учета которых невозможно адекватно представить идею единства математики, музыки и космологии в его творчестве (таковы, например, работы «Диалектика мифа», «Диалектика художественной формы», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Философия имени», «Гомер», «Диоген Лаэрций» и др.).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем представлена историко-философская реконструкция- идеи единства математики, музыки и космологии в философии А.Ф. Лосева и раскрыто ее содержание и значение как в историко-философском процессе, так и в контексте современных тенденций в науке и философии. В отечественной литературе данная диссертация является первой работой, специально посвященной рассмотрению идеи единства математики, музыки и космологии в философии А.Ф. Лосева.

Диссертация восполняет пробел в проблемном поле исследований по истории философии, философии математики, философии музыки и космологии и вносит свойвклад в решение актуальных проблем современной культуры. Кроме того, в предлагаемой работе осуществлен обладающий самостоятельной ценностью историко-философский анализ, который помогает более адекватно оценить многогранное творчество одного из интереснейших мыслителей XX века А.Ф; Лосева.

Ряд идей настоящего исследования; и:их-реализация вошли в содержание научногисследовательского проекта, получившего поддержку фонда по итогам конкурсов: грантов. В частности, это проект, выполненный, при поддержке РГНФ, — «Онтологические и- гносеологические основы математического знания; в- направлениях философии математики, конца Х1Х-ХХ столетия» (№08-03-00049а).

Апробация исследования;, осуществлялась на; международных и всероссийских научных; и научно-практических конференциях: «Философия математики: актуальные; проблемы» ; (Москва, . 2009); V Российский философский: конгресс: «Наука. Философия:Общество» (Новосибирск, 2009); «Социокультурные процессы?, в современной России» (Курск, 2010);

- «Проблемы античного мира и современность» (Алматы, 2010); «Философия* творчества; дискурс креативности;. современные креативные практики» (Екатеринбург,. 2010); «Проблемы античного мира и срвременность»'(Алматы, 2011). Положения и выводы диссертационного исследования; были представлены в научных статьях, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК. •

Основные положения, выносимые, на защиту

1. Анализ произведений А.Ф. Лосева позволяет установить, что идея единства математики;, музыки и космологии зарождается в античной; философии и выражается/ в учении- пифагорейцев в форме триады «Математика-Музыка—Космос», представляющей триединый предмет философии как любви к мудрости.

2. Реконструкция вариантов взаимосвязи математики, музыки и космологии у мыслителей, взгляды которых неоднократно анализировались в работах А.Ф. Лосева, позволяет заключить, что пифагорейская триада в ходе развития философский мысли через трансформацию в идею небесной музыки в средние века, понимание математик как связующего звена'между музыкой и космологией в эпоху Возрождения оказалась разрушена новоевропейской философской традицией, что выразилось в превращении элементов пифагорейской триады в самодостаточные сферы человеческой деятельности.

3. Концепция цельного знания* B.C. Соловьева и идея цельного мировоззрения П.А. Флоренского явились мировоззренческим истоком философской позиции А.Ф. Лосева, а взгляды» русских мыслителей. XIX -начала XX вв. (В.Ф. Одоевского, А'.Н. Скрябина, Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Г.Э. Конюса, С.Л. Франка), которые оказались созвучными представлениям Лосева, создали социальногкультурный фон для формирования идеи единства математики, музыки и космологии в его творчестве.

4. Диалектико-феноменологический, метод А.Ф. Лосева представляет i собой- единство феноменологического анализа, позволяющего зафиксировать живое своеобразие каждого конкретного рода символов, и диалектики, обеспечивающей их единообразный анализ в рамках целостной философской системы; экспликация указанного метода позволяет раскрыть характер взаимосвязи математики, музыки и космологии в рамках философии А.Ф. Лосева.

5. Пифагорейская триада «Математика-Музыка-Космос» через реконструкцию А.Ф) Лосева приобретает современное звучание и способствует преодолению механистического образа Вселенной, предложенного в рамках новоевропейской традиции, и формированию холистического взгляда на мир и место в нем человека.

6. Особенности идеи единства^ математики, музыки й космологии в творчестве А.Ф. Лосева состоят в следующем: реконструируя пифагорейскую триаду «Математика-Музыка-Космос», А.Ф. Лосев вписал ее в современный философский контекст и актуализировал античный подход к взаимосвязи математики, музыки- и космологии на новом этапе развитии культуры; в рамках идеи« единства математики, музыки и космологии предлагается современная трактовка античного числа; логически обосновывается диалектическое тождество математики и музыки через понятие «гилетического конструирования»; раскрывается мысль о том, что космос есть «вещь, устроенная числом, явленная в своем имени»: диалектико-феноменологический метод позволяет логически выстроить- смысловую связь человеческой мысли с окружающим ее бесконечным бытием.

7. Идея А.Ф. Лосева о единстве математики, музыки и космологии повлияла на различные концепции в современной отечественной и зарубежной философии, что выразилось в оригинальных версиях в теории музыки

Ю.Н. Холопов), новых подходах к осмыслению категории числа в философии i математики (В .П. Троицкий), и оказалась созвучной многим направлениям в науке и искусстве начала XXI' века, а именно современным, музыкальным экспериментам (С. Губайдуллина), интерпретации «музыки сфер» (Р. Сюнаев, С. Сазонов), переосмыслению места и роли человека в системе мироздания в современной космологии (антропный принцип).

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Григорьева, Елена Алексеевна

Заключение

Таким образом, в ходе диссертационного исследования^ установлено, что в творчестве одного, из виднейщюс представителей русской философии конца. XIX 7 XX вв. сложилась оригинальная--.идея- единства математики; музыки и космологии, которая имела! свои истоют -в. глубине веков и явилась результатом обработки различных концепций взаимосвязи математики, музыки и космологии, имевших место на протяжении истории человеческой мысли. Реконструируя пифагорейскую триаду «Математика-Музыка-Космос», А.Ф. Лосев вписывает ее в современный философский контекст, тем самым, его; идея; единства математики; музыки й космологии обогащается новым содержанием, в < рамках . этой идеи, формируется оригинальная философия числа, обосновывается диалектическое тождество математики и музыки, раскрывается мысль о глубинном единстве человека и Вселенной.

Идея Лосева о единстве математики; музыки и космологии оказала влияние на различные концепции в современной и зарубежной культуре и-нашла свое место в контексте современных тенденций науки и философии. В ходе диссертационного? исследования; было установлено, что идея; единства математики; музыки:.- и космологии зарождается;' в античной философии и: выражается в учении пифагорейцев в форме триады «Математика-Музыка-Космос», представляющей триединый предмет философии как любви к мудрости. Было выявлено, что в учении пифагорейцев музыка понималась как абстрактная теория, регулируемая числовым порядком, и одновременно как проявление космической гармонии, способное создавать в душах людей такой же внутренний порядок,, как; в космосе. В рамках их учения возникла идея «музыки; сфер», о музыкально-числовом космосе с гармонически сопряженными друг с другом сферами.

• На основании реконструкции , вариантов взаимосвязи математики, музыки и космологии у мыслителей, взгляды которых неоднократно анализировались в работах А.Ф. Лосева; было выявлено, что пифагорейская триада в истории философский мысли через трансформацию в идею небесной музыки в средние века и понимание математики как связующего звена между музыкой и космологией в эпоху Возрождения оказалась разрушенной новоевропейской философской традицией, что выразилось в трансформации элементов - пифагорейской триады в самодостатрчные сферы человеческой деятельности. Таким образом, была- прослежена трансформация пифагорейской триады «Математика-Музыка-Космос» в истории философской мысли средневековья и эпохи Возрождения и выявлены возможные предпосылки к постепенному обособлению математики, музыки и космологии в самостоятельные области культуры. Установлено, что в период раннего средневековья происходят гонения* на античную культуру и философию. Это послужило причиной того, что математика, представляющая > собой необходимую предпосылку философии во многих античных концепциях, была изгнана из системы средневековой культуры. Исключение в I этот период составила-музыка, которая'рассматривалась, не как искусство, а как наука, причем как наука о числах; признавалась одной- из математических дисциплин, одной из отраслей математики. Только тот факт, что музыка вошла1 в разряд математических наук, позволило ей приютить математику во 3 время гонений на античную культуру. В;> более* поздний период средневековья происходит возвращение к античным истокам. Выявлено, что популярные в то время аллегории и символизм позволили развиться идее взаимосвязи математики и музыки. Установлено, что в эпоху Возрождения происходит десакрализация космоса и формируется представление о вечности Вселенной.

Начинают разрабатываться сенсуалистический, эмпирический и рационалистический методы познания. В целом* философия Возрождения стала важным этапом в становлении философии Нового времени. Многие идеи были ассимилированы всей философской и естественнонаучной традицией последующих веков. Воссоздан процесс окончательного разъединения математики, музыки и космологии в новоевропейской культуре и превращения их в самостоятельные области знания. Так, музыка как вид

157 искусства больше не нуждалась, ц математике, становясь предметом эстетики. Математика, в свою очередь, теряла свой метафизический,статус, превращаясь в технику вычислений, широко используемую в ¿стествознании.

В ходе исследования- также: было установлено, что концепция цельного знания B.C. Соловьева; и идея, цельного мировоззрения; И;А. Флоренского явились мировоззренческим истоком-•философской? позиции; А.Ф. Лосева,, а. взгляды русских мыслителей XIX - начала XX вв. (В.Ф: Одоевского, А.Н. Скрябина, Б.Л. Яворского; Б.В. Асафьева, Г.Э. Конюса, С.Л. Франка), которые оказались^ созвучными представлениям А.Ф; Лосева,, создали социально-культурный- фон для; формирования« идеи единства математики, музыки и; космологии; В; творчестве А.Ф. Лосева: Таким; образом, были; выявлены мировоззренческие истоки? философских воззрений А.Ф. Лосева в русской культуре и установлено; что идеи русских мыслителей XIX-XX вв. во> многом; перекликаются с представлениями? А.Ф/ Лосева о взаимосвязи математики, музыки и космологии. Некоторые: из них оказали непосредственное или опосредственное влияние; на формирование концепции Лосева-. Установлено; что в русской; философии XIX-XX вв:, как и в Новое, время, сохраняется тенденция к математизации- музыки. Однако4 в своих размышлениях русские мыслители сосредотачивались, на проблеме-соотношения' математики; и музыки, или выражали - единство музыки и космологии, или решали вопрос о роли математики в понимании устройства мира: Поэтому философские размышления А.Ф: Лосева- представили србой первую попытку целостного осмысления взаимосвязи; математики, музыки и космологии в отечественной культуре.

На основе экспликации, диалектико-феноменологического метода А.Ф: Лосева: как единства феноменологического анализа, позволяющего зафиксировать живое своеобразие каждого вида символов, и диалектики, обеспечивающей их единообразный? анализ в рамках: целостной философской системы, раскрыт характер взаимосвязи математики, музыки и космологии в философии А.Ф: Лосева. Таким: образом,: был представлен диалектикой феноменологический метод А.ф; Лосева, широко применяемый им при написаний и обосновании своих философских идей и концепций. С помощью феноменологической компоненты было, выявлено- своеобразие музыки, математики1 и космологии,, а диалектическая компонента позволила произвести синтез указанных рблартейш выразить идею единства математики, музыки и космологии.

Обосновано^ что пифагорейская триада•«Математика-Музь1ка--Космос» через реконструкцию» А.Ф.' Лосева приобретает современное звучание и способствует ' преодолению механистического образа Вселенной; предложенного1 в;> рамках новоевропейской традиции, и формированию холистического взгляда на мир и места в нем человека. А также были выявлены- принципы реконструкции' пифагорейского учения« в творчестве А.Ф. Лосева, которое: имеет не только историко-философскую значимость, но и возрождает пифагорейский способ;миропонимания;на новом этапе развития культуры, демонстрируя; плодотворность? пифагорейскош триады Для? восстановления утраченного новоевропейской наукой; целостного; образа; Вселенной:. Таким образом;' было установлено;, что античность играла определяющую- роль в: формировании; мировоззренческих установок и философской позиции А.Ф;- Лосева; чем; объясняется?его интерес ко многим вопросам, рассматриваемым античными; мыслителями.

Выявлены; особенности идеи- единства математики; музыки и космологии в,творчестве А.Ф; Лосева: реконструируя; пифагорейскую триаду; «Математика-Музыка-Космос»* А.Ф. Лосев вписал.её в контекст современной культуры и актуализировал античный подход к взаимосвязи математики, музыки и космологии на новом этапе развития культуры; в рамках идеи единства математики; музыки и космологии предлагается современная трактовка античного числа; раскрывается мысль о том, что космос есть «вещь, устроенная- числом, явленная в своем имени»; диалектикофеноменологический метод позволяет выявить» смысловую связь человеческой мысли с окружающим ее бесконечным бытием. В рамках идеи единства математики, музыки и космологии А.Ф. Лосев раскрывает характер взаимоотношений математики и музыки, а именно логически обосновывает их диалектическое тождество через понятие «гилетического конструирования». Согласно А.Ф. Лосеву, математика лргине^и говорит о числе, а музыка — гилетически и художественно-выразительно, символически. С другой стороны, математика и музыка — это различные пути к постижению космоса. С помощью математики мы можем познать устройство мироздания, а музыка помогает нам приблизиться к его пониманию. Установлено, что основанием этой идеи выступает понимание мира, как Космоса, как прекрасного и упорядоченного единства, в котором человек чувствовал бы себя как дома. Такое мировидение предстает в работах А.Ф: Лосева естественным образом. Таким образом раскрыты особенности идеи единства математики, музыки и космологии в философии А.Ф. Лосева.

Определено влияние идей А.Ф. Лосева на различные концепции в современной отечественной и зарубежной философии, что выразилось, в оригинальных версиях теории музыки6 (Ю.Н. Холопов), новых подходах к. философскому осмыслению категории числа (В.П. Троицкий); показано, что лосевская идея единства математики, музыки и космологии оказалась созвучна многим направлениям в науке и искусстве начала XXI века, а именно современным музыкальным экспериментам (С. Губайдуллина), интерпретации «музыки сфер» (Р. Сюнаев) и переосмыслению места и роли человека в системе мироздания в современной космологии (антропный принцип).

Таким образом, было показано, что лосевская идея единства математики, музыки и космологии оказалась созвучна многим современным направлениям в науке и искусстве. Можно сказать, что А.Ф. Лосев, возрождая пифагореизм, предвидел будущие линии развития в культуре, показав неразрывную связь между античностью и современностью.

В заключение хотелось бы отметить, что работы А.Ф. Лосева, исключительно одаренного мыслителя и неимоверно трудолюбивого человека, по античной философии, философии музыки, философии математики несравнимы по своей обширности, глубине и научности анализа, совмещающего в себе одновременно философские и специально-научные аспекты. Думается, что они не только останутся в веках как неподражаемый образец, но и послужат методологическим основанием для исследований в самых различных областях научного и философского знания. Чтобы понять современность, необходимо узреть ее становление. Поэтому работы Алексея Федоровича Лосева никогда не потеряют актуальности ни в своей содержательной, ни в методологической части.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Григорьева, Елена Алексеевна, 2011 год

1. Абдулладзе Г. Философская сущность музыкального искусства / Г. Абдулладзе. Баку : Ищыг, 1985. — 282 с.

2. Августин А. Об истинной рёлигии. Теологический трактат /

3. A. Августин. Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с.

4. Августин: pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / Сост. Р.В. Светлов, В.И. Селиверстов. — СПб.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 2002. — 976 с.

5. Аврелий М.А. Размышлешш / пер. А.К. Гаврилова. Л. : Наука, 1985.-245 с.

6. Адо П. Плотин, или простота взгляда / П. Адо. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. - 142 с.

7. Адорно Т.В. Негативная диалектика / Т.В. Адорно. М. : Научный мир, 2003. — 374 с.

8. Аквинский Ф. Сочинения / Ф.Аквинский. — М. : Едиториал УРСС, 2002.-264 с.

9. Алексей Федорович Лосев. Из творческого наследия: Современники о мыслителе / изд. подгот. A.A. Тахо-Годи и

10. B.П. Троицкий. Москва: Русскш м1ръ, 2007. - 774 с.

11. Анонимные пролегомены к платоновской философии // Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. - С. 476-505.

12. Ансерме Э. Беседы о музыке / Э. Ансерме. — JI. : Музыка, 1985.-104 с.ч

13. Античные тории языка и стиля : антология текстов. — СПб. : Алетейя,1996. 362 с.

14. Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов А.Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960. — 304 с.

15. Античное наследие в культуре Возрождения / отв. ред. В .И. Рутенбург. М.: Наука, 1984. - 284 с.

16. Аристотель. Органон // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. -М.: Мысль, 1976. Т.2. - 688 с.

17. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. — М.: Мысль, 1984. Т.4. -830 с.

18. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. -М.: Мысль, 1975. -Т.1. С. 63-386.

19. Аристотель. Метафизика Электронный ресурс. // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. 1975. — Режим доступа : http://bibliotekar.ru/arl .htm, свободный. Загл. с экрана.

20. Аристотель : Жизнь и смысл / А.Ф. Лосев, A.A. Тахо-Годи.- М.: Дет. литература, 1982. — 286 с.

21. Аркадьев. М.А. Антон Вёбер и трансцендентальная феноменология Электронный ресурс. / М.А. Аркадьев // философский журнал. Режим доступа : http://phenomen.ru/public/iournal.php?article=25. свободный. Загл. с экрана.

22. Артемьева Т.В. Леонард Эйлер как философ // Т.В. Артемьева. Философия в Петербургской Академии наук XVIII века.- СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1999. 182 с.

23. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. -М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971. 373 с.

24. Асафьев Б.В. Русская музыка' XIX и начала XX века / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. — 341 с.24! Асмус В.Ф. Античные мыслители- об искусстве / В.Ф. Асмус. М.: Изогиз, 193,7. - 275 с.

25. Асмус В.Ф. Декарт / В.Ф. Асмус. М. : Высшая школа, 2006.-335 с.

26. Асмус В.Ф. Метафизика^ Аристотеля // Аристотель. Сочинеия: в 4-х тт. М.: Мысль, 1976. - Т.1. - 550 с.

27. Ахутин A.B. История принципов физического эксперимента от античности до Х¥1Г в / A.B. Ахутин. М. : Наука, 1976. -292 с.

28. Ахутин A.B. Понятие «природа» в античности и в-Новое время / A.B. Ахутин. М:: Мысль, 1988. - 206.е.

29. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты : стиль жизни, стиль мышления / Л.М. Баткин. М.: Наука, 1978. - 200 с.

30. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение : проблемы и люди / Л.М. Баткин. Mi: РГГУ, 1995. - 448 с.

31. Беда Достопочтенный.- Церковная история народа англов = Historia ecclesiastica gentis anglorum / пер. с лат. B.B. Эрлихмана. СПб. : Алетейя, 2003. - 361 с.

32. Белоусов А.И: Эстетика и топология Электронный ресурс. / А.И. Белоусов. Режим1 доступа : http://www.i-u.ru/biblio/archive/belousov estetika/, свободный. - Загл. с экрана.

33. Бердяев H.A. Философия культуры, творчества и искусства: в 2-х т. / H.A. Бердяев. М.: Искусство, 1994. - Т.1. - 542 с.

34. Берковский Н.Я. Романтизм вТермании / Н.Я. Берковский. JI.: Худ. лит., 1973. - 567'с.

35. Берти Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли слова / Э. Берти // Историко-философский ежегодник 1990.-М., 1991.-С. 321-344.

36. Боргощ Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргощ. М. : Мысль, 1975.-183 с.

37. Боэций С. «Утешение философией» и другие трактаты / сост. и отв. ред. Г.Г. Майоров / С. Боэций. Mi: Наука, 1990. - 416 с.

38. Богомолов A.C. Диалектический логос. Становление античной диалектики / A.C. Богомолов. М.: Мысль, 1982. - 263 с.

39. Бронштэн В.А1. Клавдий Птолемей. II век н.э. / В .А. Бронштэн. М. : Наука, 1988. - 240 с.40.» Бруно Д. Избранное / Д. Бруно. — Самара, 2000. 592 с.

40. Бруно Д. Пять диалогов о причине, начале и едином Электронный ресурс. / Д. Бруно. Режим» доступа: http://psvlib.ukrweb.net/books/bruno01/txt05.htm. свободный. Загл. с экрана.

41. Буктеров М. Диалектика мифа в учении А.Ф. Лосева Электронный ресурс. / М. Буктеров. — Режим доступа : http://liternet.bg/publish6/mbukterov/dialektika.htm, свободный. Загл. с экрана.

42. Вагнер Р. Избранные работы / Р. Вагнер. М. : Искусство, 1978.-695 с.

43. Вагнер Р. О сущности немецкой музыки // Р. Вагнер. Избранные работы. М., 1978. - С. 48-65.

44. Васютинский Н. Золотая пропорция / Н. Васютинский. М. : Молодая гвардия, 1990.-238 с.

45. Вейль F. О философии математики / Г. Вейль. М. : ИД Комбук, 2010.-128 с.

46. Вермайер А. Логицизмы музыкальной метафизики1Лосева: /А. Вермайер // Советская музыка; 1990; №;12, С. 59т76;•48; Веселовский И.Н. Николай Коперник. 1473-1543 / И.Н: Веселовский; Ю.А. Белый. -М.: Наука, 1974.-453 с.

47. Виц Б.Б. Демокрит / Б.Б. Виц, М.; Мысль,-1979; - 212 с.

48. Витгенштейн Л. Философские работы / Л. Витгенштейн. — М .: Гнозис, 1994. Ч. 1. - 532 с.

49. Волошин A.B. Математика и искусство / A.B. Волошин. -М:: Просвещение, 1992. 336 с. ;

50. Волошин A.B. Пифагор : союз истины* добра и красоты / A.B. Волошин.-М.: Просвещение, 1993:-224 с.

51. Вселенная академика Сюняева Электронный ресурс. -Режим доступа : http://www.ng.ru/science/2008-06-25/22: sunaev.html, свободный. Загл. с экрана. '

52. Галилей F. Избранные труды: в 2-х т. / Г. Галилей. — М. Наука, 1994.-Т.1.-645 с. : '55: Габитова P.M. Философия немецкого романтизма / P.M. Габитова. М;: Наука, 1978. - 160 с.

53. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

54. Гайденко ВЛТ. Западноевропейская наука в средние века : общие принципы и учение о движении / В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов. — М.: Наука, 1989.-352 с.

55. Гайденко В.П. История греческой философии в ее связи с наукой / В.П. Гайденко. М., 2009. - 264 с.

56. Ганслик Э.О. О музыкально прекрасном // Музыкальная эстетика Германии XIX в. / сост. A.B. Михайлов, В.П. Шестаков. М. : Музыка, Г982. - Т.2. - 432 с.г

57. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4тх т. / Г.В.Ф. Гегель. М. :ч

58. Искусство, 1971. Т. 3. - 624 с.

59. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. Книга 1. СПб.: Наука, 1993. - 350 с.

60. Герцман Е.В. Музыкальная Боэциана / Е.В. Герцман. — СПб. : Глаголь, 1995.-480 с.

61. Герцман Е.В. Пифагорейское музыкознание. Начала древнегреческой науки о музыке / Е.В. Герцман. -СПб. : Гуманитарная академия, 2003. 382 с.

62. Гиерокл. Комментарий к Золотым Пифагорейским стихам / пер. И. Петер. -М.: Гнозис, 1995. 128 с.

63. Гоготишвили Л.А. А.Ф. Лосев // Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Л.А. Гоготишвили. М. : Наука, 1995.-321 с.

64. Гомперц Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. Мн. : Харвест, 1999. -Т.1.-752 с.

65. Гомперц Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. — СПб. : Алетейя, 1999. Т.2. - 872 с.

66. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А.Х. Горфункель. — М. : Мысль, 1977. — 360 с.

67. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки / Р.И. Грубер. М. : Гос. муз. изд., 1956. - 4.1. -415 с.

68. Гуковский МАс> . Итальянское" Возрождение'• : в 2х / М.А.Гуковский. Л.: Изд-во ЛГУ, 196 Г. -Т.2. - 324 с.

69. Гулыга. A.B. Русская идея и ее творцы / A.B. Гулыга. М. : Соратник, 1995;-гг 307 с.

70. Гуссерль Э. Философиякак строгаянаукаV Э. Гуссерль.— Новочеркасск : Сагуна, 1994. 53 с:73. , Дарваш Г. «Книга о музыке» / Г. Дарваш. — М. : Музыка, 1983.-446 с. , , ■ •

71. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой;разум;и отыскивать истину;в5науках. Соч: •: в;2\ту/ Р. Декарт.- Mi.:: Мысль, 1989; Т. Т. — 654 с: . .

72. Делез Ж. Критическая философия Канта : учение о способностях/Ж. Делез;-М.: ПЕРСЭ; 2000. -351 с. 1 /

73. ДжохадзеД;В: Диалектика*Аристотеля:/ Д;В; Джохадзе.— М.: Наука, 1971. -266 с. ;

74. Джохадзе Д.В. История диалектики : Эпоха античности / Д.В. Джохадзе, Н.И. Джохадзе. М., 2005. - 326 с.

75. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии / Д;В ' Джохадзе.—М.: Наука, 1977.— 295 с*.

76. Диллон Дж. Средние платоники;;80 г.,до н:э.— 220; г.тэ. / Дж. Диллон. СПб.: Алетейя, 2002. - 448 с.

77. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знамёнитых философов»: — М. : Мысль, 1998. — 572 с.

78. Дмитрюкова Ю. Фракталы в современной композиции Электронный ресурс. / Ю. Дмитрюкова. — Режим доступа : http://www.mmv.ru/p/link/fractal report.html, свободный. — Загл. с экрана.

79. Евлампиев И.И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках : русская философия в поисках. Абсолюта / И.И. Евлампиев. М. : Алетейя, 2000. - Т. 1. - 414 с.

80. Евнапий. Жизни философов и софистов / пер. с' греч. Е.В. Дарк и М.Л. Хорькова. М.: РОССПЕН, 1997. - С. 2-25-294.

81. Евдокимова Ю.К. Музыка эпохи Возрождения : СапШя ргшв factus и работа с ним / Ю.К. Евдокимова, Н;А. Симакова. М. : Музыка, 1982.-253 с.

82. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа / Л.Я. Жмудь. Л. : Наука, 1990. - 97 с.

83. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме / Л.Я. Жмудь. СПб.: ВГК, Алетейя, 1994. - 376 с.

84. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка / Р.Х. Зарипов. М. :. Наука, 1971.-236 с.

85. Зелькина О.С. Системно-структурный анализ основных категорий диалектики / О.С. Зелькина. Саратов : Саратов, ун-т, 1970. — 177 с.

86. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика / под ред. Д.А. Поспелова. М.: Наука, 1991. - 192 с.

87. Зенкин К. Музыкальный смысл как энергия (ЕКЕКХЗЕ1А) / К. Зенкин // Музыкальное содержание : современная научная интерпретация: сб. науч. ст. Ростов н/Д, 2006. - С. 22-45.

88. Зеньковский В.В. Собрание сочинений : в 2-х т. / В.В. Зеньковский. М.: Русский путь, 2008. - Т.1. - 441 с.

89. Золтаи Д. Этос и аффект. История' философской музыкальной эстетики от зарождения дог Гегеля / Д. Золтаи. — М. : Прогресс, 1977. 376 с.

90. Игорь Стравинский о явлениях и персоналиях Электронный ресурс. — Режим доступа : http://cdguide.nm.rii/bookcase/book8.htmL свободный. — Загл. с экрана.

91. И.Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания / под ред. Г. Алфеевской, В. Вершининой. — М. : Сов. композитор, 1985. — 376 с.

92. Ильин И. О русской интеллигенции (Интеллигенция. Власть. Народ) / И. Ильин. М. : Наука, 1993. - 336 с.

93. Итальянская энциклопедия наук, литературные искусства //

94. Большая иллюстрированная энциклопедия' «Русскш Mip» / под ред.i

95. Бутромеева В: М. : Белый город, 2007. — Т.5. — 556 с.

96. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба, : ' собрание соч. в 8 т. / И. Кант. М. : Чоро, 1994. - Т.1. - С. 113-260.

97. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. СПб. : Эксмо, 2009.-736 с.

98. Кант И. Критика практического разума / И. Кант. — М„ : Наука, 2007 528 с.

99. Кант И. Критика способности суждения: соч. в 6 т. / И. Кант. М. : Мысль, 1966. - Т. 5. - С.163-527.

100. Кантор Г. Труды по теории множеств / Г. Кантор. М. : Наука, 1985.-430 с.

101. Койре А. Очерки истории философской мысли : о влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. Койре. М. : Прогресс, 1985. - 286 с.

102. Коперник Н. О вращении небесных сфер. Малый комментарий. Послание против Венеры. Упсальская запись / пер. И.Н. Веселовского; под ред. A.A. Михайлова. М.: Наука, 1964. - 654 с.

103. Космос и душа. Учение о вселенной и человеке в Античности и в Средние века / Общ.ред. П.П. Гайденко, В.В! Петров. -М.: Прогресс-Традиция, 2005. 880 с.

104. Кравченко В.В. Владимир Соловьев и София / В.В. Кравченко. М. : Аграф, 2006. - 384 с.

105. Кремлев Ю.А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке / Ю.А. Кремлев. -Л.: Музгиз, 1954. Т. 1. - 287 с.

106. Кузанский Н. Сочинения: в 2-х томах / Н. Кузанский: Mi : Мысль, 1979. - Т. Г. - 488 с.

107. Кузанский Н. Сочинения: в 2-х томах / Н. Кузанский*. М: : Мысль, 1980. - Т.2. - 472 с.

108. Кузнецов В.Г. Герменевтическая? феноменология в контексте философских воззрений, Густава Густавовича Шпета / В.Г. Кузнецов // Логос. 1991. -№>2. - С. 199-214.

109. Кузнецов Б.Г. Джордано Бруно и генезис классической науки / Б.Г. Кузнецов. М.: Наука, 1970. - 212 с.4

110. Кузнецов Б.Г. Ньютон / Б.Г. Кузнецов. М. : Мысль, 1982. -175 с.

111. Кудрин В.Б. Живое число философа Алексея Лосева / В.Б. Кудрин // Экология и жизнь. -2009. -№ 7-8 (92-93). С. 26-29.

112. Конструктивность античной математики // Проблема конструктивности научного и философского знания: Сборник статей:выпуск 11/ Предисловие В.Т. Мануйлова. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2008. С. 59-86.

113. Лейбниц Г. Сочинения : в 4-х т / Г. Лейбниц. М. : Мысль, 1982.-Т.1.-636 с.

114. Лесков Л.В. Космос : наука и мифы / Л.В. Лесков. М. : Знание, 1991.-64 с.

115. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : в 2 кн. Кн. 1 : От античности к XVIII веку / Т.Н. Ливанова. -М.: Музыка, 1986. 696 с.

116. Валла Л. Из трактата "О наслаждении" / Л. Валла // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5-и т. T.I. М. : Искусство, 1962. - С. 485-497.

117. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика / А.Ф. Лосев. -М.: Учпедгиз, 1957. 620 с.

118. Лосев А.Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев. -СПб.: Алетейя, 2000. 264 с.

119. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука / А.Ф. Лосев // А.Ф. Лосев. Бытие. Имя. Космос. М. : Мысль, 1993. -С.61-612.

120. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос / А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1993.-958 с.

121. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев / А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1983. -206 с.

122. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. — М. : Прогресс, 1990.-720 с.

123. Лосев А.Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. М.: Мол. Гвардия, 2006.400 с.

124. Лосев А.Ф. Диоген Лаерций / А.Ф. Лосев. — М. : Наука, 1981.-192 с.

125. Лосев А.Ф. Письма из лагеря (1931-1933) // А.Ф. Лосев. Жизнь. Повести. Рассказы. Письма. СПб. : Комплект, 1993. - С. 365486.

126. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. М. : Изд-во МГУ, 1982.-479 с.

127. Лосев А.Ф. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев. — М. : Правда, 1990.-655 с.

128. Лосев А.Ф. История античной эстетики в концептуальном изложении / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1986. — 204 с.1301 Лосев А.Ф. История античной эстетики : Ранняя классика / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во ACT, 2000. - 624 с.

129. Лосев А.Ф. История античной эстетики : Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. М.: Иск-во, 1969. - 716 с.

130. Лосев А.Ф. История античной эстетики : Высокая классика / А.Ф. Лосев. М.: изд-во ACT, 2000. - 624 с.

131. Лосев А.Ф. История античной эстетики : Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев. М.: Иск-во, 1975. — 776 с.

132. Лосев А.Ф. История античной эстетики : Ранний эллинизм / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во ACT, 2000. - 960 с.

133. Лосев А.Ф. История античной эстетики : Поздний эллинизм / А.Ф. Лосев. М.: Иск-во, 1980. - 766 с.

134. Лосев А.Ф. Истррия античной эстетики -. Последние века. Кн.1 / А.Ф. Лосев. М. : Изд-гвр AGT, 2001. - 5-12 с.

135. Лосев А.Ф. Истррия античной эстетики : Последние века. Кн.2 / А.ф. Лосев. М.: Изд-во ACT, 2001. - 544 с.

136. Лосев А.Ф. История античной эстетики : Итоги тысячелетнего развития. В 2 щ. / А.Ф. Лосев. М. : ИскгВо,1992. — Кн, 1. - 656 с. • ^ ■

137. Лосев А.Ф. История античной эстетики : Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. / А.Ф. Лосев. М.: Иск-во, 1992. - Кн. 2. -604 с.

138. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность / А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1994.-919 с.

139. Лосев А.Ф. О форме и размерах мира / А.Ф. Лосев // Вопросы философии. 1996. - № 10. - С. 129-131.

140. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1993. -959 с.

141. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев. М. : Мол. гвардия, 1993.-383 с.

142. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. Mi: Иск-во, 1976. - 320 с.

143. Лосев А.Ф. Радость на веки. Переписка лагерных времен / А.Ф. Лосев. М.: Русский путь, 2005.- 264 с.

144. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа / А.Ф. Лосев. -М.: Сов. писатель, 1990. 320 с.

145. Лосев А.Ф. Теория относительности как новое мировоззрение/ А.Ф. Лосев // Вопросы философии. 1996. - № 10. — С.126-129.

146. Лосев А.Ф. Термин «Магия» в понимании П.А.Флоренского // Флоренский П.А. Сочинения : в 4-х т / А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1999. -Т.З (1).— 622 с.

147. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. -М.: Политизд., 1991.-525 с.

148. Лосев А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев. М. : Изд-во МГУ, 1990.-269 с.

149. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / А.Ф. Лосев. — М. : Мысль, 1995. 944 с.

150. Лосев А.Ф. Хаос и структура / А.Ф. Лосев. — М. : Мысль, 1997.-831 с.

151. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 2002. - 703 с.

152. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1978.-623 с.

153. Лосева В.М. Предисловие / В.М. Лосева // А.Ф. Лосев. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. - 831 с.

154. Лосевские чтения. Образ мира структура и целое : антология. - М.: Логос, 1999. - 584 с.

155. Лосский И.О. Избранное / И.О. Лосский. М. : Правда, 1991.-622 с.

156. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки / Л.А. Мазель. -М.: Музыка, 1983. 72 с.

157. Майоров Г.Г. Философия как искание абсолюта. Опыты теоретические и практические / Г.Г. Майоров. — М. : Едиториал УРСС,2004. — 414 с.

158. Мамардашвили М. Лекции по античной философии / М. Мамардашвили. М.: Аграф, 1997. - 320 с.

159. Маристини X. Платон у П. Флоренского и А. Лосева Электронный ресурс. / X. Маристини // Пер. с исп. П.В. Тулаева. -Режим доступа: http://www.ateney.ru/esp/esp004.htm. свободный. Загл. с экрана.

160. Марутаев В.М. Приблизительная симметрия в музыке / В.М. Марутаев // Проблемы музыкальной науки. Вып.4. — М. : Сов. Композитор,1979. С.306-343.

161. Маточкин Е.П. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха : худож. параллели / Е.П. Маточкин. Самара : Агни, 2002: - 191 с.164.' Моль А. Искусство и ЭВМ / А. Моль, В. Фукс, М. Касслёр. М.: Мир, 1975.-556 с.

162. Мороз В.В. Философско-математический синтез : опыт историко-методологической рефлексии / В.В. Мороз. — М. : Изд-во МГУ,2005.-308 с.

163. Музыка и современность : сборник статей / под ред. Т.А. Лебедевой. М. : Государственное музыкальное издательство, 1963. -240 с.

164. Музыкальная эстетика Германии XIX века : в 2-х т. / под ред. Н.Шахназаровой; сост. А.В.Михайлов, В.П.Шестаков. М.: Музыка, 1981.-Т.1.-411 с.

165. Музыкальная эстетика Германии XIX века : В 2-х т. / Сост.

166. A.В.Михайлов, В.П.Шестаков.-- М.: 1у1узыка, 1982. Т:2. - 432 с.

167. Муравьев. В.Н. Овладение временем как основная задача организации труда / В.Н. Муравьев. М. РОССПЭН, 1998. - 318 с.

168. Мыслители Греции. От мифа к логике. Сочинения / сост.

169. B.В. Шкода. М.: Эксио-Пресс, 1998. - 831 с.

170. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье / В.В. Налимов: -М:: Прогресс-Традиция, 2000. — 344 с.

171. Нарский И.С. Готфрид' Лейбниц / И.С. Нарский. М. : Мысль, 1972.-239 с.

172. Ньютон И. Математические начала-натуральной философии / И. Ньютон. М.: Наука, 1989. - 690 с.

173. Одоевский В.Ф. Избранные музыкально-критическиестатьи / В.Ф. Одоевский. М.: Музгиз; 1951. - 117 с.

174. Одоевский В.Ф. Дневник. Переписка. Материалы / ред. М.В. Есипова: М.: Изд-во "Дека-ВС", 2005. - 524 с.

175. Пассмор Д. Современные философы / пер. с англ. Л.Б. Макеевой. М.: Идея-Пресс, 2002. - 192 с.

176. Переписка X. Гольдбаха с Г.В. Лейбницем // А.П. Юшкевич, Ю.Х. Копелевич. Христиан Гольдбах (1690-1764). М. : Наука, 1983. - 224 с.

177. Пифагорейские Золотые стихи / коммент. Гиерокл. М. : Гнозис, 1995. - 128 с.

178. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. - Т.З. - С. 79-420.

179. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М. : Мысль, 1994. - Т.З. - С. 421-500.

180. Платон. Сочинения: в Згх т. / подрбщ. ред., А.Ф; Лосева; ш В.Ф. Асмуса. М. : Мысль* 2006. - Т.З. 4.1. - 688 с.

181. Платон; Сочинения: в Зтх т. / под общ. рёд. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. -М. : Мысль, 1968.-Т.1. 624 с.183; Плотин. Эннеады;- Киев: УдиммШресс, 199'6: — 764 с.

182. Плотин. Сочинения / сост. М.А.Солопова. — СПб; ; Алетейя, ГЛК. 1995.-672 с.

183. Плутарх;. Сочинения / пер:, с древнегреч. Т.Е. Сидаща. -СПб;:: Издтво С.гПетерб: унгта, 2008; — 384 с:186;; Прокл. Комментарий; к «Пармениду» Платона / пер;, ст. и прим. Л.Ю. Лукомского. СПб. : Mipb, 2006. - 896 с;

184. Прокл; Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение / ред. греч. текста, пер., вст. статья и комм. КЭ.А. Шичалина. -М. : ГЛК, 1994.-224 с.

185. Платона и Аристотеля / A.B. Родин. М.; Паука, 2003. - 211 с.

186. Розенов Э. К. Статьи о музыке : Избранное / Э. К. Розенов. М.: Музыка, 1982, - Í70 с.

187. Розеншильд К.К. Музыка во Франции XVII начала. XVIII века / К.К. Розеншильд. — М.: Музыка, 1979. - 168 с.

188. Русские пропилеи Электронный ресурс. // Материалы поистории русской мыслили литературы. Т. 6. / собр. М. Герщензон. — М.,* i1919. Режим доступа : http://imwerden.de/pdf/russkie propilei61919.pdf. свободный. Загл. с экрана. *

189. Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. М. : Искусство, 1974. - Т.2. - 454 с.

190. Сабанеев Л: Л. Воспоминания,о Скрябине / Л.Л.,Сабанеев. — М.: Классика-ХХТ, 2003. 389 с.

191. Салонов М.А. Менестрели,.: очерки музыкальной культуры западного Средневековья / М.А. Сапонов. М.: Преет, — 360 с.200: Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и' александрийская-экзегетика / Р.В: Светлов: СПб : Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996: - 231 с.

192. Сергеев К. А. Спиноза : пантеизм как система / К.А. Сергеев, И.С. Кауфман // Спиноза Б. Сочинения : в 2-х т. СПб. : Наука, 1999. - Т. 1. - С.5-75.

193. Семашко * Л .М. Диалектика Платона и её интерпретация Гегелем / Л.М. Семашко // Философские науки. 1971. № 4. - С. 123-1324

194. Симаков М.Ю. Пифагорейская . система (Гармония космоса) / М.Ю. Симаков. М.: Диалог МГУ, 1999. - 456 с.

195. Скенлен Д. А.Ф. Лосев и мистицизм в русской философии / Д. Скенлен // Философия. Филология. Культура: К столетию со днярождения А.Ф. Лосева.- Вопросы класеичеЬкой филологии. М., 1996. Вып. 11.- С. 36-54.

196. Скрябин А.Н. Письма / А.Н. Скрябин. N1. : Музыка, 2003. -736 с.

197. Соколов В.В. Спиноза / В.В. Соколов. М. : Мысль, 1977.222 с.

198. Соловьев B.C. Сочинения : в 2-х т / B.C. Соловьев. М. :• % »

199. Правда, 1989. Т. 1. - 688 с.

200. Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза. СПб. : Азбука классика, 2007.-352 с.

201. Сретенский H.H. Лейбниц и Декарт. Критика Лейбницем общих начал философии Декарта : Очерк по истории философии / H.H. Сретенский. СПб.: Наука, 2007. - 183 с.

202. Стеклов В.А. Математика и ее значение для человечества / В.А. Стеклов. М.: Либроком, 2010. - 136 с.

203. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной — к философии музыки / В.К. Суханцева. К. : Факт,,2000. -176 с.

204. Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского / под ред. В.В. Соколова. М.: Либриком, 2010.-152 с.

205. Тахо-Годи A.A., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах / сост. и общ. ред. A.A. Тахо-Годи. СПб. : Алетейя, 1999.-717 с.

206. Тахо-Годи A.A. Алексей Федорович Лосев / А.Ф. Лосев. Бытие. Имя. Космос / A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. - С. 5-30.

207. Тахо-Годи A.A. А.Ф. Лосев философ и писатель / A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий. - М.: Наука, 2003. - 396 с.

208. Ткач О.Д. Пифагореизм в двадцатом веке : дневник, 1 •размышлений / О.Д Ткач: — Новороссийск; : Новоррс. гос. мор; акад:, .2004.-59 с. ' . ' . •219: Троицкий В.П. Разыскания о жизни и творчестве

209. A.Ф. Лосева / В.П. Троицкий. М.: Аграф, 2007. - 448 с.

210. Троицкий В.П'. Метаматематика Алексея Лосева /

211. B.П. Троицкий // А.Ф. Лосев. Хаос и структура. М. : Мысль, 1997 . - С. 804-821.

212. Философия : прошлое и настоящее / под ред. А.М. Руткевича. М:: Аспект Пресс, 2003. - 156 с.

213. Философия культуры / под ред. П.О. Гуревич. 2-е изд., доп; - М.: Аспект пресс, 1995. - 286 с. . .

214. Философия природы в античности и в средние века / под ред. П.П. Гайденко, ВВ. Петрова. М. : Прогресс-традиция, 2000. - 608 с.

215. Фишер К. Артур Шопенгауэр / К. Фишер. СПб. : Лань, 1999.-608 с.226; Фичинно М. Книга. Меркурия Трисмегиста о мудрости и силе Бога: Пимандер / М. 'Фичинно; пер: М. Русборн. — М.: Либриком, 2010; — 47 с.. ( ."

216. Флоренский; ГГ.А. Мнимости- в; теометрйи.- Расширение области- двухмерных, образов геометрии (опыт нового истолкования мнимостей) / П;А. Флоренский: — Mí : Альм^ "Лазурь"; 1991. 96 е.,

217. Флоренский ÍI.A. Сочинения / П.А. Флоренский! — М. : Правда, 1990.-Т.1.-494 с.

218. Флоренский П.А. У водоразделов?мысли / П.А. Флоренский // П.А. Флоренский; Сочинения : в 2-х т. М. : Мысль, 1990. - T.2I - 446 С;. 1 ■■ . '

219. Флоренский; П.А. Pro? et Contra. Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология;/ HíA. Флоренский:,— Cn6¿: РХ1?И; 2001. — 823;с. ,

220. Фрагменты ранних стоиков. T. I : Зенон и его ученики / пер. и коммент. А.А. Столярова. М.: ГЛК, 1998.- 234 с.

221. Франк СЛ. Сочинения / СЛ. Франк. М: : Правда;, 19901 -697 с. ■'■'.■ • • '

222. Хагемейстер М. "Новое Средневековье" Павла Флоренского / М.-Хагемейстер;; пер: с нем. Н. Бонецкая:<// Звезда; №11;. - СПб; :. ФГУП Печатный двор, 2006. - С. 131-144.

223. Хагемейстер М. О Лосеве / М. Хагемейстер // Литературная учеба. 1988. - № 1 (январь-февраль). - С. 158-159.

224. Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю:Н. Холопов // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке: сб. статей. М. : Сов. композитор, 1982.236: Холопов Ю.Н. Русская философия музыки и труды

225. А.Ф Лосева / Ю.Н. Холопов // О сущности музыки. М., 2001.182

226. Холопов IQ:H: Теориямузыки;/ KD.H: Холопов // История современной отечественной музыки. Вып.З (1960-1990). — М. : Музыка, 2001. С.551-616.

227. Хоружий С.С. Арьергардный бой : мысль и хмиф Алексея Лосева / С.С. Хоружий;// Вопросы-философии: -1992. № 10: - С. 112138. ' ' ' ; ' - Л. ' 'V

228. Цёллер Э: Очерк истории;греческоифилософии / Э: Целлер: СПб.: Алетейя, 1996. - 296 с.244; Ценова B.C. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной : монографическое исследование / B.C. Ценова. М; МГК им. П.И. Чайковского, 2000. - 200 с.

229. Чанышев А.Н. Аристотель / А.Н. Чанышев. М. : Мысль, 1987.-220 с.

230. Чанышев А.Н. Начало философии / А.Н. Чанышев. М: : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 182 с.

231. Чанышев А.Н. Италийская философия / А.Н. Чанышев. -М: ::Издательство Московского университета^ 1975. 216 с.

232. Чижевский Д.И. Гегель в России// Д.И. Чижевский. М.: Наука, 2007. - 412 с.

233. Шаумян G.K. Диалектические идеи А.Ф. Лосева в. лингвистике / С.К. Шаумян // Образ мира — структура и целое: сб. ст. — М.

234. Логос; 1999.-С. 334-378. ,

235. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Ф.В. Шеллинг. М. : Директ-Медиа, 2007. - 713 с.

236. Шестаков В.П. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / В.П. Шестаков. М. : Музыка, 1966. —г \ ' ? ♦ ' ' '574 с.

237. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля / В.П. Шестаков. М. : Мысль, 1979: - 372 с.

238. Шеллинг Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг., — М. : Мысль, 1999. 608 с.

239. ШичалинЮ.А. Прокл и «его преемники / Ю:А. Шичалиш// История- античного- платонизма в. институциональном- аспекте: М. : ГЛК, 2000.-С. 296-300

240. Шопенгауэр А. Мир, как воля и представление / А. Шопенгауэр; пер. Ю.И. Айхенвальда // Собр: соч. в 5-и т. М. : Московский клуб, 1992. - Т. 1. - 396 с.

241. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания / А. Шопенгауэр // Мир как воля и представление: в 2-х т. М. : Наука, 1993. - Т.1.- 672 с.

242. Шопенгауэр Ä. О четверояком корне закона достаточного основания / А. Шопенгауэр // Мир как-воля-и представление: в 2-х т.- М. : Наука, 1993. - Т.2.- 671 с.

243. Шпенглер О. Закат ЕврЪпы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер, v Минск : Попурри; 2009. — Т.1. — 656 с.

244. Шпет Г.Г. Сочинения / ПР. Щпет. М. : Правда, 1989.608 с.

245. Штайнер Р. Рихард Вагнер и новые поиски Грааля / Р. Штайнер; пер. с нем. С. Шнитцера. Ереван : Лонгин, 2009. - 184 с.

246. Юшкевич А.П. О математических рукописях Ньютона* / А.П.Юшкевич // Историко-математические исследования. 1977. - № 22.-С. 127-192.

247. Юшкевич А.П. Христиан Гольдбах (1690-1764) /

248. A.П. Юшкевич, Ю.Х. Копелевич. Mi: Наука, 1983. - 223 с.

249. Яворский Б.Л. Сборник статей: в 2-х т. Т.1. М* : Советский композитор, 1972. - 717 с.

250. Ямвлих. Жизнь Пифагора / пер. с др-греч. ш комм.

251. B.Б. Черниговского. — М.: Алетейа, 1997. — 179 с.

252. Ямвлих. О пифагоровой жизни / вст. статья и перевод И.Ю. Мельниковой. М.: Алетейя, 2002. - 192 с.

253. Ямвлих Халкидский. Теологумены арифметики!/ сокр. пер. В.В. Бибихина // Лосев' А.Ф< История античной эстетики : Последние века. Кн.2. М.: Искусство, 1988. - С. 395-419.

254. Becker О. Grundlagen der Mathematik in geschichtlicher Entwicklung / O. Becker. Frankfurt а. M. 1975. - 422 S.

255. Curtius E.R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter / E.R. Curtius. -Francke, 1993. 608 S.

256. Kurt von Fritz. Grundprobleme der Geschicte der antiken

257. Wissenschaft / Kurt von Fritz. Berlin, New York: de Gruyter, 1971. - 759 S.185

258. Haardt Alexander. Husserl im Russland. Phänomenologie der Sprache und Kunst bei Gustav Spet und Aleksej Losev / Haardt Alexander. -München, 1993.-263 S.

259. Theodor Wiesengrund-Adorno : Die musikalischen Monographien. Frankfürt a. M. : Suhrkamp, 1986. — 521 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.