Гонение на христиан и кризис античного миросозерцания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Амосова, Елена Валентиновна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Амосова, Елена Валентиновна
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3-19
Глава 1. Эволюция римской системы мировосприятия в 20-54 первые века новой эры.
1.1. Основные черты римской системы мировосприя- 20-24 тия.
1.2. Христианин в римском мире. 24-33
1.3. Разрушение традиционных связей в римском об- 33-49 ществе.
Глава 2. Империя и христианство: динамика конфликта. 55-124
2.1. Гонения начала II века и эпохи Антонинов. 56-75
2.2. Антихристианские выступления в эпоху Северов. 75-87
2.3. Антихристианские погромы III века. 87-90
2.4. Гонения Деция и Валериана. 90-101
2.5. «Великое гонение». 101-116 Глава 3. Агрессия и ее проявления в римском обществе. 125-152
1.1. Роль агрессии в античном обществе. 125-142
1.2. Римляне и христиане: исчерпание агрессии. 142-150 Заключение. 153-159 Список источников. 160-162 Список литературы. 162-178 Список сокращений
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Феномен мученичества во взаимоотношениях христианской Церкви и Римской империи: II - начало IV в.2010 год, кандидат исторических наук Софян, Анна Борисовна
Христианство в Римской империи во II-III вв.: К проблеме взаимоотношений новых религиозных течений и традиционного общества и государства2004 год, кандидат исторических наук Пантелеев, Алексей Дмитриевич
Греко-иудейские традиции в христианских апологиях II-IV веков2002 год, кандидат исторических наук Большаков, Андрей Петрович
Классическая традиция в трудах позднеримских интеллектуалов: кон. IV - нач. VI вв.2007 год, кандидат исторических наук Литовченко, Елена Викторовна
Отражение проблем падения Западной Римской империи в творчестве Сальвиана Массильского2004 год, кандидат исторических наук Зобнина, Анна Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гонение на христиан и кризис античного миросозерцания»
Введение.
Изучение духовного, политического, социального противостояния язычества и христианства занимает одно из центральных мест в мировой исторической науке. Конфликт двух крупнейших мировоззренческих систем поздней античности затронул все слои общества, изменил самые основы мировосприятия человека. Однако анализ изменений, протекающих в человеческом сознании в период кризиса подобного масштаба, представляет интерес не только в силу грандиозности и неизбежного драматизма происходящего, но и потому, что углубляет наши представления о процессах, связанных с трансформацией мировоззрения в современном обществе.
Вместе с тем актуальность подобной проблематики обуславливает и особые сложности, связанные с исследованием в указанной области. Анализ мотивации деятельности представителей предшествующих поколений иногда проводится исследователями не вполне адекватно: мы пользуемся комплексом стереотипных представлений своей эпохи столь привычно и неосознанно, что невольно приписываем современные суждения людям минувших столетий. В результате возникают неверные заключения о субъективной значимости тех или иных событий, непонимание мотивов, которыми руководствовались люди и т.д. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что выводы, касающиеся данных вопросов, в принципе ^верифицируемы. Вместе с тем, исключение подобной проблематики из поля зрения ученых означает существенное обеднение нашего понимания хода истории.
Противостояние христианства и язычества, методы, используемые последним для подавления новой религии, долгое время оценивались с позиций политических, идеологических, религиозных концепций, развивавшихся в течение последующих веков и незнакомых античности. Р. Мак-Маллен, убежденный противник модернизации исторической науки в любых формах, до-
вольно четко сформулировал эту проблему применительно к критериям обращения в христианство: нет причин утверждать, что поступки человека «мотивированы тем-то и тем-то просто потому, что мы можем наблюдать то же в ныне живущих обществах».1 Именно поэтому, по нашему мнению, изучение динамики конфликта язычества и христианства оказывается невозможным вне связи с изучением свойственных античности представлений о нормативном поведении, комплекса стереотипов, сформировавшихся в рамках античной культурной традиции. Нельзя также не учитывать закономерностей, свойственных человеческому общению, свойств восприятия и т.д. Понимание меры влияния подобных факторов на развитие событий существенно обогащает представления об историческом процессе, восполняет наши знания о жизни древних обществ.
Во взаимоотношениях христианства и Рима четко выделяются три уровня взаимодействия:
1. христианская церковь и римское государство (взаимоотношения на уровне организационных систем);
2. христианство и греко-римская интеллигенция (уровень взаимодействия идеологических концепций);
3. христианство и рядовые граждане римского государства (взаимоотношения на уровне массового сознания).
Несмотря на то, что все типы взаимоотношений тесно переплетаются между собой, каждый имеет свои особенности, отличается динамикой развития, требует специфичной методики исследования. При этом если первые два аспекта взаимодействия в настоящее время достаточно хорошо изучены, последний, затрагивающий в первую очередь субъективные факторы, с нашей точки зрения, долгое время недооценивался отечественными исследователями.
Целью настоящего исследования является изучение свойств античного мировосприятия, оказавших наибольшее влияние на историю христианских гонений, а также трансформация этих свойств под воздействием социально-экономических и политических процессов, протекавших в период кризиса античного общества.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выделить основные причины конфликта христианского и античного мировосприятия в сфере обыденного сознания.
2. Используя акты и пассионы христианских мучеников, а также произведения христианских авторов II - IV вв., проследить динамику изменений, имевших место во взаимоотношениях рядовых жителей Римской империи и членов христианских общин в указанный период.
3. Выделить основные факторы в сфере мировосприятия, оказавшие наибольшее влияние на формы проявления конфликта и обусловившие постепенное снижение его актуальности к концу очерченного периода.
Хронологические рамки.
Наше исследование охватывает период с начала II века по второе десятилетие IV века н.э. Начало этого периода соответствует первым государственным антихристианским мероприятиям. За рамками данной работы оставлены события I века, поскольку в это время христианство не считалось системой, полностью изолированной от иудаизма. В качестве верхней границы выбраны годы, предшествовавшие принятию Миланского эдикта, когда сформировались условия для становления христианства в качестве государственной религии.
Источниковая база.
В нашей работе использованы три основные группы письменных источников: акты и пассионы христианских мучеников, латинская и греческая патристика, а также ряд произведений нехристианских авторов.
Основными источниками по данной теме являются акты и пассионы христианских мучеников. Этот тип источников мало привлекался для исследований, касающихся особенностей позднеримского мировосприятия, что обусловлено в первую очередь спецификой рассматриваемых документов. Агиографической литературе свойственен крайний субъективизм и тенденциозность в подборе материала^ что несомненно осложняет ее использование в историческом исследовании. Но в то же время, целенаправленность, проявленная авторами или переработчиками актов и пассионов при собрании или компоновке материала, и даже характер привнесенных искажений представляют несомненную ценность для изучения особенностей мировосприятия того времени. В частности, анализ основных принципов повествования, свойственных агиографической литературе, позволяет вычленить особенности представлений христиан П-1У вв. о характере их конфликта с античным миром, а также изучить стереотипные ожидания относительно поведения римлян во время гонений. И хотя при попытке реконструировать подлинные реакции языческого окружения следует учитывать специфические черты агиографических памятников, это не снижает значимость данного круга источников.
Еще одна особенность работы историка с актами и пассионами христианских мучеников определяется неодназначностью датировок, а зачастую и множественностью этапов формирования документов. Поскольку методология нашего исследования предполагает выявление свойств восприятия человеком окружающей действительности в рамках конкретного временного отрезка, проблема аутентичности исполь-
зуемых актов и пассионов имела для нас первостепенное значение. Поэтому в диссертации использованы материалы лишь тех агиографических памятников, принадлежность которых изучаемой эпохе признается подавляющим большинством исследователей. Именно этот принцип лежал в основе подбора коллекции актов и пассионов, опубликованных в Оксфорде, материалы которой и были использованы в нашей работе. Среди достоинств этого издания следует отметить и
учет разночтений, имеющихся в основных академических собраниях
з
актов и пассионов христианских мучеников.
Из числа произведений отцов христианской церкви, используемых в нашей работе, прежде всего следует выделить труды, традиционно привлекаемые при изучении истории гонений. Наиболее обширны с точки зрения хронологических рамок материалы, представленные в «Церковной истории» Евсевия. То обстоятельство, что освещению здесь подлежат в основном события, происходившие на Востоке империи, а также отсутствие аналогичного источника для Западной части, обуславливают некую неполноту картины гонений. Отчасти это восполняется произведениями, освещающими события в рамках одного гонения в соответствующем регионе. К их числу относятся письмо Тертуллиана к Скапуле, эпистолярное наследие Киприана, в первую очередь его послание к Деметриану, сочинение Понтия Диакона «О жизни и смерти Киприана». Аналогичны по типу материалы книги Евсевия «О палестинских мучениках», посвященной истории Великого гонения в одном регионе. Наиболее тенденциозным из источников, освещающих историю гонений, является произведение Лактация «О смерти гонителей», где изложение подчинено единой идее божественного возмездия за антихристианские деяния. Используя материалы данного круга источников, мы приняли тот же подход, что и к агиографической литературе, анализируя не только ход упоминаемых со-
бытий, но и характер проявленной авторами тенденциозности и субъективизма.
Следующая группа произведений христианских авторов, привлеченных к нашему исследованию - труды, посвященные полемике христианства с язычеством. Это апологии Юстина, Тертуллиана, Та-тиана, диалог «Октавий» Минуция Феликса, сочинения Оригена «Против Цельса» и Арнобия «Против язычников». Особый интерес для нас представляет соотнесенность развития конфликта между христианством и язычеством с особенностями построения диалога двух принципиально разных культур в указанных произведениях.
Наконец, помимо творчества христианских авторов, в нашем исследовании эпизодически привлекаются фрагменты произведений Цицерона, Тита Ливия, Тацита, Иосифа Флавия, Светония, Марка Аврелия, Элия Аристида, Кассия Диона и др.
Степень изученности проблемы.
Проблема антихристианских выступлений в Древнем Риме давно привлекала внимание исследователей. Множество книг XIX - начала XX вв. были посвящены как общей истории церкви в эпоху античности, так и собственно истории гонений. На этой стадии большинство работ русских и зарубежных исследователей имело констатирующий характер и ставило целью воспроизведение последовательности событий. В тот период был создан целый ряд трудов энциклопедического типа, авторы которых стремились охватить возможно более широкий круг проблем.4 Подход исследователей определялся преимущественно степенью преувеличения роли христианства в древности.
Среди отечественных работ этого периода можно назвать труды Д. Азаревича, П.А. Лашкарева, В.А. Мелихова, А.Н. Муравьева, М.Э. Поснова, статью Ф.Ф. Зелинского в энциклопедии Брокгауза и Эфрона.5 Диапазон мнений здесь достаточно широк. На одном полюсе на-
ходятся работы, построенные на прямолинейных и схематичных утверждениях, будто центральной причиной гонений была ненависть зла к добру, ненависть темных, испорченных людей, неспособных справиться с бурей страстей, к светлым и искренним христианам,6 на другом - труды, авторы которых стремились учесть возможно больший круг факторов, оказавших влияние на описываемые события.
Наиболее значительными исследованиями русских ученых конца XIX -начала XX вв. по праву считают труды А.П. Лебедева и В.В. Болотова. Книга А.П. Лебедева «Эпоха гонений на христиан»7 представляет собой опыт достаточно тщательного анализа с позиций традиционного христианского эгоцентризма. Исследователь исходит из преувеличенных представлений о роли христианской церкви в жизни античного общества первых веков новой эры, однако стремление возможно более полно учесть различные факторы, повлиявшие на историю гонений, выделяют это произведение из числа современных ему изданий.
Исследование В.В. Болотова8 характеризуется наибольшей последовательностью научного подхода к решению проблем, связанных с историей репрессий против церкви. Ученый отрицает исключительный характер антихристианского законодательства в системе правовых норм эпохи, анализирует развитие правовой базы гонений.
Одновременно в мировой историографии Древнего Рима появляется ряд работ, посвященных анализу различных аспектов кризиса античного мировоззрения. Из числа авторов этого периода выделим Г. Буассье9, чьи труды и по сей день представляют немалый интерес для исследователей религиозной системы императорского Рима, идеологического кризиса той эпохи. Еще один видный исследователь начала XX в., В. Варде-Фоулер, изучал развитие понятийного аппарата в сис-
теме римского мировоззрения. Для нас особое значение имеет работа ученого о трансформации понятия religio в римской культуре.10
В послеоктябрьский период происходят достаточно значительные изменения в научных подходах как западных, так и отечественных ученых. В советской историографии начинает преобладать гиперкритический подход к истории церкви, обусловленный идеологическими установками. И хотя в советскую эпоху создается весьма значительное количество работ по истории христианства, затрагивающих в числе прочих и проблемы гонений11, чрезмерная идеологизация заметно снижает их научную ценность. Достаточно долго в отечественной исторической литературе господствует тенденция к преуменьшению роли и масштабов гонений. Однако в тех случаях, когда исследователи отказываются от тенденциозных оценок, наличие четкой методологии становится несомненным преимуществом советской исторической науки.
Число работ отечественных историков, непосредственно посвященных истории гонений, очень ограничено. В 1940 г. вышла в свет статья Е.М. Штаерман «Гонения на христиан в III веке»12, где автор рассматривала борьбу Рима и христианства как противостояние недовольных провинциалов - средних землевладельцев, муниципальной знати - римской политике «высасывания сил». Основные положения данной работы представляются к настоящему времени не вполне правомерными.
В 1980 г. публикуется небольшая по объему, но весьма ценная с точки зрения научного подхода статья М.Е. Сергеенко, посвященная конфликту церкви и государства в правление Деция.ь Особое внимание в ней уделяется воздействию свойственного христианам середины III века провоцирующего поведения на ход гонения.
В 1988 г. выходит монография минского исследователя В.А. Федосика «Церковь и государство»14, ставшая единственной попыткой в отечественной историографии послеоктябрьского периода провести целостный анализ динамики развития взаимоотношений между двумя различными организационными системами - христианской церковью и римской государственной машиной. История гонений рассматривается автором с последовательных методологических позиций, что придает работе целостность и определяет ее несомненную научную ценность. Однако основным объектом исследования стали буржуазные концепции, связанные с историей гонений. Как в указанной монографии, так и в последующих работах13 автор достаточно осторожно рассматривает вопросы, связанные с масштабами гонений, хотя критика и не перерастает в полное отрицание их значимости.
Что касается проблем развития и кризиса античного мировоззрения, напротив, им в отечественной историографии уделялось большое внимание. Так С.Л. Утченко посвятил ряд работ истории эволюции римской системы ценностей. 16 Проблемы взаимодействия идеологических концепций христианства и античности рассматриваются в трудах И.С. Свенцицкой.17 Ей же принадлежит ряд работ, в которых проводится анализ взаимосвязей между кризисом гражданского коллектива в период императорского Рима и кризисом массового сознания.18 Различные аспекты кризиса античного миросозерцания освещаются в творчестве Е.М. Штаерман.19 Проблемы массового сознания на примере Римского Египта изучает А.Б. Ковельман.20 Целый ряд работ, посвященных различным особенностям римского мировосприя-
") 1
тия, создан Г.С. Кнабе.
В 80-е годы выходит в свет сборник «Культура Древнего Рима» , вобравший в себя работы как уже поименованных исследователей, так и других специалистов, работающих в смежной тематике: Е.С.
Голубцовой, В.Н. Илюшечкина, Ю.К. Колосовской, А.И. Павловской, В.М. Смирина. Материалы сборника освещают различные особенности взглядов на мир, свойственных римскому обществу.
В период с 50-х по 80-е годы в стране защищается ряд диссертаций, проблематика которых связана с особенностями позднеримско-го мировосприятия и массового сознания. ~
Что касается западноевропейской и американской историографии, для них характерно огромное разнообразие подходов и концепций. Число монографий и статей, посвященных тому или иному аспекту нашей тематики, исчисляется сотнями. Не останавливаясь подробно на классификации работ, выделим лишь наиболее яркие имена исследователей.
Говоря о специальной литературе, посвященной антихристианским гонениям, нельзя не отметить труды И. Делайе, внесшего огромный вклад в дело публикации и ввода в научный оборот памятников
л л
агиографической литературы. Деятельность ученого была тесно связана с обществом болландистов, на протяжении многих десятилетий занимающимся изучением актов христианских мучеников. Критический анализ агиографических источников стал предметом множества исследований, авторы которых были последователями самых различных школ. Можно назвать имена таких ученых, как Т.Д. Барнс, Г. Кампенхозен, Г. Кларк, Л. Робер, К. Шварте и др.23
Одним из наиболее выдающихся трудов по общей истории гонений и по сей день, остается монография У. Фрэнда, созданная еще в 60-е годы и неоднократно переиздававшаяся.26 Как по объему фактического материала, собранного ученым, так и по тщательности анализа книга выделяется из числа многих, хотя в некоторых случаях оценки автора и представляются спорными. Среди прочих исследователей
упомянем таких, как А. Альфёльди, Н. Байнс, Г. Грегуар, Ф. Миллар, У. Портман, Г. Сен де Круа, Н. Шервин-Уайт, Й. Фогт, А. Влосок, Ж. Зейлер, каждый из которых занимался теми или иными проблемами истории гонений.27
Особый интерес представляют для нас работы ученых, связанные с анализом процессов мировосприятия, а так же работы, посвященные кризису массового сознания в период существования Римской империи. Одним из самых блестящих примеров подобного анализа является монография Е. Доддса "Язычник и христианин в эпоху тревог (anxiety)".28 Ученый выделяет основные линии, по которым происходят изменения в мировосприятии людей той эпохи, а также последствия этих изменений для состояния психики людей. На значительном источниковом материале исследователь прослеживает характер изменений в восприятии материального мира, а так же трансформацию представлений о месте божества в сознании человека. Изменения объясняются исходя из общего характера процессов, протекающих в обществе. Несомненные достоинства книги определяются комплексным подходом к изучению общественно-политических и идеологических процессов периода кризиса античного общества.
Среди ведущих концепций выделим созданную в 30-е годы теорию существования двух типов религиозного восприятия, автором которой является А. Нок.29 Особый интерес среди трудов последователей этой школы вызвала у нас книга Дж. Гэйджера, в которой автор на основании идей Нока и теории когнитивного диссонанса анализирует причины устойчивости античной идеологии и особенности перехода от античного мировоззрения к христианскому/0 В русле той же концепции созданы труды М. Гудмана, Дж. Хельгеланда и других.11
Различным аспектам взаимодействия христианства и античного общества посвятили свои труды такие авторы, как Ч. Кохрейн, Дж.
Хельгеланд, P.JT Фокс, Д. Джонс, К. Лепейе, Р. Мак-Маллен, М. Мес-лен, И. Мольтхаген и многие другие/1
Важную роль в изучении интересующей нас проблематики играют работы, посвященные истории развития понятий, составляющих основу античного мировоззрения. Это зарисовка Ф. Гранта "Religio licita", опирающаяся на традиции У. Варде-Фоулера,^ статья К. Коле-мана о значении публичных экзекуций в Древнем Риме j4, исследование Л. Йанссена, посвященное этимологии и истории трансформации в античном сознании понятия «суеверие»/3 книга М. Вистранда о трактовке идеи насилия в античной литературе I-II вв. н.э.и другие.
Таким образом, как история гонений, так и развитие кризиса античного мировосприятия были объектом внимания множества исследователей. Тем не менее, изученная нами литература дает основания считать, что анализ процессов, связанных с трансформацией античного миросозерцания, на материалах антихристианских гонений не проводился.
Итак, научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что в ней впервые проводится анализ процессов, связанных с трансформацией античного миросозерцания, с использованием группы актов и пассионов, ранее мало привлекавших внимание ученых. При этом историческое исследование включает элементы психологии, определяя новый подход к решению поставленных проблем.
Диссертация прошла апробацию на трех ежегодных научных конференциях, проводимых в НовГУ, а также на X юбилейных Сергеевских чтениях в Московском государственном университете в январе 1997 г.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 MacMullen R. Christianizing the Roman Empire, New Haven, 1981. - p. 7.
2 The Acts of the Christian Martyrs. Introd., text and transi, by H. Musurillo.
- Oxford, 1972.
1 В указанном издании учтены материалы собраний, чаще всего используемых в мировой историографии: Gebhardt О. von. Acta martymm selecta. - Berlin, 1902; Knopf R. Ausgewälte Märtyreracten. - Tübingen a. Leipzig, 1901; Ruinart T. Acta primorum martymm sincera et selecta. -1689 (ed. Ratisbon. - 1859), а также публикации отдельных документов. Несмотря на то, что качество переводов, помещенных в данном издании, подвергалось критике специалистов, само издание оценивается критиками достаточно высоко.
4 Аллар П. Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия.
- СПб., 1899; Гарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви. // Общая история европейской культуры.
- СПб., 1911, т. 5, с. 239-270; Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. - 1883-1886, т. 1-7; Ренан Э. Христианская церковь.
- Ярославль, 1991; он же. Марк Аврелий и конец античного мира. -Ярославль, 1991; Mommsen Т. Der Religionsfrevel nach römische Recht. -1890, p. 389 и др.
3 Азаревич Д. Античный мир и христианство. - Ярославль, 1880; Лаш-карев П.А. Отношение римского государства к религии вообще и к христианству в особенности до Константина Великого включительно.
- Киев, 1876; Мелихов В.А. Культ римских императоров и его значение в борьбе язычества с христианством. Харьков, - 1912; Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. - СПб., 1866; Поснов М.Э. История христианской церкви. - Киев, 1991; Зелинский Ф.Ф. Христа-
анство. // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон, СПб., т. 74, с. 635-674.
6 Лебедева Е.А. Гонения на христиан в Римской империи до Константина Великого. - СПб., 1899, с. 15-16.
7 Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. - М., 1994.
8 Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. - Ч. 2. История церкви в период до Константина Великого. - СПб., 1910.
9 Буассье Г. Римская религия от времен Августа до Антонинов. - М., 1914.
10 Warde-Fowler W. The Latin History of the Word 'Religio'. // Transactions of the Congress for the History of Religions. - L., 1908, p. 715.
11 Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. - M., 1954; Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. - М., 1967; Каждан А.П. От Христа к Константину. - М., 1965; Рожицын В. Раннее христианство в освещении современников. - М.-Л., 1926 и др.
12 Штаерман Е.М. Гонения на христиан в III в. // ВДИ, 1940, №2, с. 96105.
13 Сергеенко М.Е. Гонение Деция. //ВДИ, 1980, №1, с. 171-176.
14 Федосик В.А. Церковь и государство. - Минск, 1988.
1э Он же, Киприан и античное христианство. - Минск, 1991, с. 24.
16 Утченко С.Л. Две шкалы римской системы ценностей. // ВДИ, 1972, №3, с. 19-33; он же. Еще раз о римской системе ценностей. // ВДИ, 1973, №4, с. 130-147.
17 Свенцицкая И.С. От общины к церкви. // Раннее христианство: страницы истории. - М., 1987, СС. 7- 182; она же. Особенности религиозной жизни народных масс в азиатских провинциях Римской империи (II-III вв.): язычество и христианство. // ВДИ, 1992, №2, с. 54-71.
Она же. Разрушение гражданского коллектива и полисной собственности в провинции Азии. // ВДИ, 1969, №3, с. 130-141; она же. Полис и империя: эволюция императорского культа и роль «возрастных союзов» в городах малоазийских провинций I-II вв. П ВДИ, 1981, №4, с. 33-51.
19 Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. - М., 1961; она же. Кризис античной культуры. - М., 1975; она же. Эволюция идеи свободы в Древнем Риме. // ВДИ, 1972, №2, СС 41-62; она же. Человек и космос в мире Рима. // ВДИ, 1992, №3, с. 179-
О 1 1
¿.xi.
20 Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид (Массовое сознание римского Египта). - М., 1988.
21 Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. - М., 1981; он же. Древний Рим - история и повседневность: Эпоха, быт, костюм. - М., 1986; он же. «Multi bonique» и «Pauci et validi» в римском сенате. // ВДИ, 1970, №3, с. 6322 Культура Древнего Рима. - М., Наука, 1985., т. 1-2.
23 Кац А.Л. Идеологическая борьба в Римской империи в нач. IV в. н.э. Дисс. ...канд. ист. наук. - М., 1953; Илюшечкин В.Н. Идейная борьба в римском обществе I-III вв. . Дисс. ...канд. ист. наук. - М., 1981; Позднякова В.А. Эволюция социальной психологии в Риме (на материале античной литературы I-II вв.) Дисс. ...канд. ист. наук. - М., 1983.
24 Delehaye H.I. Les Passions des Martyrs et les genres littéraires. - 2nd éd., Brussels, 1966.
25 Barnes T.D. Pre-Decian Acta Martymm. // JThS, 1968, NS №19, p. 509531; Campenhausen H. von Bearbeitungen und Interpolationen des Poly-carpmartyriums. // Sitzungsber. der Heidelberger *Akad. der Wissenschaften, Phil.-Hist. Klasse, 1963, Abh. 3.; Clarke, G.W. Some Victims of the Persecution of Maximinus Tlirax. // Historia. 1966, №15, p. 445-453; Robert L.
Le Martyre de Pionios. - Washington, 1994; Schwarte K.H. Das angebliche Christengesetz des Septimius Severus. // Historia. 1963, №12, S. 185-208. 26 Frend W.H.S. Martyrdom and persecution in the early church: a study of a conflict from the Maccabees to Donatus. - Oxford, 1965.
Alföldi A. Zu den Christenverfolgung in der Mitte des 3. Jahrhunderts. // Klio, 1938, №31, S. 323-348; Baynes N.H. The Great Persecution. // CAH, L., 1939, Vol. XII, p. 646-677; Grégoire H. Les persécutions dans l'empire romain. - 2nd ed., P., 1964; Millar F. The Imperial Cult and the Persecutions. // Le Culte des Souveraines dans l'empire Romain. (Entretiens sur l'Antiquité Classique. Tome XIX.). - 1973, S. 143-176; Portmann W. Zu den Motiven der Diocletianianischen Christenverfolgung. // Historia, 1990, №39, S. 212-248; Sainte Croix, G.E.M. de Aspects of the "Great" Persecution. // HThR, 1954, №47, p. 75-113; Why were the early Christians Persecuted ? Past and Present. 1963, №26, p. 6-31; Sherwin-White N.A. The Early Persecutions and Roman Law Again. // JThS, 1952, NS №3, p. 201-213; Vogt J. Christenverfolgung I (historisch) // RAC, 1954, Bd. 2, SS. 1188-1189; Zur Religiosität der Christenverfolger im römischen Reich. // Sitzungsber. der Heidelberger Akad. der Wissenschaften, Phil.-Hist. Klasse, 1962, Abh. 1; Wlosok, A. Die Rechtsgrundlagen der Christenverfolgungen der ersten zwei Jahrhunderte. // Das frühe Christentum im römischen Staat. Hrsg. von Richard Klein. - 1959, S. 275-301; Zeiller J. Légalité et arbitraire dans les persecutions contre les chrétiens. // Anal. Boll, 1949, №67, S. 49-54. 28 Dodds E.R. Pagan and Christian in an Age of Anxiety. Some aspects of Religions Experience from Marcus Aurelius to Constantine. - Cambridge,
1965.
0
Nock A.D. Conversion: The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo. - Oxford. 1933.
A/-* _____
Gager J. Kingdom and Community: The social World of Early Christian-itv - N V 1Q7S
11 Goodman M. Mission and Conversion: Proselytizing in the Religious History of the Roman Empire. - Oxford, 1994; Helgeland J. Time and Space: Christian and Roman. // ANRW, II.23.2, p. 1285-1305.
32 Cochrane Ch.N. Christianity and Classical Culture. A Study of Thought and Action from Augustus to Augustine. - L., NY., Toronto, 1944; Fox R.L. Pagans and Christians. Religion and Religious Life from the Second to the Fourth Century AD. - San Francisco, 1987; Helgeland J. Christians and the Roman Army from Marcus Aurelius to Constantine. // ANRW, 11.23.1., p. 724-834; Jacobs M. Das Christentum in den antiken Welt: von den frükatolichen Kirche bis zu Kaiser Konstantin. - Guttingen, 1987; Jones D.L. Christianity and the Roman Imperial Cult. // ANRW, 11.32.2, p. 10231054; Lepelley C. L'Empire Romain et le Christianisme. - P., 1969; MacMullen R. Christianizing the Roman Empire. - New Haven, L., 1984; Meslin M. Le Christianisme dans l'Empire Romain. - P., 1970; Molthagen J. Der römische Staat und die Christen im zweiten und dritten Jahrhundert. -1970; Simon M. La civilisation de l'Antiquité et le Christianisme. - P. 1972; Wilken R.L. The Christians as the Romans Saw Them. - New Haven, L., 1984 h .up.
33 Grant F.C. 'Religio licita'. // Studia patristica, 1961, Vol. IV (79), p. 8489.
,4 Coleman K.M. Fatal Charades: Roman Executions Staged as Mythological Enactments. // JRS, 1990, №80, p. 44-73.
35 Janssen L.F. 'Superstitio' and the Persecution of the Christians. // Vigiliae Christianae, 1979, №33, p. 131-159.
36 Wistrand M. Entertainment and Violence in Ancient Rome. The Attitudes of Roman Writers of the First Century AD. - Götteborg, 1992.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Распространение христианства и развитие церковной организации в Северной Африке во II-IV вв.2015 год, кандидат наук Каргальцев, Алексей Витальевич
Трансформация власти в Римской империи в III в. н. э.2010 год, кандидат исторических наук Лебедев, Павел Николаевич
Раннехристианская парадигма человека: Образ человека в новозаветных апокрифах2001 год, кандидат исторических наук Лях, Елена Евгеньевна
Христианизация Римской империи в IV в.2003 год, доктор исторических наук Казаков, Михаил Михайлович
Христианская церковь в общественно-политической жизни Галлии V в. н. э.2009 год, кандидат исторических наук Тельминов, Евгений Алексеевич
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Амосова, Елена Валентиновна
Заключение
Система античного миросозерцания, базировавшаяся на идеях полисного общежития, в первые века новой эры постепенно приходит в состояние глубокого кризиса. Этот кризис вызван противоречиями между идеальными принципами, положенными в основу существования Римского государства и экономическими, политическими, социальными итогами развития того же государства. По мере расширения территории державы традиционные отношения в рамках гражданского коллектива приходят в противоречие с потребностями общества. Фамилия, издревле считавшаяся основой хозяйственной, социальной, идеологической жизни общества, все в большей степени теряет свое значение; как следствие рушатся традиционные семейные отношения. Одновременно изменяется стратификация общества, привычные грани между группами населения стираются, уступая место новым статусным различиям, причем положение гражданина все в меньшей степени обеспечивает защищенность отдельного человека со стороны общества. На место горизонтальной системы управления приходит вертикальная, в рамках которой возрастает роль личной власти, увеличивается число ступеней управления. Гражданин превращается в объект управления.
В результате этих изменений гражданин теряет значение как активный член политической группы. Возникает противоречие между возрастанием роли политического лидера, ростом зависимости общества от личностных качеств конкретного человека с одной стороны и развитием представлений о бессилии индивида перед лицом происходящего - с другой.
Общество стремится компенсировать угрожающий разрыв между идеальной нормой и реальностью. Один из механизмов компенсации - ретроспективность римской системы ценностей, когда все изменения в обществе проводятся в форме "возврата" к прерванной или нарушенной традиции. Другой способ компенсировать нарушение общности — формирование малых коллективов, способных обеспечить человека персональной защитой. Наконец, наблюдается быстрый рост индивидуалистических тенденций, когда снижение персональной значимости личностных действий в масштабах государства компенсируется повышением субъективной значимости собственных мотивов и устремлений в рамках малой общности. Каждый из означенных методов способен на некоторое время снизить остроту противоречий, однако в конечном итоге ведет к углублению наметившихся тенденций и способствует дальнейшей трансформации общественных институтов.
Дезориентация обывателя, его неспособность управлять течением собственной жизни ведут к росту тревожности внутри общества. Эмоциональная неустойчивость составляет главный фон жизни императорского Рима. Отрицательные эмоции захлестывают общество. Агрессию вызывает многое, но в первую очередь те явления, которые наиболее очевидно демонстрируют существование конфликта между реально действующими нормами и традицией. До тех пор, пока противоречия не осознаны, все, что выносит конфликт на поверхность, воспринимается как угроза психической целостности, а следовательно становится объектом агрессии.
Как мы видели, христианство в полной мере могло претендовать на роль раздражителя подобного типа, поскольку формировалось под влиянием процессов, коренным образом менявших лицо общества. Динамика агрессивных проявлений в отношении христиан соответствует субъективной значимости противоречий в сфере массового сознания. По мере накопления противоречий между значимой нормой и реальностью агрессивность общества по отношению к раздражителю возрастает. Пик агрессии приходится на период максимального проявления противоречий такого рода. Этап осознания характера внутреннего конфликта переносит недовольство и агрессию на другие объекты, прежний же раздражитель постепенно теряет значение.
Материалы актов и пассионов христианских мучеников, рассмотренные в нашей работе, полностью подтверждают этот тезис. Вплоть до второй половины II века агрессия общества по отношению к христианам проявляется в формах, типичных для античного общества. Независимо от того, каким видится поведение окружающих самим христианам, приоритет судебной власти над произволом толпы на этом этапе очевиден. Государство выступает в роли регулятора отношений, стремясь свести к минимуму неконтролируемую агрессию своих граждан.
Однако уже на рубеже II - III веков кризис массового сознания подходит к той точке, когда непонимание происходящих в обществе процессов представляет серьезную проблему для состояния психики людей. Ситуация усугубляется тем, что прежние методы общественного контроля не позволяют удерживать развитие агрессивных проявлений в заданных рамках. Наивысший подъем агрессии в отношении христиан приходится на 30-е - начало 60-х годов III века. В этот период происходят массовые погромы, характеризуемые в первую очередь практически полным отсутствием социального регулирования. При этом становится все более очевидным, что ненависть к христианам становится лишь предлогом для реализации огромных запасов ненависти, накопленных обществом.
Кризис III века, несмотря на всю катастрофичность происходящего, приводит общество к признанию имеющихся несоответствий и актуализации конфликта в сфере сознания. Во второй половине III в. картина общественной жизни настолько усложняется, что человек постоянно встает перед необходимостью выбора. Интериоризация общественных норм, свойственная античному миру, нарушается; потребность в определении личностной позиции приводит к смене типа поведения, характерного для большинства жителей империи. В результате резко снижается уровень агрессии в отношении групп, олицетворявших еще несколько лет назад причины кризиса. Начало выхода из кризиса хронологически совпадает с формированием новых представлений о соотношении в обществе аппарата управления и объектов власти. Рядовые христиане представляются такими же подданными, как и остальные члены общества, и преследование верующих со стороны государства постепенно отождествляется с политикой последнего по отношению ко всем подданным. В результате происходит постепенное слияние христиан с обществом, подкрепляемое сменой идеологических установок церкви.
Анализируя ход событий тех десятилетий нельзя игнорировать тот факт, что роль и формы проявления агрессии, типичные для античного общества, существенно отличны от современных нам. Соотношение юридических и этических норм античного мира предполагало тесную взаимосвязь понятий "закон" и "обычай", lex и mos. При этом обычаи предков, mores majorum, провозглашались основанием закона, что совершенно исключало оппозиционность данных понятий. Столь же прочная взаимосвязь существовала между понятиями mores maiorimi и religio, поскольку именно сакрализация существенных связей общины с окружающим миром была одним из ведущих средств сохранения общности. Посягательство на любую составляющую комплекса lex - mos - religio трактовалась как существенная угроза общественному организму; поэтому исполнение приговора, вынесенного за это нарушение, подразумевало не только выполнение определенной совокупности физических действий, но и демонстрацию соответствующего отношения коллектива к проступку.
Потребность в выражении такого отношения привела к необходимости установления компромисса между регулированием поведения граждан и рядом общественно-значимых агрессивных проявлений, "дозволенной агрессией". Это лишь одна из сторон более обширной проблемы поддержания равновесия между необходимостью ограничивать свободу индивидуума для предотвращения распада общности и потребностью в личной инициативе, способной обеспечить развитие того же общества. Для Рима решение было найдено в четком разграничении сфер допущения и недопущения агрессии, в проведении четкой границы между социально поощряемым поведением внутри гражданского коллектива и вне его. В большинстве случает границу между "сферой мира" и "сферой аффекта" стремились закрепить пространственно. Ту же цель преследовали особые ритуалы, как то ритуал объявления войны, очищения воинов и т.д. Основным критерием оценки социальной значимости той или иной формы агрессии становилось ее соответствие системе \тгшге8.
На протяжение первых веков новой эры происходит постепенный отказ от нормативной модели поведения как в отношении христиан, так и вообще в восприятии зрелищ "насильственного" типа. Прежде всего, в силу ослабления традиционных рычагов общественного контроля и превращения зрелищ в инструмент политической игры намеренно снижается степень ограничений, налагаемых на зрелища любого типа. Свойственная античности театрализация сознания, присущая римской культуре первых веков новой эры направленность на услаждение чувственности приводят ко все более активному включению в представления элементов самой жизни, все более смелому построению сцен, балансирующих на грани нарушений важнейших общественных запретов.
Привлечение к участию в представлениях "актеров", обреченных на смерть, увеличивает возможности постановок в плане зрелищ-ности; искусственные барьеры между зрителями и действующими лицами, создавая иллюзию защищенности от происходящего, лишь усиливают негативное воздействие зрелищ. Как следствие, возможности социального регулирования аффективной сферы резко снижаются, особенно в условиях кризиса, когда человек значительное время находится в состоянии эмоциональной неустойчивости.
Свойственная античности тесная взаимосвязь этических понятий и общественного строя со временем ставит под угрозу нормальное существование общества. В пору кризиса падение авторитета государственных институтов сопровождалось растущим пренебрежением нравственными нормами. Выход, который был найден в эпоху поздней античности, состоял в разделении сфер духовности и социальности. Формируются философские, религиозные, этические концепции, не связанные непосредственно с конкретным государственным строем.
К концу кризиса III века в обществе окончательно возобладали представления о необходимости трансформировать основные элементы общественного строя. Реформы Диоклетиана стали возможны именно в силу нового понимания значимости кардинальных изменений без обязательного соотнесения правительственных мероприятий с традицией; эта идея уже не вызывала столь резкой реакции отторжения, как всего лишь несколько десятилетий назад. Прекращение агрессии населения в отношении христиан имело те же корни. Христиане перестали воплощать для жителя империи источник бедствий, поскольку противоречие между привычным образом государства и накапливающимися изменениями песестало существовать, как и сама государственная система, основывающаяся на принципах полисного общежития. Христианство стало неподходящим объектом для проявлений недовольства, так как новое понимание правосудия, справедливости и т.д. ставило христиан на одну ступень с остальными гражданами. Общество отнюдь не становится менее агрессивным, меняются только формы проявления агрессии.
Именно потребность в формировании новых механизмов контроля над аффективной сферой, способных обеспечить восстановление нарушенной психической целостности, подводит общество к идее разделения духовной и социальной сфер. Христианство получает видимое преимущество, поскольку в лоне данной религии эта идея развивается в течение уже достаточно длительного периода. Кроме того, идеология христианства значительно более полно соответствует идеологии формирующегося политического строя, нежели идеологические концепции, выросшие на идеях античного мира. И хотя христиане и ко времени упрочения на престоле Константина не будут составлять подавляющее большинство популяции, выбор новой идеологии правителями преобразованной империи вполне закономерен.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Амосова, Елена Валентиновна, 1998 год
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Гораций. Собрание сочинений. - СПб.: Биографический институт. Студиа биографика, 1993. - 447 с.
2. Марк Аврелий Антонин. Размышления. - СПб.: Наука, 1993. - 247 с. - (Литературные памятники).
3. Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. - СПб.: АО «Комплект», 1994 - 448 с. - (Античная б-ка).
4. Новый Завет. // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 1995.
5. The Acts of the Christian Martyrs. / Introduction, Text and Translations by Musurillo H. - Oxford: Claredon Press, 1972. - LXXIV, 379 p.
6. Arnobius. Disputationum adversus gentes. // PL. - T. 5.
7. Cassii Dionis Cocceiani historiarum Romanorum quae supersunt. / Ed. U.Ph. Boissevam. - Ed. 2"da - Berolini, 1896-1901.
8. Cicero Marcus Tullius. De inventione. // Cicero [Works], - L., Heinemann, Cambridge (MA): Harv. Univ. Press, 1949. - (The Loeb classical Library)
9. Cicero Marcus Tullius. Epistolarum ad familiares. / Ed. R. Klotz. - Lip-siae, Teubneri, 1876.
10.Corpus juris civilis. Digesta. - Argentorati [Strassburg]: Sumptibus L. Zetzneri, 1616-1617, Vol. 1-2.
1 l.Cyprianus Thascus Caecilius. Ad Demetrianum. // PL. - T. 4.
12.Cyprianus Thascus Caecilius. De spectaculis. // CSEL. - Vol. 3.
13.Cyprianus Thascus Caecilius. Epistolae. // CSEL, 1868-1871. - Vol. 3.
14.Epistola ad Diognetum. // PG, 1856. - T. 2.
15.Eusebius Pamphili. Kirchengeschichte. /Hrsg. von Ed. Schwartz. - Berlin: Akad.-Verl., 1952.-442 S.
16.Eusebius Pamphilus. Liber de martyribus Palestinae. // PG. - T. 20.
17.Josephus Flavius. Flavii Josephi opera. /Ed. et app. crit. instr. B. Nisse.
Berolini: Weidmann. Ed. 2-da, 1955. - Vol. 1-7. 1 S.Justinus Philosophus et Martyr. Apologia prima. // PG. - T. 6.
19.Justinus Philosophus et Martyr. Apologia secunda. // PG. - T. 6.
20.Lactantius L. Caecilius Firmianus. De mortibus persecutorum. /7 PL. - T. 7.
21.Lactantius L. Caecilius Firmianus. Divinarum institutionum. // PL. - T. 6.
22.Lactantius L. Caecilius Finnianus. Divinarum institutionum. Epitomae. // PL. - T. 6.
23.The Libelli of the Decian Persecution. / Ed., comm., transl. by Knipfmg J.R. // HThR. - 1923, №16. - p. 345-390.
24.Lucianus Samosatiensis. De saltibus. // Opera. - Lipsiae, Teubneri, 1829. -T. 4.
25.lviinucius Felix. Octavius. // PL. - T. 3.
26.0rigenes. Commentarii in Matthaeum // GCS, Origenes Werke. /Ed. E.
Klostermann. - Leipzig, Berlin. - Bd. XI. 27.Origenes. Contra Celsum. // PG. - T. 11.
28.Plinius Caecilius Secundus, Caius. Briefe. / Plinius der Jüngere. / Lat. u. Dt. von H. Kasten. - Berlin: Akad.-Verl., 1982. - 691 S.
29.Pontius Deacon. De vita et passione Sancti Caecilii Cypriani ep. Cartha-ginensis et martyris. /7 PL. - T. 3.
30.Scriptores Historiae Augustae. / Ed. E. Hohl. - Lipsiae: Teubner Verl.-
Ges., 1965,-Vol. 1-2. 31.Suetonius Tranquillus, Caius. Praeter Caesamm libros reliquiae. / Coll. G. Bmgnioli. - Leipzig: Teubner Verl.-Ges., 1972.
32.Tatianus. Oratio adversus graecos. //' PG. - T. 6.
33.Tertullianus Quintus Septimiiis Florens. Ad nationes. // PL. - T. 1.
34.Tertullianus Quintus Septimius Florens. Ad Scapulam. // PL. - T. 1.
35.Tertulhanus Quintus Septimius Florens. Apologeticus- // PL. — T. 1.
36.Tertullianus Quintus Septimius Fîorens. De spectaculis. // PL. - T. 1.
37.Titi Livi Ab Urbae condita. Liber primus. / Ed., introd. Et comment, de S. Heurgon. - P.: Press. Univ. de France, Ed 2e. rev., 1970. - 196 S.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Азаревич Д. Античный мир и христианство. - Ярославль, 1880. - 85 с.
2. Аллар П. Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия. -СПб., 1899.-292 с.
3. Барсов Н.И. Лекции по патристике. - СПб., 1887.
4. Блаватский В.Д. Природа и античное общество. - М., 1976.
5. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Ч. 2. История церкви в период до Константина Великого. - СПб., 1910.
6. Буассье Г. Римская религия от времен Августа до Антонинов. - М., 1914.-735 с.
7. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. - М.: Наука, 1981. - 325 с.
8. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. - М.: Изд-во АН СССР, 1954.-268 с.
9. Гарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви. /7 Общая история европейской культуры. / Под ред. Проф. И.М. Гревса, Ф.Ф. Зелинского и др. - СПб., 1911. - Т. 5. - с. 239-270.
Ю.Геффкен И. Из истории первых веков христианства. - СПб., 1908. -87 с.
11.Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. - ТТ. 1-7. 1883-1886.
12.Голубцова Е.С. Мировоззрение горожанина и крестьянина Малой Азии в 1-Ш вв. // Культура Древнего Рима - М: Наука, 1985. - Т. 2.-е. 303-355.
¡З.Голубцова НИ. У истоков христианской церкви. - М.: Наука. 1967. - 144 с.
14.Долгий В.М., Левинсон А.Г. Архаическая культура и город. // Во-
-гт-ч/^— -—-____1 ПН 1 \Г„-7 л Г>1 1А1
ПрОСы фИЛи1Л>фИИ. — 1 У I лн /. — С. У 1-1
15.Донини А. У истоков христианства: (От зарождения до Юстиниана). - Пер. с ит. - М.: Политиздат, 1989. - 365 с, - (Б-ка атеист, литературы)
16.Драч Г.В. Изменение представлений о космосе в связи с социаль-
ЛТ ттг\ттттг»о _ А тэт-^г^Л-ч тпт.^р г-^ит гЬ-ттут/лг4 ТТ01 гг.- _
П011\1 ра^огх нчул-П^С«.. х дг^и. ... пилд. ии^'Л.
Ростов-на-Дону, РГУ, 1975. - 23 с.
17.Дьяков В.Н. Социальная и политическая борьба в Римской империи в сер. III в. // Вестник древней истории. - 1961, №1. - с. 84-107.
18.Дюрант В. Цезарь и Христос. - М.: Крон-пресс, 1995. - 736 с,
10 ГТ^ ГГ^ ^т^тхртттатт/^ттэгч // г^т1ттт7тт.-тт/лтт^ тттттт^г^хгтлгт^ г4 ^~тг\т2 опт. /
1 У . ч^Сч.'Ага.ПСГхгип . . /V р'П^ I л-! си IV 1 и ЧУ . ;: /
Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон. - СПб. - Т. 74. - с, 635-674.
20.Иванов В.В. О некоторых новых тенденциях в изучении истории
культуры. / Межинститутский семинар по исторической психологии //Птттдг^й !ОЯО _ Г> !<П_1С!П
1 г1 ГI . / / Ч»^ *^ П. I. У / . V . IV-/ 1. У \У .
21.Илюшечкин В.Н. Идейная борьба в римском обществе 1-Ш вв. -Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. - М., Ин-т всеоб. истории АН СССР, 1981.-22 с.
22.Илюшечкин В.Н. Отражение социальной психологии низов в античных романах. /7 Культура Древнего Рима - М.: Наука, 1985. -Т. 2.-е. 79-107.
23.Каждан А.П. От Христа к Константину. - М: Знание, 1965. - 303 с.
24.Кац A.J1. Идеологическая борьба в Римской империи в нач. IV в.
я 1 _ Л D-гг.прЛ ттт хпп г-iu -Т т.; .--г ит.и- _ N А \ Л Г V ! 0"% 1
П . 3 . 1 1LJ t V7 wt-vxy . V . ... 1ЧСА1 ПЧ* 1 . HCiVlV. 1*1., IVtl * , I ./ ^^ .
25.Кнабе Г.С. «Multi bonique» и «Pauci et validi» в римском сенате. /У Вестник древней истории. - 1970, №3. - с. 63-85.
26.Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность: Очерки - М.: Искусство, 1986. - 207 с. - (Эпоха, быт, костюм)
27.Кнабе Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима. // Культура Древнего Рима - М: Наука, 1985,- Т. 2.-с. 108-166.
28.Кнабе Г.С. Корнелий Тацит: Время, жизнь, книги. - М: Наука, 1981. -206 с.
29.Ковалев СИ. История Рима. - Изд. 2е, Л., 1986.
30.Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. -М.-Л.: Наука, 1964. -258 с.
ЗГКовельман А.Б. Нравственный прогресс в Римском Египте (по частным письмам II-IV вв.) // Вестник древней истории. - 1987, №3. -
1 г 1
С, ]
32.Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид (Массовое сознание римского Египта). - М.: Гл. ред. восточной литературы изд-ва "Наука", 1988. - 192 с.
33.Колосовская Ю.К. Римский провинциальный город,, его идеология и культура. /7 Культура Древнего Рима- М.: Наука, 1985. - Т. 2. -с. 167-257.
34.Корелин М.С. Падение античного миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи. - СПб., 1901. - 190 С.
35.Кубланов М.М. Возникновение христианства: Эпоха, идеи, искания. - М.: Наука, 1974. - 216 с.
36.Культура Древнего Рима - М.: Наука, 1985. - ТТ. 1-2.
37.Лашкарев П.А. Отношение римского государства к религии вообще и к христианству в особенности до Константина Великого включительно. - Киев, 1876. - 149 с.
38.Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. - [Репр.] -М., Изд. Отдел Спасо-ГТреображенского Валаамского Ставропиги-ального монастыря, 1994. - 399 С.
39.Лебедева Е.А. Гонения на христиан в Римской империи до Константина Великого. - СПб., 1899. - 101 с.
40. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. - М.: Искусство, 1992. - Ч. 1-2.
41.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. - М.: Мысль, 1979. - 431 с.
42.Мелихов В.А. Культ римских императоров и его значение в борьбе язычества с христианством. - Харьков, 1912. - 46 с.
43.Муравьев А.П. Первые четыре века христианства. - СПб., 1866.
44.0 гонениях на христиан в течении первых трех веков христианства.
-М., 1854.- 168 С.
45.Павловская А.И. Социально-психологический облик крестьянина позднеримской эпохи (по материалам египетских папирусов. // Культура Древнего Рима- М.: Наука, 1985. - Т. 2. - с. 356-388.
46.Позднякова В.А. Эволюция социальной психологии в Риме (на материале античной литературы 1-Н вв.). - Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. - М., Ин-т всеоб. истории АН СССР, 1983. - 24 с,
47.Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -Изд. 2е - М.: Наука, 1979.-232 с,
48.Поснов М.Э. История христианской церкви: (до разделения церквей - 1054). - [Репр.] - Киев: Путь к истине, 1991 .-614 с.
49.Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов. - М.: Наука, 1965.-394 с.
50.Рабинович Е.Г. Выработка стратегии поведения в поздней античности (Феб - Люцифер). // Этнические стереотипы поведения. / Под ред. А.К. Байбурина. - Л.: Наука, Ленингр. отд. АН СССР, 1985. -с. 95-120.
51.Ранович А.Б. О раннем христианстве. - М.: Изд-во АН СССР, 1959.
- 524 с.
52.Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М.: Политиздат, 1990. - 497 с. -(Б-ка атеист, лит.)
53.Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. - [Репр.] - Ярославль: Терра, 1991. - 350 с.
54.Ренан Э. Христианская церковь. - [Репр.] - Ярославль: Терра, 1991.
- 303 с,
55.Рожицын В. Раннее христианство в освещении его современников.
- М.-Л.: Госуд. Изд-во, 1926. - 151 с.
56.Свенцицкая И.С. Особенности религиозной жизни народных масс в азиатских провинциях Римской империи (II-III вв.): язычество и христианство. /'/' Вестник древней истории. - 1992, №2. - с. 54-71.
57.Свенцицкая И.С. От общины к церкви. // Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987. - с. 7 - 182. -(Б-ка атеист. лит.)
58.Свенцицкая И.С. Полис и империя: эволюция императорского культа и роль «возрастных союзов» в городах малоазийских провинций I-II вв. // Вестник древней истории. - 1981, №4. - с. 33-51.
59.Свенцицкая И.С. Разрушение гражданского коллектива и полисной собственности в провинции Азии. // Вестник древней истории. -1969, №3,-с. 130-141.
бО.Сергеенко М.Е. Гонение Деция. // Вестник древней истории. -1980, №1,- с, 171-176.
бГСмирин В.М. Патриархальные представления и их роль в общественном сознании римлян. // Культура Древнего Рима - М.: Наука, 1985,- Т. 2.-с. 5-78.
62.Сморчков A.M. Сакральные основы формирования римской циви-тас. - Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. - М., МГУ, 1991. - 21 с.
63.Трофимова М.К. Христианство и рабство. // Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). - М.: Наука, 1971. -с, 250-295.
64.Утченко С.Л. Две шкалы римской системы ценностей. /7 Вестник древней истории. - 1972, №3. - с. 19-33.
65.Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. - М.: Наука, 1969.- 324 с,
66.Утченко С.Л. Еще раз о римской системе ценностей. Н Вестник древней истории. - 1973, №4. - с. 130-147.
67.Федосик В.А. Киприан и античное христианство. - Минск: Университетское, 1991. - 208 с,
68.Федосик В.А. Церковь и государство: Критика богословских концепций. - Минск: Наука и техника, 1988. - 203 с.
69.Флоровский Г. Антиномии христианской истории: Империя и Пустыня. // ЗОН: Альманах старой и новой культуры. - М,: Рос. Акад. Наук, ИНИОН, 1994, №1. - с, 134-172.
70. Фролов Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. - 2-е изд., исправл. и доп. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 436 с.
71.Штаерман Е.М. Гонения на христиан в III в. /7 Вестник древней истории. - 1940, №2. - с. 96-105.
72.Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М.: Наука, 1975. -183 с.
73.Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи: (Италия и Западные провинции). - М.: изд-во АН СССР, 1961.-320 с.
74.Штаерман Е.М. От гражданина к подданному. // Культура Древнего Рима- М.: Наука, 1985.- Т. 1. - с. 22-105.
75.1Итаерман Е.М. Человек и космос в мире Рима. // Вестник древней истории. - 1992, №3. - с. 179-211.
76.Штаерман Е.М. Эволюция идеи свободы в Древнем Риме. // Вестник древней истории. - 1972, №2. - с. 41-62.
77.Якобсон В.А. Государство и социальная психология. // Вестник древней истории. - 1989, №4. - с. 75-78.
78.Andersen С. Die Kirche der alten Christenheit. - Stuttgart, 1971.
79.Aübe B. Les Chretiens dans Г Empire Romain de la fin des Antonius au milieu du II siecle (180-249). - 2-me ed.. P.: Didier, 1881. - 530 S.
SO.Auguet R. The Roman Games. - 1975.
8!. Alföldi A. The Invasions of Peoples from the Rhine to the Black Sea. // САН. - L., 1939. - Vol. XII. - p. 138-164.
82.Alföldi A. Zu den Christenverfolgung in der Mitte des 3. Jahrhunderts. // Klio. - 1938, №31. - S. 323-348.
83. Alföldi G. The Crisis of the Third Century as Seen by Contemporaries. // Greek, Roman and Byzantine Studies. - 1974, №15. - p. 89-111.
84.Barnes T.D. Legislation against the Christians. // Journal of Romans Studies. - 1968, №58. - p. 32-50.
85.Barnes T.D. Pre-Decian Acta Martyrum. // JThS. - 1968, NS №19. - p. 509-531.
86.Baynes N.H. The Great Persecution. Н САН. - L,, 1939. - Vol. XII. - p. 509-531.
87.Beaujeu J. La Religion Romain а Г Apogee de PEmpire. - P.: Les belles lettres, 1955.-456 S.
88.Bell H.I. Cults and Creeds in Greco-Roman Egypt. - [Repr.] Liverpool: Univ. Press, 1956. - 117 p.
89.Benko S. Pagan Criticism of Christianity during the First Two Centuries AD. /,/ANRW. -II.23.2. - p. 1055-1118.
90.Benko S. Pagan Rome and the Early Christians. - Bloomington: Ind. Univ. Press, 1986. - 180 p.
91.Berchem D. Tertnllians 'De Pallio' und der Konflikt des Christentums mit dem Imperium Romanum. // Das frühe Christentum im römischen Staat. / Hrsg. von R. Klein. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchges,
1Û/1/1 __ Ç
i. /-Г—Г. . 1 W" 1 ^U.
cn M Al \ rot- c-^nV гг \\f i
/i.b'V7VV*wl ~ .......
CApU ( - WI T oc ITitlicao На Г ifnn af dû D alobrxnr опар
bovrv, VJ. VV . bvo 1— ijllOVO VjV ijjuil VI VJV y 1WI11V. ÎWIUUUIIO ci V w
]' Acia // T ûo T * /\n /1 11 \ T < / \ t \ л оап^атКгл 1 О"7 Л
1 / ioiv. !! L.VÔ ilicuijlo U.V \i I I }. J-J_VVJ1I i.\> OVL/lVllllAl V IV / i , JHLVLVO
юс infam nriAtiouv cur lac wior-fx rr*о n a « \rr\r\ t i i / » аггт Л T \îa тл
van v'jiiv'vjuvo liiiviiiciiiv^'iicitt.v oui ivo nxuitjio vav j-îjv^h \ i / / i—V\_7ii
par J. Rongé et R. Turcan. - P.: Centre national de la recherche
Qpmntifi^.m 1 G7Q С OCiVilLlllVjUV, ( / : ' ' - .
Q7 Вгл„,п D TV. а иу/лт-ы ï nb A Pi 1 С Л 7 СП Т ■ Tliorr.^ о
v -v . i-« \j vv ii i . i îiv vvOiiu vi jjuiv t\xj i îimilvo cuivs
оï +A Ю71 OIA^
1 UlUOUH i У ! 1 . — 1\J p.
O/l
Цпдопт Г Л Д T1-. Purnowtn onn rlincbon ,V.
-'T. -U1 y Cilll .МУ1. 1 1IV LltvrVHUlUl -L'jllCUlllV C1114.Î VlUlDUail ьлршшии 111 111V
Roman Empire: Persecution, Penitential Discipline and Schism in Socio-
/Л —*
J Am An) Darcnanfli / / D ICnn _ I uu ä i\m/i /i T-. i /' -i ^U IV51VCU 1 vxojjwuvv. // ±jj l;w. _ j^r-r-r. — }_'. w»V /
95.Cameron A. The Later Roman Empire AD 284-430. - Cambridge
,'Wooo V Uor,, T T-r.ii,- 100^
i Lili v . v_'in v . i i woo, i / s . o p.
OA pomnariiioiicari i- [ wa« PaorKpifirnnrö« 11 t-w j TntamAlofiAnon /-lac D, \! . v, ciliipCiiilcHioCii I 1. vOIi, Di/ai wmuigCn imu mtvi jji^iciinjiivn uto i
iinmfr.nrfi »riiirt-.^ // i i i .... i! . .-*. ritjr til /1 til Kür i Tür A !> i / ! /lav H/iooan
•_CU pilicil L yi ILllllO. // i-'Il/.UJigJL'Wl . U'.I IJWlULlU'.igU riRUU. UVI H lOOV/U-
schaften, Phil. Hist. Klasse. Heidelberg: Winter, 1963. Abh. 3.
i-foirlalKai-.T- U'intar /IRC
iiwiuwuwig. v. lmvi. — -rO
07 ( orAAntnA I Hnilir lifo I»-» AnAtant D Arno Tina naAnla onri t 11 ■ i i' I 1 \ of tiio y ! . ^ til V\_'JJ111\J J. l_y"Uliy 111V 111 rviivivill lYwlllV. 111V pvupiv tlllli 111V »^liy CI I HIV
liatrtiif At |1ia trtntfa \Ia\if LJoi/ot-.* \/oio i itii\/ Draci"' I O/l ^ 'i/IO
uv/igiu \jl liiv i—nipiiv. — iivyv Uavvii. i uiv "„'luv. i iwo., iy-rJ. _>-rZ p.
ÛQ РЬ I-ï inçfin \ Дот+л /г* ' с са лР Pliri cbotithi // 1 » î1 abn a! f It ¿л
./ KJ. V^ IlCiAJ yV 1VIS. 11. JLlOllll lYltillJ'l О L/V1VUOW \j 1 V- 111 lOlltlllll^ . // i-JlillVllll W1 111V
ï/лЬг» T iKrnn' КДоплЬрс+аг \ OA N _ \fo/1 7 r\
j v^iui 1Х_у liciivib Liui cil у . ivicuiviiCbivi, i . J / . p. / ^ / / .
ÛÛ Г^Ьп^ипг»!/ i—I PburoU T l-Iort-nаполг/аг^' Dan<tinnc kaai/o
у у , исач vv iva il. i iiv j—cii i v vmuvii. i icuinuiiovvuiu. i uuuivj,
I 0A7 _ 1С\Л ^
1 S \J 1 .
100 PïlOr]ûO\l?Arj-n Л/f О TïlÛ a^/1rfпDC,, At О Рл1П<1П Ц^тПЛГАГ // DfAAaa/4 -i w. vumlvâviOilli iVi.i . i siv ï ntuvb yl ci Ixvjiiicui luijjvivi. // ii\jvwva_
infTÇ AÎ* fîia Dn+icli A лоЯаттг 1 ÛQ'Î lllgo \JL 11IW UlIllOlI riwauwillj. — 1 y^J ! .
! П 1 r^lini/iti D Д Л i^lirAninlii A^ fliii T net Dnitono omKï-irïa
lui. wini v ni i .r\. r-L wiliOiilviv О x iiiw i^cibi x cigcuià. waiiib'i iCigv yivxcicîb./,
I • Uon, T T-ni-w Dmo, IQÛfl IfiQo
L^i. . 1 1CII V . VJ HI V . 1 1 WJ, 1 J У \J . — 1 U<J y .
1 АО PlnrVû ( ' Ц/ ÇAma aÎ* tl-t. DûroaAii+iAn aÎ* A^oviminnc Tlirov
iw^.. V/imAV, vj . vt . OUiiiv v iviiino ш iiiv i uoivuuuii ui iVici.viniiiiiio xhici.-y.
// U.'ptAno Mfa naçAUmlita 1 QAA \Г<>1 s T-> Л A S. ./1^7
// lUOlUlia. /jVliiVllllll itu i VI IV VJ VÏ>V111VHIV. I yuv, Jl^i J. ¡J. TT-'--
103. Clebsch W.A. Christianity in European History. - N.Y.: Oxford.
315 p.
T Tni-W Urar о 1 07Û
Will V . i ± I У / y.
1 fM r1 Ap hrona r^U AT r-1-, ri AT*
1V-T. VULlll OIJV Ull.ll. VllllOUCUlllj 61MV1 WICIOOIVCU WlllllllV. I U1
Thought and Action from Augustus to Augustine. L., N.Y., Toronto:
OvfA^ Tin«, Dmor 1 QA A Olrv
U/UU1U VJ111V. 1 H/M, Xy-T-T. — p.
1 O Aliimnn V pfli-o] ^n'ir'sHiiO' I? Amori !7yprtuflAtiC Cforran lo Aiiiffl-JA^
i v/. uivuittii iv.iVi. i cliiii wlicilcitivb. ivuuidi! laCvUiiuus ^Icikvu cio lvxynlu-
// IDC ЮОЛ ЛГАСП гл a A
11/g.lVCil -L^iitlVlillVlllO . II ~ 1 yy\J^ JKUV. JJ. T-r-/—'.
106. Crake J.E. Early Cliristians and Roman Law. // Phoenix. - 1965, nmq AI_70
1 n~! r^l--___T T r»__T___________ „ T7-'— J,, Ï TT
iv /. i^cuilciuu J. xigiiic flci) ncimcri îciiijJb. L^CS wngiiici a m riii uu 111 ciaAla D • Cr) r),, Co.n'l lÛA'î OCA Ç
ji^viv,. — x .. i_\_t. uu jjviiii, — ZOO O.
1 HQ r^aimnitar T Oita DrA\/imtlMatii"0(Yû mmio^lian î^ntoûrTûif \ir\r\
ivO. L/viuiijjiti j. i i\j viii^iciiiviiicig,^ >aw iuliuovii^ii 1-s.tiio^ii.^ii v^n
Ali^USll'^ | ^ J 71 irn OïTrlp /^ap Qrirran i ^ 111 fl 11 j j l / 1 o t'i v^ n Chi" îviilPiri
Berlin, Beck, 1965.-220 S.
109. Delehaye HT. Les Passions des Martyrs et les genres littéraires. - 2-me éd. rev. et corr., Brussels: Soc. de Bollandistes, 1921. — 332 S.
110. Dodds E.R. Pagan and Christian in an Age of Anxiety. Some Aspects of Religions Experience from Marcus Aurelius to Constaniine. Cambridge: Cambodge Univ. Press, 1965. - 144 p.
111. Duquenne S.J. Chronologie des lettres de S. Cyprien. Le dossier de la persecution de Dece. - Brussels: Soc. de Bollandistes, 1972. - 180 S.
112. Fishwic-k D. The Federal Cult of the Three Gauls. /7 Les marivrs de Lyon (177). Lyon 20-23 septembre 1977. Actes du Colloques
iniarnoTiAnonv cur iûc mom;rr no T i;An / 1 7'7\ aîvt À I nor T P AiKTA
iiiiv.1 iiciLiwiiCiLu^ otu liiciitvio Uv LjVUII \l }i X-J1 S- v wn j^cii J. ivUuHC
et R. Turcan. - P.: Centre national de la recherche scientifique, 1978. - S. 33-45.
113. Florin H. Untersuchungen zur diocletianischen Cliristenverfolgung. -Diss., Gesse, 1928. - 99 S.
114. Fowden G. Empire to Commonwealth. Consequences of Monotheism in Late Antiquity. - Princeton: Princeton Univ. Press, 1993. - 205 p.
115. Fox R.L. Pagans and Christians. Religion and Religious Life from the Second to the Fourth Century AJD. — San Francisco: Harper a. Row, 1987.-795 p.
116. Frend W.H.C. Blandina and Perpetua: Two Early Christian Heroines. // Les martyrs de Lyon (177). Lyon 20-23 septembre 1977. Actes du Colloques internationaux sur les martyrs de Lyon (177), org. A Lyon par J. Rougé et R. Turcan. - P.: Centre national de la recherche scientifique, 1978. - S. 249-256.
117. Frend W.H.C. Early Christianity and Society: A Jewish Legacy in the Pre-Constantinian Era. // HThR. - 1983, №76. - p. 53-71.
118. Frend W.H.C. Prelude to the Greate Persecution: the Propaganda War. /7 Journal of Ecclesiastical History'. - 1987, №38. - p. 1-18.
119. Frend W.H.S. Martyrdom and Persecution in the Early Church: a
r* J 1 f» /n n ' 1 r* il AX 1 J i f J ni 1
xtu/-11 ; />-r n s /^nninr tt/mtj li/io/vwrnuuti j »/-vîtotjîi* • ivt/m*/!' w i o r» )/
Ljtuviv Oi a v^vmiivi nvjiii uiv lviavvauvvo iu lskjiicuuo. — vy.vivyiDidvK"
well, 1965.-625 p.
120. Frend W.H.S. The Failure of the Persecutions in the Roman Empire. /7 Past and Present. A Journal of Historical Studies. - 1959, №16. - p. 1027.
121. Gagé J. Le Paganisme impérial a la recherche d'une théologie vers le milieu du IIIe siecle. // Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse. - Mainz, 1972, №12. - S. 585-604.
122. Gager J. Kingdom and Community: The social World of Early Christianity. - Englewood Cliffs (N.Y.): Prince-Hall, 1975. - 158 p.
123. Goodman M. Mission and Conversion: Proselytizing in the Religious History of the Roman Empire. - Oxford: Claredon Press, 1994. - 194 p.
124. Grant F.C-. 'Religio licita'. // Studia patrística. Papers presented to the Third International conference on patristic studies held at Christian Church, Oxford, 1959. / Ed. by Cross L.F. - Berlin: Akad.-Ver!., 1961. - Vol. IV (79). - p. 84-89.
125. Grant M. The Climax of Rome. The Final Achievements of the Ancient World AD 161-337. - L.: Weidenfeld and Nicolson, 1968. - 299 p.
126. Grant R.M. The Sword and the Cross.
127. Grégoire H. Les persécutions dans l'empire romain. - Bruxelles, 1964,- 265 S.
128. Grimai P. La civilisation romaine. - P.: Arthaud, 1962. - 533 S.
129. Haas C.J. Imperial Religious Policy and Valerian's Persecution of the Church, AD 257-260. // Church and State in Early Church. / Ed. by E. Ferguson. -N.Y., L„ 1993. - p. 155-166.
130. Helgeland J. Christians and the Roman Army from Marcus Aurelius to Constantine. // ANRW. -11.23.1. - p. 724-834.
131. Helgeland J. Time and Space: Christian and Roman. // ANRW. -11.23.2. -p. 1285-1305.
132. Homo L. Le siècle d'or de l'Empire Romain. - P.: A Fayand, 1947. -584 S.
133. Jacobs M. Das Christentum in den antiken Welt: von den friikatolichen Kirche bis zu Kaiser Konstantin. - Göttingen: Vanderhoech u. Ruprecht, 1987.-202 S.
134. Janssen L.F. 'Superstitio' and die Persecution of the Christians. // Vigiliae Christianae. - 1979, №33. - P. 131-159.
135. Jones A.H.M. The Social Background of the Struggle between Paganism and Christianity. // The Coflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century. - Oxford, 1963. - PP. 17-37.
136. Jones D.L. Christianity and the Roman Imperial Cult. // ANRW. -II.32.2. - p. 1023-1054.
137. Jones H.S. The Roman Empire BC 29 - AD 476. - NY.: Putnam, L,: Fisher Unwin, 1908. - 476 p.
138. Katz S. The Decline of Rome and the Rise of Mediaeval Europe. -Ithaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1958. - 164 p.
139. Keresztes P. The 'So-called' Second Apology of Justin. // Latomus. -1965, №24.-p.
140. Keresztes P. The Imperial Roman Government and the Christian Church. // ANRW. - 11.23.1. - p. 375-386.
141. Keresztes P. The Massacre at Lugdunum in 177 AD. // Historia. Zeitschrift fur Alte Geschichte. - 1967, №16. - p. 75-86.
142. Laistner M.L.W. Christianity and Pagan Culture in the Later Roman Empire. - Ithaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1967. - 145 P.
143. Lepelley C. Chretiens et Paiens au Temps de la Persecution de Dio-cletien: le cas d'Abthugni. // Studia Patrística. Vol. XV. Papers presented to the seventh international conferencia on patristic Studies held in Oxford 1975. Part I: Iaitgural lecture, editiones, critica. Bíblica, histórica, theologica, philosophia, litúrgica. - Berlin, 1984. - p. 226-232.
144. Lepelley C. L'Empire Romain et le Christianisme. -P.: Flammarion, 1969. - 126 S.
145. Lietzmann H. The Christian Church in the West. // CAR - L., 1939. -Vol. XII.-p. 512-543.
146. Lühr F.F. Zur Darstellung und Bewertung von massenreaktionen in der Lateinischen Literatur. // Hermes. - 1979, №107. - S. 92-114.
147. Mac-Mullen R. Christianaizing th Roman Empire. - New Haven, L.: Yale Univ. Press, 1984. - 183 p.
148. MacMullen R. Ordinary Christians in the Later Persecutions. /7 Changes in the Roman Empire: Essays in the Ordinary. - 1990. - p. 156161.
149. MacMullen R. Paganism in the Roman Empire. - New Haven: Yale Univ. Press, 1981.-241 p.
150. Markus R.A. Christianity in the Roman World. - L.: Thames a. Hudson, 1974.- 192 p.
151. Martin J.-P. Le siècles des Antonines. - P.: Press. Univ. de France, 1977.- 151 S.
152. Mattingly H. Roman Imperial Civilisation. - L.: .Arnold, 1957.- 312 P-
153. Meslin M. L'homme romaine: Des origines au 1er siècle de notre ère. Essai d'anthropologie. - P.: Hachette, 1979. - 296 S.
154. Meslin M. Le christianisme dans l'Empire Romain. - P.: Press. Univ. de France, 1970.- 197 S.
155. Millar F. Cultur Greque et Culture Latine dans le Haut-Empire: la loi et la foi. // Les martyrs de Lyon (177). Lyon 20-23 septembre 1977. Actes du Colloques internationaux sur les martyrs de Lyon (177), org. a Lyon par J. Rongé et R. Turcan. - P.: Centre national de la recherche scientifique, 1978. - S. 187-193.
156. Millar F. The Imperial Cult and the Persecutions. // Le Culte des Souveraines dans l'Empire Romain. Sept Exposes suivis de Discussions. Entretiens prepares et presides par Willem den Boer. Vandoeuvres-Geneve, 28 august - 2 septembre 1972. (Entretiens sur l'Antiquité Classique. Tome XIX.). - 1973. - S. 143-176.
157. Millar F. The Roman Empire and its Neighbours. - L,: Weidenfeld and Nickolson, 1967. - 362 p.
158. Molthagen J. Der römische Staat und die Christen im zweiten und dritten Jahrhundert. - Göttingen, Vanderhoeck u. Ruprecht, 1970. - 132
159. Momigüano A. Christianity and the Decline of the Roman Empire. /7 The Coflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century. -Oxford: Claredon Press, 1963. - p. 3-16.
160. Mommsen T. Der Religionsfreve! nach römische Recht. - 1890. -389 S. - (Gesamelte Schriften).
161. Neander A. Allgemmeine Geschichte der christliche Religion und Kirche. -Aufl. 3-te, Gotha, 1856. - Bd. 1. - 816 S.
162. Nock A.D. Conversion: The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1933. - 309 p.
163. Oliver J.H. A Study of the Roman Empire in the Second Century after Christ through the Roman Oration of Aelius Aristides. // Transactions of the American Philos. Soc. - Philadelphia, 1953, NS №43. - p. 871-1003.
164. Oliver J.H., Palmer R.E.A. Minutes of an Act of the Roman Senate. // Hesperia. - 1955, №24. - p.
165. Parker H.M.D. History of the Roman World from AD 138 to 337. -L., 1936.
166. Plescia J. On the Persecution of the Christians in the Roman Empire. // Latomus. - 1971, №30. - p. 120-132.
167. Portmann W. Zu den Motiven der Diocletianianischen Christenverfolgung. ,// Historia. Zeitschrift für Alte Geschichte. - 1990, №3. - S. 212248.
168. Ramsay W.M. Cities and Bishopries in Phrigia. - L., 1883.
169. Pvobert L. Le Martyre de Pionios. Pretre de Smyrne. - Washington: Dmnnarton Oaks Research Library and Collection, 1994. - 152 S.
170. Rostovtzeff M. The Social and Economic History of the Roman Empire. - 2nd ed., Oxford, 1957. - Vol. 1-2.
171. Rutgers L.V. Roman Policy toward the Jews: Expuising from the City of Rome during the First Century CE. .// Classical Antiquity. - 1994, №13.-p. 56-74.
172. Sage M. The Persecution of Valerian and the Peace of Gallienus. /7 Wiener Studien. - 1983, NF №17 (96). - P. 89-111.
173. Sainte Croix, G.E.M. de, Aspects of the "Great" Persecution. // HThR. - 1954, №47. - p. 75-113.
174. Sainte Croix, G.E.M. de, Why were the early Christians Persecuted // Past and Present. A Journal of Historical Studies. - 1963, №26. - p. 631.
175. Schwarte K.H. Das angebliche Christengesetz des Septimius Severus. // Historia. Zeitschrift für Alte Geschichte. - 1963, №12. - S. 185-208.
176. Sherwin-White N.A. The Early Persecutions and Roman Law Again. // JThS. - 1952, NS №3. - p. 201-213.
177. Simon M. La civilisation de l'Antiquité et le Christianisme. - P. 1972. - 560 S.
178. Sordi M. Impero Romano e cristianesimo. // Problemi di storia délia chiesa. La chiesa antiea. Secoli II - IV. - Milano: Vita e pensiero, 1970. -p. 33-53.
179. Spira A. Pietas. // Kl. Pauïv. - Stuttgart: Druckenmüller, 1972. - Bd. 4. - Sp. 848.
180. Stade K. Der Politiker Diokletian und die letzte große Christenverfolgung. - Diss. Frankfurt a. Main, 1926. - 190 S.
181. Starr Ch. G. Civilization and the Caesars. The intellectual Revolution in the Roman Empire. - Ithaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1954. - 413 p.
182. Swift L.J. War and the Christian Consience. // ANRW. - 11.23.1. - p. 835-868.
183. Thomas G. La condicion sociale de l'Église de Lyon en 177. // Les martyrs de Lyon (177). Lyon 20-23 septembre 1977. Actes du Colloques internationaux sur les martyrs de Lyon (177), org. a Lyon par J. Rougé et R. Turcan. - P.: Centre national de la recherche scientifique, 1978. - S. 93-106.
184. Thompson J.W. The AJleged Persécution of the Christians at Lions in 177.././ American Journal ofTheoiogy. -1912, № XVI; 1913, № XVII.
185. Treggiari S. Leges sine moribus. // Ancient History Bulletin. - 1994, №8. - p. 86-98.
186. Turcan R. Les religions "orientales". A Lugdunum en 177. // Les martyrs de Lyon (177). Lyon 20-23 septembre 1977. Actes du Colloques internationaux sur les martyrs de Lyon (177), org. a Lyon par J. Rougé et R. Turcan. - P.: Centre national de la recherche scientifique, 1978. - S. 195-210.
187. Vittinghoff F. 'Christianus sum" - Das "Verbrechen" von Außenseitern der römischen Gesellschaft. // Historia. Zeitschrift für Alte Geschichte. - 1984, №33. - S. 331-357.
188. Vogt J. Christenverfolgung I (historisch) // RAC. - 1954. - Bd. 2. - S. 1188-1189.
189. Vogt J. Der Niedergang Roms. Metamorphose der antiken Kultur. -Zürich: Kindler, 1965. - 634 S.
190. Vogt J. Zur Religiosität der Christenverfolger im römischen Reich. // Sitzungsber. der Heidelberger Akad. der Wissenschaften, Phil.-Hist. Klasse. - Heidelberg: Winter, 1962. - Abh. 1. - 30 S.
191. Walbank F.W. The Décliné of the Roman Empire in the West. L., 1946. - 97 P.
192. Warde-Fowler W. The Latin History' of the Word 'Religio'. // Transactions of the Congress for the History' of Religions. - L., 1908. - p. 7-15.
193. Wilken R.L. The Christians as the Romans Saw Them. - New Haven, L., 1984.-214 P.
194. Wistrand M. Entertainment and Violence in Ancient Rome. The Attitudes of Roman Writers of the First Century AD. - Götteborg, 1992. -133 P. - (Stadia Graeca et Latina Göthoburgensia).
195. Wlosok A. Die Rechtsgrundlagen der Christenverfolgungen der ersten zwei Jahrhunderte. // Das frühe Christentum im römischen Staat. / Hrsg. von Richard Klein. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchges, 1971. - S. 275-301.
196. Zeiller J. Légalité et arbitraire dans les persecutions contre les chrétiens. // Anal. Boll. - 1949, №67. - S. 49-54.
197. Ziegier K. Religio // Kl. Pauly. - Stuttgart: Druckenmüller, 1972. -Bd. 4. - Sp. 1376.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ:
ВДИ - Вестник древней истории
Anal. Boll. - Analecta Bollandiana
ANRW - Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt
BJSoc - British Journal of Sociology
САН - Cambridge Ancient History
CSEL - Corpus Scriptorum Ecclesiasticomm Latinorum. Wien.
GCS - Die griechischen christlisehen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte.
Leipzig, Berlin
HThR. - Harvard Thelogical Review JRS - Journal of Roman Studies JThS - Journal of Theological Studies
PG - Patrologiae cursus completus. Ed. J.-P. Migne. Series graeca. Paris. PL - Patrologiae cursus completus. Ed. J.-P. Migne. Series latina. Paris. RAC - Reallexicon für Antike und Christentum. Stuttgart.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.