Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Харичева, Дина Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Харичева, Дина Владимировна
Введение ---------------------------------------------------------------------------------с.З
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения творческой самостоятельности подростков
1.1. Феномен творческой самостоятельности личности в научных исследованиях-----------------------------------------------------------------с.
1.2. Музыкально-эстетическое дополнительное образование как среда формирования творческой самостоятельности подростков------------с.ЗЗ
1.3. Педагогический анализ вокальной эстрады------------------------------с.
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования
2.1. Исследование детской вокальной педагогики как путь формирования творческой самостоятельности подростков (учебные программы, пособия)— -----------------------------------------------------------------------------------------------с.
2.2. Выявление исходного уровняормированности творческоймостоятельности подростков в процессе занятий эстрадным пением—
2.3. Формирующий эксперимент и результаты экспериментальной работы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Сахнова, Ирина Владимировна
Теоретико-методические аспекты использования ТСО в процессе обучения пению подростков2003 год, кандидат педагогических наук Полякова, Ольга Ивановна
Педагогическое сопровождение музыкально-творческой самореализации подростков2009 год, кандидат педагогических наук Кузьмина, Светлана Владиславовна
Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе2013 год, кандидат педагогических наук Арутюнова, Аревик Борисовна
Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам2009 год, кандидат педагогических наук Изюрова, Ольга Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения»
Актуальность исследования обусловлена качественным изменением потребностей современного общества в личностях, способных максимально реализовываться в любой сфере деятельности, адаптироваться к жизненным условиям, принимать самостоятельно решения и эффективно внедрять их в жизнь. Задача воспитания личности, способной к жизненному самоопределению в сложном, постоянно меняющемся мире, требует совершенствования системы образования молодежи. Современные подростки нуждаются сегодня в умении самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации и затем использовать ее в практических целях. Поиск решений и возможностей формирования одного из важнейших качеств личности творческой самостоятельности является проблемой, требующей научно-теоретического и методического переосмысления. На современном этапе данная проблема получила достаточно широкое распространение в научно-педагогических исследованиях.
Значительный вклад в развитие педагогики творчества внесли многие ученые. Проблема формирования и развития творческого потенциала личности исследована в работах В.И.Андреева, Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, К.К.Платонова и др. В психолого-педагогической литературе определено влияние творческих способностей на содержание деятельности, выявлены факторы и критерии развития творческого потенциала личности (Я.А.Пономарев, И.Я.Лернер, Н.С.Лейтес и др.). Творческий характер самостоятельной деятельности рассматривался В.В.Дрозиной, В.А.Крутецким.
Наряду с общеобразовательной школой, творческое развитие личности подростка осуществляется в учреждениях системы дополнительного образования. Дополнительное образование является культурнообразовательной средой, способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Главное предназначение дополнительного образования -компенсирование дефицита практической деятельности детей, регламентированной школьной программой, обеспечение возможности личностного роста через реализацию значимых для них интересов и склонностей в избранном виде деятельности.
Определенное место в учреждениях дополнительного образования занимают центры детского и юношеского творчества, кружки, студии, которые средствами музыки призваны формировать духовную культуру, воспитывать музыкально-эстетический вкус, актуализировать музыкально-творческое развитие детей. Проблема формирования развития творческого потенциала личности средствами музыкального искусства рассматривалась в диссертационных исследованиях и работах Б.М.Теплова, А.Н.Сохора, В.И.Петрушина, Г.М.Цыпина, Ю.Б.Алиева и др.
Творческому развитию подростка может способствовать процесс освоения массовой музыкальной культуры, такая ее разновидность как эстрадное пение - музыкально-исполнительская деятельность, сочетающая многообразие жанровых компонентов: вокал, актерское мастерство, сценический имидж, индивидуальный вокально-технический стиль. Под освоением музыкальной культуры мы понимаем творческое осмысление подростками песенной эстрады, теоретические знания, практические умения и навыки, направленные на самостоятельное изучение и художественное исполнение предлагаемого материала. Вокальная эстрада являет собой наиболее массовый вид любительского музыкального творчества и занимает ведущие позиции во внеклассной деятельности общеобразовательных школ, в учреждениях дополнительного образования.
Для подростка зачастую вокальная эстрада - доступный вид музыкального исполнительства, так как СМИ и современные технические средства в достаточной мере способствуют ее освоению (современные музыкально-цифровые технологии - «караоке», фонограммы «минус голос» и др.). Эстрадное пение в силу своего синкретизма создает условия для вовлечения подростков в разнообразную музыкально-творческую деятельность, способствует формированию активности эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания и музыкально-исполнительских способностей.
Степень научной разработанности проблемы. В педагогической отечественной науке накоплен значительный опыт исследований, нацеленный на изучение формирования личности в условиях дополнительного образования детей (М.Б.Коваль, О.Е.Лебедев, Л.И.Боровиков, В.П.Голованов и др.).
Проблеме художественного образования в России, соотношения музыкальной педагогики и эстрады посвящены исследования Д.Б.Кабалевского, Ю.Б.Алиева и др. В музыкально-педагогической литературе акцент делается на использование эстрадной музыки как одного из средств развития творческих способностей, музыкальных интересов и эстетических вкусов школьников (Б.А.Брылин, Н.В.Коваленко, Е.В.Баталина-Корнева и др.).
Развитие творческой активности и творческих способностей подростков в дополнительном художественном образовании средствами музыкального искусства исследовали Ю.Б.Круглова., О.Б. Передреева и др. Организация процесса обучения музыкальной эстраде в его направленности на творческое развитие личности исследовалась в работах последних лет О.И.Поляковой, Ю.В.Величко, О.Я.Клиппа, и др.
Однако, ситуация, сложившаяся в дополнительном образовании показывает, что воспитательная функция этой системы реализуется далеко не полностью. Цель воспитания творческих способностей, активности и самостоятельности декларируется в программах обучения, но на практике воплощается недостаточно. В сфере дополнительного образования обучение ведется стихийно, без учета актуальных потребностей подростков и возможностей их творческой реализации. Кроме того, в педагогических исследованиях не достаточно изучена роль и влияние эстрадной музыки на творческое развитие подростка, не проанализирован воспитательно-образовательный потенциал вокальной эстрады, не разработана технология формирования творческой самостоятельности личности подростка средствами эстрадного пения.
Рассмотрение проблемы формирования творческой самостоятельности подростков обусловлено противоречиями между:
- объективными потребностями общества в творчески самостоятельной личности и недостаточным вниманием педагогики дополнительного образования к данной проблеме;
-образовательным потенциалом массовой музыкальной культуры в творческом развитии подростков и отсутствием специально разработанных педагогических технологий и условий для реализации этих возможностей.
Необходимость разрешения вышеуказанных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения».
Объект исследования - музыкально-эстетическое воспитание подростков в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - процесс формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности формирования творческой самостоятельности подростков в различных типах учреждений системы дополнительного образования в процессе освоения эстрадного пения.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что процесс формирования творческой самостоятельности подростков на материале вокальной эстрады в учреждениях дополнительного образования станет эффективным, если:
-выявлена сущность и раскрыто содержание творческой самостоятельности подростков;
-определен образовательно-воспитательный потенциал вокальной эстрады в его направленности на творческое развитие личности подростка; -осуществлена диагностика и учет уровня сформированности творческой самостоятельности подростков;
-внедрена личностно ориентированная педагогическая технология, предполагающая широкое использование возможностей песенной эстрады в учреждениях дополнительного образования.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, содержание и компонентный состав творческой самостоятельности личности подростков в дополнительном музыкальном образовании.
2. Выявить педагогический потенциал вокальной эстрады и условия его реализации в процессе формирования творческой самостоятельности подростков.
3. Определить степень сформированности творческой самостоятельности подростков в процессе освоения эстрадного пения в учреждениях дополнительного образования.
4. Теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность личностно ориентированной педагогической технологии формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе вокально-эстрадных занятий.
Методологической основой исследования явились общенаучные идеи деятельностного (В.В.Давыдов, Л.С.Выготский) и личностно ориентированного подходов к организации образовательного процесса (Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская); труды ведущих педагогов-дидактов о необходимости творческого развития в процессе обучения (И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин и др.); философские концепции творчества и его роли в становлении личности (Н.А.Бердяев, Г.Гиргинов, Т.А.Шумилин); основные положения теории музыкально-эстетического воспитания (Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский и др.); опора на специфику музыкального искусства как формы общественного сознания и действенного воспитательного средства (А.Н.Сохор, В.В. Молзинский и др.)
В исследовании были использованы следующее методы: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, музыковедческой и учебно-методической литературы по проблеме исследования; методы сбора данных (анкетирование, тестирование, интервью, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся); педагогического эксперимента; методы статистической обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2000-2001 г.г.) включал изучение и анализ психолого-педагогической литературы; обработку теоретических материалов; создание адаптированной программы по эстрадному пению; проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (2001-2004 г.г.) - проведение формирующего эксперимента.
Третий этап (2004-2007 г.г.) - проведение контрольного эксперимента, выводы по результатам опытно - практической работы, заключение, оформление диссертации.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в Муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей г. Химки Московской области: на базе Центральной детской школы искусств, Центра развития творчества детей и юношества «Виктория», Молодежного центра «Восход»; гимназии №7. В опытно-экспериментальной работе на всех этапах участвовало 186 учащихся (7-9 классов), 12 педагогов учреждений дополнительного образования.
Научная новизна исследования:
- уточнена сущность понятия «творческая самостоятельность подростков» применительно к дополнительному образованию в процессе овладения эстрадным пением;
- определен педагогический потенциал вокальной эстрады, реализуемый в процессе работы с подростками в учреждениях дополнительного образования, способствующий эффективному формированию их творческой самостоятельности;
- разработана педагогическая технология формирования творческой самостоятельности подростков в процессе занятий в учреждениях дополнительного образования.
Теоретическая значимость:
- исследована история вокальной эстрады, определены этапы ее развития, обогащающие теорию эстетического воспитания;
- расширены имеющиеся теоретические представления о содержании, организации, методике формирования творческой самостоятельности в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения;
- выявлены критерии и показатели сформированности творческой самостоятельности подростков в процессе овладения эстрадного пения в учреждениях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогической технологии и адаптированной образовательной программы «Эстрадное пение» для работы с подростками в учреждениях дополнительного образования. Разработанная методика нацелена на практику работы центров детского творчества, музыкальных школ и студий, школ искусств в работе с различным возрастным контингентом учащихся, так как в ее основе предложены универсальные методы и приемы по постановке голоса в эстрадной манере. Теоретические положения и методические рекомендации исследования целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогичесикх колледжей и педвузов, на курсах повышения квалификации при профессиональной переподготовке учителей музыки.
Апробация и внедрение результатов основных положений исследования осуществлялись в ходе опытной работы в учреждениях дополнительного образования (МОУДОД ЦЦШИ, гимназии № 7 г. Химки), где разработанные методические рекомендации нашли применение в работе преподавателей; на международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.Б.Кабалевского (2004); на межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.В.Лебединского (2004), на заседаниях кафедры пения и хорового дирижирования Московского городского педагогического университета; через публикацию статей в научных сборниках. Материалы исследования внедрены в систему профессиональной переподготовки специалистов по программе профессионального дополнительного образования в ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», где диссертант читает курс «История вокального искусства».
По результатам исследования опубликовано 5 работ (общим объемом 1
П.Л.).
На защиту выносятся следующие положения.
1. Творческая самостоятельность подростков в учреждениях дополнительного образования рассматривается как интегративное качество личности, основанное на свободном выборе личностно-значимой деятельности и высокой мотивационной готовностью к ее реализации. Формирование творческой самостоятельности является целостным педагогическим процессом, нацеленным на эстетико-ценностное взаимодействие подростков с массовой музыкальной культурой и способностью к реализации исполнительской интерпретации вокального произведения.
2. Средством формирования творческой самостоятельности выступает образовательно-воспитательный потенциал вокальной эстрады, содержащий в себе историю ее развития, художественно-стилевые особенности и систематизацию программно-методического материала. 3. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования основывается на личностно ориентированной образовательной технологии, которая включает:
1) содержательный компонент дополнительного образования через потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую и операционально-содержательную сферы творческой самостоятельности личности;
2) процессуальный компонент: формы (индивидуальные занятия, конкурсы, концертные выступления); методы («снятия», вариативно-исполнительского показа, сравнительного анализа вокально-эстрадной интерпретации); средства (индивидуально-дифференцированный подход, создание ситуации успеха, установка на творчество и др.);
3) оценочный компонент: диагностика творческой самостоятельности.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на фундаментальные методологические и теоретические положения; использование комплекса методов, адекватных его цели, предмету и задачам; опорой на аналогичные положения и выводы других исследователей; репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (222 источника) и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств2012 год, кандидат педагогических наук Зайцева, Анна Сергеевна
Формирование гуманистических ориентиров у учащихся детской музыкальной школы: на примере вокально-хоровых занятий2008 год, кандидат педагогических наук Каримова, Лейсян Наилевна
Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка2005 год, доктор педагогических наук Кузнецов, Вячеслав Георгиевич
Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками1985 год, кандидат педагогических наук Брылина, Валентина Людвиговна
Развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе2011 год, кандидат педагогических наук Орлова, Виктория Викторовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Харичева, Дина Владимировна
Выводы по второй главе.
Анализ учебных пособий, программ для учреждений дополнительного образования позволил заключить, что основной акцент в них делается, прежде всего, на формировании вокально-технических навыков. Однако, значение эстрадного пения гораздо шире и его следует рассматривать, с точки зрения воспитательно-образовательной функции, как средство развития творческого потенциала личности, формирования ее самостоятельности.
Суть опытно-экспериментальной работы заключалась в выявлении динамики творческого развития подростков. На констатирующем этапе были определены критерии и уровни сформированности творческой самостоятельности подростков в процессе овладения эстрадным пением. В основе уровней установлены качественные показатели, отражающие основные компоненты структуры самостоятельности личности -содержательно-операциональный, потребностно-мотивационный и эмоционально-волевой.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась реализация педагогической технологии формирования творческой самостоятельности подростков экспериментальной группы. Контрольные срезы формирующего эксперимента позволили свидетельствовать о динамике творческой самостоятельности у учащихся экспериментальной группы. Показателем явилось планирование деятельности учащихся в процессе самостоятельной подготовки вокального произведения, что отразилось: в достаточно умелом переносе имеющихся знаний на незнакомый материал; в комбинировании средств вокальной выразительности; в индивидуальной трактовке исполнительского образа.
В процессе контрольного эксперимента давались оценочные характеристики учащихся на самостоятельную практическую работу, осуществлялся сравнительный анализ показателей сформированности творческой самостоятельности на основе установленных критериев у подростков экспериментальной группы. Изменение содержательно-операционального показателя обусловлено ростом увлеченности подростками эстрадой, способностью проявлять самостоятельность и инициативность в выборе программы и в процессе ее разучивания. Качественно изменился потребностно-мотивационный критерий, показателем которого явилась положительная тенденция, выраженная в устойчивом интересе к занятиям.
Эмоционально-волевой компонент обозначил положительную динамику, что определилось в умении планировать свою деятельность, самоконтроле, настойчивости и упорстве в овладении вокальным мастерством.
Таким образом, результаты экспериментальной работы позволяют утверждать, что в экспериментальной группе произошли существенные положительные изменения уровня сформированное™ творческой самостоятельности подростков средствами эстрадного пения, что свидетельствует об эффективности разработанной нами личностно-ориентированной педагогической технологии.
137
Заключение
Творческая самостоятельность подростков в учреждениях дополнительного образования - интегративное качество личности, основанное на свободном выборе личностно-значимой деятельности и высокой мотивационной готовностью к ее реализации. Формирование творческой самостоятельности является целостным педагогическим процессом, нацеленным на эстетико-ценностное взаимодействие подростков с массовой музыкальной культурой и способностью к реализации исполнительской интерпретации вокального произведения.
Образовательно-воспитательный потенциал вокальной эстрады, содержащий в себе историю ее развития, художественно-стилевые и специфические особенности, систематизацию программно-методического материала - действенное педагогическое средство формирования творческой самостоятельности подростков.
Планомерное формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования на материале эстрадного пения осуществляется, если применяется личностно ориентированная педагогическая технология, в основе которой: содержательный компонент, включающий реализацию содержания образования через потребностно-мотивационную, содержательно-операциональную и эмоционально-волевую сферы личности подростка; процессуальный компонент, содержащий формы (индивидуальные занятия, конкурсы, концертные выступления); методы («снятия», вариативно-исполнительского показа, сравнительного анализа вокально-эстрадной интерпретации); средства (индивидуально-дифференцированный подход, создание ситуации успеха, установка на творчество); оценочный компонент, предполагающий диагностику творческой самостоятельности.
В результате эксперимента было установлено, что внедренная педагогическая технология способствует динамическому росту творческой самостоятельности подростков, что выражено: устойчивостью интереса к занятиям и возрастании учебной успеваемости, в развитии самоорганизации и познавательной активности в учебной деятельности; формированием музыкально-эстетического вкуса, ориентированного на высокохудожественные произведения искусства вокальной эстрады; творческой способностью самостоятельно проектировать, вносить элементы импровизационного начала и воплощать исполнительский замысел вокального произведения.
В заключение отметим, что разработанная личностно ориентированная педагогическая технология формирования творческой самостоятельности подростков средствами эстрадного пения в учреждениях дополнительного образования показала высокую эффективность.
В процессе работы над исследованием выявлены новые направления в изучении проблемы. Среди них наиболее перспективными являются разработка проблемы формирования творческой самостоятельности младших подростков в системе школьного образования; подготовка будущих учителей музыки к формированию творческой самостоятельности детей на материале массовой музыкальной культуры.
139
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Харичева, Дина Владимировна, 2007 год
1. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: МГПИ им.В.И.Ленина,1982.- 134 с.
2. Адорно Теодор.В. Избранное: Социология музыки. М., Спб.: Университет кн., 1999.- 445с.
3. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и дикционного голоса. Липецк: Плинт, 1996.- 376 с.
4. Алексеева Л. О некоторых тенденциях в советской песне 60-70-х годов//Советская музыкальная культура. История. Традиции. Современность. //Сборник статей/ Сост. Д.Дараган. М.: Музыка, - 1980. С. 34-42.
5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2003.- 336 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань,: Изд-во Казан, ун-та 1988. - 236 с.
8. Апраксина О. А. Методика развития детского голоса. М.: Просвещение,1983.-96 с.
9. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб.: ЭГО, 2001. -287с.
10. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.:Просвещение,1984.- 112 с.
11. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности // Формирование музыкально-исполнительского мастерства. М.: МГПИ им.Ленина, 1985.- С. 18-25.
12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1965. - 151с.
13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.: Госиздат, 1930. -190 с.
14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.:Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
15. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., JL: Музгиз, 1952. -192 с.
16. Афанасьева О.В. Творчество: свобода и необходимость. Сущность творчества. Пути повышения творческой активности: Монография. М.: Юрид. ин-т МВД РФ, 1995.- 105 с.
17. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: АПН РСФСР, 1953. -96 с.
18. Багадуров В.А. Очерки по вокальной методологии. Часть П1. Вып. второй. - М.: Музгиз, 1956.-256с.
19. Баренбойм JI.A. О некоторых тенденциях музыкальной педагогики XX века// Путь к музицированию. JL: Сов. композитор, 1979. - 352 с.
20. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. -64 с.
21. Баталина-Корнева Е.В. Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре. Автореф. дис.канд.пед.наук.- М., 2003.- 16с.
22. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М.: Флинта, 1999. -310с.
23. Бернстайн JI. Музыка всем. М.: Сов. композитор, 1978.- 256с.
24. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Йн-та проф. образования, 1995. 144с.
25. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1961. т. 1 - 695 с.
26. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средних школ средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1993.-30с.
27. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1983. -173 с.
28. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания. М.: МГЗПИ, 1989. - 81 с.
29. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
30. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М. - Ростов н/Д: Учитель, 1999. - 563с.
31. Боровиков Л.И. Научный руководитель в инновационном учреждении дополнительного образования детей: Методическое пособие к спецкурсу для слушателей институтов повышения квалификации работников образования. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. - 80с.
32. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 1997.-350 с.
33. Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников. М.: Просвещение, 1990. - 107 с.
34. Булатова О.С. Педагогический артистизм. М.: Изд.центр Академия, 2001.-240с.
35. Величко Ю.В. Формирование аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в гуманитарной гимназии (на материале факультативных и внеклассных занятий). Автореф. дис.каяд.пед.наук.-Саранск, 2003. 18с.
36. Василинина И. Клавдия Шульженко// Мастера эстрады. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003 - С.217-300.
37. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.:Просвещение, 1968.-415 с.
38. Витг Ф. Практические советы обучающимся пению/ Под ред. Ю.А.Барсова. Л.: Музыка, 1968.- 158с.
39. Войтлева Н.А. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки. Автореф.дис.канд.пед.наук. Майкоп., 2003. - 26 с.
40. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1988. - 94 с.
41. Волобуев В.А. Формирование коллективных отношений участников самодеятельных ВИА в учебно-воспитательном процессе. Дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16с.
42. Волчегурская Н.Б. Из истории массовой музыкальной культуры. Таганрог: Изд.центр ДГТУ Ростов-н/Д, 2000. -18 с.
43. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. -90с.
44. Выготский J1.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. -432 с.
45. Гайтанджиев Г. Легкая музыка и молодежь. М.: Знание, 1970.-9 с.
46. Галагузова М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки. Автореф. д-ра пед.наук. М., 1988. 31 с.
47. Гарсиа М. Школа пения. М.: Музгиз, 1956.- 127с.
48. Гинзбург Л.С. О музыкальном исполнительстве. М.: Знание, 1972. - 40 с.
49. Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979.- 365с.
50. Глассман А.Н. Формирование маркетинг менеджмента в системе шоу бизнеса. Автореф. канд. эконом, наук. СПб., 2001.- 19с.
51. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ.учреждений сред, проф. .образования /В.П.голованов. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-239с.
52. Голубев П.В. Советы молодым вокалистам. М.: Музгиз, 1963.- 87с.
53. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. -193с.
54. Григорова В.К. Педагогика творчества: специфика и особенности творчества//Сборник научных трудов по материалам 48-ой научной конференции ХГПУ.-Хабаровск: ХГПУ, 2002. -С.8-13.
55. Гройсман A.JI. Личность, творчество, регуляция состояний. М.: Магистр, 1998.-430с.
56. Детский голос. Экспериментальные исследования/Под ред. В.Н.Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - 231 с.
57. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. - 347 с.
58. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996.- 368с.
59. Дмитриев Ю.А. Советская эстрада. М.: Искусство, 1968. 320с.
60. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: Музыка, 1972. 32 с.
61. Дополнительное образование детей: Учеб. пособ./ Под ред. О.Е.Лебедева. М.: Владос, 2003. - 256с.
62. Дрозина В.В. Контекстно-интенсифицированный подход к организации творческой самостоятельной деятельности: теория и практика. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. - 174с.
63. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб.: Питер Ком,1999.-368 с.
64. Дука С.И. Творчество как общение: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1993.-16 с.
65. Дуков Е.В. Вокальная и инструментальная музыка популярных жанров//История современной отечественной музыки: Учебник. Вып.2/Ред. М.Тараканов. М.: Музыка, 1999. -С.62-95.
66. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СП б.: Лань,2000. -192с.
67. Еремкин А.И. Модель одаренности: Монография. Елец: ЕГУ, 2005. -244 с.
68. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. - 304с.
69. Ерохин В. Уинтроп Сарджент и его книга о джазе// Сарджент У. Джаз. -М.: Музыка, 1987. -С.3-21.
70. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 204с.
71. Зелеикова Т.В. Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства: Автореф. канд. псих, наук. М., 1990. 26 с.
72. Зелинская Н.М. Индивидуальный подход к учащимся музыкантам как условие развития их творческой самостоятельности. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1988. - 16 с.
73. Земзаре И.Д. Взаимодействие серьезных и массово-развлекательных жанров в европейской музыке первой половины XX века. Автореф.дисс.канд.искусств. Л., 1984. - 16с.
74. Зеньковский В.В. Психология детства: Учебное пособие для вузов. М.: Academia, 1996. - 346с.
75. Иванов С.В. Система обучения менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов Вузов культуры. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1997. -18с.
76. Искусство и школа: Книга для учителя/ Сост. А.К Василевский. М.: Просвещение, 1981.- 288с.
77. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. -206 с.
78. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. - 368с.
79. Каган М.С. Музыка в мире искусства. М.: Музыка, 1996. - 273с.
80. Казаренков В.И. Основы педагогики: Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учеб. пособие. -М.: Логос, 2003. 96с.
81. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Просвещение, 1990. -140с.
82. Кант И. Сочинения. Т.5. М.: Знание, 1966. - 564 с.
83. Касимов В.Г. Психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия у учащихся музыкантов впроцессе индивидуальных занятий. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1989. -16 с.
84. Кириллова Н.Н. Творчество. Личность. Образование. М.: Изд-во Рос. эконом, академии: 1995. - 103 с.
85. Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов. Автореф . дис. канд.пед.наук. М., 2003. - 25 с.
86. Клипп О.Я. Постановка голоса эстрадного певца. М.: МГПУ, 2003.-18с.
87. Клитин С.С. Эстрада проблемы теории, истории и методики. - Л.: Искусство, 1987.- 190с.
88. Коваленко Н.В. Педагогические условия повышения музыкально-эстетической культуры участников самодеятельных ВИА. Дис.канд.пед.наук. М., 1986. - 16 с.
89. Коваль М.Б. Становление и развитие воспитательной деятельности внешкольных объединений. Дисс. д-ра пед.наук. М. 1991. 335с.
90. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Классика - XXI, 2004. - 133с.
91. Козлова Н.А. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения. Автореф.канд.пед.наук. Челябинск, 1999. - 25 с.
92. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.М.Джуринский/. -М.:Просвещение, 1989.-416 с.
93. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург: УГПИ, 1993.-77 с.
94. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255с.
95. Конен В. Д.Рождение джаза.-М.: Сов. композитор, 1984.-319с.
96. Конников А.П. Мир эстрады. М.: Искусство, 1980. - 271 с.
97. Королев O.K. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп музыки: Термины и понятия. М.: Музыка, 1986. - 166с.
98. Кривцун О.Э. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1996. - 495с.
99. Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования. Автореф.дис.канд.пед.наук. Челябинск, 1997.-23 с.
100. Кузнецов В.Г. Методика работы с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. М.: МГИК, 1993. - 48 с.
101. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
102. Ю2.Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. М.: Политиздат, 1985. - 399 с.
103. Куликовская О.Б. Развитие творческих способностей и личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе. Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1999.-22 с.
104. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М.: Музыка, 1985.- 143с.
105. Левченко О.А. Педагогические условия художественно-творческого развития личности учащихся в школе художественно-музыкального профиля. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1995. - 16 с.
106. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 462с.
107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание личность. М.: Политиздат, 1975. -248с.
108. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-195 с.
109. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.
110. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1998. - 462с.
111. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.
112. Ляховицкая С.С. Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов//Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе/ Сб.статей под ред. А.Тудоровского/. М., Л.: Музыка, 1965.- С.79 - 93.
113. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М.: 2002. 408с.
114. Малинина Е. В. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка, 1967. - 88 с.
115. Мархасев Л.С. XX век в легком жанре (Взгляд из Петербурга -Петрограда Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900-1980годов. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006. - 504с.
116. Мархасев Л.С. В легком жанре: Очерки и заметки. Л.: Сов. композитор,1986.-290 с.
117. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.- 208 с.
118. Махлина С.Т Язык искусства в контексте культуры. СПб.: Санктпетер. гос. акад. Культуры, 1995. - 216 с.
119. Махлина С.Т. Молодежь и искусство. Л.: О-во Знание, 1986.- 16с.
120. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы в теории. -М.: Педагогика, 1975. 368.
121. Меерович М.И. Технология творческого мышления. Минск: ХАРВЕСТ, 2000. - 430 с.
122. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М,: Просвещение,1987,- 95с.
123. Менабени А.Г. Самостоятельная работа студента при обучении сольному пению// Вопросы вокальной педагогики. Вып.5/ Под ред. Л.Б.Дмитриева/. М.: Музыка, 1976. -С.247-261.
124. Менумеров В.А. Педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе. Автореф. дис.кан.пед.наук. Кострома, 2002. - 19 с.
125. Мисаилова И.И. Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX-начала XX в.в. как источник совершенствования системы музыкального образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. - 20 с.
126. Миссия творчества в возрождении России: Мат-лы междунар. симпоз. -(Тверь, 21 -22 апреля 1993 г.) Тверь, 1994. - 87с.
127. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи. Автореф. дис.канд.искусствовед. Л., 1986. -16 с.
128. Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становление личности. /Сб.науч.тр./ ПИИ Культуры; № 137, ЛГИК/. М., 1985. - 144с.
129. Музыкальное воспитание в школе, вып. 15: /Сборник статей/ Сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1982.-160с.
130. Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.1310 детском голосе. (Сб. статей) /Сост. Н.Д.Орлова / М.: Просвещение, 1966.-55 с.
131. Овчинников Е. История джаза. М.: Музыка. 1994.- 240с. 133.0городнов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. Киев: Музична Украйина, 1989.- 163с.
132. Органов П.А. Певческий голос и методика его постановки. М.,Л.: Музгиз, 1951.- 134с.
133. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 176с.
134. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М. Нальчик: Эльфа, 1996.-143с.
135. Ошо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. Спб.: ИД «Весь», 2004.- 192с.
136. Паулс Р. Эстрадная песня и работа над ней// Самодеятельные ВИА и дискотеки. М.: Профиздат, 1987. - С.24-37.
137. Певцы советской эстрады: Вып.2/Сост. М.Успенская/. М.: Искусство, 1985.-279 с.
138. Певцы советской эстрады: Вып.З/Сост. М.В.Успенская/. М.: Искусство, 1991.-304 с.
139. Педагогическая энциклопедия. Т.2.- М.: Сов. энциклопедия, 1965. С.201-209.
140. Передреева О.Б. Педагогические условия формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом образовании. Автореф. дис.канд.пед.наук. Новгород, 2002. - 23 с.
141. Петровский А.В. Способности и труд. М.: Знание, 1966. - 80с.
142. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. -303 с.
143. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. -184 с.
144. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312с.
145. Подуровский В.М., Суслова М.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001.- 320с.
146. Полякова О.И. Теоретико-методологические аспекты использования ТСО в процессе обучения пению подростков. Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 2003. -20с.
147. Пономарев Я.А. Психология творения. Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. -47 с.
148. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.
149. Поп музыка. Взгляды и мнения// Сборник ст./ Сост.Э.Фрадкина. JL: Сов. композитор, 1977. - 80с.
150. Попков Н.Н. Постановка голоса. Практический курс современного эстрадного пения. М.: РАМ им.Гнесиных, 1997.- 96с.
151. Популярная история музыки/ Автор-сост. Е.Г.Горбачева. М.: Вече, 2002. - С.437-463.
152. Проблемы развития современного эстрадного искусства/ ВНИИ искусствознания мин. культуры СССР; ред. Дуков Е.В. М., 1988. - 244с.
153. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/ Сост. Н.К. Беспятова. М.: Айрис, 2003.- 176с.
154. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. -Методическое пособие для учителей музыки./Сост. С.М.Едунов, Г.А. Праслова. Спб.: Изд-во СПб ГУПМ, 2001.- 140с.
155. Протасова Н.В. Эстетические проблемы массовых жанров искусства. Автореф.дисс. канд. философ, наук. Одесса, 1993. 23с.
156. Психология подростка. Учебник. Под редакцией А.А.Реана СПб.: «прайм - ЕВРО-ЗНАК», 2003.- 480 с.
157. Развитие творческих способностей школьников в учреждениях дополнительного образования: Мат-лы Вторых Брудновских чтений/ Под ред. Мелихова Ю.Ф., Репринцева А.В.- Курск: Изд-во КГПУ, 2001. 192с.
158. Раззаков Ф.И. Тайны шоу бизнеса. М.: ЭКСМО - пресс, 2001.414с.
159. Рапацкая Л.Г. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. - 137 с.
160. Расчетина С.А. Индивидуальный подход к подростку. Л.: Знание, 1981. -16с.
161. Расчетина С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе. Л.: ЛГПИ, 1988. - 75 с.
162. Риггс С. Как стать звездой. М.: Guitar College, 2000.- 104с.
163. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2000. - 705 с.
164. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
165. Русская советская эстрада. Очерки истории. 1917-1929. Кн. 1. М.: Искусство, 1976.407с
166. Савченко Б. А. Эстрада ретро. -М.: Искусство, -1988. 397с.
167. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. -144с.
168. ПО.Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. Ярославль: ЯГПУ, 2002.- 240с.
169. Синицин Е.С. Теория творчества. Структурный анализ мышления. Теория интегрированного обучения. Новосибирск: НГАХА, 2001. - 448с.
170. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96с.
171. Скороходов Г.А. Звезды советской эстрады. М.: Сов. композитор, 1986.-183 с.
172. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-576с.
173. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества. Орел: ОГУ, 2000. -100с.
174. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. - 64 с.
175. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. Л.: Музыка, 1964. - 87 с.
176. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. -М.: Сов. композитор, 1975.-202 с.
177. Способности. (Сборник) К 100-летию со дня рождения Б.М.Тешюва/ Ред. Э.А Голубева/ Дубна: Феникс, 1997. - 387с.
178. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983. - 424 с.
179. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М. :ТЦ Сфера, 2003. - 160с.
180. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению. М.: МГПИ, 1988. -68с.
181. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению -М.Прометей, 1992. -269с.
182. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения в 5-ти томах. Т.4. Киев: Рад. Школа, 1979. - 670с.
183. Тараканов Е.М. Песня//История современной отечественной музыки: Учебник. Вып.2/Ред. М.Тараканов. М.: Музыка 1999. - С. 5-62
184. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1986. - 46с.
185. Теория и методология творчества: итоги и перспективы. М.: РАН Ин-т философии, 2001. -140 с.
186. Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985. -328 с.
187. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.,J1.: АПН РСФСР, 1947.-335 с.
188. Утесов Л.О. Спасибо, сердце! М.: Всерос. театр, об-во, 1976.478с.
189. Ушачев В.П. Творчество в системе образования. М.: МПГИ, 1995. 217с.
190. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.1. -М.: Педагогика, 1974. - 584с.
191. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Музыка, 1975.-109с.
192. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1990,- 173с.
193. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972.- 204с.
194. Цыпин Г.М. Музыкальное исполнительское искусство: Теория и практика. Спб.: Алетейя, 2001. - 318с.
195. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994,384 с.
196. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный «авангард» и поп музыка в системе буржуазной идеологии. - М.: Музыка, 1987.- 187с.
197. Черенков Ю.Н. Теория и методика музыкально-творческого развития специалистов музыкальной эстрады в Вузах культуры. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1999. - 20с.
198. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М.: Academia, 2002.-384с.
199. Шамсиева А. А. Формирование творческой самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах. Автореф.дис.канд.пед.наук. Казань, 2005. - 21с.
200. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.: Просвещение, 1986. 461с.
201. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. М.: Педагогика, 1947. -120 с.
202. Шацкий С.Т. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1958.-430 с.
203. Шестаков Г.Ю. Музыка в буржуазной «массовой культуре»: Критические очерки. М.: Политиздат, 1986. -127 с.
204. Шпаковская Б.Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя. Автореф. дис.канд.пед.наук.- СПб., 2002. 20с.
205. Шульженко К.И. Когда вы спросите меня. М.: Мол. гвардия 1985. -222с.
206. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. М.: Педагогика, 1989 -230 с.
207. Щербакова Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (на материале Центра дополнительного образования). Автореф.дис.канд.пед.наук. -Ростов-на- Дону, 1997. - 21с.
208. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 320 с.
209. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. - 206 с.
210. Эстетика: Словарь. Под общей ред. А.А.Беляева.- М.: Политиздат, 1989 -447с.
211. Эстрада без парада/ Сост. Т.П.Баженова/. -М.: Искусство, 1991.446с.
212. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2004. -862с.
213. Эстрада России XX век. Лексикон. М.: РОССПЭН, 2000. - 782с.
214. Эстрадное пение: примерная учебная программа/Сост. Палашкина Г.В. -М. Мин.культ РФ науч.-мет.центр по худож. образ., 2002. -27 с.
215. Юдина С.Д. Психологические факторы формирования и развития музыкальных способностей. Автореф.дис.канд.пед.наук. Новосибирск, 1996.20с.
216. Яворский Б.Л. Избранные произведения в 2-х томах. Т.1. - М.: Музыка, 1964 - 670с.
217. Якиманская и.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 95с.
218. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности-М.: Флинта, 1997.-222с.
219. Яковлюк С.М. Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора. Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 2004.-20с.
220. Ярошевский М.Г. Творчество// БСЭ Т.25.// - М.: Сов, энциклопедия, 1976.- С.185-186.155
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.