Формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера в процессе высшего профессионального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Калашникова, Наталья Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Калашникова, Наталья Викторовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ.
1.1 Целостное восприятие музыкального произведения как психологопедагогическая проблема.
1.2 Особенности целостного восприятия хоровой партитуры на дисциплине «Чтение хоровых партитур».
1.3 Навыки целостного восприятия.
1.4 Алгоритм целостного восприятия.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ У БУДУЩЕГО ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА
2.1 Организация и проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы.
2.2 Методика формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера.
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности1996 год, доктор педагогических наук Безбородова, Людмила Александровна
Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки2005 год, кандидат педагогических наук Сафронова, Ольга Геннадьевна
Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Попков, Александр Дмитриевич
Развитие хорового образования в России второй половины XIX - XX вв.2002 год, доктор педагогических наук Булгаков, Вячеслав Данилович
Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов2004 год, кандидат педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера в процессе высшего профессионального образования»
Актуальность исследования. Одним из важных направлений развития современной отечественной музыкальной культуры является сохранение и приумножение традиций музыкального исполнительства, в том числе хорового — это невозможно осуществить вне профессионального образования и развития будущих дирижеров-хормейстеров.
Содержание образования дирижеров-хормейстеров складывается из разных дисциплин, среди которых одно из главных мест занимает «Чтение хоровых партитур». Исторически в профессиональном образовании хоровиков, истоки которого восходят к Синодальному училищу, Московскому хоровому училищу и др., дисциплина «Чтение хоровых партитур» имела первостепенное значение. Специфика этой дисциплины такова, что именно она обеспечивает формирование умений мысленно представлять звучание хоровой партитуры, понимать особенности хорового письма, осознавать специфику вокальной природы хоровой партитуры. При первом прочтении партитуры дирижеру необходимо не только воспроизвести ее нотный текст, но и воспринять ее целостно во всем богатстве музыкальных образов, драматургии, динамики развития и т. п.
Современные реалии развития музыкального образования таковы, что многие будущие дирижеры-хормейстеры, подобно слушателям, осваивают хоровые произведения не в процессе непосредственного его анализа и исполнения на рояле, а при помощи технических средств: аудио и DVD записей. Следствием этого процесса является копирование ими тех или иных трактовок хорового произведения, созданных определенными исполнителями, при этом степень самостоятельности осмысления и освоения хоровой партитуры самим студентом оказывается минимальной.
Другой причиной недостаточности работы по освоению студентами хоровых партитур является часто встречающееся неверное представление способов изучения хоровой музыки на дисциплине «Чтение хоровых партитур». Многие студенты считают, что чтение партитур — это простое воспроизведение нотного текста партитуры на рояле, которое зачастую выражается в подетальном медленном считывании нотного текста, в возвращениях и повторениях тех фрагментов, в которых была допущена ошибка. Музыкальная образность хорового произведения для студента остается недостаточно раскрытой, у будущих дирижеров-хормейстеров не формируются навыки целостного восприятия хорового произведения, хотя в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования говорится о необходимости формирования различных профессиональных навыков у будущего дирижера хора, в том числе и навыка «достоверного воспроизведения хоровой партитуры», который возможен только в том случае, когда восприятие партитуры будет, целостным, включающим зрительные, слуховые и аналитические навыки студента.
Для воспитания хорового дирижера формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры имеет особое значение. Целостность восприятия связана с развитием одного из первостепенных профессиональных качеств музыкального восприятия дирижера-хормейстера — симультанностью (единовременным охватом всей временной протяженности партитуры). Одномоментный образ партитуры необходим для профессиональной деятельности дирижера-хормейстера. Именно он дает исполнителю возможность выбора исполнительских средств выражения, а также осуществления смыслового соответствия деталей и целого произведения.
Изучение психологического феномена «восприятие» осуществлялось многими выдающимися отечественными и зарубежными психологами (Н. А. Бернштейн, Э. Е. Бехтель, А. Веллек, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Цветкова,
R. Gjerdingen, Ch. E. Osgood и др). Их идеи и теории были взяты за основу психологами и музыковедами, изучавшими проблемы восприятия музыки (JI. JI. Бочкарев, A. JI. Готсдинер, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский
B. Н. Носуленко, В. И. Петрушин, Г. П. Прокофьев, М. С. Старчеус, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпйн и др.) и формирования целостного восприятия музыкального произведения (JI. JI. Бочкарев, Г. Иванченко, 3. И Казак, Э. Курт,
C. Науменко, Э. К. Сэт и др.). Анализ данных работ позволяет говорить о том, что многие исследования посвящены проблеме восприятия музыкальных произведений слушателем, а не музыкантом-исполнителем и, в частности, дирижером-хормейстером.
Для нашей работы значимы идеи авторов, которые исследовали особенности процесса чтения нот с листа (Ф. Д. Брянская, А. Вицинский М. С. Старчеус, Р. Ф. Сулейманов, Г. М. Цыпин и др.), определяли эффективные методы и приемы чтения с листа музыкальных произведений (JI. А. Баренбойм, Р. А. Верхолаз, И. Гофман, Д. Завадинский, Т. Ю. Камаева, А. Корто, Г. Г. Нейгауз, И. Б. Серебровский, Т. Б. Юдовина-Гальперина и др.). В определении направлений развития навыков целостного восприятия музыкального произведения у дирижеров-хормейстеров мы опирались на диссертационные исследования Э. В. Добровецкой, В. С. Елисеевой, 3. И. Казак, JI. JI. Радомской, Э. А. Скрипкиной, Э. А. Сэт, В. И. Темкина и др.
Для нашего исследования определенный интерес представляли работы М. М. Апексимовой и С. Чукова, в которых отражаются вопросы, касающиеся формирования отдельных навыков чтения хоровых партитур. Так, С. Чуков выделяет «навык осознанного исполнения», М. М. Апексимова — навыки «предслышания», «смысловой догадки», «сокращения партитуры», «широкого зрительного охвата».
В методических работах по обучению студентов на дисциплине «Чтение хоровых партитур» раскрываются основные недостатки при чтении студентами с листа хоровых произведений и предлагаются отдельные приемы и направления работы по их устранению (А. А. Егоров, Т. С. Матвеева, Я. Г. Медынь и др.). Это - анализ партитуры до ее исполнения, эскизное чтение партитуры, накопление опыта исполнения типичных оборотов хоровой музыки и др.
Произведенный анализ литературы, нормативных документов последних лет и педагогического опыта обучения будущих студентов-хормейстеров в вузах позволяет сделать вывод о том, что и в теоретических, и в методических работах, а также непосредственно в практике профессионального образования студентов проблеме формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры уделяется недостаточное внимание.
Все вышеуказанное позволило сформулировать следующие противоречия: между необходимостью формирования у будущих дирижеров-хормейстеров целостного восприятия хоровой партитуры и недостаточностью осуществления этого формирования в процессе освоения студентами специальной дисциплины «Чтение хоровых партитур»; между теоретической разработанностью вопросов о развитии навыков восприятия музыкального произведения в психологии и педагогике и недостаточным использованием данных теоретических разработок в практике подготовки будущих дирижеров-хормейстеров в исполнительском вузе; между разработанностью определенных методов и приемов, способствующих формированию отдельных навыков чтения с листа хоровых партитур у студентов-хормейстеров, и неразработанностью методики формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры на дисциплине «Чтение хоровых партитур».
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в теоретическом обосновании понятия «целостное восприятие хоровой партитуры», в выявлении навыков целостного восприятия хоровой партитуры, в разработке методики формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера и практической ее проверке в процессе опытно-поисковой работы со студентами при изучении дисциплины «Чтение хоровых партитур».
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: «Формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера в процессе высшего профессионального образования».
Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-поисковым путем методики формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры у дирижеров-хормейстеров в высшем профессиональном музыкальном образовании.
Объект исследования — процесс профессионального музыкального образования будущего дирижера-хормейстера.
Предмет исследования — формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера при изучении дисциплины «Чтение хоровых партитур».
Гипотеза исследования. Формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера будет проходить успешно, если: методика формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры будет основана на взаимодействии сукцессивности (развернутой последовательности процесса целостного восприятия хоровой партитуры) и симультанности (практической одновременности протекания психологических процессов при целостном восприятии партитуры); в методику формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры будет включен алгоритм действий студента, предполагающий сначала визуально-аналитические действия - зрительное восприятие нотного текста партитуры, затем визуально-аудиально-моторные — воспроизведение хоровой партитуры на инструменте и в пении и, наконец, аналитико-синтетические действия — анализ и синтез нотного текста, создание целостного музыкального образа, обобщение результатов восприятия и воспроизведения, именно совокупность данных действий, реализуемых в определенной последовательности приведет к созданию симультанного (одномоментного) образа всего хорового произведения; в методике использован личностно ориентированный подход, при котором учитываются особенности и уровень довузовской хормейстерской подготовки студента, что создает возможность реализации индивидуальной траектории его обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы для уточнения понятия «целостное восприятие хоровой партитуры».
2. Выявить основные навыки целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера в профессиональном образовании.
3. Определить этапы формирования целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера, методику работы на каждом этапе.
4. В опытно-поисковой работе проверить эффективность разработанной методики при изучении дисциплины «Чтение хоровых партитур» в профессиональном образовании дирижера-хормейстера (первого года обучения) в вузе.
Методологической основой исследования явились: теории восприятия (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э. Е. Бехтель, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и др.); положения о восприятии человеком целостных объектов действительности (В. А. Ганзен и др.); концепции психологии музыкальной деятельности (М. Г. Арановский, A. JL Готсдинер, В. И. Петрушин, В. Г. Ражников, Г. С. Тарасов, Г. М. Цыпин, R. Gjerdingen и др.); положения о свойствах музыкального восприятия (JL J1. Бочкарев, Г. Иванченко, Д. К. Кирнарская, Е. В. Назайкинский, В. Н. Носуленко, В. В. Медушевский, М. С. Старчеус, Б. М. Теплов и др.); концепции целостного анализа музыкальных произведений (J1. А. Мазель, В. В. Протопопов, В. А. Цуккерман); теория поэтапного формирования навыков (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.), концепция личностно ориентированного обучения (Н. А. Алексеев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), психолого-педагогические принципы воспитания дирижера (И. С. Букреев, Г. Ержемский, В. JI. Живов, С. А. Казачков, М. И. Климов, И. А. Мусин, Б. Ф. Смирнов и др.); педагогические принципы формирования целостного восприятия музыкального произведения у дирижера-хормейстера (3. И. Казак, Э. А. Скрипкина, Э. А. Сэт, В. И. Темкин и др.); концепции формирования навыков чтения (М. А. Зиганов, О. В. Козловский, О. А. Кузнецов, С. Михайлов, Ф. Ф. Pay, JI. Н. Хромов, JL М. Шварц, W. Iser, Е. J. Gibson, К. Rayner и др.); психолого-педагогические положения о специфике формирования навыков чтения с листа (J1. А. Баренбойм, Ф. Д. Брянская, А. Вицинский, Р. А. Верхолаз, М. Говорушко, И. Гофман, Д. Завадинский, Т. Ю. Камаева, Г. Г. Нейгауз, И. Б. Серебровский, Р. Ф. Сулейманов, Т. Б. Юдовина-Гальперина, A. Whiteside, J. Lawrence Sidney и др.), педагогические принципы формирования навыков чтения с листа хоровых партитур (М. М. Апексимова, А. А. Егоров, Т. С. Матвеева Я. Г. Медынь, С. Чуков и др.).
В ходе исследования использовались теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по исследуемой теме, анализ базовых понятий исследования, моделирование, прогнозирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование и беседы со студентами, творческие задания, анализ документов и продуктов педагогической деятельности, опытно-поисковая работа, качественный и количественный анализ результатов опытно-поисковой работы.
Выделенные цель, гипотеза и задачи обусловили логику исследования, которое проводилось с 2005 г. по 2009 г. и включало три этапа.
На первом этапе (2005-2006 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, обобщался педагогический опыт в области музыкально-исполнительской деятельности, формулировался понятийный аппарат исследования, выявлялась рабочая гипотеза, разрабатывалась методика формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры.
На втором этапе (2006-2008 гг.) уточнялась гипотеза исследования, определялось оптимальное содержание опытно-поисковой работы, ее структуры и основных организационных форм, проводились констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе (2008-2009 гг.) осуществлялась систематизация полученных результатов, их осмысление и обобщение, коррекция выводов предыдущих этапов исследования, формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление его результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Создана личностно ориентированная учебная модель формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры, позволяющая реализовать индивидуальную траекторию обучения студента в зависимости от его довузовской подготовки, основными компонентами которой являются инвариантный - предварительный просмотр и анализ хоровой партитуры до ее исполнения и вариантные компоненты — достоверное воспроизведение хоровой партитуры и обобщение результатов целостного восприятия хоровой партитуры.
2. Определены навыки целостного восприятия хоровой партитуры: визуальный (зрительное отражение партитуры), аудиальный (слышание и предслышание партитуры), интеллектуальный (анализ хоровой партитуры), моторный (воспроизведение хоровой партитуры).
3. Разработана методика формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры, включающая три этапа и соответствующие каждому этапу методы, упражнения и репертуар: начальный, на котором формируются визуальные, аудиальные, интеллектуальные, моторные навыки восприятия с помощью репродуктивных, объяснительно-иллюстративных, рефлексивных и эвристических методов и приемов, а также упражнений на исполнение типичных оборотов для 1-2-3-х строчных партитур; формирующий, на котором происходит развитие визуальных, аудиальных, интеллектуальных, моторных навыков с помощью методов и приемов проблемного изложения, прогнозирования, самостоятельной работы, эскизного чтения, фоточтения, ансамблевой игры, транспонирования и упражнений на исполнение типичных оборотов для 3-4-х строчных партитур, а также многоголосных партитур для различных типов и видов хора; итоговый, на котором закрепляются сформированные на предыдущих этапах навыки с помощью таких методов и приемов, как импровизация, деловая игра (обобщение), взаимообучение, творческие задания и упражнения на исполнение типичных оборотов для партитур в ключах «До» и с современной нотацией, а также исполнение хоровых партитур различной сложности.
Теоретическая значимость исследования заключается: в определении понятия «целостное восприятие хоровой партитуры» как сложного многокомпонентного процесса, который включает отражение элементов нотного текста: опознание, перекодирование графического материала, создание внутрислухового представления — в их единстве, заложенном в хоровой партитуре, осознание смысла, закодированного в музыкальном тексте, и последующее достоверное его воспроизведение; в выделении личностно ориентированного подхода в построении методики формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера, позволяющего учитывать определенные мотивы изучения студентом хоровых партитур, цели этого изучения, а также особенности и уровень довузовской подготовки студента, что создает возможность для реализации индивидуальной траектории обучения; в разработке алгоритма деятельности студента, связанной с целостным восприятием хоровой партитуры, включающего действия визуально-аналитические, когда партитура воспринимается зрительно и анализируется, визуально-аудиально-моторные, когда хоровая партитура исполняется, и аналитические, когда происходит обобщение результатов целостного восприятия хоровой партитуры.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана личностно ориентированная учебная модель целостного восприятия хоровой партитуры, используемая на занятиях по чтению хоровых партитур; разработано учебно-методическое обеспечение, включающее творческие задания, репертуар (соответствующий каждому этапу методики), аудиозаписи хоровых произведений, видео материалы (концертные исполнения и репетиционные моменты, в которых представлены фрагменты освоения хоровых партитур известными хоровыми дирижерами и студентами, участвующими в опытно-поисковой работе); выявлены критерии, показатели и уровни сформированности навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера.
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования были обеспечены теоретико-методологической проработкой проблемы, в основе которой лежит обращение к смежным отраслям знаний, применением комплекса методов эмпирического и теоретического уровня, адекватных объекту, задачам, логике исследования, и подтверждением результатов опытно-поисковой работы.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и материалы исследования апробированы в рамках международной научно-практической конференции (Таганрог, 2007), всероссийских научно-практических конференций (Екатеринбург, 2007,2008), а также нашли отражение в публикациях автора (Москва, 2008; Санкт-Петербург, 2009; Екатеринбург, 2006, 2007, 2008; Тюмень, 2007).
Внедрение результатов исследования обеспечивалось путем проведения занятий по дисциплине «Чтение хоровых партитур» в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского и в Тюменской государственной академии культуры и искусств.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Целостное восприятие хоровой партитуры — это сложный многокомпонентный процесс, который включает отражение элементов нотного текста: опознание, перекодирование графического материала, создание внутрислухового представления — в их единстве, заложенном в хоровой партитуре, осознание смысла, закодированного в музыкальном тексте, и последующее достоверное его воспроизведение.
2. Навыками целостного восприятия хоровой партитуры являются: визуальный (синхронное восприятие нескольких информационных слоев текста хоровой партитуры: нотного, ритмического, динамического, агогического и др.), аудиальный (координация внутри слуховой модели и реального звучания, а также слуховой контроль или «обратная связь»), интеллектуальный (осознание содержания произведения, закодированного в музыкальном тексте путем анализа хоровой партитуры), моторный (воспроизведение хоровой партитуры).
3. Методика формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры включает личностно ориентированную учебную модель, состоящую из инвариантного и вариантных компонентов. Данная методика базируется на личностно ориентированном подходе, а также на принципах доступности при достаточном уровне трудности, систематичности.
4. Методика формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры включает этапы: начальный, на котором формируются визуальные, аудиальные, интеллектуальные, моторные навыки восприятия с помощью репродуктивных, объяснительно-иллюстративных, рефлексивных и эвристических методов и приемов, а также упражнений на исполнение типичных оборотов для 1-2-3-х строчных партитур; формирующий, на котором происходит развитие визуальных, аудиальных, интеллектуальных, моторных навыков с помощью методов и приемов проблемного изложения, прогнозирования, самостоятельной работы, эскизного чтения, фоточтения, ансамблевой игры, транспонирования и упражнений на исполнение типичных оборотов для 3-4-х строчных партитур, а также многоголосных партитур для различных типов и видов хора; итоговый, на котором закрепляются сформированные на предыдущих этапах навыки с помощью таких методов и приемов, как импровизация, деловая игра (обобщение), взаимообучение, творческие задания и упражнения на исполнение типичных оборотов для партитур в ключах «До» и с современной нотацией, а также исполнение хоровых партитур различной сложности.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов2003 год, кандидат педагогических наук Грибкова, Ольга Владимировна
Подготовка руководителей хоровых коллективов к работе над тембром голоса2002 год, кандидат педагогических наук Сапрыкина, Елена Евгеньевна
Регионализация профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья2007 год, кандидат педагогических наук Иванова, Татьяна Валентиновна
Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре2009 год, кандидат искусствоведения Овчинникова, Татьяна Константиновна
Исполнительский анализ хорового произведения как способ интенсификации обучения в классе дирижирования: на музыкально-педагогическом факультете пединститута1978 год, кандидат педагогических наук Живов, Владимир Леонидович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Калашникова, Наталья Викторовна
Теоретическое изучение проблемы, опытно-поисковая работа подтвердили гипотезу диссертационного исследования и позволили в его заключении сделать следующие выводы:
1. Анализ литературы по вопросу формирования восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера в процессе профессионального музыкального образования позволил сформулировать понятие «целостное восприятие хоровой партитуры». Это сложный многокомпонентный процесс, который включает отражение элементов нотного текста: опознание, перекодирование графического материала, создание внутрислухового представления - в их единстве, заложенном в хоровой партитуре, осознание смысла, закодированного в музыкальном тексте, и последующее достоверное его воспроизведение.2. Выявлены основные навыки целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера в профессиональном образовании: визуальный (синхронное восприятие нескольких информационных слоев текста хоровой партитуры: нотного, ритмического, динамического, агогического и др.), аудиальный (координация внутрислуховой модели и реального звучания, а также слуховой контроль или «обратная связь»), интеллектуальный (осознание содержания произведения, закодированного в музыкальном тексте путем анализа хоровой партитуры), моторный (воспроизведение хоровой партитуры).3. Успешное формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры осуществляется при внедрении в учебный процесс при изучении дисциплины ЧХП методики, включающей три этапа: начальный, формирующий и итоговый, а также соответствующие каждому этапу методы и приемы, упражнения и репертуар. На начальном этапе формируются визуальные, аудиальные, интеллектуальные, моторные навыки восприятия с помощью репродуктивных, объяснительно-иллюстративных, рефлексивных и эвристических методов и приемов, а также упражнений на исполнение типичных оборотов для 1-2-3-х строчных партитур. На формирующем этапе происходит развитие визуальных, аудиальных, интеллектуальных, моторных навыков с помощью методов и приемов проблемного изложения, прогнозирования, самостоятельной работы, эскизного чтения, фоточтения, ансамблевой игры, транспонирования и упражнений на исполнение типичных оборотов для 3-4-х строчных партитур, а также многоголосных партитур для различных типов и видов хора. На итоговом этапе закрепляются сформированные на предыдущих этапах навыки с помощью таких методов и приемов, как импровизация, деловая игра (обобщение), взаимообучение, творческие задания, и упражнений на исполнение типичных оборотов для партитур в ключах «До» и с современной нотацией, а также исполнения хоровых партитур различной сложности.4. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили эффективность разработанной методики формирования навыков целостного восприятия хоровой партитуры. У студентов первого года обучения формируется зрительное предвосхищение нотного текста хоровой партитуры, слуховая координация звучания хоровой партитуры, интеллектуальное освоение хоровой партитуры, координация в моторике при непосредственном исполнении хоровой партитуры.Дальнейшее исследование по данной проблеме может быть продолжено следующим образом: разработка облегченной учебной модели целостного восприятия хоровой партитуры для дирижеров-хормейстеров, обучающихся в средних специальных музыкальных учебных заведениях, обоснование и проверка на практике комплекса других, отличных от включенных в настоящую методику методов, приемов и упражнений, рассмотрение направлений работы по целостному восприятию хоровой партитуры на других этапах ее освоения студентом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Калашникова, Наталья Викторовна, 2009 год
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования Текст. / Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М. : Академия, 2004. - 336 с.
2. Агарков, О. Об адекватности восприятия музыкального метра Текст. / О. Агарков // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей под ред. Е. В. Назайкинского. М. : Музыка, 1970. - Вып. 1. - С. 95-135.
3. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано Текст. / А. Д. Алексеев. М. : Музыка, 1978. - 288 с.
4. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст. / Н. А. Алексеев. — Тюмень. : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1996.-216 с.
5. Алексеев, П. В., Панин А. В. Философия Текст. / Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — M. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 608 с.
6. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс Текст. / А. А. Андреев. — М. : Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. — 264 с.
7. Апексимова, M. М. Формирование навыков чтения с листа в процессе преподавания хоровых дисциплин Текст. / M. М. Апексимова // Совершенствование хорового образования в свете реформы высшей школы. Сб. ст. ГМПИ им.Гнесиных-М., 1989.-Вып. 107.-С. 99-109.
8. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М. Г. Арановский. М. : Композитор, 1998. - 344 с.
9. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. — Л. : Музыка, 1963.-376 с.
10. Асафьев, Б. В. Речевая интонация Текст. / Б.В.Асафьев. — М.; — Л.: Музыка, 1965. 136 с.
11. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Сост. М. Ю. Бабанский. М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
12. Базиков, А. С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления Текст. : Учеб. пособие — Тамбов. : Тамбвский гос. муз-пед. нститут им. С. В. Рахманинова, 2002. — 312 с.
13. Баренбойм, Л. А. Фортепианная педагогика Текст. / Л. А. Баренбойм. -М. : Издательский дом «Классика XXI», 2007. 192 с.
14. Берберов, Р. Специфика структуры хорового произведения Текст. / Р. Берберов // Сб. стат. ГМПИ им. Гнесиных. М. : ГМПИ им. Гнесиных, - 1981.-С. 27-36.
15. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики Текст. : Учеб. пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. — М : Новое знание, 2004. 336 с.
16. Беркман, Т. А. Индивидуальное обучение музыке Текст. / Т. А. Беркман. -М. : 1964.-С. 96-157.
17. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности Текст. /Н. А. Бернштейн. — М. : 1966. — 172 с.
18. Бехтель, Э. Е., Бехтель, А. Э. Контекстуальное опознание Текст. / Э. Е. Бехтель, А. Э. Бехтель. СПб. : Питер, 2005. — 334 с.
19. Бонфельд, М. Ш. Понимание музыки: основные стадии процесса Текст. / М. Ш. Бонфельд // Проблемы и перспективы музыкального образования вXXI веке: материалы науч. практической конф. — М. : МГПУ, 2000. — С. 165-167.
20. Бочкарев, JI. JI. Проблема музыкального восприятия в истории музыкальной психологии — пути и перспективы развития Текст. / JI. JI. Бочкарев // Музыкальная психология и психотерапия. — 2007. — №2. -С. 19-25.
21. Брянская, Ф. Д., Ефимова, Д., Ляховицкая, С. Пособие по чтению нот с листа Текст. / Ф. Д Брянская, Д. Ефимова, С. Ляховицкая. В 2 ч. Ч.1.Л., 1963, 1964; 4.2. Л., 1969.
22. Брянская, Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста Текст. / Ф. Д. Брянская. М. : ООО Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005. - 68 с.
23. Букреев, И. С. Психолого-педагогические проблемы становления дирижера Текст. / И. С. Букреев. Екатеринбург, 1997. - 312 с.
24. Бычков, Н. Целостный анализ музыкального произведения и формы, проявления активности музыкального сознания. Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» Текст. / Н. Бычков. М. : ГМПИ им.Гнесиных, 1984. — 56 с.
25. Веллек, А. Виды абсолютного слуха Текст. / А. Веллек // Homo musicus 95: Альманах музыкальной психологии. М. : 1995. — С. 56-71.
26. Верхолаз, Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа Текст. / Под ред. Т. Л. Беркман. М. : Изд-во акад. педагогических наук РСФСР, I960. — 45 с.
27. Вицинский, А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ Текст. / А. Вицинский. — М.: Классика XXI, 2003. - 100 с.
28. Вопросы музыкальной формы Текст. : Сб. статей. / Под ред. В. В. Протопопова. М. : Музыка, 1966. - Вып. 1 - С. 314.
29. Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. —Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. — 479 с.
30. Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. -М. : Педагогика, 1991.-480 с.
31. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии Текст. : учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400 с.
32. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов Текст. / В. А. Ганзен. — Л. : Изд-во Л. ун-та, 1973. 153 с.
33. Гиппенрейтер, Ю. Б. Физиология движений. Процесс формирования двигательного навыка Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер // Музыкальная психология и психотерапия. 2008. - №2. - С. 86-104.
34. Говорушко, М. Чтение с листа в процессе обучения баяниста Текст. / М. Говорушко // Вопросы музыкальной педагогики. Сб. стат. — Л. : Музыка, 1985. Вып. 6. - С. 15-22.
35. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология Текст. / А. Л. Готсдинер. — М. : ЫВ МАГИСТР, 2003. 190 с.
36. Гофман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре Текст. / И. Гофман. М., 1961. - 176 с.
37. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии Текст. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
38. Егоров, А. А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплинТекст. / А. А. Егоров. Л.: Музгиз, 1958.- 187 с.
39. Ержемский, Г. Дирижеру XXI века. Психофизиология профессии Текст. / Г. Ержемский. СПб.: Издательство ДЕАН, 2007. - 240 с.
40. Ержемский, Г. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология, теория, практика Текст. / Г. Ержемский. — СПб. : Производственно-коммерческое предприятие «Деан» при участии издательства «Ферт», 1993. 261 с.
41. Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения Текст. / В. Л. Живов. М. : Музыка, 1987. - 95 с.
42. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика Текст. / В. Л. Живов. М. : ВЛАДОС, 2003. - 270 с.
43. Завадинский, Д. Курс чтения симфонических партитур Текст. / Д. Завадинский. Киев : «Музична украша», 1983. — 86 с.
44. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
45. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды Текст. / Л. В. Занков. — М. : Новая школа, 1996. 432 с.
46. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды Текст. / А. В. Запорожец. В 2-х т. М., 1986.
47. Зиганов, М. А. Скорочтение. Текст. /.М. А Зиганов М. : Издательство Эксмо, 2004. - 224 с.
48. Зиганов, М. А. Скорочтение: Как научиться читать легко, продуктивно, быстро Текст. / М. А. Зиганов. М. : Образование, 2001. - 480 с.
49. Зимняя, И. А. Педагогическая психология Текст. : Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
50. Иванченко, Г. Психология восприятия музыки: Подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г. Иванченко. — М. : Смысл, 2001. — 264 с.
51. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека Текст. : Учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2003. - 384 с.
52. Ильина, Т. А. Педагогика: Курс лекций Текст. : Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М. : Просвещение, 1984. — 496 с.
53. Кадцын, Л. М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс. Текст.: учеб.пособие. Екатеринбург : ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. — пед. ун-т», 2008.- 185 с.
54. Казачков, С. А. От урока — к концерту Текст. / С. А. Казачков. -Казань : Издательство казанского университета, 1990. — 343 с.
55. Камаева, Т. Ю., Камаев, А. Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс Текст. / Т. Ю. Камаева. М. : Классика-ХХ1, 2007. - 99 с.
56. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности Текст. / Д. К. Кинарская. — М. : Таланты-XXI век, 2004. -496 с.
57. Коган, Г. У врат мастерства. Текст. / Г. Коган. — М. : Музыка, 1961. — 190 с.
58. Коджаспирова, Г. М. Педагогика Текст. : Учебник. М. : Гардарики, 2004. - 528 с.
59. Козловский, О. В. 600 слов в минуту. Скорочтение: Современныеметодики обучения Текст. / О. В. Козловский. — М. : ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2004. 304 с.
60. Коловский, О. Анализ хоровой партитуры Текст. / О. Коловский // Хоровое искусство. Сб. ст. Вып 1. Изд «Музыка» Ленинград, 1967. Вып. 1.-С. 29-41.
61. Кондратов, В. А. Новейший философский словарь Текст. / В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина; под общей ред.A. П. Ярещенко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 672 с.
62. Корто, А. О фортепианном искусстве. Текст. / А. Корто. — М. : Классика-XXI, 2005.-252 с.
63. Краевский, В. В. Основы обучения Текст. : Дидактика и методика /B. В. Краевский, А. В. Хуторской. 2007. - 349 с.
64. Краевский, В. В. Методология педагогики Новый этап Текст. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. 2007 - 395 с.
65. Кубанцева, Е. И. Концертмейстерский класс Текст. : учеб. пособие для. студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. — 192 с.
66. Кузнецов, О. А, Хромов, Л. Н. Техника быстрого чтения Текст. / О. Кузнецов. -М : «Книга», 1983. 175 с.
67. Курт, Э. Тонпсихология и музыкальная психология Текст. / Э. Курт // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии 2001. — М, 2001. — 356 с.
68. Левандо, П. Хоровая фактура. Монография Текст. Л. : Музыка, 1984. — 124 с.
69. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения Текст. : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с.
70. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения Текст. : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983. - Т. 2. - 320 с.
71. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М. : Педагогика, 1981. - 186 с.
72. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. — М. : Издательство «Знание», 1980. 96 с.
73. Либерман, Е. Я. Работа над фортепианной техникой Текст. / Е. Я. Либерман. М. : Классика - XXI, 2003. - 148 с.
74. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии Текст. / А. Р. Лурия : учеб пособие для студ высш учеб заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
75. Мазель, В. X. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы Текст. / В. X. Мазель. — СПб. : Композитор (СПб.), 2002. 180 с.
76. Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика малых форм Текст. / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1967. 752 с.
77. Маклаков, А. Г. Общая психология Текст. : учебн. для вузов / А. Г. Маклаков. СПб. : Питер, 2006. - 583 с.
78. Мальцев, С. Нотация и исполнение Текст. / С. Мальцев // Мастерство музыканта исполнителя. М. : Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1976. — Вып. 2. — С. 68-97.
79. Матвеева, Т. С. К вопросу о курсе чтения хоровых партитур (методическая записка для педагогов музыкальных училищ и консерваторий) Текст. / Т. С. Матвеева. — Екатеринбург. : НВПРОК, 1998.-24 с.
80. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М. : «Педагогика», 1975. — 368 с.
81. Медушевский, В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» Текст. / В. В. Медушевский // Восприятие музыки: сб. статей. — М.,: Музыка, 1980. С. 141-155.
82. Медынь, Я. Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин Текст. / Я. Г. Медынь. -М. : Музыка, 1978. 135 с.
83. Михайлов, С. Скорочтение — шаманство над книгой. Текст. / С. Михайлов. СПб. : Питер, 2003. - 160 с.
84. Мусин, И. А. О воспитании дирижера. Очерки Текст. / И. А. Мусин. — Л. : Музыка, 1987. 247 с.
85. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М. : Музыка, 1972. - 383 с.
86. Науменко, С. И. Формирование музыкальности у младших школьников. : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук — 1980.-24 с.
87. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога Текст. / Г. Г. Нейгауз. — Шестое издание. М. : Классика-ХХ1, 1999. — 232 с.
88. Неустроев, Г. Н. Индивидуальный стиль деятельности составная часть личностно-ориентированного профессионального образования: В помощь преподавателю Текст. / Г. Н. Неустроев // Юж.-Урал. Науч.-образоательный центр РАО. — Челябинск, 2001, — 27 с.
89. Никандров, В. В. Психомоторика Текст. : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2004.- 104 с.
90. Никольская — Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века Текст. : учеб. пособие.- М. : Владос, 2003. — 304 с.
91. Носуленко, В. Н. Психология слухового восприятия Текст. / В. Н. Носуленко. -М : Наука, 1988.-216 с.
92. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. Текст. / сост. С. С. Калинин. М. : Музыка, 1998. - 328 с.
93. Петрушин, В. И. Музыкальная психология. Текст. : учеб. пособие для студентов и преподавателей. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
94. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ.и фр. Текст. /Вступит статья В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. — М : Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
95. Прокофьев, Г. П. Формирование музыканта исполнителя Текст. / Г. П. Прокофьев. М. : Музыка, 1956. - 196 с.
96. Психология и педагогика. Текст. : Учебное пособие/ под ред.A. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М. : Издательство Института Психотерапии, 2002. 585 с.
97. Радомская, Л. Л. Формирование исполнительских способностей учителей музыки в процессе профессиональной подготовки Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук. / Л. Л. Радомская — ;[Моск. гос. пед. ин-т]. — М. : Б. и., 1984.- 16 с.
98. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике Текст. /B. Г. Ражников. М. : ЦАПИ, 1994. - 142 с.
99. Pay, Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей Текст. / Ф. Ф. Pay. — М. : Педагогика, 1981. 168 с.
100. Реан, А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика. Текст. : СПб. : Питер, 2002. — 432 с.
101. Ройтерштейн, М. И. Основы музыкального анализа Текст. / Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. / М. И Ройтерштейн. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 112 с.
102. Романовский, Н. В. Хоровой словарь Текст. / Н. В Романовский. — М. : Музыка, 2000. 230 с.
103. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. : в 2 т. /C. Л. Рубинштейн. М. : Педагогика, 1989. - 328 с.
104. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением Текст. / С. И. Савшинский. M. ; - JI. : Музыка, 1964. - 188 с.
105. Семенюк, В. О. Заметки о хоровой фактуре Текст. / В. О. Семенюк. — М. : МГИМ им. А. Шнитке, 2000. 176 с.
106. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1999. - № 5. - С. 45-56.
107. Серебровский, И. Б. К вопросу о развитии навыка чтения с листа Текст. // Труды ин-та культуры им. Н. К. Крупской. Т. 13. — Л., 1963. С 161-168.
108. Скорочтение Текст. / Авт. сост. О.В.Козловский. — М. : ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2004. — 283 с.
109. Сластенин, В. А. и др. Педагогика Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
110. Смирнов, Б. Ф. Дирижерско-симфоническое искусство: музыкально-эстетические и психологические аспекты Текст. : монография. — СПб.: Композитор, 2003-295 с.
111. Спиркин, А. Г. Философия Текст. / Учебник / А. Г. Спиркин. — М. : Гардарики, 2001. — 816 с.
112. Старчеус, М. С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия Текст. / М. С. Старчеус // Восприятие музыки : сб. статей. — М. : Музыка, 1980. С. 167-177.
113. Старчеус, М. С. Психологические феномены творческого процесса. Текст. / М. С. Старчеус // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов № 165 / РАМ им. Гнесиных. М.,2004. - Вып. 7. - С. 9-36.
114. Старчеус, М. С. Слух музыканта Текст. / М. С. Старчеус. М. : Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. — 640 с.
115. Сулейманов, Р. Ф. Психологические особенности быстрого чтения с листа музыкальных произведений Текст. / Р. Ф. Сулейманов / Музыковедение. 2006. - № 2. - С. 27-32.
116. Сэт, Э. К. Приемы активизации работы студента над хоровой партитурой Текст. / Э. К. Сэт // Профессиональная подготовка студентов музыкально-педагогического факультета. Научные труды. Т. 162. — Куйбышев, 1975. — Вып. 3 — С. 115.
117. Тарасов, Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия) Текст. / Г. С. Тарасов. — М. : Наука, 1979. — 191 с.
118. Темкин, В. И. Формирование целостного восприятия музыкальных произведений (в процессе обучения хоровому дирижированию) Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук. : [Моск. гос. пед. ин-т]. — М. :Б. и., 1986.- 16 с.
119. Теплов, Б. М. Избранные труды Текст. : в 2 т. / Б. М. Теплов / под ред. Н. JI. Лейтес, И. В. Рабич-Шебро. М. : Педагогика, 1985. - Т. 1. - 329 с.
120. Теплов, Б. M. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М. : Наука, 2003. - 282 с.
121. Тихонова, И. О воспитании музыкального слуха хоровых дирижеров Текст. / И. Тихонова. // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сб. трудовГМПИим. Гнесиных.-М., 1981-Вып. 62.-С. 131-143.
122. Узнадзе, Д. Н. Психология установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. — М. : Академия, 2001 370 с.
123. Федорович, Е. Н. Основы психологии музыкального образования Текст. : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. / Банк культурной информации Екатеринбург, 2004. — 152 с.
124. Философский энциклопедический словарь Текст. / Редкол. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
125. Харламов, И. Ф. Педагогика Текст. : учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. М. : Гардарики, 1999. - 519 с.
126. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений. Текст. : учеб. пособие. СПб., 1999.
127. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Текст. / Учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб. : Питер, 2001. - 544 с.
128. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление Текст. / Л. С. Цветкова. М. : Воронеж : МПСИ; МОДЭК, 2000. - 299 с.
129. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений: Общ. принципы развития и формообразования. Простые формы Текст. / Учебник ист.теорет. и композит, фак. муз. вузов / В. А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1980.-296 с.
130. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника Текст. : учеб. пособие для студ. муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. 192 с.
131. Чернов, Д. Е. Психомоторное развитие учащихся мужского хорового колледжа в период мутации голоса Текст. : автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2008. — 23 с.
132. Чесноков, П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. Текст. / П. Г. Чесноков. Издание третье — М. : Государственное. музыкальное издательство, 1961. — 168 с.
133. Чтение хоровых партитур Текст. : Программа для музыкальных вузов по специальности «Хоровое дирижирование». М. : Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, - 1988. - 16 с.
134. Чуков, С. Курс методики преподавания чтения хоровых партитур в вузе Текст. / Совершенствование хорового образования в свете реформы высшей школы. Сб. ст. М. : ГМПИ им.Гнесиных, 1989. — Вып. 107.кС. 69-75.
135. Шварц, Л. М. Психология навыка чтения. Текст. / Л.М.Шварц — М. : Гос. учеб. пед. издательство Наркомпроса РСФСР, 1941. — 144 с.
136. Шмидт-Шкловская, А. А. О воспитании пианистических навыков Текст. / А. А. Шмидт-Шкловская. М. : Классика XXI, 2002. - 84 с.
137. Шульпяков, О. Ф Работа над художественным произведением, и формирование музыкального мышления исполнителя Текст. /О. Ф. Шульпяков. — СПб. : Композитор Санкт-Петербург, 2005. — 36 с.
138. Шуман, Р. Жизненные правила для музыкантов Текст. / Р. Шуман. Пер. с нем. Д. В. Житомирского. — М.: Музгиз, 1959. 40 с.
139. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты Текст. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1956. — № 5. С. 39
140. Юдовина-Гальперина, Т. Б. За роялем без слез или я — детский педагог. Текст. / Т. Б. Юдовина-Гальперина. — СПб. : Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 2002. 240 с.
141. Якиманская, И. С. Развивающее обучение Текст. / И.С.Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. 144 с.
142. Duusby, J. Thematic and motivic analysis. // The Cambridge history of Western Music Theoiy, edited by T. Christensen. Cambridge University Press, 2002. P. 907-927.
143. Gibson, E. J., Levin, H. The psychology of reading. Cambrige, MA: MIT Press, 1975.-206 p.
144. Gjerdingen, R. The psychology of music. // The Cambridge history of Western Music Theoiy, edited by T.Christensen. Cambridge University Press, 2002. P. 927-938.
145. Iser, W. The act of reading. A theoiy of aesthetic response Baltimore and London, The John Hopking university press, 1976. — 238 p.
146. Mccreless, P Models of music analis. // The Cambridge history of Western Music Theory, edited by T. Christensen. Cambridge University Press, 2002. -P. 847-860.
147. Osgood, Ch. E. Psycholinguistics// Psychology: a Study of Science. — New York, 1963. Vol. 6. P. 71-87.
148. Rayner, K., Pollatsek, A. The psychology of reading. / K. Rayner. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1989. 305 p.
149. Seraflne, M. L. Music as Cognitition: The Development of Throught in Sound / M. L. Serafine. New York : Columbis University Press, 1988. 245 p.
150. Lawrence Sidney J. Remidial sightreading for the piano student, New-York, 1967.- 154 p.
151. Whiteside, A. Indispensables of piano playing / A.Whiteside. New York. : Charles Scribner's Sons, 1961. 382 p.Электронные ресурсы
152. БердП. Приемы рационального чтения http:// www.elitarium.ru/ 2004/05/13/priemy racionalnogo chtenija.html — (14,34 КБ).
153. Винсент Р. Руггиеро Стратегии критического чтения — http://www.elitarium.ru/2008/12/10/strategii kriticheskogo chtenija.html — (16,08 КБ).
154. Тюрина И. О. Практические навыки и умения чтения — www.elitarium.ru/2008/07/23/navyki umenija chtenija.html (13,56 КБ)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.