Герменевтический анализ автобиографической прозы (на материале романов С. Рушди «Джозеф Антон», А. Барта «Ролан Барт о Ролане Барте», Г. Адамса «Воспитание Генри Адамса») тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Гашкова Виктория Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат наук Гашкова Виктория Александровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Герменевтический метод в историко-теоретическом аспекте
1.1.Формирование принципов герменевтического метода
1.2. Герменевтика Фридриха Шлейермахера и стадиальность анализа автобиографического романа
1.3. Герменевтика Вильгельма Дильтея. «Идея философии жизни» и автобиографический романа
1.4. «Истина и Метод» Гадамера в понимании автобиографического романа
1.5. Методология Поля Рикёра
Выводы
ГЛАВА II. Психоаналитическая герменевтика как принцип анализа
романа С. Рушди «Джозеф Антон»
2.1. Психоаналитическая герменевтика Альфреда Лоренцера
2.2. Личностная идентичность и коммуникативная структура автобиографического романа
2.3. Возрастные особенности личности и ее аксиологическая составляющая
2.4. Защитные механизмы психики и аспекты их влияния на структуру романного повествования автобиографического характера
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Художественная литература в контексте философских рефлексий языка (вторая половина ХХ в.)2016 год, кандидат наук Крюкова Екатерина Борисовна
Библейские интертекстуальные включения в аспекте филологической герменевтики (на материале романа М.А. Булгакова «Μастер и Маргарита» и его переводов)2019 год, кандидат наук Рябко Елена Игоревна
Философская проблема "текст-читатель": историческая динамика и интерпретации XX века2013 год, кандидат наук Бурмистрова, Ирина Викторовна
Герменевтика межличностной коммуникации2010 год, доктор философских наук Болдонова, Ирина Сергеевна
Сакральный и поэтический текст как предмет филологической герменевтики: на материале германских языков2006 год, доктор филологических наук Абрамов, Сергей Рудольфович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Герменевтический анализ автобиографической прозы (на материале романов С. Рушди «Джозеф Антон», А. Барта «Ролан Барт о Ролане Барте», Г. Адамса «Воспитание Генри Адамса»)»
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено изучению исторической динамики становления и развития в эстетике и литературоведении герменевтического метода, выявлению алгоритма герменевтического анализа автобиографических текстов, а в этом контексте - интерпретации нарративной организации романов «Джозеф Антон» С. Рушди в сравнении с нарративной структурой романов Генри Адамса «Воспитание Генри Адамса» (1907) и Ролана Барта «Ролан Барт о Ролане Барте» (1975).
Романы такой жанровой модели интересны, прежде всего, спецификой отражённой в них экзистенциальной коллизии и ярко выраженной симптоматикой кризиса личностной идентичности, определяющей структуру и его сюжетно-фабульную основу. Вопрос об осуществимости и рассмотрении изображения процессов развития индивидуально-авторской картины мира на структурном уровне автобиографического романа особенно интересен не только в силу того, что автобиографическая проза состоит в причинно-следственном отношении с особенностями процессов формирования авторского дискурса и механизмами рефлексии по поводу апостериорного опыта и его становления [Misch, 1982: 76-78]. Эти процессы осложняются тем, что романная форма, определяя специфику арт объекта, предполагает существование в художественном произведении фикционального пространства [Шмид, 2008]. Взаимопроникновение фикционального и достоверно переживаемого и отражаемого психологического предоставляет возможность исследователю рассматривать автобиографический роман как текст, соединяющий вымысел и документальную основу. Определяя автобиографическое романное письмо как художественный способ самопознания личности, стремящейся к диалогу с условным, предполагаемым реципиентом, то есть абстрактным читателем, мы обнаруживаем подсознательное стремление автора найти точки соприкосновения собственного герменевтического круга с герменевтическим кругом адресата
3
[Dilthey, 1979: 199]. В таком контексте возникает не только необходимость привлечения психоаналитической герменевтики к изучению нарративной специфики данных текстов, но и остро встаёт вопрос о влиянии феномена биографического автора и имманентных процессов его личности на структуру художественного произведения - вопрос, который определённым образом полемизирует с положениями широко известной статьи Ролана Барта «Смерть Автора» [Барт, 1994: 384-391], заслуженно занимающей позицию манифеста в современной филологии. Диссертационная работа при этом не посягает на безусловный авторитет самой идеи «смерти автора» и место её создателя в современном литературоведении: мы лишь усматриваем в упомянутой полемике диалектическое начало, - движущую душу всякого подлинно научного развёртывания мысли.
Научное рассмотрение феномена влияния интенций автора - создателя произведения - на роман автобиографического характера вводит нас в область коммуникативных уровней текста и его нарративной структуры, в область соотносящихся в произведении точек зрения. Важны в этой связи соответствующие размышления М.М. Бахтина и Л.Я. Гинзбург [Бахтин, 1986; Гинзбург, 2000].
В рамках нарратологического исследования необходимым представляется также обращение к ведущим разработкам в области нарратологии, в числе которых работы Нормана Фридмана [Friedman, 1955], Перси Лаббока [Lubbock, 2016], Эрвина Лайбфрида [Leibfried, 1970], Вильгельма Фюгера [Füger, 1972], Вольфа Шмида [Шмид, 2008], Филиппа Лежёна [Lejeune, 1997; 2010] и др. Анализируя различия между типами кризиса идентичности личности конкретного автора, их специфику в текстах изучаемых произведений, мы привлекаем психоаналитическую герменевтику в качестве опорного метода нашего исследования.
Обращение к герменевтике повлекло за собой необходимость проследить динамику формирования и развития ее историко-теоретической парадигмы, определяя, ЧТО [графика наша. - В.Г.] сохранило время в качестве
4
актуальных методологических подходов к анализу произведений автобиографического жанра. Специальное внимание уделено опорному в герменевтической терминосфере и недостаточно разработанному понятию герменевтический круг. «Многие ученые, - справедливо отмечает известный теоретик-исследователь Е.Н. Цурганова, - видят традиционную исходную трудность герменевтики именно в концепции герменевтического круга, так называемого "круга части и целого"» [Цурганова, 2008: 102].
Этим определяется особая значимость для проводимого исследования научных трудов Эрика Хомбургера Эриксона [Эриксон, 2006], Зигмунда [Фрейд, 2014] Анны Фрейд [Фрейд, 1993], комплексного и исчерпывающего энциклопедического труда Грейс Крайг «Психология развития» [Крайг, 2005]. Осознавая связь науки в целом и особенно филологии с философией в её гносеологической функции и эстетикой, которую переосмысливала современная теория литературоведения и метакритика, мы также опираемся на идеи Георга Вильгельма Фридриха Гегеля [Гегель, 1974], Эдмунда Гуссерля [Гуссерль, 1999], Мартина Хайдеггера [Хайдеггер, 2003], Х.-Георга Гадамера [Гадамер, 1988] и др.
Соотнося повествование с анализом некоторых документальных исторических фактов, излагаемых повествующим автором в романах автобиографического характера, мы склонны поддерживать концепцию Жака Деррида о расширительном понимании границ текста (мир как текст, а также история, которая как текст, воспринимаемый субъективным сознанием, представляет собой своего рода фиктивное прошлое, имеющее мало общего с так называемой исторической реальностью) [Деррида, 2000]. При этом инициированная данным положением идея о преобладании в автобиографическом романе вымысла над реальностью требует ответа на вопрос: «что есть реальность?», и если реальность - это текст, то «какова природа этого текста?». Насколько может быть достоверной «реальность» работающего сознания, отбирающего, воспроизводящего и оценивающего автобиографические события?
Опираясь в своём исследовании на «автобиографичность», а если точнее
- «автофикциональность» изучаемых текстов, мы основываемся на том, что «автобиография» подразумевает биографию сознания, а не описание фактической истории жизни исторической личности, совершавшей те или иные действия. Нам представлена действительность, пропущенная сквозь призму индивидуально-авторского сознания и точки зрения, опосредованная сознанием и подсознанием и протекающими в нём процессами, принимающими непосредственное участие в создании художественного образа действительности. Перед читателем предстаёт своего рода интимный дневник сознания конкретного автора, т.е. то пространство, где, по мнению Барта, автор по-прежнему жив.
Материалом данного диссертационного исследования послужил роман Салмана Рушди «Джозеф Антон», опубликованный в 2012 году, роман Генри Адамса «Воспитание Генри Адамса» опубликованный в 1907 году, и роман Ролана Барта «Ролан Барт о Ролане Барте», увидевший свет в 1975 году. Перечисленные произведения объединяет не только общая деривация нарративной структуры, но и нарушение литературного «пакта», на котором настаивает Филипп Лежён [Lejeune, 1971; Lejeune, 1975], - в вышеназванных произведениях конкретный автор каждого из них стремится установить максимальную дистанцию между различными воплощениями своего «Я». Схожими являются, на наш взгляд, и предпосылки такого дистанцирования. Интригующим представляется нам вопрос о «жизни» автора в романе Р. Барта
- писателя и одновременно исследователя, постулировавшего «смерть автора». Темпоральная удалённость выбранных в качестве материала исследования текстов, наряду с тем, что их авторы относятся к различным национальным традициям, позволяет нам охарактеризовать некоторые выявленные в них схожие явления в качестве свойственных определённому периоду развития человеческой ментальности, не ограничивая область исследования мультикультурной направленностью прозы последнего десятилетия. Изучаемые произведения представляют жанр
6
автобиографического романа и повествуют о жизни писателей, явившихся также специалистами в области литературной критики. Если «Джозеф Антон» сообщает нам о личности, запертой в «темницу» социальной изоляции, потому что общество плохо воспринимает любой её образ, то «Ролан Барт о Ролане Барте» показывает нам человека, который «плохо переносит любой свой образ», вплоть до того, что «ему неприятно, когда его называют по имени» [Барт, 2012: 49]. В результате оба героя вынуждены «в страхе перед «образом», в борьбе с ним идти на крайние жертвы, включая жертву собственного телесного и текстуального «я» [Там же: 223].
Объект нашего исследования - роман Салмана Рушди «Джозеф Антон», а также выбранные для сравнительного герменевтического анализа произведения Г. Адамса «Воспитание Генри Адамса» и Р. Барта «Ролан Барт о Ролане Барте», обладающие схожей структурой автобиографического повествования.
Предмет исследования - историческая поэтика герменевтического метода, алгоритм герменевтической интерпретации текста необиографического романа [на примере романа «Джозеф Антон» С. Рушди, в сравнении с романами Генри Адамса «Воспитание Генри Адамса» (1907) и Ролана Барта «Ролан Барт о Ролане Барте» (1975)].
Целью данной работы является изучение исторической динамики становления и развития в эстетике и литературоведении герменевтического метода, создание алгоритма герменевтического анализа автобиографических текстов, изучение в этом контексте нарративной организации романов «Джозеф Антон» С. Рушди в сравнении с нарративной структурой романов Генри Адамса «Воспитание Генри Адамса» (1907) и Ролана Барта «Ролан Барт о Ролане Барте» (1975).
Эта цель достигается в ходе решения следующих конкретных задач:
1. Проследить динамику историко-теоретического развития герменевтики и связанной с ней методологии «прочтения» и анализа художественных текстов.
2. Обосновать своеобразие неоавтобиографических романов С. Рушди «Джозеф Антон», Г. Адамса «Воспитание Генри Адамса» и Р. Барта «Ролан Барт о Ролане Барте» (автобиография сознания) в рамках поэтики художественной модальности.
3. Конкретизировать концепцию действительности в исследуемых художественных текстах и констатировать своеобразие феномена фикционального мира художественного произведения, включающего элементы документальности и достоверности изображаемого.
4. Проанализировать существующие нарратологические подходы на предмет их адекватности проблематике указанных романов.
5. Описать имеющиеся в текстах компоненты нарративной организации, определить на основе полученных данных модель коммуникативных уровней романов, сравнив модели анализируемых романов, сделать выводы относительно схожих и различных их элементов.
6. Описать нарратологическую специфику данных элементов с позиций концепции «смерти автора».
7. Выявить своеобразие нарративной специфики автобиографической прозы с учетом влияния интенций конкретного автора на структуру романов (на примере произведений С. Рушди «Джозеф Антон» и Р. Барта «Ролан Барт о Ролане Барте»).
8. Проанализировать исследуемые романы с методологических позиций психоаналитической герменевтики, выявив общую нарративно- и дискурсивно-психологическую проблематику текстов.
9. Определить выявленные расхождения в нарративной специфике текстов с точки зрения психоаналитической герменевтики, обозначить систему причинно-следственных связей имманентных процессов личностей, обусловивших данные расхождения.
Цель и задачи диссертационного исследования определили выбор комплексной методики, включающей методы герменевтического,
нарратологического и психоаналитического анализа.
Актуальность исследования определяются тем, что современная литература включает в себя недостаточно изученную модель рефлексивного романа, открывающего широкую перспективу для диалога филологии со смежными дисциплинами (от философии и эстетики до психоанализа).
Роман эпохи постмодернизма в целом и неоавтобиографический роман, в частности, соединяя в нарративной произведения риторический и автофикциональный дискурсы, демонстрирует усложненное устройство текстов, создаваемых по образцам лабиринта, палимпсеста, ризомы. Фрагментированность повествования, наличие протеистических образов повествователей, текстов в тексте и др., выдвигает на первый план герменевтику как науку о понимании текста и определяет востребованность герменевтического метода анализа художественного произведения. Особенную актуальность в связи с проблемой понимания и аналитического восприятия сложно устроенного художественного произведения, приобретает понятие герменевтического круга, позволяющее воссоздать единство, целостность и гомогенность фрагментированного художественного текста. Типологизация исследований, посвященных герменевтике, выработка герменевтического модуса анализа неоавтобиографических текстов, отклоняющихся от сложившейся классической художественной парадигмы, приобретает в связи с вышеизложенным акцентированную актуальность.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринят анализ нарратологической структуры неоавтобиографических романов, нарушающих классические каноны автобиографического жанра. Впервые исследованы с точки зрения когнитивно-дискурсивного, герменевтического и психоаналитического метода художественные автобиографические тексты одного из последних романов С. Рушди в сопоставлении с произведениями Г. Адамса и Р. Барта с характерными для них особенностями деривации классической нарративной структуры.
Теоретической базой диссертационной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам истории и развития
9
герменевтики в системе современного гуманитарного знания - П. Рикёра [Рикер, 1995; 1996; 2012], Ж. Деррида [Деррида, 1999; 2000], Х.-Г. Гадамера [Гадамер, 1988], М. Хайдеггера [Хайдеггер, 2003], М. Фуко [Фуко, 1996], Р. Барта [Барт, 1989], А. Лоренцера [Лоренцер, 1996; 2013], Ф. Шлейермахера [Schleiermacher, 1838; 1911; 2013], В. Дильтея [Дильтей, 2000; 2001]; проблемам нарратологии и принципам организации текста - Ф. Шмида [Шмид, 2008], П. Лаббока [Lubbock, 2016], Ф. Лежёна [Lejeune, 1997; 2010], Э. Лайбфрида [Leibfried, 1990] и др. Мы также опираемся на труды М. М. Бахтина [Бахтин, 1975; 1986], В. Шмида [Шмид, 2008], В. И. Тюпы [Тюпа, 1995], Е. Н. Цургановой [Цурганова, 2004], Л. С. Выготского [Выготский, 1968; 1982], С. П. Толкачев [Толкачев, 2003], В. Г. Новиковой [Новикова, 2013], С. В. Сретенской [Сретенская, 2012], А. Н. Гребенева [Гребнев, 2011] - о жанровом своеобразии, структурной организации текста, мультикультурном и социальном контексте английского романа эпохи постмодернизма, психологии художественного творчества, его герменевтическом понимании.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что она вносит вклад в типологизацию динамики становления и развития герменевтического метода литературоведческого анализа, в разработку модуса анализа своеобразной повествовательной структуры неоавтобиографической прозы, а также в применении герменевтического анализа текста в качестве инструментария анализа одного из последних романов С. Рушди «Джозеф Антон» в сравнении с «Воспитанием Генри Адамса» Генри Адамса и «Ролана Барт о Ролане Барте» Р. Барта с целью определения их архитектонической целостности.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее материалов и результатов в общих и специальных курсах по истории зарубежной литературы XX-XXI веков, по теории литературы и введению в литературоведение, по методологии герменевтического анализа художественного текста, а также на семинарских занятиях по поэтике и
филологическому анализу художественного текста.
10
На защиту выносятся следующие положения:
1. Индивидуально-психологические особенности конкретного автора следует рассматривать как один из факторов формирования нарративной структуры автобиографического художественного произведения, нарушающего жанровый канон.
2. Понимание имманентных процессов формирования фигуры конкретного автора как элемента художественной действительности должно происходить в рамках диалектики герменевтического круга, то есть рассматриваться как отдельный элемент в системе художественной целостности изучаемого текста.
3. Одной из функций автобиографических романов от третьего лица является поиск собственной идентичности, так как усложненная нарративная структура произведения, максимально отстраняющая различные образы Я друг от друга, маркирует утрату идентичности и необходимости ее поиска.
4. Роман Салмана Рушди «Джозеф Антон» имеет сложную палимпсестную структуру, обнаруживает признаки интертекстуальности, интердискурсивности.
5. Усложнение нарративной структуры автобиографического романа Салмана Рушди «Джозеф Антон» связано с активным диалогическим взаимодействием большого количества психологических, эмоционально-биографических и социокультурных элементов в его структуре.
6. Современная мультикультурная автобиографическая проза представляет собой биографию сознания, а не фактическую историю жизни исторической личности, совершавшей те или иные действия. Автобиографический роман от третьего лица можно назвать автобиографией бессознательного конкретного автора, что не освобождает исследователя от необходимости учитывать авторские интенции.
7. Автобиографический роман от третьего лица в контексте теории Лоренцера можно рассматривать как имитацию герменевтического диалога, требующего интерпретации, а значит, роман такого свойства является
11
попыткой осознать внутриличностные конфликты автора, т.е. вывести их сначала в сферу сознательного, а затем имитировать их выход за пределы рефлексирующей личности.
8. На лексическом уровне романа Салмана Рушди «Джозеф Антон» находятся уникальная индивидуально-авторская языковая реальность, требующая психологической интерпретации, поскольку её образность не соотносится с общепринятыми канонами постколониального дискурса.
Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения Балтийского федерального университета им. И. Канта, были изложены в виде докладов в Калининградской областной научной библиотеке, на ежегодных научных конференциях студентов и аспирантов БФУ им. И. Канта (Калининград, 2016 - 2019), на международных научно-практических конференциях: XXVII Пуришевские чтения «Зарубежная литература XXI: проблемы и тенденции» (Москва, 2015), XXVIII Пуришевские чтения «Русская революция 1917 года в литературном сознании Запада» (Москва, 2016), международном научном симпозиуме «Наука, общество, прогресс» (Москва, 2016), 9-ой всероссийской научно-методической конференции «Англистика XXI века» (Санкт-Петербург, 2018).
Основные положения диссертации отражены в 8 статьях, 3 из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК РФ.
ГЛАВА I. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
1.1. Формирование принципов герменевтического метода
Любое заявление относительно герменевтики, любую попытку вывести четкое и однозначное, краткое и исчерпывающее определение, характеризующее феномен герменевтики, формировавшейся в связи с развитием рецептивных концепций в эстетике и теории литературы, можно назвать неоднозначными или спорными. В связи с этим, современный научный дискурс обладает целой палитрой определений герменевтики, а попытки дать полное, всеобъемлющее толкование превращаются, в конце концов, в многостраничные научные труды, в которых герменевтика определяется как теория и методика постижения текста1 и одновременно как искусство его интерпретации и толкования. В ряду наиболее значимых и интересных трудов, на наш взгляд, можно выделить следующие: «Общая теория интерпретации» Эмилио Бетти [Noakes, 1982: 35-37], «Истина и метод. Основы философской герменевтики» Ханса-Георга Гадамера [Гадамер, 1988: 97], «Бытие и время» Мартина Хайдеггера [Хайдеггер, 2003], «Возникновение герменевтики» Вильгельма Дильтея [Дильтей, 2001], а также некоторые работы Фридриха Шлейермахера: «Герменевтика и Критика» ^сК^егтасИег, 1838], «Избранные работы» ^сК^егтасИег, 1911], «Академические речи» [Шлейермахер, 1987], «Диалектика» ^сКЫегтасИег, 2013]. Утверждение относительно герменевтики как искусства интерпретации или толкования текста, является одним из самых распространенных. Несмотря на то, что это определение кажется нам весьма перспективным, на его примере можно
1 Таково, например, современное общепринятое признание герменевтики, определяемой как «теории и методики интерпретации: постижения художественного произведения как единства части и целого, «внутренняя реальность» которого требует от читателя включиться в «круг понимания» (или герменевтический круг» [Лавлинский, 2008].
проследить ту «неоднозначность» герменевтики, о которой упоминалась выше: если герменевтика - это искусство, то, что в данном случае понимать под искусством? Обвинения герменевтики в отсутствии определённого научного методологического аппарата беспочвенны; если говорить о трактовке и интерпретации, то где и как должно быть обозначено соотношение объективного и субъективного в данном процессе и относить ли процесс интерпретации к творческому акту или соотносить его с научным алгоритмом; если герменевтика корреспондируется с текстом, то после того, как появились труды Жака Деррида, что следует считать объектом и предметом герменевтики, если «текст - единственно возможная модель реальности», т.е. по Деррида, «мир есть текст» [Деррида, 1999: 158] Обращаясь к идеям Деррида или даже просто принимая их во внимание, мы не можем считать текстом только надпись или - шире - литературное произведение. Речь в данном случае идет о целом художественном мире со всеми его составляющими, о человеческом бытии как текстовой структуре. Важно здесь и то, что сам Деррида в процессе своей научной деятельности опирался на исследования, принципы и подходы Хайдеггера и Гадамера, внимательно изучал, анализировал их труды, т.е., можно сказать, увлекался герменевтикой.
Таким образом, мы подходим к объединяющей разные толкования герменевтики идее, что она представляет собой теорию понимания в целом или метод постижения смысла. Однако такое определение заключает герменевтику в рамки чистой философии, не имеющей ничего общего с текстом, письменными его свидетельствами, феноменом языка, на которые направлена вся «понимающая» сила герменевтики. Исходя из формулы «мир как текст», необходимо осознавать герменевтику в системе гуманитарного знания, тяготеющего больше к литературоведению, нежели к философии. При этом литературоведение само по себе никогда не было и не будет независимым от философии, так что уместно называть герменевтику «философией литературоведения», или даже учением о принципах и методах гуманитарных наук, своего рода «наукой о духе» [Дильтей, 2000].
14
Если применить к герменевтике популярную метафору монеты с двумя сторонами, то одной из сторон в данном случае будет литературоведческий компонент, с другой - философская антропология и интерес к «чужой индивидуальности» и её постижению, что представляется не менее интересным. Несмотря на то, что для литературоведения «автор» - тот автор, которого Вольф Шмид (и мы вслед за ним) называет «конкретным» - в 1967 году «умер» для актуального структурализма [Барт, 1994: 384-391], для герменевтики он по-прежнему остался жив и интересен. Если выделять психологическую герменевтику в отдельное направление, необходимо дать и соответствующее определение литературной герменевтике. Следует при этом учитывать, что подобное разделение крайне условно, поскольку определяется разницей предметов исследования, входящих друг в друга, а не разницей его объектов, методов, принципов.
Таким образом, по словам Фридриха Шлейермахера, литературная
герменевтика представляет собой искусство толкования разнообразных
художественных письменных памятников, и это искусство интенционально:
оно направлено на обретение универсальных принципов интерпретации текста
через анализ, деконструкцию и реконструкцию его понимания. Иными
словами, герменевтика, формируясь в качестве науки, ищет возможность
привести анализ внутреннего индивидуального опыта и анализ понимания к
общему знаменателю. Важно подчеркнуть, что Шлейермахер понимал под
словом искусство мастерство интерпретации текста через анализ, а не
художественное творчество как таковое. Во избежание неопределённости,
которая может быть вызвана использованием такого не научного, а скорее
метафорического определения, обратимся к тем критериям научного знания,
которыми обладает герменевтика. Для удобства и краткости изложения
параметров научности, обратимся к труду Александра Петровича Садохина
«Концепции современного естествознания» [Садохин, 2006: 11], в котором
критерии научности изложены, на наш взгляд, наиболее ёмко и
последовательно. Так, герменевтика системна, т.е. в ней наблюдается
15
внутреннее единство, фундаментальные принципы и понятия, например, вчувствование Шлейермахера, или диалог Дильтея, герменевтический круг. В рамках герменевтики существуют свои аксиомы, согласно одной из которых, любое верное понимание происходит в рамках диалектики части и целого, т.е. круга. Более того, герменевтика обладает отработанными механизмами получения новых знаний, которые заключаются в методологии понимания и применяются многими авторитетными исследователями. Герменевтическое знание теоретично, целью его исследования является гадамеровская истина. Герменевтика стремится к универсальной истине, протоистине, и такое стремление к единому пути понимания сообщает герменевтике научную рациональность. Кроме того, герменевтическое знание верифицируемо, поскольку использует понятный научный аппарат контекстуального, лексического, синтаксического, семантического анализа, и соответственно, фальсифицируемо, что согласно теории Карла Поппера [Поппер, 1983], конституирует его научность. Поскольку история герменевтики как науки гуманитарного цикла в его нынешнем понимании начинается с работ Августина Блаженного в IV столетии, неудивительно, что за достаточно продолжительный период развития она нашла своё отражение практически во всех направлениях гуманитаристики, образовавшихся позже. Таким образом, герменевтические принципы можно назвать общегуманитарными. Сталкиваясь с областью когнитивных наук, классическая герменевтика образует когнитивную герменевтику [Шульга, 2002], а, входя в феноменологический дискурс [Гуссерль, 1999], она формирует феноменологическую герменевтику. Подобным же образом герменевтика, правда, уже в шлейермахеровском переосмыслении, при столкновении с психоаналитическим дискурсом образует психоаналитическую герменевтику [Лоренцер, 2013]. Говоря об истории герменевтики, нужно отметить, что это довольно консервативная наука со свойственной ей мультидисциплинарной направленностью. Несмотря на меняющиеся от эпохи к эпохе способы понимания, конструктивные принципы анализа его результатов при их
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Произведения Ф.М. Достоевского 1840-х – нач. 1860-х годов как «единый текст»2019 год, кандидат наук Магарил-Ильяева Татьяна Георгиевна
Повествовательная структура романов А. Дёблина2002 год, кандидат филологических наук Котелевская, Вера Владимировна
Нарративные стратегии в жанровой структуре романа: на материале русской прозы 1920 - 1950-х гг.2015 год, кандидат наук Жиличева, Галина Александровна
Рецепция творчества сестер Бронте в русской литературе ХХ – XXI вв.: проблема повествования2015 год, кандидат наук Дьяченко Юлия Васильевна
Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа2009 год, кандидат философских наук Шаев, Юрий Михайлович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гашкова Виктория Александровна, 2020 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Научная литература
1. Аверинцев С.С. Категории поэтики в смене эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994. - С. 3-38.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб.пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 303 с.
3. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная зарубежная социальная психология / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой и др. М.: Изд-во Московского университета, 1984. - С. 111 - 126.
4. Астафьев В.П. Собрание сочинений в 6 т. Т.2. Ода русскому огороду. Рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 704 с.
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ.ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
6. Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. - М.: «Медицина», 1968. - 469 с.
7. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
8. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С. 7180.
9. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. - М.: Художественная литература, 1986. - 546 с.
10. Бахтин М.М. Проблема речевых актов. Проблема текста // Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940 -1960 гг. - С. 159-206.
11. Белинская Е.П. Социальная психология личности: учеб.пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
12. Блаженный Августин. Христианская наука, или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. - М.: Рипол Классик, 2013 - 370 с.
13. Бочаров С.Г. Пруст и «поток сознания» // Критический реализм XX века и модернизм: сб. ст. / АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1967. - 286 с.
14. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация : Сборник работ / пер. с англ.- М.: А/О "Издат. группа "Прогресс", 1989 . - 312 с.
15. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971. - 239 с.
16. Винокур Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. - М.: Русские словари, 1997. - 186 с.
17. Власов П.Н. Девиация и история: функция понятия «кризис авторства» в работе М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности» // Вестник Самарского государственного университета. Самара, 2008. №2 4 (63). -С. 321 - 325.
18. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. -504 с.
19. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4. Детская психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
20. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 6. Проблемы возраста / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
21. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. -
576 с.
22. Гадамер Х.-Г. Истина и Метод: основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ.ред. и выступ. ст. Б. Н. Бессонова - М.: Прогресс, 1988. - 699 с.
23. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. 138 с.
154
24. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Художественная литература, 1977. - 450 с.
25. Гиршман М. Литературное произведение. Теория и практика анализа: учебн пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 160 с.
26. Гребнев А. Н. Поэтические тексты У.Х. Одена в контексте филологической герменевтики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2011. - 20 с.
27. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1 / пер.с нем. А.В.Михайлова. - М.: ДИК, 1999. - 336 с.
28. Гюббенет И. В. К проблеме понимания литературно-художественного текста (на английском материале). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 112 с.
29. Гюббенет И. В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом "Либроком", 2010. 208 с. Делёз Ж. Критика и клиника / Пер. с франц. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина. Послесл. и примеч. С. Л. Фокина. - СПб.: Machina, 2002. - 240 с.
30. Деррида Ж. О грамматологии. - М.: Ad Marginem, 2000. - 512 с.
31. Деррида Ж. Difference. - Томск: Водолей, 1999. - 158 с.
32. Дильтей В. Собрание сочинений. В 6 т. / Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000 - 763 с.
33. Дильтей В. Собрание сочинений.В б т. / Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 4: Герменевтика и теория литературы / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. - М.: Дом Интеллектуальной Книги, 2001. - 531 с.
34. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. - Л.: Советский писатель, 1980. - 600 с.
35. Дубин Б. Очерки по социологии культуры: Избранное /
155
Предисл., составление, подгот. текста А.И. Рейтблата. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 912 с.
36. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. - 12-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015.
- 248 с.
37. Женнет Ж. Повествовательный дискурс [Discours du récit] // Женетт Ж. Фигуры. Т. 2. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - С. 60 - 280.
38. Жинкин Н.И. Язык - Речь - Творчество. - М.: Лабиринт, 1998. -368 с.
39. Зубкова А. В. Становление художественного сознания Генри Адамса: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004. - 196 с.
40. Иванчикова Е. А. Категория «образа автора» в научном творчестве В. В. Виноградова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1985. Т. 44. № 2. - С. 123 - 134.
49. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М.: Изд-во Иностранной литературы, 1962. - 552 с.
50. Ингарден Р. Очерки по философии литературы / Пер. с польск. ... А. Якушевича. - Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ,
1999. - 184 с.
51. Киршбаум Э.И. А.И. Психологическая защита. - М.: Смысл,
2000. - 181 с..
52. Ковтунова И. И. Вопросы структуры текста в трудах академика В. В. Виноградова // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста: Виноградовские чтения. № 11. М., 1982. - с. 3 - 18.
53. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога - практика.
- М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 c.
54. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения.
- М.: Просвещение, 1972. - 112 с.
55. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
56. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1985.
- 536 с.
57. Лежён Ф. В защиту автобиографии // Иностранная литература. - 2000. - № 4. - С.110 -122.
58. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуновой. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
59. Личко А. Е. Синдром метафизической интоксикации // Шизофрения у подростков. - Л.: Медицина, 1989. - 214 с.
60. Лоренцер А. Археология психоанализа: Интимность и социальное страдание / Пер. с нем. - Сер.: Библиотека психоанализа. - М.: Прогресс-Академия, 1996. - 303 с.
61. Лоренцер А. Истинность психоаналитического познания. Историко-материалистический набросок/ пер. с нем. под науч. редС.Ф. Сироткина. - Ижевск: ERGO, 2013. - 324 с.
62. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. // Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. - СПб.: Речь, 2002. - 539 с.
63. Майерс Д. Социальная психология: учебник. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
64. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
65. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994.
- С. 431 - 480.
66. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 432 с.
67. Мотылева Т. Л. Зарубежный роман сегодня. - М.: Сов.писатель, 1965. - 472 с.
68. Новикова В.Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2013. - 369 с.
69. Облачко И. Ю. Скрытые смыслы как компонент идиостиля С. Рушди и способы их представления: дис. ... канд. филол. наук. БГПУ, Барнаул, 2005. - 154 с.
70. Паркер Б. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной (Перевод с английского В. И. и О. И. Мацарских, под редакцией Я. А. Смородинского). - М.: Наука,1991. - 223 с.
71. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. - 480 с.
72. Перлз Ф. Практикум по гештальт-терапии / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. - М.: Психотерапия, 2007. - 240 с.
73. Поппер Карл. Логика и рост научного знания. Избр. работы / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.
74. Ревзина О.Г. Дискур и дискурсивные формации / О.Г. Ревзина и др. // Критика и семиотика. Вып. 8. Новосибирск. 2005. С. 66 - 78.
75. Рикёр П. Время и рассказ / перевод с фр. Т.В. Славко; научный редактор И. И. Блауберг. - М.; СПб.: Университетская книга (Книга света). Т. 1. Интрига и исторический рассказ. - 1998. - 313 с. Т. 2. Конфигурация в вымышленном рассказе. - 2000. - 224 с.
76. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера / перевод с фр., послесл., примеч. И.С. Вдовина. - М.: Искусство, 1996. - 270 с.
77. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. (Московские лекции и интервью): пер. с фр. / П. Рикер. - М.: Изд. центр «Academia», 1995. - 160 с.
78. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. -М.: «Асаdemia -Центр»; «МЕДИУМ», 1995. - 416 с.
79. Ришар Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений / сокр. пер. с фр. Т. А. Ребко. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 232 с.
80. Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 64 с.
158
81. Рымарь Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. - Воронеж: Логос-Траст, 1994. - 264 с.
82. Садохин А. П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.
83. Сартр Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года / пер. с фр. Е. Плеханова. - СПб.: Алетейя, 1998. - 648 с.
84. Слободчиков В.И. Интегральная периодизация общего психического развития / В.И. Слободчиков., Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 38 - 50.
85. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. - № 2. - С. 37 - 49.
86. Сретенская С. В. Феномен понимания в европейской и русской герменевтической мысли: дис. ... канд. филол. наук. Киров, 2012. - 170 с.
87. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
88. Струкова Е. А. Образ творческой личности в произведениях англоязычных постколониальных писателей Дж. М. Кутзее и С. Рушди: дис. ... канд. психол. наук. М., 2016. - 215 с.
89. Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 128 с.
90. Теория литературы: учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. В 2 т. / Под ред. Н.Д.Тамарченко. - Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 513 с.
91. Толкачев С.П. Мультикультурный контекст современного английского романа. - М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2003. -404 с.
92. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 334 с.
93. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2 2101 «Рус. яз. и лит. » М.: Наука, 1983. - 254 с
94. Тюпа В. И. Архитектоника эстетического дискурса // Бахтинология: Исследования, персводы, публикации. СПб. 1995. С. 206 -216.
95. Уиллер Г. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма. - М.: Смысл, 2011. - 464 с.
96. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. Пер. с англ., вступ. ст. А.Б. Хавина. - М.: Академический Проект, 2004. - 848 с.
97. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб.: Речь, 2000. - 320с.
98. Филь В. А. Своеобразие нарративной организации в романе С.Рушдии «Джозеф Антон»: магист. дис. - Калининград, 2014.
99. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. / Под ред. Р. Ф. Додельцева,. К. М. Долгова. - М.: Республика, 1995. - 400 с.
100. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 140 с.
101. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». -М.: Азбука, 2014. - 192 с.
102. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. - М., Касталь, 1996. - 448 с.
103. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. -Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.
104. Хьелл Л. Теории личности. - Спб.: Питер, 1997. - 606 с.
105. Чудаков А. П. Слово - вещь - мир: От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. - М.: Современный писатель, 1992. - 320 с.
106. Шайтанов И. О. Как было и как вспомнилось: Соврем.
автобиогр. и мемуар. проза. - М.: Знание, 1981. - 64 с.
160
107. Шарданова И. В. Концепция истории в автобиографии "Воспитание Генри Адамса": дис. ... канд. филол. наук. Нальчик, 2003. - 151 с.
108. Шестаков В. Гештальт и искусство. Психология искусства Рудольфа Арнхейма. - СбП.: Алтея, 2014. - 112 с.
109. Шкловский В.Б. О теории прозы. - М.: Изд-во «Федерация», 1929. - 265 с.
110. Шлейермахер Ф. Академические речи 1829 года. - М.: Науч. изд., 1987. - 218 с.
130. Шмид В. Нарратология. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 304 с.
131. Шульга Е. Н. Когнитивная герменевтика. - М.: ИФ РАН, 2002.
- 235 с.
132. Щурова Н. Ю. Лингвистические параметры французского литературного парасловаря: на примере произведений XIX - XXI веков: дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. - 160 с.
133. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.
134. Ashcroft B. The post-colonial studies reader / B. Ashcroft, G. Griffins, H. Tiffin. - Second edition. - London : Routledge, 2006. - 616 p.
135. Ashcroft В. The Empire Writes Back: Theory and Practice in PostColonial Literatures. - London : Routledge, 2002. - 296 p.
136. Bachman-Medick D. Kulturelle Texte und interkulturelles (Mifß-)Verstehen. Kulturanthropologische Herausforderungen für die interkulturelle Literaturwissen- schaft". In: Wierlacher, Alois (Hrsg): Perspektiven und Verfahren Interkultureller Germa- nistik. Akten des 1. Kongresses der Gesellschaft für Interkulturelle Germanistik. - München: Iudicum, 1987. - S. 653-664.
137. Beaujour M. Miroirs d'encre: rhetorique de l'autoportrait. - Paris: Éditions du Seuil, 1980. - 375 p.
138. Bhabha H. The Location of Cuhure. - London : Routledge, 1994.
- 285 p.
139. Bradbury M. Dangerous Pilgrimages: Trans-Atlantic Mythologies and the Novel. - New York : Random House, 1996. - 515 p.
140. Bromley R. Narratives for a New Belonging: Diasporic Cultural Fictions. - Edinburgh : Edinburgh University Press, 2000. - 182 p.
141. Bal M. De theorie van vertellen en verhalen : inleiding in de narratologie. - Muiderberg : Coutinho, 1990. - 182 p.
142. Barlow D. Composing Post-Multiculturalism / Daniel Barlow // College Composition and Communication: National Council of Teachers of English.
- 2016. - Vol. 67, No. 3. - pp. 411-436
143. Cervenka M. Literami dilo jako znak // Cervenka M. Vyznamova vystavba literarnnho dila. - Praha : Karolinum / Acta Universitatis Carolinae, 1992.
- 155 s.
144. Chase R. The American novel and its tradition. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1980. - 288 p.
145. Cohn D. Transparent Minds. Narrative Modes for Presenting Consciousness in Fiction. - Princeton : Princeton University Press, 1987. - 344 p.
146. Cyrus R. Emergent U.S. Literatures: From Multiculturalism to Cosmopolitanism in the Late-Twentieth-Century. - New York: NYU Press, 2014. -288 p.
147. Dilthey. W. Gesammelte Schriften. - Berlin : Teubner, 1927. - 549
p.
148. Dovidio J. F. Appreciating the Role of the "Individual Mind" in Diversity Science: Commonality, Harmony, and Social Change / John F. Dovidio, Tamar Saguy and Samuel L. Gaertner // Psychological Inquiry. - 2010. - Vol. 21, No. 2. - pp. 108-114.
149. Elster E. Prinzipien der Literaturwissenschaft: zwei Teile in einem Band. Repr. ed. - New York : Johnson, 1972. - 310 p.
150. Eco U. Lector in fabula : Le rôle du lecteur, ou, La coopération interprétative dans les textes narratifs. - Paris : Le Livre de Poche, 1989. - 314 p.
151. Farah N. Homing in on the Pegeon / Nuruddin Farah // Index on
162
Censorship. - 1993. - May 1. - p. 16-20.
152. Flacius M. Clavis scripturae sacre. - Lipsiae : Erythropilus, 1695.
- 250 p.
153. Frager R. Personality and Personal Growth / R. Frager Ph.D., J. Fadiman Ph.D. - London : Pearson, 2012. - 480 p.
154. Franklin B. The Autobiography of Benjamin Franklin. - London : Value Classic Reprints, 2017. - 46 p.
155. Friedman M. Stream of consciousness: A study in literary method.
- Yale : Yale University Press, 1955. - 279 p.
156. Friedman N. Point of view in Fiction. The Development of a Critical Concept / Norman Friedman // Publications of the Modern Language Association of America. - 1955. - Vol. 70. - pp. 1160-1184.
157. Füger W. Zur Tiefenstruktur des Narrativen: Prolegomena generativen «Grammatik» des Erzählens / Wilhelm Füger // Poetica. Zeitschrift für Sprach- und Literaturwissenschaft. - 1972. - Bd. 5. - s. 268-292.
158. Gates H.L. Beyond the Culture Wars: Identities in Dialogue / Henry Louis Gates, Jr. // Profession - 1993 - pp. 6-11.
159. Genette G. Nouveau discours du récit. - Paris : Points, 2007. - 448
p.
160. Ghosh A. In an Antique Land: History in the Guise of a Traveler's Tale. - New York : Vintage, 1993. - 400 p.
161. Glowinski M. Wirtualny odbiorca w strukturze utworu poetyckiego. - Ossolinskich : Zaklad Narodowy, 1967. - 26 p.
162. Grimm G. Rezeptionsgeschichte: Grundlegung einer Theorie. Mit Analysen und Bibliographie. - Münhen : Fink, 1983. - 446 S.
163. Gusdorf G. Auto-bio-graphie. - Paris: Odile Jacob, 1991. - 504 p.
164. Hahn A. Thinking About Group Differences: Ideologies and National Identities / Adam Hahn, Charles M. Judd and Bernadette Park // Psychological Inquiry. - 2010. - Vol. 21, No. 2. - pp. 120-126.
165. Hall S. Cultural Identity and Diaspora // P. Williams, L. Chrisman.
163
Colonial discourse and post-colonial theory: a reader. - London : Harvester Wheatsheaf, 1994. - pp. 227-237.
166. Hannelore L. Rezeptionsforschung: Eine Einführung in Methoden und Probleme. - Stuttgart : Kohlhammer, 1976. - 182 s.
167. Herman L. Handbook of Narrative Analysis. - Lincoln : University of Nebraska Press, 2005. - 231 p.
168. Hindriks P. Interminority Attitudes: The Roles of Ethnic and National Identification, Contact, and Multiculturalism / Paul Hindriks, Maykel Verkuyten and Marcel Coenders // Social Psychology Quarterly. - 2014. - Vol. 77, No. 1. - pp. 54-74.
169. Hinz E. J. What is Multiculturalism?: A "Cognitive" Introduction / Evelyn J. Hinz // Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal. - 1996. - Vol. 29, No. 3. - pp. 7-13.
170. Howarth C. "Nobody Wants to Be an Outsider": From Diversity Management to Diversity Engagement / Caroline Howarth and Eleni Andreouli // Political Psychology. - 2016. - Vol. 37, No. 3. - pp. 327-340.
171. Humphrey R. Steam of Consciousness in the Modern Novel. -Berkeley : University of California Press, 1968. - 129 p.
172. Huntington S. P. The Clash of Civilizations? / Samuel P. Huntington // Foreign Affairs. - 1993. - Vol. 72, No. 3. - pp. 22-49.
173. Iser W. Der implizite Leser: Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett. - Mtinchen : Wilhelm Fink Verlag, 1972. - 418 s.
174. King B. A. Literatures of the World in English. Abingdon-on-Thames : Routledge and Kegan Paul, 1974. - 225 p.
175. Lanser S. S. The Narrative Act: Point of View in Prose Fiction. -Princeton : Princeton University Press, 1982. - 310 p.
176. Laukhuff P. Multiculturalism / Perry Laukhuff // The American Scholar. - 1990. - Vol. 59, No. 4. - pp. 635-636.
177. Leibfried E. Kritische Wissenschaft Vom Text; Manipulation, Reflexion, Transparente Poetologie. - Mainz : Johannes Gutenberg Universität,
164
1970. - 360 s.
178. Lejeune Ph. L'autobiographie en France. Paris: Armand Colin, 2010. - 224 p.
179. Lejeune Ph. Le pacte autobiographique. - Paris : Seuil, 1997. -
357 p.
180. Levinas E. Otherwise than Being or Beyond Essence. - Pittsburgh : Duquesne University Press, 1998. - 253 p.
181. Levinas E. Totality and Infinity: An Essay on Exteriority. -Pittsburgh : Duquesne University Press, 1969. - 314 p.
182. Lubbock P. The Craft of Fiction. - Scotts Valley : CreateSpace Independent Publishing Platform, 2016. - 210 p.
183. Misch G. Geschichte der Autobiographie. - Leipzig : Teubner, 1907. - 487 s.
184. Müller H.-H. The Implied Author: Concept and Controversy. -Berlin : Walter de Gruyter, 2008. - 224 p.
185. Noakes S. Translation of Emilio Betti's «Teoria generale dela interpretazione» / Susan Noakes // Modern Language Studies. - 1982. - Vol. 12, No. 4. - pp. 35-37.
186. Nordquist J. Postcolonial Theory: A Bibliography // Social Theory: A Bibliographic Series 50. - Santa Cruz : Reference and Research Services, 1999. - 60 p.
187. Peter D. Juhl. Life, Literature, and the Implied Author : Can Literary Works Make Truth-Claims? // Interpretation: An Essay in the Philosophy of Literary Criticism. - Princeton : Princeton University Press, 1986. - pp. 153-195.
188. Poddar P. A Historical Companion to Postcolonial Thought. -New York: Columbia University Press, 2005. - 544 p.
189. Rieker P. Inter-cultural dialogue in international crises. - Oslo: Norwegian Institute for International Affairs, 2012. - 103 p.
190. Rimmon-Kenan Shl. Narrative Fiction. - Abingdon-on-Thames : Routledge, 208.
191. Said E. W. Figures, Configurations, Transfigurations / Edward W. Said // Race & Class. - 1990. - July 1. - pp. 1-16.
192. Schleiermacher Fr. Schleiermachers Dialektik. - Charleston : Nabu Press, 2013. - 510 p.
193. Schleiermacher Fr. Werke. Auswahl in vier Bänden. Bd. 4. -Leipzig : Fritz Eckardt Verlag, 1911. - S. 143.
194. Schleiermacher Fr. Hermeneutik und Kritik mit besonderer Beziehung auf das Neue Testament. - Berlin: G. Reimer, 1838 - 418 s.
195. Spivak G. Ch. «Can the Subaltern Speak?» // B. Ashcroft, G. Griffins, H. Tiffin. The Post-Colonial Studies Reader. - London : Routledge, 2006.
- pp. 28-37.
196. Stanzel Franz K. Theorie des Erzählens. - Stuttgart : Auflage, 2008. - 339p.
197. Szavai J. The autobiography. - Budapest : Akadémiai Kiadó, 1984. - 236 p.
198. Triandafyllidou A. Multicultural Governance in a Mobile World.
- Edinburgh: Edinburgh University Press, 2017. - 384 p.
199. Trombold J. The Uneven Development of Multiculturalism / John Trombold // Profession. - 1999. - pp. 236-247.
200. Wolff E. Der intendierte Leser. Überlegungen und Beispiele zur Einführung eines literaturwissenschaftlichen Begriffs / Erwin Wolff // Poetica 4. -1971. - S. 141-166.
201. Young R. Colonial Desire: Hybridity in Theory, Culture and Race.
- London : Routledge, 1995. - 256 p.
2. Словари и энциклопедические издания
1. Аберкромби Н. Социологический словарь. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. - М.: Экономика. 2004. - 620 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. - 452 с.
3. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. - 2-е изд. - М.: Джангар, 2012. - 864 с.
4. Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. -М.:ШТКАБА, 2004. -560 с.
5. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ.ред. и вступит. ст. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во Моск. унив., 1987. - 511с.
6. Кемеров В. Е. Современный философский словарь. - Минск: ПАНПРИНТ, 1998. - 1064 с.
7. Когнитивный диссонанс // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.
8. Лавлинский С.П. Читатель //Поэтика. Словарь литературоведческих терминов и понятий. - М.: ШТКАОА, 2008. -358 с.
9. Новая философская энциклопедия / Научно.-ред. совет: В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. - М.: Мысль, 2000. -Т. 1-4. - 2659 с.
10. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. В 2 т.: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. - М.: Вече АСТ, 2003. - 592 с.
11. Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти" / Под общей редакцией А.А. Реана. - СПб.: ПраймЕврознак, 2002. -656 с.
12. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: [энциклопедический справочник / ред.- сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова]. - М.: Ш1^а,1996. - 319 с.
13. Теория когнитивного диссонанса// Большой психологический словарь/Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - Спб.: Прайм Еврознак,
167
2004. - 672 с.
14. Фрейд З.: жизнь, работа, наследие // Энциклопедия глубинной психологии // Ред. А.М. Боковикова. 1998, Том 1. MGM - Interna, М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. - 800 с.
15. Цурганова Е.Н. Герменевтический круг // Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. - М.: INTRADA, 2004. - 560 с.
16. Энциклопедический словарь/ Под ред. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского; Изд. Ф. А. Брокгауз [Лейпциг], И. А. Ефрон [Санкт-Петербург]. - СПб.: Семеновская Типо-Литография И. А. Ефрона, 1890-1907. - Т. 1-41А [1-82], доп. 1-2А [1-4].
17. Benson E. EncyclopediaofPost-ColonialLiteraturesinEnglish / E. Benson, L.W. Conolly. - 2 vols. - London :Routledge, 2005. - 1730 p.
18. Hawley J. C. Encyclopedia of Postcolonial Studies. - Westport : Greenwood Press, 2001. - 520 p.
3. Список литературных источников
1. Адамс Г. Воспитание Генри Адамса / Пер. с англ. М.А. Шерешевской; Послесл. А. Н. Николюкина; Коммент. В. Т. Олейника. - М.: Прогресс, 1988. - 752с.
2. Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. - 224 с.
3. Борхес Х.Л. Форма сабли // Борхес Х.Л. Проза разных лет: пер с исп. / сост. и предисл. И. Тертерян; коммент. Б. Дубинин. - М. : Радуга, 1989. - 318 с.
4. Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма / Пер. с фр., вступ. статья, коммент. Ю. А. Гинзбург. - М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. -480 с.
5. Роб-Грийе А. Собрание сочинений. Соглядатай: Романы / Перевод с французского. Составление и предисловие Ольги Акимовой. - СПб.: "Симпозиум", 2001. - 554 с.
6. Рушди С. Стыд. - СПб: Амфора, 2007. - 444 с.
7. Рушди С. Шаг за черту: сборник эссе [пер. с англ.]. - Спб.: Амфора, 2010. - 526 с.
8. Рушди С. Джозеф Антон; пер. с англ. Л. Мотылёва, Д. Карельского. - М.: Астрель: CORPUS, 2012. - 860 с.
9. Стендаль. Биографические записки Анри Бейля о самом себе. Собрание сочинений в 15 т. Т. 6. - Л.: Государственное издательство "Художественная литература", 1933. - 390 с.
10. Цезарь Г. Ю. Записки о галльской войне. - М.: Центрполиграф, 2014. - 288 с.
11. Adams H. The Education of Henry Adams. - St Ives : Oxford University Press, 2008. - 505p.
12. Butler S. The way of all flesh. - Dover: Dover Publications, 2004. - 320 p.
13. Isherwood Ch. Goodbye Berlin. - New York: New Directions, 2012. - 224 p.
14. Joyce J. A Portrait of the Artist as a Young Man. - Scotts Valley : Create Space Independent Publishing Platform, 2016. - 96 p.
15. Rushdie S. Imaginary Homelands: Essays and Criticism 19811991. - Penguin Books: London, 1992. - 439 p.
16. Rushdie S. Joseph Anton: A Memoir. - London: Vintage Books, 2012. - 636 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.