Идеал гражданина в наследии просветителей России XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Николаева, Дарья Сергеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Николаева, Дарья Сергеевна
Введение.
Глава I. Социально-исторические и идеологические предпосылки возникновения и развития гражданского идеала в России ХУШ века.
1.1. Социальные предпосылки возникновения и развития гражданского идеала в России в XVIII веке.
1.2. Идеологические предпосылки становления гражданского идеала в России в XVIII веке.
1.3. Источники исследования феномена гражданского идеала
России в XVIII веке.
Выводы по главе 1.
Глава II. Взгляды отечественных просветителей на гражданский идеал.
2.1. Проблема воспитания «нового человека» в период петровских реформ.
2.2. Педагогическая мысль России послепетровского просветительства об идеале гражданина.
2.3 Идеал гражданина в эпоху просвещенного абсолютизма.
2.4. Педагогическая мысль о воспитании «истинного сына Отечества» в художественной и публицистической литературе конца
XVIII века.
Выводы по главе II.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Идея воспитания сына отечества в педагогическом наследии Н.И. Новикова2009 год, кандидат педагогических наук Корниенко, Елена Ревовна
Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н.В. Шелгунова2004 год, кандидат педагогических наук Розанова, Нина Николаевна
Развитие гражданского образования в России: XVIII - начало XXI века2006 год, доктор педагогических наук Лебедева, Ольга Владимировна
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв.2009 год, кандидат педагогических наук Бирючинская, Татьяна Александровна
Развитие педагогической мысли на Архангельском Севере во второй половине XVIII века2007 год, кандидат педагогических наук Смягликова, Елена Альбертовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеал гражданина в наследии просветителей России XVIII века»
Актуальность исследования.
Построение демократического общества в России выдвигает проблему гражданского воспитания молодежи в число приоритетных направлений современной государственной политики в области образования, что подтверждается целым рядом официальных документов, принятых на протяжении последнего десятилетия (Постановление правительства РФ № 422 от 11.07. 2005 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», Государственная программа «О гражданском образовании населения Российской Федерации на 2005-2008гг.» и др.) В «Концепции модернизации образования на период до 2010 года» формирование «гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности» определено как важнейшее направление в воспитании подрастающего поколения для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе.
Все сказанное актуализирует обращение исследователей к проблеме воспитания гражданственности, которая сегодня позиционируется не только как педагогическая, но и как государственная. Ее решение придаст новый импульс волеизъявлению и самоценности личности, явится действенным катализатором развития гражданского общества и правового государства.
Тема человека как гражданина и патриота всегда была в русле исследовательской проблематики, разрабатываемой несколькими поколениями философов, историков, правоведов, литературоведов. Это позволяет использовать полученные предшественниками результаты, сопоставляя выводы и оценки с уже имеющимися в научной литературе, обозначить ориентиры дальнейшего развития и решения проблем гражданского воспитания.
Работы отечественных философов (С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, B.C. Соловьева, П. Флоренского. C.JI. Франка и др.) выявляют особенности русского национального характера как составляющей ментальности российской,гражданственности. Духовно-нравственное воспитание признавалось ими основой формирования идеального гражданина, а его становление рассматривалось в единстве с формирующимся самосознанием человека православной культуры.
Передовая педагогическая мысль (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.) сумела найти верные ориентиры для определения соотношения гражданского и нравственного: путь к идеалу гражданственности лежит через усвоение общечеловеческих и национальных ценностей; человек образованный и нравственно воспитанный — это человек, способный и на проявление гражданских доблестей, так как главным предметом человеческого существа является его нравственное поведение.
Основоположники советской педагогики — Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский и др. - рассматривали гражданское воспитание как политическое, прежде всего. Наиболее подробно и целостно пути воспитания гражданина как носителя советского патриотизма и пролетарского интернационализма, коммунистического отношения к труду, коллективизма и дисциплинированности были разработаны в трудах А.С. Макаренко, который первым в отечественной педагогике сумел установить тесные связи между гражданским сознанием и поведением, действенность которых подтверждена опытом его работы. Социальный оптимизм, умение дорожить святынями Отечества как наивысшими ценностями составляют основные качества гражданина в позиции В.А. Сухомлинского.
Можно выделить наиболее значимые направления исследований проблем гражданского воспитания, интерес к которым активизировался с 90-х годов XX века: теория и практика гражданского воспитания молодёжи на современном этапе (Л.И. Аманбаева, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева,
М.В. Николаев, Н.А. Савотина), проблемы формирования гражданственности (Н.В. Божко, В.В. Дранишников, Т.Б. Журавлева, С.В. Лисак, И.Ю. Новичкова и др.), гражданской позиции (В.В. Страхов, Э.П. Стрельникова, М.В. Чельцов и др.), гражданской культуры ( М.И. Резникова, Т.Ю. Фаль-ковская и др.), гражданской активности (М.В. Нам, А.В. Тырин и др.), эволюция идеи гражданского воспитания (О.И. Волжина), история гражданского и патриотического воспитания в России (С.И. Беленцов, Е.В. Кириллова, О.Ю. Колпачева, JI.B. Кузнецова, С.Н. Кулина, P.JI. Рождественская, А.П. Рощик, И.Ю. Синельников), история гражданского образования ( Л.М.Артамонова, Л.Х. Газгиреева, О.В. Лебедева, И.В. Суколенов ).
Сегодня в число актуальных как для педагогики, так и для философии входит проблема идеала гражданина. Вопросы: к чему должны стремиться школа, воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться, - являются ключевыми и для теории, и для практики. Через цель определяется тот идеальный тип человека, в котором государство, общество нуждаются в данный момент.
До настоящего времени недостаточное внимание уделялось истори-ко-педагогическому изучению проблем гражданского воспитания на различных этапах развития педагогической мысли. Однако нельзя не отметить возникшего в последнее десятилетие интереса к педагогическому наследию второй половины XIX в. и начала XX в., тогда как XVIII век в названном аспекте не нашел должного освещения в педагогических исследованиях. А именно этот период в развитии России явился периодом немалых свершений в области образования, культуры, в становлении педагогической науки и в том числе в постановке вопросов гражданского воспитания.
Обращение к работам исследователей истории развития отечественной педагогической мысли по вопросам гражданского воспитания (С.И. Беленцов к. XIX -н. XX вв., Л.В. Кузнецова н. XX в., И.Ю. Синельников к. ХЕХ -н. XX вв.) позволяет утверждать: интересующая нас тема изучена на уровне ХЕХ и XX вв. Более того, авторы считают, что проблема гражданского воспитания не имела места в рамках XVIII века. Мы согласны, что понятия «гражданское воспитание», «идеал гражданина» не были введены в обращение в XVIII в. Однако понятие «гражданин» как цель воспитания было употребляемо не только в работах просветителей, но и в официальных документах. В России упоминание термина «гражданин» мы уже находим в 1703 г. (JI. Магницкий), а «гражданское общество» - у Екатерины II в ее «Наказе» (глава XII ). Вместе с тем, одним из первых руководств по граж-дановедению является книга «О должностях человека и гражданина», в которой встречаем такие понятия, как «гражданин», «человек», «должность человека». Изучение данной книги в качестве учебного предмета можно считать началом гражданского образования в России.
В любую эпоху существование человека связано с идеалами. Под самим понятием «идеал» подразумевают норму и образец поведения людей для определенной эпохи, что акцентирует наше внимание на конкретно-исторической стороне идеала. Общезначимые потребности времени диктуют, каким должен быть человек в данном обществе, т.е. определяют идеал, соответствующий доминирующим ценностям и духовным приоритетам.
Внимание к эпохе Просвещения в России обусловлено, прежде всего, тем, что переживаемый нами сегодня этап в сфере духовного самосознания во многом схож с восемнадцатым столетием и его педагогическая мысль, направленная на поиск путей формирования человека-гражданина, должна быть использована в исследовании закономерностей развития гражданского идеала в настоящее время.
В этой связи основная проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: как в эпоху становления государственности и общества шел процесс развития гражданского идеала как цели воспитания и как это нашло свое отражение в наследии просветителей.
Актуальность и практическая, значимость, недостаточная разработанность указанной проблемы обусловили выбор темы диссертационного 6 исследования - «Идеал гражданина в наследии просветителей России XVIII века».
Объект исследования: наследие просветителей России XVIII века. Мы предполагаем, что гражданский идеал приобретает социальную значимость и видоизменяется в эпоху социокультурных перемен от дифференциации идеала XVII века - к интегрированному ( конец XVIII века).
Предмет исследования: история становления и развития идеала гражданина в наследии просветителей России XVTII века.
Цель исследования: раскрыть историю становления и особенности развития идеала гражданина в наследии просветителей и определить значение полученных результатов исследования для современных условий. Задачи исследования:
1. Определить характерные особенности исследуемого периода и обосновать предпосылки возникновения и становления проблемы гражданского идеала в России XVIII века.
2. На основе анализа наследия просветителей выявить динамику в развитии идеала гражданина на разных этапах исследуемого периода.
3. Сопоставить позиции просветителей по исследуемой проблеме и определить общее и особенное в их взглядах на идеал гражданина.
Выбор хронологических рамок исследования - XVIII век - обусловлен тем, что именно в этот период происходит становление государственности и общества, взаимодействие которых в России поставило вопрос о роли личности в данной системе отношений, что и нашло отражение в официальных документах и в литературе этого периода.
Методологическую основу исследования составили современные подходы к изучению историко-педагогического процесса: аксиологический (З.И. Равкин), парадигмальный и цивилизационный (В.А. Мосолов, Г.Б. Корнетов), диалогический подход к культурному наследию прошлого (B.C. Библер, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев), современный философскокультурологический подход к проблемам гражданского воспитания (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский ).
Существенное значение для данного исследования имели педагогические идеи о соотношении общечеловеческого и национального (Б.С, Гершунский, В.А. Мосолов, З.И. Равкин, К.Д. Ушинский и др.); о значении духовных, национальных ценностей в образовании личности, ( М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).
Исследование велось в русле концепций В.П. Бранского и В.А. Мосолова, которые обосновали периодическую сменяемость идеалов воспитания в зависимости от требований самой жизни, что связано с переоценкой ценностей. Так, в рамках только XX века произошла смена идеалов: одна-связана с атеизацией нашей страны, другая- с вытеснением атеизма религиозными представлениями.
Источниковая база исследования: в основу систематизации источников исследования положена научно-обоснованные классификации истори-ко-педагогических источников М.И. Анисова, P.JI. Доватор, Д.И. Раскина, А.С. Роботовой.
В качестве источников исследования использованы:
- работы ведущих историков (В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, П.Н. Милюков, А.А. Фортунатов),
- труды ученых по истории педагогики (П.Ф. Каптерев, З.И. Равкин, В.А. Мосолов, JI.A. Степашко),
- официальные государственные документы («Наказ» Екатерины II, Указы, Уставы и др. документы XVIII в.),
- труды просветителей данного периода (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев и др.),
- художественная литература (А.Д. Кантемир, Н.М. Карамзин, П.А. Плавильщиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин и др.),
- эпистолярная, мемуарная литература (Н.М. Карамзин, Д.И. Фонвизин и ДР-),
- а также диссертации, монографии, публикации (педагогические, исторические, философские) по теме исследования.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме,
- сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить историко-педагогические события, рассматривать проблему от ее возникновения до современного состояния,
- герменевтический метод, позволяющий интерпретировать педагогические идеи с позиции современности.
Научная новизна исследования
•Проанализированы исторические предпосылки (социально-экономические, политические, идеологические), которые способствовали появлению идеала гражданина в эпоху Просвещения как потребности в человеке, способном отстаивать и решать государственные задачи.
Выделены основные этапы становления гражданского идеала (I-1-я четверть XVIII века, П-30 -50-е годы XVIII века, Ш- 60-70-е годы XVIII, IV- 80-90-е годы XVIII века), определена специфика каждого этапа, выявлены основные тенденции в становлении понятия «гражданин» в контексте XVIII века, раскрыта динамика содержания гражданского идеала в связи с социокультурными изменениями и особенностями социально-политических условий развития России XVIII века.
•Впервые систематизирован и содержательно определен идеал гражданина, отраженный в наследии просветителей XVIII века (от человека «внутреннего» к человеку «внешнему» - государственному; совершенный человек с гражданскими добродетелями; совершенный человек, который «долженствует своему Отечеству и каждому своему сочеловеку служить»; истинный сын отечества - патриот, борец за благо Отечества, добродетельный гражданин, подданный народа).
Теоретическая значимость
•Исследовано понятие «гражданин» как одна из наиболее важных ценностей личности, общества, государства в контексте XVIII века, которое расширяет теоретическое представление о содержании данного феномена.
•Выявлены исходные условия изменения понятия «гражданин» на разных этапах исследуемого периода, что создает предпосылки для более глубокой разработки проблем гражданского воспитания.
•Установлено типичное и особенное в явлениях и событиях России XVIII века и современности, связанное с педагогическими смыслами общественного бытия и сознания людей, что способствует осмыслению роли государства в решении проблем гражданского воспитания сегодня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены приоритетные направления в решении проблемы гражданского идеала: протест против слепого иностранного заимствования, учет российского менталитета, глубинная взаимосвязь государства, общества и семьи как залог успешного воспитания и социального благополучия, признание индивида как субъекта и как самоопределяющейся и самосовершенствующейся личности, паритетные отношения личности, общества и государства.
Рекомендации по использованию результатов исследования
Материалы диссертации могут быть использованы в целях: углубленного освещения проблем гражданского воспитания в истории отечественной педагогической мысли; более полного раскрытия вопросов воспитания гражданина в учебниках и учебных пособиях для средних и высших образовательных учреждений; повышения квалификации учителей (в лекционной работе, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по педагогике и истории педагогики); научного исследования, направленного на выявление особенностей гражданского воспитания в историческом аспекте.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методологические и теоретические положения, получившие развитие и обоснование в работах по теории и истории педагогики; использованием комплекса методов, адекватных цели, логике исследования; значительным объемом использованных педагогических, исторических, философских и других материалов, их комплексным анализом. Апробация и внедрение результатов . Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЛГУ имени А.С.Пушкина, на научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2005; г. Мурманск, 2006; г. Кастрома, 2006; г. Уссурийск, 2007; г. Боксито-горск, 2004; г. Подпорожье, 2007), через публикации автора.
На защиту выносятся следующие положения
1. Поиск идеала гражданина в России восходит к XVIII веку, встроен в его культурно-исторический контекст и оформлен в исследуемый период как рефлексия глубоких изменений, обусловленных процессами европеизации, секуляризации, что нашло своё отражение в работах просветителей: государственных деятелей, ученых, писателей.
2. Этапность социокультурного развития России XVIII века, обоснованная отечественными историками, филологами, философами, позволила выявить генезис гражданского идеала и увидеть временную и пространственную характеристику его содержания: от патриархально-православного -к государственному, смыслом которого является служение Богу, Отечеству, народу, что подводит к выводу о неизбежности смены идеала как исторически необходимого процесса в эпоху социокультурных перемен.
3. Сопоставление позиций просветителей позволило выделить общее и особенное в понимании ими гражданского идеала. Просветителей объединяет единый подход к пониманию гражданина как человека, обладающего высокой нравственностью, образованностью и профессионализмом. Различие позиций, определяющееся их мировоззрением и идеализацией некоторых качеств личности, сводится к определению вектора служения Богу, государю, Отечеству и народу.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающей 165 источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование идеалов российского воспитания в диалоге русской и западноевропейской культур2010 год, кандидат педагогических наук Прилепская, Марина Васильевна
Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И.А. Ильина2004 год, кандидат педагогических наук Зима, Мария Викторовна
Нравственные основания мировоззренческих идей Н.М. Карамзина2009 год, кандидат философских наук Кувшинова, Наталья Владимировна
Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье1999 год, кандидат педагогических наук Троян, Инна Игоревна
Просветительско-педагогическое учение М.М. Сперанского: историческое и современное значение2006 год, доктор педагогических наук Румянцева, Наталия Михайловна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Николаева, Дарья Сергеевна
Проблема гражданского идеала в настоящее время приобретает особое звучание в связи с решением важнейшей задачи педагогического процесса - целеобразования: кого и для чего воспитывать сегодня.Обращение к истокам данной проблемы поможет в определении не только ориентиров, но и основных направлений в ее решении.Выбранный для анализа период —XVIII век - характеризуется коренными изменениями социокультурной жизни России и представляется достаточно интересным в плане выявления динамики гражданского идеала.Становление и развитие идеала гражданина в России XVIII века происходило в условиях политических, экономических и культурных преобразований, начатых Петром I.Петровская эпоха характеризуется первыми серьёзными попытками изменения педагогических ценностей. Основой миропонимания Древней Руси было православие, и вся система воспитания была основана на повиновении заповедям Господним и направлена на формирования христианско-религиозного сознания.Просветительство на Руси берёт своё начало с принятия христианства. Поэтому именно православная церковь брала на себя роль просветителя. Православие хорошо вписывалось в жизненный уклад Древней Руси, ориентируя человека на формирование душевного переживания, стремления к праведной жизни, преодоление греховности через смирение и постижение сердцем Бога. Воспитание было призвано помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках. Идеал такого воспитания «внутренний» человек, образец христианского смирения и шобви к Богу, что так необходимо для спасения души.Вступление в XVIII век означало для России утверждение идеала новой эпохи, которая заменяет патриархально-православный идеал на государственный. Принцип служения государству становится требованием, условием и следствием укрепления российского самодержавия.Эпоха Просвещения России позволяет выделить несколько значительных этапов в становлении и развитии гражданского идеала, каждый из которых вносил новое, исходя из конкретно-исторических условий: конкретизировал цели и задачи воспитания, соотношение семейного и государственного образования, содержание и условия гражданского воспитания.Первый этап в истории становления и развития гражданского идеала • Петровская эпоха, в которую преобразования в экономической жизни страны, задачи государственности требовали освобождения от средневекового мировоззрения и создания условий, служащих делу укрепления национального государства.Педагогическая мысль этого периода формировалась, с одной стороны, в борьбе с теологической концепцией мира и богословским учением о человеке и его способностях, с другой — в утверждении нового идеала - воспитание гражданина, дорожащего честью страны, личности, которая мыслится не «внутренним человеком» для себя, а «внешним» - для государства. (Ф.Прокопович) Активные общественные деятели (одновременно они были и писателями и воспитателями важных персон) в своих педагогических размышлениях исходили из светского взгляда на человека: право человека на выбор, самоопределение, самосовершенствование; внесословная ценность человека; пороки людские проистекают «не от человеческой природы», а от воспитания, отсюда - они проповедовали нравственное воспитание и популяризацию идей «культурного устройства» как первоочередной задачи.Новый подход к воспитанию молодого поколения был связан с начавшейся европеизацией всех сфер бытия.Петровскую эпоху справедливо будет называть «периодом первоначального накопления», переходным временем, которое подготовило движение к Просвещению. В этой эпохе - истоки основных направлений в области воспитания молодого поколения.Второй этап - 30-е - 50-е годы. Россия во вторую четверть XVIII века в силу исторических условий, особенность которых — развернувшаяся борьба «Ученой дружины» с «Верховным советом» за дальнейшее развитие петровских преобразований, больше нуждалась в критике общественного порядка, нравов, существующей системы воспитания, нежели в утверждении позитивных начал.С критикой обскуратизма, косности, невежества, препятствующих развитию общества, выступил А.Д. Кантимир, а дал положительный идеал • М.В.Ломоносов. Деятельность этих просветителей и определила развитие педагогической мысли той поры.Если Кантемир в своих сатирах дает объективизированный, абстрактный образ «совершенного человека» (II сатира), то Ломоносов свое представление о «совершенном человеке» воплотил в образе Петра I, который прославлялся как неповторимая личность, русский характер, патриот и гражданин, деятель и работник; другой совершенный человек - лирический герой од: это сын отечества, восхищающийся тем, что уже сделано для страны и что можно сделать для ее дальнейшего процветания.Третий период- это вторая половина XVIII века, 60-70-е годы.Педагогическая теория этого периода эпохи Просвещения носила постулирующий характер, стремилась сформулировать общезначимые проблемы образования.«Благополучна та страна, где юношество к пользе государя, ко благосостоянию общества, ко преодолению господствующих в народе предрассудков и к собственному своему благополучию воспитывается».Н.Новикову вторит Д.Фонвизин: «...воспитание должно быть залогом благосостояния государства». Воспитание, считают просветители, -
многофункциональный процесс, цель его — готовить воспитуемого для деятельной жизни, формировать любовь к отечеству, наукам и художествам, развивать творческие данные, нравственность, способность «благотворить и умно сострадать», быть нетерпимым к злу, т.е «стать философом», «сыном Отечества». Такая объемная целевая установка охватывает интеллектуальное (умственное), нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. За воспитание несут ответственность семья, общество, государство.Развернувшиеся выступления просветителей против галломании стали борьбой за знания русского языка, отечественной истории и культуры, за развитие национального просвещения.Развивается связь образования и воспитания с жизнью.Настойчиво проповедовалась идея подготовки «людей, годных и просвещенных», к гражданской службе во всех частях России».Четвёртый период (80-90-е гг. XVIII в.) подводит итоги развития просветительства истекшего столетия и представляет интерес в плане осмысления идеала гражданина.Особую остроту в 90-е годы приобретает вопрос о национальном характере, о патриотизме. Истинный гражданин - это патриот. Само понятие многозначно: его отличает «физическая, моральная и политическая любовь к Отечеству», гордость за принадлежность к своей нации, к славе страны, к её языку, культуре.Анализ историко-педагогических источников XVIII в. вывел движение педагогической мысли о воспитании гражданина на основе абстрактных добродетелей к воспитанию на конкретных особенностях русского национального характера.Идеал гражданина представлен Радищевым как служение народу: патриот-борец, активный деятель, стремящийся видеть своё Отечество свободным, готовым отдать все силы, а если надо - и жизнь на благо своего Отечества. Если официальная педагогика исходит из незыблемости самодержавия, а истинный сын отечества оценивается как подданный Государя, то у просветителей четко проходит мысль: гражданин- истинный сын Отечества - патриот - подданный народа.Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что возникновение гражданского идеала не является стихийным процессом, а появляется в результате критического анализа настоящего и предвидения будущего, попытки найти новый образец, который превзойдет идеал прошлого.В наследии отечественных просветителей цели воспитания и идеал гражданина по своему содержанию и сущности рассматриваются как тождественные. Выдвигаемые проекты выращивания «новой породы людей» привели к выработке собственного национального взгляда на место человека-гражданина в государстве и обществе. Формируется идеал гражданина как человека, который служит интересам своего государства, живет по законам, патриот, подданный своего народа. Эволюция феномена «идеал гражданина» представляет движение от человека «внутреннего» к истинному сыну Отечества, при этом происходит в позициях просветителей дифференциация доминирующего идеала на каждом этапе и его содержательное наполнение: профессионал, ученый, добродетельный человек, государственный человек, патриот, хранитель традиций, защитник интересов народа. К концу рассматриваемого периода в обществе возникает своеобразный синтетический идеал - истинный сын Отечества, духовно-нравственная составляющая которого отвечает национальным традициям русского человека. Гражданский идеал, в позиции просветителей, как видим, складывается из ценностей и духовных приоритетов и представляет противоречивое единство государственного и общественного сознания.Таким образом, анализ развития проблемы гражданского идеала свидетельствует о необходимости учитывать исторические и национальные особенности фундаментальных ценностей российской гражданственности: государственность, православное мировосприятие, служение, доминирование духовно-нравственного над формальными требованиями, что и позволяет выделить основные идеи как ориентиры для разработки проблем гражданского воспитания в современных условиях: •взвешенное отношение к зарубежному опыту, •учет российского менталитета, •глубинная взаимосвязь государства, общества и семьи как залог успешного воспитания и социального благополучия, признание индивида как субъекта и как самоопределяющейся и самосовершенствующейся личности, паритетные отношения личности, общества и государства.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Николаева, Дарья Сергеевна, 2008 год
1. Просвещённый человек счастлив «самим собой», так как он имеет развитое чувство прекрасного, умеет видеть и наслаждаться прекрасным в природе, искусстве, обществе. Он нравственно и эстетически образован.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.