Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Баранова, Наталья Кирилловна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Баранова, Наталья Кирилловна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ.
1.1 Проблема творчества в истории философии и психологии.
1.2 Проблема способностей в психолого-педагогической литературе.
1.3 Способности в педагогической деятельности.
Глава II ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ, УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ.
II. 1 Особенности музыкального искусства Хакасии.
II.2 Задачи подготовки учителей начальных классов, учителей музыки в связи с национальными особенностями.
Глава III ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ.
III. 1 Организация и методика проведения опытноэкспериментальной работы.
III.2 Формирующий этап и анализ его результатов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе: На материале Республики Хакасия2003 год, кандидат педагогических наук Мирошниченко, Влада Валерьевна
Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане2006 год, кандидат педагогических наук Хайруллоев, Бахриддин
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки2004 год, кандидат педагогических наук Давыдова, Татьяна Владимировна
Творчество композиторов ЧУвашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки2002 год, кандидат педагогических наук Иванова, Алла Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии»
Таким образом, практика университетского образования в Хакасии выявляет целесообразность постановки вопроса о системе изучения хакасской музыкальной культуры и искусства в процессе подготовки учителей начальных классов и учителей музыки к дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме того, вопросы творческого развития студентов ХГУ имени Н.Ф. Катанова при изучении хакасской музыки ещё не были предметом специального исследования, а рассматривались лишь в той или иной мере при решении проблем совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса. Это и определило актуальность данной диссертации.
Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методики развития творческих способностей студентов на материале хакасской музыки.
Объектом исследования является подготовка студентов к профессиональной деятельности учителя начальных классов, музыки.
Предмет исследования — процесс творческого развития будущих учителей средствами национального музыкального искусства Хакасии.
Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что: 1) знакомство с хакасской музыкой должно органично сочетаться с процессом развития творческих способностей студентов и формирования профессионально-педагогических умений;
2) целенаправленное изучение хакасской музыки будет содействовать повышению квалификации будущих учителей начальных классов, музыки путем освоения ими национального искусства;
3) эффективность воздействия хакасской музыки на развитие творческих умений и навыков студентов станет наиболее продуктивной при учете определенных психолого-педагогических условий.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
- изучить состояние проблемы творчества в психолого-педагогической литературе;
- разработать конкретные методы и приёмы развития студентов в процессе изучения хакасской музыки;
- проверить в экспериментальной работе влияние хакасской музыки на развитие творческих способностей студентов.
В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы по проблеме исследования;
- обобщение передового музыкально-педагогического опыта;
- анализ собственного многолетнего опыта;
- методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертное оценивание и др.);
- обучающий эксперимент (создание проблемно-поисковых ситуаций, деловые игры и др.);
- анализ экспериментальных данных.
Общей методологической основой исследования явились философские труды, связанные с изучением природы творчества (Ф. Бекон, А. Бергсон, И: Кант, Ф. Шеллинг, Н.А. Бердяев,
B.И. Вернадский, Л.Ф. Ильичёв, А.Г. Спиркин и др.), разработанные учёными вопросы психологии творчества (JI.C. Выготский,
C.О. Грузенберг, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов; А.И. Щербаков и др.).
Частной методологической базой послужили теоретические воззрения на проблемы педагогического творчества (Ю.П. Азаров, Л.В. Занков, Н.Ф. Гоноболин, В.С.Ильин, В.А.Кан-Калик, А.Е. Кон-дратенков, В.А. Сластенин и др.), научно-методические взгляды на процесс развития творческих способностей студентов в системе музыкального воспитания и образования (О.А.Апраксина, Л.Г. Арчаж-никова, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин и др.), научные концепции по вопросам истории, культуры, искусства Хакасии (В.Я. Бутанаев, Н.Ф. Катанов, А.А. Кенель, Г.Г. Кото-жеков, Л.Р. Кызласов, В.Е. Майногашева,М.А. Унгвицкая и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
1) проблема всестороннего изучения хакасской музыки и возможности её использования для музыкального развития студентов впервые стала предметом исследования;
2) теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей студентов на материале хакасской музыки;
3) экспериментально определены эффективные формы и методы творческого развития студентов в процессе изучения хакасского музыкального искусства;
4) разработанные в исследовании практические рекомендации служат основой профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, музыки к работе со школьниками Хакасии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработку системы методов, направленных на активизацию творческого развития студентов в процессе изучения хакасской музыки, воспитания у них чувства высокой гражданственности, интернационализма и эстетического отношения к действительности.
Материалы исследования широко используются в учебной работе музыкального колледжа, Института искусств и Института сая-но-алтайской тюркологии Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. Кроме того, материалы диссертации могут быть эффективным средством для изучения национального искусства других народов, этнических групп, проживающих в Хакасии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование творческой активности студентов на материале хакасской музыки поможет сохранению и развитию традиций национальной хакасской культуры, искусства.
2. Одним из ведущих направлений музыкального развития студентов в процессе изучения хакасской музыки должен стать комплексный подход, основанный на интеграции предметов гуманитарного цикла, психолого-педагогических дисциплин и специальных школьных методик.
3. Разработанные методические рекомендации в силу воспитательного и развивающего потенциала создают условия для более качественной профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, музыки к практической работе в школах Хакасии.
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:
- в процессе проведения опытно-экспериментальной работы;
- в форме открытых занятий, их обсуждения и одобрения преподавателями Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова;
- в ходе выступлений на научно-практических конференциях, на «Катановских чтениях» в Хакасском университете, на международном симпозиуме «Чатхан: история и современность»;
- в ходе проведения методической работы с руководителями хоровых коллективов, учителями музыки, композиторами Хакасии;
- отдельные материалы исследования сообщались на лекци-онно-практических занятиях в Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- основные положения диссертации вошли в разработанную автором программу по методике музыкального воспитания и одобренную кафедрой педагогики и психологии национального и поликультурного образования Института саяно-алтайской тюркологии Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова;
- материалы исследования использовались студентами и выпускниками ХГУ имени Н.Ф. Катанова в их практической работе в детских садах и школах Хакасии; результаты творческих исследований изложены в 6-и научных публикациях, изданных Красноярским институтом искусств, Хакасским республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Хакасским научно-методическим центром народного творчества и ХГУ имени Н.Ф. Катанова.
Гла 1зз I
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов2005 год, кандидат культурологии Бурнакова, Лариса Юрьевна
Подготовка будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников в процессе изучения специальных дисциплин2004 год, кандидат педагогических наук Баженова, Евгения Александровна
Формирование этнопедагогической культуры будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки2006 год, кандидат педагогических наук Северинова, Лариса Ивановна
Педагогические особенности освоения учащимися хакасской музыкальной культуры в среднем профессиональном образовании2008 год, кандидат педагогических наук Кондратова, Надежда Николаевна
Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе1985 год, кандидат педагогических наук Суслова, Тамара Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Баранова, Наталья Кирилловна
Выводы по III главе
В результате проведённого констатирующего этапа исследования мы пришли к выводу, что в процессе музыкально-эстетического воспитания студентов на основе национального музыкального искусства Хакасии имеются неисчерпаемые возможности для развития творческих способностей будущих учителей начальных классов, учителей музыки в условиях республики.
Проведение формирующего эксперимента показало, что методика развития творческих умений и навыков обучающихся (опора на национальные традиции, обычаи, музыкальную культуру и искусство хакасского народа; связь с народной педагогикой; интеграция хакасской музыки с другими видами искусств; принцип саморазвития, самосовершенствования по законам Добра и Красоты) является эффективной.
Опрос испытуемых, проведённый в ходе формирующего эксперимента, свидетельствовал о заинтересованном отношении студентов к занятиям, основанным на экспериментальной методике. Большинство студентов считали такие занятия полезными не только для развития творческих способностей, но и для формирования духовно-нравственных и профессиональных качеств личности.
Обстоятельный анализ результатов исследования, использования предложенной методики формирования творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии доказал их целесообразность в деле повышения уровня профессионально-творческих умений студентов и дает нам возможность рекомендовать эту методику как основу для внедрения в практику музыкально-творческой деятельности в учебных заведениях национальных республик России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненное нами исследование позволило сделать следующие теоретические выводы и практические рекомендации.
Разработанная методика формирования творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии занимает важное место в комплексной структуре профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, учителей музыки в условиях национальной республики.
Проблема всестороннего изучения хакасской музыки и возможности ее использования для музыкально-творческого развития студентов впервые стала предметом исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработку системы методов, направленных на активизацию творческого потенциала студентов в процессе изучения хакасской музыки, воспитания у них чувства высокой гражданственности, интернационализма и эстетического отношения к действительности.
Хакасское музыкальное искусство содействует возрождению национального самосознания детей, молодежи, формированию духовно-нравственных качеств личности, сохранению и развитию самобытных культурных ценностей своего народа.
Экспериментальная работа показала, что процесс развития творческих способностей студентов средствами хакасской музыки дает более высокие результаты, если применять систему заданий поэтапного формирования творческих умений и навыков моделирования педагогических ситуаций, включающих совместную музыкально-творческую деятельность студентов и педагога на основе педагогики сотрудничества.
Организация занятий коллективного сочинения песен, стихов, считалок, музыкальных игр, сказок на материале хакасского национального искусства способствует раскрытию и гармоническому развитию индивидуальных особенностей студентов, придает совместной деятельности творческую направленность.
Одним из ведущих направлений музыкального развития студентов в процессе изучения хакасской музыки должен стать комплексный подход, основанный на интеграции предметов гуманитарного цикла, на взаимосвязи различных видов искусств с хакасской национальной культурой.
Находясь в тесной взаимосвязи с заинтересованностью студентов в изучении хакасской музыки, творческие способности положительно влияют на учебно-познавательную деятельность, поднимая ее на уровень преобразовательных процессов в объективном и субъективном личностном плане.
Привлечение студентов к музыкально-творческой деятельности на материале хакасской музыки представляет сложную педагогическую задачу, требующую в своем решении учета индивидуальных особенностей каждого, а также дальнейшей практической направленности работы с детьми национальной республики.
Результативность творческой деятельности студентов в сфере музыкальной практики повышается, если педагог постоянно заботится о поощрении и поддержке оригинальных решений, самостоятельности, эвристичности в творческом процессе, используя с этой целью в качестве стимулирующих средств лучшие образцы, прежде всего, отечественной, национальной культуры.
Формирование у студентов внутренней мотивации и потребности в музыкально-творческой деятельности происходит значительно эффективнее при соединении теоретических знаний хакасской музыки с возможностями их самовыражения, яркой передачи эмоционально-образного содержания этой музыки.
Апробация ' И внедрение в практику музыкально-творческой деятельности студентов на материале хакасской музыки подтверждает, что основными путями формирования их творческих способностей является соблюдение последовательности в музыкальном обучении, сопровождающейся постепенным усложнением заданий и выполняющей обучающую, развивающую, воспитывающую функции.
Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о положительных изменениях, происшедших в воспитании у студентов духовно-нравственных качеств, культуры мышления, чувств и общения, глубокого уважения к культурным ценностям народов, этнических групп, проживающих в республике Хакасия.
Материалы исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы, согласно которой целенаправленное изучение хакасской музыки будет способствовать повышению интереса будущих учителей начальных классов, учителей музыки к национальному искусству, воспитанию любви к народному творчеству и выработке на этой основе профессионально-педагогических умений.
Методические рекомендации нашего исследования могут найти широкое применение в музыкально-эстетическом воспитании детей, молодежи национальных республик России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Баранова, Наталья Кирилловна, 1999 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 1 12с.
2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. — М.: Топикал, 1994. — 608с.
3. Актуальные методические и психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе: Тезисы докладов II Обл. науч.-метод. конф. /Редкол.: Л.П. Урванцев (отв. ред.) и др. — Ярославль, 1990. — 142с.
4. Актуальные проблемы подготовки специалиста в педагогическом вузе: Материалы II-III республиканских Катановских чтений. — Абакан: Изд-во Хакасского госуниверситета им. Н.Ф. Катанова, 1995—-1996.
5. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: В 3-х книгах. Очерки. Книга 1. — М.: Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1991. — 252с.
6. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада — к начальной школе). — Воронеж: НПО МОДЭК., 1998. — 352с.
7. Амонашвили Ш.А, Единство цели: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 208с.
8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе:I
9. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1983. — 224с.
10. Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение,!987. — 272с.- 14910. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — С.34.
11. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. . докт. пед. наук. — М., 1986. — 36с.
12. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. ЧЛ.: Учебное пособие. — М.: МГЗПИ, 1989. — 76с.
13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. —М.: Музыка, 1973. — 143с.
14. Баранова Н.К. Поиски новых методов преподавания хоровых дисциплин: Вопросы хорового образования. — Красноярск: Краен, ин-т искусств, — 1993. — С.3-10.
15. Баранова Н.К. А если нет нот: Метод, пособие по развитию основ импровизации, варьирования и композиции. — Абакан: Респ. научно-метод. центр, — 1994. — СЛ-41.
16. Баранова Н.К. Развитие творческих способностей студентов Института саяно-алтайской тюркологии на занятиях по методике музыкального воспитания: Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. Вып.2. — Абакан: ХГУ им Н.Ф. Катанова, 1998. — С.184-188.
17. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240с.
18. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. ;— Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344с.
19. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. — М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1916. — 358с.
20. Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. — В кн.: С.О. Грузенберг. Гений и творчество. — Л., 1924.
21. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. — Л.: Музыка, 1974. — 142с.
22. Блонский П.П, Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2х томах. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1979.
23. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки. — М., 1995. — 61с.
24. Борев Ю.Б. Эстетика. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — С.173-174.
25. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: Институт психологии РАН, 1997. — С.73.
26. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1996. — 224с.
27. Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов: Учеб. пособие для студ. вузов. — Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1998. -352с.
28. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов /Отв. ред. Е.В. Попов. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 336с.
29. Введение в психологию /Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: Академия, 1996. — 496с.
30. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч./Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1989.
31. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит: Из опыта работы. — М., 1990, — 95с.
32. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991, — 207с.
33. Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. Серия 2. Психология. Педагогика. — Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. — 1.24с.
34. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость //Восприятие музыки. — М., 1980. — С.229-243.
35. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 1984. — 256с.
36. Вопросы древней истории Южной Сибири. — Абакан: Хаккни-гоиздат, 1984.— 175с.
37. Вопросы методики музыкального воспитания детей. — М.: Музыка, 1975. — 128с.
38. Вопросы психологии способностей: Сборник статей /Под ред. В.А. Крутецкого. — М.: Педагогика, 1973. — 216с.
39. Вопросы совершенствования подготовки учителя в вузе: Материалы I республиканских Катановских чтений. — Абакан: АГПИ, 1993. — 202с.
40. Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы: Сборник науч. трудов. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1979. — 168с.
41. Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. /Сост. Б.А. Лезин, — Харьков, 1907. — 447с.
42. Вопросы хакасской филологии: Сборник науч. трудов Хак. НИИЯЛИ. — Абакан, 1977. — 180с.
43. Вопросы этнографии Хакасии. — Абакан: Хак. НИИЯЛИ, 1981, — 205с.
44. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. — М.: Моск. ун-т, 1984. — 175с.
45. Воспитание музыканта-педагога: Сборник трудов. Вып. 114. — М.: Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1990. — 112с.
46. Выготский JI.C. Психология искусства /Под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. — 344с.
47. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1994. — 90с.
48. Гайденко П.П. История науки в контексте культуры: Сборник статей Ин-та философии АН СССР /Отв. ред. П.П. Гайденко.1. М.: ИФАН, 1990. — 150с.
49. Галин A.JI. Личность и творчество: Психол. этюды. — Новосибирск: Кн. изд-во, 1989. — 126с.
50. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. I./Пер. с франц.
51. М.: Мир, 1992. — С.436-440.
52. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993. — 306с.
53. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. — М.: Моск. ун-т, 1977. — 246с.
54. Гоноболин Ф.Н. Психология: Учебное пособие для уч-ся педучилищ /Под ред. Н.Ф. Добрынина. — М.: Просвещение, 1973.240с.
55. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. — М.: Искусство, 1991. — 432с.
56. Горелова Е.Р. Психологические особенности профессиональной направленности личности будущего учителя начальных классов: Автореф. дис. . канд. психол. наук. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. — 16с.
57. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М., 1993. •— 191с.
58. Гримак JT.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1989. — 319с.
59. Грузенберг С.О. Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества. Т. I. — Минск: Белтрестпечать, 1923. — 166с.
60. Гульянц Е.И. Детям о музыке. — М.: Аквариум, 1996. — 388с.
61. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. — М.: Наука, 1976.175с.
62. Дивненко О. В. Хрестоматия по эстетике /Серия «Библиотека лицеиста» — М.: Аз, 1995. — 245с.
63. Дивненко О. В. Эстетика /Серия «Библиотека лицеиста». — М.: Аз, 1995. — С.96.
64. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для уч-ся пед. училищ,. — М.: Просвещение, 1989. — 207с.
65. Дружинин В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Автореф. дис. д-ра психол. наук. — М.,1989. — 46с.
66. Единство обучения и воспитания студентов /Под. ред. Р.С. Александровой. — Казань: Каз. унив-т, 1989. — 160с.
67. Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 1. — Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. — С.3-8.
68. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. — М.: Искусство, 1972.184с.
69. Живая старина: Учебное пособие для уч-ся /Сост. В.Ф. Буров.
70. Абакан: Хаккнигоиздат, 1996. — 176с.
71. Жители Хакасии о своей жизни.'— Абакан: Хаккнигоиздат, 1994. — 72с.- 15472. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. — М.: Знание, 1986. — 40с.
72. Зажги свою звезду. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1975. — 87с.
73. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. — М.: Новая школа, 1996. — 432с.
74. Зеньковский В.В. Психология детства /Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1996. — 336с.
75. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество /ВНИИ искусствознания. — М.: Искусство, 1987. — 252с.
76. Зотова Т.В. Диагностика мнемических способностей школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. — М.,1992. — 19с.
77. Из истории Хакасии. Советский период (1917-1991г. г.): Учебное пособие в помощь учителям истории и краеведения в 9-10 кл. — Абакан: ИУУ, 1993. — 81с.
78. Илларионов С.В. Межпредметные связи как условия формирования познавательного творчества. — М., 1991. — 115с.
79. История Хакасии с древнейших времён до 1917 года /Отв. ред. JI.P. Кызласов. — М.: Восточная литература, 1993. -525с.
80. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? — М.: Советский композитор, 1982. — 214с.
81. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 206с.
82. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и доклады^ — М.: Педагогика, 1986. — 192с.
83. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Музыка в школе. — М.: Просвещение,1987, №4.
84. Казаков В.Г., Кондратьева J1.J1. Психология: Учебник для ин-дустр.-пед. техникумов. — М.: Высш. школа, 1989. — С.273.
85. Казачинова Г.Г., Татарова В.К. Кто ты есть? — Абакан: Роса, 1997. — 88с.
86. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.
87. М.: Педагогика, 1990. — С.53.
88. Кант И. Критика чистого разума: Соч. в 6т. — М.,1964.
89. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса.
90. М.: Новая школа, 1993. — 80с.
91. Катанов Н.Ф. Земля священная. — Абакан: Роса, 1997. — 60с.
92. Кенель А.А. Заметки по истории музицирования в Хакасии /Архив Хак. НИИЯЛИ, рукописный фонд №501. — Абакан, 1949. — С.3-76.
93. Кенель А.А. Народное музыкальное творчество хакасов. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1955. — С.4-13.
94. Кенель А.А. О хакасской музыке: Лит. — худ. альманах «Абакан» №10. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1958., — С.199-201.
95. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. — М., 1992. — 172с.
96. Книга по эстетике для музыкантов /Род. И.А. Константинов, К. Ангелов (Болгария). — М.: Музыка, 1983. — 272с.
97. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза, 1994. — 344с.
98. Кокова И.Ф. Николай Фёдорович Катанов: Докум.-публиц. эссе. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1993. — 128с.
99. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.1. М.: Педагогика, 1982.
100. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 255с.
101. Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 208с.
102. Конышева Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте: Авто-реф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1979. — 15с.
103. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для учащихся и учителей. — М.: Просвещение,1994. — 79с.
104. Котожеков Г.Г. Культура народов саяно-алтайского нагорья: Учебное пособие. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1992. — 192с.
105. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат,1985. — С.323.
106. Краткий словарь по эстетике: Кн. для. учителя /Под ред. М.Ф. Овсянникова. — М.: Просвещение, 1983. — С.165.
107. Кривоногов В.П. Хакасы: Этнические процессы во второй половине XX века. — Абакан: Центавр, 1997. — 144с.
108. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для уч-ся пед. училищ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 336с.
109. Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 208с.
110. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: Ленинград. ун-т, 1967. — С.135-136.
111. Культура и художественное воспитание. Проблемы социального проектирования: Сборник статей. — Новосибирск — Херсон, 1991, — 260с.
112. Культурология: Учебное пособие /Под ред. В.И.Добрынина — М., 1996. — 272с.
113. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. — М., 1986. — 238с.
114. Кызласов И.Л. Древняя письменность саяно-алтайских тюрков: Рассказы археолога. —- М.: Восточная литература. -1994. — 100с.
115. Кызласов JI.Р. Земля Сибирская: Страницы истории и современность. Выпуск 1. — Абакан — Москва, 1994. — 93с.
116. Лебедев В.К. Коллективная музыкальная деятельность как средство формирования личности младшего школьника: Дис. . канд. пед. наук. — Киев, 1981. — 173с.
117. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. — 277с.
118. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. — М.: Знание, 1984. — 79с.
119. Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления: В кн.«Доклады на совещании по вопросам психологии (3-В июня 1953г.). — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1954.
120. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Полит. литература, 1975. — 304с.
121. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 240с.
122. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение,1993. — 381с.
123. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1992. — 224с.
124. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений: Пер. с англ. /Предисл. А.Я. Варга. — М.-: Междунар. пед. академия,1994. — 368с.
125. Майногашева В.Е., Унгвицкая М.А. Хакасское народное поэтическое творчество. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1972. -311с.
126. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. — М., 19831986.
127. Максимов С.В. и др. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. — Ставрополь: Ин-т развития образования, 1994. -129с.
128. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 192с.
129. Масный С.Н. Пути совершенствования специальной подготовки учителей музыки общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. —Киев, 1982. — 15с.
130. Материальная и духовная культура народов Сибири. — Л.: Наука, 1988. — 209с.
131. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности — Л.: Музыка, 1988. — 88с.
132. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. — М.: Школа' Пресс, 1994. — С.65.
133. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное вое приятие»: Восприятие музыки. —М.: Музыка, 1980. — С. 141 155.
134. Мейлах Б.С. Художественное и научное творчество. — Л. 1972. — 255с.
135. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразо вательной школе (1-7 кл.). — М.: Музыка, 1971. — 288с.
136. Мифы и легенды хакасов /Сост. П.А. Трояков. — Абакан Хаккнигоиздат, 1995. — 184с.- 159136. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240с.
137. Морозова С.Н. Идеи развития творческих способностей учащихся в педагогической деятельности Б.Л. Яворского: Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина,.1980. — С.75-85.
138. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 140с.
139. Музыка в 4-7 классах: Методическое пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 240с.
140. Музыка в школе: Метод, журнал Мин-ва нар. обр. РСФСР. — М.: Просвещение, 1983-1990.
141. Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей /Сост. О.А. Апраксина. Вып. 1-17. — М.: Музыка, 1962-1986.
142. Музыкальное образование в контексте культуры. — М.: Рос. Академия музыки им. Гнесиных. 1994. — 128с.
143. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383с.
144. Народное искусство в воспитании детей /Под. ред. Т.С. Комаровой. — М.: Рос. пед. агенство, 1997. — 208с.
145. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 1995.
146. Никандров Н.Д. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя: Советская педагогика. — М.,1982. — №4. — С.90-92.
147. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сборник научных трудов /Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М.: НИИ школ РСФСР, 1978. — 106с.
148. Общая психология: Учеб. для студ. пед. ин-тов /Под. ред. А.В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464с.
149. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. -152с.
150. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для спец. высш. учеб. заведений /Под ред. И.А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — С. 3.
151. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителей /Сост. Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова. — М.: Просвещение, 1986. — 240с.
152. Патачаков К.М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом: (XVIII-XIX вв.). — Абакан: Хаккнигоиздат, 1958. — 104с.
153. Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1982. — 87с.
154. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. — 608с.
155. Педагогическая энциклопедия /Под. ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. Т.4. — М.: Сов. энциклопедия, 1968. — С.215.
156. Петрушин-В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студ. и преп-лей. — М.: ВЛАДОС, 1997. — С.83.
157. Платонов К.К. Психология /Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1977. — С.92-96.
158. Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки студентов: Межвуз. сб. науч. трудов /Тул. гос. пед. ин-т им. JI.H. Толстого. — Тула, 1991. — 142с.
159. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1996. — 432с.
160. Полонский В.П. Сознание и творчество. — Л.,1934. -211с.
161. Пономарёв Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. — М.: Просвещение, 1967. — 264с.
162. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. — 280с.
163. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. — М.: Искусство, 1984. — 325с.
164. Практикум по педагогике и психологии высшей школы. — М.: Моск. ун-т, 1991. — 126с.
165. Практическая психология для преподавателей. — М.: Инф. — изд. дом «Филин», 1997. — 334с.
166. Проблемы детского музыкального воспитания: Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.131, — М., 1994. — 120с.
167. Проблемы научного творчества в современной психологии /Под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1971. — 334с.
168. Проблемы способностей /Отв. ред. В.Н. Мясищев. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. — 308с.
169. Проблемы хакасского фольклора. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1982. — 170с.
170. Прохоров A.M. Способности //БСЭ. -3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. — Т.24. — С.346.
171. Прохоров A.M. Творчество //БСЭ. -3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. — Т.25. — С.330-331.
172. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования /Сост. и отв. ред. В.М. Цеханский. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1986. — 152с.
173. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др.: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1981.— 224с.
174. Психологический словарь /Под. ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др. — М.: Педагогика, 1983. — С.353.
175. Психологический словарь /Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 440с.
176. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов /Сост и отв. ред. А.А. Радугин. — М.: Центр, 1997. — 254с.
177. Психология одарённости детей и подростков /Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996. — 416с.
178. Психология. Словарь /Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
179. Психология. Способности и потребности /Под ред.
180. B.Н. Мясищева. — Л.,1960. — 240с.
181. Психология: Учебное пособие для пед. институтов /Под ред. А.Г. Ковалёва, А.А. Степанова. ■— М.: Просвещение, 1966. —1. C.409.
182. Психолого'-педагогическая подготовка учителей: Учебно-метод. пособие для препод, и студ. пед. вузов. — М.: НИИ общ. педагогики. 1988. — 172с.
183. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений /Ред.
184. П.И. Пидкасистый и В.А. Мижериков. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — С.430.
185. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. — 303с.
186. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М.: ВЛАДОС, 1997.
187. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М.: Знание, 1980. — 96с.
188. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: ЦАПИ, 1994. — 141с.
189. Развитие и диагностика способностей /Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. — М.: Наука, 1991. — 181с.
190. Развитие педагогического мышления у будущих учителей начальных классов: Межвуз. сб. науч. тр. /Нижегор. гос. пед. унт. — Н. Новгород: НГПУ, 1996. — 80с.
191. Развитие творческой активности студентов. Опыт, проблемы, перспективы. — Воронеж, 1991. — 160с.
192. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. — М., 1 991. — 137с.
193. Раппопорт С.X. О природе художественного мышления: Эстетические очерки. — М.: Музыка, 1967. — Вып.2. — С.312.
194. Раченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. — Пятигорск, 1992. — 198с.
195. Резерв успеха — творчество. — М.: Педагогика,1989. — 118с.
196. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. — М.: Моск. гос. ун-т, 1985. — 207с.
197. Ригина Г.С. Музыка для детей: Методические рекомендации по обучению музыке. — М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова,1996. — 108с.
198. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д.:Феникс, 1996. — 512с.
199. Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. — Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1998. — 232с.
200. Рубинштейн С.Л. Основы психологии: Пособие для высш. пед. учеб. заведений. — М., 1935. — 496с.
201. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1989. — С.59-122.
202. Савин Н.В. Педагогика: Учебное пособие для пед. училищ. -М.: Просвещение, 1978. — 351с.
203. Савич В.В. Творчество с точки зрения физиолога. — В кн.: Творчество. — М., 1923. — 146с.
204. Селезнёва Н.Т. Подготовка студентов педвузов к психолого-педагогическому изучению младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1988. — 16с.
205. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 192с.
206. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. — М.: Педагогика, 1986. — С.65.
207. Слободчиков В.И. и др. Психология человека: Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384с.
208. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1997. — 800с.
209. Словина С.Д. Ансамбль «Жарки». — Абакан: Хаккнигоиздат,1990. — 120с.
210. Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе /Сборник науч. статей. — Абакан: Абакан, гос. пед. ин-т,1991. — 168с.
211. Сохор А.Н. Социальная и музыкальная культура. — М.: Сов. Композитор, 1975. — 208с.
212. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов /Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение,1987. — 224с.
213. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Политиздат, 1988. — С.295-296.
214. Способности и склонности: Комплексные исследования /Под ред. Э.А. Голубевой. — М.: Педагогика, 1989. — С.7.
215. Спутник учителя музыки /Сост. Т.В. Челышева. — М.: Просвещение, 1993. — 240с.
216. Стоянов А.К. Описание хакасских народных музыкальных инструментов. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1985. — 42с.
217. Стоянов А.К. О хакасском чатхане. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1996, — 40с.
218. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М.: Прометей, 1992. — 270с.
219. Сумбаев И.С. Научное творчество. — Иркутск, 1957. -1 12с.
220. Сунчугашев Я.И. Краткие очерки из истории Хакасии: Краеведческое пособие для школ Хак. авт. обл. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1968. — 67с.
221. Суслова Т.Д. Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к. музыкально-эстетической работе в начальной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1985. — 14с.
222. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1973. — 272с.
223. Таланчук Н.М. Системно-синергетНческая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса: Пособие для рук.органов нар. обр-я, учеб. заведений и педагогов-новаторов. — Казань, 1993. — 92с.
224. Тарасов Г.С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие: Сборник статей /Сост. А.Г. Костюк. — Киев, 1986. 69с.
225. Тарновская А.С. Формирование психологической готовности студентов университета к педагогической деятельности в школе: Автореф. дис. . канд. психол. наук. — Киев, 1991. — 20с.
226. Телешевская М.Э. Искусство делать людей счастливыми: Записки психотерапевта. —- М.: Ангстрем, 1993. — 336с.
227. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1947. — С.49.
228. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Академия пед. наук, 1961. — 536с.
229. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — М., 1985. Т.2. С.170.
230. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240с.
231. Толмашова Т.В. Проведение хакасских праздников: Из опыта работы. — Абакан: Роса, 1997. — 60с.
232. Традиционное мировоззрение хакасов: Прошлое, настоящее, будущее /Материалы международного семинара. — Абакан: ОПП Гос^мстата Респ. Хакасия, 1 997. — 1 15с.
233. Трояков П.А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1991. — 326с.
234. Тугужекова В.Н. Южная Сибирь: послевоенная (1945-1965г. г.) /На материалах Горного Алтая, Тувы и Хакасии. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1993. — 193с.
235. Ултургашев С.П. Был нацелен на будущее: К 50-летию Абаканского гос. пед. института им. Н.Ф. Катанова. — Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996. — 152с.
236. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. — М.: Педагогика, 1988.
237. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания /Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1994. — 208с.
238. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — С.474.
239. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Л.Ф. Ильичёва и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1983 — С.670.
240. Фуртаева Т.В. Теоретические и практические предпосылки комплексного преподавания искусства. — М., 1996. — 180с.
241. Хакасия в XX веке: хозяйственное и социальное развитие. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1995. — 223с.
242. Халабузарь П.В. и др. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. — М.: Музыка, 1990. — 175с.
243. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 576с.
244. ХмараВ.Н. Эстетический идеал и творчество. — М.: Сов. писатель, 1983. — 272с.
245. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов /Под ред. Д.И. Фельдштейна. — 2-е изд., доп. — М.: Ин-т практ. психологии, 1996. ■— 304с.
246. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов /Под ред. А.В. Петровского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1 987. — С.284.
247. Художественное воспитание подрастающего поколения: Сборник статей. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1989. — 248с.
248. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — Рига: Эксперимент, 1997. — 278с.
249. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис.,. канд. пед. наук. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина. 1978. — 20с.
250. Чатхан: история и современность /Материалы I Междунар. симпозиума 25-28 июня 1996г. — Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996. — 80с.
251. Чебодаев П.И. История Хакасии. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1992. — 156с.
252. Челтыгмашев А.И. и др. Хакасские народные игры и состязания: Пособие для учителя /Сост. А.Г. Кильчичаков. — Абакан: Хаккнигоиздат, 1996. — 64с.
253. Шадриков В.Д. Деятельность и способности.— М.: Логос, 1994. — 320с.
254. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М.: Педагогика, 1975. — 200с.
255. Шмагина Т.С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими комментариями: Пособие для учителя. — М.: МИРОС, 1993. — 128с.
256. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 240с.
257. Экспериментальные исследования волевой активности: Меж-вуз. сборник науч. трудов. — Рязань: РГПИ им. С.А. Есенина, 1986. — 138с.
258. Энгельмейер П.К. Теория творчества /Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского. — Спб. Образование, 1910. -208с.
259. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя /Сост. Г.С. Лабковская. — М.: Просвещение, 1983. — 304с.
260. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов. — Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 477с.
261. Юдина Е.И. Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1985. — 16с.
262. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально-творческого саморазвития. — М.: Аквариум, 1997. — 272с.
263. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М.: Знание, 1971. — 48с.
264. Якупов А.Н. Музыкальное воспитание — всем!: Об опыте организации массового музыкального воспитания в Магнитогорске. — М.: Сов. композитор, 1990. — 104с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.