Граничное биокультурное начало в природе человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Костылев, Евгений Николаевич

  • Костылев, Евгений Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 221
Костылев, Евгений Николаевич. Граничное биокультурное начало в природе человека: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2007. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Костылев, Евгений Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Философское и естественнонаучное понимание природы человека.

1.1. Философские модели природы человека.

1.2. Философские модели культуры.

1.3. Понятие «метаксическая природа человека».

Глава II. Метаксическое бытие телесности человека.

11.1. Человек между полом и тендером.

11.2. Природа сексуальности: человек между влечением и моралью.

11.3. Воспроизводство потомства: человек между естественным отбором и демографическими законами.

Глава III. Метаксическое бытие психики человека.

III.1. Психика человека между инстинктом и свободой.

111.2. Психическое бытие языка человека между сигналом и символом.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Граничное биокультурное начало в природе человека»

Актуальность исследования проблемы природы человека обусловлена, прежде всего, противоречивостью самой природы человека, что выражается в наличии противоположных субстанциальных подходов к пониманию человека (первый из них - натуралистический или биологизаторский, усматривающий природу человека в его укорененности в природе, второй - социологизаторский, считающий, что природа человека социальна).

Односторонность во взглядах на человека в вопросах, связанных с объяснением законов его бытия, привело к формированию в философии XX века, в противовес «субстанциальным» подходам к определению природы человека, экзистенциализма, с идеей недетерминированности или отсутствия какого-либо (будь-то природного или социального) онтологического закрепления бытия человека. Получивший широкое распространение экзистенциализм превратил человека в единственный в мире феномен, сущность которого находится не в нем, а вне его, что мешает субстанциальному определению человека. Между тем человек по-прежнему остается предметным, материальным существом, живущим в созданном им мире культуры, вследствие чего природа человека требует иного понимания, чем то, которое существует в традиционных формах эссенциализма и экзистенциализме.

Вторая причина актуальности исследования связана с современным состоянием философской антропологии, в которой «антикварная» тема природы человека получает новое звучание, во многом благодаря синтезу многовековых философских традиций в осмыслении человека и современного комплекса человеко-ведческих наук. Новое решение старой проблемы должно осуществиться в ситуации, когда, с одной стороны, трудно возражать против колоссального массива эмпирически подтвержденных данных о человеке, накопленных в естественных науках и указывающих на соответствие его существования фундаментальным общебиологическим законам, общим для всего живого, а, с другой стороны, невозможно игнорировать многочисленные теоретические исследования, довольно убедительно указывающие на специфику человека, вплоть до его противопоставления миру природы. Простого признания в человеке биологического и социального недостаточно, поскольку этот подход порождает стремление решить неизбежно возникающий вопрос об их соотношении и приоритете одной из составляющей.

Необходимость нового уровня разрешения проблемного вопроса о статусе биологического и социального в человеке в современной философии вполне осознана, но этот подход не реализован. На наш взгляд, это связано со спецификой человека как объекта исследования, требующего в своем осмыслении методологического перехода от междисциплинарного исследования к наддисциплинарно-му синтезу. Этот подход требует не только и не столько интеграции по принципу взаимодополнительности разных наук, изучающих человека, культуру, общество, и философии, но и разработки некоторой наддисциплинарной категории, которая изначально отражала бы целостно специфику бытия человека, его причастность и к миру природы, и к миру культуры, характеризуя человека в качестве особой целостности и самостоятельной формы бытия, наряду с природой, обществом и культурой.

Степень разработанности проблемы. Проблема природы человека широко исследовалась в философско-антропологических учениях: античности (Платон, Аристотель), философии Нового времени (Т.Гоббс, Р.Декарт, Ж.Ламетри), классической немецкой философии (Л.Фейербах), неокантианстве (Э.Кассирер), философии жизни (Ф.Ницше, А.Шопенгауэр), философии марксизма (К.Маркс), психоанализе (З.Фрейд, Э.Фромм), немецкой философской антропологии XX века (Х.Плеснер, А.Гелен) и других философских направлениях.

В современной отечественной философии проблема человека в аспекте соотношения биологического и социального в его природе исследовалась в работах И.М.Быховской, Ю.Г.Волкова П.С.Гуревича, М.С.Кагана, Г.С.Краснова, В.Л.Круткина, А.Т.Москаленко, И.Б.Оконской, В.В.Орлова, В.И.Плотникова, В.С.Поликарпова, В.Ф.Сержантова, К.Е.Тарасова, Е.К.Черненко, И.Т.Фролова и других.

Проблема человека в аспекте культуры исследовалась рядом отечественных и зарубежных философов. Для диссертационного исследования методологическое значение имеют антропологическая (А.А.Белик, Л.Н.Коган, Г.Рохейм, З.Фрейд, К.Юнг), социологическая (Р.Линтон, Дж.Хонигман), коммуникативная (М.М.Бахтин, Э.Кассирер, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, Ч.Моррис, Р.Якобсон), дея-тельностно-технологическая (Э.С.Маркарян, А.Г.Пырин), аксиологическая (В.Виндельбанд, Г.Риккерт, М.С.Каган) модели культуры.

Проблема природы человека с позиций признания тождественности биологии человека и животных исследовалась А.Адлером, А.Алландом, Р.Дюбо,

A.А.Малиновским, Л.Тигером, Р.Фоксом и другими, а с позиций понимания человека как продукта культуры - В.С.Библером, В.Н.Волошиным, Б.Малиновским,

B.М.Розиным, Г.Я.Узилевским. Особняком стоят работы, исследующие диалектическое взаимодействие биологических и социальных факторов в филогенезе (Л.Больк, А.Н.Северцов) и онтогенезе (Ф.Г.Добжанский, Н.П.Дубинин, Т.В.Карсаевская, Ю.Г.Шевченко).

Проблема природы человека в аспекте его происхождения рассматривалась рядом отечественных и зарубежных философов и ученых. В рамках философских концепций антропосоциогенеза, в качестве системообразующих факторов становления человека выступали труд (Ф.Энгельс), речь (Б.Ф.Поршнев), мораль (Н.Н.Моисеев), воспитание (И.Н.Степанова), свобода от инстинктов (Б.С.Шалютин) и т.д. В изучении эволюционного развития человека идее прекращения биологической эволюции современного человека (развитой в работах

A.П.Быстрова, М.Ф.Нестурха, Я.Я.Рогинского, Ю.И.Семенова) противостоят концепции авторов, которые признают ее продолжение (В.М.Алексеев, Ю.П.Алтухов, Б.Г.Ананьев, В.С.Бойко, М.С.Каган, Т.В.Карсаевская, Э.Майер, И.В.Муравов,

B.В.Орлов, А.Н.Северцов, А.Т.Шаталов и другие).

Для авторской концепции человеческой природы значимы работы по исследованию феномена границы (З.Фрейд, К.Юнг, А.М.Бахтызин, В.А.Подорога, Д.В.Пивоваров, Т.Тер-Абралян и т.д.).

Вопрос о социокультурном смысле человеческой телесности в историко-философском аспекте исследовался А.Ф.Лосевым, а в проблемно-теоретическом плане - М.М.Бахтиным, И.М.Быховской, В.Л.Круткиным, Л.В.Жаровым. Значительный вклад в разработку проблемы телесности внесли работы западных философов (Ж.Бодрийяра, Ж.Л.Нанси, М.Фуко и др.), а также работы в отечественной философии, дающие их критический анализ (Б.Т.Григорьян, П.С.Гуревич, Б.В.Марков, В.П.Подорога и другие).

Проблемы половой дифференциации и сексуальности человека как проявлений его телесности исследовались в философии (О.Е.Баксанский, А.Бежен, Н.А.Бердяев, М.В.Вагабов, О.Вейнингер, И.С.Голод, Л.В.Жаров, И.С.Кон, Б.В.Марков, Л.Морган, Е.А.Паламарчук, В.Райх, Б.Рассел, В.С.Соловьев, Р.Тэннэхилл, Д.Уайт, А.Шопенгауэр, З.Фрейд и другие), а также в биологических (А.И.Белкин, Е.Берштейн, М.Л.Бутовская, В.А.Геодакян, Дж.Смит, Н.А.Тих), медицинских (В.В.Антонов Г.Л.Билич, В.А.Божедомов, М.З.Кинесса) науках и биоэтике (А.В.Олесин, П.Д.Тищенко, Ф.Фукуяма, Б.Г.Юдин). В аспекте воспроизводства природа человека рассматривалась с позиций гуманитарного знания М.С.Авербухом, А.Г.Вишневским, Ю.А.Поляковым, синергетического подхода -Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмовым, популяционной биологии и экологии -В.Г.Горшковым, Ч.Дарвиным, Ю.Одумом, А.Д.Урсулом, Е.Я.Фрисманом.

Для понимания природы человека в аспекте психики и языка человека важное значение имеют работы, отстаивающие их биологический или социокультурный статус: в философии (Ю.М.Бородай, С.Ф.Денисов, Д.И.Дубровский, В.В.Орлов, Ю.И.Семенов, Э.Фромм, Б.С.Шалютин), эволюционной и когнитивной психологии (Д.Басс, Л.Космидес, Дж.Палмер, Р.Л.Солсо, Дж.Туби), эволюционной эпистемологии (И.П.Меркулов), этологии, зоопсихологии и других естественных науках о поведении животных и человека (Л.Берковиц, М.Л.Бутовская, А.В.Ерахин, З.А.Зорина, К.Лоренц, Ж.И.Резникова, Е.Н.Панов, И.И.Полетаева, А.Н. Портнов, Р.Хайнд, Л.А.Фирсов и другие), популяционной биологии и генетике (Ф.Г.Добжанский, А.Н.Северцов), психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леоньтьев, А.Маслоу, Ж.Пиаже, Г.Спенсер, Д.Б.Уотсон, З.Фрейд), психолингвистике (И.Н.Горелов, Дж.Грин, Э.Ленненберг, Дж.Миллер, С.Пинкер, Д.Слобин, Н.Хомски), психопатологии (И.М.Соловьев, А.С.Тиганов), лингвистике, философии языка и теории коммуникаций (Аристотель, М.М.Бахтин, П.Бурдье, Ф.Бэкон, В.Н.Волошин, Э.Б.де.Кондильяк, Ю.Лотман, М.К.Мамардашвили, Ч.Моррис, Г.Г.Почепцов, А.М.Пятигорский, Р.Якобсон и другие), кибернетике и информатике (М.Г.Газе-Раппорт, Д.А.Поспелов).

Проблема исследования состоит в выяснении специфики природы человека, роли в ней биологического и культурного. Разработка этой проблемы включает исследование следующих вопросов: каковы существенные свойства природы человека? В чем заключается роль биологических и культурных факторов в становлении природы человека в антропосоциогенезе и ее развитии в результате биокультурной коэволюции? Каковы принципы взаимодействия биологического и культурного в целостном биокультурном человеке и каковы свойства порожденного их пересечением граничного биокультурного начала в природе человека? В каких качествах, свойствах и функциях проявляется биокультурная граничность телесности и психики (души) человека?

Целью исследования является осмысление граничного биокультурного начала в природе человека и его существования между природой и культурой как специфической формы бытия.

Исходя из данной цели, в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

- проанализировать историко-философские подходы к рассмотрению проблемы природы человека;

- выявить механизмы и роль природно-биологических и культурных факторов в становлении и развитии природы человека;

- разработать понятие «метаксическая природа человека», выражающее граничное биокультурное начало в природе человека;

- рассмотреть становление и граничное биокультурное бытие телесности человека в аспектах половой дифференциации (человек между полом и тендером), сексуальности (человек между инстинктом и моралью) и воспроизводства человека (между естественным отбором и демографическими законами);

- охарактеризовать граничное биокультурное начало в бытии психики (между инстинктом и свободой) и языковых способностей (между сигналом и символом) человека.

Методологическая основа исследования состоит в использовании следующих принципов и методов:

- принципы развития, детерминизма и дополнительности при рассмотрении взаимодействия в человеке природного и культурного;

- системный и целостный подходы при характеристике биологической, культурной и граничной биокультурной составляющих в человеке;

- идея границы как объяснительного принципа в понимании природы человека и бытия его телесности и психики;

- сравнительно-исторический метод и метод единства исторического и логического при исследовании историко-философских учений о природе человека;

- идеи эволюционной и когнитивной психологии, эволюционной эпистемологии, этологии и зоопсихологии о механизмах становления и функционирования психики и поведения человека;

- моделирование (при исследовании концепций культуры).

Научная новизна исследования:

- сконструированы модели природы человека (биологизаторская, социоло-гизаторская и биокультурная) на основе анализа историко-философских учений о природе человека;

- обоснована идея граничного биокультурного начала в природе человека, которая выражена в сформулированном понятии «метаксическая природа человека»;

- выявлен изменяющийся характер природы человека, развитие которой зависит от взаимосвязи эволюционно-биологической и культурной составляющих в природе человека;

- показано, что в эволюции природы человека происходит смещение доминирующих факторов развития в направлении от преимущественно биологических к культурным. В XX веке наибольшее значение в биокультурной эволюции природы человека приобретает деятельностно-технологическая составляющая культуры, тесно связанная с развитием науки и биотехнологий;

- при исследовании бытия телесности человека обосновано граничное биокультурное начало его половой дифференциации, сексуальности и воспроизводства;

- концептуально разработано представление о граничном биокультурном начале в психике и языковых способностях человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В становлении, функционировании и развитии человека можно выделить биологическую (свойства Homo sapiens, которыми он обладал во времена своего становления и которые сохранились в неизменном виде на протяжении всей его последующей жизни в условиях культуры) и культурную (качества человека, не связанные с его витальной жизнедеятельностью как живого существа) составляющие.

2. Существование между природой и культурой определяет граничную (ме-таксическую) природу человека. Пересечение в человеке биологической и культурной составляющих приводит к возникновению качественно новых граничных биокультурных человеческих качеств, позволяющих характеризовать человека как особую целостность и самостоятельную форму бытия наряду с природой, культурой и обществом.

3. Граничное биокультурное начало в природе человека проявляется в бытии его телесности и психики. Основные признаки границы обнаруживаются в системе половых различий, сексуальности, воспроизводстве человека как вида Ношо sapiens, психике, поведении и языковых способностей человека, обладающего онтологической биокультурной неопределенностью.

4. На уровне телесности пограничность человеческой природы проявляется в трансформации половых различий человека в границах между биологическим полом и социополом - тендером (расширение числа половых признаков, дополнение биологических признаков пола культурными атрибутами, создание или коррекция половых признаков тела, соответствующих культурному стандарту или спросу, биокультурная регуляция сложного, многоступенчатого изначально биологического процесса половой дифференциации человека); сексуальности в границах между влечениями и моралью, представляющей реализацию биологического полового инстинкта человека под контролем культуры; воспроизводства человека в границах между естественным отбором и демографическими законами (баланс численности человеческой популяции и темпы ее развития за счет взаимосвязи биологических закономерностей и факторов культуры, обладающих демографическим эффектом; тенденция смещения равновесного состояния человеческой популяции в сторону положительной динамики ее развития).

5. Граничное биокультурное начало в природе человека проявляется на уровне психики в ее пограничном характере между инстинктом и свободой, а на уровне психического бытия языка - между врожденными сигналами и социокультурными символами.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация вносит вклад в разработку проблемы природы человека в результате выявления ее историко-философских традиций и исследования философско-антропологических проблем граничного биокультурного начала в природе человека и метаксическом бытии телесности, психики и языковых способностей человека.

В практическом плане основные идеи диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания вузовских учебных курсов философии, философской антропологии, социальной философии.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на кафедре философии Курганского государственного университета.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты докладывались на IV Российском философском Конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005г.), 4 международных: «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2004г.), «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 2004г.), «Экстремизм как социальный феномен» (Курган, 2005г.), «Машины. Люди. Ценности» (Курган, 2006г.); 3 российских: «Философия ценностей» (Курган, 2004г.), «Проблемы социального гуманизма: история и современность» (Нижневартовск, 2004 г.), «Гуманизм социальный, либеральный и религиозный: проблема диалога» (Нижневартовск, 2005г.) конференциях и опубликованы в 12 статьях и тезисах.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Список литературы состоит из 245 наименований. Диссертационная работа изложена на 221 странице.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Костылев, Евгений Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование направлено на решение одной из актуальных проблем философской антропологии - осмысление природы человека как целостного биокультурного феномена, понимание которого дает возможность решения философских проблем взаимоотношения человека с природой, обществом и культурой.

Различное понимание природы человека в истории философии позволяет выделить такие ее модели как биологизаторская, социологизаторская и биокультурная, в которых человек характеризуется как, соответственно, природно-биологическое, общественное и биокультурное существо. Первое понимание выражается в отождествлении биологии животных и человека, признании естественного происхождения человека, его подчиненности законам природы, примате естественных потребностей, природных инстинктов и связанных с ними психофизических, бессознательных влечений, врожденных языковых способностей. Основным методологическим принципом биологизаторского подхода является редукционизм, сводящий все в человеке к его природно-биологической составляющей. Социологизаторский подход опирается на принцип социального детерминизма по отношению к пониманию природы человека. Биокультурный подход рассматривает человека как единство биологического и культурного.

Одной из основных в исследовании является идея развития человеческой природы под воздействием как биологических, так и культурных факторов, в процессе которого приоритет смещается от преимущественно биологических к культурным. Культура рассматривается, с одной стороны, как искусственно созданный субъектом мир, а с другой, как фактор развития человеческой природы, благодаря чему оказывается возможным существование человека как субъекта.

Принадлежность человека миру природы определяется биологическим, «животным» прошлым его предка, некоторые признаки которого характеризуют биологию современного представителя Homo sapiens. Аккультурация природы человека в филогенезе начинается с момента пересечения биологического и культурного в антропогенезе, а в онтогенезе подобный процесс переживает каждый человек-индивид, воспитываемый и живущий в условиях культуры. Для обозначения результата взаимодействия биологического и культурного в человеческой природе вводится понятие «граничное биокультурное начало». Это понятие играет методологическую роль для понимания феномена природы человека, обозначая биокультурную неопределенность природы человека, ее противоречивость, наличие в ней природно-биологических и культурных свойств, со-принадлежность человека миру природы и миру культуры.

Бытие человека, определенное его пограничной, биокультурной природой, проявляется на уровне его телесности, психики и языка. Метаксическое в телесности человека обнаруживается в биокультурной системе половых различий, сексуальности и воспроизводстве человека. Взаимодействие биологического пола человека и тендера, определяющего социокультурный статус пола человека, приводит к расширению числа половых признаков, дополнению биологических признаков пола культурными атрибутами, созданию или коррекции половых признаков тела, биокультурной регуляции процесса половой дифференциации человека.

Пограничный статус сексуальности человека между биологическим влечением и моралью приводит к постановке биологического полового инстинкта человека под контроль культуры, но не исключает действия биологических механизмов регуляции полового поведения. Воспроизводство человека характеризуется балансом между биологическими закономерностями (определяющими стремление численности и плотности человечества к популяционному максимуму) и факторами культуры (техникой, технологиями, социальными процессами, урбанизацией, законодательством, политикой, войнами, религией и т.д.), обладающими демографическим эффектом.

Разные формы поведения человека детерминированы мотивациями биологической и культурной составляющих его природы, что позволяет выявить в структуре психики и языка биологический, биокультурный и культурный уровень регуляции поведения. Граничное биокультурное начало в природе человека проявляется на уровне психики в ее пограничном характере между инстинктом (существованием у человека врожденных паттернов поведения) и свободой (свободой от свободы инстинктов, свободой как познанной необходимостью, свободой выбора представлений, ценностей, мотивов, поступков), а на уровне языка - между врожденными сигналами и социокультурными символами.

205

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Костылев, Евгений Николаевич, 2007 год

1. Абрамян Л.А. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. - С. 109132.

2. Авербух М.С. Войны и народонаселение в докапиталистическом обществе. Опыт историко-демографического исследования. М.: Наука, 1970. - 214 с.

3. Авербух М.С. Законы народонаселения докапиталистических формаций (Опыт исследования). М.: Наука. 1967. - 208 с.

4. Алексеев В. П. Человек: эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М.: Наука. 1985. - 284 с.

5. Алексеев В.М. Физические принципы антропосоциогенеза // http://valexeev.narod.ru/dem 1 .htm.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 335 с.

7. Андреев И.Л. Мать и дитя в африканском менталитете // Человек. 1999. - №1. -С. 124-133.

8. Андреев И.Л. Парадоксы африканского чадолюбия // Человек. 2002. - №4. -С. 123-130.

9. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1982. - 303 с. Ю.Антонов В.В. Сексология. Сексуальность ребенка. - СПб.: Файндер-Плюс, 2002. - 80 с.

10. П.Аристотель Об истолковании // Аристотель Сочинения В 4 т., Т. 2. -М.: Мысль. 1978.-С. 91-116.

11. Архимандрит Киприан (Керн) Антропология Св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.-450 с.

12. З.Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. - 334 с.

13. М.Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения / Под. ред. А.К.Байбурин. Л.: Наука, 1985. -325 с.

14. Баксанский O.E. Биологические корни познания // Биология и культура М.: КАНОН+, 2004. - С. 263-287.

15. Баксанский O.E. Блеск и нищета евгеники в XXI веке // Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности. М.: КАНОН+, 2005. - С. 193-217.

16. Бариляк И.Р., Бужиевская Т.И., Быкорез А.И. Генетические последствия загрязнения окружающей среды / Отв. ред. Бужиевская Т.Н. Киев: Наук, думка, 1989.-232 с.

17. Бахтызин А.М. Граница: бытие, сущность, рефлексия. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. ф. наук. Омск, 2004. - 23 с.

18. Бежен А. Рационализация и демократизация сексуальности // Социология сексуальности. Антология. /Научн. ред. С.И.Голод. СПб.: СПб-й филиал Института Социологии РАН, 1997. - 126 с.

19. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1999. 241 с.

20. Бердяев H.A. Смысл творчества // Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Правда, 1989. С. 251-580.

21. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001. - 510 с.

22. Берштейн Е. Трагедия пола: две заметки о русском вейнингерианстве // Новое литературное обозрение. 2004. - № 1(65). - С. 208-228.

23. Бескова И. А. Эволюция и сознание: новый взгляд. М.: Индрик, 2002. - 256 с.

24. Билич Г.Л. Божедомов В.А. Репродуктивная функция и сексуальность человека. Учеб. пособие : Для врачей и студентов мед. вузов. СПб.: Изд-во «Деан», 1999.-364 с.

25. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Пер. Л.Любарской, Е.Марковской М.: Доб-росвет, 2000. - 258 с.

26. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

27. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения СПб.: Из-во С-Петерб-го ун-та. 2001.-496 с.

28. Бородай Ю.М. От природно-биологической к социальной и исторической детерминации поведения человека: (К постановке проблемы) // Биология в познании человека. М.: Наука, 1989. - С. 82-97.

29. Бутовская M.JI. Тайна пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фря-зино, 2004. - 368 с.

30. Бутовская M.JI. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа, -1998.-№9. с. 87-99.

31. Бутовская M.JI., Файнберг JI.A. У истоков человеческого общества. Поведенческие аспекты эволюции человека. М.: Наука, 1993. - 256 с.

32. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М.: УРСС, 2000.-208 с.

33. Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения в 2 т. Т.2 / Сост., общ. ред. и вступит, статья А.Л.Субботина. М.: Мысль, 1972. - С. 5-222.

34. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер. 2001. - 328 с.

35. Вагабов М.В. Ислам и женщины. М.: Мысль, 1968. - 227 с.

36. Васильева Т.С., Орлов В.В. Проблема соотношения биологического и социального: Учебное пособие. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1996. - 96 с.

37. Вейн A.M., Молдовану И.В. Нейрогенная гипервентиляция. Кишинев: Шти-инца, 1988.- 183 с.

38. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология XX век. Антология. М.: Юристъ, 1995. - С. 57-69.

39. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. - 287 с.

40. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1993.'-288 с.

41. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собрание сочинений в шести томах. Т.2. М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

42. Газе-Раппорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: модели поведения. -М.: УРСС, 2004.-296 с.

43. Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации//Проблема передачи информации. 1965. - № 1.-С. 105-112.

44. Герасимова И.А. Диалог культур и когнитивная эволюция // Эволюция. Мышление. Сознание. (Когнитивный подход и эпистемология) М.: Канон+, 2004. -352 с.

45. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1965.-С. 45-678.

46. Гоббс Т. Человеческая природа // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1965. - С. 441-514.

47. Аверинцев, С.С.; Давыдов, Ю.Н.; Турбин, В.Н. и др. // М.М.Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. - 256 с.

48. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. М.: Петрополис, 1997.-270 с.

49. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Издательство «Алетейа», 1996. - 191 с.

50. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: КомКнига, 2006.- 112 с.

51. Горшков В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды // Итоги науки и техники (ВИНИТИ). Сер. «Теоретические и общие вопросы географии». М.: ВИНИТИ, 1990. Т.7. - 237 с.

52. Грзал Л., Попов С. Критика современных буржуазных социологических теорий. М.: Прогресс, 1976. - 248 с.

53. Григорьев Г.С. Характер и движущие силы перехода от биологического к социальному // Философия пограничных проблем. Пермь: Изд-во Пермского унта, 1967.-С. 122-136.

54. Григорьян Б.Т. Экзистенциальная концепция человека К.Ясперса // Буржуазная философская антропология XX века М.: Наука, 1986. - 293 с.

55. Грин Дж. Психолингвистика. Хомский и психология / Пер. с англ. E.H. Негне-вицкой. M.: URSS, 2006. - 352 с.

56. Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1994. - 316 с.

57. Гуревич П.С. Философия человека: В 2 ч. 4.1.- М.: ИФ РАН, 1999. -221с.

58. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Просвещение, 1987.-383 с.

59. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Дарвин Ч. Сочинения. Т.5. М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 265 с.

60. Декарт Р. Описание человеческого тела. Трактат о образовании животного // Избранные произведения в 2 т. Т.1. М.: Политиздат, 1989. - С. 545-592.

61. Декарт Р. Страсти души // Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950.-С. 593-700.

62. Аничкин А.Б., Бодрова В.В., Вяткин А.Р. Демографическая политика в современном мире. // Коллективная монография под ред. А. Г. Вишневского. М.: Наука, 1989.- 180 с.

63. Добжанский Ф.Г. Мифы о генетическом предопределении и о tabula rasa //Человек. 2000. - № 1.-С. 8-24.

64. Добренкова H.A. Антропологическая трактовка сознания и психики: методологический анализ основных концепций. // Дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Иваново, 2005.- 165 с.

65. Донских O.A. Происхождение языка как философская проблема -Новосибирск: Наука, 1984. 126 с.

66. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг М.: Наука, 1971. - 387 с.

67. Егорова И.В. Философская антропология Эриха Фромма. М.: ИФРАН, 2002. - 164 с.

68. Ермакова О. И. Особенности компьютерного жаргона как специфической подсистемы русского языка, 2001.http://www.dialog-21.ru/archivearticle.asp?param=6683&y=2001&vol=6077.

69. Ерахин А.В., Портнов А.Н. Философские проблемы этологии и зоопсихологии -М.: Знание, 1984.-64 с.

70. Жаров Л.В. Представление о детском теле в истории культуры // Человек. -2003.-№2.-С. 106-118.

71. Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988.- 125 с.

72. Жиромская В.Б. Экология и смертность населения в РСФСР в 1930 -е годы. // Историческая экология и историческая демография. Сборник науч. статей. М.: РОССПЭН, 2003.-384 с.

73. Журавлев И.Н., Никитина Е.С. Сорокин Ю.А. Психосемиотика телесности. -М.: КомКнига, 2005. 152 с.

74. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.

75. Ильясов Ф.Н. Архетипы поло-репродуктивного поведения и конфликт западноевропейской и исламской цивилизаций // Человек. 2005. - №2. - С. 113-120.

76. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986.- 119 с.

77. Корчажинская В.И., Тимофеева Т.В., Щербакова Е.Я. Интегративная деятельность мозга при локальных поражениях. М.: Наука, 1981.

78. Косевич Е. Категории тела и пола в ветхом и новом завете // Человек. 1996. -№5.-С. 81-91.

79. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - 431 с.

80. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 415 с.

81. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособие // Под. ред. М.С.Кагана, Ю.В.Перова. СПб.: ЛАНЬ, 1998. - 448 с.

82. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

83. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Философские науки. 1991. - №7. - С. 91-134.

84. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культурология. XX век. Антология. М.: Юристь, 1995. - С. 163-213.

85. Кинесса М.З. Брак под микроскопом. Физиология половой жизни человека. -М.: ЛНПО «Союз», 1992. 135 с.

86. Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. - №3. - С. 62-79.

87. Коган Л. Н. Теория культуры: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.- 160 с.

88. Козинцев А.Г. Смех, плач, зевота: психология чувств или этология общения? // Этология человека на пороге 21 века: новые данные и старые проблемы. М.: Старый Сад, 1999. - С. 97- 112.

89. Кон И.С. Введение в сексологию. 2-е изд. доп. М.: Медицина, 1980. - 331 с.

90. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: (Материалы к симпозиуму в г. Москве сент. 1975). / Отв. ред. В.М.Баншиков. - М.: Б.И., 1975. - С.763-776.

91. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) -М.: Наука, 1988.-269 с.

92. Кондильяк Э.Б. де. О языке и методе // Сочинения в 3 т. Т.1 / Общ. ред., вступит. статья и примеч. В.М. Богуславского. М.: Мысль, 1980. - 334 с.

93. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1993. - 172 с.

94. Купер В. История розги во всех странах, с древнейших времен и до наших дней. Флагелляции и флагеллаты / Пер. с англ. С дополнениями д.м.н. А. 3 -го. -Харьков: СП «Итербук» Харьковский центр, 1991. 584 с.

95. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения / Общ. ред. пре-дисл. и примеч. В.М. Богуславского. 2-е изд. - М.: Мысль, 1983. - С. 169-226.

96. Ламетри Ж.О. Человек-растение // Ламетри Ж.О. Сочинения / Общ. ред. пре-дисл. и примеч. В.М. Богуславского. 2-е изд. - М.: Мысль, 1983. - С.227-240.

97. Леви-Строс Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 383 с.

98. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-584 с.

99. Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций М.: ИНФРА-М, 2000. - 240 с.

100. Лосев А.Ф. Философия имени // Бытие имя - космос. - М.: Мысль, 1993. -С.613-801.

101. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) М.: Прогресс, 1994. - 270 с.

102. Лотман Ю. М. Культура и взрыв // Ю.М. Лотман. Семиосфера СПб: Искусство-СПб, 2000. - С. 13-148.

103. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Ю.М. Лотман. Семиосфера -СПб: Искусство-СПб, 2000. С. 151-276.

104. Лотман Ю.М. Культура и информация // Ю.М. Лотман. Семиосфера СПб: Искусство-СПб, 2000. - С.278-346.

105. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума // Ю.М. Лотман. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб. 2000. - С. 451-463.

106. Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры // Ю.М. Лотман. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб. 2000. - С.370-390.

107. Малиновский А. А. Биология человека. М.: Знание, 1973. 62 с.

108. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 204 с.

109. Мамзин A.C. Биология в системе культуры. Учебное пособие для студентов вузов. СПб.: Лань, 1998. - 160 с.

110. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

111. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Але-тейя, 1999.-296 с.

112. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. М.: Госполитиздат, 1955. С. 7-544.

113. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. -М.: Госполитиздат, 1974. С. 41-174.

114. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. М.: Госполитиздат, 1955. С.7-544.

115. Марксистско-ленинская теория народонаселения. М.: Мысль, 1974. - 415 с.

116. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999. - 476 с.

117. Марютина Т.М. Видовое и индивидуальное в развитии человека: психогенетический подход // Этология человека на пороге 21 века: новые данные и старые проблемы. М.: Сгарый Сад, 1999.

118. Мастере У., Джонсон В. Мастере и Джонсон о любви и сексе / Под ред. Е.З. Лозинского. В 2т. Т. 1. СПб.: СП «РЕТУР, 1993. - 295 с.

119. Меркулов И.П. Взаимосвязь биологической и культурной эволюции // Биология и культура М.: КАНОН+, 2004. - С. 228-317.

120. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция // Философия науки. Вып. 2: Гносеологические и логико-методологические проблемы. — М.: ИФРАН, 1996. - С. 77-104.

121. Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы // Эволюция, культура, познание / под ред. И.П. Меркулова. М.: ИФРАН, 1996. - С. 6-22.

122. Молдовану И.В. Культурологические модели «регуляции» функции дыхания и некоторые перспективы психосоматики // Телесность человека: междисциплинарные исследования : Сб. ст. / Отв. ред. В. В. Николаева, П. Д. Тищенко. М: ФОСССР, 1991. - 159 с.

123. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука, 1984. - 319 с.

124. Мосс М. Техники тела // Человек. 1993. - № 2. - С. 64-79.

125. Наследственность человека и окружающая среда Сб. ст. / Под ред. Ю.П. Алухова. М.: Наука, 1984. - 202 с.

126. Немов P.C. Общие основы психологии // Психология. В трех книгах. Книга 1.-М.: Владос, 2001.-688 с.

127. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ф.Ницше Сочинения в 2 томах. Т.2. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. С. 241-408.

128. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1990. - С. 17-93.

129. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2 / Сост., ред. изд., вступит, ст. и примеч. К.А.Свасьяна; Пер. с нем. М.: Мысль, 1996.-С. 5-237.

130. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии.-М.: ИФРАН, 2001.- 142 с.

131. ОдумЮ. Экология.-М.: Мир, 1986.-328 с.

132. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.

133. Оконская И.Б. История и биология. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1993.

134. Орлов В.В. К понятию человеческой природы // Философские проблемы пограничных проблем. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, - 1968.

135. Орлов В.В. Краснов Г.С. О природе человеческой биологии // Философия пограничных проблем. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1970. - С. 160-183.

136. Орлов В.В. О логике соотношения высших и низших ступеней развития материи // Философия пограничных проблем. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1967.-С. 5-83.

137. Паламарчук Е.А. Тендерные отношения в Третьем рейхе. Ростов-на-Дону: Эверест, 2003. - 95 с.

138. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. СПб., - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 383 с.

139. Панов E.H. Знаки, символы, языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей. М.: КМК, 2005. - 496 с.

140. Петрова Е.В. Некоторые генетические и биологические аспекты проблемы адаптации человека к изменяющейся среде // Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности. М.: КАНОН+, 2005. - 352 с.

141. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. СПб.: Питер, 2004. - 160 с.

142. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека: (Философия религии). -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. 225с.

143. Пинкер С. Язык как инстинкт. М: URSS, 2004. - 442 с.

144. Платон Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Пер. с древнегреч. Под общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф. Асмуса. -М.: Мысль, Т.2. -М., 1993. С. 81-134.

145. Платон. Кратил / Платон. Сочинения в 3-х т. Пер. с древнегреч. Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса. Т. 3. Ч. 1. Ред. В.Ф.Асмус. Т.1. М., 1968. - С. 413-494.

146. Платон. Тимей // Платон. Соч.: В 3-х т. Пер. с древнегреч. Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса. Т. 3. Ч. 1. Ред. В.Ф.Асмус. М.: Мысль, 1971. - С. 455-541.

147. Платонов Г.В. Дарвин, дарвинизм и философия. М.: Политиздат, 1959. -430 с.

148. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М.: Росспэн, 2004. - 368 с.

149. Плеханова Т.Ф. Текст как диалог: Монография. Мн.: МГЛУ, 2002. 253 с.

150. Плотников В.И. Социально-биологическая проблема. Свердловск: Изд-во «Уральский рабочий», 1975. - 190 с.

151. Поляков Л.Е. Цена воины. Демографический аспект. М.: Финансы и статистика, 1985. - 136 с.

152. Поляков Ю.А. Исторические корни экологических проблем // Историческая экология и историческая демография. Сборник науч. статей. -М.: РОССПЭН, 2003.-384 с.

153. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихоло-гии). М.: Мысль, 1974. - 487 с.

154. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. -656 с.

155. Пропп M.B. Homo naturalis: Кто мы? Зачем мы? Куда идем? М.: Лабиринт, 2003.-320 с.

156. Пырин А.Г. Природная среда (социально-философский анализ) М., 2004. -164 с.

157. Рассел Б. Брак и мораль / Пер. Ю.В. Дубровина. М.: Крафт+, 2004. - 272 с.

158. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб, - М.: «Университетская книга», 1997.-380 с.

159. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии М.: ИКЦ Академкнига, 2005. - 518 с.

160. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век. Антология. М.: Юристъ, 1995. - С. 73-74.

161. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза Учебное пособие для университетов. 2-е изд. доп. - М.: Высшая школа, 1977. - 263 с.

162. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. M., -Воронеж: Изд-во НПО, 2003. - 304 с.

163. Рьюз М. Философия биологии. -M.: Прогресс, 1977.-319 с.

164. Рябцева Н.К. Язык и естественный интеллект. М.: Академия, 2005. - 640 с.

165. Свасьян К.А. Философия культуры Э.Кассирера (Истоки, своеобразие критика) // Вопросы философии. 1984. - №9. - С. 95-103.

166. Северцов А.Н. Эволюция и психика // Психологический журнал, 1982, № 4. -С. 149-159.

167. Сейдгазов М.К. Фаллос как член общества. СПб.: Арка, 2004. - 320 с.

168. Семенов Ю.И. Возникновение человеческого общества. Красноярск, 1962. -671 с.

169. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. M.: Мысль, 1989.-318 с.

170. Сенявский A.C. Российская урбанизация: экологические последствия и их влияние демографические процессы // Историческая экология и историческая демография. Сборник науч. статей. М.: РОССПЭН, 2003. - 384 с.

171. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ACADEMIA, 2000. - 275 с.

172. Слобин Д. Психолингвистика // Пер. с англ. E.H. Негневицкой. M.: URSS, 2006.-352 с.

173. Смит Дж. Эволюция полового размножения // Пер. с англ. А.Д. Базыкина. -М.: Мир, 1981.-271 с.

174. Соколов П.В. Война и людские ресурсы. М.: Воениздат, 1961. - 189 с.

175. Соловьев B.C. Смысл любви // В.С.Соловьев. Избранные произведения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.

176. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966. 247 с.

177. Солсо P.JI. Когнитивная психология /Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. - 600 с.

178. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

179. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. // Пер. с англ. под редакцией Я. А. Рубакина Том 1, М.: Голос, 1992. - 560 с.

180. Степанова И.Н. Философско-антропологические основы стратегий образования и воспитания. Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2003. - 308 с.

181. Степановских A.C. Экология. М., Курган: ИПП Зауралье, 1997. - 464 с.

182. Тарасов К.Е., Черненко E.H. Социальная детерминированность биологии человека. М: Мысль, 1979. - 365 с.

183. Тиганов A.C. Патология психического развития // http/www.koob.ru.

184. Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1985. - 192 с.

185. Тих H.H. Предыстория общества: (Сравн.-психол. иссл-е). JL: Изд-во Jle-нингр. ун-та, 1970. - 311 с.

186. Тищенко П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий М.: ИФРАН, 2001. - 177 с.

187. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1965. - 623 с.

188. Тэннэхилл Р. Секс в истории / Пер. с англ. А.И. Блейз. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.-398 с.

189. Уайт Д. Эрос оскверненный М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.-207 с.

190. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. - 270 с.

191. Уотсон Д.Б. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. ПЛ.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. - С. 34-44.

192. Фабри К.А. Основы зоопсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 276 с.

193. Фейербах JI. Основные положения философии будущего религии // Фейербах JI. Избранные философские произведения. T. Ï. М.: Политиздат, 1955. - С. 134-204.

194. Фейербах JI. Фрагменты к характеристике моей философской биографии // Фейербах JI. Избранные философские произведения. Т. 1. М.: Политиздат, 1955.-С. 239-268.

195. Фейербах Л. Эвдемонизм // Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. М.: Политиздат, 1955. - С. 578-641.

196. Филиппов А.Ф. Философская антропология //Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 815 с.

197. Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособие для вузов по филос. спец. и филос. направлению / Под ред. М.С Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской.- СПб.: Лань, 1998. 448 с.

198. Философская антрополгия: Учебное пособие / Под ред. С.А.Лебедева. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 423 с.

199. Фирсов Л. А. По следам Маугли // Язык в океане языков. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. С. 44-59.

200. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М.: Московский рабочий, 1990. -176 с.

201. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному СПб., -М.: Университетская книга ACT, 1997. - 319 с.

202. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. // Избранное. Книга 1. -М.: Московский рабочий, 1990. 160 с.

203. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 253 с.

204. Фрейд З.Я и Оно // Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб.произведений / Сост., науч.ред., авт.вступ.ст. М.Г.Ярошевского. М.: Просвещение, 1990. - С. 425-439.

205. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки: проблемы, дискуссии, обобщения. 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1983.-350 с.

206. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.-559 с.

207. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. -447 с.

208. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. П.С.Гуревича. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - 256 с.

209. Фромм Э. Вклад Маркса в познание человека // Э.Фромм. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - С.344-357.

210. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. Гл.6. Свобода, детерминизм, альтернативность // Философские науки. 1990. - № 8. -С.85-95.

211. Фромм Э. Здоровое общество // Э.Фромм. Мужчины и женщины. М.: ОАО ACT, 1998.-512 с.

212. Фромм Э. Человек для самого себя // Э.Фромм. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.-415 с.

213. Фромм Э. Человек для себя. Пер.с англ. и послесл. Л.А.Чернышовой -Минск: Коллегиум, 1992. 253 с.

214. Фуко М. Тело // Психосоматика. Мн: Харвест, 2003. - С. 212-257.

215. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М.: ООО Изд-во ACT, 2004. - 349 с.

216. Хаджиолова И. Воздействие стрессовых факторов на работающих разного возраста и пола // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья / Под ред. Эль-Батави М.А., Купера К.Л.- Женева: ВОЗ, 1989. 224 с.

217. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии.-М.: Мир, 1975.-855 с.

218. Михаил Бахтин: pro et contra: Творчество и наследие М.М. Бахтина в контексте мировой культуры: Антология. Т.2 / Сост. и коммент. Исупова К.Г. СПб.: РХГИ, 2002.-711 с.

219. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Танкер Дж., Барникот Н. Биология человека. -М.: Мир, 1979.-611 с.

220. Хен Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой «породы» // Вопросы философии. -2006. -№ 5. С. 123-136.

221. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI XVIII вв. - М.: Юрид. лит., 1991.- 108 с.

222. Чарльз Э. Экология животных М., - Д.: Гос. изд-во биол. и мед. лит., 1934. -84 с.

223. Черников В.Г. Гегелевское понимание «граница» и диалектика пространственного развития общества //Вестник Московского университета. 1983. - № 5. -С. 48-57.

224. Шалютин Б.С. Душа и тело. Курган: Изд-во Кург.ун-та, 1997. - 230 с.

225. Шалютин Б.С. Природа субъективной реальности //Человек, индивид, общество: сущность и ценности: Сб.науч.тр. Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2000. - С. 68-76.

226. Шалютин Б.С. Становление свободы: от природного к социокультурному бытию. Курган: Изд-во «Зауралье», 2002. - 88 с.

227. Шамне H.JI. Пространство языка и коммуникативные барьеры // Материалы третьей Международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» В 2 т. Т.2. Волгоград: ПРИНТ, 2004. - С. 129-133.

228. Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции (теория стабилизирующего отбора) -М. Л.: АН СССР, 1946. - 386 с.

229. Шовен Р. Поведение животных. М.: Мир, 1972. - 487 с.

230. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви / Избранные произведения. -М.: Просвещение, 1993.-476 с.

231. Экология человека и культура: Учебник для вузов. СПб.: Химиздат, 2000. - 383 с.

232. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Маркс, Ф.Энгельс Сочинения. Т.21. -М.: Госполитиздат, 1961. С. 23-178.

233. Этинген JI.E. Мужские половые органы // Человек. 2004. № 2. С. 176-186.

234. Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая; Отв. ред.: А.К.Байбурин, И.С.Кон. -СПб.: Наука, 1991.-320 с.

235. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. Учебное пособие для биологических М.: Высшая школа, 1998. - 335 с.

236. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975.-С. 193-230.

237. Яковлев Н.Н. Живое и среда. Л.: Наука, 1986. - 175 с.

238. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. - 463 с.

239. Bern. S. The Lenses of Gender. Yale University Press, 1984.

240. Cosmides L., Tooby J. Evolutionary psychology // http: // www.psych.ucsb.edu /research/cep/primer.htm.

241. MacKinnon J. The ape within Us. NewYork, 1978.

242. Maslow A. The Farther Reaches of Human Nature. The Journal of Transpersonal Psychology, 1969.

243. Wilson E.O. On Human Nature. Cambridge (Mass.) L, 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.