Функционально-мотивологическое исследование поэзии и прозы М. Цветаевой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Погудина, Евгения Юрьевна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Погудина, Евгения Юрьевна
Введение.
Основная часть.
Глава 1. Мотивация в поэзии
М. Цветаевой.
§ 1. Мотивация в различных стихотворных жанрах поэзии
М. Цветаевой.
1.1. Мотивация в стихотворениях М. Цветаевой.
1. 2. Мотивация в поэмах М. Цветаевой.
1.3. Мотивация в стихотворных драмах М. Цветаевой.
§ 2. Специфика функционирования текстовой мотивации в поэзии М. Цветаевой.
2.1 Функциональные типы мотивации.
2.2 Сочетаемость функций мотивационно связанных слов.
2.3 Приемы индивидуально-авторской мотивации и оживления внутренней формы слова.
2.4. Тематические группы мотивационно связанных слов в поэзии М.Цветаевой.
Выводы к главе 1.
Глава 2. Мотивация в автобиографической прозе М. Цветаевым.
§ 1. Функции мотивации в прозе М. Цветаевой.
2.1. 1. Коммуникативные функции мотивации.
2.1.2. Экспрессивно-эстетические функции мотивации.
2.1.3. Приемы индивидуально-авторской мотивации и «оживления» внутренней формы слова в прозе М.Цветаевой.
§2. Мотивация в различных жанрах автобиографической прозы М. Цветаевой.
2.2.1. Мотивация в эссе и критических статьях.
2.2.2. Мотивация в воспоминаниях о современниках.
2.2.3. Мотивация в письмах М. Цветаевой.
Выводы к главе 2.'.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Идиостиль Е. Евтушенко в аспекте теории мотивации2005 год, кандидат филологических наук Михайлова, Ольга Сергеевна
Особенности идиостиля прозы М. Цветаевой2002 год, кандидат филологических наук Дударева, Алла Адамовна
Функции мотивационно связанных слов в поэтическом тексте2001 год, кандидат филологических наук Дубина, Людмила Витальевна
Роль образных единиц в формировании идиостиля В.П. Астафьева2007 год, кандидат филологических наук Демидова, Татьяна Александровна
Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой2009 год, кандидат филологических наук Богатырева, Дарья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Функционально-мотивологическое исследование поэзии и прозы М. Цветаевой»
Диссертационное исследование посвящено анализу специфики функционирования мотивационно связанных слов (МСС) в поэзии и прозе Марины Цветаевой.
Мотивология как научное направление начала развивается в рамках лексикологии с 70-х годов XX века.
Но проблемы мотивированности слова интересовали человека еще со времен античности. Вопрос об именовании и о мотивированности звучания значением слова поставил уже древнегреческий философ Платон в одном из своих диалогов. Теоретические предпосылки мотивологии отражены в теории мотивированности языкового знака Ф. де Соссюра, в концепциях В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка и внутренней формы слова А. А. Потебни.
Ситуация в сфере науки конца XX века характеризуется сменой научной парадигмы. Основными характеристиками новой научной парадигмы стали функционализм, антропоцентризм, экспланаторность и экспансионизм [Кубрякова 1987]. Теория мотивации отвечает всем этим принципам, так как мотивология немыслима без учета языковой личности и обращения к языковому сознанию носителя языка.
Проблема мотивированности затрагивалась в различных научных направлениях, таких, как этимология, ономасиология, словообразование, в связи с тем, что не мог не быть замечен тот факт, что мотивационные связи, возникающие между лексическими единицами, имеют большее значение, чем связи слов, имеющие реальное генеалогическое родство.
В настоящее время мотивология как наука характеризуется разработанностью объекта и предмета исследования, четкой системой терминов и категориального аппарата, методами мотивологического анализа [Блинова 1984, 1989, 19986, 2000].
С 80-х годов XX века в работах О. И. Блиновой [Блинова 1984, 1986, 1998, 1999, 2000 и др.] и ее учеников получили развитие важные аспекты мотивологической науки: онтологический [Блинова 1984, 1989, 1996, 1999; Демешкина 1984; Калиткина 1989; Нестерова 1987; Тубалова, 1995], динамический [Блинова, 1984, 1999, 2000; Голев, 1989; Калиткина 1989; Курышева, 1989; Наумов 1985; Михалева, 1994], функциональный [Блинова, 1984, 1993, 1996, 1998, 1999а, б, 2000, 2001, 2002; Велединская, 1997; Голев, 1998; Демешкина, 1984; Дубина, 1998, 2001а, 20016; Михайлова,2001; Найден, 2002; Наумов, 1985; Юрина,1994], сопоставительный [Адилова, 1996; Блинова, 1984; Велединская, 1997; Козлова, 1999], лексикографический [Блинова 1974, 1975, 1984, 1996, 2000, 2001; Наумов, 1985; Гарганеева, 1999], источниковедческий [Блинова, 1986, 2000; Курапова, 2002], социо-возрастной [Гарганеева, 1999].
Функциональный аспект мотивологии активно разрабатывался и разрабатывается в настоящее время в исследованиях, посвященных анализу функций мотивационно связанных слов (МСС) на материале диалектного языка [Блинова 1984, Наумов, 1990, Найден, 1999, 2001, 2002], художественного текста [Блинова, 1984, 1995, 1998а, 19986, 1999а, 1999; Велединская, 1997; Дубина, 1998а, 19986, 2001а, 20016], публицистических текстов [Сыпченко, 1998]. В данных работах очерчена типология функций МСС с учетом их соотношения с основными функциями речи: коммуникативной, эмоционально-экспрессивной, эстетической и с учетом специфики языкового материала, в котором наблюдалась актуализация мотивационных отношений слов (диалекты, художественная литература, публицистика); отмечена полифункциональность МСС1 в тексте, роль мотивации в создании индивидуально-художественного стиля писателя, выявлены
1 Здесь и далее термины «мотивационно связанные слова», «мотивация» и «текстовая мотивация» отождествляются (см. Блинова,2000, с.27). закономерности передачи МСС при переводе текста как в прозе [Велединская 1997], так и в поэзии [Дубина, 2001]. Все это позволяет сделать предположение, что функциональная мотивология может выделиться в отдельную научную дисциплину, подобно сопоставительной мотивологии.
Безотносительно к теории мотивации функции однокорневых слов рассматривались в ряде работ, посвященных стилистике художественного текста, коммуникативной стилистике, лингвопоэтике. МСС и их функции при этом являлись не отдельным предметом изучения, а анализировались наряду с другими стилистическими средствами и, как правило, мотивация в таких случаях представлена под другими названиями, например, корневой повтор [Зубова, 1989, 1999, Хижняк 1975], лексический повтор [Крадожен, 1987, Бочкарева 2002], паронимическая аттракция [Григорьев, Зубова 1989, Ткаченко 1982], этимологическая фигура [Лотман 1972], формально-смысловая лексическая парадигма [Болотнова 1994, Пушкарева 1999].
В качестве самостоятельного средства изобразительности МСС сравнительно редко привлекали внимание исследователей не-мотивологов [Аникин 1965, Виноградова, 1984; Земская 1992].
Пристальное внимание к формально-семантической организации слова свойственно многим русским поэтам и писателям. Естественно, что и исследования в рамках функционального аспекта мотивологии проводилось на материале текстов таких авторов, как Н. Рубцов [Блинова, 20016], Б. Пастернак, П. Антокольский, О. Мандельштам [Дубина, 1998а, 19986, 2001а, 20016], С. Маршак [Иванова, 2001, 2002], Е. Евтушенко [Михайлова, 2001].
При этом все перечисленные работы характеризуются различными подходами к изучению МСС в художественном тексте. Так, роль мотивации в создании идиостилей Б. Пастернака, П. Антокольского и О. Мандельштама описана с позиции наличия в произведениях данных поэтов функциональных типов мотивации [Дубина, 2001а, 20016]; в центре внимания исследователя оригинальной и переводной лирики С. Маршака оказалась жанровая организация поэтических произведений [Иванова, 2001, 2002]; в поэзии Е. Евтушенко выявлена роль МСС при создании поэтом окказиональных слов [Михайлова, 2001]; о мотивации как об одном из важных пластов лексики, создающем оригинальность и неповторимость индивидуально-авторского стиля Н. Рубцова говорится в работе О. И. Блиновой [Блинова, 2001а].
В то же время, для наглядного показа специфики функционирования МСС в текстах того или иного поэта исследователями привлекался прием сопоставительного анализа [Блинова, 1999а; Дубина 2001а, 20016].
Особо следует остановиться на проблеме изученности МСС в поэзии и прозе М. Цветаевой, чье творчество представляет собой яркий пример активного использования мотивации. Это не могло не быть замечено учеными, изучающими цветаевское поэтическое и прозаическое наследие. Есть отдельные работы, посвященные анализу однокорневых слов в поэтических [Аронова 1983; Болотнова 1994; Зубова 1987, 1989, 1999; Львова 1987; Пушкарева 1999; Северская 1988; Черкасова 1975; Шаяхметова 1979] и прозаических [Вольская 1999, Черкасова 1982] текстах Цветаевой. Но мотивация в них также упоминается под другими названиями, а сами работы имеют характер отдельных наблюдений и не представляют собой целостной картины особенностей функционирования МСС в текстах М. Цветаевой.
Актуальность данного исследования заключается в том, что впервые производится комплексный анализ МСС в поэзии и прозе М.
Цветаевой в рамках функционального аспекта мотивологии с учетом специфики жанровой организации цветаевских текстов.
Работа проводилась на стыке таких научных дисциплин, как мотивология, лингвостилистика и коммуникативная стилистика.
Объект исследования - мотивационно связанные слова и цепочки, представляющие собой результат актуализации мотивационных отношений слов в языке художественных произведений.
Предмет - функции МСС в стихотворных и прозаических текстах М. Цветаевой.
Цель работы - анализ специфики функционирования МСС в поэзии и прозе М. Цветаевой.
Поставленная цель определяет конкретные задачи исследования:
- выявить случаи актуализации мотивационных отношений в поэзии и прозе М. Цветаевой;
- определить функции выявленных мотивационных пар и цепочек;
- определить специфику функционирования МСС в цветаевских прозаических и поэтических текстах;
-описать своеобразие индивидуально-авторского стиля М. Цветаевой, создающееся за счет использования поэтом мотивации.
Материал исследования. В процессе работы подвергнуты анализу 1310 стихотворений М. Цветаевой, из них в 490 обнаружены случаи текстовой мотивации. Проанализированы также 17 поэм и 8 стихотворных драм. Общее число мотивационных сцепок в поэзии М. Цветаевой составило 1324 (см. таблицу №1).
Таблица №1.
Тексты Всего текстов Тексты с МСС Кол-во мотивационных сцепок
Стихотворения 1310 490 712
Поэмы 17 17 404
Драмы 8 8 208
Всего МСС 1324
Из прозаического наследия М. Цветаевой анализу подверглись 30 текстов, в том числе 3 цикла писем (А. В. Бахраху, Б. Л. Пастернаку, А. С. Эфрон), в которых было выявлено 1150 случаев актуализации мотивационных отношений. Таким образом, общее число проанализированных мотивационных сцепок (и в поэзии, и в прозе) составило 2474 (см. Таблицу №2).
Таблица №2.
Поэзия Проза
Тексты с МСС 515 30
Кол-во мотивационных сцепок 1324 1150
Общее количество мотивационных сцепок 2474
Основным источником материала явилось собрание сочинений М. Цветаевой в 7-ми томах / Сост., подготовка и комментарии А. Саакянц и Л. Мнухина. - М.: Терра, 1994-1997г.г. Ссылки на источник оформлялись следующим образом: в скобках дается указание на название произведения, затем — номер тома и номер страницы.
Методы и приемы. Основным методом исследования был избран метод научного описания со всей совокупностью его приемов (наблюдение, классификация, обобщение материала, компонентный и контекстный анализ, интерпретация, интроспекция). Характер материала -поэтический текст и прозаический, построенный по законам поэзии -потребовал привлечения приема лингвопоэтического анализа. Также использован прием сопоставления для определения специфики функционирования МСС в цветаевской поэзии и прозе. Кроме того, в процессе исследования привлекались парадигматический и синтагматический виды анализов лингвостилистического подхода к изучению художественного текста.
Научная новизна. Впервые комплексно проанализирована роль мотивации в создании индивидуально-авторского стиля М. Цветаевой; рассмотрены особенности функционирования МСС в различных жанрах цветаевской поэзии и прозы; выявлены устойчивые типы сочетаний функций МСС в прозаических и поэтических текстах М. Цветаевой; описаны тематические группы мотивации в цветаевской поэзии.
Теоретическое значение работы. Данное диссертационное исследование вносит свой вклад в дальнейшее развитие функционального аспекта мотивологии, в теорию индивидуально-авторского стиля, лингвостилистики и коммуникативной лингвистики.
Практическое значение работы. Результаты исследования могут быть использованы в спецсеминарах по русской мотивологии, спецкурсах по языку поэзии М. Цветаевой.
Апробация работы. Апробация материалов представленной работы проходила на Региональных научно-практических конференциях
Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и журналистики» (апрель 1999, г. Томск, март 2000, г. Томск, апрель 2002, г. Томск), Межвузовской научно-практической конференции «Молодежь и наука: Проблемы и перспективы» (апрель 1999, г. Томск), Региональной межвузовской научно-практической конференции «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (март 2001, г. Томск), Всероссийской научно-практической конференции «Художественный текст и языковая личность: Проблемы изучения и обучения» (октябрь 2001, г. Томск), Всероссийской междисциплинарной школе молодых ученых «Картина мира: Язык, философия, наука» (ноябрь 2001, г. Томск), Международной научной конференции «IV Сибирская школа молодого ученого" (декабрь 2001, г. Томск), Вторых филологических чтениях "Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении" (ноябрь 2001, г. Новосибирск), Международной научной конференции "Студент и научно-технический прогресс" (апрель 2002, г. Новосибирск), Региональном научно-практическом семинаре "Диалог с текстом: Проблемы обучения смысловой интерпретации" (апрель 2002, г. Томск), 7-й Межвузовской научно-практической конференции "Литература и общественное сознание: Варианты интерпретации художественного текста" (май 2002, г. Бийск), Международной научно-практической конференции "Прикладная филология: Язык. Текст. Коммуникация" (ноябрь 2002, г. Томск).
Основное содержание работы отражено в 16 публикациях.
Положения, выносимые на защиту.
1. Поэзия М. Цветаевой характеризуется активным использованием МСС в самых разнообразных функциях, особенно в период зрелого творчества.
2. Специфика функционирования МСС в поэзии М. Цветаевой зависит от их жанровой приуроченности.
3. В прозаических цветаевских текстах, построенных по «поэтическим законам», мотивация часто выступает в качестве средства создания приемов поэтической техники.
4. В прозе М. Цветаевой также наблюдается взаимосвязь между особенностью функционирования МСС и жанром произведения.
5. Мотивация в творчестве М. Цветаевой является одной из важных составляющих индивидуально-авторского стиля поэта.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и шести приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Ассоциативно-смысловое поле цвета в прозе М.И. Цветаевой2012 год, кандидат филологических наук Верескун, Светлана Андреевна
Специфика элитарной языковой личности в эпистолярном диалоге: М. Цветаева и Б. Пастернак2009 год, кандидат филологических наук Сулейманова, Мариям Абдулхакимовна
Концепт ДОМ в художественной картине мира М.И. Цветаевой: На материале прозаических текстов2005 год, кандидат филологических наук Фещенко, Ольга Александровна
Автобиографическая проза М.И. Цветаевой: Поэтика, жанровое своеобразие, мировидение1999 год, кандидат филологических наук Бунина, Светлана Наумовна
Использование библеизмов в поэзии Марины Ивановны Цветаевой2003 год, кандидат филологических наук Романова, Галина Викторовна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Погудина, Евгения Юрьевна
Выводы к главе 2.
1. Проза М. Цветаевой насыщена мотивационными сцепками и представляет собой богатый материал для исследования явления мотивации слов в функциональном аспекте (во всех проанализированных текстах имеются случаи актуализации мотивационных отношений).
2. Характер функционирования МСС в прозе М. Цветаевой обусловлен особенностями текстовой организации цветаевских прозаических произведений (автобиографичность, лиричность, философичность, ассоциативность, активное использование языковых поэтических средств).
3. В прозе М. Цветаевой МСС занимают промежуточное положение между прагматическим и информативным уровнем организации художественного произведения, так как мотивация в цветаевских прозаических текстах выполняет в равной мере коммуникативные и экспрессивно-эстетические функции.
4. Наиболее предпочитаемой среди коммуникативных функций мотивации в прозе является функция уточнения. При этом МСС, выполняющие роль уточняющего элемента, часто выделяются графически (заключены в скобки, выделены двойным тире, находятся в авторских примечаниях за текстом).
5. В прозаических произведениях М. Цветаевой выявлено 7 устойчивых сочетаний функций МСС'* характеризующая + прием антитезы; характеризующая + прием нанизывания одноструктурных образований; характеризующая + градация; каламбур + характеризующая; характеризующая + НАМ; характеристика + создание художественного образа; характеризующая + прием хиазма.
6. В позе М. Цветаевой присутствуют такие приемы, как НАМ , ПО ВФС и ПТ ВФС. НАМ при этом чаще представлена эмплицитным типом и реализует ряд других функций (аллитерация, характеризующая, ключевые слова, выражение иронии).
7. Роль мотивации в прозе М. Цветаевой меняется в зависимости от жанра прозаического текста. Так, МСС в эссе и критических статьях чаще всего выступают в качестве ключевых и способствуют пониманию основной идеи произведения; в воспоминаниях о современниках ведущей функцией мотивации является функция создания художественного образа; в письмах характер употребления Цветаевой МСС в какой-либо функции зависит от типа письма. В тех эпистолярных текстах, главной темой которых оказывается тема любви, мотивация чаще всего способствует созданию характеристики автора письма, цветаевского внутреннего отношения к чему/кому-либо; в письмах чисто информативного типа МСС выполняют лишь информативную функцию.
8. В целом влияние поэзии на прозу М. Цветаевой сильно. Это выразилось и в использовании Цветаевой-прозаиком поэтических приемов, оформленных МСС, в прозаических произведениях, и в том, что мотивация в них в равной мере выполняет коммуникативные и эстетические функции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном диссертационном исследовании впервые был предпринят комплексный функционально-мотивационный анализ поэзии и прозы Марины Цветаевой. В результате было выявлено, что, как поэзия, так и проза М. Цветаевой характеризуется активным использованием МСС в самых разнообразных функциях. Но в цветаевских стихотворных текстах доминирующее положение занимает эстетическая функция, а в прозе коммуникативная и эстетические функции равноправны.
Ведущая роль в прозе. М. Цветаевой среди экспрессивно-эстетических функций мотивации отдана харктеризующей, тогда как в цветаевской поэзии первое место занимают МСС в качестве ключевых.
И в поэзии, и в прозе М. Цветаевой присутствуют 7 типов устойчивых сочетаний функций МСС. При этом 3 из них являются общими для поэтических и прозаических текстов: характеризующая + градация; характеризующая + антитеза; характеризующая + нанизывание одноструктурных образований + актуализация значения общего сегмента структурно мотивированных слов (см. Таблицу№ 7).
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Погудина, Евгения Юрьевна, 2003 год
1. Адмони В. Марина Цветаева и поэзия 20 века //Звезда. СПб, 1992. -№ 10 .-С. 163- 169.
2. Аникин А. И. Употребление однокорневых слов в предложении. — М. Просвещение, 1975. 100с.
3. Айзенштейн Е. О. Символика "стекла" в творчестве М. Цветаевой //Научные доклады высшей школы: Филологические науки. 1990. - №6. -С. 10-17.
4. Аркадьева В.Г. Этимологизация слов по созвучию в художественном тексте //семантические и эстетические модификации слов в тексте: Межвуз. Сб-к научн. Трудов. Л., 1988. - С. 10-17.
5. Аронова Л. И. Анализ стихотворения М. Цветаевой "Рас стояние: версты, мили." //Язык и композиция художественных текстов: Межвуз. Сб-к научн. Трудов. -М., 1983. - С.45-51.
6. Александров В. Ю. Фольклоризм М. Цветаевой (стихотворная поэтика, жанровое своеобразие): Автореф. дис. . канд. Филол. Наук, 1989.- 16с.
7. Арьянова В.Г., Тюрина Р. Я. Мотивационный словарь поэтических новообразований в аспекте идиостиля //Художественный текст и языковая личность: Проблемы изучения и обучения. Томск, 2001. - С. 30 -37.
8. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. -Екатеринбург, 2000. 532 с.
9. Бабенко И. И. Коммуникативный потенциал слова и его отражение в лирике М. И. Цветаевой. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 2001.-25 с.
10. Бабенко И. И. Коммуникативный потенциал слова и его отражение в лирике М. И. Цветаевой . Дис. . канд. филол. наук. Томск, 2001. - 234 с
11. Бабушкина С. В. Поэтическая онтология Марины Цветаевой (1926 -1941 гг.). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998. - 20 с.
12. Баевский В. С. Тематические и ключевые слова в языке русской поэзии первой половины 19 века//Известия Ан СССР. Сер. литература и язык. 1986. - Т. 45. - №5. - С.452-257.
13. Баевский В. С., Романова И. В., Самойлова Т. А. Тематические парадигмы русской лирики 19-20 веков //Известия АН. Серия литературы и языка. 2000. - Т.59. - №6. - С. 19-30.
14. Бахтин М. М. Слово в поэзии и прозе //Вопросы литературы. 1972. -№6. - с.55-85.
15. Белкина М. О. Скрещение судеб. М., 1992.
16. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики //Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. РЖ. - Сер. 6. Языкознание. М., 2001. - С. 83-88.
17. Блинова О. И. Явление мотивации слов: Лексикологический аспект. -Томск Изд-во Том. Ун-та, 1984. 192с.
18. Блинова О. И. Источниковедческие возможности мотивационных словарей //Вопросы языкознания. 1986. - №5. - С.125-131.
19. Блинова О. И. Номинация и мотивация //Диалектное слово в лексико-системном аспекте. — Л., 1989. — С. 66-74.
20. Блинова О. И. Сопоставительная мотивология //Вопросы слово- и формообразования в индоевропейских языках: Семантика и функционирование. Томск, 1994. - Ч. 1. - С 17-24.
21. Блинова О. И. Эстетическая функция мотивации //Слово в системных отношениях на разных уровнях языка(функциональный аспект): Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 1993. — С.17-18.
22. Блинова О. И. Индивидуально-авторская мотивация слов //Слово в системных отношениях на разных уровнях языка: Тезисы докладов исообщений Всероссийской научной лингвистической конференции. — Екатеринбург, 1995. С.7-8.
23. Блинова О. И. Лексикографический аспект сопоставительной мотивологии //Глагол и имя в русской лексикографии : Вопросы теории и практики . Екатеринбург, 1996 б. - С. 14-24.
24. Блинова О. И. Свойства слова и их иерархия //Известия Алтайск. Унта. Сер. Философия. Журналистика. Социология. Барнаул, 1997. -Вып. 2. — С.48-51.
25. Блинова О. И. Методы мотивологического исследования // Актуальные проблемы дериватологии, мотивологии, лексикографии: Материалы Всерос. Конференции, поев. 120-летию Том. Ун-та. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998а. С.4-5.
26. Блинова О. И. Прием оживления внутренней формы слова//Проблемы лексикографии, мотивологии, дериватологии. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 19986.-С. 133-137.
27. Блинова О. И. О чем звонят колокола? (стилистические этюды) //Вестник томского государственного университета. — Томск, 1999а. — Том 268.-С. 94-96.
28. Блинова О.И. Мотивационная "одежда" стилистических фигур //Вестник Томского гос.педуниверситета. Томск, 19996. - С.3-5.
29. Блинова О. И. Русская мотивология: Учебно-методич. пособие. — Томск, 2000.-48 с.
30. Блинова О. И. Мотивационный словарь языка писателя // Проблемы русистики: Материалы Всерос. Научн. Конференции. Томск, 2001а. -С.37-38.
31. Блинова О. И. Мотивация как средство создания индивидуально-авторского стиля (на материале поэзии Н. Рубцова) //Художественный текст и языковая личность: Проблемы изучения и обучения. Томск, 20016. -С.86-92.
32. Блинова О.И. Функциональный аспект мотивологии //Русский язык: исторические судьбы и современность: Междунар. конгресс иссл-й русского языка: труды и материалы. — М., 2001 в. С. 10.
33. Блинова О. И., Комарова К. И. Проект мотивационного словаря "пословицы русского народа" В. И. Даля //Сравнительно-историческое и типологическое изучение языков и культур. 23 Дульзоновские чтения. -4.1. Томск: Изд-во Том. гос. пед. Ун-та, 2002. — С.4-12.
34. Болотнова Н. С. к вопросу о декодировании поэтического текста //Вопросы стилистики: Межвуз. Сб-к научных трудов. Саратов, 1992а. -Вып.24. — С.3-17.
35. Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. — Томск, 19926. — 312 с.
36. Болотнова Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994. - 210с.
37. Болотнова Н.С. О роли лексической структуры художественного текста в эстетической мотивированности слова //Проблемы лексикографии, мотивологии, дер иватологии. Томск, 1998. - С. 138-144.
38. Болотнова Н. С. Структура и информативные возможности ассоциативного поля художественного текста //Актуальные проблемы русистики: Сб. статей. Томск, 2000. - С.245-257.
39. Болотнова Н. С. О соотношении прагмем и информем в поэтическом тексте (по данным эксперимента) //Художественный текст и языковая, личность: Проблемы изучения и обучения. —Томск, 2001 а. -С. 16-28.
40. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. 4.1. Пособие для филологов. Томск, 20016. - 129с.
41. Болотнова Н. С., Бабенко И.И., Васильева A.A. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: Лексическая структура и идиостиль. Томск, 2001. -331с.
42. Борухов Б. Л. Психолингвистический эксперимент в стилистике //Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста: Межвуз. сб. научных трудов. — Калинин, 1988. С. 160-163.
43. Буров A.A. "Дойти до самой сути." : Номинативные предложения в поэзии М.Цветаевой//Русская речь. 1988. -№5. - С.39-44.
44. Валгина Н.С. стилистическая роль знаков препинания в поэзии М.Цветаевой//Русская речь.- 1978. №6. - С.58-66.
45. Варина В. Г. Лексическая семантика и внутренняя форма языковых единиц //Принципы и методы языковых исследований. М., 1976. -С. 233 -244.
46. Бродский И. О Марине Цветаевой //Новый мир. 1991. - №2. - С. 151180.
47. Велединская С.Б. Проблемы интерпретации лексической мотивации в художественном тексте: Дис. . канд. филол. наук. Томск, 1997. - 230с.
48. Велединская С. Б. Индивидуально-авторская мотивация в художественном тексте и ее передача при переводе //Вестник Томского государственного педагогического университета. — Томск, 1999. — с.14-18.
49. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М, 1963.-255 с.
50. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971. — С. 105 -122.
51. Виноградов Поэтика русской литературы. — М.:Наука, 1976. 511с.
52. Виноградова В. Н. Стилистический аспект русского словообразования. -М.:Наука, 1984. -Гл.4. с.156-183.
53. Винокур Г.О. Понятие поэтического языка //Винокур Г.О. Филологические исследования. М.:Наука,1990. - С. 140-146.
54. Волкоморова О. Б. Концептуальная пара "жзнь-смерть" в русском языке//Картина мира: язык, философия, наука. Доклады участников Всероссийской школы молодых ученых (1-3 ноября 2001 г.). Томск,2001. - С.18-20.ы
55. Вольская H.H. Стилистические функции звукового и морфологического повтора в автобиографической прозе М.И. Цветаевой //Филологические науки. 1999. - №2. - С.45-53.
56. Гарганеева К.В. Явление мотивации слов в социовозрастном аспекте. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1999. — 24с.
57. Гаспаров М. JI. "Поэма Воздуха" Марины цветаевой: опыт интерпретации //Гаспаров M.JI. избранные статьи. М.:Новое лит. обозрение, 1995. - С.259-275.
58. Гаспаров M.JI. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова //Гаспаров M.JI. Избранные статьи. -М.:Новое лит. обозрение, 1995. -С.307-315.
59. Гатауллин Р. Г. Словообразовательные потенции текста //Образование, язык, культура на рубеже 20-21 вв.: Материалы Междунар. научн. конференции. Уфа, 1998. -Ч. 2. - С.32-34.
60. Гинзбург Л.Я. О лирике. Д.: Сов. Писатель, 1974. - 406 с.
61. Голев Н. Д. Динамический аспект лексической мотивации. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. 252с.
62. Голев Н. Д. О природе мотивационных ассоциаций в лексике русского языка //Изв. Алтайского университета. Сер. филология и журналистика, история, социология, педагогика, юриспруденция, экономика. Барнаул, 1996. - №2. - С.7-11.
63. Голев Н.Д. Суггестивное функционирование внутренней формы слова в аспекте ее взаимоотношений с языковым сознанием //Языковые единицы в семантическом и лексикографическом аспектах: Межвуз. Сб. научн. трудов. Новосибирск, 1998. - Вып.2 - С. 9-19.
64. Голев Н.Д. Мотивационные ассоциации русских лексем, их изучение и лексикографическое описание //Актуальные проблемы русистики: Сб. статей. Томск, 2000. - С.149-158.
65. Горбачевский М. В. "Мне имя Марина." (Заметки об именах собственных в поэзии М.Цветаевой ) //Русская речь, 1985. - №4. - С.56-64.
66. Григорьев А. П. Поэтика слова. М.:Наука, 1979. - 320с.
67. Гридина Т. А. Основные типы народной этимологии в лексической системе русского языка : Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1985. -21 с.
68. Грунина Л. П. О методике комплексного описания идиостиля //Художественный текст и языковая личность: Проблемы изучения и обучения.-Томск, 2001.-С. 92-94.
69. Демешкина Т.А. Типы смысловых отношений мотивационно связанных слов (лексикологический аспект). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1984. - 21 с.
70. Демешкина Т.А. Мотивационные отношения слов и семантический тип высказывания (на диалектном материале) //Актуальные проблемы русистики: Сб. статей. Томск, 2000. - С.46-52.
71. Джилкибаев Б. М. О функциональной значимости в контексте М. Цветаевой //Филологический сборник. Алма-Ата, 1971. - Вып. 10.
72. Домбровская М. В. Концепты и методы их описания//Картина мира: язык, философя, наука. Доклады участников Вснроссйской школы молодых ученых (1 -3 ноября 2001 г.). Томск: Изд-во ТГУ, 2001. — С. 28-30.
73. Дубина JI. В. Мотивация в структуре поэтического текста // Проблемы лексикографии, мотивологии, дериватологии. Материалы Всерос. конференциии. Томск, 1998а. - С. 152 -155.
74. Дубина Л. В. Функции мотивации в поэтическом тексте //Актуальные проблемы дериватологии, мотивологии, лексикографии. Материалы Всерос. конференции, поев. 120-летию ТГУ. Томск, 19986.
75. Дубина Л.В. Роль мотивационно связанных слов в поэтической системе (на материале произведений О. Мандельштама, П. Антокольского, Б. Пастернака) //Проблемы русистики. Томск, 2001а. - С. 8 - 10.
76. Дубина Л.В. Функции мотивационно связанных слов в поэтическом тексте: Дис. . канд. филол. наук, 2001. 157с.
77. Ельницкая С. И. О некоторых чертах поэтического мира М. Цветаевой //Wiener Slawistischer Almanah. 1979. - Band 3. - С. 57-74.
78. Ельницкая С. И. О некоторых чертах поэтического мира М. Цветаевой (2) //Wiener Slawistisher Almanah. 1979. - Band 4. - С. 19-40.
79. Журавлев А. П. Звук и смысл. М., 1991. - 160 с.
80. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. - 220с.
81. Зубова Л.В. Потенциальные свойства языка в поэтической речи М. Цветаевой: Семантический аспект. — Л., 1987. 80с.
82. Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. -Л., 1989.
83. Зубова Л. В. Язык поэзии Марины Цветаевой (фонетика, словообразование, фразеология). — СПб., 1999. 230с.
84. Иванов В. В. Метр и ритм в "Поэме Конца" М. Цветаевой //Теория стиха.-Л.: Наука, 1968.-С. 168-201.
85. Иванова М. А. Мотивация и литературные жанры (на материале оригинальной и переводной лирики С. Я. Маршака) //Художественный текст и языковая личность: Проблемы изучения и обучения. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. - С. 116-120.
86. Индивидуально художественный стиль и его исследование /Под ред. В. А. Кухаренко. - Киев - Одесса: Вища школа, 1980. - 160 с.
87. Карпенко С. М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н. С. Гумилева ): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 2000. - 26с.
88. Калиткина Г. В. Формы субъективной оценки имен в аспекте теории мотивации (на диалектном материале): автореф. дис. . канд. филол. наук. -Томск, 1990.-20 с.
89. Катышев П. А. Полимотивация как концептуальная деятельность. Автореф. дис. . канд. филол. наук. — кемерово, 1997. — 19 с.
90. Киперман Ж. "Пророк" Пушкина и "Сивилла" Цветаевой //Впросы литературы. 1992. -№3. - С. 94-114.
91. Киртман J1. Душа в параллельных мирах: сочетание несочетаемого в жизни и творчестве М. Цветаевой //Литературное обозрение . 1995. - №3. -С. 40-42.
92. Клинг О. Поэтический стиль М. Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание //Вопросы литературы. 1992. - №3. — С.74-93.
93. Ковалева С. А. Опыт составления "словаря образных слов поэзии М. Цветаевой" //Филологические исследования: Сб. статей молодых ученых. -Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. С.63-69.
94. Ковалева С. А. Образное слово и контекст ( к вопросу о методике анализа образного слова в поэтическом тексте) //Проблемы русистики: Материалы Всерос. научн. конференции "Актуальные проблемы русистики" . Томск: Изд-во Том. Гос. ун-та, 2001. - С. 83-86.
95. Ковалевская Е.Г. эстетические возможности слов с коннотативным значением //Семантические и эстетические модификации слов в тексте. -Л., 1988.-С. 28-39.
96. Ковалевская Е. Г. Вопрос об узуальном и окказиональном в лингвистической литературе //Узуальное и окказиональное в тексте художественного произведения. Л.: Изд-во ЛГГТИ, 1986.
97. Козлова И. Е, Специфика явления мотивации слов в русском языке. Автореф. дис. канд. филол. наук. Томск, 1999. - 21с.
98. Кондрашова О. В. семантика поэтического слова (функционально-типологический аспект). Автореф. дис. . докт. филол. наук. Краснодар, 1998.-42 с.
99. Коркина Е. Б. Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой //Русская литература. — 1987. — №4.
100. Корчевская Г. П. Концепт "Москва" в русской языковой картине мира и поэтическом идиолекте М. И. Цветаевой. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Владивосток, 2002. - 23 с.
101. Котяева Е. С. Диалог в стихотворной драматургии ( к проблеме стилизации устной речи в поэтическом тексте). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 2002. - 22с.
102. Кравцова Е. И. Функционально семантические поля дейксиса как средство организации дискурса персонажа (на материале драматических произведений М. И. Цветаевой "Приключение" и "Ариадна"). Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Барнаул, 2001. - 16с.
103. Крадожен Е. М. Лнксический повтор как композиционный прием в поэтическом цикле А. Блока "Снежная маска" //Язык и композиция художественного текста. Межвуз. сб. науч. трудов. — М.: МГПИ, 1986. — С.53-64.
104. Крадожен Е. М. Повтор как фактор композиции в лирическом цикле М. Цветаевой //Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения. Русский язык: Межвуз. сб. науч. трудов. -М.: МГПИ, 1987.-С. 66-68.
105. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений. Семантика производного слова.-М., 1981.
106. Кудрова И. В. Лирическая проза Цветаевой //Звезда. — 1982. №10. -С.172-183.
107. Кудрова И. В. Версты, дали. Марина Цветаева. 1922-1939. -М., 1991.
108. Кудрова И. Загадка злодеяния "чистого сердца" //Звезда. 1992. -№10. — С.144-150.
109. Кудрова И. После России: статьи о поэзии и прозе М. Цветаевой (статьи разных лет). 4.2. - М.: Рост, 1997. - 120с.
110. Кузнецова Т. В. Ассоциативная парадигма — основа поэтического дискурса //Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении: Материалы вторых Филологический чтений. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. - С. 52-53.
111. Кузнецова Э. В. Лексико-семантическая группа слов и методы ее описания //Актуальные проблемы лексикологии. Доклады 2-й лингвистической конференции. Новосибирск, 1969. - С.202-203.
112. Купина Н. А. Структурно-смысловой анализ художественного произведения. Свердловск, 1981. - 90с.
113. Купина Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1983.- 160с.
114. Курланд Р., Матус Л. Символическое значение слова в поэзии (на материале значения слов "черный" и "белый" у М. Цветаевой и слова "зима" у А. Тарковского) //современные проблемы русской филологии . -Саратов, 1985. С.91-94.
115. Курышева М. В. Явление ремотивации в говорах: Автореф. дис. .канд. филол. наук.-Томск, 1989.- 17с.
116. Курьянович А. В. Коммуникативные аспекты слова в эпистолярном дискурсе М. И. Цветаевой. Дис. . канд. филол. наук. Томск, 2001.- 264 с.
117. Лаврентьева Н. Б. О мотивированности как характерном признаке образных слов //Актуальные проблемы лексикологии с словообразования.- Новосибирск, 1978. Вып.7. - С. 14-24.
118. Лихачев д. С. Концептосфера русского языка //Известия Ран, серия литературы и языка. 1993. - № 1.
119. Лотман Ю. М. Анализ поэтического теста. — М., 1972. — С. 235-247.
120. Лотман Ю. М. О соотношении звуковых и смысловых жестов в поэтическом тексте //Ученые записки Тартусского университета. Труды по знаковым системам. Тарту, 1979. - №467. - Вып. 11.- С.
121. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство, 1996. - 820с.
122. Лотман Ю. М. Об искусстве. Структура художественного текста. — М., 1998.-С.
123. Леденева В. В. Идиостиль (к уточнению понятия) // Филологические науки. 2001. - №5. - С.36-42.
124. Львова С. И. Своеобразие повтора в поэзии М. Цветаевой //Русская речь 1987. - №4. - С.74-79.
125. Малахевич Л. Антонимия в художественной речи (на материале поэтического творчества М. Цветаевой) //Современные проблемы русской филологии. Саратов, 1975. - с.103-104.
126. Маслова В. А. Марина Цветаева: над временем и тяготеньем. Минск, 2000. - 224с.
127. Маслова М. И. Мотив родства и его философско эстетическое воплощение в творчестве Марины Цветаевой: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Орел, 2000. — 25с.
128. Мирская В. А. Текстовые связи в эссе Марины Цветаевой "Наталья Гончарова" //Формирование семантики и структуры художественного текста. Куйбышев, 1984. - С.131-143.
129. Митрофанов Ю. Г. принцип ассоциативного повествования и конфликт в "Поэме конца" М. Цветаевой //Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1988.-Вып. 10. - С. 145-163.
130. Михайлов М. Опыты Марины Цветаевой //Звезда. 1967. - №7.-С.205-209.
131. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык //Пражский лингвистический кружок. М.: Наука, 1967. - С. 406-432.
132. Найден Е. В. Функции мотивационно связанных слов в народно-разговорной речи (на диалектном материале). Дис. . канд. филол. наук. -Томск, 2001.-220с.
133. Наумов В. Г. Явление мотивации слов в системе диалекта: Лексикологический аспект. Дис. . канд филол. наук. — Томск, 1985. -297с.
134. Наумов В. Г. Мотивологическая теория и практика: пути, направления, перспективы //Проблемы лексикографии, мотивологии, дериватологии. — Томск, 1998. — с.167-173.
135. Наумов В. Г. Явление мотивации слов на морфологическом уровне //Актуальные проблемы русистики: Сб. статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - С.85-91.
136. Некрасова Е. А. Метафора и ее окружение в контексте художественной речи //Слово в русской советской поэзии. — М., 1975. С. 96-102.
137. Нестерова Н. Г. Мотивационное значение слова и его статус: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1987. - 19с.
138. Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. -М., 1979.-с.
139. Новиков Л. А. Семантика русского языка. — М., 1982. С. 128-136.
140. Озернова Н. В. "Стихи к Блоку" Марины Цветаевой: судьба, характер, поэзия //Русская речь. 1992. -№5.- С.20-24.
141. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста. — М., 1990. -304 с.
142. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Грамматические категории, синтаксис. М., 1993. -С.147-154.
143. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. — М., 1994. — 300с.
144. Павловский А. И. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. Л.: Сов. Писатель, 1989. - 350с.
145. Петкова Т. Г. Поэтика лирического цикла в творчестве Марины Цветаевой: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1994. - 24с.
146. Пищальникова В. А. Проблема смысла поэтического текста: Психолингвистический аспект: Автореф. дис. . докт. филол. наук. — Барнаул, 1992а. 31 с.
147. Пищальникова В.А. Проблема идиостиля: Психолингвистический аспект. — Барнаул, 19926. 73 с.
148. Пищальникова В. А. Доминантная эстетизированная эмоция как суггестивный компонент художественного текста //Известия Алтайского государственного университета. — Барнаул, 1996. №2. - С. 12-15.
149. Погудина Е. Ю. Мотивация и идиостиль писателя //Художественный текст и языковая личность: Проблемы изучения и обучения. Материалы 2-й Всероссийской научно-практич. конференции. Томск: Изд-во Том. пед. ун-та, 2001.-С. 98-100.
150. Погудина Е Ю. Роль мотивации в отражении картины мира поэта //Картина мира: Язык, философия, наука: Доклады участников Всероссийской школы молодых ученых (1-3 ноября 2001г.). Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2001. - С. 77-78.
151. Погудина Е. Ю. О приеме толкования внутренней формы слова //Актуальные проблемы лингвистики : Материалы региональной конференции молодых ученых (26 марта 2000 г.). Томск: Изд-во Той. Гос. ун-та, 2001.-С. 111 -114.
152. Погудина Е. Ю. Функции мотивации в прозе М. Цветаевой //Материалы XL Международной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс" : Языкознание. Новосибирск, 2002. - С. 47-49.
153. Погудина Е. Ю. Мотивация в прозе Марины Цветаевой //Диалог с текстом: Проблемы обучения смысловой интерпретации : Материалы регионального научно-практического семинара (25 апреля 2002 г.). -Томск, 2002.-С. 111-115.
154. Погудина Е. Ю. Роль мотивации в интерпретации поэтического текста //Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении: Материалы вторых Филологических чтений (29 ноября 1 декабря 2001). -Новосибирск, 2002. - С.55.
155. Пухначев Ю. Пространство Цветаевой //Пухначев Ю. Число и мысль. -М., 1981. С.55-80.
156. Пушкарева И. А. Смысловые лексические парадигмы в лирике М. И. Цветаевой . Дис. . канд. филол. наук. Томск, 1999.- 318с.
157. Ревзина О. Г. Из наблюдений над семантической структурой "Поэмы Конца" М. Цветаевой //Труды по знаковым системам. Тарту, 1977. — Вып. 9 (422). — С.62-84.
158. Ревзина О.Г. Некоторые особенности синтаксиса поэтического языка М. Цветаевой //Ученые записки Тартуского университета: Лингвистическая семантика и семиотика. Тарту, 1979. - №2. - С.82-107.
159. Ревзина О. Г. Марина Цветаева //Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М., 1995. - С.305-363.
160. Ревзина О. Г. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой //Словарь поэтического языка Марины Цветаевой в 4-х томах. — М., 1996. -Т.1А-Г. — С.5-40.
161. Ревзина О. Г. Окказиональное слово в поэтическом языке //Словарь поэтического языка Марины Цветаевой в 4-х томах. М., 1998. - Т.2 Д-Л. -С. 5-40.
162. Ревзина О. Г. Метафора в поэтическом идиолекте Марины Цветаевой //Словарь поэтического языка Марины Цветаевой в 4-х томах. М, 1999. -Т.З.- Кн.1. М-Орден.-С. 5-30.
163. Ревзина О. Г. Явное и скрытое в поэтическом слове Марины Цветаевой //Словарь поэтического языка Марины Цветаевой в 4-х томах. -М., 2001. Т.4. - Кн. 1. Р-Ставленник. - С.5-34.
164. Рождественский Вс. Марина Цветаева //Цветаева М. Сочинения в 2-х томах. М.: Худ. лит-ра, 1980. - Т.1. - С.5-22.
165. Рудзиевская С. В. Сводные тетради и письма М. Цветаевой //Русская речь. 2002. - №5. - С. 16 - 20.ы
166. Саакянц А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (19101922). М. :Сов. писатель, 1986. - 352 с.
167. Сазонова Т. Ю. Стратегии и опоры при идентификации слова //Психолингвистические проблемы функционирования слова в лексиконе человека (Коллективная монография). Тверь, 1999. — С. 102 - 130.Ы
168. Санников В. 3. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002. -552 с.
169. Северская О. И. Паронимическая аттракция в поэтическом языке М. Цветаевой//Проблемы структурной лингвистики 1984: Сб. науч. трудов. -М., 1988.-С. 212-224.
170. Северская О. И. "Но внешний мир он также хрупок, как мир души." //Русская речь. - 1988. - №2. - С.80-82.
171. Седых Г. И. Звук и смысл: о функция фонем в поэтическом тексте (на примере анализа стихотворения М. Цветаевой "Психея") //Филологические науки. 1973. - №1. - С.41-45.
172. Семенова Т. Ю. Текстовые парадигмы антонимического типа в поэзии М. Цветаевой //Вестник То. Гос. пед. Ун-та. — Томск, 1998. Вып.6. - С.11-14.
173. Серова М. В. Поэтические циклы Марины Цветаевой (художественный смысл и поэтика) : Автореф. дис. . канд. филол. наук. — Иваново, 1994.-21 с.
174. Сидорова М.Ю. Грамматическое единство художественного текста (проза и поэзия): Автореф. дис. . докт. филол. наук. -М., 2000. 54с.
175. Симченко о. К. к изучению поэтики Ахматовой и Цветаевой: словесное поведение лирического героя //Современные проблемы русской филологии. Саратов, 1985. — С. 53-57.
176. Скребнев Ю. М. Очерк теории стилистики. — Горький, 1975. — 174с.
177. Степанова В. В. Обусловленностьт функционирования слов в тексте //Семантические и эстетические модификации слов в тексте: Межвуз. Сб. науч. трудов. Л., 1988. - С.3-10.
178. Сулименко Н. Е. О соотношении стилистических и эстетических качеств слова в тексте //Семантические и эстетические модификации слов в тексте: Межвуз. Сб. науч. трудов. — JL, 1988. — С. 10-17.
179. Суни Т. Тройная интерпретация главного героя поэмы "Крысолов" М. Цветаевой //Ученые записки Тартуского университета: Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1990. - Вып.897. - С. 140-150.
180. Сыпало Е. Ю. Мотивация как средство создания индивидуально-художественного стиля М. Цветаевой //Juvenilia:C6opHHK студенческих и аспирантских работ. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - Вып. 4. - С. 7.
181. Сыпало Е. Ю. Индивидуально-авторская мотивация в поэзии М. Цветаевой //Молодежь и наука: Проблемы и перспективы. — доклады 3-й межвуз. конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: Изд-во Том. пед. ун-та, 1999. - Том 3. - с. 40-43.
182. Сыпало Е. Ю. Роль мотивации в создании идиостиля (на материале поэзии М. Цветаевой) //Филологические исследования: Сборник работ молодых ученых. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. — с. 152-158.
183. Сыпало Е. Ю. Прием толкования внутренней формы слова //Juvenilia: сборник студенческих и аспирантских работ. Томск: Изд-во Том. гос. унта, 2000. - С. 26-27.
184. Сыпченко С. В. Мотивационные отношения в лексике как предмет стилистики //Проблемы лексикографи, мотивологии, дериватологии: Межвуз. сб. статей. Томск: Изд-во Том. ун-та,1998. - С. 191-199.
185. Тарасова И. А. Структура семантического поля в поэтическом идиолекте (на материале поэзии И. Анненского): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 1994. - 18с.
186. Ткаченко JI. П. Стилистические функции паронимов (на материале художественного текста) //Русский язык в школе. — 1982. №3. — С.66-70.
187. Тубалова И. В. Показания языкового сознания как источник изучения явления мотивации слов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1995.- 18с.
188. Тынянов 10. Проблема стихотворного языка: Статьи. М.: Сов. Писатель, 1965. - 160 с.
189. Уфимцева Н. П. Лирическая книга Марины Цветаевой "После России" (1922-1925): Проблема художественной целостности . Автореф. дис. . канд. филол. наук. — Екатеринбург, 1999. 20 с.
190. Хижняк Л. Г. О роли внутренней формы в строении словесного поэтического образа (на материале поэзии второй половины 19 века) //Исследование языка художественных произведений. — Куйбышев, 1975. -С. 100-103.
191. Цветкова Н. Е. Лексический повтор и композиция лирического стихотворения //Язык и композиция художественного текста. — М., 1986. -С.94-101.
192. Цветкова Н. Е. Метафора в стихотворном тексте. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед. ун-та, 1997. 49с.
193. Черкасова Л. П. Наблюдение над экспрессивной функцией морфемы в поэтическом языке (на материале поэзии М. Цветаевой) //Развитие современного русского языка 1972.-М.: Наука, 1975. С.141-151.
194. Черкасова Л. П. "Яркость изнутри" (о внутренней форме слова в прозе М. Цветаевой) //Русская речь. М., 1982. - №5. С.52-55.
195. Чернухина И. Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 203с.
196. Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984. — 111с.
197. Чернухина и. Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж, 1987.- 155с.
198. Чернухина И. Я. Окказионализмы и мировосприятие поэта //Коммуникативные аспекты слова в текстах разной жанрово-стилевой ориентации. Томск: Изд-во Том. пед. Ун-та, 1995. - С.81-82.
199. Чигогидзе К. 3. Постижение значения незнакомого слова посредством контекста. Автореф. дис. канд. псих. Наук. Тбилиси, 1990. - 21с.
200. Чурилова И. Из наблюдений над синтаксисом М. И. Цветаевой //Исследование языка художественных произведений. Куйбышев, 1975ю - С.132-136.
201. Шаяхметова Н. К. Семантические неологизмы в контексте М. И. Цветаевой: Автореф. дис. канд. филол. наук. Алма-Ата, 1979. -21с.
202. Швейцер В. А. Быт и бытие Марины Цветаевой. М.: Интерпринт, 1992.-538 с.
203. Шевеленко И. По ту сторону поэтики: к характеристике литературных взглядов М. Цветаевой //Звезда. 1992. - №10. - С. 151-160.
204. Шевеленко И. В зеркале последнего десятилетия //Звезда. 1992. -№10. -С. 202-207.
205. Шенделева Е. А. Лексичесие категории в системе языка и речи: мотивированность, образность, экспрессивность (методическая разработка к спецкурсу). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — 45с.
206. Шкловский е. Б. О теории прозы. М.: Сов. Писатель, 1983. - 382 с.
207. Шлемова Н. И. Лирическая модель мира как реализация художественной системы М. Цветаевой в "Поэме Горы" //Реализм, жанр, стиль: Сб. науч. трудов. Фрунзе, 1990. - С. 112-119.
208. Шмелев Д. Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964. - 200с.
209. Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики: (На материале русского языка). М., 1973.
210. Штайн К. Э. Синкретизм языковых единиц и гармония поэтического произведения (на материале стихотворения М. Цветаевой "Тоска по родине! Давно.") //Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения. М.: МГПИ, 1987. - С.62-68.
211. Штайн К. Э. Гармоническая организация поэтического текста: Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб, 1994. - 40с.
212. Эткинд Е. Г. разговор о стихах. М., 1970. - 238с. Эткинд Е. Флейтист и крысы //Вопросы литературы. - 1992. - №3. -С.43-74.
213. Явинская Ю. В. Семантика вещи у В.Хлебникова и М.Цветаевой //Русская речь. 2000. - №2. - С.20-24.
214. Якобсон Р. О. Вопросы поэтики //Якобсон Р. О. Работы по поэтике. -М.: Прогресс, 1987. С.80-99.
215. Якобсон P.O. Заметки о прозе поэта Пастернака //Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.:Прогресс, 1987. - С.324-338.
216. Янценецкая М. Н. Семантические вопросы теории словообразования.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. с.
217. Янценецкая М. Н., Резанова 3. И. К проблеме внутренней формы слова //Вопросы словообразования в индоевропейских языках. — Томск, 1991. — С.17-32.
218. Karlinsky S. Marina Cvetaeva. Her life and Art: University of California Press. Berkely and Los Angeles, 1966. -317 p.
219. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
220. Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь. -М.: МИКИС, 1994.-368с.
221. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.,2000.-763с. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой в 4-х томах. Т. 1,3, 4. /Сост. Белякова И. Ю., Оловянникова И. П., Ревзина О. Г. — М.: Дом-музей
222. Марины Цветаевой, 1999.Русский язык: Энциклопедия. М.: Изд-во "Дрофа", 1997.- 700с.
223. Словарь русского языка в 4-х томах. |-М., 1981-1984. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. — М.: Изд-во "Терра", 1997.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.