Государственно-конфессиональные отношения в современной России: на примере Нижегородской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Гончарук, Алексей Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 121
Оглавление диссертации кандидат наук Гончарук, Алексей Геннадьевич
Оглавление
Введение
3
Глава 1. Этапы зарождения и развития концепции «свободы совести» в
§ 1. Историко-философский анализ формирования концепции «свободы
§ 2. Изменение политико-правовой концепции российского государства в сфере государственно-конфессиональных отношений в постсоветской период
Глава II. Особенности развития государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне (на примере Нижегородской области)
§ 1. Современный религиозный портрет Нижегородской области (зарегистрированные и незарегистрированные религиозные организации и объединения, группы, общества)
§ 2. Специфика развития взаимоотношений окружной, региональной и муниципальной власти с религиозными организациями и объединениями в Нижегородской области
Заключение
Список использованных источников и литературы
историческом процессе мирового государственного строительства
17
совести» в западной правовой культуре
17
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия: Федеральный и региональный уровни2006 год, кандидат политических наук Зверева, Валентина Алексеевна
Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе: Философско-правовой анализ2004 год, доктор философских наук Володина, Нина Витальевна
Государство и координация межконфессиональных отношений в современной России2007 год, кандидат политических наук Степакова, Ирина Владимировна
Государственно-конфессиональные отношения в России: историко-правовой и идеологический аспекты2023 год, кандидат наук Шихер Наталья Дмитриевна
Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели2004 год, кандидат политических наук Мухаметзянова, Регина Массаровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-конфессиональные отношения в современной России: на примере Нижегородской области»
Введение
Актуальность темы исследования. На современном, постсоветском этапе своего развития, Россия подошла к ясному осознанию необходимости формирования и развития концепции государственно-конфессиональных отношений, которая регламентировала бы деятельность государства и религиозных объединений. Важное место в этом процессе занимает проблема совершенствования законодательства в данной сфере. В целях реализации эффективной государственной политики взаимодействия органов государственной власти и религиозных объединений необходима взвешенная, основанная на равенстве религиозных объединений перед законом концепция государственно-конфессиональных отношений в стране.
Российская Федерация, начиная с конца XX столетия, начинает претерпевать значительные изменения во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной и религиозной. Религия постепенно занимает всё более и более важную роль в жизни граждан страны. Государство начинает сталкиваться с новыми вызовами времени и постепенно начинает осознавать, что оно не в состоянии самостоятельно справиться с определёнными проблемами, которые требуют безотлагательного решения для сохранения общества. В частности, научными кругами и духовными лидерами страны уже признано, что в социальной сфере, где дело касается нравственного состояния общества, а также в вопросах реабилитации алко- и наркозависимых людей, церковь справляется в этих сферах с наибольшим успехом. Существуют и другие
пласты современной общественной жизни, в которых церковь, хотя и отделена от государства, плодотворно сотрудничает с последним1.
Все проблемные места и сложные вопросы сотрудничества государства и религиозных объединений нуждаются, прежде всего, в политической воле властей, а также в юридическом регулировании государственно-конфессиональных отношений (изменение законодательства должно происходить как на федеральном, так и региональном уровне, нормативно-правовая база в данной сфере нуждается в приведении к единому «знаменателю» и т. д.).
Выбор диссертантом Нижегородской области в качестве объекта исследования специфики государственно-конфессиональных отношений в регионе не случаен. Нижегородский край издревле славится своим конфессиональным разнообразием. Здесь сильные корни имеют православие и старообрядческая традиция, уже не первое десятилетие отсчитывают различные направления протестантизма. Наиболее всего Нижегородская земля известна русскому человеку как место духовного подвига Святого Серафима Саровского, который приобрёл особое значение для православных верующих после его канонизации в 1903 г. Важное духовное влияние на православных верующих имеет также ряд нижегородских монастырей, среди которых особое место занимает Серафимо-Дивеевский. В соответствии с отчётом Святейшего Синода, в первой половине XX в. в Нижегородской губернии насчитывалось 1310 действующих православных храмов, часовен и молитвенных домов, 26 монастырей2.
1 Основы социальной Концепции Русской православной церкви. - М., 2000; и Социальная позиция протестантских
Церквей России. - М., 2009.
Заволжье, Керженские леса Нижегородского края - родина организованного старообрядчества. На Нижегородской земле родился протопоп Аввакум, здесь в течение столетий сохранялось старообрядческое «древлее благочестие». В начале XX в. в Нижнем Новгороде прошёл ряд важных старообрядческих всероссийских собраний.
Не последнее место в Нижегородском крае традиционно занимает и ислам. Ислам на Нижегородчине имеет давнюю традицию, так как здесь, начиная с X века, проживают башкиры и татары, официально исповедующие ислам3. Стоит отметить, что первый съезд Союза Мусульман России состоялся в 1906 г. именно в Нижнем Новгороде. Здесь же прошёл и третий съезд Организации.
Многочисленны и разнообразны в Нижегородской области религиозные организации протестантского направления. Протестанты в регионе представлены, в основном, четырьмя крупнейшими централизованными религиозными организациями: Российский объединённый союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Российская Церковь христиан веры евангельской, Российский Союз евангельских христиан - баптистов и Волго-Вятское объединение Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Всего по состоянию на 01.10.2011г. в Нижегородской области зарегистрирована 591 религиозная организация4.
Актуальность настоящего исследования также обусловлена необходимостью развития и дальнейшего совершенствования политики государства в сфере государственно-конфессиональных отношений. Это включает в себя
3 Вагапова Ф. Мусульманская община Поволжья: прошлое и настоящее (опыт Нижегородской области) // Общее и особенное в региональной культуре Нижегородского края: Матер, междунар. научн. конф. 16-17 июня 1997 г. Часть
II.-Н. Новгород, 1997.
совершенствование механизма реализации данной политики с учётом многообразия мировоззренческой и конфессиональной палитры современного российского общества.
Степень научной разработанности проблемы. Сфера государственно-конфессиональных отношений приобретает в XXI в. всё большую актуальность. Разрешение религиозных конфликтов, проблемы религиозной нетерпимости и экстремизма, всё чаще становится сферой пристального внимания как западных политических деятелей и представителей научных кругов, так и российских. Концепция свободы совести и вероисповедания со времён Реформации оказалась «движущим локомотивом» для европейских государств на их пути к политическому, экономическому и социальному прогрессу. Изучение заявленной проблематики соответственно должно происходить в пределах взаимопроникновения таких дисциплин как политология, юриспруденция, социология, религиоведение, история, психология и др.
Стоит отметить, что в постперестроечный период российского государства начинает расширяться интерес власти и общества к оптимизации взаимоотношений между государством и религиозными организациями и объединениями. Поиском взаимоприемлемой модели таких отношений в своих работах занимаются Михайлов Г.А., Симонов И.5, Одинцов М.И.6 и др.
Применительно к исследованиям в области свободы совести и вероисповедания можно отметить работы Придворова H.A. и Тихоновой Е.В. «Институт свободы совести и свободы вероисповеданий в праве современной
5 Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. - 1999. - №1. Симонов И.В. Государство и церковь: какими должны быть отношения // Религия и право. - 2001. — №3.
6 Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в России (1985-1997) // Религия и право. - 1999. - №2. Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. - М., 2002.
России»; Пчелинцева А.В. «Свобода религии и права верующих»; сборники «Прикладная конфликтология для журналистов», «Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика», «Основы религиоведческой экспертизы», журнал «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», информационно-аналитический журнал «Религия и право».
Значительную помощь религиоведам, юристам и самим религиозным объединениям оказывают подготовленные Адвокатским бюро «Славянский правовой центр» полное собрание нормативных правовых актов и судебной практики о религиозных объединениях, свободе совести и вероисповедания «Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания.
Религиоведческая экспертиза»7 и первый научно-практический Комментарий к
£
Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» . Также достойно внимания издание Бюро «Защита прав религиозных организаций при проведении проверок» и др.
Стоит отметить значительный труд сотрудников Московского центра Карнеги и Института Европы РАН по составлению трёхтомного издания «Атлас современной религиозной жизни России», вышедшего в 2005 г. Ответственными редакторами сборника явились М. Бурдо и С. Филатов.
Из исследователей, работающих в области религии и права, можно привести Залужного А.Г., Кудрявцева А.И., Пчелинцева А.В., Ряховского В.В., Себенцова А.Е., Симкина Л.С., Смыслову Е.А. и некоторых других.
7 Сост. и общ. ред. A.B. Пчелинцева и В.В. Ряховского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006. - 848 с.
Теоретическими вопросами отношений государства и конфессий в своих работах занимались такие российские исследователи как Васильева О.Ю., Волков В.Н., Красиков A.A., Колодный А.Н., Лопаткин P.A., Митрохин М.П., Мчедлов М.П., Никитина А.Г., Овсиенко Ф.Г., Нуруллаев A.A., Семедов С.А., Трофимчук H.A.9 и др.
К разработке методологии исследования государственно-конфессиональных отношений обращались учёные ГараджаВ.И., Гордиенко Н.С., Клибанов А.И., Кобецкий В.Д., Курочкин П.К., Митрохин JI.H., Мчедлов М.П., Новиков М.П., Пивоваров В.Г., Радугин A.A., Яблоков И.Н. и др.
Среди зарубежных специалистов можно выделить следующих: работы экспертов в сфере свободы вероисповедания Д. Дэвиса, Э. Сьюэлла, которые рассматривали свободу совести и вероисповедания в России через призму международных договоров и международного права, немецкого экономиста и социолога М. Вебера и других.
Авторы, обращавшиеся к рассмотрению отношений государства и конфессий со стороны теоретико-методологической проблематики: Н. Демерафа
9 Волков Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни: дис. ...канд. философ, наук. - М.; 1992. Красиков А.Н. Религиозный фактор в политике // Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоление религиозного и этноконфессионального экстремизма. - Курган, 2000. Митрохин Л.Н. Религия и политика в российской исторической традиции // Религия и политика в посткоммунисшческой России.- М.; 1994. МитрохинЛ.Н. Христианство и политика.M.; 2003. Российская цивилизация / Под общей редакцией МчедловаМ.П. Нуруллаев A.A. Взаимовлияние религии и политики в современной России // Религия в современном обществе: история проблемы, тенденции. Материалы межд. науч.-практ. конф,- Казань, 1998. Трофимчук H.A. Государственно-церковные отношения: сущность понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции,- М.; 1999. Трофимчук H.A. Государственно-церковные отношения: проблемы и пути их решения. Исторический вестник. 2000.
(N.J. Demerath), В. Дюка (V. Dyke), Т. Джелена (T.G. Jelen), Дж. Манза (J. Manza), H. Райта (N. Wright) и других10.
Особое место стоит уделить авторам, исследовавшим особенности развития государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области, среди которых: Гусева Ю.Н., ЕсиповГ.В., ИдрисовИ.Ю., Кузнецов Е.В., ЛандаР.Г., Мухетдинов Д.В., Никольский И.М., Рудаков C.B., Сенюткин С.Б., Сенюткина О.Н., Хайтердинов Д. и др.
Приведённые данные о российских юристах-религиоведах, их научных исследованиях и практических результатах показывают, что религиозное правоведение уже сейчас можно рассматривать как вполне сложившееся самостоятельное научное направление в религиоведении.
Тем не менее, несмотря на наличие широкого круга российских и иностранных специалистов, работающих в области исследования взаимоотношений власти и конфессий, диссертант считает тему развития и выстраивания отношений государства и религиозных объединений в отечественной науке до конца не разработанной.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении специфики государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне на современном этапе их развития (на примере Нижегородской области).
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
10 DemerathNJ. Civil society and civil religion as mutually dependent // Handbook of the Sociology of Religion. Oxford University Press. 2003. P. 348-358. Jelen T.G. and Wilcox C. Religion: The One, The Few and The Many // Religion and Politics in Comparative Perspective. Cambridge University Press. 2002. P. 1-7. Manza J. and Wright N. Religion and Political Behavior // Handbook of the Sociology of Religion. Oxford University Press. 2003. P. 297-315.
1. Раскрыть основные принципы развития и формирования государственно-конфессиональных отношений в современной России (периода после 90-х годов XX века и по настоящее время);
2. Проанализировать правовую ситуацию и выявить существующие пробелы законодательства в реализации государственно-конфессиональной отношений;
3. Выявить специфику окружной (ПФО), региональной и муниципальной конфессиональной политики по отношению к религиозным организациям и объединениям в Нижегородской области;
4. Определить пути и способы оптимизации выстраивания государственно-конфессиональных отношений на региональном и муниципальном уровне в Нижегородской области.
Объект исследования. Объектом исследования является сфера государственно-конфессиональных отношений на современном этапе развития Российской Федерации.
Предмет исследования. Предметом исследования является особенности государственно-конфессиональных отношений региональной и муниципальной власти с религиозными организациями и объединениям в Нижегородской области.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на работах ведущих зарубежных и российских политологов, религиоведов, юристов, философов, социологов, историков и представляет собой применение инструментов структурно-функционального и системного методов, определяющих основные тенденции развития концепции государственной политики по отношению к религиозным организациям и объединениям как составной части политической системы современной России.
При разработке исследуемой темы диссертантом широко использовались положения и выводы, представленные в трудах российских учёных, которые внесли значительный вклад в разработку категориального аппарата, а также в методологию исследования в сфере государственно-конфессиональных отношений в современной России, как Трофимчук H.A., Одинцов М.И., Шахов М.О., Подопригоры P.A. и других.
Вместе с тем, при исследовании данной проблематики диссертантом применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, функциональный и логический анализ, сравнения и прогнозирования, а также методы теоретической и практической политологии. В настоящей работе используются элементы сравнительной, исторической и структурно-функциональной методологии, помогающие избежать исследователю субъективистского подхода к разрабатываемым проблемам.
В качестве дополнительных методов исследования были проведены интервьюирования, наблюдения, анализ архивных документов и краеведческой литературы, что помогло изучить и обобщить накопленный материал в сфере государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области.
Эмпирическая база исследования состоит из международных норм и документов по правам человека и свободе совести, Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, иных нормативно-правовых актов, составляющих правовой фундамент государственно-конфессиональной политики России.
В источниковую базу были включены материалы круглых столов, дискуссий, теоретических и методологических разработок отечественных и зарубежных авторов по проблемам свободы совести и принципов государственной
политики по отношению к религиозным организациям и объединениям. Данные социологических исследований, публикации в периодической печати и информации новостных агентств также вошли в её состав.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Определены особенности регионального аспекта государственно-конфессиональных отношений.
2. Предложено введение независимого федерального органа Уполномоченного по вопросам совести, вероисповедания и религиозным объединениям в Российской Федерации с полномочиями экспертизы проектов федеральных законодательных актов на вопрос ущемления прав верующих и религиозных объединений.
3. Для обеспечения законности и единообразия в реализации государственных полномочий Уполномоченным по вопросам совести в РФ считаем целесообразным учреждение аппаратов региональных Уполномоченных по вопросам совести в РФ.
4. Дана характеристика руководителей окружной, региональной и муниципальной власти Нижегородской области в части их религиозных предпочтений и выявлена специфика реализации ими властных полномочий в отношениях с религиозными объединениями региона.
5. Представлен полный современный конфессиональный портрет Нижегородской области; дана информация о начале деятельности религиозных объединений, их руководителях, местах проведения ими культовых собраний.
6. Данная работа входит в число первых диссертационных исследований, посвященных анализу современного состояния государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Государственно-конфессиональные отношения представляют собой особый, специфический вид деятельности государственных органов власти, направленный на реализацию многогранного спектра прав человека в сфере свободы совести и вероисповедания, в рамках существующего отечественного законодательства, а также стандартов и норм международного права.
2. Следствием коренного изменения отношения государства к религии и церкви в современной истории России явилось новое правовое решение религиозного вопроса. Положения Конституции Российской Федерации, касающиеся прав граждан на свободу совести, федеральные законы «О свободе вероисповеданий» (1990 г.) и «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), ряд других законодательных актов, вывели государственно-конфессиональные отношения на уровень международных правовых норм и ныне полностью соответствуют обязательствам, принятым на себя нашей страной в связи с подписанием целого ряда международно-правовых документов, начиная со «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.).
3. Неоднозначность ряда положений современного законодательства в сфере свободы совести порождает проблемы в области правоприменительной практики, в частности, федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Данное
обстоятельство, как обосновывается в исследовании, также свидетельствует о необходимости повысить уровень законодательного регулирования института свободы совести в современной России.
4. Определённо назревшая необходимость регулирования взаимодействия государства и конфессий обусловлена тем, что данная сфера общественных отношений характеризуется рядом противоречивых тенденций. С одной стороны демократические преобразования способствовали развитию института свободы совести и религиозной свободы в России, с другой — появились определённо негативные тенденции. Они выражаются в отсутствии традиции соблюдения законности, непривитии в общественном сознании демократических ценностей и свобод; ранжирование религиозных организаций и стремление так называемых «традиционных» вероисповеданий закрепить за собой особый, привилегированный статус.
5. Отсутствие федерального «центра» в качестве единой государственной структуры по выработке и реализации конфессиональной политики влечёт её «раздробленность» на местах, вводит в диссонанс федеральную и региональные законодательные базы, поощряет «личностный» подход при осуществлении государственными служащими своих должностных полномочий в сфере государственно-конфессиональных отношений. Зачастую это даёт явный крен в сторону сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с определённой конфессией и игнорированием, а подчас и «репрессивном» поведении властей по
отношению к другим конфессиям, незащищённость граждан при реализации ими своих прав в сфере свободы совести. 6. Дальнейшими шагами по совершенствованию ситуации, а также её практической реализации в сфере государственно-конфессиональных отношений в современной России, по мнению диссертанта, должны стать:
а) необходимость создания федерального «центра» - органа государственной власти по выработке государственно-конфессиональной политики с правом законодательной инициативы и возможности экспертизы проектов законодательных актов на стадии их принятия на их соответствие нормам международного права в сфере свободы совести;
б) введение на региональном уровне государственного органа, подотчётного федеральному, в сфере контроля и реализации государственно-конфессиональной политики «на местах»;
в) приведение регионального законодательства в сфере свободы совести в соответствие с федеральным, его совершенствование и приведение в соответствие с международными стандартами и нормами;
г) проведение периодических семинаров и тренингов для государственных и муниципальных служащих с целью повышения их квалификации в сфере государственно-конфессиональных отношений, введение в учреждениях высшего профессионального образования предмета «Религиозное правоведение».
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.
Результаты проведённого исследования могут быть полезны при анализе государственно-конфессиональных отношений как на федеральном, так и региональном уровнях, повышении эффективности механизмов её реализации, а также расширении методологических и теоретических принципов исследования в данной сфере. Они также могут быть использованы в деятельности законодательных органов государственной власти, в осуществлении своих функций государственными и муниципальными служащими, при чтении курсов по религиоведению, политологии, философии, государственному управлению и других дисциплин, затрагивающих государственно-конфессиональные отношения.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях автора общим объёмом 1,0 пл.
Структура диссертационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Этапы зарождения и развития концепции «свободы совести» в историческом процессе мирового государственного строительства
§ 1. Историко-философский анализ формирования концепции «свободы совести» в западной правовой культуре
В настоящее время права человека занимают всё более значительное место в сложной системе многогранного человеческого мирового общежития. В западноевропейских государствах принципы и нормы защиты этого института уже сформировались в обширный блок политической, правовой и социальной культуры. Данная сфера общественных отношений стала переживать наибольшее давление в последние годы советского государства и теперь приобретает широкое развитие и полномасштабный интерес в современной России.
Поддержка основополагающих свобод человека, и, в частности, свободы вероисповедания, характерна, в большей степени, для западных мыслителей протестантского направления. Основным «трамплином» к развитию идей свободы вероисповедания в Европе явилось движение Реформации. Несмотря на различное отношение её лидеров (прежде всего М. Лютера, Ж. Кальвина и др.) к религиозной терпимости, именно Реформация послужила толчком в движении к религиозной свободе11.
Европейская традиция индивидуального права религиозной свободы несёт в себе такие общеобязательные нормы как свободу исповедовать религию (или не исповедовать никакой); возможность иметь (или не иметь) религиозное образование; право участвовать или не участвовать в ритуалах; возможность
открыто выражать религиозные убеждения (или не объявлять о них); не быть принуждаемым раскрывать свои убеждения; не нести военную службу, если это противоречит религиозным убеждениям.
В качестве коллективного, право религиозной свободы содержит свободу объединения в религиозные ассоциации, которые могут быть зарегистрированы и получить права юридического лица. Также сюда включена свобода выражать и распространять свои верования, а также возможность приобретать и содержать места поклонения, в том числе, проводить и посещать религиозные мероприятия. Коллективное право содержит свободу создавать религиозные организации и управлять ими; а также свободно производить, покупать и распространять религиозную литературу или предметы, используемые для религиозной деятельности; заниматься образовательной, благотворительной и иной деятельностью; получать добровольную финансовую помощь от лиц и учреждений для обеспечения своей деятельности.
Обратимся теперь к истокам идейного и нормативного закрепления религиозной свободы в западной правовой мысли. Оформление принципа полной религиозной свободы в европейской традиции начинается с Р. Уильямса, искавшего религиозной свободы от традиционализма англиканской церкви. Уильяме бежал из Англии в Северную Америку, где основал первую баптистскую церковь. В отличие от многих мыслителей своей эпохи Р. Уильяме, не только одним из первых наиболее последовательно определил право религиозной свободы, но и смог реализовать свои теоретические идеи в жизни общины, состоявшей из людей, изгнанных за свои религиозные убеждения. Сам Уильяме, переходя от англиканства к конгрегационализму, затем к баптизму, в итоге стал называть себя просто христианином, ищущим истину, основывая это тем, что право поиска и выбора убеждений - естественное право любого человека. В
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации2004 год, кандидат юридических наук Каневский, Константин Геннадьевич
Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества: на современном этапе2006 год, кандидат политических наук Гостюхин, Андрей Викторович
Государственно-конфессиональные отношения в Волгоградской области в 1975-1990 гг.2010 год, кандидат исторических наук Хвостова, Галина Ивановна
Конфессиональная политика Российского государства в постсоветский период: на примере Южного Урала2009 год, кандидат исторических наук Назарова, Юлия Владимировна
Этапы и особенности реализации государственной политики в сфере свободы совести в России и Индии: сравнительно-политологический анализ2012 год, доктор политических наук Мухаметзянова-Дуггал, Регина Массаровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гончарук, Алексей Геннадьевич, 2012 год
Список использованных источников и литературы
I. Нормативно-правовые акты
1. Декрет СНК от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // Законодательство о религиозных культах (Сборник материалов и документов) / сост. Куроедов В.А. - М.: Юридическая литература, 1971. - С. 53-55.
2. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 г. «О религиозных объединениях» // Коммунистическая партия и советское правительство о религии и церкви. - М.: Госполитиздат, 1979. - С. 78-93.
3. Постановление Совета Министров СССР от 08.12.1965 г. № 1043 «О преобразовании Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР и Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР в Совет по делам религий при Совете Министров СССР» // Законодательство о религиозных культах (Сборник материалов и документов) / сост. Куроедов В.А. - М.: Юридическая литература, 1971. -С. 78-83.
4. Постановление Совета Министров СССР от 17.03.1966 г. № 203 «О структуре и штатах центрального аппарата Совета по делам религий при Совете Министров СССР» // Законодательство о религиозных культах (Сборник материалов и документов) / сост. Куроедов В.А. - М.: Юридическая литература, 1971. - С. 83.
5. Закон СССР от 01.10.1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 41. - Ст. 813.
6. Закон РСФСР от 25.10.1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 21. - Ст. 240.
7. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.-48 с.
8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.-№21.-Ст. 1930.
9. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 145.
10. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» // «Российская газета». — 1997. -№190. 01 октября.
11. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. — № 33 (часть I). -Ст. 3431.
12. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 1300 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ от 10.01.2000. № 24).
13. Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.03.2001 г. № 133-РП «О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями
при Президенте РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации.
2001. № 13. Ст. 1234.
14. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // «Российская газета». —
2002. - №138-139. 30 июля.
15. Постановление Правительства РФ от 09.07.1994 г. № 820 «Об утверждении Положения о Комиссии по религиозным вопросам при Правительстве Российской Федерации и её персонального состава» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 12. Ст. 1402.
16. Приказ Министерства юстиции РФ от 18.02.2009 г. №53 «О государственной религиоведческой экспертизе» // «Российская газета» — 2009. - № 4867. 13 марта.
17. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 327-Ф3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // «Российская газета». - 2010. 03 декабря. - № 5353.
18. Постановление Правительства Нижегородской области от 03.07.2009 г. № 447 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренней политики Нижегородской области». Официальный сайт Правительства Нижегородской области: URL: http ://www. government-nnov.ru/7id-87627 (дата обращения: 12.03.2010).
II. Архивные документы
1. Государственный Архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. Р-6991. Он. 1. Д.З. Л. 215-216.
2. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 4. Л. 27, 36.
3. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 528. Л. 4, 9.
4. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 572. Л. 1, 6,7,23, 30,42.
5. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 567. Л. 23,24-26.
6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 170. Л. 2, 5.
7. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 172. Л. 12-14.
8. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 8. Л. 78.
9. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 173. Л. 175-177.
10. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 150. Л. 109,113-116, 120, 121-124. И. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 75. Л. 7, 8-9, 19-21.
12. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 147. Л. 1,9, 10, 16, 17, 21-23, 51-52.
13. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 153. Л. 1-3, 12, 16, 46, 47, 80, 89, 123, 127-129, 132, 143-146, 164-169.
14. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2203. Л. 1,2, 4, 6, 11-32.
15. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2458. Л. 3, 25,27, 90-92.
16. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп.6. Д. 164. Л. 6, 10, 30, 57, 68, 108, 112, 119, 126,134,148,190.
17. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 164. Л. 57-59, 85, 88-90,102.
18. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 286. Л. 90,130.
19. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 298. Л. 1,4.
20. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1. Л. 1, 5,7, 8.
21. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 15. Л. 7-8, 9.
22. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 13. Л. 66,72.
23. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 14. Л.131, 186,189-191, 198,203.
24. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 24. Л. 83, 87-88, 94.
25. Арзамасские поместные акты (далее — АПА). № 35.
26. АПА. № 96.
27. АПА. №121.
28. Центральный архив Нижегородской области (далее - ЦАНО). Ф. 5. Оп. 45. Д. 224. Л. И.
29. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 552. Д. 35, Л. 19-21.
30. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553. Д. 82, Л. 19.
31. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553. Д. 66.
32. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553. Д. 24. Л. 1,2.
33. Полное собрание законов Российской Империи (далее - ПСЗРИ). Ст. 8978. Т. XII. СПб. 1830.
34. ПСЗРИ. Ст. 1117 от 5 апреля 1685 г. Т. II. СПб., 1830.
35. ПСЗРИ. Ст. 10597, от 23 августа 1756 г. Т. XIV. СПб., 1830.
36. ПСЗРИ. Ст. 13336, от 20 августа 1769 г. Т. XVIII. СПб., 1830.
37. ПСЗРИ. №13996. Т. XIX. 1770-1774. СПб., 1830. С.775-776.
38. ПСЗРИ. Ст. 16710, ст. 16711, ст. 1788. Т. XXII. СПб., 1830.
39. ПСЗРИ. П. 23259, от 21 мая 1850. Т. XXIV. Отд. 1. СПб., 1850. Ст. 29040, от 14 февраля 1855. Т. XXX. Отд. 1. СПб., 1856.
III. Энциклопедии, словари, справочники
1. Библейская энциклопедия. - М.; Российское Библейское Общество, 1998. - 345 с.
2. Всеобщая история религий мира. - М.: ЭКСМО, 2007. - 730 с.
3. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. - М., Истина и Жизнь, 2000. - 256 с.
4. Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в субъектах Российской Федерации в 20082009 годах» в 2 т. - М.: Пиар-Пресс, 2009. Т. 1. - 272 е.: ил., - Т. 2. - 313 с.
5. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс, 2010.-496 с.
6. Народы и конфессии Приволжского федерального округа. Справочник для государственных служащих / Рук. авт. колл. В.Ю. Зорин. Изд. 2-е. - М.: МИР, 2003. - 568 с.
7. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицалов. - Ми.: 1998. - 896 с.
8. Политическая энциклопедия: в 2 т. / Рук. проекта Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999. Т. 1. - 750 е., Т. 2.-701 с.
9. Религии народов современной России: Словарь / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 1999. - 624 с.
10. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. -М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. - 672 с.
11. Русско-английский дипломатический словарь / Под общ. рук. К.В. Журавченко. - М.: Русский язык, 2001. - 735 с.
12. Социальная философия: Словарь // Сост. и ред. В.ЕКемеров, Т.Х. Керимов. - М.: Академический проект, 2003. - 560 с.
13. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. / Ред. кол. С.С. Аверинцев и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - 783 с.
14. Britannica Encyclopedia of World Religions // Encyclopaedia Britannica, Inc., 2006. - 1200 p.
15. Lippy, Charles H. and Williams, Peter W., eds. ENCYCLOPEDIA OF THE AMERICAN RELIGIOUS EXPERIENCE: STUDIES OF TRADITIONS AND MOVEMENTS. New York: Scribners, 1988. 3 vols.
16. Merriam-Webster's Encyclopedia of World Religions / Meriam-Webster, 2000. - 1248 p.
17. Queen, Edward L. et al. THE ENCYCLOPEDIA OF AMERICAN RELIGIOUS HISTORY. New York: Facts on File, 1996. 2 vols.
18. Utter, Glenn H. and Storey, John W. THE RELIGIOUS RIGHT: A REFERENCE HANDBOOK. Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 1995.
IV. Специальная литература а) монографии, статьи, учебники
1. Арсюхин E.B. Полумесяц над Волгой: посвящается 1000-летию Казани. - Н. Новгород, 2005. - 323 с.
2. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике светского государства в 1943-1948 гг. - М., 1999. — 212 с.
3. Вероисповедная политика российского государства / Под ред. М.О. Шахова. - М., 2006. - 208 с.
4. Володина Н.В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в современном обществе: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Академия управления МВД России, 2003. — 176 с.
5. Государственно-конфессиональные отношения в регионах России: опыт социального партнёрства и профилактики религиозно-политического экстремизма: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 8-9 февраля 2008 года. - М.: Издательский центр, 2008. - 353 с.
6. Государственная служба: Англо-русский лексикон: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред.: В.К. Егорова. - М.: Наука, 2003. -223 с.
7. Зорин В.Ю., Рудаков A.B. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Российской Федерации. Проблемы раннего предупреждения и профилактики деструктивных явлений (на примере Приволжского федерального округа): моногр. - Н.Новгород: Институт ФСБ России, 2008. - 288 с.
8. История и философия науки: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Урсула. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 434 с.
9. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» / Колл. авторов под общ. ред. Маранова P.B. - М.: Славянский правовой центр, 2011. - 624 с.
10. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005.-624 с.
11. МеньМ.А. Институциональные и ценностные аспекты взаимодействия государственных институтов и общества в советский и постсоветский периоды на примере взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством // Культура и религия. - М.: Путь, Истина и Жизнь, 2001. - 175 с.
12. Митрохин Л.М. Христианство и политика. - М.: Изд-во РАГС, 2003.- 168 с.
13. МчедловМ.П. Религиоведческие очерки. - М.: Научная книга, 2005.-447 с.
14. Нерсесянц B.C. Общая теория государства и права. - М.: НОРМА-ИНФРА. 2002. - 552 с.
15. Нечипоренко B.C. Теория и организация государственной службы. Курс лекций. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 330 с.
16. Норт Д. История Церкви. - М.: Протестант, 1993. - 416 с.
17. О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы. - М., 1996. -64 с.
18. Обращение в Европейский Суд по правам человека: Учебное пособие / Под общ. ред. Ф. Лича. - М.: Мемориал, 2006. - 528 с.
19. Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения. Сборник документов в тематическом порядке (второе издание). ОБСЕ/БДИПЧ, 2006. T. I. - 293 е., T. II. - 370 с.
20. Одинцов М.И. Государство и церковь в России в XX веке. - М.: Луч, 1994.-171 с.
21. Основы религиоведения: Учебник / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 2000. - 480 с.
22. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М., 2001.-127 с.
23. Политология: Учебник / Отв. ред. C.B. Комаровский. — М.: Изд-во РАГС, 2002.-520 с.
24. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. - М.: Про-Пресс, 2003. - 416 с.
25. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-корр. РАН, докт. юрид. наук. Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2004. - 576 с.
26. Правоведение: Учебник / Под ред. Г.В. Мальцева. - М.: Изд-во РАГС, 2003.-584 с.
27. Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей / Под общ. ред. С.Н. Градировского. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2003. - 310 с.
28. Прот. Пётр Смирнов. История христианской православной церкви. - М.: Православная беседа. 1994. - 172 с.
29. РагузинВ.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 100 с.
30. Религии России: проблемы социального служения: Сборник материалов конференции. - М. - Н. Новгород.: Медина, 2011. С. 622.
31. Свобода совести в России: исторический и современные аспекты. Выпуск 5: Сборник статей / Сост. и общ. ред. Мельникова E.H., Одинцов М.И. - М.: Российское объединение исследователей религии, 2007. - 560 с.
32. Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика. - М.: Экон-Информ, 2009. - 254 с.
33. Сенюткин С.Б. История исламских общин Нижегородской области. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им Н.И. Лобачевского, 1998. - 550 с.
34. Сенюткина О.Н. Ислам на Нижегородской земле // Наш край: Книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. — Н. Новгород, 2008. - 492 с.
35. Социальная позиция протестантских церквей России. - М., 2009. -80 с.
36. Философско-религиозные тетради. Тетрадь № 1: Материалы Первого Евангельского Собора. - М., 2010. — 60 с.
37. Щипков A.B. Во что верит Россия: курс лекций. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998. - 312 с.
38. Философия: Курс лекций. Часть I. Общетеоретическая философия / Отв. ред. докт. филос. наук, проф. К.Х. Делокаров. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 276 с.
39. Фролов В.В. Основы социологии: Учебное пособие. - М,: Юристь, 1997. - 344 с.
40. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.; Изд-во ACT, 2003.-603 с.
41. Экман. У. Бог, государство и личность. - М.: Слово Жизни, 2004. -112 с.
42. Ярыгин H.H. Евангельское движение в Волго-Вятском регионе. - М.: Академический проект, 2004. - 224 с.
43. Eastland, Terry, ed. RELIGIOUS LIBERTY IN THE SUPREME COURT: THE CASES THAT DEFINE THE DEBATE OVER CHURCH AND STATE. Washington: Ethics and Public Policy Center, 1993.
44. Flowers, Ronald В. THAT GODLESS COURT? SUPREME COURT DECISIONS ON CHURCH-STATE RELATIONSHIPS. Louisville, KY: Westminster John Knox Press, 1994.
45. Gaustad, Edwin Scott. A RELIGIOUS HISTORY OF AMERICA. 2d ed. San Francisco: Harper and Row, 1990.
46. Haddad, Yvonne Yazbeck and Zaidan, Wadi, eds. CHRISTIANMUSLIM ENCOUNTERS. Gainesville: University Press of Florida, 1995.
47. Jelen, Ted G. and Wilcox, Clyde. PUBLIC ATTITUDES TOWARD CHURCH AND STATE. Armonk, NY: Sharpe, 1995. Jost, Kenneth. RELIGION AND POLITICS. (CQ Researcher, vol. 4, no. 38, October 14, 1994, pp. 889-912)
48. Moen, Matthew C. THE EVOLVING POLITICS OF THE CHRISTIAN RIGHT (PS, Political Science and Politics, vol. 29, no. 3, September 1996, pp. 461-464).
б) Статьи в периодических изданиях
1. Бакланова Т. Давно пришли на Сейму старообрядцы // Нижегородские новости. - 2003. - 22 мая. - С. 3.
2. Барт К. Христианская община и гражданская община // Вопросы философии. - 2001. - № 11. - С. 144-166.
3. Богородицкая Н.А. Старообрядцы на Нижегородской ярмарке // Жизнь провинции как феномен духовности. Изд-во Нижегородского государственного университета им Н.И.Лобачевского, 2004. Вып. 1. - С. 56-58.
4. Бугров М.С. Из истории Нижегородского единоверия // Нижегородская старина. - 2008. - № 17. - С. 19-24.
5. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести // Юридический мир. - 2001. - Декабрь. -С. 4-13.
6. Иванов А. Кому мешают Нижегородские католики? // Ленинская смена плюс, -2001.-4 октября. - № 39 (251).- С. 11.
7. Макарсков Н. Со своим монастырём в чужую епархию // Нижегородский рабочий. 2004. 27 февраля. С. 3.
8. Морозова О.П. Из истории старообрядцев Васильского уезда // Рождение моё за Кудьмою рекою...: Материалы первых Аввакумовских чтений. - Н. Новгород, 2003. - С. 40-43.
9. Морохин A.B. Расселение старообрядцев в Нижегородском Поволжье в конце XVII - нач. XVIII вв. // Нижегородская сессия молодых учёных, - Н. Новгород, 2003. - С. 15-16.
10. О сотрудничестве со старообрядцами // Нижегородская правда. -2008. - 5 апреля. - С. 2.
11. ПерхавкоВ.Б. Первые старообрядцы в школе // Преподавание истории в школе. - Н. Новгород. - 2008. - № 5. - С. 28-33.
12. Рудаков С.В. Общества и согласия городецких старообрядцев начала XX-XXI в.в. // Городецкие чтения. Вып. 4. - 2003. - С. 68-71.
13. Селезнёв Ф.А. Судьба законопроекта о старообрядческих общинах (1905-1914 гг.) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 1. - С. 130-140.
14. Симонов И. Государство и церковь: какими должны быть отношения // Религия и право. - 2001. - № 3. - С. 8-10.
15. Шахов М.О. Клерикалшзация России: миф или реальность? // Национальные интересы. - 2002. — № 5. - С. 56-62.
16. Шахов М.О. «О принципах государственного содействия деятельности религиозных организаций // Религия и право. - 2001. - № 4. -С. 28-30.
в) Диссертации и авторефераты
5. БабошинаЕ.В. Региональная правовая политика в сфере конфессиональных отношений (на примере Республики Дагестан): дис. .. .канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2008. - 189 е., ил.
6. Выдрина Г.А. Религиозная ситуация как объект государственного регулирования: дис. ...канд. филос. Наук. - М., 2004. -131с.
7. Гайдеров A.A. Традиционные и религиозные факторы в формировании правовой системы России: дис. ...канд. юрид. наук. - М., 2002.-190 с.
8. ЖивулинВ.А. Теоретико-правовые основы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: дис. .. .канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2006. - 211 с.
9. Кривошеина Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций в современном российском обществе: проблема соотношения светского и религиозного: дис. ...канд. филос. наук. -М., 2004. - 190 е.: табл., ил.
10. Лобазова О.Ф. Религиозность современного российского общества: социально-философский анализ: автореф. докт. филос. наук. - М., 2010.-44 с.
7. Образцова М.Н. Государственно-церковные отношения в модернизационном процессе в России начала XX в.: дис. .. .канд. ист. наук. -М., 2003. -214 е.: табл.
8. Шапошников Е.Л. Государственно-церковные отношения в России в XX начале XXI века. Историко-правовой и общетеоретический анализ: дис. .. .канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2007. -179 с.
9. Шутова О.С. Структурная модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями: дис. ...канд. филос, наук. - М., 2004. - 244 е.: ил.
10. Хвостов Г.И. Государственно-конфессиональные отношения в Волгоградской области 1975-1990 гг.: дис. ...канд. ист. наук. - Волгоград, 2010. - 249 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.