Формирование национального самосознания: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Шарипов, Азамат Ражапович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат философских наук Шарипов, Азамат Ражапович
Введение -с.3
Глава I. Общетеоретические и методологические аспекты исследования национальногомосознания. - 17
1.1 .Природа национального самосознания, его структура и уровни -с. 17
1.2.Функции и «механизмы» формирования национального самосознания. -с.59
Глава II. Пути формирования и развития национального самосознания -с.82
2.1. Противоречивость процессов формирования национальногомосознания -82
2.2. Современноестояние и основные тенденции развития национальногомосознания в полинациональном регионе ( на примере Республики Башкортостан.) - 113-142 Заключение -43-148 Список литературы - 149
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России2009 год, кандидат философских наук Пестрецов, Алексей Федорович
Национальное самосознание: Социально-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Пономаренко, Владимир Иванович
Этнос как субъект социально-политического и культурного развития: Современный аспект2004 год, доктор философских наук Зарипов, Айрат Янсурович
Национальное самосознание: Сущность, структура, социальные функции на материалах Республики Дагестан1999 год, кандидат философских наук Шахбанова, Мадина Магомедкамиловна
Национальное самосознание в контексте современных социальных процессов: философский анализ2005 год, кандидат философских наук Ладыгина, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование национального самосознания: Социально-философский анализ»
Актуальность темы исследования. Завершение второго тысячелетия характеризуется как глобальными социальными потрясениями, так и локальными столкновениями и конфликтами. Масштабные, неоднозначные и разнонаправленные процессы происходят сейчас в развитии многих этнополи-тических общностей и их взаимоотношений, в развитии национального сознания и самосознания различных народностей и наций. Интерес к процессам, происходящим в сфере развития национального самосознания различных народов, живущих в индустриальном и постиндустриальном обществе, вызван еще и их не всегда осознанным сопротивлением нивелирующему воздействию современных технологий и навязыванию интернационализации образа жизни, угрожающими сохранению культурной традиции и национальной самобытности. С возрастанием понимания целостных характеристик человечества, с осознанием того, что распространение урбанизации и нивелирующих форм массовой культуры, межгосударственных и межличностных контактов и взаимосвязей сохраняется этнокультурное многообразие планетарного сообщества людей.
В этой связи необходимо отметить некоторую парадоксальность ситуации в развитии современных национальных отношений, которая состоит в том, что рост объективных мировых интеграционных процессов ведет, с одной стороны к взаимодействию практически во всех важных областях общественной деятельности человека, то есть в экономической, политической, культурной, правовой. В то же время имеет место противодействие мировой интеграции (интернационализации и глобализации экономики), а в духовной сфере - протест отдельных национальных общностей в различных регионах и странах, которые боятся утраты своей самобытности и национальной идентичности.
В условиях укрепления тенденции интернационализации экономики и универсализации общественной жизни закономерно активизируется роль национального фактора. У. Шахт и X. Швильк писали: «Самопознание этого рода формируется не против других, а формируется для себя. Без уверенности в себе такой процесс не может быть действенным».1 Данное обстоятельство находит свое выражение в желании народов сохранить свои культурно-исторические ценности, свой образ жизни. Как представляется многим исследователям, возрастание значимости национального фактора в жизни общества предопределяет необходимость выявления его реального содержания. Это позволяет более эффективно воздействовать на социальные процессы и избирать адекватные средства для достижения гармонизации межнациональных отношений.
И наконец, еще один аспект, актуализирующий данную тему, связан с тем, что последнее десятилетие уходящего тысячелетия стало временем национальных (этнических) геополитических катаклизмов. Оно было отмечено значительными политическими переменами и потрясениями, которые сопровождались появлением «проблемы национального» во многих странах, имеющих полиэтническую структуру общества. Эти события показывают, что «национальное» не только не исчерпало себя, но, напротив, поставило перед человечеством новые проблемы. В современных условиях, в условиях общей тенденции интернационализации экономики и универсализации общественной жизни возрастает роль национального фактора, который находит свое отражение в желании сохранения своих культурно-исторических ценностей, своего образа жизни. Как представляется многим, значимость национального фактора в жизнедеятельности общества предопределяет необходимость выявления его реального содержания и способности воздействовать на социальные процессы и умелого использования в интересах всех лю
1 H. Schwilk; U. Schacht (Hrsg.). Die selbstbewusste Nation: «Anschwellender Bocksgesang» und weitere Beiträge zu einer deutschen Debatte. - Frankfurt/M; Berlin: Ullstein, 1994. -sl 1. дей, гармонизации межнациональных отношений. Все это актуализирует изучение проблемы формирования и сущности национального самосознания. От своевременности и глубины решения этой проблемы зависит не столько разрешение многих научно-теоретических споров, сколько судьба наций (этносов) и государств. Эта проблема особенно значима и актуальна для Российского общества, объединившего множество этносов, культур и конфессий.
Степень научной разработанности проблемы. Сама проблема национального самосознания формируется внутри анализа проблемы национального сознания. Национальное сознание понимается через сознание человека, через общественное сознание, а также условий жизни возникающей национальной общности. Интерес к данной проблеме существует начиная со времен античности, средних веков и Нового времени. В той или иной форме она выдвигается и рассматривается в средние века и Новое время. Правда, следует иметь в виду, что в произведениях мыслителей указанных исторических эпох категория «национальное самосознание» не употреблялась. Они оперируют другими, близкими к этой категории, понятиями.
Так, античные философы1 (Аристотель, прежде всего) - эллины о неэллинах говорили как о «варварах по природе», неспособных к культуре и свободному творчеству, а так же к самореализации.
Западноевропейская средневековая философия в целом развивалась в рамках христианского мировоззрения. В частности, Августин исходил из идеи происхождения людей от одного праотца, а также их равенства перед Богом.
И. Кантом" были сформулированы идеи и положения, отрицающие вечность и неизменность национального характера, утверждающие конкрет
1 Реале Дж., Антисери Д. Западная Философия от истоков до наших дней. Античность. Т. 1. -С.-Пб., 1994. -С. 159, 173. Кант И. Антропология // соч. в 6 т. -М., 1966.Т.6. -С. 562-573. но-историческую природу этого социального феномена, раскрывающие противоречивость национального характера (наличие в нем не только положительных, но и отрицательных свойств и сторон). Ш. Монтескье1 развивал свои взгляды на природу национального самосознания, называемого им «национальный дух», «общий дух». Согласно его взглядам, национальное самосознание - такой же неизменный феномен, как неизменна обуславливающая его природа, географическая среда. Ж.Ж. Руссо 2 был убежден в том, что каждый народ имеет или должен иметь свой национальный характер. о
И.Г. Фихте настаивал на необходимости исследования последнего основания нации, в качестве которого выступает ее духовная конституция (характер, национальная самобытность, культура и т.д.). Г.В.Ф. Гегель4 одним из первых поставил проблему внутреннего саморазвития не только индивидуального самосознания, но и самосознания общности, которое выражено им в понятии «народный дух».
С середины XIX века было продолжено исследование национального самосознания с позиций теории «народного духа», в основу которой было положено учение Гегеля об «Объективном духе». Эта теория была связана с именами М. Лацаруса, Г. Лебона, Г. Штейнталя.5 В их работах употребляются понятия «народное самосознание», «самопонимание народа»,«общественное самосознание народа». В. Вундт6 рассматривал психологию народов как особую отрасль науки, при этом он отрицал наличие в «народном духе» независимого от индивидуумов субстанциального ядра. Он оперирует также понятием «национальный дух».
1 Монтескье Ш. Избранные произведения. -М., 1955. -С. 353.
2 Руссо Ж.Ж. Проект конституции для Корсики. //Трактаты. -М., 1969. -С. 268. Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). -Оренбург, 1997. -С. 172; Р. Лаут. Последнее основание фихтевских «речей к немецкой нации» // Фихте и конец XX века. Межвузовский сборник научных статей. -Уфа, 1992. -С. 30.
4 Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Введение. -М., 1939. -С. 6; Гегель Г.В.Ф. Работа разных лет. В 2 т. -М., 1970. Т.1. -С. 220; Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика. -М., 1971. Т. 2. -С. 85; Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философических наук. -М., 1977. Т. 3. -С. 234-235.
5 Лацарус М., Штейнталь Г. Мысли о народной психологии. -Воронеж, 1885. -С.24.
6 Вундт В. Проблемы психологии народов. -М., 1912. -С. 17-20.
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, H.A. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский1 в полемике со славянофилами, активно использовали понятие «национальный дух». Так, они ставили формирование и развитие национальных особенностей сознания народов в зависимость от конкретных исторических событий, изменений в социально-экономической жизни народов. В работах Д.Н. Ов
2 3 сянико-Куликовского и Г.Г. Шпета, занимавшихся изучением духовных особенностей национального развития, анализировались психологические аспекты национального самосознания.
Важные аспекты исследуемой проблемы рассматриваются в творчестве русских философов H.A. Бердяева, С.Н Булгакова, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Н.С. Трубецкого, Г.П. Федотова,4 содержание раскрывается в различных аспектах, таких как «Русская идея», «всеединство», «русское сознание».
В отечественной научной литературе советского периода к проблеме национального самосознания активно начали обращать внимание в послевоенные годы в связи с внешнеполитической ситуацией. В работах историков и этнографов5 была высказана мысль о том, что процесс формирования национального самосознания тесно связан с функционированием отдельных признаков этноса. В науке было закреплено рассмотрение национального самосознания через понятие «этническое». Здесь национальное самосознание сводилось к сознанию индивидуумом своей принадлежности к определенно
1 Белинский В.Г. Русские народные сказки // Собр. Соч.: В 9 т. -М., 1979. Т.4. -С. 139-140; Чернышевский Н.Г. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала // Избр.Филос. Соч.: В 3-х т .М., 1950. Т. 2.-С.190.
2 Овсянико- Куликовский Д .Н. Психология национальности. -Пгт., 1922. -С. 18.
J Шпет Г.Г. Сочинения .Введение в этническую психологию. -М., 1989.
4 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. -М., 1994.-С. 309; Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. -С.-Пб., 1888. С. 33; Бердяев H.A. Судьба России. - М., 1990. -С. 58; Бердяев H.A. О современном национализме // Философские науки. 1991. № 3. -С. 104; Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья .- М., 1990. -С. 472; Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х т. -С.-Пб., 1991; Ильин И.А. Собр. соч. Т. 1. -М., 1993. -С.200-201. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. -M.JL, 1949; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства- М.Л., 1949; Мавродин В.В. Формирование русской нации. -Л., 1947. му сообществу. В дальнейшем в содержании понятия «нация» произошли изменения, меняющие устоявшееся значение термина «национальное самосознание». Появилась тенденция отождествлять его с «самосознанием нации» или же «национальным сознанием», то есть рассматривать его как элемент идеологии и общественной психологии.1 Более того, национальное самосознание часто рассматривалось как реальность субъективного порядка, которая производна от объективных условий функционирования и развития национальных общностей. В этом смысле национальное самосознание представлялось как вторичное явление. Подробный анализ основных этапов эволюции понимания природы национального самосознания осуществлен в работах Р.Ш. Джарылгасиновой.2
Важную роль в раскрытии содержания основных понятий, имеющих прямое отношение к научному рассмотрению данной проблемы, имели дискуссии по проблемам нации и национальных отношений, проведенные рядом научных и общественно-политических журналов. По социологии национальных отношений - Ю.В. Арутюняна, М.Н. Губогло, JI.M. Дробижевой, JI.C. Перепелкина, С.И. Шкаратана;4 по проблемам и методологии социальных исследований - Г.С. Арефьевой, B.C. Барулина;5 по вопросам методологии- Г.А. Антипова, Б.А. Грушина, В.Е. Кемерова, В.Ж. Келле, М.Я. Коваль
1 Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание //Вопросы истории. 1966. №12; Рогачев П.М., Свердлин М.А. О понятии «нация» // Вопросы истории. 1966. № 1; Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность людей //Вопросы истории. 1966.№ 4; Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации // Вопросы истории 1967. № 1; Бороноев А.О. Национальное самосознание и его структуры // Личность и социально нравственные отношения в обществе. -Псков, 1968; Козлов В.И. Проблемы этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. № 2.
2 Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке: основные аспекты проблемы//Советская этнография. 1987. № 4.
J Вопросы истории. 1966. № 12; Вопросы истории. 1967. № 1; Вопросы истории. 1967. № 7; Вопросы истории. 1969. № 6; Советская этнография. 1967. № 2; Советская этнография. 1967. № 4; Советская этнография. 1968. № 4; Советская этнография. 1973. № 2; Вопросы философии. 1964. №11.
4 Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. - М., 1984; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко- социологический очерк межнациональных отношений. - М., 1981; Арутю-нян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. - М., 1987; Шкаратан И.О. Пе-репелкин Л.С. Экономический рост и национальное развитие // ЭКО. 1988. № 10. -С. 3-20.
5 Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М.: Мысль. 1988; Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. -М.: Изд-во МГУ, 1987. зона, А.Н. Кочергина;1 по культуроведческой проблематике - И.М. Орешни-кова, С.Н. Семёнова, JI.A. Ширяева; по проблемам общественного сознания и самосознания - Б.А. Грушина, JIM. Дробижевой, М.С. Джунусова, П.Г. Евдокимова, С.Т. Калтахчяна, A.B. Лукьянова, Д.А. Нуриева, А.Г. Спиркина, А.К. Уледова, К.Н Хабибулина, В.П. Щенникова; по истории и этнографии башкирского народа - Р.Г. Кузеева, Б.Х. Юлдашбаева.4 В них прослеживается тенденция к постоянному наращиванию глубины осмысления сущности национального самосознания, углубляется характер постановки вопросов. М.С. Джунусов отмечает, что национальное самосознание в науке не получило самостоятельного звучания и сводится лишь к выражению «связи людей с данной национальной общностью». Он указывает, что структура и механизм функционирования национального самосознания остается неизученным.
В этот период стало реальностью широкое использование понятия национального самосознания. Позже возникла необходимость «включения» его в понятийный аппарат науки. В разработку содержания этого понятия существенные дополнения внесли работы в области теоретической этнографии и философских проблем теории этноса:5 С.М. Арутюняна, Ю.В. Бромлея,
1 Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт, определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987; Ан-типов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. -Новосибирск: Наука, 1988; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. -М.: Политиздат, 1981.
2 Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? -Саранск, 1992; Семёнов С.Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологическая проблема). -Уфа: «Гилем», 1998; Ширяев Л.А. Социально-философские проблемы оптимизации научно-технического творчества. -Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972; Уледов А.К. Актуальные проблемы социальной психологии. - М., 1981; Щенников В.П. Общественное самосознание; методологическое вопросы. -Саратов, 1980. Лукьянов А.Г. Проблема духовного «Я» в философии И.Г. Фихте. -Уфа: БГУ. 1993; Нуриев Д.А. Гносеологическое и методологическое основания категории «материя». -Уфа, 1995.
4 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. -М., 1974; Юл-дашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Дооктябрьский период. -Уфа. 1972; Юлдашбаев Б.Х. К проблеме нации и национальных отношений. -Уфа, 1971.
5 Арупонян С.М. Нация и ее психический склад. -Краснодар, 1966; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М. 1973; его же. Очерки теории этноса. -М., 1983; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - М., 1988; Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. -Л.: Наука, 1990; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -Л.: Гидрометеоиздат,1990.
Мельников А.Н. Национальное сознание: методологические проблемы генезиса // Сознание и личность: Межвузовский сб. науч. ст. -Барнаул, 1986.
JI.H. Гумилёва, A.H. Мельникова; по общим проблемам теории нации и национальных отношений - Д.М. Азаматова, Э.А. Баграмяна, Г.И. Гусейнова, А.Ф. Дашдамирова, Н.Д. Джандильдина, А.И. Доронченкова, Д.В. Драгунского, В.Б. Иорданского, М.И. Куличенко, Г.И. Куницына, В.Н. Сагатовско-го, В.А. Тишкова, Ф.С. Файзуллина, К.Н. Хабибуллина, А.И. Холмогорова, C.B. Чешко, Б.И. Шапталова.1
Для многих исследовательских работ того периода (за редким исключением) было характерно отстаивание тезиса о полном и окончательном решении национального вопроса, что привело к игнорированию сложных процессов в сфере межнациональных отношений. Стараясь не замечать реальных противоречий, исследователи советского периода оказались в лоне идеологических положений и ограничивались поверхностным анализом явлений.
Анализ научной литературы, посвященной проблемам национального самосознания, дает нам основание сделать вывод о том, что нет целостной, единой точки зрения на содержание и структуру этого феномена. По-прежнему понятие национального самосознания имеет разные толкования. И это неизбежно. Однако проблема национального самосознания должна быть продумана максимально полно, с учетом по возможности всех его сторон.
1 Азаматов Д.М. Из истории передовой общественно-политической и философской мысли Башкирии.-Пермь, 1979; Гусейнов Г., Драгунский Д., Цымбурский В. Империя - это люди // Век XX и мир. 1990. № 8. -С.15-23; Дороченков А.И. Социалистическая интернационализация общественных отношений и некоторые проблемы национального развития. -Киев, 1989; Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. -Алма-Ата, 1971; Холмогоров А.И. Национальные отношения в социалистическом обществе: проблемы научного управления. -Киев, 1982; Гусейнов Г.И., Драгунский Д.В. Национальный вопрос: попытка ответа // Вопросы философии. 1989. № 6. -С.48-59; Иорданский В.Б. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. 1990. № 4. -С. 151-162; Куницын Г.И. Самоопределение наций - история вопроса и современность // Вопросы Философии. 1989. № 5. -С. 66-67; Мельников A.H. Размышления о нациях: опыт перестройки понимания национального развития. - Барнаул, 1989; Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -С.-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994; Тишков В.А. Об идее нации // Общественные науки и современность.1990. № 4. -С.83-96; Его же: Очерки теории и политика этничности в России. - М., Русский мир, 1997; Чешко C.B. Философия и мистика национального вопроса // Общественные науки и современность. 1990. № 3. -С. 103-115; Файзуллин Ф.С. Национальное и интернациональное в образе жизни городского населения. В сб.: Межнациональные отношения и национальная политика КПСС. -М., 1990; Шапталов Б.Н. Национальные проблемы СССР: соотношение противоречий // Философские науки. 1990. №8. -С. 47-51.
Поэтому не случайно то, что в последнее время активизировался интерес ученых к изучению национального самосознания конкретных наций, проживающих на территории бывшего СССР. Научный анализ процессов в этой сфере осуществлен в работах Р.Г. Абдулатипова, Д.Ж. Валеева, А.И. Володина, Д.М. Гилязитдинова, JI.M. Дробижевой, В.Н. Иванова, Р.И. Ирназарова, О.Б. Мухамметбердиева, P.M. Тухватуллина.1 Подобные исследования имеют особую ценность, так как именно они позволяют выявить особенности проявления национального самосознания нации в переломные кризисные моменты. Без их учета решение национальных проблем практически невозможно.
Исследователи пришли к выводу, что разбуженное национальное самосознание может проявлять себя по-разному: в зависимости от условий, оно может стать основой поступательного развития народа, дать импульс к его новым достижениям в социально-экономической, политической, духовной сферах; а может надолго затормозить развитие этноса, обострить и довести до конфликта его отношения с другими народами и т.д. Значит, с одной стороны, национальное самосознание в определенной мере нейтрально к вектору социально-экономического и политического развития этноса, а, с другой стороны, оно выступает формой самого этого развития. Для современного состояния российского общества характерен повышенный динамизм в развитии национального самосознания многих этносов. В общественном сознании различных этносов можно обнаружить элементы национализма и шовинизма. Последние также привлекают внимание многих иссле
1 См.: Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М., 1991; Дробижева JIM. Этническое самосознание русских в современных условиях: Идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1; Философская и социологическая мысль. 1991. №№ 1-4; Филиппов В.Р. Из истории изучения русского национального самосознания // Советская этнография. 1991. № 1; Гилязитдинов Д.М., Галиев Г.Т., Толстых A.A. Национальные и межнациональные проблемы на современном этапе. -Свердловск. 1991; Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социо-психологический анализ).- М, 1992; Валеев Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана. -Уфа, 1994; Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. -М., 1998; Ирназаров Р.И. Равенство этносов в республике Башкортостан. -Уфа, 1997; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. -Уфа, 1997. дователей.
В русле данного исследования большой интерес представляют работы таких зарубежных авторов, как Э. Геллнер, Н. Дайкер, X. Фрийда, У. Шахт, X. Швильк.1
Анализ научной литературы, посвященной проблемам национального самосознания, дает нам основание сделать вывод, о том, что нет целостной, единой точки зрения на содержание и структуру этого феномена. По прежнему понятие национального самосознания имеет разные толкования. И это неизбежно. Однако проблема национального самосознания должна быть продумана максимально полно, с учетом по возможности всех его сторон.
На сегодняшний день в современной социально-философской литературе нет системного, монографического исследования проблемы национального самосознания, удовлетворяющего потребности современной общественной науки и социальной практики. Авторами, интересующимися национальными вопросами, как было подчеркнуто выше, затронуты лишь отдельные стороны проблемы национального самосознания; недостаточно работ, в которых бы давался социально-философский анализ проблем исследования национального самосознания.
Не претендуя на всестороннее и исчерпывающее раскрытие рассматриваемой темы в связи с ее сложностью и многогранностью, а также исходя из ее актуальности и недостаточной разработанности, автор определяет цель диссертационного исследования: социально философское осмысление сущности и тенденций развития национального самосознания как важнейшего фактора общественного развития российского общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
1 Н. Schwilk; U. Schacht (Hrsg.). Die selbstbewusste Nation: «Anschwellender Bocksgesang» und weitere Beiträge zu einer deutschen Debatte. - Frankfurt/M; Berlin: Ullstein, 1994. -sl 1; Геллнер Э. H. Нация и национализм -M., 1991; Frijda Н. С. Y., Duijker N. Н. National Character and National Stereotypes, - Amsterdam, 1962. - p 48; H. Schwilk; U. Schacht (Hrsg.). Die selbstbewusste Nation: «Anschwellender Bocksgesang» und weitere Beiträge zu einer deutschen Debatte. - Frankfurt/M; Berlin: Ullstein, 1994. исследовательские задачи:
-осуществить философский анализ понятия «национальное самосознание», определить его природу и содержательные компоненты;
-проанализировать национальное самосознание с точки зрения выполняемых им функций, а также механизмов его формирования;
-раскрыть специфику формирования национального самосознания, противоречия и выявить основания, необходимые для его гармоничного развития;
-рассмотреть процесс формирования и развития национального самосознания народов Республики Башкортостан в период реформирования современного российского общества.
Объектом исследования выступает национальное самосознание как элемент национального сознания. Последняя является одной из форм общественного сознания. Национальное самосознание рассматривается нами как сложное, системное, многофункциональное общественное явление.
Предметом исследования являются сущность, функции, роль, специфика процессов формирования национального самосознания в последнее десятилетие XX века вообще и, в частности, реформирование общественной жизни Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан).
Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы и связана с реализацией поставленной цели, решением основных задач в исследовательской работе:
- предложено новое понимание национального самосознания. Национальное самосознание включает в себя:1) осознание нацией себя как некой целостности; 2) определение нацией своих национальных (экономических), политических и т.д. интересов; 3) осознание нацией своего отличия от других наций; 4) осмысление «сегодняшнего дня» нации через её историческое прошлое и определение перспектив на будущее;
- выделены две новые функции национального самосознания в общественном развитии, а именно: объединения и преемственности. Объединение выражается в потребности сохранения своей целостности, поддержании жизнеобеспечения социума. Преемственность отражает духовную жизнь национальной общности в непрерывности культуры, являющейся важнейшим условием гармоничного и полноценного развития любой личности.
- раскрыты основные противоречия процесса формирования национального самосознания. Конструируя многосторонность бытия нации, национальное самосознание отражает социально-экономические, политические, идеологические противоречия. В их сути лежит основное противоречие национального развития: объективная тенденция к интернационализации экономической, политической, социальной, духовной сторон жизни нации и стремлением к сохранению своей самобытности, уникальности;
-определены современные тенденции развития национального самосознания наций, народов Республики Башкортостан. В содержательном плане была выявлена сфера так называемого «культурного пространства», его структурные компоненты, их взаимосвязь и взаимовлияние (функционирования национальных языков, доступа к средствам массовой информации, а также представительства данной национальной группы в различных сферах и, прежде всего, в государственном управлении).
Методологической и теоретической основой работы являются: 1) Примордиальный \primordialis ] подход, где этничность понимается как существенная первичная, изначальная характеристика. То есть подход, согласно которому нация является одной из фундаментальных (возможно наиболее крупной) социальных общностей. 2) Социокультурный подход, при котором формирование национального самосознания понимается как часть объективного процесса, связанного с развитием социальных систем. Анализ конкретного состояния развития социальных и культурных факторов общества дает возможность определить содержательные доминанты национального самосознания.
Основой исследования являются работы отечественных и западных ученых по исследуемой проблеме в области философии, социальной психологии, этнографии, социологии, содержащие осмысление таких вопросов, как взаимоотношение бытия и сознания, активная творческая роль последнего, существование специфических особенностей национальной психологии.
3) Монографии и статьи, отражающие специфику национального развития. Сочинения русских философов. Работы зарубежных ученых по социально-философской проблематике.
В работе использовались принципы объективности, конкретности, всесторонности и историзма научного знания.
Эмпирическую основу составляют работы отечественных и зарубежных мыслителей по данной проблеме, материалы периодических и массовых изданий, справочники, статистические сборники, социологические исследования.
Теоретическая значимость диссертации. Разработка и исследования национального самосознания дают возможность для анализа актуальных проблем социальной философии в области межнациональных отношений.
Практическая ценность результатов диссертации. Разработка и исследование национального самосознания дают возможность для анализа актуальных проблем социальной философии в области межнациональных отношений. Основные положения диссертации могут быть использованы в курсах лекций по социальной философии, а также для разработки соответствующих спецкурсов.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета (11.06.99.) и рекомендована к защите.
16
Отдельные положения диссертации были апробированы на Международной научной конференции.// Научное наследие башкирских ученых-эмигрантов и вопросы современности («Вторые Валидовские чтения»). -Уфа: БГУ, 1995; Научно-практической конференции, посвященной 50-летию победы в ВОВ. -Уфа: УТИС, 1996; Всероссийской научно-практической конференции // Ценностные ориентации в подготовке специалистов. -Уфа: БГПИ, 1997; Межвузовской научно-практической конференции «наука-сервис-семья». -Уфа: УТИС, 1998; Втором Российском философском конгрессе. -Екатеринбург: УрГУ, 1999; Всероссийской конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий». -Уфа: БГУ, 1999. Общий объем публикаций по диссертации составляет: 1.1 печатных листов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка литературы из 267 наименований. Общий объем диссертации составляет 166 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Этнокультура и национальное самосознание: На материалах Северного Кавказа1999 год, доктор философских наук Эфендиев, Фуад Салихович
Этносоциальные процессы Западно-Уральского региона на современном этапе1999 год, кандидат социологических наук Сергеева, Сталина Васильевна
Самоорганизация национального самосознания: теория и практика2011 год, доктор философских наук Ладыгина, Ольга Владимировна
Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия2000 год, кандидат философских наук Абуладзе, Дареджани Гивиевна
Нация и национальные отношения: Истоки, теория, современность1997 год, доктор философских наук Торукало, Валентина Павловна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Шарипов, Азамат Ражапович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Национальное самосознание формируется у ее носителя -нации по мере того, как эта социальная общность людей консолидируется и осознает себя субъектом исторического развития. Развитие национального самосознания определяется процессом осознания национальных интересов в связи с консолидацией данной социальной общности, в процессе межнационального общения, самоорганизации и национального самоутверждения.
2. Анализ научной литературы в современном российском обществоз-нании, показывает о существовании различных подходов к определению понятия «нация» С одной стороны, примордиальная концепция нации и, с другой стороны, конструктивистская концепция. Диссертант придерживается примордиальной концепции нации, где этничность понимается как существенная исходная характеристика. С этой точки зрения, нация выражает собой одну из социальных общностей, которой присуще природное единство, основанное на общности культуры, а также некоторая устойчивость в относительно продолжительное историческое время. Нация является структурообразующей в системе общественных отношений. В её недрах складываются потенциальные возможности дальнейшего развития. Национальное самосознание представляется как способность нации к саморефлексии, комплексному отражению в общественном сознании своих социально-экономических, политических и духовных особенностей. Национальное самосознание приобретает некоторую автономность к своему носителю, относительную самостоятельность, способность обратного воздействия на него, а также одним из оснований существования и развития нации, соотнесения индивида себя к тому или иному этническому сообществу.
Формируясь в течение продолжительного исторического времени, национальное самосознание обладает определенной устойчивостью и консерватизмом. Данное обстоятельство выражается, как нам видится, во многом из-за того, что в его основе лежат национальные экономические интересы. Исходя из понимания собственных национально-экономических интересов, сознание национальных общностей, национальные идеалы, понимание справедливости и несправедливости выражает свою позицию к существующей социальной действительности.
3. Сущность национального самосознания - это единство составляющих его бытия: национального (единичного, своего) и общечеловеческого (общего, иного, другого) в их единстве. Взаимодействие, взаимный переход создают основное диалектическое противоречие, развитие и разрешение которого представляет общую закономерность национального самосознания. Понимание национального самосознания как отношение только к своей нации не соответствует потребностям сегодняшнего дня, его изучение должно исходить из представления о других этносах («мы - они»). Так как человек в течение своей жизни взаимодействует с обществом в составе некоторой группы- статусного коллектива, социальной страты, нации.
4. Национальное самосознание представлено сложной структурой. При философском аспекте исследования, предполагающем анализ связей и отношений элементов национального самосознания, его структура может быть представлена следующими «срезами»:
- национальная идентификация (осознание национальной принадлежности), а также понимание места нации в межнациональном общении;
- ценностные ориентации, взаимообуславливающие отношение к своей нации и осознанное отношение к общечеловеческому (не национальному);
- осознание национально-экономических интересов и национального единства на основе культурной, этнографической и социально-экономической общности;
- целый комплекс национальных чувств, системно концентрирующихся в виде любви к родине (патриотизма).
5. Философский аспект исследования, на наш взгляд , требует конкретизации в вопросе понимания и раскрытия сущности национального самосознания. При таком подходе специфика национального самосознания заключается в том, что это - тип сознания и психология некоторой (возможно самой крупной) социальной общности людей, включенная в многогранную общественную жизнь и необходимая для реализации и защиты национальных интересов и потребностей (экономических по своей природе). Социологическое исследование позволяет более полно выделить выполняемые общественным сознанием функции: объединения, преемственности, приспособления, защиты, а также познавательную, ценностно-выразительную, ответственности и контроля над собой; можно предположить, что по мере дальнейшего изучения данной проблемы структура национального самосознания будет уточняться и дополняться новыми составляющими, характеризующими различные стороны сознания жизнедеятельности и национальной общности.
6. Формирование национального самосознания происходит на основе отражения в общественном сознании таких объективных явлений, как наличие у каждого народа своей богатой событиями истории, территории обитания (ойкумена), совокупности всех социально-экономических, политических, культурных элементов, отражающих национальные интересы. Полиэтническая общность, связанная едиными экономическими и территориальными условиями оказывает противоречивое влияние на национальное самосознание. Так, она характеризуется усилением процессов ассимиляции и интеграции, с другой стороны, развитие различных средств коммуникации, сближение народов вызывает ответную реакцию, стремление к сохранению своей уникальности и самобытности. Потребность в сохранении национальной культуры на индивидуальном и групповом уровнях характерна для развития современного общества.
Отметим, что возрастание роли национального самосознания не представляется негативным, негативна его деформация. Отражая многосторонность бытия нации, национальное самосознание конструирует социально-экономические, политические, идеологические противоречия. В основе их лежит основное, на наш взгляд, противоречие национального развития: объективная тенденция к интернационализации экономической, политической, социальной, духовной сторон жизни нации и стремление к сохранению своей самобытности, уникальности.
7. Национальное самосознание, на взгляд диссертанта, определяется как: осознание нацией себя как некой целостности; определение своих национально-экономических, идеологических, политических и других интересов; национальная идентификация, т.е. осознанное отличие себя от других; осмысление «сегодняшнего дня» нации через её историческое прошлое и определение перспектив на будущее. На основе результатов социологических исследований можно отметить, что все процессы, происходящие в области межнациональных отношений в Республике Башкортостан, нельзя рассматривать в отрыве от тенденций общероссийских и общемировых, в силу взаимовлияния и тесной связи состояния экономики и социальных отношений, возникающих между людьми. В Республике Башкортостан процесс становления национального самосознания трех основных по численности народов (башкир, русских, татар) развивается в позитивном русле. В целом отношения народов республики можно охарактеризовать как взаимовыгодное сотрудничество и добрососедство. В качестве единственной сферы, где возможно возникновение межнациональных проблем в Башкортостане, это сфера так называемого «культурного пространства», то есть области функционирования национальной культуры, в том числе национальных языков, представительства данной национальной группы в различных сферах (и прежде всего в государственном управлении) доступа к средствам массовой информации. Игнорирование национальных потребностей и интересов, нарушение принципов социальной справедливости в сфере межнациональных отношений - путь к межнациональным конфликтам.
8. Социальная политика в области национальных отношений должна быть, на наш взгляд, ориентирована на воздействие на те объективные процессы национального развития, результатом которых и является национальное самосознание. При реализации национальной политики следует учитывать сложность национального самосознания. Некомпетентность в данной сфере и непрофессионализм способны обострить межнациональные отношения, направить национальное самосознание по дисструктивному руслу. Вмешательство государства через органы управления в сфере национального развития должно быть корректирующим. Есть необходимость в создании таких условий и такого законодательства, которое гарантировало бы реальное равноправие народов, в то же время исключало бы дискриминацию по этническому признаку в политике органов государственной власти. Игнорирование принципов демократии в области национальных отношений будет неизбежно вести к возрастанию противоречий в обществе. С этой точки зрения мы можем определить, что при осуществлении социальной политики в области национальных отношений необходимо руководствоваться основным принципом, а именно: обеспечить свободное творческое развитие народов Российской Федерации в их культурной и интеллектуальной сфере. Исходя из этого необходимо обратить внимание прежде всего на материальные и духовные потребности «конкретной» личности. Для эффективности социальная политика в области национальных отношений должна руководствоваться следующими принципами при решении национальных вопросов, таких как: демократизм, равноправие, научный подход, компетентность при выявлении и разрешении противоречий национального развития, учитывающих национально-экономические интересы и специфику регионов Российской Федерации.
148
9. Диссертантом предлагается система мер, которые в перспективе способствуют освобождению национального самосознания от националистических идей и представлений, то есть ведут к его гармонизации:
-социальное регулирование, уничтожение бедности как основы межнациональных конфликтов;
-повышение уровня культуры, образования, способствующее расширению кругозора и мировосприятия личности;
-освещение в СМИ различных национальных культур; -формирование у населения научных знаний изучения проблем межнациональных отношений (было бы целесообразно ввести в школах и вузах курсы лекций по данной проблематике).
Это и будет конкретной формой реализации таких принципов как: демократизм, равноправие, научный подход, компетентность при выявлении и разрешении противоречий национального развития.
Более полное осмысление формирования и развития национального самосознания требует также рассмотрения роли половозрастных, экономических, религиозных факторов в осуществлении этого процесса.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шарипов, Азамат Ражапович, 2000 год
1..Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».-М.: Мысль, 1991. -169 с.
2. Абдулатипов Р.Г. Человек, нация, общество. -М.: Политиздат, 1991. -224 с.
3. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. -М., 1995. -224 с.
4. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политики и народы в лабиринтах смутного времени. -М.: Славянский диалог, 1994. -286 с.
5. Абдулатипов Р.Г. Российская нация: Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. -М., 1995. -247 с.
6. Агаев А.Г. Нация, и её сущность и самосознание // Вопросы истории. 1966. № 12.
7. Агаев А.Г. Социалистический интернационализм, национальное само сознание и патриотизм // Теоретические вопросы социалистического интернационализма: Сб.(ред.кол. М.С. Джунусов и др.) Вып. 1. -М., 1968. -С. 148-156.
8. Агости Э.П. Нация и культура. -М., Ин-т. лит-ры. 1963. -263 с.
9. Астафьев П.Е. Национальное и общечеловеческие задачи ( к русской народной психологии // Вопросы философии. 1996. № 12. -С.84-102. И.Аристотель. Сочинения. -М., 1984.
10. Арутюнян С.М. Нация и психический склад. -Краснодар. 1966. -271 с.
11. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. 1989. № 7.
12. Арутюнян Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветских наций // Социологические исследования. 1998. № 4. -С.57-64.
13. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M. Многообразие культурной жизни народов СССР.-М., 1987.
14. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Кондратьев B.C., Сусоколов A.B. Этно-социология: цели, методы и некоторые результаты исследования. -М., 1984.
15. Азаматов Д.М. Из истории развития передовой общественно-политической и философской мысли Башкирии (конец XIX- начало XX вв.). -Пермь.: ПГПИ, 1979. -99 с.
16. Аюпов P.C. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. -Уфа, 1994.
17. Бабаков В.Г., Семёнов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). -М., 1996. -70 с.
18. Бабаков В.Г. и др. Межнациональные противоречия и конфликты // Социально-политический журнал. 1994. № 7. -С. 15-22.
19. Баграмов Э.А. О противоречиях в сфере межнациональных отношений и путях их разрешения // Политическое образование. 1989. № 12.
20. Баталов Э.А. Единство в многообразии принцип живого мира // Вопросы философии. 1990. № 8.
21. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения человека // Этнические стереотипы поведения. -М., 1985.
22. Бикбулатов Н.В. Вопросы взаимодействия и сотрудничества народов Башкортостана в советскую эпоху // Современные этнические процессы в Башкортостане: состояние, проблемы, перспективы исследования. -Уфа, 1992.-С.36.
23. Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты ( десять лет в поисках антикризисной модели). -М., 1996. -161 с.
24. Барулин. B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. -M.: Изд-во МГУ, 1987.-188 с.
25. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. В кн.: О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Наука, 1990. -528 с.
26. Бердяев H.A. Судьба России. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -256 с. (Репринтное воспроизведение издания 1918 года. Статьи 1914-1918 годов).
27. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. -М., 1918.
28. Бердяев H.A. О современном национализме // Философские науки. 1991. № 3. -С.99-104.
29. Бессонов Б.Н. Русская идея: мифы и реальность. В 2-х. ч. -М., 1993.
30. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляды русских мыслителей. -М., 1993. -252 с.
31. Биишев А.Г. Нация и национальная политика. -Уфа, 1995. -129 с.
32. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология.-С.-Пб., 1994.-168 с.
33. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. -Л., 1992. -142 с.
34. Бороноев А.О. Национальное самосознание и его структуры // Личность и социально нравственные отношения в обществе. -Псков, 1968. -С.82-90.
35. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М., 1983. -412 с.
36. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М., 1987. -334 с.
37. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М., 1973. -283 с.
38. Бромлей Ю.В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики // Советская этнография. 1980. № 6. -С.3-17.
39. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: (Очерки теории и истории). -М.: Наука, 1981. -390 с.
40. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М., 1985. -232 с.
41. Бурмистрова Т.Ю. Некоторые вопросы теории нации // Вопросы истории. 1986. № 12.
42. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. -Саратов: Изд-во СГУ, 1981. -168 с.
43. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. -Уфа: Китап, 1993.-160 с.
44. Валеев Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана. -Уфа: БГУ, 1994. -222 с.
45. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. -Уфа: Китап, 1995. -224 с.
46. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. -Уфа: БГУ, 1998.-148 с.
47. Вальков A.A. Идея нации в свете русской социально-философской мысли. -Уфа, 1996. -100 с.
48. Вальков A.A. Философское постижение идеи нации. -Уфа, 1998. -156 с.
49. Вдовин А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России (исторические и концептуальные аспекты). -М., 1993.-72 с.
50. Вико Д. Основание новой науки об общественной природе нации. -Киев. 1994. -618 с.
51. ВундтВ. Проблемы психологии народов. -М., 1912. -118 с.
52. Вырост И.С. Национальное самосознание: проблемы определения и анализа // Философская и социальная мысль. 1987. № 7. -С.21-28.
53. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. -М., 1990.
54. Гаджиев К.С. Заметки о перспективах российской государственности (национально-территориальный аспект) // Вопросы философии. 1994. № 9. -С.3-22.
55. Гаджиев К.С. Геополитика: история и современность // Политические исследования. 1996. № 2.
56. Галиев Г.Т., Гилязитдинов Д.М., Латыпов Ф.Б. Этническая стратификация и ее влияние на межнациональные отношения. -Уфа, 1994. -54 с.
57. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. -Саратов: Изд-во. Саратовского университета, 1981, -133 с.
58. Галлямов P.P. Двуязычие в городах Башкортостана // Социологические исследования. 1997. № 8. -С.49-55.
59. Гасанов H.H., Зачесов К.Я., Казимов А.К. Нвациональный вопрос: иллюзии и поиск истины // Социально-политический журнал. 1993. № 3. -С.12-20.
60. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. -М., 1988. -448 с.
61. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика. В 2-х. т. -М., 1971. Т.2.
62. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 3-х т. -М., 1970-1973.
63. Геллнер Э. Нации и национализм. -М., 1991.
64. Геллнер Э. Национализм возвращается // Новые и новейшая история. 1989. №5.
65. Генисаретский О. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах // Вестник высшей школы. Альма-матер. 1991. № 9.
66. Гилязитдинов Д. М. Суверенитет этноса // Вестник Башкирского госуниверситета. 1996. № 3. -С.35-39.
67. Глезерман Г.Е. Классы и нации. -М., 1976. -421 с.
68. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальности. -Киев, 1984. -152 с.
69. Голубев К.Э. Роль национальной идентичности в исторических судьбах народов (на примере Германии). -Нелидово, 1993. -130 с.
70. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт, определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987. -368 с.
71. Губогло М.Н. Национальные процессы в СССР. -М., 1991. -278 с.
72. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. -JL: Наука, 1990. -278 с.
73. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. -JI.: Гидрометеоиздат,1990.
74. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. -М.: Экопрос,1993. -567 с.
75. Гусейнов Г.И., Драгунский Д.В. Национальный вопрос: попытка ответа // Вопросы философии. 1989. № 6. -С.43-58.
76. Гусейнов Г.И., Драгунский Д.В., Цымбурский В. Империя это люди // Век XX и мир. 1990. № 8. -С.15-23.
77. Гузенкова Т.С. Межэтнические контакты и этнокультурные процессы: по материалам о народах Урало-Поволжья // Расы и народы. Вып. 13. -М., 1989.
78. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. -Баку, 1977. -226 с.
79. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977. № 3. -С.3-13.
80. Движение декабристов в историческом самосознании (сборник научных статей). -Уфа: БГУ, 1998. -166 с.
81. Дилигенский Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизации? // Вопросы философии. 1991. № 3.
82. Дилигенский Г. Г., Лекторский В.А. Проблемы целостного мира // Вопросы философии. 1990. № 12.
83. Дейкер H., Фрейда X. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. -М. 1979. -С.23-44.
84. Джандильдин Н.Д. Единство интернационального и национального в психологии советских народов. -Алма-Ата, 1989. -198 с.
85. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. -Алма-Ата, 1971.303 с.
86. Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке: основные аспекты проблемы // Советская этнография. 1987. №4.
87. Джунусов М.С. Нация как социально-этническое общность людей // Вопросы истории. 1966. № 4. -С. 16-31.
88. Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальное самоотношение. -Алма-Ата. 1976.-285 с.
89. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. -Алма-Ата, 1990.
90. Дорончеков А.И. Межнациональное отношение и национальная политика в России: актуальные проблемы истории и практики. -С.-Пб., 1995. -129 с.
91. Душков Б.Л. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологическая жизнь. Т. 2. 1981. № 5. -С.43-54.
92. Дробижева JI.M. Культура национального самосознания // Советская культура: 70 лет развития. -М., 1980.
93. ЮЗ.Дробижева JI.M., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. -М., 1996.
94. Ю9.Ильин И.А. Наши задачи. Исторические судьбы и будущее России. В 2-х т. -М., 1992.
95. Ю.Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993. -С.431. Ш.Ильин И.А. Россия есть живой организм. В кн. Русская идея. -М.: Республика, 1992. -496 с.
96. Иорданский В.Б. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. 1990. №4. -С.151-161.
97. Иорданский В.Б. Две грани общественного сознания: этническая и национальная // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 6. С.87-100.
98. Иордан М.В. Наука национального примирения // Общественные науки и современность. 1992. № 4.
99. Иордан М.В. Интернационализм против национализма. -М., 1980 -264 с.
100. Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. -Уфа: Гилем, 1997. -160 с.
101. Кант И. Сочинения в 4-х. т. Т.З.-М.: Мысль, 1994.
102. Калмырзаев A.K. Нация и общественное сознание. -Алма-Ата, 1984.
103. Калмырзаев А.К. Нация и человек. -Алма-Ата, 1992. -208 с.
104. Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинское теория нации и современность. -М, 1983.
105. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. -М.: Аспект-Пресс, 1996. -215 с.
106. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. -М.: Политиздат, 1981. -288 с.
107. Кисс Э. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и политические процессы // Этничность и власть в полиэтническом государстве. -М.,1994.
108. Кирилленко Г.Г. Самосознание и мировоззрение личности. -М., 1988.
109. Кинтеро JI.P. Встреча цивилизаций или геноцид? // Общественные науки и современность. 1992. № 5.
110. Кобко Г.Л. Развитие национальных культур: диалектика и интернационализма и суверенитета // Философская и социальная мысль. 1980. № 7.
111. Ковалевский П.И. Психология русской нации. -С.-Пб., 1915.
112. Коган Л.Н. Культура межнационального общения // Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. -М. 1985.
113. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации // Вопросы истории. 1967.№1.
114. Козлов В.И. Проблемы этнического самосознания и её место в теории этноса// Советская этнография. 1974. № 2.
115. Козлов В.И. Понятия этнической общности // Советская этнография. 1967. №2.
116. Колесова Л.А. Причины современных межэтнических и межконфессиональных конфликтов // Общественные науки и современность. 1992. № 4.
117. Колосов В.А. «Примордиализм» и современное национально- государственное строительство // Политические исследования. 1998. № 3. -С.95-106
118. Кон И.С. К проблеме национального характера. История и психология. -М., 1972.-188 с.
119. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. -М., 1984.
120. Кордонский С.Г. Нации как государственные институты // Философские науки. 1990. №8.-С.51-56.
121. К проблеме нации и национальных отношений: Сб. Ст. Башкирский госуниверситет имени 40-летия Октября; [ред. Кол.: Б.Х. Юлдашбаев (ответ, ред.) и др.]. -Уфа: БГУ, 1984. -145 с.
122. Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблемы этногенеза // Расы и народы. -М., 1976.
123. Кудряшев А.Ф. Единство наук основания и перспективы. -Свердловск: УрГУ., 1988.-183 с.
124. Кузеев Р.Г. Социальное и этническое в современных этнонациональных вопросах. К итогам одной дискуссии. -Уфа, 1988.
125. Кузеев Р.Г. Межнациональные отношения: история, теория, пути демократического обновления. -Уфа, 1990. -58 с.
126. Курашов В.И. Нация в общечеловеческом и российском измерениях. -Казань: КГТУ, 1999.-83 с.
127. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения института этнографии. АН СССР. -М.-Л., 1949.
128. Куницын Г.И. Самоопределение нации история вопроса и современности // Вопросы философии. 1989. № 5.
129. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5.
130. Лацарус М., Штейнталь Г. Мысли о народной психологии. -Воронеж. 1885.-176с.
131. Лебедева Э. Национальный вопрос и федерализм // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 7. -С.61-69; № 9. -С.44-50.
132. Лебон Г. Психология народов и масс. -С.-Пб., 1896. -329 с.
133. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. -М., 1985. -С.137-148.
134. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4. -С.3-7.
135. Лосский Н.О. История русской философии. -М., 1991. -559 с.
136. Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). -Оренбург: ОГАУ, 1997. -250 с.
137. Лукьянов A.B. Проблема духовного «Я» в философии И.Г. Фихте. -Уфа: БГУ, 1993. -190 с.
138. Лурье C.B. Историческая этнология. -М., 1997.
139. Мавродин В.В. Формирование русской нации. -Л., 1947.
140. Майборода А.Н. Национализм как общественное явление: анализ основных концептуальных подходов // Национальный вопрос за рубежом (ред. В.Н. Кудрявцев). -М., ИНИОН. АН СССР. 1989. -С.267-303.
141. Материалы научной конференции посвященной 40-летию БГУ (гуманитарные науки). -Уфа: БГУ, 1997. -124 с.
142. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Т.1. -С.-Пб., 1868.
143. Маркс К. Капитал. Т.1, книга 1: Процесс производства капитала. -М., 1973.
144. Маркс К. Энгельс Ф. Капитал // Соч. 2-е изд. Т. 23.163 .Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 3.
145. Маркс К. К критике политической экономии // Соч. 2-ое изд. Т. 13.
146. Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерации. -М., 1993.
147. Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997. № 12. -С.13-14.
148. Мельников А.Н. Национальное сознание: методологические проблемы генезиса // Сознание и личность. Межвузовский сборник научных статей. -Барнаул, 1986.
149. Мельников А.Н. Размышление о нациях: опыт перестройки понимания национального развития. -Барнаул, 1987.
150. Миллер А.Н. Теория национализма Эрнеста Геллнера и ее место в литературе вопроса //Национализм и формирование наций. -М., 1994.
151. Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема (Ориентация в новой исследовательской парадигме) // Политические исследования. 1995. № 6. -С.55-60.
152. Мирский Г. «Общность судьбы» и национальное самосознание // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 4. -С.5-16.
153. Михайлов В.А. Субъективные основы национального движения / Под ред. М.П. Волкова. -Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1993. -147 с.
154. Мнацаканян М.О. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире // Социологические исследования. 1999. № 5. -С.118-127.
155. Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социо психологи ческий анализ). -М., 1992.
156. Наврозов Л. Миф XX столетия нации и расы в современном мире // Дружба народов. 1992. № 8.
157. Насибуллин Р.Т. Население Республики Башкортостан: социально-демографический анализ. -М., 1997. -160 с.
158. Нация, национализм, суверенитет // Социально-политический журнал. 1998. №3.-С.113-128.
159. Никольский В.И. О русском национальном самосознании. Очерк. -С.-Пб., 1907.
160. Николаева JI.B. Общественное сознание и его структура. -М., 1977.
161. Новгородцев П.И. Сочинения. -М.: Раритет, 1995. -С.448.
162. Нуриев Д.А. Гносеологическое и методологическое основания категории «материя». -Уфа, 1995.
163. Нуриев Д.А. Нуриев Б.Д. Место и роль языка в жизнедеятельности человека //Вестник Башкирского университета. -Уфа: БГУ, 1997.
164. Нуриев Д.А. Нуриев Б.Д. Звуки и буквы как знаки //Философия и современность: мысли, понятия, идеи. -Уфа: БГУ, 1999.
165. Нуруллаев A.B. К вопросу о взаимосвязи национального и религиозного // Национальные проблемы в современных условиях. -М., 1988.
166. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 2. -М.: Мысль, 1993. -С.528.
167. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти т. Т. 2. -М. 1956. -824 с.
168. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. -М. 1994. -123 с.
169. Поздяева С.М., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. -Уфа: БГУ, 1997. -150 с.
170. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации. -Уфа: БГУ, 1998. -208 с.
171. Полянский B.C. Историческая память в этническом самосознании народов // Социологические исследования. 1999. № 3. -С. 11-20.
172. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («круглый стол»)//Социологические исследования. № 1;2.
173. Празаускас A.A. Регулирование межнациональных отношений в странах Азии. (Национальный вопрос за рубежом. Отв. Ред. В.Н. Кудрявцев). -М.: ИНИОН, 1989. -С.205-224.
174. Разуваев В.В. Внешняя политика и национальная идентичность //Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994. № 2.
175. Разин В. На пороге круга третьего: Европа в Российском национальном сознании // Европа и мир. 1992. № 2.
176. Рогачев П.М., Свердлин М.А. О понятии «нация» // Вопросы истории. 1966. №1.
177. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения. (По результатам социологических исследований). Авторы-составители: Иванов В.Н., Ладодо И.В., Семигин Г.Ю. -М., 1996.
178. Сагатовский В.М. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -С.-Пб. 1994. -217 с.
179. Садыков Ф.Б. Особенность советской цивилизации. -Уфа: Гилем, 1998. -368 с.
180. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. -М., 1991. -336 с.
181. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира. -Уфа: БГУ, 1997.-160 с.
182. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. -М., 1996.
183. Семёнов В.М., Иордан В.М., Бабаков Г.В., Соломонов В.А. Меж -национальное противоречие и конфликты в СССР: (опыт социально-философского анализа).АН СССР. Институт философии. -М., 1991.-235 с.
184. Семёнов С.Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе. -М.: НИИ высшего образования РФ, 1993. -40 с.
185. З.Семёнов С.Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологическая проблема). -Уфа: «Гилем», 1998. -174 с.
186. Скворцов Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. -М., 1989. -319 с.
187. Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений //Социально-политический журнал. 1996. № 1. -С.29-43.
188. Скворцов Н.Г Этничность: социологическая перспектива //Социологические исследования. 1999. № 1. -С.21-31.
189. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества// Советская этнография. 1982. № 1.
190. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Соч. В 2-х т. -М., 1989.
191. Соловьев B.C. Сочинения в2-хт. -М.: Мысль, 1990. Т.1.-892 с. Т.2. -822 с.
192. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского после октябрьского зарубежья. -М., 1990.22¡.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992. -543 с.
193. Сорокин П.А. Система социологии. Т.2. Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов. -М.: Наука, 1993. -688 с.
194. Сорокин П.А. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. -М., 1994.
195. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. -М., 1996.
196. Степанян Э.Х. Классовое и национальное сознание. -М, 1976.
197. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. -М, 1972. -303 с.
198. Султангалеев A.A. Религия и этнические общности: социальные, политические и духовно-культурные факторы. -Уфа: БГУ, 1997. -106 с.
199. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность? //Социологические исследования. 1998. № 6. -С.61-68.
200. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 12.
201. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. -ML: Русский мир, 1997. -С.532.
202. Тишков В.А. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. № 9. -С.3-26.
203. Торукало В.П. Национально-культурная политика в регионе: опыт, проблемы, тенденции. -Оренбург, 1995. -119 с.
204. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. -М., 1995. -800 с.
205. Тойнби А.Д. Постижение истории. -М, 1991.
206. Тугаринов В.П. Философия сознания. -М, 1971.
207. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. -Уфа: БГУ, 1997. -258 с.
208. Тухватуллин P.M. Язык как национальная ценность // Социологические исследования. 1997. № 8. -С.47-49.
209. Уледов А.К. Русская идея как феномен национального самосознания // Алма-матер. Вестник высшей школы. 1992. № 7-9.
210. Уледов А.К. Структура общественного самосознания. -М., 1968. -324 с.
211. Ургалкин Ю.А. Регионализация национальных отношений в Российской Федерации: Философско-методологический аспект. -Самара, 1995. -163 с.
212. Уткин А. Национализм и будущее мирового сообщества // Свободная мысль. 1995. № 3. -С.78-86.
213. Файзуллин Ф.С. Социологические проблемы города. -Саратов. 1981.
214. Файзуллин Ф.С., Неганов Ф.М. Рациональность как принцип человеческой деятельности. -Уфа: УАИ, 1992. -94 с.
215. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации //Социологические исследования. 1997. № 8. -С.40-47.
216. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. -Уфа: БГУ, 1992. -222 с.
217. Финогентов В.Н. Избранные лекции по философии. -Уфа, 1996. -165 с.
218. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. -Л., 1989. -36 с.
219. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. -М., 1989. Т.2. -112 с.
220. Шелепов Г.В. Общность происхождения признак этнической общности // Советская этнография. 1968. № 4.250.1Цеников В.П. Общественное самосознание: методологические вопросы. -Саратов. 1980.
221. Ширяев Л.А. Социально-философские проблемы оптимизации научно-технического творчества. -Свердловск: Изд-во. УрГу, 1990.
222. Шкаратан И.О., Перепёлкин Л.С. Экономический рост и национальное развитие // ЭКО. 1987. № ю.
223. Шпенглер О. Закат Европы. -Новосибирск: Наука, 1993. -592 с.
224. Шпет Г.Г. Сочинения. -М.: Правда, 1989. -602 с.
225. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2.-М., Наука, 1993,-665с.166
226. Шопенгауэр А. Избранные произведения. -Ростов-на-Дону, 1997. -542 с.
227. Штирнер М. Единственный и его собственность. -Харьков, 1994. -560 с. 258.Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т.1.
228. Энгельс Дженнеро Бовно // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т. 38.
229. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Дооктябрьский период. -Уфа, 1972. -336 с.
230. Юлдашбаев Б.Х. К проблеме нации и национальных отношений. -Уфа, 1971.
231. Юлдашбаев Б.Х. Проблемы нации и политическое положение башкир в составе царской России. -Уфа, 1979. -87 с.
232. Юлдашбаев Б.Х. Башкиры и Башкортостан. XX век. Этностатистика. -Уфа, 1995. -105 с.
233. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Политиздат, 1991. -527 с.
234. Frijda Н. С. Y., Duijker N. Н. National Character and National Stereotypes, -Amsterdam, 1962. -p48.
235. W. E. Zambert and O. Klinberq. Childrens Viens of Foreign Peoples. A Cross -National Study. -New York, 1967.-pl84-185
236. H. Schwilk; U. Schacht (Hrsg.). Die selbstbewusste Nation: «Anschwellender Bocksgesang» und weitere Beiträge zu einer deutschen Debatte. -Frankfurt/M; Berlin: Ullstein GmbH, 1994. -sll.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.