Формирование культуры межнациональных отношений сельской молодежи в полиэтнической социальной среде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шакирова, Альфия Факилевна

  • Шакирова, Альфия Факилевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 176
Шакирова, Альфия Факилевна. Формирование культуры межнациональных отношений сельской молодежи в полиэтнической социальной среде: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2003. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шакирова, Альфия Факилевна

Введение.

Глава 1. Формирование культуры межнациональных отношений в полиэтническом сельском социуме как педагогическая проблема.

1.1.Сущность и структура культуры межнациональных отношений.

1.2. Особенности культуры межнациональных отношений молодежи в полиэтническом сельском социуме.

1.3. Педагогические аспекты формирования культуры межнациональных отношений: теория и опыт.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Социально-педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений сельской молодежи.

2.1 .Модель формирования культуры межнациональных отношений учащейся молодежи в сельском социуме.

2.2. Программа и методики экспериментальной работы.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование культуры межнациональных отношений сельской молодежи в полиэтнической социальной среде»

Актуальность избранной темы обусловлена как ее практической значимостью, так и недостаточной научной разработанностью. В практическом плане она вытекает из четырех важнейших характеристик современной этнокультурной и социально-политической ситуации в России и Татарстане. Во-первых, необходимо отметить "текущую актуальность", которая состоит в необходимости снижать напряженность в межнациональных отношениях. Резкое их обострение в период распада СССР постепенно преодолевается, но нет гарантий того, что не возникнет новых проблем (тем более что они продолжают сохраняться в южных республиках России). Распространенное мнение о том, что все межэтнические проблемы вызваны (или спровоцированы) экономическими причинами (или интересами отдельных людей), не выдерживает критики и отражает лишь стремление ничего не делать для изменения этнокультурной ситуации в стране. Та ситуация, которая существовала в советское время, обеспечивала "интернационализм" на основе постепенной утраты народами (прежде всего,

I' г малыми) своей культуры. Эта тенденция не встречала отпора этнических меньшинств лишь потому, что поддерживалась и проводилась в жизнь колоссальной мощью тоталитарного режима. Как только его тиски ослабли, межэтнические проблемы тут же вышли наружу. Поэтому трудно согласиться с тем, что достаточно бросить все силы на решение экономических проблем, а этнические исчезнут сами. Напротив, формирование и развитие культуры межнациональных отношений является важным условием поддержания благоприятной для экономического развития страны и отдельных регионов социально-политической ситуации.

Во-вторых, сформулированная тема имеет "концептуальную актуальность", заключающуюся в том, что тесное взаимодействие различных этносов — историческая и социально-экономическая неизбежность не только для территорий со смешанным населением, т.к. во всем мире активно развиваются прямые и опосредованные информационные контакты с помощью разнообразных средств массовой коммуникации. У миллионов людей, никогда в жизни не встречавшихся с американцами, китайцами, арабами и т.д., тем не менее, имеется сложившееся отношение к ним. В этих условиях человечество, в целом, должно задуматься об общих механизмах формирования культуры межнациональных отношений и всемерно заботиться о ее развитии. Богатейший опыт накопила в этом плане зарубежная Европа, для которой характерно совместное проживание в течение многих веков на небольших территориях разных народов, каждый из которых, включая сравнительно небольшие по численности (голландцы, валлоны, фламандцы, норвежцы, датчане и др.), смог не только сохраниться как этнос, но и развиваться, внести вклад в общую культуру всего человечества. Таким образом, формирование культуры межнациональных отношений важно не только с точки зрения поддержания мира и согласия, но и в целях обеспечения поступательного развития и взаимного обогащения всех национальных культур.

В-третьих, одна из наиболее актуальных проблем, которая стоит перед Россией, - повышение общей культуры населения, т.е. каждой отдельной личности. Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности. Утверждения о высоком уровне духовности и образованности наших сограждан, которые часто встречаются в периодической печати, - скорее, попытка выдать желаемое за действительное. Хорошо известно, что подлинное богатство любой страны — ее народ. Уровень экономического развития и уровень благосостояния зависят не от богатства недр, а от общей культуры людей, включая культуру труда, организации и управления, власти, человеческих отношений и т.д. Формирование культуры межнациональных отношений, таким образом, есть необходимый и в условиях России чрезвычайно важный аспект развития индивидуальной культуры каждой личности и, тем самым, развития культуры всей страны.

В-четвертых, рассматриваемая проблема является актуальной с точки зрения педагогической практики. Насколько эта практика ориентирована на формирование культуры межнациональных отношений? Насколько она осознает важность решения данной задачи и целеустремленно работает над ней? Существуют ли какие-то комплексные, общенациональные программы в этой области? Разрабатываются ли и внедряются ли такие программы в отдельных регионах? Увы, на все перечисленные вопросы, в том числе и на последний, трудно дать положительные ответы, т.к. реальная работа в данном направлении осуществляется лишь в некоторых регионах страны. Перечисление причин, делающих проблему формирования культуры межэтнических отношений актуальной, как в общем, так и в педагогическом плане, можно продолжать, но и сказанного, пожалуй, уже достаточно. Очевидно, что практическая важность ее разработки велика.

Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований показал, что теоретические проблемы формирования культуры межнациональных отношений в современных условиях разработана недостаточно. Известно, что в течение длительного времени этнология, этнопсихология и эт-нопедагогика в нашей стране развивались в русле двух идеологических штампов, получивших отражение в понятиях "социалистического интернационализма" и "новой исторической общности", точнее не столько в самих данных понятиях, сколько во вкладывавшихся в них смысле и содержании. По сути дела, все было направлено не на изучение реалий, не на выявление и объяснение действительных процессов, противоречий и перспектив, а на их замалчивание и подтверждение верности официальной национальной политики.

Тем не менее, ряд этнологических и этнокультурологических проблем были проанализированы в 60-80-ые г.г. XX в. в трудах С.А.Арутюнова и И.Н.Чебоксарова, Ю.В.Арутюняна, А.К.Байбурина, Ю.В.Бромлея, Т.Ю.Бурми-стровой и С.А. Дмитриева, М.Н.Губогло, М.С.Джунусова, Л.М.Дробижевой, Г.В.Мухаметзяновой, В.А.Тишкова, и др. [13, 14. 25 - 27, 44, 53, 58, 109, 133,

144, 155,]. Нельзя не отметить также глубокие этнологические труды Л.Н.Гумилева [46,47], но они стали известны широкому кругу ученых и просто читателей лишь в последние годы. К тому же в его работах не ставилась цель изучения межэтнических отношений в существующих социально-экономических и социально-политических условиях.

Несмотря на то, что, начиная с середины 80-ых г.г., в отечественных этнологии, культурологии, социологии, социальной психологии стало появляться больше монографических работ и тематических сборников, посвященных исследованию проблем этнического развития разных народов, населяющих Россию, и их взаимодействия друг с другом: Р.Г.Абдулатипов, В.А.Авксентьев и А.В.Авксентьев, Э.А.Баграмов, Г.С.Денисова, Л.М.Дробижева, В.Н.Иванов, Б.И.Кретов и А.Н.Некрасова, Н.М.Лебедева, Н.Р.Маликова, В.М.Семенов, Г.У.Солдатова (Кцоева), А.А.Сусоколов, В.А.Тишков, и др. [1, 2, 4, 16, 19, 52, 59, 64, 86, 96, 99, 113, 126, 131, 140, 145, 146], - и несмотря на быстро увеличивающееся количество диссертационных исследований (Л.А.Алыиевская, Е.В.Андреенкова, И.Б.Андрущак, Л.В.Берейшик, Г.Т.Галиев, С.Д.Гуриева, К.Д.Давлетшин, Л.Р.Заурбекова, 3.Д.Казан, В.Ф.Ковров, А.А.Кокорев, А.В.Кудрин, Г.У.Кцоева, К.А.Мантаева, А.Н.Некрасова, М.И.Пирен, Г.А.Серекова и др. [6, 9, 10, 20, 36, 48, 49, 62, 70, 76, 78, 88, 95, 101, 114, 121, 127]), не изученного и неизвестного остается слишком много.

Слабо изучены, например, особенности национального самосознания большинства народов России, в том числе русского, и динамические изменения, происходящие в национальных менталитетах в настоящее время; неизвестно, какие изменения обусловлены только текущими социальными реалиями, а какие отражают объективные тенденции развития, внутренне присущие любому этносу; нет однозначного понимания закономерностей формирования межнациональных отношений, соотношения исторически обусловленных социально-психологических стереотипов межэтнического восприятия и реакции на современные события; неопределенным является само понятие культуры межнациональных отношений. Это только некоторые проблемы.

В то же время в ряде исследований [15, 45, 63, 82, 84, 90, 97, 125, 126, 132, 154 и др.] было показано, что реальная культура межнациональных отношений в России не лишена недостатков: существуют и порой сильны на бытовом уровне негативные стереотипы восприятия тех или иных этносов, недостаточно развито знание традиций и обычаев даже рядом живущих народов, имеется нигилистическое отношение к языкам и культурам малых народов со стороны представителей крупных и т.д. Причем, это не единичные, а получившие определенное распространение и закрепившиеся в обыденных этнических сознаниях явления. Все это поднимает вопрос о путях преодоления указанных недостатков и развития культуры межнациональных отношений, в частности о необходимости разработки педагогических методов и средств ее развития.

Однако педагогический аспект формирования культуры межнациональных отношений также изучен недостаточно, несмотря на усилившееся внимание к возрождению этнопедагогических традиций у разных народов (П.Р.Атутов, М.В.Богуславский, А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, Р.И.Зиннурова, Г.В.Мухаметзянова, В.А.Николаев, И.З.Сковородкина, Ф.Ф.Харисов и др. [17, 21, 73,111, 151]); к исследованию многокультурности, в том числе в ее этническом разрезе, как дидактического принципа (А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, Г.В.Палаткина и др.[55 - 57, 116]); непосредственно к проблемам воспитания культуры межнационального общения и межнациональных отношений (Л.А.Альшевская, Г.Т.Галиев, Р.Т.Гарданов, Э.Г.Гарунов, З.Т.Гасанов, А.Ф.Дашдамиров, С.Ш.Кабаканова, Р.И.Кадиева, А.В.Кирьякова, В.П.Комаров, З.Ф.Мубинова, С.П.Тадыева, В.А Ханстантинов, Е.И.Чарикова, Г.А.Ягодин и др. [6, 36-41, 50, 68, 69, 75, 80, 81, 93, 109, 142, 150, 153, 157]). В течение последнего десятилетия в стране был проведен ряд крупных научных конференций и круглых столов, посвященных перечисленным проблемам [12, 33, 87, 91, 106, 149].

Несмотря на все это с сожалением приходится констатировать, что:

- в России нет общенациональной программы развития и укрепления федерализма и межэтнических отношений и не разработана соответствующая педагогическая концепция и программа;

- данная проблема не находит достаточного понимания и в регионах, в том числе со смешанным этническим составом: пожалуй, только в Дагестане ей уделяется должное внимание, но опыт, накопленный в этой республике, нельзя перенести без соответствующей адаптации ни на регионы коренного русского расселения, ни на такие регионы, как Республика Татарстан (далее РТ);

- в учебных программах и учебниках допускается односторонняя интерпретация исторических фактов, критические оценочные суждения по поводу уровня социально-экономического и социокультурного развития отдельных народов, их традиций, обычаев, обрядов и др.;

- существующая на уровне обыденного сознания традиционная культура межэтнических отношений, которая сложилась в том или ином регионе, оказывается в итоге чуть ли не единственным реальным фактором, способным влиять на формирование ее у детей и молодежи, а преподаватели никак не являются двигателями прогресса в данной области, т.к. зачастую сами не имеют глубокого знания и понимания сути процессов межэтнического взаимодействия и предстают всего лишь носителями и передатчиками традиционной культуры со всеми ее плюсами и минусами.

Совокупность указанных противоречий порождает проблему: каковы педагогические условия и средства формирования культуры межнациональных отношений учащейся молодежи в полиэтническом сельском социуме, в котором преобладают две крупные нации с развитым этническим самосознанием?

Объект исследования — формирование культуры межнациональных отношений сельской учащейся молодежи в педагогическом процессе в социокультурной среде взаимодействия разных этносов.

Предмет исследования - педагогические условия и средства формирования культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи в полиэтническом сельском социуме.

Цель исследования - разработать и обосновать комплекс педагогических условий и средств формирования культуры межнациональных отношений учащейся молодежи (на примере сельского региона Республики Татарстан)

Гипотеза исследования. Процесс формирования культуры межнациональных отношений молодежи в педагогическом процессе в полиэтническом сельском социуме осуществляется эффективно, если предусматривает сохранение прогрессивных особенностей национальных культур, динамизм их развития во всех сферах этнокультурного взаимодействия и учитывает следующие условия и средства:

- широкая связь педагогической деятельности (в различных ее аспектах) с социальной средой, ее "встроенность" в общую систему работы в данном направлении, осуществляемую в социуме;

- соблюдение поэтапности и непрерывности в процессе формирования культуры межнациональных отношений;

- наличие компетентных в данной области руководителей и педагогов, необходимость их предварительной подготовки;

- вычленение культурологического аспекта в региональном компоненте содержания образования;

- многообразие используемых средств и форм учебно-воспитательной деятельности, основанных на личностно ориентированном и индивидуально дифференцированном подходах к формированию культуры межнациональных отношений.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность, педагогическое содержание и структуру понятия "культура межнациональных отношений", определить уровни ее сформирован-ности.

2. Выявить факторы, влияющие на формирование культуры межнациональных отношений в сельском полиэтническом социуме, проанализировать трудности и противоречия этого процесса.

3. Теоретически и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий и средств формирования культуры межнациональных отношений в сельском полиэтническом социуме.

4. Разработать и реализовать модель формирования культуры межнациональных отношений.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

- теории этноса и межэтнических отношений (Ю.В.Бромлей, Э.Геллнер, Л.Н.Гумилев, В.А.Тишков, Э.Хобсбаум, B.R.Anderson, F.Barth, D.Horovitz, P.L.Van den Berg и др.);

- психологические и социально-психологические концепции социального восприятия (в том числе межэтнического), формирования стереотипов и установок (Г.М.Андреева, Г.У.Солдатова, В.Ф.Петренко, Т.Г.Стефаненко, R.D'Andrade, J.R.Dovidio, S.T.Fiske, H.Tajfel и др.);

- теоретические подходы к пониманию феномена культуры в целом и культуры межнациональных отношений в частности (А.И.Арнольдов, С.А.Арутюнов, М.С.Джунусов, Л.М.Дробижева, М.Коул, Э.С.Маркарян, М.И.Махмутов, В.М.Межуев, M.S.Archer, A.Furnham, H.C.Triandis и др.);

- педагогические теории воспитания, основанные на личностно ориентированном и поликультурном подходах (Л.А.Волович, Г.Д.Дмитриев, Г.В.Мухаметзянова, Р.А.Низамов, Г.Н.Филонов, J.S.Bruner, R.Rosental и др.);

- педагогические исследования проблем формирования культуры межнациональных отношений и межнационального общения (Г.Т.Галиев, З.Т.Гасанов, Г.В.Мухаметзянова, Ф.Ф.Харисов, В.П.Комаров, и др.).

Методы исследования. Исследование опиралось на общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей. В теоретической части широко использовался анализ литературных источников (материалы этнологических, этнопсихологических и этнопедагогических исследований). Изучался опыт работы по формированию культуры межнациональных отношений, накопленный за рубежом и в различных регионах РФ, в том числе в Татарстане.

Проводился констатирующий и формирующий эксперимент. Осуществлялся анкетный опрос по специально разработанной методике, интервью и беседы с педагогами и студентами ССУЗ. Для обработки результатов применялись стандартные методы математической статистики: вычисление частот распределений, средних арифметических, дисперсий, статистической достоверности различий средних арифметических, коэффициентов корреляции и их статистической значимости; методы графического представления результатов в виде таблиц и схем и др.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась в Кукмор-ском районе Республики Татарстан, населенном татарами, русскими, удмуртами, марийцами и представителями некоторых других этнических групп. Выборка исследования при проведении диагностических замеров составила 370 учащихся и 75 преподавателей. В формирующем эксперимента в разной степени участвовали учащиеся и педагоги всех средних (в том числе профессиональных) учебных заведений района.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

1) уточнено содержание понятия "культура межнациональных отношений" одновременно как а) интегративного качества личности, б) части национальной культуры и в) метакультуры, надстраивающейся над ней; раскрыта ее структура, в которой выделены вариативные и инвариантные элементы;

2) разработана педагогическая модель формирования культуры межнациональных отношений, включающая в себя цели, взаимосвязанные этапы, формы, методы и критерии ее сформированности;

3) определен и обоснован комплекс педагогических условий и средств (связь педагогической деятельности с социальной средой, поэтапность и непрерывность; наличие компетентных руководителей и педагогов, вычленение культурологического аспекта содержания образования, многообразие средств и форм учебной и воспитательной деятельностей), обеспечивающих эффективное формирование культуры межнациональных отношений учащихся в масштабе сельского административного района Республики Татарстан.

Практическая значимость проделанной работы состоит в достигнутом в ее результате повышении уровня развития культуры межнациональных отношений учащейся молодежи в Кукморском районе Республики Татарстан, а также в возможности переноса разработанной модели и программы формирования культуры межнациональных отношений или отдельных их элементов на другие районы и регионы. Материалы и результаты проведенного исследования могут найти широкое применение в процессе подготовки и переподготовки преподавателей, работающих в многонациональных регионах.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечивалась: а) опорой на общенаучные принципы и методы научного исследования; б) тщательной теоретической проработкой концептуальных основ исследования; в) использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; г) соблюдением формальных требований, предъявляемых к экспериментальным научным исследованиям: расчет объема выборки, проверка надежности методики, использование методов статистического анализа информации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через научно-методические публикации автора, которых по теме исследования 7 общим объемом 2,85 п.л. Автор принял участие и выступил с докладами на двух Международных научно-практических конференциях - "Этические аспекты образования XXI века" (2001 г.), "Социальная трансформация и актуальные проблемы современного образования" (2002 г.); на республиканских научнопрактических конференциях "Формирование личности студента в средних специальных учебных заведениях" (2003 г.) и "Этническое самосознание и кросс-культурное взаимодействие народов Поволжья" (2003 г.). Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс средних и профессиональных учебных заведений Кукморского района Республики Татарстан.

На защиту выносятся:

1) содержание и структура культуры межнациональных отношений как единство когнитивных, аффективных и поведенческих элементов, среди которых имеются вариативные и инвариантные, а также совокупность критериев, позволяющих фиксировать уровень ее развития в конкретном социуме;

2) модель формирования культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи, включающая в себя этапы, принципы и комплекс педагогических условий и средств;

3) программа практической реализации предложенной модели.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шакирова, Альфия Факилевна

Выводы по второй главе.

1. Формирование КМО учащейся молодежи - процесс, требующий участия не только педагогов, но и всех элементов социальной среды. Поэтому необходима разработка модели этого процесса на трех уровнях: уровне целостного социума, уровне образовательной системы этого социума, уровне отдельного учебного заведения.

2. Основными условиями формирования КМО на первом уровне являются: политико-правовые, социально-экономические, социокультурные, психолого-педагогические. На втором и третьем уровне они конкретизируются и приобретают следующий вид: связь педагогической системы с социальной средой, наличие у руководителей учебных заведений и педагогов установки на необходимость формирования КМО, поэтапная организация процесса формирования КМО у учащихся, вычленение культурологического аспекта в региональном компоненте образования, использование разнообразных форм и методов учебной и воспитательной работы.

3. Процесс формирования КМО должен строиться в соответствии с некоторыми основными принципами, важнейшими среди которых являются: развитие этнической идентичности, развитие этнической толерантности, развитие межкультурной компетентности, развитие диагностической компетентности, дифференциация содержания, форм и методов обучения и воспитания, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания, педагогическое творчество преподавателей и работников сферы образования, программное обеспечение процесса формирования КМО.

4. На основе указанных условий и принципов может быть разработана и успешно реализована программа формирования КМО учащихся: детей и молодежи, - в многонациональном сельском районе. Такая программа предполагает широкое взаимодействие органов и учреждений образования района между собой и с другими организациями, т.е. она должна носить комплексный характер.

5. Опыт разработки и реализации такой Программы в Кукморском районе Республики Татарстан показал, что в ней должно быть уделено большое внимание формированию у учащихся культурологических знаний о народах населяющих данный край, а также формированию у них позитивного межэтнического восприятия и позитивных установок на межэтническое взаимодействие.

6. Диагностика, проведенная по итогам опытно-экспериментальной работы в Кукморском районе, показала, что у учащихся разных национальностей: татар (в том числе крещеных), русских, удмуртов, марийцев и др., — повысились, хотя и в разной степени, все критериальные показатели (индексы), характеризующие уровень сформированности у них КМО.

7. Полученные данные говорят, во-первых, о том, что наибольшее повышение показателей произошло у учащихся-татар, у которых ранее они были на наиболее низком уровне; во-вторых, о том, что повышение КМО учащихся связано, в первую очередь, с изменением в лучшую сторону их восприятия и понимания культуры этнических меньшинств, каковыми в районе являются финно-угорские народы.

Заключение

Проведенная нами теоретическая, опытно-экспериментальная и научно-исследовательская работа по проблеме формирования культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи в сельском многонациональном районе (на примере Кукморского района Республики Татарстан, населенного татарами, русскими, удмуртами, марийцами и представителями некоторых других народов) позволила придти к некоторым обобщениям и выводам.

1. Культуру межнациональных отношений нужно понимать как целостно организованную совокупность ценностей и норм, находящую отражение в стереотипах восприятия людей разной национальности и в шаблонах их поведения по отношению друг к другу. Она призвана регулировать отношения и взаимодействие между нациями и этническими группами (в том числе, межличностное общение между их конкретными представителями). В то же время, она приобретает специфическую форму в индивидуальном сознании каждой личности.

2. Структура культуры межнациональных отношений в том виде, в каком она нами понимается, включает в себя: а) взаимное знание лицами разных национальностей языка, истории, культуры, обычаев друг друга; б) сложившиеся стереотипы межэтнического восприятия, которые делятся на общий (целостное восприятие и отношение) и частные (отношение к отдельным проявлениям национального характера, менталитета и культуры); в) толерантность, как общая готовность личности к продуктивному межэтническому и межкультурному взаимодействию.

3. Предложенное понимание структуры культуры межнациональных отношений позволяет выделить в качестве критериев уровня ее развития: а) меру выраженности этнического самосознания, б) меру знания представителями разных наций культуры друг друга, в) меру позитивности - негативности целостного отношения к другим народам, г) меру готовности поддерживать хорошие отношения со всеми народами, ничем не выделяя своих.

4. Формирование культуры межнациональных отношений учащейся молодежи - процесс, требующий участия не только педагогов, но и всех элементов социальной среды. Поэтому необходима разработка модели этого процессса на трех уровнях: уровне целостного социума, уровне образовательной системы этого социума, уровне отдельного учебного заведения. В теоретико-методологическом плане такая модель не может быть обращена только к сфере внеучебной воспитательной работы или ограничиваться учебным процессом. Более того, она предполагает формирование широкой социокультурной среды в рамках учебного заведения и целого региона. Следовательно, эта модель должна быть социально-педагогической

5. Основными условиями формирования культуры межнациональных отношений на первом уровне являются: политико-правовые, социально-экономические, культурно-информационные, психолого-педагогические. На втором и третьем уровне они конкретизируются и приобретают следующий вид: связь педагогической системы с социальной средой, наличие у руководителей учебных заведений и педагогов установки на необходимость формирования культуры межнациональных отношений, поэтапная организация процесса формирования культуры межнациональных отношений у учащихся, вычленение культурологического аспекта в региональном компоненте образования, использование разнообразных форм и методов учебной и воспитательной работы.

6. Процесс формирования культуры межнациональных отношений должен строиться в соответствии с некоторыми основными принципами, важнейшими среди которых являются: развитие этнической идентичности, развитие этнической толерантности, развитие межкультурной компетентности, развитие диагностической компетентности, дифференциация содержания, форм и методов обучения и воспитания, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания, педагогическое творчество преподавателей и работников сферы образования, программное обеспечение процесса формирования культуры межнациональных отношений.

7. На основе указанных условий и принципов может быть разработана и реализована Программа формирования культуры межнациональных отношений учащихся: детей и молодежи, - в многонациональном сельском районе. Такая Программа предполагает широкое взаимодействие органов и учреждений образования района между собой и с другими организациями и учреждениями, т.е. она должна носитгь комплексный характер. Опыт разработки и реализации такой программы в Кукморском районе Республики Татарстан показал, что в ней должно быть уделено особое внимание формированию у учащихся культурологических знаний о народах соместно населяющих данный край, а также формированию у них позитивного межэтнического восприятия и позитивных установок на межэтническое взаимодействие.

8. В процессе формирования и развития культуры межнациональных отношений у учащихся могут использоваться разнообразные формы, методы и приемы учебной и воспитательной работы, каждый из которых является многоцелевым, т.е. одна и та же форма или метод могут способствовать решению разных педагогических задач, в том числе формированию культуры межнациональных отношений. Этот процесс должен быть поэтапно организован и требует тщательной подготовительной работы со стороны органов управления образованием, руководителей учебных заведений и отдельных педагогов.

9. Опытно-экспериментальная работа в Кукморском районе, включая подготовительный этап, заняла около 3-х учебных лет, однако, она опиралась на большой предшествовавший опыт, накопленный в данном направлении районными учреждениями образования, различными органами управления и самоуправления, а также самими проживающими в районе народами.

10. Диагностика, проведенная по итогам опытно-экспериментальной работы в Кукморском районе, показала, что у учащихся разных национальностей: татар (в том числе крещеных), русских, удмуртов, марийцев и др., - повысились, хотя и в разной степени, все критериальные показатели (индексы), характеризующие уровень сформированности у них культуры межнациональных отношений. Полученные данные говорят, во-первых, о том, что наибольшее повышение показателей произошло у учащихся-татар, у которых ранее они были на наиболее низком уровне; во-вторых, о том, что повышение культуры межнациональных отношений учащихся связано, в первую очередь, с изменением в лучшую сторону их восприятия и понимания культуры этнических меньшинств, каковыми в районе являются финно-угорские народы.

Таким образом, проведенная нами опытно-экспериментальная работа привела к положительным изменениям в культуре межнациональных отношений учащейся молодежи в Кукморском районе Республики Татарстан. Это позволяет говорить об эффективности разработанной нами модели и Программы формирования культуры межнациональных отношений. Вместе с тем, мы считаем необходимым указать в заключение, что данная деятельность является непрерывной. Завершение исследования не означает завершения самой работы по формированию и развитию культуры межнациональных отношений учащейся молодежи в Кукморском районе. Такую работу нужно продолжать, и она должна быть действительно непрерывной. Дело в том, что вступают в жизнь все новые и новые поколения людей, которые будут жить в условиях все более тесного межкультурного взаимодействия, и если их не обучать культуре межнациональных отношений, сама собой она будет формироваться на недостаточном уровне. Но постоянные усилия по развитию культуры межнациональных отношений нужны не только детям и молодежи - они нужны для всех людей независимо от их возраста. Особенно это касается таких многонациональных стран и регионов как Россия, Среднее Поволжье и Приуралье, где миллионы людей, представляющих разные народы, хотят жить в дружбе и согласии друг с другом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шакирова, Альфия Факилевна, 2003 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". — М.: Мысль, 1992. - 169 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. — М.: Политиздат, 1991. -224 с.

3. Абдуразакова Д.М. Особенности средового подхода в воспитании учащихся сельских национальных школ Дагестана. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995.-17с.

4. Авксентьев В.А., Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: СГНЯ, 1993. — 222 с.

5. Алишев Б.С. Психология формирования демократической культуры студентов ССУЗ. Казань: ИСПО РАО, 2001. - 248с.

6. Алыпевская JI.A. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы. Дисс. . канд. пед. наук. — Минск, 1993.- 185 с.

7. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс,1997.-239с.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. - 416с

9. Андреенкова Е.В. Этнические установки русских в России к некоторым славянским, закавказским исреднеазиатским народам. Автореф. дисс. . канд социол. наук. М., 2000. - 28 с.

10. Ю.Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений. Дисс. . канд. психол. наук. — М.,1998.-209 с.

11. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. - 240 с.

12. Артамонов В.И. На симпозиуме по межнациональным проблемам // Психологический журнал. 1989. - Т. 10, №4. - С.34-45.

13. З.Арутюнов С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989.-243 с.

14. Арутюнов С.А., Чебоксаров И.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы. Вып.2. М., 1972. — С.8-30.

15. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветском обществе: межличностный аспект // Социологические исследования. — 1999. — №4. — С.58-62.

16. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 271 с.

17. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. 2001. - №2. - С.25-32.

18. Ахроров Ю.А. Педагогические основы подготовки будущих учителей к формированию культуры межнационального общения учащихся. Автореф. дисс. док. пед. наук. — Ташкент, 1993. 38 с.

19. Баграмов Э.А. Национальные проблемы в современных условиях // Национальные проблемы в современных условиях. М., 1988. - С.21-67.

20. Берейшик JI.B. Формирование культуры межнационального общения у молодежи в 80-ые годы. Дисс. . канд. истор. наук. М., 1991. - 225 с.

21. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика. — 1998. №7. — С.82-87.

22. Богуш Т.А. Формирование культуры межнационального общения в Западном регионе Белоруссии. Дисс. . канд. социол. наук. Минск, 1992. — 166 с.

23. Бондаренко Е.А. Республика Татарстан: национальные отношения // Социологические исследования. 1999. — №11. — С.68-72.

24. Бринова Т.М. Культурные межэтнические традиции как фактор семейного воспитания (на материале семей Магаданской области РФ). Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1998. -24с.

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412с.

26. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.: Наука, 1987. 355с.

27. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные. Культура межнационального общения в СССР. М.: Мысль, 1986. - 254с.

28. Будаева М.М. Дидактические основы изучения гуманитарных дисциплин в системе национально-регионального образования (на материалах Республики Бурятия). Автореф. дисс. канд. пед. паук. М., 2002. - 20с.

29. Васильева Н.Н. Личностно-ориентированная межкультурная коммуникативная технология обучения студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Ростов н/Д., 2000. 24с.

30. О.Власова В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе эт-нокультуры. Дисс. канд. пед. наук. Новочеркасск, 1999. - 181с.

31. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО, 1997.- 36с.

32. Воспитание культуры межнационального общения / Сост. В.И.Буренко, Н.Е.Иванюшкин, В.В.Меркулов, В.М.Плешинцев. — М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-44с.

33. Воспитание культуры межнациональных отношений. Материалы республиканской научно-практической конференции. Алма-Ата, 1988. - 191с.

34. Всеобщая Декларация прав человека // Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. М.: Юристь, 2000. - С. 165-172.

35. Габдуллина Л.Б. Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2002. - 196с.

36. Галиев Г.Т. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений. Дисс. . док. социол. наук. Уфа, 1997. - 382с.

37. Гарданов Р.Т. Педагогические условия интернационального воспитания школьников. Дисс. . канд. пед. наук. Уфа, 1993. - 142с.

38. Гарунов Э.Г. Интернациональное воспитание учащихся в школах со смешанным национальным составом. Учебное пособие. Махачкала: ДГПИ, 1992.-132с.

39. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1998.

40. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 2000. — 44с.

41. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. - №4. - С.24-30.

42. Геллнер Э. Нация и национализм / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. —320с.

43. Гизатуллина Г. Образовательная политика в условиях билингвизма: опыт Бельгии и Татарстана // Фэн Ьэм мэктэп. Н.Челны. 1999. - №7-8. - С.31-33.

44. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. М.: Наука, 1984.-288с.

45. Гузенкова Т.С., Коростелев А.Д. Этнокультурные ценности и ориентации в республиках Российской Федерации: сходства и различия // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. — С. 143-171.

46. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. — JL, 1990. —280с.

47. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: Подходы к изучению // Социологические исследования. 1992. - №1. - С.50-57.

48. Гуриева С.Д. Этносоциальная установка в межнациональных отношениях. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1997. - 241с.

49. Давлетшин К.Д. Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту. Дисс. док. филос. наук. М., 1998. - 342с.

50. Дашдамиров А.Ф. Культура межнационального общения: предпосылки, проблемы, принципы // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.5. М., 2000. - С. 12-26.

51. Дейкер X. Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. Реферативный сборник. — М.: Институт этнографии АН СССР, 1979. С.29-41.

52. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-ых годов. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996. — 224с.

53. Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. — Ашхабад: Ылым, 1983. -404с.

54. Джунусов М.С. Национализм: Словарь-справочник. М.: Славянский диалог, 1998.-286с.

55. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. - №10. - С.93-98.

56. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.

57. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2000. -№10. - С.3-11.

58. Дробижева JI.M. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981. - 253с.

59. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-ых годов. М.: Мысль, 1996.-383с.

60. Дубова Н.А., Комарова О.Д., Ямсков А.Н. Факторы формирования межэтнических отношений в среде сельского населения южных районов Пермской области. Серия "Исследования по прикладной и неотложной этнологии" ИЭА РАН. М., 1995. - №81. - 30с.

61. Иванов В.Н. Социология межнациональных отношений. — М., 1996. —238с.

62. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464с.

63. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения. Дисс. канд. полит, наук. -М., 2000. 152 с.

64. Исламшина Т.Г. Интернациональное воспитание: перестройка форм и средств. Казань: Изд-во КГУ, 1990. - 213 с.

65. Кабаканова С.Ш. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения // Советская педагогика. — 1991. №9.

66. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом. Дисс. . канд. пед. наук. — Махачкала, 1999. -148 с.

67. Казан З.Д. Межнациональное общение как феномен культуры. Дисс. . канд. филос. наук. М., 1993.-151 с.

68. Кариайнен К., Фурман Д.Е. Татары и русские верующие и неверующие, старые и молодые // Вопросы философии. — 1999. — №11. - С.68-80.

69. Кертанов Р.А. Межнациональные отношения в массовом сознании реформирующегося общества. Автореф. дисс. . канд. полит, наук. — М., 2000. — 38 с.

70. Кириченко С.Н. Воспитание национального самосознания подростков в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2002.-25с.

71. Кириченко С.Н. Программа "Этнокультурный и этнопедагогический диалог в образовательном процессе". Ростов н/Д, 2001. - 27с.

72. Кирьякова А.В. Интернациональное воспитание в школе: Учеб. Пособие к спецкурсу. Куйбышев, 1988. - 72 с.

73. Ковров В.Ф. Проблемы гармонизации межнациональных отношений в республике Башкортостан. Автореф. дисс. канд. социол. Наук. — Уфа, 2000. — 22 с.

74. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания. Автореф. дисс. . канд. истор. наук. -М., 1978. 18с.

75. Кокорев А.А. Психология межнационального общения. Дисс. . док. психол. наук. — М., 1992. 594 с.

76. Колоколова И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося. — Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2001. - 23с.

77. Комаров В.П. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе. Казань: Тан-заря, 1995. - 142 с.

78. Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы. Дисс. .док. пед. наук. Казань, 1996. - 342 с.

79. Конева Е.В., Балакирева Г.В. Этнические стереотипы и межнациональные отношения // Мышление и субъективный мир / Отв. ред. Ю.К.Корнилов. Ярославль: ЯрГУ, 1991. - С.71-77.

80. Коренное население. Доклад независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М.: Международные отношения, 1990. - 244 с.

81. Коростелев А.Д. Динамика этнического состава сельских поселений Башкортостана (к проблеме татаро-башкирской межэтнической напряженности

82. Конфликтная этничность и этнические конфликты / Отв. ред. Л.М.Дробижева. М.: ИЭА РАН, 1994. - С.67-92.

83. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: "Когито-Центр", Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 432с.

84. Кретов Б.И., Некрасова А.Н. Культура межнационального общения и политическая культура. М., 1989. - 142 с.87."Круглый стол" Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2000. - №5. - С.41-58.

85. Кудрин А.В. Социальные проблемы гармонизации межэтнических отношений в "сложносоставных" субъектах Российской Федерации. Дисс. . канд. социол. наук. Пермь, 1999. - 252 с.

86. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. - №6. - С.3-11.

87. Куликов В.Н., Сушков И.Р., Ципцюк В.Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 1. - С.31 -40.

88. Культура межнационального общения // Советская педагогика. — 1991. -№3. -С.3-25.

89. Культура: теории и проблемы. — М.: Наука, 1995. 278с.

90. Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика. — 1992.-№7-8.-С.41-44.

91. Кцоева Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М.: Наука, 1988. - С.111-125.

92. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1985. -24 с.

93. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.

94. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен // Психологический журнал. 1995. - №2. - С.70-81.

95. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. -№11.- С.46-54.

96. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследования. М.: ИС АН СССР, 1990. — 119 с.

97. Мансурова Г.М. Политические стереотипы студенческой молодежи. Автореф. канд. дисс. Казань, 1992. - 15с.

98. Мантаева К.А. Психологические особенности межэтнических отношений и пути их оптимизации. Дисс. . канд. психол. наук. М., 1998. — 178 с.

99. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-282 с.

100. Машкова С.А. Культура межнационального общения и формирование ее у детей дошкольного возраста (На материалах Республики Мордовия). Программа спецкурса и методические рекомендации. Саранск, 1999. - 35с.

101. Медведко С.В. Межконфессиональные отношения как диалог культур. Дисс. канд. филос. наук. -М., 1997.- 134 с.

102. Межкультурное образование: подход Совета Европы. М.: ИНПО, 1995.-180 с.

103. Межнациональные отношения и интернациональное воспитание молодежи: проблемы, поиски, решения. Тезисы докладов межреспубликанской научно-практической конференции. Ашхабад, 1989.

104. Межуев В.М. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. М., 1984.

105. Мубинова З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе. Дисс. . канд. пед. наук. Уфа, 1998. — 191 с.

106. Мухаметзянова Г.В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 247 с.

107. Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Изд-во "Магистр", 1995. - 222 с.

108. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа. — Казань: Заря-Тан, 1994. 114с.

109. Мягченков С.В. Интернационализм истинный, а не показной // Сов. Педагогика. 1991. - №12. - С. 12-18.

110. ИЗ. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-ых г.г. / Под ред. JI.M. Дробижевой. М.: ИЭА РАН, 1994. — 273 с.

111. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде. Дисс. док. филос. наук. -М., 1992. 363 с.

112. Основы марксистско-ленинской теории культуры. / Под ред. А.И.Арнольдова. -М.: Высшая шк., 1976. 304с.

113. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. - №5. — С.41-47.

114. Петренко В.Ф., Алиева JI.A. Исследование этнических стереотипов с использованием методики "множественных идентификаций" // Психологический журнал. 1987. - Т.8, №6. - С.21-35.

115. Петтигрю Т.Ф. Расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: социологическая перспектива // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. - С.314-330.

116. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии. 1993. - №3.

117. Пименов В.В., Филиппов В.Р. Массовые этнологические исследования. Методы и техника. М., 1995. - 250 с.

118. Пирен М.И. Культура межнационального общения. Дисс. . док. филос. наук. — Киев, 1992. — 317 с.

119. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

120. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Ред. коллегия: Б.Л.Вульфсон, Н.М.Воскресенская, З.А.Малькова, В.Я.Пилиповский. — М., 1995.

121. Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / Авторы-сост.: В.Н.Иванов, И.В.Ладода, Г.Ю.Семгин. М.: Academia, 1996.-294 с.

122. Савва И.В., Чупров В.И. Этнический статус в молодежной среде // Социологические исследования. 1992. - №7. — С.20-30.

123. Семенов В.М., Иордан М.В., Бабаков В.Г. Самогонов В.А. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР. М.: Институт философии АН СССР, 1991.-235 с.

124. Серекова Г.А. Межнациональный диалог и национальная культура. Дисс. канд. филос. наук. — М., 1994. 143 с.

125. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск: "Университетское", 1986.- 159 с.

126. Соколовский С.В. Права меньшинств. Антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. Серия "Научные доклады", "42. М.: Московский общественный научный фонд, 1997. — 217 с.

127. Солдатенкова А.Д., Лебедева О.В. Национальная культура и подросток // Советская педагогика. 1990. - № ? — С. 129-134.

128. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1996. - 389с.

129. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. 1997. - Т. 18, №1. - С.50-60.

130. Социальное и национальное. Опыт этносоциологического исследования на материалах Татарской АССР / Ред. коллегия: Ю.В.Арутюнян (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1973. - 331 с.

131. Степанова Г.С., Трофимова Н.М. Особенности этнического самосознания студентов педагогического вуза // Педагогика. 2000. - №3. - С.34-41.

132. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-С.242-250.

133. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологических исследований. -М.: Изд-во МГУ, 1993.

134. Сужикова М.М., Сапаргалиев Г.С. Некоторые философские проблемы совершенствования культуры межнациональных отношений. Алма-Ата, 1989.

135. Султанбаева К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии. Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. 17с.

136. Суси П. Нация, культура и кризис идентичности: эссе о мульти-культурных обществах // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995. - С.60-71.

137. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М., 1998. - 688 с.

138. Тадыева С.П. Интернациональное воспитание учащихся в школе многонационального состава с русским языком обучения. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1987.-198 с.

139. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-573с.

140. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений // Советская этнография. — 1985. -№5. С.3-14.

141. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: "Русский мир", 1997. - 532 с.

142. Троицкий Е.С. Некоторые аспекты разработки целостной концепции межнациональных отношений // Научный коммунизм. — 1989. № 6. — С.37-45.

143. Филонов Г.Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки // Педагогика. — 2001. №9. - С.3-10.

144. Флоренский П.А. Автореферат // Вопросы философии. — 1988. — №12. -С.113-120.

145. Формирование культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи: Методические материалы научно-практической конференции. -Майкоп, 1992.

146. Ханстантинов В.А. Культура межнационального общения: сущность, тенденции развития. М., 1992.

147. Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1994. - 200 с.

148. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / Пер. с англ. — СПб.: Алетейя, 1998. 307 с.

149. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения // Советская педагогика. 1991 -№12. - С. 18-20.

150. Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских // Социс. 1999. - № 4. - С. 62-70.

151. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К.Байбурина. JL: Наука, 1985.-328 с.

152. Этносы и этнические процессы. М.: Наука. Издат. фирма "Восточная литература", 1993.

153. Ягодин Г.А. Совершенствование межнациональных отношений в школе // Сов. Педагогика, 1989. № 8. - С.3-11.

154. Яркова Е.Н. Межэтнические отношения: типология социокультурных программ (на материале российско-киргизских отношений) // Мир психологии. 2001. - №1. - С.219-228.

155. Anderson B.R. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L.: Verso, 1983. - 160 p.

156. Archer M.S. Theory, Culture and Post-Industrial Society // Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity / M.Featherstone (Ed.). London: Sage, 1990. — P.97-120.

157. Barth F. Enduring and emerging issues in the analysis of ethnicity // The Antropology of Ethnicity. Beyond Ethnic groups and Boundaries / Eds. H.Verneulen, C.Covers. Amsterdam: Het Spinhuis, 1994. - P.l 1-32.

158. Bruner J.S. The Culture of Education. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996.

159. D'Andrade R. Some propositions about the relationship between culture and human cognition // Cultural Psychology: Essays on Comparative Human Development / J.W.Stigler, R.A.Shweder and G.Herdt (ed.) NY: Cambridge University Press, 1990.

160. Dovidio J.F., Brighman J.C., Johnson B.T., Gaertner S.I. Stereotyping, prejudice and discrimination: Another Look // N.Macgrae, C.Stanger, M.Hewstone (Eds.) Stereotypes and stereotyping. NY.: Guilford, 1996. - P.47-78.

161. Feshbach S. Nationalism, patriotism and aggression: A clarification of functional differences // Heusmann L.R. (Ed.) Aggressive behavior: Current perspectives. -NY: Plenum, 1994. -P.275-291.

162. Fiske S.T. Stereotyping, Prejudice and Discrimination // Gilbert, Fiske, Lindsey (Eds.) The Handbook of Social Psychology. (4-th ed.) — NY: McGrow-Hill, 1998. — P.357-411.

163. Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar envioronments. L., N.Y., 1986.

164. Horovitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, CA, etc.: Univ. of California Press, 1985. - 696 p.

165. Meade M. Social change and cultural surrogates // Personality in nature, society and culture (2nd ed.) / C.Kluckhohn, H.A.Murrey & D.M.Schneider (Eds.). -N.Y.: Alfred A.Knopf, 1956. P.651-662.

166. Rosental R., Jacobson L. Pygmalion in the classroom: Teacher expectation and pupils' intellectual development. -N.Y.: Holt, 1968.

167. Tajfel H. Human groups and social categories. Studies in social psychology. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981. — 369 p.

168. Triandis H.C. Culture and Social Behavior. N.Y.: McGraw-Hill, 1994.

169. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. NY, etc.: Elsevier, 1981.-301 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.