Формирование художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ахметова, Светлана Петровна

  • Ахметова, Светлана Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 185
Ахметова, Светлана Петровна. Формирование художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2006. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ахметова, Светлана Петровна

Введение

Глава I. Диахронический анализ художественного потенциала школьного здания в истории германской педагогики

1.1. Исторические предпосылки становления идеи формирования художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики

1.2. Развитие идеи формирования художественной кулыуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в германской педагогике X - XVIII вв.

Выводы по первой главе

Глава II. Архитектоника школьного здания как средство формирования художественной культуры учащихся

2.1. Формирование художественной культуры учащихся школ Баухауз и Гетеанум.

2.2. Педагогическая функциональность германского школьного здания в художественном воспитании учащихся

2.3. Художественно-воспитательное значение колористики и семиотики цвета в немецкой и чувашской педагогике

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики»

Социально-экономические преобразования, произошедшие в России, проявились в духовно-нравственном кризисе, переживаемом нашим обществом. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования, в массовом сознании (в том числе детском и молодежном) утвердилась совокупность ценностных установок, деструктивных и разрушительных с точки зрения развития личности, семьи и государства [52]. Современная социокультурная ситуация характеризуется негативными тенденциями, проявляющимися в снижении общего уровня культуры населения, преобладании материальных ценностей над ценностями высшего порядка, обеднении внутреннего мира людей. В таких условиях во главу угла воспитания детей и молодежи государство и общество ставят задачу формирования гармонической личности, «развивающейся личности в развивающемся мире».

Одним из путей решения этой задачи является формирование у подрастающего поколения художественной культуры, что обусловлено объективно существующей связью личности с культурой как системой ценностей [44], ее интегративной человекотворческой и духовной сущностью.

Художественная культура традиционно понимается как опыт человеческой деятельности в сфере искусства (музыки, изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры и др.), а также лучшие образцы результатов художественной деятельности. В то же время она представляет собой уровень развития личности, выражающийся в способности человека образно отражать и моделировать мир, метафорически выражать понимание и оценку явлений действительности, оценивать степень эстетического совершенства художественного произведения или изображения.

Теоретические основы формирования художественной культуры подрастающего поколения средствами таких видов искусства как живопись и музыка разрабатывались интенсивно. Особую роль художественной деятельности в развитии психических функций и активизации творческих проявлений детей отмечал еще JI.C. Выготский. Дальнейшие психолого-педагогические исследования показали, что искусство способствует сенсорному развитию, формирует мотивационно-потребностную сторону продуктивной деятельности детей, способствует дифференциации восприятия, обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации, оказывает влияние на эмоциональную сферу детей.

Проблема формирования художественной культуры школьников изучалась такими отечественными исследователями как Ш.А. Амонашвили, В.И. Жуков, Е.Н. Ильин, И.Ф. Исаев, П.Ф. Каптеров, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, Н.И. Новиков, Т.А. Стефановская и др., а также видными специалистами по зарубежной педагогике Ф. Диттесь, Г.Б. Корнетовым, Л.Н. Ладыженским, Э. Лавлей, С.Я. Лурье, К.И. Салимовой, Х.Х. Талашовым и др. Вместе с тем недостаточно исследованной оставалась проблема выявления воспитательного потенциала архитектуры как «застывшей музыки» в целом и архитектоники школьного здания как части образовательной среды, создаваемой для воспитания детей, в частности.

Роль среды в воспитании человека осознавали выдающиеся представители педагогической науки - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Сорока-Росинский и др. Идея воспитания средой была реализована в опыте французской «параллельной школы», американских «школ без стен», школы «экосистемы». В России эта идея нашла воплощение в отечественной педагогике среды и в практике социального воспитания.

Клара Цеткин, обосновала мысль о том, что само построение школьного здания и используемые средства художественного выражения закономерностей его строения, т.е. его архитектоника должны развивать художественные наклонности и силы ребенка. Человек проводит в школе одну шестую часть своей жизни, поэтому архитектоника школьного здания со всей прилегающей к нему территорией должна способствовать созданию здорового климата и теплой учебной атмосферы, творческой гармонии пространства, цвета и света, превращая школу в экохауз. Школьная внешняя и внутренняя архитектура способствуют реализации обучающей, развивающей, воспитывающей задач формирования художественной культуры учащихся.

В современных условиях модернизация школьной архитектуры в направлении активизации участия самого здания и пришкольной территории в художественном воспитании учащихся сталкивается не только с педагогическими, но и экономическими проблемами. В дешевом типовом проекте архитектору и педагогу трудно реализовать художественные цели и обеспечить языком школьного здания духовное просвещение, формирование гармонично развитой личности школьника, обладающей художественной культурой. Анализ деятельности школ, размещающихся в однотипных монотонных сооружениях, показывает, что своей формой и светоцветовым оформлением они мало способствуют духовно-нравственному просвещению учащихся.

Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, необходимостью поиска и реализации новых путей решения проблемы формирования художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания, соответствующих требованиям времени, а с другой -возможностью обращения российской педагогики к изучению не только отечественного, но и зарубежного опыта формирования личности, ибо существование константных ценностей доказуемо лишь на основе анализа всех тех педагогических идей, которые выработало человечество.

Неотъемлемой частью зарубежной педагогики является немецкое просвещение, яркими представителями которого были М. Лютер, Э. Роттердамский, И. Штурм, Т. Мор, Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Дистервег, И.Ф. Гербарт, Г. Кершенштейнер, Р. Штейнер и др., уделявшие значительное внимание проблеме формирования художественной культуры учащихся. Интерес представляет опыт воспитания средой немецких «соседских» интегрированных школ, а также школ, созданных Р. Штейнером. Практическое использование теоретических положений, норм и принципов немецкой педагогики в рамках российского образования позволит целостно осмыслить и адекватно решить задачу сохранения и развития в маленьком человеке «субстанции детства», привлекая для этой цели архитектонику школьного здания, его преобразование и приближение к натуре.

Анализ немногочисленных исследований по проблеме формирования художественной культуры школьников показывает, что в них остается недостаточно изученным опыт решения этой проблемы средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики. Неразработанность и отсутствие в целостной теории воспитания идей, основанных на традициях художественного воспитания германской педагогики в сопоставлении с отечественными традициями, сдерживают развитие школы.

Таким образом, имеется ряд противоречий между:

- потребностью общества в формировании у подрастающего поколения художественной культуры как неотъемлемой части общей культуры и всей жизнедеятельности молодых людей и реальным состоянием решения этой проблемы в современной общеобразовательной школе;

- объективной необходимостью использования архитектоники школьного здания как эффективного средства формирования художественной культуры школьников и неразработанностью теоретических основ осуществления этого процесса; г необходимостью решения задачи формирования художественной культуры школьников с учетом передового зарубежного (германского) опыта в этой области и недостаточной изученностью этого опыта.

На основе анализа актуальности и противоречий определена проблема исследования: каковы исторические предпосылки и основные этапы реализации задачи формирования художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики? Определение проблемы позволило сформулировать тему исследования: «Формирование художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики».

Цель исследования: исследовать исторические предпосылки, выявить основные тенденции и этапы реализации задачи формирования художественной культуры средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики.

Объектом исследования является процесс формирования художественной культуры школьников в истории германской педагогики.

Предметом исследования является процесс реализации задачи формирования художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что решение проблемы формирования художественной культуры учащихся современной российской общеобразовательной школы будет более успешным, если:

- проанализировать исторические предпосылки решения аналогичной проблемы средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики;

- выявить основные тенденции сооружения и оформления школьного здания в диахроническом зарождении и развитии, включая цветовые решения, оформление помещений и обстановки, формирование окружающей среды;

- раскрыть художественно-воспитательный потенциал школьного здания и воспитательно-гигиенические и экологические особенности школьных зданий в Германии в их историческом развитии;

- выявить специфику использования архитектоники школьного здания в формировании художественной культуры учащихся в вальдорфской педагогике.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих исследовательских задач:

1. Рассмотреть исторические предпосылки использования художественно-воспитательного потенциала школьного здания в формировании художественной культуры учащихся в истории германской педагогики.

2. Выявить основные тенденции и этапы решения исследуемой проблемы в истории германской педагогики.

3. Показать особенности формирования художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в вальдорфской педагогике.

Методологическую основу исследования составляют диалектика как общий метод познания, требующий целостного и всестороннего рассмотрения явлений в их развитии и взаимосвязи; идеи философской и педагогической науки о единстве исторического и логического, системного и целостного, теоретического и эмпирического подходов к рассмотрению проблем художественного воспитания подрастающего поколения; учение о морали и воспитании, об отношении к культурному наследию.

Теоретическую основу исследования также составили:

- идеи культурологического подхода (B.C. Библер, М.М. Бахтин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, М.К. Мамардашвили и др.);

- психологическая теория личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. Фрилинг и др.);

- концепции художественно-творческого развития и эстетического воспитания детей (Д.Б. Богоявленская, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Я.А. Пономарев и др.);

- идеи средового подхода в воспитании (Н.В. Крупенина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский и др.).

Методы исследования: сравнительно-исторический, историко-ретроспективный методы - анализ и синтез информации, полученной в ходе изучения философской, психолого-педагогической, художественной, этнографической, социологической и исторической литературы по теме исследования; обобщение опыта германских педагогов по формированию художественной культуры средствами архитектоники школьного здания; компаративное изучение разновременных требований к форме и светоцветовому оформлению школьного здания в германской архитектурной педагогике.

Источниковую базу исследования составила совокупность следующих материалов:

- труды классиков педагогики, работы известных немецких педагогов;

- документация нормативного характера (законодательные акты, уставы учебных заведений, инструкции, протоколы, отчеты и т.д.);

- статистические источники;

- материалы съездов и совещаний по вопросам школьного устройства;

- мемуарная и публицистическая литература и т.д.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2000-2001гг.) было осуществлено осмысление и оценка состояния проблемы, изучалась научная литература с целью определения основных подходов к проблеме исследования, анализировалась степень ее изученности, определялись цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, его план.

На втором этапе (2002 -2005 гг.) было проведено сущностное изучение предпосылок, тенденций и этапов развития проблемы формирования художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики; осуществлен углубленный анализ проблемы на основе использования эмпирического материала, пополнялся фактический материал из оригинальных источников.

На третьем этапе (2005-2006гг.) - осуществлялись систематизация материала, обобщение результатов исследования, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- рассмотрены исторические предпосылки использования художественно-воспитательного потенциала школьного здания в формировании художественной культуры учащихся в истории германской педагогики;

- выявлены основные тенденции и этапы в решении проблемы формирования художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики;

- раскрыты особенности формирования художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в вальдорфской педагогике.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные факты, их анализ и теоретическое обобщение способствуют обогащению научных представлений о процессе формирования художественной культуры учащихся. Результаты исследования дополняют существующие концепции формирования личности ученика с привлечением архитектурных образов и архитектоники школьного здания; доказывают воздействие воспитательного потенциала архитектоники школьного здания на формирование художественной культуры учащихся.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его положений и выводов в практике строительства и оформления школьных зданий внутри и извне, использования принципов органической биоархитектуры в устройстве пришкольного пространства. Результаты исследования могут быть использованы в разработке специальных курсов, семинаров для системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также в системе подготовки дизайнеров при преподавании строительной архитектуры, архитектурных технологий и дизайна.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений; опорой на комплекс методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам; анализом литературы по архитектурной и педагогической тематике; использованием историко-педагогических и архивных материалов; соотношением полученных результатов исследования с современными научными положениями педагогической науки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественная культура учащихся является составной частью базовой культуры личности. Она представляет собой целостное личностное новообразование, включающее субъективацию школьником общечеловеческих и национальных художественных ценностей, способности к оценке эстетических свойств явлений, соучастию и сопереживанию героям произведений искусства, к созданию объектов, воплощающих духовное и идейное содержание в чувственном материале (слове, музыке, красках и т.п.).

Художественная культура школьника представляет собой синтез аксиологического, эмоционального и деятельностного компонентов.

2. Архитектоника школьного здания, включающая художественно-конструктивное решение его экстерьера и интерьера, планировочную структуру здания, цветовое оформление помещений, использование экологически безопасных строительных материалов, является эффективным средством формирования художественной культуры учащихся.

3. Основными историческими предпосылками развития школьного строительства в Германии выступают объективные (выделение образования в особую отрасль духовного производства, выполняющую функцию оптимального и интенсивного вхождения человека в мир науки и культуры, возникновение школы как института воспитания подрастающего поколения) и субъективные предпосылки (движение реформации просвещения, появление ряда немецких ученых-философов, провозгласивших гуманистическое мировоззрение и обосновавших отделение художественных ценностей от религиозно-эстетических, появление в искусстве в целом и в архитектуре атмосферы эстетизма и новых принципов построения художественного произведения).

4. В становлении и развитии проблемы формирования художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики условно можно выделить следующие основные этапы:

- 1 этап (16-18 вв.), объединивший периоды Возрождения и Просвещения, открывших эру нового человека в истории европейской цивилизации. Движение реформации просвещения способствовало становлению школы классического типа и открытию сети школ для низших слоев населения. В школу привносятся идеи гуманизма, совершенствования общественного устройства через совершенствование воспитания подрастающих поколений, формирование гармонично развитой личности. В архитектуре появились арки, купола, монументальная живопись и другие фундаментальные формы и цвета, объемы. Все эти элементы переносились и на школьное строительство и способствовали формированию художественной культуры учащихся;

- 2 этап (19- начало 20 вв.) - осуществлялось становление национальной системы образования и расширения участия государства в педагогическом процессе. Были заложены законодательные основы новой школы, в том числе регламентирующие эстетические и санитарно-гигиенические требования к школьным помещениям. Выдающиеся представители немецкой педагогической мысли (А. Дистервег, А.Гумбольдт, И.Ф. Гербарт, И. Песталоцци) внесли вклад в открытие школ, при строительстве которых уделялось внимание архитектонике школьного здания и его влиянию на воспитание учащихся;

- 3 этап (вторая половина 20 - начало 21 века) - характеризуется становлением национальной системы образования и расширением участия государства в педагогическом процессе. Были заложены законодательные основы новой школы, в том числе регламентирующие эстетические и санитарно-гигиенические требования к школьным помещениям. Выдающиеся представители немецкой педагогической мысли (А. Дистервег, А.Гумбольдт, И.Ф. Гербарт, И. Песталоцци) внесли вклад в открытие школ, при строительстве которых уделялось внимание архитектонике школьного здания и его влиянию на воспитание учащихся.

Начало 20 в. связано с общественным переворотом, начавшимся в конце первой мировой войны. Ноябрьская революция 1918 г. вызвала активизацию творческой деятельности художников и представителей творческой интеллигенции. Возникла архитектурно-художественная школа Баухауз, явившаяся ярким примером разработки архитектоники школьного здания, формирующей художественную культуру учащихся посредством новых архитектурных форм и современных технологий строительства и оформления интерьера. Идеи Баухауза были использованы и развиты Р. Штейнером при создании школы Гётеанум и обосновании идеи о роли архитектоники школьного здания в создании благоприятной для ребенка, а не враждебной ему естественной жизненной среды.

5. Педагогические принципы вальдорфской школы, Баухауза и Гётеанума непосредственно исходят из специфики биоархитектуры и воспитания свободной личности с учетом компенсаторной и редукционной функций архитектоники школьного здания в формировании художественной культуры, заключающихся в соответствии школьного здания воспитательно-гигиеническим требованиям, колористике и семиотике цветообозначений, обустройстве пришкольной территории.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены и одобрены на научно -практических конференциях в Чувашском госуниверситете им. И. Н. Ульянова, в Российском государственном социальном университете (Чебоксарский филиал), на заседаниях кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Разработанные автором рекомендации одобрены и реализуются преподавателями данного вуза, а также педагогами общеобразовательных школ г. Чебоксары.

Структура диссертации: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиография, приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ахметова, Светлана Петровна

Выводы по второй главе

В практике чтения лекций по дизайну и архитектурным технологиям и проведения семинарских занятий мы в первую очередь стараемся удивить студентов новыми знаниями по специальности: не удивишь - не научишь, а при определении уровня их эстетической воспитанности на первое место выдвигаем положительное эмоциональное реагирование на новое в художественных ценностях окружающего мира и выражения собственных чувств в форме суждения, анализа и оценки.

Архитектура школьного здания как выразительница технического и культурного прогресса и как «каменная философия эпохи» на важнейшее место среди средств композиции ставит также пропорции и закон равновесия, что в воспитании отражается в виде гармонически развитой личности, чьё тело рассматривается нами как лучшее пропорциональное создание. Опыт строительства вальдорфских школ в Германии наглядно демонстрирует соразмерность формы здания по отношению к человеку.

Формы и цветовое решение школьных зданий оказывает значительное влияние на здоровье детей, их художественное воспитание, формирование знаний, умений и навыков. Справедливость данного утверждения доказана знатоком душевного мира и внутреннего успокоения немецким просветителем В. Гумбольдтом. В связи с этим по мнению Д. И. Писарева исключительно влияние обстановки на восприятие школьника, условий, при которых пробуждается его духовная деятельность, производящих впечатление на восприимчивые, ещё не окрепшие нервы [97.С.66-70]. Вслед за европейскими медиками он отмечает, что школа часто и очень резко влияет на детей отрицательно в физическом отношении, «прежняя свежесть, бодрость и цветущее здоровье детей сменяется вялостью, утомленностью и болезненностью. Некоторые даже перестают расти» [97.С.315]. Думаем, что в данном случае подразумевается вся внутренняя и внешняя обстановка в школе, включая и её архитектонику, которая нередко нуждается в коррекции.

Разнообразие и богатство впечатлений от архитектонической среды предполагают поиск внутренней согласованности и олицетворяют познавательную деятельность учеников[Э4.С.З]. Педагогическая функциональность школьного здания предполагает формирование знаний, умений и навыков на примере его архитектуры с учетом роли воображения, побуждения, контроля над собственной фантазией. Эстетическое освоение учеником школьного здания происходит в медленном процессе превращения здания в родной дом, о чем напоминает антропософская педагогика Р. Штейнера.

Специфический язык школьного здания дан для развития мыслительной деятельности и должен соответствовать возможности учащихся свободно двигаться в помещениях и создавать ощущение тепла и мягкости; этому надо учить, разъясняя цвет стен, оформление колонн, форм лестницы, вид фасада, крыши и других деталей строения; важно работать над теми общими выражениями, т. е. выразительными формами школьного здания и его окружения, которые соответствуют социальным потребностям и сенсомоторным восприятиям учеников [144.С.8].

Говорящая архитектура школьного здания способна играть такую же роль в формировании художественной культуры, что и речь учителя; риторика школьного здания выражает отношение архитектора к ученикам, стимулирует его желание жить и учиться, побуждает в нем инициативу, творческое мышление.

Экспериментально доказано негативное влияние мрачного цвета на зрение учеников, увеличивающее близорукость и дальнозоркость, вызывающее болезни желудочно-кишечного тракта. Психофизиологически цвет отражается на эмоциональном состоянии учеников и изменяет параметры деятельности организма, цвет может быть как источником заболеваний, так и стимулятором и средством лечения, определяет характер личности. В целом рекомендуется для школы более яркая окраска, чем для жилого дома. Желтоватые стены и потолки, зеленоватые цвета помещения успокаивают учеников, переход в красноватое помещение вызывает в них душевный подъем. Там, где ученики находятся длительное время, могут доминировать желтый как веселый и теплый цвет, он создает настроение, а приглушенный зеленый цвет способствует релаксации ученика и ускоряет время, снимает умственное утомление.

В формировании художественного вкуса учеников эффективно могут быть использованы коридоры, школьная столовая, музыкальная студия, актовый зал, физкультурный зал, учительская, театральная студия, библиотека и другие помещения, если обеспечена правильная организация цвета стен, потолков и пола, особенно передней стены, на которую смотрят длительнее, чем на другие. Важен цветовой порядок на столах и на партах, выбор предпочтительных цветов для шрифта и бумаги - нежно-зеленого цвета, как стандарта для школьных тетрадей, который превращается в белый, если продолжительно смотреть на неё. Удаление черного цвета с досок и столов как создающего вредный оптический контраст с белым считается желательным.

Великий просветитель Гёте как основатель колористики - науки о восприятии цвета [51.С.445], первым указал непрерывный переход от красного к фиолетовому, что любой цвет является результатом смешения элементарных цветов, все они воздействуют на душу, пробуждая эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, печалят или радуют, т. е. воспитывают. Он также открыл, что предметы, идущие к нам, греют, а уходящие - охлаждают, предметы теплых тонов естественно кажутся ближе и доступнее. Эти открытия исследователя имеют практическое значение как для учителя, так и для ученика, на что и рассчитывал сам Гёте: «Мы желаем, чтобы наши усилия побудили художников практически испробовать и оживить установленные нами закономерности» [41.С.77]. Эстетико-эмоциональные тайны цветов и форм, зашифрованных в зданиях, классах, учебниках, являются действенным средством формирования художественной культуры.

Если красный цвет - лучшая среда для зарождения новых оригинальных идей, если у чуваш ничего не мыслилось без желтого солнечного цвета, являющегося проявлением оптимизма, то зелёный цвет гармонирует, успокаивает, являясь символом природы, спокойствия, молодости, плодородия и надежды, понижает кровяное давление; а голубой цвет чистого неба над головой считается символом чистоты и целомудрия, успокаивающим психику, понижает температуру тела, уменьшает боль, то становится понятным, почему результаты исследования цвета (естественно, повествование об основных цветах можно продолжить) для педагогики имеет исключительное значение, если целенаправленно использовать их в эстетическом воспитании через оформление школьного здания, его помещений и пришкольной территории, а также учебников.

Этимологически чувашское «тум» (одежда, наряд [32.С.257], выполняющий функции укрытия от непогоды, и интернационального «дом» индоевропейского происхождения (строение, здание) [132.С.129], близкие по звучанию, семантике и выполняемой функции укрытия [36], можно было бы сблизить по украшению и оформлению, здание могло бы получиться у одежды, вышивок, ибо и в том, и в другом случае воспитывают форма и цвет, отражаются традиции народов [58], наблюдается привязанность к белому цвету - символу чистоты, выражающему и горе, и счастье. Если вышивка -свидетельство эстетической школы высокого класса, то и школьное здание могло бы стремиться к такому классу. В народном искусстве усвоены закономерности искусства цвета, то и в школьном здании желательно их усвоить ради искусства воспитания.

Школьная колористика способна поднять эффективность образования и воспитания, если её использовать в союзе с чистотой, ибо грязный и пыльный белый цвет становится серым и ухудшает настроение учащихся, формируя чувство рутинных забот и безразличие. Исходя из этого, становится ещё понятнее, почему исторически в школьной архитектонике приоритетное значение имела гигиена.

В количественном отношении также цвета следует использовать педагогически квалифицированно: черный цвет в небольшой дозе сосредотачивает, а в большой - вызывает мрачные мысли; коричневый в сочетании с яркими цветами создает уют, а без них - дискомфорт. Одновременно рекомендуется учитывать и продолжительность пребывания ученика в классе, а также вид выполняемой работы - физической или умственной. Величайшим же волшебником остается солнце, ибо без него нет света, а без света - цвета, без цвета - художественного воспитания.

Заключение

Исследование проблемы школьного строительства способствует развитию воспитательного искусства, важнейшим компонентом которого служит архитектура, и искусство воспитания, на которое долгое время обращалось внимание явно по остаточному принципу, о чем своевременно информировал еще К.Д.Ушинский: "Кажется, люди думали обо всем, кроме воспитания, искали средств величия и счастья везде, кроме той области, где скорее всего их можно найти" [121.С.36].

Древнейшими просветителями-мудрецами замечена закономерность: "величайшим уроком истории является то, что никто не извлекает уроков из уроков истории" [82.С.З]. Первейшим уроком истории архитектоники школьного здания является ее единство с гигиеническими вопросами, поэтому немцы, начиная с первых народных школ Лютера, заботились о "здоровом духе в здоровом теле" и открывали помещения для обучения и воспитания в экологически благоприятных местах, выполняя в них гигиенические требования, среди которых на первом месте стояла чистота [22.С.49] как главное педагогическое условие воспитания. Его дефицит сегодня в эпоху экологической катастрофы и глобализации обширен, но на территории школы можно его редуцировать, исходя из исторических уроков.

Хронология появления школы, классно-урочной системы и педагогического коллектива, осознание необходимости обучения и воспитания подрастающего поколения в определенно отведенном месте составляет более пяти тысяч лет, и при выборе данного места всегда учитывалась биоархитектура, ученику давались первые представления о явлениях природы, учили ассматривать себя слугой природы [157.С.56-57], [158.С.93] а не ее господином, воспитывали по принципу природосообразности, который затем лег в основу педагогики Рудольфа Штейнера.

Выявляя параллели между архитектоникой школьного здания и орнаментальным искусством [69], мы сознаем исключительную сложность воспроизведения космогонических представлений древнего человека и отраженных в вышивках их элементов, однако убеждены, что в духовном образовании молодого поколения не будут лишними иллюстрации мифологических сведений, верований, ярусов неба, солнца, птицы и коня [133.С.11-25] с соответствующим цветовым оформлением в помещениях и на территории школы как наглядность. Исследований по данной проблематике достаточно, к примеру, нуждаются в практической реализации в архитектуре данные академика А.А.Трофимова [119.С.35-52]; усвоив их и наши ученики могли бы воскликнуть: "Чем мы хуже древних греков"; они нашли признание и в Германии [165.С.53-55].

В рамках нашего исследования мы вынуждены ограничиться лишь упоминанием заслуг автора 9Q томов педагогических сочинений просветителя Мартина Лютера, о котором Л.Н.Толстой 19 июля 1860 года в Киссингене оставил запись: "Читал историю педагогики. Лютер велик" [117.С.2]. Известно, как он был требователен в отношении помещений для народных школ, а о его влиянии на просвещение в нашей стране свидетельствует и такой факт: среди лютеран Казанской и Симбирской губерний по переписи 1897 года практически не было безграмотных - из 1384 человек грамотных было 1209 и соответственно из 1707 - 1319 человек. [94]. [96]. Известно также, что его чувашский последователь И.Я.Яковлев сам был основателем, проектировщиком и архитектором не только основанной им Симбирской Чувашской школы, но и более 400 народных школ для чувашского населения Поволжья [139.С.115]. Умозрительно воспринимая архитектонику школьного здания, его светлые и чистые комнаты как компонент образовательного пространства, ученик обеспечивает бессмертие созданного человечеством храма науки и духовность при условии, если он, например, новых беспризорников перевоспитает в истинных граждан по опыту А.С.Макаренко [67. С.205.].

Вузовская наука нередко обращала внимание исследователей на архитектуру [134], особенно по вопросам реконструкции и реставрации памятников природы и культуры [66. С.334], чтобы города и села стали привлекательными для школьников и их родителей. В хронике культурных событий Германии архитектура и дизайн также занимают достойное место [152.С.42-46]. Наша цель заключается в том, чтобы определить новые источники интенсификации воздействия архитектуры на модернизацию духовного образования [136]. Каждый исследователь приходит к научной истине через свою профессию. В нашей диссертационной работе, будучи архитектором по образованию и преподавателем архитектоники объемных структур и дизайна по роду деятельности, имея в своем распоряжении источники по вальдорфской педагогике, деятельности Баухауза [77.С.97], [78.С.6], Гётеануму, говоря словами Лютера, целями "освобождения от духовного гнета, идеями об освобождении совести и мысли от нравственного гнета", мы попытались обеспечить личность правом самостоятельного исследования истины [60.С.161].

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

Через всю историю развития школы красной нитью проходит необходимость учитывать воздействие формы и цветового фона на умственное, физическое и нравственное развитие учащихся, обеспечивать положительное восприятие школьного здания, территории, фасада, классных комнат всеми органами чувств учащихся; использовать семиотику и цвета, и цветов более интенсивно в духовном воспитании и художественном развитии тех, для кого школа является жилищем. Германская школа широко пользуется в данном аспекте достижениями настенной и стеклянной архитектуры византийского, романского, готического искусств, где наиболее пропорциональным созданием рассматривается сам человек согласно принципу Aller Dinge Mass ist der Mensch [153. С. 137] (человек является мерилом всех вещей).

Школьное здание как третья кожа ученика вслед за собственной кожей и костюмом рассматривается нами как объемно-пространственный наряд для всего многочисленного коллектива школы. Как личность, так и её костюм, а также школьное здание символизируют путь становления художественной культуры ученика. Вальдорфская школьная архитектура поэтому уделила исключительное внимание архитектонике - форме и цвету здания, помещений, пришкольной территории [136.С.79]. Следовательно, если в художественной культуре личности отражается народность, если костюм проявляет виды народного декоративно-прикладного искусства, то и архитектоника школьного здания должна функционировать достойно со своим отточенным веками ритмом, композиционной стройностью и художественным вкусом.

Основными историческими предпосылками становления идеи использования архитектоники школьного здания как средства формирования художественной культуры учащихся в истории германской педагогики выступают объективные (выделение образования в особую отрасль духовного производства, выполняющую функцию оптимального и интенсивного вхождения человека в мир науки и культуры, возникновение школы как института воспитания подрастающего поколения) и субъективные предпосылки (движение реформации просвещения, появление ряда немецких ученых-философов, провозгласивших гуманистическое мировоззрение и обосновавших отделение художественных ценностей от религиозно-эстетических, появление в искусстве в целом и в архитектуре атмосферы эстетизма и новых принципов построения художественного произведения).

В развитии идеи формирования художественной культуры учащихся средствами архитектоники школьного здания в истории германской педагогики условно можно выделить ряд основных этапов, отражающих взаимосвязь школьного образования и искусства как социокультурных явлений.

Идеалы Баухауза и Гётеанума формировались в тех условиях, когда духовно-разрушительная опасность научно-технического прогресса стала очевидной [80.С.4]. «Союз всех искусств под крылом великой архитектуры» привел в Германии к созданию колонии художников и ремесленников с народным домом в центре. Архитектурное сооружение считалось вместилищем всех духовных сил и концентрированным выражением благороднейших побуждений человека.

Педагогические принципы вальдорфской школы, Баухауза и Гётеанума непосредственно исходят из специфики биоархитектуры и воспитания свободной личности с учетом компенсаторной и редукционной функций архитектоники школьного здания в формировании художественной культуры, заключающихся в соответствии школьного здания воспитательно-гигиеническим требованиям, колористике и семиотике цветообозначений, обустройстве пришкольной территории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ахметова, Светлана Петровна, 2006 год

1. Академики рассказывают / С.Михайлов. - М.: Молодая гвардия, 1977.-239 с.

2. Александров, В. Н. История русского искусства / В. Н. Александров. -Мн. Харвест. 2004. 736 с.

3. Алексеева, В. В. Опять об «эстетическом воспитании»/ В.В.Алексеева// История художественного образования в России. 629 с.

4. Аленов, М. М. Русское искусство X начала XX века/ М. М. Аленов, О. С. Евангулова., Л. И. Лифшиц/ - М.: Искусство 1989. - 459 с.

5. Ашукин, Н. С. Крылатые слова / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина М.: Художественная литература 1988. - 527 с.

6. Багдасарьян, Н. Г. Культурология / Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева. И. Е. Чучайкина. М.: Высшая школа, 2004. - 709 с.

7. Бизантц, X. На пути к новому стилю / А. М. Соколина // Архитектура и антропософия, М.: KMC, 2001 - 268 с.

8. Борохов, Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове / Э.Борохов. М.: ACT, 2003.-715 с.

9. Бушканец М.Г. Хрестоматия по педагогике. / М.Г.Бушканец, Б.Д.Леухин. М.: Просвещение, 1976. - 432 с.

10. Василевская, Л. Ю. Мировая художественная культура / Л. Ю. Василевская. М.: Изд. Центр A3,1996. - 226 с.1.. Викторов, Г.А. Я вернусь / Г. А. Викторов. Чебоксары: «Новое время»,.2006. - 203с.

11. Виноградов, В. Б. Тайны минувших времён / В. Б. Виноградов М.: Наука, 1966.- 167 с.

12. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству / И. П. Волков. -М.: Просвещение, 1982. 144с.14. , Волков, Г. Н. Концепция Траковской Чувашско-немещкой гимназии / Г. Н. Волков, Д. Е. Иванов. Чебоксары, Изд-во РИПКРНО, 1993.- 73 с.

13. Волков, Г. Н. Созвездия земли / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чув кн. изд-во, 1979. - 445с.

14. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. Чебоксары: Фонд И. Я. Яковлева, 2004. - 487с.

15. Волков, Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков. М.: Пресс-сервис, 1997.- 441 с.

16. Вожов, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чув. Кн. изд-во. 1974.-375 с.

17. Вопросы истории и теории искусств / Прохорова В. А. Чеб.: Изд-во НИИ языка, литературы, истории, 1992. - 182 с.

18. Воробьев, Г. Г. Школа будущего начинается сегодня / Г. Г. Воробьев. М.: Просвещение, 1991. - 239 с.

19. Гандельман, В. А. Учебник немецкого языка для гуманитарных вузов / В. А. Гандельман. М.: Высшая школа, 2001. - 303 с.

20. Ганелин, Ш.И. История педагогики / Щ. И. Ганелин, Е. Я. Голант. -М.: Уч. пед. изд-во, 1940. 405 е.

21. Гёте, И. В. Учение о цветах / И. В. Гёте. Лихтендштадт: Пбг, 1920. -286 с.

22. Грушевицкая, Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре / Т.Г.Грушевицкая, М.А.Гузик, А.П.Садохин. М: Академия, 2001 408 с.

23. Гулыга, А. В. Что такое эстетика / А. В. Гулыга. М.: Просвещение, 1987.- 173 с.

24. Дизайн архитектурной среды. Кр. Терминологический словарь-справочник / С.М.Михайлов, Н.Д.Дембич, В.И.Захаров. Казань: ДАС, 1994. -120 с.

25. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств Вып. 2. Северное

26. Возрождение/Н. А. Дмитриева. -М.: Искусство, 1991.-318 с.

27. Дошкольная педагогика. Часть первая / Логинов В. И., Саморуков П. Г. М. Просвещение. - 257с.

28. Драч, Г.В. Культурология / Г.В.Драч. Ростов н/Д.: Феникс - 576 с.

29. Дьёлафэ, Ф. Археология / Ф. Дьёлафэ. М.: Астрель, 2002. - 252с.

30. Дэй, К. Обитаемое пространство / А. М. Соколина // Архитектура и антропософия, М.: KMC, 2001. - 268 с.

31. Егоров, В. Г. Этимологический словарь чувашского языка / В. Г. Егоров. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1964. - 355 с.

32. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура / Л. Г. Емохонова. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. -488 с.

33. Ермолаева, Л. П. Основы дизайнерского искусства / Л. П. Ермолаева. М.: Изд-во «Гном и Д», 2001. - 85 е.

34. Жуков, В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития / В. И. Жуков. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. - 175 с.

35. Земляков, А. Е. Проблема связи воспитания с жизнью в истории Чувашской школы и педагогики / А. Е. Земляков. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2004.-. 291с.

36. Золотов, В. А. Монах Иакинф / В. А. Золотов, В. А. Иванов. Изд-во Янташ, Санкт-Петербург, 2006 - 47с.

37. Золотов, В.А. Славный сын отечества / В. А. Золотов. СПб.: Янташ, 2006. - 60 с.

38. Иванов, В. А. Германо-чувашская этническая педагогика / В. А. Иванов. Чебоксары: Руссика, 1998.- 239 с.

39. Иванов, В. А. Педагогическая ориентация обучения немецкому языку / В. А. Иванов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1991. - 95 с.

40. Иванов, В.А. Учитель вечный ученик народа /В.А.Иванов.-Чебоксары: Калем, 1997. - 127с.

41. Ивянская, И. С. Мир жилища / И. С. Ивянская. М.: Дограф, 2000.297 с.

42. Идеи эстетического воспитания, т. 2 / В. П.Шестаков. М.: Искусство, 1973.-365 с.

43. Идейное наследие Н. К. Крупской и современные проблемы перестройки школы Материалы всесоюзной научно-практической конференции. / Равкин 3. И. М., НИИ ОП АПН СССР. 1989, - 297с.

44. Иллюстрированный энциклопедический словарь / В. И. Бородулин. -М.: Научн. изд-во: Большая советская энциклопедия, 2000. 1038 с.

45. Кантор, A.M. Пластическое искусство / А.М.Кантор. М: НИИ теории и истории изобразительных искусств в Рос.Академии художеств, 1994. 155 с.

46. Карлгрен, Ф. Воспитание к свободе / Ф. Карлгрен. М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. 272 с.

47. Карлгрен, Ф. Рудольф Штайнер и антропософия / А. М. Соколина // Архитектура и антропософия, М.: KMC, 2001. - 268 с.

48. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. Спб.: Лань, 2001.832с.

49. Козин, В. Р. Древние ульи / Н. Одоев // Русские писатели о чувашах. --М.: 1935.- 286 с.

50. Конради, К.О. Гете. Жизнь и творчество. / К. О. Конради. М.:1. Радуга, 1987.-591с.

51. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002, № 6 67 с.

52. Королюк, В. Д. Вопросы историографии и источниковедения славяногерманских отношений / В. Д. Королюк. М.: Наука, - 284 с.

53. Кравченко, А.И. Культурология / А.И.Кравченко, М.: Проспект, 2006.-285 с.

54. Краткий словарь по эстетике / Лебедев, М.: Политиздат, 1964. 543с.

55. Крутоус, В. П. Путь к прекрасному / В. П. Крутоус, М.: Просвещение, 1989.-192 с.

56. Куку шин В. С. Общие основы педагогики / В. С Кукушин. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. - 224 с.

57. Культура чувашского края / Скворцов М. И. Чеб.: Чув. кн. изд-во,349с.

58. Культурология. / Ю. Н. Солонин. М.: Высшее образование, 2005566 с.

59. Курило, О.В. Мартин Лютер реформатор, проповедник и педагог / О. В. Курило. - М.: РУУ, 1996. -237 с.

60. Ладыженский, Л. Н. Образцы школьного строительства на Западе / Л. Н. Ладыженский. М.: Изд-во: Т- ваИ.Д.Сытина, 1915. - 136 с.

61. Лёхина, И. В. Словарь иностранных слов / И. В. Лехина, Петрова Ф. Н. М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1954. 853 с.

62. Локшина, С. М. Краткий словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1984. - 311 с.

63. Лукьянов, Б. В мире эстетики / Б. Лукьянов. М.: Просвещение, 1988. -272с.

64. Луначарский, А. Статьи об искусстве / А. Луначарский. М.: Учпедгиз, 1941.- 624 с.

65. Мадуров, Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей / Д. Ф. Мадуров. Чеб.: Чув. кн. изд-во, 2004. - 487с.

66. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. М.: Высшая школа, 1987. - 622 с.

67. Мартынов, В.Ф. Мировая художественная культура / В.Ф. Мартынов. Мн.: НТО ОО «Тетра Системе», 1997.-320 с.

68. Маслова, В. И. Цветопсихология, цветотерапия / В. И. Маслова. -. Чеб. 2005. 55с.

69. Маслова, И. Н. Взаимодействие русской и чувашской культур / И. Н.

70. Мае лова. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив-та, 2006 -93 с.

71. Матвеев, Г. Б. Чуваши Самарской луки / Г. Б. Матвеев. Чебоксары: Изд-во Чув. Гос. гуман. инст-та, 2003, - 160 с.

72. Мачехин, А. Е. В поисках смысла / А. Е. Мачехин. М.: Олма-пресс, 2004. -. 883 с.

73. Миассарова, Э. Р. Функционирование светоцветовой концептосферы в текстах: автореф. дис. .канд. фил. Наук. -Каз. 2006.- 24 с.

74. Мирецкая, Н. В. Сопряжение / Н. В. Мирецкая.- М.: Просвещение, 1989.-206 с.

75. Мировая художественная культура / Б. А, Эренгросс, В. Р. Арсентьев, Н. Н. Воробьев. М.: Высшая школа, 2001 - 767 с.

76. Михайлов, С. М. История дизайна / С. М. Михайлов. Том 1., М.: Союз дизайнеров России. 2004. - 280с.

77. Михайлов, С. М. История дизайна. Краткий курс / С. М. Михайлов, А. С. Михайлова. М.: Союз дизайнеров России, 2004 289 с.

78. Михайлов, С. М. История дизайна. Том 2. / С. М. Михайлов. М.: Союз дизайнеров России, 2004. - 396 с.

79. Михайлова, JI. В. Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка в контексте проблем современного образования / Л. В. Михайлова. М.: Мирос, 2002. - 197 с.

80. Назаров, Ю. В. Постсоветский дизайн. Проблемы, тенденции,перспективы, региональные особенности / Ю. В. Назаров. М.: Союздизайнеров России. 2002.-416 с.

81. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство / М. Г. Неклюдова. М.: Искусство, 1991. - 395 с.

82. Николаев, В.В. История предков чувашей / В. В. Николаев. -Чебоксары: Фонд К. Иванова, 2006. 99 с.

83. Никольский, Н. В. Краткий курс этнографии чуваш / Н. В. Никольский. Чебоксары, 1938. - 164 с.

84. Нимейер, О. Мой опыт строительства Бразилии / О. Нимейер. М.; Издательство иностранной литературы, 1963. - 40 с.

85. Овсянников, Ю. М. Рассказы об архитектуре / Ю. М. Овсянников. М.: Дет. лит-ра, 1984. - 191с.

86. Одоев, Н. Русские писатели о чувашах. / Н.Одоев. М.: 1935. - 286 с.

87. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.-М.: АН РФ. 1996.-907с.

88. Паранюшкин, Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. В. Паранюшкин. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 79 с.

89. Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон. М.: Легпромбытиздат, 1997. - 316 с.

90. Педагогика / Ю.К.Бабанский. М.: Просвещение - 1983. - 608 с.

91. Педагогика / П. И. Пидкасистый М.: Педагогическое общество России, 1998,- 638 с.

92. Педагогика / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. М.: Школа - Пресс, 1998. - 512 с.

93. Петкова, С. М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М.Петкова, Ростов на/Д.: Феникс, 2006. 507 с.

94. Петрова, Т. Н. Историческая этнопедагогика / Т. Н. Петрова. М.: «Прометей», 2000. - 201 с.

95. Петрова, Р. Н. Фольклорная педагогика народов Урало-Поволжья / Р. Н. Петрова, Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 2003. 167с.

96. Петрова, Т. Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры / Т. Н. Петрова. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 1996. - 98с.

97. Писарев, Д. И. Избранные педагогические высказывания / Д. И. Писарев. М.: Учпедгиз, 1938.-460 с.

98. Полозова, Т. Д. Единство мысли, чувства и действия./ Т. Д. Полозова. -М.: Знание, 1978.-47 с.

99. Прасолова, Е. Л. В союзе с красотой / Е. Л. Прасолова. М.: Просвещение, 1987 - 240 с.

100. Прохорова, В. А. Цвет и народное искусство / В. А. Прохорова // Чувашское искусство. Вопросы теории и истории. Вып. II. Чебоксары.: Чув. гос. инст. гум. наук - 1996. - 163 с.

101. Раннев, В. Р. Интерьер / В. Р. Раннев- М.: Высшая школа, 1987.232с.

102. Риттельмайер, К. Архитектоника школы / К. Риттельмайер. Калуга.: Духовное познание, 1998. - 120 с.

103. Рубцов, Л. И. Проектирование садов и парков / Л. И. Рубцов. М.: Стройиздат, 1973. - 196 с.

104. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге , В. В. Сеньковский. М.: МЗ - Пресс, 2001. - 252 с.

105. Садохин, А.П. Мировая художественная культура / А.П.Садохин. -М.: ЮНИТИ. 2006, 495 с.

106. Самарина, Л. В. Традиционная этническая культура и цвет: основные направления и проблемы зарубежных исследований / Л.В.Самарина // Этнографическоеи обозрение. 1992. № 2. 149 с.

107. Свасьян, К. А. Гёте / К. А. Свасьян.- М.: Мысль, 1989. 191 с.

108. Свасьян, К. А. Философское мировоззрение Гёте / К. А. Свасьян. -Ереван, 1983.- 183 с.

109. Смоляницкий, С. Три века Яна Амоса Коменского / С. Смоляницкий Детская литература, М. 1987. 235 с.

110. Смирнов, Б. А. Инженерная психология / Б. А. Смирнов. М. «Экономика», 1983. - 223 е.

111. Солонин, Ю.Н. Культурология / Ю.Н.Солонин, М.С.Каган. М.:

112. Высшее образование, 2005 566 с.

113. Социальная психология./ Петровский А. В. М.: Просвещение, 1987. -223 с.

114. ИЗ. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство / Т. А. Стефановская. -М.: Совершенство, 1998 229 с.

115. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Мн. Нар. асвета, 1982. -287с.

116. Терентьев, А. И. Чебоксары и чебоксарцы / А. И. Терентьев. -Чебоксары: Чув. Кн. изд-во, 2001. 363 с.

117. Ткачев В. Н. История архитектуры / В. Н. Ткачев. М.: Высшая школа, 1987.-271 с.

118. Толстова, Е. В. Просветительная система Мартина Лютера и ее интеграция в педагогическое наследие И.Я.Яковлева: автореф. дис. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / Толстова Елена Владимировна. Чебоксары, 2000. - 24 с.

119. Трофимов А. А. Проблемы развития архитектуры Чебоксар / А. А. Трофимов. // Вопросы истории и теории искусств. Чебоксары: НИИ языка, лит-ры и истории, 1992.- 183 с.

120. Трофимов, А.А. Чувашская народная культовая скульптура / А. А. Трофимов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993. - 235 с.

121. Углубленное изучение иностранных языков в чувашской аудитории / Иванов В. А. Чебоксары: Калем,. 2005 156 с.

122. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 11 томах. / К.Д.Ушинский. М.- Л., 19481952, Т.8.-654 с.

123. Философский словарь. М., Издательство политической литературы, 1980. - 445 с.

124. Фишер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я.Фишер. М.: Академический проект, - 454 с.

125. Фокина Л.В. Орнамент / Л. В. Фокина. Ростов н/Д: Феникс, 200096с.

126. Фрилинг, Г. Человек цвет - пространство / Г. Фрилинг, К.Ауэр. - М.: Стройиздат, 1973. - 141 с.

127. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. Мн. Ушверсггэцкае, 1998.-459 с.

128. Хачатурян, Д. К. Словарь по искусству: архитектура, живопись, музыка / Д. К. Хачатурян. М., Омега, 1999. - 320 с.

129. Хич, К. Учение Гёте о метаморфозе и архитектурный импульс Рудольфа Штайнера / А. М. Соколина // Архитектура и антропософия, М.: KMC, 2001286 с.

130. Художественное конструирование. Проектирование Г.Б Минервин. М.: Высшая школа, 1986. - 239 с.

131. Художественное проектирование / А. А. Белов, В. И. Коваленко, Г. Б. Минервин. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

132. Чувашское искусство / Прохорова В.А. Выпуск II. Чебоксары: Изд-во Чув. гум. инст-та, 1996. 163 с.

133. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение. 1971. - 541 с.

134. Шаркова, Т. В. Число как мера чувашской вышивки / Т. В. Шаркова.-Чеб.: Изд-во Чув. гум. инст-та, 2001. 32 с.

135. Шацкая, В. Н. Задачи и пути эстетического воспитания советского школьника / В. Н. Шацкая // История художественного образования в России. -М.: -169 с.

136. Щербаков, В. С. Изобразительное искусство, изучение и творчество / В. С. Щербаков. М.: Просвещение, 1969. - 271 с.

137. Штейнер, Р. Очерк теории познания Гётевского мировоззрения / Р.1. Штейнер.-М.: 1993.- 142 с

138. Эстетика. / А- А. Беляев, М.: Политиздат, 1989. 447с.

139. Эстетика поведения. / С. Коненков. М.: Искусство, 1963.-256 с.

140. Яковлев, И. Я. Воспоминания / И. Я. Яковлев. Чеб.: Чув. кн. изд-во. 1983. - 285с.

141. Abusch A. Schiller. Grosse und Tragik eines deutschen Genius. Berlin und Weimar. Aufbau Verlag. 1975. -339c.

142. Beyer Horst und Annelies, Sprichtwoerterlexikon, M., Высшая школа, 1989.-391c.

143. Big Band. Albrecht Altdorfer Gymnasium. Regesburg., 2002. 37c.

144. Bildungsbuch. Wien, Zuerich. Gutenberg. 1962. 771c.

145. Gemeinde Lappersdorf. Regensburg. GmBH. 13c.

146. Das Problem Mensch in der Philosophie, Akademie der Wissenschaften der USSr. Moskou. 1988. -215c.

147. Die Deutsche Geschichte. Band I. Augsburg. Weltbild. 2001. 160c.

148. Duden Bedeutungswoerterbuch lO.Mahnheim (Wien/Zuerich). Dudenverlag. 1985. 797c.

149. Eigl K. Deutsche Goetter und Heldensagen. Muenchen. Suedwest Verlag. 495c.

150. Engelhardt W. Umweltschutz. Muenchen. Bayerischer Schulbuchverlag. 199c.

151. Die Lehrplanangabe Rudolf Steiners. Stuttgart. 1979/2 66c.

152. Dollinger E. Informationbroschuere. Lappersdorf. Markgemeinde. 2003. -31c.

153. Erziehungskunst. Stuttgart. Bund der Waldorfschulen. 1979. 83 c.

154. Graf A.E. 6000 Deutscher und Russische Sprichwoerter. Halle VEB Neemeyer Verlag. 1960. 294c.

155. Hegemann A.M. Das kleine Sprichwoerterbuch. Leipzig. VEB Bibliographisches Institut. 1981. 164c.

156. Heine H. Werke und Briefe in zehn Baenden. Aufbau Verlag. Berlin. Band V. - 745c.

157. Jahresbericht. Albrecht Altdorfer Gymnasium. Regenburg Gymnasium. 1996.-147c.

158. Katein W., Zartmann A. Naturkunde. Band L. Essligen. 1958. 137c.

159. Krauter K., Rother Z. Erdkunde 5. Klett. Stuttgart. 1984. 116c.

160. Kulturchronik. Stuutgart, Oktagon Verlag. 1995. N3. - 50c.

161. Lessing G.E. Werke in drei Baenden. Band II. VEB Bibliographisches Institut. Leipzig. 1962. 579c.

162. Magnus G. Histoire de revolution du sens des couleurs. P., 1878

163. Marcuse Z. Bildungbuch der Buechergilde. Band II. Frankfurt am Mein. Wien. Zuerich. Gutenberg. 1962. 771c.

164. Miller R. Sozialismus und Ethik. Berlin, Dietz Verlag. 1984. 371c.

165. Mueller H. Von der heilenenden Kraft des und der Rhytmen. Menschenkunde und Erziehung. Band 22. Stuttgard, Verlag Freies Geistesleben. 1968. 116 c.

166. Monatschrift zur Paedogogik Rudolf Steiners. Stuttgart. 1979, 2. 120c.

167. Monatschrift zur Paedogogik Rudolf Steiners. Stuttgart. 1979, 1. 60c.

168. Monatschrift zur Paedogogik Rudolf Steiners. Stuttgart. 1971, 9.- 60 c.

169. Roeding K.D. Farben des Herbstes. In. Urania 11/87. Berlin. 1987. 81c.

170. Rudolph R. Gruenanlagen in Berlin. Berlin. Kunst. 1984. 165c.

171. Seume J.G. Mit dem Stempel der Wahrheit Leipzig. Insel Verlag. 1964. -79c.

172. Schreiber H. Die Hunnen. Augsburg. Drei Ulmen Verlag. 1995. 352c.

173. Schiller F. Ueber die aesthetische Erziehung des Menschen. Werke im vier Baenden. Band 2. Leipzig. VEB Bibliographisches Institut. 1962. 807c.

174. Schiller F. Balladen. Berlin. Verlag der Nation. 1988. 93c.

175. Steiner R. Imaginative Bilderschrift und abstrakte Buchstabenschrift. In. Erziehungskunst. Heft 5. Bund der Waldorfschulen. Stuttgart. 1968. 183c.

176. Stolz U. Der Kleine Ratgeber fixer Grosseltern. Hamburg. Verlag GMBH. 1994.-173c.

177. Thomas R. Mielke. Attila. Komg der Hunnen. Muenchen. Schneekluth Verlag. 941c.

178. Wostok Koeln. In., 1996/2. 87c.

179. Urania. Leipzig. Urania Verlag. 1978. - 80c.

180. Zulzer I. G. Allgemeine Theorie der schonen Kunste. Zweiteausgabe. Leipzig. 1792. Bd.l. -127

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.