Гуманитарно-художественное воспитание как приоритетное направление современной образовательной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Данилина, Роза Александровна

  • Данилина, Роза Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 119
Данилина, Роза Александровна. Гуманитарно-художественное воспитание как приоритетное направление современной образовательной школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2001. 119 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Данилина, Роза Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ 80-90 ГОДОВ 20 ВЕКА.

1.1. Инновационные процессы - как условие совершенствования системы образования.

1.2. Образовательные модели современных общеобразовательных учреждений.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

2.1. Характеристика содержания и форм образовательного процесса.

2.2. Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива школы исследования.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

3.1. Теоретические и практические вопросы деятельности педагогического коллектива по художественно-эстетическому воспитанию как приоритетному направлению работы школы исследования.

3.2. Эффективность системы работы школы по гуманитарно-художественному воспитанию.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманитарно-художественное воспитание как приоритетное направление современной образовательной школы»

Кризисные экономические, экологические, политические и другие явления, возникающие в современном мире, неизбежно отражаются в системе образования и обуславливают процессы активизации педагогических инноваций. По определению Загвязинского В.И. (43, с.7) процессы возникновения, развития и проникновения в широкую практику педагогических нововведений являются инновационными процессами. Они возникают, когда появляется необходимость в совершенствовании системы. 80-ые годы характерны преобразованиями «сверху» и «снизу» в системе образования. Реформирование системы образования «сверху» (1984) качественно не изменило общественно-образовательную ситуацию того времени. Как попытка изменить существующую систему «снизу», возникает движение, называемое как «педагогика сотрудничества». Гуманистические идеи М.М. Рубенштейна, В.П. Бехтерева, П.П. Блонского, исследования отечественных педагогов-новаторов и ученых, создавших дидактическую и воспитательную системы, В. А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого легли в основу «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов). Технология базировалась на теоретических выводах учёных-педагогов и психологов: В.В. Давыдова, J1.B. Занкова, И .Я. Лернера, З.И. Равкина, М.Н. Скаткина, Д.Н. Узнадзе. Движение преобразовало такие гуманистические традиции прогрессивной отечественной педагогической мысли, как признание необходимости развития личности в качестве субъекта педагогического процесса и активного участника социальных отношений, стимулирование раскрытия его индивидуальных резервов и возможностей. «Педагогика сотрудничества» предоставила возможность каждому педагогу стать активным участником изменений педагогической реальности, послужила толчком для инновационных поисков (26). Исторические условия начала 90-х годов: крушение тоталитарного режима и командно-административной системы, переход к рыночному хозяйству, развитие частной собственности и политического плюрализма, изменение общественного и государственного строя - потребовали изменений в общественном статусе образовательной сферы, пересмотра законодательных основ её развития. Закон « Об образовании» (1992г.) определил в качестве основного принципа образования вообще и, в частности, школы, как его структуры, гуманизм. Подчеркнуто, что ориентация всех звеньев образования на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства дополняется принципами об удовлетворении разнообразных образовательных интересов личности, многообразием её потребностей, свободой выбора и самоопределением каждого гражданина страны. Разработанная Федеральная программа развития образования, как система жизнеобеспечения Закона, являлась «практической реализацией законодательного акта» (36, с. 111). Несомненно, и Закон, и программу можно оценивать в качестве социального механизма интенсификации творческой новаторской деятельности в педагогике и инновационного преобразования педагогической науки и практики. Именно они наметили стратегические пути реформирования на основе гуманного, демократического, личностно-ориентированного образования; способствовали развертыванию инновационной мысли педагогов, стимулировали экспериментальную работу в школе. В 90-95 годы среднюю школу охватил мощный инновационный процесс. Изменение организационных структур общественной жизни вызвало необходимость совершенствования адаптивной образовательной среды на всех ступенях образовательного процесса, обновления организационных форм учебно-воспитательного процесса, необходимость разработки вопросов непрерывного образования.

Опытно-экспериментальная работа школ, принявшая особенно широкие масштабы в этот период, позволяла решать как отдельные насущные так и перспективные педагогические проблемы. Одна из них - создание моделей учебно-воспитательных систем. Появляются различные инновационные общеобразовательные учебные заведения: школы-лаборатории, учебно-воспитательные комплексы, лицеи, гимназии. Осуществляется переход на более высокий образовательный уровень.

Инновационные процессы происходили и в художественно-эстетическом воспитании. В этот исторический период «качественно изменилось соотношение сфер мысли, знания и художественной культуры. Художественное воспитание остановилось в кругу неразрешимых проблем». (136, с.8-9). В начале 80-х годов известные ученые и преподаватели высшей школы пытались дать системный свод знаний учителю о проблемах художественно-эстетического воспитания. Наука всё больше связывает деятельность с практикой работы школы. Появляются конкретные программы, методические рекомендации, научно-практический материал по преподаванию предметов художественного-эстетического цикла.(66, 131, 132, 133.). В документах Министерства образования отмечалось, что обновление содержания художественно-эстетического воспитания в общеобразовательной школе предусматривает новые подходы к преподаванию искусств. К ним относятся вопросы комплексного взаимодействия искусств, а также интегрированного полихудожественного подхода, которые открывают «неизведанные возможности приобщения детей к художественной культуре» (136,с. 21). Проблемой вплотную стала заниматься лаборатория взаимодействия искусств Исследовательского Центра эстетического воспитания РАО (руководитель Юсов Б.П.). Учёные вели разработку «концепции практического и научного решения задачи: полихудожественного развития учащихся как части их гуманитарного развития» (134, с.37), а также «совершенно нового поколения развивающих программ» по искусству и художественной культуре» (136, с.7.). Необходимость осуществления целостного подхода к художественному воспитанию ребёнка повлекла создание системы художественно-эстетического воспитания как основы всей воспитательной работы школы.

Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в дошкольном и художественном школьном воспитании существует множество проблем. Одна из них - недостаток времени для более широкого изучения искусств, «которые бурно врываются в художественную жизнь общества.» (136, с.8). Кроме того, анализ существующих учебных планов школы подтверждает малое количество в их содержании предметов эстетического цикла, очевидна их раздробленность, оторванность от жизни, от интересов сегодняшних школьников. До настоящего времени остаётся не решённой проблема руководства художественно-эстетическим воспитанием детей с учётом социокультурных особенностей региона. Актуальность исследования обусловлена тем, что не востребованы возможности и достоинства искусства в учебно-воспитательном процессе, не раскрыто его влияние на здоровье ребёнка, не учитывается преемственность в содержании и ч методике художественного воспитания при взаимодействии различных ступеней образовательной системы, а именно: детский сад - начальная школа - основная - старшая. Необходима школа, которая закладывает основы нравственности и духовности, охватывая своим влиянием каждого ребёнка на протяжении важного отрезка его жизни (А.В Бакушинский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Существует проблема распространения имеющегося опыта в этой области.

Возникла необходимость проведения специального исследования в изучении деятельности педагогического коллектива в области гуманитарно-художественного образования как приоритетного направления в решении современных задач школы. Необходимо выявить степень влияния гуманитарно-художественного направления работы школы на обучение, воспитание и развитие ребёнка.

Предварительный анализ показал, что решающая роль в процессе гуманизации школы принадлежит новому педагогическому мышлению, высоко развитому эстетическому сознанию учителя. Поэтому в управлении школой особое место занимает создание условий для повышения педагогической культуры учителя, его готовности к творческому самовыражению.

Осознание роли художественно-эстетического воспитания в гуманизации педагогического процесса и становлении современной школы, степени влияния интегрированного полихудожественного подхода к преподаванию искусств на развитие ребёнка и его здоровье привело к выбору гуманитарно-художественного образования, как приоритетного, в работе школы 13 г. Арзамаса.

Необходимо отметить следующие предпосылки, обусловившие возможность проведения научно-исследовательской работы в школе исследования: существование научных руководителей из Института художественного образования РАО, привлечение к работе представителей различных видов искусств, наличие контактов с учебно-методическими учреждениями; наличие отрабатывающейся системы организации работы по художественно-эстетическому воспитанию; структурная особенность школы, позволяющая решать комплекс задач по обучению и воспитанию ребёнка на различных ступенях образовательного процесса; значительный творческий потенциал учителей, их готовность участвовать в эксперименте, профессиональная компетентность и соответствующий подбор кадров; наличие экспериментальных площадок на базе школы на городском, региональном и федеральном уровнях; существование необходимой материально-технической базы; авторитет школы в городе и области.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: гуманитарно-художественное обучение и воспитание в современной общеобразовательной школе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: гуманитарно-художественное воспитание как приоритетное направление обучения и развития ребёнка на различных ступенях образовательной системы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка и теоретическое обоснование системы гуманитарно-художественного воспитания как приоритетного направления в решении современных задач обучения, воспитания ребёнка на различных образовательных ступенях в общеобразовательной школе. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) проанализировать разнообразие современных видов и форм образовательных систем как результат обновления системы образования России;

2) раскрыть основные направления работы общеобразовательной школы, сложившиеся в ходе её развития;

3) обобщить опыт работы школы по гуманитарно-художественному воспитанию;

4) выявить эффективность гуманитарно-художественного воспитания как приоритетного направления деятельности педагогического коллектива;

5) раскрыть преемственность в содержании и методике художественного образования на различных ступенях образовательной системы.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: мы полагаем, что обучение, воспитание и развитие ребёнка будет наиболее эффективным, если оно осуществляется на основе концептуальной модели, учитывающей гуманитарно-художественное воспитание как приоритетное направление современного образовательного учреждения на различных возрастных ступенях образования.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертационного исследования являются теоретические ученых и практические работы, исследователей в области педагогики, философии, психологии, эстетики, искусствознания: о сущности подхода к системе образования и воспитания в разные исторические периоды, их отражении в основных направлениях реформы образования, особенностях возрастного развития детей, об интегрированном полихудожественном подходе к воспитанию; о приобщении к народной культуре, её традициям с учётом национально-этнических и региональных особенностей с точки зрения теории развивающего обучения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: сопоставительный: изучение и анализ научно-методической литературы по вопросам психологии, педагогики, философии, медицины, искусствоведения; социально-педагогический: изучение и обобщение опыта работы педагогов, собеседования с детьми, педагогами, родителями; педагогические наблюдения за группами детей разного возраста. Использование социологических методов: тестирование, анкетирование, опросы; статистические: изучение и анализ школьной документации, анализ результатов детской художественной деятельности; экспериментальные методы: естественный эксперимент.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯМИ этап (1989-1994г.г). Изучение состояния проблемы в современной теории и практике; осуществление практической деятельности по разработке модели образовательного учреждения. 2-й этап (1994-1997г.г.). Изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой философской литературы, историко-архивных документов по проблеме исследования. Выявление условий и возможностей совершенствования работы по эстетическому воспитанию в школе, обобщение опыта учителей, определение проблемы исследования, разработка научного аппарата. 3-й этап (1997-2000г.г.) Анализ и обобщение результатов исследования, оформление кандидатской диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том, что:

- раскрыта и теоретически обоснована приоритетность гуманитарно-художественного воспитания в деятельности современной школы и влияние гуманитарно-художественного направления на развитие ребёнка, на микроклимат школы и общую культуру;

- в диссертации раскрыта авторская модель системы организации педагогической деятельности образовательного учреждения в условиях приоритетности гуманитарно-художественного направления работы (важность гуманитарно-художественного образования в развитии ребёнка, прогнозирование и осуществление индивидуальной программы творческого развития каждого, формирование эстетического отношения к действительности, нравственному и физическому совершенству, воспитание детей на основе изучения образцов мировой художественной культуры);

- определены содержание и особенности работы по гуманитарно-художественному воспитанию на различных ступенях образовательного процесса: в дошкольном возрасте - школа эстетического воспитания «Школа радости», младшем школьном- изучение народного искусства через фольклор, в подростковом - классы эстетического направления, в старшем- мировая художественная культура;

- выявлена эффективность гуманитарно-художественного воспитания в обучении и развитии ребёнка, доказана её значимость: в повышении познавательных способностей и творческой активности детей, их представлений об искусстве, формировании навыков в разных видах художественной деятельности; положительном влиянии на здоровье детей, улучшении совместной деятельности с родителями.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что описанная модель гуманитарно-художественной направленности обучения и воспитания, а также, полученные в ходе исследования, результаты и основные выводы, могут быть использованы: при подготовке учителей в педагогических вузах; при разработке и реализации комплексной программы по художественно-эстетическому воспитанию в системе повышения квалификации руководителей и педагогов образовательных учреждений.

ДОСТОВЕРНОСТЬ научных выводов и результатов определялась использованием современных научно-методических и медико-психолого-педагогических концепций, многолетней практикой автора исследования в общеобразовательной школе №13 г. Арзамаса, обсуждением и признанием опыта работы школы на научно- практических конференциях и семинарах различных уровней.

АПРОБАЦИЯ. Результаты исследования заслушивались на заседаниях лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО, заседаниях кафедр психологии и управления Нижегородского института развития образования (1998-1999г.г.). Обсуждены на Учёном Совете Арзамасского педагогического института (1992г.), 1 Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье и образование» (1995г.) в С - Петербурге, на научно-практических конференциях и семинарах федерального, регионального и городского уровней для руководителей отделов образования, руководителей школ, учителей-экспериментаторов (1992-2000г.г.): «Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад - школа -лицей» - учреждение нового типа» (1992г.), «Полихудожественное развитие детей на основе взаимодействия искусств» (1993г.), «Школа и наука: на пути интеграции в создании новых образовательных технологий» (1993г.), «Гуманитарно-художественное образование детей на основе комплексного взаимодействия искусств» (1994г.), «Комплексная программа развития личности ребёнка с 3 до 17 лет» (1994г.), «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях учебно-воспитательного комплекса «Детский сад - школа - лицей» (1994г.), «Устное народное творчество (фольклор)» (1996г.), «Когда все искусства вместе» (1998г.), «Из опыта работы школы по программе «Здоровое поколение» (1996-1998г.г.), «Особенности гуманитарно-художественного образования детей 3-17 лет в школе» (1999г.), «Проблемы преемственности дошкольного, начального и среднего образования» (2000г.) и др.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Результаты исследования нашли отражение в совместной работе школы и лаборатории Института художественного образования. Использованы в методических материалах к интегрированным программам Л.Г.Савенковой «Искусство и среда», Т.И.Суховой «Литературно-творческое развитие детей», Е.П.Кабковой, Л.Г.Савенковой, Т.И.Суховой, Б.П.Юсова «Живой мир искусства», в деятельности научной лаборатории на базе педагогического института г. Арзамаса под патронажем лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО. Результаты исследования используются в работе образовательных учреждений г. Арзамаса и района. Материалы опытно-экспериментальной работы нашли воплощение в концепции школы №13, образовательном процессе и авторских программах учителей школы А.И.Емельяновой, Т.Г.Дурыничевой, М.М.Обуховой, учителей «Школы радости» В.М.Ирхина, Е.В.Лихарева, М.И.Чкаловой, музыкального руководителя детского сада В.В.Павельевой. Данное исследование, экспериментальная работа выявили значительные возможности повышения эффективности образовательного процесса. ,, ,

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

- приоритетное гуманитарно-художественное воспитание основывается на комплексном освоении разных видов искусства и интегрированных формах их преподавания с точки зрения историко-культурного своеобразия региона и активного вовлечения детей в процесс художественного творчества;

- разработанная в диссертации авторская модель современного образовательного учреждения, позволяет закладывать основы нравственного и духовного развития ребёнка на протяжении важного отрезка его жизни (3-17 лет) с учётом преемственности содержания и методов образования на различных ступенях образовательного процесса;

- гуманитарно-художественная направленность в обучении способствует общему эстетическому воспитанию детей и сохранению их здоровья на всём протяжении обучения в общеобразовательном учреждении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Данилина, Роза Александровна

ВЫВОДЫ. Подводя итог изложенного в главе, следует отметить, что исходя из культурно-социологической, демографической, экологической проблематики региона, педагогический коллектив определяет гуманитарно-художественное образование как приоритетное направление в работе школы, как средство становления всесторонне развитой, творческой и высоконравственной личности, как средство сохранения и укрепления здоровья ребёнка. В главе рассматриваются теоретические и практические вопросы построения системы художественно-эстетического воспитания, даётся алгоритм действий педагогического коллектива по её созданию. Разработанная система позволяет осуществлять ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении личности ребёнка, создавать условия для нравственного, творческого и духовного развития каждого на всех ступенях образовательного процесса. В главе даны подробные характеристики возрастных особенностей детей с 3 до 17 лет, особенности художественного восприятия в разные возрастные периоды, выделены виды искусств, увлечение которыми даёт художественное наибольшее развитие ребёнка на определённом возрасте.

Раскрывая практические вопросы деятельности педагогического коллектива школы, освещаются вопросы управления школой и процессом художественно-эстетического воспитания. В этой сфере определены следующие направления: проблемно-целевое управление, создание коллектива единомышленников и дифференциация полномочий всех членов коллектива, повышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, формированию гуманистических отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Изучение и систематизация экспериментальной работы, проводимой педагогическим коллективом, позволила обобщить материал для обмена опытом по художественно-эстетическому воспитанию.

Исследования эффективности работы школы по гуманитарно-художественному образованию подтверждают положительные результаты по развитию творчества и воображения детей, познавательных способностей и творческой активности, состоянию их здоровья, повышению успеваемости, изменению микроклимата школы. Эстетическое воспитание проникает во все сферы общешкольной жизни, наполняет собой формы и методы педагогической деятельности, формирует всесторонне развитую, творческую и высоконравственную личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение диссертации кратко сформулированы итоги проведённого исследования.

1) В процессе опытно-экспериментальной работы раскрыта и теоретически обоснована приоритетность гуманитарно- художественного воспитания в деятельности современной школы. Выбор основных направлений современного образовательного учреждения определяется проблемами образования и культурно-социологическими, демографическими и экологическими особенностями региона. В качестве главного направления в реализации задач исследования выбрана проблема гуманитарно-художественного воспитания как приоритетного направления в решении современных задач обучения, воспитания и развития ребёнка с 3 до 17 лет в процессе взаимодействия различных ступеней образовательной системы. Раскрыта конкретная педагогическая деятельность школы в условиях приоритетности гуманитарно-художественного направления работы (важность гуманитарно-художественного воспитания в развитии ребёнка, прогнозирование и осуществление индивидуальной программы творческого развития каждого, формирование эстетического отношения к действительности, нравственному и физическому совершенству, воспитание детей на основе изучения образцов мировой художественной культуры.).

Раскрывая практические вопросы деятельности педагогического коллектива, определён базовый принцип деятельности педагогов, -художественно-эстетическое воспитание проникает во все сферы общешкольной жизни. Обозначен практический путь целенаправленного комплексного воздействия на образование и развитие ребёнка с 3 до 17 лет через систему художественно-эстетического воспитания. Рассматриваются теоретические и практические вопросы построения системы художественно-эстетического воспитания, даётся алгоритм действий педагогического коллектива по её созданию. Система состоит из следующих подсистем: учебно-воспитательный процесс; внеурочная деятельность детей; внешкольная организация досуга ребёнка; семья ребёнка, его микросреда; средства массовой информации. В исследовании даются теоретические и практические вопросы о работе каждой из подсистем и всей системы в целом. Разработанная система художественно-эстетического воспитания позволяет осуществлять ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении личности ребёнка, создавать условия для нравственного, творческого и духовного развития каждого на всех ступенях образовательного процесса.

Раскрыта деятельность коллектива по осуществлению интегрированного полихудожественного подхода к изучению искусств, по апробации экспериментальных интегрированных программ, разработанных учёными лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования (руководитель Б.П. Юсов.).

2)Выявлена эффективность и показана значимость гуманитарно-художественного направления в обучении, воспитании и развитии ребёнка (повышение познавательных способностей и творческой активности детей, познавательных представлений об искусстве, формирование навыков в разных видах художественной деятельности, положительное влияние на здоровье ребёнка, улучшение совместной деятельности с родителями.). Анализ работы школы по данному направлению, изучение эффективности свидетельствуют о том, что результаты обучения, воспитания и развития ребёнка находятся в прямой зависимости от уровня проводимой работы по художественно-эстетическому воспитанию. Проведённые психолого-педагогические и социологические исследования, анализ материалов медицинских обследований, итогов учебной деятельности учащихся подтверждают эти выводы. Художественно-эстетическое воспитание детей позволяет стимулировать интерес к познанию, к творчеству через многообразие видов деятельности. Разработанная система гуманитарно-художественного воспитания на всех ступенях образовательного процесса способствует формированию эстетического отношения детей к действительности, их нравственному и физическому совершенству, способствует повышению качества образовательного процесса. Результаты исследования позволяют наметить стратегические направления работы по художественно-эстетическому образованию, наметить перспективы в деятельности педагогического коллектива.

3)Выявлены содержание и особенности работы по гуманитарно-художественному воспитанию на различных ступенях образовательного процесса. Важное внимание уделено работе по преемственности. Раскрытая в диссертации работа по преемственности в содержании и методике художественно-эстетического воспитания, позволяет констатировать, что обучение детей с приоритетным гуманитарно-художественным направлением необходимо строить с учётом особенностей возраста и природной склонностью детей к восприятию и деятельности в области искусства: в дошкольном возрасте - школа эстетического воспитания «Школа радости», младшем школьном -изучение народного искусства через фольклор, в подростковом - классы с углублённым изучением предметов эстетического цикла, в старшем-мировая художественная культура. Школа закладывает основы культуры на протяжение важнейшего этапа развития ребёнка с 3-х до 17-и лет. Каждому возрастному этапу присущи свои особенности. В исследовании даны подробные характеристики возрастных особенностей детей с 3 до 17 лет, особенности художественного восприятия в разные возрастные периоды, выделены виды искусств, увлечение которыми даёт художественное наибольшее развитие ребёнка на определённом возрасте.

4) В ходе исследования проведено изучение и систематизация деятельности педагогического коллектива по художественно-эстетическому воспитанию, творческому развитию детей, были раскрыты приоритетные направления деятельности педагогического коллектива, сложившиеся в ходе развития общеобразовательной школы №13 города Арзамаса: гуманитарно-художественное воспитание, преемственность в содержании и методике обучения и воспитания на различных образовательных ступенях; работа по сохранению и укреплению здоровья ребёнка и проблеме здоровье сохраняющей и здоровье сберегающей роли искусства; работа школы в условиях развивающего обучения, допрофессиональная подготовка школьников. Описаны организационно-педагогические подходы, обозначен практический путь внедрения каждого из них. Показана роль и влияние, с учётом их совокупности, на качество обучения и воспитания детей, на развитие их познавательных способностей и творческой активности.

Раскрывая практические вопросы деятельности педагогического коллектива школы, освещаются вопросы управления школой и процессом художественно-эстетического воспитания. В этой сфере наиболее важными определены следующие направления: создание коллектива единомышленников, повышение профессионализма педагогов, внедрение педагогики сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Разработанная модель школы даёт возможность, изменив штатное расписание, привлекать к работе художественную интеллигенцию, вводить представителей искусства и культуры в штат школы, расширить круг сотрудничества с научно-методическими центрами и учреждениями культуры, повысить уровень художественно-эстетического воспитания. Благодаря общению с сотрудниками лаборатории комплексного взаимодействия искусств возрос и расширился уровень знаний, что влияет на качество работы всего коллектива школы.

Педагогический коллектив успешно справился с задачами эксперимента. Эксперимент завершился созданием авторских программ и пакета методических разработок по предметам эстетического и гуманитарно-художественного цикла. Творческой группой учителей-экспериментаторов подготовлена учебно-методическая документация. Экспериментальная работа, проводимая педагогическим коллективом легла в основу разработок рекомендаций по внедрению рассматриваемого опыта в практику работы других общеобразовательных учреждений.

6)В ходе исследования дан анализ состояния инновационных процессов. Являющиеся объективной потребностью общества и государства, они способствуют совершенствованию системы образования. Одним из результатов обновления системы является создание различных видов общеобразовательных учреждений, основанных на идее гуманизма, демократизации и личной ориентации, но имеющих свои особенности.

6) Изучение проблемы гуманитарно-художественного воспитания детей в данном исследовании не исчерпывается. Научно-организованная гуманитарно-художественная направленность в работе школы позволяет прогнозировать и осуществлять индивидуальную программу творческого развития каждого ребёнка. Перспективным направлением дальнейшей разработки представляется использование уроков неэстетического цикла и трудового обучения. В настоящее время есть попытки решения этой проблемы. Работа над диссертацией позволила автору, как директору школы, наметить пути решения отдельных проблем, увидеть перспективы в работе и, главное, ещё раз убедиться в правильности выбора приоритетного направления школы - в основе учебно-воспитательной работы школы должно лежать художественно-эстетическое обучение и воспитание ребёнка.

Автор считает своим долгом выразить глубокую признательность членам педагогического коллектива за сотрудничество и помощь в проведении исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Данилина, Роза Александровна, 2001 год

1. Амонашвили Ш.А. Как живется детям? Книга для учителя. 2-е издание. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М.: Знание, 1982. - 95с.

3. Ананьев В.А. Валеология человека, книга 2, т. 4,5. СПб.: PETROC., 1998- 830с.

4. Ананьев Б.Г. Вопросы детской и общей психологии. М., 1954.

5. Ангеловская К. Учителя и инновации. М.: Просвещение., 1991.

6. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.

7. Аничкин С.А. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Свердловск, 1982.

8. Ардинирова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. -М., 1994.

9. Артюхов М.В. Инновационные процессы в образовании. Новокузнецк.: НГИУУ, 1994 82с.

10. Ю.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса. - М: Просвещение, 1982.11 .Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание . М.: Культура и просвещение., 1922.

11. Безруких М.М. Школьные трудности у учащихся первых классов. М., 1998.- 112 с.

12. Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука., 1991.- 476с.

13. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1997. -112с.

14. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961.

15. Блонский П.П. Курс педагогики.// Введение и воспитание ребёнка. М.: Задруга., 1916.

16. Болтышев Ю.П. Сетевое планирование в школе. М.: Просвещение, 1980.

17. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

18. Буров А.И. Проблемы эстетического развития личности школьника. -М., 1987.

19. Буров А.И. Теоретические принципы системы эстетического воспитания в учебной работе общеобразовательной школы. М, 1983.

20. Буров А.И. Эстетическое воспитание в школе. М., 1980.

21. Валеология человека. КН.1, т. 1,2,3// Под редакцией Агаджаняна Н.А. -СПб.: PETROC., 1998 718с.

22. Валлон А. От действия к мысли. М., 1956.

23. Венгер JI.A. Программа воспитания детей дошкольного возраста «Развитие». М., 1994.

24. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. //Под общей редакцией профессора Г.Г. Шевченко и профессора Б.П. Юсова. Луганск,- 1990-180с

25. Войдём в новую школу // Педагогика сотрудничества. Отчёт встреч педагогов экспериментаторов. - Тбилиси., 1988.

26. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М. : Просвещение, 1982. 136 с.

27. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М., 1991.

28. Вульфов Б.З. Эстетика помещений, М., 1997. - 111с.

29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е издание. М.: Просвещение, 1967.

30. Выготский Л.С. Педология школьного возраста.

31. Выготский Л.С. Психология искусств, 3-е издание. М.: Искусство, 1986. - 572с.

32. Вюр, Эрих. Искусство китайского целительства. М.: Лик Пресс., 1998 -160с.

33. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.

34. Герасимова Р.Н. УВК: опыт, проблемы, перспективы. М.: Прометей, МГПИ., 1989.

35. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Киев., 1986.

36. Гуманитаризация Российского образования// Материалы заседания коллегии Министерства образования 1994-1995г. М., 1995.

37. Гусинский Э.Г. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа., 1994.

38. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

39. Давыдов В.В. Организация развивающего обучения в 5-9 классах средней школы.// Психологическая культура и образование. 1997. -№1.

40. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992.

41. Игельник Л.М. Фэн-шуй искусство жить. - М.: Саттва., 1999. - 282с.

42. Ильенков Э.В. Некоторые проблемы диалектики. М., 1973.

43. Ильин Е.Н. Шаги на встречу: Из опыта работы учителя. Ижевск: Удмуртия, 1988. - 42 с.

44. Инновационная деятельность в образовательных учреждениях Брянской области. Брянск., 1996 - 51с.

45. Инновационные процессы в образовании. Новокузнецк: НГИУУ, 1994.-82с.

46. Инноватика образовательных технологий. Красноярск., 1994 - 99с.

47. Исследования художественных интересов современных школьников.// Под редакцией Квятковского Е.В., Фохт-Бабушкина. М., 1974.

48. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. М.: Педагогика, 1973 - 334с.

49. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.

50. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993.

51. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Рязань, 1989.

52. Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине 20 века. Ростовский педагогический университет., 1994.

53. Кетурко Е.В. Эстетическое развитие подростков и старших школьников.// Искусство и образование., 1998. №6.

54. Киселёва Е.И. История народного образования, как системы: историографический анализ и основные задачи. Новосибирск., 1984.

55. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига.: Педагогический центр эксперимента., 1995.

56. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М. 1994 .

57. Конаржевский Ю.А. Концепция внутришкольного управления. Алма-Ата, 1991.

58. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе.// АПН СССР, НИИ художественного воспитания). М., 1988. - 80с.

59. Концепция общего среднего образования. М.: ВНИК «Школа»., 1988.

60. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах// Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979.

61. Лабунская А.В. Художественно-эстетическое воспитание в семье. М.: Педагогика., 1970.

62. Лазарев B.C. Управление школой: теоретические основы и методы. -М. ЦСиЭН, 1997.

63. Лазарев B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М. 1995.

64. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. - М.: издательство Московского университета., 1972.- 575с.

65. Лернер И.Я. Развивающее обучения с дидактических позиций.// Педагогика. 1996. - №2.

66. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение., 1985. - 175с.

67. Лихачёв Д.С. Школа на Васильевском. М.: Просвещение., 1990.

68. Лицейское и гимназическое образование: ЛГО: научно-методический междисциплинарный журнал по проблемам инновационного образования. М., 1997.

69. Лысенкова С.Н. Когда легко учится: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. М.: Педагогика, 1985.176 с.

70. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение. 1988.- 192 с.

71. Львов М.Р. Передовой опыт и творчество учителей //Советская педагогика, 1989.-№ 1.- с.52.

72. Макаренко А.С. Статьи о литературе.// Собрание сочинений в 4-х томах., т.4., М.: Правда.,1987. - с. 377-430.

73. Межпредметные связи преподавании искусства в школе. Сборник научных трудов НИИ ОП АПН СССР // Под редакцией Квятковского Е.В. М.: Педагогика, 1981.

74. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития. М.,1989.

75. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.

76. Мухин М.И. Гуманистические традиции и новаторство у В.А. Сухомлинского, М., 1995.

77. Найн А .Я. Инновации в образовании, Челябинск., 1995.

78. Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении нового типа.// Под редакцией Аксюченко В.Н. Арзамас., 1996.

79. Наш путь к школе здоровья.// Под редакцией Шаровой Н.Н. Арзамас., 1998.

80. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1986.

81. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника.// Педагогика. 1996. -№3.

82. Парамонова Л.А. К проблеме взаимосвязи обучения и творчества в дошкольном детстве.// Материалы международной конференции «Культурно исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования» - М., 1996.

83. Педагогика искусства в школе. М., 1982.

84. Песталоцци И.Б. Избранные педагогические произведения. / Под редакцией Шабаевой М.Ф. М.: Академия педагогических наук РСФСР., 1961.

85. Петленко В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. -СПб., 1998.- 120с.

86. Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М., 1995.

87. Поташник М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990.

88. Пригожин А.И. Нововведение: стимулы и препятствия// Социальные проблемы инноватики. М.: Политиздат., 1989. - 270 с.

89. Проблемы эстетического развития личности школьника.// Под редакцией A.M. Бурова, Е.В. Квятковского. -М.: Педагогика, 1987.-96с.

90. Равкин З.И. Проблемы истории советской школы и педагогики. -Йошкар-Ола., 1971.

91. Рубинштейн C.JI. Основы психологии. М.: Учпедгиз., 1935. - 496с.

92. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность. Л., 1977.

93. Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П. Живой мир искусства. -Раменское, 1998.

94. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Изобразительное искусство и среда., М,. 1993.

95. Савенкова Л.Г. Рукопись №2., 1998.

96. Савенкова Л.Г. Школа и педагогика искусства.// Искусство и образование, 1998. №6

97. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование., 1998.- 255с.

98. Система эстетического воспитания школьников./ Под редакцией Герасимова С.А. М., 1983.

99. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965, - 48с.

100. Стабилизация и развитие образовательного комплекса Нижегородской области в новых социально экономических условиях. - Н. Новгород, 1994.

101. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Избранные педагогические сочинения. Т.З. М.: Педагогика, 1981.

102. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радянська школа., 1988.- 271с.

103. Сухомлинский В.А., Мудрая власть коллектива.// Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика., 1981. - т.З. - с.205-377.

104. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1998.-284с.

105. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг., часть 1. М.: Авторские школы, 1991. - 153с.

106. Усанова Е.П. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях, // Школа здоровья. Том5, №3-4. М., 1998.

107. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания., издание 2.- СПб., 1903.

108. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение., 1991.

109. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: «Сентябрь», 1998.- 140с.

110. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. Н. Новгород, 1997.

111. Чухман Е.К. Художественные интересы школьников. М., 1977. -38с.

112. Шамова Т.И., Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.

113. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика., 1980.

114. Шаталов В.Ф. Точка опоры.// Организационные основы экспериментальных исследований. Минск., 1990. - 223 с.

115. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М. : Педагогика, 1989. -336 с.

116. Шацкий С.Т. Работа для будущего. 1989.

117. Школа здоровья.//Под редакцией Н.Н. Шаровой. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.

118. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986. - 173 с.

119. Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. Новое в воспитательной работе. М. 1991.

120. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

121. Эстетика и человек. //Под редакцией Разумного В.А. М., 1967.

122. Эстетическое воспитание в школе. //Под редакцией Лихачёва Б.Т. -М., 1980 136с.

123. Эстетическое воспитание учащихся и студентов.// Сборник научных трудов. Минск, 1983.

124. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.// Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983.

125. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск., 1990.

126. Юсов Б.П. Искусство и образование. Виртуальная духовность?.// Учительская газета 1998. с.6-7. - №52.

127. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М., 1995. - 107с.

128. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в художественном детском развитии.// Теория эстетического воспитания: Сборник научных трудов вып.З.- М., 1975,

129. Юсов Б.П. Роль искусства в общем образовании.//Педагогика и школа за рубежом. М.: Педагогика -№11., 1974.

130. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.

131. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей? М., 1964.

132. Ямбург Е.А. Воспитание историей. М.: Знание, 1987.

133. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. М.: Знание, 1987.

134. Ямбург Е.А. Школа для всех М.: Новая школа., 1997.-351с.

135. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.145. Авторефераты.

136. Александрова В.Г. Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса в системе работы школьного центра эстетического воспитания: Автореферат. к. п. наук. М., 1993.

137. Андреюшин А.Н. Основы эстетического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений в условиях развивающего обучения: Автореферат.к. п. наук. М., 1996.

138. Бедняк Т.Г. Проблемы эстетического воспитания младших школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского: Автореферат.к. п. наук. Киев., 1977.

139. Белоус JI.A. Художественное освоение культурно-природной среды учащимися 5-9 классов в условиях национальной сельской школы: Автореферат. . к. п. наук. М, 1994.

140. Буева И.И. Идеи гуманизации внутришкольного управления в наследии В.А. Сухомлинского и их значение: Автореферат.к. п. наук. -Оренбург., 1996.

141. Буров А.И. Марксистко-ленинская эстетика как теоретическая основа эстетического воспитания: Автореферат. д. п. наук. М., 1970.

142. Гонтаровская Н.Б. Средняя общеобразовательная школа эстетического профиля в региональной системе народного образования: Автореферат. к. п. наук .- М., 1992.

143. Житная И.В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста.: Автореферат. . к. п. наук. -Ростов на Дону., 1997.

144. Ильенков Э.В. К вопросу о природе мышления.: Автореферат. . д. ф. наук. М., 1986.

145. Лихачёв Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности, действительности.: Автореферат. .д. п. наук. М., 1969.

146. Романова И.А. Диалектика инноваций в отечественной педагогике (в теории и практике общеобразовательной школы) XX века: Автореферат. . к. п. наук. М., 1983.

147. Сорочан Т.М. Система работы школы по приобщению старших школьников к искусству в условиях разнообразия видов художественной деятельности: Автореферат.к. п. наук. М., 1991.

148. Шакиров Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ общего среднего образования в России XX века. Автореферат. . к. п. наук. -Казань., 1997.

149. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников. Автореферат. д. п. наук. М., 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.