Государственно-правовые взгляды Мишеля Фуко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Доровских, Владимир Иванович

  • Доровских, Владимир Иванович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 142
Доровских, Владимир Иванович. Государственно-правовые взгляды Мишеля Фуко: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Ростов-на-Дону. 2009. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Доровских, Владимир Иванович

Введение

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ М. ФУКО

§ 1. Формирование государственно-правовых идей М. Фуко.

§ 2. Дискурсивная методология познания государственно-правовых явлений и процессов.

§ 3. Концептуальные аспекты правового и политического мышления М. Фуко .:.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ И ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ДИСКУРС М. ФУКО

§ 1. Понятие «микрофизики» государственных и публично-правовых отношений в учении М. Фуко.

§ 2. Историко-правовой анализ М. Фуко дискурсов властного господства и юридической рациональности.

§ 3. Критическая теория современного универсалистского типа юридической рациональности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-правовые взгляды Мишеля Фуко»

Актуальность темы диссертационного исследования. М. Фуко является одним из ведущих и широко известных философов и методологов XX века. В его фундаментальных работах, посвященных становлению и развитию властных отношений, форм юридической рациональности, юридических учреждений и практик государственного управления, формулируются основные теоретико-методологические стратегии и положения, которые легли в основу многих современных теорий и доктрин. В свою очередь, концепция власти и государственно-властных отношений, сформулированная французским мыслителем, открыла новый эвристический потенциал в познании публично-правовых институтов, форм государственно-правовых режимов, способов легитимации власти, юридических учреждений, правотворческих новелл, логики развития политических и юридических процессов и т.п. Сегодня практически ни одно теоретико-правовое и историко-политическое исследование не свободно от теоретико-методологических и исторических положений и разработок этого исследователя.

Стремление современной юридической науки к методологическому обновлению правопонимания, поиск адекватной методологии познания права может в полной мере опираться на концептуальные и методологические новации философско-правовой и государствоведческой теории М. Фуко. В плане поиска работающих в рамках российских историко-культурных условий теоретических схем и методов познания права явный интерес вызывают концепции, предлагающие максимально широкую, интегрированную трактовку власти вообще, и государственной власти в частности, форм и типов политической рациональности и технологий правового регулирования общественного развития.

В своих научных изысканиях французский исследователь обращается к истокам формирования юридических, политических явлений, к скрытой логике их развития. Дискурсивный метод М. Фуко предлагает набор теоретических инструментариев реконструкции и анализа властно-правовых и иных, связанных с ними, практик, в которые вовлечены представители определенного социума. Эти практики - политические, юридические, экономические, информационные, интеллектуально-волевые, духовно-нравственные - задают фон, условия, возможности понимания-различных высказываний, действий, публичных актов, доктрин и событий.

Теоретико-методологическое наследие М. Фуко имеет существенное значение для. всего корпуса гуманитарных наук, общей теории государства и права в частности; а сформированный познавательный инструментарий и дискурсивная стратегия реконструкции формирования' и развития тех или иных государственно-правовых явлений и процессов являются теоретически значимым материалом обогащения юридических исследований* в контексте понимания эпистемологической логики развития отечественного государства и права, специфики политико-правового взаимодействия в системе личность -общество — государство. В рамках своей критической теории современного государства французский мыслитель формулирует ряд положений, позволяющих наиболее-адекватно представить направления развития настоящих типов правопонимания, форм юридической рационализации обычно-правовых практик взаимодействия, перспектив трансформации юридических и политических учреждений.

Выбор темы обусловлен тем, что диссертационная работа является первым комплексным, логически завершенным монографическим исследованием, посвященным исследованию теоретико-методологических позиций и государственно-правовых взглядов М. Фуко и определению их значения для российской юридической науки, истории политических и правовых учений, теории права и государства. Впервые в историко-правовой науке представлено системное изучение аспектов правопонимания французского мыслителя, его взгляды на проблемы государства, права, власти и политики. В работе тщательно изучены теоретические и методологические основы теории власти и государственно-властных отношений, методологии исследования юридических и политических феноменов, особое внимание уделено критической теории современного либерально-демократического дискурса, поддерживаемого им типа юридической и политической рациональности, а также критике «индивидуализма» и идеи гражданского общества.

Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость объективного исследования теоретико-методологических и государственно-правовых взглядов М. Фуко.

Степень научной разработанности проблемы. В последнее время количество публикаций, посвященных философско-правовой концепции М. Фуко, его теоретико-методологической позиции, анализу политико-правовых взглядов, постоянно увеличивается. Интерес к работам французского исследователя вызван, с одной стороны, недавним крупномасштабным проектом, связанным с публикацией на русском языке его основных работ, публичных лекций и выступлений, с другой, - сравнительно длительным влиянием методологических и теоретических схем познания и анализа гуманитарных проблем, сформулированных М. Фуко, на развитие современной юридической науки за рубежом и в России.

В настоящей юридической литературе довольно часто стали выходить аналитические статьи, посвященные фукианской концепции власти, государства, истории права и т.д. Основные положения философско-правовой доктрины Фуко используются в рамках теории государства и права, философии и социологии права, юридической антропологии и герменевтики. Однако следует констатировать, что наследие французского мыслителя, которого часто называют философом и методологом XX века, выдающимся критиком государства благосостояния и идеи гражданского общества, в российской юридической науке исследовано крайне мало. Кроме того, в научной литературе, в рамках дисциплины истории политических и правовых учений, данная> фигура либо вообще игнорируется, либо отражается весьма скупая информация о теоретико-методологических разработках Фуко и их значении для развития правового знания.

К концептуальным исследованиям трудов М. Фуко можно отнести работы таких зарубежных исследователей, как Д. Антисери, В. Декомб, Р. Кас-тель, Д. Реале, А. Фонтан, Ф. Эвальд, Д. Эрибон и др. Среди отечественных исследователей, рассматривающих творческую эволюцию и наследие французского мыслителя, особенно следует выделить работы Н.С. Автономовой, Ю.Д. Артамоновой, В.А. Подорога, В.М. Розина, C.B. Табачниковой и др.

Использование теоретико-методологических положений и государственно-правовых взглядов М. Фуко в юридической науке предпринимается следующими современными авторами: В.А. Бачининым, П.В. Векленко, И.А. Исаевым, А.Ю. Мамычевым, А.Ю. Мордовцевым, A.B. Поляковым, В.П. Сальниковым, Л.И. Честновым, С.О. Шаляпиным и др.

Следует также выделить работы зарубежных и отечественных исследователей, анализирующие отдельные аспекты философско-правовой и политической доктрины М. Фуко, в содержании которых рассматриваются взгляды французского методолога на власть, государство, право, отдельные юридические и политические учреждения. К таковым авторам следует отнести: А. Бибикова, П. Бурдье, Д. Кола, Ж. Делеза, Ю. Хабермаса, В. Визгина, А. Маркова, А.П. Огурцова, Е.А. Самарскую, О. Хархордина и др.

Политический анализ теории государства благосостояния и идеи гражданского общества, а также критика индивидуалистической системы правовых ценностей правовой политики в наиболее полном варианте представлены в трудах таких исследователей, как: П. Андро, Э. Арато, Д. Делель, Дж. Коэн, А. Негри, М. Хардт и др.

В контексте соотношения государственно-правовых взглядов М. Фуко с различными современными государственно-правовыми доктринами, а также определения их места и значения в истории политических и правовых учений оказали существенное значение разработки таких авторов, как: Н.М. Золотухина, И.А. Исаев, О.Э. Лейст, О.В. Мартышин, А.Ю. Мордовцев, А.И. Овчинников и др.

Объектом диссертационного исследования-выступают государственно-правовые взгляды М. Фуко, а предметом — теоретико-методологические, аксиологические и концептуальные основания правового мышления М. Фуко в контексте сформулированной им дискурсивной стратегии исследования юридической рациональности и философии права.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в теоретическом анализе наиболее значимых для юридической науки методологических и философско-правовых взглядов М. Фуко, оказавших влияние на теорию дискурсивной юридической рациональности.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи: рассмотреть формирование философско-правовых идей М. Фуко; проанализировать дискурсивную методологию государственно-правовых явлений и процессов, разработанную французским методологом; представить анализ концептуальных и парадигмальных аспектов правового и политического мышления М. Фуко;

- дать интерпретацию и значение «микрофизики» государственных и властных отношений в учении французского мыслителя;

- исследовать специфику историко-правового анализа М. Фуко дискурсов властного господства, политической и юридической рациональности;

- проследить развитие и содержание критической теории М. Фуко современного универсалистского типа юридической и политической рациональности.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования представлена теоретическими и концептуальными наработками и принципами общей теории государства и права, историей политических и правовых учений, философии и социологии права, а также юридической антропологии и герменевтики. Предмет, цель и задачи исследования определили его методологическую основу, которая обеспечивается сочетанием всеобщих, общенаучных (диалектического, логического и системно-структурного, функционального анализа) и специальных методов (сравнительно-правового, историко-правового и др.).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: определены этапы творчества и эволюция концептуально-теоретических и методологических взглядов и позиций М. Фуко, определена значимость его теоретических положений для развития юридической науки; сформулирована дискурсивная стратегия исследования социальных, политических и юридических феноменов в контексте их социокультурной т интеллектуально-волевой обусловленности; выделены концептуально-парадигмальные аспекты государственно-правового мышления М. Фуко, определены основные положения его фило-софско-правовой доктрины; с помощью системного подхода дан анализ фукианской теории власти и государственно-властных отношений, определен методологический ин струментарий их исследования в рамках конкретной юридической и социальной организации; обобщен методологический аппарат историко-правовых исследований М. Фуко дискурсов властно-правового господства, политической и юридической рациональности, на основании которых выделены им преемственно развивающиеся типы государственно-правовых режимов; систематизированы и проанализированы практические положения М. Фуко, связанные с критикой современной либерально-демократической доктрины государства и идеи гражданского общества, предложены концептуальные границы использования его идей в современном государственно-правовом строительстве России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Философско-правовая доктрина Мишеля Фуко является одной из глубоких и оригинальных политико-правовых учений XX века, в содержании которой формулируются теоретико-методологические и историко-правовые положения, значимые для обновления и развития юридической науки. Исследовательская стратегия французского мыслителя может быть отнесена к особому направлению цивилизационного подхода к праву и государству, к анализу различных правовых и социально-политических феноменов (власти, права, управления, наказания). В свою очередь, творческое развитие фукиан-ской мысли следует подразделить на три основных этапа: археологический, генеалогический и этико-правовой.

2. Мишель Фуко продолжает методологическую традицию социологической и антропологической школ права, базирующихся на широком пра-вопонимании, анализируя события и процессы политико-правовой действительности в контексте обычно-правовой культуры. В качестве методологического инструментария, позволяющего реконструировать формы и способы упорядочивания государственно-правовой реальности, схематизации и типо-логизации явлений и процессов правовой жизни общества, определения ценности (значения) правовой активности субъекта Фуко, используется концепт «дискурс». Дискурс представляет социокультурный и интеллектуально-волевой фон, опосредующий правовую и политическую жизнь общества, влияющий на формирование конкретных государственно-правовых институтов и логики развития публично-правовых отношений в обществе.

3. В философско-правовой доктрине М. Фуко концепт «дискурс» имеет два методологических значения: а) публичный дискурс, выражающий официально декларируемые идеи, содержание которого культивируется и контролируется в социально-правовой практике и государственно-правовой мыследеятельности, закрепляется в действующем законодательстве, официальных политических доктринах и концепциях; б) скрытый дискурс, отражающий реальное состояние дел, обычно-правовой фон взаимодействия субъектов, а также скрытые властные стратегии субъектов политического процесса, реконструкцией и анализом которого должен занимается исследователь.

4. В государственно-правовых взглядах французского исследователя центральное значение имеет понятие «государственная рациональность», которая выступает в качестве широкой категории и содержательно выражается в доминирующих типах юридической, политической и социальной рациональности. Данные виды рациональности в фукианской доктрине являются историческим (эпистемологическим) явлением, каждый раз формируя специфические проблемные области познания, самого познающего субъекта и его статус в юридической науке и практике. С точки зрения Фуко,, правовое мышление и юридическая практика не только взаимообусловливают друг. друга, но и «совместно» формируют определенные типы юридической и политической рациональности, корпус проблематик, которые сами по себе свя-, I заны с политико-правовой традицией конкретного общества. *

5. Мишель Фуко разработал интегративную теорию государственной власти, которая является одной из востребованных в современных политиче-^ ских и правовых учениях и противопоставляется формально-юридической модели власти, где ее сущность раскрывается посредством действия юридически оформленных субъектно-объектных отношений. Правообязанности власти в фукианской доктрине не являются ни привилегиями, ни достоянием, а совокупным взаимодействием стратегических позиций. В свою очередь, публично-правовые отношения представляют множественность форм и технологий, которые определяют характер и содержание политико-правового взаимодействия в обществе, между отдельными индивидами, их группами и институтами.1 При этом публично-правовые отношения в конкретном обществе следует анализировать в четырех взаимосвязанных измерениях: антропологическом — национальные образы и стиль властно-правового мышления субъектов; аксиологическом - ценностная структура конкретного общества и ■ места в ней феномена власти; институционально-нормативном — формы, технологии, способы- осуществления власти и их нормативное регламентирование; обычно-правовом — реализация властных отношений, реально разворачивающихся в повседневной практике субъектов политико-правового и социального взаимодействия:

6. Фуко критически оценивает традиционный формально-юридический подход, в контексте которого уделяется внимание лишь позитивным феноменам правовой жизни. Поэтому, в своих историко-правовых исследованиях он осуществляет анализ с позиции негативных структур, т.е. того, что не признается, не вписывается в доминирующий тип правового мышления, что позволяет ему определить социально конструируемые границы социально-правового порядка, а также исторические изменения в системе юридического и политического мышления нации.

7. Новизна государственно-правового мышления Фуко , состоит в г предпринятом им анализе государственно-правовых режимов, в рассмотрении их в контексте взаимодействия знания и власти. Именно данная теоретическая модель позволяет более адекватно идентифицировать используемые формы, методы, способы и технологии осуществления государственной власти, специфику тех или иных типов публично-правовых отношений, а также систему знания, на которых они основываются и развиваются. Французский мыслитель выделяет три основных государственно-правовых режима, которые преемственно развивались в западноевропейском политико-правовом дискурсе: пасторский, дисциплинарный и биополитический.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы, результаты и выводы диссертационной работы углубляют и расширяют знания о творчестве, методологии и государственно-правовых взглядах М. Фуко, их значении для теории государства и права, историко-правовой мысли, философии права. Положения и выводы настоящей диссертации призваны восполнить заметный пробел в науке истории политических и правовых учений, в исследовании государственно-правовых феноменов французского философа и методолога XX века.

Многие методологические обобщения и теоретические выводы способствуют адекватному исследованию современных событий и процессов, протекающих в правовой жизни российского общества. Представленный методологический аппарат позволяет концептуально определить перспективы развития либерально-демократической доктрины и концепции государства благосостояния в государственно-правовом строительстве России.

Содержание диссертационного исследования и его положения могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории политических и правовых учений, теории государства и права, философии и социологии права, юридической антропологии и герменевтики, а также использованы при-чтении лекционных курсов по этим дисциплинам, ведении семинарских занятий и спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертации отражены в публикациях автора общим объемом 3,9 п.л., выносились в докладах на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, «круглых столах». Содержание диссертации апробировалось на заседаниях кафедры теории и истории государства и права ФГОУ ВПО «Ростовский юридический институт МВД России».

Структура диссертации. Поставленная проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования предопределили логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Доровских, Владимир Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мишель Фуко — одна из центральных фигур интеллектуального наследия XX века. Тем не менее, в современных исследованиях, посвященных истории политико-правовых учений и доктрин, теории государства и права, уделяется достаточно мало внимания методологическим и историко-правовым работам французского исследователя. В тоже время, выше аргументировалась высокая теоретико-практическая значимость методологической системы М. Фуко для развития юридической науки.

Дело в том, что общая теоретико-методологическая направленность французского исследователя состоит в стремлении выявить условия формирования и существования (осуществления) различных социально-правовых и политических феноменов (власти, права, управления, наказания), содержание которых трансформируется и преемственно воспроизводится как во времени, так и в пространстве. Все это, несомненно, продолжает развитие социологической и антропологической школ права, формирует необходимую базу для адекватного анализа современных юридических и политических процессов в той или иной культурцивилизационной среде.

Причем, дискурсивная методология, разработанная М. Фуко, имеет существенное значение для развития всего корпуса юридической науки, представляя инструментарий, описывающий взаимосвязь и взаимодействие правового сознания субъектов, отражение в нем различных юридических явлений и процессов, правовых идей и символов, с реальной практикой и действующими моделями социально-правовой активности субъектов. Кроме того, дискурс позволяет отразить не только связь сознания и мышления субъектов правовой действительности с непосредственной практикой, но и их обусловленность доминирующими типами и методологическими схемами осмысления права, государства, власти, а также об их эпистемологической смене и преемственности.

Следует отметить и новаторский характер предпринятого им анализа государственно-правовых режимов, которые он анализирует в контексте взаимодействия знания («аналитического пространства») и власти («пространства властных отношений»). Именно данная теоретическая система координат позволяет выделить Фуко не только используемые формы, методы, способы и технологии осуществления государственной власти, специфику тех или иных типов публично-властных отношений, взаимодействия права и власти; но и систему знания, на которых они основываются и развиваются, которая стабилизирует (обосновывая их очевидность и непререкаемость) функционирующие в обществе властные отношения и институты.

Кроме того, по мнению многих современных исследователей, если К. Маркс был «непревзойденным критиком гражданского общества в XIX столетии, то в XX этот титул заслуженно унаследовал Мишель Фуко», поэтому «ни одна теория гражданского общества не может игнорировать идей Фуко, если не хочет выродиться в пустую апологию»163. Значимы и положения французского мыслителя, связанные с критикой либерально-демократической формы правления, которую он трактует в качестве современной, универсальной технологии господства.

Этими положениями во многом обусловливается выбор темы диссертационного исследования, его предмет и цель, а также определяются выводы, полученные в ходе проведения данного исследования:

1. Историко-правовой анализ современных социально-правовых и политических практик взаимодействия, их содержательная интерпретация означает, по Фуко, рассмотрение их с помощью исторического материала, на котором они возникли и развивались. При этом исследование властно-правовых практик основывается на том, что наше понимание и интерпретация юридико-политических событий и процессов, существующей структурной организации основывается на серии их предшествующих трансформаций. В тоже время, прошлый государственно-правовой опыт не воспроизводится (копируется) в настоящем, но действующая государственно-правовая организация развивается и порождает инновации с использованием наследия прошлого.

2. Правовое мышление и юридическая практика не только взаимообусловливают друг друга, но и «совместно» формируют определенные типы юридической и политической рациональности, корпус проблематик, которые сами по себе связаны с политико-правовой традицией конкретного общества. При этом каждая эпоха и культурцивилизационное пространство формируют определенную «волю к истинному», т.е. определенные формы и способы, благодаря которым политическое и юридическое знание используется в обществе, наделяется значимостью и распределяется. Причем, эта «воля к истине» опирается на «институциональную поддержку и распределение», имеет тенденцию оказывать на другие дискурсы (иные формы познания и юридико-политическое мышление) давление и принудительное действие.

3. С позиции Фуко для реконструкции целостности и логики правового и политического мышления определенной эпохи необходим анализ практик, которые в данном обществе воспринимаются в качестве девиантных, опасных, криминогенных и проч. Поэтому Фуко описывает систему юридико-политического мышления не в традиционных теоретико-методологических координатах, в контексте которых уделяется внимание лишь позитивным феноменам правовой жизни, а с позиции негативных структур - того, что не признается, не вписывается в доминирующий тип правового мышления. Это позволяет французскому исследователю определить социально конструируемые границы общественного (политического и правового) порядка, а также исторические изменения в системе юридического и политического мышления нации.

4. М. Фуко придерживался широкого типа правопонимания, поскольку в своих работах главный акцент уделял метаюридическим («экстраюридическим») факторам, обусловливающим развитие правового мышления и правовой культуры общества, эволюцию тех или иных юридических учреждений. Кроме того, в ряде своих работ он осуществляет критику позитивистской методологии познания права и юридического процесса. С целью обновления юридического и политического знания он предлагает отвлечься от доминирующего способа рационального обоснования права, государства, власти и проанализировать позитивистский тип юридической рациональности «со стороны», проблематизировать условия его появления, формы развития, практики доминирования над другими способами политико-правовой мысле-деятельности субъектов.

5. Современная политическая и юридическая рациональность западных обществ развивает такие отношения между человеком и государством, при котором индивидуальное «интересует» государство лишь в той мере, в какой оно хоть что-то может сделать ради его могущества. При этом государство должно заботиться о своих гражданах, их организациях только в той мере, в какой они являются «полезными» для стабильности и силы государства. Поэтому, с точки зрения Фуко, концепция «государства благосостояния» выступает современной формой властно-правового господства, управляющей индивидуальной свободой и универсализирующей способы массового восприятия политико-правовых феноменов.

6. С точки зрения французского мыслителя, либерально-демократическая концепция легитимирует властные технологии индивидуализации и социально-политические процедуры тотального контроля, при которых дисциплина тела и регуляция населения, их интересов и потребностей составляют два полюса, между которыми происходит организация власти над жизнью. При этом практика юридико-политической регламентации направлена не просто на то, чтобы гарантировать некие предварительно признанные, данные априорно естественно-правовые свободы, но на то, чтобы «потреблять свободу и, следовательно, ее производить, а также организовывать», т.е. формируют практики правления, организующие и управляющие свободой индивидов.

7. Фуко негативно относится к современным идеологическим понятиям, таким как «демократия», «гражданское общество», «государство благосостояния». Он утверждает, что они не применимы к характеристикам современной политико-правовой действительности, выступают в качестве публичных симуляций, идеологических клише (публичный дискурс), расходящихся с реальной практикой властно-правовых отношений в обществе (скрытый дискурс). При этом теория договора создает «публичную иллюзию», что власть может быть зримой, локализованной и ограниченной рамками политического государства, пределы которого точно определены правами юридического субъекта.

8. Французский исследователь доказывает, что современная реализация концепции государства благосостояния и гражданского общества формирует тенденцию, при которой социальная и политическая власть никоим образом не противоречит государственной власти, не является альтернативным «полюсом» в государственно-правовой организации. В свою очередь, различные виды власти усиливают функционирование друг друга, обеспечивают тотальный и эффективный контроль за индивидом, институционализируя в публично-правовом и обыденно-правовом взаимодействии жесткие принудительные техники, служившие противовесом социальной свободе индивида.

Малоразработанность рассматриваемых в диссертации проблем, очевидная неоднозначность их решений, а также естественные для работ подобного рода ограничения по объему привели к тому, что многие вопросы остались открытыми для дальнейших исследований.

В качестве основных и ближайших перспектив дальнейшего рассмотрения поставленных в диссертации вопросов и использования полученных результатов можно выделить следующие:

- следует проанализировать более подробно влияние различных политико-правовых школ и доктрин на формирование и эволюцию государственно-правовых взглядов и методологических позиций М. Фуко;

- необходимо углубить исследование герменевтической составляющей в философско-методологическом анализе юридико-политических феноменов, социально-правовой активности субъектов, осуществленного М. Фуко в поздний творческий период;

- в отдельной разработке нуждается анализ последних работ, в которых наметился этико-правовой подход к исследованию проблематики общественной организации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Доровских, Владимир Иванович, 2009 год

1. Автономова Н.С. Фуко Мишель Поль // Современная западная философия. М., 1991.

2. Алексеева Т. А. Джон Роулс и его теория справедливости // Вопросы философии. 1994. № 10.

3. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000.

4. Баранов В.М., Баранов П.П. Общая теория права (Опыт тематической библиографии). Ростов н/Д, 1997.

5. Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.

6. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993.

7. Баранов П.П. Философия права в России: традиционалистские основания или модернистская трансформация // Философия права в условиях глобализации. Ростов н/Д, 2002.

8. Баранов П.П. Философия права: наука и учебная дисциплина // Философия права как учебная и научная дисциплина: Материалы Всероссийской научной конференции. Ростов н/Д, 1999.

9. Баранов П.П., Горшколепов A.A. Верховная власть как идеолопола-гающий элемент государственности // Философия права. 2002. № 1.

10. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: Краткий словарь. СПб, 2000.

11. Бергер П, Лукман Н. Социально конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М, 1995.

12. Берман Г. Дж. Западная традиция "права: эпоха формирования. М.,1994.

13. Бляхер Л.Е. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры // Полис. 2003. № 1.

14. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Российская школа сравнительного права: традиции и инновации // Ученые записки. Сб. научных трудов юридического факультета РГУ. Ростов н/Д, 2002. Вып. 4.

15. Большой юридический словарь / Под ред. А.Е. Сухарева, В.Е. Квут-ских. М., 2001.

16. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

17. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

18. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990.

19. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии. Истории политических и правовых учений. М., 2000;

20. Векленко П.В. Системность и ситуативность правового дискурса // Философия права. 2009. № 1.

21. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

22. Верещагин В.Ю. Русская философия права в контексте глобализации // Философия права в условиях глобализации. Ростов н/Д, 2002.

23. Верещагин В.Ю., Макеев В.В., Понежин М.Ю. Доктрина монархической государственности Л .А. Тихомирова. Ростов н/Д, 2003.

24. Гадамер X. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1991.

25. Грей Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003.

26. Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения. СПб., 2004.

27. Декомб В. Современная французская философия. М., 2000.

28. Захаров H.A. Система русской государственной власти. М., 2002.

29. Ильин И.А. О сущности правосознания. Мюнхен; М., 1993.

30. Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России // Родина и мы: Статьи. Смоленск, 1995.

31. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

32. Исаев И.А. Política Hermetica: скрытые аспекты власти. М., 2003.

33. Исаев И.А. Символизм правовой формы (историческая перспектива) // Правоведение. 2003. № 6.

34. Исаев И.А. Топос и номос: пространство правопорядков. М.,2007.

35. Исаев И.А. Власть и закон в контексте иррационального. М.,2006.

36. История политических и правовых учений / Под ред. проф. О.Э. Лей-ста. М., 2002.

37. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

38. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социологи права. Ростов н/Д,2001.

39. Качанов Ю. Политическая топология: структурирование политической действительности. М., 1995.

40. Ковлер А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.

41. Кожев А. Понятие власти. М., 2006.

42. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993.

43. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1999.

44. Кравченко И.И. Политические и другие ценности // Вопросы философии. 2005. № 2.

45. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998.

46. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и-законности // Государство и право. 1994. № 3.

47. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.

48. Коэн Дж., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.

49. Лейст О.Э. Сущность права: Проблемы теории и философии права. М., 2002.

50. Локк Дж. Сочинения. М., 1988. Т. 3.

51. Лукашева Е.А. Права человека: конфликт культур // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца. М., 2006.

52. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994.

53. Любашиц В .Я., Мордовцев А.Ю. Мамычев А.Ю. Государственная власть: Введение в общую теорию. Ростов н/Д, 2003.

54. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. М.; Ростов н/Д, 2003.

55. Малько A.B. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000.

56. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007.

57. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7.

58. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

59. Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.

60. Мартышин О.В. О ценностях в праве и праве как ценности // Право как ценность: многообразие исторических форм и перспективы развития: Материалы Всероссийской научной конференции. Краснодар, 2004.

61. Мишель Фуко и Россия: Сборник статей / Под ред. О. Хархорди-на. СПб., 2001.

62. Моисеев C.B. Философия права: Курс лекций. Новосибирск,2003.

63. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955.

64. Мордовцев А.Ю. Национальный правовой менталитет. Введение в проблему. Ростов н/Д, 2002.

65. Мордовцев А.Ю., Попов В.В. Российский правовой менталитет. Ростов н/Д, 2007.

66. Морозова JI. А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.

67. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.

68. Нарочницкая H.A. Демократия XXI века: перерождение смыслов и ценностей // Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека / Отв. ред. H.A. Нарочницкая. СПб., 2008.

69. Овчинников А.И. Герменевтическая философия права // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и адъюнктов кафедры государственно-правовых и политико-философских дисциплин. Ростов н/Д, 2005.

70. Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов н/Д, 2002.

71. Овчинников А.И. Парадигмальный анализ научного правового мышления: смена методологических ориентиров // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы: Сборник. М., 2006. Вып. I.

72. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.

73. Огурцов А.П. Научный дискурс: власть и коммуникация (дополнительность двух традиций) // Философские исследования. 1993. № 3.

74. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.5 1997.

75. Патрушев С.В. Власть и народ в России: обновление повседневных практик и варианты универсализации институционального порядка. М., 2003.

76. Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм. М., 1927.

77. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1910. Т. 2.

78. Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть: Очерки современной политической философии запада. М., 1989.

79. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999.

80. Право XX века: идеи и ценности: Сборник обзоров и рефератов. М., 2001.

81. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.

82. Пугачев В.П. Управление свободой. М., 2005.

83. Пушкарев Л.Н. Менталитет русского общества на рубеже XVI -XVII веков (эпоха Смутного времени) // Ментальность в эпохи потрясений и преобразований. М., 2003.

84. Розин В.М. Юридическое мышление (формирование, социокультурный контекст, перспективы развития). Алматы, 2000.

85. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М., 2000.

86. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАН Т.В. Осипова. М., 1999.

87. Самарская Е.А. Генеалогия против истории // Нужно защищатьобщество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс. СПб., 2005.i

88. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.

89. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994.

90. Социальная антропология права современного общества / Под ред. проф. И.Л. Честнова. СПб., 2006.

91. Табачникова C.B. Мишель Фуко: Историк настоящего // Мишель Фуко. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

92. Теория государства и права / Под ред. проф. М.Н. Марченко. М.,1999.

93. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузо-ва и A.B. Малько. М., 2004.

94. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1996.

95. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.

96. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1998.

97. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001, 1999.

98. Тузов H.A. Детерминация правопонимания и связь источников права// Философия права. 2009. № 3.

99. Фромм Э. Здоровое общество. М., 1995.

100. Фуко М. Археология знания. СПб., 2004.

101. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году. СПб., 2007.

102. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности III. Киев; М.,1998.

103. Фуко М. Использование удовольствий. СПб., 2004.

104. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. Ч. 1.

105. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2005. Ч. 2.

106. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2006. Ч. 3.

107. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999.

108. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. СПб., 2005.

109. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

110. Хабермас Ю. Расколотый запад. М., 2008.

111. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.

112. Хархордин О. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб., 2002.

113. Честнова И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002.

114. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2.

115. Чиркин В.Е. Современная модель конституции: прежние и новые приоритеты // Правоведение. 2003. № 2.

116. Шапсугов Д.Ю. Теория права и государства: Учебное пособие по курсу теории права и государства. Ростов н/Д, 2001. Ч. II.

117. Шпак В.Ю. Политика права и правовая политика // Правовая политика: Сб. науч. тр. Ч. I. Теоретико-методологические и доктринальные принципы исследования правовой политики. Таганрог, 2005.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.