Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе: на примере "городской прозы" Ю. Трифонова и В. Маканина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Каширина, Светлана Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Каширина, Светлана Викторовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты использования категории пространства в процессе изучения современной литературы в 11 классе
1.1 Методические основы изучения современной литературы и школе .2 Обращение к категории пространства при изучении художественного произведения как литературоведческая и методическая проблема
1.3 Методические условия и способы формирования представлений о художественном пространстве в 11 классе па примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина)
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений учащихся 11-х классов о художественном пространстве в процессе изучения произведений Ю. Трифонова и В. Маканина
2.1 Аиализ результатов констатирующего эксперимента и логика его проведения
2.2 Организация самостоятельной деятельности учащихся в рамках пропедевтического этапа формирования представлений учащихся о художественном пространстве
2.3 Расширеиие теоретических знаний учащихся о художественном пространстве и развитие умений анализа при изучении «московской» повести 10. Трифонова «Обмен»
2.4 Обогащение представлений учащихся о художественном пространстве в процессе анализа повести В. Маканина «Лаз»
2.5 Результаты контрольного среза эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения2002 год, кандидат педагогических наук Коростилева, Елена Ивановна
Художественное время и пространство в творчестве М.А. Шолохова на уроках литературы в 11 классе2004 год, кандидат педагогических наук Воробьева, Анна Давыдовна
Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы1999 год, кандидат педагогических наук Стрижекурова, Жанна Игоревна
Изучение произведений А.П. Чехова в 10 классе с учетом жанровой специфики2005 год, кандидат педагогических наук Федорова, Анна Станиславовна
Художественный мир Ю.В. Трифонова в контексте городской прозы второй половины XX века2009 год, доктор филологических наук Селеменева, Марина Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе: на примере "городской прозы" Ю. Трифонова и В. Маканина»
Актуальность проблемы исследования. Конец XX века характеризуется кризисом культуры, разрушением литературоцентризма. В изменившихся условиях работа словесника над произведениями современной литературы в 11 классе требует более внимательного отношения к ее изучению в свете новейших литературоведческих и методических исследований с использованием современных подходов и технологий. Необходимость новых подходов к изучению современной прозы объясняется еще и тем, что на фоне изменившейся социокультурной ситуации возникла «другая литература» и «иной читатель», о чем свидетельствуют работы Л.М.Баткина, Л.П.Березовчук, Н.Б.Ивановой, Л.С.Пемзсра, Г.Л.Нефагиной, В.А.Чалмаева и др.
Возникшие в современной прозе новые направления (постмодернизм, иро-иический авангард и т.д.) предполагают рассмотрение литературного произведения с позиции современной эстетики, в том числе и с учетом поэтики художественного пространства. Обращение к категории пространства при анализе художественного текста требует определенных пространственных представлений. Актуальность исследования проблемы формирования представлений старшеклассников о художественном пространстве определяется, во-первых, современными требованиями к содержанию и качеству литературного образования, поиском новых эффективных путей осмысления учениками художественного произведения, во-вторых, регулированием процесса развития у старшеклассников логического и образного мышления, в-третьих, наличием в практике преподавания одностороннего подхода к рассмотрению фундаментальной основы текста - пространства художественного действия, не учитывающего его поэтику, что часто приводит к обеднению трактовки литературного произведения.
Категория пространства в школьном изучении только начинает становиться предметом специальных исследований. Процесс формирования представлений учащихся о художественном пространстве до настоящего времени не являлся объектом методических разработок и научных исследований. Потребность современной школы в создании теоретически обоснованной модели формировапия представлений о художественном пространстве у учащихся 11-х классов средней школы обусловила выбор темы исследования и определила ее актуальность.
Философские, литературоведческие, психологические и методические труды способствовали ее теоретическому обоснованию. В философской науке категория пространства в ее эстетической значимости подробно исследована в работах Аристотеля, С. Бабушкина, А. Бергсона, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Г. Лессипга, А. Мостепаненко, Платона, Б. Раушенбаха, Г. Слепухова, I I. Флоренского, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга, О. Шпенглера, А. Эйнштейна и многих других, обозначивших субъективные,, объективные и субъективно-объективные представления о пространстве. Методологически важными для исследования на философском уровне являются принципы познания категории пространства от восприятия к понятию, от единичного к общему, от чувственно-конкретного к конкретному в мышлении; использование методов движения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, аналогии и других методов познания (работы JI. Бергера, А. Габричевского, Г. Гегеля, 11. Джохадзе, И. Канта, А. Спиркина и др.).
В литературоведении категория художественного пространства разрабатывалась в различных направлениях: изобразительные свойства и трансформация пространственных координат (труды И.К.Гея, А.Я.Гуревича, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмапа, Н.Ф.Ржевской, З.Я.Тураевой, Е.Фарыно, Ф.Б.Федорова и др.), особенности пространственной образности в литературном произведении (работы М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Г.Н.Поспелова, В.В.Шкловского, Б.М.Эйхенбаума), место и продолжительность в сюжетно-композиционном построении художественного действия (исследования Н.Л.Лейдермана, Ю.М.Лотмана, З.Я.Минц, Б.В.Томашевского, В.И.Тюпы, Б.А.Успеиского и др.), хронотопическое единство пространства и времени (работы М.М.Бахтина, В.Е.Енукидзе, Л.В.Казанцевой).
Особенности восприятия и осмысления пространственных изображений описаны в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.Г. Жабицкой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Рыбалко, А.Б. Эльконина и других, что и определило психологические и педагогические аспекты концепции обращения к категории художественного пространства в школьном анализе литературных произведений.
Общеметодологические вопросы развития мышления раскрыты в трудах ГШ. Блонского, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., читательского воображения и читательских эмоций в работах Л.Я.Гришиной, Л.Г.Жабицкой, М.Г.Качурина, А.Г.Ковалева, О.И.Никифоровой, Б.М.Теплова и других.
В методике преподавания литературы проблемой изучения категории художественного пространства занимались А.И.Княжицкий, М.Б.Ладыгин, IIЛ.Мещерякова, А.Г.Прокофьева. Отдельные аспекты этой проблемы (функциональная значимость пейзажа и интерьера, взаимосвязь пространственных и временных изображений с характеристиками персонажей и т.п.) рассматривали методисты: А.Г.Балыбердин, Г.И.Беленький, О.Ю.Богданова, В.В.Голубков,
A.В.Даиовский, Н.О.Корст, Т.Ф.Курдюмова, В.Г.Маранцман, М.А.Рыбникова, М.Л.Спсжневская, Н.М.Соколов, Л.В.Тодоров и др.
Диссертационные исследования Е.М.Букаты, Е.Е.Жеребцовой, А.Н.Кошеч-ко, И.В.Логутовой касаются особенностей поэтики художественного пространства при изучении конкретных произведений; В.А.Кохановой, Н.О.Ласкиной, С.В.Свиридова - структуры художественного пространства в литературном произведении.
Научно-методические идеи о путях и приемах анализа художественных произведений современной литературы изложены в работах Л.С.Айзермана, Г.И.Белеиького, Н.А.Бодровой, Т.Г.Браже, И.С.Збарского, Г.Н.Ионина, М.Г.Качурина, Н.И.Кудряшева, В.Г.Маранцмана, Н.Д.Молдавской,
B.П.Полухиной, З.Я.Рез, Н.М.Свириной и др.; о принципах освоения учащимися элементов теории литературы в процессе анализа поэтики художественного произведения - в исследованиях А.Г.Балыбердина, Г.И.Белеиького, О.Ю.Богдановой, В.В.Голубкова, А.В.Дановского, Н.О.Корста,
Т.Ф.Курдюмовой, В.Г.Маранцмана, М.А.Снежневской Л.В.Тодорова и др.; о системном подходе в теоретической и практической образовательной деятельности - в работе Ю.А.Конаржевского.
Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка системы формирования представлений учащихся 11-х классов о художественном пространстве в процессе анализа произведений современной литературы.
Объект исследования: изучение произведений современной литературы («городской прозы») в аспекте пространственных характеристик в 11-х классах.
Предмет исследования: формирование представлений учащихся о художественном пространстве в процессе изучения произведений Ю.В.Трифонова и В.С.Макапииа.
Гииотеза: формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении произведений современной литературы будет способствовать глубокому постижению художественного текста, если:
- будет разработана система, обеспечивающая поэтапность в работе по освоению учащимися категории художественного пространства в его смыслообра-зующей и структурообразующей функциях;
- процесс изучения художественного произведения будет сопровождаться обращением к пространственным характеристикам;
- будут использованы активные формы обучения в процессе анализа литературных произведений в аспекте пространственных характеристик.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- установить степень разработанности различных аспектов использования категории художественного пространства в анализе литературных произведений и проблемы формирования представлений о художественном пространстве в философской, литературоведческой, психологической и методической литературе;
- выяснить состояние исследуемой проблемы в практике изучения современной литературы в школе;
- выделить и классифицировать свойства и функциональные возможности категории художественного пространства с целью включения в процесс поэтапного формирования представлений учащихся;
- разработать и экспериментально проверить систему формирования представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы (на примере «городской прозы» Ю.В.Трифонова и В.С.Маканина).
Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии, целостности явлений и процессов, концепции личностно-деятелыюго и функционально-системного подхода, труды по литературоведению и методике преподавания литературы, теория поэтапного формирования умственных действий и исследования психологов но формированию представлений.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий: методы теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.), эмпирические методы (наблюдение, беседы, анкетирование), прогностические (проектирование), экспериментальные (констатирующий эксперимент, формирующий, контрольный), праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности учащихся и студентов), изучение и обобщение опыта учителей, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование осуществлялось с 2002 по 2006 гг. в оренбургских школах: МОУ «СОШ № 56», МОУ «СОШ № 40», МОУ «СОШ № 73», МОУ «Гимназия № 1». В исследовании принимали участие учителя русского языка и литературы: В.Г. Вольчек, О.В. Гуляева, М.А. Десенко, Е.К. Дубцова, ИМ. Жальмугамбетова, О.В. Ибрагимова, Е.В. Иванова, Т.С. Каверина,
II.И. Конопыхина, Г.В. Лынник, О.А. Пилюгина, Л.В. Пухальская, О.А. Сомова, Ю.В. Черенкова, И.П. Чумак, Т.И. Шинкарева.
В констатирующем эксперименте приняли участие 480 учащихся, в обучающем эксперименте - 300 учащихся в период с 2003 по 2005 гг., в контроль-пом срезе - 90 человек контрольных и экспериментальных классов.
Основные этапы исследования. На первом этапе исследования (2002-2003 гг.) изучались философско-эстетические, литературоведческие, психологические, педагогические, методические труды по теме исследования, явившиеся теоретической основой для создания системы формирования представлений учащихся о художественном пространстве, вырабатывалось теоретическое обоснование проблемы, определялись гипотеза и методы исследования, ироводился констатирующий эксперимент.
Па втором этапе (2003-2005 гг.) продолжал осуществляться констатирующий эксперимент, проводился обучающий, в ходе которого разрабатывалась система формирования представлений учащихся о художественном пространстве, типы уроков по анализу литературных произведений в аспекте пространственных характеристик.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) анализировались, обобщались и систематизировались данные опытно-экспериментальной работы, проводился контрольный срез, уточнялись теоретические и практические выводы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана система методики формирования представлений о художественном пространстве, включающая в себя пропедевтический, обучающий и практический этапы.
2. Определены методические условия, обусловившие формирование представлений о художественном пространстве на заключительном этапе (XI класс) литературного образования.
3. Представлена методика анализа произведений В.Маканина и Ю.Трифонова, способствующая формированию пространственных представлений учащихся 11-х классов.
Теоретическая значимость исследования:
- определен круг теоретико-литературных понятий (сюжет, жанр, композиция, точка зрения автора и т.д.), связанных с процессом формирования представлений о художественном пространстве;
- выявлены пути формирования пространственных представлений через освоение учащимися свойств художественного пространства (открытое, закрытое, расширенное, абстрактное и др.) и рассмотрены особенности его выражения в структуре текста па сюжетном, композиционном и жанровом уровнях;
- теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность разработанной системы формирования пространственных представлений учащихся 11-х классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем предлагается теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система формирования представлений учащихся о художественном пространстве при изучении «городской прозы» в 11-х классах, разработаны методические рекомендации по усвоению учащимися смысловых и структурных особенностей пространственных ориентиров в художественном тексте.
Теоретические положения и практические материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях гуманитарного профиля, а также при проведении лекций, практических занятий по методике преподавания в вузе и на курсах повышения квалификации учителей-словесников.
Достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью и непротиворечивостью исходных положений и путей исследования, целенаправленным использованием данных литературоведения, психологии, педагогики, методики преподавания литературы; качественным и количественным анализом результатов, полученных в опытно-экспериментальной работе. Результаты отражены в анкетах и письменных работах учащихся. Всего в эксперименте приняло участие 480 учащихся и 16 учителей-словесников г. Оренбурга.
Апробация материалов и внедрение результатов исследования осуществлялись на лекциях в Оренбургском государственном институте искусств им. J1. и М. Ростроповичей; на уроках литературы в школах № 40, № 56 и № 73, гимназии № 1; на заседаниях кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы ОГПУ (2003-2006 гг.); на внутривузовских, всероссийских и международных конференциях: Третьих международных Измайловских чтениях, посвященных 170-летию приезда в г. Оренбург А.С. Пушкина, (Оренбург, 9-10 октября 2003 года); Всероссийской научной конференции «Мир России в зеркале новейшей художественной литературы» (Саратов, 15-17 марта 2004 года); Международной научно-практической конференции «Культура провинции» (Курган, 22-24 апреля 2005 года); на XXX Зональной конференции литературоведов Поволжья (Самара, 7-8 апреля 2006 года).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Новейшие исследования о художественном пространстве, об использовании этой категории в процессе анализа литературных произведений в школе свидетельствуют о том, что данная проблема актуальна, но недостаточно исследована, и это позволяет обратиться к вопросу формирования пространственных представлений учащихся при изучении современной литературы (на примере «городской прозы» Ю.В.Трифонова и В.С.Маканина).
2. Изучение содержательно-смысловых и структурных возможностей категории художественного пространства является основой формирования у учащихся представлений о художественном пространстве.
3. Процесс формирования представлений учащихся 11-х классов о художественном пространстве возможен при следующих условиях: запасе определенных теоретических знаний учащихся, учете возрастных особенностей старшеклассников, наличии произведений современной литературы в обзорном изучении, подборе «подходящего» текста.
4. Процесс формирования представлений учащихся предполагает комплексный подход к обучению и поэтапность его прохождения:
- формирование первоначальных представлений учащихся о художественном пространстве в рамках пропедевтического этапа способствует развитию навыка анализа литературного произведения в аспекте пространственных характеристик;
- расширение знаний учащихся о художественном пространстве (признаках, свойствах, типах) и овладение приемами анализа пространственных ориентиров на примере изучения повести Ю.Трифонова «Обмен» на обучающем этапе формирования;
- углубление теоретических знаний (пространственные модели, функции, предметная изобразительность) и практических умений анализа художественного пространства при рассмотрении повести В.Маканина «Лаз».
5. Создание методической системы формирования представлений о художественном пространстве способствует не только обогащению и углублению литературно-теоретических знаний учащихся, но и позволяет старшеклассникам эффективно анализировать и интерпретировать художественный текст с учетом особенностей его поэтики.
6. Сформированные пространственные представления могут «скорректировать взаимоотношения» логического и образного мышления учащихся 11-х классов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Особенности изучения поэтики русской прозы начала XX века на уроках литературы в 11 классе: На примере произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна2003 год, кандидат педагогических наук Соловьев, Алексей Николаевич
Совершенствование читательской деятельности учащихся старших классов на уроках литературы2003 год, кандидат педагогических наук Федорова, Татьяна Викторовна
Пространственно-временная организация художественного мира В.С. Маканина2007 год, кандидат филологических наук Иванцов, Владимир Владимирович
Анализ художественного произведения и развитие речи учащихся старших классов с учетом элементов теории ораторского искусства2002 год, кандидат педагогических наук Авдонина, Галина Геннадьевна
Школьный анализ художественного произведения в аспекте пространственных характеристик2005 год, кандидат педагогических наук Пыхтина, Юлиана Григорьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Каширина, Светлана Викторовна
Современный нодход к изучению литературы в школе предполагает обра к содержанию литературно-теоретических понятий, что значительно
расншряет представление учащихся о структурных особенностях изучаемого
нроизведения, его предметпо-изобразительных свойствах и т.н., а также фор мирует умение старшеклассников изучать художественное произведение в ас некте его ноэтики. Такой подход предполагает учет последних достижепий ли тературоведения, особенно касающихся смысловых и структурных выражений
художественного нространства в литературном аспекте. Проблема формирова ния представлений учащихся о художественном нространстве в анализе литера турных произведений находится в русле таких исследований и требует ком нлексного нодхода и совмещения разных научных методов и методик в органи зации и проведении данной работы. Анализ литературоведческих методических
работ, затрагивающих вонросы специфики изучения современной литературы в
старншх классах, обращения к категории художественного нространства нри
анализе литературных текстов, выявили наметивщиеся новые тенденции в ис по;н.зовании категории нространства в процессе изучения литературы и опре делили необходимость создания современной концепции включения художест венного пространства в анализ литературных нроизведений XX века. Отметим,
что художественному нространству в анализе произведения отводится второ стененное место, при этом не раскрывается его идейно-содержательное богат ство и изолируется организационная значимость категории в рассмотрении це Jюcтнocти художественного нроизведения, не ноказывается роль пространст BeiHibix ориентиров в снособах художественного воснроизведения действитель ности: в различных родах и жанрах литературы, сюжетно-композиционном раз витии действия. В методике литературы недостаточно разработана система изучения кате гории художестве1нюго пространства в старших классах в теоретическом его
аспекге и в плапе практического применения в анализе художественного текста. Разработанная нами система работы с категорией прострапства при ос мыслении художественного произведения основывается на целенаправленном
набл1одении над проявлением пространственных ориентиров и элементов в
тексте, нервоначальном представлении об их определяющих признаках, абстра гировании и онределении попятия, развитии и обогащении представлений о ху дожественной категории и включении ее в систему других литературно теоретических понятий. Предложенная концепция включения пространственных характеристик в
анализ произведения и формировапия представлений учащихся предполагает
следую1цее:
1. Выявлепие методических условий и путей формирования представлений
учаншхся о художественном пространстве,
2. Определение способов формирования пространственных представлений
школьников,
3. Обозначение этапов (пропедевтический, обучающий, практический),
В рамках предложенной системы формирования пространственных пред ставлений учащихся 11-х классов был введен пропедевтический этап, в ходе
которого не только формируются нервоначальные представления о художест венном нространстве школьниками, но и закладываются навыки анализа лите ратурного текста в аспекте пространственных характеристик,
Обучаю1ций этан снособствовал расширению представлений школьников о
категории в процессе апализа типов пространства, его свойств и признаков при
рассмотрении повести Ю, Трифонова «Обмен», В процессе работы пад произ ведением учащиеся овладели приемами анализа пространственных ориентиров
в художественном тексте. Практический этап имел своей целью закрепить полученные теоретические
знания и практические умения старшеклассников в процессе изучения повести
В, Макапина «Лаз», В ходе рассмотрения произведения учащиеся углубили
теоретические знания, анализируя структурную организацию художественного
пространства в тексте и обозначая пространственные модели, образы и пред метную изобразительность категории. Процесс формирования представлений о художественном пространстве
обоснован выявленными нами методическими условиями:
1. Запас определенных теоретических знаний учащихся, приобретенных на
предыдущих этапах литературного образования. 2. Аналитическое мышление одиннадцатиклассников (возрастные особен ности старшеклассников), которое способствует постижению эстетической мо дaJH)Пocти категории пространства, организующей художественную действи rejHjHocTb и идейное содержание произведения. 3. Наличие в школьных программах произведений современной литерату ры в обзорном изучении создает возможность выделять для анализа или одну
стержневую проблему, общую для ряда нисателей, или отдельные стороны ху дожественного произведения. 4. Подбор «подходящего» текста, позволяющего изучать проявления ху дожественного пространства на различных уровнях:
- композт^иотюм, когда структурная организация произведения взаимосвяза на с пространственными моделями;
- сюжетном, в том случае, когда художественные тексты насыщены деталями,
символами, знаками, в которых пространству отведено значительное место. 11римером могут служить произведения Ю. Трифонова и В. Маканина;
- э/саировом, когда малые эпические жапры (повести, рассказы, притчи, новел лы и др.) нозволяют рассмотреть разнообразные пространственные формы и
отношения в литературном произведении в сравнении, сопоставлении или
обоб1цении. В основе разработанной нами системы формирования представлений ле жит иринцин комплексного обучения, который подразумевает осмысление уча 1ЦИМИСЯ теоретического материала с практическим их закреплением в форме
вынолпения заданий по анализу фрагментов из различных произведений
Ю. Трифонова и В. Маканина. Направленность содержания практического бло ка заключается в задаче формировапия умений старшеклассников выделять
пространственные ориентиры в тексте, анализировать нространственные моде183
ли, изображенные в произведении, и соотносить их смысловое значение с ав торской концепцией нроизведения. Опытно-экспериментальное обучение под твердило правильность разработанной нами методической концепции и выдви нутой гипотезы. Оно доказало, что использование категории художественного
пространства в школьном анализе произведения повышает уровень осмысления
идейного содержания текста, обогащает литературно-теоретические представ ления старшеклассников, помогает сформировать способность анализа в аспек те его пространственных характеристик. Процесс осмысления учащимися категории художественного нространства
завершен успешпо, поскольку формирование представлений, развитие умений
анализа и обогащение зианий о категории осуществлялось планомерно на всех
эганах обучения, включая пропедевтический. Ценностно-смысловая насыщен ность художественных произведений Ю. Трифонова и В. Маканина, систем ность в работе над теоретическими понятиями по принципу: восприятие иредставление-понятие способствовали освоению учащимися категории про странства, его роли и значимости в изучении литературных произведений, что
иодтверждается результатами нроведенного итогового контрольного среза. Результаты обучающего эксперимента и контрольного среза доказали це лесообразность формирования пространственных представлений старшекласс ников даже в тех случаях, когда учащиеся не получили знаний о художествен ном пространстве на предыдущих этапах образования. Резузп,таты исследования показали, что включение категории художест венного пространства в анализ литературного произведения способствует глу бокому и пол1юценному его постижению, так как последовательная методиче ская работа с учащимися в рамках формирования представлений о прострапст ве развивает их способность рассматривать поэтику художественного текста,
учит соотьюсить все компоненты в целостной структуре литературного произ ведения, формирует осознанное восприятие и совершенствует качество
нредставлений. Описание онытно-экспериментального обучения и результаты контрольно го среза подтвердили, что анализ художественного текста с позиции простран ственных характеристик расширяют аспекты изучения не только конкретного
произведепия, позволяя использовать различные формы и приемы анализа, но и
приводят учащихся к пониманию специфики литературы как искусства слова. Перспектива дальнейшего исследования представляется нам в следуюш,их
направлениях:
1. Изучепие приемов и способов рассмотрения художественного нространства в
системе анализа литературных произведений с 5-го по 11-й классы. 1. Анализ художественного произведения с нозиции взаимосвязи нространст венно-временной организации текста со стилем писателя. 3. Роль словесно-нредметной изобразительности художественного пространст ва в анализе литературного текста.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Каширина, Светлана Викторовна, 2006 год
1. Введение в учебный план историко-литературного курса (20-е годы XIX века) предполагало и изучение произведений новейшей литературы как наиболее понятных для восприятия учащимися проблем и общественно-передовых идей современной действительности.
2. Ц.П. Балталон, В.Г. Белинский, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин считали, что чтение, пересказ, беседы и разбор лучших образцов современной литературы способствуют формированию мировоззрения и эстетического вкуса учеников.
3. В.В. Голубков, Н.И. Кудряшев, М.А. Рыбникова отмечали необходимость включения раздела «Современная литература» в школьные программы, подчеркивали специфику анализа художественных текстов современных авторов.
4. Художественное пространство, по определению Ю.М. Лотмана, понимается в литературном произведении, «как континуум, в котором размещаются персонажи и совершается действие» 110, С.258.
5. Художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений 110, С.252.
6. Язык пространственных отношений должен быть способным моделировать различные структуры знаковых систем 110, С.400.
7. Событием в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля 110, С. 224.
8. В методике преподавания литературы и в школьной практике категория художественного пространства становится важным компонентом анализа изучаемого произведения.
9. В практике школьного анализа литературного произведения категория художественного пространства почти не рассматривается или рассматривается не в полном объеме.
10. Обращение к категории пространства в старших классах ограничивается частичным их рассмотрением при изучении отдельного вопроса или темы (чаще всего в связи с изображением города или пейзажа).
11. Современные методические исследования чаще всего затрагивают отдельный аспект проблемы, в связи с чем необходимо углубить и комплексно исследовать пространственный подход к анализу художественного произведения.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.