Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Самарханова, Рената Фаридовна

  • Самарханова, Рената Фаридовна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 218
Самарханова, Рената Фаридовна. Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2009. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Самарханова, Рената Фаридовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ВЫВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА.

1.1 Анализ факторов, обусловивших актуальность диссертационного исследования.:.

1.2 Основные этнографические понятия и термины, используемые в костюме.

1.3 Место понятия «этнос» в системе этнографических понятий.

1.4 Анализ процессов межкультурного взаимодействия и факторов влияния этнокультур на общемировую культуру.

1.5 Влияние этнических культур на мировую моду.

1.6 Символика и функции этнических костюмов.

1.7 Выявление этнических мотивов, оказывающих влияние на современную моду.

1.8 Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ СВЯЗИ ДИНАМИКИ ЦИКЛОВ

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ МОТИВОВ В МОДЕ С ФАКТОРАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

2.1 Анализ циклов и волн исторического развития общества.

2.2 Процесс синхронизации, определяющий согласованное развитие различных областей.

2.3 Анализ факторов социально-экономического развития общества

2.4 Анализ модных тенденций в костюме XX века с точки зрения волновой теории.

2.5 Выявление больших циклов влияния этнических мотивов на современную моду.

2.6 Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3 ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ МИРОВОЙ МОДЫ К ЭТНИЧЕСКИМ МОТИВАМ В МОДНОМ

КОСТЮМЕ.:.

3.1 Выявление значимых этнических мотивов.

3.2 Выявление закономерности влияния этнических мотивов на современную моду.

3.3 Прогнозирование тенденций (построение прогностической модели влияния этнических мотивов на современную моду).

3.4 Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов»

Актуальность темы исследования

В современном обществе мировая мода находится в тесной взаимосвязи с этническими культурами, которые по праву являются одним из самых продуктивных источников возникновения новых стилей, форм и образов, способствующих обогащению современного костюма. Если иссякнет источник возникновения новых образов или элементов в моде, то перестанет существовать и сама мода.

Современный процесс художественного проектирования костюма связан с комплексом задач, решение которых предопределяется необходимостью прогнозной информации о закономерностях обращения мировой моды к этническим мотивам.

От модельеров требуется не только умение овладеть большим потоком информации о модных тенденциях развития формы, но, главным образом, способность создания новых форм костюма на основе научно обоснованного прогноза.

В современной науке имеется значительное количество научных исследований по народной одежде. Важными для изучения традиционного костюма являются публикации искусствоведов, историков моды, художников, специалистов легкой промышленности: Т.В. Козловой [74], Г.С. Гориной [43], А.А. Васильева [29], М.Н. Мерцаловой [95], Н.М. Калашниковой [66], И.Н. Савельевой [117], Ф.М. Пармон [106], Т.К. Стриженовой [128], JI.H. Абуталипова [1], И.Ю. Буфеевой [28], В.М. Волковой [37], С.М. Темерина [127] и др.

В частности, существует значительное количество исследований по традиционной одежде народов России XIX - XX вв., выполненных на основе сравнительно-этнографической методики, рассматривающей костюм как важный источник изучения проблем этногенеза, этнической истории и межэтнических взаимовлияний. Это работы отечественных исследователейэтнографов: Г.С. Масловой, JI.A. Молчановой, Т.А. Николаевой, Г.Н. Прытковой, О.А. Сухаревой, JI.H. Чижиковой, Н.М. Шмелевой и др.

Что касается вопросов интеграции элементов этнических культур, в частности элементов костюма разных народов и цивилизаций, в современную моду, то здесь нет столь существенных исследований, раскрывающих полную картину обращения мировой моды к этническим мотивам.

Существующие на данном этапе подходы к изучению развития костюма с использованием этнических элементов не выявляют совокупной целостности воздействий этнокультур на динамику моды в целом, а сводятся в основном к рассмотрению, по сути, частных случаев того или иного влияния, не раскрывая общей картины развития современной моды с использованием элементов этнокультур.

В ряде исследований имеются отрывочные данные об использовании -традиций народного костюма, о характере влияния одного или нескольких этнических мотивов, однако они не обобщены и не имеют научной обоснованности. Кроме того, авторы, которые занимаются изучением народного искусства, не ставят задачи выявления цикличности обращения современной моды к этническим мотивам с возможностью прогнозирования. Не изучается также смысловой контекст этнических костюмов.

В современном проектировании одежды наблюдается большое разнообразие ориентации творческих поисков при проектировании костюма с использованием элементов этнокультур, однако все они основываются только на опыте и интуиции модельера.

Иными словами, на сегодняшний день к проблеме изучения обращения мировой моды к этнокультурам не применены в полной мере возможности системного подхода.

Отсутствие объективных научных данных о закономерностях обращения современной моды к этническим культурам позволило установить необходимость в научном подходе к рассмотрению вышеуказанных вопросов, выявлению закономерностей обращения мировой моды к этническим мотивам. Это значительно оптимизирует проектную деятельность процесса проектирования и повысит эстетический уровень изделий, выпускаемых предприятиями.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется потребностями современной науки в новом подходе к исследованию особенностей развития моды и обусловлена:

• недостаточной разработанностью понятийной базы этнографической теории, отражающей специфику современного уровня развития художественного проектирования костюма;

• значительным ускорением смены модных тенденций;

• сближением и взаимным проникновением культур благодаря глобальной информатизации общества, вследствие чего в моде появляется множество новых форм костюма, орнаментов, в том числе новые текстуры и фактуры тканей в нетрадиционных сочетаниях;

• появлением новых технологий производства одежды, которые делают возможным создание новых форм, орнаментов и материалов;

• потребностью определить закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам и их периодизации;

• отсутствием системного похода к проблеме изучения процессов обращения мировой моды к этнокультурам.

Данная работа направлена на решение вышеперечисленных задач и является первым трудом, обращенным к изучению процессов влияния всех этнических мотивов на современную моду, и представляет собой не только теоретический, но и практический интерес, для повышения эффективности современного проектирования костюма.

Цель диссертационного исследования

Целью диссертационной работы является выявление закономерности использования этнических мотивов в современной моде и создание прогностической модели взаимодействия этнокультур и моды в будущем. Основные проблемы, решаемые в диссертационной работе:

• комплексный анализ моды на основе использования этнических мотивов за период с 1905 по 2005 год;

• исследование процессов обращения современной моды к этническим мотивам;

• выявление основных факторов, влияющих на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;

• изучение взаимодействия процессов обращения мировой моды к этническим мотивам с процессами, происходящими в экономике, политике и социальной сфере мирового общества;

• выявление периодичности влияния" этнических мотивов на современную моду;

• разработка модели влияния этнокультур на мировую моду.

В диссертационной работе решаются следующие основные задачи:

• анализ процессов межкультурного взаимодействия и взаимовлияния, исследование причин влияния этнокультур на мировую культуру;

• выявление факторов, влияющих на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;

• создание понятийной базы для исследования этнографических материалов в области костюма;

• комплексный. анализ механизма использования этнических мотивов в современной моде;

• исследование влияния циклических процессов исторического развития общества - циклов экономической конъюнктуры, социально-психологического климата общества, а также циклов глобализации и интеграции — на формирование циклов обращения современной моды к этнокультурам;

• выявление циклов и закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам;

• создание прогностической модели влияния этнических мотивов на современную моду.

Объектом исследования являются процессы обращения моды к этническим мотивам, существующие в модном европейском костюме XX -начала XXI вв.

Предметом исследования являются модели европейского костюма pret-a-porter и haute couture, созданные на основе использования этнических мотивов с 1905 по 2005 год.

Методы исследования:

Методологическую основу исследования составляет системный подход, теоретические и практические разработки в области проектирования костюма. Задачи, поставленные в диссертации, решались теоретическими и--экспериментальными методами.

В качестве инструментария используется комплекс методов:

• литературно-аналитический метод;

• метод системного подхода;

• структурно-графический анализ и основные положения теории зрительного восприятия;

• статистический метод сбора информации;

• метод конкретно-исторического анализа;

• применены общенаучные методы анализа и формальной логики, необходимые для формулировки заключений и выводов, полученных в процессе теоретических и экспериментальных исследований;

• методы математической статистики;

• для разработки эксперимента использован метод решения нелинейного уравнения.

Теоретические основы исследования:

При проведении исследования были рассмотрены различные научные подходы к изучению моды, представленные в работах Т.В. Козловой, Т.В. Белько, Р.А. Гузявичуте, Е.В. Ильичевой, И.В. Каллаговой, J1.B. Смуровой, Н.А. Филатовой. В качестве теоретической основы исследования взяты также труды Н.Д. Кондратьева, С.Ю. Маслова, JT.H. Гумилева, содержащие выявленные ими закономерности взаимодействия элементов природных и социальных систем.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

• проанализирован механизм использования этнических мотивов в европейском модном костюме за период с 1905 по 2005 год;

• определены факторы, влияющие на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;

• осуществлено экспериментальное исследование механизма смены моды с использованием этнических мотивов и подтверждена гипотеза о существовании циклов влияния этнических мотивов на мировую моду;

• выявлена взаимосвязь циклов влияния этнокультур на моду с существующими циклами исторического развития общества;

• выявлена периодичность использования этнических мотивов в современной моде;

• определена закономерность циклического взаимодействия этнических мотивов и моды на основе построения графика выявления длинных и коротких циклов; определены периоды активного и пассивного влияния этнокультур на моду;

• построена прогностическая модель влияния этнических мотивов на современную моду на основе экстраполяции эволюционных зависимостей, построенных на ретроспективном материале.

Впервые в истории теории системного проектирования костюма на основе анализа и исследования разработана научная концепция формирования и прогнозирования процессов влияния этнокультур на мировую моду. Эти вопросы сегодня находятся среди самых актуальных в современной науке.

На защиту выносится:

1. Теоретическая модель закономерности циклического формирования модного костюма с использованием этнических мотивов.

2. Прогностическая модель циклического взаимодействия этнических мотивов и современной моды начала XXI века.

Теоретическая и научно-практическая значимость результатов исследования:

Результаты работы являются научной базой в текстильной и легкой промышленности для планирования новых коллекций одежды, художественного оформления ткани и проектирования аксессуаров.

Проектирование костюма на основе полученной модели влияния - этнических мотивов на мировую моду значительно расширяет возможности модельеров, главным образом, позволяя создавать новые формы костюма и орнамента на основе научно обоснованного прогноза.

Результаты диссертационной работы также могут быть использованы в учебном процессе: при чтении лекций, при написании научно-методической литературы, рефератов по дисциплине «Художественное проектирование костюма» и «Основы теории системного проектирования костюма».

Апробация работы:

Результаты исследования апробированы в учебном процессе по курсу «Основы теории системного проектирования костюма» и «Основы художественного проектирования костюма» на четвертом курсе.

Публикации:

По теме диссертации опубликовано 2 статьи в изданиях, входящих в «Перечень.» ВАК РФ; 8 публикаций - в сборниках научных трудов.

Структура работы.

Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Самарханова, Рената Фаридовна

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. Анализ тенденций моды на протяжении последних нескольких столетий позволил сделать вывод, что этнокультуры являются постоянным и одним из самых продуктивных источников возникновения новых форм и образов в современном костюме.

2. На основе исследования развития моды XX — начала XXI веков (с 1905 по 2005 год) были выделены этнические мотивы, которые в определенной степени характеризуют костюм этого периода, в результате получено универсальное множество, состоящее из 40 этнических мотивов.

3. Впервые на основе использования системного подхода доказана гипотеза о том, что обращение моды к этническим мотивам имеет циклическую закономерность, а колебания отражают имманентные закономерности развития экономической, политической, социально-культурной систем, заключающиеся в попеременной смене противоположных начал.

4. Выделены «ориентальные» и «оксидентальные» мотивы, а также длинные волны влияния этнических мотивов на современную моду: «экстравертные» и «интровертные» периоды.

5. Впервые получены короткие циклы влияния этнокультур на моду продолжительностью 11-13 лет. Периодичность влияния за рассматриваемый промежуток времени с 1905 по 2005 год равна для всех рассматриваемых этнических мотивов: X = 8.

6. Доказана закономерность влияния этнических мотивов на современную моду на примере 6 наиболее значимых мотивов, т.е. выявлено попеременное чередование циклов влияния этнических мотивов; выделены короткие волны активного и пассивного влияния этнических мотивов на современную моду, а также периоды наиболее активного влияния.

7. Построена совмещенная прогностическая модель влияния всех этнических мотивов на современную моду, демонстрирующая степень и периодичность влияния этнических мотивов на современную моду, является чрезвычайно важным для проектирования костюма производственных условиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Самарханова, Рената Фаридовна, 2009 год

1. Абуталипова Л.Н. Использование национальных элементов при разработке современной одежды: Учебное пособие Л.Н. Абуталипова, М.В. Свиринавичус. Казань: Изд-во Каз. гос. технол. ун-та, 2000.

2. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979, - С. 174-192.

3. Азроянц Э.А. Ритмика природных явлений и социальные циклы // Полигнозис. 2001. - N 4. - С.3-28.

4. Албакова Ф.Ю. Роль символов в национально-эстетическом сознании. Автореферат дисс. д.ф.н. МГУ М., 2000, - С. 12-19.

5. Аль-Халлаб А. Эстетические основы исламского орнамента. — М., 1999,- С. 145-167.

6. Андреева А.Ю. История костюма. Эпоха, стиль, мода. СПб.: Паритет, 2004, - С. 34-48.

7. Антонов В.И. Символизация как социокультурная и познавательно-практическая проблема. -М.: Наука, 1992. С. 18-26.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989,-С. 136-158.

9. Асеев Ю.И., Малютина М.В., Гавриков А.Н. Узловые вопросы истории и теории кризисов и циклов в обществе // Циклы природы и общества. -Ставрополь, 1996.

10. Ахиезер А.С. Между циклами мышления и циклами истории // Обществ, науки и современность. 2002. - N 3. - С.122-132.

11. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований.- 1995,-С. 13-16.

12. Белько Т.В. Создание бионической модели функционирования моды в костюме. Дисс. .к.т.н.: 05.19.07. / МГТА.-М., 1996.

13. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. — М.: Республика, 1996, С. 204-231.

14. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.15,16,17,18,19

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.