Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ветров, Роман Викторович
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 254
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ветров, Роман Викторович
ВВЕДЕНИЕ.
I. ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ХГФ ПРИ ОСВОЕНИИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ РИСУНКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
§ 1. Психолого-педагогические основы формирования профессиональных умений студентов в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека.
§ 2. Структура и содержание профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства на занятиях по рисунку при освоении * пластической анатомии.
§ 3. История методов освоения пластической анатомии человека в процессе художественного образования.
И. ГЛАВА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РИСУНКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
§ 1. Дидактические и методические проблемы формирования профессиональных умений будущих учителей изобразительного искусства при освоении пластической анатомии (констатирующий эксперимент).
§ 2. Разработка и проверка экспериментальных заданий и упражнений поисковый эксперимент).
§ 3.Комплексная методика формирования профессиональных умений студентов ХГФ в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека (формирующий и сравнительный эксперимент).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Особенности формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека: На прим. худож.-граф. фак.1998 год, кандидат педагогических наук Гильмутдинова, Светлана Раисовна
Научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете: На материале курса скульптура и пластическая анатомия2005 год, кандидат педагогических наук Бызова, Анна Андреевна
Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов)1985 год, кандидат педагогических наук Мамугина, Валентина Петровна
Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки2010 год, кандидат педагогических наук Олонцев, Олег Иванович
Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога2011 год, кандидат педагогических наук Колодина, Анна Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека»
Проблема исследования и ее актуальность. Сегодня в результате социальных процессов, происходящих в обществе, возникает необходимость в формировании особого интегративного типа работника образования - субъекта социально-профессиональной деятельности, самобытной, активной личности и индивидуальности, способной реализовать себя как в педагогической, так и в других областях общественной жизни. В связи с этим в данных социальных условиях важное значение приобретает качество подготовки преподавателей изобразительного искусства для работы в школе.
Улучшение качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства в вузе как по предметам изобразительного цикла, так и педагогическим дисциплинам предполагает решение ряда актуальных проблем художественно-педагогического образования, одной из которых является недостаточный уровень сформированности профессиональных умений студентов. Профессиональные умения определяются как способность студента на высоком уровне выполнять живописно-графические работы и быть готовым к одновременному решению педагогических задач в работе с детьми.
Развитие профессиональных умений будущих учителей изобразительного искусства, подразумевающих под собой единство художественных и педагогических умений, является одной из основных задач образовательного процесса на художественно-графическом факультете. Фактически, в современном художественно-педагогическом образовании в ходе преподавания изобразительных дисциплин происходит разделение целостного образовательного процесса на «ведущее» - развитие изобразительного мастерства и «второстепенное» - развитие педагогических умений.
Органичное сочетание педагогической подготовки будущих учителей с освоением теории и практики изобразительного искусства во многом определяет эффективность развития профессиональных умений художника-педагога, необходимых и в творческой, и в педагогической деятельности.
Теоретические положения нашего исследования базировались на фундаментальных трудах ученых: в области исследования деятельности - С.Л.Выготского,
П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, A.B.Запорожца, В.П.Зинченко, И.И.Ильясова, М.С.Когана, А.Н.Леонтьева, В.Л.Ляудис, А.Р.Пурина, Б.М.Теплева; в области методического мастерства и разработки новых технологий - О.А.Абдуллиной, Е.Г.Болбасова, Ф.Н.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Левитова, В.А.Сластенина; в области художественно-педагогических исследований - Н.Н.Анисимова, Г.В.Беды, Н.Н.Волкова, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьева, С.Е.Игнатьева, В.И.Кириенко,
B.И.Козлова, В.С.Кузина, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, Г.Б.Смирнова, А.Е.Терентьева, А.А.Унковского, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова, А.П.Яшухина. Авторами перечисленных исследований первостепенное значение отводилось формированию художественных и профессионально-педагогических умений на занятиях по рисунку, живописи, композиции.
Изучив и проанализировав диссертационные исследования таких ученых, как Л.В.Алексеева, М.Х.Бежанов, Н.С.Боголюбов, А.А.Ворохоб,
C.Р.Гильмутдинова, А.И.Иконников, Д.З.Колчина, Л.Б.Михаленко, Ю.В.Новоселов, Л.М.Писаревский, Ю.И.Преображенский, А.Л.Павловский, Н.Н.Ростовцев, В.Д.Черкасов и др., затрагивающих различные аспекты методики преподавания рисунка, мы пришли к выводу, что рассмотренные работы направлены в большей мере на совершенствование изобразительной подготовки студентов, в то время как вопросы овладения педагогическими умениями в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека еще не стали предметом основательного изучения.
Рассмотрение научных исследований позволило сделать вывод о существовании некоторого разделения целостного образовательного процесса на развитие художественных и педагогических умений студентов. Анализ указанных диссертаций дает нам основание считать, что, хотя научные работы по вопросам профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и включают некоторые педагогические элементы в преподавание спецдисциплин, разработанность проблемы формирования профессиональных умений студентов ХГФ в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека остается очень низкой.
Актуальность изучения теоретических основ профессиональных умений и разработки методической системы их формирования у студентов художественно-графических факультетов при изучении пластической анатомии на занятиях по рисунку обусловлена необходимостью решения ряда существующих противоречий.
В общеобразовательной школе, а также в учебных заведениях с углубленным изучением изобразительного искусства в программу по данному предмету включены задания по изображению фигуры человека как с натуры, так и по воображению. На подобных уроках учащихся необходимо знакомить с правилами размещения, этапами построения рисунка фигуры, основными пропорциями и элементарными знаниями анатомии человеческого тела. Уроки и внеклассные занятия с такой тематикой представляют большие трудности и зачастую игнорируются преподавателями в связи с отсутствием у них достаточных знаний и практических умений в этой области. Затруднения вызывает не только изложение материала по пластической анатомии в доступной для школьника форме, но и организация учебных постановок с позирующей фигурой, причина которых скрывается в недостаточно высоком развитии профессиональных умений. Таким образом, обращает на себя внимание первое противоречие, заключающееся в несоответствии требований, предъявляемых современной школой к учителю изобразительного искусства и реальным уровнем сформированности педагогических и художественных умений студентов художественно-графического факультета.
Следующее обстоятельство, побудившее нас обратиться к исследованиям в данной области, - проблема формирования педагогических умений у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по художественным дисциплинам, ориентированных в большей степени на подготовку художника, в то время как подготовка учителя теряет свою значимость и относится преподавателями специальных предметов к курсу дисциплин психолого-педагогического цикла, на что указывают в своих исследованиях художники-педагоги Л.А.Ивахнова, Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев, Н.К.Шабанов, Е.В.Шорохов. Таким образом, актуализация темы исследования обусловлена проблемой, существующей между недостаточной возможностью студентов с максимальной активностью усваивать профессиональные умения и навыки при изучении пластической анатомии в условиях работы над рисунком фигуры человека и отсутствием научно обоснованной методики одновременного формирования профессиональных (как художественных, так и педагогических) умений студентов, что и является вторым противоречием. На наш взгляд, определяющим в процессе освоения пластической анатомии является целенаправленное формирование у студентов, наряду с художественными, также и педагогических умений как важного фактора качественной подготовки учителя изобразительного искусства. Слившись в единый процесс, умения обеспечат профессионально-педагогическую направленность в художественно-творческой и педагогической работе студентов художественно-графического факультета.
Необходимость решения данной проблемы связанна с тем, что в последние годы, как показывает констатирующий эксперимент, обозначилась тенденция к снижению качества живописных и графических работах студентов, включающих изображения фигуры человека, что неразрывно связано с недостаточностью знаний студентов по пластической анатомии на художественно-графических факультетах. Несоответствие качества графических и живописных работ студентов, включающих изображение фигуры, уровню предъявляемых программой требований составляет третье противоречие.
Назревшая необходимость решения выявленных противоречий определяет актуальность исследования, которая заключается в том, что вследствие нерешенности проблем формирования профессиональных умений у студентов художественно-графических факультетов в значительной мере страдает качество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства. Мы пришли к необходимости разработки обоснованной и четко продуманной методической системы освоения пластической анатомии на художественно-графических факультетах педвузов, ведущей к формированию личности учителя, вооруженного профессиональными умениями в области педагогической деятельности, а также переориентации педагогического процесса с подготовки художника на подготовку художника-педагога, способного возглавить, организовать и осуществить с детьми работу на уроке.
Обоснование необходимости, теоретическая разработка методики формирования профессиональных умений студентов при освоении пластической анатомии в условиях работы над рисунком фигуры человека, апробирование и анализ эффективности составляют цель нашего исследования.
Исследуемая нами проблема формулируется следующим образом: «Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека» и требует разработки методики формирования художественных и педагогических умений у студентов при освоении пластической анатомии средствами графики. Экспериментальная методика должна базироваться на постоянном решении студентами проблемных художественно-педагогических ситуаций, средством организации которых является одновременная работа на занятиях по реализации художественных и педагогических задач.
Объектом исследования является учебная, художественная деятельность студентов ХГФ, направленная на формирование профессиональных умений в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека.
Предмет исследования - содержание, формы, методы, приемы, способствующие эффективному формированию профессиональных умений у студентов художественно-графического факультета при освоении пластической анатомии.
В результате предварительного знакомства с теорией интересующего нас вопроса, рассмотрения методов преподавания художественных дисциплин, анализа практических работ студентов по рисунку была выдвинута следующая гипотеза исследования: эффективное формирование профессиональных умений у студентов в процессе выполнении рисунка фигуры человека будет обеспечено, если будет разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система подготовки учителя изобразительного искусства в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека, обеспечивающая развитие у студентов основ педагогического и художественного мастерства и включающая в себя: а) цель, задачи и содержание подготовки учителя изобразительного искусства в условиях освоения пластической анатомии на занятиях по рисунку; б) многообразие принципов, форм и методов обучения; в) единство обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов
Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области пластической анатомии, психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания изобразительного искусства, наследие художников-педагогов, диссертационные исследования, учебные программы, касающиеся исследуемой проблемы.
2. Рассмотреть исторический аспект становления и развития методов обучения пластической анатомии в западноевропейском и отечественном изобразительном искусстве и художественно-педагогическом образовании.
3. Изучить современное состояние проблемы формирования профессиональных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов, выявить типичные недостатки существующих методик обучения и причины их возникновения.
4. Определить условия и эффективные пути формирования профессиональных умений в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека.
5. Разработать критерии оценки художественно-педагогических умений студентов, которые позволят выявить динамику формирования профессиональных умений студентов художественно-графического факультета.
6. Теоретически обосновать и разработать методическую систему формирования профессиональных умений у будущих учителей изобразительного искусства.
7. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой системы формирования профессиональных умений у студентов при освоении пластической анатомии.
Для решения поставленных задач предполагается использование следующих методов исследования:
- изучение и анализ литературы по психологии, педагогике, истории искусства, пластической анатомии, эстетике, теории и методике преподавания изобразительного искусства;
- анализ современного состояния практики преподавания живописи, рисунка, скульптуры; общий анализ методик, учебно-методических программ ХГФ по изобразительному искусству и учебно-методических комплексов, связанных с обучением пластической анатомии;
- педагогическое наблюдение за процессом деятельности студентов и преподавателей на занятиях по рисунку, скульптуре и пластической анатомии;
- анализ результатов наблюдения за творческим процессом студентов ХГФ;
- анализ графических работ студентов ХГФ (дипломных работ; методического фонда факультета; семестровых заданий по рисунку, пластической анатомии; специальных заданий в аудитории);
- использование методов социологического исследования: беседы с преподавателями и анкетирование студентов;
- проведение эксперимента (констатирующего, поискового, формирующего, сравнительного) как основы для разработки методической системы по формированию профессиональных умений при освоении пластической анатомии;
- анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента. <
Методологической основой исследования являются научные труды специалистов в области пластической анатомии, физиологии, психологии, педагогики, искусствоведения, методов научного исследования, теории и методики обучения рисунку и пластической анатомии.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- обоснована необходимость и возможность формирования профессиональных умений у студентов при освоении пластической анатомии через организацию обучения рисунку, обеспечивающую активное включение студентов в процесс усвоения профессиональных знаний, с одновременным углубленным осознанием их значимости в будущей профессиональной деятельности;
- выявлены психолого-педагогические основы формирования профессиональных умений у студентов ХГФ в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка'фигуры человека; на основе определения уровней сформированности профессиональных умений разработаны критерии оценки художественно-педагогических умений, приобретенных студентами в процессе освоения пластической анатомии; разработана и теоретически обоснована эффективная методическая система формирования профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека, основанная на получении студентами знаний и выработке умений в условиях педагогической направленности обучения, которая включает в себя: цели, задачи и содержание обучения пластической анатомии на занятиях по рисунку; постоянство и многообразие принципов, форм и методов обучения; единство обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.); полученными результатами экспериментальной методики доказано, что интегративное решение студентами педвузов художественных задач в единстве с задачами педагогическими в условиях работы над рисунком фигуры человека в процессе освоения пластической анатомии придает системе обучения активный, профессионально направленный характер и позволяет художественно-познавательной мотивации студента перерасти в профессиональную.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение данной проблемы вносит важный вклад в теорию и практику преподавания живописи, рисунка, скульптуры и пластической анатомии на художественно-графическом факультете. Разработанная нами методическая система формирования профессиональных умений в процессе освоения пластической анатомии у студентов в большей мере способствует совершенствованию качества подготовки будущих специалистов. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке смежных проблем.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методические рекомендации и дидактические материалы, направленные на совершенствование профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства, могут быть внедрены в практику проведения занятий по рисунку, а также скульптуре и пластической анатомии как в вузах художественнопедагогического профиля, так и в специализированных и общеобразовательных школах.
Результаты исследования могут в дальнейшем быть использованы в разработке новых учебных программ, учебных пособий, учебников по организации и проведению занятий по пластической анатомии в вузах и школах.
Этапы исследования. Исследование проводилось на базе художественно-графического факультета Курского государственного университета в течение 3-х лет, а также Воронежского государственного педагогического университета. Эксперимент охватил около 600 студентов ХГФ Ш-1У курсов очной формы обучения. Исследование проходило в несколько взаимосвязанных этапов:
На первом этапе (октябрь-декабрь 2001 г.)осуществлялись: анализ литературных источников, изучение состояния проблемы и степени ее разработанности, разработка научного аппарата: выдвижение гипотезы, определение цели, задачи и методов исследования, работа над программой констатирующего эксперимента.
На втором этапе (январь-декабрь 2002 г.) было установлено содержание опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий эксперимент, определена база для поискового и формирующего экспериментов, проверена эффективность педагогических средств обучения, активизирующих умения студентов во время освоения пластической анатомии на занятиях по рисунку, осуществлен поисковый эксперимент. Теоретические разработки исследования изложены в виде I главы диссертационной работы.
Третий этап (январь-декабрь 2003 г.) посвящен работе над формирующим экспериментом, проверке эффективности методики формирования профессиональных умений у студентов при освоении пластической анатомии. Проведен анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, а также их статистическая обработка.
На четвертом этапе (январь-май 2004 г.) были подведены окончательные итоги исследовательской работы и оформлены материалы в виде II главы кандидатской диссертации.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты исследований по философии, психологии, физиологии, педагогике, методике преподавания художественных дисциплин, соответствием методики исследования поставленной цели и задачам; опытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях апробирования разработанной модели методической системы; объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования.
Апробация исследования и внедрение его результатов. Разработанный нами учебно-методический комплекс заданий и упражнений, направленный на решение проблемы развития профессиональных умений студентов ХГФ, проходил апробацию на художественно-графических факультетах Курского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета.
Материалы исследования сообщались и проходили обсуждение на заседаниях кафедры теории и методики обучения изобразительному искусству Курского государственного университета. Основные положения настоящего исследования также отражены в публикациях статей и тезисов в межвузовских сборниках научных трудов.
На защиту выносится:
1. Научно обоснованное и экспериментально подтвержденное заключение о необходимости единства целенаправленного развития художественных и педагогических умений студентов в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека.
2. Художественно-педагогические умения, формируемые у студентов в процессе выполнения рисунка фигуры человека: а) педагогические (организаторские, коммуникативные, аналитико-оценочные умения); б) художественные (умение выполнять композиционные наброски и зарисовки, осуществляя поиск пластического решения фигуры человека; умение выбирать объект изображения, оптимальную точку зрения, материал и технику работы; умение передать позу и особенности фигуры натурщика, конструктивно построить фигуру и дать пластическую моделировку форм; умение работать отношениями, добиваясь целостности изображения; умение использовать в графических работах анатомические знания, законы композиции, линейной и воздушной перспективы; умение методически грамотно в определенной последовательности выполнять графические работы).
3. Разработанная и прошедшая экспериментальную проверку и апробацию методическая система по формированию профессиональных умений у студентов, представляющая собой интегрированное единство художественных и педагогических целей, задач и содержания заданий, основу которой составляет активная деятельность студентов в течение всего учебного года, направленная на одновременное развитие как художественных умений в выполнении графических работ по изображению фигуры человека на основе знаний пластической анатомии, так и педагогических умений, необходимых для решения конкретных учебных ситуаций.
4. Разработанная система критериев оценки умений студентов, позволяющая определить уровень их профессиональной подготовки: а) критерии, определяющие наличие творческой направленности личности учащегося: четкая осмысленность поставленной задачи; выбор оптимальной точки зрения; выбор формата в соответствии с эскизом и натурной постановкой (размер формата, тональность бумаги, расположение его по вертикали или по горизонтали); композиционно-образное решение рисунка; творческий подход в решении учебных задач; влияние физических характеристик модели (пол, конституция тела, характер освещенности и т.д.) на технику выполнения рисунка; выразительность рисунка; б) критерии, определяющие уровень сформированности художественных умений при изображении обнаженной фигуры: осмысленность в передаче конструктивности, объемности, пространственного решения формы тела на плоскости; выявление конструктивной основы формы модели, ее характера; выразительность в передаче пластической формы обнаженной фигуры; использование методов и приемов, упрощающих процесс построения фигуры на плоскости; применение знаний конструктивно-анатомического строения и пропорциональных отношений частей тела человека; в) критерии, раскрывающие умение студентов применять знания теории академического рисования на практике: перспективное построение фигуры в рисунке и построение пространства вокруг нее (линейная перспектива, воздушная перспектива); соблюдение последовательности выполнения рисунка в соответствии с методикой; использование в рисунке принципа работы тональными отношениями; грамотное использование графического материала; тоновое единство изображения, законченность рисунка; г) критерии анализа педагогической деятельности студентов: конструктивный анализ и объективная оценка как своих, так и работ других студентов; объяснение процесса ведения творческой работы; владение специальной терминологией; грамотное выражение мыслей в речевой форме; степень самостоятельности и творческой активности при организации учебной постановки.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы, приложения с графиками и таблицами, отражающими результаты экспериментальной работы, а также фотографиями студенческих работ, выполненных в ходе экспериментального исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи2008 год, доктор педагогических наук Кузнецов, Егор Фёдорович
Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку: Первый-второй курсы художественно-графического факультета1999 год, кандидат педагогических наук Сухарев, Андрей Иванович
Развитие художественного восприятия у студентов на занятиях учебным рисунком: на примере подготовки учителя изобразительного искусства2007 год, кандидат педагогических наук Дроздов, Анатолий Петрович
Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога2007 год, кандидат педагогических наук Башкатов, Иван Александрович
Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием: На примере занятий учебным рисунком в системе подготовки художника-педагога2006 год, кандидат педагогических наук Хабаху, Адам Гиссович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ветров, Роман Викторович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспериментальное исследование, проведенное нами, позволяет сделать следующие выводы:
1. Познакомившись с научными трудами отечественных и зарубежных специалистов, проанализировав накопленный опыт работы преподавателей педагогических вузов в обучении пластической анатомии, а также рассмотрев исторический аспект становления и развития методов обучения пластической анатомии в западноевропейском и отечественном художественно-педагогическом образовании, мы пришли к выводу, что до последнего времени нет диссертационных исследований и монографий, четко рассматривающих теоретические и методические вопросы преподавания пластической анатомии в разных звеньях системы художественно-педагогического образования, что значительно снижает эффективность преподавания данной художественной дисциплины.
2. Изучение современного состояния проблемы формирования профессиональных умений на художественно-графическом факультете педвуза убеждает в отсутствии четкой методической системы развития профессиональных умений у студентов в процессе изучения пластической анатомии на занятиях по рисунку и необходимости ее разработки.
3. Экспериментальное исследование показало, что эффективность формирования профессиональных умений у студентов в процессе изучения пластической анатомии средствами графики зависит от учета следующих закономерностей обучения:
- Активная мыслительная деятельность в процессе анатомического анализа фигуры приводит к более полному, богатому восприятию натуры.
- Постановка воспринимается студентами с наибольшим интересом, если она отвечает всем эстетическим требованиям.
- Художественно-педагогическая активность студентов возрастает, если предлагаемые задания несут в себе элементы проблемного обучения.
- Художественно-педагогическая информация запоминается студентами на занятиях по рисунку без труда и надолго, если установки на художественнопедагогическую информацию проводятся с осознанием студентами ее значимости и необходимости в будущей профессии.
- Эффективность формирования художественных умений студентов на занятиях по рисунку может быть гарантирована при условии изучения ими пластической анатомии с точки зрения механики движения человеческого тела.
4. При определении содержания занятий по рисунку в процессе изучения пластанатомии необходимо соблюдать следующие условия, определяющие эффективность учебного процесса:
- определение объема стабильных художественно-педагогических знаний;
- выявление основных направлений и тенденций в организации и проведении занятий по пластической анатомии;
- предъявление четких требований к уровню развития художественно-педагогических способностей студентов.
5. Проведенное исследование доказывает возможность решения проблемы формирования художественно-педагогических умений при условии методически правильной организации занятий по рисунку, направленных на одновременное решение задач художественно-изобразительного и методико-педагогического плана. Целенаправленное формирование у студентов, наряду с художественными и педагогических умений обеспечит профессионально-педагогическую направленность в художественно-творческой и педагогической работе студентов.
6. Достижение цели формирования профессиональных умений в художественно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства на занятиях по рисунку при изучении пластической анатомии, будет обеспечено при условии, если процесс овладения художественно-педагогическими умениями строится в неразрывной связи с процессом изучения пластанатомии, который в свою очередь служит не только основой для грамотного изображения фигуры человека на академических занятиях по рисунку, живописи, композиции и скульптуре, но и одновременно является базой для дальнейшего освоения профессиональных знаний и педагогических умений.
7. Высокий уровень сформированности профессиональных умений студентов может быть достигнут при условии активизации обучения, заключающегося в педагогической организации занятий, направленных на осознание и разрешение студентами конкретных учебных задач, включающих художественно-педагогические элементы. Эффективное функционирование педагогического процесса обусловлено наличием исследовательского элемента в содержании занятий академическим рисунком.
8. Формирование профессиональных умений у студентов должно осуществляться, прежде всего, в условиях продуктивной совместной деятельности преподавателя и студентов, где преподаватель целенаправленно организует проблемные ситуации, которые обусловливают появление у студента творческой инициативы с одновременным осознанием значимости используемых умений в его будущей профессии. В результате интеграции умений происходит их взаимообогащение; художественные становятся для студента профессионально значимыми, а педагогические формируются в условиях решения художественных задач.
9. Группу профессиональных умений, которые могут быть сформированы на занятиях по пластической анатомии, в специально организованном для этого процессе обучения, составляет единство а) педагогических:
- организаторские умения;
- коммуникативные умения;
-аналитико-оценочные умения; б) художественных:
-умение выполнять композиционные наброски и зарисовки, осуществлять поиск пластического решения, как отдельных фигур, так и групп людей в различных ракурсах и движении;
-умение выбирать объект изображения, оптимальную точку зрения, материал и технику работы;
-умение передать позу и особенности фигуры натурщика, конструктивно построить фигуру и дать пластическую моделировку форм;
-умение работать отношениями, добиваясь целостности изображения;
-умение использовать в графических работах анатомические знания, знания законов композиции, линейной и воздушной перспективы;
-умение методически грамотно в определенной последовательности выполнять графические работы.
10. Установлены критерии определения уровня сформированности художественно-педагогических умений, позволяющие выявить их динамику.
11. При разработке методики формирования профессиональных умений студентов в процессе изучения пластической анатомии необходимо учитывать особенности трех уровней познания: восприятия, представления, а также изображения модели на плоскости.
12. Повышения уровня чувствительности и активизации восприятия и, следовательно, познавательной деятельности студента, в процессе изучения пластической анатомии можно добиться сочетанием воздействий на все виды ощущений, тем самым, формируя у студента полный образ изучаемого предмета. Соединение зрительных и тактильных ощущений позволит студенту более полно осознать объемно-пространственную конструктивную сущность тела человека. Использование процесса сенсибилизации в обучении студентов пластической анатомии гарантирует более полное и осознанное объемно-пространственное познание модели и ее конструктивных и пластических особенностей.
13. Так как осознанное восприятие в значительной степени определяется установкой воспринимающего, то процесс обучения будет намного эффективнее, если сориентировать студента на развитие зрительного восприятия, чему, в не малой степени, способствуют правильная постановка проблемы, выявление определенной, доминирующей художественной задачи.
14. Пластическое пространственное моделирование гарантирует успешное развитие объемно-пространственного мышления и пространственного представления студентов, а так же конструктивное видение «изнутри наружу».
15. Намеченные нами цели и задачи исследования в ходе работы были решены, подтверждая выдвинутую в ходе исследования гипотезу.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ветров, Роман Викторович, 2005 год
1. Абдильдин Ж.М. Время и культура: размышления философа. - А.: АЛАШ, 2003.-480 с.
2. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению: Учебное пособие.- М.: Изобразительное искусство, 1985. 152 е.: ил.
3. Алексеева Л.В. Особенности преподавания лепки на заочных отделениях художественно-графических факультетов педагогических институтов. Ав-тореф.дис. . канд.пед.наук.-М.: 1968.
4. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Дис.д-ра пед. наук. М., 1993.
5. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М., Л.: 1948, т. 1. .
6. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. Т. II - М.: изд-во Всесо-юз. Акад. Арх., 1937.-795 с.
7. Ананьев Б. Г. Технология чувственного познания, М.: издательство АПН" РСФСР, 1960.-486 с.
8. Андреев В.И. Диалектика восприятия и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. М.: 1988. - 238 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: издательство МГУ, 1980. -416 с.
10. Анисимов H.H. Основы рисования. М.: Стройиздат 1974. - 156 с.13
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.