Формообразование как проблема философско-эстетического исследования: На материале дизайна костюма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Бастрыкина, Татьяна Станиславовна

  • Бастрыкина, Татьяна Станиславовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 159
Бастрыкина, Татьяна Станиславовна. Формообразование как проблема философско-эстетического исследования: На материале дизайна костюма: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2000. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бастрыкина, Татьяна Станиславовна

Введение.

Глава I. Теория формообразования как проблема философско-эстетического исследования.

1.1. Развитие проблем формообразования в философии.

1.2. Проблемы формообразования в эстетике и искусствознании. Стилевые и пространственные уровни формообразующего процесса.

1.3. Исследование пространственных форм искусства костюма.

Костюм как знаковая система.

Глава II. Мода как феномен, стимулирующий процессы формообразования в костюме.

2.1. Социальная детерминация моды.

2.2. Подражание и цикличность как типологические признаки моды.

2.3. Генезис моды.

Глава III. Проблема формообразования в дизайне костюма.

3.1. Формообразование в дизайнерском проектировании.

3.2. Форма и композиция костюма.

3.3. Форма и конструкция костюма. Форма и материал. Форма и пластика человеческого тела.

3.4. Форма и цвет костюма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формообразование как проблема философско-эстетического исследования: На материале дизайна костюма»

Актуальность исследования

Развитие средств массовой коммуникации, широкая компьютеризация, а также развитие технических видов искусства, таких как кинематограф, фотография и реклама, и, в целом, повышение уровня цивилизации порождает новый способ восприятия и творчества, изменяет духовную культуру, влияет на формирование массового сознания. В таких условиях очевидна трансформация сферы познания вообще, позволяющая выявить новые аспекты научного знания, а также специфику новых дисциплин, возникших на стыке традиционных научных направлений (семиотика, кибернетика, теория информации и т.д.), и требующих философского осмысления. Подвижными становятся границы не только научных дисциплин, но и видов искусств. Монтаж, зародившийся как техническое средство кинематографа, развился в результате в принцип монтажности, став, как и два других излюбленных метода постмодернизма, - коллаж и цитатность - определяющим для всякого, в т.ч. и творческого мышления.

На протяжении нескольких последних десятилетий ощущается особенный интерес к теоретическому осмыслению дизайна. Основой дизайна является конструирование и комбинирование - те же монтаж, коллаж, цитатность, а также диалог. Дизайн - явление настолько же прикладное (имеет четко выраженные утилитарные функции), насколько художественное (феномен «высокой моды»), и даже мировоззренческое (проблемы экологии, отчуждения человека и т.д.).

Мы противостоим возрастающему многообразию самых различных форм жизни, концепций знания, способов ориентации, но уже обнаружили законность и неоспоримость этого многообразия, и безоговорочно признаем и оцениваем это. С этой позиции дизайн является наиболее удобной областью для исследования философских и эстетических проблем, т.к. дает материал с позиции смены, на рубеже веков, как общетеоретической парадигмы, так и мировоззрения, типа мышления в целом.

Актуальность данного исследования определяется тем, что во многих работах, посвященных исследованию феномена моды, происходит подчас неосознанное смешение понятий «мода» и «моделирование костюма», и, в частности, их эстетических функций, что не позволяет в полной мере выявить специфику «дизайна одежды» как направления в дизайне. Более того, до сих пор в теории моды, в частности, в такой ее части, как формообразование костюма, не нашли отражение существенные изменения в мировоззрении XX века, способные повлиять и на природу самого феномена, и на принципиальные установки в области проектирования костюма.

Долгое время в эстетике дизайна вопросы формотворчества недооценивались и исследовались, главным образом, проблемы содержательности, технологичности и тд.

В теории дизайна актуализировались социальные, идейно-содержательные, утилитарно-прикладные и сугубо функциональные аспекты. Эта общая тенденция проявилась и в недооценке значения теоретического анализа различных формообразующих элементов в дизайне костюма. Данная работа - попытка глубже проникнуть в суть проблем формообразования костюма, дать как можно более адекватный анализ этой проблематики в новой социокультурной ситуации, в контексте современных процессов в дизайне костюма. Этим обусловлен выбор данной темы и актуальность исследования.

Состояние вопроса

Эстетические проблемы современного дизайна одежды не раскрыты в достаточной степени, хотя в некоторых работах в связи с теми или иными отдельными направлениями в дизайне одежды затрагивались существенные аспекты. В основном, это зарубежные исследования: (статьи В. Морриса, X. Дорсея в «International Herald Tribune», Э. Томпсона в «Guardian» или Дж. Кокса в «Time», а также Menkes S. Issey Miyake: Philosopher of fashion. International Herald Tribune/ 1988/ December 12/ P. 16; Dorsey H. Lacroix taking couture back to Camargue roots. / International Herald Tribune/ 1987/ Jule 7./P. 8.)

Отдельные аспекты новых тенденций в проектировании одежды рассматриваются в изданиях, посвященных творчеству известных дизайнеров одежды. (Sonia Rykiel, Paris, 1985, Сен-Лоран Ив. «28 лет творчества», 1958-1986, Париж, 1986).

К сожалению, в нашей стране развитие дизайна одежды столь подробно и широко не освещается, как нет и отечественных исследований, посвященных этой проблеме. В этой связи можно было бы упомянуть книги В. Зайцева «Этот многоликий мир моды», М., 1982; «Такая изменчивая мода», М., 1983.

Эстетические проблемы художественного конструирования и, в частности, дизайна одежды были исследованы в работах JI.B. Землянухиной, М.Р. Панкратовой, Р.Я. Степучева, Козловой Т. В., Е.А. Рыбкиной, Г.А. Бастова и С.Т. Жамантаева и др. в сборнике научных трудов «Проблемы дизайна в костюме». (Землянухина J1.B. «Эстетика, этнография, быт», М., 1994; Панкратова М. Р. «Человек - костюм - среда», М., 1992; Степучев Р.А. «Проблемы дизайна в костюме», М., 1992)

Эстетический анализ костюма как дизайнерской деятельности предприняла Т.Г. Маринко, выявив специфические особенности данного направления в дизайне. (Маринко Т.Г. «Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности», М., 1982), а так же Ермилова Д.Ю. (Эстетика постмодернизма и дизайн одежды в конце XX века, Автореферат на соиск. уч. степ. канд. филос. наук, М., 1995, «Эстетические проблемы дизайна одежды 70-90 г.г. XX века»).

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является эстетико-социологический анализ понятия формы, обусловленный обращением к феномену моды. При этом предпринята попытка теоретического анализа различных формообразующих элементов только в контексте дизайна костюма.

Цель работы определила основные задачи исследования:

- Выяснение роли и особенностей функционирования моды в современных условиях;

- Анализ основных уровней формообразующего процесса (исследование пространственных форм искусства костюма);

- Анализ основных формообразующих факторов, стимулирующих формообразование в костюме (феномен подражания, цикличность моды) и формообразующих элементов в дизайне костюма (композиция, конструкция, материал, пластика человеческого тела, цвет);

Метод исследования

В исследовании использован эстетико-философский метод. Исторический подход к объекту исследования также необходим в связи с сутью самого исторического бытия такого явления как мода, дизайн и для понимания всего многообразия его компонентов в динамике развития.

Методы, использованные в работе, позволили с большей степенью адекватности проявить сложную картину существования объекта в истории моды и дизайна.

Научная новизна и результаты исследования

Научная новизна заключается в анализе проблем формообразования в дизайне костюма. В основу такого анализа эволюции формы в дизайне костюма могут быть положены устойчивые формообразующие принципы художественного проектирования костюма, как произведения декоративно-прикладного искусства, такие, как композиция, конструкция, символика декоративного убранства, цвета, а также основные формообразующие элементы - ритм, пропорции, членения, пластика, материал в их соотношениях и взаимосвязях с имевшимися в различные эпохи особенностями.

Неотъемлемой частью данного исследования являются этнокультурные, социально-бытовые, психологические аспекты дизайна костюма в историко-эволюционной динамике. Их зависимость от смены стилей, вкусов, моды, исторических коллизий и т.д., влияние на периодичный и цикличный характер форм костюма, который просматривается на всем протяжении его развития. Подобный методологический подход важен для значения данной проблемы в философском анализе формообразования костюма, что в свою очередь, открывает более широкие возможности к осмыслению современных процессов системного проектирования в дизайне. Тема, рассмотренная к тому же в непосредственной зависимости от современных условий дает возможность обозначить следующие результаты исследования:

- Произведена попытка выяснения влияния общих законов стиля на формообразовательные процессы в моде;

- Исследована история возникновения костюма, и на основании этого дана характеристика стилевых особенностей различных эпох, проанализировано их влияние на процессы формообразования в моде;

- Поставлена проблема соединения социологического и эстетического аспектов анализа формы на материале моды;

- Путем сопоставления массовой и элитарной моды, выявлены черты ее идеологичности.

Научно - практическая значимость исследования

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебной практике при чтении лекций и проведении семинарских занятий по проблемам формообразования в проектировании костюма в институте моды и дизайна на специальностях: проектирование костюма, проектирование трикотажных изделий, проектирование малых форм (аксессуаров). Также материалы и выводы могут быть полезны для дальнейшего анализа проблем, связанных с рассмотрением феномена моды и выяснением ее роли в современной эстетической науке.

Апробация и внедрение результатов

Основные положения и результаты работы докладывались на III и IV международных научно-технических конференциях «Наука - сервису», а так же обсуждались на семинаре кафедры «Философии» в Московском Государственном Университете Сервиса.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, что в целом составляет 159 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Бастрыкина, Татьяна Станиславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации проведено исследование специфики формообразования, его различных социально-исторических форм в эстетике дизайна. Вопросы формотворчества рассматриваются как определяющие для теоретического осмысления дизайна, и, в частности, для дизайна костюма.

Анализируя стили разных исторических периодов, мы убедились, что особенности формообразования подчинены на протяжении всей цивилизации изменениям общих стилевых установок. Эпоха формировала стиль, а мода подчинялась законам стиля. Проанализировав теорию формообразования в исследованиях Р. Арнхейма, А. Фосийона, Г. Вельфлина, мы пришли к заключению, что стиль является, фактически, инструментом познания и, таким образом, определяется связь с формообразованием, которое наряду со стилем влияет на образование историко-культурного пространства. Подчеркивается символический, знаковый характер пространственного выражения форм костюма. В костюме так же, как и в музыке, мы сталкиваемся с ассоциативными представлениями об определенных явлениях или предметах. При этом не всегда возможно усмотреть прямую аналогию с предметом действительности, но благодаря разнообразным пластическим, ритмическим и композиционным сочетаниям, порядку и ритму их распределения могут быть вызваны определенные эмоциональные переживания или просто эмоциональный отклик, в зависимости от организации его формы. Костюм, разрабатывая определенную систему условных знаков, всегда несет двойную функцию: как знак, обозначающий принадлежность к обществу и как знак, отражающий личные качества индивидуума: он может характеризовать группу с определенной идеологией и даже выражать моральные и религиозные категории.

Рассмотрев проблемы формообразования, его структуры, мы проследили тенденции понимания моды как социокультурного явления.

Обосновывая необходимость исследования моды в ее отношении к социуму, подчеркивается системный характер ее развития, в частности, в XX веке, когда приоритетными являются такие формы мышления, как прагматизм, «потребительство», отсутствие жестких эстетических норм, единого модного образца, тенденцию к индивидуализации - все это создало огромные возможности для выбора и эксперимента в области дизайна одежды с целью выражения индивидуальности.

Определяющей для развития дизайна одежды в последней трети XX века, и в частности в его формообразовании, стала, в связи со становлением постклассической модели культуры, соответствующим «цивилизационному сдвигу», формированию «постиндустриальной цивилизации», обозначились принципиальные изменения профессионального сознания. Эстетический плюрализм стал определяющей тенденцией в развитии такой специфической области дизайна, как дизайн одежды, и привел к изменению самого характера современной моды: вот уже несколько десятилетий не существует единой моды, властно диктующей свои правила.

Мода в этот период обладает двойственной сущностью: она является ценностью сама по себе и определяет социальные межгрупповые отношения; существует как роскошь и как программа социального поведения. Наиболее определенное выражение мода получает в костюме. Она является одним из основных стимулов для образования новых форм. Рассмотрев генезис моды, а также выявив характерные признаки цикличности и подражания, делаем выводы, что мода оказывает в XX веке самое непосредственное влияние на стилевой образ вещи и на понимание всей предметной среды.

Очевидно, что форму костюма определяет множество факторов, и среди них - назначение костюма, его функция, адрес, ткани и материалы, которые определяют систему взаимосвязей элементов костюма, конструктивное и технологическое решение; совокупность же всех элементов определяет композицию костюма в целом. Наряду с пластическим принципом конструирования, пропорциональными соотношениями, существованием основных геометрических конструкций, влияющих на внутреннее складывание формы, мы выделяем массу, фактуру, текстуру, пластику и цвет являющихся основными внешними характеристиками материала. Мы исследуем проблему цвета и делаем вывод, что цвет является одним из важнейших информационных качеств, эмоционально воздействующих на человека, а также формой эстетического чувства вообще.

В этой связи, в дальнейшем, возможно исследование феномена формы не только с позиций, предложенных в данной работе, но также с учетом достижений в области искусствоведения, психологии эстетического восприятия, психологии художественного творчества, социологии искусства и ряда смежных наук и теорий (теории информации, теории массового обслуживания, и даже информатики, математического моделирования, а также культурологии, семиотики и т.д.) Таким образом, намечаются пути потенциальных дальнейших исследований, которые будут необходимы для восстановления общей картины развития формообразования, определения места и значения понятия «форма» с наиболее широких мировоззренческих установок.

В нашем исследовании намечаются некоторые направления изучения проблемы формообразования и намечены тенденции дальнейшего развития темы исследования. Это, во-первых, использование результатов исследования для анализа современной ситуации в дизайне; во-вторых, изучение сущности и проявлений постмодернизма, преломленных в моде; в-третьих, возможность исследования формирования эстетических вкусов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бастрыкина, Татьяна Станиславовна, 2000 год

1. Антипенко А.И. Социокультурный и нормативно-экологический аспект взаимоотношений человека и природы. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. (Ин-т философии и права АН БССР) Минск, 1986.

2. Аристотель. О душе. М.,1937.

3. Аристотель. Сочинения в 4-х т.М.,1975-1978, т.1,2.

4. Арнхейм А. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974.

5. Астафьев Я.У. Социологические перспективы маркетинга и дизайн. Социологические исследования в дизайне. Труды ВНИИТЭ, Сер. «Техническая эстетика», Вып.54. М., ВНИИТЭ, 1988.

6. Ахиезер А.С., Матвеева С.Я. Культурные основания в исследовании глобальных процессов. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М., ИФАН, 1989.

7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с франц./ Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г.К. М.,1989.

8. Басин Е. Я., Красов В. М. Социальный символизм. Вопросы философии. 1971, № 10.

9. Безмоздин JI.H. В мире дизайна. Ташкент, Фан, 1990.

10. Белоусова Н.О. Эстетическая самобытность как проблема философии культуры. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. социологических наук. РостГУ, Ростов на - Дону, 1993.

11. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира в структуре художественного стиля. Эстетический логос. М., ИФАН, 1990.

12. Березовский, Максимилиан. Непременно скандал: (о «массовой культуре» Запада). М., Политиздат, 1986.

13. Береснева В.Я. О понятии стилеобразующих инвариантов в истории моделирования одежды. Проблемы формализации средств художественной выразительности. (Стиль, фирменный стиль, стайлинг, мода). М., 1980.

14. Бодрийар Ж. «Система вещей». М., Рудомино, 1995.

15. Боев А.А. Единое культурное пространство. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. РАУ, М., 1993.

16. Бонито Олива А. Новая актуальность искусства. Искусство, 1992, № 1.

17. Брокман, Хелен JL Дизайнер за работой. Факторы влияющие на моду. (Главы из книги Хелен JI. Брокман «Теория моделирования одежды» Нью- Йорк 1976). Пер. Добробабенко под редакцией JI. Ефремовой. М., 1974.

18. Буркхардт Якоб. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996.

19. Бушмарин Н.В. Молодежная культура: истоки и тенденции развития. Человек и культурно историческая традиция. Сб. науч. трудов. Тверь, из-во ТвГУ, 1991.

20. Быков З.Н., Минервин Г.Б. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. М., Высшая школа, 1986.

21. Вазов В.В. Культурные традиции и самоиндефикация личности. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. РАУ, М., 1994.

22. Валькова Н.В. Культурно исторический смысл и профессиологические основы деятельности художника-конструктора. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. МВХПУ, М., 1986.

23. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М., 1983.

24. Ванштейн О.Б. Одежда как смысл: идеологемы современной моды. Иностранная литература, 1993, № 7.

25. Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб, 1999.

26. Вельфлин Г. Ренессанс и Барокко. СПб., 1913.

27. Вил Дюрант «Цезарь и Христос» М., Крон-Пресс, 1995.

28. Власов В .Г. Стили в искусстве. СПб, 1998.

29. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений. М., 1974.

30. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968.

31. Вяльцев А. Философия толстых. (Призрак шутовства бродит по Европе) Независимая газета. 17.02.1994.

32. Гегель. Философия природы. Соч. т.2., M.-JI., 1934.

33. Генисаретский О.И. Методологические заметки о концептуальных основах регионального дизайна. Региональные проблемы жилой среды. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып. 55. М., ВНИИТЭ, 1988.

34. Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна. Автореферат на соиск. учен. степ, доктора искусствоведения. ВНИИТЭ, М., 1990.

35. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып.52. М., ВНИИТЭ, 1987.

36. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. М., НИИ культуры, 1991. Вып.1.

37. Гете И.В. «Опыт живописи» Дидро. М., 1980, собр. соч. в 10-и томах. т.10.

38. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. Пер. и комментарии Канаева под редакцией Павловского Е. Н. Изд- во АН СССР, М., 1957.

39. Голыбина А. Г. Вкус и мода. М., Знание, 1974.

40. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М., Наука, 1994.

41. Григорьева И.В. Эстетические проблемы моды. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1989.

42. Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком. Культура, человек и картина мира. М., Наука, 1987.

43. Губман В.Л. Современная западная философия культуры в поисках гуманистической перспективы. Человек и культурно-историческая традиция. Сборник научных трудов. Тверь, из-во ТвГУ, 1991.

44. Гуревич П.С. Проблема субкультур в современной зарубежной культурологии. Субкультурные объединения молодежи. Критический анализ. М., ИФАН, 1987.

45. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Философский анализ. Новосибирск, 1982.

46. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М., Прогресс, 1969.

47. Гюисманс Ж.-К. Наоборот. М., 1990.

48. Даль, Толковый словарь, Государственное издание иностранных и национальных словарей, т. 2, 1965.

49. Дао культуры: от прошлого к будущему. Обзор. Культура, художник, общество. М., ИНИОН, 1992.

50. Даритон Н. Кто вы, Карл Лагерфельд? За рубежом. 1990, № 52.

51. Деменчонок Э.В. Теория «информационного общества». Новые тенденции в западной социальной философии: Сборник статей. М., Фо СССР, ИФАН, 1988.

52. Демосфенова Г.А. К проблеме художественного образа в дизайне. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». М., 1980. Вып. 23.

53. Диалог культур: поиск путей решения проблемы. Обзор. Культура, художник, общество. М., ИНИОН, 1992.

54. Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Ата, Наука КазССР, 1990.

55. Дмитриева Н.А. Карнавал вещей. Современное западное искусство. XX век. Проблемы и традиции. М., Наука, 1982.

56. Дюрнинг А. Сколько же нам надо? XX век: последние 10 лет. 19901991. М., АО издательская группа « Прогресс», «Пангея», 1992.

57. Емельянова Н. JI. Философско- социологический анализ дизайн-деятельности. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. ТГУ им. Куйбышева. Томск, 1986.

58. Ермилова Д.Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70-90 г.г. XX века. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. филос. наук, М., 1995.

59. Ермолаев А.П. О некоторых чертах профессионального дизайнерского мироощущения. Эстетические проблемы дизайна. М., ВНИИТЭ.

60. Ерошкина Т.П. Идивидуализация личности в художественной культуре. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. Академия общественных наук ЦК КПСС. М., 1991.

61. Желанная Н.В. Фактор эстетических предпочтений потребителей в художественном конструировании товаров народного потребления. Л., ЛДНГП, 1986.

62. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М., изд-во АУТОПАН, 1993.

63. Журавская Т.М. Роль формального в пропедевтическом курсе дизайна. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. Спб., 1994.

64. Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. (Лит. Запись А. Васильева, М. Кранса; рис. В. Зайцева). М., Молодая гвардия 1980.

65. Зайцев В.М. Этот многоликий мир моды. (Лит. Запись А. Васильева, М. Кранса; рис. В, Зайцева). М., Советская Россия, 1982.

66. Землянухина Л.В. Эстетика, этнография, быт. М., 1994.

67. Зись А. Конфронтация в эстетике. (Очерки о природе искусства). М., 1980.

68. Изменяющиеся образы человека. «Модели человека» в современной зарубежной социологии. Реферативный сборник. М., ИНИОН, 1985.

69. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

70. История европейского искусствознания. Т.2,ч.1., М., 1969.

71. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

72. Каган М.С. О прикладном искусстве. Л., Художник РСФСР, 1961.

73. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

74. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

75. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992.

76. Кант. Сочинения в 6-ти томах, т. 6, М., 1966.

77. Кантор К.М. К проблеме общественной природы дизайна. Сб. «Вопросы технической эстетики. Дизайн как предмет научных и социально- философских исследований», вып. 2, М., Искусство, 1970.

78. Кантор К. М. Мода как стиль жизни. М., «Искусство», 1973.

79. Карчевцева Н.Г. Экологическая культура и художественное освоение пространственной среды. Искусство и предметно-пространственная среда. Спб., ВПХУ им. В. И. Мухиной, 1992.

80. Катаева Е.Г. Философско-эстетический анализ проблемы художественной традиции. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1988.

81. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1966.

82. Киреева Е.В. История костюма: Европейский костюм от античности до XX века. М., Просвещение, 1976.

83. Кислова Н.В. К проблеме исторического сознания в современном западном искусстве. По материалам зарубежных публикаций 80-х годов. Советское искусствознание Ежегодник. Вып. 25. М., Советский художник, 1989.

84. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности. Вопросы философии. 1989, №5.

85. Кнабе Г.С. Образ бытовой вещи как источник исторического познания. Вещь в искусстве: материалы научной конференции, 1984. М., Советский художник, 1986.

86. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981.

87. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. МТИ им. Косыгина, М., 1980.

88. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. М., Легпромбытиздат, 1987.

89. Козлова Т.В. Цвет в костюме. (Из цикла лекции заочного ф- та «Моделирование и конструирование одежды») М., Легпромбытиздат, 1989.

90. Козлова Т. В. Эстетика проектирования одежды массового производства. Легкая инд-я. М., 1969.

91. Козлова Т.В., Степучев Р. А. Петушкова Г. И. Основы теории проектирования костюма. МТИ им. Косыгина, М., 1988.

92. Коломиец В.И. Дизайн как эстетическая деятельность. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. Ин-т философии АН УССР, Киев, 1987.

93. Кондаков И.В. К теории пограничных процессов в культуре. Динамика культуры. Теоретико-методологические аспекты. М., ИФАН, 1989.

94. Кондратьева К.А. «Новый немецкий дизайн» в контексте проектной культуры. Творческие направления в современном зарубежном дизайне. Труды ВНИИТЭ. Сер. «техническая эстетика». Вып. 60, М., ВНИИТЭ, 1990.

95. Кондратьева К.А. Проблема этнокультурной идентичности и современный дизайн. Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып. 58, М., ВНИИТЭ, 1989.

96. Кондратьева К.А. Цвет в художественном конструировании. М., 1986.

97. Кондратьева К.А. Экология культуры и проблемы гуманизации дизайнерского проектирования. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, доктора искусствоведения. ВНИИТЭ, М., 1993.

98. Крамской об искусстве, М., Академия художеств СССР, 1960.

99. Краснов В. Н. К вопросу о понятии моды ( Научные труды) МТИЛП, 1964.

100. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

101. Курьерова Г.Г. «Новая домашняя цивилизация»: некоторые вопросы проектирования жилой среды в итальянском дизайне 80-х гг. Бытовыепотребности и жилая предметная среда. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып. 53, М., ВНИИТЭ, 1987.

102. Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины XX века. М., ВНИИТЭ, 1993.103. «Л. Толстой об искусстве и литературе», т.1, М., Советский писатель, 1958.

103. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

104. Латур Анни. Волшебники моды. Париж, пер. с фран., 1965.

105. Лауфер К.М. Эстетические аспекты средового подхода в дизайне. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1989.

106. Лелеко В.Д. Эстетика повседневности: Учебное пособие по спецкурсу. СПб., Гос. Акад. Культуры, 1994.

107. Лосев А.Ф. Символы в искусстве. Л., Наука, Ленинград, отд., 1985.

108. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев , 1994.

109. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. Научно-аналитический обзор. М., ИНИОН, 1979.

110. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974.

111. Любимова Т.Б. Комическое, его виды и жанры. М., 1990.

112. Маньковская Н.В. Методология буржуазной эстетики: критика новейших концепций. М., Знание, 1988, Вып. 10.

113. Маринко Т.Г. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1982.

114. Масалкова Л.А. Функционирование и развитие моды как социального явления. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. М., МГУ, 1980.

115. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Академия моды. М.,Т. 2, 1996.

116. Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. М., Знание, 1991, Вып. 9.

117. Минервин Г.О социальной природе дизайна. Сб. «Вопросы технической эстетики. Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований». Вып. 2, М., Искусство, 1970.

118. Миронова J1.H. Цветоведение. Минск, 1984.

119. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

120. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

121. Мотяшов В.П. Власть вещей и власть человека. М., Молодая гвардия, 1985.

122. Немцов И.Б. Модификация эстетической формы в условиях технического прогресса. (Отношение «материал-форма») Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. М., МГУ, 1970.

123. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1972.

124. Образ и модели человека в культурно-социологической концепции Льюиса Мамфорда. (Обзор). «Модели человека» в современной зарубежной социологии. Реферативный сборник. М., ИНИОН, 1985.

125. Орлова Л.В. Азбука моды. М., 1989.

126. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., изд-во МГИК, 1994.

127. Панарин А.С. Контркультура предтеча духовно-этнической революции современности. Контр культура и социальные трансформации. Сборник тезисов советских философов. М., ИФАН, 1988.

128. Панкратова М. Человек костюм - среда. Конспект лекций. М., МГТА им. А.Н. Косыгина, 1983.

129. Парадигма современного дизайна. Тезисы докладов научно-практической конференции «Дизайн на рубеже веков». М., Седьмая всероссийская выставка конкурс «Дизайн - 99».

130. Пармон Ф.М. Искусство русского народного костюма (методика анализа, классификации в аспекте проектирования современного костюма). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, доктора искусствоведения. М., 1991.

131. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М., Легпромбытиздат, 1987.

132. Парыгин Б.Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности. Психология личности и образ жизни. М., Наука, 1987.

133. Паскье, Жаклин дю. Энциклопедия элегантности. (Пер. с французского) М., Инсофт, 1993.

134. Переверзев Л. Б. Дизайн, культура и этнос. Эстетические проблемы дизайна. (Дизайн как предмет научных и социально- философских исследований) Труды ВНИИТЭ. Сбр. «Вопросы технической эстетики». М., Искусство, 1970.

135. Перов Ю. П. Что такое социология искусства? Л., Наука, Ленинград., отд., 1976.

136. Петров Л. В. Мода как общественное явление. Л., Знание РСФСР, 1974.

137. Петушкова Г.И. Архитектоника объемных форм. М., МГТА им. А.Н. Косыгина, 1983.

138. Петушкова Г.И. Симметрия в программированном формообразовании модного костюма. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, доктора искусствоведения. М., 1992.

139. Петушкова Г. И. Структурный анализ формы костюма 1970-1976 гг. Конспект лекций. М., МТИ им. А. Н. Косыгина, 1977.

140. Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. педагогических наук. М., МПГУ им. В. И. Ленина, 1995.

141. Плышевский В.Н. Образные средства дизайна: (становление образных качеств предметного мира). Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, канд. искусствоведения. МВХПУ, М., 1986.

142. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

143. Потапов С.В. Процесс потребления и его стиль. Ценности, образ жизни и жилая среда. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып.51, М., ВНИИТЭ, 1987.

144. Привалова И.В. Индивидуализация среды как тенденция 80-х годов в дизайне ФРГ и Западного Берлина. Творческие направления в современном зарубежном дизайне. Труды ВНИИТЭ. Вып. 60, М., 1990.

145. Проблемы дизайна в костюме. Межвузовский сборник научных трудов. М., МГТА им. А.Н. Косыгина, 1992.

146. Пушкина Е.В. Эстетический аспект проблемы многообразия стилей жизни. Эстетика и искусство в контексте мировой культуры. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. М., ИФАН, 1989.

147. Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. М., Знание, 1987, Вып. 7.

148. Родин В.О. Эстетическая ценность дизайна. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1985.

149. Рытвинская Л.Б. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера. Учебное пособие. М., МТИ им. А.Н. Косыгина, 1980.

150. Савельева И.Н., Шершнева Л.П. Художественно-конструктивный анализ одежды. Конспект лекций. М., ВЗМИ, 1983.

151. Сапего И.Г. Предмет и форма. М., 1984.

152. Селезнев И.Ф. Материально-художественная культура как фактор развития личности. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, доктора философ, наук. ИФАН, М., 1988.

153. Сен-Лоран Ив. 28 лет творчества. 1958-1986. Париж, Эршер, 1986.

154. Сидоренко В.Ф. Проблемы формы в теории дизайна. М., 1975.

155. Совдагарова З.Л. Мода как эстетический феномен. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1982.

156. Соловьев Н.К. Художественное формообразование интерьера (принципы, факторы, средства) Мое. Гос. Институт им. Строганова, М., 1996.

157. Сомов Ю. С. Художественное конструирование промышленных изделий. М., 1967.

158. Социология культуры: современные зарубежные исследования. Реферативный сборник, М. ИНИОН, 1987.

159. Степанова К. А. Костюм и эпоха; (О художественной выразительности костюма на сцене, на примере истории костюма Западной Европы XV-XVII вв.) Учебное пособие. М., Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского, 1978.

160. Степучев Р.А. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. Конспект лекций. М., МГТА, 1991.

161. Степучев Р.А. Стилистика костюмографического языка. Учебное пособие. Ч. 1, М., МГТА им. А. Н. Косыгина, 1993.

162. Степучев Р.А. Система, структура и функционирование костюмнографического языка. Сб. Проблемы дизайна в костюме. М., МГТА, 1992.

163. Стронцова И. И. Продукт дизайна как эстетический предмет. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1968.

164. Студитский А.Н. Загадки формообразования. М., Знание, 1977.

165. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., ГИТИС, 1994.

166. Тард Г. Законы подражания. М., 1892.

167. Текшева О. Стиль свободного пространства. Независимая газета, 05.11.1994.

168. Текшева О. Человеку должно быть комфортно в одежде, которую он носит. Независимая газета, 02.04.1994.

169. Тиль Эрика. История костюма. Пер. с нем. М. Н. Козлова. М., Легкая индустрия, 1971.

170. Тимофеева М.А. К проблеме инновации в зарубежном дизайне. Творческие направления в современном зарубежном дизайне. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып. 60, М., ВНИИТЭ, 1990.

171. Толстой В.П. Очерки «Советское декоративное искусство 1945 -1975». М., 1989.

172. Тюхтин B.C., Ларкин Ю.Ф. Содержание и форма в искусстве. Знание, М., 1984.

173. Устюгова Е.Н. Стиль как явление культуры. СПб., 1994.

174. Фаворский В.А. О рисунке и композиции. Фрунзе, 1966.

175. Философия и кризис современной цивилизации. М., Луч, 1993.

176. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. УГУ им. А. М. Горького, 1990.

177. Фосийон Анри. Жизнь форм. Похвальное слово руке. М., 1995.

178. Хан-Магомедов С.О. К проблеме национального своеобразия предметно- пространственной среды. Эстетические проблемы дизайна. М., ВНИИТЭ, 1978.

179. Харузина В.Н. «Примитивные формы драматического искусства» (этнография кн. III-VI М.Л. 1927 №1-2, 1928 31-2)

180. Чернова А.Д. Все краски, кроме желтой. М., 1987.

181. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., Мысль, 1989.

182. Чеснов Я.В. Этнический образ. Этнознаковые функции культуры. М., Наука, 1991.

183. Шестаков В.П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М., Искусство, 1988.

184. Шибаева М.М. Человеческая субъективность и культура. Культура, человек и картина мира. М., наука. 1987.

185. Шитова С.М. Критика теорий современного формального искусства. Харьковский ун-т, Харьков, 1972.

186. Шлезингер Е. А. Функции моды в сфере потребления». М., Сб. «Техническая эстетика», № 8 (140), 1975.

187. Шубин Г. Г. Мода и эстетическая культура. М., Знание. 1987, Вып. 8.

188. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М., Стройиздат. 1990.

189. Шульга Р.П. Искусство в мире обыденного сознания. Киев, Наукова думка. 1993.

190. Шюккинг Л. Социология литературного вкуса. Л., 1938.

191. Эккерман И.П. «Разговоры с Гете в последние годы его жизни», М.- JL, 1934.

192. Элькина 3. Б. Мода и ее социальная роль. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1974.

193. Barthe R. Systeme de la mode. P., 1967.

194. Eisenstadt S.H. Prestige. Participation and Strata Formation. "Social Stratification", 1968.

195. Haeberbe K. Phenomen Nachfrage, 1963.

196. Hassan I. Making sense: the trials of postmodernism discoure.// New lit. History Baltimore, 1987. - Vol. 18, №2.

197. Hassan I. The dismemberment of Orpheus: toward a postmodernist literature. Urbana, 1971.

198. Konig P. Sociologie de la mode, P. 1967.

199. Kroeber A. The nature of Culture, 1952.

200. Kroeber A., Z. Richordson. Three Centurie of women drew fashion, 1940.

201. Marshall Т. H. Sociology at the guroads and other essays. London, 1963.

202. Menkes S. Issey Miyake: Philosopher of fashion. International Herald Tribune./ 1988/ December 12./ P. 16; Dorsey H. Lacroix taking couture back to Camargue roots. / International Herald Tribune./ 1987/ Jule 7./)

203. Turner V.W. Form of Simbolic action, Т. H. Marshall. Sociology at the guroads and other essays. London. 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.