Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мстиславская, Елена Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 243
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мстиславская, Елена Васильевна
Введение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ
1.1. Сущностная характеристика творческих способностей младшего школьника.
1.2. Анализ подходов к формированию творческих способностей младших школьников.
1.3. Музыкально-развивающая среда как средство формирования творческих способностей младших школьников.
1.3.1. Сущность и содержание музыкально-развивающей среды в общеобразовательных учреждениях.
1.3.2. Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.
1.3.3. Педагогическая система формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.
Выводы к первой главе.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального исследования.
2.2. Проведение констатирующего этапа исследования.
2.3. Этап апробации системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.
Выводы ко второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование художественно-творческих способностей младших школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе2007 год, кандидат педагогических наук Волосатова, Ирина Юрьевна
Формирование творческих способностей младших школьников в условиях развивающей среды2000 год, кандидат педагогических наук Клевцова, Виктория Львовна
Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития в процессе певческой деятельности в общеобразовательной школе2005 год, кандидат педагогических наук Пронина, Татьяна Александровна
Символическое использование цвета как средства музыкально-эстетического развития младших школьников2002 год, кандидат педагогических наук Арзыбова, Лариса Владимировна
Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста2011 год, кандидат педагогических наук Айкина, Любовь Павловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде»
Перемены, происходящие в общественно-экономической жизни России в течение последнего двадцатилетия, неизбежно отразились в социальной, культурной и образовательной сферах. Особенность современных педагогических концепций состоит в поддержании сущностных сил личности. В данных условиях большая роль отводится творчеству, которое становится неотъемлемой характеристикой современной образовательной среды и рассматривается как непременное условие самореализации личности.
Совершенствование процесса формирования творческих способностей личности ведет к созданию принципиально новой образовательной среды, которая существенно влияет на распределение ролей участников образовательного процесса и определяет новые средства для индивидуального и группового обучения, что в итоге способно обеспечить новое качество образования.
В поиске «единства в многообразии» видели основание русской педагогики И.Киреевский, Н.Пирогов, В.Розанов Л.Толстой, К.Ушинский, А.Хомяков. Единое, личное творит перспективное знание, творчески осмысливает и созидает явления прошлого, настоящего и будущего. Проблема развития творческих способностей личности в различных аспектах рассматривается в трудах по философии, педагогике, психологии, являясь предметом исследования М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Библера, И.П.Волкова, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, О.М.Дьяченко, М.С.Кагана, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, К.К.Платонова, В.В.Розанова, В.А.Сластенина, Б.М.Теплова, С.Т.Шацкого, М.Г.Ярошевского и др.
Содержание основных направлений в исследовании творческих способностей составляет следующее:
- формирование творческой личности на основе природных задатков и индивидуальных особенностей (Б.Г.Ананьев, Е.Пархе, Б.М.Теплов и др.);
- зависимость творческого развития личности от факторов социальной среды (Ю.С.Бродский, Д.В.Григорьев, В.С.Ильин, М.В.Крупенина, А.С.Макаренко, Н.Л.Селиванова, М.В.Шакурова, С.Т.Шацкий и др.);
- взаимосвязь творческого развития с особенностями деятельности субъекта (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, Д.Б.Эльконин и др.).
Особо актуальным представляется изучение процесса творческого развития ученика младшего школьного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным к творческому поиску (М.Я.Басов, Н.С.Лейтес, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев и др.).
Исследование в литературе музыкально-сензитивного периода, музыкального восприятия как общечеловеческой деятельности расширяет наше представление о формировании творческого потенциала ребенка в возрасте младшего школьника средствами музыки.
Для данного исследования весьма существенным стало выявление учеными разных эпох взаимообразных связей художественной и интеллектуальной областей в жизнедеятельности человека. Так, многие исследователи (С.М.Берштейн, В.С.Библер, А.Н.Лук, Б.М.Теплов др.) указывают на некую закономерность в жизни выдающихся представителей науки, своего рода подготовку инсайта, проявляющуюся в контексте отражения имеющихся у них музыкальных качеств, интересов, потребностей.
Мысль о взаимообусловленности музыкального, интеллектуального, психофизиологического и творческого развития личности впервые находит свое выражение в синкретичной философско-педагогической системе Древней Греции (сократические школы 4-5 в.в. до н.э.). Далее выявленное направление научной мысли прослеживается в трудах П.П.Блонского, Н.Я.Брюсовой, А.Дистервега, Д.Б.Кабалевского, Я.А.Каменского, М.Монтессори, В.А.Сухомлинского, Г.Фихнера, К.Штумпфа, Б.М.Яворского и других исследователей, которые указывают на особую роль музыки в формировании личности ребенка. Язык искусства, в особенности музыкального, универсален. В условиях последовательной гуманизации современной образовательной системы использование в полной мере потенциала художественной сферы в целях творческого развития ребенка представляется особенно актуальным.
Формирование эстетического отношения к действительности предполагает изучение творческого и музыкального развития личности во взаимосвязи. Музыкально-эстетическая направленность обучения преследует цель развития кругозора, эстетического вкуса, эстетических потребностей в малой социальной группе - классе. К XXI веку наукой не только накоплен, но и в определенной мере проанализирован многочисленный ряд фактов воздействия музыкального звука (колебание упругого тела с определенной частотой) на интеллектуальное, эмоциональное, психологическое состояние человека. В соотнесении с понятием готовности к обучению, с процессом формирования творческой личности младшего школьника музыкальная среда выступает в значении музыкально-развивающей.
Идея формирования творческих способностей личности младшего школьника через расширение кругозора, эстетических потребностей средствами музыкально-развивающей среды требует определенных педагогических установок и путей реализации. В данной связи чрезвычайно актуальным становится рассмотрение следующих аспектов проблемы развития творческих способностей:
- в чем состоит универсальность музыкальной среды, если таковой она является;
- как соотносятся ее особенности с музыкальной и возрастной сензитивностью ребенка младшего школьного возраста;
- в какой мере возможно использование универсальных качеств музыкально-развивающей среды в целях формирования творческих способностей младших школьников.
Актуальность данной работы определена также проблематикой исследований развивающей среды (Г.С.Костюк, Ю.С.Мануйлов, Л.Н.Седова, Ю.О.Щербаков и др.), возрастной педагогики и психологии, синергетики мозга и искусства (И.И.Блехман, И.А.Евин), арт-терапии, музыкальной фармакологии (М.Лазарев, А.Томатис и др.), хрономедицины и нейробиологии.
На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых:
- активизация поиска и выявления особенностей воздействия музыкально-развивающей среды на личность ребенка, его творческое становление;
- необходимость проанализировать процесс формирования творческих способностей младшего школьника в музыкально-развивающей среде в соответствии с его возрастными и сензитивными особенностями;
- исследование различных подходов к развитию творческих способностей младших школьников;
- возможность обобщить опыт индивидуального музыкально-творческого развития учащихся (в период обучения в детской музыкальной школе или школе эстетической направленности);
- потребность в научной разработке педагогической системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.
В исследуемой области выявляется ряд противоречий между:
- объективными потребностями общества в формировании активной творческой личности младшего школьника на этапе начального обучения и недостаточным использованием развивающих ресурсов музыкальной среды, субъектом которой он является;
- существующими резервами музыкального обучения и отсутствием цели формирования творческих способностей младших школьников средствами музыкально-развивающей среды.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему настоящего исследования: научное обоснование наиболее оптимальных путей и средств формирования творческих способностей младших школьников.
Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде».
Объект исследования - процесс творческого развития младших школьников.
Предмет исследования - формирование творческих способностей, младших школьников в музыкально-развивающей среде.
Цель исследования - научно обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую систему формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.
В соответствии с целью в основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование творческих способностей младших школьников станет более эффективным, если:
- оно осуществляется в рамках педагогической системы, представляющей единство целевого, содержательного, операционного, оценочно-результативного компонентов и включающей начальный, основной и завершающий этапы, каждый из которых отражает динамику сформированности творческих способностей младших школьников;
- исследована возрастная и музыкально-сензитивная специфика формирования творческого потенциала личности младшего школьника в музыкальной среде; выделены компоненты музыкально-развивающей среды;
- выявлены и реализованы педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде;
- предложен комплекс диагностических методик определения уровней сформированности творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ историко-философской, психолого-педагогической, музыкально-эстетической литературы с целью уточнения и структурирования понятийно-терминологического аппарата исследования, выявления сущностных характеристик базовых понятий.
2. Дать сущностную характеристику музыкально-развивающей среды, определить ее содержание и структуру.
3. Выделить и охарактеризовать совокупность педагогических условий формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.
4. Разработать критериально-диагностический инструментарий оценки уровней сформированности творческих способностей младших школьников.
Методологической основой исследования являются положения гуманистической философии о личности как активном субъекте жизнедеятельности (А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов,
A.В.Мудрик, А.В.Петровский и др.); философские и психолого-педагогические концепции творческой деятельности (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, А.З.Зак, Н.С.Лейтес, А.Маслоу, М.Монтессори,
B.В.Розанов, И.Фихте, С.Френе, Ф.Шеллинг и др).
Теоретическую основу исследования составили:
- концепции личностно-деятельностного подхода в развитии и обучении (Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, И.С.Якиманская и др.);
- теория системно-целостного подхода к организации педагогического процесса (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Г.И.Железовская, В.С.Ильин, Н.Д.Никандров, Н.К.Сергеев и др.);
- концепция развивающего обучения (Л.В.Занков, Е.Н.Ильин, З.И.Калмыкова, В.А.Карсонов, Д.Б.Эльконин и др.);
- концептуальные подходы к развитию творческой личности в детском возрасте (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес, Д.Б.Богоявленская, А.А.Мелик-Пашаев, А.М.Матюшкин и др.);
- теории музыкально-эстетического развития личности (Б.Ф.Асафьев, Э.Б.Абдуллин, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Д.Н.Кирнарская, В.И.Муцмахер, Н.В.Тарасова, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, К. Штумф и др.);
В процессе исследования был использован комплекс методов для проверки гипотезы и решения поставленных задач. В теоретической части исследования применялись методы: теоретического анализа философско-эстетической, психолого-педагогической, культурологической, музыкально-педагогической и методической литературы по проблеме творческого развития младших школьников в музыкально-развивающей среде; системно-структурный анализ фундаментальных понятий; анализ учебных программ, рабочих планов, методических пособий; обобщение собственного педагогического опыта.
Опытно-экспериментальная работа включала: прямое и косвенное педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые исследовательские беседы; опросы, анкетирование, тестирование и интервьюирование по вопросам исследуемой темы. При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования - музыкально-эстетический лицей №28, МОУ СОШ №№ 17, 34, 62, ДМШ №№ 3,17 г. Саратова; ДМШ №№1, 2, 3, ДШИ г. Кузнецка, ГОУ СПО «Кузнецкое музыкальное училище».
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа с 1997 по 2004гг.:
Первый этап - начальный (1997 - 1999 гг.)
На этом этапе исследования изучалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература. Осмысливался и формулировался понятийно-терминологический аппарат научного поиска. Подвергался анализу опыт исследований по выбранной проблеме. Проводился констатирующий эксперимент, было дано обоснование критериально-диагностического определения уровней сформированности творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде; осуществлялось диагностирование исходного уровня творческих способностей младших школьников.
Второй этап - основной (1999 ~ 2003 гг.) связан с проведением формирующего эксперимента. По программе опытно-экспериментальной работы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, осуществлялась корректировка первичной методики исследования. Подводились промежуточные и окончательные итоги; осуществлялась математическая обработка полученных результатов, что позволило выявить динамику уровней сформированности творческих способностей младших школьников. Эксперимент подтвердил научную состоятельность разработанной педагогической системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, а также выявленной совокупности педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.
Третий этап - заключительный (2003 - 2004 гг.) характеризуется дальнейшим внедрением педагогической системы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, обобщением итогов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе поиска корректировались ранее сформулированные теоретические положения, а также внедрялись методико-практические рекомендации в систему образовательного процесса, оформлялась диссертационная работа. Научная новизна исследования заключается в следующем: На основании анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-эстетической литературы теоретически углублены представления о сущности музыкально-развивающей среды, способствующей эффективности формирования творческих способностей младших школьников (трансформация спонтанных потребностей в творческом самовыражении в мотив к творчеству), уточнено ее понятие, дано авторское определение; выделены структурные компоненты музыкально-развивающей среды: физический, психофизиологический, эстетический и культурологический. Рассмотрены во взаимосвязи понятия: творческие способности, факторы творческого развития личности, музыкальность, музыкальная среда, развивающая среда.
В рамках средового подхода выявлена, обоснована и реализована в образовательном процессе совокупность педагогических условий формирования творческих способностей: мотивация к музыкально-творческой деятельности; мобилизация и релаксация в процессе организации творческого развития; коммуникативные и интегративные связи музыкально-развивающей среды.
Сформулировано авторское определение формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, конкретизированы его сущность (актуализация творческого развития на основе сензитивности к поиску) и содержание; разработана структура и классификация творческих способностей, а также алгоритмы творческих качеств личности школьника в выявленных условиях.
Теоретически обоснована, разработана, экспериментально проверена и внедрена в музыкально-образовательный процесс педагогическая система формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, которая включает этапы апробации (начальный, основной и завершающий) и отражает логику постепенного достижения учащимися продуктивного уровня творческих способностей.
Разработана и научно обоснована критериальная система уровней сформированности творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, представленных автором как: репродуктивно-поисковый, продуктивно-ориентированный и продуктивный; определены методика их выявления на различных этапах формирования и соответствующий педагогический инструментарий.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обогащении представлений о сущности творческой деятельности младших школьников; исследованы и обобщены различные подходы к формированию творческих способностей у детей младшего школьного возраста; раскрыта структура данных способностей; в работе исследована проблема повышения творческого потенциала младших школьников через активизацию музыкально-сензитивных особенностей личности указанного возраста в музыкально-развивающей среде; разработан алгоритм формирования творческого мышления младших школьников в обозначенных условиях, что вносит определенный вклад в теорию развивающего обучения; в контексте системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов обоснованы компоненты педагогической системы формирования творческих способеностей младших школьников в музыкально-развивающей среде.
Практическая значимость исследования определяется следующим:
В соответствии с обоснованными теоретическими положениями разработанная авторская педагогическая система формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде прошла апробацию и внедрение в музыкально-эстетическом лицее №28, МОУ СОШ №№ 34, 62, ДМШ №№3,17 г. Саратова; ДМШ №№1,2,3, ДШИ г. Кузнецка.
Результаты и выводы проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных школ с эстетической направленностью и музыкально-эстетических лицеев с целью повышения эффективности формирования творческих способностей младших школьников.
Материалы исследования имеют практическую значимость при составлении учебных планов и программ, спецкурсов, учебников, методических пособий по психолого-педагогическим дисциплинам в вузах и колледжах.
Предложенная методика диагностики уровней сформированности творческих способностей младших школьников обладает универсальным характером, что делает возможным ее широкое практическое использование.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса взаимодополняющих методов, отвечающих предмету, цели и задачам исследования, системным анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования, а также многолетним личным опытом работы диссертанта в педагогическом институте и музыкально-эстетическом лицее.
На защиту выносятся следующие положения: Педагогическая система, обеспечивающая эффективность формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде, представлена в единстве целевого, содержательного, операционного, оценочно-результативного компонентов и включает начальный, основной и завершающий этапы, каждый из которых нацелен на достижение предельно возможного уровня сформированности творческих способностей младших школьников.
Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде представляет собой процесс актуализации творческого потенциала личности младшего школьника на основе возрастной сензитивности к музыке, фантазирования и поисковой активности через овладение комплексом музыкально-развивающих средств.
2. Музыкально-развивающая среда - это часть специально организованного социокультурного, образовательного пространства, в котором осуществляется процесс онтогенетической и сензитивной трансформации спонтанных потребностей ребенка в побудительный мотив к творческому развитию с последующим формированием универсальных качеств личности для освоения различных областей познания и творческой деятельности.
Музыкально-развивающая среда рассмотрена в единстве физического, психофизиологического, эстетического и культурологического компонентов.
3. Комплекс педагогических условий формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде включает мотивацию к музыкально-творческой деятельности; мобилизацию и релаксацию в процессе организации творческого развития; коммуникативные и интегративные связи музыкально-развивающей среды.
Апробация исследования и внедрение результатов в практику проходили на базе музыкально-эстетического лицея №28, СОШ №№34,62; ДМШ №№3,17 г. Саратова, ДМШ №№1,2,3, ДШИ г. Кузнецка, ГОУ СПО «Кузнецкое музыкальное училище».
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкально-инструментальной подготовки факультета искусств и художественного образования педагогического института СГУ; кафедры педагогики СГУ им. Н.Г.Чернышевского, на межвузовских и региональных конференциях, использовались автором в образовательно-просветительской деятельности СарИПК и ПРО в 1992-2005 гг.
Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 12-ти публикациях.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, 12 приложений, содержит 6 схем, 9 таблиц. Структура работы определилась задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования2001 год, кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна
Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: В системе развивающего обучения1999 год, доктор педагогических наук Школяр, Людмила Валентиновна
Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития2008 год, кандидат педагогических наук Тишина, Екатерина Юрьевна
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Райцева, Татьяна Евгеньевна
Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора1999 год, кандидат педагогических наук Солодухин, Владимир Иосифович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мстиславская, Елена Васильевна
Основные выводы теоретического и практического исследования могут быть выражены в следующих положениях:
- деятельность музыкального восприятия обращена ко всем явлениям действительности, связанным со слуховыми представлениями ребенка (литературный стиль, речевое произношение, интонирование и запоминание стихотворных и т.д. текстов, усвоение норм правописания), что имеет свое отражение в музыкальной сензитивности. Сензитивность к живописи, языковой активности, музыке в указанный период синтезируется в творческом развитии младших школьников; музыкальность через восприятие интегративно проявляется в творческих навыках, обеспечивающих механизмы фантазирования и т. д., что указывает на универсальность музыкально-творческого развития; формирование творческих способностей личности младшего школьника, определенное особенностями музыкально-развивающей среды, взаимосвязано с совершенствованием его интеллектуальных и креативных показателей, что указывает на интегративный характер процесса формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде и характеризует его эффективность.
Предложенная система формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде имеет общедидактическое значение, обладает универсальным характером. Система апробирована и внедрена в общеобразовательных и музыкальных школах гг. Саратова и Кузнецка.
Проведенное исследование не исчерпывает полностью всей глубины проблемы; изложенные в диссертации выводы не претендуют на окончательность. В ходе исследования наметились новые направления: теоретико-методологическое обоснование феномена музыкально-развивающей среды с позиции средового подхода; исследование особенностей интегративного характера творческого развития младших школьников в музыкального-развивающей среде и другие.
Заключение
Рассмотрение проблемы формирования творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде позволяет нам подвести итоги опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность гипотезы исследования.
Ученые подчеркивают особую роль музыкального искусства в творческом развитии личности в детском возрасте. С одной стороны, черты сензитивности младшего школьного возраста выявляют наибольшую активность к творческому поиску. С другой, изучение музыкального феномена в русле арт-терапии, фармакологии и т.д. является основанием для углубления представлений о музыкальной сензитивности, развивающих качествах музыкально-средового фактора и их роли в творческом развитии ребенка указанного возраста.
Выбранная нами тема позволила исследовать развивающие особенности музыкальной среды и выявить возможности их оптимального использования в процессе формировании творческих способностей младших школьников. Логикой исследования были определены следующие его направления: соотнесение возрастной и музыкально-сензитивной специфики формирования творческого потенциала личности младших школьников в музыкальной среде; анализ путей формирования творческих способностей детей в современной педагогике; исследование музыкальной среды, выявление и анализ ее компонентов, активизирующих процесс формирования творческих способностей; анализ соответствия потенциальной интегративной содержательности музыкального обучения интегративным качествам творческой личности младшего школьника.
Музыкально-развивающая среда - это часть специально организованного социокультурного, образовательного пространства, в котором осуществляется процесс онтогенетической и сензитивной трансформации спонтанных потребностей младшего школьника в побудительный мотив к творческому развитию с последующим формированием универсальных качеств личности для освоения различных областей познания и творческой деятельности. Музыкально-развивающая среда как совокупность физического, психофизиологического, эстетического и культурологического компонентов, оказывает влияние на мотивационную, эмоционально-волевую сферы личности младшего школьника, самосознание, умственное, физическое и психофизиологическое развитие.
В рамках средового подхода выявлен и обоснован комплекс педагогических условий формирования творческих способностей младших школьников: мотивация к музыкально-творческой деятельности; мобилизация и релаксация в организации творческого развития, коммуникативные и интегративные связи музыкально-развивающей среды.
Под формированием творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде мы понимаем процесс актуализации творческого потенциала личности младшего школьника на основе возрастной сензитивности к музыке, фантазирования и поисковой активности путем овладения комплексом музыкально-развивающих средств.
Музыкальная деятельность младшего школьника требует комбинирования творческих способностей на основе выработанного им опыта. Наиболее адекватным в данной связи является следующее структурное образование творческих способностей: фантазия, воображение, эмпатия; мышление по аналогиям; ассоциативное, абстрактное, теоретическое, логическое мышление; классификация и систематизация, критичность, дивергентность. Характеристики творческого потенциала младшего школьника в музыкально-развивающей среде: высокая концентрация внимания, развитый фонематический слух и память, оригинальность, способность к прогнозированию, широкий кругозор, склонность к юмору.
Исходя из особенностей музыкально-творческой деятельности, классификация предложенной структуры творческих способностей младшего школьника в музыкально-развивающей среде определяется использованием музыкальных средств и умением применять их в различных областях познания, т.е. уровнем понимания и расшифровки музыкального текста (фантазия, воображение, мышление по аналогиям, логическое мышление); характером восприятия и воспроизведения музыки (эмпатия, ассоциативное, абстрактное мышление); обобщением опыта музыкально-творческой деятельности (теоретическое мышление, классификация и систематизация, критичность, дивергентное мышление).
Формирование творческих способностей младших школьников осуществляется в музыкально-развивающей среде как результат совокупности цели формирования творческих способностей, вытекающих из нее задач, реализуемых через педагогическую систему, учитывающую перечисленные выше условия оптимизации. Педагогическая система представляет собой единство целевого, содержательного, операционного и оценочно-результативного компонентов, осуществляется в 3 этапа (начальный, основной, завершающий), содержит обоснование используемых авторских и традиционных форм, методов, средств и процедур контроля для достижения поставленной цели.
Эффективность педагогической системы определяется в соответствии с экспериментальной методикой и выявленными критериями. Критериальное содержание уровней аргументировано нами с позиции интегративной основы формирования творческих способностей младших школьников. Дано обоснование наименований 3 уровней сформированности творческих способностей младшего школьника: репродуктивно-поискового, продуктивно-ориентированного и продуктивного. Применение комплекса диагностических методик позволило определить уровни сформированности творческих способностей учащихся как в целом, так и отдельных их компонентов. Сопоставление результатов констатирующего, формирующего этапов эксперимента выявило тенденцию к достижению продуктивного уровня сформированности творческих способностей младших школьников.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мстиславская, Елена Васильевна, 2005 год
1. Аристотель. Метафизика.//собр. соч. в 4 т. - М., 1976, т. 1.-е. 97-101.
2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М., Просвещение, 1989. - 196 с.
3. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1983. - 111 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные пед. труды: в 2-х т. М., Педагогика, 1980, 1 т. -235 е., 2 т.-289 с.
5. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., Просвещение, 1964. - 98 с.
6. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности./ЛТроблема способностей. М., 1962. 174 с.
7. Ананьев Б.Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера. М., изд. АПН СССР, 1956.- 124 с.
8. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М., Высшая школа. 1980 368 с.
9. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе./избр. статьи о муз. просвещении и образовании, Л., Музыка, 1973. 144 с.
10. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творч. саморазвития 2-е изд. -Казань: центр иннов. технологий., 1996. - 566 с.
11. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977. 256 с.
12. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Статьи и очерки. Л., Музыка, 1974. 336 с.
13. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Изд-во ВГУ, 1977.-256 с.
14. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста.// Учеб.-метод. пособ., М., Высшая школа, 1989. 141 с.
15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.- 190 с.
16. Бердяев Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека. М., 1915.
17. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре.//На переломе. М., 1990. с. 76-79.
18. Библер B.C. Мышление как творчество. М., Просвещение, 1975. 399 с.
19. Библер B.C. Диалог. Культура и школа XXI века//школа диалога культур. (Идеи. Опыт. Проблемы), Кемерово, 1993.
20. Берлянчик М.Б. Художественное воспитание подрастающего поколения в микросоциуме.//Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. в 2-х т. М., 1993. - с. 137-140.
21. Берштейн С.М. О природе научного творчества, (зарубежный опыт.)//Вопросы философии. 1966., №3 с. 131-145.
22. Блонский П.П. Избр. пед. произв. М., изд. АПН РСФСР, 1961.-695 с.
23. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1973. 176 с.
24. Богоявленская Д.Б. Путь к творчеству. М., Педагогика, 1981. с. 175.
25. Богоявленский Я.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоений знаний в школе. М., АПН., 1959. 335 с.
26. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., Госпедагенство, 1994. 68 с.
27. Бодалев А.Н. Личность и общение. М., Педагогика, 1983. 271 с.
28. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1979. №2, с. 7-11.
29. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988. - с. 189-192.
30. Брюсова Н.Я. Детское музыкальное творчество.//Искусство в школе. 1929 -№6-7. -с. 40-46.
31. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык, музыка, математика: Пер. свенгер./Пер. Ю.А. Данилова. -М., Мир, 1981. 248 с.
32. Васильева Л.Л. Развитие продуктивного мышления учащихся начальных классов в условиях личностно-ориентированного педагогического процесса. Автореф. дис., канд. пед. наук. Саратов, 2002. 23 с.
33. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст), М., Просвещение, 1969. 365 с.
34. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология: учеб пособие для уч-ся пед. училищ, М. - Просвещение, 1988. - 336 с.
35. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенкаУ/Вопросы психологии. 1983, №2-с. 75-91.
36. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., Педагогика, 1985. 270 с.
37. Вершинина Г.Б. Детское слово о музыке: теория и практика обучения на уроке развития речи. Новокузнецк, 1995. - 230 с.
38. Веселова В.В. Традиции и новые ценности в системе образования США/ЛПедагогика, 1996, №3 с. 92-108.
39. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958. 245 с.
40. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость./Воспитание музыки. М., 1980. с. 75.
41. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. 110 с.
42. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1998. 94 с.
43. Волков И.П. Много ли в школе талантов. М., Знание, 1989. - 78 с.
44. Волков М.Г. Развитие способностей у детей основа жизненного успеха. М. 1989.- 120 с.
45. Вопросы теории эстетического воспитания. М., Изд-во Моск. Ун-т а, 1970.- 109 с.
46. Принципы активности в педагогической психологии// Вопросы психологии. 1989 №6.
47. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Собр. соч. в6. ти т., т. 2. М., 1982. с. 31- 62.
48. Выготский JI.C. Психология искусства./Под ред. М. Ярошевского. М., Педагогика, 1987. - 344 с.
49. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М., Просвещение, 1991.-е.
50. Выготский JI.C. Педагогическая психология./Под ред. В.В. Давыдова. -М., Педагогика, 1991.-480 с.
51. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых. — Саратов, 1994. 92 с.
52. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. М.: Инноватор, 1995. 75 с.
53. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации.//Вопросы психологии. 1966, №6 -с. 17-21.
54. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., изд. МГУ, 1985.-45 с.
55. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., Университет, 1974. 100 с.
56. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. - М.: кн. дом. «университет», 2000. - 336 с.
57. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа.// Вопросы философии. 1957. - №6. - с. 58- 69.
58. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика: в 4-х т.-М., 1968, т. 1-е. 431-433.
59. Гейнрихс И.П. Музыкальная память//Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1973.-е. 100-107.
60. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., Педагогика, 1991.-201 с.
61. Глезер В.Д. Зрение и мышление. М., Наука, 1972. с. 97- 101.
62. Гончаров Н.К.Педагогическая система К.Д.Ушинского.-М.,1974 103с.
63. Горностаев П.В. Развивающая педагогика В.П. Вахтерова.// Педагогика, -2003,-№4.-с. 75.
64. Горюнова Л.В., Николаева Е.В. К вопросу о методике измерения уровнеймузыкального развития школьников./Вопросы подготовки учит, музыки. Сб. науч. тр. МГПИ. 1974. с. 475.
65. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. — М., 1993. 191 с.
66. Готт B.C., Перетурин А.Ф. Симметрия-асимметрия как категорияпознания.//Симметрия, инвариантность, структура. — М., Высшая школа, 1972. с. 51, с. 59.
67. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральнойтехнологии обучения.//Директор школы. 1995, №6. с. 39- 48.
68. Гузик Н.П. Учить учиться. М., Педагогика, 1981. 89 с.
69. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика.//Вопросы философии. 1996, №5. с. 52-62.
70. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте.//Возрастная и педагогическая психология. М., 1973. - 72 с.
71. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Педагогика, 1986.- 111 с.
72. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Начальная школа плюс- минус-2000, №1
73. Давыдов Г.А. Творчество и диалектика. М., 1976. 175 с.
74. Дворецкий Л.И. Музыка и медицина. Размышления врача о музыке и музыкантах. М.: изд-во «Анкил», 2002. 168 с.
75. Дидактика средней школы.//Под ред. М.Н. Скаткина. М., Просвещение, 1982.-319 с.
76. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Н.М. Никольской. М., Совершенство, 1997. 203 с.
77. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., Прогресс, 1921 375 с.
78. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения. //Вопросы психологии, 1980, №2. с. 73 - 85.
79. Евлахов A.M. Введение в философию художественного творчества: в 3-х т. Ростов-на-Дону, 1917, т. 1 с. 310 - 325.
80. Евин И.А.Синергетика мозга и искусства. М.: ГЕОС, 2001—164с.
81. Ермолаева-Томилина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей.//Вопросы психологии. 1975, №5.-с. 17-25.
82. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. Саратов, изд-во «Лицей», 1997. 140 с.
83. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., Педагогика, 1987.- 160 с.
84. Заглар 3. Воспитание позитивных детей в негативном мире. Минск, изд-во «Попурри», 2000. 334 с.
85. Занимательное азбуковедение: кн. для учителя./сост. В. Волина. М., Просвещение, 1991. - 3 68 с.
86. Занков Л.В. Память. М.,1949. 150 с.87.3анков Л.В.Избр. педагогические труды М., Новая школа,1996 - 432с.
87. Занков Л.В. Беседы с учителями (Вопросы обучения в начальных классах). М., Просвещение, 1975. 200 с.
88. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., Учпедгиз, 1960.-311 с.
89. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., Педагогика, 1986, т. 1 с. 127-135.
90. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М., Музыка, 1987. 140 с.
91. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студ. М.: В ЛАД ОС, 2000. - 304 с.93.3инченко П.И.Непроизвольное запоминание.М., Просвещение, 1961.-101
92. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все: кн. для учителя. М., Просвещение, 1993. 96 с.
93. Искусство и психология художественного творчества./Отв. ред. М.Г.
94. Ярошевский.-М.: НАУКА, 1998.-352 с.
95. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, Изд-во Сарат.1. Ун-та, 1988,ч.П, 190 с.
96. Каменский Я.А. Избр. пед. сочин., т. 1., М. Педагогика, 1982. 655 с.
97. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.,1. Педагогика, 1990. 144 с.
98. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыкедля общеобразовательной школы. М., Просвещение, 1981. - 36 с.
99. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.-М., Просвещение, 1981.-75с
100. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. М., Просвещение, 1989.- 144 с.
101. Каган М.С.Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., Политиздат, 1974. 328 с.
102. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст., JL, ЛГУ,1991. 383 с.
103. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе.//Музыка в школе, 1987, №4. с. 28-32.
104. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., изд- во МГУ, 1983.- 167 с.
105. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования.//Вопросы философии, 1971, №7. с. 16-24.
106. Карсонов В.А. Развивающее обучение и самостоятельная работа на уроках./Уч. пособие. Саратов, 1997. 175 с.
107. Кевишас И.И. Запоминание музыкального материала младшими школьниками.//Музыкальное воспитание в школе. М., 1976, вып. 2.
108. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., Знание, 1991. 77 с.
109. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике./ЯТедагогика, 1994, №5.-с. 11-17.
110. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига. НПЦ «Эксперимент», 1995. 75 с.
111. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Изд. центр «Фолио», 1996. 97 с.
112. ИЗ. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-летнеговозраста: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
113. Копытин А.И. Основы арт-терапии. Спб., 1999. 72 с.
114. Коршунов JI.C. Воображение и его роль в познании. М., Изд-во МГУ, 1979.- 130 с.
115. Костюк Г.С. О роли наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка.//Сов. педагогика, 1940, №6. с. 73-77.
116. Костюк Г.С. Актуальные вопросы формирования личности ребенка.//Сов.педагогика, 1949, №11.-с. 12-23.
117. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учрежд. М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.
118. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., Просвещение, 1990. 159 с.
119. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М.: ВЛАДОС, 2001.-224 с.
120. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: кн. для учителя. М., Просвещение, 1976. 303 с.
121. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика: учеб. пособ. для студ. Ростов-на Дону: Феникс, 2002. - 288 с.
122. Крупник Е.П. Учебно-творческие способности школьников и искусство./Эстетическое воспитание в совр. школе, М., 1979-71 с.
123. Кузанский Н. Избранные философские течения. М., 1937. с. 190-197.
124. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся.//Вопросы психологии, 1984, №1. с. 24-29.
125. Ларин А.Е. Обучение. Воспитание. Творчество. М., Высшая школа, 1977.-256 с.
126. Леви В.Л. Искусство быть другим. М., Знание, 1981. 207 с.
127. Левин В.А. Воспитание творчества. М., Знание, 1977. 61 с.
128. Левитов Н.Д. Детская педагогическая психология. М., 1960. 411 с.
129. ЛеонтьевА.Н. Деятельность,сознание, личность. М., Наука, 1975 304 с.
130. Леонтьев А.Н. О формировании способностей.//Вопросы психологии,1980, №1.- с. 47-56.
131. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т., М., 1983, т. 1. — с. 66-81.
132. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., Знание, 1974. 64 с.
133. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., Педагогика,1981.-68 с.
134. Лейтес Н.С. Возрастная индивидуальность и индивидуальные различия. -М., Воронеж, 1997. 110 с.
135. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., Просвещение, 1960.-105 с.
136. Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст.М.,Педагогика, 1971.-270
137. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций.//Педагогика, 1996, №2. с. 7-11.
138. Линдсей Г., Халл Н.,Томпсон Р. Творческий критерий мышления //Хрестоматия по общей психологии. М.,изд-во МГУ, 1981. -151с.
139. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Просвещение, 1976. с. 41, с. 77.
140. Лук А.Н. Психология творчества. М., Наука, 1978. 126 с.
141. Лук А.Н. Художественное творчество. Л., Наука, 1982. 283 с.
142. Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения./ Под общей ред. Е.Н. Медынского, М., Просвещение, 1946. с. 41-48, с. 108-128, с. 262-270.
143. Макашов В.Я., Кузьмина С.В. О сущностной характеристике музыкально-творческой активности личности./ Педагогика. Выпуск 5, Межвузовский сборник научных трудов.- Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004.-301с.
144. Макашов В.Я., Пискунова О.С. Системный подход в развитии познавательных интересов у студентов младших курсов вузов. /Педагогика. Выпуск 5, Межвузовский сборник научных трудов-Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004.- 301с.
145. Марков М.А. Искусство как процесс. М., Искусство, 1970. с. 75-87.
146. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивацииучения. М., Просвещение, 1990. - 191 с.
147. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М., Просвещение, 1993. - 192 с.
148. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практич. психологии. М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. -176 с.
149. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. М., Педагогика, 1993. 140 с.
150. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., Педагогика, 1981. 410 с.
151. Менчинская Н.А. Исследование мышления в советской психологии. М., Педагогика, 1966.-365 с.
152. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические этюды. М., Педагогика, 1989. - 224 с.
153. Мир детства. Дошкольник. М., Педагогика, 1987. с. 255-273.
154. Моль А.М.Теория информации и эстетическое восприятие.М.,1966.-211с
155. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности.//Вопросы психологии, 1994, №5. с. 86-95.
156. Моляко В.А. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.//Вопросы психологии, 1987, №5. с.96-88.
157. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания// Педагогика. 2001.- №3.
158. Мухина B.C. Детская психология: учеб. для студентов пед. Ин-тов/ под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
159. Муцмахер В.И. К вопросу о формировании логическойпамяти.//Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. М., 1978.-с. 75-79.
160. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение.//Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981. 125 с.
161. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., Музыка, 1988. 254 с.
162. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений, В 3 кн.; кн.З: Экспериментальная педагогическая психология. -М.:
163. Просвещение, 1995. -512 с.
164. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1977. 48 с.
165. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-192 с.
166. Новицкая Е.Н. Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвузов. Дис. к.п.н. Саратов, 1992. - 265 с.
167. Новые технологии воспитательного процесса./Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю.-М., 1994.- 110 с.
168. Обучение и развитие.//Под ред. Л.В.Занкова.М., Педагогика, 1975.- 440с. 169.Общая психология.Учеб. для вузов.Саратов.«Научная книга»,2003.- 480с.
169. Овчинников Л.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития личности. М., Наука, 1984. 147 с.
170. Одаренные дети: Пер. с англ./ Под ред. А. Бурменской. М., 1991. 195 с.
171. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Изд-во Казан, ун-та, 1989. 141 с.
172. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей./Под ред. П.И, Пидкасистого. М., Педагогика, 1998. 640 с.
173. Педагогика Марии Монтессори. Курс лекций. М., 1993. 42 с.
174. Педагогический поиск./Сост. И.А. Баженова; предисл. М.Н. Скаткин. -М., Педагогика, 1989. 557 с.
175. Педагогическая энциклопедия./Под ред. И.А. Каирова. М., 1968, т.4 с. 911, с. 243.
176. Песталоцци И.Г. Избр. пед. сочин. Т.2, М., Педагогика, 1981.-415 с.
177. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., Новая школа, 1993. с. 27.
178. Петровский А.В. Способности.//Введение в психологию. М., Просвещение, 1995.- 101 с.
179. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., Музыка, 1997. 384 с.
180. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. М., Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
181. Платонов К.К. Структура и развитие личности./Отв. ред. А.Д.Глоточкин. -М., Наука, 1986.-254 с.
182. Полякова Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки. Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 23 с.
183. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 280 с.
184. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение, Изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
185. Практическая психология: Учеб. для вузов/Под ред. М.К. Тутушкиной.
186. СПб.: Дидактика Плюс, 2001.-360 с.
187. Программа по музыке/Музыкально-эстетическое воспитание/Для общеобразовательных школ. 1-4 класс./Под ред. Н.А. Терентьевой М., Просвещение, 1994. 78 с.
188. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя.//Вопросы психологии. 1987, №5. с. 94-111.
189. Психологические исследования общения. М., Наука, 1985. 344 с.
190. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособ. для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений./Н.С. Лейтес и др. -М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 33 с.
191. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. Г.М. Цыпина. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. 368 с.
192. Психологические тесты. /Под ред. А.А. Карелина: В 2т, М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -т.2. -248 с.
193. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2-х ч. М., Изд. центр ВЛАДОС, 1997, ч. 1. - 608 с.
194. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., Знание, 1980.-96с.
195. Развитие памяти. Рига, «Авотс», 1991. 154 с.
196. Развитие творческой активности школьников./Под ред. A.M.
197. Матюшкина. М., 1991.-375 с.
198. Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте. М., Музыка, 1990. 138 с.
199. Репкин Г.В. Исследования оперативной памяти: Память и деятельность. М., 1966.-75 с.
200. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1972. 277 с.
201. Резервы успеха творчество/ Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта: пер. с нем. - М. -: Педагогика, 1989. - 120 с.
202. Розенов Э.К. Статьи о музыке. М., Музыка, 1982. 130 с.
203. Роль искусства в развитии способностей школьников.//Под ред. Е.К Чухман, НИИ худож. воспитания АПН СССР, М, Педагогика, 1985.-78 с.
204. Рындак В.Г., Москвина А.В. Личность. Творчество. Развитие: учеб.-метод. пособ. М.: Педагогический вестник, 2001. 290 с.
205. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. В 2-х т. — М., Педагогика, 1989.- 130 с.
206. Рубинштейн Л.С. Проблема способностей и вопросы психологической теории.//Вопросы психологии, 1960, №3. с. 37-41.
207. Савенков А.И. Одаренные дети в д/с и в школе: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 232 с.
208. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998. 255 с.
209. Селиванова Н.Л. Средовый подход в воспитании личности. Педагогика, №9, 2002. с. 34-36.
210. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разными типами мышления./ЯПкольный психолог, №38. с. 17-35.
211. Симонов А.Э. Развитие творческого мышления у детей: Учеб. пособ. для учителя. Ярославль. - Академия развития, 1996. - 84 с.
212. Симонов П.В. Изучение процессов творчества и «психологический мутогенез». Л., Наука, 1978. с. 274-279.
213. Сластенин В.А. Формирование творческой личностиучителя.//Сов. педагогика, 1975, №1. с. 18-22.
214. Словарь античности. Изд-во «Прогресс», М., 1989. с. 676-678.
215. Скаткин М.Н.Проблемы современной дидактики.М.,Педагогика, 1980.-96.
216. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учит, и воспитателей. М., Просвещение, 1980. — 144 с.
217. Смирнов А.А. Проблема корреляции в области памяти.//ВозрастнЫе и индивидуальные различия памяти. М., 1967. 97 с.
218. Сохор A.M. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия.//Проблемы музыкального мышления. М., 1974. 63 с.
219. Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М., Педагогика, 1988. - 124 с.
220. Сравнинский И.А. О музыкальном феномене.//Искусство в школе. 2001, №1. с. 50-54.
221. Сухомлинский В.А. Самый отстающий в классе.//Воспитание школьников, М., 1991, № 1. с. 37-41.
222. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд. 2-е. М, Политиздат, 1975 -272 с.
223. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т., М., Педагогика, 1981, т. 3. 64 с.
224. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: науч. исслед. ин-т дошкольного воспитания АПН СССР. -М., Педагогика, 1988. 176 с.
225. Тельтевская Н.В. Система профессионально-педагогических знаний: методологический анализ. Саратов: Изд-во Сарат. Пед инст., 1997.-132с.
226. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. //Вопросы психологии. М., 1963, №5. с. 28-38.
227. Теплов Б.М. Проблема одаренности.//Советская педагогика, 1940. №4.
228. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. 450 с.
229. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, АПИ РСФСР.-с. 17-136.
230. Тугушев Р.Х. Системная персонология: Качественный иколичественный анализ. Саратов: Гос. учеб. - Науч. Центр «Колледж», 1998. - 270 с.
231. Тугушев Р.Х. Системный подход в экспериментально-прикладной психодиагностике характеристик субъекта профессиональной деятельности: автореф. дисс. докт. психол. наук: М. 2001.-51 с.
232. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студентов сред, и высш. пед.учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 1999. 96 с.
233. Философский словарь.//Под ред. И.Т. Фролова. М., Политиздат, 1980. -с. 444-461.
234. Формирование творческой активности ученика и студента. Вып. 5 -Омск, 1978.- 155 с.
235. Фролова Н.А. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащегося в контексте традиций мировой музыкальной подготовки: автореферат дисс. канд. пед. наук: — М. 1998. 54 с.
236. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процесс воспитания // Педагогика. 2003, №3. с. 56.
237. Хомская Е.Д., Ефимова И.В. Глазодвигательная активность как показатель функционального состояния мозга.//Физиология человека. 1985, №2.-с. 235-240.
238. Хулычев Б.Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования: автореферат дисс. канд. пед наук: М. 1998. - 56 с.
239. Цветаева А.И. Мастер волшебного звона.М., Музыка, 1988. с. 71-74.
240. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: автореферат дисс. канд. пед наук: М., 1977. - 55 с.
241. Шарданов М.Н. Мышление школьника. М., Учпедгиз, 1963. 93 с.
242. Шабанов Л.В. Преемственность музыкального воспитания в д/саду и школе (детей 6-8 лет). М., Просвещение, 1966. - 86 с.
243. Шаталов В.Ф.Из опыта работы школ г.Донецка.М.,Педагогика,1979.-136с
244. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., Педагогика, 1975. 200 с.
245. Шубинский В.С.Педагогика творчества учащихся.-М.:Знание,1988.-80с.
246. ШумилинА.Т.Проблема теории творчества.М.,Высшая школа,1989.-141с.
247. Шеллинг Ф. Философия искусства: Пер. с нем./Вступ. статья П.С. Попова, М., Мысль, 1966. 496 с.
248. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., МУЗГИЗ, 1956. 175 с.
249. Щербаков Ю.О. О понятии развивающей среды. СПб., 1996. 120 с.
250. Щукина Г.И. Развивающая среда как условие становления творческой активности личности// сб.: Специфика проф. и педагогического образования на совр. этапе. Смоленск, 1998. - 104 с.
251. Щуркова Н.Е.Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. МЛ 997.-117с.
252. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика, 1993, №2 с. 66-70.
253. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М., Новая школа, 1994. 79 с.256.
254. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. М., JL, 1927. 95 с.
255. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории JI.C. Выготского). М.: ТРИВОЛА, 1994.- 168 с.
256. Эльконин Д.Б.Психология игры. М., Изд. центр ВЛАДОС,1999.-345с.
257. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 1998. 45 с.
258. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. //Метод, пособ.для учителей и воспитателей. М. Просвещение, 1974.-128с
259. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., Педагогика, 1979. 144 с.
260. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: МЫСЛЬ. 2001. - с. 73.
261. Barker R., Oump P. Big school, smol school. Stenford, 1964. 105 c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.