Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Павлова, Мария Александровна

  • Павлова, Мария Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 184
Павлова, Мария Александровна. Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2002. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Павлова, Мария Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ.

1.1. Проблема самоконтроля в психолого-педагогической литературе.

1.2. Проблема вокально-слухового самоконтроля в музыкально-педагогической литературе. 1.3. Уровни вокальных навыков и вокально-слухового самоконтроля у студентов.

1.4. Музыкальность, как фактор, способствующий формированию вокальных навыков.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-СЛУХОВОГО

1 САМОКОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА. 2.1. Педагогические условия развития вокальных навыков и f вокально-слухового самоконтроля у студентов.

2.2. Типические особенности студентов по уровням сформи-р i рованности элементов, составляющих вокально-слуховой самоконтроль и музыкальность.

2.3. Приемы и методы формирования вокально-слухового самоконтроля у студентов на занятиях сольного пения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса»

Актуальность исследования. В современных условиях реформы образования большое внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки специалиста в педагогическом вузе. Существенную часть профессиональной подготовки музыканта-педагога обеспечивают занятия в классе постановки голоса, на которых студент приобретает основы сознательного отношения к своему музыкальному и певческому развитию. Подготовке будущего учителя музыки в классе сольного пения присущ ряд специфических черт, прежде всего: владение вокально-техническими и исполнительскими навыками, а также умение анализировать составляющие процесса постановки голоса. Важным компонентом этого процесса является проблема формирования вокально-слухового самоконтроля. Вокально-слуховой самоконтроль - умение, позволяющее студентам контролировать пение на уровне ощущений, соответствующих профессиональным требованиям академической школы сольного пения: слышать и корректировать вокальные ошибки и пение, понимать смысл принципа единства технического и художественного в пении, отыскивать способы в разрешении профессиональных задач и активизировать самостоятельность в исполнительской работе над произведениями. Именно поэтому формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета является одной из важнейших задач профессионального образования.

Проблема самоконтроля в педагогической деятельности нашла свое отражение в исследованиях выдающихся ученых музыкантов и педагогов (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, JI.A. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, В.В. Медушевский, А.И. Медянников, В.И. Петрушин, J1.A. Рапацкая, Б.М. Теплов, Л.И. Уколова, Г.М. Цыпин). В трудах, раскрывающих специфику деятельности педагога-вокалиста, самоконтроль определяется как фактор, обеспечивающий успех в обучении пению (М.С. Агин, Д.Л. Аспелунд, И.Ю. Алиев, Ю.А. Барсов, В.А. Багадуров, М. Гарсиа, Л.Б. Дмитриев, М.Э. Донец-Тессейр, A.M. Егоров, Ф.Ф. Заседателев, Н.М. Малышева, А.Г. Менабени, В.П. Морозов, И.К. Назаренко, Ф. Пановка, Г.П. Стуло-ва, П.Л. Тронина, С.П. Юдин, Р. Юссон, А.С. Яковлева). Однако процесс формирования вокально-слухового самоконтроля в классе сольного пения педагогического вуза не являлся предметом специального исследования.

В музыкально-педагогической литературе отсутствуют разработки, научно обосновывающие педагогический аспект формирования вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета. Таким образом, необходимость постановки голоса студентов на основе вокально-слухового самоконтроля и методическая неразработанность этого процесса определили актуальность нашего исследования.

Проблема настоящего исследования состоит в определении педагогических условий, способствующих формированию вокально-слухового самоконтроля как профессионального умения у студентов музыкально-педагогического факультета в процессе постановки голоса. Экспериментальная разработка методов и приемов формирования вокально-слухового самоконтроля студентами музыкально-педагогического факультета и значимость её для вокальной педагогики определила тему исследования: «Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса».

Объект исследования - вокальная подготовка студентов музыкально-педагогического факультета.

Предметом исследования является процесс формирования умения вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета.

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, направленных на формирование умения вокально-слухового самоконтроля у студентов.

Исследование проводилось на основе рабочей гипотезы, заключающейся в том, что эффективность процесса постановки голоса у студентов может быть значительно повышена, если будет использована система методов и приемов, включающая последовательное и целенаправленное овладение студентами умением вокально-слухового самоконтроля на всех этапах постановки голоса; обучение студентов применению умения вокально-слухового самоконтроля в самостоятельной певческой деятельности; проведение зачетов и экзаменов, создающих условия актуализации вокально-слухового самоконтроля у студентов.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили его основные задачи:

1. Определить понятие «вокально-слуховой самоконтроль», проанализировать его содержание как в общепедагогическом, так и применительно к специфике музыкально-педагогической деятельности. Рассмотреть базовые компоненты вокально-слухового самоконтроля.

2. Выявить влияние музыкальности на процесс формирования вокально-слухового самоконтроля.

3. Разработать содержание, формы и методы, способствующие эффективному формированию элементов вокально-слухового самоконтроля и оценить их параметры в ходе опытно-экспериментальной работы.

4. Подготовить практические рекомендации по методике формирования вокально-слухового самоконтроля у студентов и внедрить их в практику музыкально-педагогического факультета.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных физиологов, психологов и педагогов, занимающихся проблемой самоконтроля в учебной деятельности (И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, Г.С. Никифорова, В.А. Крутец-кого); работы, затрагивающие проблему самоконтроля в музыкально-педагогической деятельности (Э.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, И.Ю. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, М.С. Агина, Л.Б. Дмитриева, М. Э. Донец-Тессейр, Е.Ф. Карповой, Д. Люша, Н.М. Малышевой, А. Г. Менабени, В.П. Морозова, Л.А. Ра-пацкой, А.А. Сенюрина, Г.А. Собиевой, Г. П. Стуловой, Л.И. Уколовой, Г.М. Цыпина).

Методы исследования:

Сочетание теоретических подходов к исследованию с решением практических задач обусловило выбор следующего комплекса методов исследования. Теоретические: анализ литературы по физиологии, психологии, педагогике, методике преподавания постановки голоса; сравнительный анализ и обобщение педагогического опыта работы ведущих педагогов по постановке голоса; анализ педагогического опыта работы народной артистки РСФСР, профессора Левченко Л.П., а также собственного опыта работы на кафедре пения и дирижирования МГОПУ им. М.А. Шолохова. Эмпирические: педагогический эксперимент, включающий создание и апробацию педагогических условий в процессе постановки голоса студентов музыкально-педагогического факультета; педагогическое наблюдение; анкетирование, интервьюирование.

Этапы исследования:

Первый этап (1996-1998) - теоретическое осмысление проблемы, анализ психолого-педагогической литературы. Определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, рабочей гипотезы, а также базы и методов исследования, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1998-2000) - проведение формирующего и контрольного экспериментов, анализ результатов экспериментальной проверки педагогических условий, обоснование методов и приемов вокально-слухового самоконтроля, внедрение результатов исследования.

Третий этап (2000-2001) - анализ и обобщение материалов исследования. Оформление результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Вокально-слуховой самоконтроль - профессиональное умение, основанное на представлении об эталоне вокального звука, интегрирующее слуховые, мышечные и вибрационные ощущения.

2. В процессе овладения студентами умением вокально-слухового самоконтроля происходит активное формирование таких профессионально-значимых качеств будущих педагогов, как способность творчески решать педагогические задачи, проявлять стремление учителя-исследователя, постоянно заниматься самообразованием, а также развивать личностные качества: собранность, дисциплинированность, внимание, целеустремленность, самообладание, умение давать критическую оценку своим вокальным действиям.

3. Формированию профессиональных качеств вокально-слухового самоконтроля, способствует система методов индивидуального подбора вокальных упражнений и музыкальных произведений, а также педагогические приемы, направленные на выявление музыкальности, как фактора, актуализирующего певческое развитие студентов.

Научная новизна и значимость исследования состоит в том, что в нем:

- в научный обиход введено понятие «вокально-слуховой самоконтроль», разработано его содержание как в психолого-педагогическом плане, так и применительно к специфике музыкально-педагогической деятельности;

- установлено, что комплексный контроль основных певческих ощущений (слуховых, мышечных, вибрационных и эмоциональных) обеспечивает полноценное формирование умения вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета;

- разработана и научно обоснована методическая система формирования умения вокально-слухового самоконтроля у студентов средствами подбора индивидуальных упражнений и музыкальных произведений;

- определены педагогические условия, способствующие успешному формированию умения вокально-слухового самоконтроля (индивидуальный подход к каждому студенту, работа с наиболее трудными для студента вокальными ощущениями - мышечными и вибрационными, опора на музыкальность как фактор, повышающий интерес к развитию своего голоса и др.);

- выявлены и экспериментально проверены эффективные методы (пение без музыкального сопровождения, самостоятельный разбор произведения, составление краткого плана профессионального певческого саморазвития, оценка студентами друг друга по заранее намеченному плану), способствующие формированию качеств вокально-слухового самоконтроля.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методическая система приемов, методов и заданий, способствующих формированию умения вокально-слухового самоконтроля в процессе постановки голоса студентов, дает возможность будущим педагогам значительно повысить уровень усвоения профессиональных знаний, умений и навыков. Предложенная методика позволяет дополнить содержание курса постановки голоса в различных образовательных системах (ДМШ, ДШИ, музыкально-педагогические колледжи, музыкально-педагогических факультеты ВУЗов и др.). Представленные в исследовании положения, научно обосновывающие процесс формирования вокально-слухового самоконтроля, ориентируют будущих учителей музыки на передачу полученных исполнительских умений и вокальных навыков своим ученикам.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается соответствием исходных методологических позиций и методов исследования его объекту, предмету, цели и задачам, а также тщательным количественным и качественным анализом результатов.

Апробация результатов проводилась на ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов Московского государственного открытого педагогического университета им. Шолохова «Культура - искусство - образование»; заседаниях кафедры пения и дирижирования МГОПУ, в процессе осуществления опытно-экспериментальной работы. Внедрение результатов осуществлялось в процессе занятий по постановке голоса студентов вечернего и заочного обучения на музыкально-педагогическом факультете МГОПУ, в музыкальной школе №49 им. В. Андреева, в школе-пансионе «Росинка» г. Москвы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и пяти приложений. По теме исследования опубликовано 3 статьи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Павлова, Мария Александровна

9 Выводы, итоги, замечания

10 Домашнее задание

Данный «График» составлен на основе тех же принципов, что и «Дневник наблюдений», однако он более наглядно отражает характер и перспективы вокального развития студента.

В завершении II главы исследования сделаем резюме по результатам проведенного эксперимента и сформулируем ряд выводов:

1. Проведенный эксперимент на базе музыкально-педагогического факультета МГОПУ им. Шолохова доказал справедливость выдвинутой гипотезы о том, что эффективность процесса постановки голоса может значительно повыситься при условии овладении студентом качеством вокально-слухового самоконтроля. Опытно-экспериментальная часть исследования показала, что в процессе специально разработанных методов и приемов вокально-слухового самоконтроля у студентов экспериментальной группы произошли значительные положительные изменения, а именно: образовалась устойчивая тенденция контролировать свой голос на уровне певческих ощущений, соответствующих профессиональным требованиям академической школы пения; активизировалась самостоятельность в работе над произведениями, большая грамотность исполнения.

2. Мы считаем, что одной из главных задач в деятельности певца, является достижение соответствия между слуховыми представлениями и вокальными ощущениями, что и лежит в основе вокально-слухового самоконтроля как профессионального умения. При этом яркая передача интонируемого образа вокального произведения зависит не только от совершенства технического мастерства певца, но и от его музыкальности, умения эмоционально чувствовать и художественно переживать музыку, что требует развитого вкуса, чувства меры в исполнении и активного самостоятельного участия студента в процессе его певческого развития. Навыки вокально-слухового самоконтроля, наработанные в классе с преподавателем, могут и должны быть естественным образом перенесены в самостоятельную певческую деятельность студента. Однако это возможно только в том случае, когда он в полной мере овладеет соответствующими методами и приемами в классе под руководством преподавателя. Основываясь на умении профессионального вокально-слухового самоконтроля, студент сможет уверенно реализовать свой певческий потенциал в будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

3. В качестве методических рекомендаций по формированию вокально-слухового самоконтроля мы предлагаем ведение «Дневника занятий» в классе постановки голоса, как одну из эффективных методических форм их проведения, способствующую сознательному закреплению студентами представлений о профессиональном пении; график закрепления навыков вокально-слухового самоконтроля в процессе работы над произведениями; знакомство с правилами, помогающими снимать внешние и голосовые (физические) и внутренние (психические) «зажимы» (К.С. Станиславский); применение упражнений, позволяющих выявить «тип и форму представления» (Д.Л. Аспелунд) эталона профессионального вокального звучания и закрепить его в практике пения вокализов и музыкальных произведений, а также метод составления индивидуальных планов профессионального развития студентов с учетом особенностей динамики формирования вокально-слухового самоконтроля.

143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать ряд вы

1. «Вокально-слуховой самоконтроль» - профессиональное умение, основанное на представлении об эталоне вокального звука, интегрирующем слуховые, мышечные, вибрационные ощущения. Определены педагогические условия (индивидуальный подход, опора на музыкальность и др.), способствующие повышению уровня профессиональной вокальной подготовки студентов. Доказано, что вокально-слуховой самоконтроль положительно влияет на развитие таких качеств, как способность творчески решать певческие задачи, формировать качества педагога-исследователя, позволяет активизировать самостоятельность студентов в обучении и дальнейшем самообразовании и самовоспитании.

2. Выявлено влияние музыкальности как профессионального качества, способствующего формированию вокально-слухового самоконтроля, воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, помогающего в преодолении технических и исполнительских трудностей, а также повышающего познавательную активность студентов в процессе вокальных занятий.

3. В исследовании апробированы содержание, формы и методы, способствующие формированию вокально-слухового самоконтроля у студентов (пение без музыкального сопровождения, оценка студентами друг друга по заранее намеченному плану и др.), показана их целесообразность и эффективность.

4. Составлены и внедрены в практику практические рекомендации по формированию навыков вокально-слухового самоконтроля на базе музыкально-педагогического факультета МГОПУ им. М.А. Шолохова, в музыкальной школе №49 им. В. Андреева, в школе-пансионе «Росинка» г. Москвы.

Универсальность предлагаемых разработок по формированию вокально-слухового самоконтроля свидетельствует о возможности широкого внедрения их в практику учебных заведений разного типа (ДМШ, ДШИ, педколледжи, педвузы и др.). Однако многогранная педагогическая проблема вокально-слухового самоконтроля не исчерпывается проведенным исследованием и является перспективой для её дальнейшей разработки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Павлова, Мария Александровна, 2002 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990. - 188 с.

2. Агин М.С. Формирование интереса к педагогической деятельности у студентов-вокалистов (в условиях педагогической практики). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1983. - 16 с.

3. Агин М.С. Становление советской вокальной методологии // Вопросы вокального образования. Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений. М.: Музгиз, 1990. - С. 412.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-336 с.

5. Алиев И.Ю. Методологические и методические основы вокально-педагогического творчества в двух частях. М., 1993. - 86 с.

6. Алиев И.Ю. Основы вокальной педагогики. Методология теории и практики творческой организации художественно-педагогического процесса. -М.: Педагогика, 2001. - 252 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 338 с. с ил.

8. Аникеева З.И., Аникеев Ф.И. Методические указания по техники вокала для начинающего певца. Пермь, 1976. - 119 с. с ил. (Институт искусств им Му-зыческу. Пермское музыкальное училище).

9. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. - 547 с. с ил.

10. З.Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии.// Художественное и научное творчество. /Сб. стат. под ред. Б.С. Мейлаха/ Л.: Наука Ленинградское отделение., 1983, N-2. - С.259-279.

11. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961. - 124 с. (Киргиз. гос. ун-т.).

12. Арет А.Я. Основные положения теории самовоспитания. Автореф. .док. дис., Л., 1994.-30 с.

13. Артемьева Е.Н. В классе К.Н. Дорлиак. М.: Музыка, 1969. - 342 с. с нот.

14. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и двигательных навыков: / В процессе обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе/: Автореф. .дис. канд. пед. наук. -М., 1971. -22 с.

15. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

16. Архипова И.К. Музыка жизни. М.: Вагриус, 1997. - 184 е., ил.

17. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.: Музгиз, 1952. - 268 с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 189с.

19. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. Второе, переработанное и дополненное издание. - М.: Музгиз, 1956. - 268 с. с ил. и нот.

20. Багадуров В.А. Очерки по вокальной методологии. Часть III. Вып. Первый. - М.: Гос. изд., муз. сектор. - 1937. - 256 е., нот. - (В надзагл. Труды науч.-исслед. муз. ин-та при Моск. гос. консерватории).

21. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. Л.: Музыка Ленинградское отделение., 1968. - 66 с. с нот. (На обл.: В помощь педагогу-музыканту).

22. Беляева А.И. Из моего педагогического опыта (В классе вокала). Музыкальная педагогика в идеях и лицах: Сборник статей. Ростов н/Д: РГК. 1992, С.178-193.

23. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349 с.

24. Бернштейн Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции нервных актов. // Вопросы психологии. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1957. - N 2. -С.13-18.

25. Блонский П.П. Психологические очерки. М.: Новая Москва, 1927. - 171 с. /Б-ка «Вестника просвещения»/.

26. Богословский И.Т. Физиология высшей нервной деятельности. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1955. - 100 с.

27. Божович Е.Д. Некоторые вопросы обучения по образцам.// Вопросы психологии. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1980. - N 2.- С. 135-139.

28. Вайкль Бернд. О пении и прочем умении. М.: Аграф, 2000. - 224с.: с ил.

29. Варламов А.Е. Полная школа пения. М.: Музыка, 1953. - 320 с.

30. Васильев Б.И. Из методического опыта профессора ленинградской консерватории И.И. Плешакова. // Вопросы вок. пед-ки. /Сб. стат.-М.: Музгиз, 1982 -N 6. -С.75-87.

31. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

32. Витвицкий К.З. Постановка голоса. (Пособие для практических занятий). -Пермь. Кн. изд., 1970. 29с. с ил. и нот. ил.

33. Витт Ф. Практические советы обучающимся пению./ Под ред. Ю.А. Барсова. Л.: Музыка, Ленинградское отделение., 1968. - 64 с. с ил. и нот. ил. (На обложке: В помощь педагогу-музыканту).

34. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ В.И. Ленина, 1985.- 151 е.: ил.

35. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигаре-ва. М.: Просвещение, 1991. - 205 с. - (Б-ка учителя музыки).

36. Выготский Л.С. Психология искусства. / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

37. Гарсиа М. (Сын). Школа пения (Полный трактат об искусстве пения). /Предисл., пер., ком. и прим. проф. В.А. Багадурова, д-ра искусств, наук/.-М.: Музгиз, 1956. 127 с. с ил. и нот. обл. 1957.

38. Герсамия И.Е. Некоторые вопросы вокального исполнительства в свете теории установки академика Д.Н. Узнадзе. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, кан. искусствовед. (17.00.02). Тбилиси, 1976, - 21 с. (Тбил. консерв. им. Ва-но Сарадживили).

39. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М.: Музгиз, 1963. -87 с.

40. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. - 284 е., ил.

41. Григорьев С.А. Самоконтроль в деятельности учителя. // Советская педагогика. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. - N 3. - С.31-33.

42. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 152 с.

43. Грошева Е.К. Великая русская аристократка-патриотка.//Советская музыка: Ежемес. журн. Орган Союза ком-ров СССР и м-ва кул-ры СССР.-М.: Сов. композитор, 1950. -N-l 1. С.70-75.

44. Давыдова В.А. и Мчелидзе Д.С. Певческое дыхание и советы по постановке голоса. Тбилиси: Литература да хеловнеба, 1966. - 68 с.

45. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка 1996, - 366с. ил.

46. Дмитриев Л.Б. В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр. О воспитании легких женских голосов М.: Музыка, 1974. - 61 с. с нот. (В помощь педагогу-музыканту).

47. Донец-Тессейр М.Э. Опыт воспитания сопрано. // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. стат.- М.: Музгиз, 1967., N 3. С.120-133.

48. Егоров А.И. Гигиена голоса и его физиологические основы /под общ. ред. ЖинкинаН.И. -М.: Гос. муз. изд-во, 1962. 171с.

49. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж: Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов. СПб.: Лань, 1997, - 189, 1. е.: ил., ноты.

50. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с. - (Б-ка учителя музыки).

51. Ительсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля в производственном обучении. // Вопросы психологии. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1961. - N 2. - С.5-16.

52. Как научиться петь: Основы вокальной техники: О церковном песнопении. -М.: Казак, 1998. 124 е.: ил., нот.

53. Кантарович B.C. Гигиена голоса. -М.: Музгиз, 1955. 156 с.

54. Карпова Е.Ф. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепиано: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -М., 1975. -22 с.

55. Кауров А.В. Самоконтроль на базе адаптивных педагогических программных средств. Автореф. .дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 1996. - 15 с.

56. Кириллов А.А. Самоконтроль учащихся средней школы в работе над домашними заданиями.// Советская педагогика./АПН СССР. М.: Педагогика, 1949. - N-4.-С 91-99.

57. Коваленко В.Р. Об основах вокальной педагогики. Автореф. . дисс. канд. пед. наук. - Л., 1968. - 25 с.

58. Ковнер Ю.А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. ст. М.: Музгиз,1976. N-5. - С.39-60.

59. Коган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. // Музыка и пение в школе./Сост., общ. ред. и введ. В.Р. Коваленко/ Ростов н/Д (Мин-во проев.РСФСР. Рост. н/Д гос. пед и-т). 1987. N-4. - С. 28-32.

60. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Минск, 1986. - 160 с.

61. Кувшинов Н.И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения.// Вопросы психологии./АПН СССР.- М.: Педагогика, 1958. N 1. - С. 107-116.

62. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Перербург. Университетская книга, 1997. - 640 с. - (Культкрология. XX век).

63. Курлапов Н.И. Воспитание молодого оперного певца. (По материалам деятельности Свердловского оперного театра). Автореф. .дис. канд. искусствовед. (17.00.02). Л., 1979. - 19 с.

64. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели /Пер. с итальянского Ю.Н. Ильина/. Л.: Музыка, Ленинградское отделение., 1972. - 303 с.

65. Левидов И.В. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л. - М.: Искусство, Напечатано в Ленинграде., 1939. - 256 с. с ил. и граф.

66. Лемешев С.Я. Путь к искусству. 3-е изд. / Послесл. Е. Грошевой. - М.: Искусство, 1982. - 280 е., ил., портр.

67. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. - 576 с.

68. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии. // Вопросы психологии. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1979. - N-3. - С.11-15.

69. Линклэйтер К. Освобождение голоса. / Пер. с англ. М.: ГИТИС, 1993 - 176 е., ил.

70. Листова Н. А. А. Варламов. Его жизнь и песенное творчество М.: Музыка, 1968.-267 с. енот. ил.

71. Лихачев Д.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М., 1992, - 528 с.

72. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца /Сост. и общ. ред. Е.Е. Нестеренко. Л.: Музыка Ленинградское отделение., 1977. - 87 с. с нот. ил.

73. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы уч-ся. М.: Высшая школа, 1979, - 159 е., ил. - (Профтехобразование, Профпедагогика).

74. Люш Л.Ф. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев.: Музычна Украина, 1988.- 145 с.

75. Малышева Н.М. О работе певца над голосом. // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. стат. -М.: Музгиз, 1962, N-1.- С.50-76.

76. Масленкова Л.И. Воспитание вокалиста в классе сольфеджио. // Вопросы методики воспитания слуха. В помощь педагогу-музыканту. Л.: Музыка, 1967. -С.43-57.

77. Машевский Г.П. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А.С. Даргомыжского. /Г. Машевский. Л.: Музыка, Ленинградское отделение., 1976. - 64 с. - (В помощь педагогу-музыканту).

78. Медянников А.И. О профессиональной пригодности учителя музыки./ Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. трудов. М.: МГОПИ, 1993. С.6-13.

79. Мельникова Н.А. Самоконтроль в процессе межсессионной подготовки студента-заочника по фортепиано. // Сб.: Повышение эффективности подготовки учителя музыки в условиях высшего вечернего и заочного образования. -М., 1987. С.125-130.

80. Менабени А.Г. Самостоятельная работа студентов при обучении сольному пению. // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. стат. М.: Музгиз, 1976. - N - 5. - С.248-261.

81. Менабени А.Г. Вокальные навыки. // Вопросы профессиональной подготовке студентов на муз. пед. фак-те. / Межвуз. сб. науч. трудов. МГПИ им. В.И. Ленина. - М., 1985. - С.74-79.

82. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском воз-расте./Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед наук СССР - М.: 1991.- 152 с.: ил.

83. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л.: Музыка, 1965. - 86 с. с ил. -(На обложке: В помощь педагогу-музыканту).

84. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека.// Эволюционная биохимия и физиология. 1985. - N 6. - Т.21, С. 568-577.

85. Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблема профессионального отбора в вокальном музыкальном искусстве. // АН СССР. ВНИИИ Мин. Культуры СССР. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991 - С.26-49.

86. Морозов В.П. Резонансная теория пения (комментарий для вокалистов) /Музыкальное образование в контексте культуры. Академическое сольное пение: Материалы научно-практической конференции/Ред.-сост. М.С. Агин. -М„ 1996.-С.22-29.

87. Музыкальная педагогика в идеях и лицах: Сборник статей. Ростов н/Д: РГК. 1992. - 280 с.

88. Надеждинская Т.И. Активизация музыкально-слуховых представлений у учащихся в процессе слушания музыки на уроках пения в шко-ле.//Формирование музыкально-слуховых представлений, /отв. ред. проф.

89. И.В. Страхов. Саратов (М-во проев. РСФСР. Сарат гос. пед. ин-т). Вып.1, 1972. С.36-41.

90. Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972,-383с.

91. Назаренко И.К. Искусство пения. История, теория, практика. Предисл нар. арт. РСФСР Н. Озерова, с. 3-8. М. - Л.: изд. и типолит. Музгиза в Мск., 1948. - 384 с. с ил. и нот.

92. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. - 408. - (Труды д. чл. и чл. - кор. АПН СССР).

93. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в трех кн. : Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

94. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 320 е.: илл.

95. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека./ЛГУ Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -191 2.с.

96. Норвайш A.M. Человеческий голос как музыкальный инструмент. Учебное пособие для учащихся муз. училищ и ст-ов консерватории Рига: Метод. каб. учеб. заведений, 1981, - 40 с.

97. Овсянникова В.А. Индивидуальные особенности как основа формирования стиля хормейстерской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета. Дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 159 с.

98. Оганесян Л.О. О выработке самоконтроля в процессе труда./ЛГезисы докладов на 2-м съезде общества психологов. М., 1963. - Вып. - 2. - 219 с.

99. Органов П.А. Певческий голос и методика его постановки. / Под ред. M.JL Львова. М. - Л.: Гос. муз. изд-во. Типо-литография Музгиза., 1951, 136 с.

100. Оськина С.Е. Внутренний музыкальный слух. (В помощь педагогу-музыканту). -М.: Музыка, 1977. 72 е., нот.

101. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. т. 1-6. М., из-во АН СССР, 1951-1952. Т.З, кн.2. Статьи не вошедшие в «Двадцатилетний опыт». М.-Л., 1951.-438 с.

102. Панофка Г. Искусство пения: Теория и практика для всех голосов. Соч. 81/ пер. с ит. Р.Н. Арской. Под общ. ред. Е.Н. Артемьевой. М.: Музыка, 1968.-214 с.

103. Педагогический поиск./ Сост. И.Н. Баженова. 3-е изд., с испр. и доп. -М.: Педагогика, 1989. - 560 е.: ил.

104. Педагогика высшей школы: Учебное пособие /Отв. ред. Н.Д. Никандров. -Л., 1974.- 115 с.

105. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. Пособие для сту-ов и преп. М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 1997. - 384 с.

106. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 176 с.

107. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для муз. самообразования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272с.: ил.

108. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 320 е.: ноты.

109. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великороднова и др.; Под ред. А.И. Щербакова. М.: Просвещение, 1979. - 302 е., ил.

110. Программы педагогических институтов «Музыка и пение» сборник 25, М.: Просвещение, 1980. 115 с.

111. Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. трудов. -М.: МГОПИ, 1993. 154 с.

112. Психология. Учебник. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. - 584с.

113. Психологический словарь-справочник. Авторы-составители М.И. Дьяче-но, JI.A. Кандыбович. М., 1998. - 420 с.

114. Психологический справочник учителя. Составители Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. - 287 е., ил. (Психол. наука).

115. Психология формирования и развития личности /Под ред. Л.Н. Анциферова. -М.: Наука, 1981.-361с.

116. Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. II НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР. М., 1976. - 208 с.

117. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. /Моск. гос. пед. ин-т. им. В.И. Ленина. М.: Прометей, 1991. - 137 с.

118. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. М., 1996. - 142 с.

119. Рахимбаева Л.А. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-педагогической деятельности студентов-заочников: Авто-реф. .дис. .канд. пед. наук. -М., 1979. 16с.

120. Рахчеев Н.В. Постановка голоса и методика обучению пению: учебно-методическое пособие. Минск /Белорус, гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1988. -43 е.: ил., нот.

121. Рогов Е.И. Общая психология. (Курс лекций)./Сост. Е.И. Рогов; Рос. Аа-кад. образ. (Южн. отд.). М.: Владос, 1995. - 444 е., ил.

122. Роговин М.С. Введение в психологию. Пособие для студентов, специализирующихся в области психологии. М.: Высшая школа, 1969, - 381 с.

123. Рождественская Н.В. Творческая одаренность и свойство личности. //Психология процесса художественного творчества. Л., 1980. - С.57-67.

124. Рождественская В.Ю. Упражнения для развития женских голосов (с методическими указаниями). // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. стат М.: Музгиз, 1964. - N 2. - С.99-192.

125. Розанов А.А. Полина Виардо-Гарсиа. Л.: Музыка, 1969. - 245 с.

126. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред В.В. Давыдов. -М.: Б. Р. Эн., 1993-680 е.,ил. Т1.-А-М-1993.

127. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз., 1946. -с.704.

128. Сенюрин А.А. Формирование способности к самоконтролю у младших школьников как условие эффективного обучения пению. М., 1988 (НИ-ИХВ АПН СССР).

129. Сеченов И.М. Избранные произведения. Ред. и послесл. Х.С. Коштоянца- М.: Изд-во Академ, наук СССР, 1952. Т.1, 2.

130. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во Академ, наук СССР, 1962. - 139 с.

131. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения М.: Педагогика, 1971. - 205с. (Акад. пед наук РСФСР).

132. Скаткин М.И. Некоторые вопросы дидактики в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. М.: Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1952.-62 с.

133. Словарь русского языка: В 4-х т. / .АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд. стеретип. - М.: Русский язык, 1985-1988. Т. IV. С-Я,- 1988.-800 с.

134. Снитовская Г.З. Певческий дар (Галина Писаренко). М.: Элекс-КМ, 2001.-96с.: ил.

135. Собиева Г.А. Формирование навыков самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках русского языка. // Вопросы психологии. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1964. - N-2. - С.25-30.

136. Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего педагогического образования. М.: МГЗПИ, 1982. -170 с.

137. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.: Учебно-методической пособие для студентов заочников педагогических институтов под ред. В.М. Гамезо. МГЗПИ. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1979. - 157 с.

138. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.-Л.: Искусство, 1945. -544 с.

139. Страхов В.И. К вопросу о психологии музыкально-слуховых представлений. // Формирование музыкально-слуховых представлений, /отв. ред. проф. И.В. Страхов. Саратов (М-во проев. РСФСР. Сарат гос. пед. ин-т), 1972. -Вып.1.-210с., 3-8 с.

140. Страхов В.И. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся. // Советская педагогика. /АПН СССР.- М.: Педагогика, 1962. N-2. - С. 46-54.

141. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие / Науч. ред. канд. мед. наук В.В. Мерцалова; Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина.-М., 1988.-68 с.

142. Тарасов Г.С. Психология учебно-творческой деятельности студентов-исполнителей музыкальных вузов.//Вопросы психологии./АПН СССР. М.: Педагогика, 1983. -N-3. С.36-40.

143. Тарская О.П. Мои вокально-педагогические принципы.//Вопросы вокальной педагогики./Сб. ст. -М.: Музгиз, 1978. N-4. - С.137-144.

144. Теплов Б.М. Психология. Учебник для средней школы. М.: Гос. изд. полит, лит., 1946. - 222 с. с ил.

145. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 335с. с нот.

146. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 113с.

147. Тронина П. Л. Из опыта работы педагога-вокалиста. Практические советы начинающим педагогам. М.: Музыка, 1976. - 112 е.: нот. - (В помощь педагогу-музыканту).

148. Тюрина Т.Н. Обучение будущих учителей взаимоконтролю и самоконтролю усвоения знаний как средство формирования педагогических направленности. -Л., 1983. 83с.

149. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки. Дис. .канд. пед. наук. -М., 1991, 163с.

150. Уколова Л.И. Формирование навыков самоконтроля у студентов в процессе работы над дирижерской техникой./Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки: Межвуз. Сб. науч. трудов. -М.: МГОПИ, 1993. С.109-115.

151. Федоренко И.Т. Формирование навыков самоконтроля в учении.// Народное образование: Ежем. журн. м-ва проев. СССР и м-ва проев. РСФСР. -М.: Педагогика, 1962. -N-2. С. 15-19.

152. Фрейндлинг Г.Я. Слуховой самоконтроль и методика сольфед-жио.//Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967. - С.28-42.

153. Хоровой класс и практикум работы с хором: Программа курса для спец. «Музыкальное образование». / Сост. Л.И. Уколова. М.: МГОПУ, 1997. -17 с.

154. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. .дис. .докт. пед. наук. -М., 1978. -28с.

155. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994, 384с.

156. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учебн. Пособие для студентов муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 192с.

157. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. (Трудовые умения и навыки и условия трудового обучения) М.: Просвещение, 1969. - 303 с. с черт.

158. Чишко О.С. Певческий голос и его свойства. M.-J1.: Музыка Ленинградское отделение., 1966. -48 с.

159. Шадрина М.В. Постановка голоса. МГЗПИ / Материалы межзонального совещания по муз. дисциплинам. М., 1974. - С.79-80.

160. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М.: Вагриус, 1997. - 320 с.

161. Шибутани Т.Я. Социальная психология. М.: Педагогика, 1969. - 168 с.

162. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Проблемы методологии. Изд-во Музыка, Ленингр. от., 1973. - 104 е., с ил.

163. Эльконин Н.Н. Психология формирования личности и проблемы обучения.// Сб. научных трудов. М., 1980. - 250с.

164. Юдин С.Н. Формирование голоса певца. Учебное пособие для высших и средних музыкальных учебных заведений (очных, заочных и вечерних). /под общ. ред. [и с предисл.] Е.Н. Артемьевой М.: Музгиз, 1962. - 167 с.

165. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. Пер. с фр.- М.: Музыка, 1974. -261 е., с илл; 1 л. портр.

166. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: Учебное пособие по курсу истории вокального искусства. М., 1981. - 90 с. В надзагл.: Государственный музыкальный педагогический институт им. Гнесеных.

167. Stenley D. Your Voice. New York, 1945. 320 s.

168. Sundberg J. Formant technique in a professional female singer. Acustica, №2, 1975.-210 s.1. Анкета для студентов

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.