Генезис и морфология первичного метасемиозиса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Яковлева, Мария Николаевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 194
Оглавление диссертации кандидат культурологии Яковлева, Мария Николаевна
Введение.
Глава I. Сущность и внутренняя логика метасемиотических процессов.
§ 1. Авторефлексивная структура сознания: истоки метасемиотических процессов.
§ 2. «Метасемиозис»: необходимость термина.
Глава П. Морфология первичного метасемиозиса.
§ 1. Метасемиотические основы содержательной стороны ритуала и мифа.
§ 2. Авторефлексивные тексты культуры: от ритуала к искусству.
§ 3. «Естественная семиотика» как форма первичного метасемиозиса.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Метаязыковая рефлексия в текстах русского авангардизма 1910-20-х гг.2007 год, кандидат филологических наук Черняков, Алексей Николаевич
Теория и культурно-историческая феноменология символа2004 год, доктор культурологии Фадеева, Ирина Евгеньевна
Семантика и метасемиотика знаков горизонтальной стратификации английской речи2003 год, кандидат филологических наук Адаева, Ольга Михайловна
Семиотика философии: Философско-методологические аспекты2004 год, доктор философских наук Анкин, Дмитрий Владимирович
Метатекст в постмодернистском литературном нарративе: А. Битов, С. Довлатов, Е. Попов, Н. Байтов2008 год, кандидат филологических наук Баринова, Екатерина Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис и морфология первичного метасемиозиса»
Работа посвящена выявлению истоков рефлексии над семиозисом и исследованию древнейших форм этой рефлексии, выявлению закономерностей развития культуры как знаковой реальности, внутренней логики семиотических процессов. Основной проблемой исследования является онтология взаимосвязи семиозиса и метасемиозиса.
Актуальность исследования.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время особенно бурно развивается такая область знания как семиотика культуры. Семиотика на сегодняшний день - одна из важнейших наук о человеке, поскольку символосозидающая способность считается конститутивным свойством человека. Эта идея лежит в основе многих антропологических и культурологических теорий. Однако сегодня трудно воспринимать семиотику как общую науку: философские и методологические установки различных ученых, разрабатывающих семиотическую проблематику, не сводимы к общему знаменателю. Возможно, прийти к объединению различных направлений в семиотике удастся именно путем осмысления исходного пласта семиотических знаний и его значения для семиосферы как таковой.
Актуальной представляется сама по себе попытка понимания истоков культуры. Во-первых, автор работы стремится разработать новый подход к проблеме культурогенеза и культурной динамики, при котором движущей силой развития культуры должны предстать различные формы обращения сознания на самое себя и соответствующие им по своему содержанию и форме артефакты. Во-вторых, возвращение к истокам культуры и сознания вполне соответствует духу современности - существующему в науке стремлению деконструировать всякую определенную логику культуры и выйти за ее пределы, к ее истокам, к моменту, когда она еще только определяется.
Такое возвращение живительно для сознания, поскольку при этом оно перестает функционировать автоматически, осознает условия собственной работы, а значит - обретает более высокую степень свободы, получает возможность поменять стратегию. С другой стороны, та же ситуация может мыслиться и как необходимая: возвращение к собственному истоку есть основа существования сознания. Нечто подобное К.Г.Юнг говорил об обращении к архетипам и их спасительной силе.
Степень научной разработанности проблемы.
Для данного исследования большое значение имеют работы, в которых обсуждаются проблемы общей семиотики и семиотики культуры (Ч.С.Пирс, Ч.У.Моррис, Ф.Соссюр, Э.Бенвенист, К.Леви-Стросс, Р.Барт, У,Эко, Ю.М.Лотман, В.Н.Топоров и др.). Важны также и те исследования, в которых разрабатываются концепции культурогенеза (О.Шпенглер, Л.Мамфорд, Э.Бенвенист, З.Фрейд, Б.Ф.Порпшев, А.Я.Флиер, М.Евзлин).
Понятие «авторефлексии» заимствовано автором из работ Р.Якобсона, У.Эко, В.Н.Топорова. Чтобы осмыслить сущность этого феномена, представляется необходимым привлечь к исследованию те философские труды, которые пытаются объяснить ненамеренное обращение сознания на самое себя (И.Г.Фихте, М.Мерло-Понти) и раскрыть сущность человеческой экзистенции (М.Хайдеггер).
Проблема метасемиозиса как такового прежде не разрабатывалась в науке, хотя отдельные формы метасемиозиса, безусловно, подвергались изучению. В науке активно используются термины «метасемиотика», «метаязык», «метатекст», «метаречь», «метаописание» (Л.Ельмслев,
А.Вежбицкая, Ю.Д.Апресян, М.В.Ляпон и др.). Особенно ценной можно считать концепцию «первичного» и «вторичного» метаязыка, разработанную М.К.Мамардашвили и А.М.Пятигорским. С другой стороны, основой изучения метасемиозиса служит теория Ю.М.Лотмана, в которой понятия «метаязык» и «метатекст» не обязательно связаны с вербальным языком и подводят к пониманию рефлексивности как логики культуры.
Построению основной гипотезы работы помогают также исследования, посвященные проблеме мифа и ритуала (В.Н.Топоров, М.Евзлин, М.Элиаде, Р.Жирар, В.Тэрнер, К.Г.Юнг). При разговоре об авторефлексивных текстах культуры автор опирается на изыскания в области поэтического языка (Р.Якобсон, У.Эко, В.Шкловский, Ю.Тынянов, Я.Мукаржовский, М.Бахтин), при формулировании понятия «естественной семиотики» - на статьи Н.Д.Арутюновой, И.М.Кобозевой, В.Н.Топорова.
Объект исследования: знаковые процессы в культуре традиционного / v* w w \ типа (древнеишии и древнии мир).
Предмет исследования: первичный метасемиозис как феномен авторефлексии.
Цель исследования: выявить основания и морфологию первичного метасемиозиса и его роль в развитии культуры как знаковой реальности.
Задачи исследования:
• раскрыть смысл понятия «авторефлексия», показать связь авторефлексивной структуры сознания со становлением семиосферы;
• проследить историю терминов «метаязык» и «метатекст» и систематизировать явления, обозначаемые ими;
• дать определение термину «метасемиозис» и обосновать необходимость введения этого термина в научный обиход;
• попытаться построить морфологию метасемиозиса;
• сформулировать различие «первичного» и «вторичного» метасемиозиса;
• уделить преимущественное внимание «первичному» метасемиозису, выявить его основные формы;
• показать метасемиотические основы ключевых сюжетных мотивов ритуала и мифа;
• рассмотреть авторефлексивные тексты культуры как факт метасемиозиса;
• сформулировать понятие «естественной семиотики» и изучить мотивацию обозначения знака в древнегреческой культуре.
Методология исследования.
Исследование «до-логического» состояния культуры сопряжено с серьезными методологическими проблемами: оно требует некоей «доw к* методологической» познавательной стратегии.
Основным методом является герменевтический: в ходе исследования расширяется смысловое поле рассматриваемых фактов культуры с целью раскрыть их метасемиотические основания. Под герменевтикой в данном случае понимается попытка увидеть в каждом изучаемом- явлении его внутреннюю форму, тот способ, каким в нем самом дан его исток и закон развертывания из точки в пространство, граница которого обозначает окончание этого процесса развертывания. Этот метод можно назвать и энтелехийным: в каждом рассматриваемом явлении нащупывается внутренняя пружина, раскручивание которой есть процесс целесообразный, причем витки этой пружины - это витки авторефлексии, а затем рефлексии.
Немаловажную роль в работе играют феноменологический, структурно-семиотический, сравнительно-исторический, этимологический методы. Задача заключается в том, чтобы объединить результаты, достигнутые в разных областях культуры разными методами, и показать, что ритуальный жест, строительство дома, художественное творчество в любой его форме, обыденное толкование незнакомого слова через обращение к культурному концепту и, наконец, называние знака «знаком» в определенной перспективе взгляда предстают как явления одного порядка.
Научная новизна работы.
Новизна работы состоит в том, что в ней выявляется новый феномен культуры - феномен метасемиозиса. Термин «метасемиозис» вводится для обозначения всех форм осознанной или неосознанной рефлексии над процессами семиозиса, в частности - авторефлексивной структуры сознания, которая считается необходимым условием знаковой ситуации, а стало быть, и существования культуры.
Метасемиотические процессы очень тесно связаны с семиотическими и на древнейшем этапе практически неотделимы от них. Но со временем метасемиотический компонент «вытесняется» и культивируется лишь в сакральных и художественных сферах культуры. Отсюда следует вывод: видимо, предпосылки для дальнейшего разделения семиозиса и метасемиозиса имеются изначально. Поэтому их следует различать уже на древнейшей стадии, хотя здесь их можно разделить лишь абстрактно.
Автор сближает метаязыковую и поэтическую функции языка, разделенные Р.Якобсоном. Метаязыковая функция связана с осознанием говорящими своего говорения, с выбором речевой формы, с оценкой своей вербальной активности. Поэтическая же функция связана, скорее, с авторефлексивной структурой самого текста, которая как бы «отслаивается» от соответствующей структуры сознания. А поскольку разговор о первичности в данном случае автор считает бессмысленным, то остается неясным, является ли структура сознания причиной структуры текста, или наоборот. Тем более имеет смысл объединить метаязыковую и поэтическую функции и мыслить их как нечто единое.
Основные положения, выносимые на защиту:
• внутренняя логика знаковых процессов культуры объясняется особенностями первичной ситуации означивания, для исследования которой необходимо обратиться к проблеме генезиса человеческого сознания и культуры;
• первоситуация человека в мире, совпадающая с истоком семиозиса, предполагает авторефлексивную (не требующую субъект-объектной структуры и не намеренную) обращенность сознания на самое себя и в то же время к миру: авторефлексия лежит в основании всех последующих актов сознания и знаковых процессов;
• знаковая реальность всегда несет в себе след условий своего возникновения и поэтому в свою очередь порождает авторефлексию, что является одним из аспектов логики культуры;
• все акты сознания, так или иначе (прямо или косвенно) направленные на выявление условий возможности семиозиса как такового, целесообразно обозначить термином «метасемиозис»;
• возможно различение «первичного» и «вторичного» метасемиозиса по критериям наличия субъект-объектной структуры и осознания акта рефлексии;
• можно выделить три формы «первичного» метасемиозиса: содержательный аспект ритуала и мифа, форма ритуального текста и «естественная семиотика» (хотя эта морфология не может считаться окончательной).
Теоретическая ценность работы заключается в обосновании необходимости введения понятия «метасемиозис» для осмысления основания семиотических процессов и динамики культуры в целом. Попытка построения морфологии метасемиозиса может внести определенный вклад в морфологию культуры. Практическая ценность работы
Описание метасемиотических процессов в культуре может стать важным компонентом таких учебных дисциплин, как «Семиотика», «Семиотика и герменевтика», «Культурология» и т.д. Изучение древнейших и современных форм метасемиозиса может помочь в объединении и систематизации различных направлений в семиотике, а также в осмыслении междисциплинарных связей семиотики и герменевтики, поэтики, эстетики, риторики, лингвистики, искусствоведения. Эти дисциплины могут мыслиться как формы вторичного метасемиозиса, и тем самым они оказываются родственными друг другу. Таким образом, использование материалов данного исследования может способствовать интеграции учебного процесса в ходе философско-культурологического образования.
Апробация работы
Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на научных конференциях: «Формирование дисциплинарного пространства культурологии» (Санкт-Петербургский Государственный университет, 16 января 2001 г.) и «Игровое пространство культуры» (Санкт-Петербургский Государственный университет, 16-19 апреля 2002 г.). Диссертация обсуждалась также на теоретическом семинаре кафедры художественной культуры Факультета философии человека РГПУ им. А.И.Герцена.
Структура исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 208 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Поэзия русского и немецкого авангарда с точки зрения семиотики Ч. С. Пирса2003 год, кандидат филологических наук Сироткин, Никита Сергеевич
Семиотические аспекты профессионального образования культуролога2005 год, кандидат педагогических наук Малышев, Владислав Борисович
Метафора и метонимия как риторические модели русского авангардизма 1910-1930-х гг.2008 год, кандидат филологических наук Цвигун, Татьяна Валентиновна
Философия семиотики как метагносеологическая проблема2006 год, доктор философских наук Шелковников, Андрей Юрьевич
Семиотический анализ западнохристианского религиозного ритуала2009 год, доктор философских наук Лебедев, Владимир Юрьевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Яковлева, Мария Николаевна
Заключение
Проведенное исследование показывает, прежде всего, взаимообусловленность семиотических и метасемиотических процессов. В культуре повсеместно встречаются разнообразные формы осознания феноменов знаковости. И это закономерно: подобно тому, как вербальный язык есть, если есть нечто об этом языке, семиозис может осуществляться, если есть нечто о семиозисе. Это «нечто о семиозисе» и обозначается как метасемиозис.
Взаимосвязь семиозиса и метасемиозиса в культуре восходит к первичной ситуации означивания, которая находится в определенном отношении с авторефлексивной структурой сознания. Отношение это не сводимо к причинно-следственной связи и требует дальнейшего прояснения. На данном этапе исследования можно лишь констатировать, что если есть одно, то есть и другое. Первичная ситуация означивания предполагает особого рода самосознание, преодолевающее классическую дихотомию субъекта и объекта. Это обращение сознания на самое себя есть в то же время трансцендирование, выход из самотождества, некий «экстаз», постоянно воссоздаваемая открытость полноте бытия. Такая структура сознания соответствует человеческой первоситуации, той «идеальной точке», в которой берет начало культура.
Знак, сохраняя в себе авторефлексивную структуру, в свою очередь, с необходимостью порождает ситуацию авторефлексии. Отсюда -пульсирующий ритм разрастания знаковой реальности. Углубленное исследование внутренней логики этого процесса внесло бы серьезный вклад в осмысление культурной динамики, дополнив уже существующие концепции.
Первым шагом на этом пути может стать введение в научный обиход термина «метасемиозис». Им предлагается обозначать всякий акт сознания, направленный на выявление условий возможности семиозиса.
Метасемиозис - это семиозис по поводу семиозиса, то есть по поводу порождения или восприятия какого-либо знака, по поводу функционирования какого-либо конкретного языка или текста, а тем самым и по поводу работы текстопорождающего механизма культуры в целом.
На данный момент в науке существуют термины «метаязык», «метатекст» и «метасемиотика», которые, в принципе, могут быть использованы при разговоре об указанном явлении. Но, во-первых, они слишком настойчиво отсылают к вербальному языку и к формализованным языкам логики и математики, в то время как необходимо расширить поле исследования; во-вторых, чаще всего они связаны с рефлексией в собственном смысле слова и субъект-объектным различением и не охватывают феноменов авторефлексии. Поэтому введение термина «метасемиозис» представляется необходимым: он позволяет осмыслить как факты, описываемые терминами «метаязык», «метатекст», «метасемиотика», так и целый ряд ситуаций, связанных с неосознанным обращением сознания на самого себя.
Описываемые факты чрезвычайно разнообразны и требуют классификации. Однако данное исследование представляет собой лишь попытку построения морфологии метасемиозиса, дает только ее контуры. Исходным пунктом здесь является различение «первичного» и «вторичного» метасемиозиса. Критерием различения выступает наличие или отсутствие, во-первых, ясного осознания акта рефлексии, во-вторых -субъект-объектного отношения внутри этого акта.
К первичному метасемиозису относятся формы «естественного» знания знаковой реальности о самой себе. Это, во-первых, содержательное наполнение ритуала и мифа: очень многие сюжетные мотивы мифа и ритуала подспудно направлены на выявление условий возможности семиозиса как такового и поэтому их создание и восприятие могут быть названы актами метасемиозиса. Во-вторых, это авторефлексивные тексты культуры. В-третьих же, это так называемая «естественная семиотика»: спонтанные представления о знаковой деятельности, сложившиеся в обыденном сознании человека и зафиксированные в метасемиотических терминах. Объектом исследования здесь становится древнегреческая терминология. Такой выбор обусловлен, во-первых, тем, что именно она в дальнейшем ложится в основу современной семиотической терминологии, а во-вторых - тем, что культура Древней Греции наиболее ярко демонстрирует переход от «первичных» ко «вторичным» семиотическим процессам, и если исследование будет продолжено, то предметом рассмотрения станет именно она.
Таким образом, представленная работа открывает широкую перспективу для дальнейших изысканий во многих областях культуры. Прежде всего, чрезвычайно интересен и заслуживает пристального внимания момент перехода от «первичного» метасемиозиса ко «вторичному». Затем необходимо будет систематизировать формы «вторичного» метасемиозиса и осмыслить их соотношение с формами «первичными». И, наконец, итогом исследования должно стать построение теории культурной динамики на основании понимания значения авторефлексивных и рефлексивных процессов в семиосфере.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Яковлева, Мария Николаевна, 2002 год
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: «Coda», 1997.-342 с.
2. Аверинцев С.С. Неоплатонизм перед лицом Платоновой критики мифопоэтического мышления // Платон и его эпоха. М., 1979. - С. 8397.
3. Агеев В. Семиотика. -М.: Изд-во «Весь мир», 2002. 255 с.
4. Адо П. Плотин или простота взгляда. М., Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. - 141 с.
5. Актуальные проблемы семиотики культуры / Ред. Ю.М.Лотман. -Тарту: Тарт. ун-т, 1987. 150 с.
6. Алпатов В.М. История лингвистических учений: Учебное пособие. -М.: Языки русской культуры, 1998. 367 с.
7. Античные теории языка и стиля (антология текстов). СПб: «Алетейя», 1996. - 362 с.
8. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. II: Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995, —767 с.
9. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. - 220 с.
10. Аристотель и античная литература. -М.: Наука, 1978. 230 с.
11. Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке: Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н.Д Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 7-19.
12. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Сборник музея антропологии. Т. 37.-Л., 1981.
13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс, 1994.-615 с.
14. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 314 с.
15. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М., «Прогресс», 1975.-С. 114-163.
16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М.: «Художественная литература», 1975. 504 с.
17. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: «Художественная литература», 1972. - 470 с.
18. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Издательская группа «Прогресс», 1974. — 446 с.
19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Изд-во политической литературы, 1991.-413 с.
20. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М.: Логос, 1998. - 240 с.
21. Блумфилд JI. Язык. -М.: «Прогресс», 1968. 607 с.
22. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 2000.-501 с.
23. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. Лингвистика текста. -М.: «Прогресс», 1978.-е. 402-421.
24. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
25. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. - XII, 777 с.
26. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: «Русские словари», 1996.-411 с.
27. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.-224 с.
28. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М,: Политиздат, 1968.-264 с.
29. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л.: Прибой, 1929. - 188 с.178 ^
30. Вторичные моделирующие системы: Сб. ст. /Тарт. гос. ун-т; [Редкол.: Ю.Лотман (отв. ред.) и др.] Тарту: ТГУ, 1979. - 116 с.
31. Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. - 415 с.
32. Габричевский А. Одежда и здание // Вопросы искусствознания. 2-3/94. -С. 381-404.
33. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: «Искусство», 1991. -367 с.
34. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика. СПб: Азбука, 2000. - С. 424-472.
35. Гаспаров М.Л. Поэзия и проза Поэтика и риторика // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика. - СПб.: Азбука, 2000. -С. 374-423.
36. Гвишиани Н.Б. Метаязык // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 297-298.
37. Гвишиани Н.Б. Язык научного общения (вопросы методологии). М.: Высшая школа, 1986. - 280 с.
38. Генетическая критика во Франции. Антология. М.: ОГИ, 1999. - 287 с.
39. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Репринт с изд. 19131914 гг. -М.: НИЦ «Ладомир», Б.г., 1994. - 672 с.
40. Голан А. Миф и символ. -М.: Руслит, 1993. -371 с.
41. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1987. - 218 с.
42. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. - 330 с.
43. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Книга I. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-432 с.
44. Греймас А.Ж. и Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика / Под ред. Ю.С.Степанова. М.: Прогресс, 1983. -С. 483-550.
45. Григорян А. Первочеловек и первослово (к истокам мифа о Прометее) // Знаки Балкан. Часть I. М.: «Радикс», 1994. - С. 135-170.
46. Гринив В.В. Праязык и символ. Киев: Логос; СПб.: Алетейя, 1999. -233 с.
47. Гринцер Н.П. Греческая ' аХт|6ега: очевидность слова и тайна значения // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. -С. 38-44.
48. Гринцер Н.П. Лингвистические основы раннегреческой философии // Язык о языке: Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н.Д.Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 45-62.
49. Гринцер Н.П. «Протопоэтика» Становление античного научного мышления // Балканские древности: Материалы по итогам симпоз., март 1990 г., Москва /Балканские чтения - 1.-М.:ИСБ, 1991.-С. 37-53.
50. Гринцер Н.П. Структура и смысл диалога Платона «Кратил» // Знаки Балкан: Сб. Ст. Ч. 1. -М.: Радикс, 1994. С. 184-209.
51. Гринцер Н.П. Проблема языкового знака в античности // Балканские чтения-З.-М., 1994.-С. 34-38.
52. Грякалов А.А. Структурализм в эстетике: (Критический анализ) Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 173 с.
53. Делез Ж. Логика смысла. М.: Издательский центр «Академия», 1995. -298 с.
54. Деррида Ж. О грамматологии. М.: AD MARGINEM, 2000. - 511 с.
55. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Акад. проект, 2000. - 319 с.
56. Деррида Ж. Позиции. Беседы с Анра Ронсом, Юлией Кристевой, Жаном-Луи Удбином, Ги Скарпетта. -Киев: Д.Л., 1996. 192 с.
57. Деррида Ж. Эссе об имени = Essai sur le nom. M.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 190 с.
58. Доддс Е.Р. Греки и иррациональное. М.: «Университетская книга», 2000.-317 с.
59. Докучаев И.И. Феноменология знака. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - 174 с.
60. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 240 с.
61. Евзлин М. Космогония и ритуал. -М.: «Радикс», 1993. 344 с.
62. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. О ведийской загадке типа brahmodya // Из работ Московского семиотического круга / Сост. Николаева Т.М. -М.: Языки русской культуры, 1997. С. 303-338.
63. Ельмслев JI. Пролегомены к теории языка // Новое в современной лингвистике. Вып. I. -М.: Издательство иностранной литературы, 1960. -С. 264-389.
64. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2002.-404 с.
65. Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. -М.: «Просвещение», 1964. 466 с.
66. Звегинцев В.А. История языкознания ХЕХ и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 2. -М.: «Просвещение», 1965. 495 с.
67. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Киев: СИНТО, 1993. - 128 с.
68. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб.: Марс, 1995. - 380 с.
69. Зелинский Ф. Ф. Умершая наука. Издание репринтное с оригинала 1901 г.; Изд-во АВА-Пресс, 1994. - 103 с.
70. Иванов В.И. Дионис и прадионисийство. СПб: «АЛЕТЕЙЯ», 1994. 343 с.
71. Иванов Вяч. Вс. Антропогонические мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. I. -М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 87-89.
72. Иванов Вяч. Be. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1. Знаковые системы. Кино. Поэтика. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 912 с.
73. Иванов Вяч. Вс. Древнеиндийский миф об установлении имен и его параллели в греческой традиции // Индия в древности. Сборник статей. -М, 1964.-С. 85-94.
74. Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.-303 с.
75. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания: Сб. ст. / Отв. ред. П.А.Гринцер. М.: Наследие, 1994. - 511 с.
76. История лингвистических учений: Древний мир. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980.-258 с.
77. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972.-440 с.
78. Каган М.С. Философия культуры. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.
79. Каракулаков В.В. Проблема языка у Гераклита // Язык и стиль античных писателей. Л.: Изд-во ленингр. ун-та, 1966. - С. 97-105.
80. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.-С. 3-30.
81. Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы // Культурология. XX в. Антология. М.: Юристь, 1995. - С. 163-212.
82. Кёнгес-Маранда Э. Теория и практика анализа загадок // Паремиологические исследования. М.: Наука, 1984. - С. 47-60.
83. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). М.: ИФРАН, 1996. - 251 с.
84. Кобозева И.М. Две ипостаси содержания речи: значение и смысл Н Язык о языке: Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н.Д.Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 303-359.
85. Кобозева И.М. Смысл и значение в «наивной семиотике» // Логический анализ языка. Культурные концепты. -М.: Наука, 1991. С. 183-186.
86. Костецкий В.В. Человек в экстазе. Опыт философского познания. Часть I,-Тюмень, 1996.-253 с.
87. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. -М.: Изд-во «Прогресс», 1977. 261 с.
88. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. - 544 с.
89. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос № 10 (1999) 20. С. 43-88.
90. Куликова И., Салмина Д. Введение в металингвистику. Лингвистическая терминология в коммуникативно-прагматическим аспекте. СПб.: «САГА», 2002. - 352 с.
91. Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н.э.). СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. - 432 с.
92. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. - 287 с.
93. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. - 602 с.
94. Леви-Стросс К. Мифологики: в 4 т.. Т. 1. Сырое и приготовленное. -М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН; СПб.: Культур, инициатива: Унив. кн., 2000. -398 с.
95. Леви-Стросс К. Мифологики: в 4 т.. Т. 2. От меда к пеплу. М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН; СПб.: Культур, инициатива: Унив. кн., 2000. -441 с.
96. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 384 с.
97. Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.: ACT; Львов: Инициатива, 1999.-568 с.
98. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М.: Наука, 1985. — 532 с.
99. Лекомцева М.И. Семиотические аспекты «индексальной» загадки // Из работ Московского семиотического круга / Сост. Николаева Т.М. М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 429-441.
100. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 139 с.
101. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. Книга II. М.: «Искусство», 1994. - 604 с.
102. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. - 320 с.
103. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек Текст - Семиосфера - История. - М.: Языки русской культуры: Кошелев, 1996. - XIV, 447 с.
104. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. - 479 с.
105. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 2. Статьи по истории русской литературы XVIII первой половины XIX в. - Таллинн: Александра, 1992.-478 с.
106. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 3. Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. Таллинн: Александра, 1993. - 494 с.
107. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс. Гнозис,. 1992. - 270 с.
108. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство - СПБ», 2000. - 704 с.
109. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М.: Искусство, 1970. — 369 с.
110. Ляпон М.В. «Грамматика» самооценки // Русский язык. Проблемы грамматической семантики и оценочные факторы в языке. Виноградовские чтения XIX-XX. М., 1992.
111. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 224 с.
112. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: Логос, 2001.-408 с.
113. Мантатов В.В. Образ, знак, условность. М.: Высшая школа, 1980. -160 с.
114. Марков В. Очерки по семиотике (археология знаковых систем). Рига: АН Латвии, 1992.-150 с.
115. Махлина С.Т. История мировой и отечественной культуры: Методол. исслед. ист.-культ. процесса. СПб., 1999.
116. Махлина С.Т. Проблема художественной условности в связи с некоторыми вопросами содержания и формы в искусстве. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. (09.00.04). Л., 1974. - 23 с.
117. Махлина С.Т. Реализм и условность в искусстве. СПб.: СПбГИК, 1992.-71 с.
118. Махлина С.Т. Семиотика культуры и семиотика искусства: Опыт энциклопедического словаря. В 2 ч. Ч. 1. СПб.: СПбГУКИ, 2000. -255 с.
119. Махлина С.Т. Семиотика культуры и семиотика искусства: Опыт энциклопедического словаря. В 2 ч. Ч. 2. СПб.: СПбГУКИ, 2000. -556 с.
120. Махлина С.Т. Язык искусства Л.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1990. -85 с.
121. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб.: СПбГАК, 1995.-217 с.
122. Мерло-Понти М. Знаки. -М.: Искусство, 2001. 428 с.
123. Мерло-Понти М. Око и дух. — М.: Искусство, 1992. — 328 с.
124. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: «Ювента» «Наука», 1999. - 605 с.
125. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М.: Советская энциклопедия, 1991.
126. Михайлов Н.А. Локи и Прометей. К типологии протоперсонажа // Знаки Балкан. Часть I. М.: «Радикс», 1994. - С. 116-132.
127. Михайлов Н.А. О некоторых аспектах «филантропической» культуртрегерской деятельности Прометея // Знаки Балкан. Часть I. -М.: «Радикс», 1994.-С. 172-182.
128. Молок Д.Ю. Фронтон олимпийского храма (Проблемы формальной смысловой симметрии) // Балканские древности: Материалы по итогам симпоз., март 1990 г., Москва / Балканские чтения 1. - М.: ИСБ, 1991. -С. 71-77.
129. Моррис Ч.У. Основания Теории знаков // Семиотика / Под ред. Ю.С.Степанова. -М.: Прогресс, 1983. С. 37-82.
130. Московско-Тартуская семиотическая школа: история, воспоминания, размышления. М.: Языки русской культуры, 1998. - 381 с.
131. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. - 606 с.
132. Надь Г. Греческая поэтика и мифология. М.: Прогресс-Традиция, 2002.-432 с.
133. Никифоров С.В. Текст как социо-культурный феномен // Текст как структура. — М., 1992. — С. 95—104.
134. Нильссон М. Греческая народная религия. СПб: «Алетейя», 1998. -218с.
135. Нуаре Л. Орудие труда и его значение в истории развития человечества. Харьков: Гос. изд. Украины, 1925. - 390 с.
136. Образ-смысл в античной культуре / Под ред. И.Е.Даниловой. М.: Гос. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 1990. - 316 с.
137. Окладников А.П. Утро искусства. Л.: «Искусство», Ленингр. отд-ние, 1967. - 135 с.
138. Петрухин В.Я. Загробный мир // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. -М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 452-456.
139. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ, Алетейя, 2000. - 352 с.
140. Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб.: «АЛЕТЕЙЯ», 1995. - 672 с.
141. Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. - 164 с.
142. Подорога В. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995. - 426 с.
143. Подосинов А.В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 720 с.
144. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологиии. -М.: «Мысль», 1974. -487 с.
145. Потебня А.А. Мысль и язык. — Киев: СИНТО, 1993. — 192 с.
146. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре: Сб. тр. М.: Лабиринт, 2000.-479 с.
147. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 622 с.
148. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. -342 с.
149. Почепцов Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: ЛАБИРИНТ, 1998. - 333 с.
150. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 431 с.
151. Приходько Е.В. Двойное сокровище. М.: «Прогресс-Традиция», 1999.-592 с.
152. Пятигорский A.M. Избранные труды. М.: Шк. «Языки русской культуры»: Кошелев, 1996. - 590 с.
153. Ранние формы искусства: Сборник статей. М.: «Искусство», 1972. -479 с.
154. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. -415 с.
155. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988.-212 с.
156. Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования / Отв. ред. X. Баран, С.И. Гиндин. Редколлегия. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. — XXTV + 920 с.
157. Рябцева Н.К. «Вопрос»: прототипическое значение концепта // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. -С. 72-77.
158. Савчук В.В. Кровь и культура. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1995.-177 с.
159. Семиотика и восточные языки. Сб. ст. — М.: «Наука», 1967. 223 с.
160. Семиотика и искусствометрия. Сборник пер. / Сост. и ред. д-ра филол. наук Ю.М.Лотмана и канд. физ-мат. наук В.М.Петрова. М.: Мир, 1972.-384 с.
161. Семиотика и проблемы коммуникации: Сб. ст. Ереван: АН АрмССР, 1981.-156 с.
162. Семиотика и художественное творчество: Сб. ст. М.: «Наука», 1977.-368 с.
163. Семиотика и язык архитектуры = Semiotics and language of architecture: Сб. науч. тр. -M.: ВНИИТАГ, 1991. 179 с.
164. Семиотика культуры: Сб. ст. / Отв. ред. Ю.Лотман. Тарту: Тарт. унт, 1981.-118 с.
165. Семиотика пространства и пространство семиотики: Сб. ст. / Ред. Ю.М.Лотман. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1986. - 164 с.188 ^
166. Семиотика текста: Сб. статей / Отв. ред. И.Чернов. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1979. - 144 с.
167. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. M.-JL: Соцэкгиз, ф-ка книги «Кр. пролетарий» в Мск., 1934. - XX, 223 с.
168. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М.: Прогресс, изд. группа «Универс», 1993. — 654 с.
169. Символ в системе культуры: Сб. ст. / Ред. Ю.М.Лотман. Тарту: ТГУ, 1987.-147 с.
170. Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. — 279 с.
171. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995.-345 с.
172. Соломоник А. Язык как знаковая система. М.: «НАУКА», 1992. -222 с.
173. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию. М.: «Прогресс», 1977. -695 с.
174. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985. - 335 с.
175. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. -М.: Шк. «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
176. Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. - 167 с.
177. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. -М.: Языки русской культуры, 1998. 779 с.
178. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия. М.: Наука, 1993.- 158 с.
179. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.-298 с.
180. Тасалов В. Лист зеленый лист белый. Космогенез культуры как идеальная светоэнергетика формы // Вопросы искусствознания. 2-3/94. -С. 5-30.
181. Текст как явление культуры. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989. — 197 с.
182. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против» М.: «Прогресс», 1975.-С. 37-113.
183. Тодоров Ц. Теории символа. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.-384 с.
184. Топоров В.Н. Др.-греч. sem- и др. (знаковое пространство, знак, мотивировка обозначения знака; заметки к теме) // Балканские чтения. Балканские древности. I. — М.: Институт славяноведения и балканистики, 1991. С. 3-36.
185. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс. Культура, 1994. - 621 с.
186. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках: Сб. ст. М.: Наука, 1988.-С. 7-60.
187. Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» // Из работ Московского семиотического круга / Сост. Николаева Т.М. М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 74-127.
188. Топоров В.Н. Пространство и текст // Из работ Московского семиотического круга / Сост. Николаева Т.М. М.: Языки русской культуры, 1997.-С 455-515.
189. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис, 1995. - 874 с.
190. Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб.: Азбука-классика, 2001. -503 с.
191. Тэрнер В. Символ и ритуал. -М.: Наука, 1983. 277 с.
192. Уайт JI.A. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. -С. 17-48.
193. Уайт X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 528 с.
194. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в современной лингвистике. Вып. I. М.: Издательство иностранной литературы, 1960.-С. 135-168.
195. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.
196. Философия языка: в границах и вне границ / Ю.С.Степанов, П.Серио, Д.И.Руденко и др. науч. ред. тома Д.И.Руденко. Харьков: «ОКО», 1993. - 192 с.
197. Философия языка: в границах и вне границ / Ю.С.Степанов, В.В.Прокопенко, Ю.И.Сватко и др. Харьков: ОКО, 1994. - 175 с.
198. Философия языка: в границах и вне границ / Ю.С.Степанов, Ю.И.Сватко, М.Серр и др. Сост. и науч. ред. тома Д.И.Руденко. -Харьков: «ОКО», 1999.-400 с.
199. Фихте И.Г. Опыт нового изложения наукоучения // Фихте И.Г. Сочинения в 2-х тт. Т. I. СПб.: Мифрил, 1993. - С. 547-562.
200. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.
201. Флоренский П. A. Symbolarium (Словарь символов) // Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т. 2. -М.: Мысль, 1996. С. 564-590.
202. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. М.: Наука, 1989. - 575 с.
203. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К.Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - 536 с.
204. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 2000. - 1040 с.
205. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1978. - 605 с.
206. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. -445 с.
207. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-центр, 1996. - 207 с.
208. Фуко М. История сексуальности III. Забота о себе. - Киев: Дух и литера: Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. - 282 с.
209. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб: А-CAD: АОЗТ «Талисман», 1994. - 405 с.
210. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: «Наука», 2002. - 452 с.
211. Хайдеггер М. Язык. СПб.: «Эйдос», 1991. - 22 с.
212. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 448 с.
213. Цивьян Т.В. Предисловие // Паремиологические исследования. М.: Наука, 1984.-С. 7-13.
214. Чертов Л.Ф. Знаковость. Опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993. -379 с.
215. Чертов Л.Ф. Особенности пространственного семиозиса // Метафизические исследования. Выпуск 11. Язык. СПб.: , 1999. - С. 140-155.
216. Чертов Л.Ф. Эстетика как почва для семиотики пространства // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции. 10 октября 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во СПбФО, 2001. - С. 72-74.
217. Чертов Л.Ф. Язык предметных форм и пространственных отношений. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. кандид. филос. наук. СПб., 1996.-18 с.
218. Шкловский В.Б. О теории прозы. -М.: Сов. Писатель, 1983. 383 с.
219. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Гепггальт и действительность. М.: «Мысль», 1993.-663 с.
220. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск: Издательство «Водолей», 1996. -192 с.
221. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: «Петрополис», 1998. - 432 с.
222. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1995.-238 с.
223. Элиаде М. Космос и история: Избранные работы. М.: Прогресс, 1987.-311 с.
224. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 143 с.
225. Эстетика Бытия и эстетика Текста в культурах средневекового Востока. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 1995. - 284 с.
226. Юнг К.Г. Собрание сочинений. В 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке. М.: РЕНЕССАНС, 1992. - 314 с.
227. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации: Сб. ст. М.: Наука, 1996.-267 с.
228. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб.: Б.С.К., 1996. - 454 с.
229. Язык и текст: Онтология и рефлексия. Материалы к 1 Международным философско-культурологическим чтениям (17-21 августа 1992 г., Санкт-Петербург). СПб.: «Эйдос», 1992. -XX + 345 с.
230. Язык о языке: Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н.Д.Арутюновой. -М.: Языки русской культуры, 2000. 624 с.
231. Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». -М.: «Прогресс», 1975. С. 193-230.
232. Якобсон P.O. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. - 360 с.
233. Eco U. A theory of semiotics. Bloomington: Indiana univ. press, 1979. -IX, 354 c.
234. Eco U. Semiotics and the philosophy of language. Bloomington: Indiana univ. press, cop. 1984. -X, 242 c.
235. Semiotics and language: An analytical dictionary / Greimas A.J., Courtes J. Bloomington: Indiana univ. press, cop. 1982. -XVII, 409 c.
236. Sign, language, culture. Ed. Board: A.J.Greimas. The Hague-Paris, Mouton, 1970.-XX, 723 c.
237. The semiotics of culture and language. Vol. 1. Language as social semiotic. London, Dover (N. H.): Pinter, 1984. -XXVI, 169 c.
238. The semiotics of culture and language. Vol. 2. Language and other semiotic systems of culture. London, Dover (N. H.): Pinter, 1984. -XXVI, 187 c.
239. The semiotic sphere / Ed. By Thomas A-. Sebeok a. Jean Umiker-Sebeok. -New York; London: Plenum press, cop. 1986. ХП1, 647 c.у V ■. i' • .>
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.