Формирование нравственной культуры социального педагога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Магометова, Светлана Казбековна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Магометова, Светлана Казбековна
Введение.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
§1. Культурологический и синергетический методы анализа формирования нравственной культуры личности.
§2. Взаимосвязь профессиональной этики и нравственной культуры социального педагога.
§3. Сущность, структура, содержание нравственной культуры социального педагога.
ГЛАВА П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ОПЫТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
§1. Методика и организация экспериментально-опытной работы.
§2. Педагогические условия формирования нравственной культуры социального педагога.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование профессионально-этической культуры социального педагога1999 год, кандидат педагогических наук Шарова, Ия Валерьевна
Нравственно-волевая подготовка студентов педагогического вуза1996 год, кандидат педагогических наук Днепрова, Тамара Петровна
Педагогические условия становления профессиональной культуры будущего социального педагога в вузе2006 год, кандидат педагогических наук Меркулова, Елена Николаевна
Формирование культуры межэтнического общения социального педагога в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Шаглиева, Галина Павловна
Теория и практика формирования ценностных ориентаций личности педагога-организатора в системе непрерывного образования2005 год, доктор педагогических наук Сухова, Елена Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование нравственной культуры социального педагога»
Процессы обновления, происходящие в социальной сфере, образовании, производстве, требуют от современного специалиста гуманистической направленности личности, культуры, духовного богатства, нравственной устойчивости. Наличие у социального педагога таких нравственных качеств, как профессиональный долг, дисциплина, такт, ответственность и др., рассматриваются в качестве важнейших компонентов готовности личности к профессиональной деятельности в сфере «человек -человек».
Это ставит новые задачи перед высшим образованием, актуализирует разработку научно-педагогических теорий, обращенных к формированию личности специалиста, его общей и профессиональной культуры.
За последнее время заметно активизировались исследования профессиональной культуры специалиста, в которых рассматриваются такие компоненты, как методологическая (В.А.Сластёнин, В.Э.Тамарин, А.Н.Ходусов), технологическая (М.М.Левина), коммуникативная (А.В.Мудрик), историко-педагогическая (А.К.Колесова), эстетическая (Л.Е.Бабич, Г.А.Петрова, Э.Т.Ардаширова), этическая (Э.А.Гришин, Е.Г.Силяева, Н.Б.Крылова), духовная (М.М.Мукамбаева, Е.И.Тесленко, Н.Е.Щуркова), экологическая (З.Э.Абашидзе), физическая культура (М.Я.Виленский), культура учебного труда (И.И.Зарецкая), культура межнационального общения (В.П.Комаров) и др.
В то же время, несмотря на значительную активизацию исследований в области профессиональной культуры, отдельных её компонентов, всё более осознаётся противоречие между растущей потребностью в формировании высококультурного специалиста, способного передавать систему общечеловеческих ценностей, нравственных норм поведения и деятельности в профессиональной социокультурной сфере и сравнительно низким уровнем нравственной культуры выпускников.
В свете изложенного становится очевидной необходимость дальнейшей разработки научно-педагогических основ формирования нравственной культуры социальных педагогов.
Фундаментальные предпосылки для этого создают труды Л.П.Буевой, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова, В.В.Краевского, Н.Д.Никандрова,
A.В.Петровского, и др. исследователей, раскрывающие методологические основы, содержание и технологию высшего педагогического образования.
Теоретические основы исследования составили психологическая теория личности (А.Н.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.), труды по теории культуры (В.И.Бакштановский, И.Витаньи, Л.Н.Коган., Ю.М.Лотман, В.М.Межуев, Р.О.Якобсон и др. авторы); по педагогической этике (Э.А.Гришин,
B.А.Писаренко, И.Я.Писаренко, В.Ю.Чернокозова, И.М.Чернокозов и др. педагоги).
В последнее время в педагогике активно реализуется культурологический анализ педагогической реальности (работы И.Ф.Исаева, М.М.Левиной, Е.Г.Силяевой, В.А.Сластенина и др. ученых), позволяющий рассматривать педагогические явления на широком социокультурном фоне. Это общетеоретический вид исследования, опирающийся на общефилософские методологические принципы, и одновременно зависящий от эмпирической и источниковедческой базы конкретного исследования. С позиций этого подхода изучается качественная специфика культуры социально - профессиональных слоев, групп, их взаимосвязь и преемственность, а также особенности, динамика становления культуры личности на общем социокультурном фоне.
Анализ литературы показал, что в культурологии изучаются как личностные аспекты культуры, фокусирующие внимание на преломлении специфических характеристик в общей структуре личности, так и деятельностные, рассматривающие личность как субъект деятельности и общения, т.е. проявление культуры личности в деятельности, ее структурных компонентах.
Однако, на наш взгляд, эти позиции не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, культура личности выражает ее позицию в системе норм, духовных и нравственных ценностей. Одновременно культура сама выступает как система норм и требований социума ко всем сторонам деятельности человека в труде, быту, межличностных отношениях. Культура представляет особой область социальной жизни, выступает как предмет, средство и результат деятельности личности.
С позиций культурологического подхода необходимо рассматривать детерминирование культуры личности объективной действительностью. Но познающий и действующий человек активен, творит среду и самого себя.
В современной культурологии самыми распространенными концепциями являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень труда и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция культуры рассматривает ее как способ жизнедеятельности человека, определяемый социумом, обществом. Аксиологическая (ценностная) концепция подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни социума. Культура здесь рассматривается как процесс трансформации должного в сущее.
Для гуманизации общественных отношений, перехода от принципов социоцентризма к человекоцентризму, ориентации на человека, как высшую ценность, в воспитательной работе необходимо учитывать особенности поля культуры, характерные для современного переходного этапа развития общества. Динамика ценностей переходного периода имеет тенденцию отхода от традиционных внутренних ценностей. Все большее внимание в системе ценностей уделяется "внешним ценностям". Социальным полем культуры поощряется через соответствующие нормы, образцы поведения, ценностные ориентации "инструментальный активизм", что обостряет проблемы внутреннего мира личности, усиливает эгоцентризм. Социальными институтами, средствами массовых коммуникаций, системой обучения и воспитания перестают культивироваться такие ценности и нормы, как коллективизм, бескорыстная помощь.
Культурологический анализ процесса профессионального становления социального педагога предполагает исследование профессиональной морали, специфики нравственных норм и принципов, которые формируются и действуют в сфере социально-педагогической деятельности и являются конкретизацией общих требований господствующей в обществе системы морали.
Категория «нравственная культура личности» может быть рассмотрена во многих понятийных системах, относящихся к социологии, этике, психологии, педагогике и другим наукам. Психология личности служит, в частности, основанием для определения наиболее эффективных путей педагогического воздействия на индивидуальное развитие человека, отражающемся в конечном итоге на его поведении, в том числе - на учебной и профессиональной деятельности.
Социология, базирующаяся на историческом материализме, позволяет изучать процесс формирования культуры личности в плане активной роли общественного мнения, социальной сферы, микросферы, малых контактных соэмоциональных групп. Проведённые автором социологические исследования с использованием методов социометрии, методов групповых оценок и др. позволили выявить роль социальных факторов, обусловливающих процесс развития изучаемого личностного образования.
Этика исследует проблему соотношения нравственной культуры личности и практических дел в рамках таких категорий, как сознательность, убеждённость, ответственность, целеустремлённость и др. С точки зрения нравственности важно правильное понимание социального значения поступков, соответствия реальных действий задуманным, их сознательность.
Каждая из выше перечисленных областей и форм изучения процесса формирования культуры личности представляется перспективной. В данном исследовании процесс формирования нравственной культуры социального педагога рассматривается именно в педагогическом плане, выявляются закономерности развития этого личностного образования в рамках учебно-воспитательного процесса вуза, влияние этого процесса на становление и дальнейшее формирование личности социального педагога, его профессиональную деятельность.
Студенческий возраст является периодом наиболее интенсивного развития нравственных структур личности, ее становления как субъекта собственной жизнедеятельности, профессионального роста. Б.Г.Ананьев доказательно обосновал правомерность рассмотрения студенческого возраста с позиций специфических характеристик процессов социализации, становления личности, включающих в качестве основных компонентов "освоение и консолидацию многих социальных функций, формирование профессионального мастерства".(8,5). Большими возможностями по сравнению с другими социальными общностями в плане развития профессионально - нравственной культуры имеет студенчество как социальная группа. Но возможности эти остаются реализованными не в полной мере без специально разработанной воспитательной системы формирования нравственной культуры будущих специалистов.
Однако следует заметить, что несмотря на возросший интерес и объёмы публикаций по проблемам культуры, пока ещё не достигнуто единства мнений по вопросу структуры и содержания феномена "нравственной культуры", не в полной мере раскрыты личностные компоненты нравственной культуры социального педагога, не прослежены ее функции в профессиональной деятельности.
Таким образом, в педагогике высшей школы проблема формирования нравственной культуры социального педагога исследована не в полной мере. В то же время, о неудовлетворительном и даже кризисном состоянии культуры общества свидетельствуют многочисленные публикации, результаты научных исследований. Наблюдения автора в процессе работы в вузе показали, что недостаточная интенсивность процесса развития культуры студентов входит в противоречия с требованиями общества к личности специалиста.
Несмотря на значительное расширение исследований в области педагогической культуры, отдельных ее компонентов, все более осознается противоречие между растущей потребностью в формировании высококультурного социального педагога, способного транслировать систему общечеловеческих и профессиональных ценностей, нравственных норм поведения и деятельности в динамической социокультурной сфере и сравнительно низким уровнем нравственной культуры выпускников вузов.
Возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность ряда аспектов теории высшего педагогического образования и определили выбор темы исследования. Его проблема сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование нравственной культуры личности социального педагога в процессе обучения в вузе?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования избран процесс формирования нравственной культуры социального педагога в процессе обучения в вузе.
Предмет исследования - система отношений и связей, детерминирующих формирование высокого уровня нравственной культуры на разных этапах профессионального становления личности социального педагога
Установление искомых зависимостей требует решения следующих исследовательских задач: обосновать совокупность положений, составляющих теоретическую основу формирования нравственной культуры социального педагога;
- разработать модель, отражающую содержание, структуру, уровни сформированности нравственной культуры специалиста; выявить и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование нравственной культуры студентов;
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования нравственной культуры социального педагога должен:
- опираться на модель нравственной культуры, содержащую личностный и деятельностный компоненты; отражать этапы формирования личностного компонента нравственной культуры (нравственной осведомлённости, нравственных убеждений, нравственного мышления) и деятельностного компонента (когнитивный аспект: оценивающий, операциональный, креативный; деятельностный аспект: информативный, репродуктивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий);
- включать будущего специалиста в деятельность субъектов-носителей культуры целостного социально-профессионального пространства, учитывая при этом уровни ассимиляции по шкале с маргинальными точками "моральное отчуждение - ассимиляция".
Методология исследования базируется на основополагающих идеях философской и педагогической антропологии о человеке и его воспитании, о природе и сущности человеческой деятельности, её целесообразности и творческом характере. Методологическим ориентиром исследования послужили личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический и синергетический подходы.
В исследовании применяется комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов, адекватных природе изучаемого явления и поставленным задачам: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный и др.); методы изучения и обобщения передового опыта школ и вузов; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование и др.); праксиометрические методы (анализ продуктов деятельности, профессиографический анализ и др.); прогностические методы (экспертные оценки, обобщение независимых характеристик, моделирование, и др.); обсервационные методы (прямые и косвенные наблюдения, самонаблюдение и др.); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, диагностический варианты эксперимента); математические методы.
Опытно-экспериментальная база исследования - Северо-Осетинский государственный университет, Московский государственный социальный университет, Курский государственный педагогический университет.
Работа выполнялась с 1996г. по 2001г. и включала четыре взаимосвязанных этапа.
На первом - рекогносцировочном этапе (1996 - 1997гг.) - изучалась философская, психолого-педагогическая, социологическая литература, осуществлялись первичные наблюдения, их анализ и обобщение.
На втором - конструирующе-поисковом этапе (1998 - 1999гг.) -исследовались содержание и структура нравственной культуры студентов, с помощью констатирующих методик выявлялся уровень её сформированности. Полученный материал позволил определить исходные позиции исследования: объект, предмет, проблему, цель, гипотезу, задачи, границы, методологию и методы, понятийный аппарат.
На третьем - опытно-экспериментальном этапе (1999 - 2000гг.) -проверялась общая гипотеза исследования, моделировались и уточнялись пути и педагогические условия формирования нравственной культуры студентов; конкретизировалась методология, уточнялся понятийный аппарат, изучался опыт педагогических вузов по использованию возможностей учебно-воспитательного процесса с целью формирования нравственной культуры студентов.
На четвёртом - заключительно-обобщающем этапе (2000 - 2001гг.) - обработаны и систематизированы полученные данные, уточнены теоретические положения и сформулированы выводы, разработаны, апробированы и внедрены практические рекомендации, оформлена диссертация.
Научная новизна и теоретическое значение исследования. Разработанная в нём совокупность теоретических положений, выводов и рекомендаций содержит в себе решение научной проблемы формирование нравственной культуры социальных педагогов:
- разработаны теоретические основы формирования нравственной культуры студентов; выявлена структура социального "поля" культуры, детерминирующего культуру личности;
- обоснована теоретическая модель исследуемого личностного образования, определены его структура, содержание, сущность;
- определены этапы и совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование нравственной культуры социальных педагогов.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и практические и рекомендации углубляют представления о стратегиях совершенствования социально-педагогического образования, создают реальные предпосылки для научно-практического обеспечения подготовки социальных педагогов.
Прошедшие опытно-экспериментальную проверку методические рекомендации, спецкурс, отражающие материалы исследования, находят применение в массовой практике.
Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью объема выборок, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением их с массовым педагогическим опытом.
Основные положения, выносимые на защиту:
- нравственная культура социального педагога - это целостное личностное образование, включающее в себя систему знаний нравственных принципов, норм, идеалов, ценностей социально-педагогического труда, проявляющееся в деятельности по нравственному воспитанию учащихся, созданию морально-психологического климата класса, школьного и педагогического коллективов, профессионально-нравственного самовоспитания;
- структура нравственной культуры включает два блока -личностный и деятельностный. Первый включает в себя проекцию специфических нравственных характеристик на целостную структуру личности, содержащую когнитивный, эмоциональный, мотивационно-волевой компоненты. Второй - включает диагностику, планирование, реализацию и конструктивный самоанализ;
- тенденции развития когнитивного компонента описываются рядом: нравственные знания (знание нравственных категорий, принципов, ценностей социально-педагогической деятельности), нравственные убеждения (применение нравственных принципов в процессе профессиональной деятельности), профессионально-нравственное мышление (диагностика и прогнозирование нравственного развития каждого ученика, морально-психологического климата класса, профессионально-нравственное самовоспитание); становление профессионально-деятельностных аспектов описывается рядом: информативный (выполняет ориентирующие функции), репродуктивный (несет информативные функции), адаптивный (реализует организационные функции), локально-моделирующий (выполняет воспитательные функции) и системно-моделирующий (несет творчески-развивающие функции всего социально-профессионального пространства);
- взаимосвязь культуры личности и социума имеет два вектора -личность-социум и социум-личность и выражается в уровнях: отвергающем (открытое неприятие эталонов поведения, норм, ценностей, идеалов, убеждений), конформистском (внешнее принятие, пассивно-равнодушное отношение), репродуктивном (некритичное воспроизведение, подражание), творческом (культурное сотворчество личности и социума);
- процесс формирования нравственной культуры будущих социальных педагогов включен в учебно-воспитательный процесс вуза, отражает динамическую структуру нравственной культуры, находится в логике изложения учебных предметов, развивается поэтапно, каждый этап имеет конкретные цели и задачи, отражающие нравственные аспекты социально-педагогической деятельности, требования к нравственным качествам личности социального педагога.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы получили отражение в публикациях автора. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научных конференциях, семинарах, чтениях: во Владикавказе,
Курске, Москве, Санкт-Петербурге. Материалы диссертационного исследования, научных статей, методических рекомендаций используются в учебном процессе МГСУ, СОГУ.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование профессиональной культуры социального педагога детского оздоровительного учреждения в условиях вуза2005 год, кандидат педагогических наук Золотова, Галина Ивановна
Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования2002 год, доктор педагогических наук Илларионова, Людмила Петровна
Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя2001 год, доктор педагогических наук Репринцев, Александр Валентинович
Формирование профессионально-речевой культуры социального педагога в процессе обучения в вузе2001 год, кандидат педагогических наук Климкина, Екатерина Васильевна
Формирование готовности будущего социального педагога к реализации воспитательных возможностей игры2008 год, кандидат педагогических наук Гороховская, Ирина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Магометова, Светлана Казбековна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственная культура является важнейшей сущностной характеристикой личности социального педагога, составным компонентом его профессиональной культуры. Нравственная культура представляет собой целостное личностное образование, соединяющее в себе систему нравственных знаний, принципов, норм, ценностей социально-педагогического труда, реализующихся в познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности, её нравственных аспектов.
Анализ категории «нравственная культура» позволяет выделить следующие основные признаки: ярко выраженная общественная направленность личности; нравственная устойчивость, умение находить выход из создавшихся нравственных проблем в соответствии с общечеловеческими ценностями, идеалами, сочетать общественно важное и личное.
Процесс формирования нравственной культуры студентов адекватно отражает гуманистические ценности, духовно-нравственные основания педагогической деятельности.
В итоге теоретико-экспериментального исследования были установлены причинно-следственные связи и зависимости, которые были положены в основу разработки технологии формирования нравственной культуры социального педагога.
Технология процесса формирования нравственной культуры социального педагога представляет собой целостную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих его диагностичность и результативность. Она предполагает наличие целей, логики деятельности по формированию изучаемого личностного образования, определения этапов и их содержания в виде системы познавательных и практических задач. В процессе формирования нравственной культуры необходимо обеспечить индивидуально-групповую дифференциацию учебно-педагогической деятельности студентов, её эмоциональное, мотивационное подкрепление, а также соответствие форм и методов обучения этапу профессионально-нравственного становления личности.
Нравственная культура социального педагога может рассматриваться с двух позиций - как личностное образование и как компонент профессиональной деятельности.
Первый подход заключается в проекции специфических нравственных характеристик на целостную структуру личности, содержащую когнитивный, эмоциональный, мотивационно-волевой компоненты. Второй -отражает реализацию нравственных знаний, принципов, нравственных аспектов в социально- педагогической деятельности, включающей диагностику, планирование, реализацию и конструктивный самоанализ.
Технология формирования нравственной культуры как личностного образования определяется следующей логикой: нравственные знания (теоретические знания нравственных категорий, принципов, ценностей педагогической деятельности), нравственные убеждения (диалектическая обобщенная система знаний, отражающая применение нравственных принципов в процессе профессиональной деятельности), профессиональноное мышление (адекватное отражение и прогнозирование динамики социально-профессионального пространства посредством нравственных принципов).
Последовательность формирования нравственной культуры как компонента деятельности социального педагога отражает единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и конативного компонентов, содержит информативный, (выполняет ориентирующие функции), репродуктивный (несет информативные функции), адаптивный (реализует организационные функции), локально-моделирующий (выполняет воспитательные функции) и системно-моделирующий уровни (несет творчески-развивающие функции всего социально-профессионального пространства).
Эффективность формирования нравственной культуры обеспечивается совокупностью условий объективного и субъективного порядка, определяющих динамику нравственного модуса личности в логике учебно-воспитательного процесса вуза, в процессе профессиональной деятельности: сформированность профессионально-нравственной позиции студентов как основы становления нравственной культуры будущих специалистов; связь теории с практикой; использование личностно- и практико-ориентированных педагогических технологий; сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм взаимодействия; учебной, профессиональной, общественной деятельности студентов; включение студентов в деятельность, обеспечивающую усвоение профессионально-нравственных норм, принципов, образцов поведения, ценностей педагогической деятельности; последовательное формирование когнитивной сферы будущих специалистов, обеспечение динамики развития от нравственной осведомленности, убеждений к методологическому уровню; организация учебно-педагогической деятельности, обеспечивающей постановку и решение профессионально-нравственных проблем, от когнитивно-оценивающего, операционального до творческого уровней; создание оптимального психологического климата в студенческом коллективе, обеспечивающего формирование у каждого студента чувства долга и ответственности за выполнение своих профессионально-нравственных обязанностей; ориентация студентов на сочетание духовных и профессиональных интересов, формирование установки на профессионально-нравственное самовоспитание.
Экспериментально-опытное исследование нравственной культуры студентов было подчинено логике теоретических посылок и служило одновременно решением исследовательских задач и средством воздействия на будущих специалистов с точки зрения формирования их культуры, стимулируя студентов к анализу своей деятельности, общения. Отличительной чертой исследования была его включённость в ход учебно-воспитательного процесса и активный воспитывающий характер.
Сущность нашего полхода к янягтчу процесса формирования нравственной культуры студентов состоит в том, что он не ограничивается изучением субъективной сферы личности, а предполагает поиск показателей, объединяющих объективные и субъективные факторы, детерминирующие ход процесса, выявление взаимозависимостей этих показателей, определение причинной связи и обусловленности всех проявлений личности.
Исследование проходило по двум направлениям: массовые опросы студентов и социальных педагогов и длительное изучение процесса формирования нравственной культуры, факторов, детерминирующих этот процесс.
Обилие собранного статистического материала обусловило использование наряду с применением качественного анализа методы многомерного статистического анализа с помощью компьютера. Математические средства обработки данных позволили систематизировать качественные характеристики, выявить и описать зависимость между ними.
В исследовании обоснован и экспериментально проверен подход к формированию нравственной культуры, основанный на комплексном включении в курсы психолого-педагогических дисциплин, во все формы учебно-воспитательного процесса, вопросов, отражающих содержание исследуемого личностного образования, что в совокупности формирует целостную систему знаний, умений, личностных образований, составляющих его основу.
Опыт показал практическую целесообразность акцентирования внимания на проблемах нравственной культуры социального педагога без нарушения логики изложения основ наук в вузе.
Применение педагогических задач, ролевых игр, тренингов позволило реализовать принципы ролевой перспективы и опережающей социализации в формировании нравственной кулг/гуры социальна педагогов.
Профессионально-нравственное мышление формировалось в комплексе последовательно проявляющихся умений выявлять в профессиональной сфере факты, явления, ситуации нравственного содержания, проникать в их сущность, анализировать характер их проявления, возникновения, развития, прогнозировать их динамику, определять свою роль в этом процессе.
Спецкурс обобщил теоретические и практические аспекты профессионально-нравственной деятельности социального педагога. Нравственные принципы, нормы социально-педагогической деятельности воспринимаются студентами выпускных курсов не как инструктивно-прикладной материал, свод готовых правил и предписаний, а выводятся из анализа сущности педагогического процесса, как органическое выражение и своеобразная модификация требований педагогической этики.
Типология и содержание педагогических задач определялись с учётом структуры нравственной культуры, содержания и специфики воспитательного процесса в школе, его дидактических, воспитательных и развивающих функций. Педагогические задачи и ситуации являются необходимым звеном превращения знаний в элемент практики, простейшей моделью которой они являются.
Использование активных методов обучения способствует накоплению практического опыта по применению этической теории в качестве регулятора профессиональной деятельности студентов.
В эксперименте тщательно изучались социальные условия -студенческая группа, институт, семья. Это дало возможность получить "фоновые" характеристики исследуемого процесса. Установлена зависимость характера межличностных отношений в студенческой группе и уровня сформированности нравственной культуры её членов (коэффициент корреляции г=0,69).
При рассмотрении взаимодействия нравственной культуры личности и социума было выявлено четыре уровня ассимиляции (уподобления).
Отвергающий уровень ассимиляции выражается в открытом неприятии личностью профессионально-нравственных эталонов поведения, норм, ценностей, профессиональных идеалов, противопоставлению традициям коллектива собственных убеждений (4% студентов; 10% социальных педагогов). Отвергающий уровень, - неприятие коллективом профессионально-нравственого поведения личности, отчуждение ее. Конформистский уровень состоит во внешнем принятии индивидом ценностей, норм, идеалов профессионального социума при внутреннем несогласии с ними (26% студентов; 40% социальных педагогов). Репродуктивный уровень ассимиляции личности в социально-профессиональной среде заключается в прямом некритичном воспроизведении личностью норм общения и профессиональной деятельности, принятых в коллективе (15% студентов; 10% социальных педагогов). Творческий уровень предполагает культурное сотворчество личности и социума (45% студентов; 30% социальных педагогов).
Владение определенным уровнем профессионально- нравственной культуры есть необходимое условие успешной социализации личности. Наличие "культурного порога" в одних случаях вызывает отчуждение, в других - активизирует творческую деятельность личности.
Качественный и количественный анализ уровня сформированности деятельностного компонента нравственной культуры студентов опирался на практику, соответствие теоретической подготовки в вузе реальной воспитательной деятельности в школе. В ходе исследования были использованы модели, отражающие целостную структуру педагогической деятельности (диагностика, планирование, реяттиэяцма самоанализ) соответствующие эмпирически фиксируемые показатели.
Процесс формирования нравственной культуры социальных педагогов сложный, многосторонний процесс, находящийся с системой профессиональной подготовки в диалектическом соотношении целого и части, при котором целое поглощает не все компоненты части, а часть не полностью входит в целое. Он предполагает освоение личностью системы нравственных знаний, формирование умений, направленных на нравственное воспитание учащихся, формирование морально-психологического климата в классном, школьном, преподавательском коллективах; профессионально-нравственное самовоспитание через усвоение ценностей полей профессиональной культуры всех уровней организации, а также становление личностных свойств и качеств, отвечающих требованиям педагогической этики.
Свойства и качества в своей совокупности представляют собой целостное выражение личности, включающее когнитивно-оценивающий, эмоционально-отребностный, мотивационно-волевой и конативно-творчёский составляющие в своеобразном сочетании по содержанию, уровням, форме проявления.
Началом формирования нравственной культуры является осмысление нравственных аспектов педагогических фактов, явлений, событий; затем -усвоение профессиональных норм, ценностей, формирование идеалов; появление уверенности в социальной значимости нравственных аспектов педагогической деятельности, формировании нравственных убеждений, принципов; реализация и творческое их развитие в профессиональной деятельности, общении. Синтез когнитивно-оценивающих, эмоционально-потребностных, мотивационно-волевых и конативно-творческих процессов трансформируется в устойчивое образование - качество. Но этот процесс возможен лишь при включении личности в учебно-педагогическую деятельность и деятельность с элементами гоци?льно-педагог1г:ссксго труда.
Учитывая положения психологии о формировании свойств и качеств личности, мы полагаем, что процесс формирования нравственной культуры студентов носит рядоположенный характер. Его этапы соотносятся с содержанием учебных предметов, с конкретной социально-профессиональной ситуацией становления личности социального педагога -включением в новые виды деятельности, общения, проявлением различных форм самостоятельности, формированием профессионально-нравственных качеств личности.
Первый этап (первый год обучения) нацелен на формирование профессионально-нравственных знаний, знакомство студентов с различными сторонами социально-педагогической деятельности, их нравственным наполнением. Основное внимание на I этапе формирования нравственной культуры студентов уделяется когнитивно-оценивающему компоненту.
Второй (второй год обучения) - направлен на приобретение личного профессионально-нравственного опыта, осознание профессионально-значимых личностных качеств, возможностей и способностей. Второй этап профессионального становления предполагает, в основном, формирование эмоционально-потребностного компонента нравственной культуры социального педагога.
Третий этап (третий год обучения) связан с формированием профессионально-нравственных убеждений, овладение навыками профессиональной деятельности, методикой локального моделирования и реализации нравственного развития личности ребёнка, взаимоотношений в коллективе учащихся, профессионально-нравственного самовоспитания. Третий этап нацелен на формирование мотивационно-волевых компонентов.
Цель четвёртого этапа (четвёртый-пятый год обучения) - подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности. формирование устойчивых профессионально-нравственных качеств личности, разностороннее творческое вхождение в роль социального педагога, активность во всех профессиональных социокультурных сферах. Четвёртый этап связан со становлением конативно-творческого компонента нравственой культуры.
Каждому этапу соответствуют конкретные показатели сформированности уровня нравственной культуры, конкретные задачи, решение которых позволяет управлять процессом становления исследуемого личностного образования.
В результате формирующего эксперимента было зафиксировано повышение уровня нравственной культуры. По мнению экспертов он признан высоким у 12% студентов контрольной группы и 22% экспериментальной, средним, соответственно, у 40% и 54%; низким - у 28% и 22% и низшим - у 20% и 2% респондентов выборки.
Выполненное исследование даёт основание считать, что в педагогической науке предпринята попытка раскрыть теоретические основы и обосновать психолого-педагогические условия формирования нравственной культуры социального педагога. Вместе с тем, обнаружен ряд новых проблем, которые ждут своего решения. В частности, в более детальном исследовании нуждается изучение особенностей формирования нравственной культуры социальных педагогов в условиях социальной нестабильности, поляризации общества, разработка нетрадиционных форм обучения и личностно-ориентированного подхода в преподавании психолого-педагогических дисциплин с целью становления и развития нравственной культуры студентов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Магометова, Светлана Казбековна, 2002 год
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
3. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСИС, 1989.
4. Актуальные проблемы нравственного развития личности. -Томск: ТГУ, 2000.
5. Алмазов БЛ. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. М.: 1991.
6. Амонашвили Ш-А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн., 1990.
7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. труды / Под ред. А.А.Бодалева. Воронеж, 1996.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
9. Ангел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988.
10. Антилогова Л.Н. Этико-педагогические аспекты труда учителя. Омск, 1998.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1998.
12. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979.
13. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1999.
14. Анисимов С.П. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1998.
15. Анисимов С.Ф. Методология культуры педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.
16. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в формировании личности. М.: МГУ, 1991.
17. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 1. История социальной помощи в России. /Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварочъ, 1994.
18. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности. М.: АПН СССР, 1982.
19. Аргунова В. Н. Подготовка социального педагога к диагностической деятельности. // Обучение и воспитание молодежи в услсшглх реформирования педагогического процесса. М.: 1999.
20. Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: 1976.
21. Аристотель. Никомахова этика. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1983, т. 4.
22. Арнольдов А.И. Социальная педагогика и культурология: содружество наук. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1996.
23. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: МГИК, 1992.
24. Артамонова Л. Юная профессия юных людей: подготовка социальных работников (педагогов, менеджеров, психологов) на факультете соц. работы и администр. Управления в ин-те молодежи. М.: Народное образование. 1993. №9-10.
25. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978.
26. Архангельский С.И. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК МГПИ. М.:М1 НУ, 1985.
27. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.
28. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1999.
29. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. трудов. /Под ред. О.С. Газмана. М.: АПН СССР, 1989.
30. Бакиггановский В.И. Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. -Томск.: 11 У, 2000.
31. Бассин О.В. К проблеме осознанности психических установок // Психологические исследования. Тбилиси, 1986.
32. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. Ярославль, 1982.
33. Бекешкина И.Э. Структура личности: методологический анализ. Киев: Наук, думка, 1986.
34. Беличева С.А. Специфика подготовки социальных работников в России. -/Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Издательское товарищество «ТЕИС», 1998.
35. Беличева С.А., Подольский Т.А. Деловые игры как активный метод обучения социальных работников. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1999, №3.
36. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.
37. Белякова Г.И. Профессиональная этика. М.: Знание, 1975.
38. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа,1989.
39. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984.
40. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание,1990.
41. Битинас Б.П. Краткий словарь по социальной работе. // Школа социальных педагогов и социальных работников. М.: Межрегиональный центр педагогики и социальной работы. Вып.1. Сер. «Социальная педагогика и социальная работа за рубежом».! 998.
42. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. М.: 1988.
43. Бодалев А.А. Личность и общение: избр. труды, М.: Педагогика, 1983.
44. Бодалев А.А., Столина В.П. Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1997.
45. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.: М.: 1982.
46. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском нптоясте. М.: 1969.
47. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя. Ростов/Д.: РГПИ, 1999.
48. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности.// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула, 1997.
49. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.
50. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: 1968.
51. Булатов М.А. Диалектика и культура. -Киев: Наукова думка, 1984.
52. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: 1994.
53. Быстрицкий Е.К. Личность в мире культуры: Философско-онтологический подход. М.: 1990.
54. Валявский А.С. Этическая педагогика: Сб. избр. работ А.С. Валявского. СПб., 1993.
55. Ванга А.Я. Профессиональный отбор социальных работников: принципы и методы. -/Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Издательское товарищество «ТЕИС», 1998.
56. Вардамацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. Минск: Полымя, 1987.
57. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Мн.: 1994.
58. Верещагин Е.М.: Костомаров Е.Т. Язык и культура. М.: Рус. яз., 1990.
59. Взаимовлияние форм культуры и духовной жизни общества. -Л.: ЛГИК., 1986.
60. Вичев В. Нравственная культура руководителя. М.: 1988.
61. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М.: Mill У им В.И. Ленина, 1990.
62. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: 1979.
63. Волкогонов Д.Л. Моральные конфликты и способы их разрешения. М.: 1974.
64. Волченко Л.Б. Культура поведения, этикет, мораль. М.: Знание, 1982.
65. Вопросы истории этической мысли в преподавании этики: учебное пособие /Под ред. Ю.М. Смоленцева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.
66. Воробьев Г.Г. Воспитание педагогической культуры будущего учителя: Сб. научных трудов. -Челябинск: ЧГПИ, 1997.
67. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. //Педагогика. 1992. № 5-6.
68. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.
69. Выготский Л.С. Педагогическая психология ./Под. Ред. В.В. Давыдова М.: Педагогика, 1991.
70. Газман О.С. Бытовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. М.: АПН СССР, 1989.
71. Галагузова М.А. Развитие системы подготовки социальных педагогов в Российской Федерации. // Социальный педагог: подготовка и деятельность. -Челябинск, 1997.
72. Галин Г.А. Социология культуры. М.: Политиздат, 1982.
73. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике.//Соч. Т.13. М.: Соцэгиз, 1938.
74. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. //Соч. Т.З. М.: Наука, 1968.
75. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. -Киев: Вища школа, 1986.
76. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.
77. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Прогресс, 1990.
78. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997.
79. Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя. М.: МГПИ, 1979.
80. Гусейнов А.А. Введение в этику.-М.: 1995.
81. Гурьянова М.П. Воспитательная направленность социальной работы: (Педагогика социальной работы)//Педагогика. 1997, №6.
82. Давыдов Ю.Н., Громов И.А. Человеческий фактор и культура. -Л.: Наука, 1989.
83. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. -Л.: ЛГИК, 1989.
84. Демичев В.А. Основы методологической культуры. М.: Мысль, 1994.
85. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.
86. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Просвещение, 1980.
87. Добрынина В.И. История культуры России. М.: О-во "Знание" РФ, 1993.
88. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.
89. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: 1977.
90. Евдокимова Е.Л. Проблема нравственного образования в дореволюционной гимназии // Пути повышения качества профессиональной подготовки педагогических кадров с университетским образованием. Мн., 1995.
91. Елканов СЛ. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: 1989.
92. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1996.
93. Ефимов Ю.И., Громов И.А. Человеческий фактор и культура. -Л.: Наука, 1989.
94. Задачи социологического изучения культуры. -Сб. научн. трудов НИИ Культуры. М.: НИИК, 1986.
95. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие и практикум. -Минск: НТООО «Тетра Системе», 1997.
96. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность. / Социальная работа и проблемы подготовки кадров. Отв. Ред. И.А. Зимняя, М.: 1992.
97. Зотов- Матвеев Н.Д. Философско-этический анализ личности как носителя морали. М.: Ин-т философии РАН, 1995.
98. Иванов В.М. Нравственная культура личности: человечность и гражданственность. //Нравственная культура личности: Сб. статей. -Киев, 1986.
99. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. М.: Политиздат, 1987.
100. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. М.: 1993.
101. Каган М.С. Диалектика материального и духовного в культуре //Диалектика культуры. -Куйбышев, 1982.
102. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: 1990.
103. Кант И. Собр. соч.: В 8 т. М. 1994. Т. 6.
104. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. -Л.: ЛГУ, 1985.
105. Квалификационная характеристика социального педагога. // Народное образование. 1990, №10.
106. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.
107. Ковалева Н.П. О подготовке социальных педагогов. // Специалист, 1994, №8.
108. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М.: 1994.
109. Козлов Э.П. Нравственное образование. Программы М.: Прометей^ 1999.
110. Кокорин А.А. Диалектический анализ как методологическое средство. -М.: АН СССР, 1986.
111. Кондрашова Л.В. Теоретические основы воспитания нравственной готовности студентов пединститутов к педагогической деятельности. -Кривой РопКГПИ, 1999.
112. Котигер А.С., Гамлер В.И. Педагогическая этика. -Кишинев: Штиница, 1984.
113. Кочетов А.Л. Культура педагогического исследования. Мн., 1996.
114. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.
115. Круглова Л.К. Человек. Культура. М.: Высшая школа, 1984.
116. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш. школа, 1990.
117. Кузьминская Н.Н. Место нравственных потребностей в системе потребностей человека.-М.: 1994.
118. Культура и мировоззрение: методологические и методические вопросы: Сб. наун. тр. / Рос. Акад. Художеств. СПБ, гос. Акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры, 1994.
119. Культура и нравственное совершенствование личности.//Под ред А.В.Филонова. Ташкент: Институт философии и права, 1984.
120. Культура и развитие человека: Очерк философско-методологических проблем.// Под ред В.П. Иванова, В.П. Козловского, Е.К. Быстрицкого и др. Киев: Наук. Думка, 1998.
121. Культура как объект социально-философского анализа. М.: Мысль, 1987.
122. Лапина Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности //■ M0p2.iL :: этическое сознание. М.: МГУ, 1984
123. Лаптенок С.Д. Этика и этикет. Мн., 1998.
124. Лаптенок СД. Особенности профессиональной этики и ее роль в нравственном развитии личности. Мн., 1983.
125. Левитов Н.Д. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975.
126. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
127. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.
128. Литвак Р.А. Социальный педагог: подготовка и деятельность. Челябинск, 1994.
129. Личность: Этические проблемы. //Под ред. Б.О.Николаичева. М.: Мысль, 1988.
130. Лихачёв Б.Т. Педагогика. М.: Педагогика, 1998.
131. Лосев И.В. Исторический тип культуры и генезис этических категорий. Киев, 1990.
132. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры. //Труды по знаковым системам. -Тарту, 1967. Вып.Ш.
133. Макарская Т.А. Роль русской культуры в нравственном воспитании современной молодежи. М.: 1988.
134. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический аспект. М.: Мысль, 1983.
135. Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. Казань, 1995.
136. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. М.: Политиздат, 1983.
137. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
138. Методы системного педагогического исследования. //Под редакцией Н.В. Кузьминой.-Л.: ЛГУ, 1980.
139. Методы тестирования в социологических исследованиях культуры. -М.: МГУ, 1989.
140. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостностное явление. -М.: Прометей, 1993.
141. Мищик Л.И., Ренецкий Ю.А., Семенов И.Н. Психолого-педагогическая концепция специальности «Социальный педагог». / «Гуманизация образования», №1, 1994.
142. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997.
143. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: 1993.
144. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984.
145. Мустаева Ф.А. Профессия: социальный педагог. Метод, рекомендации для студентов отделения социальной педагогики. Магнитогорск, 1994.
146. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. М : Книга, 1995.
147. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учеб.-метод. пособие. -Мн.: ушверсггэцкае, 1999.
148. Неделя Л.И. Этика студента: теоретико-прикладное исследование. Минск: изд-во ун-та, 1988.
149. Немидовская Л.З. Этико-деловые отношения: лекции. М.; ВСХИЗО, 1991.
150. Нехаев B.JI. Профессиональная мораль учителя: Учеб. пособие по спецкурсу. Хабаровск, 1989.
151. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. М.: 1997.
152. Никандров Н.Д., Гершунский Б.С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М.: АПН СССР, 1984.
153. Парыгин Б.Д. О соотношении понятий тип личности и стереотип поведения.-М.: МГУ, 1990.
154. Педагогическая этика: Учебное пособие. //Под ред. Э.А.Гришина. -Владимир: ВГПИ, 1975.
155. Педагогический такт / Под ред. И.А.Зязюна // Нар. образование. 1990. № 8.
156. Писаренко В.И., Писаренко И.Л. Педагогическая этика. Минск: Нар. асвета, 1973.
157. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
158. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1989.
159. Посохов П.П. Трудовая этика учителя: Учеб. пособие по спецкурсу / Науч. ред. В.М.Клочков. Куйбышев, 1989.
160. Потылико П. Этико-психологические основы общения. М.: 1982.
161. Профессиональная этика и нормы служебно-деловых отношений / Сост.-Л.И.Неделя. Гомель, 1991.
162. Приоритетные направления подготовки социальных работников в педучилищах и вузах России. Зимняя И.А., Ботов В.М. и др. // Проблемы семьи и семейной политики. М.: 1993. Вып. 3.
163. Проблемы философии культуры. М.: Мысль, 1984.
164. Психодиагностика. Теория и практика / Общ. Ред. Н.В. Талызина. М.: 1986.
165. Разин А.В. Социальные факторы детерминации нравственной активности личности. М.: Прометей, 1989.
166. Раскин В.Н. Социально-психологический тренинг в подготовке социальных работников: тренинговая форма обучения. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995, № 2, С. 39.
167. Раченко И.П. Диагностика педагогической компетентности. -Пятигорск: ПГПИИЯ, 1990.
168. Рачков П.А. Науковедение: Проблемы, структура, элементы. М.: МГУ, 1984.
169. Розен В.М. Психология и культурное развитие человека: Уч. пособие. -М.: РОУ, 1994.
170. Рубинштейн C.JI. Пути и принципы развития психики. М.: Педагогика, 1958.
171. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1989.
172. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М.: Педагогика, 1957.
173. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. М.: 1991.
174. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. М.: МГУ, 1993.
175. Рыбакова Н.В., Назарова Т.Ф. Нравственное воспитание и культура личности. JL, 1984.
176. Силяева Е.Г. Методологический анализ процесса образования в структуре социокультурного поля общества. // Синергетика и образование. М.: РАГС, 1999.
177. Силяева Е.Г. Методология психолого-педагогического исследования. М.: 2000.
178. Силяева Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры практического психолога. М.: 1998.
179. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. М.: 1996.
180. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). М.: 1986.
181. Скворцов JI.B. Культура самосознания: Человек в поисках своего бытия. -М.: Мысль, 1989.
182. Сластенин В.А. Профессиональнальная культура в структуре личности учителя. //Формирование профессиональной культуры учителя. Учебн. Пособие. М.: 1993.
183. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва Тула, 1998.
184. Сластенин В.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности. // Научные труды. Серия психолого-педагогическая наука. -М.: Прометей, МПГУ, 1995.
185. Сластенин В.А., Шиянов Е.А. Гуманизация педагогического образования: теоретическая концепция исследования. //Теория и практика высшего педагогического образования. М.: Прометей, 1991.
186. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. -М.: Школа-Пресс, 1995.
187. Согомонов Ю.В. Введение в анализ понятия "нравственная культура личности": сущность, содержание, специфика: Сб. статей. -Вильнюс: Минтис, 1981.
188. Согомонов Ю.В. О целевой модели нравственного воспитания: мировоззренческий аспект. -Вильнюс: Минтис., 1995.
189. Соколов Э.В. Нравственная культура: ее дифференциация и роль отдельных компонентов в коммуникативном процессе. //Проблемы нравственной культуры общения.: Сб. трудов. -Вильнюс, 1986.
190. Соколов Э.В. Культура и личность. -JL: Наука, 1972.
191. Социальная педагогика: теория, методика и опыт исследования. Свердловск, 1989.
192. Социальная работа и проблемы подготовки кадров / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Отв. Ред. И.А. Зимняя. -М.: 1992. 191 е.: 104с. - (Социальная работа; Вып. 2).
193. Социология культуры. М.: ИСИАН СССР, 1988.
194. Спенсер Г. Сочинения. Основания этики. СПб., 1899.
195. Спиноза Б. Этика. Избр. произв. Т. 1.-М.: 1957.
196. Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1985.
197. Станчиц МЛ. Этика милосердия: Пособие для учителей и воспитателей. Мн., 1996.
198. Стремякова И.Р. Моральная атмосфера: Теоретико- Методологические аспекты. Новосибирск, 1991.
199. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике / Предисл. О.В.Сухомлинской. М.: 1990.
200. ТепловВ.М. Психология. М.: 1951.
201. Титаренко А.Л. Нравственные основы общения. М.: 1979.
202. Толстых А.Л. Морально-этические проблемы психологической практики. М.: 1988.
203. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. -Л.: ЛГУ, 1980.
204. Узнадзе Д.З. Психологические исследования. Тбилиси, 1966.
205. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. //Собр. Соч. В 9 тт., 1956, т. 9.
206. Факторы и механизм динамики культуры. М.: Политиздат, 1984.
207. Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. -Киев: Высшая школа, 1983.
208. Филонов Г.И. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке. // Педагогика. 1996, №6.
209. Филонов Т.Н. Социально-педагогическая теория: сущность и тенденция развития. //Педагогика. 1997, №6.
210. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). М.; Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
211. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. Уч. пособие. М.: 1992.
212. Фирсов М.В. Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Издательское товарищество «ТЕИС», 1993.
213. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М.: «Прометей», 1993.
214. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. /Общ. ред. Л.Я. Госмана и Д.А. Леонтьева; вст. Ст. Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
215. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1980.
216. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
217. Фромм Э. Человек для себя: Исслед. психол. пробл. этики / Пер. с англ. Мн., 1992.
218. Халилов Г.В. Роль знаний и образования в моральном развитии личности. Баку: ЭЛМ, 1999.
219. Ханова О.В. Культура и деятельность.-Саратов: СГУ, 1978.
220. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: 1988.
221. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. -Тбилиси: Мецниереба, 1984.
222. Чеботорева Э.П. Педагогическая этика. М.: Педагогика, 1983.
223. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. /Ответ, ред. А.Я. Гуревич.-М.: Наука, 1990.
224. Чернокозова В.Н. Об этике учителя //Воспитание школьников. 1993. № 4.
225. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Кн. Для учителей. -Киев: Рад. шк. 1988.
226. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. Пед. этика. Киев: Радяньска школа, 1973.
227. Чистякова ТА. Педагогический конфликт и способы его преодоления. Л„ 1987.
228. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. -Ярославль: ЯГУ, 1979.
229. Шаронова Т.Т. Накопление социально-нравственного опыта учащимися в современных условиях: Проблемы развития науки и образования в современных условиях и укрепление международных связей ученых. Ми., 1994.
230. Швейцер А Культура и этика. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973.
231. Шиянов Е.М.: Гуманистические ценности профессионально-педагогической культуры. М.: 1996.
232. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М. -Ставрополь: СГПИ, 1991.
233. Шор Ю.М. Очерки теории культуры.-Л.: ЛГУ, 1989.
234. Шрейдер Ю.А. Лекции по Этике. М.: Мирос, -1994.
235. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. Учебное пособие для высших учебных заведений. М. Текст, 1998.
236. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
237. Этика практическая философия: Учебн. Пособие по философии морали: базовый курс. / Моск. Энерг. Ин-т - М.: Б.и., 1999.
238. Этика воспитания: метод, разработки. / Владимирский гос. Пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского; под ред. Э.А. Гришина и др. Владимир, Владимирское обл. отд-ние пед. общ-ва РСФСР, 2000.
239. Этика и мораль: Философско-этические проблемы воспитания: сб. статей. / Философское общество СССР, М.: Б. И. 1999.
240. Этика педагогической деятельности: программа и материалы к спецкурсу. / М-во образования РСФСР., Респ. ин-т повышения квалификации работников образования. 1999.
241. Этика: Философия морали. Программа курса и методические рекомендации студентам. / Коми гос. Пед. ин-т, Каф. Философии, социологии и политологии. Сыктывкар: КГПН, 1998.
242. Эфроимсон В.П. Генетика. Этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995.
243. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.
244. Язык и культура. М.: Мысль, 1987.
245. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958.
246. Якобсон P.O. Работы по этике / Сост. и общ. ред. М.А.Гаспарова. М.: 1987.
247. Якобсон С.Г. Становление этической регуляции поведения. М.: Наука, 1981.
248. Ярошевский Т.М. Размышления о человеке.-М.: 1984.
249. Carter, Robert Е. Dimensions if moral education. Toronto e. a. : Univ. Of Toronto press, 1998.
250. Hubbat L. Ron. The Way to happiness. -Los Angeles: Regent House, 1999. -45p.
251. International guide to qualification in education / The British council; NARIC (The Nat. Acad. Recognition Inform. Center). 4 ed. -London: Mansell, 1999.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.