Идеи поликультурного образования в классической зарубежной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Будняя, Ольга Николаевна

  • Будняя, Ольга Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 180
Будняя, Ольга Николаевна. Идеи поликультурного образования в классической зарубежной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пятигорск. 2006. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Будняя, Ольга Николаевна

Введение.

Глава I. Предпосылки поликультурного образования в педагогической системе Я.А. Коменского.

1.1.Идея общечеловеческого, энциклопедического образования, пан-гармонии и пансофии как основы поликультурного образования.

1.2. Концепция пансофического содержания образования.

Выводы по главе первой.

Глава II. Источники поликультурного образования в педагогической теории И.Г. Песталоцци.

2.1. Предпосылки поликультурного образования в теории элементарного образования И.Г. Песталоцци.

2.2. Нравственное воспитание в трудах И.Г. Песталоцци как этическая составляющая современной концепции поликультурного образования.

Выводы по главе второй.

Глава III. Поликультурный потенциал педагогической теории А.Днстервега.

3.1. Культуросообразность воспитания как методологический принцип поликультурного образования.

3.2. Прогностическое значение идеи общечеловеческого воспитания

А. Дистервега.

3.3. Соотношение компонентов национальной и общечеловеческой культуры в содержании школьного образования.

Выводы по главе третьей.'

Глава IV. Концептуальные основы поликультурного образования в прагматической педагогике Дж. Дыои.

4.1. Школа как средство демократизации общества в педагогической теории Дж.Дьюи.

4.2. Реализация идей прагматической педагогики в содержании образования средней школы и их значение для поликультурного образования.

Выводы по главе четвертой.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи поликультурного образования в классической зарубежной педагогике»

Актуальность исследования. В условиях перехода России к правовому государству и демократическому обществу к образованию предъявляются новые требования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что школа «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности» (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 1. - С.99). Система современных социально значимых установок включает в том числе способность к сотрудничеству, мобильность, готовность к межкультурному взаимодействию, коммуникабельность и толерантность.

Выдвижение в ряд приоритетных задачи воспитания толерантности и коммуникабельности у молодого поколения связано с тем, что в начале XXI века под влиянием процессов глобализации усиливается культурное многообразие мира, он становится полиэтническим и многокультурным. Люди разных стран и национальностей, используя современные информационные технологии, получают возможность приобщаться к одним и тем же культурным ценностям. С одной стороны, это расширяет возможности международного сотрудничества, обмена научными и культурными достижениями между отдельными людьми и государствами. С другой стороны, взаимовлияние разных культур и их носителей приводит к утрате социокультурной идентичности человека, разрушению сложившихся в обществе норм и традиций. В условиях глобализации усиливаются миграционные процессы в различных странах и геополитических регионах. Мигранты отличаются от местного населения традициями, верованиями, образом жизни. Это нередко приводит к конфессиональным и межэтническим конфликтам. Возникает необходимость научного обоснования путей и средств воспитания у молодого поколения уважительного отношения к другим культурам, развития умений межкультурного взаимодействия.

В Российском поликонфессиональном, полиэтническом и многоязычном государстве проблема формирования у молодежи готовности к межкультурному взаимодействию приобретает особую актуальность. Российская система образования имеет дело со сложным, этнически многообразным, культурно и ментально разнородным контингентом учащихся. Поэтому, как отI мечает известный российский ученый В.П.Борисенков, «проблемы понимания между людьми, исповедующими разные религии, между верующими и неверующими, проблемы консолидации российского общества не могут сегодня найти решения без участия системы образования» (Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. № 1. - С.6).

У мировой общественности серьезные опасения вызывают неготовность современного поколения к жизни в многокультурном мире, недоверие и враждебность к «чужому», претензии на расовую и национальную исключительность, конфликты и войны на этнической и конфессиональной основе, активизация деятельности террористических организаций. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. В канун нового тысячелетия под эгидой ЮНЕСКО разработана глобальная концепция образования, назначение которой - обеспечить продвижение в обществе ценностей и идеалов культуры мира, формирование у молодежи толерантности, способности к межкультурной коммуникации, готовности к международному сотрудничеству.

Сказанное позволяет считать, что в современном взаимозависимом и взаимосвязанном мире одной из важных задач общеобразовательной и высшей школы становится подготовка молодых людей к достойной жизни и успешной деятельности в поликультурном обществе. Эта задача названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы. В Докладе Международной комиссии о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивается, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность (Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. - Париж, 1997. - С.52).

В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Современные зарубежные ученые Дж.Бэнкс, Г.Дмитриев, Р.Лю-сиер, Ж.Гай, Р.Гарсиа, Д.Голлник, Ф.Чини, С.Ньето, П.Горски и отечественные педагоги О.К.Гаганова, В.А.Ершов, З.А.Малькова, В.В.Макаев, JI.JI.Cyn-рунова считают, что решению этой двуединой задачи способствует поликультурное образование.

Впервые понятие «поликультурное образование» было охарактеризовано в Международном педагогическом словаре (Лондон, 1977). В нем это понятие определяется как отражение культурного плюрализма в сфере просвещения, т.е. «как образовательная ситуация, когда носитель одной культурной системы вступает в контакт с ценностями другой или других культур, представленных в данном учебном заведении» (International Dictionary of Education. Kogan Page. London. 1977. - P.273).

Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся в учебных учреждениях практику, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию в духе уважения инокультурных систем (См.: The International Encyclopedia of Education. Vol.7. - Oxford: Pergamon Press. 1994.-P.3963).

Актуальность поликультурного образования осознана педагогической общественностью большинства полиэтничных, поликонфессиональных государств, оно становится частью государственной политики. Усиливающиеся интеграционные процессы, «этнический ренессанс», перспективы развития мирового сообщества и необходимость разрешения глобальных проблем актуализируют необходимость разработки идей поликультурного образования в современной России. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. указано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 1. - С.98-99).

На Западе идеи поликультурного образования развиваются в течение нескольких десятилетий. Обострение расовых противоречий после Второй мировой войны, требования расовых, этнических меньшинств защиты гражданских прав, активизация феминистического движения, резкие социально -демографические изменения, вызванные притоком иммигрантов из Азии, Латинской Америки, государств Арабского мира стимулировали в западных странах поиски путей стабилизации общества. Поликультурное образование признано одним из эффективных средств достижения согласия между людьми, представляющими разные расы, этнические и социальные группы.

Для России поликультурное образование - сравнительно новое явление, оказавшееся в значительной степени альтернативным интернациональному социалистическому воспитанию, которое рассматривалось ранее как условие идеологического единения общества. Существовавшие в советской педагогике концепции интернациональною воспитания и воспитания культуры межнационального общения, разработанные учеными Э.А.Баграмовым, З.Т.Гасановым, М.Курановым, Д.И.Полторак, несмотря на признанную гуманистическую направленность, не могли ответить на вызов, сделанный отечественной системе образования требованиями современного этапа развития цивилизации, резкими социально - демографическими изменениями в стране, возникшими в результате распада СССР и притока беженцев из бывших союзных республик, активизации процессов национально-культурного самоопределения народов РФ.

В современной российской педагогике концептуальные основы поликультурного образования разрабатываются О.В.Аракелян, О.К.Гагановой, О.В.Гукаленко, А.Н.Джуринским, В.А.Ершовым, Л.Л.Супруновой. Отдельные аспекты поликультурного образования, такие, как проблема воспитания толерантности, особенности работы педагогов с детьми-мигрантами изучаются П.В.Степановым, В.С.Кукушиным, С.А.Тангян, О.В.Гукаленко. Формы и методы поликультурного образования в условиях регионализации российской системы образования научно обоснованы в работах Г.Ж.Даутовой, С.Ф.Петровой, А.П.Шафиковой. Учеными Ю.С.Давыдовым, В.В.Макаевым, З.А.Мальковой, Л.Л.Супруновой разработаны концепции поликультурного образования в общеобразовательной и высшей школе РФ. В данных концепциях раскрывается понятие поликультурного образования, характеризуются его методологические ориентиры; определены основные направления, задачи и механизмы реализации поликультурного образования в современной российской системе.

Поликультурное образование как одно из магистральных направлений развития отечественной педагогической теории и практики находится в начале XXI века в поиске своих фундаментальных оснований, нуждается в концептуальном обогащении. Теоретическое осмысление такого сложного и многомерного феномена как поликультурное образование предполагает, на наш взгляд, историографический анализ и выявление концептуальных идей, положений, теорий классической педагогики, которые могут обогатить современные подходы к теоретическому осмыслению и практической реализации поликультурного образования.

Развитие мирового историко-педагогического процесса показывает, что на всех этапах человеческого общества проблема воспитания у молодежи гуманного, уважительного отношения ко всем людям, независимо от культурной, социальной, национальной принадлежности занимала значительное место в наследии выдающихся педагогов. Однако труды классиков педагогики не являлись объектом специального изучения и аналитической оценки с позиций поликультурного образования. В этой связи актуальными для раскрытия сущности, целей, функций поликультурного образования нам представляются выявление, анализ и систематизация идей классиков зарубежной педагогики о подготовке подрастающих поколений к жизни в условиях культурного многообразия, которые могут расширить представления современной педагогической мысли о поликультурном образовании. Сказанное обусловило выбор темы нашего диссертационного исследования: «Идеи поликультурного образования в классической зарубежной педагогике».

Проблема исследования состоит в выявлении потенциала поликультурного образования в наследии классиков зарубежной педагогики XVI - XX вв.

Цель исследования: на основе научного анализа и систематизации трудов Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, Дж.Дьюи раскрыть значение педагогических идей, концепций, теорий классиков зарубежной педагогики XVI-XX веков для развития современного поликультурного образования.

Объект исследования: наследие классиков зарубежной педагогики XVI - XX веков Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, Дж.Дьюи.

Предмет исследования: идеи поликультурного образования в трудах зарубежных педагогов Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, Дж. Дьюи.

В соответствии с целью, объектом, предметом определены следующие задачи исследования:

- раскрыть предпосылки поликультурного образования в трудах Я.А.Коменского;

- определить источники поликультурного образования в педагогическом наследии И.Г.Песталоцци;

- выявить поликультурный потенциал педагогической теории А.Дистервега;

- охарактеризовать положения прагматической педагогики Дж.Дьюи с позиций поликультурного образования;

Методологической основой исследования явилась система следующих принципиальных положений:

- диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного, исторического и современного, общего и особенного (единичного);

- допустимость плюрализма философских, гносеологических подходов и оценок к изучаемым педагогическим фактам, явлениям, теориям;

- обусловленность формирования и развития педагогических концепций, теорий историческими, экономическими, политическими, социокультурными и религиозными факторами развития общества;

- целостность изучения историко-педагогических фактов, явлений в их диалектической взаимосвязи с другими явлениями;

- гуманистический подход, утверждающий отношение к личности как к высшей ценности на Земле;

- признание приоритета общечеловеческих ценностей в исследовании педагогических явлений;

- единство и взаимосвязь общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей как фактор социальной и духовной преемственности поколений.

Специфику нашего исследования составляет его конкретно - исторический и сравнительный анализ, потребовавший системного подхода как наиболее адекватного для изучения рассматриваемой проблемы.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, в которых раскрыты:

- историко-педагогический процесс как неотъемлемая часть историко-культурного процесса (В.П.Борисенков, Б.Л.Вульфсон, А.Н.Джуринский, Г.Б.Корнетов, Н.Д.Никандров, Л.В.Образцова, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, К.И.Салимова);

- общечеловеческие ценности как основа формирования личности учащегося (Ш.А.Амонашвили, А.Ю.Белогуров, В.И.Додонов, В.А.Караковский, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, Е.Н.Шиянов и др.);

- взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей в образовании (Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, Г.Б.Корнетов, В.В.Лезина,

B.К.Шаповалов);

- сущность и основы поликультурного образования (О.К.Гаганова, Ю.С.Давыдов, Г.Ж.Даутова, В.В.Макаев, З.А.Малькова, С.У.Наушабаева, Л.Л.Супрунова, Дж.Бэнкс, Г.Д.Дмитриев, Р.Люсиер, Ж.Гай, Р.Гарсиа, Д.Гол-лник, Ф.Чини, С.Ньето, П.Горски);

- взаимосвязь личности, деятельности и сознания (Л.И.Божович,

C.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, А.Н.Леонтьев, А.А.Деркач, Е.М.Иванова, Е.А.Климов, А.А.Крылов)

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ первоисточников, философской, социологической и психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение материалов периодической печати, их сравнительно - сопоставительный анализ, изучение программных документов и опыта работы образовательных учреждений, реализующих идеи поликультурного образования, беседы со специалистами, занимающимися проблемами поликультурного образования.

Источниковедческая база исследования: произведения Я.А. Комен-ского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, Дж.Дьюи, труды отечественных и зарубежных ученых, документы ООН, ЮНЕСКО, Правительства Российской Федерации в области образования, Интернет-ресурсы, материалы периодической печати, словарно-справочные источники.

Организация и основные этапы исследования.

Первый этап (2003-2004 гг.) — поисковый: уточнялась сущность проблемы, проводился сбор, накопление, систематизация материалов по проблеме исследования. На основе теоретического анализа философской, психолого - педагогической литературы была выявлены актуальность и определены методологические основы исследования. Второй этап (2004-2005) - концептуальный: обобщался систематизированный материал, формулировались теоретические обобщения и выводы, проводилась подготовка материалов к публикации. Третий этап (2005-2006 гг.) - итоговый: формулирование теоретических выводов, апробация полученных результатов в практику, научно-литературное оформление диссертации.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что выявлено историческое развитие идеи поликультурного образования в контексте мировой педагогической науки. Охарактеризована идея универсального, пан-софического образования в педагогической системе Я.А.Коменского как средство преодоления враждебности, неприязни между людьми, достижения гармонии между нациями и государствами. Определены источники поликультурного образования в трудах И.Г.Песталоцци, которые включают: социокультурную среду; народную культуру как основу воспитания у молодежи милосердия, сострадания, гуманного отношения к людям независимо от социальной и культурной принадлежности; содержание всеобщего элементарного образования, направленное на подготовку учащихся к будущей продуктивной деятельности в разнообразных социокультурных условиях. Раскрыт поликультурный потенциал педагогической теории А.Дистервега, который заключается в реализации принципа «через национальное - ко всеобщему» в содержании общего образования, организации совместного обучения и воспитания немецкой молодежи, независимо от социальной, религиозной принадлежности. Охарактеризованы положения прагматической педагогики Дж.Дьюи, позволяющие трансформировать образование в эффективное средство обновления многокультурного общества на гуманных и демократических началах.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в систематизации и обобщении представлений, идей, понятий, сформулированных в трудах классиков зарубежной педагогики XVI-XX вв., которые позволяют совершенствовать концептуальные основы поликультурного образования. Теоретические положения, сформулированные в диссертации, дополняют и уточняют сущность поликультурного образования, способствуют более полному осознанию проблемы подготовки молодежи к жизни в многокультурной среде.

Практическая значимость результатов исследования. Результаты проведенного исследования позволяют обогатить содержание курса «История педагогики» для студентов педагогических вузов; материалы диссертации могут быть использованы при построении спецкурсов, посвященных проблемам поликультурного образования в вузах и институтах повышения квалификации работников образования, а также при разработке региональных программ развития образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается опорой на методологические и теоретические положения и принципы, анализом широкого круга источников, применением комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, основанного на принципах историзма, объективности, всесторонности, опорой на современные теоретико-методологические положения современных концепций поликультурного образования к решению проблемы исследования, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Педагогическое наследие Я. А.Коменского содержит следующие идеи, важные для понимания сущности современного поликультурного образования: - мирное сосуществование и равноправное сотрудничество всех людей, независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания возможно посредством всеобщего, универсального образования;

- воспитание подрастающего поколения следует осуществлять на основе посылки об общности людей в соответствии с идеалами добра и общественной пользы;

- важнейшей целью образования и воспитания является формирование гражданина мира, осознающего свою ответственность за судьбу всего человечества;

- эффективным средством формирования гражданина мира выступает пансофизм - обобщение всех добытых в ходе развития цивилизаций знаний -позволяющий показать вклад всех народов в развитие цивилизации.

2. Источники поликультурного образования в педагогической теории И.Г.Песталоцци - социокультурная среда, народная культура, содержание всеобщего образования — позволяют: готовить человека к жизни в соответствии с его будущим положением в обществе и социокультурными условиями; обеспечить в школе условия для «развития совокупной силы» - всестороннего развития заложенных в каждом растущем человеке духовных и физических сил; рассматривать нравственное воспитание как средство гуманизации отношений между людьми, принадлежащим к различным социальным и культурным группам.

3. Поликультурный потенциал педагогической системы А.Дистервега содержится в следующих положениях его учения: цель общечеловеческого воспитания - «Благородная человечность в национальном выражении и индивидуальной (оригинальной) форме» направлена на формирование всесторонне развитой личности, принадлежащей к определенному народу, и в то же время осознающей себя гражданином мира; принцип культуросообразности означает учет в воспитании условий места и времени, в которых развивается человек, обеспечивает осознание учащимися себя как культурно-исторических субъектов, являющихся носителями и выразителями культурных ценностей своего народа; создание в образовательном процессе условий, в которых проявляется органичное единство компонентов национальной культуры и достижений общечеловеческой цивилизации.

4. Существенный вклад в разработку положений современной концепции поликультурного образования вносят следующие системообразующие идеи педагогической теории Дж.Дьюи:

- единая демократическая школа способна примирять индивидуальные и общественные интересы, культивировать уважительное отношение к личности, создавать благоприятные условия для осознания учащимися прав и свобод личности;

- универсальные общечеловеческие знания, на фундаменте которых строится преобразующая деятельность людей в рамках системы «наука — производство», необходимы для продуктивной трудовой деятельности в условиях складывающегося поликультурного социума;

- воспитание у нового поколения коммуникабельности, толерантности, развитие умений продуктивного общения в современном взаимосвязанном мире способствует интеграции людей в целях совместного удовлетворения их индивидуальных и групповых интересов в демократическом обществе.

Апробация и внедрение в практику. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета в 2004-2006 гг.; на региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука - 2005», посвященной 60 -летию Победы (Пятигорск, 2005); на XII Годичном собрании Южного отделения РАО и XXIV психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на-Дону, 2005); на научно-методических чтениях в Пятигорском государственном лингвистическом университете «Университетские чтения - 2006» (Пятигорск, 2006); на XIII Годичном собрании Южного отделения РАО и XXV психолого - педагогических чтениях Юга России (Ростов-на-Дону, 2006).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Будняя, Ольга Николаевна

Выводы по главе четвертой

Результаты проведенного исследования показали, что в работах Дьюи содержатся существенные предпосылки для обоснования современной концепции поликультурного образования. Стремительное развитие науки и техники в конце XIX - начале XX вв. способствовало интернационализации экономики, торговли, культуры, усилению миграционных процессов. Это привело к усилению культурного многообразия в индустриальных странах. Поэтому, разрабатывая теорию прагматической педагогики, Дж.Дьюи уделял особое внимание таким важным для поликультурного образования требованиям, как: изучение родного языка в конкретном социокультурном контексте; развитие мышления учащихся с учетом их культурной идентификации и жизненного опыта; позитивное отношение к языковому и культурному многообразию в школьной среде. Содержание образования в демократической школе Дж.Дьюи было направлено на: отражение в учебном материале гуманистических идей демократии, свободы и ненасилия; характеристику уникальных самобытных черт в культурах разных народов, социальных групп; выявление в традициях различных культурных групп общих элементов, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии; приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса сотрудничества стран и народов в различных областях жизни.

Дьюи выступал сторонником демократического устройства общества, позволяющего непрерывно улучшать социальные условия жизни всех людей в условиях культурного плюрализма. По его убеждениям, идеал демократии выражался в устранении классовых интересов и замене их общей заинтересованностью в улучшении жизни всех слоев общества, в развитии отношений сотрудничества между всеми гражданами. Результаты проведенного исследования показали, что Дж.Дьюи рассматривал решение вопросов демократизации образования с учетом того фактора, что страны перестали быть гомогенными в этническом и культурном отношении. В своих произведениях «Школа и общество», «Школы будущего», «Школа и ребенок» философ отмечал влияние культурного многообразия на систему образования. Он правомерно считал, что усилия педагогической общественности должны быть направлены на превращение образования в эффективное средство демократизации общества посредством соблюдения прав и свобод человека, независимо от его культурной принадлежности: возрастной, половой, расовой, религиозной. По мнению ученого, прогресс общества и развитие отдельного человека тесно связаны с успешной интеграцией в систему межкультурных контактов.

В теории прагматической педагогики Дж.Дьюи обоснованно утверждал, что только единая, доступная для всех, построенная на принципах демократии школа способна обеспечить гражданский мир, не допускать классовых столкновений, примирять индивидуальные и общественные интересы в условиях складывающегося поликультурного социума. В работе «Демократия и образование» он правомерно указывал, что навыки и привычки поведения, выработанные в школе, составляют основу прочности демократического общественного строя. Дьюи разработал процедуры формирования поведения, свойственного члену демократического общества. Сложная и многогранная жизнь современного ему американского общества отрицала «пассивное изучение» демократии. Чтобы действительно понять идеи демократии, школьники должны были находиться в демократических условиях. В задачу системы образования Дьюи ставил сознательное и постоянное моделирование демократического образа жизни. Так, учащиеся усваивали способы общения, нравственные ценности посредством активной деятельности в ситуации плюралистической культурной среды. Педагог считал, что такое истинное демократическое образование имеет активное воздействие на социальные структуры общества. Отметим, что большинство современных аналитиков поликультурного образования считает, что оно не может быть полноценным, если не оказывает эффективного влияния на социально-политическую жизнь общества. Таким образом, назначение школы — способствовать демократизации и гуманизации личности, гармонизации межличностных отношений граждан, развитию у них стремлений к сотрудничеству, коммуникабельности, толерантности. На наш взгляд, данные идеи Дж.Дьюи соответствуют современной концепции поликультурного образования, которое рассматривается его сторонниками как эффективный способ обеспечения органичного вхождения различных культурных групп в единую культуру при сохранении собственной самобытности.

Ведущей идеей поликультурного образования является распространение универсальных знаний, отвечающих потребностям современного общества, способствующих сближению народов с учетом их менталитета и культуры, а также предоставление равных возможностей образования для всех граждан. Целью обучения Дьюи считал овладение подрастающим поколением универсальными знаниями. По Дьюи, овладение общечеловеческой культурой - есть усвоение системы культурных ценностей, отражающих крупнейшие достижения человеческой цивилизации.

Реализация поставленной цели образования было призвано способствовать формированию у учащихся представлений и понятий о современном производстве, особенностях научно-производственной деятельности, о технологической стороне научной картины мира, культуре труда народов мира и тем самым вносить вклад в реализацию поликультурного образования.

Поликультурная направленность прагматической педагогики Дьюи выражается, на наш взгляд, в следующих положениях его теории:

• демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей всех детей, независимо от национальной, религиозной, культурной, классовой принадлежности; предоставлении подрастающему поколению свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде;

• гуманизм, предполагающий признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий для свободного и всестороннею проявления способностей личности;

• интеграция и консолидация людей в целях совместного удовлетворения их индивидуальных и групповых потребностей и интересов посредством единой демократической системы образования;

• воспитание гражданственности и формирования готовности к активному участию в жизни демократического общества;

• толерантность к иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий.

Мы полагаем, что в целом идеи Дж.Дьюи о демократизации школы и превращении ее в эффективный инструмент социокультурных изменений t вносят существенный вклад в разработку положений современной концепции поликультурного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования показали, что идеи поликуль-i турного образования не являются продуктом только современной эпохи. Они имеют глубокие исторические корни. Анализ трудов классиков зарубежной педагогики XVI-XX вв. позволил выявить, что национальные ценности выдающиеся педагоги прошлого - Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, Дж. Дьюи - рассматривали в тесной связи с общечеловеческими. Такие понятия, как свобода, гуманность, демократизм, терпимость были для них ценностями как национального, так и общечеловеческого значения. Высказанные классиками зарубежной педагогики идеи единства человечества, плюрализма культур как богатства мира, обеспечения взаимопомощи и взаи-> мопонимания народов разных культур обрели в современных условиях теоретическую и практическую форму поликультурного образования как интегральной части общего образования.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам прийти к выводу о том, что образование рассматривалось классиками зарубежной педагогики XVI-XX вв. Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, А.Дистервегом, Дж.Дьюи как средство формирования многогранного целостного видения мира, способности оценивать явления с позиций другого человека, умений и навыков сотрудничества, взаимодействия.

Идея подготовки молодежи к жизни в условиях многокультурной среды впервые была выдвинута и обоснована Коменским. Она вытекала из потребностей развития капиталистического производства и упрочнения буржуазных отношений, складывавшихся в период перехода от феодализма к капитализму. В педагогической системе великого чешского мыслителя универсальное общечеловеческое образование означало передачу накопленных цивилизацией знаний, культурных ценностей и жизненного опыта новым, под-1 растающим поколениям. Такое образование рассматривалось им как важный фактор прогресса общества, развития гуманных отношений в нем на фундаменте христианской религии.

Коменский прогнозировал достижение гармоничного сотрудничества всех людей на основах взаимопонимания и содружества независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. Главной предпосылкой совершенствования общественной жизни он считал объединение всех народов в универсальный союз на принципах добровольности, уважения к традициям и духовным ценностям, к культуре каждой нации, терпимости к различным религиям и национальным обычаям разных народов. Реализация идеи объединения всех наций на таких принципах, переустройство мирового общественного порядка в целом, по мнению педагога, была возможна только через всеобщее универсальное образование. Коменский был убежден в том, что просвещение развивает и совершенствует духовные способности каждого человека, которые позволяют ему преобразовывать свою жизнь и жизнь общества на основе преодоления негативных черт окружающих людей социального мира.

В результате изучения педагогических произведений Коменского мы пришли к заключению, что ученый рассматривал образование как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека, развития заложенных от природы способностей, как средство формирования в нем человечности, гуманности, которая определяет стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение. Исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, он призывал к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, гражданина мира и, таким образом, единого человечества.

Как показали результаты проведенного исследования, в созданной им целостной педагогической концепции воспитание подрастающего поколения рассматривалось как предпосылка дальнейшего прогресса человечества. В школе ребенок овладевал определенными знаниями, осваивал систему культурных ценностей, приобретал опыт социальных отношений. С помощью образования передавались наиболее значимые достижения в области науки, литературы и искусства, способы общения и деятельности, нравственные ценности и модели поведения. На наш взгляд, в таком понимании образование становится важной составной частью и одновременно эффективным средством приобщения молодежи к социокультурному опыту человечества, оно становится универсальным, поликультурным. Материнская и все последующие типы школ, предложенные Коменским, были призваны осуществлять образование и воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях, включающее проблемы жизни всего человечества, универсальные знания, достижения мировой культуры. Содержание образования должно быть гармоничным и всесторонним, отражающим целостность вселенной, а это предполагает его поликультурный характер.

В «Пампедии», одной из частей «Всеобщего совета», мыслитель раскрывает воспитание в широком смысле слова как путь преобразования человечества на гуманно-демократической основе. В его педагогической концепции провозглашены такие идеи, имеющие важное значение для поликультурного образования как всеобщее образование народа; демократическая школа, подготавливающая подрастающее поколение к труду, жизни в обществе; приближение знаний к потребностям общества; нравственное воспитание на основах гуманизма. Коменский был убежден, что у всех народов Земли должны быть равные возможности для организации образования и воспитания молодежи. Просвещение и наука в равной степени должны служить всем людям, независимо от их национальной, сословной, религиозной и расовой принадлежности.

Пансофия Коменского является самостоятельной философской системой, в основе которой лежит идея возможности объединения, синтезирования всех знаний в единое стройное целое, - создание своеобразной энциклопедии науки, в которой будет отражена мудрость, накопленная человечеством во всех областях знания, в сочетании с христианской верой. В этой системе отражена идея универсального образования. Реализуя эту идею на практике, великий педагог стремился к обобщению и выявлению закономерностей развития культуры как ядра современного образования и к распространению ее в доступной форме всем людям Земли. Тем самым Коменский ставил идею пансофии не в узконациональном, а в общечеловеческом, поликультурном плане. Он предназначал ее для всего человеческого рода, для всех людей независимо от их национальной принадлежности.

Ключевой фигурой педагогической системы Коменского является учитель. Реализация поликультурного образования актуализирует необходимость подготовки учителя как посредника между культурами разных народов, организатора межкультурной коммуникации. Анализ педагогического наследия великого гуманиста показал, что он уделял значительное внимание роли учителя в реализации содержания универсального образования как составной части формирования гармонично развитой личности. Он считал, что для общечеловеческого образования необходимы универсальные учителя, которые сумели бы наставлять всех людей всему, что способствует совершенствованию человеческой природы.

Коменский считал, что универсальное образование должно включать следующие взаимосвязанные компоненты: изучение родного языка, культурного наследия своего народа как условие самоидентификации ребенка как представителя той или иной национальной культуры; изучение языков и культур соседних народов как средство для диалога с этнокультурным окружением; овладение универсальным культурным языком своего времени (латинским, греческим, еврейским) для вовлечения растущей личности в циви-лизационные процессы, основывающиеся на национальных и общечеловеческих ценностях. Тем самым мыслитель показал, что в системе универсального образования ведущая роль принадлежит языкам - носителям культуры. Универсальное образование включало в себя, прежде всего, овладение родным языком. Знание языков других народов обеспечивало другое направление содержания универсального образования — приобщение учащихся к языкам и культурам других народов. Владение языком межнационального общения расширяло образовательные, научные и культурные перспективы личности, приобщало к культурным, научным и техническим мировым достижениям.

Изучение трудов Песталоцци позволило выявить источники в его педагогической теории, представляющие, на наш взгляд, значимость для теоретико-методологического обоснования поликультурного образования: социокультурная среда; народная культура; содержание общечеловеческого образования, направленное на подготовку учащихся к будущей эффективной трудовой деятельности в разнообразных социокультурных условиях; воспитание гуманности, толерантности — «всеобщей деятельной любви к людям» — как средство гуманизации образования.

Одним из источников поликультурного образования в трудах Песталоцци является социокультурная среда. Социокультурная среда есть непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение. Эта среда формирует личность. Ведущим для обучения и воспитания людей педагог выдвигал требование формировать личность в соответствии с общественными социокультурными условиями. Песталоцци выступал за образование, которое обеспечивало бы наибольшую адаптирован-ность личности к предстоящим условиям жизни, наилучшую подготовленность к интеграции в многослойный социокультурный контекст. Ученый предлагал учитывать в учебно-воспитательном'процессе социальное и культурное окружение, определил значимость социокультурной среды в формировании мировоззрения растущего человека, его отношения к другим людям, в подготовке к труду. При этом он отмечал, что сама личность играет активную роль в деле своего формирования, направляет по своей воле действующие на нее обстоятельства.

Задачу воспитания Песталоцци определил как овладение знаниями о природе, культуре общества и трудовых процессах. Образование, по Песталоцци, должно быть доступно всем без исключения. Отстаивая, в противоположность сословному образованию, общечеловеческие цели и задачи обучения и воспитания, Песталоцци тем самым призывал к реализации в школе принципов гуманности и поликультурности. Образование, считал он, призвано содействовать развитию у каждого ребенка всех сил и способностей. При этом педагог подчеркивал, что целью воспитания является не просто гармонически развитый индивидуум, а труженик - культурный член человеческого сообщества.

Для успеха в деле воспитания необходимо всестороннее овладение народным педагогическим опытом. Поэтому воспитание должно быть общественным, народным по своему содержанию. Тем самым Песталоцци показал необходимость опоры в воспитании на принцип народности. В педагогических произведениях «Письма г-на Песталоцци к г-ну Н.Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодежи», «О народном образовании и индустрии» педагог-демократ показал, что элементарное образование должно приобщать детей к национальной и общечеловеческой культуре. При этом народная культура может стать базисом начального образования, на котором строится общий корпус знаний и представлений, необходимых человеку для продуктивной деятельности в социуме. Он был глубоко убежден, что обращение к народным образовательным традициям, обучение и воспитание подрастающих поколений посредством приобщения к культурному достоянию народа создает благоприятные предпосылки для гуманизации образования, а также нравственного совершенствования личности. Таким образом, начальную школу Песталоцци рассматривал как социокультурный институт общества, направленный на подготовку учащихся к продуктивной трудовой деятельности в разнообразных условиях. В разработанной педагогом теории и методики первоначального образования центральное место занимало изучение родного языка. Родной язык, по Песталоцци, создавал наиболее благоприятные условия познания истоков своего народа, его традиций, обычаев, культуры, воспитания глубокого уважения и любви к родному народу. Следовательно, изучение родного языка направлено не только на повышение уровня речевого развития, но и на освоение культурного достояния народа и всего человечества.

Составной частью овладения общечеловеческой культурой, по Песталоцци, является усвоение знаний о труде и умение соединять эти знания с производительным трудом. Участвуя в производительном труде, в общественно полезной работе, дети испытывали потребность осмыслить окружающую действительность, понять преобразующую силу труда и убедиться в том, что знания об окружающем мире помогают успешнее, более производительно трудиться. Познавая жизнь, окружающую природу через трудовую деятельность, подрастающее поколение эмпирически постигало науку, развивало познавательные силы и способности, вырабатывало личные мировоззренческие убеждения, училось адекватно воспринимать явления социальной действительности, входить в систему установившихся общепринятых отношений. Поскольку труд непрерывно совершенствовался, становился более многосторонним, требовал опоры на современные научные знания, он обусловливал потребность в рациональных знаниях, которые являются достижениями всего человечества. Это, в свою очередь, выступало стимулом творческого подхода к выполняемой работе и стимулом внутреннего стремления к совершенству личности.

Проведенное исследование показало, что в воспитании истинной мудрости и человечности важным средством, по Песталоцци, являлась природа. Пребывание детей в окружении природы, их жизнедеятельность в гармонии с природой создают благоприятные возможности для длительного, сосредоточенного, систематического наблюдения над теми или иными объектами, явлениями естественного мира. Песталоцци рассматривал природу как универсальный источник знаний и умственного развития детей. В содержание образования Песталоцци включал знания, которые являлись результатом непосредственного воздействия естественной природы на детей. Как убедительно показано в произведениях знаменитого педагога, общаясь с природой, дети получали первоначальные представления, а затем вырабатывали в своем сознании понятия, раскрывающие сущность предметов, явлений естественного многообразного мира.

Реорганизация системы образования в соответствии с предложенными великим гуманистом принципами требовала повышения качества подготовки учителей. Основная функция учителя, в понимании Песталоцци, состоит в том, чтобы помочь развить в ребенке интеллектуальные, нравственные, физические задатки - «совокупной силы». В педагогической теории Песталоцци учитель являлся источником и средством духовного развития личности, утверждения гуманных идеалов в обществе. Тем самым педагог подчеркивал исключительную важность личности педагога в воспитании подрастающего поколения, а значит и в духовном реформировании общества.

Считаем, что актуальной для обоснования поликультурного образования является разработанная Песталоцци теория «совокупной силы». Признавая гармонию сил человеческой природы в качестве идеала, он осознавал, что его недостижимость предопределена из-за реальной дисгармонии сил и задатков отдельных людей. Вследствие этого полное достижение гармонии сил ребенка весьма затруднительно в силу имеющихся у отдельных людей различий задатков и способностей. В произведении «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» он справедливо указал, что цель воспитания состоит в том, чтобы вырабатывать у воспитанника «совокупную силу», благодаря которой может устанавливаться «равновесие», «баланс» между умственным и нравственным развитием личности. Выработку такого «равновесия сил» Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального элементарного образования, включающего идею развития внутренних сил человеческой природы «до степени истинной человеческой мудрости». Это составляло общую цель воспитания для всех людей. Теоретическое обобщение своей опытно-педагогической работы позволило Песталоцци убедительно показать решающее значение гуманно направленного воспитания в формировании личности на основе овладения культурными ценностями человечества. Сформулированная педагогом равноценная цель воспитания стала вкладом в признание гражданских прав обездоленных слоев населения.

Как показало изучение современной психолого-педагогической литературы, важной этической составляющей современного поликультурного образования является нравственное воспитание растущей личности. Полноценное духовно-нравственное воспитание в процессе поликультурного образования как интегральной части общего образования в значительной мере определяется такими базовыми гуманистическими ценностями, как осознание духовного величия человека, единение с человечеством, потребность служить другим людям, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадание, любовь к природе.

Песталоцци придавал особенное значение нравственному воспитанию подрастающего поколения. В своих трудах «Письмо другу о пребывании в Станце», «Что дает метод уму и сердцу» педагог указывал, что образование как сфера жизнедеятельности вводило учащихся в систему межличностных отношений, способствующих формированию нравственных качеств личности и последовательному закреплению этих качеств в учебной и трудовой деятельности. При этом, являясь источником знаний о целостности мира, о всеединстве, равенстве людей, необходимости в их взаимодействии, взаимоподдержки образование способствует осознанному выбору учащимися нравственных ценностей. Установка на ведущую роль нравственного воспитания в осуществлении общей цели воспитания — «формирование истинной человечности» — выражает, на наш взгляд, гуманистическую поликультурную направленность педагогических идей Песталоцци.

На основе изучения и анализа работ немецкого педагога Дистервега мы пришли к следующим выводам. Передовые демократические взгляды Дистервега на цель, задачи, содержание и методы работы народной школы, на роль учителя в процессе обучения и воспитания содержат значительный потенциал для обоснования современного поликультурного образования. В борьбе против сословности и национализма, конфессионального характера школы Дистервег выдвинул идею общечеловеческого и патриотического воспитания. Дистервег выступал за превращение школы в государственное общеобразовательное учреждение, создание единой всеобщей школы, уничтожение конфессионального принципа обучения, повышение уровня образования детей широких народных масс, воспитание у школьников любви к родному краю, создание необходимых условий для повышения уровня общей и специальной педагогической подготовки учителя для работы в народной школе.

Для обогащения концепции поликультурного образования интерес представляют идеи Дистервега о взаимосвязи национального и общечеловеческого в содержании национального образования. Педагог считал, что содержание образование должно обеспечивать единство и взаимосвязь национального и общечеловеческого компонентов в содержании учебных дисциплин. Учебно-воспитательный процесс, по Дистервегу, необходимо первоначально осуществлять на основе национального идеала, затем трансформировать в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В этом смысле школа была призвана сбалансировать интересы личности, народа, человечества в целом. Он правомерно утверждал, что человек принадлежит, прежде всего, человечеству, а затем - своему народу

Дистервег провозглашал принцип равенства в получении универсального образования всеми людьми независимо от национальной принадлежности, имущественного и должностного положения, отношения к религии. Он считал, что лучшее средство подготовки молодого поколения к будущей гражданской деятельности — общность воспитания, совместное обучение и упражнение. Дистервег показал, что подготовка растущей личности к жизни посредством поликультурного образования и введение ее в мировое цивили-зационное пространство невозможно без сознательного овладения своей национальной культурой. Личность должна осознавать, что национальная культура является частью всеобщей культуры, подлинные ценности каждого народа являются общечеловеческими. В этом смысле школа призвана сбалансировать интересы личности, народа, поликультурного общества в целом.

Великий немецкий педагог подчеркивал, что в этой работе ведущая роль принадлежит родному языку. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений. Следовательно, школу Дистервег рассматривал как инструмент реализации интересов народа в сфере образования, важнейший институт сохранения, развития и трансляции национальной культуры посредством содержания образования. Изучение работ Дистервега показало, что в основу национальной школы он положил идею о первичности родного языка и культурной традиции родного народа. Анализ содержания начального образования, предложенного Дистервегом, позволяет заключить, что при отборе учебного материала для этой школы Дистервег руководствовался общекультурными принципами, являющимися основой определения национальной направленности образования:

- учет национального состава населения данной местности;

- обучение на родном языке на начальной ступени школьного образования;

- развитие национального самосознания учащихся на основе приоритета общечеловеческих ценностей;

- приобщение учащихся к ценностям национальной и общечеловеческой культуры в национальных учебных заведениях начиная с начального этапа обучения;

- интеграция национального образования в мировое пространство;

Введение национально-регионального компонента направлено на реализацию цели национальной самоидентификации учащегося с одновременным приобщением его к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям.

Реализация провозглашенной Дистервегом цели образования требовала отбора соответствующего содержания учебного материала для общеобразовательной школы: он должен был быть источником формирования гуманной и толерантной личности, обладающей умениями жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Это являлось одной из предпосылок гармоничного развития человека. Поэтому педагог включал учебный материал, расширяющий общекультурный кругозор учащихся, ориентирующий на применение знаний в практической деятельности. Эти знания, соответствующие умения и навыки способствовали более полному и раскрытию гуманистической сущности национальной и общечеловеческой культуры, глубокому овладению ими.

Мы считаем, что при таком отборе учебного материала образование выступает, с одной стороны, как средство социализации и воспитания растущей личности, а с другой - как источник и средство развития национальной и культурной жизни этносоциума. Следовательно, как убедительно показано в работах Дистервега, содержание образования в школе, реализующей идеи общечеловеческого образования, должно быть нацелено на развитие национального самосознания народа, на воссоздание исторической духовной и деятельностно - практической преемственности между поколениями. При этом приоритетным направлением в содержании образования является внедрение гуманистических принципов при овладении различными областями знаний, без которых подрастающее поколение не сможет быть вовлечено в интеграционные общечеловеческие процессы.

Одним из методологических принципов поликультурного образования современные теоретики поликультурного образования считают принцип толерантности. В логике поликультурного образования толерантность рассматривается как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряженности и достижения взаимной договоренности относительно несовпадающих интересов и ценностей.

Как показал анализ ряда педагогических работ Дистервега, он уделял значительное внимание разработке данного принципа. Реализация провозглашенной А.Дистервегом цели образования «Благородная человечность в национальном выражении и индивидуальной (оригинальной) форме» требовала соответствующего содержания общего образования: оно должно было быть источником формирования гуманной и толерантной личности, обладающей умениями жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Педагог считал важным, чтобы учащиеся руководствовались в своем поведении принципом терпимости, который включают уважение прав человека, взаимопонимание и доверие друг другу.

В современных условиях во многих странах мира одной из наиболее актуальных образовательных проблем является демократизация образования. В понятие «демократическая система образования» включаются такие критерии, как доступность образования всем гражданам, создание в учебном процессе условий для становления творческой и свободно мыслящей личности. При этом важным механизмом демократизации школы современные исследователи считают поликультурное образование. Мы полагаем, что помощь в теоретическом обосновании поликультурного образования могут оказать идеи Дж.Дьюи о демократизации школы.

Стремительное развитие науки и техники в конце XIX - начале XX вв. способствовало интернационализации экономики, торговли, культуры, усилению миграционных процессов. Это привело к усилению культурного многообразия в индустриальных странах. Поэтому, разрабатывая теорию прагматической педагогики, Дж.Дьюи уделял особое внимание таким важным для поликультурного образования требованиям, как: изучение родного языка в конкретном социокультурном контексте; развитие мышления учащихся с учетом их культурной идентификации и жизненного опыта; позитивное отношение к языковому и культурному многообразию в школьной среде.

Результаты проведенного исследования показали, что Дж.Дьюи рас-щ сматривал решение вопросов демократизации образования с учетом того фактора, что страны перестали быть гомогенными в этническом и культурном отношении. В своих произведениях «Школа и общество», «Школы будущего», «Школа и ребенок» философ отмечал влияние культурного многообразия на систему образования. Он правомерно считал, что усилия педаго-• гической общественности должны быть направлены на превращение образования в эффективное средство демократизации общества посредством соблюдения прав и свобод человека, независимо от его культурной принадлежности: возрастной, половой, расовой, религиозной. По мнению ученого, прогресс общества и развитие отдельного человека тесно связаны с успешной | интеграцией в систему межкультурных контактов. На наш взгляд, данные идеи Дьюи соответствуют современной концепции поликультурного образования, которое рассматривается его сторонниками как эффективный способ обеспечения безболезненного вхождения различных культурных групп в единую культуру при сохранении собственной культурной самобытности.

По убеждению Дьюи, только единая, доступная для всех, построенная на принципах демократии школа была способна обеспечить гражданский мир, не допускать классовых столкновений, примирять индивидуальные и общественные интересы в условиях складывающегося поликультурного социума. Навыки и привычки поведения, выработанные в школе, составляют основу прочности демократического общественного строя. Назначение школы с этой точки зрения — способствовать демократизации и гуманизации личности, гармонизации межличностных отношений граждан, развитию у них стремлений к сотрудничеству, коммуникабельности, толерантности.

Анализируя идеи прагматической педагогики, мы пришли к выводу, что они являются поликультурно - ориентированными. Следующие черты «обучения посредством прагматической деятельности», свидетельствуют о его демократической, гуманистической и поликультурной направленности:

- связь обучения с жизнью;

- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- выработка умения приспосабливаться к изменяющейся социокультурной действительности;

- выработка умений сотрудничать с людьми во всех видах деятельности, межкультурном общении.

Ведущей идеей поликультурного образования является распространение универсальных знаний, отвечающих потребностям современного общества, способствующих сближению народов с учетом их менталитета и культуры, а также предоставление равных возможностей образования для всех граждан. Целью прагматического обучения Дьюи считал овладение подрастающим поколением универсальными знаниями. Реализация идей прагматической педагогики предполагает соответствие интересам и потребностям ребенка, общества, всего человечества, носит поликультурный характер.

Поликультурная направленность прагматической педагогики Дьюи выражается, на наш взгляд, в следующих положениях его теории:

• воспитание гражданственности и формирования готовности к активному участию в жизни общества;

• овладение учащимися культурой своей страны, стремление познать культуры других народов;

• развитие у школьников способности защищать и приумножать социальные ценности, формирующие основу демократического общества;

• развитие и совершенствование образования на всех уровнях, включая подготовку учителей, повышения их квалификации.

Анализ трудов Дьюи позволяет заключить, что содержание образования в демократической школе должно соответствовать таким критериям, как:

• демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей всех детей, независимо от национальной, религиозной, культурной, классовой принадлежности; предоставлении подрастающему поколению свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде

• гуманизм, предполагающий признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннею проявления способностей личности;

• отражение в учебном материале гуманистических идей, идей свободы и ненасилия;

• толерантность к иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий;

• характеристика уникальных самобытных черт в культурах разных народов, социальных групп;

• раскрытие в традициях различных культурных групп общих элементов, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;

• приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса сотрудничества стран и народов в различных областях жизни.

Мы полагаем, что в целом идеи Дж.Дьюи о демократизации школы и превращении ее в эффективный инструмент социокультурных изменений вносят существенный вклад в разработку положений современной концепции поликультурного образования.

Современный мир конца XX - начала XXI вв. характеризуется разнообразием социокультурных форм и усиливающейся взаимозависимостью мира, возрастающим масштабом и интенсивностью процессов с одновременным сохранением традиционных обществ, формированием глобальных информационных систем и стремлением к сохранению этничности, межкультурным диалогом и усилием конфронтации. При всей противоречивости современного мира среди зарубежных и отечественных политиков, ученых, педагогов преобладает мнение о том, что только совместно, используя лучшие достижения всех культур, можно выйти на новый этап развития общечеловеческой цивилизации. Образование при этом является мощным инструментом реализации названных положений, при условии, что оно адекватно отражает требования современности. Поликультурному обществу необходимо поликультурное образование, которое должно решать задачи, актуальные как для человечества в целом, так и для отдельных народов.

Поиск путей концептуального обогащения поликультурного образования может вестись в различных направлениях. Мы посчитали целесообразным обращение к произведениям классиков зарубежной педагогики, его переосмысление в контексте современных реалий, позволяющее представить становление теории и практики поликультурного образования в форме процесса диалектического развития. В работах рассмотренных нами педагогов не употребляется термин «поликультурное образование». Однако в их произведениях находят свое отражение идеи универсального, общечеловеческого образования. Эти идеи соответствует требованиям, предъявляемым к современному образованию, которое должно готовить растущего человека к жизни в поликультурной среде посредством отражения в учебном материале гуманистических идей; приобщения учащихся к мировой культуре; формирования умений и навыков межкультурного общения и сотрудничества.

Таким образом, результаты нашего диссертационного исследования показали, что идеи, сформулированные в трудах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, Дж.Дьюи дополняют и уточняют сущность поликультурного образования, способствуют более полному осознанию проблемы подготовки молодежи к жизни в многокультурной среде.

Представленное диссертационное исследование не претендует на полноту освещения проблемы. Так, предметом дальнейших исследований могут стать: идеи поликультурного образования в произведениях классиков отечественной педагогики, проблема подготовки учителя к работе в школе в условиях поликультурной среды; возможности социальной среды в поликультурном образовании учащихся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Будняя, Ольга Николаевна, 2006 год

1. Абсалямова А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. Уфа: Творчество, 1997. — 19 с.

2. Агишева Р.Л. Я башкортостанец. Программа-руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. — Уфа, Биро, 2003. - 39 с.

3. Алексашенкова И.В. Билингвальная образовательная программа (куррикулум) как средство поликультурного образования студентов. Дис. канд.пед.наук. — Великий Новгород, 2000. — 18 с.

4. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 143 с.

5. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (культурологический аспект). Карачаевск: Изд. КЧГПУ, 1999. - 215 с.

6. Аракелян О.В. Поликультурное образование: сущность и содержание. М.: Грааль, 2001 - 82 с.

7. Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика, 1999, № 2. — С.17-20.

8. Балицкая И.В. Поликультурное образование: Учебное пособие. -Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2003. 60 с.

9. Балкарова Л.С. Национально-региональный компонент стандарта содержания общего образования в учреждении «Начальная школа — детский сад» (на материале Кабардино-Балкарской Республики). Автореф. дис.канд.пед наук. Пятигорск, 2002. - 17 с.

10. Баскакова Н.П. Школа поликультурного образования как модель реализации инновационной концепции подготовки учителей музыки / http://www.informika.ru

11. Бахтин Н. Великий славянский педагог Я.А.Коменский. Пг., 1915.-20 с.

12. Безрогов В.Г. Светские и религиозные начала в школьном образовании Ирландии // Педагогика. 2004. № 3. С.99-108.

13. Белогуров А.Ю. Фактор поликультурности в контексте этнона-циональной стратегии развития российского образования / Проблемы поликультурного образования. Сборник научных статей. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - С.58-62.

14. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. М. - Ростов-на-Дону, 1999. -560 с.

15. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000. - 304 с.

16. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. № 1.

17. Борисенков В.П. Развитие фундаментальных педагогических исследований в Российской академии образования // Педагогика. 2006. № 1. -С.3-13.

18. Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С. Джером Брунер о взаимосвязи культуры и образования // Педагогика. 2004. № 9. С.85-89.

19. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академиа, 1999. - 168 с.

20. Воловикова М. Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя / http://www.relga.rsu.ru/n37 7obraz37

21. Гаганова O.K. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание // Педагогика. 2005. № 1. С.86-95.

22. Гаганова O.K. Поликультурное образование в системе общего школьного образования США. Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2003. - 24 с.

23. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999. -390 с.

24. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. № 4. С.24-30.

25. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия. Гармония знания и веры. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.

26. Гиззатуллина Г.М. Развитие билингвизма в современной средней (общеобразовательной) школе поликультурного общества. Автореф. дис. канд.социол.наук. Казань: КГПУ, 1999. - 18 с.

27. Глобальное образование в России: достижения, опыт, перспективы. Материалы V международной научно-практической конференции. -СПб.: СПбГУПМ, 2003. 152 с.

28. Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. 1993. № 5. С.86-89.

29. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 2003. - 512 с.

30. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Автореф. дис. докт.пед.наук. Ростов-на-Дону, 2000. -47 с.

31. Давлетшин К.Д. Национальные и религиозные компоненты культуры // Педагогика. 2003. № 6. С.74-81.

32. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. — Пятигорск: ПГЛУ, 2003. -42 с.

33. Деньгуб Е.С. Поликультурное образование как способ воспитания гражданственности и общественно значимых умений / http://www.prof.msu.ru

34. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.

35. Дистервег. А. Избр.пед.соч. СПб., 1885. - 248 с.

36. Дистервег А. Начатки детского школьного учителя Адольфа Дис-тервега. СПБ., 1875.

37. Дистервег А. Руководство для немецких учителей. М., 1913. —307 с.

38. Дистервег А. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

39. Дж.Дьюи // http://ihtik.lib.ru/tmp/zmnh 10sept2005/

40. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум -Инфра, 1998.

41. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в США и Канаде // Мир образования образование в мире. 2002. № 4. — С.79-87.

42. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире М.: Прометей, 2002. - 72 с.

43. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2000. № 10. С.3-11.

44. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. — М., 1999. 208 с.

45. Дьюи Д. и Дьюи Э. Школы будущего. Берлин, 1922.

46. Дьюи Дж. Школа и ребенок. М., 1922. - 60 с.

47. Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1924. — 175 с.

48. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. - 29 с.

49. Зингер Н.Д. Организация школьного образования детей-мигрантов в США в контексте поликультурного образования. Дис. канд. пед наук. СПб., 2003. - 215 с.

50. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. М.: Академиа, 2001. - 416 с.

51. Карпей Ж. Коменский: компас и карта // Педагогика. 1993. № 5. -С.82-84.

52. Кларин В.М. И.Г.Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. 1996. № 1. С.44-49.

53. Карпенко Н.Н. Педагогические условия культуросообразного построения содержания образования в современной школе. Дис. канд. пед. наук. СПб., 2003. - 188 с.

54. Карпов А. Школа как институт передачи социального опыта // Народное образование. 2004. № 2. С.48-53.

55. Комаровский Б.Б. Педагогика Дьюи. Философские предпосылки. 4.1.-Баку, 1926.-150 с.

56. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1902. - 308 с.

57. Коменский Я.А. Законы благоустроенной школы. СПб., 1893.45 с.

58. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. Ревель, 1893. - 342 с.

59. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с.

60. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. -576 с.

61. Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца. СПб., 1904.

62. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни. Изд. 2-е. -М.: Учпедгиз, 1957. -351 с.

63. Коменский Я.А. О воспитании / Сост. Н.М.Матвеева. М.: Школьная Пресса, 2003. - 192 с.

64. Коменский Я.А. О цели образования. Высший Волочек, 1905. —29 с.

65. Коменский Я.А. Панпедия (Искусство обучения мудрости) / Отв.ред. Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003. - 317 с.

66. Коменский Я.А. Сочинения. М.: Наука, 1997. — 476 с.

67. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989.-416 с.

68. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. — М.: Просвещение, 1982. 447 с.

69. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 1. С.96-108.

70. Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде. Информационный бюллетень. Вып. 2. / Сост. В.Н.Галяпина, Д.В.Гуров, С.В. Митрофанова и др. Ставрополь: СКИПКРО, 2002. - 75 с.

71. Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М.: Учпедгиз, 1953.323 с.

72. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. М.: Просвещение, 1991.-191 с.

73. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. № 6. С.3-11.

74. Кукушин B.C. Этнопедагогика. -М-Воронеж, 2002.-304 с.

75. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

76. Кулагина С.Г. Поликультурное образование и интеркультурная коммуникация / http://westnik.osu.ru/003/sod.shtml

77. Кулагина С.Г. Поликультурное образование личности / http://www.utmn.ru

78. Лаврова Т.Б. Концепция интеркультурного образования в современной Германии. Дис. канд.пед.наук. Екатеринбург, 2003.-226 с.

79. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении гуманитарных дисциплин. Автореф. дис. докт.пед.наук. -М., 1971.-23 с.

80. Лордкипанидзе Д.О. Дидактика Яна Амоса Коменского. М.: Учпедгиз, 1949. - 128 с.

81. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. М.: Педагогика, 1970. -439 с.

82. Люсиер Р. Образовательные модели и демократические ценности: концептуальные связи // Новые ценности образования. 1997. № 7. — С.9-12.

83. Малькова З.А. Поликультурное образование как глобальная задача современной школы / Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы. Пятигорск, 1997. - С.3-4.

84. Макаев В.В., Еловой Ю.И. Прагматическая педагогика Дж.Дьи и современность. — Пятигорск: ПГПИИЯ, 1993. 30 с.

85. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск: ПГЛУ, 1999. - 14 с.

86. Макаев В.В. К вопросу о содержании поликультурного образования / Страницы истории педагогики. Вып. 19. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. — С.133-141.

87. Манжосова Ю.А. Система межэтнического образования в США: генезис и современное состояние. Дис. канд.пед.наук. — Курск, 2004. — 205 с.

88. Мисава Тадасу. Великий реформатор воспитания и образования Ж.Ж.Руссо. М., 1912. - 16 с.

89. Митюров Б.Н. Ян Амос Коменский и Украина // Мир образования образование в мире. 2004. № 2. - С.71-76.

90. Наторп П. Развитие народа и развитие личности. СПб., 1912.144 с.

91. Наторп П. Песталоцци. Его жизнь и идеи. — Петроград: Изд-во Школа и жизнь, 1920.

92. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З.И.Равкина. М.: ИТОП РАО, 1996. -378 с.

93. Новикова Т.Г. Программа подготовки педагогов по курсу «Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие». М.: АПКиКПРО, 2003. - 20 с.

94. Образование: скрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. — Париж. 1997.-89 с.

95. Образование XXI век: подготовка к жизни в глобальном сообществе. Материалы научно-практической конференции.-Воронеж, 1996. — 102 с.

96. Палаткина Г.В. Этнопедагогические основы мультикультурного образования. Дис. докт.пед.наук. — М., 2003. — 400 с.

97. Дж.Дьюи / Педагогическая энциклопедия. Т.1. / Под ред. А.Г.Калашниковой.- М.: Работник просвещения, 1929. С.422-424.

98. Песталоцци. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с.

99. Песталоцци И.Г. Избр.пед.соч. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. -336 с.

100. Песталоцци И.Г. Избр.пед.соч. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1981.-416с.

101. Песталоцци И.Г. Избр.пед.соч. В 3-х т. Т.1. / Под ред. М.Ф.Шабаевой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-720 с.

102. Песталоцци И.Г. Избр.пед.соч. В 3-х т. Т.2. / Под ред. М.Ф.Шабаевой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 563 с.

103. Песталоцци И.Г. Избр.пед.соч. В 3-х т. Т.З. / Под ред. М.Ф.Шабаевой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. - 635 с.

104. Песталоцци И.Г. Статьи и отрывки из педагогических сочинений. М.: Учпедгиз, 1939. - 112 с.

105. Познанский Н. Песталоцци. «Апостол социальной педагогики». -Саратов, 1927.-29 с.

106. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возрастов. Вып. 1. / Под ред. В.И.Вершинина. — Ульяновск: УИПКРО, 2004.-88 с.

107. Поликультурное образование в многонациональной школе / Под ред.З.Ф. Мубиновой. Уфа: НМЦ «Эдвис», 2004. - 168 с.

108. Поликультурное образование в современной России / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-18 сентября 1997 г. -Пятигорск, 1997.-207 с.

109. Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Махачкала - Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. - 342 с.

110. Поликультурное образование в условиях технического лицея / Под ред.З.Ф.Мубиновой. Уфа: Информреклама, 2005. - 85 с.

111. Попов А. Педагогические идеи Г.Песталоцци и их воспитательно- образовательное значение. — Казань, 1897. 60 с.

112. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3. С.35-42.

113. Проблемы поликультурного образования / Международный сборник научный статей. Махачкала. 2001. - 183 с.

114. Проблемы современной педагогики и систем образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. М.Р.Кудаева. Майкоп: Изд. АГУ. 2002. - 364 с.

115. Проблемы формирования современной личности в поликультурной среде. Тезисы докладов / Под ред.В.Н.Гурова. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996.-81 с.

116. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1995. - 96 с.

117. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. 1992. № 5-6.-С. 81-85.

118. Раченко Ю.П. Глобальное планетарное мышление учителя. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1990. - 48 с.

119. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.- СПб.: Питер. 2000. 342 с.

120. Рогачева Е.Ю. Педагогика Дж.Дьюи в контексте разных культур. // Педагогика. 2003. № 8. С.88-96.

121. Ротенберг В.А. Дйстервег об учителе // Советская педагогика. 1940. № 1. — С.81-89.

122. Ротенберг В.А. И.Г.Песталоцци: его деятельность и педагогическая теория. М., 1965. - 69 с.

123. Руденко В.Н. Культурологические основания целостности высшего образования // Педагогика. 2004. № 1. — С.42-48.

124. Руденко В.Н., Гукаленко О.В. Цивилизационно культурологическая парадигма развития университетского образования // Педагогика. 2003. № 6. - С.32-40.

125. Рунов С.С. Подготовка воспитателей детских учреждений в социально-педагогическом наследии И.Г.Песталоцци. Дис. канд.пед.наук. М., 2004.-187 с.

126. Сажин Д.В. Поликультурализм: теория и образовательная практика. СПб.: ИОВ РАО, 2001. - 75 с.

127. Салимова К.И. Для чего нужна история педагогики сегодня // Мир образования образование в мире. 2005. № 2. - С.26-37.

128. Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1.-М.: Изд. АПН СССР, 1988.-203 с.

129. Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. II (XVIII-XX вв.). М.: АПН СССР, 1998. - 265 с.

130. Соколов П. История педагогических систем СПб., 1913.

131. Соловьев И.М. Элементарная школа в Соединенных Штатах Америки. М.: Учпедгиз, 1936. - 97 с.

132. Степанов О.В. Национальная система образования России в условиях нестабильности общества / Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX в. Ростов н / Д, 1998. - 276-297.

133. Степашко JI.А. Человек в концепции Я.А.Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6. С.86-90.

134. Супрунова Л.Л., Белогуров АЛО. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник ПГЛУ. 2000. № 3. С.59-65.

135. Супрунова Л.Л. Проблемы поликультурного образования на Северном Кавказе / Поликультурное образование в современной России. Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 1997. - С.52-55.

136. Супрунова Л.Л. Проблемы образования на Северном Кавказе // Вестник ПГЛУ. 2000. № 4.

137. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в системе подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях глобализации // Педагогические записки 2006. Сборник научных трудов. Вып. 2. -Пятигорск: ПГЛУ, 2006. - С.65-70.

138. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. 1999. № 2. С.30-35.

139. Тарланов З.К. Этнический язык и этническое видение мира // Язык и этнический менталитет: Сборник научных трудов. — Петрозаводск, 1995.-С.5-12.

140. Таутиева Т. «Круглый стол». Поликультурное образование: каким ему быть? / http://www.soros.ksu.ru

141. Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 352 с.

142. Тихонов Л.Н., Гримоть А.А. Содружество основа прогресса педагогического образования // Педагогика. 1999. № 7. — С.68-72.

143. Тхагапсоев Х.Г. Учитель и культура: проблема подготовки кадров // Педагогика. 1998. № 1. С.66-72.

144. Человек и общество (Культурология). Словарь-справочник. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 218 с.

145. Чувашев И. Генрих Песталоцци о воспитании и обучении детей // История педагогики. 1937. № 7. С.4-25.

146. Шалин В.В. Образование и уроки толерантности / http:// www. distedu.ru/mirror/hist

147. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. - 174 с.

148. Хайруллин Р.З. Гармонизация межнациональных отношений в школе с многонациональным составом учащихся (этносоциологический аспект). -М: ИНПО, 2002. -39 с.

149. Хараева JI.A. Этносоциолингвокультурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия. Дис. докт.пед.наук. — Нальчик, 2000.-366 с.

150. Харитонова С.А. Развитие полиэтнической культуры учащихся средствами фольклора в образовательном процесс начальной школы. Дисс. канд.пед.наук. Улан-Удэ, 2003. - 168 с.

151. Харьковская Г.А. Развитие идеи природосообразности воспитания. Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2005. - 188 с.

152. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. М.: Просвещение, 1971. - 560 с.

153. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. С.Н.Полянский. М.: Просвещение, 1972. - 512 с.

154. Чупалова Д.Г. Развитие поликультурного образования в многонациональной школе (на материале начальной школы республика Дагестан). Автореф. дис. канд.пед.наук. Махачкала, 2005. - 22 с.

155. ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. -Париж, 1994.-69 с.

156. ЮНЕСКО. Наше творческое разнообразие. Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию. Париж, 1996. - 20 с.

157. Applebee A.N. Literature: Whose Heritage? N.Y., 1991.

158. Banks J. & Banks C.M. Handbook of Research on Multicultural Education.-N.Y. : MacMillan, 1995.

159. Banks J. Multicultural education: Goals and Dimensions // Новые ценности образования. 1996. № 4. С. 15-19.

160. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston, 2001.

161. BUENO Centre for Multicultural Education // http://www. Colorado, edu

162. Centre for Multicultural Education //http://depts.washington.edu

163. Dewey J. Democracy and Education. — New York, 1997.

164. Hillis R. Multicultural Education as a Moral Responsibility. Vol.60. The Educational Forum, 1996. -P.142-147.

165. International Dictionary of Education. London. 1977.

166. International Encyclopedia of Education. Vol.7 Oxford: Pergamon Press. 1994.

167. Garcia R.L. Education for Cultural Pluralism: Global Roots Stew. Phi Delta Kappa, 1981.

168. Glazer N. We Are All Multiculturalists Now. Harvard University Press, 1997.

169. Gollnick D.M., Chinn P.C. Multicultural Education in a Pluralistic Society. 5th ed. New Jersey, 1998.

170. Gorski P. Multicultural Education and the Interest: Intersections and Integrations. Boston MA: McGraw Hill, 2000.

171. Gorski P. & Shin G. Multicultural Resource Series: Resources for the Multicultural Classroom. Washington D.C.: National Education Association, 2000.

172. Lucier R. Turning Classroom Diversity Towards Positive Ends // Новые ценности образования. 1996. № 4. C.20-24.

173. Multicultural Lesson Plans and Resources // http://www.cloudnet.com

174. Sleeter C.E., Grant C. Race, Class, Gender and Disability in the Classroom // Multicultural education. Issues & Perspectives. Willeys & Sons, 2003.175. http://education.unesco.ru/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.