Гендерные доминанты и их языковая репрезентация в "женской прозе": на материале произведений В. Токаревой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Холомеенко, Ольга Михайловна
- Специальность ВАК РФ10.02.19
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Холомеенко, Ольга Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ
3
Глава 1. ФЕНОМЕН ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕНДЕРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА
1.1. Тендерные параметры коммуникации
1.2. Текст уб дискурс в аспекте гендерологии
1.3. Онтология, когнитивные особенности и эстетические качества «женской прозы»
Выводы по первой главе
Глава 2. ЭКСПЛИКАЦИЯ ТЕНДЕРНЫХ СМЫСЛОВ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ В.ТОКАРЕВОЙ
2.1. Прозаические тексты В.Токаревой в контексте «женской прозы»
2.2. Параметры выделения тендерных доминант в текстах прозы В. То-
каревой
2.2.1. Особенности репрезентации тендерных концептов в прозаических текстах В.Токаревой
2.2.2. Тендерные доминанты концепта «время» и способы их репрезентации в текстах прозы В.Токаревой
2.3. Имплицитный смысл как основа подтекста: тендерные аспекты
2.4. Способы вербализации тендерных доминант в прозаических текстах В.Токаревой
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Мужчина глазами женщины: лексический аспект: на материале женской поэзии XX века2008 год, кандидат филологических наук Коробейникова, Анна Александровна
Гендерно маркированные номинации лиц в лингвоэтническом аспекте: На материале произведений американских авторов китайского происхождения2006 год, кандидат филологических наук Ревенко, Елена Саяновна
Лингвокультурологический аспект гендерных отношений: сопоставительный аспект: На материале русского, немецкого и казахского языков2005 год, кандидат филологических наук Исмагулова, Гульнар Кульмухамбетовна
Явление гендерной стилизации в современной женской литературе: на материале французского и русского языков2007 год, кандидат филологических наук Пермякова, Оксана Владимировна
Репрезентация концептов мужчина и женщина в языковом сознании русского народа2006 год, кандидат филологических наук Денисова, Татьяна Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерные доминанты и их языковая репрезентация в "женской прозе": на материале произведений В. Токаревой»
ВВЕДЕНИЕ
Тендерная проблематика вообще и стилистика «женской прозы» в частности относятся к активно разрабатываемым темам современного антропоцентрического направления в лингвистике. Мы разделяем мнение Е.В. Лазаревой [2009: 4-5] о том, что термин и само понятие «женская проза» условны и не отвечают требованиям строгой логичности и однозначности, которые предъявляются к терминологии (что в известной степени подчеркивается кавычками), однако можно говорить о специфических чертах «женской прозы», которые читатель ожидает увидеть в произведениях. Данная специфичность, выявленная критиками и исследователями, позволяет объединить авторов-женщин по тендерному признаку.
Тендерный подход связан с описанием реализации мужественности и женственности как двух «ипостасей человеческого бытия». Антропоцентрический подход в лингвистических исследованиях связан с когнитивной научной парадигмой, в которой мужественность и женственность приобретают статус концептов [Кирилина, 2005: 26].
Несмотря на стабильный интерес к тендерным парадигмам, многие вопросы здесь не получили однозначного ответа. Например, дискуссионна правомерность самого понятия - «женская проза», не определены с достаточной степенью полноты и конкретности черты языковой личности женщины-писательницы. На наш взгляд, нередко описания этих черт варьируются между само собой разумеющимся и бездоказательным: само собой разумеется, что «женская проза» тяготеет к любовной и семейной проблематике и в ней актуализируются соответствующие концепты, а недоказанными (приблизительными, неточными, противоречивыми) остаются многие утверждения относительно характерных особенностей женщины как языковой личности и текстов, порожденных писателем-женщиной. Трудности в этой сфере связаны с тем, что собственно тендерные характеристики вплетены в иные стратификации - социальные, возрастные, идеологические и т.п., и проблема со-
3
стоит в том, как первые отграничить от последних. Мы полагаем, что необходимо предпринять такое исследование, где будут выявлены признаки текста, обусловленные именно тендерными параметрами. Естественно, что такой анализ не даст исчерпывающего представления об «образе автора» и отсекает многие важные характеристики текста (ибо далеко не все в тексте продиктовано именно тендером), однако без такой установки останется неясным, что в тексте обусловлено тендерными факторами, а что имеет иные истоки.
Актуальность данного исследования обусловлена следующим:
- повышенным вниманием к проблемам реконструкции языковой личности писателя, его индивидуально-авторской картины мира;
- наличием конфликтно противоположных точек зрения на сам феномен «женской прозы»;
- недостаточной разработанностью проблемы, поскольку работы по лингвистическому прочтению женского творчества до сих пор единичны. В 1995 году М. Арбатова писала о том, что «женская проза» в отечественной критике чаще является объектом упражнения в остроумии, чем предметом серьезных исследований [1995: 27]. С тех пор ситуация, конечно, изменилась -прежде всего, в связи с общей актуализацией тендерной проблематики, даже «модой» на нее. Однако исчерпывающие описания реализации тендера в художественном тексте по-прежнему отсутствуют.
Непосредственно объектом настоящего исследования являются тендерные доминанты «женской прозы» (на материале прозаических текстов В.Токаревой).
Материал исследования. Работа выполнена на материале русского языка. Собственно текстовый исследовательский материал был извлечен из 95 рассказов и повестей В. Токаревой, в чьем творчестве можно отметить характерные, в том числе и лингвистические, признаки «женской прозы». Всего было извлечено около 2000 текстовых фрагментов, в которых нашли отражение тендерные доминанты.
Тендерные параметры текстов Виктории Токаревой исследуются в контексте русской «женской прозы»: для сопоставления привлекались произведения других представительниц этого направления - М. Арбатовой, Ю. Латыниной, О. Робски, Д. Рубиной, Т. Толстой, J1. Петрушевской, М. Свешниковой, JI. Улицкой и др.
Предмет исследования - языковая репрезентация тендерных доминант в текстах современной «женской прозы» В. Токаревой.
Цель диссертации состоит в установлении тендерных доминант, а также их языковой репрезентации в текстах «женской прозы» В. Токаревой.
Общая цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1) уточнить сущностные тендерные параметры современной «женской прозы»;
2) установить параметры выделения тендерных доминант в прозе В. Токаревой;
3) описать тендерные доминанты по способу выражения в текстах В. Токаревой;
4) определить статус тендерных доминант в индивидуально-авторской и тендерной языковой картине мира.
Методологическая основа исследования. Общефилософская методология исследования основана на законах и принципах материалистической диалектики, взаимосвязи явлений, законах перехода количественных изменений в качественные.
Исследования общенаучного характера: положения когнитивной лингвистики (работы А. Вежбицкой, В.З. Демьянкова, Е.С. Кубряковой, Дж. Ла-коффа) и социолингвистики (Л.П. Крысин, Ю.С. Степанов и мн. др.), теория дискурса (С.Г. Агапова, Т. А. ван Дейк, Н.В. Малычева, П. Серио), лингво-концептологии (В.И. Карасик, В.В. Колесов, Д.С. Лихачев, В.А. Маслова
др-);
Исследования частнонаучного характера: основополагающие идеи зарубежной и отечественной гендерологии (J. Coates, R. Lakoff, J.W. Scott, D.
5
Tannen, M. Арбатова, E.B. Витлицкая, E.B. Величко, Е.И. Горошко, A.B. Кирилина, М.В. Ласкова, Р.К. Потапова, В.В. Потапов, В.Б. Поповская, JI.H. Пушкарева, И.И. Халеева, З.Р. Хачмафова и мн. др.)
Исследование осуществлялось также с опорой на труды, посвященные «женской прозе» (И.А. Жеребкина, Т.А. Мелешко, М.В. Рабжаева, Т.А. Ро-венская, М. Рюткенен, И. Слюсарева, Е.И. Трофимова, H.A. Фатеева и мн. др.). Фактически проблема заключается в том, в какой степени тендер, будучи антропоцентрической категорией, может быть осмыслен как категория, формирующая семантику художественного текста.
Методы исследования. Специфика языкового материала делает особенно актуальным герменевтический подход, цель которого состоит в истолковании, объяснении, сопоставлении скрытого и очевидного смыслов. Был применен синхронно-описательный метод с приёмами наблюдения, классификации и систематики языковых фактов. Использовались интерпретационный метод, метод интроспекции, а также лингвостилистический и лингвоп-рагматический анализ текстов «женской прозы».
Гипотеза исследования состоит в утверждении, что в художественном тексте могут быть вполне достоверно установлены как эксплицированные, так и имплицированные тендерные доминанты автора, позволяющие охарактеризовать текст как феминный или маскулинный на фоне универсальных показателей языковой личности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Тендерный аспект - основа аксиологической и тематической спецификации художественного текста. Помимо традиционно выделяемых характеристик текстов «женской прозы» (особая тематика и манера повествования; телесный и эмоциональный опыт как источник оценочности), выявлены следующие собственно текстовые характеристики: телесный и эмоциональный опыт как основа тропеизации; выбор единиц зооморфного кода культуры. Параметризация текстов «женской прозы» предполагает необходимость
обоснования в качестве одного из сущностных признаков выделение тендерных доминант автора.
2. Для выделения и описания тендерных доминант в художественном тексте необходимо ввести ряд параметров:
— регулярная репрезентация тендерных концептов;
— организация нарратива (выбор повествователя, формы повествования);
— языковые средства, вербализующие концепт;
— способы актуализации имплицированных тендерных доминант (детали «вещного» мира, афористические конструкции, средства вторичной номинации и т.д.).
3. По способу выражения в художественном тексте тендерные доминанты могут быть эксплицированными и имплицированными. Последние могут быть обнаружены в диссонансных (парадоксальных) конструкциях, в «афористических» структурах. Эксплицированные и имплицированные тендерные доминанты имеют первостепенное значение для реконструкции языковой личности автора художественного текста.
4. Тендерные доминанты - обязательные элементы индивидуально-авторской картины мира, регулярно репрезентирующиеся в художественном тексте. Тендерные доминанты соотносятся с такими единицами организации тендерной языковой картины мира, как тендерный концепт, тендерные стереотипы, гендерно ориентированная лексика, а также позволяют уточнить системные отношения таких понятий, как концепт/ тендерный концепт, когнитивные доминанты/ тендерные доминанты. Для текстов «женской прозы» характерно определенное расположение на аксиологической шкале тендерных доминант с учетом параметров «женской прозы», а также конкретных интенций автора, специфики его языковой личности. Понятие «тендерная доминанта» применимо не только к «женской прозе», но и к художественному тексту в целом, независимо от языка, на котором создан текст.
Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней:
- охарактеризованы сущностные признаки «женской прозы» в тендерном аспекте;
- представлены и систематизированы особенности концептуализации художественного пространства в соответствии с гендерно детерминированной картиной мира;
- представлены параметры анализа тендерных доминант в текстах представительницы современной «женской прозы» - В.Токаревой;
- проанализированы особенности вербальной репрезентации тендерных доминант в прозаических текстах В. Токаревой.
Теоретическая значимость работы. Исследование способствует формированию методики тендерного анализа художественного текста и шире -методологии комплексного филологического исследования авторского идио-стиля; постижению такого феномена, как тендерная языковая картина мира в ее художественном проявлении. Материал работы служит дальнейшей теоретической разработке понятия «языковая личность» в аспекте ее тендерных характеристик.
Поскольку сегодня отсутствуют сложившиеся представления о том, с помощью каких приемов и методик следует исследовать «женскую прозу», считаем, что сама постановка вопроса о лингвистической природе «женской прозы» выводит «из тени» многие важные проблемы гендерологии.
Практическая ценность работы заключается в возможности применения методики анализа, основных положений и выводов при разработке курсов по теории языка, лингвистике текста, лингвостилистике, когнитивной лингвистике. Материалы и выводы работы могут быть полезны при чтении спецкурсов по тендерной лингвистике.
Структура работы обусловлена обозначенными целью и задачами, а также фактологическим материалом. Диссертация содержит введение, две главы, заключение, библиографию, список источников текстового материала.
Апробация работы. Ход и результаты исследования обсуждались на
кафедре русского языка и теории языка Южного федерального университета,
8
а также были представлены в форме докладов на международных, межвузовских и всероссийских конференциях: Язык. Дискурс. Текст. II Международная научная конференция, посвященная юбилею проф. Гавриловой Г.Ф. (Ростов н/Д, 2005 г.); Язык. Дискурс. Текст. III Международная научная конференция (Ростов н/Д, 2007 г.); Язык. Дискурс. Текст. IV Международная научная конференция (Ростов н/Д, 2009 г.); Язык. Дискурс. Текст. VI Международная научная конференция (Ростов н/Д, 2012 г.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Гендерные особенности вербализации концепта "мужчина" в интернет-дискурсе2010 год, кандидат филологических наук Гайфуллина, Алия Наилевна
Любовь как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и гендерный аспекты2005 год, кандидат филологических наук Кузнецова, Людмила Эдуардовна
Художественная структура образов женских персонажей в современной немецкой женской прозе2009 год, кандидат филологических наук Горбунова, Наталия Ивановна
Гендерный стереотип: особенности формирования и функционирования в языке и речи2007 год, кандидат филологических наук Поповская, Виктория Борисовна
Гендерный фактор в английских паремиях в сопоставлении с русскими2003 год, кандидат филологических наук Хакимова, Гульнара Шарифулловна
Заключение диссертации по теме «Теория языка», Холомеенко, Ольга Михайловна
Выводы по второй главе
Тексты произведений В. Токаревой рассматриваются в рамках «женской прозы», что дает возможность выделить в них специфические черты, присущие «женской прозе». Что касается особой тематики, то семейные и бытовые темы не просто преобладают (превалируют) над общественно значимыми и философскими у В. Токаревой, но, скорее, первые вплетены в последние.
Тендерный аспект в филологии выполняет корректирующую функцию, поскольку с его помощью обращается внимание на недостаточность традиционных подходов к интерпретации художественных текстов. Сформировавшись на основе сопротивления доминирующей точке зрения, тендерное направление в филологии приобрело объяснительную силу, а подход «тендер в тексте» стал способом учесть при интерпретации текста, сделать видимыми связи между тендерными параметрами и текстуализацией тендерного опыта в художественном тексте.
При анализе художественного текста следует учитывать, что картина мира преломляется через индивидуально-авторскую картину мира. Последняя коррелирует с такими понятиями, как картина мира, языковая картина мира, тендерная картина мира и тендерная языковая картина мира. Тендерная картина мира, присущая каждой лингвокультуре, предполагает, что человек, осознавая реальность, категоризирует вещи, свойства, отношения с учетом бинарной оппозиции, то есть ассоциирует их с женским или мужским началом. Элементом, структурирующим как индивидуально-авторскую картину мира, так и тендерную картину мира являются тендерные доминанты в сложном взаимодействии с другими типами доминант.
Анализ языка прозы В. Токаревой убеждает в том, что в художественном тексте могут быть вполне достоверно установлены имплицитные знаки авторского тендера, которые выражаются в особой точке зрения на мир, особой манере повествования и особом характере авторского сознания. Ориентация на активного читателя, даже на своеобразное читательское соавторство в по
135 стижении тендерных параметров - важнейшие признаки прозаических текстов В. Токаревой.
Тендерные доминанты, которые можно отнести к признакам «женской прозы», можно установить при анализе особенностей вербализации гендерно маркированных и универсальных концептов. Анализ лексем, входящих в ядерную зону концепта, и конструкций, находящихся на периферии, позволяет выявить тендерные доминанты, присутствующие в индивидуально-авторской картине мира. Их расположение на аксиологической шкале будет свидетельствовать о реализуемой в тексте феминности или маскулинности.
Имплицитность как текстовая семантическая категория подразумевания играет важную роль в передаче тендерных смыслов. Тендерные смыслы имплицитно передаются с помощью таких приемов, как гендерно маркированные средства элокуции, гендерно маркированные символы, парадоксальное высказывание.
Естественно, что автор использует весь арсенал общеязыковых изобразительно-выразительных средств, однако в содержании тропов можно выделить отчетливые тендерные параметры, которые проявляются в ориентации на те образы, которые психологически ближе именно женщине (ср. роль деталей, связанных с приготовлением пищи, с семейной трапезой, которые участвуют в выражении важнейших для писательницы тендерных доминант).
Характеристика языковой личности автора включает рассмотрение типичных для данного автора текстовых форм, средств и категорий, участвующих в выражении доминантных когнитивных смыслов и реализации тендерных доминант. Тендерные доминанты могут быть как явными, очевидными, так и скрытыми, неочевидными: явные доминанты эксплицируют себя в лексемах, совпадающих с именем концептов, в лексемах, имеющих общие семы с лексемами в ядерной части концепта. Неочевидные тендерные доминанты опираются на те структуры, которые ощущаются как неожиданные: афоризм, парадоксальная дефиниция, сравнительная конструкция, метафора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До самого последнего времени в рамках междисциплинарной тендерной проблематики активно разрабатывались не столько лингвостилистические и нарратологические вопросы, сколько социокультурная и психологическая составляющие тендера. Сегодня от общей теории тендера и проблем его онтологического статуса, от гиперболизации значимости тендерных факторов, характерной для 80-90-х гг. XX века, исследователи перешли к описанию возможностей тендерного подхода в отдельных частнонаучных областях, одна из которых - «женская проза».
Женская проза», будучи важной частью культурных процессов, самостоятельным социокультурным феноменом, в полной мере заслуживает научной рефлексии. «Женская проза» - это самостоятельное явление, особенности которой обусловлены различием мужского и женского восприятия действительности и его отражения в художественном тексте. Тендерная теория позволяет по-новому интерпретировать художественные произведения, где представлены мужское и женское понимание мира (индивидуально-авторская картина мира).
Для современной лингвистики характерны активно предпринимаемые в последние годы попытки реконструкции языковой личности автора художественного текста, его индивидуальной картины мира и личностных концептов как ее структурообразующих элементов. Следующим логическим шагом в этом направлении является разработка типологии языковых личностей. Сегодня уже создана такая типология на различных основаниях: по профессии, по месту жительства, по возрасту. Очевидно, что изучение «женской прозы» коррелирует с этим общим направлением лингвистических исследований.
Тендерная самоидентификация в «женской прозе» многолика и зависит от определенной художественной задачи. Но в любом случае «женский текст» фиксирует не просто воспринятое, но осмысленное и интерпретированное именно женским сознанием.
От тендерного подхода правомерно ожидалось приращение знания как собственно лингвистического, так и междисциплинарного. Анализ категории тендера в «женской прозе» позволяет установить, в каких коммуникативных ситуациях происходит интенсивное конструирование тендерной идентичности.
В современной лингвистике, активно разрабатывающей категорию «языковая личность», сложилось непреложное убеждение, что эта разработка не может быть полной без тендерного аспекта анализа. И исследование «женской прозы», осуществленное в настоящей работе, подтверждает этот тезис.
Концептуальный анализ художественного текста предполагает такой тип исследования, при котором в качестве точки отсчета рассматриваются концепты и языковые способы их объективации, к которым относятся отбор ч единиц лексического и грамматического уровней, стилистические (риторические) приемы их введения, синтаксические конструкции и т.п. Анализ использования концепта как элемента динамической картины мира в тексте художественного произведения интересен, прежде всего, вниманием к таким «наслоениям», как авторское отношение, дополнительная семантика и прагматика.
В последние годы фокус интересов исследователей языка художественной литературы переместился таким образом, что в орбиту лингвистики вовлекаются когнитивные составляющие текста. Текст и сопровождающие его обстоятельства рассматриваются с точки зрения современной когнитивисти-ки как знак. Художественный текст представляет собой совокупность когнитивных знаков, свидетельствующих о специфике индивидуально-авторской картины мира, психологическом состоянии, системе взглядов и оценок автора-женщины. Проведенный анализ показал, что репрезентация тендерных концептов происходит под влиянием тендерных доминант автора. Реализацию тендерных доминант и их расположение на аксиологической шкале можно отнести к одному из признаков «женской прозы». Параметры выделения тендерных доминант, обозначенные во введении, позволяют выделить в
138 художественном тексте эксплицированные и имплицированные тендерные доминанты.
Выделение тендерных доминант коррелирует с другими признаками «женской прозы». Так, тематика произведения.обусловливает выбор концептов, при вербализации которых можно обнаружить маркеры тендерных доминант автора. Проведенный анализ показал, что в индивидуально-авторской картине мира В. Токаревой ведущими концептами являются «семья», «любовь», присутствуют микроконцепты «семейные отношения», «родственные отношения», «любовь мужчины и женщины», «материнская любовь». Лексемы в ядерной части концепта выступают маркерами тендерных доминант, мы можем отметить, что в индивидуально-авторской картине мира на аксиологической шкале главной ценностью является семья, затем идут любовь и ребенок. Семья в авторском понимании - тяжелая работа, любовь - это неравенство, подчинение своих интересов интересам партнера, для женщины любовь и семья подразумевают самоотдачу, выражение себя через служение мужу и детям, любить - это значит накормить родных людей, ребенок может стать главной ценностью только тогда, когда не сложилась семейная жизнь или любовь, но при всей значимости ребенка для женщины слепая поглощающая любовь может привести к тому, что не останется времени на свою жизнь или ребенок не оценит такой жертвы, так как будет воспринимать такую любовь матери как само сбой разумеющееся.
Универсальный концепт «время» по особенностям вербального выражения показал гендерно нейтральные результаты. Но микроконцепт «возраст человека», наоборот, обнаружил маркеры тендерных доминант. Так, в текстах прозы В. Токаревой можно отметить примеры, выражающие авторское отношение к женскому и мужскому возрасту, отношение, переданной от лица персонажей (мужчины и женщины).
Установка на поиск тендерных доминант требует отказа от поуровневого (изолированного) анализа (лексика - грамматика - синтаксис), поскольку авторское сознание накладывает свой отпечаток на функционально различ
139 ные единицы. По аналогии с традиционным для когнитивной лингвистики разграничением концептов и микроконцептов выявлено определенное соотношение разновидностей тендерных доминант и их составляющих, корреляции, в которые входят тендерные доминанты, оказываются более сложными: установлены отношения взаимообусловленности и взаимопересечения, а также включения (полного или частичного). По ряду признаков такие отношения близки к гиперо-гипонимическим, понимаемым в широком смысле, что позволяет рассматривать на основе соотношения целое - часть различные по уровню и объему тендерные доминанты («семья» - «семейные отношения»; «любовь» - «любовь мужчины и женщины», «материнская любовь»; «семья» - «любовь мужчины и женщины»). Гендерно маркированной доминантой в текстах В. Токаревой является «возраст». Специфика этой доминанты обусловлена ее разнообразными корреляциями с другими выявленными в текстах тендерными доминантами, а также в определенной степени средствами их языковой репрезентации.
Для текстов В. Токаревой характерна регулярная языковая репрезентация тендерных доминант «семья», «семейные отношения», «любовь мужчины и женщины», «материнская любовь», «возраст».
В качестве когнитивных знаков и символов концептуального тендерного смысла в прозе В. Токаревой используются сравнения и метафоры с тендерным компонентом, парадоксальные высказывания, несущие имплицитную информацию. Поскольку необходимость введения в текст логически построенного определения появляется тогда, когда соответствующее понятие в тезаурусе автора отличается от общепринятого или когда автор хочет выделить некоторую сторону определяемого понятия, которой обычно не придается значения, можно утверждать, что к важным средствам экспликации языковой личности автора-женщины относятся дефиниции, осуществляемые как от лица автора, так и от лица персонажей.
К средствам, позволяющим эксплицировать тендерные доминанты, можно отнести использование «вещных» деталей. Они позволяют передать
140 особенности мироощущения и настроения персонажей, заменяют излишние описания переживаний, мыслей, эмоций. Данные детали «вещного» мира выступают как лингвокультуремы, имеющие не только языковой, но и исторический план. Правильное воссоздание подтекста подразумевает наличие общего фонда фоновых знаний автора и читателя.
Женская проза отличается использованием сравнений и метафор особого рода. Сравнения отмечены использованием зооморфного культурного кода, частотны фитоморфные метафоры. С одной стороны, это специфическая черта «женской прозы», но, с другой, в индивидуально-авторской картине мира используются устойчивые формулы, что свидетельствует об экспликации в тексте тендерных доминант автора.
Соотношение тендерных доминант, их расположение на аксиологической шкале, не являются константными в индивидуально-авторской картине мира. Изменение соотношения тендерных доминант зависит от репрезентации доминанты в собственно авторской или персонажных зонах текста, имеющейся и закрепленной в конкретной лингвокультуре с учетом времени создания произведения, а также общего авторского замысла. Так, в текстах В. Токаревой представленность тендерных доминант в текстах разных периодов обусловлена изменениями их аксиологической значимости в русской лингвокультуре с учетом принадлежности как автора, так и персонажей к тому или иному социуму, в том числе генерационному. Выбор средств языковой репрезентации тендерных доминант в текстах В. Токаревой при этом относительно стабилен и стандартен для этого автора, определен индивидуально-авторской картиной мира.
Итак, можно сделать вывод об особой значимости тендерных доминант и их языковой репрезентации в языке текстов не только В. Токаревой, но и других авторов (не только «женской прозы»), которые чрезвычайно важны для адекватной интерпретации художественного текста.
В качестве перспектив исследования можно обозначить выявление параметров иерархической организации тендерных доминант, описание специ
141 фики их репрезентации в языке текстов не только «женской прозы», сравнение тендерных доминант в текстах авторов-мужчин и авторов-женщин. Развитие междисциплинарной науки о человеке предполагает исследование взаимообусловленности речевой деятельности и способов ее осуществления, изучение зависимости выбора средств экспликации от характера личности, ее психологических и интеллектуальных, и, конечно же, тендерных характеристик.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Холомеенко, Ольга Михайловна, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абашева, М. Чистенькая жизнь не помнящих зла [Текст]/ М. Аба-шева // Литературное обозрение, 1992, № 5-6. - С. 9.
2. Акуличева, В.В. Рекламный текст как предмет исследования в тендерной лингвистике [Текст]/ В.В. Акуличева // Вестник МГУ, Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2008, № 3. - С. 100-108.
3. Андерсон, О.В. Лингвокультурологические и национально-ментальные особенности языка рекламы [Текст]: Автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук / О.В. Андерсон. - Краснодар, 2006. - 20 с.
4. Арбатова, М. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма [Текст]/ М. Арбатова // Преображение, 1995, № 3. - С. 25-28.
5. Арестова О.Н. Тендерная специфика при работе с Интернетом на современном этапе его развития [Электронный ресурс]/ О.Н. Арестова// Ау-диториум. ру // http: // www.auditorium.ru.
6. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст]/ Н.Д. Арутюнова. -М., «Языки русской культуры», 1999. - 896 с.
7. Ахиджакова, М. П. Вербализация ментального пространства языковой личности автора в художественном тексте: на материале творчества Аскера Евтыха. Автореф. дис. ... доктора филол. наук / М.П. Ахиджакова. -Краснодар, 2007. - 50 с.
8. Багдасарян, В.Х. Проблема имплицитного (логико-методологический анализ)/ Отв. ред. Г.А. Геворкян [Текст]/ В.Х. Багдасарян. -Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1983. - 138 с.
9. Баженова, И.С. Экспрессия эмоций в контексте тендерных исследований [Текст]/ И.С. Баженова // Разноуровневые характеристики лексических единиц. Сб. статей по материалам конференции. Ч. 4. Слово в тексте. - Смоленск: СПГУ, 2001. - С. 99-104.
10. Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста [Текст]/ А.Г. Баранов. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993. - 182 с.
11. Барминская, A.M. Доминанта художественного текста [Текст]/ A.M. Барминская // Дискурс: концептуальные признаки и особенности их осмысления. Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. В.И. Тхорика и Н.Ю. Фанян. Вып. 1. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2007. - С. 20-25.
12. Барт, Р. Мифологии / Перевод, вступ. ст. и коммент. С. Зенкина [Текст]/ Р. Барт. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.
13. Басинский, П. Позабывшие добро? Заметки на полях «новой женской прозы» [Текст] / П. Басинский // Литературная газета, 1991, № 7. - С. 10.
14. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике [Текст] / М.М. Бахтин // Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Наука, 1975. - С. 234-407.
15. Бахтин, М.М. (Волошинов В.Н.) Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи [Текст]/ М.М. Бахтин (В.Н. Волошинов). - М.: Лабиринт, 2000. - 640 с.
16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст]/ М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 300 с.
17. Беликова, A.B. Журнальная реклама: лингвокультурный и тендерный аспекты (на материале русского и английского языков) [Текст]: Авто-реф. дис... канд. филол. наук / A.B. Беликова. - Краснодар, 2007. - 22 с.
18. Белинский, В.Г. Жертва. Литературный эскиз. Сочинение госпожи Монборн / Белинский, В.Г.// Собрание сочинений в 9-ти томах. Т. 1. Статьи, рецензии и заметки 1834-1836. - М.: Художественная литература,. 1976. - С. 405-407.
19. Белянин, В.В. Основы психолингвистической диагностики [Текст] / В. Белянин. - М., 2000. - 233 с.
20. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст]/ Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1969. - 362 с.
21. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. [Электронный ресурс] / С. Де Бовуар. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832с. //http: // www.gumer.info
22. Болотов, В.И. A.A. Потебня и когнитивная лингвистика [Текст]/ В.И. Болотов // Вопросы языкознания, 2008, № 2. - С. 82-96.
23. Брусенская, Л.А., Гаврилова, Г.Ф., Малычева, Н.В. Учебный словарь лингвистических терминов [Текст]/ Л.А. Брусенская, Г.Ф. Гаврилова, Н.В. Малычева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
24. Бутакова, Л.О. Проблемы структурирования когнитивной реализации авторского сознания в тексте / Л.О. Бутакова// Язык. Человек. Картина мира: Материалы всерос. науч. конф. [редкол.: Одинцова М.П. (отв. ред.) и др.]. В 2 ч. Ч. 1. - Омск: ОмГУ, 2000. - С. 51-54.
25. Ван Дейк, Т.А. К определению дискурса [Электронный ресурс]/ Т.А. ванн Дейк // http:psyberlink.flogiston.ru
26. Вандышева, A.B. Гендерно ориентированная лексика в языковой картине мира (на материале английского, русского и немецкого языков) [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук / A.B. Вандышева. - Ростов н/Д, 2007. -170 с.
27. Величко, Е.В. Способы выражения коммуникативной инициативы: тендерный аспект (на материале современного английского языка) [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Величко. - Ростов н/Д, 2008. - 180 с.
28. Виноградова, В.В. Неомифологическая антропология декадентст-вующего Серебряного века: варианты «декадентов» и «теургов» [Текст] / В. В. Виноградова // Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 44-47.
29. Витлицкая, Е.В. Лингвистическая репрезентация тендерных стереотипов в рекламе (на материале англоязычных и русскоязычных текстов) [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Витлицкая. - Волгоград, 2005.- 19 с.
30. Водак, Р. Язык. Дискурс. Политика/ Пер. с англ. и нем., ВГПУ. [Текст]/ Р. Водак. - Волгоград: «Перемена», 1997. - С. 11.
31. Воробьев, В.В. Лингвокультурология: монография [Текст]/ В.В. Воробьев. - М.: РУДН, 2008. - 336с.
32. Воронцова, Т.И. Текст баллады: Языковая; картина мира (на материале английских и шотландских баллад): Монография. [Текст] / Т.И. Воронцова. СПб: Северная звезда, 2003. - 415 с.
33. Воронцова, Т.И: Картина мира в тексте английской баллады: Когнитивная основа и языковая репрезентация [Текст]: Дис. докт. филол. наук:/ Т.И. Воронцова. - СПб., 2003. - 398 с.
34. Гаврилина, О.В. Чувство природы как один из способов создания образа героини в женской прозе [Текст] / О.В. Гаврилина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, 2009, № 2 (26). -С.105-114.
35. Гаран, Е.П. Лингвокультурологические аспекты интерпретации рекламного дискурса (на материале русского и английского языков) [Текст]: Ав-тореф. дис. .. .канд. филол. наук / Е.П. Гаран. - Ростов н/Д., 2009. - 20 с.
36. Гвоздева, A.A. Лексико-грамматические особенности мужской и женской речи: риторический аспект [Текст] / A.A. Гвоздева // Риторика и интерпретация. Сб. научн. тр. / Под ред. A.A. Богатырева. Вып. 1. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. - С. 143-150.
37. Горошко, Е. И. Тендерные особенности русскоязычного Интернета [Текст] / Е.И. Горошко // Науков1 записки Луганського нацюнального ушверситету. Вип.5, Т.З Сер1я "Фшолопчш науки": 36. наук, праць [Пол1етн1чне середовище: культура, пол!тика, освгга]/ Луган. Нац. Пед. Ун-т iM. Тараса Шевченка. - Луганськ: Альма-матер, 2004.
38. Горошко, Е.И. Тендерная проблематика в языкознании [Текст] / Е.И. Горошко // Введение в тендерные исследования. 4.1: Учебное пособие/ Под ред. И.А. Жеребкиной - СПб.: Алетейя, 2001. - 708 с.
39. Горошко, Е.И. Мужской и женский стили письма [Текст] / Е.И. Го-рошко // Словарь тендерных терминов / Под ред. A.A. Денисовой. - М.: «Информация - XXI век», 2002. - С. 156-157.
40. Горошко, Е.И. Образы мужчины и женщины в языковом сознании [Текст] / Е.И. Горошко // Словарь тендерных терминов / Под ред. A.A. Денисовой. М.: «Информация - XXI век», 2002. - С. 164-166.
41. Горошко, Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ) [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук / Е.И. Горошко. - М., 1996. - 179 с.
42. Горошко, Е.И. Особенности мужского и женского стиля письма [Текст] / Е.И. Горошко // Тендерный фактор в языке и коммуникации. - Иваново, 1999.-С. 28-41.
43. Дарьялова, JI.H. Роман Газданова: феноменологические и экзистенциальные аспекты [Текст] / JI.H. Дарьялова // Русское зарубежье: приглашение к диалогу. Сборник научных трудов/ Отв. ред. Л.В. Сыроватко. Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 2004. - С. 115-128.
44. Денисова, А. Язык вражды в российских СМИ: тендерное измерение [Электронный ресурс ]/ А. Денисова // Женщина Плюс..., 2002, № 4 // http: // www.owl.ru
45. Долинин, К.А. Имплицитное содержание высказывания [Текст] / К. А. Долинин // Вопр. языкознания, 1983, № 6. - С. 37-47.
46. Донченко, Н.Ю. Пространственно-временные координаты в «Дневниках» М. Пришвина [Текст]/ Н.Ю. Донченко // Структура и семантика художественного текста. Доклады VII Международной конференции. - М, 1999.-С. 138-149.
47. Донченко, Ю.И. Языковые средства репрезентации эмоций в английской и американской прессе: тендерный аспект [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю.И. Донченко. - Ростов н/Д, 2009. - 21 с.
48. Ермакова, E.B. О некоторых источниках имплицитности в художественном тексте [Текст]/ Е.В. Ермакова// Язык - Сознание - Культура - Социум : материалы междунар. конф. памяти профессора И. Н. Горелова. Саратов, 6-8 октября, 2008. Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - С. 592-598.
49. Ермолаева, Е.О. Тендерные различия пользователей PC (персональных компьютеров) [Текст] / Е.О. Ермолаева // Словарь тендерных терминов / Под ред. A.A. Денисовой. М.: «Информация - XXI век», 2002. - С. 60-61.
50. Ерофеева, Т.И. Психолингвистический эксперимент в когнитивной лингвистике [Текст]/ Т.И. Ерофеева // Филологические заметки. Современный социум в культуре, языке и литературе, 2009.
51. Ефремова, П.Е. Социокультурная динамика тендерных образов в российской рекламе второй половины ХХ-нач. XXI вв. [Текст]: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / П.Е. Ефремова. - Барнаул, 2005. - 23 с.
52. Жеребкина, И. Феминистская литературная критика [Текст] / Й. Же-ребкина // Введение в тендерные исследования. 4.1: Учебное пособие/ Под ред. И.А. Жеребкиной - СПб.: Алетейя, 2001. - 708 с.
53. Жуховицкий, JI. Неудачливость? Нет - человечность! [Текст] / JI. Жуховицкий // Знамя, 1980, № 1. - С. 45-48.
54. Заботкина, В.И. Тендерная составляющая прагматической интерпретации знака [Текст] / В.И. Заботкина // Тендер: Язык. Культура. Коммуникация. Материалы третьей международной конференции. - М.: МГЛУ, 2003.-С. 46-47.
55. Земская, Е.А., Китайгородская, М.А., Розанова, H.H. Особенности мужской и женской речи [Текст]// Е.А. Земская, М.А. Китайгородская, H.H. Розанова// Русский язык в его функционировании / Под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. - М.: Наука, 1993. - С. 90-136.
56. Золотарева, С.А. Ирония как деструкция знака [Текст] / С.А. Золотарева // Русский язык и активные процессы в современной речи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Ставрополь. 2003. — 355-358.
57. Золотова, Г.А. Текст как главный объект лингвистики и обучения языку [Текст] / Г.А. Золотова // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса МАПРЯЛ. Пленарные заседания: сб. докладов: в 2 т. Т.1. -СПБ: Политехника, 2003. - С. 101-109.
58. Зубова, Л.В. Семиотика сравнений в современной русской поэзии [Текст] / Л.В. Зубова // Семиотика и авангард: Антология. - М., 2006. - С. 569-584.
59. Зумбулидзе, И.Г. «Женская проза» в контексте современной литературы [Текст] / И.Г. Зумбулидзе // Современная филология: материалы меж-дунар. заоч. науч. конф. - Уфа, 2011. - С. 21-23.
60. Калашникова, Н.М. Афористичность как черта идиостиля В. Токаревой [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.М. Калашникова. -Ростов н/Д, 2004. - 26 с.
61. Караулов, Ю.Н. О русском языке зарубежья [Текст] / Ю.Н. Караулов // Вопросы языкознания, 1992, № 6. - С. 5-18.
62. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.С. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 263 с.
63. Караулов, Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1992. - 168 с.
64. Каримова, О.И. Тендерный и лингвокультурный аспекты социальной рекламной коммуникации: экспериментальное исследование [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.И. Каримова. - Ульяновск, 2006. - 21 с.
65. Кирилина, A.B. Тендер: лингвистические аспекты [Электронный ресурс]/ A.B. Кирилина. - М., 1999 // http: // gendocs.ru.
66. Кирилина, A.B. Тендерные исследования в лингвистических дисциплинах [Текст] / A.B. Кирилина // Тендер и язык / Московский гос. Лингвистический ун-т; Лаборатория тендерных исследований. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 624 с.
67. Кирилина, A.B. Некоторые итоги тендерных исследований в российской лингвистике [Текст] / A.B. Кирилина // Тендер: Язык. Культура.
149
Коммуникация. Материалы третьей международной конференции. - М.: МГЛУ, 2003.-С. 12-13.
68. Колесов, В.В. Язык и ментальность [Текст] / В.В. Колесов. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 2004. - 240 с.
69. Колобаева, Л. «Никакой психологии», или фантастика психологии? (О перспективах психологизма в русской литературе нашего века) тексте [Текст] / Л.Колобаева // Вопросы литературы, 1999, № 2. - С. 3-15.
70. Колосов, С. Что такое женская проза? [Электронный ресурс] / С. Колосов // http://www.proza.ru
71. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке [Текст]/ Г.В. Колшанский. - М.: Наука, 1990. - 108 с.
72. Компанцева, Л.Ф. Тендерные основы Интернет - коммуникации в постсоветском пространстве [Текст]/ Л.Ф. Компанцева. - Луганск, 2004. - 88 с.
73. Коноплева, H.A. Тендерные стереотипы [Текст]/ H.A. Коноплева// Словарь тендерных терминов/ Под ред. A.A. Денисовой. - М.: «Информация - XXI век», 2002. - 249 с.
74. Корочкова, С.А. Языковые особенности рекламных текстов в ген-дерном аспекте (на материале русскоязычных журналов) [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.А. Корочкова. - СПб, 2004. - 24 с.
75. Котик, О.В. Особенности проявления тендерного аспекта в текстах печатной рекламы в английском и русском языках [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.В. Котик. - Краснодар, 2008. - 24 с.
76. Котова, Н.С. Амбивалентная языковая личность: лексика, грамматика, прагматика [Текст]: Автореф. дис. ... докт. филол. наук / Н.С. Котова. -Краснодар, 2008. - 38 с.
77. Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? [Текст] / В.В. Красных. - М.: ИТДК «Гнозис», 2003. - 375 с.
78. Красных, В.В. К вопросу о психолингвистическом анализе текста [Текст]/ В.В. Красных// Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотова. - М.: «Филология», 1998. Вып. 3. - 120 с.
79. Крючкова, Т.Б. Некоторые экспериментальные исследования особенностей использования русского языка мужчиной и женщиной [Текст]/ Т.Б. Крючкова // Проблемы психолингвистики. - М.: Наука, 1975. - С. 186200.
80. Кубрякова, Е.С. О тексте и критериях его определения [Текст] / Е.С. Кубрякова // Текст. Структура и семантика. - В 2 т. - Т. 1. - М.: СпортАка-демПресс, 2001. - С. 72-80.
81. Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) [Текст]/ Е.С. Кубрякова// Язык и наука конца 20 века/ Под ред. Ю.С. Степанова. - М.: Институт языкознания РАН, 1995. - С. 206-227.
82. Кубрякова, Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира [Текст]/ Е.С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - 216 с.
83. Кудрявцева, М.И. Подтекст как часть прагматической структуры текста [Текст] / М.И. Кудрявцева // Континуальность и дискретность в языке и речи. Материалы II Международной научной конференции. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. - С. 155-156.
84. Кузнецова, Л.Э. Любовь как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и тендерный аспекты [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.Э. Кузнецова. - Волгоград, 2005. - 22 с.
85. Курячая, Е.И. Полнота репрезентации когнитивной доминанты идиостиля писателя как критерий оценки перевода игрового текста [Текст] / Е.И. Курячая // Альманах современной науки и образования. № 2 (33): в 2-х ч. Ч. II. - Тамбов: Грамота, 2010. - С. 81-84.
86. Кухаренко, В.А. Типы и средства выражения импликации в английской художественной прозе (на материале прозы Э. Хемингуэя) [Текст] / В.А. Кухаренко // Филологические науки, 1974, № 1. - С. 68-78.
87. Лазарев, В.А. Морфологические категории: антропоцентрический и лингвокультурологический аспекты интерпретации [Текст] / В.А. Лазарев. -Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 256 с.
88. Лазарева, Е.В. Версия «женской прозы» Марии Арбатовой: рассказы и романы как «художественная пропаганда» феминизма [Текст] / Е.В. Лазарева // Культурная жизнь Юга России, 2009, № 1. - С.86-88.
89. Лазарева, Е.В. Иерархия ценностей в современной женской прозе (на материале произведений Т. Толстой, М. Арбатовой, Т. Москвиной) [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Лазарева. - Краснодар, 2009. - 23 с.
90. Лакан, Жак. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда [Текст] / Лакан Жак. М.,: Логос, 1997. - 183 с.
91. Ларин, Б.А. Эстетика слова и язык писателя [Текст] / Б.А. Ларин. -Л.: Наука, 1972.
92. Ласкова, М.В. Грамматическая категория рода в аспекте тендерной лингвистики. Монография [Текст] / М.В. Ласкова. - Ростов н/Д: Рост. гос. экон. унив., 2001. - 192 с.
93. Ласунский, О.Г. Вступительная статья [Текст]/ О.Г. Ласунский// Дмитриева В. Повести (серия «Отчий край»). - Воронеж, 1983.
94. Лебедева, Л.А. Замай, С.Ю. Метаболический ресурс устойчивых сравнений в художественном тексте [Текст] / Л.А. Лебедева, С.Ю. Замай // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. Вып. 6. - Сочи, 2005. - С. 234-235.
95. Леонтьев, A.A. Языковое сознание и образ мира [Текст]/ A.A. Леонтьев// Язык и сознание: парадоксальная рациональность. - М.: РАН, 1993. -С. 16-21.
96. Леонтьев, A.A. Психология общения [Текст] / A.A. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997.-365 с.
97. Лившиц, С. Хрустальные спагетти. Подражание Виктории Токаревой [Электронный ресурс]/ С. Лившиц // http: // www.netslova.ru
98. Лисоченко, Л.В. Высказывания с имплицитной семантикой (логический, языковой и прагматический аспекты): Монография [Текст] / Л.В. Лисоченко. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992. - 160 с.
99. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Серия литературы и языка. Том 52, № 1, 1993. - С. 3-9.
100. Лотман, Ю.М. Избранные статьи. [Текст]/ Ю.М. Лотман. - Т. 1. -Таллинн, 1992.-С. 129-132.
101. Лукин, В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / В.А. Лукин. - М.: Издательство «Ось-89», 2011. - 560 с.
102. Лукоянова, Ю.К. Восприятие времени в русской языковой картине мира (на материале произведений В.Токаревой) [Текст] / Ю.К. Лукоянова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан, гос. ун-т. Филол. фак-т. - Казань: Казан, гос. ун-т, 2004 - С. 150-155.
103. Лучинская, E.H. Постмодернистский дискурс: семиологический и лингвокультурологический аспекты интерпретации. Монография [Текст] / E.H. Лучинская. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. - 197 с.
104. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса [Текст] / М.Л. Макаров. -М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
105. Макико Ояма «Виктория Токарева». Предисловие к сборнику повестей и рассказов [Текст] / Макико Ояма// В. Токарева «Гладкое личико». - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - С. 3-4.
106. Максимов, Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока [Текст] / Д.Е. Максимов. - М.: Наука, 1975. - 580 с.
107. Малащенко, В.П., Милевская, Т.В. Позиция говорящего в художественном дискурсе [Текст] / В.П. Малащенко, Т.В. Милевская // Концептуаль-
153
ные проблемы литературы: художественная когнитивность. Материалы международной конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. - С. 142-145.
108.Малычева, Н.В. Современная лингвистика текста: проблемы и перспективы [Текст]/ Н.В. Малычева // Язык. Дискурс. Текст. Материалы VI международной научной конференции. Сб. научн. статей. - Ростов-на-Дону: АкадемЛит, 2012.
109. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика [Текст] / В.А. Маслова. Учебное пособие. 2-е изд. - Минск: Тетра Системе, 2005. - 256 с.
110. Маслова, В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой. [Текст] / В.А. Маслова. - М.: Флинта: Наука. 2004. - С. 42-43.
111. Мандельштам, О. Литературная Москва / О. Мандельштам// Сочинения в двух томах. Т.2. - М.,1990.
112.Мелешко, Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в тендерном аспекте. Учебное пособие по спецкурсу [Текст]/ Т. Ме-лешко. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001. - 88 с.
113. Милевская, Т.В. Грамматика дискурса [Текст] / Т.В. Милевская. -Ростов н/Д,: Ростовский гос.ун-т. - ИРУ, 2003г. - 312 с.
114. Мой, Т. Сексуальная текстуальная политика [Текст] / Т. Мой. - М., «Прогресс», 2004. - 239 с.
115. Морковкин, В.В. Антропоцентрический versus лингвоцентрический подход к лексикографированию / В.В. Морковкин // Национальная специфика языка и ее отражение в нормативном словаре. - М., 1988. - С. 131-136.
116. Морозова, Т. Дама в красном и дама в черном [Текст] / Т. Морозова // Литературная газета, 1994, № 6. - С. 4.
117. Набиркина, О.В. Картина мира художественного произведения и ее аксиологические параметры // Вестник. Наука и практика [Электронный ресурс] / О.В. Набиркина // http: // конференция.сот.иа.
118. Нечаева, H.A. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания [Текст] / H.A. Нечаева // Тендерные тетради /
Под ред. A.A. Клецина. Вып. 1. - Спб: Спб. филиал Института социологии РАН, 1997.-С. 19-20.
119. Николаева, Т.М. От звука к тексту [Текст] / Т.М. Николаева. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 679 с.
120. Новиков, В. Да здравствует женский род! [Электронный ресурс]/ В. Новиков // http: www.novikov.poet-premium.ru.
121. Овсянникова, Е.В. Основные функции имплицитных смыслов в высказываниях и текстах (на материале англоязычной прозы) [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук. - СПб, 1993. - 170 с.
122. Осина, A.B. Хорошая речь и среднелитературная речевая культура [Текст] / A.B. Осина // Хорошая речь / Под ред. М.А. Кормилицыной и О.Б. Сиротининой. - Изд-е 2-е, испр. - М.: Изд-во ЖИ, 2007. - С. 228-241.
123. Остроумова, М.В. Коррелятивные отношения эмоциональной и когнитивной доминант в художественном тексте [Электронный ресурс] / М.В. Остроумова // http: // zrenielib.ru
124. Ощепкова, Е.С. Стереотипные представления о «мужском» и «женском» текстах в сознании носителей русского языка [Текст] / Е. С. Ощепкова // Тендер: язык, культура, коммуникация: сб. докладов Третьей Международной конференции 27-28 ноября 2003. - М.: МГЛУ, 2003. - 126 с.
125. Ощепкова, Е.С. Идентификация пола автора по письменному тексту (лексико-грамматический ас-пект) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук./ Е.С. Ощепкова. - М., 2003. - 154 с.
126. Палий, И.Г. Массовое общество в России: попытка анализа [Текст] / И.Г. Палий // Философские проблемы вчера, сегодня, завтра. - Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2007. - С. 42-57.
127. Панов, М.В. Позиционная морфология русского языка [Текст] / М.В. Панов. - М., Наука, 1999. - 274 с.
128. Пастухова, Е.Е. Русская «женская проза» рубежа XX-XXI веков в
осмыслении отечественной и зарубежной литературной критики [Текст] : Ав-
тореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.Е. Пастухова. - Саратов, 2010. - 16 с.
155
129. Пастухова, Е.Е. Отечественные публикации о функционировании «женской прозы» в современном литературном каноне [Текст]/ Е.Е. Пастухова// Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: Художественный опыт XX - начала XXI веков: сб. науч. тр./ Сост., отв. редактор проф. А.И. Ванюков. Вып. 3. - Саратов, 2010. - С. 257-261.
130. Певзнер, А.П. Подтекст как составная часть художественного дискурса [Текст] / А.П. Певзнер // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. Материалы международной научной конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. - С. 181-185.
131. Пензина, О.В. Проблема «женской литературы» в контексте русской литературной традиции [Текст] / О.В. Пензина // Русский язык и активные процессы в современной речи. Материалы Всероссийской научно-
^ практической конференции. - М.: Ставрополь, 2003. - С. 275-278.
132.Перцов, В.Н. О некоторых проблемах современной семантики и компьютерной лингвистики [Текст]/ В.Н. Перцов // Московский лингвисти-
^ ческий альманах. - Вып. 1. - Спорное в лингвистике. - М.: Языки русской
культуры, 1996. - С. 9-66.
133. Пономарев, С.И. Наши писательницы [Текст]/ Пономарев С.И. // Сборник ОРЯС. Т. 52, № 7. - СПб., 1891. - С. 12.
134. Поркшеян, Е.М. О функционально-семантическом поле сравнения в современном русском языке [Текст] / Е.М. Поркшеян // Языковые единицы в семантическом аспекте. Межвузовский сборник научных трудов. — Таганрог: изд-во ТГПИ, 1990. - С. 91-99.
135. Постовалова, В.И. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / Постовалова В.И. - М.: Наука, 1988.
136. Приставкин, А.И. Предисловие к рассказу С. Василенко «Счастье»/ А.И. Приставкин // «Работница», 1989, № 10.
137. Ровенская, Т.А. Феномен женщины говорящей. Проблема идентификации женской прозы 80-90-х годов [Электронный ресурс]/ Т.А. Ровенская// Женщины и культура, 1999, № 15// http: // www.a-z.ru.women
156
138.Рубина, Д. «... В мире нет места нежности» [Электронный ресурс]/ Д. Рубина // http: //www.dinarubina.com
139.Рыбальченко, Т.Д. Поиск картины мира в современной прозе [Текст]/ Т.Д. Рыбальченко// Картина мира: модели, методы, концепты/ Под общей ред. проф. З.И. Резановой. - Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 261-266.
НО.Рюткенен, М. Тендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» [Текст]/ М. Рюткенен // Филологические науки, 2000, № З.-С. 5-17.
141. Рябов, О.В. «Матушка-Русь»: Опыт тендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии [Текст] / О.В. Рябов. - М.: Ладомир, 2001. - 202 с.
142. Саватеева, Л.В. Современные идеи политкорректности и их воплощение в лингвориторическом пространстве (на материале русского языка) [Текст]: Дис. ...канд. филол. наук / Л.В. Саватеева. - Ростов н/Д, 2008. - 168 с.
143.Савкина, И. Да, женская душа должна в тени светиться... [Текст] / И. Савкина // Жена, которая умела летать: Проза русских и финских писательниц. - Петрозаводск, 1993. - С. 396-399.
144. Савкина, И. Зеркало треснуло (современная литературная критика и женская литература [Текст] / И. Савкина // Тендерные исследования. - М., 2003, №9. -С. 84-106.
145. Самарская, Т.Б. Семиотическая характеристика сравнения как конструктивного элемента текста (на материале языка поэмы «Песнь о Гайава-те») [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.Б. Самарская. - Краснодар, 2006. - 23 с.
146. Сатклифф, Б. Критика о современной женской прозе [Текст] / Б. Саткифф // Филологические науки, 2000, № 3. - С. 117-132.
147. Склярова, Н.Г. Проблема имплицитности в информативно-
коммуникативном аспекте [Текст]/ Н.Г. Склярова // Язык. Дискурс. Текст: II
Международная конференция, посвященная юбилею профессора Г.Ф. Гаври-
157
ловой: Труды и материалы. Ч. II. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ. 2005. - С. 8285.
148. Славникова, О. Та, что пишет, или Таблетка от головы [Текст] / О. Славникова // Октябрь, 2000, №3. - С. 169-174.
149. Слюсарева, И. Оправдание житейского: Ирина Слюсарева представляет «новую женскую прозу» [Текст] / И. Слюсарева // Знамя, 1991, № 11. — С. 238-240.
150. Соколова, JI.A. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория [Текст] / JI.A. Соколова. - Томск: Изд-во ТГУ, 1968.-279 с.
151. Соловьев, Г.М. Размышления о ненастоящей литературе, или геморрой нашего времени [Текст] / Г.М. Соловьев // Слово. Нравственность. Закон. Сборник научных трудов, посвященных юбилею профессора A.B. Осташев-ского. Ч. 2. - Краснодар, 2009. - С. 399-405.
152. Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Изд. 3, испр. и доп. [Текст] / Степанов Ю.С. - М.: Академический Проект, 2004. - 992 с.
153. Степанов, Ю.С. «Интертекст», «интернет», «интерсубъект» (К основаниям сравнительной концептологии) [Текст] /Ю.С. Степанов // Известия АН Сер. лит. и яз., 2001, № 1. - С. 3-11.
154. Табурова, С.К. Эмоциональный уровень мужской и женской языковой личности и средства ее выражения (на материале пленарных дебатов Бундестага). [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук / С.К. Табурова. - М., 1999. -178 с.
155. Тарарыко, Т.А. Коммуникативные и языковые особенности немецкой рекламы с учетом тендерного фактора [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.А. Тарарыко. - Омск, 2007. - 22 с.
156.Телия, В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира [Текст]/ Телия В.Н.// Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - 216 с.
157. Улицкая, JI. Принимаю всё, что дается: интервью [Текст]/ Л. Улиц-кая// Вопросы литературы, 2000, № 1. - С. 215-237.
158. Уфимцева, A.A. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира [Текст]/ A.A. Уфимцева// Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. - М.: Наука, 1988.-216 с.
159. Факторович, А.Л. Стилистическое оформление речевых стратегий: Теоретико-лингвистические и теоретико-журналистские аспекты: Дис. ... доктора филол. наук [Текст]/ А.Л. Факторович. - Краснодар, 2000. - 383 с.
160. Фатеева, H.A. Современная русская «женская проза»: самоидентификация женщины как автора [Электронный ресурс]/ H.A. Фатеева. - 2001// http://www.owl.ru
161. Фатеева, H.A. Языковые особенности современной женской прозы: подступы к теме [Электронный ресурс]/ H.A. Фатеева. - 2000// http://irlas-cfrl.rtma.ru
162. Фатыхова, Л.А. Тендерная асимметрия речевого поведения коммуникантов [Текст] / Л.А. Фатыхова // Тендер: Язык, культура, коммуникация. Доклады Международной конференции. - М.: МГЛУ, 2001. - С. 342-347.
163. Фещенко, O.A. Концепт ДОМ в художественной картине мира М.И. Цветаевой: На материале прозаических текстов [Текст]: дис. канд. филол. наук/ O.A. Фещенко. - Новосибирск, 2005. - 216 с.
164. Фомин, А.Г. Психолингвистическая концепция тендерной языковой личности [Текст]: Автореф. дис. ... докт. филол. наук / А.Г. Фомин. - Барнаул, 2004. - 46 с.
165. Фролова, H.H. Дискурсивные функции маркировочных наименований (брендов): лингвокультурологический и лингвопрагматический аспекты (на материале русского языка) [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук / H.H. Фролова. - Краснодар, 2011. - 185 с.
166. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. [Текст] / М. Фуко. - М., Касталь, 1996. - 448 с.
167.Халеева, И. Тендер как интрига познания {Электронный ресурс]/ И. Халеева// Тендер как интрига познания. Сост. A.B. Кирилина. - 2000// http: //gendocs.ru
168.Хачмафова, З.Р. Женская языковая личность в художественном тексте (на материале русского и немецкого языков) [Текст]: Автореф. дис. .. .докт. филол. наук / З.Р. Хачмафова. - Ставрополь, 2011. - 34 с.
169. Чурилина, JI.H. Антропоцентричность художественного текста как принцип организации его лексической структуры [Текст]: Автореф. дис. ... докт. филол наук/ JI.H. Чурилина. - СПб, 2003. - 39 с.
170. Шмид, В. Нарратология [Текст] / В. Шмид. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.
171.Щербо, П.А. Особенности вербализации концепта «возраст» в системах типологически разных языков (на материале английской, французской и русой лексики [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол наук. - М., 2008. - 26 с.
172.Щирова, И.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация [Текст] / И.А. Щирова, Е.А. Гончарова. - СПб.: Книжный дом, 2007. - 472 с.
173. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей/ Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов [Текст]. Вып. 3. — М.: «Филология», 1998. - 120 с.
174. Якобсон, P.O. Лингвистика и поэтика [Текст]/ P.O. Якобсон// Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. - С. 193-230.
175. Coates, J. Women talk: Conversation between women friends [Text] / J. Coates. - Oxford; Cambridge (Mass.), 1996. - P. 154-162.
176. Connell, R.W. et all. The big picture: Masculinities in recent world history [Text] / R.W. Connell // Theorie & Society, 22, 1993. - P. 597-623.
177.Eagly, A.H., Wood, W. Gender and influenceability: Stereotype versus
behavior [Text] / A.H. Eagly, W. Wood // Women, gender and social psychology
160
(O'Leary V.E., Unger R.K., Wallstone B.S.). - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1985. - p. 225-256.
178. Herring, S., Gender Differences in CMC: Findings and Implications [Text] / S. Herring // CPSR Newsletter. - 2000. - Vol. 18. -Nl. P. 30-40.
179. Hills, M., You Are What You Type: Langugage and Gender Deception on the Internet. Bachelor of Arts with Honours Thesis [Text] / M. Hills. - Otago, 2000.
180.Lakoff, R. Language and women's Place [Text] / R. Lakoff . - New York: Harper and Row, 1975. - P. 54.
181. Miller, N. Subject to change. Reading feminist writing [Text] / N. Miller. -New York, 1988. - P. 20-33.
182. Suler, J., E-Mail Relationships. Psychology of Cyberspace, January, Rider University [Text] / J. Suler. http://www.lrider.edu/suler/psycyber.html. - 1996.
183. Tannen, D. Du kannst mich einfach nicht verstehen [Text] / D. Tannen. -München: Goldmann Verlag, 1993. - 359 s.
184. Weigel, S. Die Stimme der Medusa. Schreibweisen in der Gegenwartsliteratur von Frauen [Text] / S.Weigel. - Dülmen-Hiddingsel, 1987. - 346 s.
185. Witmer, D. F., Katzman, S. L. On-line Smiles: Does Gender Make a Difference in the Use of Graphic Accents [Text] / D.F. Witmer, S.L. Katzman // Journal of Computer-Mediated Communication. - vol. 2, № 4. - 1997.
Список основных источников текстового материала
1. Арбатова, М. Меня зовут женщина. [Электронный ресурс]/ М.Арбатова // http://www.a-z.ru/women_cdl/html/arbatova_c/htm.
2. Арбатова, М. Мне сорок шесть: автобиографическая проза [Текст]/ М. Арбатова. - М.: ЭКСМО, 2004. - 720 с.
3. Иванов, А. Пародии. Антология сатиры и юмора России XX века. [Текст]/ А. Иванов. - Т. 46. М.: ЭКСМО, 2006. - 304 с.
4. Петрушевская, JI. Девятый том [Текст]/ Л. Петрушевская. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 336 с.
5. Петрушевская, Л. Рассказы о любви [Текст]/ Л. Петрушевская. - М.: ACT; Владимир: ВКТ, 2012.-317 с.
6. Робски, О. День счастья - завтра [Текст]/ О.Робски. - М.: ЗАО «РОС-МЭН-ПРЕСС», 2005. - 367 с.
7. Свешникова, М. Fuck'Tbi [Текст]/ М. Свешникова. - М.: Гелиос, 2007. -320 с.
8. Токарева, В. Банкетный зал. Рассказы и повести [Текст]/ В. Токарева. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 316 с.
9. Токарева, В. Важнее, чем любовь. Женские истории Виктории Токаревой [Текст]/ В. Токарева. - М.: ACT; ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 317 с.
10. Токарева, В. Гладкое личико [Текст]/ В. Токарева. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 397 с.
11. Токарева, В. Дерево на крыше [Текст]/ В. Токарева. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 349 с.
12. Токарева, В. Извинюсь. Не расстреляют. Сборник [Текст]/ В. Токарева. -М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. - 560 с.
13. Токарева, В. Кошка на дороге. Повести и рассказы [Текст]/ В. Токарева. - М.: ЭКСМО, 1997. - 400 с.
14. Токарева, В. Лиловый костюм [Текст]/ В. Токарева. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 315 с.
15. Токарева, В. Мои враги [Текст]/ В. Токарева. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 317 с.
16. Токарева, В. Птица счастья: Повести [Текст]/ В. Токарева. - М.: ООО «Издательство ACT»: ОАО «ЛЮКС», 2004. - 349 с.
17. Токарева, В. Розовые розы. Сб. [Текст]/ В. Токарева. - М.: ACT: ЛЮКС, 2005.-380 с.
18. Токарева, В. Сальто-мортале [Текст]/ В. Токарева. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 318 с.
19. Токарева, В. Сентиментальное путешествие. Повести и рассказы [Текст]/ В. Токарева. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО, 1997. - 320 с.
20. Токарева, В. Террор Любовью: Повесть и рассказы [Текст]/ В. Токарева.-М.: ACT: Астрель, 2011.-318 с.
21. Токарева, В. Этот лучший из миров: рассказы [Текст]/ В. Токарева. -М.: ACT: Астрель, 2011. - 316 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.