Государственно-конфессиональная политика в современной России: теория и практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Резниченко, Олег Владимирович

  • Резниченко, Олег Владимирович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 165
Резниченко, Олег Владимирович. Государственно-конфессиональная политика в современной России: теория и практика: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2004. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Резниченко, Олег Владимирович

Введение.

Раздел 1. Государственно-конфессиональная политика: сущность, ф структура и основные функции.

Раздел 2. Факторный анализ государственно-конфессиональной политики современной России.

Раздел 3. Специфика механизма реализации государственно-конфессиональной политики в современной России.

Раздел 4. Основные направления оптимизации государственно-конфессиональной политики в Российской Федерации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-конфессиональная политика в современной России: теория и практика»

Современный этап общественного развития в Российской Федерации характеризуется динамизмом изменений во всех сферах общественной жизни. Коснулись эти изменения, в том числе, и существующих отношений между государством и многочисленными религиозными организациями и группами, которые уже больше не рассматриваются политической элитой в качестве объекта подавления и уничтожения. В настоящее время Российское государство активно идет на заключение соглашений с рядом конфессий, поскольку ожидает от них реальной помощи в решении целого комплекса социальных и духовных проблем россиян. В Конституции Российской Федерации, в законах и других нормативно-правовых актах наше государство взяло на себя обязательства строить отношения с конфессиями страны не по идеологическим основаниям, а цивилизованным путем на базе Закона и с учетом интересов общества и самих верующих.

Однако в 90-х годах XX века Российское государство столкнулось с рядом серьезных проблем в налаживании отношений с многочисленными религиозными группами, поскольку не все конфессии готовы действовать в рамках правового поля и не вмешиваться в политику. На практике в настоящее время пока не удается добиться равноудаленности (или равноприбли-женности) государства от различных религиозных организаций в силу целого комплекса исторических и политических причин и факторов. Фактически наиболее эффективно современное Российское государство сотрудничает с Русской Православной Церковью и так называемыми традиционными конфессиями (ислам, буддизм и иудаизм), что иногда ставит под сомнение реальность соблюдения плюрализма, свободы и равноправия в политическом плане по отношению к нескольким сотням других религиозных организаций и групп в нашей стране.

Актуальность обращения автора к исследованию проблем государственно-конфессиональной политики обусловлено целым рядом обстоятельств.

1. Значимостью процесса секуляризации и десекуляризации общественного развития в большинстве государств мира, в том числе, и в современной России в конце XX - начале XXI века. Политика государства в сфере налаживания отношений с многочисленными религиозными конфессиями должна сформировать и новую морально-нравственную парадигму, отражающую объективные потребности человеческой цивилизации в начале нового третьего тысячелетия, объяснить и оптимизировать влияние основных религиозных концепций и идеологий на российское общество, не допустив при этом клерикализма и фактического преобладания в нашей стране какой-либо одной или нескольких конфессий.

2. Усиливающейся степенью влияния религиозных организаций, в первую очередь, православия и ислама на политику в Российской Федерации, которое носит, в основном, латентный характер и зачастую скрывается государственными организациями, политическими структурами и самими конфессиями. Некоторые религиозные организации приняли социальные программы (доктрины), в которых обозначили свое отношение к участию в политической жизни общества, к участию верующих в политической деятельности. Вместе с тем, их реальная политическая практика значительно отличается от официальных доктрин и декларируемых подходов.

3. Недостаточной пока готовностью государственных структур и научных подразделений предложить обществу конкретную и понятную концепцию государственно-конфессиональной политики. Это вызвано, прежде всего, отсутствием достаточного количества специалистов-религиоведов, относительно низким уровнем общей религиоведческой подготовки государственных служащих, существованием отечественных исторических традиций государственно-конфессиональных отношений, а также их относительно высоким динамизмом в современной России. Поэтому в настоящее время необходимо создавать эффективную систему, в первую очередь, правового (а не политического) регулирования государственно-конфессиональных отношений, исключающую различные субъективные возможности вмешательства в нее тех или иных государственных или политических субъектов. Постепенно должно сформироваться более четкое разделение полномочий между государственными структурами и формирующимся гражданским обществом в России по проблемам государственно-конфессиональных отношений.

4. Необходимостью выработки и постоянного совершенствования основных приоритетов государственно-конфессиональной политики, разработки системы политико-правового преодоления возникающих проблем. Представляется, что в перспективе у России нет иного пути, кроме постепенной секуляризации общества и политической системы. При этом, по всей видимости, государству придется в ближайшее время совершенствовать свою институциональную систему, отвечающую за регулирование отношений с многочисленными религиозными организациями.

5. Важностью формирования нового сознания у широких слоев общества и политической элиты по религиозной проблематике в условиях, когда религиозность больше не рассматривается как недостаток. Сегодняшнее состояние религиозного сознания крайне противоречиво, характеризуется наличием непонимания по ряду основополагающих вопросов как между государством и конфессиями, так и между самими конфессиями и верующими разных религиозных объединений, между верующими и атеистами. Формирование толерантного отношения российских граждан друг к другу и к собственному государству, таким образом, является важной современной политической проблемой.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемам отношений государства и конфессий в нашей стране посвящено относительно большое количество научных работ, в том числе и диссертационных исследований. Однако до середины 90-х годов XX века эти отношения в большинстве случаев рассматривались лишь в негативном аспекте, при этом в отечественном религиоведении вообще считалось, что религия является «опиумом народа», религиозные объединения и организации не имеют социально-политического потенциала и поэтому не могут рассматриваться в качестве социальных партнеров советского государства. В основе работ того исторического периода лежало утверждение о подлинно демократическом характере решении проблем свободы совести в СССР. При этом очевидные факты ограничений свободы совести и деятельности конфессий расценивались как несущественные, как исключения в условиях функционирования социалистического государства. Среди авторов-религиоведов советского периода отметим А.Ахмедова, А.И.Барменкова, А.Т.Вещикова, Г.В.Воронцова, В.И.Гараджу, А.И.Демьянова, В.Г.Кириченко, А.И.Клибанова, Л.Г.Климовича, В.А.Куроедова, Л.Н.Митрохина А.В.Павлова, Ю.А.Розенбаума, Т.С.Саидбаева, В.В.Покровского. Несмотря на то, что в основном все диссертационные исследования и монографии советского периода были посвящены атеистическому воспитанию и идеологической деятельности партии в этой области, многие теоретические положения и выводы этих исследований до сих пор представляют определенный научный интерес.

В постсоветский период в нашей стране появилось большое количество научно-исследовательских работ, в которых уже рассматриваются противоречия, возникающие в отношениях между государством и конфессиями, между различными конфессиями, внутри самих конфессий и между верующими разных вероисповеданий1. В них, в той или иной степени, кроме истори

1 См.: Ахмадуллин В.А. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917-1945 гг.: Дис. канд. .истор. наук. - М., 2002; Джораева С.В. Государственно-церковные отношения в России (опыт философско-исторического анализа): Дис. канд. .филос. наук. - М., 1997; Елисеев А.Л. Политика Советского государства по отношению к РПЦ в 20-30-е годы: Дис. канд. .истор. наук. - М., 1997; Набиев P.A. Политика советского государства по отношению к религии и церкви в 20-30-е годы (на материалах национальных республик Поволжья и Приуралья): Дис. докт. .истор. наук, 1992; Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия: Автореф. дис. канд. .полит, наук. - М., 1996; Религия ческих, философских аспектов этих взаимоотношений достаточно основательно рассматривалась политическая проблематика религиозной сферы общественной жизни, анализировалась деятельность государственных институтов и влияние конфессий на политику в России1. Примерно с середины 90-х годов прошлого века начинает регулярно проводиться большое количество международных, национальных и региональных научных конференций и семинаров по религиозной проблематике, публикуются их материалы, стенограммы и итоговые документы . Среди наиболее обстоятельно пишущих о государственно-конфессиональном взаимодействии авторов в современном и демократия. На пути к свободе совести. - М.: Прогресс, 1992; Религия и общество. Части 1, 2. - М.: Наука, 1994; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения: историко-философский и социологический анализ на материалах Башкирии и Татарии: Дис. канд. .филос. наук. - М., 1993; Шутова О.С. Структурная модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями: Автореф. дис. канд. .филос. наук. -М., 2004 и др.

1 См.: Бурьянов С. А. Отношения государства с религиозными объединениями в преддверии избирательного цикла 2003-2004 гг. // Юридический мир. - 2003. - № 8. - С. 4-16; Верховский A.M. Власть и религия в современной России // Свободная мысль. - 2004. - № 4. - С. 143-155; Гайнутдин Р. Выборы в России и выбор мусульман. - М.: СМР, 2004; Зайченко А. Авторитет как политический ресурс церкви // Религия и право. -2003. -№ 4. -С. 6-9; Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. - М.: Гендальф, 1998; он же. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.: Гендальф, 2001; Наумов С.Ю. Православие и российская государственность в зеркале перемен // Власть. - 2004. -№ 4. - С. 37-42; Недумов О. Политическое торжество православия// НГ-Религии. - 2003. -17 декабря. - С. 1,2; Рагозина Л. К вопросу о взаимодействии органов государственной власти с религиозными организациями // Религия и право. -1998. -№ 3. - С. 5-7; Религия и государство в современной России. - М.: МЦК, 1997; Религия и национализм: Сборник статей. - М., 2002; Религия и политика в современной России. - М.: РАГС, 1997; Симонов И. Государство и церковь: какими должны быть отношения // Религия и право. -2001. -№ 3. - С. 8-10; Шахов М.О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики// Религия и право. -2001. -№ 1. - С. 4-8 и др.

2 См., например: Ислам и политическая стабильность. Опыт четырнадцати веков и перспективы: Материалы конференции. - М.: Издание Государственной Думы, 2002; Межконфессиональный мир и консолидация общества: Материалы' международной конференции (27-28 февраля 1997 года). - М.: РАГС, 1997; Межрелигиозный мир и согласие мирного будущего народов Северного Кавказа: Материалы Северокавказской и Московской конференций (Пятигорск, 18-19 февраля 1998 года, Москва, 26 февраля 1998 года). -М.: РАГС, 1998; Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России: Материалы конференций (Москва, 2000-2001 годы). - М.: Рудомино, 2002; Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей. - Нижний Новгород, 2003; Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты: Материалы семинара (Суздаль, 19-22 апреля 2000 года). - М.: Институт религии и научно российском сообществе отметим Л.А.Баширова, С.А.Бурьянова, О.Ю.Васильеву, И.П.Добаева, Н.М.Емельянову, Р.А.Лопаткина, А.В.Малашенко, С.В.Медведко, Г.А.Михайлова, С.А.Мозгового, М.И.Одинцова, С.А.Филатова, А.В.Пчелинцева, протоиерея Всеволода Чаплина, Н.А.Трофимчука, М.О.Шахова, А.Б.Юнусову и многих других ученых.

Практически одновременно в России начинают активно проводиться парламентские слушания, изучается обширный зарубежный опыт взаимоотношений государства и конфессий, разрабатываются теоретические и практические модели этих отношений в условиях различных политических режимов и общественных систем1. К проблемам государственно-конфессиональной политики постоянно обращаются руководители Российского государства, политические деятели, вырабатываются новые (по сути) нормативно-правовые документы . Также отметим, что достаточно подробно в постсоветский период анализируется политические проблемы религиозно окрашенного терроризма, экстремизма, радикализма и сепаратизма3. В постправа, 2000 и др.

1 См., например: Свобода совести и Права человека в Российской Федерации: материалы парламентских слушаний. - М., 1995; Володин Н.В., Кулиев И.О. Взаимоотношения государства и религиозных организаций: опыт России и Азербайджана // Государство и право. - 2002. - № 9. - С. 71-74; Потанина C.B. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом // Журнал российского права. - 2001. - № 4. - С. 105-113 и др.

2 См.: Религия и закон: правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: Сборник правовых актов / Под ред. Протопопова А.О. - М.: Юриспруденция, 2002; Судебная практика по делам, связанным с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных организаций. - М.: Рудо-мино, 2000; Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях; Сборник нормативных актов // Религия и право. - 1998. - № 6 и др.

3 См.: Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. - Ростов-на-Дону, 2000; он же. Исламский радикализм. - Ростов-на-Дону, 2002; Ермаков И А. Политический экстремизм и религия // Власть. - 2001. - № 12. - С. 58-61; Игнатенко A.A. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 2. - С. 112-127; Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт. Аналитический вестник № 5. - М., 2004; Ключников Б.Ф. Исламизм, США и Европа: война объявлена. - М.: Алгоритм, 2003; Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4. - С. 113-124; Эткин М. Ваххабизм и фундаментализм: термины-«страшилки» // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 1. - С. 126-137 и др. советский период проводились и проводятся многочисленные социологические исследования, результаты которых активно используются руководством государства и лидерами конфессий при принятии соответствующих решений1.

Однако автор обратил внимание, что практически все проведенные исследования государственно-конфессиональных отношений и государственно-конфессиональной политики выполнены по истории, философии, социологии и религиоведению, но нет ни одной политологической работы на уровне диссертационного исследования, в которой государственно-конфессиональная политика России была бы рассмотрена в качестве самостоятельного объекта научного исследования.

Исходя из этого, автором сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объект исследования — современная российская государственно-конфессиональная политика как средство и форма регулирования разнообразных отношений между государством и многочисленными конфессиями в нашей стране.

Предмет исследования - факторы и механизм реализации государственно-конфессиональной политики в современных российских условиях.

Цель исследования - осуществить системный анализ современного состояния и перспектив развития государственно-конфессиональной полити

1 См.: Абдулагатов 3. Российские православные и мусульмане: общие проблемы -разные взгляды // Общественные науки и современность. - 2004. - № 2. - С. 143-153; Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Политические исследования . - 2001. - № 2. - С. 78-92; Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. <- 2004. - № 1. - С. 45-53; Лопаткин P.A. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. - М.: МАРС, 2001; Медведко С.В., Эл-бакян Е.С. О религиозной ситуации в современной России // Религиоведение. - 2002. - №

2. - С. 101-112; Мелъков С.А. Электоральные предпочтения российских мусульман // Знание. -2003. - № 2. - С. 2; Михайлов Г. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. -1999. -№ 1. - С. 3-5; Религия и политика в современной России. - М ■ РАГС, 1997. ки в российских условиях для выработки новой оптимальной модели построения и регулирования взаимоотношений государства, общества и религиозных организаций.

Задачи исследования:

1. Системно рассмотреть основные теоретические проблемы отношений государства и религиозных организаций в современной России.

2. Изучить имеющиеся подходы и выработать авторское отношение к сущности, структуре и особенностям государственно-конфессиональной политики как категории политической науки и политической практики в поликонфессиональном российском обществе.

3. Осуществить факторный анализ и предложить вариант многосубъ-ектности государственно-конфессиональной политики в Российской Федерации.

4. Разработать механизм реализации государственно-конфессиональной политики в современной России.

5. В теоретическом и прикладном аспекте определить основные перспективные направления оптимизации государственно-конфессиональной политики в Российской Федерации, а также разработать конкретные научно-практические рекомендации для повышения эффективности деятельности органов государственной власти, политических партий и общественных организаций, научно-исследовательских центров и подразделений, многочисленных средств массовой информации и формирующегося в России гражданского общества.

Теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей - философов, политологов, правоведов, государственных деятелей, религиоведов, а также материалы дискуссий, научно-практических конференций международного и национального масштабов, многочисленные теоретические труды, авторефераты и материалы диссертаций, публицистические материалы и информация многочисленных сайтов и

Интернет. Исследование опирается на методологические положения и выводы, категориальный аппарат политологии, философии, юриспруденции, религиоведения, социологии и конфликтологии.

Особое внимание было уделено научному анализу соответствующих положений Конституции Российской Федерации, российского законодательства, посвященных проблемам свободы совести и вероисповедания. Достаточно подробно рассмотрено и использовано содержание официально утвержденных и нашедших поддержку в государственных структурах социальных концепций ведущих конфессий страны (православия, ислама и Российского объединенного союза христиан веры евангельской).

Методологической основой рассмотрения проблем диссертации явились методы системного, структурно-функционального и институционального анализа. Для решения поставленных задач использовались социологические методы, а также методы прогнозирования и моделирования.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических и политологических исследований, проведенных как государственными органами и учреждениями, так и профессиональными социологическими центрами (ВЦИОМ, РОМИР, Левада-центр) и средствами массовой информации, а также исследования, проведенные отделом стратегических и социологических программ развития государственно-исламских отношений Совета муфтиев России. Отдельно выделяются достаточно основательно использованные материалы религиоведческих сайтов Интернета: Credo.ru, Religare.ru, Muslim.ru, Umma.ru и ряда других информационно-аналитических сайтов.

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, тезауруса и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Резниченко, Олег Владимирович

Проведенный в диссертационном исследовании анализ, посвящен ак туальной, противоречивой и довольно емкой проблеме современной россий ской действительности на рубеже XX - XXI веков. Поэтому автор сосредото чил свое основное внимание (учитывая профиль диссертационного совета -

политические науки, а также свой личный научный и практический интерес) на изучении, прежде всего, теоретико-методологических, политических, пра вовых и организационных аспектов анализируемой проблемы.Актуальность изучаемой темы, по всей видимости, еще долгое время будет оставаться важной для общественных и религиозных организаций, го сударственных структур и научных кругов нашей страны. И это представля ется вполне нормальным, поскольку в России продолжается процесс религи озного возрождения, строится все больше и больше храмов, развиваются традиционные для нашей страны конфессии и появляются новые, порой на столько «экзотические» религиозные течения, что о них даже специалисты имеют отрывочную информацию. Также активно продолжается сближение ряда конфессий с политической власти и государственными структурами, по этому можно утверждать, что религиозные объединения учатся функциони ровать в условиях большей открытости, плюрализма мнений и толерантно сти. Одновременно с этим учатся сотрудничать, выстраивать отношения с многочисленными конфессиями и органы государственной власти, и форми рующееся в Российской Федерации гражданское общество. Вместе с тем процесс выстраивания цивилизованных отношений Российского государства с религиозными объединениями, гражданским обществом по религиозным проблемам, вопросам свободы совести и вероисповедания протекает чрезвы чайно неоднозначно, изобилует противоречиями и не до конца осознается субъектами и участниками государственно-конфессиональной политики.В результате проведенного исследования удалось сформулировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций.Во-первых, в результате теоретического анализа автор пришел к выво ду, что государственно-конфессиональная политика представляет собой мно гоплановое и сложное явление современной общественной жизни, суидно стью которого является система совместных действий государства, религи озных организаций и иных общественных институтов по реализации интере сов субъектов и участников государственно-конфессиональных отношений.Основными сферами совместных интересов политических, общественных и религиозных субъектов и участников являются, прежде всего, комплекс во просов, посвященных свободе совести и вероисповедания, свободе функцио нирования в рамках действующего законодательства религиозных организа ций и возможности влияния на общество различных субъектов политики и общественной жизни. Именно общество, все его без исключения сферы яв ляются объектом государственно-конфессиональной политики в современ ной России, а внутрирелигиозная жизнь не является объектом ее интереса.В структурном плане государственно-конфессиональная политика включает несколько взаимосвязанных между собой элементов, таких как ее субъекты и их деятельность, их религиозно-политическое сознание, отноше ния между ними и их основные социально-политические интересы. В Рос сийской Федерации в современных условиях пока еще не до конца сложилась полноценная система субъектов рассматриваемой политики. Государство в нашей стране исторически является наиболее сильным (а иногда и самодос таточным) участником государственно-конфессиональных отношений, а "Гражданское общество пока еще недостаточно активно влияет на эти отно шения и на весь процесс в целом. Как правило, и религиозные объединения также играют в государственно-конфессиональной политике подчиненное положение, они пока не могут занять достаточно самостоятельное и незави симое от государственных структур, положение.Основные интересы субъектов и участников государственноконфессиональной политики, в конечном итоге, сводятся к возможности це ленаправленно влиять на общество, активно работая и функционируя в нем.Если государство обладает политической властью и контролирует деятель ность конфессий, то конфессии влияют на общество, в первую очередь, через сферу духовную и обладают духовной властью по отношению к своим адеп там и последователям; но для решения материальных проблем и экономиче ских вопросов религиозные организации сотрудничают с властными полити ческими органами. Религиозные лидеры нашей страны постоянно подчерки вают свою отстраненность от политики, заявляют о стремлении заниматься духовностью и влиять на духовную жизнь. Современное же Российское го сударство, от которого конфессии долгие годы были политически, законода тельно и фактически отделены, в настоящее время ищет рациональные пути и эффективные средства мобилизации религиозных ресурсов в своих этати стских интересах.Во-вторых, проведенный факторный анализ государственно конфессиональной политики выявил ее приоритетную зависимость от поли тической власти и действий государственных органов. На политику государ ства и государственно-конфессиональные отношения в Российской Федера ции значительно влияют также ее правовая система, ведущие конфессии и психология населения страны. Оказываемое влияние, безусловно, не является статичным и подвержено постоянным изменениям, иногда весьма значитель ным. Пожалуй, наиболее определенно можно только утверждать то, что го сударственно-конфессиональную политику в большей степени формирует, планирует и проводит именно гбсударство, которое создаёт необходимую правовую систему и имеет реальные возможности оказывать влияние на пси хологию населения страны (в том числе и на верующих), на существующие в стране конфессии и на их лидеров, на их поведение и социальную деятель ность.Психология населения России в целом, как показало проведенное ис следование, характеризуется относительно низкой степенью религиозности и даже во многом аполитичностью. Результаты многочисленных социологиче ских исследований показывают, что верующие россияне в подавляющем сво ем большинстве рассматривают политическую сферу как прерогативу госу дарства и его органов, но при этом степень доверия к традиционным религи озным организациям в российском обществе постепенно повышается.Сложившаяся в России правовая система позиционируется государст вом и научными коллективами как светская, где юридически государство от делено от религиозных объединений, а они, в свою очередь, отделены от сис темы государственного и муниципального образования. На практике же до биться светскости оказывается значительно сложнее: политическое руково дство государства регулярно встречается с лидерами ведущих конфессий, в системе общего среднего образования в региональный компонент введен фа культативный предмет «Основы православной культуры». По всей видимо сти, сотрудничество ведущих конфессий с государством будет и далее уси ливаться, то есть, будет реализована так называемая кооперационная модель государственно-конфессиональной политики.За последние примерно 15 лет ведущие конфессии нашей страны зна чительно усилили свой социально-политический потенциал, укрепили свои связи с властными политическими структурами, общественными организа циями и средствами массовой информации, зарубежными религиозными на циональными и международными организациями. Зачастую они уже высту пают в' качестве экспертов по законотворческим вопросам, проводят собст венные научно-теоретические исследования в области государственно конфессиональных отношений, совершенствуют свои информационные ре сурсы, активно участвуют в международных отношениях Российской Феде рации, подписывают договоры с различными органами государственной вла сти, занимаются социальным служением в органах исполнения наказаний ГУИН Министерства юстиции РФ, окормляют воинские части и военно учебные заведения.В-третьих, государственно-конфессиональная политика реализуется через собственный полноценный механизм, компоненты которого обуслов лены содержанием современного общественного развития в Российской Фе дерации. В зависимости от актуализации задач развития социума на перед ний план выдвигаются вполне определенные компоненты этого механизма, регулирующее действие которых отвечает актуальным потребностям обще ства и такой его части, как верующие и религиозные объединения. Эффек тивность действия этого механизма во многом зависит от соответствия ре зультатов деятельности исходно поставленным целям и задачам, а также от знания его государственными структурами, общественными и религиозными организациями, направленного на учет и использование возможностей дан ного механизма в общественных целях.Механизм реализации государственно-конфессиональной политики включает в себя четыре основных компонента: мировоззренческо ценностный, нормативно-правовой, функционально-деятельностный и ин ституционально-организационный. По сути, такая компановка механизма реализации государственно-конфессиональной политики охватывает собой все сферы и области общественной жизни. Посредством функционирования механизма государственно-конфессиональной политики не только транс формируется общественная жизнь и политическая сфера, но и вырабатыва ются их приоритеты для субъектов и участников государственно конфессиональных отношений, реализация котор^хх^лежйт в основе обеспе чения социальной стабильности в условиях динамично меняющегося много национального и поликонфессионального российского общества. Специфика механизма реализации государственно-конфессиональной политики заклю чается в том, что ни государство, ни религиозные объединения, ни иные об щественные субъекты пока четко не определились со своими интересами, которые они хотели бы достичь в результате взаимодействия друг с другом.Кроме того, в Российской Федерации пока только формируется нормативно правовая база для эффективного функционирования государственно конфессиональной политики, вырабатываются ее основополагающие цели, принципы и задачи, определяются возможные средства и методы достижения собственных целей ее субъектами. То есть, сама государственно конфессиональная политика и механизм ее реализации находятся на стадии становления и нуждаются в дальнейшей оптимизации.В-четвертых, по всей видимости, политической власти и руководству нашего государства в ближайшее время придется полнее и четче определить ся в том, какой они хотели бы видеть государственно-конфессиональную по литику в нашей стране. Этой определенности требует стремление руково дства обеспечить вступление России в сообщество развитых государств ми ра, в которых религия, конфессии и вер>тощие занимают ясное для всех и вполне определенное место. Именно от руководства нашего государства и властных структур в первую очередь зависит создание федерального органа, регулирующего государственно-конфессиональные отношения, и создание полноценного правового поля в этой сфере общественных отношений, и пре доставление того или иного вида льгот для той или иной конфессии или ли шение таковых иньЕК религиозных объединений. Автор полагает, что такой государственный орган по сути, по составу и по своему характеру не должен состоять только из государственных чиновников, а должен также включать широкий круг религиоведов-ученых и ученых, специалистов - представите лей религиозных объединений. Этот орган не должен обладать властно распорядительными функциями. Функционально этот федеральный орган должен быть информационно-консультационно-аналитическим при Прези денте Российской Федерации (например, по аналогии с Советом безопасно сти РФ).Только от руководства Российского государства зависит окончательное оформление общественного, а главное политического статуса в российском социуме той или иной конфессии, поскольку именно руководство страны решает: с кем заключать договоры, а с кем нет, с кем реализовывать про граммы социального сотрудничества, а с кем нет, кого допустить в воинские коллективы и места лишения свободы, а кого нет и т.д.Как показывает анализ, определенное значение для оптимизации госу дарственно-конфессиональной политики в России имеет социальная и поли тическая позиция конфессий, и особенно их руководства. Главное, к чему они должны стремиться - это действовать в рамках действующего в нашей стране законодательства и на основе международных правовых норм в рели гиозной сфере. Также важно, чтобы конфессии не занимались прозелитизмом по отношению к верующим других религиозных объединений или атеистам.Добиться такого положения возможно только в том слз^ае, если в центр всех действий различных конфессий будет поставлен именно человек и его базо вые интересы, а не корпоративные интересы и потребности больших соци альных общностей и групп. Возможно, что такой подход страдает некоторым идеализмом, но автору он представляется единственно возможным в услови ях правовой равноудаленности конфессий от Российского государства и по литической власти в нашей стране, которые в последние годы однозначно тя готеют к авторитаризму.Оптимизации государственно-конфессиональной политики России в ближайшей перспективе будет способствовать только такая социальная и по литическая активность конфессий, при которой любому из религиозных объ единений удастся достаточно далеко дистанцироваться от деятельности го сударства и политических структур. В случае же, если такую оптимальную дистанцию удержать не удастся, конфессия автоматически де-факто переста ет быть элементом гражданского общества и становится государственным институтом. Автору представляется важным, чтобы этим положением руко водствовались религиозные лидеры любой конфессии, поскольку в противном случае будут нарушаться буква и дух Конституции Российской Федера ции, всего российского законодательства в религиозной сфере и светский ха рактер Российского государства.Чтобы государственные и религиозные структуры, научное сообщество не отставало от происходящих изменений в межконфессиональных и госу дарственно-конфессиональных отнощениях, необходимо проводить постоян ный мониторинг этих отношений. Причем, организовывать его должны не только специализированные государственные органы либо конфессии, но и частные независимые структуры и средства массовой информации. Посколь ку только в этом случае будут получены наиболее объективные результаты.В результате исследования проблемы автор пришел к выводу, что в из5Д1ении религиозной и религиозно-политической ситуации большую активность про являют именно не государственные структуры: не государственные средства массовой информации, Интернет-структуры и научное сообщество страны, которые не только проводят собственные серьезные социологические иссле дования, но и выступают авторами многочисленных практических рекомен даций.В результате проведенного исследования автор сформулировал ряд предложений и рекомендаций.Рекомендации теоретико-методологического характера относятся к уточнению теоретических и практико-политологических подходов относи тельно определения сущности, структуры, основного содержания и функций государственно-конфессиональной политики как социально-политического явления и категории политической науки; "расШотрению в тео^ и прикладном ключе механизма реализации государственно-конфессиональной политики. Предложенные автором теоретические положения позволяют рас сматривать данную политику и особенности ее проявления в зависимости от воздействия на политическую, социальную и духовную сферы общественной жизни современной России. Это позволяет с высокой степенью достоверности выявлять как негативные, так и позитивные составляющие и результаты социальной и политической активности различных политических, социаль ных и религиозных субъектов.Положения, разработанные в диссертации, целесообразно использовать в ходе подготовки законодательных актов и других нормативных документов по политическим проблемам и вопросам государственно-конфессиональных отношений в нашей стране профильными комитетами Федерального Собра ния РФ, органами исполнительной и судебной власти, в деятельности самих многочисленных российских конфессий, печатных и электронных средств массовой информации.Рекомендации практического характера могут быть объединены в две основные группы.Первая группа рекомендаций предназначена органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и может быть использована при подготовке законотворческих актов, а также политических и социальных решений в период реформирования практически всех сфер общественной жизни, при совершенствовании теоретико-доктринальных документов. Эти рекомендации нацелены на достижение в ходе реформирования российского общества и ее политической системы более прочной связи теории и практики в деятельности органов политического и государственного управления, с од ной стороны, а с другой - общественных организаций и объединений.Вторая группа рекомендаций может быть использована в учебном про цессе в государственных и не государственных высших учебных заведениях страны, а также при подготовке, в ходе переподготовки и повышения квали фикации кадров государственных органов, работающих в сфере государст венно-конфессиональных отношений, работников органов юстиции за счет включения в них спецкурсов по следующей тематике: • Теоретические проблемы государственно-конфессиональной поли тики в Российской Федерации; • Сущность, структура и функции современной государственно конфессиональной политики и ее особенности в России; • Механизм реализации государственно-конфессиональной политики в современной России; • Факторный анализ государственно-конфессиональной политики в современной России; • Особенности конфессиональной ситуации в современных россий ских условиях; • Особенности религиозно-политической ситуации в современной России; • Основные направления оптимизации государственно конфессиональной политики в России.В значительной мере эффективной подготовке слушателей высших учебных заведений по религиозно-политической проблематике будет способ ствовать активное привлечение обучаемых к участию в научно исследовательской работе, к написанию рефератов по проблематике государ ственно-конфессиональных отношений, регулярным выступлениям на кон ференциях, семинарах, деловых играх, практикумах-тренингах, проводимых как в учебных заведениях, так и на государственных и частных предприятиях (примерный план курса см. в приложении).

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Резниченко, Олег Владимирович, 2004 год

1. См.: Верховский A.M. Власть и религия в современной России // Свободная мысль. -2004.-№4. с. 149.

2. Данные 1998 года. См.: Рагозина Л. К вопросу о взаимодействии органов государственной власти с религиозными организациями // Религия и право. 1998. - № 3. - С. 6.

3. См:, например: Михайлов Г.А. Нужен ли России государственный орган по делам религий? // Религия и право. 1999. - № 6. - С. 8-10.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.