Идеология христианско-демократического движения: Социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Мезенцев, Сергей Дмитриевич

  • Мезенцев, Сергей Дмитриевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 361
Мезенцев, Сергей Дмитриевич. Идеология христианско-демократического движения: Социально-философский аспект: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2005. 361 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Мезенцев, Сергей Дмитриевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Социально-философские учения христианско-демократической направленности: от истоков до наших дней.

§ 1. Католические учения.

§ 2. Протестантские учения.

§ 3. Православные учения.

ГЛАВА II. «Альфа и омега» идеологии христианско-демократического движения

ПЛ. Общие положения.:.

§ 1. Онтолого-гносеологическое основание.

§ 2. Понятие христианско-демократической теории.

§ 3. Цели, средства и принципы

§ 4. Исторические задачи, земные идеалы.

§ 5. Учение о личности. ф II. 2. Основные проблемы.

§1. Семья.

§ 2. Политическое общество, государство, церковь.

§ 3. Партийно-политическая система.

§ 4. Социальное рыночное хозяйство.

§ 5. Духовный кризис западной цивилизации и процесс глобализации.

ГЛАВА III. Идеология христианско-демократического движения и Россия.

§ 1. Русское самосознание и идеология христианско-демократического движения: история проблемы.

§ 2. Национальная идея (перспективы христианско-демократического движения в России).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеология христианско-демократического движения: Социально-философский аспект»

Актуальность темы исследования. XX - начало XXI вв. ознаменовались весьма многими событиями, существенно изменившими облик человечества. В течение данного исторического периода произошли две мировые и сотни региональных и гражданских войн, на политической карте мира появилось множество новых государств и автономных образований, ускорился процесс глобализации, усилились разрушительные тенденции в био- и социосферах и т.п. Все это и многое другое говорит о том, что человечество вступило в эпоху больших скачков и перемен. «Человечество, - писал инициатор создания Римского клуба А.Печчеи, - не раз уже за всю историю своего существования переживало сложные, критические периоды, но никогда эти кризисы не достигали таких масштабов и не являлись следствием процессов, которые хотя бы отдаленно напоминали нынешнюю поистине головокружительную человеческую экспансию и неудержимый прогресс. Однако - при всей беспрецедентное™ этой ситуации и при всей нашей неспособности предсказать ее истинные последствия - она неопровержимо свидетельствует об одном - человечеству некого винить в ней, кроме самого себя»1.

Сложную ситуацию существенно усугубляет также тот факт, что современное машинное производство, для которого характерно широкое применение крупных машин и автоматизированных систем управления, вошла в антагонистическое противоречие с природой. Это вызвано тем, что «мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы, не задумываясь, вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия»2. В итоге деятельность человека стала сегодня сопоставимой с силами природы, мощь технических его творений - с физическими полями Земли.

1 ПеччеиА. Человеческие качества. М., 1980. С. 259.

2 Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993. С. 33-34.

В настоящее время человечество столкнулось также не только с разрастанием старых общественных болезней (ростом преступности, проституции и др.), но и с новыми проблемами (международный терроризм, наркомафия и др.), расширением кризисных явлений, охватившим практически все стороны духовной жизни людей, особенно на Западе. Более того, само человечество оказалось на грани жизни и смерти. Есть ли выход из создавшегося положения?

Конечно, мы пока не можем ответить на все вопросы бытия, и собственными усилиями нам вряд ли когда-нибудь удастся этого добиться, но нам все более и более ясными становятся ответы на следующие вопросы: «Как мы должны жить?», «Что мы должны для этого делать?», «Кто уже сейчас может действовать, чтобы решить проблему выживания человечества?», «Кому именно, какой политической силе (или каким силам) человечество может вверить решение этой грандиозной задачи?». Ответы на данные вопросы мы находим в различных концепциях, идеологиях, среди которых особое место занимают концепции христианской демократии, идеология христианско-демократического движения.

Как показывает исторический опыт, позитивный характер христианско-демократического движения несомненен, и потому оно должно быть, на наш взгляд, востребовано в том или ином виде, в той или иной степени и в нашей стране в процессе решения тех или иных проблем. Кроме того, осмысление сложившихся неблагоприятных для России внешне- и внутриполитических реалий, серьезные трудности в проведении широкомасштабных реформ породили тревогу за настоящее и будущее нашего Отечества, вызвали к жизни дискуссии о том, какой дальнейший путь развития следует нам избрать. По этой причине возрастает интерес не только к православной традиции и отечественному историческому наследию, но и к мировой христианской традиции, наследию и опыту зарубежных стран, в первую очередь, европейских. Этот интерес является как политическим, так и академическим и, безусловно, стимулируется практически новой для нас литературой, вышедшей в свет в нашей стране за последние 10-15 лет. Это-то и дало основание автору посвятить настоящую диссертацию исследованию процесса становления и развития идеологии христианско-демократического движения.

Степень разработанности темы исследования. Хотя своим возникновением христианско-демократическое движение обязано Войне за независимость в Северной Америке 1775-1783 гг., в ходе которой было создано независимое государство - Соединенные Штаты Америки, и, в еще большей степени, Великой французской революции 1789-1794 гг., реальные черты она начала приобретать лишь в конце XIX - начале XX вв., когда вышли в свет энциклики папы Льва XIII «Aeterni Patris», «Diuturnum illud», «Immortale Dei», «Libertas», «Sapientiae Christianae», «Re-rum Novarum», «Graves de communi», a также специальная инструкция по проблеме христианской демократии «Nessuno ignora». В своих энцикликах Лев XIII призвал католиков активно участвовать в преобразовательной деятельности по усовершенствованию существующего общественно-политического и социально-экономического строя. Творческий порыв вскоре охватил широкие круги, причем не только католические.

Особый вклад в формирование идеологии христианско-демократического движения внесли христианские философы1, теологи2, экономисты3, политические и го-ф сударственные деятели4 и др. Многие их идеи нашли затем отражение в программах христианско-демократических партий, международных документах христианской демократии, документах христианских церквей, энцикликах Римских Пап5.

1 См.: Defourny M. Leçons choisie d'économie politique et sociale. Louvain, 1932; Sertillanges A.D. Le christianisme et les philosophes. Paris, 1925; Бергсон A. Два источника морали и религии. M., 1994; Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М., 2004; Мунъе Э. Манифест персонализма. М., 1999; Mari-tain J. Christianisme et Démocratie. N.Y., 1943; Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000; Жилъсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004 и др.

2 См.: Барт К. Послание к римлянам. М., 2004; Барт К. Христианин в обществе // Социально-политическое измерение христианства. Избранные теологические тексты XX века. М., 1994; Weizsäcker R. von. Liebe-Masstab politischer Ordnung // Die deutsche Geschichte geht weiter. Berlin, 1983 и др.

3 См.: Ойкен В. Основание национальной экономики. М., 1996; Röpke W. Civitas humana. Grundlagen der Gesellschaft und Wirtschaftsreform. Erlenbach-Zürich, 1946; Müller-Armack A. Wirtschaftslenkung und Markwirtschaft. Hamburg, 1948; Эрхард JI. Благосостояние для всех. M., 2001 и др.

4 См.: Кальдера Р. Специфика христианской демократии. СПб., 1992; Штраус Ф.Й. Политическая философия ХСС // Вопросы философии. 1988, №10; Фрей Монталъва Э. Будущее Чили внушает мне надежду. Избранные произведения. М., 1998 и др.

5 См.: Freiheit in Verantwortung. Grundsatzprogramm der Christlich Demokratischen Union Deutschlands. Hamburg, 1994; Программные принципы Христианско-Социального Союза в Баварии. М., 1999; Второй Ватиканский Собор. Конституции. Декреты. Декларации. Брюссель, 1992; Иоанн Павел II. Любовь и ответственность. М., 1993 и др.

По мере того как христианско-демократическое движение в XX в. набирало силу, за его изучение бралось все большее число ученых. В общей массе научно-исследовательской литературы данного периода можно выделить два направления: 1) изучение истории и 2) рассмотрение конкретных проблем и аспектов движения.

Если первая половина XX в. отмечена немногочисленными исследованиями1, то во второй половине количество научных исследований христианско-демократического движения резко возросло. Наиболее крупные из них были посвящены истории христианско-демократического движения2, идеологии этого движения3, проблемам христианства и демократии4, государства5, социального рыночного хозяйства6 и т.п.

Отдавая дань уважения перечисленным зарубежным исследователям, следует отметить, что идеология христианской демократии даже на Западе, ее родине,

1 См.: Eberle F. Katholische Wirtschaftsmoral. Freiburg, 1921; Knoll A.M. Der sociale Gedanke im modernen Katholizismus. Wien, 1932; Crawford V.M. The Rise and Décliné of Christian Democraty. Londres, 1939; Nöe F. de la. Christianism et politique. Paris, 1947 и др.

2 См.: Moody J.N. Church and Society, Catholic, Sozial and Political Thought and Movements » (1789-1950), N.Y., 1953; Vaussard M. Histoire de la Démocratie chrétienne. Paris, 1956; Fogarty M.P. Christliche Demokratie in Westeuropa 1820-1953. Basel, 1959; Maier H. Revolution und Kirche. Studien zur Frühgeschichte der christlichen Demokratie (1789-1901). 2 erw. Aufl. Freiburg im Breisgau, 1965; Allmayer W. Christliche Demokratie in Europa und Lateinamerika. Geschichte, Strukturen, Programme. Bonn, 1964; Лобье П. de. Социальная доктрина католической церкви: опыт воплощения христианского идеала. Брюссель, 1989; Папини Р. Интернационал христианской демократии. СПб., 1992; Майка Ю. Социальное учение католической церкви. Рим-Люблин, 1994 и др.

3 См.: Schilder В. (Hrsg.). Zwischen Pragmatismus und Ideologie. Graz, 1972; Lieber H.J. (Hrsg.). Ideologie und Wissenschaftssoziologie. Die Diskussion und das Ideologieproblem in den 20 Jahren. Darmstadt, 1974; Pelinka A. Ideologien in Bezugsfeld von Geschichte und Gesellschaft. Insbruck, 1981; Efforts to define a Christian démocratie «doctrine». Brüssels, 1989 и др.

4 См: Utz A., Streihofen H.B. Die christliche Konzeption der pluralistischen Demokratie. Stuttgart, 1977;

Поссенти В. Демократия и христианство // Вопросы философии. 1996, №7; Спикер М. Христианство и свободное конституционное государство // Вопросы философии. 2001, №4; Баллестрем К.Г. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и культура // Вопросы философии. 2002, №1 и др.

5 Adenauer und die Folgen. 17 Vorträge über Probleme unseres Staates. München, 1965; Niemöller M. Dreißig Jahre Bundesrepublik. Erlebnisse und Gedanken. Argumente zur Zeit. Sonderdruck aus. Blätter fur deutsche Politik. Köln. 1/1979 и др.

6 Diss J. Einfuhrung in die Volkswirtschaftslehre. Freiburg, 1983; Spieker M. Katholische Soziallehre und soziale Marktwirtschaft // Ordo. Bd. 45. 1994; Нёрр В. Социальное рыночное хозяйство и правовой порядок Германии // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб., 1999 и др. остается в основном в тени. Как отметил Р.Папини, работ о христианско-демократическом движении не столь много по сравнению с количеством исследований либеральных и марксистских течений. В том же ключе высказался Р.Ирвинг, начавший свою книгу «The Christian Democratic Parties of Western Europe» (Londres, 1979) следующим парадоксом: «Христианская демократия - главная политическая сила Западной Европы после Второй мировой войны, но, в отличие от социализма и коммунизма, привлекла внимание относительно немногих исследователей».

Сказанное в еще большей степени касается нашей страны. По объему источниковедческой и исследовательской литературы по христианско-демократическому движению мы явно уступаем Германии, Франции, Италии и даже Польше. Такое положение сложилось исторически: во-первых, мы вступили на этот путь позднее, чем ряд стран Западной Европы; во-вторых, советский период нашей истории не благоприятствовал проведению подобных исследований.

Первыми в нашей стране проблемами христианской демократии начали зани

1 1 маться прежде всего философы и священнослужители . При этом большинство из них после победы большевиков оказалось в эмиграции, которая в определенной степени сблизила русскую религиозную философию с неотомизмом и персонализмом, а Ж.Маритена, Э.Мунье и Н.А.Бердяева даже подружила.

В Советском Союзе христианская демократия рассматривалась как одно из буржуазных и, следовательно, реакционных течений западной мысли; ей давалась преимущественно негативная оценка. Этой официальной позиции в советское время придерживались практически все исследователи, что было вполне оправданно в условиях жесткой идеологической борьбы между двумя мировыми системами - социалистической и капиталистической3. (Аналогичную позицию занимали в то вре

1 См.: Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996; Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991; Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992 и др.

2 Петров Г.С. Церковь и общество. СПб., 1906; Проханов И.С. В котле России. Автобиография. Chicago, 1992 и др.

3 См.: Шейнман М.М. Ватикан и католицизм в конце XIX - начале XX в. М., 1958; Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. М., 1970; Радугин A.A. Персонализм и католическое обновление: критика методологических основ католического модернизма. Воронеж, 1982; Губман Б.Л. Кризис современного неотомизма: критика неотомистской концепции Ж.Маритена. М., 1983 и др. мя и исследователи из других социалистических стран1). Примечательна смена методологического подхода большинством из них в постсоветское время, положившая начало объективному анализу христианско-демократического движения в отечественной литературе2.

В это время были также проведены исследования христианско-демократического движения молодыми авторами, только что пришедшими в науку3, Русской Православной Церковью были разработаны и изданы «Основы социальной концепции», Русский народный Собор принял «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Вместе с тем, в нашей философской и научной литературе этому довольно мощному феномену XX в. по сравнению с марксизмом, либерализмом и евразийством по-прежнему уделяется недостаточно внимания. Мало исследованными остаются не только католические и протестантские социально-философские учения, но и православные социально-философские учения, в особенности учения других православных церквей (греческой, болгарской, румынской, грузинской и т.д.). То же самое это касается и социального рыночного хозяйства. В рамках диссертационного исследования автор стремится восполнить этот пробел, анализируя идеологию христианско-демократического движения в целостном виде.

Объект настоящего диссертационного исследования — идеология христианско-демократического движения как социальный феномен. Предметом исследования являются становление, содержание, механизмы функционирования этого социального феномена.

1 См.: Ярошевский Т.М. Личность и общество. М., 1973; С.Маркевич. Современная христианская демократия. М., 1982 и др.

См.: Красников А.Н. Методология современного неотомизма. М., 1993; Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997; Галъцева P.A., Роднянская КБ. Из истории социального христианства в России XX в. // Православие и католичество: социальные аспекты. М., 1998; Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Социально-политические позиции верующих в России // Социологические исследования. 1999, №3 и др.

3 См.: Салдина JI.H. Христианско-демократическая идеология в процессе формирования европейского политического плюрализма. (Дис. раб.). М., 1994; Хаустова H.A. Христианская демократия в России: социально-философские истоки и проблемы политической ангажированности. (Дис. раб.). М., 1997; Щипков A.B. Христианско-демократические движения в постсоветской России. (Дис. раб.). М., 2000 и др.

Цели исследования состоят в следующем: 1) в системном анализе идеологии христианского демократического движения; 2) в раскрытии сущности данной идеологии в контексте трудов ее отцов-основателей; 3) в выявлении ее структуры и рассмотрении ее социально-философского содержания; 4) в выяснении возможности ее адаптации к нашей культурной среде при сохранении ее основополагающих принципов.

Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих исследовательских задач:

- реконструкции христианско-демократического понимания идеологии, выявления генезиса и «стержня», вокруг которого она формировалась в лице весьма многих ее представителей;

- исследования эволюции идеологии христианско-демократического движения в рамках католицизма, протестантизма и православия;

- проведения сравнительного анализа основных положений неотомизма и персонализма, лежащих в основе христианско-демократической идеологии;

- раскрытия категориального аппарата христианско-демократического учения, включающего такие основные понятия, как: общее благо, личность, персонализа-ция, политическое общество, христианская демократия, христианская политика, христианский социализм, ордолиберализм и др.;

- типологизация целей, средств и принципов христианской демократии;

- анализа политической системы общества и его главного института - государства;

- рассмотрения отношений между религией и политикой, христианством и демократией, церковью и государством;

- раскрытия сущности христианско-демократических идеалов;

- определения места и роли идеологии христианско-демократического движения в условиях духовного кризиса западной цивилизации, экологического кризиса и процесса глобализации;

- анализа проблем генезиса христианско-демократической идеологии и становления христианско-демократического движения в отечественной истории и настоящее время;

- прогноза перспектив христианской демократии в России на ближайшую и отдаленную перспективу.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили труды отцов-основателей идеологии христианско-демократического движения, классические и современные работы по теологии, философии, антропологии, социологии, политологии, экономической теории, этике, праву, историографии, культурологии и т.п. В основу диссертационной работы положена концепция, строящаяся на диалектическом взаимодействии духовного и материального начал.

Масштаб объекта исследования, многоуровневость и сложность предмета исследования обусловили употребление широкого спектра методов и подходов. В качестве методологической основы в диссертации используются сравнительный и мир-системный анализ. Наряду с ними автор обращается к диалектическому, историко-философскому, историческому и аксиологическому подходам. Методологической установкой исследования является единство гносеологического и онтологического ракурсов рассмотрения идеологии христианско-демократического движения.

Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что идеология христианско-демократического движения впервые в отечественной литературе рассмотрена системно, всесторонне. Основные результаты исследования нашли отражение в следующих положениях, выносимых на защиту:

- на основе анализа философских и богословских источников с античных времен до наших дней автор доказывает, что генезис идеологии христианско-демократического движения неправомерно связывать только с католицизмом, что протестантизм и православие также внесли свою лепту. И задача заключается не в выяснении, кто внес больший вклад и из этого делать «горделивые» выводы, а в объединении усилий всех людей в распространении в обществе духовно-нравственных основ жизни. Данная идеология выражает позиции той части современного общества, которая разделяет ценности христианства и демократии, внутри христианства на базе церквей и трудов христианских мыслителей, и стремится отвечать на вызовы эпохи, именуемой «Новым временем»; раскрыты устойчивые характеристики концепций христианской демократии, христианского социализма и христианской политики, выявлены их особенности (в христианской демократии - персонализм, автономия политического и социального движений по отношению к церковным организациям, межконфессиональность; в христианском социализме - снятие социальных противоречий в обществе, установление гармонии между трудом и капиталом, социального партнерства, религиозно-нравственное совершенствование людей; в христианской политике - переход к «Царству Божию» как «конечной цели» развития человеческого общества, исполнение христианами заповедей в процессе своей деятельности), прослежено присутствие этих положений в идеологии христианско-демократического движения;

- вскрыта специфика данной идеологии, считающей недопустимым отрыв морали от политики, подчеркивается ее открытость к дискуссии, диалогу. По форме она в целом совпадает с принципами либеральной демократии, но по содержанию представляет собой модификацию этой демократии, поскольку базируется на духовно-нравственных ценностях, содержащихся в христианском учении. Данная идеология, с одной стороны, отстаивает национальную идентичность, направленную на сохранение этнических и культурных особенностей, а с другой — нацелена на преодоление расизма, национализма и других форм человеконенавистничества. Она исходит из учета самобытности каждой отдельной страны как залога мирных отношений между народами, в том числе на бытовом уровне;

- уточнены методологические подходы к исследованию отношений между государством и церковью, абсолютизирующие одного из субъектов этих отношений или противопоставляющие их и выявляющие такие формы отношений между ними, как «симфония властей», папоцезаризм, цезарепапизм, самоизоляция церкви от «мира сего», полное отделение церкви от государства, означающее не отделение церкви от общества, а ее отказ от статуса государственной церкви, от обладания государственными функциями, от вмешательства в дела государства. Более четко, с одной стороны, проведены различия между государством и церковью в политической сфере, а с другой - определена взаимодополнительность их функций по неполитическим (социальным и гуманитарным) вопросам: духовно-нравственное и патриотическое образование и воспитание народа; поддержка института семьи, материнства и детства; духовное окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы; милосердие и благотворительность; деятельность по охране окружающей среды;

- раскрыты противоречия между должным (идеалами) и сущим (реальностью), нормативным и позитивным, вследствие чего при претворении в жизнь данной идеологии ее апологеты и сторонники испытывают серьезные трудности. Эти трудности вызваны нравственной деградацией современного западного человека, духовным кризисом западной цивилизации, неподготовленностью человеческого общества следовать высоким нравственным идеалам, отсутствием единства христианских демократов по множеству вопросов, недостаточным мужеством лидеров хри-стианско-демократического движения в выборе политических действий и способов их реализации;

- на основе анализа русского самосознания, отечественной истории и современности выработаны подходы к теоретической «адаптации» идеологии христианско-демократического движения, соответствующие «русской почве», определяются перспективы христианской демократии в России. Перспективы, хотя и небольшие, связываются, прежде всего, с тем, что в нашей культуре идеи правды и справедливости относятся к высшим ценностям, за которые наш народ вел борьбу с внутренними угнетателями на протяжении всей своей истории и от которых он, как показывают акции протеста пенсионеров, лишенных социальных льгот, не намерен отказываться.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы и выводы значительно углубляют и расширяют существующие в отечественной литературе представления об идеологии христи-анско-демократического движения, ее специфике и проблемах становления в России. Результаты проделанной работы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в подготовке и преподавании курсов по теологии и религиоведению, общих и специальных курсов по социальной философии, антропологии, социологии, политологии, экономической теории, этике, истории, культурологии, теории международных отношений.

Те или иные положения проведенного исследования могут найти применение при создании концепции выживания человечества в глобальном масштабе, в разработке русской национальной идеи, государственной идеологии России, которая не может обойти стороной религиозную проблематику. Результаты исследования могут быть использованы также христианскими церквами, партиями христианско-демократической направленности в процессе выработки своих концептуальных положений и практических действий. Они могут служить ученым, церковным, политическим и общественным деятелям, государственным служащим и простым людям для ориентации в новых общественно-политических и религиозных реалиях.

Апробация работы. Основное содержание диссертационного исследования изложено в монографиях и других публикациях автора, апробировано в ряде его выступлений, в дипломной работе и кандидатской диссертации, успешно защищенными на философском факультете МГУ в 1994 и 1997 гг. соответственно. Основные положения настоящего исследования нашли отражение в прочтенных автором спецкурсах на кафедре социальной философии философского факультета МГУ, обсуждались на семинарских занятиях со студентами и аспирантами Московского государственного строительного университета (МГСУ) в рамках общего курса философии и студентами Теологической академии Союза Церквей евангельских христиан. Основные положения диссертации были также озвучены на заседаниях «Философского общества» МГСУ. Общий объем публикаций составил более 65 п.л.

Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Мезенцев, Сергей Дмитриевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из сказанного, представляется возможным, по нашему мнению, сделать следующие теоретико-познавательные выводы:

1. Идеология христианско-демократического движения уходит своими корнями в католические, протестантские и православные теологические и социально-философские учения. Она вносит в христианство не новые положения, а новые методы и формы работы, отвечающие требованиям времени. Ее исторические задачи и идеалы направлены на преодоление техногенной цивилизации и созидание цивилизации, основанной на духовности и нравственности. Она ставит своей главной практической задачей превращение должного в сущее, т.е. осуществление «Царства Божьего на земле» (Богочеловечества). И хотя успех или неуспех этого дела зависит не только от нас, но мы, выражаясь словами С.Н.Булгакова, должны знать свой долг и честно его исполнить.

2. Ядром идеологии христианско-демократического движения является учение о человеке как личности. Данное учение, созданное в рамках двух философских течений - неотомизма и персонализма, основывается на четырех признаках человека: субстанции, индивидуальности, разумности и «вовлеченности» в «универсальную личность». Оно исходит из признания несовершенства человека, его греховной сущности; предполагает как индивидуальное, так и коллективное спасение; проповедует солидарность между людьми, стремясь свести к минимуму конфликты между ними. Его важнейшим положением является направление человеческой активности не только на свой внутренний, духовный мир, но и на внешний, т.е. на преображение общества, потому что, как утверждает один из классиков христианской демократии, «внутренний человек крепко стоит на ногах, если только опирается на человека внешнего; внешний человек крепко стоит на ногах благодаря силе человека внутреннего»1.

3. Ведущую роль в процессах воспроизводства человека и персонализации идеология христианско-демократического движения отводит семье, рассматриваемой в качестве священного союза между мужчиной и женщиной. Семья, наряду с други

1 Мунье Э. Что такое персонализм? С. 75. ми сообществами, формирует нравственную и социальную стороны жизни людей, создает предпосылки для духовного их единения на основе любви к ближнему и создания политического или гражданского общества. Государство же, являясь частью политического общества, служит человеку, обществу в целом, а не наоборот. Эта идеология утверждает: то, что недопустимо государю в личной жизни, в семье, недопустимо в политике и государстве, и на основе евангельского принципа «Кесарево кесарю, а Богу Божие» разграничивает функции государства и церкви и других религиозных объединений.

4. Составной частью идеологии христианско-демократического движения является концепция социального рыночного хозяйства, основными принципами которой являются свобода и порядок и которая соединяет позитивные моменты либеральной и социалистической экономики. Эта концепция отличается от концепции конвергенции, которая направлена на сглаживание идеологических, политических и экономических различий между капиталистической и социалистической общественными системами.

5. Как известно, после окончания Второй мировой войны идеология христиан-ско-демократического движения сыграла значительную роль в преодолении национал-фашистской идеологии, в выводе Германии, Италии, ряда других государств из глубокого кризиса и т.д. Весьма важную роль она выполнила также в Венесуэле, Чили и других латиноамериканских странах. По этой причине мы называем ее «антикризисной идеологией». Вместе с тем, сохраняя огромный потенциал для решения многих проблем человечества, она нуждается в дальнейшем развитии. В частности, в связи с тем, что биполярная система «капитализм — социализм» стала достоянием истории, а коммунисты отказались от антихристианской позиции - воинствующего атеизма, ее антикоммунистическая риторика должна быть значительно снижена.

6. Согласно этой идеологии, духовный кризис западной цивилизации, постмодернизм и экологический кризис, как составные части процесса глобализации, являются следствиями разрыва между верой и разумом, истиной и ценностью, антропоцентризмом и теоцентризмом, чувственной и идеациональной культурами и кризиса экономического человека. Если в обозримом будущем мы не преодолеем духовный кризис и постмодернизм, не устраним противоречие между деятельностью человека и природой, то не решим главную проблему XXI в. - проблему выживания человечества. В решении данной проблемы и тем самым предотвращении надвигающейся глобальной катастрофы идеология христианско-демократического движения может оказать огромную помощь.

7. Эта идеология, указывая на один из спасительных путей развития мировой цивилизации, содержит в себе серьезное предупреждение, в частности, нашей интеллектуальной, политической и экономической элите, которая готова бездумно копировать все западное, не желает задуматься над тем, как оно приживется на «русской почве». Между тем мы уже имели возможность увидеть, какие отрицательные последствия принесло и приносит с собой слепое копирование марксизма и либерализма. В то же время очевидно, что нельзя абсолютизировать национальную специфику, ибо это приведет не только к опоре исключительно на собственные силы, но и к самоизоляции.

8. Идеология христианско-демократического движения, сложившаяся в рамках преимущественно католической культуры, не может быть применена в полном объеме в иных культурах, в том числе в нашей. Серьезными препятствиями на этом пути являются наше национальное самосознание, привыкшее к тому, что на протяжении более шестисот лет подавлялись созвучные или родственные этой теории ростки идей (стригольников, нестяжателей и др.). Поскольку эта идеология исходит из признания специфики различных стран, мы вправе развивать идеи христианской политики в качестве аналогичного христианского общественного идеала, соответствующего нашим особенностям.

9. Наконец, данная идеология способна стать мостом, соединяющим Запад и Восток. Русский народ, обладающий опытом православия и марксизма, «мог бы, - пишет В.Поссенти, - поделиться с Западом, привнеся в западную демократию новую и ценную субстанцию, и помочь ей в будущем избавиться как от просвещенческой, так и от ленинской версии демократии. Совместное будущее легче построить тем, у кого есть совместное прошлое: именно христианство может помочь нам перекинуть мост от нашего общего европейского прошлого в наше европейское будущее»1. 1

1 Поссенти В. Демократия и христианство // Вопросы философии. 1996, №7. С. 101.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Мезенцев, Сергей Дмитриевич, 2005 год

1. Августин А. Исповедь. М, 1991.

2. Августин А. О граде Божием. М, 1994.

3. Августин А. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск, 1999.

4. Агуайо С.Ф. Чилийский народ вновь проголосовал за демократию // Латинская Америка. 2000, №5.

5. Аксаков К. Полное собрание сочинений. Т.1. М., 1861.

6. Аксючиц В.В. Идеократия в России: метаморфозы богоборческого режима. М., 1995.

7. Алексеев Н. Русский народ и государство. М., 1998.

8. Алексеев C.B., Каламанов В.А., Черненко А.Г. Идеологические ориентиры России. В 2-х тт. М., 1998.

9. Альбер М. Экономическое и социальное будущее планеты. Брюссель, 1993.10Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства (от Вл.Соловьева до С .Л.Франка). М., 2000.

10. Амплеева A.A. Христианская демократия в ответственности перед человеческой личностью // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. Вып. 2. М., 1993.

11. Амплеева A.A. Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России. М., 2002.

12. Антология педагогической мысли христианского Средневековья.Т.1. М., 1994.

13. ПАнтониниБ. Божественное откровение. М., 1992.18Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.19Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000.

14. Аристотель. Афинская политая. М., 1996.

15. Аристотель. Политика. М., 1911.

16. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т.4. М., 1983.

17. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998.24Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

18. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Документы. М., 1995.26Астафьев U.E. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской национальной психологии) // Вопросы философии. 1996, №12.

19. Базовые ценности россиян. Социальные установки, жизненные стратегии, символы, мифы. М., 2003.2S,.Балле стрем К.Г. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и культура // Вопросы философии. 2002, №1.

20. Баранец A.A. Социальные истоки и социальные функции религиозной эсхатологии на примере христианства, (дис. раб.). М, 1979.

21. Барт К. Послание к римлянам. М., 2004. Ъ\.Бебель А. Христианство и социализм. М., 1959.

22. Бегунов Ю.К., Лукашев A.B., Пониделко A.B. 13 теорий демократии. СПб., 2002.

23. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001. М., 2002. ЪА.Белотоков В.Х. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М., 1998.

24. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

25. Ъ6.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

26. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

27. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. Спб., 1907. Ъ9.Бердяев H.A. Новое средневековье: размышление о судьбе России и Европы.1. М., 1991.

28. АО.Бердяев H.A. Самопознание. М., 1991. 41.Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. А2.Бердяев H.A. Судьба России. М., 1918. АЪ.Бердяев H.A. Русская идея. М., 2000.

29. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990.

30. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

31. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. AI.Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М., 1993.

32. Бердяев H.A. Человек и машина // Вопросы философии. 1989, №2. А9.Березовская O.A. Критика философской апологии религии во французском персонализме. (Дис. раб.). М., 1981.

33. Бессонов В.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей М., 1993. 51 .Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998.

34. Богданова O.A. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века. Ростов-на-Дону, 2001.

35. Борнар Ж. Богатство и актуальность общественных принципов христианства // Христианская демократия сегодня: Международная конференция в Санкт-Петербурге, май 1992. СПб., 1992.

36. Бороноев А.О. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1992. ЬЪ.Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

37. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М., 1997.

38. Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия. М., 1908.

39. Булгаков С.Н. На религиозно-общественные темы // Русская мысль. 1907, №2.

40. Булгаков С.Н. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Париж, 1945. 6Ъ.Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму: сб. статей (1896-1903). СПб., 1903. 6А.Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.

41. Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.

42. Булгаков С.Н. Труды по теологии и социологии. М., 1999.

43. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

44. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

45. Булгаков С.Н. Церковь и демократия. М., 1917.

46. Бутенко А.П. Наука, политика и власть. Воспоминания и раздумья. М., 2000.

47. Васильев JI.C. История Востока. М., 1993.

48. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Русская философия. Очерки истории. Свердловск, 1991.1Ъ.Вдовина И.С. Французский персонализм (1932-1982). М., 1990.1А.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

49. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

50. Великович Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М., 1970.

51. Велькер М. Христианство и плюрализм. М., 2001.1%.Вениамин (Новик). Богословское понимание прав человека // Религия и право. 1998, №3 (6).

52. Вернадский Г. Два подвига св. Александра Невского // Наш современник. 1992, №3.

53. Вехи. Интеллигенция в России. Сб. М., 1991.81 .Вильканович С. Десять заповедей демократии в христианском разумении // Новый мир, 1992, №1.

54. Возрождение России. Христианская демократия и просвещенный патриотизм: Сборник материалов и документов РХДД. М., 1993.

55. Восток Запад. Исследования, переводы, публикации. М., 1998.84 .Восторгов И. Государственная Дума и Православно-русская Церковь. К вопросу о положении Церкви в правовом государстве. М., 1906.

56. Всемирная история. В 10-ти тт. М., 1955-1965.

57. Второй Ватиканский Собор. Конституции. Декреты. Декларации. Брюссель, 1992.

58. Гавриленков А.Ф. Генезис и эволюция идей христианского социализма в русской философской мысли. Автореферат. канд. филос. наук. М., 1999.

59. Гаджиев КС. Введение в геополитику. М., 1998.

60. Гаджиев КС. Политическая наука. М., 1995.

61. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995.91 .Гайденко ПЛ. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991, №6.

62. Гайдук В.П. Христианская демократия в Италии. М., 1985.9Ъ.Гальцева P.A. Банкротство идей «Московского еженедельника». М., 1992.

63. Гальцееа P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992.

64. Гальцева P.A., Роднянская И.Б. Из истории социального христианства в России XX в. // Православие и католичество: социальные аспекты. М., 1998.

65. Ганнел Дж. Политическая теория: эволюция отрасли // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993, №1.91Тегелъ Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

66. Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991.

67. Гоббс Т. Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936.

68. Гобозов И. А. Введение в философию истории. М., 1993.

69. Гобозов И.А., Халаева JI.A. Гражданское общество: сущностные характеристики // Философия и общество. 2001, №2.

70. ГолеваА.П. Критика современного неолиберализма. М., 1976.

71. Голошумов Е.В. Национальная идея в современной России (теоретико-методологические аспекты). Автореферат. канд. полит, наук. М., 1998.104Тор Э. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. М., 1993.

72. Горбачев М.С. Перестройка и новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988.

73. Горичева Т.М. Христианство и современный мир. СПб., 1996.

74. Григорьева Ю.Е. Христианская демократия в России: проблемы становления, (дис. раб.). М, 1996.

75. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.

76. Губман Б.Л. Кризис современного неотомизма: критика неотомистской концепции Ж.Маритена. М., 1983.

77. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.111 .Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997.

78. Гусев В.А. Д.А.Хомяков: интерпретация девиза «Православие, самодержавие, народность»// Социально-политический журнал. 1992, №10.

79. ЪДабагян Э.С. Консолидация режима в Венесуэле // Латинская Америка. 2000, №12.114Дабагян Э.С. Переход от авторитаризма к демократии: опыт Венесуэлы // Латинская Америка: демократия и власть. М., 1991.

80. Давыдов Ю.Н. Горькие истины «Вех». Трагический опыт самосознания русской интеллигенции // Социологические исследования. 1990, №4, №8.

81. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

82. Дегтярев A.A. Основы политической теории. М., 1998.

83. Делокаров К.Х. Философия и кризис «экономического человека» // Философские перспективы человечества. М., 1993.119Деревянко А.П., Шабельникова H.A. История России с древнейших времен до начала XXI века. М., 2002.

84. Дёмин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М., 1997.

85. Дёмин М.В. Попытки примирения христианства и коммунизма как отражение кризиса современной религиозной идеологии, (дис. раб.). М, 1962.

86. Джеферсон Т. О демократии. СПб., 1992.

87. ДмитревА.Д. Церковь и идея самодержавия в России. М., 1930.

88. Дмитриева Т.Е. Характер: русский. М., 2001.

89. Добренькое В.И. Радугин A.A. Христианская теология и революция. М., 1990.12бДомнич М.Я. Великая французская буржуазная революция и католическаяцерковь. М., 1960.127.Домострой. СПб., 1994.

90. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1995, №6.

91. Европа: вчера, сегодня, завтра. М, 2002.

92. Европейская интеграция. М., 1996.

93. Егорова Е. Бум честь и совесть нашей эпохи: Москва стала городом потребителей //Московский комсомолец. 2003, 24 октября.

94. Езерский Н. Религия и политика // Русская мысль. 1907, №1. Книга II.

95. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII-XX вв.). Екатеринбург-Нижневартовск, 1995.134Жильсон Э. Избранное: Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. Т. 1. М.-СПб., 2000.

96. ХЪЪЖильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004.

97. ХЪбЖильсон Э. Философ и теология. М., 1995.137Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004.

98. Забалуев В.Г. Германский политический католицизм как предшественник христианской демократии // Новая и новейшая история. 1994. №3.

99. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. JL, 1991.140.3аписки Религиозно-философских собраний // Новый путь. 1903, №1.

100. А\ .Захарова О.Д., Рыбаковский JI.JI. Геополитические аспекты депопуляции в России // Социологические исследования. 1997, №6.

101. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Л., 1991.

102. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1992.

103. АА.Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.

104. Зубаков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции? (контуры экоге-ософской парадигмы) // Философия и общество. 1998, №1.

105. А6.Иваненко С.И. Религиозные партии в России: итоги и перспективы // Диспут. 1992, №3.

106. AI.Ивченко Е.Г. Духовные основы русской семьи, (дис. раб.). Ростов-на-Дону, 1996.

107. А&.Ильин В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы в России. М., 1996.

108. Ильин И.А. Кризис демократии. 1. Отбор лучших // Возрождение. 1932, 13 сентября.

109. Ильин И.А. О русском национализме. Что сулит миру расчленение России. Новосибирск, 1991.

110. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект основного закона России. М., 1996.

111. Ильин И.А. Преодоление зависти // Возрождение. 1926, 16 октября.

112. Ильин И.А. Путь духовного обновления / Собрание сочинений. М., 1996. Т.1. С. 142.15А.Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

113. Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992.

114. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т. 2. Кн. 1-2. М., 1993.

115. Ильин И.А. Сочинения. М., 1993.

116. Иннокентий (Павлов). Реставрация имперской идеологии и Закон о свободе совести // Религия и право. 1999, №1 (10).

117. Иоанн Златоуст. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. М., 1990.

118. Иоанн Павел II. Единство в многообразии: размышления о Востоке и Западе. М., 1993.161 .Иоанн Павел II. Любовь и ответственность. М., 1993.

119. Иоанн Павел II. Мысли о земном. М., 1992.163 .Исаев И. А. Золотухина Ü.M. История политических и правовых учений России. XI-XX вв. М., 1995.

120. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989.

121. Исупов К, Санкин И. Русская философия собственности. СПб., 1993.

122. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921.

123. Кальвин Ж. О христианской жизни. М., 1995.

124. Кальдера Р. Специфика христианской демократии. СПб., 1992.

125. Кант И. Критика практического разума. М., 1995.

126. Карлейль Т. Французская революция. История. М., 1991.171 .Kapp Э. История советской России. ТТ. 1,2. М., 1990.

127. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.173 .Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990.

128. ПА.Киреевский И. Полное собрание сочинений. М., 1861.

129. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.

130. КлючевскийВ.О. Исторические портреты. М., 1990.

131. КлючевскийВ.О. Русская история: Полный курс лекций. М., 1993.

132. Корочкин М.В. Западногерманский неолиберализм (социальное рыночное хозяйство) // Экономика: консультации для студентов и аспирантов. М., 1999.

133. Костомаров Н.И. Господство дома св. Владимира. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993.

134. Костюк К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России (к постановке проблемы) // Вопросы философии. 2000, №2.

135. Коялович М.О. История русского самосознания. Минск, 1997.

136. Красиков A.A. Религиозный фактор в европейской и российской политике. М., 2000.

137. Красников А.Н. Методология современного неотомизма. М., 1993.

138. Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. М., 1989.

139. Кржевов B.C. Власть и собственность в докапиталистических обществах (к методологии анализа) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990, №1.

140. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. М., 1970.

141. Кураев А. Православие // Независимая газета. 1992, 5 марта.

142. Кусаинов A.A. Французская новая философия и культура постмодернизма. Волгоград, 2003.

143. Латинская Америка: вопросы идеологии и политической мысли. М., 1991.

144. Латинская Америка: демократия и власть. М., 1991.

145. Латинская Америка: дилемма демократического развития. М., 2001.

146. Латинская Америка: политические партии и социальные движения. М., 1993.

147. Латинская Америка: социально-экономические процессы и идеологическая борьба. Иваново, 1990.

148. Майданик K.JI. Латинская Америка на стыке веков: «ситуация безальтернатив-ности»? // Латинская Америка. 2001, №12.22\.МайкаЮ. Социальное учение католической церкви. Рим-Люблин, 1994.

149. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1985.

150. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

151. Макконнел К.Р., Брю СЛ. Экономикс. 13-е изд. М., 1999.

152. Маклаков B.B. Европейский парламент. М., 2001.

153. Маклаков В.В. Парламенты стран-членов Европейского союза. М., 1994.

154. Малашенко A.B. Еще один план обустройства России? // Независимая газета. 2001, 17 января.

155. Мангейм Г. Диагноз нашего времени. М., 1994.

156. Манифест христианской демократии. СПб., 1996.

157. МаритенЖ. Знание и мудрость. М., 1999.231 .Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. М., 2004.

158. Маритен Ж. Тайна Израиля. М., 1994.

159. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

160. Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000.

161. МаркевичС. Современная христианская демократия. М., 1982.2Ъ6.Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права / Сочинения. 2-е изд. Т.1.М., 1955.

162. Маркс К. Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / Сочинения. 2-е изд. Т.4. М., 1955.2ЪЪ.Мартенсен И. Христианское учение о нравственности. СПб., 1890.

163. Масловский Э.С. Проблема личности в католической философии (Жак Ма-ритэн и Эммануэль. Мунье). (дис. раб.). Минск, 1972.

164. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.241 .Махнач В. Параметры христианской политики // Русь державная, 1993, № 3.

165. Мезенцев С.Д. Идеология христианско-демократического движения. М., 2001.

166. Мезенцев С.Д. Идеология христианско-демократического движения (опыт исследовательской работы) // Евразийские тетради. 2004, №1 (7).

167. Мезенцев С.Д. Международное христианско-демократическое движение: Теория и практика. М., 2004.

168. Мезенцев С.Д. О религиозном аспекте государственной идеологии России // Религия и право. 2002, №3.

169. Мезенцев С.Д. Основы христианского мировоззрения // Тезисы Международной научно-практической конференции «Христианство и культура». Астрахань, 2000.

170. Мезенцев С.Д. Персонализм Э.Мунье // Сб. «Актуальные проблемы социальной философии». Деп. в ИНИОН РАН, №51696 от 04.07.1996.

171. Мезенцев С.Д. Постмодернизм и Россия: куда идем? // Постмодерновый мир и Россия. Москва-Волгоград, 2004.

172. Мезенцев С.Д. Препятствия на пути диалога религий и культур и способы их преодоления // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). Т.2. Ростов-на-Дону, 2002.

173. Мезенцев С.Д. Российская христианская демократия // На рубеже веков. 1998, №2.

174. Мезенцев С.Д. Русская национальная идея: Из прошлого в будущее. М., 2004.

175. Мезенцев С.Д. Социальное рыночное хозяйство как прообраз хозяйственной системы духовной цивилизации // Экономическая теория в XXI веке. Т.2. М., 2004.

176. Мезенцев С.Д. Социально-философские концепции христианской демократии / дис. раб./ М„ 1997.

177. Мезенцев С.Д. Философия и социология техники. Учебно-методическое пособие. М., 2001.

178. Мезенцев С.Д. Христианская демократия (ее сущность, концепции) // Вестник ХС Д. 1998, №2 (6).

179. Мезенцев С.Д. Христианская политика, ее принципы // Вестник ХСД. 1999, №4 (8).

180. Мезенцев С.Д. «Четвертого Рима» не будет, а будет Всесоюзный Карабах, если мы не избавимся от комплексов «Третьего Рима» // Столица, 1991, № 38(43).

181. Мезенцев С.Д., Агавелян A.C. Семья не просто ячейка общества // Социологические исследования. 2001, №2.263 .Мень A.B. Ветхозаветные пророки. JI., 1991.26А.Мень A.B. Культура и духовное восхождение. М., 1992.26Ъ.МеньА.В. Сын Человеческий. М., 1991.

182. Мень М.А. Христианство и политика // Россия и современный мир. 1997, №1.

183. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.

184. Митрохин JI.H. Философия религии. М., 1993.

185. Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. 1999, №1(10).21Моисеева Г.Н. «Вааламская беседа памятник русской публицистики середины XVI века. М., 1958.

186. Молодежь России: выбор нового тысячелетия. Социально-политические предпочтения накануне выборов депутатов ГосДумы и президента (региональный аспект). 2003 год // www.zircon.ru.

187. Молодежь России: три жизненные ситуации. Экспресс-информация по результатам социологического исследования. 1997 год // www.opinio.msu.ru.21Ъ.Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.21А.Момджян Х.Н. Коммунизм и христианство. М., 1974.

188. Мороз О. Куда подевалась российская демократия? // Литературная газета. 1998, 28 января.21в.Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.211 .Мунье Э. Персонализм. М., 1992.21%.Мунье Э. Что такое персонализм? М.,1994.

189. Мчедлов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России: Некоторые результаты социологического мониторинга // Религия и право. 2002, №1.

190. Назарчук A.B. Этика глобализирующегося общества. М., 2002.

191. Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация в России. М., 1997.

192. Нейхауз Р.Дж. Бизнес и Евангелие. Познань, Москва, 1994.

193. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.

194. Нибур Х.Р. Христос и культура // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996.

195. Никодим (Милаш Н.Т.). Церковь и государство. Монреаль, 1989.

196. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

197. Новикова Л.И. В поисках новой идеологии // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993. №5.291 .Нуреев P.M. Основы экономической теории. М., 1996.

198. Овсиенко Ф.Г. Проблема человека в философии католицизма. Киев, 1986.

199. Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма: философский критический анализ. М., 1987.

200. Огородников A.M. Любовь, свобода, солидарность // Наука и религия. 1993, №3.

201. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М., 1994.

202. Ойкен В. Основание национальной экономики. М., 1996.

203. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.,19952980 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

204. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Сб. М., 1991.

205. ЗОО.Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001.301.0сновы религиоведения. М., 1998.

206. Основы социальной концепции Российского объединенного союза христиан веры евангельской // www.protestant.ru/library/social.shtml

207. Павлов Ю.М. Мировая политика и международная экономика. М., 1998.

208. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999.

209. Папини Р. Интернационал христианской демократии. СПб., 1992.

210. Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М., 2000.

211. ЗЮЛетров Г.С. Война и мир. СПб., 1906.

212. Петров Г.С. Церковь и общество. СПб., 1906.

213. Ъ\2.ПеччеиА. Человеческие качества. М., 1980.313 .Платон. Сочинения. Т. 3. М., 1994.

214. Платонов O.A. Русская цивилизация. М., 1995.

215. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956-1958.

216. Покровский И.Е. Ранняя американская философия: пуританизм. М., 1989.

217. Политическая наука: новые направления. М., 1999.

218. Политическая система общества в Латинской Америке. М., 1982.

219. Политические партии в России и на Западе: Функционирование партийных систем. М., 1995.

220. Политические партии в странах ЕЭС и первые выборы в Европейский парламент. М., 1979.

221. Политические партии в условиях демократии: Роль и функции партий в политической системе Федеративной Республики Германия. Санкт-Аугустин, 1995.

222. Политические партии Германии в период становления Веймарской Республики. Челябинск, 2000.323 .Политические партии Европы: Стратегия и тактика в период между выборами. М., 1999.

223. Политические партии и движения: Христианско-демократическое движение в Европе. Реферативный сборник. М., 1994.

224. Политические партии и движения в России и на Западе: Процесс формирования. Методы исследования. М., 1994.

225. Политические партии стран Латинской Америки. М., 1965.

226. Ъ21 .Полищук Е. О статье Михаила Чельцова «Христианство и политика» // Журнал Московской Патриархии. 1994. №3.

227. Полосин В. Миф. Религия. Государство. М., 1999.

228. Пономарева JI. Начало христианской демократии в Европе и русская мысль // Европейский альманах: история, традиция, культура. М., 1994.

229. Попов В.А. Христианская этика. СПб., 1999.331 .Порфирий Успенский. История Афона. Ч.З. СПб., 1892.

230. Поспеловский Д.В. Христианство, монархия и демократия // Религия и право. 1997, №2-3.

231. Поссенти В. Демократия и христианство // Вопросы философии, 1996, №7.

232. Православие в России. М., 1995.

233. Православие и католичество: социальные аспекты. М., 1998.

234. Принципиальная программа Российского христианско-демократического союза. СПб., 1992.

235. Проблема человека в западной философии. Сб. М., 1988.

236. Проблемы христианской философии. М., 1994.

237. Программа Российской христианско-демократической партии (РХДП). М., 1991.

238. Программа Христианско-демократической партии «Воскресение» // Утренняя звезда. 1917,24 марта.

239. Программные принципы Христианско-Социального Союза в Баварии. М., 1999.

240. ЪА2.Проханов И.С. В котле России. Автобиография. Chicago, 1992.

241. Проханов И.С. Новая, или евангельская жизнь // Христианин. 1925, №1.

242. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1989.345 .Радугин А.А. Овсиенко Ф.Г. Новые тенденции в католической теологии и философии. М., 1977.

243. Радугин А.А. Персонализм и католическое обновление: критика методологических основ католического модернизма. Воронеж, 1982.

244. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 2001.

245. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. М., 1992.349.Религиоведение. М., 1998.

246. Религия. Национальное согласие и возрождение России. М., 1993.

247. Религия и демократия. На пути к свободе совести. Сб. М., 1994.

248. Религия и политика в посткоммунистической России. Материалы «круглого стола»//Вопросы философии. 1992, №7.

249. Религия и политика в посткоммунистической России. Сб. М., 1994.

250. Рильке P.M. Проза. Письма. Харьков-Москва, 1999.

251. Розанов В. Сочинения. JL, 1990.

252. Ъ56.Романов К. Первохристианское толкование Библии и современный вероотступ-ления. М., 2000.

253. Российское христианское демократическое движение: Сборник материалов и документов. М., 1990.

254. Россия: государственные приоритеты и национальные интересы. М., 2000.

255. Россия и латинство. Берлин, 1924.

256. Россия на рубеже веков. М., 2000.3 61.Рубинский Ю.И. Политические партии в Европе на рубеже XXI века // Современная Европа. 2001, №4.

257. Русская идея. Сб. М., 1992.

258. Русская идея и евреи: роковой спор. Христианство. Антисемитизм. Национализм. Сб. М., 1994.

259. Русская философия. Словарь. М., 1995.

260. Савицкий В.В. Перспективы христианской демократии в России не так уж призрачны // Невское время. 1992,4 марта.

261. Савокин В.И. Религиозный аспект социального идеала (социально-философский анализ). Автореферат канд. дис. Красноярск, 2000.

262. Саква Р. Христианская демократия в России. 4.1-2. // Социологические исследования. М., 1993, № 4,7.

263. ЗбЗ.Сакс Дж. Порочное зачатие капитализма в России // Новое время. 1997, №49.

264. Салдина JI.H. Христианско-демократическая идеология в процессе формирования европейского политического плюрализма, (дис. раб.). М., 1994.

265. ЗЮ.Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

266. Свобода. Народовластие. Справедливость. Программа партии «Свобода и народовластие». М., 2002.

267. Свод древнейших письменных известий о славянах (I-VI вв.). Т. 1. М., 1991.

268. Свод древнейших письменных известий о славянах. (VII-IX вв.). Т. 2. М., 1995.

269. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании // Библиотека автора.

270. Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М., 2003.

271. ЪТб.Сидоренков П.Н. Регион как субъект внешнеэкономических отношений. Автореферат. кандидата экономических наук. М., 2003.

272. Сиземская И.Н. Идеология — фактор социального консенсуса // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993. №5.

273. Ъ1%.Сляднев М.И. Социально-этические воззрения евангельских христиан-баптистов (традиции и современные тенденции), (дис. раб.). М., 1991.

274. Смирим М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. М., 1955.3&0.Смольков В.Г. Социальное рыночное хозяйство: концепции Л.Эрхарда и Г.Мюрдаля // Социально-политический журнал. 1999, №1.381.Смысл жизни. М., 1994.

275. Собственность в экономической системе России. М., 1998.

276. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.

277. Современный консерватизм. М., 1992.

278. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

279. Сокольский C.JI. Концепция государства в программе и политике христианских демократов ФРГ // Три взгляда на государство: христианские демократы, либералы и социал-демократы. М., 1992.

280. Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом// Новый мир.1991,№7.

281. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Брюссель, 1982.

282. Соловьев B.C. Заметки в защиту Достоевского от обвинений в «новом» христианстве // Собр. соч. В.С.Соловьева. Т.З. СПб., б.г.

283. Соловьев B.C. Избранное. М., 1990.

284. Соловьев B.C. Нравственные основы общества // Вестник Европы. 1894, №12.

285. Соловьев B.C. О христианском единстве. М., 1994.

286. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996.

287. Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. М., 1991.

288. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х тг. М., 1988.

289. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х тг. М., 1989.

290. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями. М., 1991.

291. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 1994.

292. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

293. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.401 .Сорокин П.А. Моя философия интегрализм // Социологические исследования. 1992, №10.

294. Сорокин 77. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

295. Сорокин 77. Современное состояние России // Новый мир. 1992, №4-5.

296. Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб., 1999.

297. Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX века. М., 1994.

298. Социально-этическая проблематика в современном христианстве. Сб. М., 1990.

299. Спикер М. Христианство и свободное конституционное государство // Вопросы философии. 2001, №4.

300. Спиридонова В.И. Слабое и сильное государство как две исторические модели модернизации в современных условиях // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2001, №4.

301. Сталин В.И. Марксизм и вопросы языкознания. М., 1950.410100 лет христианского социального учения. М., 1991.411 .Струве П.Б. Несколько слов по поводу статьи С.Н.Булгакова // Полярная звезда. 1906, №13.

302. AYl.Cmpyee П.Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.4\3.Стуров М.В. Предмет и метод экономической теории // Экономика: консультации для студентов и аспирантов. М., 1999.

303. Тарное Р. История западного мышления. М., 1995.

304. Тахтамышев ВТ. Библейская идеология: система универсального практического мировоззрения. Автореферат. докт. дис. Ростов-на-Дону, 2000.

305. Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм. М., 2002.

306. АМ.Теияр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

307. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.

308. Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997.

309. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М., 1999.

310. Токвилъ Т. де. Демократия в Америке. М., 2000.

311. АИ.Толстой Л.Н. Христианство и патриотизм. СПб., 1906.

312. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001.

313. Трагедия красной церкви. М., 1992.

314. Трофимчук Н.А. Религиозно-политическая пропаганда зарубежных центров и ее влияние на христианское движение в СССР (философско-политологический анализ), (дис. раб.). М., 1991.

315. Трубецкой Е. Всеобщее, прямое, тайное и равное // Московский еженедельник. 1906, №2.

316. Трубецкой Е.Н. Два слова по поводу полемики г.Лурье и С.Н.Булгакова // Московский еженедельник. 1906, №30.

317. Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995.

318. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. 4.1. Миросозерцание Блаж. Августина. М., 1892.

319. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. 4.2. Идея божеского царства в творениях Григория VII и публицистов — его современников. Киев, 1897.

320. Трубецкой Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума // Вопросы философии. 1989, №12.4Ъ2.Тулъский М. Изменения религиозной принадлежности населения мира за 100 лет // Независимая газета. 2001, 23 января.

321. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

322. Успенский Ф. Очерки византийской образованности. СПб., 1894.

323. Федотов Г.П. Святые древней Руси. Париж, 1931.

324. Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1965.431 .Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений. М., 1995.

325. Филатов С.Б. Российский протестантизм: успех в равнодушном к вере обществе // Вопросы философии. 2004, №5. С. 32.

326. Фома Аквинский. О правлении государей. I, 1 // Политические структуры эпохи феодализма (VI-XVII вв.). М., 1990.

327. Фома Аквинский. Сумма теологии. 4.1. Киев, 2002-2003.

328. Форсова В.В. Православные семейные ценности // Социологические исследования. 1997, №1.

329. Франк C.JI. Демократия на распутье. М., 1917.

330. А А6.Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

331. AM.Франк C.JI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. Париж, 1939.

332. Франк C.JI. Философские предпосылки деспотизма // Вопросы философии.1992, №3.

333. А5А.Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995.

334. Фрей Монталъва Э. Будущее Чили внушает мне надежду. Избранные произведения. М., 1998.

335. Христианская демократия сегодня: Сборник документов. СПб., 1992.

336. Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996.468Хюбнер К. Нация: От забвения к возрождению. М., 2001.

337. Церковь и государство в русской православной и западной латинской традиции. СПб., 1996.

338. Церковь и демократия. Неуслышанные голоса. М., 1996.

339. Церковь о государстве. Сб. Старица Тверской обл., 1993.

340. А12.Цыганков А.П. Идеология и политическая нестабильность общества // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования.1993, №5.

341. МЪ.Чаадаев П.Я. Философические письма (1829-1830) // Поли. собр. соч. Т.1. М.,1991.

342. Чаныилев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. 475.Человек. Сб. М., 1995.

343. Челъцов М.П. Христианство и политика // Журнал Московской Патриархии. 1994, №3.

344. Черепков В.И. Что нам сегодня делать? Владивосток, 2003.

345. Что такое жизнь и как должно жить. СПб., 1901.

346. Чуев А. Свобода, солидарность, патриотизм // Власть. 1994, №3.4%0.Шатобриан Ф. де. Замогильные записки. М., 1995.481 .Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.

347. Шевченко М. Богословы обсудили ИНН. Ситуация в РПЦ близка к серьезномуразмежеванию // Независимая газета. 2001,21 февраля. АЪЪШейнман М.М. Ватикан и католицизм в конце XIX начале XX в. М., 1958.

348. Шейнман М.М. Христианский социализм. М., 1969.

349. Шеррер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000, №12.

350. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М., 1992.

351. Шмелев Н. Шанс на спасение // Известия. 1991, 22 ноября.

352. Шмитт К. Политическая теология. М., 2000.

353. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.

354. Шредер Х.-В. Община христиан: возникновение, развитие, предназначение. Калуга, 1994.491 .Шрейдер Ю. Поиски христианских основ демократии в России // Новый мир.1992. №1.

355. Штраус Ф.Й. Политическая философия ХСС // Вопросы философии. 1988, №10.493 .Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.

356. Щипков А.В. Христианско-демократические движения в постсоветской России.

357. Автореферат. канд. дис. М., 2000. 495.Экман У. Бог, государство и личность. М., 1995. 496.Экономика русской цивилизации. М., 1995.

358. Элбакян Е.С. Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний//Кентавр. 1994. №3.498Зллис Дж. Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие. London, 1990.

359. Эльл* Л. «Новый» консерватизм. Идеология и политика одного реакционноготечения в ФРГ. М., 1980. 500.Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство // Маркс К., Энгельс Ф.

360. Сочинения. 2-е изд. Т. 19. М., 1961. 501 .Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. М., 1980. 502.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1982.503 .Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 2001.

361. Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М., 1993.

362. Ярошевский Т.М. Личность и общество. М., 1973.512Ястребов НБ. Социальная программа католицизма: Ватикан, Литва. М., 1990.

363. Литература на иностранных языках:

364. Adenauer und die Folgen. 17 Vorträge über Probleme unseres Staates. München, 1965.

365. Allmayer W. Christliche Demokratie in Europa und Lateinamerika. Geschichte, Strukturen, Programme. Bonn, 1964.

366. Bart H. Warheit und Ideologie. Erlenbach Zürich, 1974.

367. BartK. Evangelische Theologie im. 19. Jahrhundert. Zürich, 1957.

368. Biedenkopf K. Die neue Sicht der Dinge: Plädoyer fur eine freiheitliche Wirtschaftsund Sozialordnung. München, 1985.

369. Biedenkopf K. Fortschritt in Freiheit. Umrisse einer politischen Strategie. München, 1975.

370. Blum K. Soziale Marktwirtschaft. Wirtschaftspolitik zwischen Neoliberalismus und Ordoliberalismus. Tübingen, 1969.

371. Böhm F. Die Aufgaben der freien Marktwirtschaft. München, 1951.

372. Castro S. Die politische Lehre von Jacques Maritain und die Problematik einer christlichen Politik. (Dis. Arbeit). Clausthal-Zellerfeld, Bönecke, 1971.

373. Challenges for Russian Economic Reform. Washington, 1995.

374. Clemens C. Christian democracy: The différent dimensions of a modern movement. Brüssels, 1989.

375. Cramer V. Katholische Bewegung in Deutschland im 19. Jahrhundert // Staatslexikon. 1929, №3.

376. Crawford V.M. The Rise and Décliné of Christian Democraty. Londres, 1939.

377. Defourny M. Leçons choisie d'économie politique et sociale. Louvain, 1932.

378. Die deutsche Geschichte geht weiter. Berlin, 1983.

379. Die Union in der Opposition. Düsseldorf, Wien, 1970.

380. Diss J. Einführung in die Volkswirtschaftslehre. Freiburg, 1983.

381. Eagleton T. Ideology. L. N.Y., 1991.

382. Eberle F. Katholische Wirtschaftsmoral. Freiburg, 1921.

383. Efforts to define a Christian démocratie «doctrine». Brüssels, 1989. 21 .Eucken W. Unser Zeitalter der Misserfolge. Tübingen, 1951.

384. Evangelische Kirche und freiheitliche Demokratie. Der Staat des Grundgesetzes als Angebot und Aufgabe. Eine Denkschrift der Evangelischen Kirche in Deutschland. Gütersloh, 1985.

385. Fogarty M.P. Christliche Demokratie in Westeuropa 1820-1953. Basel, 1959.

386. Freiheit in Verantwortung. Grundsatzprogramm der Christlich Demokratischen Union Deutschlands. Hamburg, 1994.25 .Gilson E. Elements of Christian Philosophy. N.Y., 1960.

387. Glatz H., Talos E. Sozialpartnerschaft: Ein pluralistisches Modell der Gesellschaft. Am Beispiel Österreich. ÖZPW, 1974.

388. Heller P.W. Das Problem der Umweltbelastung in der ökonomischen Theorie. Frankfurt/M, 1989.

389. Irving R. The Christian Democratic Parties of Western Europe. Londres, 1979.

390. Jean XXIII. Pazem in terris. Paris, 1963.

391. Knoll A.M. Der soziale Gedanke im modernen Katholizismus. Wien, 1932.

392. Lieber HJ. (Hrsg.). Ideologie und Wissenschaftssoziologie. Die Diskussion und das Ideologieproblem in den 20. Jahren. Darmstadt, 1974.

393. Lund W.R. Politics, citizens, and the Good Life: Assessing Two Versions of Ethical Liberalism // Political research quarterly. 1996, Vol., 49, №3,

394. Maier H. Revolution und Kirche. Studien zur Frühgeschichte der christlichen Demokratie (1789-1901). 2 erw. Aufl. Freiburg im Breisgau. Rombach, 1965.

395. Maritain J. Antimoderne. Paris, 1922.

396. Maritain J. Christianisme et Démocratie. N.Y., 1943.

397. Maritain J. De la philosophie chrétienne. Paris, 1933.

398. Maritain J. Humanisme intégral. Paris, 1936.

399. Maritain J. La philosophie morale. Paris, 1960.

400. Maritain J. Le philosophe dans la cité. Paris, 1960.

401. A0. Maritain J. Primauté du spirituel. Paris, 1927.

402. Al.Maritain J. Principes d'une politique humaniste II Maritain J., Maritain R. Oeuvres completes. Vol. VIII. Paris, 1989.

403. Merkel A. Die zweiten Gründerjahre der Republik // Süddeutsche Zeitung. 2003, 10 Januar.

404. A3.Moltman J. Dieu dans la révolution // Discussion sur «la théologie de la révolution». P., 1972.

405. Moody J.N. Church and Society, Catholic, Sozial and Political Thought and Movements (1789-1950), N.Y., 1953.

406. A5.Müller-Armack A. The Principles of the Social Market Economy // The German Economic Review: An English Language Quarterly on German Economic Research and Current Developments, 3. Stuttgart. 1965, № 2.

407. Ab.Miiller-Armack A. Wirtschaftslenkung und Markwirtschaft. Verlag für Wirtschaft und Sozialpolitik. Hamburg, 1948.

408. Neidhart L. Plebiszit und pluralistische Demokratie. Bern, 1970.

409. Nell-Breuning O. von. Warum so viel Aufregung? Ist die katholische Soziallehre antikapitalistisch? Köln, 1986.

410. Niemöller M. Dreißig Jahre Bundesrepublik. Erlebnisse und Gedanken. Argumente zur Zeit. Sonderdruck aus. Blätter für deutsche Politik. Köln. 1/1979.

411. Nöe F. de la. Christianism et politique. Paris, 1947.

412. Partei Bibeltreuer Christen (PBC). Die neue Kraft in Deutschland. Grundsatzprogramm. Klingenmünster, 1990.

413. PelinkaA. Ideologien in Bezugsfeld von Geschichte und Gesellschaft. Insbruck, 1981.

414. Rieck W., Schütze L., Wilhelmi R. 12. Thesen zur «vormierten Gesellschaft» // Gesellschaftspolitische Kommentare. 1965, № 13-14.

415. Röpke W. Civitas humana. Grundlagen der Gesellschaft und Wirtschaftsreform. Erlenbach-Zürich, 1946.

416. Röpke W. Internationale Ordnung. Erlenbach-Zürich, 1945.

417. Röpke W. Ist die deutsche Wirtschaftspolitik richtig? Stuttgart, 1950.

418. Röpke W. Wort und Wirkung. Ludwigsburg, 1964.

419. Rooseveit F. Letter to the American Bishops // Catholic News. 1942, 17 January.

420. Rüstow A. Soziale Markwirtschaft als Gegenprogramm gegen Kommunismus und Bolschewismus // Wirtschaft ohne Wunder. Erlenbach-Zürich, 1953.

421. Rüstow A. Zwischen Kapitalismus und Kommunismus // Jahrbuch für die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. 1949. Bd. II.

422. Schilder B. (Hrsg.). Zwischen Pragmatismus und Ideologie. Graz, 1972.

423. Schmidt U. Zentrum oder CDU. Politischer Katholizismus zwischen Tradition und Anpassung. Opladen, 1987.

424. Schürmann L. Die ideologischen Grundlagen der Nouvelles Equipes Internationales II Civitas Jahrbuch fur christliche Gesellschaftsordnung. 1949, №11.

425. Ser til langes A.D. Le christianisme et les philosophes. Paris, 1925.

426. Siebert H. Ökonomische Theorie der Umwelt. Tübingen, 1978.

427. Spieker M. Katholische Soziallehre und soziale Marktwirtschaft II Ordo. Bd. 45. 1994.

428. UdeJ. Eigentum, Kapitalismus, Christentum. Gratz, 1930.

429. Utz A., Streihofen H.B. Die christliche Konzeption der pluralistischen Demokratie. Stuttgart, 1977.

430. Valdés G. Hay una alternativa Chile - América. Roma, 1983.

431. Vaussard M. Histoire de la Démocratie chrétienne. Paris, 1956.

432. Veer H.J. Christlich-demokratische und konservative Parteien in Westeuropa. Paderborn, 1983.

433. Vogelin E. Die dritte Phase der Industriegesellschaft II Gesellschaftpolitische Kommentare. 1965, №11.

434. Wolf E. Kirchenkampf // Die Religion in Geschichte und Gegenwart. 3 Aufl. Tübingen, 1958.

435. Zukunftsprogramm der Christlich Demokratischen Union Deutschlands. O.P., 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.