Формирование массового сознания фашизма: На материале гитлеровской Германии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Сахибгоряев, Вадим Хасанович

  • Сахибгоряев, Вадим Хасанович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 177
Сахибгоряев, Вадим Хасанович. Формирование массового сознания фашизма: На материале гитлеровской Германии: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2001. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сахибгоряев, Вадим Хасанович

Иетож.м фанметегшй шдволопш ш зсульяцрм

Проблема культурных истоков и корней Фашизма.

Формирование самообраза культуры фашистской Германии; основные идеи и принципы. б о Становление массового аовшшшт в предфажшстсшим ш фаиже®егшй периодах яичиериажа

Черты традиционного и приобретенного в национальном сознании.,,.!

Проблема манипуляции национальным сознанием.

Проблемы истории и культуры фашистской Германии привлекали и привлекают пристальное внимание как широких кругов читателей,, так и специалистов различных областей гуманитарного знания» Этот интерес во многом определяется уникальностью такого явления как фашизм,, его неожиданностью для человечества, а также многочисленными историческими уроками, оставленными им потомкам» Однако интерес к тому или иному историческому и культурному феномену сам по себе ещё не означает того, что его проблематика плохо разработана в научной литературе о О фашизме написано чрезвычайно много, но не всегда добросовестно, что породило, на наш взгляд, две существенные проблемы» Во-первых, среди написанного часто встречаются откровенные научно-популярные бестселлеры о Их коммерческая направленность допускает присутствие на их страницах непроверенных фактов, надуманных тайн, мифов, а иногда - откровенных домыслов и догадок, что наносит существенный вред науке о Подобные поверхностные издания - одна из отличительных черт историографии фашизма» Во-вторых, существует тенденция рас сматривать фашизм вне культурно-исторического контекста, делая акцент на его эмоциональных оценках, изобличая зверства и преступления нацистов» Наличие литературы этого направления имеет в целом позитивное значение, ибо отражает отношение подавляющего числа землян к фашизму» Однако принцип научной отстранённости от предмета изучения не допускает исследований конфронтационного характера, выполненных по принципу «мы - они», но требует объективных и взвешенных оценок, научной полемики» Иначе возникает угроза возникновения «тирании очередной истины»(б5, с,117), формирующей иллюзию исчерпанности темьь Именно такая «истина», на наш взгляд, родила пессимистическую точку зрения на перспективы дальнейшего исследования фашизма»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование массового сознания фашизма: На материале гитлеровской Германии»

Пессимизм данной позиции определяется якобы «достаточностью» наших знаний о фашизме, тем, что любое новое исследование носит характер дополнительности» Если рассматривать проблему под таким углом, то дальнейшая разработка темы имеет целью лишний раз подтвердить те оценки и суждения, которые уже сложились в научной литературео Не следуем ли мы тем самым устоявшимся, не всегда бесспорным, штампам? Не вычёркиваем ли вообще тему фашизма из области научных интересов?

Серьёзное влияние на формирование данной пессимистической точки зрения оказала советская историография, которая рассматривала фашизм с классовых позиций„ Стремление «поставить точку», «закрыть тему»,, как глубоко и всесторонне изученную и понятную, это сильная и яркая позиция страны-победительницы» Однако эта позиция существенно замедлила процесс изучения фашизма, вследствие чего, на наш взгляд, стала возможной его частичная теоретическая реабилитация„

На наш взгляд,, фашизм, равно как и сопутствующие ему феномены,, фашизм во всём многообразии его проявлений^ а особенно германский фашизм как научные темы не должен представлять собой область застоя, где все основные оценки и выводы уже сделаны„ Скорее, наоборот, так как современность убеждает в том, что фашизм как идея ещё вызывает сочувствие у определённой части человечества и, следовательно, нуждается в дальнейших исследованиях о Деструктивная сущность фашизма вынуждает общественность и науку постоянно напоминать о нём как о возможном инструменте самоуничтожения человечества о Это придаёт исследованиям о фашизме большую общественную значимость„

Отличительной чертой советской историографии был весьма высокий эмоциональный заряд исследований„ Этот фактор, на наш взгляд, предопределил наличие эмоциональных формулировок , выполняющих роль методологической основы, ставших отправными точками научных изысканий" фашизм - антигуманизм, фашист - нелюдь, фашистское государство - звериное порождение монополистических кругов Запада о Квинтэссенция такой позиции изложена в две-надцатитомнике «История Второй Мировой войны 193 91945 о» «Фашизм - это детище общего кризиса капитализма, кризиса всей социально-экономической, политической и идеологической структуры буржуазного общества» Монополистическая буржуазия, а в ряде случаев и немонополистическая, опасаясь за судьбы своего классового господства, видела в фашизме ту силу, которая должна расправиться с революционными массами и прежде всего с рабочим классом.»(39, с=54)„ «Характерная черта фашизма -грубое беззаконие, бесчеловечные расправы с трудящимися массами, противниками фашистского режима, поборниками сохранения мира„»(3 9, с„57)

В круг наших задач не входит оспаривание вышеизложенного о Вопиющий антигуманизм фашизма, его бессмысленная жестокость, возведённая в ранг государственной политики, выраженная в порабощении и истреблении целых народов, общеизвестны, но вместе с тем - это лишь внешний, наиболее эксплуатируемый пласт проблемыо Необходимость теоретического осмысления фашизма как культурно-исторического феномена, его межпредметного изучения по-прежнему остаётся одной из актуальных задач философии культуры» Во-первых,, потому что философия культуры как самостоятельная научная дисциплина занимается не только теоретическим анализом «глобальных» культурных типов, но и детально рассматривает отдельные культурно-исторические феномены, каковым является фашизм„ Во-вторых, исследование отдельных культурных явлений позволяет в целом приблизиться к осмыслению многогранности центрального понятия «культуры» в контексте гуманитарного знания о

Данная работа посвящена германскому фашизму» Главным образом потому, что именно германский фашизм, в отличие от латинского или славянского, достиг наибольшего могущества как реальный политический режим» С другой стороны, именно германский фашизм оказал наиболее глубокое влияние на общество и человека, сформировав «новую», отличающуюся от прежней, систему ценностей, мораль, навязал «своё» понимание истории и предназначение человека»

Жжтутльиость т<вшм Сейчас становится ясным, что человечество нанесло фашизму лишь военное и политическое поражение» Учитывая тот факт, что фашизм не есть лишь общественно-политическое движение, но и движение духовное, основанное на вере в разнообразные мифы, необходимы методы борьбы с ним, обоснованные наукой» В этом специфика проблемы актуальности темы фашизма» Ибо он интересен не только как печальная страница истории, но и злободневная проблема, в любой момент могущая превратиться в новую угрозу»

Фашизм как политический режим, как государственная доктрина, как форма тоталитаризма ушёл в историю, не оставив после себя традиций, достойных преемственности» Это совсем не означает, что он утерял актуальность как культурно-философская проблема» Современные проявления фашизма не имеют той социально-политической и духовной основы, в которой он вырос и окреп» Но тем не менее он есть и периодически даёт о себе знать в виде вспышек молодёжных бунтов в разных странах Европы, в виде проникающих в большую политику тщательно замаскированных националистических структур» (Вспомним хотя бы имя австрийского политика Йорга Хайдера, связанный с ним политический кризис в Австрии в 1998-1999гг» и в самом конце 2000-го года») Это наталкивает на мысль, что фашизм не изжил себя, несмотря на историческую смерть и единодушное осуждение общественностью„

Анализ различных феноменов культуры подразумевает обращение к уникальным, самобытным процессам, позволяющим прояснить сущность определённой культурной эпохи, её спецификуо

Исторически культура изобилует эпохами, постепенно сменяющими друг друга, неповторимыми, оригинальными, иногда ошеломляющими по своему внутреннему содержанию» Проникновение в духовное пространство культуры представляется делом гораздо более сложным, чем выявление особенностей материально-предметного характера» Однако современная философия культуры и философская антропология сосредотачивают внимание на субъективной стороне культурно-исторического процесса, на способе мышления,, стиле жизни, картине мира человека прошлого и настоящего» Духовная жизнь общества не состоит только из сочетания этических, эстетических и идеологических установок, которые на определённых этапах исторического развития могут сильно видоизменяться, ярким доказательством чему может послужить фашизм в Германии» Целостная картина мира складывается, прежде всего, благодаря ментальным установкам, культурным архетипам, психологическому складу нации, проявляющимся в способе мышления и различных сферах жизни»

Исходя из вышеизложенного, актуальность данной темы мы определяем следующими причинами?

1= Недостаточным вниманием к культурным процессам, происходившим в Германии в период существования фашистской диктатуры;

2 о Необходимостью преодоления известной ограниченности изучения фашизма рамками социально-политического и экономического анализа, полагая, что фашизм в Германии есть неотъемлемая часть её культурно-исторической и духовной эволюции ;

3 о Незавершённостью процесса накопления материала о фашизме„ Постоянно в научный оборот вводятся всё новые и новые источники, позволяющие продолжить изучение фашизма на более высокой фактической и интеллектуальной основе;

4 = Возросшим интересом к проблеме фашизма, его корням и истокам, а также к исторической и духовной ситуации, в которой он возник и вообще стал возможнымо

Стешешь ра&ршбот&шшостш проблвшш

Теоретическую базу данного диссертационного исследования составили труды таких отечественных и зарубежных мыслителей как К„Юнг, К„Ясперс, О„Шпенглер, Э.Фромм, АоШопенгауэр, И„Фихте, Ф„Ницше, К„Манхейм, Е„Дюринг, Ф„Энгельс, Э„Хобсбаум, Г„П„Федотов, ффАверинцев, Н„Гудрик-Кларк„ Целый ряд произведений вышеперечисленных авторов имеет непосредственное отношение к изучаемой проблеме» Среди них работы «Вотан» и «Эпилог» Карла Густава Юнга, «Бегство от свободы»(глава «Психология нацизма») Эриха Фромма и некоторые другие его произведения, «Нации и национализм после 1780 года» Эрика Хобсбаума, «Оккультные корни нацизма» Николаса

Гудрик-Кларка, «Социальный вопрос и свобода», «Новый идол», «Судьба империй» Г„П„Федотова „ В работе были использованы и весьма оригинальные взгляды на фашизм философа-богослова Митрополита Иоанна, изложенные им в книге «Самодержавие духа» „

Существенное влияние на разработку темы оказали теоретические работы П„Алатри «Происхождение фашизма» и А о С о Бланка «Из истории раннего фашизма в Германии», а также работы ЖоЖелева, П„Тольятти, КоГейденао

Необходимой основой для осмысления сущности культурных процессов, происходивших в Германии 1933-194 5 годов, стали работы, освещающие различные стороны культурной жизни о Одной из таких стала недавно изданная на русском языке книга немецкого филолога, профессора Виктора Клемперера «ЬТ1<= Язык Третьего рейха», посвященная логосфере фашизма, в которой автор исследует тончайшие аспекты изменения языка в гитлеровской Германии„ В этой же работе мы находим обширный материал по психологии национал-социализма, о мире его повседневной культуры, психологии, символике и ТоД« Весьма интересной представляется работа Роберта Герцштейна «Война, которую выиграл Гитлер», в которой исследуется национал-социалистическая пропаганда и её влияние на национальное сознание„ Любопытные особенности риторики фашизма выделены в книге А„К„Михальской «Русский Сократ»(глава 3 о Риторика и власть„) „ К числу весьма важных изданий относится книга Генри Пикера «Застольные разговоры Гитлера», которая представляет, пожалуй, все наиболее актуальные взгляды и доктрины фашизма„ Из многочисленных биографических исследований следует выделить книгу Яна Кершоу «Гитлер», освящающую концепцию Макса Вебера «о харизматическом превосходстве» на конкретном материале истории Третьего рейха и биографии Гитлера»

Понять особенности государственного устройства, социальной и политической обстановки, военной ситуации, возникшей в 193 9 году, практической пропаганды и идеологии, самоидентификации и в целом «трагедии эпохи» было бы невозможно без мемуарной литературы» За последние несколько лет на русском языке были изданы воспоминания крупнейших военачальников вермахта, таких как Гальдер, Дениц, Манштейн, Гудериан» Опубликованы мемуары, дневники, публицистика деятелей партийной элиты и ближайших соратников Гитлера: Геббельса, Штрассера, Шпеера, Виде-мана о

Наибольший интерес для работы представляли некоторые первоисточники, недоступные ранее» Среди них -«Библия национал-социализма», книга Гитлера «Майн кампф», «Миф XX века» Альфреда Розенберга, воспоминания Отто Штрассера «Гитлер и я», дневники Геббельса «Последние записи» и другие» Изданы также некоторые документы в виде сборников, а также отдельными книгами и брошюрами» Таким, опубликованным на русском языке документом, является брошюра Главного управления СС и Управления образования «Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социалистической Гермнии (Биологические основы и их осмысленное применение для сохранения и приумножения нордической крови)»» Интерес представляет книга Муссолини «Доктрина фашизма»»

Среди публикаций исторического и аналитического содержания хотелось бы выделить работы таких авторов как В» Бертольд, Г„А»Бордюгов, В»А„Александров, А» Галкин, И»С»Галкин, Ж» Деларю, Д»Е„Мельников, Л»Б»Черная,

И„М»Фрадкин» В изучении истории и культуры древних германцев были использованы произведения Тацита»

Проанализированные в ходе работы источники в целом дают возможность сделать вывод о том, что различные направления историографии фашизма продолжают развиваться в заданном русле» Так большинство ранних марксистских работ были посвящены фашизму как социально-классовому явлению» В послевоенный и последующий периоды внимание исследователей-марксистов сосредотачивалось в основном на изучении конкретной политики фашистских государств и их сравнительном анализе, а также на детальном изучении военно-исторического аспекта фашизма и антифашистского движения» Данной проблеме посвящена обобщающая монография Ю»В» Галактионова «Германский фашизм как феномен первой половины XX века 2 отечественная историография 194 5-90-х годов»» Кемерово» Кемеровский государственный университет» 1999»

Литература либерального направления в основном сосредотачивалась на исследованиях философских, этнокультурных, социологических, духовных аспектах фашизма» Это позволило серьёзно расширить знания о фашизме» Областью серьёзных разногласий с марксистским направлением стала недооценка той роли, которую сыграл Советский Союз в разгроме гитлеризма»

Неонацистская литература вскоре после Второй Мировой войны разделилась на два обособленных направления» Одно из них утратило политико-пропагандистскую направленность и продолжает традицию оккультной, ариософской литературы конца XIX - начала XX в»в», заложенной X» Чемберленом, Е»П» Блаватской, Зеботтендорфом и др» Другое представляет собой открытый вызов современному обществу, развивая идеи реваншизма, и имеет ярко выраженный пропагандистский характер»

Цель ж зшд&шш дмссерттщможморо жсследов&шшм Целью работы является выявление сущности и основных особенностей формирования культуры фашистского государства о

Мы не претендуем на полное и всестороннее освещение всех культурных процессов, происходивших в Германии в 1933-1945 годах, поскольку данная задача требует более объёмного и развёрнутого исследования»

Полагая, что культурный мир каждого государственного образования индивидуален и развивается под воздействием господствующей идеологии, экономико-политической системы, национально-этнических традиций, исторической ситуации, духовных устремлений и других факторов, мы отходим от принципа исследования культуры во всех её локальных проявлениях, уделяя особое внимание её смыс-лообразующим ценностям и конструкциям» Прежде всего, мы исходим из того, что национал-социалистическая теория в корне видоизменила традиционную культуру Германии, придала ей иной вектор развития, разрушила ценности, господствовавшие в обществе веками, привнесла и обосновала идею расового превосходства над другими народами»

В связи с этим были поставлены следующие задачи исследования 2

1» Анализ проблемы «закрытости» культуры гитлеровской Германии, условий и причин, а также лимитов восприятия материальных и духовных элементов других культур, а также немецкой культуры дофашистского периода»

2 о Выявление направлений и аспектов влияния расовой теории на формирование идеологической надстройки,, национального сознания,, систему ценностей фашистского общества, а также его самообраза культуры,,

3 о Рассмотрение особенностей самоидентификации, условий появления избыточных критериев самоидентификации в Германии 1933-1945 гг„

4 о Изучение культурно-исторической ситуации Германии, в которой фашизм стал приемлемым вариантом дальнейшего развития государства и общества»

5 о Выявление ментальных и бытовых корней и истоков немецкого фашизма, то есть тех черт национального характера и тех национальных традиций, которые послужили питательной почвой для утверждения национал-социалистической идеологии в Германии,, Объектом рассмотрения является фашизм в Германии, его культура, как своеобразный феномен, сложившийся во второй четверти XX века, представляющий собой сложную систему взаимодействий и противоречий духовного характера о

Предметом исследования является национальное сознание и самообраз культуры фашизма, его типообразующие основания, принцип и этапы формирования, а также принцип формирования модели идеального первообраза культуры гитлеровской Германии.

Творетшшесзшше ж методологшшесвгше ©сшовм дмссертащжм Проблема культуры фашизма, являясь междисциплинарной по своему характеру, входит в предмет исследования истории, этнографии, социологии, политологии, психологии и других наук„ В связи с этим данная работа базируется на использовании общенаучной методологии, в частности, системного подхода, методика применения которого состоит в выявлении необходимого и достаточного набора характеристик, отличающих не только специфику определённой культуры, но и её отдельных феноменов„

Решение основной задачи диссертационного исследования, связанное с изучением индивидуального характера культуры фашизма, было бы невозможным без применения метода эмпирического описания, классификации и теоретического обобщения» Метод восхождения от абстрактного к конкретному, как важный фрагмент диалектическо-материа-листического метода, помогает перейти от абстрактного определения культуры к её конкретным проявлениям и учесть основные противоречия исследуемого объекта=

Вспомогательным инструментом для выявления специфики избранного объекта послужил сравнительно-исторический анализ, а также общелогические приёмы и методы, такие как о анализ и синтез, аналогия, моделирование о Сочетание и взаимодействие вышеперечисленных методов представляется совершенно необходимым в силу многоплановости поставленной познавательной задачи„

Новшзша шаследовашшш 1„ Впервые проанализирована сущность самообраза культуры гитлеровской Германии, а также принципы и компоненты его построения» 2„ Дана характеристика той совокупности признаков, которая определяет особенности национального сознания и идентификации в нацистской Германии„ 3= На основе анализа первоисточников установлена культурно-историческая связь между эпохами прошлого и моделью идеального первообраза культуры нацистской Германии„

4 0 Установлена статусность мифа как смыслообразующего базиса в культуре фашизма, общепринятого и «утверждённого» официальной идеологией» 5» Рассмотрен «внутренний взгляд» Германии на себя, то есть «рефлексия» её культуры периода фашизма» На защиту ямшосмтам следующие положения ° 1» Общеевропейский кризис культуры после окончания Первой мировой войны имел свои проявления в различных европейских странах с учётом их национальных традиций и степени их развития» Фашизм, как попытка радикального возрождения национальных ценностей посредством «закрытия» своей культуры, ограждение её от чужеродных влияний, стал одним из способов преодоления этого кризиса» 2» Способность фашизма прервать, преодолеть сложившуюся рационалистическую традицию выразилась в формировании национального сознания, не связанного с общелиберальными и христианскими ценностями» Своеобразие данного типа культуры в его ультранациональности, в том, что согласованность всех его элементов базируется на расовой теории» 3» Самообраз культуры фашистской Германии строился по принципу «Я - посредник», что характеризовало текущую эпоху как период безвременья, переходный период» Смысл модели «Я - посредник» заключается в том, что задачей современного человека является освобождение от «растленности вседозволенностью и космополитизма» современной демократии» Отличительная черта самообраза культуры фашистской Германии - его неукоренённость, временный характер, ибо он формировался лишь на период преодоления устоев сложившегося миропорядка, но теряет актуальность с достижением конечной цели - возрождением «расы господ»,

4 о Идеальный первообраз культуры формировался по принципу «Назад - в будущее»„ Будущее Германии виделось как воссозданное, восстановленное прошлое, в основном дохристианское, а также героические фрагменты германской истории Средневековья и Нового времени, подобранные в контексте борьбы или противостояния с христианством„

5 = Миф представлял собой смыслообразующую методологиче скую основу культуры фашизма» Значение мифа определяется формулой А„ Розенберга? «. ощутить миф и соз дать тип. И на основе этого типа создавать государство и жизнЬо»(87, с=350)о Таким образом, миф, лежа щий в основе культуры фашизма обретал черты фундаментального метода, подменяя онтологические, гносео логические и аксеологические основания европейской культурыо

Теоретшшесжтм ж вршжтшч@сжам зм&шммост& р&боты Результаты исследования, полученные при изучении культуры нацистской Германии могут быть использованы для дальнейшего рассмотрения и осмысления различных культурно-исторических феноменов через такие категории как «самообраз культуры», «идеальный первообраз культу ры»о Вопросы, рассматриваемые в диссертации, имеют не только теоретическое, но и практическое значение0 Мате риалы данного диссертационного исследования могут быть включены в вузовские лекционные курсы по истории и тео рии культуры, философии культурыо Полученные выводы мо гут быть использованы при разработке учебных пособий, лекционных курсов„ Результаты данной работы могут быть использованы при анализе современных общественно-поли тических процессов в связи с политическим возрождением фашизма»

Мдробацшм работы Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре Философии и культурологии РГПУ, отделе социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ, на научно-практической конференции молодых учёных СКНЦ ВШ» Содержание исследования отражено в трёх публикациях»

Структура работы Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы» Общий объём работы с»

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Сахибгоряев, Вадим Хасанович

Главную же причину ненависти к немцам Шубарт видит в их высокомерии, которое не имеет ничего общего с национальной гордостью.(125, с.226) На основании этого факта, ибо мы находим этому сотни подтверждений у других авторов, мы хотели бы отметить, что одной из причин ненависти к немцам может как раз послужить их отношение к религии. То есть, речь идет об особенностях их религиозности. О противоречии между германством и христианством говорил еще Розенберг, когда утверждал, что особенностью германского рыцарства является борьба между императором и папой "за господствующее положение между рыцарским учением и изживающим себя учением о любви". (87, с.132) Наблюдая за становлением национального сознания в Германии после прихода к власти нацистов, Шубарт также отмечает наличие идеи борьбы между христианством и германством. "Признаком национального самосознания и честности ныне является то, что сегодняшний немец уже не отвергает непримиримого противоречия между германством и христианством, а признает его открыто и делает из этого выводы."(12.5, с.231) Анализируя это умозаключение, он приводит в качестве примера следующую формулу: "быть христианином - не обязательство, а скорее - милость о Быть же нехристианином - не преступление, а пожалуй - несчастье»" (12 5, с» 231)

В ненависти к немцам мы наблюдаем определенную неоднородность, что лишний раз подчеркивает их земляческие отличия о Наибольшей неприязнью пользуются пруссаки (протестанты) , гораздо меньшей - католики-баварцы, и вовсе неприязнь отсутствует, когда речь заходит об австрийцах» «Пруссачество», «прусский дух», «прусская военщина» - представляют собой понятия, давным-давно укоренившиеся как штампы»

Таким образом, ненависть к немцам, на наш взгляд, определяется их отношением к религии, особенностями их религиозности, на разных этапах истории проявившими себя с разной степенью силы» В условиях нацистской Германии религиозность рассматривалась как мощное средство интернационализации, как способ умаления национального, традиционного» "Вероотступничество" немцев, их выход, выпадение из общеевропейского культурного пространства наиболее ярко проявилось в нацистской Германии»

Говоря о национальном сознании немцев в целом, можно заметить, что некоторые его вполне традиционные черты в условиях нацистского тоталитаризма сильно гиперболизировались, найдя в новосозданной государственности подходящую почву для процветания» Примером этому может служить организация "мужского сообщества" СС по типу средневекового рыцарского ордена» Именно с созданием фашистского государства в Германии, с его феноменальной организацией и организованностью, такая черта немецкого сознания, как ощущение себя как «частичного», «дробного» человека, получила интенсивное развитие» Необходимость осознания себя как частицу большого и сложного механизма находилась в полной гармонии с усилиями нацистов по созданию сверхмощной организации» Будь то уже упомянутое "мужское сообщество" СС, молодежная организация, общество собаководов, Министерство пропаганды, полиция и То д. Безусловным успехом нацизма было то, что он смог гармонизировать чувство дробности, желание ощущать себя частицей, винтиком в каком-либо большом и надежном механизме о Он смог гармонизировать стремление немцев к организации в более мелком масштабе или организованности в более мелком масштабе, чем государство, чувство корпоративного эгоизма» Нацизм сумел вывести целый ряд противоречий за пределы государственной машины и сумел создать структуру, в которой немец чувствовал себя вполне комфортно о

То, что немец столь высоко ценит крепкое государство, несмотря на эгоистическую корпоративность, "дробность" своего сознания является, на наш взгляд, результатом влияния пруссачества» Пруссия - земля на северо-востоке Германии и в силу своей пограничности представляет собой особую общность, испытавшую на себе влияние славянского мира» И фридрихское и бисмаркское государства были государствами прусской традиции с присущими ей милитаризмом и страстью к нормированию» Исторически Пруссия сформировалась как результат многовековой традиции натиска на Восток и унаследовала традиции средневекового государства-ордена» Традиции Пруссии в значительной степени отличаются от традиций других немецких земель и регионов своей направленностью на военную дисциплину, военщину, преклонением перед военщиной» Прусский человек является притчей во языцех не только в Европе, но и во всем мире. Это анекдотическая фигура, которая является предметом для насмешек и внутри самой Германии. Усредненными, типическими чертами характера пруссака являются прямолинейность, упрямство, коллективизм, страсть к нормам и правилам. Именно эти черты характера пруссака стали предметом и причиной возникновения множества анекдотов о нем, ставших частью фольклора Германии.

Национальное чувство пруссака формировалось в сложных, часто экстремальных условиях и связано с тягой к единомыслию, с почтением к сильному государству, как организующему началу, с патриотизмом, который зачастую заключался в ежеминутной готовности взяться за оружие и встать в строй. Отсюда аксиома - "каждый пруссак - это потенциальный солдат". Говоря о корнях пруссачества, о временах возникновения феномена восточных земель Германии, Шубарт отмечает те экстремальные условия, в которых жили восточные поселенцы. "Небольшая кучка вооруженных людей, в одиночку, без поддержки рейха и полагаясь только на себя, выброшенная в восточную равнину, не защищенная естественными границами и столкнувшаяся с многократно превосходящими их силами славянства,-их судьба не допускала никакой мягкотелости, никакого доверия к ходу событий. Здесь необходимы дисциплина, волевое напряжение, предусмотрительность, заботливость. Ощущение постоянной опасности, чувство подвешенности над пропастью разьедало силу веры немецких орденских рыцарей и отдавало их во власть изначального страха. "(125, с.207) Данная цитата объясняет сразу два феномена, которые, по мнению Шубарта, взаимосвязаны. С одной стороны - это вынужденный коллективизм и милитаризм, являющиеся вполне оправданными в условиях вынужденного сосуществования с многочисленным и грозным потенциальным противником» С другой - это энергичное вероотступничество людей, преследуемых постоянным страхом и вынужденных надеяться на самих себя.

Склонность пруссака к абсолютизации государства представляют его как человека коллектива, человека общества, человека, чья жизнь связана непосредственно с общественной, социальной обязанностью. В свое время это создавало иллюзию о врожденной социальности пруссака, что в значительной степени отличало его в целом от европейского человека. По крайней мере индивидуализм, присущий немецкой интеллигенции, склонность ее к "отшельничеству", совершенно не свойственны пруссаку.

Однако склонность к социальности, нормированию свойственна пруссаку лишь в большей степени, чем другим. Этим же качеством обладают и представители других земель Германии. В данном случае речь идет лишь о той или иной степени превосходства» Всеобщая нормирован-ность интерпретируется многими авторами как стремление к порядку, врожденная законопослушность немцев. В этой связи Шубарт предлагает едва ли не самую оригинальную версию политического успеха Гитлера» Говоря о его успехе и популярности, Шубарт совершенно игнорирует те личные качества Гитлера, о которых столь часто упоминают его биографы» Он не говорит ни слова о мифическом магнетизме, о мощной харизме Гитлера, о его ораторском таланте, оригинальной и энергичной политической программе. Залог успеха Гитлера Шубарт видел как раз в особенностях национального сознания немцев, в их преданности порядку, законопослушании, в их ненависти к либерализму, который никак не находил понимания в немецкой душе. Свободолюбие, как важнейшая характеристика либерализма, было свойственно лишь интеллектуалам-отшельникам» "Гитлер вступил в беспроигрышную игру, заявив, что он стремится к власти законными средствами» Тем он пощадил самое ранимое место у немцев» Немец покоряется начальству не только из страха перед господином, сколько из страха перед состоянием без господина»"(125, с»209) Безусловно, эта точка зрения весьма ценна и актуальна, так как учитывает не только особенности личности Гитлера, но и настроения масс» Она подтверждается тем, что программа национал-социализма наряду с критикой некоторых феноменов, таких как историческое прошлое, мировое еврейство, Веймарскую республику, содержала совершенно ясный материал о будущем устройстве страны, ее политической, экономической и культурной организации» Это было серьезным отличием от десятков других партий, чьи представления о будущем миропорядке были либо туманны и расплывчаты, либо отсутствовали вовсе. С другой стороны, национал-социализм предлагал те идеалы и ценности, которые могли существенно укрепить устои государственности, закон и порядок» Это соответствовало стремлению немцев к нормированное™, о котором мы писали выше.

Вышеуказанные обстоятельства ставят под сомнение точку зрения многих исследователей, в том числе и представителей советской историографии о том, что программа национал-социализма в деле политического успеха нацистов и самого Гитлера не имеет никакого значения, что нацисты воспользовались общей неразберихой и беспорядком, царящими в стране, а также отсутствием мощного политического конкурента»

Рассмотрение проблемы успешности национал-социализма вне особенностей национального сознания немцев, вне особенностей их традиционной политической культуры делают приход к власти Гитлера чуть ли не актом политического мошенничества о Не случайно в некоторых исследованиях Гитлер предстает отчаянным авантюристом, обладающим, как и все мошенники личным обаянием, воспользовавшимся политической ситуацией.

Фашизм тем не менее оказался политическим движением и идеей, которые соответствовали в целом различным сторонам и характеристикам национального сознания. Исходя из этого, фашизм в Германии можно назвать теорией, рационализирующей историческое прошлое и особенности национального сознания немцев, приводящей их в определенным образом построенную систему. Это, на наш взгляд, главный фактор политического успеха национал-социалистического движения в Германии.

Таким образом, мы выделяем следующие черты национального сознания немцев, характеризующие нацию в период фашистской диктатуры.

1„Маргинальность, как неотъемлемая характеристика национального сознания немцев в XIX веке, особенно его второй половины. Мы трактуем маргинальность немцев как кризис идентичности, как стремление определить себя в динамично меняющихся исторических кондициях, как духовное недомогание нации, находящейся в процессе мучительного и длительного поиска. Агрессия, свойственная маргинальному человеку, на наш взгляд, является причиной неумения определить свое место в изменяющемся мире.

В условиях фашизма маргинальность перестала быть характеристикой некоторых членов общества и переросла в форму духовного и культурного бытия всех, когда настоящее - это всего лишь переходный момент, время становления, когда современность воспринимается как вынужденная неопределенность» Маргинальность, зародившаяся в недрах XIX века, стала одной из основных характеристик национального сознания немцев эпохи фашизма»

2»Превалирование чувства землячества над национальным чувством.

Особенности исторического развития Германии привели к тому, что национальное чувство немцев находилось в зависимости от чувства "малой Родины"» Данный феномен выделяет немцев из ряда других европейских народов и является важным фактором этнокультурного развития Германии» Нацизм, проповедуя этническую целостность, предложил обществу расовую теорию как форму гомогенизации нации» Нацизм не явился причиной деградации земляческого чувства, он указал лишь пути сближения немецких земель» Не унижая чувства "малой Родины", нацизм, таким образом, оказался способом преодоления различий в рамках национального»

3»Нормированность, необходимость включенности в структуру» Осознание себя как человека нации имело вторичный характер» Определяющим фактором было трепетное отношение к государству, как организующей, направляющей, нормирующей системе» Нацистское государство являло собой пример сверхмощного государства, выполняющего деструктивную задачу» Гитлеровская Германия была удачным воплощением нормированной, структурированной системы, положившей конец разброду и шатанию Веймаровской республики »

4 »Конфронтационность »

Данная черта национального сознания немцев наиболее органично вписывалась в идеологические установки, проповедуемые новым государством» Необходимость в постоянном конкуренте является неотъемлемой чертой национального сознания немцев» Наличие такого конкурента, соперника, врага служило объединяющей силой» Нацистский режим смог создать максимально конфронтационную среду, когда образ врага воплощался не только в виде государства с антагонистической политической системой, например: Англия, Советский Союз, но и гипотетического глобального врага в виде "мирового еврейства"» По существу такие черты, как ненависть к буржуазному либерализму, большевистскому интернационализму, антисемитизм, ставили в оппозицию нацизму почти весь мир, который собственно и представлялся совокупностью враждебных ценностей и доктрин»

С другой стороны, конфронтационность определялась еще и неприязненным отношением к немцам со стороны других народов и, главным образом, европейского окружения» Это неприязненное отношение с утверждением нацистского режима только усилилось и стало причиной отождествления антифашизма и антигерманизма » 5»Стремление к порядку»

Стремление жить по установленным нормам, боязнь смуты и смутного времени, природная организованность, боязнь дезорганизующих общественно-политических перемен и революций стали факторами сближения основных положений программы национал-социализма и традиционного настроя немцев жить в условиях стабильного порядка» б »Автаркия »

Политическая, экономическая, культурная автаркия полностью соответствовала стремлению немцев жить в условиях самодостаточности о Она позволяла обособиться от внешнего мира с его "разлагающей идеологией", неверным "самоубийственным миропорядком".

Фашизм не признавал каких-либо экономических, культурных и, за редким исключением, политических связей и представлял собой феномен закрытого государства.

Всем вышеперечисленным, на наш взгляд, определяются основные черты национального сознания нацистской Германии, унаследованные из прошлого, но удачно гармонировавшие с фашистским режимом.

Проблема манипуляции национальным сознанием„

Само слово "манипуляция" означает направление поведения кого-либо и в этом смысле имеет весьма емкий русский перевод-«руководство»о Оно происходит от латинского шап±ри1из - пригоршня, горсть, которое в свою очередь произошло от шапиБ - рука и р1е-наполнять„ В современном понимании слово манипуляция означает производство каких-либо действий с помощью рук, например; освидетельствование больного или выполнение какой-либо технической операции в ручном режиме. В обоих случаях манипуляция означает безусловное наличие у манипулятора определенной "ловкости рук", сноровки. Однако слово манипуляция в недавнем прошлом приобрело и другое значение. В этом значении мы употребляем его в несколько негативном смысле, ибо речь идет о манипуляции сознанием, а слово немедленно приобретает метафизический смысл.

Русский психолог С. Кара-Мурза дает определение манипуляции сознанием, выделяя его главные родовые признаки »

1„Манипуляция сознанием - это вид духовного, психологического воздействия, где объектом действия манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности. Таким образом, в данном случае, манипуляция -это способ тонкого воздействия на личность, исключающего угрозы, шантаж или физическое воздействие.

2»Манипуляция сознанием - это скрытое воздействие, которое ни в коем случае не должно быть замечено объектом воздействия» Расшифровка целей акта манипуляции чревата значительным ущербом для манипулятора, крушением его планов»

3.Манипуляция сознанием - это воздействие, требующее значительного мастерства и знаний. Именно эта часть определения включает в себя термин "технология", подразумевающий, что манипуляция есть сложная система продуманных действий.(40, с.20-21)

Не вдаваясь в целом в каких условиях социального бытия манипуляция сознанием возможна вообще, мы принимаем вышеизложенные признаки как вполне приемлемые при рассмотрении проблем манипулирования сознанием в Германии в период существования фашистской диктатуры. Скорее всего, данные "родовые признаки" являются универсальными и вряд ли имеют серьезные отличия в зависимости от того, в каком обществе осуществляются мероприятия по манипулированию сознанием» в демократическом или тоталитарном.

Предыдущий параграф данной главы имеет название "Традиционное и приобретенное". Следовательно, мы придерживаемся того мнения, что национальное сознание -это сложный, многоуровневый организм, где традиционные черты и характеристики находятся в постоянном взаимодействии с веяниями и духовными исканиями современности. Мы не считаем, что сознание неманипулятивно, однако, мы далеки от мысли, что под воздействием тонко продуманных технологий оно может мгновенно и бесповоротно видоизмениться» Поэтому мы принимаем формулировку манипуляции, данную С. Кара-Мурзой, корректно обходящую проблему тотального изменения сознания под воздействием каких-либо внешних факторов, имеющую лишь деятельност-ную характеристику. "Манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психологические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении." (40, с. 34)

В данной работе мы рассматриваем два феномена фашистской Германии, наиболее ярко отражающие механизмы воздействия манипулятивных приемов на национальное сознание. Это логосфера и пропаганда.

Язык является важнейшим объектом изучения национального сознания, так как представляет собой чувствительную субстанцию, немедленно реагирующую на все изменения, характерные для той или иной эпохи, той или иной страны. Он претерпевает изменения в периоды культурного кризиса, культурного подъема, в тяжелые годы войн и революций. Влияет на него и научно-техническая революция, а порой даже отдельный культурный феномен( например, рокн-ролл второй половины XX века). Но наиболее глубокие и всесторонние изменения в языке происходят в период развития диктатур, отображая даже в примитивных формах словоупотребления нюансы изменения массового и индивидуального сознания.

Термин "новояз"(новый язык) был изобретен писателем Эриком Блэром, автором знаменитой классической тоталитарной дистонии(вид негативной утопии) "1984", известным под псевдонимом Джордж Оруэлл. Новояз у Дж= Оруэлла - это язык, на котором говорит диктатура. Он представлял собой упрощенный, примитивный язык и как бы очерчивал духовный и интеллектуальный горизонт человека диктатуры.

В своей работе "Вечный фашизм" Умберто Эко, говоря о тех стабильных признаках, которые присущи фашизму, утверждает, что новояз - это неотъемлемая, состоявшаяся черта фашизма. (126, с.78) Он же подчеркивает "упрощенность" новояза. "И нацистские, и фашистские учебники отличались бедной лексикой и примитивным синтаксисом, желая максимально ограничить для школьника набор инструментов сложного критического мышления." (126, с.78) Сам Джордж Оруэлл писал, что новояз "был призван не расширить, а сузить горизонты мысли, и косвенно этой цели служило то, что выбор слов сводили к минимуму". (77, с.123)

Умберто Эко описывает случай из собственной биографии, когда он оказался, будучи подростком, свидетелем падения итальянского фашизма 27 июля 1943 года. Уже на второй день после развала фашистского режима он направился к газетному киоску и с удивлением обнаружил, что газет оказалось очень много и в них были написаны разные вещи. Прочитав одну из них, он с удивлением узнал, что в стране, кроме Национальной Фашистской, существуют еще множество партий, которые ранее были, но - в глубоком подполье. В этой же газете он впервые прочел такие слова как "диктатура", "свобода" и т.д. "Эти слова -"диктатура", "свобода" - о Господи, впервые за всю жизнь я их прочел. Благодаря этим словам я переродился в свободного западного человека."(126, с.79)

Этот пример внезапного разрыва тех рамок, которые создавал человеку новояз, убедительно свидетельствует о состоянии глубоко угнетенного сознания, когда, казалось бы, вполне простые и естественные смыслы слов отсутствуют в силу того, что не существует объектов, определяющих их „

Выдающийся немецкий филолог Виктор Клемперер, пережив все ужасы фашизма, работал над изучением постоянно меняющегося языка, следил за всеми тончайшими проявлениями "новояза" и пришел к выводу, что в Третьем рейхе шел интенсивный процесс выработки нового языка, соответствующего в своей семантике и символике фашизму» Решающее, на наш взгляд, значение в формировании нового языка играла пропаганда» Устроенное ею словоупотребление соответствовало нацистскому стереотипу мышления» Она формировала новый понятийно-терминологический аппарат, соответствующий новому миропониманию»

LTI-lingua Tertii Imperii - Язык Третьей империи, феномен чрезвычайно интересный, так как позволяет по-новому взглянуть на такие проблемы как: формирование национального сознания, влияние идеологии на формирование языка и приведение языка в соответствие с господствующей идеологией»

Фашистская идеология, сама рационалистическая идея создания государства "расовой чистоты" не соответствовали устоявшимся традициям и культуре языка, сформировавшимся в Германии к началу XX века» С приходом фашизма обществу были предложены совершенно иные ценности, ориентиры, даже уклад жизни» Фашистская идеология принесла новое миропонимание и создавала новое мировоззрение, планомерно разрушая сложившийся миропорядок» В этих условиях язык не мог оставаться в прежних рамках развития и подвергся вполне естественным изменениям»

Описывая в целом направления изменения языка, Клемперер отмечает: "Во многом нацистский язык опирается на заимствования из других языков, остальное взято в основном из немецкого языка догитлеровского периода» Но он изменяет значения слов, частоту их употребления, он делает всеобщим достоянием то, что раньше было принадлежностью отдельных личностей или крошечных групп, он монополизирует для узкопартийного узуса то, что прежде было всеобщим достоянием, и все это - слова, группы слов, конструкции фраз - пропитывает своим ядом, ставит на службу своей ужасной системе, превращая речь в мощнейшее, предельно открытое и предельно скрытое средство вербовки о" (43, с»26)

Слова, встречающиеся ранее крайне редко, слова, использование которых многие литераторы считали неприемлемым, смело вводились в оборот» Их реакционная сущность и пугающий смысл отбрасывались в сторону. Они наполнялись новым смыслом, соответствующим злободневным призывам фашистской пропаганды и становились наиболее употребляемыми о Например, слово "фанатический" и все его производные о Слово "фанатический" крайне редко встречается в немецкой классической литературе„ Оно имеет значение крайнего упорства, неосмысленного, беспричинного упрямства, одержимости» В фашистской же пропаганде оно получило значение "героический" или "доблестный" (43? с»25) Фанатик - герой, человек, упорно идущий к своей цели, он совершает выдающиеся поступки с идеей нации в сердце» Во многих речах нацистских лидеров слово "фанатизм" имеет смысл верности идее, сильного поступка ради идеи» Общеизвестны речевые обороты "фанатическая преданность", "фанатические настроения", "фанатическая решимость" и т»д» В данном случае мы наблюдаем расширение значение слова, обусловленное влиянием привнесенной в общество идеологии»

Подобные процессы были весьма масштабны и охватывали весь язык» Среди наиболее широкоупотребимых слов, изменивших полностью или частично свое значение, Клемперер называет слова; "исторический" в узком значении воспевания сомнительной арийской культуры, "вечный" в значении трансцендентального единения с нескончаемым путем к истине и т„д»(43? с„143)

Читая Генри Пикера, мы также находим пример расширения значения слова. Это слово - "кровь". Оно периодически употребляется в значении чистоты, как символ единства, преемственности, эквивалент ценности, мера платежа.(82, с.72) Крайне идеологизированную окраску приняло слово "товарищ-соотечественник", чаще всего применяемое в значении "соотечественник, разделяющий мою идеологию".(43, с»13 9)

Большое распространение получили слова в их пейоративном смысле(в "ухудшенном" значении) » Так слово "гуманизм" употреблялось, как правило, в пейоративном смысле, означая прославление "еврейско-болыиевистских" ценностей. Слово "система" попало в "черный список" благодаря казусу» В целом его энергичное и объемное значение какой-то разумной и логичной конструкции, чего-то составного могло бы пополнить список ЬТ1. Однако само понятие "система" перешло в ЬТ1 из "эры борьбы". Веймарская республика, объект политических нападок фашизма, получила в свое время название "порочная система", "система разрушения Германии" и т.д. Сама Веймарская республика понималась в абсолютном значении как "система". Таким образом, употребление слова "система" означало государственную неразбериху, хаос, кризис, паралич власти.(43, с»12 6)

Наряду с сотнями других слов пейоративное значение приобрело слово "философия"»(43, с,127) По мнению Клемперера, философия в обыденном понимании означает навыки мыслить, раздумье. Философствовать - мыслить систематически» А это в условиях фашизма абсолютно неприемлемо. Вместо слова "философия" чаще всего использовались слова "мировоззрение", "миросозерцание"»

Печальна в нацистской Германии участь слова "интеллигенция", Это слово применялось чаще всего в значении "излишнее умствование", "убожество", "инакомыслие" и не имело перспектив для своей реабилитации»

Попадали в LTI и заимствования» Заимствовались, как правило, не слова, а их смысловое значение» Так слово "зрелище" чаще всего применялось в описании массовых акций, шествий, представлений, митингов и утеряло традиционное немецкое значение внутреннего переживания, мистики, а приобрело чисто английский смысл слова «show», означающее простую зрелищную конструкцию, видовое мероприятие»(43? с,187)

Большое количество слов пришло в LTI из технической сферы» установка, настройка, подключение, машина, завести, раскрутить, индустрия и т.д. Эти слова чаще всего использовались с целью придания большей динамичности пропаганде, как бы придавая ей энергетику.

Стилистику, в которой развивался язык Третьего рейха, Клемперер охарактеризовал как суженный, ограниченный романтизм,(43, с,270) Формируемый язык был призван обеспечивать фашизм понятийным аппаратом, но самое главное - он отображал динамику меняющегося сознания, LTI стал одним из инструментов самоидентификации» На вопрос "Кто Я?" немец должен был непременно отвечать с учетом новых значений таких слов как "фанатический", "героический", "расовоблизкий" и т.д.

Логосфера фашизма весьма неожиданно и емко показала сущность национал-социалистической теории» Закрытость, маргинальность, агрессивность национального сознания фашистской Германии выражалась во лжи и скудости формируемого языка о

Особое место в становлении логосферы фашизма занимает ораторское искусство» Выдающимися ораторскими способностями обладал не только Гитлер, как принято считать» И другие лидеры Третьего рейха имели аналогичные качества» Весьма сильными в своем эмоциональном воздействии на аудиторию были речи Геббельса, гораздо реже последнего, но все же имел успех у аудитории Гиммлер, а также Геринг и Гесс. Неплохими ораторами были некоторые военачальники и более мелкие вожди нацистской Германии» Речи нацистских лидеров - это совокупность эмоционального, психологического и интеллектуального воздействия» Мы в своей работе пытались проанализировать некоторые речи Гитлера и Геббельса, чтобы уяснить механизм их воздействия» Однако это оказалось невозможным» На бумаге все речи выглядят весьма серо и примитивно, и достаточно трудночитаемы» Демагогические утверждения соседствуют с произвольным передёргиванием научных фактов и всевозможных, не связанных никакой логикой исторических событий» Нелепые призывы и обязательства соседствуют с умонепостижимыми пророчествами» Это наталкивает на вывод, что сила воздействия этих речей была по-настоящему высокой только в авторском исполнении» И здесь немаловажным обстоятельством может быть то, что авторы речей были искренне убеждены в том, что говорят»

Штрассер полагал, что Гитлер не всегда был "беспринципным демагогом"„(124, с»93) Гитлер действительно часто искренне верил в то, что говорило Вот несколько показательных моментов из его выступлений, описанных ШтрассероМо "Он не пытается ничего доказывать о Когда он говорит об обстрактных вещах, таких как честь, страна, нация, семья, верность, то это производит потрясающее впечатление о

Когда нация жаждет свободы, в ее руках появляется оружие о о о»

Если нация потеряла веру в силу меча, то она обречена на самое жалкое прозябание. "Образованный человек, услышав эти слова поразится их банальности„"

Вот Гитлер входит в зал. Принюхивается„ Минуту он размышляет, пытается почувствовать атмосферу, найти себя. Внезапно он взрывается

Личность не принимается в расчет. Германия растоптана. Немцы должны объединиться» Интересы каждого должны быть подчинены интересам всех. Я верну вам чувство собственного достоинства и сделаю Германию непобедимой „ о о" Его слова ложатся точно в цель, он касается душевных ран каждого из присутствующих. Он говорит людям то, что они хотят услышать."

Перед ним - двадцать тысяч женщин, среди них -молодые и старые, красивые и безобразные, старые девы, замужние дамы и вдовы, озлобленные и полные надежд, обеспокоенные и одинокие, женщины с высокими моральными принципами и без них. Гитлер ничего не знает о женщине и женщинах, однако, с его губ слетают слова, вызывающие безумный, безудержный энтузиазм?

Что дал вам я? Что дала вам национал-социалистическая партия? Мы дали вам мужчину!" И женщины отвечают диким воплем восторга„"(124, с.93-94)

Фромм находил в ораторских приемах фюреров да и самого Гитлера чисто психологические акты, громадную интуицию и "чувство толпы"о Речи Гитлера, в частности, представлялись Фромму как акты подавления» "Гитлер особый упор делает на ораторское мастерство, то есть на подавление воли слушателя посредством речи и голо-са„"(112, с„274)

Клемперер, прослушавший и проанализировавший не одну речь Гитлера, отмечает их эмоциональный накал, от хриплых воинственных возгласов, до почти плачущих, интимных интонаций о (43, с»55) Специалист в области риторики А» К» Михальская, в отличие от Штрассера, который видел в речах Гитлера массу банальностей, утверждает, что риторическому портрету лидера "харизматического типа", коим, безусловно, был Гитлер, напротив свойственны: 1)"новизна" - оригинальность, небанальность и 2)четкая оформленность, наличие выраженных ярких деталей облика, манеры, речи» (64^ с»113) У Гитлера, безусловно, мы находим эти качества»

Гитлер не единственный пример или образец риторических особенностей фашистской Германии» Однако он наиболее ярко высвечивает особенности нацистской речемысли-тельной культуры» Его речь как риторический образец ло-госферы фашизма - "это, прежде всего, риторика борьбы во всех мыслимых формах и проявлениях последней» Принцип борьбы определяет и систему взглядов, и программу, и речь(риторику и речевое поведение) фашизма»»»" (64, с»116) Это положение позволяет сделать вывод о том, что борьбизм является отличительной чертой национального сознания фашистской Германии» Анализ логосферы позволяет сделать такой вывод с наибольшей степенью уверенности о

Михальская приводит пять основных полей, семантических ареалов, определяющих смысл риторики фашизма, 1»Борьба о 2„Раса,

3 о Превосходство„

4 о Территория„

5 о Пол о (64, с»120-124)

Каждое из пяти полей имеет собственный синонимический ряд» Например, "борьба" - драка, схватка, война, насилие, битва. Эти синонимы применялись в различных комбинациях, в зависимости от цели, контекста выступления объекта о

Нетрудно заметить, что все поля в своей комбинаторике и синонимии являются базовыми определениями национал-социализма вообще»

Весьма странным кажется то обстоятельство, что в рамках такой обедненной семантики, речи нацистских лидеров могли продолжаться от получаса до четырех часов без перерыва» Причем, очень часто оратору удавалось держать толпу в течение всего этого времени в состоянии неистовства, восторга»

Риторика фашизма по своему характеру весьма похожа на риторику софистов о Игнорируя разум и интеллект, она апеллирует к чувству и воле адресата» "Брать на веру" слушателя, взывать к его чувствам, игнорируя интеллектуальный аспект речи - главная черта риторики фашизма» Пропагандистское значение риторики фашизма, на наш взгляд, - вопрос далеко не изученный» Мы можем констатировать лишь громадный эффект, который производили речи нацистских лидеров. Чисто риторическая "успешность" этих речей - это лишь одна "сторона медали", Другая сторона сокрыта за мощнейшей завесой массовой психологии, желания самой толпы в определенные моменты истории добровольно становиться объектом подобного риторического воздействия.

Мы уже упоминали о значении пропаганды в фашистской Германии, когда анализировали манипулятивный характер самообраэа культуры в предыдущей главе, В этой главе речь пойдет о пропаганде как о культурном феномене, оказавшем решающее влияние на становление национального сознания. Это, своего рода, историко-культурологический очерк в рамках исследования, посвященный основному инструменту манипуляции сознанием, своеобразной плантации "огурцов зомби",

Приемы и методы работы фашистской пропаганды формировались и оттачивались во время "эры борьбы", в 19191932 годах. Однако истинного расцвета пропаганда добилась, начиная с 1933 года, когда фашизм стал официальной идеологией Германии, С этого момента пропаганда разрасталась как вглубь, охватывая и подбирая под себя все возможные сферы жизни, так и вширь, планомерно увеличивая свой аппарат, административную мощь и организованность ,

Это легко проследить по тому, как рос главный орган пропаганды - Министерство пропаганды(сокращенное название, обретшее впоследствии значение жаргона - Ргош!), С 1933 по 1942 год оно развивалось темпами, близкими к арифметической прогрессии. Образовавшись 12-13 марта 1933 года, оно имело всего 5 отделов и 473 сотрудника, включая технических служащих и курьеров с бюджетом в

14 250 ООО марок » В 1942 году Promi превратилось в информационно-пропагандистского монстра, имея 17 отделов, 42 крупных филиала на периферии со штатом в 34 41 человека и бюджетом 187 ООО ООО марок.(23, с.153-160) Кроме того, Promi практически поглотило и возглавило деятельность таких независимых структурных формирований как Имперская палата культуры, Германская библиотека, Германский институт международных отношений, Имперское объединение германской прессы и т. д. Громадное влияние Promi имело в многочисленных общественных организациях, осуществляя идеологический надзор и контроль за их деятельностью, безвозмездно привлекая их для участия в разнообразных акциях и кампаниях.

В определенной степени к средствам массовой пропаганды относились все без исключения массовые организации, а также государственные структуры и учреждения. Такие как; Имперская палата кино, Имперская палата прессы, Германский трудовой фронт, Гитлерюгенд. Главное имперское управление образования и т.д. На эти структуры ложились в основном функции организации массовых мероприятий и кампаний. Следует отметить, что главная политическая единица Германии - Национал-социалистическая партия ежедневно выполняла одну из главных своих функций - организационно-пропагандистскую. Практически каждое партийное учреждение было одним из центров пропагандистской деятельности.

Опора на массовые организации оказалась особенно полезной после катастрофических военных неудач конца 1942 - первой половины 194 3 годов. Финансирование Promi в это время было заморожено, а впоследствии сокращено» Это остановило количественный рост, но мало повлияло на качественный прогресс министерства пропаганды» Такие акции как митинги, шествия, собрания, съезды, выставки, диспуты и т.д. не требовали регулярных значительных затрат, но имели серьезный идеологический и организационный эффект„

Министерство пропаганды на деле оказалось вполне успешным предприятием, которое не только безупречно выполняло свои непосредственные функции, но и умело зарабатывать деньги, тем самым частично окупая затраты на свою деятельность о По свидетельству исследователя истории и культуры фашизма Роберта Герцштейна, 88,5% всех расходов Ргот1 покрывалось за счет собственных источников дохода» (23, с о 159) Это были деньги, собираемые с населения за эксплуатацию радиоточек, продажу брошюр и буклетов, некоторые кинофильмы, в создании которых Ргопи. принимало самое непосредственное участие=

Действенность пропагандистских приемов и методов, осуществляемых с участием масс, переоценить трудно» Также как трудно переоценить настойчивость пропаганды.

Помимо массовых мероприятий, имевших чисто агитационную функцию, основными средствами пропаганды в фашистской Германии являлись средства массовой информации в комбинации с массовой культурой и различными видами художественного творчества о Если средства массовой информации были в основе своей средствами информационными, то художественная и массовая культура несли в себе всю методологическую, теоретическую и морально-нравственную нагрузку» Анализируя положение дел в средствах массовой информации, Герцштейн группирует их по принципу действенности, популярности: кино, радио, журналы, газеты, книги, плакаты, лозунги, листовки, брошюры, пропагандистские массовые кампании, выступления партийных агитаторов, слухи или другими словами "устная пропаганда", (23, с»14) Разнообразие, гибкость, оперативность, образность пропаганды - неотъемлемая черта культуры фашистского общества«

Другая важная особенность заключается в следующем« По мере того, как фашистское государство укрепляло свои позиции, становилось не только громким призывом или "дерзким планом", но и частью обыденности, необходимость в пропагандистских мероприятиях становилась все менее актуальной» Тем не менее пропаганда неуклонно усиливалась. Нарастание пропаганды, постоянное усиление ее интенсивности - отличительная черта германского фашизма »

Еще одна особенность нацистской пропаганды заключается в том, что она зародилась еще в дофашистский период, в недрах "эры борьбы"» Возникает вопрос» каким образом нацистам удалось убедить свой народ, что, несмотря на все лишения и невзгоды, он должен проявлять максимум упорства? Тем более, что эти лишения и невзгоды были связаны с самой бесчеловечной политикой» Каким образом нацистам удалось убедить массы в чистоте и истинности своих идеалов?

Вполне понятно, что это не произошло в одночасье» Нацистская пропаганда имеет более длительную историю, чем само нацистское государство»

Важно отметить ярко выраженный дуализм нацистской пропаганды» Она была разделена на две дополняющие друг друга составляющие, что было продиктовано закрытостью, замкнутостью культуры фашизма» "Уникальная природа фашистской пропаганды лежала в сочетании в ней черт, характерных для военной пропаганды в других странах, с ее собственной демонологией и идеализмом, имевшей хождение лишь в контексте исторического опыта и культурных традиций германского народа» Эта уникальность объясняет различие, которое наблюдалось между пропагандой, предназначенной непосредственно для немцев, и той, что была нацелена на вражеские войска и гражданское население стран противника»"(23? с»16) Налицо разница в эффективности этих двух направлений пропаганды» Домашняя пропаганда отличалась высокой эффективностью в отличие от пропаганды зарубежной, которая по большей части попросту игнорировалась как враждебная»

На наш взгляд, успех нацистской пропаганды кроется в ее вездесущности, наступательности, активности, массовости, то есть в целом комплексе факторов» Само министерство пропаганды было уникальным органом, уникальным институтом» Впервые в мировой истории государство взяло на себя функции навязчивого, настойчивого, непреклонного, взыскательного воспитателя и выполняло их с завидной методичностью и изощренным творчеством»

Среди множества факторов, объясняющих успешность нацистской пропаганды, на наш взгляд, является эксплуатация наиболее агрессивных сторон национализма» На первых порах, в период "эры борьбы" нацисты смогли создать символ народа-мученника, народа, обманутого враждебным окружением» Нацисты активировали "самые низменные инстинкты нации-неудачницы"»(23? с»17) В дальнейшем они построили романтическую картину перемен, образ народа, желающего покончить с незавидным существованием»

Не следует соглашаться, на наш взгляд, с мнением, выраженным в десятках произведений и повторяемым до сих пор рядом исследователей о Так, говоря об успехах геб-бельсовской пропаганды, историк Галкин, отстаивающий данное мнение, утверждает, что причиной таковых послужил "недостаточно высокий уровень политического и интеллектуального развития значительной части тогдашнего германского населения» "(18, с„12)

И политический и интеллектуальный уровень "тогдашнего германского населения" был достаточно высок, и этот факт не требует доказательств» Фашизм как "свою" идеологию принимали и домохозяйки, и университетские профессора, равно как и бежали от фашизма в эмиграцию» На наш взгляд, доводы о "временной" интеллектуальной отсталости народа и в связи с этим, "временных" его помешательствах, есть обратная сторона расовой теории, утверждение сродни тому, что как раз немцы являются ра-сово-неполноценными в силу их склонности к "временным" помешательствам» В мировой истории найдутся народы, претендующие на расовую исключительность лишь потому, что длительное время пребывали в состоянии стабильности и умиротворенности„ Например: кереки, чукчи, якуты и т»д»

Гораздо весомее выглядят доводы вышеупомянутого историка о том, что успех пропаганды фашизма заключается в ее монополии на информационном поле, в отсутствии конкурентноспособных идей и течений в обществе» (18, с.12) Не стоит упускать из виду также и то, что пропаганда фашистской Германии подкреплялась хоть и временными, но все же успехами как в промышленности и в целом в экономике, так и в политике, и войне»

Из факторов успешной деятельности не следует исключать и личное руководство Министерством пропаганды Паулем Йожефом Геббельсом, Не игнорируя того факта, что Геббельс был нацистом "до мозга костей" и одной из видных фигур высшего руководства Третьего рейха, а, значит, преступником, следует отметить некоторые обстоятельства, способствовавшие его успеху,

В отличие от большинства "первых соратников" Гитлера, Геббельс имел отличное образование. Более того, он был специалистом в области германистики, доктором философии, Человек исключительно пунктуальный и организованный, он сумел в короткий срок не только убедить Гитлера в необходимости создания специального министерства пропаганды, но и, возглавив его, сделал его одной из самых жизнеспособных, государственных структур Германии, Пожалуй, впервые в истории, работая на стыке информационного потока и манипулирования массовым сознанием, Геббельс доказал громадную силу пропагандистских мероприятий, сумел втянуть в поле пропаганды национальную культуру во всех ее локальных проявлениях. Говоря языком повседневности, Геббельс сумел поселить пропаганду в том или ином проявлении в каждое учреждение, в каждый дом Германии,

Герцштейн, характеризуя деятельность Геббельса на посту министра пропаганды, отмечает, что ему удалось создать невероятный симбиоз романтических призывов и нацистских догматов. Пропаганда представляла собой "неповторимый, особый, чисто немецкий синтез упадка и обновления, хаоса современности и романтической ностальгии"» (23, с „ 19)

Обратная реакция на пропаганду, собственно то, чем определяется ее успешность и действенность - проблема, которая находилась под постоянным контролем нацистов,

Этому посвящались многочисленные опросы, анкетирования, исследования, анализировались слухи и анекдоты, и т.д. Успех же многих пропагандистских акций определялся главным образом общей реакцией народа, его готовностью отозваться на них разнообразными делами»

Исходя их вышеизложенного, мы определяем значение пропаганды в фашистской Германии следующими положениями о

1„Пропаганда в Германии периода фашистской диктатуры стала культурным полем, сферой духовного и интеллектуального обитания народа, мерилом гражданственности и самосознания о Она являла собой движущую силу зарождения "новой культуры", ее фундаментом служила расовая теория, Она же стала инструментом адаптации расовой теории к конкретноэкономическим, конкретнополитическим и культурным событиям»

2,Первый в истории крупнейший пример создания общественного мнения, манипулирования им и поддержания в рабочем состоянии, преподнес фашизм в Германии, Общественного мнения в общепринятом понимании, формируемого в конкурентной среде, в Германии не было. Равно как не было и дискуссий по тому или иному вопросу. Общественное мнение полностью подменяла собой пропаганда»

ВЖЛЮ11НИ1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.