Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Пирова, Светлана Нурмухамедовна

  • Пирова, Светлана Нурмухамедовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 156
Пирова, Светлана Нурмухамедовна. Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2005. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пирова, Светлана Нурмухамедовна

Введение. 4

Глава I. Развитие теории дидактического взаимодействия i педагога и учащегося на уроках в психолого-педагогической литературе. 11

1.1. Личностно ориентировочное дидактическое взаимодействие педагога и учащегося в современной демократической организованной школе. 11

1.2. Сущность гуманитарных дисциплин как решающий фактор гуманистической ориентации совместной деятельности педагога и учащегося в учебной и внеучебной работе. 33р

1.3. Состояние организации и осуществления учебного процесса по гуманитарным дисциплинам, направленным на формирование гуманистических качеств личности. 43

Выводы по первой главе. 46

Глава И. Оптимальное применение педагогических технологий на уроках гуманитарных дисциплин по формированию гуманных качеств личности (педагогический эксперимент). 48

2.1. Критерии формированности гуманных качеств личности , учащихся - будущих граждан общества с рыночными отношениями. 48

2.2. Роль дидактического взаимодействия педагога и учащегося в формировании гуманных качеств личности современных граждан. 63

2.3. Эффективные педагогические технологии воздействия, ориентированные на формирование гуманных качеств личности учащегося. 82

Выводы по второй главе. 141

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла»

Радикальные политические, экономические и социально-культурные перемены, произошедшие в нашей стране в 90-е гг. прошлого века, не только открыли обществу путь к демократии и построению нового государства, но и травмировали его, обусловив нравственный кризис. В числе идей, мобилизирующих общественное сознание на утверждение высших общекультурных и моральных ценностей, по своей значимости выделяется идея гуманизма, понимаемая как гуманизация всех сфер деятельности человека, общества, государства, в частности рас интересует взаимодействие педагога и учащихся в сфере образования.

Чрезвычайная актуальность проблемы гуманистической ориентации дидактического взаимодействия педагога и учащихся пока не нашли должного освещения в современных педагогических исследованиях.

Реализация задач, стоящих перед школой, в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции, культуры. Гуманистическая ориентация - это реализация возможностей каждого человека, развитие духовного богатства личности, которое начинается с воспитания и обучения.

В период строительства правового государства перед школой встают новые сложные учебно-воспитательные задачи. Углубление научно-теоретической базы школьного образования, усложнение содержания и формы учебно-воспитательной работы со школьниками, повышение ее идейного уровня требуют от учителя высокого мастерства, одним из решающих критериев которого является умение устанавливать отношения с учащимися, соответствующие учебно-воспитательным целям.

Нормой отношений педагогов и воспитанников в школе являются I гуманные, товарищеские отношения.

Современная школа предъявляет к личности учителя определенные качества, в центре которых стоят такие гуманные качества, рак требовательность и доброта, душевная щедрость и любовь к детям. Однако, как показывают наши многочисленные наблюдения, в деятельности школ нового типа по дидактическому взаимодействию педагога и учащихся, по воспитанию гуманистических качеств личности учащихся имеются серьезные недостатки: нет четко слаженной системы этой работы, многие учителя, классные руководители недостаточно владеют научно-обоснованными, целесообразными и действенными формами и методами воспитательной работы.

Уроки, не связанные с комплексной системой гуманистической ориентации взаимодействий учителя и учащихся, системой воспитательной работы, не дают желаемого результата.

Вышеизложенное определяет актуальность избранной темы исследования

Степень разработанности проблемы. Принцип гуманизма как фундамент социалистической педагогики и школы закладывался в послереволюционных условиях. Выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко считали, что основу формирования личности должны составлять гуманистические принципы.

Научные дискуссии А.М.Арсеньева, Н.И.Болупрева, Н.К.Тонгарова, Н.А.Петрова, З.И.Равнина, В.А.Сухомлинского явились следствием дальнейшего поиска решений проблем обучения и воспитания в школе.

В работах по педагогике, появившихся в последующие годы (Н.И.Болдырев, Т.Е.Конникова и др.), научно-методические ориентации на реализацию принципа гуманизма, который мог бы проявиться в жизни школы, наталкивались на авторитарный дух навязывания шаблонных идей всестороннего формирования личности.

Реализация принципа воспитывающего обучения в процессе формирования гуманистической морали разрабатываются В.М.Коротовым, Б.Т.Лихачевым, З.И.Васильевой, К.С.Сатбаевым и др.

Исследования таджикских ученых Лутфуллоева М., Буйданова (Х., Пахланова А., Шарипова Ф., Шарипова Дж., Шукурова Т., Зубайдова У., Рахимова X., Авзалова X. характеризуются поисками эффективных путей и средств воспитания и обучения, основанных на народных традициях.

Важнейшие вопросы гуманизации гуманитарного образования на современном этапе развития теории воспитания рассматриваются в диссертационных работах И.Х.Каримовой, С.Кендилаевой. Вопросу формирования гуманистических качеств личности учащихся 7-9 классов в процессе преподавания таджикской литературы посвящено диссертационное исследование Мирзоевой Ф.Б.

Процесс формирования гуманных отношений в коллективе учащихся рассматривается в докторской диссертации Вейт М.А.

Предметом данного исследования являются педагогические условия взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе в лицеях республики Таджикистан.

Объект исследования - учебно-воспитательная деятельность лицея, ориентированная на формирование гуманистических качеств личности учащихся.

Исследование имеет своей целью обосновать возможности I совершенствования дидактического взаимодействия педагога и учащихся, путем использования оптимальных и эффективных форм и средств урочной и воспитательной деятельности, способствующих формированию гуманистических качеств личности учащихся в учебном процессе дисциплин гуманитарного цикла.

Основываясь на теоретических положениях гуманистического воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе, опираясь на результаты наблюдений в процессе обучения в лицеях республики и в соответствии с идеей и целью исследования гипотетически была предложена целостная система деятельности лицеев, ориентированная на обеспечение педагогических условий гуманистического взаимодействия педагога и учащихся: эффективнее способствовать нравственному воспитанию учащихся; создание благоприятных условий для успешного формирования гуманистических качеств личности учащихся — все это обеспечит более плодотворную умственную деятельность обучаемых в учебном процессе, способствует развитию гуманно-демократических взаимоотношений в педагогическом процессе; формирует активную и сознательную жизненную позицию обучаемых, необходимую в условиях перехода к рыночным отношениям.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании решаются следующие задачи:

- проанализировать и обобщить опыт работы лицеев по гуманистической ориентации дидактического взаимодействия на уроках гуманитарного цикла; обосновать наиболее оптимальные и действенные пути, методы, средства обучения и воспитания, способствующие гуманистическому взаимодействию педагога и ученика; выявить специфические особенности гуманистической ориентации дидактического взаимодействия; разработать рекомендации, направленные на совершенствование взаимодействий педагога и учащихся, ориентированных на формирование I гуманистических качеств личности обучаемых.

Методы исследования. Ведущими исследовательскими методами было наблюдение за взаимодействиями педагога и учащихся на уроках и во внеклассной работе, проведение бесед, вопросов и ответов, анализ художественных произведений, изучение и обобщение передового опыта учителей, экспериментальное обучение и анализ его результатов, включая статистическую обработку, разработка рекомендаций, направленных на совершенствование взаимодействий педагога и учащихся, ориентированных на формирование гуманистических качеств личности учащихся.

Исследование проводилось поэтапно в течение 1996-2004 гг.

На первом этапе /1996-1997/ изучалась психолого-педагогическая литература, изучалось гуманное взаимодействие педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Второй этап /1997-2000/ включал в себя уточнение научной гипотезы, разработку программы и методики опытно-экспериментальной работы, организацию и проведение экспериментальной работы.

Третий этап /2000-2004/ связан с обобщением результатов в практику лицеев (гуманитарный лицей «Неки» при РТСУ, Президентский лицей-интернат, лицей «Хисория» Гиссарского района).

Научная новизна исследования состоит: в разработке оптимального комплекса исследовательских средств, приемов и методов, позволяющих получить достоверную и всестороннюю информацию о состоянии гуманистической ориентации дидактического взаимодействия педагога и учащихся до начала планомерной работы, в ее процессе и по ее завершении; в разработке новых воспитательных средств и обнаружении воспитательного потенциала уже известных, в создании научно обоснованной системы воспитательных мероприятий, нацеленной на совершенствование воспитания учащихся в духе гуманизма. в создании обоснований системы мер, форм и педагогических I технологий, обеспечивающих гуманистическую нацеленность дидактического взаимодействия педагога и учащихся в учебном процессе;

Теоретическое значение работы определяется рассмотрением актуальных для педагогики вопросов гуманистической ориентации дидактического взаимодействия учителя и ученика; разработанные педагогические рекомендации доведены до их конкретной реализации -до уровня практического применения при изучении дисциплин гуманитарного цикла, разработанные материалы, апробирование в ходе исследования, могут быть использованы в практике работы учителей.

Достоверность и обоснованность материалов исследования подтверждается тем, что они базируются на обобщенных фактах, полученных в результате анализа психолого-педагогических, методических и других источников.

Апробация полученных результатов, выводов, предложений проводилось систематически на всех этапах исследования и выражалось в обсуждениях на заседаниях кафедры педагогики, психологии и культурологии Российско-Таджикского (славянского) университета, .на ежегодных Славянских чтениях, методических советах лицея «Неки» при РТСУ, «Хисория» Гиссарского района, на курсах повышения квалификации учителей города Душанбе, Хатлонской области, Гиссарского района. На защиту выносятся:

- положение о необходимости использования метода гуманистической ориентации дидактического взаимодействия при изучении предметов гуманитарного цикла;

- современный подход к воспитанию учащихся лицея в духе гуманного отношения друг к другу лежит на путях его научной организации, на путях совершенствования управления этим процессом;

- научно-обоснованные практические рекомендации учителю предметов гуманитарного цикла, которые могут быть успешно использованы и в I процессе обучения других предметов.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. I I I

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Пирова, Светлана Нурмухамедовна

- Учебный материал должен нести не только обучающий, Hq и

воспитательный характер, способствующий формированию

гуманистических качеств личности учащихся. - В условиях суверенного государства Таджикистан, демократизации

общества, школе предоставлена возможность осуществлять новую политику определения содержания образования и организации учебно воспитательного процесса, ориентированного на личность ученика. - В настоящее время все большее научно-практическое подтверждение и

применение находит личностно-ориентированная педагогика на

гуманистических принципах, дифференцированном и индивидуальном

подходах к организации учебно-воспитательного процесса, к организации

творческой деятельности, само актуализации жизненных позиций

главного субъекта образования — ученика. В этих условиях гуманизация

образования предполагает его дифференциацию. Эффективнее всего она

может быть реализована в различных типах учебно-воспитательных

учреждений. - На общем фоне сущности воспитания на современном этапе развития

национальной щколы Таджикистана в исследование проблемы

гуманистической сущности организации учебного процесса в школе

обретает особую актуальность, так как именно в учебном процессе

формируются главным образом мировоззрение, миропонимание и

отнощение молодого поколения к окружающему миру, людям, ко вс^му

живому, труду и нравственным ценностям. В этом ряду человеческих

качеств гуманность и гуманистические четы личности занимают одно из

самых главных мест и играют рещающую роль наряду с активностью,

самостоятельностью молодого человека. - Не отвергая в целом диапазона гуманистических качеств личности,

принятого в теории и практике школ Таджикистана, мы расширяем его

включением в список гуманных качеств личности: трудолюбия, бережное

отношение к природе, ко всему живому, уважение человека как

божественного начала и его прав, уважения всех людей, не взирая на 'его

национальность, вероисповедания, расовые признаки и т.д., уважение

свободы человека любой национальности, его язык, культуры и традиции. В ходе осуществления учебно-воспитательной деятельности среди учащихся, учителя должны будут формировать у своих питомцев эти

качества. В этих целях:

1) использовать воспитательный потенциал изучаемого программного

материала, не навязывая, а возбуждая интерес учащихся к нравственным

категориям;

2) внедрять персонализацию деятельности учащихся на уроке, тщательно

продумывать формы и методы воспитания на изучаемом материале;

3) соблюдать демократические нормы поведения и общения в учебном

процессе, которые проявляются в разумной открытости, раскованности,

доброжелательности и необходимой ответственности всех его

участников, в ходе которого учитель организует и осуществляет свою

деятельность в качестве старщего товарища, больше и основательнее

владеющего научными основами знаний и имеющего больше жизненных

и практических навыков, с которыми охотно и по своим функциональным

обязанностям делится, показывает пути приобретения этих знаний и

личностных качеств;

4) учитывать возможное востребование в содержании образования

взглядов, идей мыслителей таджикского народа о гуманизации

отношений людей в обществе и природе. Используя педагогическое

наследие ученых-педагогов таджикского народа в учебном процессе,

необходимо опираться на этот постулат, вошедший в нравственный мир

таджиков и веками определяющий его моральный облик и менталитет.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях политической и экономической нестабильности,

обострения национальных отношений, утраты духовности исключительно

важной становится стабилизирующая роль школы как одного из гарантов

гражданского мира и общественной нравственности. Очевидно, что работать сегодня педагогу очень не просто. Идеологическая и политическая борьба развернулась сейчас вокруг

рынка, который все более влияет на формирование сознания и образа

жизни юного поколения. Происходит смещение светского и религиозного

воспитания. В обществе наметилась дифференциация: появились богатые

и бедные. Школа медленно и болезненно меняет свою педагогическую

парадигму. Одной из острых проблем, как и прежде, остается проблема

воспитания. С начала 90-х годов понятие «воспитание» стало вытесняться. из практики школы, его реже стали употреблять в официальных

документах и научно-педагогических публикациях. Это происходит из-за

того, что в учебном процессе воспитание осуществляется, как

политизация, как идеологическая обработка подрастающего поколения. И, действительно, прежняя система воспитания в учебном процессе

ставила перед собой главную цель формировать у личности

убежденность, верность социалистическим идеалам, готовность

действовать в интересах однопартийной системы социализма. В настоящее время четко обозначились принципиально новые

направления в развитии образования: гуманизация и демократизация

образования, интеграция и дифференциация. Гуманизация образования - это очеловечивание всей системы

общественных отношений, совершенствование всей социальной культуры

личности; гуманизация в практическом плане должна проявляться в. любом поступке человека: в отношениях в семье, в коллективе, на улице.в том, что он читает, какую музыку слушает, в самоанализе себя как

личности и т.д. Гуманизация образования — это духовное развитие личности,

формирование социальных снособностей человека, снособность человека

к творческому развитию, стимулировать нотребность к саморазвитию, в

совершенствовании своей личности, в отдаче своих сил на нользу

общества. Это значит, что образование воздействует на личность как

целостность, формируя ее различные интеллектуальные, моральные,

духовные, гражданские, нрофессиональные и другие ноложительные

качества. Гуманизация образования - один из важнейших нринцинов

демократизации и научной организации недагогического труда, который

требует устранения из учебно-воснитательной работы всего, что

отрицательно влияет на настроение, нсихику, здоровье учащихся и

педагогов, на их работоспособность. В таких условиях гуманистически

ориентированный учитель должен обладать безусловным позитивным

отношением к ученику, принимать ребенка таким, каков он есть, понимая

необходимость коррекции отдельных качеств, но лишь с учетом общего

положительного отношения к целостной личности. Ему свойственна

открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих

обязанностей, способен на проявление душевных качеств, искренних

эмоций и чувств. На наш взгляд, при такой организации педагогической

деятельности и ориентации учителя максимально эффективно развивается

ученик, который чувствует и понимает, что к нему относятся с

вниманием, симпатией и на равных, несмотря на результаты учения. В

этом направлении он самоорганизует свою творческую деятельность, так

как он личность. Прежнюю систему воспитания справедливо обвиняют в излишней

мероприятийности. Раньше важное значение придавалось количеству мероприятий, нередко без учета их целесообразности для развивающейся

личности. Таким образом, в центре прежней педагогической системы был

не ребенок, а форма и направление, поэтому ученика приспосабливали к

системе воспитания, а не наоборот, когда надо саму систему

приспособить к человеку, его нуждам и запросам. И все-таки, категория воспитания была и остается одной из

основных в педагогике. Она является не политической, а прежде всего

культурно-исторической ценностью. По нашему убеждению, особо важными базовыми компонентами

воспитания, как системы воздействия на личностные качества молодого

поколения на современном этапе должны быть:

1. Возвращение воспитания к человеку, как основному его предмету и

цели, насыщения содержания воспитания проблемами человека:

духовностью, гражданственностью, нравственностью. 2. Осуществление воспитания в контексте национальной культуры как

среды, питающей духовное и нравственное развитие ребенка. 3. Воспитание гуманной личности в духу милосердия, доброты,

способности к состраданию, сопереживанию, терпимости,

доброжелательности, скромности, готовности оказывать помощь

близким и дальним, стремлении к миру, добрососедству, понимании

ценности человеческой жизни. 4. Возвращение воспитания в семью, к родителям, признание в них

главных воспитателей. Нормальные нравственные

взаимоотнощения, атмосфера понимания в семье определяют

гуманистическую направленность воспитания личности. 5. Воспитание межличностных отношений: исключение

авторитарности, грубости, насилия над ребенком в воспитательном

процессе как губительных мер для личности ребенка. Эти главные

компоненты воспитания, опирающегося на личностно 146 ориентированную педагогику, находят нравственное

подтверждение в творческом наследии русских и таджикских

писателей и поэтов. Учителю-воспитателю любых учебных

предметов будет нетрудно аргументировать эти компоненты

воспитания при формировании личностных качеств учащихся,

использовать эти материалы из учебников, учебных пособий в

учебном процессе. Гуманизацию обучения нельзя свести к каким-то конкретным

технологиям или методам обучения. Это целостная ориентация, в основе

которой - перестройка личностных установок педагога. Если

традиционное обучение основывается на универсальности учебных

программ, фронтальном общении, стандартных оценок знаний и умений,

принудительности, трансляционной форме передачи информации

учителем и ее пассивном восприятием учащимися, то гуманистическая

дидактика ориентируется на индивидуализацию и дифференциацию

обучения. Использование индивидуальных нормативов и, соответственно

программ развития, усиления мотивов учения, активизацию творчества. Здесь дело не сводится только к формированию у учащихся нормативных

знаний. Важнее раскрыть механизмы самообучения и самовоспитания с

учетом индивидуальных способностей ребенка, создать комфортные

условия для развития каждого. Исследования показали, что к сегодняшнему учителю предъявляются

высокие требования. Он должен. быть не только эрудированным

преподавателем, но и своими человеческими качествами служить

примером подражания, быть носителем тех положительных качеств,

которые он хочет видеть в своих учениках.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пирова, Светлана Нурмухамедовна, 2005 год

1. Идеи гуманизма в творчестве Хусайна Воиза Кошифи.1354. Саади отец гуманизма.

2. Восток-земля истинного гуманизма.6. «Юсуф и Зулайхо» А.Джами произведение о любви, щедрости и справедливости.

3. Труд — один из компонентов гуманизма.

4. Зардушт основоположник гуманизма на Востоке.

5. Амир Хусрав Дехлави и проблема любви без преград.Кружковая работа способствует углублению и расширению знаний,Iполученных учащимися на уроке.Предлагаем примерный план занятий в литературном кружке по теме «Амир Дехлави и проблема любви без преград».

6. Вступительное слово руководителя кружка об истории создания поэмы «Дувалрони и Хизрхон».

7. Доклад члена кружка на тему «Дувалрони и Хизрхон» любовь без преград». Вспомнить кратко о сюжете и действующих лицах поэмы, докладчик подробнее останавливается на гуманистических воззрениях ее автора.

8. Задания командам в виде анкет, в каждой из которых по три вопроса.

9. Выполнение заданий. Звучит музыка.

10. Обсуждение ответов жюри, отчет команд о выполнении заданий.

11. Подведение итогов и награждение команд.При разработке вопросов для анкет преследовалась цель: углубить знания учащихся по истории своего народа, возбудить интерес к жизни, мировоззрении, своих великих предков. Задание первой команде:

12. Расскажите, кто такой Зардушт и какая книга была написана им? I

13. Какой был лозунг у зороастрийцев? Что он означает?

14. Как понимать строки Зардушта: Бессмертными станут Избравшие истину.А ложь пропадет -Исчезнет туда, откуда пришла, Исчезнет злодейка, Исчезнет злодей.Задание второй команде: I

15. Проанализируйте гуманистические идеи зороастрийцев.137

16. Докажите, что землей гуманизма является Восток.

17. Для команды «Анохита» (авест. Чистаяч):

18. В каких строках заключены гуманистические взгляды Зардушта?

19. Какие качества свойственны совершенному человеку?

20. Прочитайте отрывок из книги «Авеста» Зардушта.I

21. Для команды «Аша» (авест. «Истина»)

22. Кто является героем книги Зардушта «Авеста» и что хотел сказать с помощью своих героев автор?

23. Согласны ли Вы с утверждением Зардушта о том, что добро обязательно победит зло?

24. Появление команд на сцене.

25. Приветствие команд и вручение сувениров друг другу.3. Задание командам.

26. Чтение стихотворений Кошифи.5. Конкурс капитанов.

27. Нарисовать портрет идеального Человека (10 минут).7. Подведение итогов.Цель проведения такого рода КВН углубленное ознакомление с творчеством Хусайна Воизи Кошифи и его гуманистическим мировоззрением.Задание команде «Нушервон»

28. Расскажите о жизни и творчестве Хусейна Воизи Кошифи.

29. Назовите его произведения, в которых воспевается человечность и человеколюбие.

30. Приведите примеры из книги Кошифи «Ахлоки Мухсини», в которых показывается доброта, справедливость, трудолюбие, любовь' к ближнему и др.Задание команде «Санчар»

31. Перечислите названия 16 глав книги «Анвори Сухайли» Хусайна Кошифи и вспомните, какое сочинение подтолкнуло его к созданию этого произведения.

32. Продолжите стихотворение Кошифи Ду чиз хосили умр аст: хайру номи некДве вещи являются плодом жизни: щедрость и доброе имя)

33. Перескажите содержание рассказа «Кордон и сангпушт» (Кордон и черепаха) и вскройте его основную идею.

34. Возвращение воспитания к человеку, как основному его предмету и цели, насыщения содержания воспитания проблемами человека: духовностью, гражданственностью, нравственностью.

35. Осуществление воспитания в контексте национальной культуры как среды, питающей духовное и нравственное развитие ребенка.

36. Возвращение воспитания в семью, к родителям, признание в рих главных воспитателей. Нормальные нравственные взаимоотношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности.

37. Абу Абдулло Рудаки. Избранное. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1958.

38. Абу Абдулло Рудаки. Избранное. Перевод с тадж. Левина и Липкина. М., 1985.

39. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983.

40. Арипов М. Из истории педагогической мысли таджикскргонарода. Душанбе, 1962.

41. Амонашвили В. Размышления о гуманитарной педагогике. М., 1990.

42. Аргетнина К.Н. Процесс воспитания гуманистических чувств, убеждений и привычек поведения у учащихся 5-6 классов. Дисс.на соиск.степ.канд.пед.наук. М., 1966.

43. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.

44. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе. -М., 1982. I

45. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М., 1980.

46. Болдырев А.Н. Воспитание коммунистической морали у школьников. — М., 1952.

47. Бубер М. Я и ты. М.: Наука, 1995.

48. Вейт М.А. Проектирование процесса формирования гуманных отношений в коллективе школьников. М.: Педагогика, 1986. -№1.

49. Вендровская Р.Б. Воспитательная система массовой шкоры: проблемы гуманизма. Сб. научных трудов. /Под ред. Л.Н.Новиковой. М.:НИИТ и ИП, 1992.

50. Воспитание учащихся в духе коммунистического гуманизма. /Под ред. Н.П.Щербакова, А.Г.Михайловой. М., 1972.14815.16,17,18,19

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.