Государственная политика в отношении иммигрантов различных поколений: опыт Франции и Нидерландов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Соколова, Татьяна Сергеевна

  • Соколова, Татьяна Сергеевна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 142
Соколова, Татьяна Сергеевна. Государственная политика в отношении иммигрантов различных поколений: опыт Франции и Нидерландов: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2009. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Соколова, Татьяна Сергеевна

Введение

Глава I. Принципы междисциплинарного изучения влияния государственной политики на интеграцию различных групп иммигрантов.

§1. Теоретико-методологические вопросы изучения процесса интеграции различных групп иммигрантов.

§2. Построение понятия «модель иммиграционной политики государства».

§3. Политико-психологические аспекты изучения интеграции иммигрантов различных поколений.

§4.Параметры сравнения французской и голландской моделей иммиграционной политики.

Глава II. Интеграция иммигрантов во Франции и Нидерландах: практические результаты двух моделей иммиграционной политики.

§1. Диапазон моделей иммиграционных политик в Западной Европе

§2. Французская политика в отношении иммигрантов как пережитки якобинской традиции.

§ 3. Голландский мультикультурализм: применение в отношении иммигрантов

§ 4. Иммиграционная политика Франции и Нидерландов: влияние на социальное и политическое развитие этих стран.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственная политика в отношении иммигрантов различных поколений: опыт Франции и Нидерландов»

Актуальность темы

Под влиянием миграционных потоков многие западноевропейские государства становятся все более разнородными с этно-конфессиональной точки зрения. Наблюдается рост социальной напряженности между иммигрантами различных поколений и коренным населением. «Иммиграционный вызов» усиливает конфликтогенный потенциал западноевропейских обществ. Данное явление порождает ряд вопросов не только для повседневной практики европейских государств, но и ставит проблему изучения подобных явлений для политической науки в целом.

Массовая иммиграция, прежде всего, из регионов с резко отличной Европе культурой поставила западноевропейские страны перед двуединой проблемой: во-первых, интеграции иммигрантов в принимающие общество, культуру; во-вторых, допустимых пределов изменения принимающих обществ, культур под влиянием массовой иноязычной и инокультурной иммиграции. Проблема в современных ее масштабах и формах исторически беспрецедентна. В прошлом подобные миграции были следствием войн и захватов, и вопросы интеграции и взаимного приспособления решались в текущем времени — силой, в историческом - способностью каждой из взаимодействующих культур выдерживать с минимальным ущербом для себя смены поколений. В современной Европе единственно допустимыми признаются мирные формы и способы интеграции, однако, возникает вопрос об их эффективности.

Яркими примерами актуальности проблемы интеграции иммигрантов в начале XXI века стали, в частности, события во Франции и Нидерландах. Речь идет, прежде всего, о французских «погромах» и напряженной ситуации после убийства голландского режиссера Тео ван Гога. Данные события сами по себе представляют интерес скорее для СМИ, нежели для научного исследования.

Однако, они стали своего рода видимой; «вершиной айсберга», под которой скрываются1 все более значимые социально-политические процессы; в-данных странах, изучение и объяснение которых, приобретает растущую актуальность, для политической науки. '

В настоящей^ работе вопрос об эффективности; политик» интеграции иммигрантов изучается на основе междисциплинарного подхода. С одной стороны, проблема изучается в категориях политической теории: исследование опирается; на изучение политико-философских концепций гражданства. В государственной: иммиграционной: политике' прослеживаются определенные нормативные установки. Так, французская, иммиграционная- политика во многом воспроизводит«якобинскую традицию»;понимания гражданства. Тогда как голландская модель базируется на теории, мультикультурализма. С другой стороны, эффективность механизмов интеграции иммигрантов?в принимающие: сообщества; тесно связана' с психологическими* аспектами взаимодействия больших социальных групп, что требует использования понятийного аппарата социальной и? политической психологии. Политико-психологические аспекты данного вопроса слабо изучены как в политологии, так и в .социальной психологии, что определяет научную ^актуальность исследованиям

Практическая;: актуальность работы- определяется, как минимум, тремя комплексами факторов, имеющих как политические, так и психологические; свойства.

Во-первых, интеграция иммигрантов является длительным процессом, который- сопоставим» с периодом жизни минимум двух поколений. Эти поколения имеют отличные, друг от друга психологические характеристики, а следовательно, по-разному адаптируются и реагируют на иммиграционную политику государства.

Во-вторых, иммигрантская среда обладает. высокой? социокультурной; устойчивостью, что требует анализа как культурно-психологической специфики этой среды, так и психологических особенностей взаимоотношений различных меньшинств (т.е. групп больших, однако на один-два порядка проигрывающих по численности другим большим группам - коренному населению) с титульным большинством.

В-третьих, налицо признаки кризиса идентичности в ряде стран Западной Европы, который подстегивается индивидуализацией этих обществ, бюрократизацией их жизни и доминированием, так называемой, политкорректное™.

В центре внимания исследования стоят проблемы интеграции иммигрантов из культурно наиболее отстоящих от Европы стран № регионов -мусульманских и африканских. Во-первых, именно на этих направлениях возникают в Европе самые сложные практические проблемы, вспышки социальной напряженности. Во-вторых, по этой причине данный эмпирический материал наиболее доступен для наблюдения. В-третьих, полученные на такой эмпирической базе выводы исследования могут оказаться наиболее ценными в научном и практическом отношениях.

Политико-психологическое исследование опыта Франции и Нидерландов в изучаемой сфере должно способствовать формированию теоретической базы для изучения подобных процессов в других странах. Исследование может дать возможность лучше понять сходные процессы в России, что также определяет политическую № практическую значимость работы.

Степень разработанности темы в научной литературе:

Междисциплинарный - на пересечении политической.теории, социальной и политической психологии — характер данного исследования ,требует опоры на теоретические положения названных наук, существенные для анализа избранной темы.

В политической теории рассматривалась следующие аспекты данной проблемы:

- вопросы' интеграции и ее определения исследовались, в частности, такими авторами как Т. Е. Гивенс, Дж. П. Фриман, П. Ирланд1;

- истоки французской иммиграционной политики в рамках изучения якобинской модели рассмотрены Р. Макридисом, Е.О.' Обичкиной, Дж. П. Фриманом2; проблема терпимости и мультикультурализма представлена в о классических работах М. Уолцера, Ч. Тейлора и У. Кимлики , а также в ряде публикаций в научных изданиях, в частности, П. Хиларидеса, Д. Брауна, Т. Модута и Р. Карлаа также других западных исследователей;

- тема интеграции инокультурных сообществ в развитых странах, в центре которой стоит проблема «кросскультурной идентичности», является одной из ключевых в работах И.С. Семененко3.

Среди отечественных авторов, занимающихся проблемами иммиграции в западноевропейских странах в современных условиях, необходимо также отметить Э.К. Хижного, C.B. Михайлова, Т.С. Кондратьеву, Я.Р. Стрельцову,

1 GP. Freeman. Immigrant incorporation in western democracies. - Int. Mig. Rev. 2004. 38(3); P. íreland. Becoming Europe: Immigration, Integration and the welfare State. Pittsburgh, PA: Univ. Pittsburgh Press; Terry E.G1VENS. Immigrant Integration in Europe: Empirical Research. - Annu. Rev. Polit. Sci. 2007. 10-67.

2 Macridis R. The 'other side' of Jacobinism. - Virginia Quarterly Review, 0042675X, Summer90, Vol. 66, Issue 3.; Обичкина E.O. Франция на рубеже XX-XXI веков: кризис идентичности: Монография. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2003.; GP. Freeman. Immigrant incorporation in western democracies. - Int. Mig. Rev. 2004 38(3).

3 Kymlica W. Multicultural states and inteicultural citizens. - Theory and Research in education I (2) 147-169, Sage Publications, 2003.; Kymlika W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. - Oxford, UK: Clarendon, 1995.; Taylor, Ch. Democratic Exclusion (and its Remedies?). In A. C. Cairns (ed). Citizenship; Demociacy and Pluralism. Toronto: McGill University Press, 1999.; Taylor C. Shared and Divergent Values, in R.Watts and D.Brown (eds.) Options for a New Canada. - Toronto: univ. of Toronto Press., 1991.; Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами. / Современный либерализм: Роулз, Берлин, Дворкин, Кимлик'а, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. Москва: Дом интеллектуальной книги, 1998.

4 Brown D. Contemporary Nationalism: Civic, Ethnocultural, and Multicultural Politics. - London: Routledge, 2000.; Koopmans R., Statham P. Challenging the liberal nation-state? Postnationalism, multiculturalism, and the collective claims making of immigrants and ethnic minorities in Britain and Germany. - Am.J.Soc. 105 (3): 625-96, 1999.; Carle R. Demise of Dutch Multiculturalism. - J. Society, March/ April 2006.; Hylarides C. Petei. Multiculturalism in the Netherlands and the Murder of Theo van Gogh - Contemporary Review, February 1, 2005.; Modoot T. Antiessentialism, multiculturalism and the "recognition" of religious groups. - J. Political Philosophy. 6 (4): 378-99, 1998 ; Modoot T. Multicultural Politics: Racism, Ethnicity and Muslims in Britain. - Minneapolis: Univ. Minn. Press, 2005.

5 Семененко И.С. Метаморфозы европейской идентичности// Полис. - М., 2008. - №3; Семененко И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура.// Полис. - М., 2003. - №1.

Е.М. Мирошникову, В.Г. Киютина и Т.Т. Кыдырова.6 Эти авторы описывают в целом миграционную ситуацию, сложившуюся в странах Западной Европы. В их работах в основном' содержатся данные о численности иммигрантов; этапах иммиграции1 в Западную Европу, о проблемах, связанных с нелегальной иммиграцией и иммиграционной политике отдельных стран.

В социальной и политической^ психологии' основные категории для • изучения интересующих нас процессов (в частности, теория малых групп, взаимодействие личности И'группы, теория больших групп, теории девиантного поведения) представлены в работах Д. Майерса, Т. Шибутани, Г. Лебона, С. Московичи, К. Левина7 и*др.

Отдельный интерес представляют работы, посвященные проблемам национализма и этнологии, в частности, исследования B.C. Малахова, С.В4. Лурье, У. Альтерматта8.

Кроме этого безусловный вклад в изучение отдельных аспектов данной проблематики сделан социологией, в частности, интерес представляют работы Ч.Х. Кули9, посвященные человеческой природе и социальному порядку. Отдельные экономические и правовые аспекты иммиграции, можно встретить в* публикациях H.H. Зинченко.

6 Хижный Э.К. Иммиграция в страны Западной Европы: экономические, демографические и юридические аспекты// Россия и современный мир. — М., 2005. — № 1. - С 125-139.; Михайлов C.B. Европа: От временных иностранных рабочих к новым этническим меньшинствам// Актуальные проблемы Европы: Сб. науч. трудов. — М., 2005. -№1. - С.45-68.; Кондратьева Т.С Западная Европа перед лицом «иммиграционного вызова»// Актуальные проблемы Европы: Сб. обзоров и рефератов. - М., 2003. -№3: Глобальные вызовы и Европа. -С.201-206 ; Стрельцова Я Р. Франция и проблема интеграции мигрантов// МЭиМО - М., 2005. - №9. - С.67-75.;; Мирошникова Е.М. Религиозный фактор в иммиграционной политике ЕС// Современная Европа. — M , 2006. -№1. - С 61-73.; Кшотин В Г. и Кыдыров Т.Т.Иелегапы в Европе// Современная Европа. - М., 2005. -№1 -С 4452.

7 Майерс Д. Социальная психология в модулях. - СПб. прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. ; Московичи С Век Толп. Исторический трактат по психологии масс. — M ■ «Центр психологии и психотерапии», 1996., Ле Бон Г. Психология народов и масс. СПб. Макет, 1995.; о

Альтерматт У Зтнонационализм в Европе. Пер. с нем C.B. Базарновой. - М.: РГГУ, 2000.; Малахов В. С. Национализм как политическая идеология Москва: Книжный дом «Университет», 2005 ; Малахов В. С. Неудобства с идентичностью. // Вопросы философии — 1998 .— №2.; Малахов В. С. Что значит «мыслить национально»? Из истории немецкой и русской мысли первой трети XX века. // Логос. - 2001. — № 5-6 , Малахов B.C. Проблемы изучения национализма и этничности в конструктивистской парадигме (на примере российского обществоведения последних десяти лет). // Политическая наука. - 2002. - № 4.

9 Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Москва: Дом интеллектуальной книги, 2000.

Помимо этого, вопросам иммиграции посвящено множество работ в французских исследователей, среди которых отметим Джанин Понти, Эль Махуба Мухуда, Филипп Бернар, Винсен Вье и Абдельмалек Сайад10. Эти авторы, прежде всего, исследуют причины иммиграции, проблемы, связанные с интеграцией иммигрантов в Европе, в частности во Франции, изучают историю иммиграции и ее влияние на социально-политическую систему европейских государств. Также следует отметить таких европейских исследователей как Франк ван Беетц", исследующего вопрос иммиграционной политики в Нидерландах, Г. Боржаса, Т.-Ж. Хаттона и Ж.Г. Вильямсона, П. Сталкера, С. Гастельса и М. Миллера12, занимающихся современными тенденциями развития миграционных процессов и их взаимосвязью с основными трендами, характеризующими современное состояние мировой экономики и политики.

Основная гипотеза исследования.

Содержание основной гипотезы исследования составляет тезис о существовании каузальной политико-психологической зависимости между осуществлением государством той или иной модели иммиграционной политики и характером включения различных поколений иммигрантов в принимающие общества, типом взаимодействия этих групп. Помимо этого мы предполагаем, что обе выдвинутые модели переживают в настоящее время глубинный кризис и нуждаются в пересмотре, в поиске возможной альтернативы, т.к. не позволяют в полной мере избежать возникновения конфликтов между представителями различных групп иммигрантов и коренного населения.

10 Janin Ponty. L'immigration dans les textes. France, 1997-2002-Paiis, 2003. 416 p.; El Mouhoub Mouhoud. Les nouvelles migrations: un enjeu Nord-Sud de la mondialisation. - Paris, 2005. 194 p.; Bernard Ph. Immigration: le défi mondial. - Paris, 2002; Viet V. La France immigrée. Construction d'une politique, 1914-1997. - Fayard, 1998; Abdelmalek Sayad. La double absence: Des illusions de l'émigré aux souffrances de l'immigré. - Seuil, 2003.

11 Frank Van Beetz. The legal instruments required in the strategy for a successful integration policy in The Netherlands/ www.coe.int

12 Borjas G. Heaven's door: Immigration policy and the American economy. - Princeton Univ. Press, Princeton, 1999; Hatton T.J., Williamson J.G. The Age of mass migration: Causes and economic impact. - New York-Oxford, 1998; Stalker P. Workers without frontiers: The impact of globalization on international migration. - New York, 2000.; Gastels S„ Miller M. The age of migration: International population movements in the world. - Macmillan, 1993.

Выдвигая эту гипотезу, мы принимаем во внимание, что влияние той или иной модели на поведение иммигрантов не является однозначным и универсальным. Фактически здесь одновременно взаимодействуют, с одной стороны, макросоциальные факторы принимающей культуры и культур мигрантов, официальной (формальной) политики принимающих государств и неформальных отношений в мигрантской среде; а с другой, факторы микросоциальные - отношения мигрантов с конкретными представителями властей принимающих государств (соответствующие службы, полиция и др.), а также межличностные отношения местного населения и мигрантов в местах проживания, работы, досуга.

Тем не менее, в рамках рассматриваемых моделей представляется возможным выделить определенные тенденции и закономерности, которые потенциально могут изменяться в будущем. Изучаемые нами модели выступают своеобразными «идеальными типами», которые играют роль аналитических инструментов, но не отражают всего многообразия реальности.

Цели и задачи исследования.

В контексте выдвинутой гипотезы цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать процесс интеграции иммигрантов в принимающее общество как проблему политической теории и как важную составляющую концепций социальной и политической стабильности общества; при этом анализ производится во взаимосвязи политико-теоретических и социально- и политико-психологических аспектов проблемы интеграции на примере моделей иммиграционной политики Франции и Нидерландов.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1) Концептуализация основных понятий исследования: ассимиляция, интеграция, идентификация и др.

2) Определение и выявление базовых характеристик, основных моделей; миграционной политики: европейских государств: модели ассимиляции и мультикулыуралпзма. ,

3) Анализ реализации модели ассимиляции во Франции и ее влияния на психологическую составляющую включения! различных поколений иммигрантов во французское общество. :

4) Анализ реализации модели1 мультикультурализма в Нидерландах и; ее влияния на психологическую составляющую включения различных: поколений-иммигрантов в.нидерландское общество.

5) На этой основе, верификация гипотезы о влиянии модели иммиграционной политики- на степень, и характер1 интеграции^ различных поколений иммигрантов в принимающее общество. ■

Объект исследования!

ВГ качестве объекта исследования выступает процесс интеграции иммигрантов второго и: третьего; поколений в принимающее их- общество в рамках иммиграционной политики; государства (в нашем случае Франции и Нидерландов).

Предмет исследования - влияние определенного типа'иммиграционной' политики на, политико- и»-' культурно-психологические1 результаты этой-интеграции. Предметом исследования являются психологические механизмы; интеракции больших групп: иммигрантов и непосредственно окружающей* их; социальной среды, а также иммигрантов и коренного населения в целом; в контексте применения государствами различных моделей иммиграционной политики на протяжении жизни как минимум двух поколений иммигрантов. Эта; проблематика применительно к французскому и нидерландскому казусу достаточно мало изучена и представляет собой одно из перспективных исследовательских направлений как в политической психологии, так и в страноведческих исследованиях.

Теоретико-методологическая база исследования.

Теоретическая база исследования соединяет в себе подходы политической теории и социальной и политической психологии. Данное исследование является междисциплинарным и проводится на стыке трех этих наук при ведущей роли первой, т.е. политической теории. С точки зрения политической теории исследование опирается на изучение политико-философских концепций гражданства: в государственной иммиграционной политике прослеживаются определенные нормативные установки. Так, французская иммиграционная политика во многом воспроизводит «якобинскую традицию» понимания гражданства. Тогда как голландская модель базируется на идеях коммунитаризма.

В терминах социальной и политической психологии в работе рассматриваются проблемы взаимоотношения групп иммигрантов различных поколений и коренного населения, политико-культурная идентификация этих групп. Для ответа на вопрос о причинах возникающих на этой почве конфликтов и возможных путях их разрешения целесообразным видится использование политико-психологического подхода, который применяет как категории политической теории, так и понятийный аппарат социальной и политической психологии.

Политико-психологический подход заключается в концентрации внимания на социальных группах как единице анализа, поведение и» самоидентификация которых изучается, в том числе, в контексте их включения в текущие социальные и политические процессы. В данном случае подобным процессом представляется прежде всего осуществление государством своей иммиграционной политики. К рассматриваемым группам относятся иммигрантские сообщества, с одной стороны, и социальные группы- коренного населения, с другой.

С научной точки зрения, для подобного-исследования наиболее'значимым является изучение второго и третьего поколений (ВТП), иммигрантов, а не вновь,прибывших из культурно наиболее отстоящих от принимающей стороны» государств и регионов - мусульманских и африканских. Это объясняется'тем, что' данные поколения- представляют собой' особую категорию в силу ряда политико-психологических причину которые будут подробнее описаны, в Главе 1 данной диссертации. А ислам; по словам И.С. Семененко, «для значительной* части новых иммигрантов - не только религия, но и> другая система, ценностей, зачастую несовместимая с западной».13

Для исследования избраны иммигранты, принадлежащие в принимающих их странах, к низшим и средним^ социальным слоям, а не те иммигранты и их: потомки, кто достиг более высокого статуса. К тому же, как правило, именно представители этих классов проживают компактно (часто в своеобразных гетто в пригородах крупных городов), где создаются своего рода общины. Таким образом, можно,выделить определенные большие группы - единицы политико-психологического анализа поставленной проблемы. В рамках данного анализа потребуется' рассмотрение процесса- складывания или- разрушения принадлежности человека (представителя; ВТП иммигрантов) к данным группам, что может определяться, как объективными-причинами, так и сугубо психологическими. Помимо этого потребуется изучение взаимодействия-этих групп с более широкими группами автохтонного населения! и возможности складывания «макрокультурной» идентичности ВТП иммигрантов.

Для исследования данного случая наиболее подходящим, с точки зрения политической психологии, является использование категории «большая-группа». Но так как само по себе это понятие недостаточно изучено, для.

13 Семененко И.С. Проблемы интеграции мусульманских общин в странах ЕС./ Проблемы интеграции мусульманских общин в странах ЕС и России. - М.: Комитет «Россия в объединенной Европе», 2007. - С.9. глубинного анализа психологию «больших групп» следует изучать через понятие более обширного воображаемого сообщества («сверхбольших групп»).

В ходе подобного изучения вышеупомянутых групп станет возможным определение мотивов, побуждающих представителей ВТП иммигрантов прибегать к тому или'иному виду взаимодействия с принимающим обществом и государством (к сотрудничеству, пассивности или конфликту). Подобные мотивы определяются, в том числе, типом иммиграционной политики, проводимой государством.

В качестве типов иммиграционной политики в данном исследовании используются две принципиально разных модели, а именно - модель ассимиляции иммигрантов и модель мультикультурализма.

Модель «жесткой» ассимиляции реализуется во Франции и предполагает акцент на изменении базовых ценностей и образа жизни иммигрантов, их соответствие ценностным и поведенческим моделям, принятыми во французском обществе. Понятие ассимиляции как «переплавки» выступает в данном контексте ключевым.

Модель мультикультурализма применяется в Нидерландах и, наоборот, подразумевает включение иммигрантов в общество принимающей страны при условии уважения и признания их ценностей и культуры. Основой данной модели выступает не ассимиляция, а создание предпосылок для сохранения иммигрантами своей культуры.

В работе предполагается использование следующих методов:

1. Сравнительный метод, подразумевающий сравнение двух типов иммиграционной политики, которые реализуются во Франции и в Нидерландах.

2. Исторический метод, с помощью которого будет прослежена динамика и генеалогия взаимосвязи между переменными.

3. Метод построения идеальных типов (в том смысле, в котором его понимает Макс Вебер) используется для концептуализации основных понятий. ; 4. Метод кейс-стади подразумевает раскрытие взаимозависимости между переменными1 на примере конкретных случаев.

Научная новизна диссертационной работы включает следующие элементы: 1

• Изучены проблемы интеграции различных поколений иммигрантов в принимающее общество на стыке политической теории и> политической психологии, что позволило раскрыть взаимосвязь между типами иммиграционной политики и успешностью интеграции иммигрантов.

• ' Исследованы и проанализированы модели иммиграционной политики, | используемые во Франции и Нидерландах, которые представляют собой две крайние точки на шкале возможных политик, применяемых в Европе. Их изучение и сравнение дало возможность выявить общие для европейских стран проблемы в этой сфере.

• Сконструирована «модель иммиграционной политики» как прикладной, аспект политтеоретических концепций и одновременно как инструмент исследования интеграции как процесса и результата. Предложена матрица сравнения различных типов иммиграционной политики.

• Рассмотрена суть процесса «интеграции» и возможные его интерпретации. В соответствии с определением понятия «интеграция» выявлены основные различия между изучаемыми типами иммиграционной! политики.

• Концептуализированы основные понятия, необходимые для изучения, процесса интеграции иммигрантов различных поколений в принимающее их общество. Предложена схема встраивания этих инструментов в концептуальные положения политической теории.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Сама суть понимания «интеграции» в рамках рассматриваемых моделей государственной иммиграционной политики содержит в-, себе конфликтогенный потенциал. Как во французском, так и в голландском случае, смысл интеграции заключается в изменении уклада либо различных иммигрантских групп (во Франции), либо иммигрантских групп и различных групп автохтонного населения (в Нидерландах).

• Подобное понимание «интеграции» создает угрозу Я-концепции различных затронутых групп, что толкает их к большему закрытию, нарастанию напряженности между группами, обращению к конфликтным-формам взаимодействия.

• Весь комплекс отношений, спектр эмоциональных связей представителей изучаемых групп, а также групповая идентичность, как один из элементов этого спектра, имеют принципиальное' значение в. процессе интеграции различных поколений иммигрантов в принимающее' общество, а мотивы, которые толкают группы на те или иные формы взаимодействия (сотрудничество или конфликт), носят глубинный характер и часто определяются укоренившимися убеждениями в отношении «Других»,, которые передаются от поколения к поколению и редко поддаются значительному изменению.

• Модель мультикультурализма, применяемая в Голландии, по сути своей не может привести к желаемой интеграции, так как предполагает определенную сегрегацию общества. Французская модель, в свою очередь, предполагает куда более невыполнимые задачи, так как ассимиляция иммигрантов, прежде всего с чуждой культурой, как минимум в обозримом будущем, недостижима.

• Следует пересмотреть суть концепции интеграции» и осмыслить необходимость политики интеграции, как таковой. Возможно, случае рассматриваемых стран эффективнее был бы правовой подход, предполагающий, что иммигранты и их потомки просто должны следовать законам принимающей страны. Если и дальше настойчиво проводить политику интеграции, понимаемой как «станьте такими, как мы» и надеяться, что со временем, скажем через несколько поколений, проявятся ее положительные результаты, надо быть готовым к тому, что за это время накопятся и ее негативные эффекты. Агрессия, стресс и фрустрация накапливаются от поколения к поколению, эти устойчивые отрицательные эмоции со временем превращаются в убеждения.

• И французская модель ассимиляции, и голландская модель мультикультурализма на сегодняшний день переживают заметный кризис, что требует их пересмотра, корректировки или поиска альтернативы. Обе модели на сегодняшний день имеют тенденцию» к ужесточению (голландская модель постепенно сдвигается в сторону ассимиляционной). Однако стоит учитывать, что проблема интеграции различных групп иммигрантов носит системный характер и включает в себя не только аспекты их социальной (скажем, в сфере образования, проживания) или экономической (прежде всего в сфере трудоустройства) включенности, но также и более глубинные психологические аспекты (невозможность преодолеть шовинистские и националистические настроения коренного населения в отношении различных иммигрантов; проблема самоидентификации различных групп иммигрантов (второго и третьего поколения) и идентификации их со стороны общества и пр.

Теоретическая значимость исследования:

Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что оно представляет собой попытку комплексного исследования взаимосвязи между политическими и психологическими, аспектами развития процесса-интеграции иммигрантов в западноевропейские общества на протяжении жизни нескольких поколений. Массовая иммиграция влечет взаимодействие культур (частный случай взаимодействия - конфликт; его частный случай - насилие); политика есть выработка правил такого взаимодействия;, эти правила, их соблюдение, а также- культура неотделимы от психологии этноса, группы, личности. ' Эта взаимосвязь определяет необходимость, и правомерность сочетания политико-теоретического и политико-психологического подходов. С точки зрения стыка названных подходов, при ведущей роли политической теории, избранная проблема является недостаточно изученной.

Практическая значимость исследования.

С точки зрения политического применения ожидаемых научных выводов данное исследование позволит лучше понять суть происходящих во многих европейских странах процессов, связанных с проблемой интеграции иммигрантов, которая в свою очередь все чаще выходит на повестку дня не I только в европейской политической жизни, но и в мировой, именно на этих направлениях в Европе возникают одни из самых сложных практических проблем и вспышки социальной напряженности.

Для России данная тема имеет и практическую значимость, т.к. в свете заметного роста числа иммигрантов необходимо выработать четкую стратегию решения проблемы их интеграции. В данном случае, изучение опыта Франции и Нидерландов могут способствовать, как минимум, определению вектора, проработки данной стратегии.

Апробация диссертационного исследования проводилась в рамках участия в конференциях и «круглых столах», среди которых могут быть названы 5-й конвент РАМИ, Москва, МГИМО (У) МИД РФ, сентябрь 2008 г.; Пятый Всероссийский конгресс политологов, Москва, ноябрь 2009 г. и др.

Диссертация была обсуждена и одобрена к защите на заседании Кафедры политической теории МГИМО (У) МИД России 6 октября 2009 г. I

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Т.С. Соколова. Политика интеграции иммигрантов: ассимиляционный подход // Власть. - 2009. - № 11 (ноябрь).- (0,5 п.л).

2. Т.С. Соколова. Политика регулирования иммиграционных потоков и интеграции иммигрантов в ведущих европейских странах// Человек. Сообщество. Управление. - 2009. — № 1. -1 п.л.

3. Т.С. Соколова. Политико-психологические аспекты интеграции иммигрантов в принимающие общества.// Сборник докладов V Всероссийского Конгресса политологов, Москва, ГУ-ВШЭ, 20-22 ноября 2009 г. (СО) - 1 п.л.

4. Т.С. Соколова. Политика интеграции иммигрантов в принимающие общества // Асимметрия мирового суверенитета: зоны проблемной государственности. Материалы V Конвента РАМИ. - Т.18. - М.: МГИМО-Университет, 2009. - 0,8 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Соколова, Татьяна Сергеевна

Заключение.

Цель данного исследования состояла в том, чтобы посредством* сочетания политико-теоретического и политико-психологического подходов, на междисциплинарной основе проанализировать проблему включения различных поколений иммигрантов во французское и голландское общество в рамках различных моделей иммиграционной политики этих государств, рассмотреть различные аспекты процесса интеграции, а также определить влияние французской политики ассимиляции и голландской политики мультикультурализма на этот процесс.

Данная цель предполагала решение двух основных блоков вопросов. Первый из них связан с определением возможности использования политико-психологического подхода к изучению проблемы интеграции различных групп иммигрантов под влиянием той или иной модели. Второй блок включал в себя изучение практического применения исследуемых моделей иммиграционной политики и их влияния на процесс интеграции иммигрантов и социально-политическое состояние обществ принимающих стран.

В рамках определения возможности использования политико-психологического подхода мы, прежде всего, отметили преимущество данного подхода для изучения процесса интеграции различных поколений иммигрантов. Затем, были определены политико-теоретические аспекты построения понятия «модель иммиграционной политики». Данное понятие является одним из ключевых для данного исследования. Его формирование предполагает применение подхода М.Вебера к использованию «идеальных типов». В центре построения данных моделей лежит определения сути интеграции. В рамках французской модели интеграция понимается как ассимиляция различных поколений иммигрантов в принимающее общество, их «переплавка». Голландская модель предполагает, что сутью интеграции является мирное сосуществование , различных групп при их возможной автономности, и . сохранение групповой идентичности. В каждой из рассматриваемых моделей просматривается опора на национальные традиции? понимания сути, гражданства; и подхода: к. определению нации. Французская^ модель« ассимиляции; опирается на якобинскую традицию, прежде всего, подчеркнуто» жесткий светский, характер? государства, идея о необходимости^ отказа: от отличной групповой: идентичности (этнической; религиозной, культурной) в пользу создания единой массы французских граждан. Голландская- модель воспроизводит; идеи коммунитаризма:. возможность сосуществования различных групп в рамках государства; стремление к: сохранению групповой идентичности, воплощение; в жизнь концепции пилларизации.

Первый: блок задач- включил в себя также рассмотрение;* политико-психологических аспектов: изучения процесса , интеграции- различных групп, были: определены основные категории, которые применяются для данного анализа. Прежде всего, групповая идентификация (идентичность). (здесь важен: вопрос о соотношении проблемы самоидентификации и: проблемы идентификации со стороны общества, вопрос дихотомии «Мы» - «Они»); психологические аспекты культурных критериев идентичности: и формальных — взаимодействие культур, как более: широкая; категория; взаимодействие: групп: сотрудничество или конфликт и мотивы, побуждающие выбирать ту или иную форму взаимодействия; (прежде всего глубинные групповые: убеждения); Отдельно, была отмечена возможность применения категории стихийных движений, психология толпы (представляет собой отдельный интерес в свете массовых беспорядков, которые имели место в ряде европейских: стран вначале 2000х годов), но определилась ограниченность применения данных категорий для более глубинного изучения процесса интеграции.

Отдельно была рассмотрен вопрос об этнонационализме и его влиянии на взаимодействие между различными большими группами, применительно к нашему исследованию — различным группам иммигрантов и коренного населения. Кроме этого, была, выделена отдельная категория иммигрантов второго и третьего поколения, изучение которой представляет собой отдельный интерес для изучения проблемы интеграции в свете особой проблемности их самоидентификации и идентификации их со стороны общества, т.к. де юре они имеют право называть себя французскими гражданами, но де факто еще не являются таковыми ни в глазах коренных граждан, ни по самоощущению.

Особое внимание мы уделили рассмотрению глубинных групповых убеждений, которые определяют взаимоотношения между группами в силу существования определенных предрассудков в отношении «других». Среди данных убеждений особый интерес представляют убежденность в превосходстве группы, либо в ее уязвимости, беспомощности, уязвимости, ощущение несправедливости или недоверие в другой группе. Данные убеждения часто подпитываются и воспроизводятся от поколений к поколению при помощи механизма «избранной травмы». Отмеченные формы коллективного мировосприятия часто характеризуют отношение иммигрантов-выходцев из бывших колоний к коренному населению бывшей метрополии.

В конце первого блока были выделены основные параметры сравнения двух моделей иммиграционной политики. Среди основных характеристик, по которым проводилось сравнение, были изучены:

1 .Теоретическая традиция, на которую опирается модель; 2.Подход к пониманию сути интеграции в рамках модели 3 .Идеи, лежащие в основе модели 4.0тношение к религиозным отличиям 5.Восприятие идентичности б.Отношение к культурному, религиозному, этническому разнообразию общества

7.Современное состояние модели

По всем параметрам французская модель была охарактеризована как более жесткая, а голландская модель в качестве более мягкой. А относительно современного состояния моделей была отмечена тенденцию к ужесточению в обоих случаях: и французская модель стремиться к усилению ассимиляционной составляющей, и голландская модель постепенно ужесточается в сфере требований к иммигрантам.

Второй блок вопросов данного исследования относился к практической сторонне применения исследуемых моделей. В рамках данного блока была рассмотрена политика регулирования иммиграционных потоков, а также политика интеграции иммигрантов и ее влияние на развитие европейских обществ, прежде всего, на примере Франции и Нидерландов. Было даны основные характеристики проблемы иммиграции в европейских странах. Затем изучены кейсы Франции и Нидерландов.

В заключении второго блока изучено влияние иммиграции на социальное и политическое развитие западноевропейских стран на примере Франции и Нидерландов. В итоге, был сделан вывод о наличии определенного кризиса обеих моделей. Несмотря на явные различия в подходах к интеграции иммигрантов различных поколений, ни одна из рассмотренных моделей на данный момент не проявила свою эффективность в решении проблемы снижения напряженности между иммигрантами и автохтонным населением, борьбы с дискриминацией в отношении представителей различных поколений иммигрантов. Данную неэффективность можно объяснить наличием глубинных психологических причин определенного противостояния между различающимися культурами.

В том, что касается сравнения двух типов иммиграционной политики, для данного исследования нет необходимости рассматривать сами эти политик во всех ее деталях, мы рассмотрели самое главное — с точки зрения целей и задач диссертации, именно в этом смысле мы говорили о «модели политики.»

Франция и Нидерланды - самые крайние точки в Европе не только в вопросах иммиграции, но и во многом другом. Некое подобие Франции в Европе - только Польша; все остальные сильно отличаются'. Голландия демонстрирует крайнюю терпимость во многих сферах жизнедеятельности, что особо чувствительно для пришлых. В значительной степени изучение крайностей позволяет понять норму, найти «золотую середину». В том числе и на «шкале» возможных иммиграционных политик, применяемых в Европе, позиции этих двух стран занимают крайние точки.

В этих странах яркие примеры существования сильных диаспор, как например, алжирская диаспора во Франции, которая во многом живет по своим законам, согласно своим традициям и правилам, которые подчеркивают сегрегацию французского общества и неэффективность интеграции иммигрантов.197

По-мнению американского политического журналиста Дуга Ирланда второе и третье поколение иммигрантов во Франции можно назвать «потерянным поколением»198. На мой взгляд, подобное определение можно отнести и голландскому случаю. Оно отражает результат неэффективности политики интеграции в обеих странах: целые поколения оказываются* по сути своей маргинальными и выпадают из нормальных повседневных практик, которые характерны для коренных жителей этих стран. Таким образом, эти группы так или1 иначе формируют свои практики, с одной стороны, отличные от практик их «отцов», для которых Европа была желанной целью и возможно единственным шансом достигнуть чего-либо в жизни, с другой стороны, с другой стороны, не являющимися практиками полноценных граждан, представителей титульной нации, для которых открыты все возможности и перспективы во всех областях жизнедеятельности общества. Как отмечает В.Малахов, «структуры господства» в Европе не меняются в соответствии с

197 Подробнее об особенностях алжирской диаспоры во Франции Begag A. Les relationa France-AIgene vues de la diaspora algérienne./ Modem & Contemporary France, Vol. 10, No 4, 2002, pp. 475-482 действительностью, в которой различные поколения иммигрантов составляют все большую долю населения Европы: элиты продолжают формироваться из

199 коренного населения, а иммигранты остаются внизу социальной лестницы.

Очевидный вывод данной* работы - это неэффективность обеих рассмотренных моделей. Однако, суть проблемы в более широкой теоретической постановке вопроса, а достижима ли интеграция-вообще и как она должна выглядеть. Что значит «интеграция»? Верить,в своего бога, носить национальную, одежду, питаться национальной кухней, часто этому никто не препятствует. Суть интеграции — жить по правилам принимающего общества. А это столкновение двух укладов, из которых один (европейский) — гибкий, однако находящийся в состоянии глубокого* кризиса бюрократии (формальных правил), а второй (традиционный) - по природе его ригидный как на социальном, так и на личностном уровнях и иным быть не может, при этом держащийся на религиозных и неформальных правилах, а также на межличностных отношениях.

Обе рассмотренные в диссертации «модели» по-своему борются с «традиционным» укладом мигрантов, а это задача для нескольких поколений. «Поштучное» вырывание из уклада конкретного' человека, его- микросреды, малых социальных групп - тоже задача на поколения. Отсюда — один из главных выводов: решение проблемы невозможно в рамках циклов политической конъюнктуры (избирательных кампаний и смен руководства). В той мере, в какой гармонизация отношений принимающего и принимаемого социумов вообще достижима, продвижение к ней требует: (а) способности государства проводить в этой области политику долговременных целей, устойчивую к сменам внутриполитической обстановки и власти в стране; (б) способности науки, независимых организаций и самого государства отслеживать соответствующие процессы на межпоколенческих горизонтах

198 Ireland D. Why France is burning?/ The Nation, November 28,2005,- pp.29-30.

199 Малахов В. Жан-Мари Ле Пен и другие./ Космополис, №1, осень 2002. - С. 117-120. времени и происходящих изменений; (в) особого» внимания государственных органов и ■ негосударственных структур к вопросам; как осмысления накопленного опыта, более тонко» и детальной! проработки иммиграционной политики, так и координации текущих и долговременных целей и мер такой

ПОЛИТИКИ. ' /. •■. .'' • . 1 ■ : ' ••■':'. Если взять различные уровни политико-психологического анализа, то на «базисном» уровне, ; основной, интерес представляет Я-концепция. С точки зрения различных поколений иммигрантов угроза Я-концепции заключается именно в попытке изменить ■ их привычный уклад, а ее уязвимость обусловлена проблемами самоидентификации второго и третьего•поколения иммигрантов, в результате чего они часто обращаются к агрессивным формам взаимодействия. Данная ситуация характерна, прежде всего,1 для, французского случая. В I*ол ландии угрозу Я-концепции часто чувствуют и представители автохтонного населения, т.к. традиционная терпимость; и практика мультикультурализма ставит вопрос о допустимых пределах изменения культуры и голландского общества в целом под влиянием усиления иммиграционного давления.

Таким образом; суть политики иммиграции в! обоих странах, должна заключаться* в защите Я-концепции, как, различных поколений, иммигрантов; так и« представителей: автохтонного * населения; или же как минимум, , эта политика не должна создавать ощущение угрозы Я-концепции.

На другом- уровне, необходимо также учитывать и> политическую и психологическую составляющую среды, в которую должны быть, по идее интегрированы иммигранты. Основные характеристики это среды следующие: > Меняется1 роль Европы в мире (потеря былых позиций ш появлений новых центров силы в мире, а также наплыв, иммигрантов из бывших колоний, которые активно «завоевывают» Европу): Один из.аспектов этого изменения: если раньше Европа; помимо прочего, была, прежде всего, интеллектуальным центром мира (науки, общественно-политические идеи и т.п.), то сейчас остальной мир «подтянулся» и Европа единственным центром глобального интеллектуального развития уже не является — а понимание этого влияет на само- и мироощущение европейцев;

Все активнее проявляется кризис того политического спектра, который определял жизнь Европы в последние 150 лет: многие левые идеи перехвачены бывшими правыми партиями; идея социализма погружается в глубокий кризис; нет очевидных новых политических «макроидей», их место занимают локальные проблемы;

Парадоксальное сочетание наступления бюрократии (в странах ЕС) с ее же все более глубоким кризисом усугубляет многие проблемы;

Миграция - одно из естественных следствий глобализации, и его надо рассматривать не как провал концепции/политики какого-то правительства, но как весьма долговременный этап уже начавшегося и необратимого глобального развития; как своего рода «норму» для этого этапа. Европе еще только предстоит примириться с этой действительностью и найти эффективные механизмы адаптации к ней.

В результате, мы видим, что и сама среда, в которой оказались иммигранты, переживает некий кризис, что еще больше затрудняет задачу интеграции различных поколений иммигрантов в принимающие общества, а также заставляет переосмысливать не только отдельные элементы иммиграционной политики рассмотренных стран, но и основные идеи, на которых эти политики основываются. И якобинские идеи, и идеи мультикультурализма переживают в настоящий момент кризис, который выражается в проблемы применимости этих традиций в современных условиях.

В целом, необходимо отметить, что отмеченные в работе особенности изученных иммиграционных политик Франции и Нидерландов и политико-психологические аспекты процесса интеграции иммигрантов различных поколений, а также практические результаты показывают, что этническое различие и напряжение между иммигрантскими группами и автохтонным населением, усиливаемое социальным расслоением оказывает аккумулятивный эффект на политический процесс изучаемых стран. В результате, какое-либо, трагическое но относительно частное, событие, как например, гибель двух подростков во Франции, становится знаковым и вызывает аккумулированный эффект как в социальной сфере (массовые беспорядки и выступления), так и в политической сфере (начиная от ужесточения риторики политиков, заканчивая принятием соответствующих законов или ростом популярного радикальных политиков). Подобный политический и социальный результат объясняется наложением рассмотренных процессов на всех уровнях анализа и усилением их эффекта в случае этого наложения.

Источники:

1. Delta Plan for Civic Integration - http://www.vrom.nl/pagina.html?id=42930

2. Key indicators of the labour market, 2001- 2002. - Geneve: ILO, 2002. - XII.

3. Le rapport de la Commission Stasi sur la Laicite. - Le Monde. Document. -Vendredi 12 Decembre 2003.

4. LOI no 2001-1066 du 16 novembre 2001 relative à la lutte contre les discriminations - http://eur-lex.europa.eu/n-lex/pays.html?lang=en

5. 1 LOI n° 2003-1119 du 26 novembre 2003 relative à la maîtrise de l'immigration, au séjour des étrangers en France et à la nationalité.- http://eur-lex.europa.eu/n-lex/pays.html?lang=en

6. 1 LOI n° 2005-32 du 18 janvier 2005 de programmation pour la cohésion sociale - http://eur-lex.europa.eu/n-lex/pays.html?lang=en

7. LOI n° 2006-64 du 23 janvier 2006 relative à la lutte contre le terrorisme et portant dispositions diverses relatives à la sécurité et aux contrôles frontaliers -http://eur-lex.europa.eu/n-lex/pays.html?lang=en

8. 1 LOI n° 2006-396 du 31 mars 2006 pour l'égalité des chances - http://eur-lex.europa.eu/n-lex/pays.html?lang=en

9. 1 Loi n°2006-911 du 24 juillet 2006 relative à l'immigration et à l'intégration. -http://eur-lex.europa.eu/n-lex/pays.html?lang=en

10.Migrant Integration Policy Index.- http://www.integrationindex.eu/about

11. WET INBURGERING (Civic Integration Act) - http://www.st-ab.nl/wetten/1070WetinburgeringWi .htm

12.World employment report. - Geneva: ILO, 2001. - 2001: Life at work in the information economy. XVII

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Соколова, Татьяна Сергеевна, 2009 год

1. Алексеева Т.А. Политическая теория: От концепций к теориям: Учебное пособие. М.: МГИМО (У); РОССПЭН, 2007.

2. Алексеева Т.А. Современные политические теории. Москва: РОССПЭН, 2000.

3. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. Пер. с нем. C.B. Базарновой. -М.: РГГУ, 2000.

4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. Москва: Канон-Пресс, 2001.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Наука, 1994.

6. Ашкеров А. Политика идентичности. См. электронный ресурс «Государство и антропоток».http://www.antropotok.archipelag.ш/text/a 188.htm

7. Балибар Э. Нация как форма: история и идеология. / Балибар Э., Валлерстайн И., Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности. Москва: Логос-Альтера, 2003.

8. Барабанов О.Н. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». -М.:МГИМО (У), РОССПЭН, 2002.

9. Бенедиктов К. Ультраправый фланг Европы./ «Агентство политических новостей» — 2006/ www.apn.ru !

10. Ю.Берлин И. Две концепции свободы / Современный либерализм: Роулз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. Москва: Прогресс-Традиция, 1998.

11. П.Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: в 3 т. Т 2: Игры обмена. М.: «Прогресс», 1988.

12. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: в 3 т. Т 3: Время мира. -М.: «Прогресс», 1992.

13. Бродель Ф. Что такое Франция? Москва: Издательство имени Сабашниковых, 1994.

14. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. Ред. Ю.Н. Давыдова. — М.: Прогресс. 1990.

15. Вебер М. Основные социологические понятия. / Теоретическая социология. Под ред. Баньковской С.П. — Т.1. Москва: Книжный дом «Университет», 2002.

16. Вебер М. Политика как призвание и профессия. / Вебер М. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990.

17. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / Вебер М. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990.

18. Денисенко М.Б., Фурса Е.В., Хараева O.A., Чудиновская О.С. Миграционная политика в зарубежных странах и Российской Федерации: опыт сравнительного анализа. М.: Институт экономики переходного периода, 2003.

19. Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г . http://voluntary.ru/dictionary/567/)

20. Казанцев A.A. Миграционные процессы и нетрадиционные угрозы безопасности России./ Аналитические записки научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. М.: МГИМО, 2007. - Выпуск 5(25)

21. Косолапов Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем: Основы теории и методологии (на примере России): Пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

22. Кули Ч.Х. Социальная самость. Американская социологическая мысль. / Под ред. В.И. Добренькова. Москва: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1996.

23. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Москва: Дом интеллектуальной книги, 2000.

24. Ле Бон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995

25. Лейкен Р. Разгневанные мусульмане Европы// Россия в глобальной политике. М., 2005. - № 6.

26. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006.

27. Малахов В. Жан-Мари Ле Пен и другие./ Космополис, №1, осень 2002. С. 117-120.

28. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. Москва: Книжный дом «Университет», 2005.

29. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью. // Вопросы философии. 1998 .- №2.

30. Малахов В. С. Что значит «мыслить национально»? Из истории немецкой и русской мысли первой трети XX века. // Логос. 2001. — № 5-6.

31. Малахов B.C. Проблемы изучения национализма и этничности в конструктивистской парадигме (на примере российского обществоведения последних десяти лет). // Политическая наука. 2002. - № 4.

32. Миграционные процессы: Социально- экономический аспект (на примере ведущих стран). М.: РАН ИМЭМО, 2007.

33. Мирошеинкова Е. Религиозный фактор в иммиграционной политике ЕС.// Современная Европа. М., 2006 - №1

34. Михайлов C.B. Европа: От временных иностранных рабочих к новым этническим меньшинствам// Актуальные проблемы Европы: Сб. науч. трудов. М., 2005. - №1.

35. Московичи С. Век Толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1996.

36. Прожогина С. Интеграция по-французски.// Азия и Африка сегодня. М., 2003 .-№6

37. Семененко И.С. Проблемы интеграции мусульманских общин в странах ЕС./ Проблемы интеграции мусульманских общин в странах ЕС и России. М.: Комитет «Россия в объединенной Европе», 2007.

38. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

39. Стрельцова Я.Р. Франция и проблема интеграции мигрантов// МЭиМО М., 2005.- №9.

40. Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами. / Современный либерализм: Роулз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. Москва: Дом интеллектуальной книги, 1998.

41. Уолцер М. О терпимости. — М.: Идея-пресс, Дом интеллектульаной книги, 2000.

42. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НЛП «Ермак», 2004

43. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. - № 3.

44. Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. Москва: Ad Marginem, 1998.

45. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Санкт-Петербург: Наука, 2000.

46. Хижный Э.К. Иммиграция в страны Западной Европы: экономические, демографические и юридические аспекты// Россия и современный мир. М., 2005.-№ 1.

47. Цмай В.В. Некоторые аспекты концепции насилия в арабо-мусульманской культуре. Антропология насилия. Отв. Ред. Бочаров В.В., Тишков В.А. -СПб: Наука, 2001 г.

48. Begag A. Les relationa France-Algerie vues de la diaspora algerienne./ Modern & Contemporary France, Vol. 10, No. 4, 2002.

49. Bell A. David "The Shorn Identity" The New Republic.- November 28 & December, 2005.

50. Bernard Ph. Immigration: le defi mondial P.,2002.

51. Boley J.-C., Vorlet J.-P. The foreign population resident in Switzerland. -Lozanne, 1988.

52. Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany Harvard University Press, Cambridge - 1992.

53. Carle R. Demise of Dutch Multiculturalism. J. Society, March/ April 2006.

54. Durkheim E. The Division of labor in society. new York: Macmillan, 1933.

55. Eidelson R.J., Eidelson J.I. Dangerous Ideas: Five Beliefs That Propel Groups Toward Conflict. American Psychologist, March 2003, Vol 58, N3.

56. Eurostat yearbook, 2002: The statistical guide to Europe, Data 1990-2000. -Luxembourg: European Commission. 2002

57. Frank Van Beetz. The legal instruments required in the strategy for. a successful integration policy in The Netherlands/w\vw.coe.int/t/E/SocialCohesioii/Migration/Documentation/Publicat ionsandreports/Reportsandproceedings/2000StrategiesBeetz.asp

58. Freedman J. Secularism as a Barrier to* Integration? The French Dilemma. -International Migration Vol.42 (3) 2004.

59. Gellner E. Nationalism. London: Weidenfeld andNicolson, 1997.

60. GP. Freeman. Immigrant incorporation in western democracies. Int. Mig. Rev. 2004. 38(3):945-69

61. Hopkins N. and Murdoch N. The Role of the 'Other' in National' Identity: Exploring the Context-Dependence of the National Ingroup Stereotype. // Journal of Community and Applied Social Psychology, No 9, 1999.

62. Horowitz, D.L. Ethnic groups in conflict. Berkeley: University of California Press, 1985.

63. Hurewitz J. Too Tolerant of the Intolerant: Holland's Multicultural Drama/ The New Presence, Smmer 2005.

64. Hylarides C. Peter. Multiculturalism in the Netherlands and the Murder of Theo van Gogh. Contemporaiy Review, February 1, 2005.

65. Ireland D. Why France is burning?/ The Nation, November 28, 2005.

66. J.-C. Dumont. Return migration: policies and practices in Europe./ZBulletin of the WHO-4»eB. 2005, 83 (2)

67. Joppke C. Beyond National Models: Civic Integration Policies for Immigrants in Western Europe. West European Politics, Vol. 30, No 1, 1-22, January 2007.

68. Kearney M. World View. Novato, CA: Chandler & Sharp, 1984'.

69. Kelman H.C. Social-psychological dimensions of international conflict. Peacemaking in International Conflict: Methods and Techniques. — Washington, DC: US Institute of Peace Press, 1997.

70. Kymlica W. Multicultural states and intercultural citizens. — Theory and Research in education I (2) 147-169, Sage Publications, 2003.

71. Kymlika W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. -Oxford, UK: Clarendon, 1995.

72. L'Atlas des Migrations: Les Routes de l'Humanite. Coedition La Vie- Le Monde 2008-2009.

73. Lammers B.J. National Identity on the French periphery: The end of peasants into Frenchmen?/ National Identities, Vol. l,No. 1, 1999.

74. Lambert E. W., Moghaddam M.F., Sorin J., Sorin S. Assimilation vs. Multiculturalism: Views from Community in France. Sociological Forum, Vol. 5, N 3, 1990 - Plenum Publishing Corporation.

75. Le Monde. 28-29 сентября 2008 г.

76. Les immigres en France. Edition 2005. Insee, 2005.

77. Les points clés du projet de loi// Le Figaro 02 mai 2006.

78. Leung K., Stephan W.G. Perceptions of injustice in intercultural relations. Applied and Preventive Psychology, 7, 1998.

79. LeVine, R.A., Campbell, D.T. Ethnocentrism: Theories of conflict, ethnic attitudes, and group behavior. New York: Wiley, 1972.

80. Macridis R. The 'other side' of Jacobinism. Virginia Quarterly Review, 0042675X, Summer90, Vol. 66, Issue 3.

81. Modoot T. Antiessentialism, multiculturalism and the "recognition" of religious groups. J. Political Philosophy. 6 (4): 378-99, 1998.

82. Modoot T. Multicultural Politics: Racism, Ethnicity and Muslims in Britain. -Minneapolis: Univ. Minn. Press, 2005.

83. Moscovici S. Notes toward a description of social representation. European journal of Social Psychology, 18, 1988 P. 211-250.

84. Mouhoud M. Les nouvelles migration. Un enjeu Norcl-sud de la mondialisation. -Encyclopedia Universalis France S.A., 2005.

85. P. Ireland. Becoming Europe: Immigration, Integration and the welfare State. Pittsburgh, PA: Univ. Pittsburgh Press.

86. Parekh B. Rethinking Multiculturalism: Cultural Diversity and Political Theory. -Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 2000.

87. Reijeneveld SA. Reported health, lifestyles, and use of healthcare of first generation immigrants in the Netherlands: do socio-economic factors explain their adverse position? -J Epidemiol Community Health 52., 1998.

88. Rod Dreher, "Geert Wilders and the Netherlands' Shame," The Dallas Morning News (on-line) (January 22, 2009).

89. Selznick P. Thinking about Community: Ten Theses. Society, 32, 5, July/August 1995.

90. Staub E. The roots of evil: The origins of genocide and other group violence. -Cambridge, England: Cambridge Univ. Press, 1989.

91. Sumner W.G. Folkways: A study of the sociological importance of usages, manners, customs, mores, and morals. Boston: Ginn, 1906.

92. Taylor, Ch. Democratic Exclusion (and its Remedies?). In A. C. Cairns (ed). Citizenship, Democracy and Pluralism. Toronto: McGill University Press, 1999.

93. Taylor C. Shared and Divergent Values, in R.Watts and D.Brown (eds.) Options for a New Canada. Toronto: univ. of Toronto Press., 1991.

94. Terry E.GIVENS. Immigrant Integration in Europe: Empirical Research. -Annu. Rev. Polit. Sci. 2007. 10-67 83.

95. The Shorn Identity: Why the French Forgot How to assimilate. David Bell/ -The New republic November 28 - December 5, 2005.

96. Triandis H.C. The psychological measurements of cultural syndromes. American Psychologist, 51,1996 .

97. Turner J.C., Hogg M.A., Oakes P.J., Reicher S.D., Wetherell M.S. Rediscovering of social group: Self-categorization theory. Oxford, England: Blackwell, 1987.

98. Vasta E. From ethnic minorities to ethnic majority policy: Multiculturalism and the shift to assimilationism in the Netherlands./Ethnic and Racial Studies. Vol.30,No.5, September 2007.

99. Volkan, V. Psychoanalysis and diplomacy: Part I. Individual and large group identity. Journal of Applied Psycoanalytic Studies, 1, 29-55. - p. 46.

100. Weber S. Nouvelle Europe: Nouvelles Migrations: frontiers, integration, mondialisation- Edition du Felin, 2007.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.