Гражданская идентичность личности в глобализирующемся мире: философско-антропологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Семенова, Юлия Александровна

  • Семенова, Юлия Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 129
Семенова, Юлия Александровна. Гражданская идентичность личности в глобализирующемся мире: философско-антропологический аспект: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Челябинск. 2012. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Семенова, Юлия Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Гражданская идентичность личности как проблема современной философской антропологии. Антропологические основания кризиса гражданской идентичности

§ 2. Структура гражданской идентичности личности. Место гражданской идентичности в системе социальной идентичности личности

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Институциональные механизмы формирования гражданской идентичности личности

§2. Гражданская идентичность как автопроект

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

42

68

68

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гражданская идентичность личности в глобализирующемся мире: философско-антропологический аспект»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена, в первую очередь, спецификой антропологической динамики в глобализирующемся мире. Глобализация как выход социального пространства за пределы физического пространства и за границы государства, как ускорение, «уплотнение» во времени социальных взаимодействий меняет основы человеческого существования. В глобализирующемся мире, где человек свободно преодолевает территориальные рубежи, культурные рамки, социальные перегородки, значительно расширяется спектр выбора логик персонального становления и социального позиционирования. Кроме того, идентичность личности, вынужденной адаптироваться к динамике глобализирующегося мира, становится предельно гибкой и ситуативной. Проблема идентичности личности в глобализирующемся мире становится, таким образом, проблемой преобразования в непротиворечивую целостность множественных подвижных представлений личности о самой себе, отражающих как уникальность, неповторимость личности, так и общность позиций с другими людьми.

Актуализация данной проблемы связана и с тем, что в условиях глобализации разрушаются некогда прочные основания идентичности, а именно - снижается влияние семьи, «групп интересов», этнической культуры, религии, государственной идеологии на процесс формирования идентичности. Парадоксально, но в мире, где наблюдается интенсификация социальных связей, человеку становится все труднее определить себя через принадлежность к какой-либо социальной группе или общности, и тем самым обрести устойчивое положение в обществе. Современный человек, вынужденный в одиночестве решать задачу обретения идентичности, ориентирован на установление фрагментарных, краткосрочных социальных связей. Предельная индивидуализация человеческой жизни в условиях глобализации вызывает кризис гражданской идентичности, характеризуемый

в западных исследованиях как ситуация «безмирности» человека -отсутствие равных возможностей для каждого выразиться в социальном мире и воздействовать на него (X. Арендт), «падение публичного человека» (Р. Сеннет), «истощение идеала общей судьбы» (Ш. Зукин), «эпидемия эгоизма, одержимость собственным Я» (У.Бек). Кризис гражданской идентичности носит антропологический характер и отражает, в целом, утрату человеком подлинно человеческих черт, его «расчеловечивание» (А. Маслоу).

Вместе с тем, наблюдается и противоположная тенденция - в поисках надежной опоры существования в динамичном, нестабильно развивающемся мире человек обращается к идеям группового или классового превосходства, к догматам религии или к учению секты, к этническим традициям или к националистическим лозунгам. При этом защита избранной идентичности, интолерантное отношение к носителям социально-групповых, классовых, этнических, религиозных, национальных различий становится источником социальных конфликтов. Следовательно, в глобализирующемся мире проблема ненасильственного, конструктивного взаимодействия людей, отличающихся друг от друга, также приобретает особую значимость.

Сегодня перед Россией остро стоит вопрос формирования устойчивых оснований консолидирующей общество гражданской идентичности. Решение этого вопроса проходит в условиях кризиса идентичности, вызванного не только процессами глобализации и индивидуализации, но и распадом советского общества. Преодоление кризиса гражданской идентичности, формирование гражданской идентичности объявляется в качестве важнейшей задачи политики российского государства. Однако, пока формирование гражданской идентичности личности осуществляется «сверху», пока развитие гражданского общества инициируется государством, гражданин de jure так и не превращается в гражданина de facto. В России гражданин является носителем гражданских прав и обязанностей, но вопрос

о том, что значит быть гражданином и как им стать, для личности остается открытым.

Кроме того, само понятие «гражданская идентичность» становится сегодня все более неопределенным. Это связано с тем, что философы, психологи, социологи, политологи и правоведы по-разному определяют его содержание и объем, что выражается в невозможности провести демаркационную линию между гражданской идентичностью и государственной идентичностью, гражданской идентичностью и гражданством, гражданской идентичностью и гражданственностью. Непроясненность понятия обусловлена и определенными методологическими сдвигами: это, во-первых, формирование преимущественно в западной науке, в рамках «методологического космополитизма» (У. Бек) - концепта «глобальная гражданская идентичность»; во-вторых, постепенный отказ отечественных исследователей от трактовки гражданской идентичности как предписанной идентичности, основанием которой выступает правовая связь гражданина с государством (в рамках методологии антиредукционизма); в-третьих, внимание теоретиков к процессуальным характеристикам гражданской идентичности. Следовательно, актуальность исследования определяется необходимостью уточнения самого понятия «гражданская идентичность» с позиции философской антропологии, ориентированной на осмысление проблемы гражданской идентичности через анализ изменений оснований бытия личности в глобализирующемся мире.

Степень научной разработанности проблемы.

Интерес российских исследователей к проблеме гражданской идентичности связан, прежде всего, с теоретическим поиском оснований общероссийской идентичности. При этом на данный момент в отечественной науке не сложилось единого подхода к определению гражданской идентичности. Для большинства исследований (работы Ю.В. Арутюняна, O.A. Богатовой, Т.В. Водолажской, Е.А. Гришиной, М.Н. Губогло,

B.C. Магуна, А.Г. Саниной, И.С. Семененко, В.А. Тишкова) характерно сведение гражданской идентичности к национально-государственной, реже -к этнической идентичности. Это связано с тем, что в рамках данного подхода - редукционизма (методологии сведения) - остается непроясненной специфика гражданского общества как объекта гражданской идентификации, не расчленяются признаки гражданского общества, государства и этноса.

С точки зрения противоположного подхода - антиредукционизма -(представленного в исследованиях А.К. Дегтярева, JI.M. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, C.B. Рыжовой, М.Б. Хомякова), гражданская идентичность не тождественна национально-государственной или этнической идентичности, это отдельный элемент в системе социальной идентичности личности. Антиредукционизм не является сегодня ведущим теоретико-методологическим подходом к исследованию гражданской идентичности личности в отечественной науке. Однако, преимущество антиредукционизма заключается в том, что в рамках данного подхода специфика гражданской идентичности личности определяется особенностями гражданского общества как объекта гражданской идентификации.

Систематизация различных подходов к определению гражданского общества, представленных в отечественной литературе, показала значимость и продуктивность философского подхода, развиваемого З.Т. Голенковой, Б.Г. Капустиным и Н.В. Мотрошиловой, в рамках которого понятие «гражданское общество» указывает на особый тип социальной системы. При уточнении качественных характеристик гражданского общества как социальной системы автор диссертации опирался также на идеи М.М. Алдаганова, А.Г. Асмолова, Р. Дарендорфа, М.С. Кагана, В.Е. Кемерова, М. Полани, К. Поппера, И. Пригожина, Ф. Фукуямы.

Значимое для диссертационной работы положение о том, что гражданскому обществу как особому типу социальной системы соответствует особый тип личности, развивают В.М. Межуев, X. Мюнклер, Ю.М. Резник.

В диссертационной работе специфика гражданской идентичности личности уточняется через выявление ее структуры. Основой построения структурной модели гражданской идентичности личности послужили представления Г. Тэджфелла о единстве когнитивного, эмоционального и ценностного элементов социальной идентичности, а также идеи отечественных исследователей А.Г. Асмолова, И.В. Коноды, O.A. Каробановой, A.M. Кондакова, A.A. Логиновой, выделяющих деятельностный (поведенческий) элемент гражданской идентичности личности. В свою очередь, работы отечественных философов и ученых Г.Г. Дилигенского, H.A. Добролюбова, И.А. Ильина, A.A. Козлова, Д.С. Лихачева, В.Н. Томалинцева, Г.В. Флоровского, И.П. Шкуратовой составили основу выявления специфических характеристик структурных элементов гражданской идентичности.

В решении вопроса о месте гражданской идентичности в системе социальной идентичности личности особое значение имеет представление о многомерности социальной идентичности личности. Однако, отечественные исследования отмечены отсутствием универсального подхода к выделению элементов системы социальной идентичности личности. Так, B.C. Малахов развивает представление о различных уровнях социальной идентичности личности - от сексуальной идентичности до идентичности региональной. М.Н. Губогло описывает структуру социальной идентичности через открытый «список идентичностей», включающий тендерную и семейную, этническую и религиозную, профессионально-трудовую, социально-групповую и имущественную, региональную и национально-гражданскую идентичности. В.А. Ядов уделяет особое внимание классификации видов социальной идентичности по такому признаку, как специфика объектов идентификации: примордиальные (архаичные, традиционные) сообщества и группы (например, семья, поселенческие, этно-национальные сообщества) и «модерные», современные сообщества (например, производственный коллектив, общности той же политической ориентации или разделяющие

аналогичные взгляды и ценности, группы, занимающие аналогичное положение в системе социальной стратификации, граждане конкретного государства или сообщества государств). Е.М. Авраамова различает макроидентичности (страновую, общероссийскую, общенациональную) и микроидентичности (семейную, социально-групповую, этническую, религиозную). З.А. Жаде доказывает, что социальная идентичность - это многоуровневая система, которую можно представить как единство вложенных друг в друга (наподобие матрешки) этнической, региональной, национальной, геополитической и цивилизационной идентичностей. Необходимо отметить, что в работах названных авторов, выделяющих различные уровни или виды социальной идентичности личности, вопросу о месте гражданской идентичности в системе социальной идентичности личности пристального внимания не уделяется. Предлагая свой вариант ответа на данный вопрос, автор диссертации опирается на исследования E.H. Даниловой, К. Калхуна, Г.Л. Тульчинского, Э. Хобсбаума, В.А. Ядова, в которых раскрывается проблема целостности многомерной системы социальной идентичности личности в условиях глобализации.

Современные исследования характеризуются смещением акцентов с определения сущности гражданской идентичности к изучению процесса ее становления. Вопросам формирования гражданской идентичности личности посвящены работы Г.Г. Водолазова, З.Т. Голенковой, Б.Г. Капустина, Э.А. Паина, В. В. Похмелкина, направленные на анализ роли государства в становлении гражданского общества и личности гражданина; исследования П.А. Баранова, А.Я. Данилюка, М.Н. Кузьмина, Б.Т. Лихачева, Т.К. Петрушенко, В.Ю. Сморгуновой, В.А. Тишкова, Н.И. Элиасберга, отражающие проблему гражданского образования; статьи Э. Гидденса, Р. Даля, В. А. Лепехина, раскрывающие значение СМИ как механизма формирования гражданского типа личности; публикации М.Е. Добрускина, К.Н. Костюка, В. А. Куренного, А. И. Кырлежева, C.B. Рыжовой, в которых определяется роль церкви в развитии гражданского общества в России. В

отечественной науке становление гражданской идентичности рассматривается преимущественно как односторонний процесс, направляемый государством; вопрос о связи институциональных механизмов и личностных механизмов становления гражданской идентичности проработан слабо. Автор диссертации опирается на представление о том, что в глобализирующемся мире становление гражданской идентичности - это задача, стоящая, прежде всего, перед самой личностью. Раскрывая личностные механизмы обретения гражданской идентичности (определяемые в работе как механизмы автопроектирования), диссертант обращается к анализу личности как автопроекта, представленному в исследованиях В.В. Байлука, У. Бека, Т.С. Воропай, Д.Ю. Дорофеева, Д.А. Леонтьева, В.И. Пржиленского, Г.А. Тульчинского, А.Ю. Шелковникова.

Обобщая результаты обзора источников по проблеме гражданской идентичности, необходимо отметить следующее. В отечественном научном дискурсе гражданская идентичность находится в центре внимания, прежде всего, социологии (макросоциологического анализа, социологии молодежи, социологии религии), политологии (в частности, этнополитологии) и регионологии, социальной психологии, а также педагогики. В меньшей степени в отечественных исследованиях представлен философский аспект анализа проблемы гражданской идентичности. В свою очередь, насколько нам известно, целостного анализа структуры гражданской идентичности личности и механизмов ее становления с позиции философской антропологии российскими исследователями не проводилось.

Объектом исследования является социальная идентичность личности.

Предмет исследования - гражданская идентичность личности в

глобализирующемся мире.

Цель исследования - выявить структуру гражданской идентичности и механизмы ее становления в глобализирующемся мире.

Определение объекта, предмета и цели исследования позволило сформулировать следующие исследовательские задачи:

1. Раскрыть проблему гражданской идентичности личности как проблему современной философской антропологии, выявив антропологические основания кризиса гражданской идентичности личности.

2. Представить структуру гражданской идентичности личности и определить место гражданской идентичности в системе социальной

идентичности личности.

3. Охарактеризовать основные институциональные механизмы формирования гражданской идентичности личности.

4. Раскрыть механизмы автопроектирования гражданской идентичности.

Теоретико-методологическая база исследования.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступили: принцип «антропологизации глобалистики» (С.С. Хоружий) -анализ процессов глобализации через призму проблемы человека; ориентация современной философской антропологии на исследование идентичности не как природной или социальной данности, но как проекта самой личности; антиредукционизм как подход, в рамках которого гражданская идентичность личности рассматривается с точки зрения ее специфики, несводимости к отдельным видам социальной идентичности личности; структурно-динамический подход, представляющий гражданскую идентичность в единстве структурных и динамических характеристик; системный подход к анализу социальной идентичности личности как целостного множества элементов (отдельных ее видов) в совокупности связей между ними; синергетический подход, с позиции которого гражданская идентичность может быть определена как аттрактор в системе социальной идентичности личности. В диссертации использованы общенаучные методы анализа и синтеза, описания и объяснения, систематизации, сравнения, индуктивный и гипотетико-дедуктивный метод, а также метод моделирования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

заключается в следующем:

и

1. Выявлены и проанализированы антропологические основания кризиса гражданской идентичности личности в глобализирующемся мире, что позволило раскрыть проблему гражданской идентичности как проблему современной философской антропологии.

2. Представлена структура гражданской идентичности личности, где толерантность рассматривается как системообразующий элемент. Обосновано, что в глобализирующемся мире гражданская идентичность может стать ядром системы социальной идентичности личности, выполняющим функцию аттрактора.

3. Анализ институциональных механизмов позволил выделить их основные характеристики, оказывающие влияние на формирование гражданской идентичности личности.

4. На основе полипарадигмального подхода к исследованию процесса становления личности гражданина раскрыты механизмы автопроектирования гражданской идентичности: когнитивные, эмоциональные, ценностные и деятельностные.

На защиту выносятся следующие положения:

1, С позиции философской антропологии гражданская идентичность может быть определена как динамичная система качеств личности, воспринимающей и позиционирующей себя в качестве члена гражданского общества, то есть как автора и инициатора самоизменения и общественных преобразований, умеющего распорядиться собственной свободой и способного нести ответственность за принятые решения, касающиеся события с другими людьми.

2. Антропологические основания кризиса гражданской идентичности личности в глобализирующемся мире состоят в следующем: это утрата чувства «укорененности» в социуме, абсолютизация свободы индивидуального выбора и восприятие ответственности как бремени, нацеленность на установление фрагментарных социальных связей, ощущение собственного бессилия и разочарование в эффективности совместных

действий, ориентация на решение узко-прагматических проблем повседневной жизни, релятивизация ценностей и формирование потребительских смысложизненных ориентаций.

3. Структура гражданской идентичности включает когнитивный, эмоциональный, ценностный, деятельностный компоненты, а также толерантность как системообразующий элемент. На уровне когнитивного элемента гражданской идентичности толерантность представлена как свобода от социальных стереотипов, гибкость, критичность и многоплановость мышления гражданина, признающего позицию другого в качестве имеющей право на существование; на уровне эмоционального элемента толерантность как чувство уважения к различиям в социальном мире и к свободе другого человека является основой гражданского патриотизма; на уровне ценностного элемента толерантность - это признание ценности каждого человека как личности, его права на свободу самоосуществления; на уровне деятельностного элемента гражданской идентичности толерантность выступает как способность и готовность гражданина принять других людей в их инаковости, ориентация гражданина на ненасильственное взаимодействие с другими как носителями социально-групповых, классовых, национальных, этнических и религиозных различий.

В глобализирующемся мире гражданская идентичность личности, интолерантное наполнение которой невозможно, может стать ядром-аттрактором многомерной и лабильной системы социальной идентичности личности.

4. Основными характеристиками институциональных механизмов формирования гражданской идентичности в глобализирующемся мире являются: независимость институциональных механизмов (гражданского образования, СМИ, церкви) от института государственной власти, отказ институтов формирования гражданской идентичности от монополии в духовной сфере, ориентация на поддержание мировоззренческого плюрализма гражданского общества.

5. Когнитивными механизмами автопроектирования гражданской идентичности являются категоризация и самокатегоризация как разграничения Я и не-Я на основе видения множества позиций в социальном мире и признания многообразия точек зрения. Эмоциональными механизмами автопроектирования гражданской идентичности выступает преодоление крайней эмоциональной приверженности «своему» и чувства враждебности к «чужому» через переживание сходства с другим человеком. Ценностные механизмы представляют собой интериоризацию гражданских ценностей, укорененных в нравственных и правовых принципах. Деятельностные механизмы автопроектирования гражданской идентичности - это самореализация личности как гражданина.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии философско-антропологического подхода к исследованию гражданской идентичности личности. Философско-антропологический анализ проблемы гражданской идентичности позволил уточнить определение понятия «гражданская идентичность» в контексте глобализации. Положения диссертации могут послужить теоретико-методологической основой создания и реализации программ в сфере гражданского образования, формирования культуры межличностной коммуникации, а также выработки стратегии развития гражданского общества в России. Кроме того, выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы для разработки спецкурсов по философской антропологии, социальной философии и философии образования.

Апробация работы. Основное содержание и выводы диссертационного исследования отражены в пятнадцати публикациях, в том числе в трех статьях в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК, общим объемом 3,3 п.л. Отдельные положения диссертации были представлены автором на ежегодной научно-практической конференции молодых ученых «Философия и наука» (Екатеринбург, 2008, 2009, 2010); на II региональной научно-практической конференции «Образование и наука» (Новоуральск,

2008); на всероссийских научных конференциях «Философское мировоззрение и картины мира. IV Лойфмановские чтения» (Екатеринбург,

2009), «20 лет постсоветской России: кризисные явления и механизмы модернизации» (Екатеринбург, 2011); на международных научных конференциях «Политика, экономика, социум: стратегические приоритеты развития и механизмы взаимодействия в современной России» (Екатеринбург, 2008), «Россия и россияне: особенности цивилизации» (Архангельск, 2009), «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2009), «Человек - объект и субъект глобальных процессов» (Санкт-Петербург, 2009), «Социально-массовые явления современной России: сущность, проблемы исследования» (Челябинск, 2009), «Национальная философия в контексте современных глобальных процессов» (Минск, 2011).

Диссертация обсуждалась на научных семинарах и заседании кафедры философии Уральского государственного педагогического университета и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТИ

§1. ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КРИЗИСА ГРАЖДАНСКОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

Вопрос о гражданской идентичности личности занимает сегодня особое место в проблемном поле социально-гуманитарного и философского знания. При этом отечественная наука не стремится к выработке универсального способа истолкования проблемы гражданской идентичности личности. Специальные исследования гражданской идентичности, отличающиеся сосуществованием и конкуренцией множества парадигм, представляют собой анализ различных аспектов этой многогранной проблемы.

Так этносоциология, социология религии, регионология и этнопсихология (Е.М. Авраамова, Ю.В. Арутюнян, O.A. Богатова, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Н.Л. Иванова, Н.М. Лебедева, C.B. Рыжова) ориентированы на исследование проблемы гражданской идентичности в свете анализа разрешения религиозных, этнических и национальных конфликтов в глобализирующемся мире. Социология молодежи (Е.М. Арутюнова, Е.А. Гришина, A.A. Николаева, Р.Ю. Шикова) и политология (З.А. Жаде, И.В. Конода, М.А. Юшин) рассматривают проблему гражданской идентичности как проблему политической социализации и активизации молодежного ресурса в решении задачи развития гражданского общества в России. В свою очередь правовая наука (Ю.В. Федоренко, В.Е. Халиулин) анализирует проблему гражданской идентичности с точки зрения становления гражданина как субъекта права; а педагогика (Т.М. Иванова, A.A. Логинова, C.B. Шевченко) нацелена на исследование содержания и методов формирования гражданской идентичности посредством

образования. В целом, необходимо отметить, что гражданская идентичность в российской науке представлена как многозначный феномен, что обуславливает и отсутствие единого определения понятия гражданской идентичности. Поэтому, прежде, чем выявить специфику философско-антропологического анализа проблемы гражданской идентичности личности, систематизируем те подходы к определению понятия «гражданская идентичность», которые сложились в отечественной науке. Критерием для выделения данных подходов будет служить более широкое, чем дисциплинарные рамки, основание, а именно - методология исследования феномена гражданской идентичности личности.

Первый подход, обозначаемый нами как методология редукционизма, заключается в сведении гражданской идентичности к какому-либо иному элементу в системе социальной идентичности личности. Такой подход характеризуется подменой анализа гражданской идентичности исследованием этнической, чаще - национально-государственной идентичности; а также представлением о гражданской идентичности как о данности, принимаемой личностью.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Семенова, Юлия Александровна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авраамова, Е. М. Формирование новой российской макроидентичности [Текст] / Е. М. Аврамова // Общественные науки и современность. - 1998. -№4.-С. 19-29.

2. Адлер, А. Наука жить [Электронный ресурс] / А. Адлер. URL: http://www.koob.ru/adler/.

3. Алдаганов, M. М. Основные предпосылки формирования гражданского общества в современной России [Текст] / M. М. Алдаганов // Образование и гражданское общество : материалы круглого стола, Санкт-Петербург, 15 ноября 2002 г. / под ред. Ю. Н. Солонина. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - Вып. 1. - С. 16 - 19.

4. Арендт, X. Vita activa или о деятельной жизни [Текст] / X. Арендт ; пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина ; под ред. Д. М. Носова. - СПб. : Алетейя, 2000. -437 с.

5. Аристотель Политика [Текст] / Аристотель // Соч. : в 4 т. / пер. с древнегреч. ; общ. ред. А. И. Доватура. - М. : Мысль, 1983. - Т. 4. - С. 375 -644.

6. Арутюнян, Ю. В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии [Текст] / Ю. В. Арутюнян // Общественные науки и современность. - 2009. - № 4. - С. 91-97.

7. Асмолов, А. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ? [Электронный ресурс] / А. Асмолов // Век толерантности. URL: http://www.tolerance.ru/vek-tol/5-0-asmolov.html.

8. Байлук, В. В. Самопроектирование [Текст] / В. В. Байлук //. -Екатеринбург : Дом учителя, 1999. - Кн. 2. - 239 с.

9. Байлук, В. В. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач [Текст] / В. В. Байлук //. - Екатеринбург : Дом учителя, 2001.-Кн. 3.-268 с.

Ю.Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества [Текст] / 3. Бауман ; пер. с англ. - М. : Весь Мир, 2004. - 188 с.

П.Бауман, 3. Индивидуализированное общество [Электронный ресурс] / 3. Бауман. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/baum/.

12.Бауман, 3. От паломника к туристу [Электронный ресурс] / 3. Бауман. URL: http://sj.obliq.ru/review/198.

13.Бауман, 3. Текучая современность [Текст] / 3. Бауман ; пер. с англ. ; под. ред. Ю. В. Асочакова. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с.

14.Бахтин, М. К философии поступка [Текст] / М. К. Бахтин // Собр. соч. -М. : Русские словари ; Языки славянской культуры, 2003. - Т. 1. - С. 7 - 68.

15.Бек, У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия [Текст] / У. Бек ; пер. с нем. А. Б. Григорьева, В. Д. Седельника ; поел. В. Г. Федотовой, H. Н. Федотовой. - М. : Прогресс-Традиция ; Территория будущего, 2007. - 464 с.

16.Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну [Текст] / У. Бек. -М., Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

17.Бек, У. Собственная жизнь в развязанном мире: индивидуализация, глобализация, политика [Электронный ресурс] / У. Бек. URL: http ://www.soc .pu.ru/publications/pts/bek_3. shtml.

18.Бек, У. Что такое глобализация? [Текст] / У. Бек. - М. : Прогресс-Традиция, 2001.-304 с.

19.Беляева, JI. А. Толерантность в структуре гражданской идентичности личности [Текст] / JI. А. Беляева, Ю. А. Семёнова // Философия образования. -2010.-№2(31).-С. 240-246.

20.Бергер, П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива [Текст] / П. Бергер ; пер. с англ. О. А. Оберемко ; под ред. Г. С. Батыгина. -М. : Аспект-Пресс, 1996. - 168 с.

21.Богатова, О. А. Этническая, религиозная и гражданская идентичность в регионе [Электронный ресурс] / О. А. Богатова // Регионология. - 2009. - № 3. URL: http://regionsar.ru/node/395.

22.Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 257 с.

23.Боярских, А. В. Применение социологических технологий в изучении структуры гражданского общества [Электронный ресурс] / А. В. Боярских. -URL : http ://www.naukom.ru/articles/427/.

24.Булгаков, С. H. Православие. Очерки учения православной церкви [Электронный ресурс] / С. Н. Булгаков. - URL : http://lib.rus.ec/b/120397.

25.Вальденфельс, Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» [Текст] / Б. Вальденфельс //Логос. - 1995. - № 6. - С. 77 - 94.

26.Век, Р. Жадность средств массовой информации, или Несколько вопросов к журналистам [Электронный ресурс] / Р. Век. - URL: http ://www.mediasprut.ru/j our/theorie/gier, shtml.

27.Водолажская, Т. В. Гражданская идентичность [Текст] / Т. В. Володжанская // Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов,

B. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн. : Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

28.Водолазов, Г. Г. Гражданское общество и мир политики [Текст] / Г. Г. Водолазов // Философские науки. - 2005. - № 3. - С. 7 - 25.

29.Воропай, Т. С. Между глобализацией и масскультурой (несколько фрагментов об идентичности) [Текст] / Т. С. Воропай // Философские науки. - 2009. - № 10.-С. 11-32.

30.Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного [Текст] / Г.-Г. Гадамер. - М. : Искусство, 1991. - 367 с.

31.Гаджиев, К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования [Текст] / К. С. Гаджиев // Вопр. философии. -1991. -№ 7. - С. 19-36.

32.Галкин, А. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации [Электронный ресурс] / А. А. Галкин, Ю. А. Красин // Социс. - 2003. - № 8. -

C. 64 - 74. - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/609/139/1231/009.GALKIN.pdf.

33.Гидденс, Э. Модерн и самоидентичность [Текст] / Э. Гидденс ; реф. Е. В. Якимовой // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс : реф. сб. / отв. ред. Ю. А. Кимелев ; ред.-сост. H. JI. Полякова. - М. : ИНИОН, 1995.- 155 с.

34.Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс. - М.: УРСС, 2005. -632 с.

35.Гидденс, Э. Судьба, риск и безопасность [Текст] / Э. Гидденс // THESIS. - 1994. - Вып. 5. - С. 107 - 134.

36.Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь [Текст] / Э. Гидденс. - М. : Весь мир, 2004. - 120 с.

37.Гидденс, Э. Что завтра: фундаментализм или солидарность [Электронный ресурс] / Э. Гидденс // Отечественные записки. - 2003. - № 1. - URL : www. strana-oz.ru/?numid= 10&article=13.

38.Голенкова, 3. Т. Гражданское общество в России [Текст] / 3. Т. Голенкова // Социс. - 1997. - № 3. - С. 25 - 36.

39.Головаха, Е. И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания [Текст] / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. - Мн., 1989. - 35 с.

40.Гречко, П. К. Идентичность - постмодернистская перспектива [Текст] / П. К. Гречко // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. 4. - С. 171 - 190.

41.Гришина, Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х годов [Текст] : дис. ... д-ра соц. наук / Е. А. Гришина. - М., 2000. - 320 с.

42.Губогло, M. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки [Текст] / M. Н. Губогло. - М. : Наука, 2003. - 764 с.

43.Гуревич, П. С. Философия человека [Текст] / П. С. Гуревич. - М. : ИФРАН, 2001. - Ч. 2. - 209 с.

44. Даль, Р. Проблемы гражданской компетентности [Электронный ресурс] / Р. Даль. - URL : // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/dal/pr_gra.php.

45.Данилова, Е. Н. Контекстуально-лабильная социальная идентичность -норма современных динамичных обществ [Текст] / Е. Н. Данилова, В. А. Ядов // Социс. - 2004. - № 10. - С. 27 - 30.

46.Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.

47.Дарендорф, Р. Мораль, институты и гражданское общество [Текст] / Р. Дарендорф // Общественные науки и современность. - 2008. - № 2. - С. 179 — 191.

48.Дахин, А. В. Гражданское общество: основы системного подхода [Электронный ресурс] / А. В. Дахин, А. С. Макарычев // Вестник ВВАГС. -URL: http ://nauka. vvags .ru/index.php?name=art&a=r_art&id=210.

49.Дегтярев, А. К. Гражданская идентичность в контексте национализма: социологический анализ [Текст] / А. К. Дегтярев // Вестн. ЮРГТУ (НПИ). -2008.-№2.-С. 22-27.

50.Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джемс. - М. : Педагогика, 1991. -369 с.

51.Дилигенский, Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? [Электронный ресурс] / Г. Дилигенский // Pro et Contra. - 1997. - Т. 2. - № 4. - URL: http://uisrussia.nisu.ru/docs/nov/pec/l997/4/ProEtContra_l 997_4_01 .htm/.

52.Добрускин, M. E. О социальных функция церкви (на материалах русской православной церкви) [Текст] / М. Е. Добрускин // Социс. - 2002. -№4.-С. 76-86.

53.Дормашев, Ю. Б., Романов В.Я. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов ; поел. В. П. Зинченко. - М. : Тривола, 1995. -С. 299-316.

54.Дорофеев, Д. Ю. Проблемы современной философской антропологии: спонтанность и суверенность человека [Электронный ресурс] / Д. Ю. Дорофеев. - URL: http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/138/.

55.Дорофеев, Д. Ю. Спонтанность и суверенность как категории философско-антропологического исследования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Д. Ю. Дорофеев. - СПб., 2011. - 41 с.

56.Дробижева, JI. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность [Текст] / JI. М. Дробижева // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. В. С. Магун. -М. : Институт социологии РАН, 2006. - С. 10-29.

57.Жаде, 3. А. Российская многоуровневая идентичность в предметном поле политологии [Текст] / 3. А. Жаде // Россия и современный мир: проблемы политического развития : материалы III Междунар. межвуз. науч. конф. - М. : Ин-т бизнеса и политики, 2007. - Ч. 2. - С. 499 - 517.

58.Золотухин, В. М. Толерантность как принцип поведения [Электронный ресурс] / В. М. Золотухин // София. Рукописный журн. Общества ревнителей русской философии. - 2002. - Вып. 5. - URL: http://virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0509.html.

59.Зубов, А. Современное русское общество и civil society: границы наложения [Электронный ресурс] / А. Зубов // Pro et Contra. - 1994. - Т. 2. - № 4. - URL: http ://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/l 997/4/ProEtContra_1997_4_02 .htm.

60.Иванова, H. JI. Гражданская идентичность как социальный капитал [Электронный ресурс] / Н. JI. Иванова. - URL: new.hse.m/sites/mbd/pmgramsjioc/G/ivanova.doc.

61.Ивашевский, С. Современный характер идеологизации образования [Текст] / С. Ивашевский // Власть. - 2010. - № 2. - С. 91 - 96.

62.Идентичность и модернизация [Электронный ресурс] / Интервью с руководителем лаборатории социальной психологии ГУ-ВШЭ Н. Лебедевой. - URL: http://www.polit.ru/article/2009/12/18/identity/.

63.Ильин, И. А. За национальную Россию. Манифест русского движения [Электронный ресурс] / И. А. Ильин // Церковь и государство. - URL: http://ivan-article.narod.ru.

64.Ильин, И. А. О сущности правосознания [Электронный ресурс] / И. А. Ильин. - URL: www.philosophy.ru/library/il/02/01.html.

65.Ильин, И. А. Путь к очевидности [Электронный ресурс] / И. А. Ильин. -URL: http://ruskolokol.narod.ru/biblio/iljin/put_k_ochevidnosti.html.

66.Ильин, И. А. Что есть патриотизм [Электронный ресурс] / И. А. Ильин.

- URL : http://rysarhipelag.ucoz.ru/publ/ia_ilin_o_rodine_3_chto_est_patriotizm/ 6-1-0-1558.

67.Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества [Текст] / Р. Инглхарт // Полис. - 1997. - № 4. - С. 6 - 23.

68.Ионин, JI. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) [Текст] / JL Г. Ионин // Социс. - 1995. - № 4. -С. 3 - 14.

69.Каган, М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы [Текст] / М. С. Каган // Социально-гуманитарные знания. - 2000. -№6.-С. 47-61.

70.Капустин, Б. Г. Гражданское общество - исчезающая реальность? [Электронный ресурс] / Б. Г. Капустин // Гражданство в условиях глобализации: политическое и культурное измерение. - URL: http://iph.ras.ru/page51474749.htm.

71.Капустин, Б. Г. Что такое «гражданское общество»? [Электронный ресурс] / Б. Г. Капустин. - URL: http://www.spbdn.ru/sobitiya _i_fakti/etnotematica/nauchnietrudi/chto_takoe_grajhdanskoe_obschestvo.html.

72.Кастельс, М. Могущество самобытности [Текст] / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. JL Иноземцева.

- М. : Academia, 1999. - С. 296 - 308.

73.Кемеров, В. Е. Гражданское общество [Текст] / В. Е. Кемеров // Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. - М. : Академический Проект, 2004. - С. 164 - 165.

74. Кожевников, С. Н. Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России [Текст] / С. Н. Кожевников // Вестник ИНГУ. - 2002. - Вып. № 1 (5). - С. 37 - 46.

75.Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. -М. : Политиздат, 1984. -355 с.

76.Кордонский, С. Г. Государство, гражданское общество и коррупция [Электронный ресурс] / С. Г. Кордонский // Отечественные записки. - 2005. -№ 6. - URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=27&article= 1168.

77.Костюк, К. Н. Русская православная церковь в гражданском обществе [Электронный ресурс] / К. Н. Костюк. - URL: http://www.xserver.ru/user/ruszo/.

78.Крамер, Д. Маски авторитарности: Очерки о гуру [Текст] / Д. Крамер, Д. Олстед ; пер. с англ. - М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 408 с.

79.Ку, А. С. Парадокс-гражданское общество без гражданства [Текст] / А. С. Ку // Социс. - 2003. - № 12.-С. 11-20.

80.Кузьмин, М. Н. Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском обществе // Вопр. философии. - 2010. - № 10. - С. 159 - 163.

81.Кули, Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Ч. X. Кули ; пер. с англ. - М. : Идея-Пресс ; Дом интеллектуальной книги, 2000. -320 с.

82.Куренной, В. А. Власть и Церковь: мотивы и перспективы сближения [Электронный ресурс] / В. А. Куренной // Отечественные записки. - 2001. -№ 1. - URL: http://rriagazines.russ.ru/oz/2001/l/kur.html.

83.Кырлежев, А. И. Русская Православная Церковь перед проблемой модернизации [Электронный ресурс] / А. И. Кырлежев. - URL: http -.//www.religare .ru/print8380 .htm.

84.Лейнг, Р. Расколотое Я [Электронный ресурс] / Р. Лейнг. - URL: www.koob.ru/leing_ronald/raskolotoe_ya.

85. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме [Текст] / В. А. Лекторский // Вопр. философии. - 1997. - № 11. - С. 46-54.

86. Леонтьев, Д. А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека [Текст] / Д. А. Леонтьев // Философские науки. - 2009. - № 10. - С. 5 - 10,

87.Лепехин, В. Гражданское общество, гражданская позиция и СМИ [Электронный ресурс] / В. Лепехин. - URL: http ://www.tolerance .ru/biblio/mi/1 _lepehin.html.

88.Лихачев, Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского образования [Текст] / Б. Т. Лихачев // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 10 - 15.

89.Лихачев, Д. С. Патриотизм и национализм. Малые народы [Электронный ресурс] / Д. С. Лихачев // Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. - М., 2006. - URL: http ://www.elbrusoid. org / content/vzglyad/рЗ30368. shtml.

90.Люббе, Г. Историческая идентичность [Текст] / Г. Любе // Вопр. философии. - 1994.-№ 4.-С. 108-113.

91.Магун, А. Идентификация граждан со своей страной: российские данные в контексте международных сравнений [Текст] / А. Магун, В. Магун // Национально-гражданские идентичности и толерантность. Опыт России и Украины в период трансформации / под ред. Л. Дробижевой, Е. Головахи. -Киев : Институт социологии HAH Украины ; Институт социологии РАН, 2007.-С. 202-240.

92.Малахов, В. С. Ностальгия по идентичности [Электронный ресурс] / В. С. Малахов. - URL : http://www.intellectuals.ru/ malakhov/izbran/9nost.htm.

93.Малахов, В. С. Философская антропология [Текст] / В. С. Малахов // Современная западная философия : сл. / перераб. и доп. - М. : ТОН-Остожье, 1998.-С. 447-456.

94.Марсель, Г. Быть и иметь [Текст] / Г. Марсель ; пер. с фр. И. Н. Полонской. - Новочеркасск : Агентство САГУНА, 1994. - 159 с.

95.Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Г. Маслоу ; пер. с англ. А. М. Татлыбаевой ; науч. ред. Н. Н. Акулиной. - СПб. : Евразия, 1999.-432 с.

96.Матузов, Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы [Текст] / Н. И. Матузов // Правоведение. - 1995. - № 3. - С. 83 - 93.

97.Матузов, Н. И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания [Текст] / Н. И. Матузов // Правовая культура. -2008.-№2.-С. 38-49.

98.Межуев, В. М. Гражданское общество, правовое государство и право [Текст] / В. М. Межуев // Вопр. философии. - 2002. - № 1. - С. 3 - 51.

99.Мефодий, Митрополит Воронежский и Липецкий. Роль Православной Церкви в формировании гражданского самосознания на современном историческом этапе Российской государственности [Электронный ресурс] / Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий //Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства, 10-11 декабря 2001 г. - URL: http://www.nasledie.ru/pravosl/22_5/article.php?art=l.

100. Минюрова, С. А. Психологические основания выбора стратегии саморазвития в профессии [Текст] : автореф. дис. .. д-ра психол. наук / С. А. Минюрова. -М, 2009. - 46 с.

101. Мириманова, М. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем [Текст] / М. Мириманова // Развитие личности. -2001.-№ 11.-С. 49-65.

102. Мотрошилова, Н. В. О современном понятии гражданского общества [Текст] / Н. В. Мотрошилова // Вопр. философии. - 2009. - № 6. -С. 12-32.

103. Мюнклер, X. Гражданская компетентность [Электронный ресурс] / X. Мюнклер. - URL: http://pavroz.rn/dov/mimklerpgk.doc.

104. Оллпорт, Г. У. Природа предубеждения [Электронный ресурс] / Г. У. Олпорт // Век толерантности. - № 6. - URL: http://tolerance.ru/vek-tol/6-0-ollport.html.

105. Основы социальной концепции русской православной церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru.

106. Паин, Э. А. Этнополитичексие условия гражданской интеграции российского общества [Текст] / Э. А. Паин // Общественные науки и современность. - 2006. - № 6. - С. 23 - 37.

107. Петрушенко, Т. К. Современные тенденции в образовании и задачи патриотического воспитания [Электронный ресурс] / Т. К. Петрушенко. - URL: http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2291.

108. Платон. Менон [Текст] / Платон // Собр. соч. : в 4 т. - М. : Мысль, 1990.-Т. 1.-С. 575-681.

109. Полани, М. Два вида порядка [Текст] / М. Полани. - М. : Директ-Медиа, 2010.-17 с.

110. Поппер, К. Открытое общество и его враги [Текст] / К. Поппер ; пер. с англ.; под ред. В. Н. Садовского. - М. : Феникс, 1992. - Т. 1. - 448 с.

111. Поршнев, Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания [Текст] / Б. Ф. Поршнев. - М. : Наука, 1973. - 15 с.

112. Похмелкин, В. В. В царство свободы дорога. Очерки либеральной футурологии [Электронный ресурс] / В. В. Похмелкин. - URL: http://www.pokhmelkin.ru/publ/books/book_l.html.

113. Пржиленский, В. И. Идентичность: обретать, выбирать или конструировать? [Текст] / В. И. Пржиленский // Философские науки. - 2009. -№ 10.-С. 32-44.

114. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс ; пер. с англ. ; общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. JI. Климонтовича, Ю. В. Сачкова. - М. : Прогресс, 1986. - 432 с.

115. Прихожан, А. М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей [Текст] / А. М. Прихожан // Вопр. психологии. - 1981. - № 2.-С. 143 - 149.

116. Рашковский, Е. Б. Многозначный феномен идентичности: архаика, модерн, постмодерн... [Текст] / Е. Б. Рашковский // Идентичность как предмет политического анализа : сб. ст. Всерос. науч.-теорет. конф., 2122 октября 2010 г. - М. : ИМЭМО РАН, 2011. - С. 29 - 36.

117. Резник, М. Ю. Человек гражданский: проблема идентичности [Текст] / М. Ю. Резник // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. 4. - С. 305 -325.

118. Резник, Ю. М. Человек в гражданском обществе: проблема идентичности [Текст] / Ю. М. Резник // Человек: вчера и сегодня: междисциплинарные исследования / отв. ред. М. С. Кисилева. - М. : ИФРАН, 2008. - С. 47 - 58.

119. Резник, Ю. М. Человек и общество (опыт комплексного изучения) [Электронный ресурс] / Ю. М. Резник. - URL: http://www.reznik-um.ru/lko/jur_reznik_2_3_00.htm.

120. Рикёр, П. Герменевтика. Этика. Политика (Московские лекции и интервью) [Текст] / П. Рикёр. -М. : KAMI, 1995. - 160 с.

121. Руденкин, В. Н. Гражданское общество в России: история и современность [Текст] / В. Н. Руденкин. - Екатеринбург : Урал, ун-т, 2002. -196 с.

122. Рыжова, С. В. О соотношении православной идентичности и гражданского сознания [Текст] / О. В. Рыжкова // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. В. С. Магун. -М. : Институт Социологии РАН, 2006. - С. 141 - 168.

123. Санина, А. Г. Наука, образование и бизнес как агенты формирования гражданской идентичности [Текст] / А. Г. Санина // Проблемы образования, науки и культуры. Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. - 2010. - № 5 (84). - С. 7 - 13.

124. Семененко, И. С. Гражданская идентичность как ресурс инновационного развития [Электронный ресурс] / И. С. Семененко // Тезисы

доклада на Ученом Совете ИМЭМО РАН, 23 апреля 2008 г. - URL: http://www.identity.ucoz.ru/Statyi/Tezis_Semenenko.doc.

125. Сеннет, Р. Падение публичного человека [Текст] / Р. Сеннет. -М.: Логос, 2002.-424 с.

126. Скворцов, Л. В. Толерантность: иллюзия или средство спасения [Электронный ресурс] / Л. В. Скворцов. - URL: http ://www.tolerance .ru/review- hist/ill_ili_sredstvo .html.

127. Скрипкина, Т. Доверие и толерантность: существуют ли границы? [Электронный ресурс] / Т. Скрипкина // Век толерантности. - № 3 -4. - URL: http://www.tolerance.ru/vek-tol/3-0-skripkina.html.

128. Солдатова, Г. У. Практическая психология толерантности, или как или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? [Электронный ресурс] / Г. У. Солдатова // Век толерантности. - Вып. 6. - URL: //www.tolerance.ru.

129. Тишков, В. А. Что есть Россия и российский народ [Текст] /

B. А. Тишков // Pro et Contra. - 2007. - май-июнь. - С. 21 - 41.

130. Трубина, Е. Г. Идентичность персональная [Текст] / Е. Г. Трубина // Социальная философия : словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов. - М. : Академический Проект, 2003. - С. 254 - 261.

131. Трубина, Е. Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности [Текст] / Е. Г. Трубина. -Екатеринбург : УрО РАН, 1995.-150 с.

132. Труфанова, Е. О. Человек в лабиринте идентичностей [Текст] / Е. О. Труфанова // Вопр. философии. - № 2. - 2010. - С. 13 - 23.

133. Тульчинский, Г. Л. Автопроективность личности [Текст] / Г. Л. Тульчинский // Философские науки. - 2009. - № 11. - С. 137 - 139.

134. Тульчинский, Г. Л. Личность как автопроект и бренд: некоторые следствия [Текст] / Г. Л. Тульчинский //Философские науки. - 2009. - № 9. -

C. 30-50.

135. Турен, А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии [Текст] / А. Турен. - М. : Научный мир, 1998. - 204 с.

136. Ферри, JI. Возвращение к субъекту [Текст] / JI. Ферри, А. Рено // Контексты современности - 1: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории : хрестоматия / пер. с англ. и нем. - Казань : Казан, ун-т, 2000. - С. 73 - 82.

137. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия [Текст] / Э. Финк // Проблема человека в западной философии. - М. : Прогресс, 1988. -С. 357-402.

138. Френе, С. Нравственное и гражданское воспитание [Текст] / С. Френе. - М. : Образование и бизнес, 1994. - 194 с.

139. Фромм, Э. Бегство от свободы [Электронный ресурс] / Э. Фромм.

- URL: www.philosophy.ru/library/fromm/02/0.htm.

140. Фромм, Э. Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом [Текст] / Э. Фромм // Душа человека. - М. : ACT-ЛТД, 1998. - 664 с.

141. Фромм, Э. Искусство любить [Электронный ресурс] / Э. Фромм.

- URL: http://psylib.org.ua/books/fromm03.

142. Фукуяма, Ф. Великий разрыв [Электронный ресурс] / Ф. Фукуяма. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/fuku/index.php.

143. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность [Текст] / Ю. Хабермас. - М. : KAMI; ACADEMIA, 1995. - 245 с.

144. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю. Хабермас. - СПб. : Наука, 2000. - 377 с.

145. Хабермас, Ю. Политические работы [Текст] / Ю. Хабермас ; сост. А. В. Денежкина ; пер. с нем. Б. М. Скуратова. - М. : Праксис, 2005. - 368 с.

146. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности [Текст] / Ю. Хабермас // Вопр. философии. - 1989. - № 2. - С. 35 - 40.

147. Хобсбаум, Э. Все ли языки равны? Язык, культура и национальная идентичность [Текст] / Э. Хобсбаум // Логос. - 2005. - № 4. -С. 49-59.

148. Хомяков, M. Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства [Текст] / М. Б. Хомяков // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. В. С. Магун. - М. : Институт социологии РАН, 2006. - С. 30 - 56.

149. Хомяков, М. Б. Толерантность: парадоксальная ценность [Текст] / М. Б. Хомяков // Журн. социологии, социальной антропологии. - 2003. - № 4. -Т. 4.-С. 98-112.

150. Хоружий, С. С. Глобалистика и антропология [Электронный ресурс] / С. С. Хоружий. - URL: http://lib.rus.ec/b/257878/read.

151. Хоружий, С. С. Новая антропология (Разговор с Александром Гордоном 27 октября 2003 г.) [Электронный ресурс] / С. С. Хоружий. - URL: http ://synergia-isa.ru.

152. Худяков, С. С. Правовые основы соотношения гражданского общества и государства [Текст] : автореф. дис. ... канд. юридич. наук / С. С. Худяков. - Н. Новгород, 2003. - 24 с.

153. Чурин, В. В. Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук/В. В. Чурин. -М., 2011. -22 с.

154. Шаткин, М. А. Персональная идентичность: структура, функции, становление [Текст] : дис. ... канд. филос. наук / М. А. Шаткин. - Саратов, 2004.- 139 с.

155. Шелковников, А. Ю. Рефлексия проблемы автопроективности [Текст] / А. Ю. Шелковников // Философские науки. - 2009. - № 9. - С. 51 -52.

156. Шкуратова, И. П. Когнитивная сложность как основа формирования толерантного мышления [Электронный ресурс] / И. П. Шкуратова // Век толерантности. - URL: http://www.tolerance.ru/vek-tol/5-0-chkuratova.html.

157. Шульц, П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию [Текст] / П. Шульц. - Новосибирск : НГУ, 1996. - 118 с.

158. Шушкова, Н. В. Этот ускользающий патернализм: попытка построения концепции [Текст] / Н. В. Шушкова // Социологический журнал. - 2007. - № 1.-С. 39-57.

159. Щюц, А. Структура повседневного мышления [Текст] / А. Щюц // Социологические исследования. - 1988. -№ 2. - С. 129 - 137.

160. Эко, У. О прессе [Электронный ресурс] / У. Эко // Пять эссе на темы этики. - URL: http://lib.rus.ec/b/l 15623.

161. Элиас, Н. Общество индивидов [Текст] / Н. Элиас // Общая социология : хрестоматия / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин ; пер. В. Г. Кузьминов ;под общ. ред. Н. И. Лапина. - М. : Высш. шк., 2006. - С. 249 -255.

162. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон ; пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М. : Прогресс, 1996. -344 с.

163. Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе [Текст] / В. А. Ядов // Социологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 35 - 52.

164. Ядов, В. А. Социально и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности [Текст] / В. А. Ядов // Мир России. - 1995.-№3-4.-Т. 4. - С. 158 - 181.

165. Ярулин, И. Ф. Общественность гражданского общества [Текст] / И. Ф. Ярулин // В поисках гражданского общества. - Великий Новгород : НовГУ, 2008. - С. 166 - 172.

166. Citizenship. - New York, 2005. - URL: http ://plato. stanford.edu/ entries/citizenship/.

167. Tajfel, H . The social identity theory of intergroup behavior [Text] / H. Tajfel, J. C. Turner // Psychology of intergroup relations. - Chicago, 1986. - P. 7-24.

168. Turner, J. Social Categorization and the Self-concept: A social cognitive theory of group behaviour [Text] / J. Turner // Advances in group processes. - L., 1985. - P. 77 - 121.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.