Формирование креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кузьмичёва, Лариса Валентиновна

  • Кузьмичёва, Лариса Валентиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Кострома
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 202
Кузьмичёва, Лариса Валентиновна. Формирование креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Кострома. 2006. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кузьмичёва, Лариса Валентиновна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы формирования креативности школьников

1.1. Креативность как фактор жизнетворчества личности.

1.2. Изобразительная деятельность как средство формирования креативности школьников.

1.3. Развивающий потенциал занятий ИЗО в общеобразовательной школе.

Глава 2. Опытно-экспериментальной работа по формированию креативности учащихся в процессе преподавания ИЗО в общеобразовательной школе

2.1. Педагогические условия формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе.

2.2. Модель процесса формирования креативности учащихся на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

2.3 Организация и ход опытно-экспериментальной работы.

2.4. Динамика креативных проявлений учащихся I-VII классов в учебной и других видах деятельности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе»

Креативность, как способность к творчеству, может рассматриваться как фактор гармоничного развития и успешной социализации конкретного человека, и вместе с тем основным источником социально-экономического (поступательного) развития истории, культуры и цивилизации в целом. Способность к осознанию, переосмыслению и преобразованию, то есть творческому анализу своего прошлого опыта необходима человеку при любых социально-экономических условиях. Однако, активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории, что характеризует и современную социокультурную ситуацию в нашей стране, так как только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях неопределённости и кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности.

Тенденции общественного развития в нашей стране сегодня таковы, что, наряду с позитивными демократическими изменениями, в кризисном состоянии пребывают материальная и духовная сферы жизни. Особые социальные и психологические трудности испытывает личность, формирующаяся в данных условиях - сегодняшний дошкольник и школьник. В связи со снижением благосостояния значительной части населения, ослаблением защищённости семьи и детей со стороны государства, в связи со сменой идеалов и ценностей, семья, нередко вынужденная заниматься лишь решением насущных экономических вопросов, в большинстве своём, не в состоянии полноценно выполнять социализирующую и воспитательную функции. Система дополнительного образования, давно перешедшая в режим оказания платных услуг, многим по этим причинам стала недоступна. Мы разделяем точку зрения многих педагогов, считающих, что от СМИ сегодня скорее необходимо уберегать школьника, чем уповать на их помощь. Остаётся школа, как основное общедоступное образовательное учреждение, в котором дети проводят значительную часть времени.

Одним из эффективных средств формирования креативности учащихся традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней психических функции: восприятие, воображение, гибкость мышления и др.

Занятия изобразительным искусством (уроки, факультативы, кружки, внешкольные мероприятия и др.) в общеобразовательной школе являются ценнейшей возможностью формирования креативности школьников.

Однако сегодня в условиях массовой школы вследствие многих причин весьма типичным является отсутствие у большинства учащихся интереса к предмету ИЗО, отсутствие мотивации, предвзятое отношение не только школьников, но и родителей и нередко даже педагогов других дисциплин к уроку ИЗО как к «малозначимому, второстепенному, дополнительному». Для решения проблемы реализации важной функции занятий ИЗО в системе школьного обучения - формирование креативности учащихся - необходимо прежде всего решить вопрос слабой заинтересованности всех участников учебно-воспитательного процесса в содержании и результатах занятий ИЗО.

В современной психолого-педагогической науке различные аспекты проблемы креативности, как творческой способности и качественной характеристики личности, рассматривали многие зарубежные и отечественные исследователи и педагоги: С.Л.Рубинштейн, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл (принцип творческой самодеятельности, активности самого человека); Я.А.Пономарёв (теория психологического механизма творчества как единства интуитивного и логического); А.В.Брушлинский (изучение субъекта деятельности, выделение активного, преобразующего отношения человека к окружающему миру и к самому себе); И.С.Кон, Е.В.Шорохова (понимание личности как неповторимой целостной индивидуальности, высшая интеграция психологических свойств которой проявляется в творчестве); Л.И.Анциферова, А.Г.Асмолов, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин (деятельностный подход, утверждение инициативной, целиком захватывающей человека творческой деятельности как главного условия гармоничного функционирования личностной системы); К.А.Абульханова-Славская (трактовка развития как конструктивного творческого процесса жизни личности); Л.С.Выготский, А.Р.Лурия (социальный аспект, культурно-историческая концепция -влияние метасоциальных факторов); А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина (акмеология - изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства); Е.П.Варламова, Е.З.Кремер, С.Ю.Степанов А.С.Сухоруков (принцип психологического релятивизма, творческой уникальности, жизнетворчества); М.М.Бахтин, Д.Б.Богоявленская, И.Н.Семёнов, В.И.Слободчиков, А.А.Ухтомский (мотивационная конструкта, принцип рефлексивного взаимодействия интеллектуального и личностного аспектов); В.Н.Дружинин, Л.Б.Ермолаева-Томина, Н.В.Хазратова, (генезис развития, методологические основы формирования); Ю.А.Афонькина, М.А.Гулина, Р.С.Немов, Г.В.Ожиганова, Е.П.Торренс, Г.А.Урунтаева (проблемы диагностики креативности: тестирование, методики); Д.Берри, Д.Бродбент, Д.Захаров,

A.О.Карпов, Я.А.Коменский, И.А.Малахова, Н.Орлихина (формирование творческого интегративного мышления у учащихся в массовой школе).

Особенности и преимущества формирования креативности средствами искусств рассмотрены в трудах: М.Головиной, Д.Б.Кабалевского, Е.П.Кабковой, Т.Кобцевой, А.А.Мелик-Пашаева, Л.Мун, З.Н.Новлянской, Е.М.Торшиловой, Б.П.Юсова (эстетическая направленность, интегративный подход); Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.Н.Жуковской, А.Д.Кошелевой, Д.В.Меджерицкой, В.С.Мухиной, Дж.Родари, Л.П.Стрелковой, К.И.Чуковского, Р.М.Чумичёвой, А.П.Усовой, Н.Н.ФоМиной, (музыка, театр, ролевая игра, литературное творчество, хореография в дошкольном и младшем школьном возрасте); Р.Арнхейма, Я.А.Башилова, А.Будзы, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Волкова, Р.Л.Грегори, С.С.Зорина, Т.С.Комаровой,

B.А.Левина, С.Д.Левина, Б.М.Неменского, Ю.А.Пилипенко, Е.А.Рожковой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Саратовой, Б.Эдвардс (изобразительное искусство).

Таким образом, несмотря на то, что различные аспекты креативности и её развития активно изучаются и исследуются, педагогические технологии её формирования, проблема формирования креативности учащихся в общеобразовательной школе в целом и на занятиях ИЗО в частности остаётся в педагогической науке всё ещё мало изученной.

Изучение научной литературы и документов по модернизации российской системы образования, обобщение, научная рефлексия инновационного педагогического опыта и собственной практики обучения и воспитания в общеобразовательной школе позволяют зафиксировать ряд противоречий в данной сфере:

• между растущей потребностью общества в творческих личностях, способных полноценно функционировать в современных условиях, и нереализованностью развивающего потенциала занятий ИЗО в общеобразовательной школе по формированию креативности школьников;

• между относительной изученностью креативности как характеристики личности и недостаточной разработанностью вопросов её формирования у учащихся в процессе школьного обучения;

• между богатым педагогическим опытом использования развивающих возможностей изо-деятельности в . специализированных учреждениях дополнительного образования (ДШИ, ДХШ) и недостаточной научно-методической обеспеченностью процесса формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе.

Данные противоречия определили выбор проблемы исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе будет эффективным?

В связи с такой постановкой проблемы целью исследования определяется выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе.

Объектом- исследования является процесс формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование креативности школьников на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе будет эффективным, если, обеспечив устойчивый положительный настрой всех участников учебно-k воспитательного' процесса к содержанию и результатам этих занятий, реализовать следующие педагогические условия:

• интеграцию эстетического, гуманитарного и естественно-научного знания в предметном содержании занятий ИЗО;

• проблемность и парадоксальность в изложении учебного материала и в предлагаемых (ученикам) творческих заданиях;

• вариативность используемых педагогических средств с учётом специфики формируемых способностей и возрастных особенностей школьников.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятие «креативность» в контексте социализации I школьников.

2. Выявить развивающий потенциал изобразительной деятельности и возможности занятий ИЗО в общеобразовательной школе для формирования креативности школьников.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе.

4. Разработать и экспериментально проверить модель процесса формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе.

Методологической основой исследования являются идеи системного (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Ю.П.Сокольников, Л.Ф.Спирин, Э.Г.Юдин и др.); культурологического (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, С.К.Булдаков и. др.); синергетического (А.С.Аршинов, М.В.Богуславский, Е.Н.Князева, Е.Е.Чепурных и др.); личностно-ориентированного (В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская и др.); аксиологического (А.А.Дергач, З.И.Равкин, Н.М.Смирнова и др.) подходов в педагогике.

Теоретическими основами исследования стали научные положения о роли творческой деятельности в формировании личности (Д.А.Богоявленская, Я.А. Пономарев и др.), концепции творческой уникальности человека и его жизненного пути (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Е.П.Варламова, С.Ю.Степанов и др.), системно-смысловой подход к человеку (А.Н.Леонтьев); принцип интериоризации -экстериоризации (Л.С.Выготский); исследования о принципах обновления содержания образования (М.Н.Берулава, В.П.Беспалько, С.К.Булдаков, Э.Днепров, В.С.Леднёв и др.); концепции креативности (Э.де Боно, Дж.Гилфорд, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, С.Медник, Г.В.Ожиганова, Р.Стернберг, Э.П.Торренс, Н.В.Хазратова, М.А.Холодная, В.С.Юркевич и др.); концепция социализации личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, А.В.Мудрик, М.И.Рожков, В.А.Фокин); педагогический опыт обеспечения педагогических условий, способствующих эффективному формированию креативности (И.Абаева, Л.да Винчи, А.В.Запорожец, Д.Кабалевский, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Е.М.Торшилова, К.Ханнафорд, Б.Эдварде, Б.П.Юсов, Е.Л.Яковлева и др.).

Исходя из вышеназванных теоретико-методологических позиций, для решения поставленных задач и проверки гипотезы был определён комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, документации и продуктов деятельности; понятийно-терминологический анализ; моделирование), эмпирические (включённое наблюдение, ретроспективный анализ собственного опыта, изучение индивидуального педагогического опыта, анкетирование, опрос, опытно-экспериментальная работа).

Базой исследования послужили государственные общеобразовательные учреждения средние общеобразовательные школы (ГОУ СОШ) города Костромы № 37, 38; муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей (МОУ ДОД) детские художественные, школы и школы искусств (ДШИ и ДХШ) пос. Караваево и пос. Минское. В исследовании были использованы материалы, полученные в ходе интервью-бесед с учителями изобразительного искусства из школ г. Владимира, г. Иванова, г. Кинешмы, г. Пензы.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1993-1995 гг.) изучалась научная, учебно-методическая литература; было осуществлено предварительное исследование и выявлены противоречия; анализировался практический опыт; определялись методологические и теоретические подходы к данной проблеме; формировалась . концепция опытно-экспериментальной работы; был сформулирован научный аппарат исследования.

На втором этапе (1996-2004 гг.) осуществлялись: проведение опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования креативности школьников на занятиях изобразительного искусства; уточнение отдельных теоретических положений; проверка эффективности выделенных педагогических условий.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) обрабатывались, обобщались и оформлялись данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.

Достоверность исследования обеспечена: методологической базой, а также совокупностью избранных методов изучения проблемы, взаимодополняющих друг друга и адекватных поставленным цели, гипотезе и задачам исследования; целенаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводившейся в течение нескольких (1995-2004) лет.

Научная новизна исследования заключается:

• в обосновании принципов организации и методологического обеспечения процесса формирования креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в школе;

• в разработке критериев и показателей проявления креативности учащимися на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

• выявлены возможности занятий ИЗО по формированию креативности учащихся в условиях общеобразовательной школы;

• определены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе;

• разработаны педагогические средства, способствующие формированию и проявлению креативности учащихся на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

Практическое значение диссертации заключается в том, что разработанная модель процесса формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе может стать основой учебной программы по изобразительному искусству и быть использована в образовательной практике школ. i Использование результатов исследования позволяет повысить эффективность уроков ИЗО в формировании у учащихся общих творческих способностей, влияющих на успешность их социализации.

Личный вклад автора в исследование определяется разработкой общего замысла, основных положений и методов исследования; организацией, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе; разработкой методик и обобщением материалов. Автором сформулировано содержательное определение изобразительной деятельности, выступающей в качестве средства ' формирования креативности; разработана модель процесса формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе; предложены определения универсальных способностей, рассматриваемых в качестве критериев сформированности креативности учащихся; разработаны и опробованы методики диагностики когнитивных проявлений креативности учащихся.

На защиту выносятся:

1. Социально-педагогическая характеристика креативности как системы универсальных способностей, которыми человек пользуется в процессе жизнетворчества, что обуславливает успешность социализации.

2. Содержательное определение изобразительной деятельности, выступающей в качестве средства формирования креативности. Изобразительная деятельность - есть процесс объективации человеком с помощью разнообразных средств выразительности когнитивных и аффективных ■ элементов сложившегося в его сознании субъективного образа окружающего мира, результатом чего становится сотворение пространственной модели этого внутреннего образа.

3. Педагогические условия, способствующие эффективному формированию креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе: положительный настрой всех участников учебно-воспитетельного процесса школы к содержанию и результатам уроков ИЗО; интеграция эстетического, гуманитарного и естественнонаучного знания в предметном содержании занятий ИЗО; проблемность и парадоксальность в изложении учебного материала и в предлагаемых (ученикам) творческих заданиях; вариативность используемых педагогических средств с учётом специфики формируемых способностей и возрастных особенностей школьников.

4. Идея выстраивания логики преподавания уроков ИЗО в соответствии с логикой формирования общих творческих способностей, составляющих содержание креативности. к 5. Модель процесса формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе, включающая концептуальные положения, задачи, принципы, основные направления, содержание, формы и методы обучения и воспитания, мониторинг эффективности педагогической деятельности.

6. Критерии и показатели сформированности креативности школьников в динамике развития (коммуникативные, исследовательские, инвестиционные.способности, способности к саморазвитию).

7. Педагогические средства, способствующие формированию k и проявлению креативности школьников в учебной и других видах деятельности.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, легли в основу спецкурсов «Развитие творческой индивидуальности школьников на уроках ИЗО» и «Художественно-творческая деятельность в начальных классах как фактор преодоления дезадаптации ребёнка в школе» для студентов института педагогики и психологии КГУ им. Н.А.Нерасова и нашли отражение в публикациях автора, тезисах выступлений и докладах на научных конференциях и семинарах работников общеобразовательной школы. , Основные положения диссертационного исследования апробировались на международном симпозиуме «Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров» (2002), на международном психологическом конгрессе «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений» (2003), на международном симпозиуме «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке» (2004).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов, в диссертацию включены схемы, таблицы и рисунки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кузьмичёва, Лариса Валентиновна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Педагогическими условиями, позволяющими в полной мере реализовать развивающий потенциал занятий ИЗО в школе и обеспечивающими эффективное формирование креативности учащихся на этих занятиях, являются: интеграция эстетического, гуманитарного и естественно-научного знания в предметном содержании занятий ИЗО; проблемность и парадоксальность в изложении учебного материала и в предлагаемых (ученикам) творческих заданиях; вариативность используемых педагогических средств с учётом возраста и специфики формируемых способностей.

2. Модель процесса формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО «Творчество - свобода», разработанная на основе принципов уникальности, диалогизации, открытости и избыточности, представляет собой последовательность этапов, на каждом из которых осуществляется накопление, суммирование способностей, составляющих содержание креативности.

3. Опытно-экспериментальная работа велась в режиме естественного эксперимента в рамках семилетней учебной программы урока ИЗО и включала в себя три основных организационных момента: реализация модели формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО; наблюдение за динамикой креативных проявлений учащихся; сравнение показателей сформированности креативности учащихся в экспериментальных и контрольных классах. Критерием сформированности креативности учащихся были поэтапно формируемые способности, составляющие креативность: коммуникативные, исследовательские, инвестиционные, к саморазвитию.

4. Результаты опытно-экспериментальной работы убедительно отразили положительное влияние реализованной модели «Творчество -свобода» на динамику развития креативности учащихся и подтвердили эффективность влияния вышеназванных педагогических условий на формирование креативности учащихся на занятиях ИЗО в школе.

160

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Творчество, творческие способности и их развитие, несомненно, относятся к философским категориям, к разряду вечных проблем человечества. В рамках изучения механизмов и закономерностей творческой деятельности человека, в 50-х г. XX столетия в научный оборот было введено понятие «креативность» - способность к творчеству или «творческость».

Поскольку творчество обуславливается целым рядом способностей, находящихся в тесном взаимодействии и образующих определённую целостность, то креативность необходимо рассматривать как интегральное образование, как систему способностей, обеспечивающих осуществление творческого процесса.

В динамике творческого процесса можно выделить фазы или стадии, когда развитие (дальнейшее осуществление) творчества обуславливается в большей степени какой-либо доминирующей способностью. Иначе говоря, в процессе творчества способности, составляющие содержание креативности, последовательно актуализируются, оставаясь при этом единой системой.

Из обеспечивающих творческий процесс способностей, можно выделить общие или универсальные, то есть не зависящие от специфики деятельности. Это: коммуникативные способности (базовые в составе креативности) - свойство личности, сущность которого заключается в готовности и умении субъекта вступать во взаимодействие с окружающим миром, ведущее к развитию (= к творчеству); исследовательские способности - свойство личности, сущность которого заключается в проявлении субъектом инициативы к более глубокому, выходящему за пределы чувственного познания взаимодействию с окружающим миром, с целью выработки новых знаний (эмпирических или теоретических); инвестиционные способности - свойство личности, сущность которого заключается в умении субъекта объективировать, презентовать собственную новую идею-образ и способности к саморазвитию - свойство личности, сущность которого заключается в устремлённости субъекта за грани наличных уже существующих возможностей, базирующейся на уверенности субъекта в собственных силах, в собственном творческом потенциале.

Личность формируется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе социализации. Успешная социализация, по сути, является творческим процессом, где Личность - это продукт творческой активности субъекта социализации, продукт жизнетворчества человека. Тогда креативность можно рассматривать: во-первых - как качество личности, формируемое в процессе социализации; во-вторых - как систему универсальных способностей, которыми человек пользуется в процессе жизнетворчества, то есть как фактор успешной социализации.

Проблема формирования креативности школьников занимает одно из центральных мест в теории развития личности и в современной образовательной политике. Особенно сегодня - в условиях неопределённости и кардинальных преобразований, характеризующих современную социокультурную ситуацию в нашей стране - создание условий для эффективного формирования креативности учащихся становится важнейшей задачей каждого педагога и стратегической целью всей системы образования. Это должно помочь нынешним школьникам не потеряться в водовороте социальных изменений, дать им шанс утвердить свою личность как самостоятельную и творческую.

Одним из средств формирования креативности является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность - это процесс объективации человеком с помощью разнообразных средств выразительности своих ощущений, восприятий, представлений, мнений, эмоций (чувств) и намерений, как элементов сложившегося в сознании субъективного образа окружающего мира, результатом чего становится сотворение пространственной модели этого внутреннего образа. Занятия изобразительной деятельностью обеспечивают развитие согласованно участвующих в ней коммуникативных, исследовательских и инвестиционных способностей. Пространственная модель, отражающая внутренний мир ребёнка, позволяет ему наглядно убедится в своеобразии и самобытности этого мира, что даёт импульс к дальнейшему саморазвитию.

Существует богатый педагогический опыт формирования креативности учащихся средствами изобразительной деятельности в специализированных учебных учреждениях (ДШИ, ДХШ). Процесс же формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе недостаточно обеспечен научно-методически. Необходимо пересмотреть множество ценных педагогических находок по формированию креативности учащихся, систематизировать их с учётом специфики занятий ИЗО в массовой школе, выстроить логику образовательного процесса. Результатом такой переработки и систематизации является предложенная нами модель процесса формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе «Творчество - свобода».

Модель «Творчество - свобода», разработанная на основе принципов уникальности, диалогизации, открытости и избыточности, предполагает четыре этапа. При этом, на каждом этапе формируются способности, составляющие содержание креативности: 1 этап «Творчество - общение» (I-II классы) - коммуникативные способности; 2 этап «Творчество -многообразие» (II-V классы) - исследовательские способности; 3 этап «Творчество - метаморфоз» (VI класс) - инвестиционные способности; 4 этап «Творчество - стиль» (VII класс) - способности к саморазвитию. Таким образом, процесс формирования креативности учащихся осуществляясь в динамике творческого процесса, представляет собой последовательное приращение, кумуляцию общих творческих способностей.

Модель вписывается в условия массовой школы и может являться основой для учебной программы уроков ИЗО.

Условиями реализации модели «Творчество - свобода», педагогическими условиями обеспечивающими эффективность формирования креативности школьников на занятиях ИЗО, являются: 1) обеспечение положительного настроя всех участников учебновоспитательного процесса к содержанию и результатам занятий ИЗО исходное условие); 2) интеграция эстетического, гуманитарного и естественно-научного знания в предметном содержании занятий ИЗО; 3) проблемность и парадоксальность в изложении учебного материала и в предлагаемых (ученикам) творческих заданиях; 4) вариативность используемых педагогических средств с учётом возраста и специфики формируемых способностей.

Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации модели «Творчество - свобода» продемонстрировали более высокий уровень показателей креативности в экспериментальных группах, в сравнении с аналогичными показателями в контрольных группах. Тем самым подтверждается эффективность модели.

Особенно заметно влияние реализуемых педагогических условий на динамику развития таких проявлений учащихся: мотивация к творческой деятельности и к занятиям ИЗО; эмоциональная раскрепощённость; коммуникативные активность, восприимчивость и проницательность; готовность к творческому риску; множественность и разнообразие в средствах достижения целей; продуктивность (беглость мышления и оперативность действий); гибкость мышления (способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по содержанию); толерантность к неопределённости, парадоксальности. Все перечисленные проявления по существу являются креативными, подтверждая выдвинутую гипотезу исследования об условиях формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что модель «Творчество - свобода» логично вписывается в условия образовательного процесса в массовой школе; может стать основой учебной программы по изобразительному искусству и быть использована в образовательной практике школ.

164

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кузьмичёва, Лариса Валентиновна, 2006 год

1. АбаеваИ. Прикосновение к творчеству / Эскизы к методике ДТТТИ

2. СТАРТ // Юный художник. 2000. №8 - С. 42-45.

3. Абульханова-Славская КА. Стратегия жизни. М., 1991.

4. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968.

5. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1969.

7. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 82-121.

9. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластелина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - С. 40-83.

10. Антология гуманной педагогики. Леонардо да Винчи. М., 2005.10 .Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. / Отв. ред. А.Т. Доватур, Ф.Х. Кессиди. М., 1983. Т.4. - С. 375-644.

11. Арнхейм Р. Визуальное мышление. Душанбе, 1974.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.13 .АфринаЕ. Об интеграции естественно-научного школьного образования // Народное образование. 2005. №7 (1350) - С. 98-102.

13. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., 1998.

14. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей: Дис. . канд. пед. наук. М., 2000.1 в.БаткинЛ.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

15. Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества.-М.: Искусство, 1986.

16. Башипде Я. А. Детский рисунок. М-JL: Искусство, 1940.

17. БашилоеЯ.А. Ребёнок-художник. -М.: АХР, 1940.

18. Безклубенко С Д. Грани творческого метода. Киев, 1986.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М., 1989.

20. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. -М.: Прогресс, 1991.

21. Бердяев Н.А. Философия свободы смысл творчества. - М., 1989.

22. Библер B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. 1989. -№ 6. С. 31-43.

23. Библер 'В. С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.

24. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одарённости в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.

25. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. -М.: Академия, 2002.

26. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. -М.: Знание, 1981.

27. Брушлинский А.В. О субъекте мышления и творчества. Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 46-47.

28. БудзаА. Арт-терапия: Йога внутреннего художника // Библиотека практической психологии. М.: ООО Изд-во ACT, 2002.

29. Варламова Е.П. Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: ИП РАН, 2002.

30. Веккер Л.М. Психологические процессы. Т.2. Л., 1976.

31. Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Знание, 1973.

32. Вернадский В.И. Размышление натуралиста: В 2 кн. Кн. 2: Научная мысль как планетарное явление. М., 1977. - 191 с.

33. Ветрова Т. Сиреневые панги (заметки о логике нелогичного) // Искусство в школе. 2001.

34. Вильчек В.М. Алгоритмы истории. -М.: Прометей, 1989.

35. Власенков А.И. Перспективная оценка и её стимулирующее значение // Советская педагогика. 1973. № 3. - С. 22-29.

36. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Педагогика,1989.

37. Володъко Н.В. Диалогическое общение как фактор преодоления дезадаптации ребёнка в школе: Дис. . канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1999.

38. Вунд В. Фантазия как основа искусства. М.: Вольф, 1914.

39. ВыгодскийЛ.С. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987.

40. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. 1982.

41. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб., 1997.

42. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика,1991.

43. Гамезо.-М.В., Ломов Б. Ф., РубахинВ.Ф. Проблема знаков в психологии // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977.

44. Гегель Г.В.Ф. Эстетика, М., 1896. Т. 3. - С. 245.

45. Гелб М.Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи / Пер. с англ. Ю.Е. Андреева. Мн.: ООО Попурри, 2004.

46. Гильберт Д. и др. Наглядная геометрия. -М., 1981.

47. Голованов Я.К Этюды об учёных. -М., 1983.

48. Готсдингер АЛ. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. 1991. № 4. - С. 82-92.

49. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.

50. Грегори P.JI. Глаз и мозг. М., 1970.

51. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М., 1986.

52. Гросул Н.В. Искусство видеть: Ты и мир вокруг тебя / методическая разработка. -М.: НИИШ, 1990.

53. Гулыпа А.В. Принцип эстетики. М., 1989.

54. Гусев Ю.А. Познание и творчество. М., 1989.

55. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.

56. ДнепровЭ. Попытка пересмотра содержания образования удалась не полностью // Учительская газета. 2002. № 11. - С. 14-17.

57. Дранъко В Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Хрестоматия по психологии художественного творчества. -М., 1998.

58. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов, 1990. - Ч. I.

59. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер,2000.

60. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Изд-во ИП РАН, 1993.

61. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: Инфра-М,1997.

62. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М., 1971.

63. Егоров Д. Современный двоечник знает больше, чем Архимед, или куда девать накопленные цивилизацией знания? // Учительская газета. 2002. -№ 11.-С. 24-25.

64. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.

65. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. № 5. - С. 166-174.

66. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества.-М., 1990.-С. 117-130.

67. Ершова Л.В. Организационно-педагогические условия социализации ребёнка во временном внешкольном объединении: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 1996. - С. 18.

68. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. № 6.

69. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Возрастная и педагогическая педагогика. -М., 1992.-С. 173-190.

70. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельности // Вопросы психологии. 1967. -№ 1.

71. А. Захаров Д., ОрлихинаН. Об интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний // Народное образование. 2005. № 9. - С. 130-133.

72. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова): Метод, рекомендации для учителей. М.: Центр общего развития, 2000.

73. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971.-№6.

74. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: учебное пособие. Ростов на Дону.: РГПИ, 1987.

75. Зорин С. С. Индивидуальная адаптация зрительной информации к людям с аномалиями рефракции. // Вопросы восприятия, переработки и замещения визуальной информации. АПН СССР НИИ Дефектологии: Сб. научных трудов. М., 1986. - С. 27-47.

76. Зорин С.С., Веретенникова Л.К. Формирование визуальной культуры. Глазов, 2002. - 467 с.

77. Зорин С. С. Образ как основа творческой деятельности и мышления // Искусство и образование. 2003. № 4 (26). - С. 3-25.

78. Зубарева КМ. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969.

79. Иванец.И.И. Речевая коммуникация культурный способ жизнедеятельности ребёнка. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.

80. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.-208 с.

81. ИвановаЕ.О., Осмоловская ИМ., Шалыгина ИВ. Содержание > образования: культурологический подход // Педагогика. 2005. № 1. - С. 1319.

82. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Учпедгиз, 1961.

83. Илъенкрв Э.В. Диалектическая логика. М., 1974.

84. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. - С. 183-237.

85. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей. // Вопросы психологии. 1990. -№ 4. С. 68-75.

86. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

87. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. -М., 1973.

88. Кабанова-Меллер Е.Н. Роль образа в решении задач // Вопросы психологии. 1970. -№ 5.

89. Каган М-С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988.

90. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. -С. 176-210.

91. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1964. - Т. 3.

92. Карпов А. О. Интегрированное знание в современной школе // Педагогика. 2005. -№ 3. С. 19-28.

93. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. 1966. № 10. - С. 109.

94. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1959.

95. Клюев А.С. Природа художественной индивидуальности. Д.: Знание, 1987.

96. Князева В.В. Методологический аппарат диссертационного исследования: творчество или формализм? // Педагогика. 2005. №1. -С. 100-108.

97. Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. -№ 2. С. 110-122.

98. Князева М. Ключ к самосозиданию. М., 1990.

99. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984.

100. КомескийЯ.А. Великая дидактика // Педагогическая хрестоматия / Под ред. Н.Н. Завьялова. М., 1908.

101. Кон КС. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. М.: Феникс, 2006. - С. 145.

102. Кравчук Л. Комплексное освоение искусства // Воспитание школьников. 2000. -№ 10. С. 37-39.

103. Кудина В.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянстя З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. / Педагогика и психология. 1988. № 2. - С. 44-46.

104. Кудрявцев В. Т. Воображение ребёнка: природа и развитие / Психологический журнал. 2001. Т. 22. - № 6. - С. 64-76.

105. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.

106. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.,1965.

107. ЛаденкоИ.С Семёнов ИН Степанов СЮ. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Препринт -Новосибирск: изд. ИИФиФ СО АН СССР, 1990

108. ЛатохинаЛ.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М.: Просвещение, 1993.

109. Левин В. А. Воспитание творчества. Томск: Знание, 1993.

110. Левин С.Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 1979.

111. Лейтес Н.С. Психология одарённых детей и подростков. М.: Академия, 1996.

112. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2 т. М. - Л.: Academia, 1935. О живописи: Сб. ст. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1959.

113. Леонтьев А.Н. Психология образа.// Вестник МГУ. Психология. 1979.-№2.-С. 3-13.

114. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.

115. Лободина С. Как развить способности ребёнка. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

116. Ловенфельд В. Базовые аспекты творческого мышления. М.,1961.

117. Лопухова И.В. Духовное воспитание на уроках изобразительного искусства // Искусство и образование. 2004. С. 4-31.

118. ЛосевА.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994- С. 335336.

119. ЛосскийВ.Н. Очерки мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

120. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.

121. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политическая литература, 1978.

122. ЛюуканеЛИ. Роль и место интегрированных уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах / Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2000.

123. Максимова Н.Е., Александров И.О., Тихомиров ИВ., Филиппов Е.В., Никитин Ю.Б. Соотношение грамматики и семантики высказываний со структурой индивидуального знания (к проблеме рационального -интуитивного) // Психол. журн. 1998. Т. 19. - № 3. - С. 63-83.

124. Малахова ИА. Развитие личности / Способность к творчеству, одарённость, талант. Минск: Беларуская навука, 2002.

125. МаслоуА.Т. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1997.

126. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.

127. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Практическая психология в школе. Ярославль : Академия развития; Академия холдинг, 2002.

128. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. докт. дис. М., 1994.

129. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / Художественное развитие ребёнка в семье. М.: Искусство в школе, 1995.

130. Мелик-Пашаев А.А. Чему не учат начинающих художников // Изобразительное искусство в школе. 2005. № 1. - С. 3-5.

131. Мелик-Пашаев А.А. Снова о критериях (открытие семинара в ПИ РАО «Критерии успешности художественного образования») // Искусство и образование. 2005. -№ 3. С. 18-23.

132. МолякоВ.А. Проблемы психологии творчества и разработки подхода к изучению одарённости. // Вопросы психологии. 1994. № 5. - С. 86-95.

133. Москвина Г.М. Общее в преподавании литературы и изобразительного искусства / Эстетическое воспитание. 2001. № 2. - С. 3137.

134. МунЯ. Синтез искусств в общеобразовательных программах третьего тысячелетия / Искусство. 2001. № 3. - С. 219.

135. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоениясоциального опыта. -М.: Педагогика, 1981.

136. Мухина B.C. Генезис изобразительной деятельности ребёнка: Дис. докт. психол. наук. М., 1972.

137. Мыслители образования. М.: Юнеско, 1993. - Т 1.

138. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Искусство, 1992.

139. Неменский Б.М. Роль искусств в системе общего образования. Чему и зачем мы учим? // Начальная школа. 2000. № 1. - С. 3-9.

140. Неменский Б.М. Эмоциональное познание в развитии человека // » Вопросы психологии. 1991. -№ 3. С. 9-16.

141. Неменский В.М. Учить, и учится искусству // Искусство в школе. 1992.-№3,4.-С. 6.

142. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психол. журн. 2001. Т. 22. - № 2. -С. 75-85.

143. Ожиганова Г.В. Играем, фантазируем, рисуем, сочиняем на уроках французского языка. М., 2001.

144. Ожиганова Г.В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей: Дис. . .канд. психол. наук. М., 1999.

145. Ожиганова Г.В. Развитие творческих способностей. М.: Изд-во > ИП РАН, 1995.

146. Ошо. Ч. I. Творчество. Высвобождение внутренних сил. Ч. II Интуиция. Знание за пределами логики. СПб.: ИД «Весь», 2003. - С. 192.

147. Палагина Н.Н. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1994 № 5. - С. 12-20.

148. Педагогические аспекты задач в школьном курсе изобразительного искусства: рекомендации учителям ИЗО. Смоленск: СГПИ, 1989.

149. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.

150. ПеркинсД.Н. Творческая одарённость как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение, 1988. № 4. -С. 88-92.

151. Пилипенко Ю.А. Особенности художественного восприятия в школе // Изобразительное искусство в школе. 2004. № 1. - С. 45-47.

152. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. С.Я. Штейман-Тонштейн; Сост., ред. и автор вступительной ст. А.Ф. Лосев. М., 1986.

153. Платон. Законы. Соч.: В 3 т. / Под общ. Ред. А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса. М., 1972. - Т. 3.

154. Илюхин В.У. Изобразительное искусство предмет творческий //

155. Педагогика. 1997 № 1. - С. 60-64.

156. Подгорных Е. Соотношение сознательного и неосознанного в творческой деятельности школьников // Искусство и образование. 2003. -№1 (23).-С. 16-20.

157. Поддъяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. -М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998.

158. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство: содержание, методика и организация занятий в начальной школе. М.: ИНТОР, 1997.-С. 48.

159. Пономарёв Я.А. Психика и интуиция. М., 1968.

160. Пономарёв Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. -М.: Наука, 1988. С. 21-25.

161. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

162. Пономарёв Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии. 1982. № 2. - С. 5-13.

163. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

164. Пронина Н.И Развитие творческого воображения учащихся художественного класса школы искусств. 2001. -№ 4. С. 59-61.

165. Прохорова JI.H. Педагогические условия развития креативности старших дошкольников: Дис. . канд. пед. наук. Владимир, 2000.

166. Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К.М. Гуревича М.: Междунар. пед. Академия, 1995.

167. Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-С. 353

168. Психология личности. Хрестоматия в 2 т. / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрак-М, 2000.

169. Пуанкаре А. Математические открытия // Математики о математике. М., 1967. - С. 24.

170. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. -М., 1998.

171. РаевА.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Уч. пос. ЛГПИ, 1997.

172. РеанАА. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 1996.

173. Реан АА. Психология познания педагогом личности учащегося. -М., 1990.

174. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901.

175. Рисуночные тесты. М.: Пресс, 1997.

176. РодариДж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итал. Ю.А. Добровольской. М., 1990.

177. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. -№1. С. 132-139.

178. Рожков М.И. Социальное становление учащихся. Ярославль,1995.

179. Рожков М.И., БайбородоваЛ.В., ГребенюкО.С. Концепция организации воспитательного процесса // Современные концепции воспитания /Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2000.-С. 45-62.

180. РожковаЕА. Изобразительное искусство в начальной школе. -М.: Просвещение, 1980.

181. РомановаЕ.С., Потёмкин О.Ф. Графические методыв психологической диагностике. -М.: Дидакт, 1991.

182. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. редактор В.В. Давыдов. М., 1999. - Т. 2. - С. 672.

183. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 1998.

184. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.—С. 98.

185. Рубинштейн С. JI. Принцип творческой самодеятельности » // Вопросы психологии. 1986. № 4. - С. 101-108.

186. Савенкова Л.Г. Предметно-пространственная художественная деятельность и среда как комплексный фактор полихудожественного развития личности // Когда все искусства вместе. М., 1995. - С. 85-107.

187. Савостьянов Е.М. Единство познания и творчества в искусстве. -М., 1977.

188. Саймон Б.А. Английская школа и интеллектуальные тесты. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

189. Саккулина ИЛ. Роль наблюдения в развитии детского рисунка. Известия АПН РСФСР. 1947. вып. II.

190. Саратова Л.А. «Особое видение художника» в формировании * у старших школьников способности смотреть и видеть. 2004 С. 35-43.

191. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. -М., 1998.

192. Семёнов В.Е. К социально-психологическому исследованию субъекта художественного творчества // Личность и деятельность: сборник. -Л., 1987. С.32-36.

193. СенькоЮ.В. Гуманиторное определение стиля нового педагогического мышления // Педагогика. 1999. № 6. - С. 44-50.

194. Сергиенко Е.А. Когнитивное развитие // Современная психология. -М., 1999.

195. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование //

196. Педагогика. 1994. № 5. - С. 16 - 21.

197. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. -№11.-С. 3-24.

198. СингхР.Р. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. 1993. № 1. - С. 7-24.

199. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

200. Соловьёва КВ. Художественно-творческая деятельность детей > как фактор развития одарённости: Дис. . канд. пед. наук. Магнитогорск,2000.

201. Способности и деятельность. Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль, 1989.

202. Способности и интересы / Под ред. Н.Д. Левинтова и В.А. Крутецкого. М.: издательство Академии пед. наук РСФСР, 1962.

203. Степанов СС. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Магистр, 1994.

204. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески // Основные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997. С. 186-213.

205. Столович JI.H. Искусство и игра. М.: Знание, 1987.

206. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.

207. Сухомлинский В.А. Человек неповторим // Избранные произведения. Киев, 1960. - Т. 5. - С. 60-90.

208. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. -М., 1981.

209. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -М., 1989.

210. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. -М., 1973.-С. 204.

211. Творчество юных. Доклады научно-методического совещания по изобразительному творчеству детей. М.: Просвещение, 1973.

212. Теоретическое обеспечение личностно-ориентированного образования. Череповец, 1999. - С. 47.

213. Теплое Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания. M-JL, 1947. - С. 6-26.

214. Теплое В.М. Избранные труды. М., 1985. - Т. 1. С. 42.

215. Толстой JI.H. О народном образовании // Собр. соч.: В 22 т. Публицистические произведения. -М, 1983 Т. 16.

216. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.

217. Торшилоеа Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика. М.: ИЦЭВ РАО, 1994.

218. ТрошинаМ.Г. Развитие творческих способностей в процессе многоуровневого обучения // Образование в современной школе. 2001. № 3. -С. 51-55.

219. Тюрин П.Т. Интеллектуальная активность в изобразительном творчестве: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1987.

220. Устинова-Баранова Л.А. Педагогическое обеспечение развития опыта художественной деятельности младших школьников как фактор их личностного саморазвития: Дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 2001.

221. УшинскийК.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С.Ф.Егоров. М., 1990.-Т. 6.

222. ФедорякЛ.М. Как сегодня обучать, чтобы повысить качество жизни // Педагогика. 2005. № 4. - С. 35-40.

223. Флёрина Е.А. О детском изобразительном творчестве. М.: Сов. Педагогика, 1946.-№ 3.

224. Фомина Н.Н. Всеобщий педагог русских художников // Искусство в школе. 1999. № 6. - С. 62-69.

225. Фомина Н.Н. Урок искусства в начальной школе и художественная культура. М.: НИИ художественного воспитания, 1991.

226. Франкл В. Человек в поисках смысла // Пер. с англ. и нем. / подред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.

227. Фрейд 3. Психология бессознательного М.: Просвещение, 1989.

228. Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды: Дис. . канд. психол. наук. -М., 1994.

229. Ханнаворд К. Мудрое движение. М.: Восхождение, 1998.С. 110.

230. Харламова Т.М., Хрусталёва Т.М. Художественно-графические способности учителя изобразительного искусства (по результатам отечественных и зарубежных исследований) // Изобразительное искусствов школе. 2003.- №3.- С. 53-59.

231. Хилл Э. Язык рисования. М., 1966.

232. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М.-Томск, 1997.

233. Холодная МА. Ментальный опыт как психологическая основа интеллектуальной одарённости // Психологическое обозрение. 1996. -№2(3).-С. 6-11.

234. Храпченко М.Б. Природа эстетического знака // Вопр. философии. 1976.-№2,3.

235. Цымбулов В.И. Детский рисунок и развитие воображения // Искусство в школе. 2002. № 4. - С. 20-24.

236. ЧумичеваР.М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь:

237. Ставропольсервисшкола, 1998.

238. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

239. Шадриков В Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.

240. Шадриков В Д. Способности человека. М.-Воронеж, 1997.

241. Шадриков В Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

242. Шалютин С.М. Язык и мышление. М., 1980.

243. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Госиздат, 1925.

244. Шмит Ф.И. Психология для рисования: Для педагогов. Киев: Госиздат, 1921. •

245. Шорохова (Лапшина) Е.В. К вопросу об отражении деятельности субъекта в его зрительных образах / Проблемы психологии. Л., 1948.

246. Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.

247. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество: Проблема руководства изобразительным творчеством детей. -М.: Просвещение, 1969.

248. Эдварде Б. Художник внутри вас / Пер. с англ. Мн.: ООО Попурри, 2000.

249. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.

250. Энгелъмейер П.К Теория творчества. СПб., 1910.

251. Юнг КГ. Аналитическая психология. СПб: Палинтир, 1994.

252. Юнг КГ. Стадии жизни // Сознание и бессознательное. СПб.,1997.

253. Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе: Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. -М., 1984.-С. 7-49.

254. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Дис. . д-ра. пед. наук. -М., 1984.

255. Юшко Т.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростков художественных школ: Дис. . канд. психол. наук. М., 1997.

256. Якиманская КС. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989.

257. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. № 5. - С. 37-42.

258. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Изд-во Флинта, 1997.

259. Adler A. The course of human life as a psychological problem //

260. Human Development. № 11. P. 184-200.

261. Davis GA., Belcher T.L. How shall creativity be measured? : Torrance tests, RAT, Alpha biographical and IQ I I J. of creative behavior. 1971. — V. 5.-№3.-P. 166-168.

262. Ebel R> The Social Consequences of Educational Testing // Test Problems in perspective. -N. Y., 1966.

263. HallmanR.J. The necessary and sufficient conditions of creativity // Creativity: its educational implications. -N.Y.; Sidney, 1967. P. 21-33.

264. McClelland D. C. Testing for competence rather for than intelligence //

265. American Psychologist. 1973. V. 28. - P. 1-14.

266. Rohrbah M.F. La pensee vivante. Regies et techniques de la pensee creatice. 1959.

267. Rotkenberg A. The process of sanity thinking in creativity // Archives of general psychiatry. 1976. -N 3. P. 17-26.

268. SimontonD. Creativity, leadership and chance // The nature of creativity. Cambridge, 1988. - P. 76-98.

269. SternbergR.Y. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. 1985.-P. 5-31.

270. Taylor C.W. Thinking and creativity // Annals of the New York

271. Academy of Sciences. N. Y., 1960. 91. - P. 108-119.

272. TrykH.E. Advances in Psychological Assessment. California, 1978. -V. l.-P. 34-54!

273. Walters J., Gardner H. The Crystallizing Experience: Discovering an Intellectual Gift // Conceptions of Giftedness / Eds. R. Sternberg et al. -N.Y., 1986.-P. 306-331.182

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.