Функциональная организация головного мозга студентов при восприятии аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.02, кандидат наук Кунавин, Михаил Алексеевич

  • Кунавин, Михаил Алексеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Архангельск
  • Специальность ВАК РФ19.00.02
  • Количество страниц 185
Кунавин, Михаил Алексеевич. Функциональная организация головного мозга студентов при восприятии аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава: дис. кандидат наук: 19.00.02 - Психофизиология. Архангельск. 2014. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кунавин, Михаил Алексеевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Компонентно-структурный состав музыкальных аудио-стимулов

1.2 Мозговая организация процессов восприятия музыки

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Функциональная организация биоэлектрической активности мозга студентов в диапазоне тета-ритма при прослушивании аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава

3.1.1 Пространственное распределение факторных группировок показателей спектральной мощности тета-ритма ЭЭГ в покое и при прослушивании аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава

3.1.2 Спектральные характеристики тета-ритма ЭЭГ студентов при прослушивании аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава

3.1.3 Пространственно-временная организация биоэлектрической активности мозга студентов в диапазоне тета-ритма при прослушивании аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава

3.2 Функциональная организация биоэлектрической активности мозга студентов в диапазоне альфа-ритма при прослушивании аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава

3.2.1 Пространственное распределение факторных группировок показателей спектральной мощности альфа-ритма ЭЭГ в покое и при прослушивании аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава

3.2.2 Спектральные характеристики альфа-ритма ЭЭГ студентов при прослушивании аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава

3.2.3 Пространственно-временная организация биоэлектрической активности мозга студентов в диапазоне альфа-ритма при прослушивании аудио-

стимулов различного компонентно-структурного состава

3.3 Функциональная организация биоэлектрической активности мозга студентов в диапазоне бета-ритма при прослушивании аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава

3.3.1 Пространственное распределение факторных группировок показателей спектральной мощности бета-ритма ЭЭГ в покое и при прослушивании аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава

3.3.2 Спектральные характеристики бета-ритма ЭЭГ студентов при прослушивании аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава

3.3.3 Пространственно-временная организация биоэлектрической активности мозга студентов в диапазоне бета-ритма при прослушивании аудио-

стимулов различного компонентно-структурного состава

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ЦНС - центральная нервная система

ЭЭГ - электроэнцефалография, электроэнцефалограмма

БЭА - биоэлектрическая активность

СМ - спектральная мощность, мкВ2

КОГ - оценка максимума функции когерентности

ССД - событийно-связанная десинхронизация

ВП - вызванные потенциалы

КМО - мера адекватности факторной модели Кайзера-Мейера-Олкина

М - среднее арифметическое

а - среднее квадратичное отклонение

ёГ - число степеней свободы дисперсионного анализа

Р- достигнутое значение критерия Фишера

р -статистическая вероятность ошибочного принятия нулевой гипотезы

РЗ - левое лобное отведение

¥4 - правое лобное отведение

СЗ - левое центральное отведение

С4 - правое центральное отведение

РЗ - левое теменное отведение

Р4 - правое теменное отведение

01 — левое затылочное отведение

02 - правое затылочное отведение

ТЗ - левое передневисочное отведение

Т4 - правое передневисочное отведение

ТР01 - левое височно-теменно-затылочное отведение

ТР02 - правое височно-теменно-затылочное отведение

А1 - левый ушной референтный электрод

А2 - правый ушной референтный электрод

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психофизиология», 19.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Функциональная организация головного мозга студентов при восприятии аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. За последние десятилетия в психофизиологии накопились работы, указывающие на широкий спектр влияния музыки на когнитивную деятельность человека [5, 37, 51, 68, 71, 77, 82]. Получены данные, свидетельствующие об улучшении кратковременной памяти, вербального и невербального интеллекта после сеансов прослушивания классических музыкальных композиций [53, 67, 76, 91, 105, 140, 141]. Ведутся работы по изучению влияния музыки на качество выполняемой человеком операторской деятельности [67]. Однако в большинстве подобных исследований очень мало внимания уделяется непосредственному подбору прослушиваемых образцов. В описании методической части таких работ обычно отсутствуют сведения о скоростных и тональных характеристиках изучаемых композиций [11, 23]. В тех случаях, когда используются полноценные жанровые мелодии (классическая или рок-музыка), как правило, указывается только их название и авторство [37, 53, 73, 78, 84]. Исследования по обнаружению позитивных влияний музыки на когнитивную сферу человека часто ведутся методом проб и ошибок, учитывая при этом только качественные изменения в состоянии испытуемых и без попыток понять психофизиологические механизмы восприятия музыки.

Вместе с тем, в западном научном сообществе широко распространен подход, при котором музыка изучается с позиций её компонентно-структурного состава [97, 106, 108, 112, 114, 115, 128, 157]. Прослушиваемые образцы рассматриваются исключительно в качестве сложных аудио-стимулов, описываемых взаимодействием множества физических характеристик, в отрыве от их культурной и исторической ценности. В рамках представлений о модульной организации мозговых механизмов обработки сенсорной информации ведутся исследования по изучению восприятия мелодических и темпо-ритмических паттернов [108, 127, 132, 137, 159]. Предпринимаются попытки выявить те физические параметры аудио-стимулов, которые играют наиболее важную роль в

передаче семантической и эстетической (эмоциональной) информации [1, 5, 37, 140].

Однако в последние годы в зарубежной литературе все чаще формулируется понятие музыкальной сложности (musical complexity). Этот термин подчеркивает неоднозначность влияния множества структурных компонентов музыкального произведения (ритм, тональность, мелодия) на стратегии их мозговой обработки [144, 145, 160, 166]. Современные исследователи и теоретики в области восприятия музыки указывают на особую важность развития новых гипотез, моделей и техник, направленных на разработку данной проблемы. При этом предлагается отказаться от использования в качестве стимульного материала полноценных музыкальных композиций различных жанровых принадлежностей. Такой подход, по мнению многих авторов, не способствует пониманию того, как различные музыкальные компоненты взаимодействуют друг с другом, приводит к путанице и появлению множества различных, часто противоречивых, теорий восприятия музыки [123, 135, 145, 160, 200].

Цель исследования - выявить особенности функциональной организации головного мозга студентов в процессе восприятия музыкальных аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава.

Задачи исследования:

1. Выделить основные очаги ЭЭГ-активности, охарактеризовать особенности их пространственного распределения в состоянии покоя и при прослушивании аудио-стимулов;

2. Рассмотреть изменения спектральных и когерентных характеристик основных ритмов ЭЭГ при переходе от состояния спокойного бодрствования к прослушиванию аудио-стимулов различного компонентно-структурного состава;

3. Определить особенности спектральных и когерентных характеристик основных ритмов ЭЭГ, связанные с восприятием темпо-ритмического и мелодического компонента аудио-стимулов;

4. Оценить степень взаимного влияния темпо-ритмического и мелодического компонента аудио-стимулов на особенности функциональной организации головного мозга студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Функциональная организация головного мозга при восприятии аудио-стимулов различного структурного состава включает в себя как элементы связанные с анализом темпо-ритмического и мелодического компонента, так и специфические паттерны, формирующиеся на основе взаимного влияния этих компонентов.

2. С повышением структурно-иерархического уровня центральной нервной системы (ЦНС), на котором происходит анализ воспринимаемого аудио-стимула снижается значимость неспецифических параметров сигнала, таких как скорость воспроизведения, и усиливается степень взаимного влияния структурных компонентов.

3. В процессе восприятия мелодий, воспроизводимых на достаточно низких скоростях, формируется гибридный тип функциональной организации головного мозга, включающий в себя элементы характерные для анализа темпо-ритмического и мелодического компонентов;

Научная новизна исследования. Впервые показаны специфические особенности функциональной организации головного мозга в процессе восприятия музыкальных аудио-стимулов, которые связаны не только с независимой стратегией обработки темпо-ритмических и мелодических паттернов, но и с их взаимным влиянием на активность мозговых структур.

Установлено, что повышенная скорость воспроизведения воспринимаемых аудио-стимулов отражается на активности лимбических и диэнцефальных структур, резко повышая нагрузку на фронто-таламическую модулирующую систему и не сказываясь при этом на пространственном взаимодействии корковых областей головного мозга. Выявлено, что включение в структурный состав аудио-стимула мелодического паттерна приводит к активации широкого набора сенсорно-специфических ядер таламуса, большинства исследованных корковых

зон и способствует формированию пространственно-распределенной сети корковых нейронных ансамблей, вовлекаемых в процесс обработки мелодического компонента. Показано, что взаимное влияние темпо-ритмического и мелодического компонента аудио-стимулов отражается в основном на активности структур таламуса и коры больших полушарий, практически не сказываясь при этом пространственном взаимодействии внутри данных систем головного мозга.

Научно-практическая значимость исследования. Полученные результаты электроэнцефалографического исследования позволяют расширить представления о функциональной организации головного мозга при обеспечении процессов восприятия сложно-компонентных аудио-стимулов. При помощи факторного анализа спектральной мощности ритмов ЭЭГ, были получены данные об основных функциональных блоках, задействованных в обработке и анализе различных параметров аудио-сигнала. Благодаря выявленным изменениям в спектральных и когерентных характеристиках ЭЭГ-диапазонов была оценена степень вовлеченности этих блоков в процесс восприятия темпо-ритмического и мелодического компонента, а также уровень их функционального взаимодействия.

Сформулированные в ходе исследования выводы, могут быть использованы для прогнозирования функциональной организации головного мозга при восприятии более сложных музыкальных композиций на основе анализа их компонентно-структурного состава. Полученные результаты могут быть использованы при разработке стимульного материала для аудиовизуальной стимуляции, широко применяемой в настоящее время в психо- и нейросенсорной терапии.

Диссертационное исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ проект № 4.5918.2011 «Системная организация когнитивной деятельности человека».

Результаты исследования используются в учебном процессе при преподавании университетских дисциплин «Физиология ВИД и сенсорных

систем», «Физиология ЦНС», «Методы функциональной диагностики» и др. для студентов биологических и психолого-педагогических специальностей в институте естественных наук и технологии САФУ имени М.В. Ломоносова (акт внедрения от 24 сентября 2014).

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на I Региональной молодежной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физиологии человека на Севере» (Архангельск, 2010); X Всероссийской молодежной научной конференции Института физиологии Коми научного центра Уральского отделения РАН «Физиология человека и животных от эксперимента к клинической практике» (Сыктывкар, 2011); Ломоносовских научных чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 20112014); II Региональной молодежной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физиологии человека на Севере» (Архангельск, 2012); V международной конференции по когнитивной науке (Калининград, 2012); XXII Съезде Физиологического общества имени И.П. Павлова (Волгоград, 2013); VI международной конференции по когнитивной науке (Калининград, 2014); заседаниях кафедры физиологии и морфологии человека САФУ имени М.В. Ломоносова (2011-2014). По материалам диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ, из них 2 статьи в рецензируемых научных журналах.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 185 листах машинописного текста и состоит из введения трех глав (обзор литературы, материалы и методы исследования, результаты исследования и обсуждение), заключения и выводов. Содержит 30 таблиц и 31 рисунок. Библиографический список работы включает в себя 220 источников (из них 129 зарубежных источников).

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1 Компонентно-структурный состав аудио-стимулов

Под компонентно-структурным составом музыкальных аудио-стимулов понимается многоуровневая иерархическая система, формирование которой обеспечивается взаимодействием в пространственно-временной плоскости спектральных и интервальных характеристик звукового сигнала [76, 173, 180, 185]. Наиболее простые из них, описывающие физические особенности слышимых звуковых волн образуют группу спектральных параметров аудио-стимула, к которым относятся, прежде всего, тональность и тембр [106, 110, 127, 138]. Длительность звучания отдельных музыкальных нот и пауз между ними определяется такими параметрами как темп, метр и ритм - центральными понятиями в группе интервальных характеристик аудио-стимула [132, 133, 134, 149]. Сочетания и комбинации простейших нот с различными тональными и темповыми характеристиками приводят к построению более сложных мелодических и ритмических паттернов, которые, взаимодействуя, формируют цельную музыкальную композицию, воспринимаемую слушателем.

В научных работах, связанных с вопросами восприятия музыки с позиции её компонентно-структурного состава, исследуемые образцы рассматриваются в качестве сложного физического сигнала, отличающегося множеством разнообразных, изменяющихся во времени характеристик. Музыкальные композиции изучаются в отрыве от их культурной и исторической ценности. Главный вопрос, который формулируется авторами в рамках подобных исследований: на основании каких физических параметров аудио-стимула формируется внутреннее, перцептивное представление о сигнале. Как протекает и чем регулируется данный процесс? Как трансформируется репрезентация звукового образа при изменении той или иной характеристики аудио-сигнала?

В основе простейших тонов, которые используются представителями живой природы в качестве средства коммуникации, лежат процессы импульсно-резонансной продукции [138, 174, 175, 203]. Пение птиц, звуки, издаваемые

млекопитающими, и в том числе речь человека представляют собой последовательности многократно повторяющихся импульсно-резонансных циклов. Это является важным моментом, поскольку большинство шумов неживой природы, такие как шум воды, ветра, листвы и мн. др. не содержат в себе какой-либо упорядоченной структуры и в процессе восприятия подобные звуки часто отфильтровываются, как не несущие в себе важной информационной нагрузки. На анализе внутреннего состава окружающих звуков основана способность людей выделять человеческую речь в условиях сильной зашумленности [175, 217]. То есть система звуковосприятия человека эволюционно настроена на поиск и обработку сигналов определенного структурного состава. И что примечательно, все музыкальные инструменты, известные на сегодняшний день, созданы с учетом этой особенности и в качестве способа звуковой продукции используют импульсно-резонансные механизмы [115, 126, 165, 214].

Звуковая волна, извлекаемая таким образом, содержит в себе множество однотипных колебательных циклов, начинающихся с высокоамплитудного импульса с последующим его затуханием [138]. Длительность этих циклов очень незначительна и варьирует в интервале от 1 до 5 мс, так что звучащая нота может состоять из десятков импульсно-резонансных паттернов. К примеру, каждый цикл ноты до первой октавы длится примерно 3,8 мс, за одну секунду воспроизведения генерируется около 260 максимально идентичных импульсно-резонансных паттернов, которые несут в себе полную информацию обо всех воспринимаемых характеристиках звука. Время между двумя соседними импульсами оценивается как частота звучащей ноты (в случае с нотой до первой октавы она равна 260 Гц, или корректней 260 циклам в секунду). Таким образом, длительность одного импульсно-резонансного цикла - это физическая основа тональности. Амплитуда импульса соответствует воспринимаемой громкости звука, а затухающий резонансный хвост цикла содержит в себе информацию об источнике сигнала [112,115, 128].

Резонансные волны формируются и модулируются системой фильтров-резонаторов, которые изменяют спектральные характеристики звука и придают

ему уникальность. У человека в роли этих фильтров выступают верхние воздухоносные пути глотки, носоглотки и ротовой полости. Звук, одной и той же тональности, воспроизводимый разными людьми или разными музыкальными инструментами будет содержать равное количество импульсно-резонансных циклов равной длины, отличающихся между собой только спектрограммой затухающего резонансного хвоста [217]. Именно на основании анализа спектрографического паттерна резонансных волн формируется внутреннее представление о тембре музыкального инструмента или человеческого голоса. Все звуки, извлекаемые одним и тем же музыкальным инструментом, от нот самых низких до самых высоких октав, будут отличаться только длительностью импульсно-резонансных циклов, а с точки зрения спектрограммы они будут абсолютно идентичны [112, 115, 125, 126].

С представленных позиций, монофоническая мелодия (то есть мелодия, воспроизводимая одним музыкальным инструментом) описывается как последовательность множества импульсно-резонансных циклов с одинаковыми спектральными характеристиками [139]. Изменения затрагивают лишь длительность звучащих циклов и происходят они со скоростью воспроизведения мелодии. Столь незначительные перестройки в параметрах аудио-стимула, тем не менее, очень сильно отражаются на складывающемся перцептивном образе, поскольку он формируется на основе уже существующих когнитивных особенностей восприятия тональных последовательностей [101, 157, 195, 200, 208].

Одна из таких когнитивных особенностей, связана с внутренним представлением о тональной иерархии звуков [106, 208]. Множеством психологических и психофизиологических исследований в разные годы было показано, что определенные музыкальные тона имеют тенденцию восприниматься как более акцентированные внутри мелодических последовательностей [166, 203, 205]. Как правило такие тона и используются композиторами как структурно-образующие, они наиболее часто повторяются в произведении, имеют большую длительность, создавая определенный темпо-

ритмический каркас, что облегчает процесс восприятия и понимания мелодий. Представление о таких привилегированных тонах имеется в каждой музыкальной культуре, в западной музыке, построенной на основе семинотных октав, верхние уровни в тональной иерархии занимают первый, третий и пятый тон каждой октавы (то есть ноты до, ми, соль) [186].

Показано, что особое положение данных нот в тональной иерархической системе никак не обуславливается их акустическими и спектральными характеристиками. Существует предположение, что тональная иерархия является исключительным феноменом когнитивной сферы человека и продуктом эволюционного развития систем звуковосприятия [198, 208]. Структура тональной иерархии формируется на основе нескольких базовых психофизиологических принципов. В первую очередь она связана с существованием когнитивных референтных точек восприятия и избирательности внимания к статистически повторяющимся сенсорным паттернам [134, 197, 208].

Теория референтных точек предполагает наличие определенных объектов, внутри воспринимаемых категорий, которые имеют особый психологический статус. Они выступают в качестве эталонов для других объектов внутри своей категории, относительно которых строятся процессы декодирования, анализа и запоминания [192]. Существование референтных точек было доказано в смежных областях психофизиологии, связанных с вопросами зрительного восприятия. Показано наличие эталонных объектов для категории лиц, цветов, букв, цифр и др. Считается, что в области восприятия музыкальных аудио-стимулов в качестве референтных точек выступают привилегированные ноты тональной иерархии [208]. Их существование отражает один из важнейших принципов организации мозговой деятельности - экономизацию функций, когда внутренняя обработка поступающего сложно-компонентного сигнала производится на основе оценки его отличий от эволюционно закрепленных эталонов, тем самым уменьшается время, затрачиваемое на анализ, и количество задействованных ресурсов [117].

На основе тональной иерархии звуков строится анализ более высоких уровней компонентно-структурного состава аудио-стимулов. Он включает в себя

построение внутренних репрезентаций созвучий и аккордов, то есть образов последовательно и параллельно звучащих нот. При этом структура тональной иерархии играет важнейшую роль в формировании представлений о консонансах и диссонансах. Под аккордами-консонансами в музыке понимается такое слияние параллельно звучащих тонов, которое воспринимается как созвучное, мягкое и спокойное, оцениваемое слушателем как приятное. Диссонансы, напротив, являются примером одновременного звучания тонов, которое воспринимается слушателем как нестройное, несвязное и напряженное. Аккорды консонансы и диссонансы широко применяются в композиторской практике для передачи необходимой эмоциональной информации [157].

Показано, что человек склонен оценивать как максимально созвучные, аккорды, построенные на основе тонов верхних иерархических уровней или начинающиеся с них. Очень консонансными аккордами являются сочетания нот до-ми-соль и соль-си-ре, так как в их состав входят ноты, являющиеся рефернтными точками тонального восприятия. Процесс обработки таких аккордов имеет наивысший приоритет, протекает наиболее быстро и легко, что сказывается на успешности их узнавания и запоминания [178].

В теории тональной иерархии музыки сформулированы три основных принципа, в рамках которых выстраивается успешность восприятия нот и их созвучий. Первый принцип, контекстуальной идентичности, указывает на ухудшение качества восприятия тонов и их запоминание при снижении их иерархического уровня. Так, к примеру, привилегированная нота ми, будет узнаваться намного быстрее, чем, стоящая рядом с ней в октавном ряду, нота фа, которая, тем не менее, располагается на нижних уровнях когнитивной тональной иерархии. Результаты, подтверждающие этот тезис неоднократно были получены в психологических исследованиях как на музыкантах, так и на людях без специального музыкального образования [205].

Второй принцип, контекстуальной дистанции, связан с успешностью восприятия созвучий. В ряде исследований на эту тему было показано, что при прочих равных условиях, аккорд состоящий из высокоуровневых нот

воспринимается созвучнее, аккорда, который имеет в своем составе только ноты низкого иерархического уровня, далее если дистанция между этими нотами в октаве оказывается меньше. Последний принцип тональной иерархии затрагивает контекстуальную асимметрию мелодических паттернов. Доказано, что при последовательном звучании двух нот (к примеру фа-ми и ми-фа), психологическая дистанция между тонами возрастает, если предыдущая нота была более высокого иерархического уровня, чем последующая, и наоборот. То есть сочетание нот фа-ми, в этом смысле, будет более созвучным и слитным для воспринимающего слушателя, чем их обратное воспроизведение. Оно будет иметь более высокий приоритет восприятия, успешнее узнаваться и запоминаться [205].

Таким образом, даже простейшие монофонические мелодии, которые не отличаются по своим спектральным характеристикам, могут содержать в себе множество уникальных сочетаний тональных паттернов, которые будут восприниматься с позиций их иерархического положения и взаимодействия в системе когнитивных референтных точек. Это создает большое богатство вариантов реагирования слушателя на прослушивание музыкальных аудио-стимулов и является основой для формирования общего эмоционального ответа [200].

Относительно независимой группой параметров в рамках компонентно-структурного состава аудио-стимулов являются временные или интервальные характеристики прослушиваемых композиций [97, 159]. Они описываются такими понятиями как темп, метр, ритм, тональные группировки и др. Их сочетания образуют темпо-ритмические паттерны аудио-сигнала, которые являются одной из основных фундаментальных характеристик музыкального произведения.

Темп воспроизведения аудио-стимула отражает скорость изменения импульсно-резонансных характеристик генерируемой звуковой волны. В музыке он обычно ассоциируется с периодом повторяющихся событий, которые воспринимаются слушателем как регулярные временные интервалы. В научной и музыкальной литературе, как правило, оценивается по количеству ударов, воспроизводимых в минуту (уд/мин), но также может характеризоваться и

временем, проходящим между двумя последующими музыкальными событиями. Как правило темповые параметры аудио-стимула являются очень лабильными и не сохраняются в неизменном виде на протяжении звучания всей композиции. Изменения в длительности звучания нот и пауз между ними, формирует уникальный темпо-ритмический рисунок аудио-стимула.

Восприятия темпо-ритмического паттерна помогает слушателю отслеживать смену музыкальных событий, позволяет прогнозировать время появления следующих изменений и, с учетом принципов тональной организации музыки, корректировать должным образом общую организацию системы восприятия [163]. В исследованиях когнитивных ВП было показано, что резкая смена темповых характеристик аудио-стимула приводит к формированию негативной волны в поздних компонентах РЗОО, которые обычно обнаруживаются при прослушивании устной речи, содержащей в своем составе синтаксические или грамматические ошибки [192].

Диапазон скорости воспроизведения аудио-стимулов при котором не нарушается его адекватное восприятие ограничен как сверху так и снизу. Наиболее консервативные оценки показывают, что верхняя граница темповых характеристик проходит на уровне 100 мс между последовательными звуками, что соответствует примерной скорости воспроизведения 600 уд/мин или 10 Гц [119, 190]. На более быстрых скоростях, перцептивный анализ отдельных тонов оказывается невозможным. Нижнюю границу восприятия темпо-ритма обычно связывают с более широким временным интервалом. Данные колеблются в интервале от 0,1 с до 2,5 с между звуками, то есть от 10 до 0,4 уд/мин [186]. Считается что на таком уровне воспроизведения аудио-стимул воспринимается как последовательность изолированных, не связанных друг с другом тонов. Оптимальным для восприятия называют темп музыкальной композиции в пределах 150-200 уд/мин [163].

1.2 Мозговая организация процессов восприятия музыки

Изучение функциональной организации головного мозга в процессе восприятия музыки строится на предположении о том, что в ЦНС имеются нейронные структуры, настроенные на анализ и обработку музыкальных аудио-стимулов. Это не вполне очевидное утверждение так как, в отличие от речи, музыка не имеет четко выраженной биологической значимости и не связана с возможностью выживания человека как вида [180, 181]. Не смотря на это, музыка, как и речь, является универсальным проявлением человеческой культуры и встречается в том, или ином виде во всех без исключения цивилизациях [173, 207]. Можно говорить, что люди, таким образом, обладают двумя средствами слухо-вокальной коммуникации, выражаемой в виде языка и музыки [109, 147, 156].

Мозговые центры речепродукции и речевосприятия хорошо известны и активно изучаются. Однако данные по существованию таких анатомических субстратов, участвующих в процессах восприятия музыки, остаются фрагментарными и противоречивыми. Существует отдельная гипотеза, утверждающая, что музыка - это побочный продукт эволюции более важной языковой функции мозга, и восприятие музыкальной информации задействует в большей степени те же участки головного мозга, которые ответственны за формирование речи [123]. Есть работы показывающие, что прослушивание классической музыки сопряжено с активацией областей Вернике и Брока, дугообразного пучка и верхней височной извилины [122, 142].

Похожие диссертационные работы по специальности «Психофизиология», 19.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кунавин, Михаил Алексеевич, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алдошина И.А. Музыкальная акустика / И.А. Алдошина, Р. Приттс. -СПб.: Композитор, 2006. - 720 с.

2. Алпатов A.B. Факторный анализ параметров электроэнцефалограмм для оценки функционального состояния человека при моделировании целенаправленной деятельности / A.B. Алпатов, А.Н. Варнавский, P.A. Зорин // Кубанский научный медицинский вестник. - 2012. - № 4. - С. 161166.

3. Архипов В.И. Дискуссионные вопросы в современных исследованиях механизмов памяти / В.И. Архипов // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. - 2004. - Т.54. - №1. - С.5-10.

4. Афтанас Л.И. Нейрофизиологические механизмы мотивационного внимания у человека / Л.И. Афтанас, Л.Н. Савотина, Н.В. Рева, В.П. Махнев // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2004. - №2. - С.77-82.

5. Базанова О.М. Биоуправление в оптимизации музыкальной деятельности / О.М. Базанова, М.Б. Штарк // Бюллетень сибирского отделения российской академии медицинских наук. - 2004. - №3. - С. 114-122.

6. Базанова О.М. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ для повышения эффективности нейробиоуправления / О.М. Базанова, Л.И. Афтанас // Журн. невропатол. и психиатр, им. С.С. Корсакова. - 2006. -Т. 106. - №.2. - С. 31-36.

7. Базанова О.М. Современная интерпретация альфа-активности ЭЭГ / О.М. Базанова // Международный неврологический журнал. - 2011. - №8. -С.96-104.

8. Баранов-Крылов И.Н. Межполушарные различия в задачах внимания и селекции латерализованных стимулов / И.Н. Баранов-Крылов, В.Т.Шуваев, И.Е. Кануников // Российский физиологический журнал имени И.М. Сеченова. - 2006. - Т.92. - №6. - С.709-722.

9. Безруких М.М. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7-8 лет / М.М. Безруких, Р.И. Мачинская, Г.А.Сугробова// Физиология человека. - 1999. -№5. - с. 14-21.

10. Безруких М.М. Функциональная организация коры больших полушарий головного мозга в состоянии покоя у детей 5, 6 и 7 лет / М.М. Безруких, H.H. Теребова// Физиология человека. - 2010. - Т.36. - №6. - С.61-69.

11. Беломестнова Н. В. Об эмоциогенности музыкального воздействия / Н.В. Беломестнова, Т.А. Адамакина // СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. -2010. -С.525-526.

12. Бетелева Т. Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия / Т. Г. Бетелева. - М.: Наука. - 1983. - 165 с.

13. Бетелева Т.Г. Особенности организации избирательного внимания при подготовке к распознаванию глобальных и локальных характеристик зрительного стимула у детей с разным уровнем зрелости регуляторных систем головного мозга / Т.Г. Бетелева, Н.Е. Петренко // Физиология человека. -2007. - Т.ЗЗ. - №3. - С. 15-25.

14. Болдырева Г.Н. Межцентральные отношения ЭЭГ как отражение системной организации мозга человека в норме и патологии / Г.Н. Бодырева, JI.A. Жаворонкова, Е.В. Шарова, И.С. Добронравова // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. - 2003. - Т.53. - №4. -С.391-401.

15. Борисюк P.M. Моделирование гиппокампального тета-ритма / P.M. Борисюк // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. -2004.-№1.-С.85-100.

16. Буклина С.Б. Амузия и её топическая принадлежность / С.Б. Буклина, В.Б. Скворцова // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. -2007. - Т. 107. - №9. - С.4-10.

17. Бушов Ю.В. Высокочастотная электрическая активность мозга и восприятие времени / Ю.В. Бушов, М.В. Светлик, Е.П. Крутенкова -Томск: Издательство Томского университета, 2009. - 120с.

18. Верхлютов В.М. Модель структуры дипольного источника альфа-ритма зрительной коры человека / В.М. Верхлютов // Журнал высшей нервной деятельности. - 1996. - Т.46. - №.6. - С.496-503.

19. Виноградова О.С. Гиппокамп и память / О.С. Виноградова - М.:Наука, 1975.-334 с.

20. Виноградова О.С. Осцилляторные тета-процессы в нейронах септо-гиппокампальной системы при обработке информации и их модуляция стволовыми структурами / О.С. Виноградова, В.Ф. Кичигина, Т.А. Кудина, Е.В, Кутырева // Успехи современной биологии. - 2000. - Т. 120. - №1. -С.103-112.

21. Гепишненко О.В. Отражение узора кортикальной активации в фазовой структуре ЭЭГ человека / О.В. Гепишненко, Д.Р. Белое, И.Е. Кануников, Н.Ю. Смит // Российский физиологический журнал имени И.М. Сеченова. - 2006. - Т.92. - №8. - С.930-948.

22. Гнездицкий В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография (картирование и локализация источников электрической активности мозга) / В.В. Гнездицкий - М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 624с.

23. Голицын Г. А. Межполушарная асимметрия и творческий процесс композитора / Г. А. Голицын, О. Н. Данилова, В. С. Каменский // Музыкальная психология и психотерапия. - 2007. -№3. - С. 23-34.

24. Голуб Я. В. Медико-психологические аспекты применения свето-звуковой стимуляции и биологически обратной связи / Я. В. Голуб, В. М. Жиров -СПб.: «КЭРИ», 2007. - 97с.

25. Гриндель О.М. Оптимальный уровень когерентности и его значение в оценке функционального состояния мозга человека / О.М. Гриндель // Журнал высшей нервной деятельности. - 1980. - Т.ЗО. - №1. - С.62-70.

26. Гутман A.M. Биофизика внеклеточных токов мозга / A.M. Гутман - М.: Наука, 1980. - 184с.

27. Данилова H.H. Функциональные состояния: механизмы и диагностика / H.H. Данилова. - М.: Издательство МГУ, 1985. - 269 с.

28. Денисова И.А. Частотно- простраственное распределение биоэлектрической активности коры мозга при музыкальной творческой деятельности у музыкантов / И.А. Денисова // Российский психологический журнал. - 2011. - Т.8. - № 5. - С.67-72

29. Дикая JI. А. Нейрофизиологические корреляты творческой деятельности при сочинении музыки у подростков // Материалы международной конференции «Физиология развития человека», -М.: Вердана. - 2009. - С. 41-42.

30. Древе Ю.Г. Пространственная упорядоченность электрических процессов мозга как показатель его организации / Ю.Г. Древе, Н.Е. Свидерская, JI.C. Бутнева // Журн. высш. нерв. деят. - 1994. - Т.44. - №6. - С.925-931.

31. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания / Н.В. Дубровинская. - JL: Наука, 1985. - 144с.

32. Ермаков П.Н. Особенности ЭЭГ детей с СДВ в покое и при актуализации внимания / П.Н. Ермаков, Д.Ю. Масалова, В.Н. Кирой // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. - 2005. - №6. - С.61-70.

33. Зайцев А. В. Математическое описание распределения времени сесомоторных реакций / A.B. Зайцев, Ю.А. Скорик // Физиология человека. -2002.-№4.-С. 123-126.

34. Ильюченок Р. Ю. Механизмы эмоциогенной регуляции памяти / Р. Ю. Ильюченок, Н. И. Дубровина, Е. К. Подгорная // Вестник РАМН. - 1998. -№9.-С.24-29.

35. Ильюченок Р.Ю. Взаимодействие полушарий мозга у человека: установка, обработка информации, память. / Р.Ю. Ильюченок, И.Р. Ильюченок, A.JI. Финкельберг, Л.И. Афтанас. - Новосибирск: Наука, 1989. - 169 с.

36. Исайчев С.А. Дипольные модели генераторов альфа-ритма / С.А. Исайчев, Д.С. Осипова, Ю.М. Коптелов // Журнал высшей нервной деятельности. -2003. - Т.53. - №5. - С.577-586.

37. Кайгородова Н.З. ЭЭГ-корреляты особенностей реагирования на музыку разных стилей в контексте индивидуальных особенностей личности / Н.З. Кайгородова, М.В. Яценко, Н. И. Афанасьев // Новости ASU. - 2013. - С 63-67.

38. Кирой В.Н. Механизмы формирования функционального состояния мозга человека / В.Н. Кирой - Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1991. - 182 с.

39. Кирой В.Н. Электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека / В.Н. Кирой, П.Н. Ермаков - Ростов-на Дону: Издательство Ростовского университета, 1998. -264с.

40. Кичигина В.Ф. Динамика изменений нейронной активности септо-гиппокампальной системы при стимуляции перфорирующего пути / В.Ф. Кичигина, А.Г. Брагин // Материалы международных чтений, посвященных 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР, академика АН АрмССР Э.А. Асратяна. - 2003. - С. 130-133.

41. Князева М.Г. Пространственная структура внутри- и межполушарных связей. Факторный анализ когерентности ЭЭГ покоя / М.Г. Князева, Д.А. Фарбер // Физиология человека. - 1996. - Т.22. - №5. - С.37-44.

42. Косарева Е. Речь, музыка, движение / Е. Косарева // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - С.67-73.

43. Костандов Э.А. Изменения вызванной корковой электрической активности на разных отрезках времени между предупреждающим и целевым стимулами / Э.А. Костандов, Е.А. Черемушкин, M.JI. Ашкинази, И.А. Яковенко // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. -2011. -Т.61. - №6. - С.675.

44. Крупская Е.В. Функциональная зрелость регуляторных систем мозга и организация внимания у детей с синдромом дефицита внимания с

гиперактивностью / E.B. Крупская // Новости науки и техники. Серия: Медицина. Психиатрия. - 2007. - №2. - С. 127.

45. Курганский А. В., Мачинская Р. И. Фронтальные билатерально-синхронные тета-волны на ЭЭГ детей 7-8 лет с трудностями обучения: качественный и количественный анализ // Физиология человека. 2012. Т. 38, №3. с 37-47.

46. Курганский A.B. Некоторые вопросы исследования корково-корковых функциональных связей с помощью векторной авторегрессионой модели многоканальной ЭЭГ / A.B. Курганский // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. - 2010. - Т.60. - №6. - С.740-759.

47. Курганский A.B. Фронтальные билатерально-синхронные тета-волны на ЭЭГ детей 7-8 лет с трудностями обучения: качественный и количественный анализ / A.B. Курганский, Р.И. Мачинская // Физиология человека. - 2012. - №3. - С.37-47.

48. Курысь В.Н. Ритм в музыке и ритмической гимнастике / В.Н. Курысь, Р.В. Гзирьян // Научно-теоретический журнал « Ученые записки». - 2014. - Т. 111. - №5. - С. 82-86.

49. Ливанов М.Н. Ритмы электроэнцефалограммы и их функциональное значение / М.Н. Ливанов // Журнал высшей нервной деятельности. - 1984. - Т.34. - №4,- С.613.

50. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. / А.Р. Лурия - М., 1973. - 440 с.

51. Маляренко Г.Ю. Формирование музыкального восприятия в онтогенезе / Г.Ю. Маляренко // Музыкальная психология и психотерапия . - 2009. -№2.-С.53-62.

52. Маляренко Т.Н. Оптимизация функционального состояния организма человека / Т.Н. Маляренко, А.Т. Быков, Е.П.Громыко, А.Б. Порошенко // Медицинский журнал. - 2010. - Т. 34. - № 4. - С. 114-120.

53. Матохина A.A. Физиологические эффекты разнохарактерных музыкальных воздействий на состояние регуляторных систем у людей

различных профессий / A.A. Матохина // Новый университет. - 2013. -Т.31. - № 10. - С.92-98.

54. Мачинская Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (аналитический обзор) / Р.И. Мачинская // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. - 2003. - Т.53. - №2. - С. 133150.

55. Мачинская Р.И Сравнительное электрофизиологическое исследование регулярных компонентов рабочей памяти у взрослых и детей 7-8 лет. Анализ когерентности ритмов ЭЭГ / Р.И. Мачинская, A.B. Курганский // Физиология человека. - 2012. - Т.38. -№1. - С.5-19.

56. Мельникова Т.С. Обзор использования когерентного анализа ЭЭГ в психиатрии / Т.С. Мельникова, И.А. Лапин, В.В. Саркисян // Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - Т. 19. - №1. - С.90-94.

57. Митина О. В. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская — М.: Учебно-методический коллектор Психология, 2001. — 169 с.

58. Митина О.В. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская - М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. -169 с.

59. Морозов A.A. Непараметрический метод многофакторного анализа электроэнцефалограмм при изучении вызванных потенциалов мозга / A.A. Морозов, В.А. Морозов, Ю.В. Обухов, Т.А. Строганова // Альманах клинической медицины. - 2008. - №17-1. - С.209-212.

60. Мысин И.Е. Моделирование нейрональной сети медиальной септальной области как пейсмейкера тета-ритма / И.Е. Мысин, Я.Б. Казанович, В.Ф. Кичигина// Фундаментальные исследования. - 2013. - №11. - С.691-695.

61. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2007. -392с.

62. Нестерович А.Н. Дефицит ингибиториых систем головного мозга в рамках современных представлений о патогенезе шизофрении / А.Н. Нестерович, В.В. Голубович, А.П. Гелда // Военная медицина : научно-практический рецензируемый журнал. -2013. - №2. - С. 123-131.

63. Николаева О.В. Понятие интонации и ее функции в речи и музыке / О.В. Николаева // Наука и современность. - 2010. - № 4. - С. 224-228

64. Новикова С.И. Взаимосвязь спектральной амплитуды тета- и альфа-диапазонов ЭЭГ с оценками когнитивных способностей в дошкольном восзрасте / С.И. Новикова, Е.В. Малаховская, Н.П. Пушина, М.М. Цетлин // Физиология человека. - 2009. - Т.35. - №4. - С.20-27.

65. Новотоцкий-Власов В.Ю. Адаптивный метод разложения спектра ЭЭГ на компоненты / В.Ю. Новотоцкий-Власов, Т.А. Строганова, В.П. Ковалев // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. - 2012. - Т.62. - №2. - С.250.

66. Остапенко Р.И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: учебно-методическое пособие для студентов психолого-педегогического факультета / Р.И. Остапенко. - Воронеж: ВГПУ, 2012. -116 с.

67. Павлыгина P.A. Анализ когерентности ЭЭГ при прослушивании музыки / P.A. Павлыгина, В.И. Давыдов, A.B. Сулимов, Ю.В. Любимова // Журнал высшей нервной деятельности. - 2003. - Т.53. - №4. - С.402^09.

68. Панюшева Т.Д. Музыка и функциональная пластичность мозга в слуховой сфере: потенциал для восстановительного обучения / Т.Д. Панюшева // Педагогика, психология и методика обучения. - 2008. - №80. - С.472-476.

69. Панюшева Т.Д. Музыкальный мозг: обзор отечественных и зарубежных исследований / Т.Д. Панюшева // Асимметрия. - 2008. - Т.2. - №2. - С.41-55.

70. Пасынкова Н.Р. ЭЭГ корреляты медитативного состояния / Н.Р. Пасынкова // Журнал высшей нервной деятельности. - 2008. - Т.58. - №3. - С. 421430.

71. Петрушин В. И. Психология музыкального восприятия / В. И. Петрушин // Музыкальная психология и психотерапия. - 2007. -№2. - С. 47-61.

72. Погосян A.A. Особенности функционального взаимодействия корковых полей при вербально-мнестической деятельности взрослых и детей / A.A. Погосян, Е.И. Гальперина, Д.М. Цапарина // Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН. - 2008. - Т.З. - №2. -С.121-128.

73. Попова A.A. Восприятие громкой музыки студентами разных специальностей / A.A. Попова, Л.Д. Демина // Известия Алтайского государственного университета. - 2014.- Т.82 -№ 2-1. С.43-47.

74. Родионов А. Р. Топографические характеристики ЭЭГ при использовании равномерной и импульсной стратегии решения творческих задач актерами и не актерами / А. Р. Родионов, М.Г. Старченко // Вестник психофизиологии. - 2013. - №1. - С.30-37.

75. Русалова М.Н. Уровни сознания и асимметрия энцефалограммы человека / М.Н. Русалова // Структурно-функциональные и нейрохимические закономерности асимметрии и пластичности мозга. М.: ГУ НИИ мозга РАМН совместно с ГУ НИИ неврологии РАМН. - 2006. - Т.5. - №1. - С. 340-361.

76. Рыжов Ю. А. Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека / Ю.А. Рыжов // Психотехнологии в социальной работе. - 2005. - №10. - С. 203 - 208.

77. Самерханова Л.Ч. Клиническая музыкотерапия при остром нарушении мозгового кровообращения / Л.Ч. Самерханова, Н.В. Филатова, С.В. Герасимова, Д.А. Билялова // Казанский медицинский журнал. - 2006. - Т. 87. - №6. - С.452-453.

78. Сахаров Д.С. Межполушарная асимметрия в ЭЭГ при прослушивании классической и рок-музыки разной мощности / Д.С. Сахаров // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: ГУ НИИ мозга РАМН,- 2001. -С.91-95.

79. Семенова O.A. Развитие произвольной регуляции деятельности у детей младшего школьного возраста / O.A. Семёнова, Р.И. Мачинская // Вопросы практической педиатрии. - 2007. - Т.2. - №6. - С. 17-23.

80. Симонов П.В. Функциональная асимметрия лимбических структур мозга / П.В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. - 1999. - Т.49. -№1. - С.22-27.

81. Соколов E.H. Ориентировочный рефлекс: реакция прицеливания и прожектор внимания / E.H. Соколов, Н.И. Незлина, В.Б. Полянский, Д.В. Евтихин // Журнал высшей нервной деятельности. - 2001. - Т.51. - №4. -С.435-437.

82. Талханова Ф. Д. К вопросу о роли музыки в процессе обучения / Ф.Д. Талханова, И.Т. Канатова // Вестник северо-осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. - 2009. - №4. - С.65-71.

83. Умрюхин А.Е. Нейромедиаторные гиппокампальные механизмы стрессорного поведения и реакций избегания / А.Е. Умрюхин // Вестник новых медицинских технологий. - 2013. - №1.

84. Урюпин И.А. Уровни когерентности ЭЭГ при мысленном воспроизведении музыкальных мелодий / И.А. Урюпин, О.О. Кислова // Пятая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов: в 2 т. Калининград. - 2012. - Т.2. - С.664-665.

85. Уэйнбергер Н. Музыка и мозг / Н. Уэйнбергер // В мире науки. - 2005. -№2. - С.34-42.

86. Фарбер Д.А. гетерогенность альфа-ритма ЭЭГ и его формирование в онтогенезе / Д.А. Фарбер, В.Ю. Вильдавский // Физиология человека. -1996. - Т.22. - №5. - С.5-12.

87. Фролов A.A. Локализация источников электрической и фокусов гемодинамической активности мозга при воображении движений / A.A. Фролов, Д. Гусек, П.Д. Бобров, O.A. Мокиенко // Физиология человека. -2014. - Т.40. - №3. - С.45.

88. Цефель П. SPSS Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / П.Цефель, А. Бююль. - СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. - 603 с.

89. Чилингарян Л.И. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятелоьности собак и межполушарная асимметрия электрической активности гиппокампа и миндалины / Л.И. Чилингарян // Журнал высшей нервной деятельности. - 2002. - Т.52. - №1. - С.47-56.

90. Шарова Е.В. Асимметрия когерентности ЭЭГ при посткоматозных бессознательных состояниях после тяжелой черепно-мозговой травмы / Е.В. Шарова // Глава в монографии Функциональная межполушарная асимметрия (хрестоматия) (под редакцией Н.Н.Боголепова и В.Ф. Фокина) -М.: Научный мир, 2004. - С.578-588.

91. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы / С. В. Шурджанян // Клиническая медицина. - 2000. - Т.32. - №3 - С. 15-18.

92. Arikan М.К. Music effects on event-related potential of human on the basis of cultural environment / M.K. Arican, M. Devrim, O.Oran // Neuroscience letters. 1999. - Vol.268. -№1. -P.21-24.

93. Ayotte J. Congenital amusia: a group study of adults afflicted with music-specific disorder / J. Ayotte, I. Peretz, K. Hyde // Brain. - 2002. - Vol.125. -P.238-251.

94. Balkwill L.L. A cross-cultural investigation of the perception of emotion in music: psychophysical and cultural cues / L.L. Balkwill, W.F. Thmpson // Music perception. - 1999.-Vol.17. -№1. -P.43-64.

95. Bazanova О. M. Age related alpha activity change differs for males and females and for low and high alpha frequency EEG pattetn / O.M. Bazanova // Revista Espanola de Neuropsicologia. - 2008. - Vol.10. - №1. - P.82-83.

96. Bazhenov M. Model of thalamocortical slow-wave sleep oscillations and transitions to activated states / M. Bazhenov, I. Timofeev, M. Steriade, T.J. Sejnowski // Journal of neuroscience. - 2002. - Vol.22. - P.8691-8704.

97. Bella S.D. A developmental study of the affective value of tempo and mode in music / S.D. Bella, I. Peretz, L. Rousseau // Cognition. - 2001. - Vol.80. - P.l-10.

98. Bhattacharya J. Interdependencies in the spontaneous EEG while listening to music / J. Bhattacharya, H. Petsche, E.Pereda // International journal of psychophysiology. - 2001. - Vol.42. - P. 287-301.

99. Bhattacharya J. Long-range synchrony in the y band:role in music perception / J. Bhattacharya, H. Petsche, E.Pereda // The journal of neuroscience. - 2001. -Vol.16. - №21. - P.6329-6337.

100. Bhattacharya J. Musicians and and the the gamma band: a secret affair? / J. Bhattacharya, H. Petsche // Cognitive neuroscience and neuropsychology. -2001.-Vol.12. - №2,-P.371-374.

101. Bigand E. Are we "experienced listeners"? A review of the musical capacities that do not depend on formal musical training / E. Bigand, B. Poulin-Charronnat // Cognition. - 2006. - Vol.13. - P.63-102.

102. Blood A.J. Emotional responses to pleasant and unpleasant music correlate with activity in paralimbic brain regions / A.J. Blood, R.J. Zatorre, P. Bermudes, A.C Evans // Nature neuroscience. - 1999. - Vol.2. - № 4. - P.382-387.

103. Blood A.J. Intensely pleasurable responses to music correlate with activity in brain regions implicated in reward and emotion / A.J. Blood, R.J. Zatorre // Proceedings of the national academy of sciences. - 2001. - Vol.98. - № 20. -P.11818-11823.

104. Buzsaki G. Theta oscillations in the hippocampus / G.Buzsaki // Neuron. - 2002. - Vol.33.-P.325-340.

105. Chan A. S. Music training improves verbal memory / A.S. Chan, Y. Ho, M. Cheung // Nature. - 1998. - Vol.396. - P.128.

106. Cohen A.J. Development of tonality induction: plasticity, exposure, and training / A.J. Cohen // Music perception. - 2000. - Vol.17. - P.437-459.

107. Cook I.A. Assessing the accuracy of topographic EEG mapping for determining local brain function / I.A. Cook, R. O'Hara, S.H. Uijtdehaage, M. Mandelkern

M. // Electroencephalography and clinical neurophysiology. - 1998. - Vol.107. -N.6. - P.408-414.

108. Costa M. Psycological connotations of harmonic musical intervals / M. Costa, P.E.R. Bitti, L. Bonfiglioli // Psycology of Music. - 2000. - Vol. 28. - P.4-22.

109. Cross I. Music, mind and evolution / I.Cross // Psychology of music. - 2001. -Vol.29.-№1.-P.95-102.

110. Cuddy L.L. Musical difficulties are rare: a study of "tone deafness" among university students / L.L. Cuddy, L.-L. Balkwill, I. Peretz, R.R. Holden // Annals of New York Academy of Science. -2005. - Vol.1060. -P.311-324.

111. Dalla Bella S. Music agnosias: selective impairments of music recognition after brain damage / S. Dalla Bella, I.Peretz // New music research. - 1999. - Vol.28. - P.209-216.

112. de Cheveigne A. Pitch perception models / A. de Cheveigne, C.J. Plack, A.J. Oxenham, R.R. Fay // Pitch: Neural coding and perception. New York: Springer,

2005. - P.169-233.

113.Demorest S.M. An fMRI investigation of the cultural specificity of music memory / S.M. Demorest, S.J. Morrison, L.A. Stambaugh // Social cognitive and affective neuroscience. - 2010. - Vol. 5. - №2. - P.282-291.

114. Deutsch D. Music Perception. In 'Listening in the world: Behavioral and neurobiological bases of complex-sound perception1 / D.Deutsch // Frontiers of Bioscience (special issue). - 2007. - Vol.12. - P.4473-4482.

115. Dinther R. Perception of acoustic scale and size in musical instrument sounds / R. Dinther, R.D. Patterson // The journal of acoustical society of America. -

2006. - Vol. 120. - P.2158-2176.

116. Drake C. Synchronizing with music: intercultural differnces / C. Drake, J.B. Heni // Annals of New York Academy of Science. - 2003. - Vol.999. - P.429-437.

117. Drake C. The development of rhythmic attending in auditory sequences: attunement, referent period, focal attending / C. Drake, M.R. Jones, C.Baruch // Cognition. -2000. - Vol.77. -№3. -P.251-288.

118. Dumermuth G. Spectral analisys of all-night sleep EEG in healthy adults / G.Dumermuth, B.Lange, D.Lehmann, S.A. Meier // European Neurology. -1983. - V.22. -P.13-19.

119. Eck D. Finding downbeats with a relaction oscillator / D. Eck // Psychological research. - 2002. - Vol.66. P. 18-25.

120. Elston G.N. Cortex, cognition and the cell: new insights into the pyramidal neuron and prefrontal function / G.N. Elston // Cerebral cortex. - 2003. -Vol.13.-P.1124-1138.

121.Everhart D. E. Low alpha power (7,5-9,5 Hz) changes during positive and negative affective learning / D.E. Everhart, H. A. Demaree // Cognitive, affective, and behavioral neuroscience. - 2003. - Vol.33. - N.l. - P.39-45.

122. Fadiga L. Broca's Area in language, action and music / L. Fadiga, L. Craighero, A. D'Ausilio // The Neurosciences and music III - Disorders and Plasticity. -2009. - Vol. 1169. - P.448-458.

123. Fedorenko E. Structural integration in language and music: evidence for shared system / E. Fedorenko, A.D. Patel, D. Casasanta, J. Winawer // Memory and Cognition. - 2009. - Vol.37. - N. 1. - P. 1 -9.

124. Fishman Y.I. Consonance and dissonance of musical chords: Neural correlates in auditory cortex of monkeys and humans / Y.I. Fishman, I.O. Volkov, M. D. Noh // Journal of neurophysiology. - 2001. - Vol.86. - P.2761-2788.

125. Fitch W.T. Morphology and development of the human vocal tract: a study using magnetic resonance imaging / W.T. Fitch, J. Giedd // Journal of the acoustic society of America. - 1999. - Vol. 106. - P. 1511 -1522.

126. Fletcher N.H. The physics of musical instruments / N.H. Fletcher, T.D. Rossing -New York: Springer, 1998. - 128p.

127. GagnonL. Mode and tempo relative contributions to "happy-sad" judgements in equitone melodies / L. Gagnon, I. Peretz // Cognition and emotion. - 2003. -Vol.17.-№l.-P.25-40.

128. Glasberg B.R. A model of loudness applicable to time-varying sounds / B.R. Glasberg, B.C.J. Moore // Journal of the audio engineering society. - 2002. -Vol.50.-P.331-342.

129. Gosselin N. Emotional responses to unpleasant music correlateswith damage to the parahippocamhal cortex / N. Gosselin, S. Samson, R. Adolphs // Brain. -2006. - Vol.120. - P.2585-2592.

130. Gosselin N. Impaired recognition of scary music following unilateral temporal lobe exicion / N. Gosselin, I. Peretz, M. Noulhiane // Brain. - 2005. - Vol.128. -P.628-640.

131. Gosselin N. Amygdala damage impairs emotion recognition frommusic / N.Gosselin, I. Peretz, E. Johnsen, R. Adolhhs // Neuropsychologia. - 2007. -Vol.47. - P.236-244.

132. Grahn J.A. Finding and feeling the musical beat: striatum dissociations between detection and prediction of regularity / J.A. Grahn, J.B. Rowe // Cerebral cortex. - 2013. - Vol.23. -№.4. - P.913-921.

133. Grahn J.A. Neural bases of individual differences in beat perception / J.A. Grahn, J.D. McAuley // Neurolmage. - 2009. - Vol.47. - P.1894-1228.

134. Hannon E.E. Infants use meter to categorize rhythm and melodies: implications for musical structure learning / E.E. Hannon, S.P. Johnson // Cognitive psychological. - 2005. - Vol.50. - P.354-377.

135. Hebert S. Detection of metric structure in auditory figurai patterns / S. Hebert, L.L. Cuddy // Perception and Psychophysics. - 2002. - Vol.64. - N.6. - P.909-918.

136. Hughes S. W. Synchronized oscillations at alpha and theta frequencies in the lateral geniculate nucleus / S.W. Hughes, M. Lorincz, D.W. Cope, K.L. Blethyn // Neuron. - 2004. - Vol.42. - N.2. - P.253-268.

137. Husain G. Effects of musical tempo and mode on arousal, mood, and spatial abilities / G. Husain, W.F. Thompson,E.G. SChellenberg // Music perception. -2002. - Vol.20. - № 2. - P.151-171.

138. Ives D.T. Pitch strength decreases as FO and harmonic resolution increase in complex tones composed exclusively of high harmonics / D.T. Ives, R.D. Patterson // Journal of the acoustic society of America. - 2008. - Vol.123. -P.2670-2679.

139. Janata P. Listening to polyphonic music recruits domain - general attention and working memory circuits / P. Janata, B. Tillmann, J.J. Bharucha // Cognitive, Affective, and Behavioral Neuroscience. - 2002. - Vol. 2. - № 2. - P.121-140.

140. Jausovec N. The "Mozart effect": an electroencephalographic analysis employing the methods of induced event-related desynchronization/synchronization and event-related coherence / Jausovec N., Habe K. // Brain topography. - 2003. - Vol.16. - N.2. - P.73-84.

141. Jausovec N. The influence of Mozart's music on brain activity in the process of learning / N. Jausovec, K. Jausovec, I. Gerlic// Clinical neurophysiology. -2006.-Vol. 117. - P.2703-2714.

142. Jeffries K.J. Words in melody : an H215 o PET study of brain acnivanion during singing and speaking / K.J. Jeffries, J.B. Fritz, A.R. Braun // Brain imaging. -2003. - Vol.14. -№ 5. -P.749-754.

143. Jentschke S. Neural correlates of music syntactic processing in two year old children / S. Jentschke, A.D. Friederici, S.Koelsch // Developmental cognitive neuroscience. - 2014. - Vol.9. - P.200-208.

144. Jones M. R. Dynamic pattern structure in music: recent theory and research / M.R. Jones // Perception and Psychophysics. - 1987. - Vol.41. - N.6. - P.621-634.

145. Jones M. R. Music perception / M.R. Jones, R.R. Fay, A.N. Popper // Springer Handbook of Auditory Research. - 2010. - Vol.36. - P.l-12.

146. Juslin P.N. Communication of emotions in vocal expression and music performance: Different channels, same code? / P.N. Juslin, P. Laukka // Psychological bulletin. - 2003. - Vol.129. - № 5. - P.770-814.

147. Juslin P.N. Emotional responses to music: the need to consider underlying mechanisms / P.N.Juslin, D.Vastijall // Behavioral and brain sciences. - 2008. -Vol.31.-№5-P.559-575.

148. Justus T.C. Music perception and cognition / T.C. Justus, J.J. Bharucha // Stevens' handbook of experimental psychology. - 2002. - Vol.1. - P.453-492.

149. Kalender B. Cross-cultural differences in meter perception / B. Kalender, S.E. Trehub, E.G. Schellenberg // Psychological Research. - 2013. - Vol.77. - №2. -P.196-203.

150. Kawamura M. Cerebral localisation of the center for reading and writing music / M. Kawamura, A. Midoricawa, M. Kezuka // Cognitive neuroscience and neuropsychology. - 2000. - Vol. 11. - №14. - P.3299-3303.

151. Knosche T.R. The perception of musical phrase structure: a cross-cultural ERP study / T.R. Knosche, Y. Nan, A.D. Friederici // Brain research. - 2006. -Vol.1094.-№1.-P.179-191.

152. Koelsch S. Adults and children processing music : An fMRI study / S. Koelsch, T. Fritz, K. Schulze // Neurolmage. - 2005. - Vol. 25. - P.1068-1076.

153. Koelsch S. Investigating emotion with music: An fMRI study / S. Koelsch, T. Fritz, D.Y. Cramon, K. Muller // Human brain mapping. - 2006. - Vol. 27. -P.239-250.

154. Koshelman H.J. Testing treatment effect in repeat measures design: an update for psychophysiological research / H.J. Koshelman // Psychophysiology. -1998.-Vol.35.-P.470-478.

155. Kropotov J.D. Quantative EEG, event-related potentials and neurotherapy. / J.D. Kropotov. - St. Petersburg: Academic Press, 2009. - 620p.

156. Krumhansl C.L. Music: a link between cognition and emotion / C.L. Krumhansl // Current directions of psychological science. - 2002. - Vol.11. - P.45-50.

157. Krumhansl C.L. Musical expectancy: the influence of musical structure on emotional response / C.L. Krumhansl, K.A. Agres // Behavioral and brain sciences. - 2008. - Vol.31. - P.584-585.

158. Lantz M.E. Judgments of musical emotion following right hemisphere damage / M.E. Lantz, A. Kilgour, K.G. Nicholson, L.L. Cuddy // Brain cognition. - 2003. -Vol.51.-P.190-191.

159. Large E.W. Perceiving temporal regularity in music / E.W. Large, C. Palmer // Cognitive science. - 2002. - Vol.26. - P. 1-37.

160. Large E.W. Tracking simple and complex sequences / E.W. Large, P. Fink, S.J. Kelso // Psychological Research. - 2002. - Vol.66. - N.l. - P.3-17.

161. Liegeois-Chauvel K. Contribution of different cortical areas in the temporal lobes to music processing / K. Liegeois-Chauvel, I. Peretz, M. Babai, V. Laguitton // Brain. - 1998. - Vol. 121. - P. 1853-1867.

162. Logvinov A.K. Mechanisms and role of the rhythmogenesis in the sensorimotor processes of the rat brain cortex / M.V. Skromnyakova, A.G. Sukhov, L.A. Belichenko, A.K. Logvinov // Proceedings of the 15th world congress of psychophysiology of the international organization of psychophysiology. -Budapest.-2010.-P.214.

163. London J. Cognitive constraints on metric systems: some observations and hypotheses / J. London // Music perception. - 2002. - Vol.19. P.529-550.

164. Maeshima K. Comparison of mismatch fields elicited by changes in tonal and atonal sequences / K. Maeshima, R. Shiba, I. Nemoto // IEEE Engineering in Medicine and Biology Society. - 2007. - P.2504-2507.

165. Mclntyre M.E. On the oscillations of musical instruments / M.E. Mclntyre, R.T. Schumacher, J.Woodhouse // The journal of acoustical society of America. -1983. - Vol.74. - P.1325-1345.

166. Meyer M. Brain activity varies with modulation of dynamic pitch variance in sentence melody / M. Meyer, K. Steinhauer, K. Alter, A.D. Frederici // Brain and Language. - 2004. - Vol. 89. - P.277-289.

167. Midorikawa A. Musical alexia for rhythm notation: a discrepancy between pitch and rhythm / A. Midorikawa, M. Kawamura, M. Kezuka // Neurocase. - 2003. -Vol.9.-№3.-P.232-238.

168. Nakamura S. Analysis of music-brain interaction with simultaneous measurement of regional cerebral blood flow and electroencephalogram beta rhythm in human subjects / S. Nakamura, N. Sadato, T. Oohashi, E. Nishina // Neuroscience letters. - 1999. - Vol.275. - P.222-226.

169. Neiminen S. The development of aesthetic responses to music and their underlying neural and psychological mechanisms / S. Nieminen, E. Istok, E. Brattico, M. Tervaniemi // Cortex. - 2011. - Vol.47. - P.l 138-1146.

170. Neuper C. ERD/ERS patterns reflecting sensorimotor activation and deactivation / C. Neuper, M. Wortz, G. Pfiirtscheller // Progressive brain research. - 2006. - Vol. 159. - P.211 -222.

171. Pallesen K.J. Emotion processing of major, minor, and dissonant chords / K.J. Pallesen, E. Brattico, C. Bailey // Annals of New York Academy of Science. -2005. - Vol.1060. - P.450-453.

172. Paraskevopoulos E. Cultural aspects of music perception: Validation of a greek version of the montreal battery of evaluation of amusias / E. Paraskevopoulos, K. Tsapkini, I. Peretz // Journal of the international neuropsychological society. -2010.-Vol.16. -№4.-P.695-704.

173.Patel A.D. Music, language and the brain / A.D. Patel. - Oxford: Oxford University Press, 2008. - 520p.

174. Patterson R. D., Allerhand M. H., Giguere C. Time-domain modeling of peripheral auditory processing: a modular architecture and a software platform // The journal of acoustical society of America. 1995. Vol. 98. P.1890-1894.

175. Patterson R.D. The perceptual tone/noise ratio of merged iterated rippled noises / R.D. Patterson, W.A. Yost, S. Handel, A.J. Datta // Journal of the acoustic society of America. - 2000. - Vol.107. - P.1578-1588.

176. Pavani F. A Common cortical substrate activated by horizontal and vertical sound movement in the human brain / F. Pavani, E. Macaluso, J.D. Warren, J. Driver // Current biology. - 2002. - Vol.12. - P. 1584-1590.

177. Peretz I. Cortical deafness to dissonance / I. Peretz, A.J. Blood, V. Penhune, R. Zatorre // Brain. - 2001. - Vol. 124. - P.928-940.

178. Peretz I. Dissociftion between recognition and emotional judgements for melodies /1. Peretz, L. Gagnon // Neurocase. - 1999. - Vol. 5. - P.21-30.

179. Peretz I. Music and emotion: perceptual determinants, immediacy, and isolation after brain damage / I. Peretz, L. Gagnon, B. Bouchard // Cognition. - 1998. -Vol.68.-P.ll-141.

180. Peretz. I. The cognitive neuroscience of music / I. Peretz, R.J. Zatorre - Oxford: Oxford University Press, 2003. - 479p.

181. Peretz. I. Toward a biological account of music experience / I. Peretz, S. Hebert // Brain and cognition. -2000. - Vol.42. -P.131-134.

182. Perlovsky L. Musical emotions: functions, origins, evolution / L. Perlovsky // Physics of life reviews. -2010. - Vol.7. -№1. -P.2-27.

183. Petsche H. EEG aspects of mentally playing an instrument / H. Petsche, A. von Stein, O. Filz // Cognitive brain research. - 1996. - Vol.3. - P.46-55.

184. Pfurtscheller G. Event-related synchronization (ERS) in the alpha band - an electrophysiological correlate of cortical idling: a review / Pfurtscheller G., Stancak Jr. A., Neuper Ch. // International journal of psychophysiology. - 1996.

- Vol.24. - P.39-46.

185. Platel H. The structural components of music perception: a functional anatomical study / H. Platel, C. Price, J.B. Baron // Brain. - 1997. - Vol.120. -№2. - P.229-243.

186. Pressnitzer D. The lower limit of melodic pitch / D. Pressnitzer, R.D. Patterson, K. Krumbholtz // Journal of the acoustic society of America. - 2001. - Vol.109.

- P.2074-2084.

187. Radionov A.R. Brain mechanisms of imagination in solving creative verbal tasks / A.R. Radionov // Human Physiology. - 2013. - Vol.39. - №3. - P.256-264.

188. Rauschecker J.P. Mechanisms and streams for processing of "what" and "where" in auditory cortex / J.P. Rauschecker, B. Tian // The proceedings of the national academy of science. - 2000. - Vol.97. - №22. - P. 11800-11806.

189. Rauscher F.H. Listening to Mozart enhances spatial-temporal reasoning: towards a neurophysiological basis / F.H. Rauscher, G.L. Shaw, K. N. Ky // Neuroscience letters. - 1995. - Vol.185. - P.44-47.

190. Repp B.H. Rate limits in sensorimotor synchronization with auditory and visual sequences: the synchronization threshold and the benefits and costs of interval subdivition / B.H. Repp // Journal of motor behavior. - 2003. - Vol.35. - P.355-370.

191. Roberts L. E. Neuroplastic adaptations of the auditory system in musicians and nonmusicians / L. E. Roberts, D. J. Bosnyak, A. Shahin, L. J. Trainor // Plasticity and signal representation in auditory system. - 2005. - P. 387-394.

192. Rohrmeier M.A. Predictive information processing in music cognition. A critical review / M.A. Rohrmeier, S.Koelch // International journal of psychophysiology. -2012. - Vol.83. -№2. -P.l64-175.

193. Ryynanen O. Effect of measurement noise and electrode density on the spatial resolution of cortical potential distribution with different resistivity values for the skull / O. Ryynanen, J. Hyttinen, J. Malmivuo // IEEE Transaction on biomedical engineering. -2006. - Vol.53. №9. -P.1851-1858.

194. Saffran J.R. Absolute pitch in infant auditory learning: evidence for developmental reorganization / J.R. Saffran, G.J. Griepentrog // Developmental psychology. - 2001. - Vol.37. - P.74-85.

195. Saffran J.R. Statistical learning of tone sequences by human infants and adults / J.R. Saffran, E.K. Johnson, R.N. Alsin, E.L. Newport // Cognition. - 1999. -Vol.70. - P.27-52.

196. Saito S. Rhyhmic information in working memory: effects of concurrent articulation on reproduction of rhythms / S.Saito // Japanese psychological research. - 1998. - Vol.40. - №1. - P.10-18.

197. Sakai K. Neural representation of a rhythm depends on its interval ratio / K. Sakai, O. Hikosaka, S. Miyauchi // The journal of neuroscience. - 1999. - Vol. 22. - №19. -P.10074-10081.

198. Schaefer R.S. Name that tune: Decoding music from the listening brain / R.S. Schaefer, J. Farquhar, Y. Blokland // Neuroimage. - 2010. - Vol.56. - №2. -P.843-849.

199. Schaefer R.S. Structural decomposition of EEG signatures of melodic processing / R.S. Schaefer, P. Desain, P. Suppes // Biological psychology. -2009. - Vol.82. - №3. - P.253-259.

200. Schmuckler M. A. Harmonic and rhythmic influences on musical expectancy / Schmuckler M.A., Boltz., M.G. // Perception and Psychophysics. - 1994. -Vol.56. -№3.-P.313-325.

201. Schreiner C. E. Spatial distribution of responses to simple and complex sounds in the primary auditory cortex / C. E. Schreiner // Audiology Neuro Otology. -1998. - Vol. 3.-P.104-122.

202. Smith D.R.R. The interaction of glottal-pulse rate and vocal-tract length in judgements of speaker size, sex, and age / D.R.R. Smith, R.D. Patterson // Journal of the acoustic society of America. -2005. - Vol.118. -P.3177-3186.

203. Smith N.A. The perception of tonal structure trough the differentiation and organization of pitch / N.A. Smith, M. A. Schumuckler // Journal of experimental psychology. Human perception and performance. - 2004. - Vol.30. - P.268-286.

204. Stewart L. Music and the brain: disorders of musical listening / L. Stewart, K. Kriegstein, J.D. Warren, T.D. Griffits // Brain. - 2006. - Vol.129. - P.2533-2553.

205. Temperley D. Pitch-class distributin and the identification of key / D. Temperley, E.W. Marvin // Music perception. - 2008. - Vol.25. - P.193-212.

206. Tervaniemi M. Functional specialization of the human auditory cortex in processing phonetic and musical sounds: A MEG study / M. Tervaniemi, A. Kujala, K. Alho // Neuroimage. - 1999. - Vol.9. - P.330-336.

207. Thompson W.F. Music, thought and the feeling: understanding the psychology of music / W.F. Thompson - New York: Oxford University Press, 2008. - 31 lp.

208. Tillmann B. Implicit learning of tonality: a self-organizing approach / B.Tillman, J.J. Bharucha, E. Bigand // Psychological reviews. - 2000. -Vol.107.-P.885-913.

209. Torppa R. Cortical processing of musical sounds in children with cohlear implants / R.Torppa, E. Salo, T. Makkonen, H. Loimo // Clinical neurophysiology. - 2012. - Vol.123. - P. 1966-1979.

210. Trainor L.J. Preference for sensory consonance in 2- and 4-month-old infants / L.J. Trainor, C.D. Tsang, V.H.W. Cheung // Music perception. - 2002. - Vol.20. - №2. - P.187-194.

211. Trainor L.J. The development of evaluative responses to music: infants prefer to listen to consonance over dissonance / L.J. Trainor, B.M. Heinmiller // Infant behavior and development. - 1998. - Vol.1. - №2. - P.77-88

212. Trautmann S.A. Emotions in motion: Dynamic compared to static facial expressions of disgust and happiness reveal more widespread emotion-specific activations / S.A. Trautmann, T. Fehr, M. Herrmann // Brain Research. - 2009. -Vol.1284.-P.100-115.

213. Tucker D.M. Regional canges in EEG power and coherence during cognition: intensive study of two individuals / D.M. Tucker, S.L. Dawson, D.L. Roth, J.G.Penland // Behavioral Neuroscience. - 1985. - Vol.99. - №3. - P.76-84.

214. van Dinther R. Perception of acoustic scale and size in musical instrument sounds / R. van Dinther, R.D. Patterson // Journal of the acoustic society of America. - 2006. - Vol.120. -P.2158-2176.

215.Vertes R.P. Brainstem-diencephalo-septohippocampal system controlling the theta rhythm of hippocampus / R.P. Vertes, B. Kocsis // Neuroscience. - 1997. -Vol.81.-P.893-926.

216. Vinogradova O.S. Expression, control and probable functional significance of the neuronal theta-rhythm /O.S. Vinogradova // Progress in neurobiology. -1995.-Vol.45.-P.523-583.

217. Yost W.A. Pitch perception / W.A. Yost // Attention, Perception and psychophysics. -2009. -Vol.71.-P.1701-1715.

218. Yost W.A. The role of the envelope in 'propéssin^ iterated rippled noise / W.A. Yost, R.D. Patterson, S. Sheft // Journal of tjïe acoustic society of America. -1998.-Vol.104.-P.2349-2361.

219. Zatorre R.J. Functional anatomy of musical processing in listeners with absolute pitch and relative pitch / R.J. Zatorre, D w Perry, C.A. Beckett // Proceedings of the National Academy of Science of USA. - 1998. - Vol.95. - P.3172-3177.

220. Zentner M.R. Infants' perception of consonance and dissonance in music / M.R. Zentner, J. Kagan // Infant behavior and development. - 1998. - Vol. 3. - № 21. -P. 483-492.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.